Творческое наследие английского писателя Даниэля Дефо насчитывает более 500 различных произведений, включая как художественные книги, и так и публицистику. Но всемирную известность он получил благодаря одной единственной книге, с длиннющим названием, которое сможет воспроизвести далеко не каждый. В простонародии эту книгу часто называют по имени главного героя «Робинзон Крузо» или используют «сокращенную версию» названия «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Считается, что именно Даниэль Дефо и его роман лежат у истоков целого направления в мировой приключенческой литературе, которое в честь главного героя произведения получило название «Робинзонада».
Что такое «Робинзонада?».
Для начала давайте разберемся, что такое «Робинзонада», попробуем определить это явление, связав его с оригинальными мотивами романа Дефо. «Робинзонаду» как поджанр приключенческой литературы и кинематографа можно понимать в узком и в широком смысле.
В узком смысле
«Робинзонада» — это произведение о выживании человека или группы лиц на необитаемом острове.
Таким образом, под феномен «Робинзонады» попадает вся совокупность сюжетов про необитаемый остров, коих в мировой культуре великое множество, начиная собственно с самого «Робинзона Крузо» и заканчивая телепроектом «Последний герой».
В широком смысле
«Робинзонада» — любое литературное произведение о «выживании человека в дикой природе».
При таком понимании границы «Робинзонады» существенно расширяются и под определение попадает огромный пласт произведений, не имеющих прямой связи с книгой «Робинзон Крузо». Так классическим примером «не островной» или «животной» Робинзонады является книга Р. Киплинга «Маугли». В ещё более широком понимании, «условия существования» героя Робинзонады не ограничиваются именно дикой природой. Искусствовед Александр Акнист определил характерную черты «Робинзонады» как существование личности «вне общества».
Во всех определениях во главу угла так или иначе ставится «проблема выживания» в «экстремальных» или «непривычных» условиях или, как сегодня модно говорить, «сёвайв-концепт». Получается, что «Робинзонада» и жанр survive, который сегодня указывается под некоторыми произведениями мировой культуры — это практически одно и то же. На самом деле — не совсем. Сюжет и смысл романа Дефо, мягко говоря, не ограничивается историей о выживании на острове: это глубоко философский, пропитанный духом эпохи и религиозным чувством роман. Это роман о поиске себя, о поиске бога, о человечности. Книга в лучших традициях литературы своего времени раскрывает тему «человека и общества» и «человека вне общества». Робинзонада — достаточно сложный феномен, вмещающий в себя огромное количество смыслов, некоторые из них ведут своё начало от Даниэля Дефо, другие были привнесены позже многочисленными интерпретаторами великого романа, среди которых немало выдающихся имен: Ж. Верн, , Р. Л. Стивенсон, У. Голдинг, У. Эко, Дж. М. Кудзее, М. Трунье и другие. Романов Робинзонад — великое множество, и разбирать специфику каждого из них – дело для серьёзного литературоведческого исследования. Развитие темы Робинзонады в литературе требует отдельного разговора. В данной статье речь пойдет лишь о «внешней стороне» данного феномена, в которой Робинзонада представляется как «история о выживании». В этом качестве «образ Робинзонады» нашел своё отражение в массовой культуре и в общественном сознании публики, и именно эта сторона «истории о Робинзоне» вызывает наибольший интерес и определяет её популярность на протяжении многих столетий.
В российских школах «Робинзона Крузо» проходят в пятом классе. Вопрос о том, что пятиклассник поймет в этом романе с точки зрения его смыслового содержания и культурологических особенностей – вопрос открытый. В нашей стране восприятие «Робинзона Крузо» как «романа о выживании» связано ещё и с идеологическими моментами. Вполне очевидно, что в атеистической стране, при изучении этого романа в школе и исследовании его содержания литературоведами «христианская составляющая» всячески нивелировалась. В результате роман воспринимался как почти документальная история одного моряка. При таком подходе не только религиозный подтекст уходит на второй план, но и все смысловые линии романа начинают пониматься несколько под другим ракурсом.
Рождение легенды: происхождение и долгая жизнь образа Робинзона.
Имя главного героя Робинзона Крузо стала нарицательным, своеобразным «символом выжившего». Но был ли Робинзон первым выжившим в мировой культуре? Своим произведением Даниэль Дефо «сформировал систему координат» Робинзонады в мировой культуре, дал начало «культурному тренду» в литературе (а после и в кинематографе) нового и новейшего времени, по крайней мере, так принято считать из-за названия самого этого феномена. Однако сама тема, определившая приключенческую направленность, намного древнее писателя и его романа. Истоки Робинзонады проистекают из восточной литературы, из «Повести о Хайе, сыне Якзана», которая была написана ещё в эпоху средневековья, в XII веке. Её автор – арабский поэт Ибн Туфаль. Книга повествует о мальчике, который с самого рождения живет в диких условиях на острове. Выжить ему помогает лама, которая вскармливает его своим молоком. Из фабулы этой арабской повести можно сделать вывод, что в ней пересекаются мотивы «Робинзона Крузо» и «Маугли». Многие мотивы «Робинзона Крузо» переплетаются с повестью Ибн Туфаля.
Как бы парадоксально это не звучало, но «Робинзонада» пошла не от Робизона. Архитипический сюжет об острове сформировался ещё в древних мифах. Но главным источником вдохновения для Дефо стала сама жизнь и реалии его эпохи. При всей кажущейся невероятности истории, положенной в основу романа, она вовсе не была плодом вымысла автора. Ни для кого не секрет, что у Робинзона Крузо есть реальный прототип – шотландский моряк по имени Александр Селькирк. В «островной жизни» реальной исторической личности и вымышленного героя были общие черты. Например, рассказывают, что Селькирк без конца читал Библию, хоть и не являлся набожным человеком, на его острове, так же как и у литературного героя, были козы, и ему удалось их одомашнить.
Литературный Робинзон стал настолько легендарен, что его именем назвали вполне реальный остров, — подумает читатель, посмотрев на карту мира и увидев у берегов Америки остров «Робинзон Крузо». Правда, его местоположение не совпадает с тем, на которое указывает Дефо в названии своей книги. В оригинальном длинном заглавии говорится, что Робинзон попал на остров неподалеку от устья реки Ориноко, что у берегов Венесуэлы, а остров «Робинзон Крузо» находится совсем с другой стороны Америки – возле Перу. Этот остров, сегодня носящий имя самого известного островитянина, раньше назывался Мас-а-Тьерра, и как раз на нём и провел четыре года Александр Селькирк, ставший прототипом Робинзона Крузо.
А в той точке земного шара, которую избрал британский писатель для «поселения» своего персонажа никакого острова нет. Остров Робинзона — вымышленный. Роман и реальность не совпадают не только географически и хронологически (Александр Селькирк прожил на острове 4 года, Робинзон Крузо – 28). Характер героя и история его попадания на остров также сильно различаются. «Реальный Робинзон» Александр Селькирк обладал скверным нравом и поссорился с командой, за что и был высажен на остров. Реальная история Александра Селькирка впоследствии будет неоднократно использована в интерпретациях и переработках сюжета Дефо. Так, например, во французском фильме по мотивам романа «Робинзон Крузо» герой попадает на остров по той же причине, что и Селькирк. В романе «Мистер Фо» южноафриканского лауреата Нобелевской премии Джона Максвела Кудзее образ Крузо вызывает куда больше ассоциаций с реальной фигурой Селькирка, нежели с литературным Робинзоном, которого задолго до этого создал настоящий мистер Фо. В настоящей фамилии автора Робинзона не было слога де, его звали просто Даниэль Фо.
Реальные Робинзоны. До и после Селькирка
Эпоха, когда писался роман и когда происходит его действие – весьма благодатное время для мореплавания и пиратства. Это колониальная эпоха в истории Америки, когда у её берегов ходили английские и испанские корабли, кораблекрушения были не редкостью, а процесс освоения американских земель и окружающих континент островных территорий ещё не был завершен. Поэтому вокруг Америки было много необитаемых островов. В такой модальности история Робинзона уже не представляется столь невероятной, какой может показаться на первый взгляд. Не случайно, действие многих романов-робинзонад, написанных уже после Дефо, происходит именно в этот период. Александр Селькирк был далеко не единственным человеком, которому довелось выживать на необитаемом острове. Подобное случалось и до, и после Колумба, и история знает людей, которым повезло с островом гораздо меньше, чем реальному и литературному Робинзонам – Селькику и Крузо.
Например, испанского моряка Педро Серрано после кораблекрушения выбросило на небольшой клочок суши, который представлял собой песчаную гряду. Ни растеньица, ни речушки. Казалось бы, как выжить в таких условьях? Но испанский матрос нашел выход. Единственными живыми существами, посещавшими остров, были морские черепахи. Педро научился охотиться на них — в результате получил пищу, употребляя мясо черепах в «сушеном» виде и воду – из панциря этих животных можно было изготовить ёмкости для того, чтобы набирать пресную дождевую воду.
Уже после выхода в свет романа «Робинзон Крузо», в 1809 году на необитаемый остров заносит американского моряка. Узнав его имя, невольно задумываешься либо о «магической силе» книги, либо о загадочном историческом совпадении. Звали этого американца Даниэль Фосс – то есть он почти полный тезка автора «Робинзона Крузо». А вот реальная история и природные условия острова оказались куда более сопоставимы с историей Педро Серрано, нежели с книгой. Остров, на который попал Даниэль, почти полностью состоял из камней, единственным куском дерева стало «старое весло». Подобно герою романа, реальный Робинзон по фамилии Фосс делал на нём зарубки, отсчитывая время. Так же, как и в истории испанца Серрано, остров не отличался живностью, если испанцу выжить помогли черепахи, для американца спасением стали тюлени. Они обеспечили ему и еду, и теплую одежду. На острове Даниэль Фосс прожил пять лет.
Книга Крузо не случайно прославилась в первую очередь как «сёвайв история», ведь это настоящее руководство по выживанию. По крайней мере, в таком качестве её использовал Джемери Бибс. Паренек 14 лет от роду попал в кораблекрушение в Тихом океане. После того, как ему удалось спастись и попасть на остров, он вспомнил все, что читал в книге Дефо и благодаря этому выжил.
Для некоторых людей история Робинзона Крузо стала источником вдохновения и вызвала желание добровольно уйти «от мира». Для них робинзонада – не воля случая, а осознанный выбор. Таких историй можно вспомнить две. Робинзонада вдохновила американца Тома Нила, который добровольно поселился на острове Суворова. В отличие от предыдущих героев, к отшельничеству он обстоятельно подготовился, и эта подготовка не ограничивалось только чтением романа. История Тома Нила – весьма характерный пример «реальной Робинзонады», раскрывающий мировоззренческие аспекты этого феномена. Почти для любого Робинзона главная цель — «выбраться» из своего «островного дома». Но стоит вспомнить, что герой романа «горел» этой идеей только поначалу, позже сумев принять и полюбить свой новый мир. На протяжении долгих лет, которые Том провел на острове, к его обиталищу приставали корабли, но он был не рад гостям и всячески показывал, что мирская жизнь его не интересует. Уехав на остров в 1957 году, он возвращается назад лишь в 1977, то есть спустя 20 лет.
Уже после Тома Нила, в 1980-х годах, участником «Добровольной Робинзонады» становится Джеральд Кингсленд. И отправляется он туда не один. Задумывая «островную авантюру» как социальный эксперимент, он подбирает себе спутницу, подав объявление в газету. На его предложение откликается Люси Ирвинг. Будущие «островитяне» вступают в брак и осуществляют свой план по изоляции от мира. Но на острове, что называется, они не сошлись характерами. В истории этой парочки к «робинзонаде» добавляется мелодраматический и психологический компонент. Их история была экранизирована. Фильм, снятый по реальным событиям, стал не единственным в мировом кинематографе, раскрывающим тему «двое и остров». Своим экспериментом Кингсленд Ирвинг дали «Робинзонаде» ещё несколько линий для развития.
В статью вошли далеко не все истории реальных Робинзонов. Их было намного больше, и выживать приходилось в самых разных условиях. Многие островитяне, успешно вернувшись домой после вынужденной или добровольной робинзонады, описали свои приключения, создав документальные повести. Так мировая культура получила множество сюжетов «новых робинзонад», а сам феномен «Робинзонады» является не только культурным и литературным, но и историческим и социальным.
При расширенном понимании «Робинзонады» необходимо уйти от концепта острова и вывести на первый план тему сосуществования с природой и выживания в диких условиях. Вспоминается история Йосси Гинберга, чей образ был воплощен «Гарри Поттером вся кинематографа» Дэниэлом Редклиффом в приключенческом фильме «Джунгли» 2017 года выпуска. Фильм снят по реальным событиям и опирается на книгу еврейского путешественника. В этом же ряду можно назвать и знаменитого ученого Тура Хейердала, совершившего легендарное путешествие на плоту Кон-Тики к землям Полинезии, и его история также была экранизирована.
Робинзонада в кинематографе
Так мы медленно и верно подобрались к одной из самых популярных сфер культуры – к кинематографу и очевидно, что образ Робинзона в массовой культуре формировался в том числе через кино. Роман Дефо был экранизирован неоднократно. В числе классических экранизаций выделяется советский фильм, где в роли Робинзона выступил Леонид Куравлев. Запомнив этого артиста в комедийном амплуа, многие удивятся, но именно Куравлева можно считать лучшим «оригинальным Робинзоном» в мировом кино. Вот так советские артисты, сыгравшие «англичан, придуманных англичанами» дважды становились лучшими в мире в этой роли. Если кто не понял, второй – Василий Ливанов – официально «лучший Шерлок Холмс». Фильм «Робинзон Крузо» производства СССР является наиболее близким к оригиналу по сравнению с остальными классическими экранизациями.
В последние годы вышло также немало фильмов, соотносящихся с «Робинзонадой». Каноническим примером «робинзонады не о робинзоне» в современном кинематографе всё чаще называют фильм «Изгой» (2000 г.) с Т. Хэнском в главной роли. Недостаточно замеченным оказался откровенно средненький фильм «Затерянный остров» 2011 года, ярко показывающий достаточно «плоское» понимание феномена Робинзонады.
Оригинальным и достойным вариантом «современной Робинзонады» получился испано-французский фильм «Атлантида», имеющий литературную первооснову в виде романа «Холодная кожа» испанского писателя Альберта Санчеса Пиньоля. Не соотносящееся с содержанием и непонятно откуда взявшееся название «Атлантида» – это креатив русских переводчиков.
Эта кинематографическая работа снята на грани жанров приключения, фэнтези и ужасов. В фильме достаточно много «экшна». На протяжении всей картины два главных героя, очень разных по характеру, но вынужденных научиться понимать друг друга, борются с монстрами. Тему монстров можно сопоставить с темой «людоедов» в оригинальном романе. Из племени людоедов Робинзон спасает своего «друга и верного слугу» Пятницу, герои фильма «Атлантида» также приручают одно из существ, терроризирующих остров. Являясь продуктом массовой культуры, фильм получился глубоким по своему философскому содержанию, в нём налицо ницшианские мотивы, цитаты Ницше открыто приводятся в фильме. Своеобразная «подмена» «христианской философии» оригинальной книги «ницшеанством» в современной интерпретации на самом деле вполне объяснима в контексте «секулярной эпохи», которую «тренду Робинзонады» пришлось пережить. Обмирщение сознание заменило «поиск бога» и «путь к христианской морали» другими философскими константами. Если Робинзон Крузо и Александр Селькирк были верующими, то для Робинзонов секулярной эпохи бог умер. Этот вопрос в своей интерпретации Робинзонады поставил французский писатель Мишель Турнье, чья книга «Пятница или Тихоокеанский Лимб» — это яркая философская робинзонада эпохи «постмодернизма», написанная под явным влиянием философии экзистенциализма.
«Много Робинзонов»
В изначальном «островном мифе», на базе которого писал свой роман Дефо, остров – символ оторванности от мира, место уединения и «рождения нового человека», способного осуществить цивилизационный проект. Робинзон – одиночка. Однако в мировой культуре Робинзон далеко не всегда одинок, и речь в данном случае не о Пятнице как спутнике Робинзона. В числе классических «романов-робинзонад» вторым, после собственно романа Дефо, часто называют «Таинственный остров» Жюля Верна, где на необитаемом острове оказывается целая группа центральных персонажей, а соответственно мотивы «Робинзонады» приобретают уже совсем другой оттенок. Уильям Голдинг в своём романе «Повелитель мух» делает героями романа группу подростков, с одной стороны, закрепляя репутацию «робинзонады» как романа для юношества, а, с другой стороны, ставя проблему «психологии социальной группы, ещё одного популярного мотива «Робинзонады».
«Робинзонады с несколькими Робинзонами» хорошо приживаются в мировой культуре. Ведь это — настоящий Клондайк для писателей и киноделов. Разные люди, разные судьбы, разные характеры и взгляды на жизнь — всё это создает хороший плацдарм для драматизации, можно сказать, что конфликт подается почти «на блюдечке». Нескольким Робинзонам надо не просто выжить и выбраться с острова, но и действовать при этом сообща, а соответственно научиться взаимодействовать в предлагаемых обстоятельствах. Таким образом, тема «выживания» дополняется темой «сосуществования» и «взаимодействия». В таких «Робинзонадах» человеческие взаимоотношения выходят на первый план. Сразу «много Робинзонов» довелось наблюдать потребителям телевизионного контента, живущим в разных странах мира. Тема получила воплощение в телевизионных сериалах. Самый известный из них – американский фильм «Остаться в живых», насчитывающий несколько сезонов и ставший культовым в определенных кругах. Российской версией сериала-Робинзонады стал фильм «Остров ненужных людей». Как часто бывает в отечественных сериалах, в этом фильме многое условно, «притянуто за уши», а тема «ненужных людей» и, как следствие, человеческих отношений накладывается на приключенческий сюжет. Сам по себе сериал – достаточно убогое, но всё же закономерное проявление «популяризированного сюжета Робинзонады».
Конечно, разговор о «Робинзонаде на телевидении» не может обойтись без «Последнего героя». На наше телевидение этот проект пришел с запада, являясь адаптацией американского шоу. Между тем, ещё задолго до «Последнего героя» в нашей стране существовали лагеря выживания, пользующиеся большой популярностью у молодежи. Не сложно догадаться, что назывались они «Робинзонады». Став своеобразным предшественником «Последнего героя», не показанными по телевизору Робинзонады проводятся до сих пор.
О проекте «Последний герой» на сайте выходила отдельная статья, где он рассматривался в том числе и в контексте Робинзонады, поэтому подробно о нём говорить не будем. «Последний герой» — характерное порождение массовой культуры, почти не имеющий ничего общего с романом Дефо, кроме темы необитаемого острова. Тем не менее, некоторые характерные черты феномена «Робинзонады», популяризированные и деформированные в массовой культуре, в нём всё-таки просматриваются. Реалити-шоу «Последний герой» — это ориентированный на массового зрителя вариант передачи, где «Робинзонада» выступает условиями существования в «замкнутом пространстве» случайных людей, что соотносится с «пост-робинзоновским» бытием данного явления (в модальности «много Робинзонов»). В отличие от Робинзона Крузо, который на острове осознал бренность и бесполезность денег, для участников проекта именно деньги были главной мотивацией, и победитель получал награду в миллионах. Подобное «переворачивание» смысла – это не изобретение современного общества, где процветает рвачество. В упомянутом выше романе Турнье Робинзон, вступая в антитезу с оригиналом, восхваляет деньги и продажность. Этот пример показывает, что многие смыслы «робинзонады» были умышленно перевернуты в своём развитии задолго до попадания на ТВ, получив в новую эпоху лишь новое закономерное воплощение, которое требует народ.
Мы с Вами живем в пост-секулярную эпоху, когда на место религии и идеологии постепенно начинают занимать мистические, эзотерические и аномальные явления. В этом смысле любопытен тот факт, что участниками 7-го сезона «Последнего героя» стали не кто-нибудь, а экстрасенсы. Такой очень сомнительный современный ответ «христианскости» Романа Дефо, написанного в начале 18 века.
Меняются эпохи, культурные и мировоззренческие ориентиры общества, а тема «человек и остров» остается, и совсем не удивительно, что в своём развитии она обретает новые смыслы. Исторически «Робинзонада» «подмяла» под себя всё, что связано с островами и выживанием в дикой природе. При всей многогранности этого феномена в массовой культуре на первое место выходит именно приключенческая составляющая, «сёвайв-история», как наиболее интересный и привлекающий публику компонент «Робинзонады».
Рассказать друзьям:
Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик. Создатель, администратор и главный автор портала ГУМАНИТАР-МЕДИА
Похожее
Книги о выживании человека в условиях изоляции от общества.
В начале XVIII века англичанин Даниель Дефо написал свой самый известный роман с названием, которое по содержательности может поспорить с иным синопсисом.
«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».
Сейчас роман Дефо известен просто как «Робинзон Крузо». Это далеко не первая в истории литературы книга о выживании человека на необитаемом острове, но, безусловно, самая известная. Даже если вы её не читали, то наверняка имеете хотя бы минимальное представление о сюжете.
Про этого персонажа Дефо написал ещё две книги, в одной из которых титульный герой даже посещал Россию. Но самая известная из них всё-таки первая. Ведь именно благодаря её популярности в литературе зародился целый новый жанр — робинзонада. За почти 300 лет различных робинзонад вышли десятки. Рассказываем о самых интересных из них.
«Голубая лагуна», Генри Де Вер Стэкпул
Книга 1908 года, сюжет которой в нашей стране больше известен по одноимённому американского фильму 1980 года и его сиквелу 1991 года с Милой Йовович в главной роли.
В результате кораблекрушения кок попадает на необитаемый остров вместе с двумя маленькими детьми — мальчиком и девочкой. Он учит их основам выживания, но вскоре умирает, не успев объяснить, чем отличается мужчина от женщины и в чём смысл этого различия. Дальше мальчику и девочке приходится заботиться о себе самим. У них это неплохо получается: они не голодают, не болеют, живут в хижине, рыбачат, собирают фрукты на обед. Однако помощь к ним всё не спешит.
Проходят годы. Мальчик становится юношей, девочка девушкой. Вроде бы у них всё как раньше, но теперь что-то не так. Появилось какое-то новое чувство. Смотреть друг на друга, как раньше, они уже не могут.
«Голубая лагуна» — это робинзонада, которой интересна не столько тема выживания цивилизованного человека в диких условиях, сколько попытка понять, сильно ли отличается современный человек от своих древних предков, живших на лоне природы. И сможет ли современный человек выжить в таких условиях, или же прогресс у него что-то отнял, и без учителей и книг он уже ни в чём никогда не разберётся.
Автор даёт однозначный ответ — сможет. Не только быт свой обустроит, но и вполне успешно продолжит род, руководствуясь одними лишь инстинктами.
«Повелитель мух», Уильям Голдинг
Обласканный критиками и кинематографистами роман о том, как группе британских школьников после авиакатастрофы приходится выживать на необитаемом острове. Все парни — воспитанники элитной школы, юные джентльмены, которые привыкли жить по правилам закрытого общества. Однако на острове взрослых нет, а значит нет и навязанных норм. Поэтому дети могут придумать свои правила.
Правило первое: кто держит в руках морскую раковину, тот и главный. Правило второе: справлять нужду можно только в одном месте, а не где попало. Правило третье: самого умного и адекватного мальчика, который точно знает, как обустроить быт, чтобы не погибнуть от голода и болезней, следует величать Хрюшей за полноту и вообще над ним можно издеваться.
«Повелитель мух» — это тоже робинзонада, однако, вопреки другим подобным книгам, здесь во главу угла ставятся не особенности обустройства быта на необжитой территории, а нюансы построения нового общества в условиях отрыва от цивилизации.
Первое время школьники живут по инерции, соблюдая правила из внешнего мира, но довольно скоро скатываются чуть ли не к первобытному строю. Появляются свои мифы, грубая физическая сила ценится больше, чем острый ум, а убийство становится чем-то обыденным. Школьники превращаются в племя дикарей, делают копья и открывают охоту на тех, в ком ещё сохранились отголоски цивилизации.
В том возрасте, в котором мальчики попали на остров, они очень шумные и только и делают, что пытаются впечатлить друг друга. Джек, лидер охотников (одна из группировок мальчиков на острове), очевидно ничего не смыслит в охоте. Я нарочно сделал его хористом, потому что они, как известно, похожи на тихих красивых мальчиков.
Когда Джек говорит другим ребятам, что он будет лидером охотников, у них возникает шок. Я хотел удивить читателя тем, что такой невинный мальчик может оказаться настолько зловещим. Он так жаждет получить немного власти над группой, что готов уничтожить свою невинность и убить живое существо.
Уильям Голдинг, писатель
«Коралловый остров», Роберт Баллантайн
Роман «Повелитель мух» Уильям Голдинг писал, оглядываясь не столько на «Робинзона Крузо», сколько на роман 1857 года «Коралловый остров». Книга англичанина Голдинга была своеобразным ответом на книгу шотландца Баллантайна.
Главные герои здесь — тоже юные англичане. И они, тоже волею случая, оказываются на необитаемом острове. Только тут их всего трое, а не целая толпа. Школьники начинают обустраивать свой быт, борются с опасностями, воюют с дикими свиньями, аборигенами и пиратами. В общем, неплохо проводят время. После всех приключений герои возвращаются в большой мир, став лучше, чем были.
Если сравнивать две книги, то «Коралловый остров» — это роман о детях, у которых получилось нормально жить на необитаемом острове, а «Повелитель мух» — о детях, у которых это не получилось. Очевидно, что в XIX веке писатели более оптимистично смотрели на человечество, чем сотню лет спустя.
«Стена», Марлен Хаусхофер
Довольно популярный на родине, но малоизвестный в наших краях роман австрийской писательницы Марлен Хаусхофер обращается к жанру робинзонады через мистику. Книга написана в 1963 году. По сюжету, главная героиня, женщина средних лет, приезжает в горы с парой родственников на выходные, чтобы пожить в охотничьем домике.
К её услугам двухэтажная вилла из толстых брёвен с большой кухней, столовой, гостиной и запасом продуктов на случай атомной войны. Вокруг природа, свежий воздух… Собачка рядом бегает, кошка мурлычит, а беременная корова мычит.
Всё вроде бы хорошо, но потом происходит что-то странное. В одно утро родственники куда-то пропадают, а место, в котором стоит домик, оказывается окружено невидимой стеной непонятного происхождения. Женщина остаётся в полном одиночестве.
Весь роман представляет собою дневник главной героини, в котором она рассказывает о своей жизни на изолированном от окружающего мира участке пространства. За преграду ей не выбраться. Да и снаружи никто на помощь отчего-то не приходит.
Концептуально роман похож над «Под куполом» Стивена Кинга, только там рассказывалось о людях, которые не могут покинуть свой город из-за невидимой преграды и о социальной напряжённости, которая образовалась из-за этого.
В «Стене» же человек всего один. Социальной напряжённости нет — только страх, что даже если невидимая преграда исчезнет, одиночество не закончится. Не исключено ведь, что в мире случился какой-то катаклизм, убивший всё человечество, и стена — это не наказание, а спасение.
Впрочем, прямого ответа на этот вопрос Марлен Хаусхофер не даёт. Произведение в какой-то момент просто заканчивается, и многое приходится додумывать самому. К слову, по мотивам этой книги в 2012 году вышел одноимённый фильм.
«Бетонный остров», Джеймс Баллард
Роман 1974 года, который превращает Робинзона Крузо в пленника современного (на момент написания) общества потребления. Главный герой, архитектор, попадает в аварию на автостраде и вылетает с неё на свалку, отрезанную от внешнего мира тремя эстакадами. Ему нужна медицинская помощь, но ждать её неоткуда.
Водители проезжающих наверху машин будто не видят его или просто не придают значения тому, что там внизу среди кучи мусора и ржавых автомобилей лежит искорёженная после падения машина и еле стоит на ногах человек.
Главный герой пытается выбраться из ловушки по куче мусора, добирается до дороги, но непрекращающийся автотранспортный поток не даёт ему выйти за границы мусорного треугольника. Герой изолирован от мира и в буквальном смысле выброшен на помойку. Ему теперь нужно как-то бороться за выживание, используя лишь то, что он найдёт на свалке и в своём автомобиле.
Остров в Тихом океане, как у Робинзона Крузо, может быть недоступен, но есть и другие острова, совсем рядом с домом, в паре шагов от тротуаров, по которым мы ходим каждый день. Они окружены не морем, но бетоном, заборами из металлических сеток и ударопрочным стеклом.
Всем горожанам знаком этот постоянный подсознательный страх — оказаться запертым в тоннеле метро из-за сбоя питания или застрять в лифте на верхних этажах опустевшего перед выходными офисного здания.
Джеймс Баллард, писатель
«Бетонный остров» входит в так называемую «Трилогию городских катастроф» Балларда. Помимо реверенса в сторону Робинзона Крузо, там же есть роман «Автокатастрофа», — про человека, которого сексуально привлекают фотографии разбитых машин и изувеченных тел, — а также «Высотка», о состоятельных жителях 40-этажного дома, которые устроили войну этажей.
«Марсианин», Энди Вейр
Про книгу американского писателя Энди Вейра три года назад говорили все, кому не лень. Это дебютный роман, который в короткие сроки снискал славу по всему миру и стал основой для одноимённого фильма Ридли Скотта.
Волею случая главный герой, астронавт Марк Уотни, оказывается брошен коллегами на Марсе. Быть может, товарищи ещё вернутся за ним, а может быть и нет.
В любом случае, ближайшие месяцы Марку придётся рассчитывать только на свои силы. Еды у него немного. Воды ещё меньше. Связи с Землёй нет. Зато есть модули, в которых можно жить без скафандра, масса инструментов, грузовичок и большой запас собственных фекалий в туалете, чтобы удобрить марсианскую почву и попробовать вырастить на ней картошку.
В общем, это почти «Робинзон Крузо», но на Марсе. Разве что Пятницы тут нет. Даже намёка на него в виде волейбольного мяча с кровавым отпечатком руки на нём (как в «Изгое», например). Одиночество главного героя скрашивают запасы комиксов про Аквамена и коллекция танцевальной музыки в жанре диско.
В своём романе Энди Вейр хотел максимально точно показать, с чем столкнулся бы человек из нашего времени, окажись он на Марсе.
Я просто сидел и думал, как бы выглядела пилотируемая миссия на Марс с использованием современных технологий. Потом я начал размышлять обо всём том, что могло пойти не так. Так я придумал неудачливого главного героя и заставил его пережить всё это.
Энди Вейр, писатель
Всю книгу главный герой обустраивает свой быт и борется с трудностями, которые возникают одна за другой. Автор подробно рассказывает, каким способом Уотни создаёт огород, как добывает воду и почему улетевшие коллеги не могут просто развернуть свой корабль и вернуться за ним.
Я черпал вдохновение в фильме «Аполлон-13». Моя любимая сцена — та, где герои делают фильтр для углекислого газа из подручных материалов. Они ещё назвали его «почтовым ящиком». Я хотел, чтобы вся моя книга была как эта сцена.
Энди Вейр, писатель
Конечно, сейчас в интернете можно найти с десяток подробных разборов романа, в которых объясняется, где Энди Вейр допустил ошибку, но «Марсианин» — это всё-таки художественное произведение, а не инструкция по выживанию на другой планете. Главное здесь — показать, что человеческий разум способен придумать решение для любой проблемы.
«Шлюпка», Шарлотта Роган
Одна из самых свежих робинзониад, вышедшая в 2012 году, помещает главного героя не на комфортный тропический остров, где еда растёт на каждом дереве, а в крайне стеснённые обстоятельства с ограниченным количеством ресурсов. На дворе 1914 год. После кораблекрушения главная героиня оказывается в спасательной шлюпке с ещё тридцатью людьми.
Еды и пресной воды мало. Придет ли помощь — неизвестно. А ещё на шлюпке появляется негласное правило: если кто-то, пусть и случайно, окажется за бортом, назад его уже не пустят.
Действие романа происходит в двух временных пластах. В одном описывается, как люди, умирая от жажды и молясь о дожде, пытаются выжить в шлюпке посреди океана. В другой, в будущем, главную героиню и ещё нескольких выживших женщин судят за некое убийство, которое они совершили на борту шлюпки.
Я начала писать «Шлюпку» после того, как прочитала о суде над моряками, начавшемся после того, как их спасли. Меня зацепила идея о том, что попытку человека выжить потом могут втиснуть в рамки закона и морали и наказать его за это. Когда вы ограничиваете группу людей небольшим пространством неизбежно возникают конфликты. Люди не ладят друг с другом и особенно не ладят с теми, кто не похож на них.
Шарлотта Роган, писательница
Впрочем, этот список можно продолжать ещё долго. К нему, к примеру, легко добавить бесчисленное количество фильмов, которые использовали ту же идею, что была в «Робинзоне Крузо», а ещё игры и комиксы. А всё потому, что своим романом Даниель Дефо предоставил литераторам всего мира отличную площадку для экспериментов над концепцией.
О самых популярных робинзонадах в литературе и кинематографе рассказывает сегодня «РГ».
1. «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо
Интересно, что Селкирк вовсе не попадал ни в какую беду, а его корабль целым и невредимым добрался до пункта назначения. Просто моряк отличался скверным характером, и позволял себе перечить самому капитану судна. Во время одной из таких ссор он потребовал немедленно высадить себя на берег, что тотчас и было исполнено. Правда, поняв, что земля необитаема, Селкирк очень быстро передумал, но уставший от его неповиновения капитан был уже непреклонен.
Матросу оставили необходимые для жизни вещи, инструменты и семена, после чего корабль отправился дальше по своему маршруту, а Селкирку оставалось лишь обдумывать свое поведение и искать пути, чтобы выжить. Однако если прототип Робинзона попал на остров, по сути, по собственной воле, то литературному персонажу пришлось пережить кораблекрушение.
В книге Дефо корабль, нелегально направлявшийся в Африку за рабами, попал в бурю и сел на мель неподалеку от острова. Робинзон оказался единственным выжившим членом экипажа. Автор обошелся со своим героем куда суровее, чем сама судьба обошлась с матросом Селкирком: Робинзону Крузо пришлось прожить на острове целых 28 лет!
Ему приходится учиться не только сеять, строить, шить, но и изготавливать посуду и инструменты, приручать диких животных, выделывать шкуры — словом, он должен освоить все те премудрости, которые изрядно подзабыты уже в современном ему цивилизованном обществе. Однако предприимчивому англичанину, в конце концов, удалось не только выжить, но и найти себе друга и помощника.
2. «Таинственный остров» Жюля Верна
«Таинственный остров» — роман Жюля Верна, опубликованный в 1874 году. Это спин-офф книг «20 000 лье под водой» и «Дети капитана Гранта». Главные герои книги — пять человек, бежавших из США во время гражданской войны на воздушном шаре, потерпели крушение над океаном. Каждый из пятерых обладает тем или иным талантом, и, действуя сообща, они основывают целую колонию.
Из единственного зернышка, найденного в кармане, поселенцы выращивают колос, а затем — поляну и, наконец, целое пшеничное поле. Колонисты строят мельницу и дома для себя, шьют из шерсти теплую одежду и одеяла и вскоре уже не испытывают нужды ни в чем. Впрочем, некий таинственный покровитель время от времени выручает их из тех или иных затруднительных ситуаций…
Кстати, к теме робинзонады Жюль Верн обращался неоднократно. Так, в его малоизвестном читателю романе «Школа Робинзонов» главный герой не только попадает на необитаемый остров (правда, не один, а со спутником), но и полностью повторяет путь Крузо, включая спасение Пятницы. Правда, позднее выясняется, что и кораблекрушение, и визит «каннибалов» были всего лишь искусной постановкой. Таким замысловатым образом дядя главного героя пытался проверить его на зрелость и научить жизни.
3. «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса
«Остров доктора Моро» — во многом знаковый роман, открывший новый своеобразный поджанр в литературе — фантастическую робинзонаду. Впоследствии в этом жанре работали многие писатели-фантасты, появились в числе прочего и разнообразные космические робинзонады.
Итак, доктор Моро — гениальный ученый, занимающийся экспериментальной зоологией. Однако научную ценность своих опытов он ставит куда выше моральных норм и человечности. За жестокие опыты над животными и бесчеловечное обращение с ними он изгнан на уединенный остров. Однако Моро и здесь продолжает свои эксперименты, и, в конце концов, ему удается воплотить свою мечту. Он населяет остров полуразумными зверолюдьми морлоками. В конечном счете, одно из творений Моро убивает безумного демиурга.
4. «Повелитель мух» Уильяма Голдинга
Этот роман — один из тех случаев в истории литературы, когда комментарий становится известнее и популярнее «исходной реплики». «Повелитель мух» был написан как иронически-аллегорический комментарий к приключенческому роману Роберта Баллантайна «Коралловый остров», идеализированно-оптимистичной подростковой робинзонаде. Даже имена ключевых героев заимствованы именно из него. Однако «Коралловый остров» так и не вышел за рамки поучительной истории в духе своего века, а вот «Повелитель мух» стал-таки признанной классикой.
Во время войны группа детей, эвакуированных из Великобритании, попадает в авиакатастрофу и оказывается на необитаемом острове. Между старшими мальчиками начинается борьба за лидерство, и, в конечном счете, подростки разбиваются на два противоборствующих лагеря. При этом лидер одной из групп все еще помнит о том, что нужно жечь костры и подавать сигналы бедствия, чтобы рассчитывать на спасение. Другая группа начинает вести дикарский образ жизни, дети постепенно формируют дикие культы и ритуалы, происходят первые убийства. К дикарям примыкает все больше детей, и все больше в них проявляются первобытные инстинкты.
5. «Остров накануне» Умберто Эко
«Остров накануне» — не самая обычная робинзонада. Прежде всего, потому, что основное действие в ней разворачивается не на острове (хоть остров и присутствует в непосредственной близости), а на пустом корабле.
По сюжету, неподалеку от населенного дикими туземцами острова в Тихом океане становится на якорь корабль «Дафна». Команда высадилась на острове и погибла практически в полном составе. В живых на корабле остался молодой человек по имени Роберто де ла Грив. На борту корабля нет больше шлюпок, а Роберто не умеет плавать. Поэтому он вынужден оставаться на «Дафне» без всякой возможности связаться с кем-либо, в полном одиночестве.
Юноша постепенно сходит с ума, вспоминая о своих детских страхах. Например, о коварном брате-близнеце, которого …никогда не существовало. Давным-давно Роберто сам его выдумал. Однако теперь брат становится куда более реален, чем прежде…
6. «Рыцари сорока островов» Сергея Лукьяненко
Первый — и, по мнению многих поклонников, один из лучших — опубликованный роман российского фантаста Сергея Лукьяненко продолжает лучшие традиции «Повелителя мух» Голдинга и одновременно — «Града обреченного» Стругацких.
Действие происходит на неизвестной планете, где некие гипотетические «инопланетяне» ставят жестокий эксперимент. Сорок островов населены подростками, каждого из которых «сфотографировал» когда-то незнакомец, после чего тот оказался уже в незнакомом мире.
Здесь дети не просто выживают. Здесь действуют свои правила. Нельзя играть в поддавки, нельзя драться после развода мостов и нельзя смотреть вверх, когда заходит солнце. Здесь дети убивают друг друга. Каждый остров сражается против всех остальных, потому что только жителям острова-победителя обещано право вернуться домой. Подобно Голдингу, Лукьяненко не идеализирует своих юных героев и ставит их в очень жесткие условия, заставляя делать непростой выбор.
7. «Голубая лагуна»
Разумеется, тема робинзонады нашла самое широкое отражение и в кинематографе. Помимо многочисленных экранизаций и адаптаций уже перечисленных романов, немало снималось и снимается и оригинальных произведений в этом жанре. Впрочем, фильм, о котором сейчас пойдет речь, вовсе не оригинален. В его основу легла одноименная повесть Генри де Вер Стэкпула. Книга экранизировалась неоднократно, однако наибольшую известность приобрела картина 1991 года «Возвращение в Голубую лагуну» с Милой Йовович и Брайаном Краузе в главных ролях.
Лента снималась как продолжение фильма 1980 года, однако сюжетно очень мало от него отличается. Ричард и Лилли в возрасте четырех лет попадают на необитаемый остров. К счастью, остров им попался практически райский: без диких хищников, зато со множеством съедобных плодов и удивительно красивой природой. Дети подрастают и влюбляются друг в друга. И когда к острову подходит корабль, готовый вернуть их в «нормальный» мир, выбор между цивилизацией и маленьким раем оказывается не так уж прост.
8. «Остаться в живых» (Lost)
Телесериал «Lost», завоевавший множество телевизионных премий и наград, получил в свое время статус практически культового. Это история пассажиров авиалайнера, потерпевшего катастрофу над тропическим островом в Океании.
Действие сериала разворачивается в настоящем времени на острове. Параллельно через бэкграунды зрителю рассказываются предыстории каждого из ключевых для того или иного эпизода персонажей. Незнакомые между собой (а зачастую и несимпатичные друг другу) люди вынуждены действовать вместе для того, чтобы выжить. Кто-то предпринимает попытки покинуть остров.
Между тем остров преподносит выжившим все новые и новые сюрпризы и задает загадки, на которые не всегда удается найти ответы.
9. «Изгой»
Кинофильм «Изгой» Роберта Земекиса — классическая робинзонада в современном антураже.
Герой Тома Хэнкса Чак Ноланд вполне близок и понятен зрителю XXI века, в отличие от Робинзона Крузо, чья картина мира уже слишком архаична для многих. И, тем не менее, Ноланд вынужден проживать все те же тяготы и испытания, что и его далекий прообраз, включая и изнурительную работу ради выживания, и изматывающее одиночество. Он поет песни у костра и разговаривает с мячом по имени Уилсон, чтобы не забыть звук человеческой речи…
А по возвращении домой спустя четыре года ему предстоит узнать, что в нормальном мире ему уже нет места.
10. «Жизнь Пи»
Список робинзонад был бы неполон, если не включить в него «Жизнь Пи», картину, вышедшую на экраны сравнительно недавно и получившую 11 номинаций на премию Американской киноакадемии «Оскар».
Человек по имени Пи рассказывает писателю невероятную историю своей жизни. Будучи подростком, Пи путешествовал вместе с родителями и животными из их зоопарка. Судно потерпело кораблекрушение, и в спасительной шлюпке вместе с мальчиком оказались несколько зверей — гиена, обезьяна, зебра и бенгальский тигр. Много дней лодка плыла по океанским волнам, и между ее обитателями разворачивалась борьба за выживание.
В конце концов, в живых остались только мальчик и тигр. Впрочем, нашедшие Пи позднее люди так и не поверили в его историю. И тогда он представил другую — где в лодке с ним были его мать, матрос и корабельный кок… Так получилось более правдоподобно, хоть и куда как более жестоко. В финале Пи предлагает писателю выбрать ту историю, которая понравилась бы ему больше.
10 писем Робинзону. Несколько слов на прощание
Понятие «свой дом», в котором проходит твоя жизнь, для большинства людей однозначно. Поэтому возвращение к себе домой должно быть радостным, волнующим, приятным. Отсутствовавшего ждут близкие и друзья, какие-то новости, непросмотренная почта, привычный уют — словом все, что именуется повседневным бытом.
Мое десятидневное отсутствие воспринималось женой как непродолжительный отпуск, проведенный в безопасных условиях Подмосковья в сопровождении испытанного в предыдущих велопоходах товарища. Узнав, что все эти дни я был в одиночестве, жена выразила запоздалую тревогу, пообещав впредь быть более требовательной в заботах о моем благополучии.
Эта небольшая головомойка сопровождалась усиленным двухдневным откармливанием отощавшего, по ее мнению, супруга, и на этом семейный конфликт благополучно завершился.
Что касается моего друга — автора писем Робинзону, то за свою «эрзац-робинзонаду» я получил «четверку». «До «пятерки» не дотянул,- пояснил он свое решение,- ведь ты к Оке так и не доехал, колеся по подмосковным лесам и перелескам».
Сейчас мне трудно судить о ценности приведенных в моих записках полезных советов заблудившимся, но я искренне надеюсь, что хотя бы часть из них будет когда-нибудь использована моими собратьями по любви к природе, когда она, эта природа, заставит человека держать трудный экзамен на выживаемость в экстремальных условиях.
Моя добровольная робинзонада, разумеется, не конкурентна с походами псковича Травина и француза Бомбара, с пешим путешествием поляка Карела Вече-рика, который, несмотря на свой восьмидесятилетний возраст, вышагивает по Польше, вознамерившись пройти ее вдоль и поперек с общей протяженностью своего маршрута в пять тысяч километров! Но ведь и я, разменявший седьмой десяток, отведал добровольную робинзонаду, пусть с придуманными, но все же с трудностями, которые могут выпасть на долю каждого уже «всамделишным» порядком. Продолжить чтение →
Метки: возраст, жизнь, Природа, Робинзонада, свой, такой, условие, человек | Комментарии к записи 10 писем Робинзону. Несколько слов на прощание отключены
Робинзонада — Мокасимы. День 8
«Робинзонада» — соревнования для людей, любящих природу. «Мокасимы» — сборная команда из молодежи Москвы, студентов из Красноярска, Томска и Владикавказа.
Продолжить чтение →
Робинзонада — Мокасимы. День 5
«Робинзонада» — соревнования для людей, любящих природу. «Мокасимы» — сборная команда из молодежи Москвы, студентов из Красноярска, Томска и Владикавказа.
Продолжить чтение →
Метки: Видео, Выживание, Мокасимы, Робинзонада, Скачать | Комментарии к записи Робинзонада — Мокасимы. День 5 отключены
Робинзонада — Мокасимы. День 4
«Робинзонада» — соревнования для людей, любящих природу. «Мокасимы» — сборная команда из молодежи Москвы, студентов из Красноярска, Томска и Владикавказа.
Продолжить чтение →
Метки: Видео, Выживание, Мокасимы, Робинзонада, Скачать | Комментарии к записи Робинзонада — Мокасимы. День 4 отключены
Робинзонада — Мокасимы. День 3
«Робинзонада» — соревнования для людей, любящих природу. «Мокасимы» — сборная команда из молодежи Москвы, студентов из Красноярска, Томска и Владикавказа.
Продолжить чтение →
Метки: Видео, Выживание, Мокасимы, Робинзонада, Скачать | Комментарии к записи Робинзонада — Мокасимы. День 3 отключены
Робинзонада — Мокасимы. День 2
«Робинзонада» — соревнования для людей, любящих природу. «Мокасимы» — сборная команда из молодежи Москвы, студентов из Красноярска, Томска и Владикавказа.
Продолжить чтение →
Метки: Видео, Выживание, Мокасимы, Робинзонада, Скачать | Комментарии к записи Робинзонада — Мокасимы. День 2 отключены
Робинзонада — Мокасимы. День 1
«Робинзонада» — соревнования для людей, любящих природу. «Мокасимы» — сборная команда из молодежи Москвы, студентов из Красноярска, Томска и Владикавказа.
Продолжить чтение →
Метки: Видео, Выживание, Мокасимы, Робинзонада, Скачать | Комментарии к записи Робинзонада — Мокасимы. День 1 отключены
Робинзоны с мыса Саханин
Их было двое. Орнитолог Владимир Калякин, кандидат биологических наук. И Юрий Плец, физик-атомщик. На мыс Саханина, один из многих каменистых мысов на юге Новой Земли, их занесло по разным причинам. Но в тот момент они представляли экспедиционный отряд Научно-исследовательского института охраны природы, которому впервые за долгие годы запретов было разрешено провести в этих местах авиаучет гнездящихся и прибывающих на линьку птиц, а также обследовать птичьи базары.
Главою экспедиции, ее инициатором, конечно же, был Калякин. Многие годы он занимался изучением орнитофауны северо-западных окраин России. Начав с южного Ямала, перебрался на Югорский полуостров, побывал затем в Большеземельской тундре, на островах Колгуев и Вайгач, собрав немало ценных наблюдений. Но для окончательных выводов о причинах резких колебаний численности пернатых необходимо было поработать на островах Новой Земли. Калякин почти полгода затратил на «выбивание» разрешения и добился-таки своего. Юрий же Плец оказался с ним в попутчиках случайно: из-за страсти к дальним рискованным путешествиям и любви к Северу. Продолжить чтение →
Метки: Борьба за выживание, Выживание, Выживание в лесу, Робинзонада | Комментарии к записи Робинзоны с мыса Саханин отключены
Новые робинзоны
«Шаг. Еще два шажка. «Не уплывай»,— молю я про себя. Знаю, он меня заметил, и единственная надежда — любопытство пересилит в нем страх. Еще шаг. Ясно представляю, как пахнет он, поджариваясь на костре. Сейчас, еще чуть ближе… Он слишком поздно догадывается о моих намерениях. Я с силой мечу четырехзубую самодельную острогу в плоскую треугольную голову. Готово!
Не один час я пытался добыть обед. Но четыре ската — целые и невредимые — ускользнули. И каждый раз ломалась острога — то один, то все зубцы сразу. И четыре раза мне приходилось делать новое оружие из острых и плотных пальмовых листьев. Но мы голодны, и другой возможности добыть пищу нет. Терпение, еще раз терпение…» — так начинает свои заметки один из двух добровольных робинзонов, репортер испанского журнала «Лос авентурерос» Фредди Вульф. Продолжить чтение →
Метки: Борьба за выживание, Выживание, Выживание в лесу, Робинзонада | Комментарии к записи Новые робинзоны отключены
Карельская дилогия. Добровольцы форта «Фрэндшип»
На другой день, рано утром, мы снова на борту катера. Юра Николаев — он из бологовской команды Федотова — запускает мотор, и мы мчимся на юг к одному из дальних островов. Там, как сказали нам психологи, экологи и прочие …ологи, выживает так называемая «экспериментальная» пара робинзонов из Ставрополя — Сергей Шторк и Игорь Поташин, студенты тамошней сельхозакадемии; им обоим чуть больше двадцати.
Юра Николаев всю дорогу отчего-то беспокоится, то и дело глядит назад — на север.
— Ты что, Юра, — спрашиваю. — Чего не сидится-то?
— Скоро ливанет, — говорит Юра.
Я недоуменно смотрю на моториста: вроде кругом все спокойно, и солнце вроде светит…
— Точно, ливанет, — уже уверенно заявляет моторист. — Как пить дать, ливанет. Не гляди, что солнце. Оно вот-вот скроется. Вон они — тучи, ползут с севера. Продолжить чтение →
Карельская дилогия. Хозяйка острова улыбки
Базовый лагерь готовится ко сну. В кострищах догорают последние головешки — в вечерний воздух тянутся сизые струйки дыма. В лагере почти ни души — большинство его обитателей уже в палатках, облепивших поросший лесом и кустарником скалистый склон мыса, что с юга стрелой врезается в акваторию Кондопожской губы. Это и есть полуостров Безымянный, а крайняя его точка, где приютился лагерь, — мыс Робинзонов. Он расположен точно напротив деревеньки Тулугуба, откуда самый ближний путь с Большой земли до базового лагеря — минут пятнадцать на катере.
Мы с Юрком ступаем тихо — чтобы не потревожить тех, кто уже уснул, и осторожно — склон в иных местах довольно крут и к тому же порос предательски скользким мхом и лишайником. Белые ночи заканчиваются — ведь уже конец июля, но в сумерках узенькая тропка, петляющая меж осклизлых базальтовых валунов, над которыми нависают лапастые ветви сосен и елей, покуда еще различима. Продолжить чтение →
Метки: Борьба за выживание, Выживание, Выживание в лесу, Робинзонада | Комментарии к записи Карельская дилогия. Хозяйка острова улыбки отключены
Пример сочинения 1
В произведении Д.Дефо “Робинзон Крузо” главный герой Робинзон Крузо, который остался человеком в трудных условиях.
Робинзона с детства тянуло к морю, и он мечтал стать моряком, но его отец хотел, чтобы тот стал судьей и поэтому проклял сына.
Робинзон иногда жалел, что не послушался отца и сбежал из дома, ведь отец предупреждал, сколько испытаний ему придется пережить.
Первым испытанием Робинзона стал плен. Когда он плыл на корабле, на них напали пираты – мавры. Робинзон был в плену довольно долго, но там он научился хитрости. В конце концов он сбежал из плена, применив свою хитрость.
Самым тяжелым испытанием было попадание Робинзона на остров, где его ожидало очень много трудностей.
На острове любой человек может стать дикарем, но Робинзон с упорством боролся за жизнь. Хотя Робинзона и пугали трудности, он сумел совладать с ними.
Во-первых, Робинзона все время посещал страх, боязнь диких зверей, голода, нападения дикарей. Он боялся стать дикарем, опуститься до такого уровня.
Робинзон героически преодолевал все трудности своей одинокой жизни. Робинзон собрал всю силу воли и остался человеком в почти невыживаемых условиях.
На острове Робинзон мало того, что остался человеком, он заново пережил все этапы развития техники. Он построил себе дом, не упустив ни одну деталь, стал разводить стадо коз, у него были свои ячменные поля, он сделал себе прекрасное ограждение, не хуже китайской стены, и, самое главное, он стал верующим человеком, а ведь когда он убежал из родительского дома, он был глупым сопляком. Во всяком случае остров помог ему сделать себя личностью. Как говорится, нет худа без добра.
Я считаю, что Робинзон остался человеком благодаря своему труду, другой бы на его месте либо превратился в дикаря, либо лег и умер. Робинзону помог труд и умение справляться с трудными ситуациями.
Пример сочинения 2
Книга поразившая воображение и заставляющая верить в лучшее — это «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо. Думаю, что главный герой книги мог бы быть кумиром и образцом для подражания многих мальчишек и девчонок. Книга о том, как мечта может стать реальностью. С самого детства Робинзон мечтал о море и стремился к своей мечта всем сердцем. Даже вопреки требованиям своих родителей, он уходит в море. Главный герой — это человек который не сдается, верит в лучшее, ищет пути выхода из трудных ситуаций. Попав в рабство он умудряется бежать вместе с мальчиком Ксури на небольшой шлюпке. А затем, поселившись в Бразилии, Робинзон продолжает грезить морем. И вот он опять отправляется в морское путешествие. Но не добравшись до берегов Гвинеи, судно терпит кораблекрушение.
Фортуна и невероятная жажда жизни помогает ему выжить. Поселившись на необитаемом острове, Робинзон пытается обустроить свою жизнь и приспосабливается к условиям острова.
Он построил себе дом, варил еду, шил одежду, даже приручал диких животных. Пришлось вспомнить все свои знания и умения, а многие виды работ он освоил на острове. Сумел смастерить лодку и проплыть на ней вокруг острова. Годы труда ушло у него на все это. Радость и надежда сменяли отчаяние и тоска по людям, по дому. Но он не сдавался, продолжал надеяться и верить в лучшее. И его вера была вознаграждена. Однажды столкнувшись с людоедами, он сумел спастись сам и спасти пленника. Этот спасенный пленник став его другом, его опорой, его надеждой…
Это произведение не только о приключениях героя. но и о том как выжить и остаться человеком. как не потерять себя. О необходимости ценить то, что у тебя есть. Насколько сильный характер должен быть у человека. чтобы он не опустить руки. не впал в уныние и даже не потерять человеческий облик. Здравый смысл. оптимизм. старательность. самокритика. трудолюбие — всё это вызывает уважение. В книге много описывается о том, как выжить без благ цивилизации.
Считаю это очень познавательно в нынешнее время.
Пример сочинения 3
На мой взгляд, «Робинзон Крузо» — это та книга, которую должен прочитать каждый ребенок. Ведь поэтическое мастерство и вдохновение, с которым Даниель Дефо описал трудолюбие и находчивость Робинзона Крузо, в его борьбе за жизнь, на необитаемом острове, просто захватывает.
В книге мы с первых же дней видим, как отчаянно борется за жизнь Робинзон, всеми доступными средствами и способами. Он проявляет завидное упорство, терпение и выдержку, трудолюбие и находчивость, не поддается отчаянию. Все дела, Робинзон доводит до конца. Он перевозит уцелевшие вещи с корабля, который потерпел кораблекрушение, до тех пор, пока погода ему позволяет.
Строя дом, главный герой и выкапывает пещеру, и ставит палатку, не зная, сколько придется жить на острове. Вдобавок, свое жилье он защитил и от солнечного зноя, и от хищников, построив его в таком месте, где нет сырости. Рядом с домом находится пресная вода и, конечно же, видно море. Ради своей мечты он трудится не жалея сил.
Освоив территорию возле своего дома, Робинзон осваивает большое количество специальностей. Робинзон был и плотником, и столяром, и гончаром, и пекарем. Но теперь главный герой научился ловить рыбу, охотиться на диких животных и шить одежду из их шкур, пахать землю, выращивать рис и ячмень, приручать и разводить коз. Также Робинзон соорудил календарь, большой столб, на котором каждый день делал зарубку.
На острове Робинзона Крузо научился мужественно преодолевать болезни и неудачи. Так как он не смог спустить на воду шлюпку, то построил небольшую лодку и смог совершать путешествия вокруг своего острова.
Одинокая жизнь на острове изменила все его представления. Ведь у него было много зерна, леса столько, что можно было построить целый флот, а на эти корабли погрузить большое количество вина и изюма. Робинзон научился придавать значение тому, чем он пользовался. Герой научился не только покоряться судьбе, но и испытывать благодарность за то, что имеет и за саму жизнь.
На протяжении ряда лет его друзьями были попугай, собаки и кошки, но на двадцать четвертом году жизни Робинзон помог освободиться пленнику. И у него появился верный слуга и товарищ, а главное собеседник — Пятница. Прожив на необитаемом острове двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней, Робинзон был освобожден из своего «плена» и после продолжительного морского путешествия вернулся в Англию.
Интересная жизнь на острове научила главного героя целеустремленности, упорству, находчивости, трудолюбию. А такая черта характера, как большая сила воли, вызывают только глубокое уважение. Жизнь Робинзона на острове — это борьбы человека за существование в исключительных условиях и обстоятельствах.
Пример сочинения 4
Мой любимый герой — Робинзон Крузо» (Характеристика героя), 5-й класс
Прочитал на одном дыхании… Так говорят об интересных, увлекательных книгах. Для меня такой книгой стал роман замечательного английского писателя Даниеля Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Очень познавательная и поучительная книга! А главный герой, Робинзон Крузо, — просто уникальный человек.
Редко кто бы смог достойно выдержать все те испытания судьбы, которые выпали на его долю. Ведь Крузо прожил на острове двадцать восемь лет! У Робинзона есть чему поучиться!
Каким нужно быть находчивым, какой нужно иметь сильный характер, чтобы не отчаяться, а, наоборот, еще и многому научиться. Робинзон и дом построил, и лопату из железного дерева сделал, и посуду из глины изготовил, и корзины научился плести – и все это он сделал сам!
Роман «Приключения Робинзона Крузо» — уникальная книга. Я бы назвала ее энциклопедией. Автор очень детально все описал: как сделать жернова, как построить печь, как выпекать хлеб, как из подручных материалов построить палатку. Робинзон Крузо проявил смекалку, находчивость, неимоверное терпение и огромное трудолюбие. Ведь из одного дерева выходила одна доска, а маленькую лодку Крузо строил два года.
Хотя Робинзон много работал, он все равно уделял внимание и умственным занятиям: дневник вел, читал Библию. Каждый день познавал что–то новое, исследуя неизвестный остров, при этом подвергая себя опасности.
А сколько храбрости проявил герой, спасая пленного дикаря. Робинзон мог погибнуть, его могли просто съесть, ведь пленного привезли каннибалы. Но милосердие и доброта побеждают страх: он помогает беглецу. И вот самое лучшее вознаграждение для Крузо – верный товарищ. Пятница, названный в память о том дне, когда он был спасен, стал верным другом Робинзона. Возможно, этот благородный поступок Крузо и принес ему долгожданное возвращение на родину: привел к острову английский корабль. Я убеждена, что все наши поступки имеют свои последствия, и зло будет наказано, а добро – вознаграждено!
Робинзон Крузо научил меня верить в себя и не сдаваться. Он доказал, что человек способен научиться всему, лишь бы было желание, что очень много надо работать, чтобы достичь своей цели. Но самое главное – всегда оставаться человеком!
Пример сочинения 5
(5 класс)
«Моя любимая книга — «Робинзон Крузо»
Книги я начала читать рано. Иногда они забирали у меня слишком много свободного времени, но и давали взамен несравненно больше. Окружающий мир, тайны природы я узнаю из книг. Несколько раз я перечитывала замечательные страницы романа английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».
«Приключения Робинзона Крузо» поведали мне о том, как пережил одиночество «моряк из Йорка». Оказавшись в результате кораблекрушения на необитаемом острове в Вест-Индии, он сумел прожить на нем двадцать восемь лет, сначала в полном одиночестве, а потом с дикарем Пятницей, освоить этот остров и завести хозяйство. С большим интересом я читала историю пребывания на острове. Робинзон Крузо подробнейшим образом рассказывает о том, как обустраивался его быт. Меня поразило желание и умение человека выжить в трудных условиях. Стремясь обеспечить себя всем необходимым для жизни, он трудится не покладая рук, и за работой постепенно начинает развеиваться отчаяние, охватившее его после кораблекрушения. Увидев, что он сможет выжить на острове, Робинзон успокаивается, начинает размышлять о прежней жизни.
И после долгих раздумий обращается к чтению Библии, которую ему удалось захватить с корабля. Робинзон Крузо сделал для себя вывод, что все беды, которые произошли с ним, — это кара за его грехи, главное — за неповиновение воле родителей. Оказавшись наедине с природой, герой произведения сумел увидеть все свои недостатки. В своем новом положении он различает «добро» и «зло».
Это вечная тема для каждого человека, самая актуальная и в наше время. «Зло» — это причина всех бед. «Добро» всегда творит в жизни чудеса и дает людям радость. Многим этим мудростям учат меня книги.
Несколько раз я перечитывала замечательные страницы романа английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».
«Приключения Робинзона Крузо» поведали мне о том, как пережил одиночество «моряк из Йорка». Оказавшись в результате кораблекрушения на необитаемом острове в Вест-Индии, он сумел прожить на нем двадцать восемь лет, сначала в полном одиночестве, а потом с дикарем Пятницей, освоить этот остров и завести хозяйство. С большим интересом я читала историю пребывания на острове. Робинзон Крузо подробнейшим образом рассказывает о том, как обустраивался его быт. Меня поразило желание и умение человека выжить в трудных условиях. Стремясь обеспечить себя всем необходимым для жизни, он трудится не покладая рук, и за работой постепенно начинает развеиваться отчаяние, охватившее его после кораблекрушения. Увидев, что он сможет выжить на острове, Робинзон успокаивается, начинает размышлять о прежней жизни.
И после долгих раздумий обращается к чтению Библии, которую ему удалось захватить с корабля. Робинзон Крузо сделал для себя вывод, что все беды, которые произошли с ним, — это кара за его грехи, главное — за неповиновение воле родителей. Оказавшись наедине с природой, герой произведения сумел увидеть все свои недостатки. В своем новом положении он различает «добро» и «зло».
Это вечная тема для каждого человека, самая актуальная и в наше время. «Зло» — это причина всех бед. «Добро» всегда творит в жизни чудеса и дает людям радость. Многим этим мудростям учат меня книги.