Как написать роль эпизода

Консультация.

Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века.

Итак, что не забыть? Эпизод должен быть проанализирован как в своих связях с целым произведением, так и изнутри – об этих двух сторонах анализа эпизода нужно помнить всегда. Что предшествует эпизоду, что идет за ним, какую функцию он выполняет. Может быть,  эпизод посвящен изображению важного события, которое как-то подготовлено. Может  быть и характеристика героя или среды. Эпизод может изображать одну и ту же ситуацию, но происходящую с разными героями. А может мы видели этого же героя, но в другой ситуации. Возможна и перекличка между произведениями. У каждого эпизода своя внутренняя логика, свой микро сюжет, композиция. Эпизод анализируем с точки зрения выражения в нем авторской позиции. События могут быть пропущены или представлены объективно через одно из героев. Где в эпизоде автор? Какова его оценка? Где герой? Манера автора? Как она проявляется в соединении точек зрения самого автора? Тренироваться можно при повторении любого писателя и его произведений в XIX веке. Содержательная функция эпизода может давать характеристику героям, их мировоззрению, дать представление о душевном состоянии героя, а может ознаменовать собой новый поворот в отношениях героев, просто оценка в эпизоде. Авторские отступления могут вторгаться в текст, давая характеристики персонажам и событиям. Могут быть и внесюжетные эпизоды. Лирические отступления, например: «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В постоянном сопоставлении эпизоды получают художественный смысл. Возьмем дуэль. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Поединок между Печориным и Грушницким. Формально победа за Печориным, но моральная победа на стороне Грушницкого. Ведь Печорин подчинился чужой воле впервые! Не имел Печорин желания убивать Грушницкого, но застрелил. И не потому, что испугался его угроз, а потому, что чувствовал Печорин моральную правоту другого человека. Это поражение индивидуалиста. Поражение болезненное, так победил не Печорин, а жалкий и смешной Грушницкий. Дуэль Кирсанова Павла и Базарова Евгения.  И. Тургенев «Отцы и дети». Эта дуэль показана как кульминация,  как непримиримость олицетворяемых ими сил. Эпизод дуэли Пьера Безухова и Долохова в романе Л. Толстого «Война и мир». В описании помещения часто можно увидеть , каков созданный персонаж. Например, Н.В. Гоголь «Мертвые души» (любая глава). Характер соединения эпизодов в художественном произведении имеет и эстетическую функцию. Н.В. Гоголь использовал прием странствующего героя, пути-дороги, что позволило создать более широкое эпическое полотно.

Анализируя эпизод, помните: надо определить его место в художественной системе конкретного произведения, то есть его связь с другими эпизодами и сценами. Только тогда получим представление о месте данного события в общей картине произведения.

Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) — та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Эпизод — часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Схема анализа эпизода прозаического произведения

1.Местоположение эпизода в произведении (том, часть, глава).

2.Анализ сюжетной стороны эпизода (ряд событий в эпизоде, их значение, особенности поведения персонажей).

3.Значение эпизода в композиции произведения.

4.Характеристика основных героев (образов) эпизода, речь, поступки, «внутренние монологи».

5.Особенности изображения в эпизоде :

— пейзажа (если есть);

— интерьера (если есть);

— душевного состояния героев;

— хронотопа.

6.Анализ лексики эпизода, роль тропов в тексте.

7.Роль стилистических фигур в эпизоде. Наличие основных художественных приемов в тексте (антитеза, гротеск, ирония, реминисценция, автокомментарий и др.).

8.Значение использования художественной детали в эпизоде произведения.

9.Средства выражения авторской позиции в эпизоде.

10.Основные идеи эпизода. Значение эпизода в контексте части произведения (главы, тома) или всего произведения.

Что объединяет эти определения? В чём различие?

Запишите любое определение.

Назовите синонимы к слову «эпизод»

(отрывок, фрагмент, часть)

Запишите.

2.Роль эпизода в тексте.

Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.

Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте.

Роль эпизода в тексте

1.Характерологическая.

Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.

2.Психологическая.

Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.

3.Поворотная.

Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.

4.Оценочная.

Автор даёт характеристику персонажа или события.

Определите функцию таких эпизодов: последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

Приведите свои примеры.

3.Эпизод как часть сюжета.

Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов.

Сюжетные элементы

  1. Экспозиция

  2. Завязка

  3. Развитие действия

  4. Кульминация

  5. Падение действия

  6. Развязка

  7. Эпилог

В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: Дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера?

Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор.

Внесюжетные элементы

1. Описание:

  • пейзаж

  • портрет

  • интерьер

2. Авторские отступления.

3. Вставные эпизоды.

Приведите примеры таких фрагментов.

1.  Место и роль эпизода в композиции произведении.

2.  Тема эпизода.

3.  Герои.

4.  Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5.  Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

–    через обстоятельства;

–    через конфликт;

–    через описания;

–    через монолог;

–    через диалог;

–    через поступки и психологию героев.

6.  Манера повествования, стиль писателя.

7.  Ключевые слова.

8.  Особенности языка.

9.  Средства художественной выразительности.

10.   Средства создания подтекста.

11.   Образ автора, авторская позиция.

Оценочная позиция автора сочинения.

Как делать анализ эпизода

Анализ эпизода художественного произведения – это одна их форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы.

Как делать анализ эпизода

Вам понадобится

  • — литературное произведение;
  • — литературоведческий словарь.

Инструкция

Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.

Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.

Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.

Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.

Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.

Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.

Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.

Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Анализ эпизода драматического произведения

Эпизод – это законченный, но не изолированный отрывок из текста, и наша задача – через эпизод увидеть и замысел, и тему, и идею, и позицию автора, его жизненную концепцию.

Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения.

Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, авторским ремаркам, осмысление их роли, значения для образа в целом, в то же время анализ предполагает и обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.

Вы должны:

– охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это – экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

– охарактеризовать героев – участников эпизода;

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

– кратко проанализировать речь участников диалога;

– сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

– выявить особенности поведения персонажей; проследить смену настроений, чувств героев,  мотивировку их поступков;

– проследить логику развития авторской мысли;

– отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

– сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

– показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами;

– показать  роль эпизода в раскрытии авторского замысла.

Не заменять анализ эпизода пересказом эпизода!

Принципы написания сочинения по эпизоду художественного произведения

Работа над любым письменным произведением, в том числе и сочинением, подчиняется строгим законам. Знание этих законов и умение оперировать ими является залогом того, насколько успешна окажется ваша работа.

Типы сочинений

Сочинения, в соответствии с особенностями своего написания, подразделяются на несколько типов. К этим основным типам могут быть сведены абсолютно любые темы, дающиеся на экзаменах или в процессе обучения. Этих типов всего 6.

1. Анализ текста

В этом типе сочинений предлагается проанализировать какую-то главу, сцену из произведения, либо конкретное стихотворение какого-то поэта. Например, «Ночь в Отрадном (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. II)»; «Анализ главы 5 (“Помещик“) из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова» и т. п.

2. Образы героев

К этому типу относятся сочинения, в которых требуется описать какого-либо героя (как правило, главного), например, «Образ Базарова», «Образ Андрея Болконского», «Образ Раскольникова» и т. п.

3. Группы лиц, сообщества

Здесь дается характеристика не отдельного персонажа, а группы лиц, объединенных каким-либо признаком (общность интересов, социальное положение), например, «“Народные заступники”: Яким Нагой и Ермил Гирин (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)», «Салон Анны Павловны Шерер (по роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)», «“Темное царство” в драме А. Н. Островского “Гроза”: Дикой и Кабаниха» и т. п.

4. Идейно-художественное своеобразие

В этом типе сочинений предметом изображения является некая общая характеристика творчества писателя или поэта. Как правило, в таких работах присутствуют слова «тема», «мотив» или другое обобщающее понятие. Эти сочинения обычно пишутся не по одному произведению, а по нескольким, в результате чего выявляются характерные черты творчества писателя или поэта. Например, «“Мысль народная” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”», «Петербург Ф. М. Достоевского», «“Пошлость пошлого человека” в изображении А. П. Чехова», «Судьба русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова» и т. п.

5. Литературоведческие темы

В данных темах обычно заявлена какая-либо частная проблема (касающаяся стилистики или иных особенностей произведения), выражающаяся в том, что в теме присутствует какой-либо литературоведческий термин. Например, «Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)», «Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”», «Роль ретроспектив в романе И. А. Гончарова “Обломов”», «Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (на примере романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)» и т. п.

6. Сравнительные темы (или комбинированные)

Особенностью данного типа сочинений является то, что, по существу, они состоят из двух (и более) сочинений предыдущих типов. Например, «Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского» (по роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)». Тема состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой сочинение по образу конкретного героя («Образ Пьера Безухова», «Образ Андрея Болконского»). Соответственно, в данном сочинении следует по той же схеме, что и в сочинении по образу какого-либо персонажа, дать характеристику Андрею Болконскому и Пьеру Безухову (естественно, в более кратком виде), а затем произвести сравнение, т. е. ответить на вопрос, содержащийся в теме. Другой пример. Тема «“Луч света в темном царстве” (по драме А. Н. Островского “Гроза”)» подразумевает, что в сочинении следует «скомбинировать» два «простых» сочинения — «Образ Катерины» (образ героя, т. е. тип сочинения 2) и «Темное царство» (группа лиц, сообщество, т. е. тип сочинения 3), а затем произвести их сравнение. Еще один пример: «Изображение “маленького человека” у Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского». В данном случае работа комбинируется из двух «простых» сочинений 4-го типа (идейно-художественное своеобразие). Еще одна тема — «Старые и новые хозяева вишневого сада (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)» — также состоит из двух «простых» сочинений (соответственно, «Старые хозяева вишневого сада» и «Новые хозяева вишневого сада», т. е. два сочинения типа 3 и их сравнение).

Порядок работы над сочинением

Сочинение по эпизоду художественного произведения относится к первому типу из перечисленных шести. Это один из наиболее простых видов сочинений, однако очень часто написание подобных работ вызывает затруднение, поскольку учащимся не совсем ясно, с каких позиций следует анализировать эпизод.

Данный тип тем может быть двух видов: а) анализируется какая-либо часть большого произведения (сцена, глава), б) анализируется целое произведение небольшого объема (стихотворение). В данном пособии рассматривается только пункт «а». Для тех, кто интересуется анализом стихотворений, можно порекомендовать книгу того же автора на эту тему (И. О. Родин «Сочинения для школьников и абитуриентов. Анализ лирического произведения», М. «АСТ» 2005).

Самым первым пунктом работы над любым сочинением (в том числе и по эпизоду) должно быть следующее: четко сформулировать вопрос, содержащийся в теме.

Применительно к данному типу сочинений вопрос формулируется при помощи следующей логической цепочки:

1. Главная идея всего произведения.

2. Значение данного эпизода в структуре целого произведения.

3. То, как и при помощи чего в данном эпизоде выражается главная идея (идеи, образы, характеры) всего произведения в целом.

Именно ответом на этот вопрос будет являться главная идея работы, то, что мы будем доказывать.

Например:

Тема: Приезд Раневской и Гаева в имение (анализ сцены из I действия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»).

Главная идея: Таким образом, сцена приезда Раневской и Гаева в имение играет важную роль в идейно-художественном осмыслении пьесы, так как в ней особенно ярко выражены несовместимость и взаимное непонимание людей, принадлежащих к разным социальным слоям общества. Именно в сцене приезда завязывается основной конфликт пьесы между людьми будущего (Лопахин) и прошлого (Раневская, Гаев), символизирующий смену исторических эпох. Кроме того, в сцене раскрывается внутренний мир Раневской и Гаева, живущих воспоминаниями о давно минувшем. Уже из сцены приезда Раневской и Гаева становится понятно, что у героев нет ни только настоящего, но и будущего, трагедия каждого из них состоит в том, что они не могут вырваться из плена своих воспоминаний о том, кем они были в прошлой жизни.

Или:

Тема: Татьяна Ларина в Москве (анализ седьмой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Главная идея: Итак, эпизод из пятой главы «Евгения Онегина» — Татьяна Ларина в Москве — имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.

Желательно, чтобы в вашей основной идее присутствовали фразы, или отдельные слова, имеющиеся в названии темы. Следует наглядно показать, что вы своим сочинением дали ответ на вопрос, содержащийся в ней. В данном случае это должен быть ответ на вопрос о содержании и значении эпизода.

После этого начинайте выстраивать цепочку доказательств, аргументов, которыми вы будете подкреплять главную идею.

Наша аналитическая часть будет состоять из краткого пересказа эпизода (здесь мы должны показать, насколько мы в состоянии выделять главные события и отличать их от второстепенных) и его анализа.

Однако помимо этого нам следует дать нашей работе соответствующее обрамление. Во-первых, мы должны связать эпизод с целым произведением, а для этого обозначить ту идею (образ, характер), раскрытию которых служит в произведении данный эпизод. Во-вторых, композиционно оформить наше сочинение — дать экспозицию (вступление) и заключение.

Итак, план сочинения по эпизоду художественного произведения (тип 1) будет таким:

Вступление (экспозиция) — несколько слов о произведении в целом, о его значении и идейном содержании.

Завязка — роль композиции данного произведения в раскрытии основной идеи, место указанной главы (сцены) в общей структуре произведения.

Развитие действия — а) краткое содержание эпизода; б) непосредственный анализ поступков героев, событий и т. д. в данной главе (сцене) применительно к идеям, которые своим произведением проповедует автор.

После этого формулируется ваша основная мысль о месте данной главы (сцены) в целом произведении (главная идея, она же кульминация, ответ на вопрос, содержащийся в теме).

Заключение — несколько слов о мастерстве писателя.

Заготовки

При написании сочинения по какому-либо автору мы оперируем определенным фактическим материалом. Материал этот конечен и его суть может быть отображена в некоем количестве текста (предложений, абзацев). Идейно-художественная интерпретация творчества какого-либо автора (и его произведений) также известна, в силу чего точно так же может быть сведена к определенному числу аргументов (высказанных в некотором количестве предложений, абзацев). Их число также конечно.

Нетрудно заметить, что одни и те же части композиции (завязка, экспозиция, заключение) могут быть применены для большого количества сочинений.

По существу, процесс написания многих частей сочинения может быть сведен к конструированию работы из готовых, заранее написанных заготовок. Это в первую очередь касается вступления, заключения, завязки. В книге даны примеры использования таких «заготовок». После изучения материала, учащийся вполне сможет самостоятельно попробовать создать такие универсальные отрезки текста.

Очень часто анализировать большие произведения лучше по эпизодам. Это часть литературного произведения, которая имеет самостоятельное значение, данная часть замкнута в пространстве и во времени.

Как выглядит план анализа эпизода

Каждый анализ требуется проводить по плану, чтобы лучше понять определенный фрагмент и его значимость.

план анализа эпизода

Анализ эпизода может выглядеть следующим образом:

  1. Первое, с чего можно начать план анализа эпизода литературного произведения, – определение границ, чтобы легче ориентироваться, при этом фрагмент может быть в начале, в конце или в середине. Например, роман «Преступление и наказание», когда Раскольников находится в полицейском участке, или Бородинское сражение в романе «Война и мир».
  2. Далее следует понять значимость эпизода: для чего его создал автор? Почему он его так подробно расписал, уделяя внимания деталям? Понятие значимости приведет к пониманию характера героя, его поведению, а, возможно, и прояснению отношения автора к герою или событию.
  3. Третий шаг – это определение типа (повествование или рассуждение) и события, которые происходят в этой части.
  4. В следующем пункте необходимо дать характеристику героям и определить, какие используются художественные средства не только в описание героев, но и во всем эпизоде.
  5. Последнее, что необходимо проанализировать, – понять роль данного эпизода во всем произведении (кульминация, переломный момент, решающий момент).

План анализа эпизода произведения: пример

«Война и мир», написанная Л. Н. Толстым, была выпущена в 3 томах, и в каждой книге были свои эпизоды, которые требуют анализа для понимания значения во всем произведении. Одним из главных эпизодов во всей книге является Бородинское сражение, которое становится обособленной частью и замкнутой во времени и пространстве.

Первое, с чего необходимо начать план анализа эпизода: доказать, что это событие сыграло решающую роль в победе над французами. Далее определить, какие герои присутствуют в эпизоде (Пьер, Андрей, Друбецкой, Долохов), какие они испытывают чувства, для чего они показаны автором.

план анализа эпизода произведения

Следующий шаг – разделение на микроэпизоды, чтобы лучше увидеть и понять героев. Например, можно разделить на такие части, как «Пьер на батарее» или «Князь Андрей в резерве».

План анализа эпизода также учитывает и отношение автора к героям. Например, как Толстой раскрыл характер Кутузова до сражения и после, как ведет себя Наполеон во время сражения.

Во время анализа можно проводить примеры использования художественных средств, чтобы раскрыть мастерство автора и показать значимость определенных моментов.

Особенность анализа

Каждый план анализа эпизода требует доказательств, и это может быть художественный текст, строчка или несколько предложений. Использовать цитаты следует в достаточной мере, чтобы доказать приведенные аргументы.

Эпизод, роль и место в произведении

Категория: Литература.

Эпизод, роль и место в произведении

Эпизод – отрывок какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Эпизод – составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты идейно-художественного своеобразия произведения в целом. Путь любого героя связан с цепью эпизодов, в которых раскрывается этот герой, выражается авторская оценка. Эпизод самоценен. Ряд эпизодов, которыми начинается роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» – возвращение Аркадия Кирсанова в имение своего отца Марьино. Аркадий закончил обучение в университете, стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути: это не только выбор своего жизненного пути, но и собственной жизненной позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения. Проблема отношений «отцов» и «детей», отразившаяся в заглавии романа и составляет основной конфликт романа, – проблема вневременная, жизненная. Поэтому автор отмечает неловкость Аркадия за первым ужином. Этому эпизоду соответствует дата – 20 мая 1859 года, отражающая идейную борьбу 60-х годов, споры вокруг подготавливающейся крестьянской реформы. Все действие происходит в «дворянских гнездах», а Николай Кирсанов уже в первом разговоре заводит речь о «холопах с мужиками». Это основное правило автора, очень точное отражающих время в романах. Молодого барина встречают барин и слуга. Разговор о новом поколении начинается с Петра. Он не подходит к «ручке барича», а только кланяется ему, крестьян презирает. По той же причине ироничны описания Кукшиной и Ситникова. Роман начинается с диалога. Диалог в этом романе преобладает над повествованием. Слово несет дополнительную нагрузку, характеризует героя. Говоря об отношениях с Фенечкой, Николай Кирсанов переходит на французский язык, с появлением Павла Кирсанова в романе появляются английские слова. В начале романа действие замедляется ожиданием встречи. И Тургенев обращается к биографии Николая Кирсанова. Не случайно Аркадий, стремясь оправдать своего дядю в глазах друга, рассказывает историю Павла Кирсанова. Не случайно у Базарова нет предыстории. Образ Николая Кирсанова типичен. Он, как все из дворянской семьи получил образование, женился по любви и живет в своей деревне. Он не преуспевает в хозяйственной деятельности, не живет, подобно брату, воспоминаниями яркой и бурной молодости. Но он неравнодушен к музыке, восхищается природой и в этом смысле гораздо более выражает суть своего поколения, чем Павел Кирсанов. Павел Кирсанов декларирует свои убеждения, но равнодушен ко всему. Судьбы братьев иллюстрируют две возможности, два пути людей для людей одного поколения, так же как и Базаров с Аркадием. Близость Аркадия к отцу – преемственность поколений. После первой встречи начинается разница в поведении Аркадия и его отца. Нерешительность, стремление к компромиссу, с одной стороны, разъединяет Николая Кирсанова с сыном, а с другой – служит основой их взаимопонимания. По дороге в Марьино Аркадий размышляет о необходимости преобразований и восхищается природой. Пейзаж у Тургенева служит выражением внутреннего мира героев, прием создания образа. На фоне прекрасной природы Тургенев выносит приговор Павлу Кирсанову, природа сопровождает в последний раз Базарова в конце романа. Аркадий не может устоять перед природой, это указывает на необходимость переворота в его душе. Природа близка Аркадию и его отцу. Но Аркадий подавляет собственные чувства, стараясь следовать нигилистическим взглядам Базарова. Авторитет Базарова – влияние сильной личности, но не общность взглядов. Аркадий стремится быть похожим на Базарова. Это способ самоутверждения, но не более. Для Базарова естественно все, а для Аркадия только поза. И в этом смысле путь молодого Аркадия в романе – путь к самому себе. Обратим внимание на портреты героев. Портреты Павла Кирсанова и Базарова контрастны, и отзывы друг о друге тоже в этом стиле. Это единственно стоящая пара спорящих портретов, таковы же портреты Одинцовой и Кукшиной, Ситникова и Базарова. И эта противоположность – отражение разных жизненных позиций. Уже в следующих эпизодах взаимное недовольство внешним видом сменится открытым столкновением противоположных взглядов по всем важнейшим вопросам бытия, поведения, общественной жизни, и этот непримиримый конфликт сохранится до конца романа. Первым свое отношение к Базарову в доме Кирсановых выражает слуга. Слуга не есть отражение барина, ситуация сложнее. Живя жизнью господ, слуги приобретают некую жизненную позицию, до конца следуя соответствующей манере поведения. Слуга – особый образ в русской литературе, существенно отличающийся от мужика. Работая над эпизодам, следуйте методическим приемам. При определении смысловой и композиционной роли эпизода (как влияет его содержание на читателя, что мы знаем о герое, случайно ли расположение данного эпизода); общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим и предыдущим. Своеобразие языковых средств. Художественные приемы, служащие воплощению авторской идеи. Расстановка персонажей в эпизоде. От чьего имени ведется рассказ. Можно создать опорные вопросы или тезисы. Примером может быть обсуждение эпизода-аллегории из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина (глава «Вожатый»), где совмещен реальный и фантастический миры, порождая антитезу покоя (состояние сна) и тревоги – стихийный разгул природы. Воплощением этого совмещения становится сон Петруши (пророческий). К этому эпизоду обращаемся при работе над образом Пугачева.

Предварительные вопросы.

– Можно ли назвать все, что видит главный герой, пророческим видением, или это действительно сон? Какие признаки сна можно назвать?

– Можно ли разделить эпизоды на несколько частей? Есть ли логика в последовательности происходящих во сне событий?

– Попробуйте найти в тексте эпизода слова, которые являлись бы позиционными антонимами. Можно ли выделить особые лексико-семантические группы?

«Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства своей жизни». Прав ли герой?

– Что происходит, когда герой спит? Имеют ли эти события символическое значение?

– Чем обусловлено расположение эпизода?

Обсуждая первый вопрос, мы перемещаем героя в «другую» реальность, когда существенность, уступая мечтам, сливается с ними. Мир сна всегда двояк: первая часть его – то, что могло бы произойти на самом деле (Петруша мог вернуться, отец заболеть), вторая часть – фантастическая для самого героя (вместо отца мужик на постели, которго матушка называет посаженным отцом, тогда как Петр еще не женат; герой отказывается от благословения, мужик машет топором во все стороны). Основа лексико-семантической группы («опасение – прогневался – ослушание – беспокойство – огорчение – страх – болезнь – ужас»). Противостоят «веселый» взгляд мужика, его ласковое обращение. Благословлять – желать блага, добра, счастья. Снова контраст – пожелание счастья и добра с окровавленным топором в руке. Смешиваются реальный и фантастический мир, добро и зло. Мир переворачивается самым фантастическим образом: вчерашний мужик объявляет себя государем, добрый капитан Миронов пытает пленного и сам становится жертвой жестокости Пугачева. Любящая Гринева Маша оказывается в руках Швабрина и проявляет мужество и стойкость, которые трудно ожидать от тихой и робкой бесприданницы – дочери капитана Миронова, какой была она в начале повести. Во сне герой боится мужика, в настоящем времени – интерес к бродяге, снисходительность. Эти чувства сменяются благодарностью Пугачеву, невольным уважением и жалостью. Среди ужаса, страха, смерти Гриневу поможет выжить благородство Пугачева, его милосердие. Множество мелких деталей связывает сон с будущим: «черная борода» вожатого, слова бродяги к хозяину постоялого двора. И точно так же, как во сне, – множество мертвых тел близких герою людей. Важно, что герой сам рассказывает о событиях. Именно с его точки зрения показан бунт Пугачева и лишь в том отношении, в каком оказался сам Гринев и его семья. Символично, что события во сне происходят дома, в семье Гринева. Заснув во время бурана, герой просыпается уже вне опасности – на постоялом дворе (буран еще идет). Мужик, приснившийся ему во сне, вывел Гринева из бурана, он спас ему жизнь во время войны между крестьянами и дворянами. Сам буран непредсказуем, как бунт. И то, и другое – стихия, своенравная и бессознательная. Сон тоже стихия. Сон Гринева – аллегория будущих событий, но перевернутая: вместо конкретного предмета – сон, который становится схемой конкретных событий. Можно составить план беседы, а это и и будет план сочинения.

Поэтический текст. Сначала выделяем ключевые понятия, слова и осмысливаем связь выбранной части поэмы с ее идеей. «Мцыри» М. Ю. Лермонтов. Например, работа: «Бой с барсом. Бой с барсом символизирует бой Мцыри с судьбой. Вой звал Мцыри на свободу. Мцыри готовился к побегу всю жизнь. И решился. Он убежал из монастыря. Это был решающий факт в его жизни, это все изменило. Мцыри понимал, что бросил Бога. Но понимая это, Мцыри все равно убежал. Не сожалел. Он не был готов принять монашеский обет. Бросил вызов судьбе. Оказавшись на свободе, герой почувствовал всю прелесть мира. Он называет три дня блаженными. Мцыри стремится к общению с простыми людьми и природой. Грузинка для него простой человек, не монашка. С детства он не знал ласки, добра. Увидев молодую девушку, Мцыри понял, что ему не хватало нежности. Ключевые слова: любовь, смущение, тоска, печаль, смерть, стройность, легкость. В данном случае грузинка символизирует мечты Мцыри. Тоска его – тоска о свободе и о родине. Он прожил с этой тоской всю жизнь, с ней и умрет. Смерть для него – избавление от тоски, от горестей. Он не сможет прожить в заключении. Все время живет не реальностью, а воспоминаниями о доме, о родных, поэтому жизнь для него не только свобода, но и воспоминание».

Смотрите книгу С. Бочарова «Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в которой на примере анализа нескольких эпизодов показывается, что «смысл романа рождается из сцепления эпизодов, картин, мотивов, деталей». Это утверждение справедливо к любому произведению.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Литература

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать ролевую игру живого действия
  • Как написать рок музыку
  • Как написать розыск на посылку
  • Как написать розу маслом
  • Как написать рождество на английском