Как написать руководителю что опоздаешь на работу

Если ваш шеф равнодушно относится к тому, во сколько вы приходите на работу, то можно считать, что вам очень повезло. Однако обычно на опоздания начальство реагирует, мягко говоря, негативно. Конечно, всякое может случиться, но порой подчиненные придумывают кучу совершенно нелепых отмазок, которые вряд ли шеф поверит: «Умер хомяк, хоронили всей семьей», «Кошка родила» и прочая чушь. И это далеко не все, на что способно воображение работника, который никак не может проснуться на работу вовремя.

Этот материал будет полезен тем, кто задержался на работу, но нуждается в эффективном оправдании перед шефом.

Вам когда-нибудь приходилось опаздывать на работу?

  • Часто опаздываю (47%, 1 009 Голосов)
  • Время от времени (39%, 842 Голосов)
  • Никогда (14%, 295 Голосов)

Всего голосов: 2 146

Загрузка ... Загрузка …

Как оправдываться правильно

звонок по телефону

Фото Pexels

Сразу несколько слов о ваших «правдивых» объяснениях:

  • Как только вы, наконец, добрались до работы, не ждите пока вас «вызовут на ковер», идите к начальнику сами и извинитесь за опоздание. Не бойтесь объясняться с шефом лично. Начальник – такой же человек, как и все мы, у него тоже бывают проблемы и неприятности.
  • Ведите себя сдержанно и уверенно. Вы не прогульщик — вы жертва обстоятельств. Не стоит идти на конфликт, помните, где вы находитесь и кто здесь главный. Однако, конечно, можно спокойно возразить, если вас оскорбили или унизили ваше человеческое достоинство.
  • Нельзя называть в качестве причины опоздания смерть родных или близких, если это неправда. Шутить таким не стоит, потому что здоровье родственников – это ваше собственное здоровье.

Возможно, вас заинтересует: 30 способов поставить хама на место

30 эффективных «отмазок» для шефа

А теперь перейдем непосредственно к правдоподобным причинам опозданий. Что можно сказать начальству, если время застигло вас врасплох или же вы оказались не в то время и не в том месте:

  1. Сломался троллейбус (трамвай, автобус), на котором вы добирались до работы. Очень правдоподобно, однако в этом случае время вашего опоздания должно соответствовать времени ожидания следующего троллейбуса.
  2. Пробки на дороге. Отличный вариант, особенно если шеф добирается до работы таким же маршрутом.
  3. Вы попали в аварию, спустило колесо у маршрутки, фуру развернуло на дороге перед вами, и проезд замедлился.
  4. С утра прорвало трубу в ванной, и вы ждете мастера.
  5. Плохо себя почувствовали с утра: расстройство желудка. Обычно такое сообщение вызывает понимание – не очень-то поработаешь, когда приходится отлучаться с рабочего места каждые полчаса.
  6. Вы опоздали из-за проблем с родственниками. К примеру, вы срочно выехали в район откопать дом бабушки, который за ночь занесло снегом. Или няня к ребенку опоздала – не с кем было оставить малыша.
  7. Опоздали из-за проблем с домашними животными. К примеру собака с прогулки убежала, и вы пытались ее найти.
  8. Похмелье. Вчера отмечали день рождения папы, мамы, бабушки.
  9. Вы порвали колготки. За новыми пришлось бежать в магазин.
  10. Вы застряли в лифте. Мобильная связь работала очень плохо, и предупредить не смогли.
  11. Вы забыли ключи (мобильник, голову и деньги). Ключ от решётки вылетел за пределы досягаемости. Вы застряли между входной дверью и решёткой в коридоре. Ключ не оставили и вы не смогли выйти из квартиры; опоздали, потому что потеряли ключ от кабинета и искали его дома.
  12. Вы забыли выключить утюг или утюжок-выпрямитель. Пришлось возвращаться домой.
  13. Вы заснули в метро и проехали свою остановку.
  14. Вы застряли на железнодорожном переезде, который перекрывают по несколько раз в день.
  15. Вас обокрали в метро, украли деньги, вырвали сумочку.
  16. Пьяные соседи устроили у себя пожар или наоборот – затопили вас.
  17. Вы принимаете лекарство – пропускать прием нельзя, а упаковку забыли дома – пришлось возвращаться, иначе все лечение пойдет насмарку. А что за болезнь? Интимного плана, не хочу говорить.
  18. Вас задержали на приеме у врача. Сдавали анализы.
  19. Вчера вы настолько были загружены работой, что не успели сделать ее в офисе, пришлось продолжать работать дома. Кстати, всю ночь не смыкали глаз: готовили отчет, подбивала цифры, составляла графики и прочее. Легли под утро и спали всего пару часов.
  20. Вас задержал сотрудник полиции и очень долго проверял документы, решив, что вы сели за руль пьяным или имеете сходство с фотороботом.
  21. Вы проспали – наверное, самая правдивая отмазка для опаздывающего работника. Хотя не каждый начальник согласится с тем, что такая причина объективна и может оправдать сотрудника.
  22. У вашего порога (на выходе из подъезда) сидит чужой злой пёс, неизвестно откуда появившийся, и не можете выйти из дома – боитесь.
  23. Сломался и не прозвенел будильник.
  24. Погода нелетная. Вы так спешили, что не заметили лужу. Поскользнулась и упали. Грязная и мокрая пошли домой переодеваться.
  25. У вас строго каждый месяц ДПС производит полный досмотр транспортного средства.
  26. У вас всю ночь болел зуб и появился флюс. Вы срочно идете к стоматологу.
  27. С утра внезапно поднялась температура.
  28. Дома заклинило замок. Вы полчаса возились, пока смогли его открыть.
  29. Болезненные критические дни – очень правдоподобная причина опоздания. Вы бегали за обезболивающим.
  30. Сутра вам позвонили по серьезному вопросу из ЖЭКа, газового хозяйства, банка, который сегодня работает только до определенного часа. Причину вызова додумайте сами.

начальник

Фото Pexels

Возможно, вас заинтересует: Что делать, если начальник пристаёт: 7 советов психолога

Чтобы не опаздывать, надо раньше выходить, а для этого – раньше вставать. Как ни противно, но очень действует, если наорут. Конечно, цель оправдывает средства, если ваша отмазка достаточно безобидна и одновременно случившееся дает вам серьезные причины для опоздания. Главное — не злоупотребляйте! А вообще лучше не сочиняйте — объяснитесь с шефом честно. Банально, зато правдиво. А, правда всегда лучше блуждающих глаз и неуверенного бормотания перед начальством.

Комментарий эксперта

Друзья! Я не буду пытаться подсластить неприятную правду. Она звучит так: Опаздывать всегда плохо. Задерживаясь где бы то ни было, вы ставите людей, ожидающих вас, в неудобное или неловкое положение. Поэтому, по возможности, избегайте таких курьёзов.

Как же быть, если опоздания не удалось избежать? Во-первых, не стоит сходу оправдываться. Поймите, то, что вы задержались, уже наталкивает всех на мысль о вашем проигрышном состоянии. Во-вторых, попросите прощение. И, в-третьих, вкратце перескажите причину своей задержки максимально правдиво. Так вы сможете защитить себя от потери доверия начальства.

Алёна Дубинец. Социолог

Задать вопрос

А как вам приходилось оправдываться перед шефом за опоздания? Расскажите нам в комментариях!

Каждый из нас когда-нибудь опаздывал на работу, не слышал будильник с утра, не мог найти ключи  или попадал в пробку. В современных компаниях вас вряд ли будут отчитывать за опоздание на 15 минут. В некоторых компаниях даже возможен гибкий график — не важно, во сколько вы приходите и уходите с работы, главное, чтобы вы отрабатывали часы.  

Но что делать, если вы проспали встречу с клиентом или опаздываете на обсуждение важного рабочего вопроса с руководителем, запланированного на 9 утра? Как предупредить руководителя и коллег об опоздании? Стоит ли извиняться? И как вести себя в течение дня? Ответы на эти вопросы мы даем в нашей статье. И в качестве бонуса — шаблоны писем, которые не стыдно отправить своему руководителю в случае опоздания.

Независимо от того, опоздали вы по своей вине или по стечению непредвиденных обстоятельств — ниже инструкция, как избежать последствий.

Предупредите об опоздании как можно раньше.

Чем дольше вы пропадаете, тем сложнее вам будет объясняться. Пишите, а лучше звоните менеджеру сразу, как открыли глаза, застряли в пробке или обнаружили, что не высох ваш любимый костюм. И постарайтесь сразу назвать точное время, во сколько вы будете на месте. 

Если за день до вылета вы получаете уведомление о том, что ваш рейс может быть задержан, сразу сообщайте об этом вашему руководителю. Если вы плохо себя чувствуете вечером, и вы знаете, что ваше утро завтра начнется с кабинета врача, также напишите об этом руководителю. Сразу! Не ждите бури и ее последствий, учитесь предупреждать сложные обстоятельства и грамотно из них выходить. 

Вашему руководителю необходимо время для того, чтобы отреагировать на ваше сообщение. Если вы предупреждаете об опоздании за две минуты до встречи, он не успеет ничего предпринять и встреча может быть сорвана. Или хуже всего, если он будет ждать вас с минуты на минуту, и увидит ваше сообщение только после встречи. 

Не оправдывайтесь и не обманывайте.

Говорите или правду, или ничего. Нет ничего глупее, чем придумывать отмазки. Стыдно и неловко будет всем: и вам, и руководителю. Будьте уверены, стены офиса навсегда запомнят ваше нелепое оправдание.

Никто не сомневается в вашей изобретательности и фантазии — можно придумать 100 отмазок более убедительных, чем “не услышал будильник” или “забыл заправить машину”, но искренность подкупает. А вот отмазки в духе паблика “Оправдания для Олега” ваш руководитель вряд ли оценит.  

Извинитесь.

Вы должны показать, что вам действительно жаль, но сделать это непринужденно. Если вы начнете пускаться в долгие объяснения,вымаливать прощение и рыдать… Ладно, такое случается только в американских комедиях. 

Перейдем к более реальной ситуации. Есть люди, которые никогда не извиняются или делают это с большим трудом. Так вот — поймите наконец, что извиняться нужно всегда, когда из-за вас меняются чьи-то планы, тратится чье-то время, портится чье-то настроение и т.д. Конечно вы не будете извиняться перед собой за лишний час сна, но вы обязательно должны извиниться перед коллегами за сорванную встречу. 

Подчеркните, что вы хотели бы исправить последствия вашего опоздания.

Да, вы не можете контролировать непредвиденные ситуации, из-за которых обычно происходят опоздания. Но вы можете постараться компенсировать неудобства тем, что вы задержитесь после работы или возьмете на себя дополнительную задачу. Здесь как раз пригодится ваша фантазия: придумайте, как вы можете исправить ваше отсутствие на встрече с клиентом или не сделанный вовремя отчет. 

Сообщите в письме или сообщении о том, что несмотря на обстоятельства, вы держите все под контролем. 

В конце дня или при удобном случае поблагодарите руководителя за понимание.

Если ваш менеджер спокойно воспринял ситуацию и с легкостью вошел в ваше положение, поблагодарите его за это. Конечно этого не стоит делать, если ваш руководитель вспыльчив, и вы едва остановили бурю. 

Отмечайте все ваши опоздания.

Опаздывают все. И ваш руководитель тоже. Если это происходит один или два раза в месяц — это не страшно. Но если вы замечаете, что опаздываете минимум два раза в неделю, вам необходимо пересмотреть ваш график. Регулярные опоздания обязательно скажутся на ваших оценках на проектах, отзывах менеджеров и вероятности повышения. 

Также вести график опозданий полезно в случае, если ваш руководитель в порыве скажет следующую фразу (а рано или поздно мы все бросаемся в голословные обвинения):  “Ты постоянно опаздываешь, сколько можно!” Вам есть, что на это ответить. Вам даже есть, что показать.

Перейдем к главной части — шаблонам.

Если вы опаздываете по серьезной причине. 

Добрый день, [имя руководителя]!

По причине …, я сегодня опоздаю. Постараюсь быть в офисе к [времени].

Прошу прощения за доставленные неудобства. На сегодня у меня запланировано [доделать отчет], я предоставлю результат моей работы к [времени].

Если я могу быть чем-то полезен вне офиса, я буду доступен по [телефону/почте/в телеграме].  

[Ваше Имя]

Если вы опаздываете по своей вине. 

Доброе утро, [имя руководителя]!

Извините, я сегодня опоздаю. Обещаю, что это не войдет в привычку. 

Несмотря на опоздание, я постараюсь выполнить [запланированные задачи] и провести [запланированные встречи]. Если у вас есть срочные вопросы, я доступен по телефону. 

Еще раз прошу прощения, 

[Ваше Имя]

Если вы проспали/пропустили важную встречу.

Доброе утро, [имя руководителя]!

Мне очень жаль, я опаздываю на [30 минут] из-за [причина]. Я постараюсь быть в офисе к [времени].

Я знаю, что у нас запланирована [встреча] на [время]. Я не успеваю присутствовать на ней лично, можно ли передвинуть ее на [альтернативное время] / созвониться с [клиентом] по телефону / получить от кого-нибудь бриф / вернуться к обсуждению темы встречи один на один? 

Также я сегодня предоставлю вам [проекты, которые должны быть выполнены сегодня] к [времени]. Будьте уверены, все будет готово вовремя.

Еще раз, мои искренние извинения — я постараюсь, чтобы эта ситуация не повторилась!

[Ваше имя]

Если вы собираетесь предупредить об опоздании по телефону или в сообщении.

Звонок или сообщение уместны, если вы привыкли к такому формату общения с руководителем/вы не сильно опаздываете/вы уверены, что так он увидит ваше предупреждение еще до встречи. 

Здравствуйте, [Имя руководителя], хотел предупредить, что могу опоздать на [время] из-за [причины]. Извините за неудобство, буду держать вас в курсе.

Мне очень жаль, я сегодня опоздаю из-за [причины]. Я надеюсь, что буду в офисе к [время], если что-то изменится — обязательно сообщу. Я доступен [формой общения] в случае срочных вопросов. Я надеюсь доделать запланированные [задачи] к [время], в ином случае [как вы наверстаете упущенное]. Еще раз мои искренние извинения! 

Если вы уже отправили письмо по почте, но руководитель не отвечает.

Я отправил вам электронное письмо, хотел еще раз извиниться за то, что опаздываю — я буду к [время]. Большое спасибо за понимание!

Инструкция простая, но не для всех очевидная. Просто следуйте этим правилам, и вам не придется краснеть перед менеджером. А шаблоны пригодятся в случае, если вы проспали, нервничаете, и у вас нет ни одной свободной минуты на написание письма. Не благодарите (а лучше не опаздывайте)!

Источник

│Talented People

С каждым может случиться история, когда происходят непредвиденные наказания или незначительные нарушения дисциплины. В таких случаях работодатель требует от сотрудника объяснительные записки. 

Правильное написание такой записки позволит сохранить и хорошие взаимоотношения с руководителем, и рабочее место.

Что такое объяснительная записка

Объяснительная записка — официальная бумага, нужная для того, чтобы сотрудник доложил начальнику причины различных ситуаций на рабочем месте. Такими ситуациями могут быть прогулы, опоздания, потери особо важных документов и так далее. Ещё часто объяснительные записки требуются, когда были просрочены сдачи отчетов, не предоставлена требуемая информация и часто есть прогулы. Объяснительная записка нужна для руководства, чтобы понять истинные причины и виновников. Поэтому особенно важно грамотно и правильно составлять ее для избегания или смягчения ответственности. 

Отказ писать объяснительную записку приравнивается к тому, что сотрудник признаёт свою вину и карается дисциплинарным взыванием или же увольнением. 

Юридическое значение 

Трудовой кодекс строго регулирует взаимоотношения работника и работодателя: сразу же наказывать сотрудника нельзя, в первую очередь нужно требовать объяснения в письменном виде, то есть — объяснительную записку. Ст. 193 трудового кодекса Российской Федерации устанавливать срок для ее написания в течение двух рабочих дней. 

Когда работник не подготовил записку в течение двух дней, составляется акт. Только после этого работник может быть наказан. В качестве санкций используются замечания, выговоры, увольнения. Можно сделать вывод, что объяснительная записка прямо связана с взысканиями и отказ от ее написания не спасёт от них. 

После получения руководителем объяснительной или отказа есть два возможных исхода. В первом случае можно понять причины проступка и забыть данную ситуацию, ведь дисциплинарное наказание не обязанность, а право. 

Во втором случае нужно издать приказ о взыскании в связи с проступком в течение месяца. Этот приказ должен быть представлен работнику в течение трёх рабочих дней после выпуска. Если же сотрудник отказывается ознакамливаться с ним, то приказ все равно сохраняет своё действие. Работники могут либо согласиться с приказом, либо обжаловать его в суде. Также он может обратиться с обжалованием в государственную инспекцию труда. 

Каждая организация должна иметь отдельную папку, где складируются все объяснительные записки. 

Зачем пишут объяснительную записку

Объяснительная записка — возможность объяснить свои действия перед руководством. Записка может помочь даже в самых сложных ситуациях. Здесь представлено несколько примеров. 

К примеру, менеджер Иванов прибыл на работу позже всего на пару минут, а работодатель потребовал написать объяснение. Иванов может отказаться от написания объяснительной — за отказ от дачи показаний нет наказаний. Однако по истечении двух рабочих дней он будет наказан выговором или замечанием за наказание. Нельзя будет убедить суд, что наказание произошло без объяснений, ведь у сотрудника была возможность это сделать, а личный отказ не писать — не веская причина. 

В большинстве случаев, отказ выражает конфронтацию сотрудника и работодателя. В этом случае у начальника могут возникнуть вопросы по поводу причины инцидента и дальнейших действий работника — будут ли его проступки продолжаться.  

В этой ситуации Иванов мог поступить по-другому и написать объяснительную. В качестве причины опоздания можно было указать даже не уважительную причину, например, «проспал». При наличии объяснительной работодатель видит, что сотрудник признаёт свою ошибку и заинтересован в исправлении ситуации, а не заинтересован в дальнейшем конфликте. 

Объяснительная записка может выглядеть следующим образом: Уважаемый Виталий Сергеевич, я опоздал на работу, так как не услышал будильник и не смог встать вовремя. Такая записка покажет руководителю, что работник не планирует и в дальнейшем опаздывать на работу. Это побуждает больше уважения, чем игнорирование ситуации. 

Объяснительная записка может содержать и уважительную причину, например, когда опоздание произошло по независящим причинам — прорвало трубу отопления и так далее.  Можно также прикрепить справку, подтверждающую причину проступка и тогда руководитель не сможет наказать работника, так как нет оснований. 

Например, 15.11.2020 года я пришла на работу, опоздав на 60 минут. Причиной опоздания стала лопнувшая в подъезде моего дома труба. Это стало причиной затопления горячей водой, из-за чего многие жильцы, включая меня, не могли выйти из своих квартир. Я опоздала по причине, которая не зависела от меня, поэтому прошу не применять ко мне наказания в виде дисциплинарных взысканий. К объяснительно записке прикладывают справку из УК о том, что была прорвана труба. 

Это тот самый случай, когда работодатель будет неправ, если всё же накажет работника. Ему нужно сразу проверить всю изложенную информацию и только потом делать выводы. Если написанное в записке будет оправдано, значит у работодателя нет оснований для административных взысканий. 

Бывают ситуации, когда работодатель не принимает объяснительную записку сотрудника и все равно назначает наказание. Однако при наличии объяснительной можно обжаловать приказ в суде или трудовой инспекции. 

Когда могут потребовать объяснений от сотрудника 

Писать объяснительную или нет — это право выбора сотрудника, а требовать ее — обязанности руководства, от которых нельзя отказаться. Без требований написать объяснительную невозможно выпустить приказ о взыскании или удержании денег в связи с дисциплинарным проступком. Приказ будет незакончен без попытки получить такую объяснительную записку. 

Как показывает практика, объяснительная требуется во всех случаях нарушений на работе. Требовать записку могут и с того, кто был виновным, и со свидетелей случившегося, и с начальника виновного. 

Примером такой ситуации является случай, когда водитель вернулся в гараж на сломанном автобусе. Объяснительные будут собраны у водителя, пассажиров и начальника. Даже если происшествие произошло по вине других лиц, объяснительные нужны для подтверждения правоты водителя и освобождения его от денежного взыскания. 

Объяснительные пишутся до вынесения наказания сотрудника. Объяснительная дает надежду, что человека не накажут.  Это происходит, когда работодатель допускает объяснения, указанные в записке и не издаёт приказ о взыскании. 

У всех сотрудников есть право отказаться от дачи объяснений, и ни один руководитель не может обязать его давать письменные объяснения. Руководитель не является следователем, а объяснительная записка, это не показания на допросе.

Виды объяснительной

Существует два вида объяснительных записок. Это не закреплено законодательно. Первый тип — оправдательная. В ней необходимо обосновать причины своих поступков. 

Второй тип — записка с описанием действий других людей. Она нужна для прояснения ситуации и поиска виновного. Все участники происшествия пишут свой взгляд на произошедшее, их слова анализируют и в качестве итога получают вывод о виновности или невиновности участников. 

Уведомление работника о даче объяснения

Существует определённый порядок уведомления работника. В случае его несоблюдения он может оспорить взыскание в суде. 

Процедура назначения взыскания обозначена в кодексе, но она имеет много формальностей, которые очень важно соблюдать. В случае их несоблюдения легко можно обжаловать приказ.  

Однако происходит редко: начальники часто исходят из дисциплинарного наказания. Это работает, пока кто-то из подверженного наказания не обратится за проверкой.  

Они начинают проверять все, в том числе и то, соответствует ли процедура формальным требованиям трудового кодекса. И если работодатель что-то упустил — велик шанс, что гонорар будет отменен, а работник получит право на компенсацию.

Поэтому в интересах каждого сотрудника быть в курсе всех формальностей. Если босс делает что-то вне закона, вероятность оспорить гонорар возрастает. 

Согласно закона, работодатель должен придерживаться следующего алгоритма:

  • составление правонарушения. В законе зафиксируйте время нарушения и его суть — что именно произошло. А также список всех участников акций;
  • требовать от сотрудника написания объяснительной записки. Есть два способа сделать это. Первый — это издание приказа или распоряжения, требующего от сотрудника объяснения обстоятельств. Однако обычно это происходит, если ситуация может привести к судебному разбирательству или крупному конфликту. Второй способ — устно предложить сотруднику написать объяснительную записку. Этот метод проще, но в случае конфликта доказать свою позицию в суде будет сложнее;
  • дайте сотруднику не менее двух рабочих дней после этого на написание объяснительной записки. За это время он может ознакомиться с вашими должностными инструкциями, приказами или даже проконсультироваться с юристами. Невозможно одновременно торопить сотрудников. В течение этих двух дней также невозможно издавать приказы или распоряжения о наказании — они могут быть оспорены именно из-за нарушения процедуры;
  • если сотрудник подготовил объяснение — руководитель рассматривает его;
  • после рассмотрения пояснительной записки выдается распоряжение о взыскании или нет. Это зависит от руководителя организации. Если сотрудник отказался писать объяснение, из акта об отказе. Но даже тогда обязательно нужно подождать два рабочих дня;
  • с момента разработки закона о мелком правонарушении до даты издания приказа может пройти не более 30 дней. Этот период не включает отпуск или болезнь виновника. Если прошло более 30 дней, приказ о взыскании также может быть оспорен.

Если хотя бы один пункт этого алгоритма будет пропущен, вероятность не успеха увеличивается.

Не всегда легко привлечь внимание работника к необходимости дать объяснение. Обычно процедура выглядит так: в приказе или поручении о проведении внутреннего аудита прописывается уведомление о подаче объяснения, и сотрудник его подписывает. С этого момента он был знаком и все формальности были соблюдены.

Однако бывают ситуации, когда сотрудник знает, что его накажут или уволят, и всячески избегает этого знания. А потом, когда его все—таки выпускают — он идет в суд и заявляет, что его права нарушены.

Такая тактика не всегда срабатывает. В этом случае работодатель имеет право проинформировать работника любым доступным способом: телеграммой, SMS, сообщением или заказным письмом с уведомлением о доставке.

Рассмотрим один из ярких примеров судебного дела. Работник не явился на рабочее место, из-за чего его уводили с работы. Он решил обратиться в суд. Он считал, что, поскольку работодатель не потребовал от него объяснений, можно требовать возобновления работы и оплаты за вынужденный прогул. А также потребовал компенсацию за моральный ущерб.

В суде выяснилось, что спустя время после прогула человек решил и вовсе не появляться на работе. После чего организация всячески пыталась его оповестить о том, что нужно дать пояснения. Использовалось сразу несколько вариантов для оповещения и связи с ним. Правда, ответа от недобросовестного работника не поступало. 

Суд решил, что работодатель все сделал правильно. В трудовом кодексе сказано, что уведомлять сотрудника обязательно, а вот в какой форме это исполнять — не сказано. И если личность на рабочее место не приходит — дозволено совершить оповещение телеграммой или иными доступными методами. А то, что он не захотел ее получать, не проблема работодателя. Свои функции он выполнил. Сокращение рабочей единицы в лице такого сотрудника приняли законным путем, никакой компенсации естественно он не получил.

Правила составления объяснительной

Форма. Общей формы для юридического заполнения пояснительной записки не существует. Вы можете зависеть от ситуации. Но, повторяю, кратко и сухо, ограничиваясь изложением фактов и обстоятельств.

Структура текста 

Рекомендуется, чтобы пояснительная записка к тексту имела вот такие пункты:

  • конкретное или полное наименование должности руководителя и название организации (например, ОАО «Масленка» руководителю Еременко В.В.);
  • конкретный автор пояснительной записки — укажите полное имя, фамилию, отчество и занимаемую в организации должность;
  • название документа будет «Объяснительная»;
  • в некоторых случаях вы можете указать локальный формат или скомпилированный документ. Иногда это действительно важно — например, если сотрудник имеет медицинскую лицензию и пишет объяснительную записку не по месту работы, а в домашних условиях;
  • укажите обстоятельства нарушения и причины, по которым оно произошло, район и точное время. Лучше отметить максимально точные подробности;
  • указать последствия нарушения. Это важно: иногда отсутствие последствий смягчает суровость наказания. Например, если важный документ считается безвозвратно утерянным, он также может привести к серьезным потерям. И если этот документ был утерян, а затем быстро найден, то это не имело никаких последствий, а значит и применять дисциплинарные взыскания не имеет смысла;
  • описать, к чему привел ваш поступок (какие последствия);
  • в самом конце нужно в обязательном порядке указать фамилию и инициалы и подтвердить своей подписью.

В итоге вы получите документ, похожий на этот: 

По такой объяснительной шаблонной записке сотрудник не получил наказания. 

Формулировка причины

Пояснительные пишут не только за нарушения.

Например, в тексте работник может указать так:

Мною было написано объяснение, руководствуясь инструкциями менеджера производственного отдела на устной основе.

Если санкция, которая будет наложена после такого объяснения, будет оспорена в суде, работодатель может оказаться в неприятной ситуации. Особенно, если он не можете подтвердить, что уведомили сотрудника в письменной форме о необходимости написания объяснения.

В том случае, когда объяснение было написано иначе, то все в порядке. Например, объяснение было подготовлено на основании приказа директора предприятия о проведении официальной проверки.

Обязательные реквизиты

Закон не перечисляет обязательные детали пояснительной записки. Но это не значит, что вы все равно можете писать, что вздумается. Документ составляется в соответствии с общими правилами работы вашей организации. Самый простой способ изучить эти правила в отделе кадров, секретариате или кабинете министров.

Несмотря ни на что, в пояснительной записке должны быть указаны данные, описанные ниже.

Адресат объяснительной – чаще всего, это руководитель организации либо лицо, которое в соответствии со своими служебными обязанностями может решать вопросы по дисциплинарным взысканиям и наказаниям.

Адрес – нужно указать конкретное название организации. 

Приложения — все документы, подтверждающие доводы работника, совершившего проступок. Можно использовать, например, подтверждающие о болезни, травме или несчастном случае разные справки, заверенные врачами. В некоторых случаях это докажет то, что опоздание или отсутствие работника не было его виной.

Кроме того, это может быть приказ о возбуждении уголовного дела либо справка от врача травматолога — стал ли сотрудник жертвой преступления. В этом случае работник также может избежать дисциплинарного взыскания.

От работника не требуется прилагать к отправке документы, подтверждающие или оправдывающие его поступок.

Сроки написания

Чтобы написать объяснительную записку, работодатель, как правило, дает два рабочих дня. В эти дни не входят отпуск и больничные.

Чтобы понять, как на практике это происходит, лучше разобрать на одном из примеров. Допустим, сотруднику было предложено написать заявление сегодня, а с завтрашнего дня он находится в отпуске по штатному расписанию. Тут не обязательно бросать все свои дела и бежать писать объяснительную.  Можно со спокойной душой уезжать в отпуск, хорошенько отдохнуть все свои законные выходные, а после приезда будет еще один день, в который можно будет написать объяснительную.

У некоторых людей такая ситуация: пребывая в законном отпуске, начальник просит своего сотрудника срочно вернуться, чтобы написать объяснительную записку. Чтобы закон не был нарушен, начальник должен хотя бы на один день вызвать сотрудника из отпуска в приказном порядке. 

Это можно осуществить только в том случае, когда сам сотрудник не против. Затем от работника, отдыхающего в отпуске, пишется согласие от руки. После этого он возвращается с отдыха на этот один день и пишет объяснительную. Пропущенный день отпуска начальник обязан выдать в иной день в качестве выходного

А вот если сотрудник находится на больничном, в этом случае руководитель не имеет права вызвать его, так это будет уже незаконно. По законодательству невозможно вызвать человека из отпуска во время больничного, чтобы тот написал объяснительную. Придется выждать, пока не закончится отпуск по болезни этого сотрудника.

Можно ли отказаться писать объяснительную 

Конституция РФ позволяет не давать показания против себя. И это касается не только преступлений и административных правонарушений. Тот же принцип применим и к трудовому законодательству.

Если человек считает необходимым оправдать себя, он может использовать для этой цели любые юридические методы и приводить любые пояснительные аргументы.

В том случае, когда работник полагает, что его пояснения могут ему навредить или он вовсе не имеет к этому желания, то он не обязан писать объяснительную записку. 

Последствия отказа от составления объяснительной. Работник имеет право отказать писать объяснительную на любом этапе. Но вот не возникнет ли вопрос, что сотрудник что-то скрывает? Руководитель в первую очередь подумает о том, что работник всё же виновен. Ведь объяснений не поступало. В любом случае, право на защиту и объективный процесс предоставляется работнику.

Это можно истолковать так, как если бы сотрудник совершил серьезный проступок специально. И наказание в этом случае может быть более суровым, чем когда преступление было совершено правильно и без злого умысла.

Работники должны понимать, что их работодатели не могут знать, что с ними происходит, пока они не говорят об этом. Объяснительный документ — одна из форм этого исключения. Это официально, не всегда приятно и часто заканчивается назначением дисциплинарных мер. Однако серьезность этих мер зависит от предоставленных причин. И разница здесь от устного замечания до понижения в должности или увольнения.

Когда могут уволить? Уволить сотрудника за отказ написать объяснительную записку невозможно. Такие работники могут быть уволены или наказаны только за сам проступок, иными словами, за неисполнение или некорректное исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. И сотрудник не обязан писать объяснительную записку. Но тем не менее, наказания за тот или иной проступок не избежать.

Акт об отказе

Бывает и такое, что работник принципиально может не писать объяснительную по своим причинам. Такой факт, как правило, фиксируется в акте об отказе. 

Этот документ дает возможность руководителю доказать, что работнику было дано право оправдаться, но тот принял решение отказаться от пояснений. Но по закону составляется акт об отказе только по прошествию двух рабочих суток. За это время работник может и поменять свое решение. 

Данный документ создаётся сгруппированной комиссией, в состав которой входят трое: представитель администрации и еще два сотрудника. Это должны быть незаинтересованные личности, в противном случае законность такого поступка может быть поставлена под сомнение.

В акте должно быть указаны следующие моменты:

  • наименование организации;
  • название документа — акт отказа от объяснения;
  • дата и место написания данного документа;
  • коротко расписать совершенное работником нарушение, о чем отказался написать сам сотрудник; 
  • причины, по которым поступил отказ: они записываются со слов сотрудника. Если у работника нет желания разъяснять причины, можно написать, что тот не хотел объяснять причину отказа;
  • подписи всех членов комиссии включая руководителя, составлявших акт;
  • номер регистрации документа.

Сотрудник, который не хочет объясняться, должен ознакомиться с актом, оставив свою подпись.

Сроки хранения объяснительной

Как только руководитель получает объяснительную записку, он проставляет номер регистрации и указывает дату, когда она была принята. Как долго будет храниться данный документ, будет зависеть от содержания внутри. При наличии информации о нарушении внутреннего трудового распорядка, объяснительная записка отправляется на хранение до года. 

Когда в объяснительной есть информация об обвинениях в отношении сотрудников, нарушивших трудовую дисциплину, по делам о служебном поведении или разрешении конфликта интересов, то такой документ храниться до пяти лет.

Самое сложное — это когда дело касается гражданских либо муниципальных сотрудников. Всё, что касается фактов выявления коррупции, не соблюдения служебных обязанностей, не разрешения конфликтов интересов или официальной проверки государственных служащих — хранится в организации на постоянной основе.

Не соблюдение всех этих сроков может сослужить руководителю плохую службу, когда нужно будет доказывать правоту своих действий и законность примененных дисциплинарных взысканий. 

Большая часть руководителей различных фирм и организаций полагают, что если хранить все объяснительные записки в одной куче, то это дает им право уволить того или иного сотрудника по желанию, предъявив скопом все дисциплинарные взыскания.  

Однако так это не работает. Руководитель должен в течение одного месяца назначить дисциплинарные взыскания. Позднее этого срока он не сможет ни уволить своего работника за нарушение, ни оформить штрафные взыскания. 

Образцы объяснительных записок

В составлении объяснительных записок очень важно быть внимательным и не допускать ошибок. Не редко бывают случаи, когда правильные объяснения позволяют избежать наказания или же наоборот — неграмотные пояснения могут усугубить ситуацию. Даже малейшие ошибки в пояснениях могут повлечь за собой ситуации, когда всплывают несколько систематических нарушений, а значит они караются более строгим наказанием. 

Лучше всего следователь таким правилам:

  • писать кратко. Длинные рассказы могут ввести в заблуждение. Часто бывает, что длинные истории влекут за собой длинные приказы о дисциплинарных взысканиях;
  • писать лучше всего лишь актуальную информацию, касающуюся строго определенного случая, чтобы руководителю не пришлось читать лишнюю предысторию, не относящуюся к делу. Сразу переходите к сути дела, т.е. к моменту совершения проступка;
  • постарайтесь максимально разъяснить всю ситуацию своему руководителю. Никто не запрещает вам доказывать свою невиновность;
  • объективность тоже должна быть учтена. Не стоит снимать с себя вину, если, например, вы не были на работе из-за того, что переборщили со спиртным. Если для защиты нет объективных аргументов, легче признать вину;
  • во время написания объяснительной записки не стоит уделять внимание красоте, лучше сделать упор на простоте. Чем сложнее предложения, тем хуже будет текст для восприятия; 
  • хорошее пояснение — краткое пояснение. Все просто, понятно и без бессмысленных слов;
  • грамматические и стилистические ошибки, кляксы, перечеркивания, неразборчивое написание и даже испачканная бумага навряд ли помогут руководителю принять нужное вам решение. 

В пример можно привести несколько видов объяснительных, чтобы видеть разницу. 

Объяснительная насчет происшествия. Как бы не хотелось признавать, но по статистике, слишком много случаев нарушения трудовой дисциплины из-за спиртного, в частности распитие на рабочих местах. 

Живой пример: сотрудники решили выпить на рабочих местах. Их заприметил руководитель, после чего сказал им написать объяснительные записки. В итоге получаются следующие объяснительные от них: 

Сотрудники действительно приложили много усилий, чтобы подробно расписать причину распивания на рабочих местах алкогольных напитков. Но неправильно изложенные причины и огромное нагромождение лишней информации привели к тому, что сотрудники доказали, что должны понести наказание. 

Если рассматривать именно этот пример, то можно было опустить некоторые подробности, компрометирующие сотрудников. Лучше всего указать на то, что сотрудники признают свою вину и обещают больше так не делать.

Например:

Факт появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии признаю. Обещаю, что больше такого не повторится.

Такая записка будет более убедительна для руководителя, что ситуация больше не повторится.

Часто дисциплинарные взыскания встречаются из-за опозданий и прогулов. Зачастую такие нарушения несут оправданный характер. К примеру, сотрудник мог заболеть, почувствовать недомогание, из-за которого не смог прийти, попасть в больницу, столкнуться с дорожно-транспортным происшествием и многие другие причины. 

Если сотрудник может доказать, что отсутствовал или опоздал по уважительной причине, то руководитель не имеет законного права применить дисциплинарные взыскания. 

Объяснительная такого рода, как на фото выше, доказывает лишь об умышленном проступке, где сотрудник осознанно пошел платить кредит, оставив рабочее место. Для уточнения, банки хоть и работают до 5 часов, но банкоматы и на крайний случай мобильные приложения всё же функционируют круглосуточно. Исходя из объяснительной записки, сотрудник поставил свои личные вопросы выше работы. Руководителю это явно не понравится. 

Это тоже тот самый случай, когда подробности будут излишними и даже ухудшающими ситуацию. Если всё же можно обозначить иные причины отсутствия, то лучше вписать именно их. 

За несоответствие должностной инструкции, если произошла ошибка, согласно жалобе клиента. Данный случай, конечно, будет сложнее, чем предыдущие. 

В такой ситуации есть следующий вариант написания объяснительной записки:

  • укажите характер ошибки;
  • объясните причины. Объективными они бывают в редких случаях, но всё же, стоит об этом написать; 
  • опишите, что случилось из-за допустимой оплошности. Если ее там не будет, есть шанс на смягчение наказания;
  • при наличии у вас варианта исправить ситуацию, обязательно стоит об этом сообщить на данном этапе;
  • в обязательном порядке укажите, что подобного больше не будет.

Пример подобной объяснительной записки: Мною была допущена ошибка в расчетах из-за сломанного рабочего компьютера. Пришлось проводить расчеты вручную и это повлекло определенные ошибки с моей стороны. Виноват в просчетах, поэтому готов принять дисциплинарное наказание. Обещаю, что подобного больше не повторится. При возникновении подобных проблем с компьютером, буду обращаться сразу к мастеру. 

О невыполнении плана, о невыполнении поручения, о нарушениях после проверки

Один из ярких случаев, один из сотрудников поручил дело другому сотруднику. Как только начало подходить дело к проверке, выясняется, что порученное задание не выполнено. Такое случается, конечно, но это придется как-то объяснять руководителю. Здесь может быть несколько вариантов. 

При наличии объективной причины, не забываем расписать именно её. К примеру: Из-за отсутствия финансирования, запланированную закупку продукции пришлось отложить. Вынужден просить о переносе данного мероприятия на другое время. 

Такая подача объяснения будет верной, так как есть причина и предложенное решение образовавшейся проблемы. 

Плохо, когда не получается объяснить причину или объяснений и вовсе нет, тогда придется терпеть наказания. 

При производственной травме

В случае с производственными травмами всё гораздо проще, так как здесь достаточно будет без ошибок расписать всю ситуацию. 

Если сотрудник просто болен, размер временных пособий по нетрудоспособности зависит от стажа работы. Когда страховая история составляет 8 лет и более, выплачивается 100% от средней заработной платы. При страховании 5-8 лет — 80% от средней зарплаты. При страховом оформлении менее 5 лет — только 60% от средней зарплаты.

Но размер выплаты может быть уменьшен, если болезнь или травма стали результатом употребления алкоголя, наркотиков, токсического отравления или действий, связанных с подобным.

В случае травмы, связанной с работой, это еще сложнее. В случае несчастного случая на производстве, стаж уже не будет играть роль, начисляется 100% среднего заработка.

Чтобы безошибочно рассчитать, работники кадрового отдела часто просят сотрудников объяснить не только травмы на работе, но и травмы дома. Логика проста: если что-то произошло, сотрудника просят объяснить, где и как это произошло. На основе пояснений будут сделаны межвременные расчеты.

Например, сотрудник получил больничный лист — у него перелом. Поэтому сотрудника просят написать объяснение, чтобы разложить все по полочкам. 

У работника есть следующие варианты:

  • не писать объяснительную, где была получена травма и её подробности. В таком случае, если была оформлена страховка, руководитель может не выплатить всё до копейки, а заплатит лишь по стажу;
  • написать объяснительную и указать там, что получил травму в домашних условиях (это не производственная травма, поэтому нет нарушений);
  • получение травмы на рабочем месте (в этом случае нужно будет проводить расследование). 

Получить травму на работе можно по любым причинам. Например, если сотрудник в это время был пьян, то и объяснительная должна быть соответствующая. В процессе выяснения всех причин в любом случае будут выявлены нарушители. В таком случае можно даже не рассчитывать на страховые выплаты.

Выше были разобраны многие случаи, когда нужно правильно писать объяснительные записки. Ведь, к примеру, получить рабочую травму можно и от оборудования, здесь понятно. А вот когда объяснительная становится похожа на сочинение, которая ещё и «топит» вас, это уже другое. В идеале избегать острых подробностей, которые могут повлиять на размер дисциплинарного взыскания. 

Как писать объяснительную

  1. Объяснительная записка пишется по собственному желанию, но отказ от ее написания не освобождает от ответственности. 
  2. Отказ от написания не наказывается. Объяснение в большинстве случаев помогает смягчить или вовсе избежать дисциплинарного взыскания. 
  3. Руководитель должен в письменной форме осведомить сотрудника, что у него есть право писать объяснительную. При отсутствии сотрудника на рабочем месте, могут использовать любые доступные способы оповещения.
  4. Не следует придумывать причины проступка, лучше признать вину и указать, что дальнейшие действия будут направлены на не повторение данной ситуации. 
  5. Писать следует кратко. Лишняя информация может лишь ухудшить ситуацию.

Удача не на вашей стороне сегодня, и вы опаздываете в офис. Может быть, у вас нет запланированной на 8 утра встречи, но в любом случае это опоздание. Ваш начальник не будет рад видеть вас пришедшим не вовремя. Как же лучше всего сообщить боссу о том, что вы задерживаетесь по дороге на работу?

Обязательно сообщите о вашем опоздании

Помните о том, что хуже всего, когда вы опаздываете на пару часов, и никто не знает, где вас искать. Вовсе необязательно сообщать о том, что вы опаздываете, генеральному директору всей компании. Можно позвонить или написать СМС вашему непосредственному начальнику отдела, проинформировав его о том, что вы задержитесь.

Мэтью Броштайн, технический директор Muse, отмечает, что всегда лучше знать, что сотрудник задерживается, это позволит как-то перенести важную встречу или подготовится к презентации без задерживающегося работника. А вот пытаться судорожно дозвониться до опаздывающего работника, стремясь узнать, где он и когда будет на месте, это явно не лучшее решение. В конечно счете с таким сотрудником хочется расстаться поскорее.

Никогда не врите

Психологи уверяют, что, объясняя свое опоздание, следует либо быть до конца честным, либо вовсе ничего не говорить. Если же вы пускаетесь во все тяжкие, выдумываете различные истории и небылицы, то должны понимать, что ваш босс неглуп и сразу же поймет вашу ложь.

Любой начальник – это хороший психолог, который сможет распознать ложь подчиненного. Поэтому будьте предельно честным. Если вы проспали, то так и говорите, если у вас не завелась утром машина, то объясните боссу ситуацию, скажите ему, что займетесь на днях ремонтом авто и больше подобная неприятная ситуация не повторится.

Принести извинения

«Если вы собираетесь что-то пропустить и опоздать, вам нужно извиниться и признать, что вы доставляете другим неудобства, — говорит Броштайн. — А вот банальное «Ой, я опаздываю!» не заставит вашего менеджера поверить в искренность ваших слов и простить вас. Даже если у вас ноль сожалений о том, что вы получили дополнительный час сна, все равно говорите, что сожалеете — в конце концов, ваше опоздание также влияет на вашего начальника и коллег».

Если опоздали – отработайте

Часто свое опоздание мы не можем контролировать. Действительно, если вы застряли в пробке, то как-либо повлиять на ситуацию на дороге просто невозможно. Но нужно понимать, что ваше опоздание — ­ это потерянное время, нужно будет отработать и наверстать упущенное. Если вы будете всегда правильно поступать в такой ситуации, в последующем наверстывая потерянное время, то можно быть уверенным в том, что ваше начальство простит вам такое опоздание.

Постарайтесь показать начальству, что, несмотря на неудачное начало и опоздание на работу, у вас впереди еще целый день и вы держите все дела и ваше время под полным контролем. Все будет завершено точно в срок, даже несмотря на то, что вы задержались в пути.

Поблагодарите начальство за понимание

Нелишним будет вечером в конце рабочего дня поблагодарить ваше начальство за понимание возникшей неприятной ситуации. Даже если ваши опоздания у руководства уже сидят в печенках, все же после такого извинения и благодарности за понимание уволить вас не решится даже самый строгий босс.

Совет. Не стоит сразу же после прихода на работу идти к начальству, объяснятся и приносить свои извинения за задержку. Все же ваш босс может быть на взводе, в особенности из-за того, что пришлось срочно менять планы или, что еще хуже, сорвались важные переговоры и заключение сделки. Нужно дать остыть человеку и лишь после этого идти разговаривать с ним.

Частые опоздания – прямой путь к увольнению

Любой здравомыслящий начальник понимает, что полностью исключить опоздания на работу попросту невозможно. Другой вопрос, как часто подобное допускает работник. Если у него накопилось за рабочий год два-три опоздания, то каких-либо проблем быть не должно. Но если подобное происходит едва ли не каждую неделю, то это прямой путь к увольнению.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Для чего нужна объяснительная записка?

Объяснительная записка — документ, который, в соответствии со ст. 193 ТК РФ, работодатель должен затребовать у подчиненного, прежде чем наложить на него дисциплинарное взыскание в виде выговора, замечания или же увольнения. Объяснительную сотрудник обязан представить работодателю в течение 2 дней с момента затребования.

Понятие «опоздание» прямо не раскрывается в ТК РФ. Однако оно вполне может быть квалифицировано как нарушение работником своих обязанностей и послужить поводом для дисциплинарного взыскания, так как в соответствии с положениями ст. 189 ТК РФ обязанностью сотрудника является соблюдение правил внутреннего распорядка, которыми, в частности, закрепляется график работы.

Сущность объяснительной записки об опоздании на работу — в ознакомлении работодателя с причинами, повлекшими совершение сотрудником проступка. Само по себе предоставление объяснительной не гарантирует последующего освобождения работника от предусмотренного ТК РФ дисциплинарного взыскания. Но те факты, которые в ней изложены, работодатель обязан принять во внимание, чтобы оценить соразмерность проступка и применяемых впоследствии дисциплинарных мер. Сотрудник может и не предоставлять работодателю объяснительную, но в этом случае компания вправе применить к нему дисциплинарное взыскание.

Если работник не представляет объяснительную, его нужно уведомить о необходимости составления такого документа.

Как составить уведомление работнику о необходимости дать письменные объяснения, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Объяснительная за опоздание: структура документа

То, как должна выглядеть объяснительная записка, не регламентируется ни ТК РФ, ни прочими федеральными НПА. Но если следовать деловой практике, то можно составить документ со следующей структурой:

  • дата составления;
  • заголовок — «Объяснительная записка»;
  • сведения о составителе записки и о том, кому она адресована;
  • текстовый блок с разъяснениями в отношении проступка;
  • Ф.И.О. и подпись сотрудника.

В левой верхней части документа можно указать название структурного подразделения, в котором работает составитель записки. Сведения о получателе (Ф.И.О. и должность руководителя) фиксируются в правой верхней части документа.

Ниже по центру размещается название документа. Желательно заглавными буквами, шрифт на 2–4 размера больше основного.

Следующий элемент объяснительной — текстовый блок с разъяснениями причин опоздания. Его правомерно считать самым важным, ведь именно он определяет, какой будет реакция работодателя на проступок.

Как составить текст объяснительной?

В объяснительной записке должны найти отражение:

  • точные даты, время осуществления сотрудником действий, на которые он ссылается, события, в которых он участвовал;
  • причины, непосредственно предопределившие опоздание на работу.

При оформлении записки следует придерживаться официально-делового стиля.

Что касается первого пункта, рекомендуется однозначно писать о том, что речь идет об опоздании, а также о том, на какой отрезок времени относительно рабочего графика. Не следует писать фразы наподобие «явился на работу несколько позже обычного».

Говоря о причинах, фиксируемых в объяснительной об опоздании на работу, желательно дать работодателю увидеть корень проблемы. Тот факт, что человек проспал, может быть обусловлен самыми разными причинами. То, что на улице всю ночь велись строительные работы и было очень шумно, — это одно, участие в геймерском турнире по интернету до утра — совсем другое.

Каков оптимальный объем объяснительной?

Относительно объема текстового блока объяснительной есть разные точки зрения. Некоторые считают, что документ должен максимально кратко излагать факты, имеющие отношение к проступку. Однако есть те, кто полагает, что работнику следует раскрыть сведения о причинах опоздания как можно подробнее, чтобы работодатель мог принять однозначное решение о том, стоит ли применять дисциплинарное взыскание или можно обойтись устным внушением, а то и вовсе признать причину опоздания уважительной.

Справедливо полагать, что всё зависит от конкретной ситуации. Например, если сотрудник опоздал на работу по причине того, что не успел на автобус, метро или электричку, уместно разъяснить, по какой именно причине это произошло. Причины опоздания из-за того, что в квартире заклинило дверной замок, и из-за незаведенного будильника различаются в плане оценки уважительности, хотя и привели к одному результату. Поэтому в таком случае имеет смысл детализировать рассказ.

В свою очередь, если автобус попросту не вышел на линию по расписанию, особых подробностей здесь, вероятно, не понадобится — достаточно будет указания на сам факт того, что график движения транспорта был нарушен. Но в этом случае работодатель, вероятно, пожелает убедиться, что это было действительно так. В связи с чем сотруднику, возможно, придется сопроводить объяснительную дополнительными источниками, подтверждающими изложенные факты.

Какими они могут быть и как должны предоставляться работодателю?

Дополнительные документы, подтверждающие уважительную причину опоздания

В подтверждение того, что причина опоздания уважительная, сотрудник может приложить к записке дополнительные документы непосредственно с пометкой «Прилагаю следующие документы». Либо нужно сослаться на возможность их предоставления в любой момент по требованию работодателя. Подобным документом может быть квиток со штрафом, выписанным сотрудником ГИБДД, остановившим опоздавшее в связи с этим на работу лицо за нарушение (работнику пришлось потратить время на оформление соответствующего взыскания).

Доказательной базой в данном случае могут быть и электронные источники, например, видеозапись на телефоне, трансляция с публичных веб-камер или новостные сообщения, если причина опоздания связана с задержкой или невыходом транспортного средства на линию по расписанию в связи с непогодой. Также может быть уместно разместить соответствующий контент на облачном сервисе и указать в объяснительной ссылку на его скачивание или просмотр.

Как удостоверяется получение объяснительной работодателем?

Тот факт, что объяснительная получена работодателем, желательно документально зафиксировать — это в интересах обеих сторон трудового договора. В ТК РФ сказано лишь о том, что работодателю следует фиксировать посредством составления соответствующего акта факт непредставления объяснительной. Но, как показывает практика, следование данной норме может оказаться недостаточным.

Для работодателя получение объяснительной подтверждается ее фактическим наличием. Главное, чтобы она не потерялась: если сотрудник решит доказать в суде или в Трудовой инспекции уважительность причины своего опоздания, работодатель должен иметь возможность предъявить суду соответствующий документ. Если он потеряется, то затребовать новый получится, только если с момента возникновения ситуации с опозданием прошло не более месяца (абз. 3 ст. 193 ТК РФ).

Что касается сотрудника, ему важно быть уверенным, что работодатель впоследствии не составит неправомерный акт о непредоставлении объяснительной, сделав вид, что не получал ее. Поэтому при передаче этого документа в кадровую службу работнику следует попросить секретаря или кадровика снять копию и проставить на ней отметку о получении.

Другой вариант — включить в структуру объяснительной дополнительный элемент — блок с формулировкой «Получил», «Принято» либо «С документом ознакомлены» с указанием Ф.И.О. и должности принявшего документ сотрудника. В этом случае объяснительную следует распечатать в 2 экземплярах, после чего на каждом из них проставить подписи сотрудника и кадровой службы.

Где можно скачать образец объяснительной записки об опоздании на работу?

Загрузить бланк и образец объяснительной за опоздание, подготовленный нашими экспертами, вы можете беспллатно, кликнув по картинке ниже.


Объяснительная записка об опоздании на работу

Объяснительная записка об опоздании на работу

Скачать

Бывают ситуации, когда сотрудник отказывается давать объяснения о причинах опозданий. В этом случае нужно составить акт об отказе работника от дачи объяснений по факту нарушения дисциплины.

Как правильно составить такой документ и в течение какого времени его нужно оформить, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобу все сделать правильно, оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по кадровым вопросам.

Итоги

Объяснительная записка об опоздании — официальный документ, значимый для обеих сторон трудового договора. Сотрудник, предоставляя ее, получает шанс избежать дисциплинарного взыскания, если опоздание было вызвано уважительными причинами и их удалось убедительно изложить в документе. Непредоставление объяснительной дает работодателю полное право наложить дисциплинарное взыскание на работника. Для сотрудника важно убедиться в корректности структуры объяснительной, а также удостовериться в том, что работодатель принял ее и это документально зафиксировано.

Для работодателя получение объяснительной важно, во-первых, потому, что ее затребование — обязанность, прописанная в ТК РФ, а во-вторых, для поддержания трудовой дисциплины в коллективе (человек, которого однажды обязали писать соответствующий документ, скорее всего, постарается не давать поводов для получения подобных распоряжений повторно).

Ознакомиться с прочими документами, применяемыми в кадровом документообороте, вы можете в статьях:

  • «Как составить докладную записку (правила, бланк, образец)?»;
  • «Кадровые документы, которые должны быть в организации».

Закон не обязывает работника писать объяснительную записку в связи с опозданием на рабочее место. Но ее составление необходимо ему, чтобы объяснить свое отсутствие, а руководству и кадрам — чтобы всесторонне оценить ситуацию и принять правильное решение относительно провинившегося лица. Рассказываем, как ее правильно составить, и приводим образцы для разных ситуаций.  

Зачем нужна объяснительная записка за опоздание

Если работник не пришел вовремя на работу, не важно, по какой причине: опоздал, проспал или застрял в пробке, то это расценивается как нарушение дисциплины. Но наказать за это руководство компании вправе только при соблюдении определенных юридических требований, предусмотренных ТК РФ: начальнику требуется убедиться, что подчиненный точно виноват, иначе работник оспорит привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Опоздавшим человека считают, если он отсутствует на работе длительностью от 1 минуты до 4 часов. А отсутствие на рабочем месте без уважительной на то причины более 4 часов — уже прогул, за которое даже грозит увольнение (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Причины, когда человек опаздывает на работу, бывают серьезными и уважительными: прорвало трубу, попал в аварию, возникли проблемы со здоровьем у ребенка. А иногда и неуважительными: человек элементарно проспал. Но решение о степени уважительности и необходимости наказать работника принимает работодатель. Записка, объясняющая причины, поможет работнику оправдаться, а работодателю — дать оценку сложившейся ситуации и помочь принять правильное решение.

Чтобы разобраться в причинах опоздания, на основании ст. 193 ТК РФ сотруднику необходимо написать объясняющую их записку. Причем ее надо представить в течение 2 дней — это максимальный срок на подготовку и оформление документа.

Можно ли отказаться от написания объяснительной записки при опоздании

Это необязательный для работника документ. И нельзя принудить его написать: закон позволяет отказаться от такой бумаги. Это не повлияет на то, что работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание по отношению к сотруднику. Но факт отказа от дачи дополнительных пояснений наниматель обязан зафиксировать в акте в присутствии двух свидетелей, которые должны будут подписать документ.

Другое дело, что работнику самому выгодно давать пояснения. Возможно, тот факт, что подчиненный признал свою вину, задобрит руководство, и у сотрудника получится избежать наказания. По крайней мере, в первый раз. Если речь идет о заядлом прогульщике, то за многократные нарушения трудовой дисциплины работника вправе и уволить.

Как составляется объяснительная записка

Правила составления пояснительной об опоздании не прописаны ни в одном нормативном акте, а бланк необходимо взять только у сотрудников отдела кадров компании, если он у них разработан. Но документ относится к внутренней документации, поэтому обращаться к руководству надо в свободной форме.

Но есть некоторые общие требования, которым необходимо следовать. Все они учтены в образце, который предоставлен ниже. В частности, для записки обязательны следующие реквизиты:

  • ФИО и должность руководителя;
  • ФИО и должность опоздавшего сотрудника;
  • наименование документа;
  • текст с непосредственным объяснением причин и обстоятельств;
  • приложение — доказательства (если есть);
  • дата составления;
  • подпись работника.

Рекомендуем указывать в записке реальную причину, из-за которой опоздали на работу. Иногда сотрудник указывает вымышленную причину, которая представляется ему серьезной и уважительной, но никакая информация ее не доказывает. Такой обман вскрывается быстро, и отношение начальства к подчиненному-лгуну резко меняется. Обманывать руководство не стоит. Если проступок совершен не по уважительной причине, правильно: признать ошибку и письменно сообщить об этом в документе.

Пример объяснительной за опоздание

Нередко опоздание на работу происходит не по злому умыслу человека, а по стечению обстоятельств. И работодатели часто с пониманием к этому относятся. Наверняка каждый опаздывал из-за проблем с транспортом или из-за неблагоприятных погодных условий. В этом случае наниматель ограничится устными объяснениями сотрудника. Но если директор потребовал письменное подтверждение, то его желательно подготовить и предоставить.

Вот как выглядит пример объяснительной записки об опоздании на работу из-за проблем с транспортом (наличие пробок):

Образец объяснительной за опоздание работника из-за пробок

Иногда приходится писать объяснительную по причине того, что проспал на работу. Здесь уже работодатель примет решение, насколько уважительна такая причина. Если вы напишете, что проспали, потому что забыли поставить будильник, то это оправдание слабое. А если, например, вы укажете, что сломался будильник, то такой вариант выглядит убедительнее. Безусловно, надежнее, если вы докажете это справкой из мастерской, в которую его отнесли.

Объяснительная, если проспал на работу

За что не вправе наказывать

Существует перечень причин, которые считают уважительными. К ним относятся:

  • болезнь самого работника или его близкого родственника;
  • поход в медучреждение или в иную государственную организацию;
  • чрезвычайное происшествие;
  • участие в государственных процессах (в суде);
  • коммунальная авария (прорыв труб);
  • форс-мажорные ситуации, не зависящие от воли сотрудника (например, поломка лифта или задержка транспортного рейса).

Перечень уважительных причин опоздания нормативными документами не определен. Работодатель сам в каждом конкретном случае решает, является причина задержки работника уважительной или нет (см. Письмо Роструда от 31.10.2008 № 5916-ТЗ, Определение Конституционного Суда от 17.10.2006 № 381-О).

Если вы опоздали по одной из перечисленных причин, то так и пишите в записке.

Вот пример, как пишется, что опоздал по уважительной причине из-за коммунальной аварии:

Образец объяснительной об опоздании из-за коммунальной аварии

Работодатель рассмотрит ваше объяснение и примет решение. Скорее всего, меры дисциплинарного воздействия применять к вам не станут. Но учтите: уважительную причину необходимо подтвердить документально. Например, если причина опоздания — посещение медицинского учреждения, то к записке прикрепите справку от врача, а в случае коммунальной аварии — справку из ЖЭКа. В противном случае наказание обоснованно.

Добавить в «Нужное»

Объяснительная записка об опоздании на работу

В некоторых случаях опоздание сотрудника на работу может стать причиной серьёзных негативных последствий для компании. Прежде чем к опоздавшему будет применено наказание, работником должна быть написана объяснительная записка об опоздании на работу.

Что такое проступок?

Наказание может быть применено, если работник совершил нарушение — дисциплинарный проступок. К такому нарушению законодатель относит:

  • выполнение трудовых обязанностей ненадлежащим образом (и в этом должна присутствовать вина работника);
  • невыполнение по своей вине трудовых обязанностей.

В ст. 21 ТК РФ перечислены основные обязанности работника. Трудящиеся должны добросовестно соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и дисциплину труда, выполнять свои трудовые обязанности.

Опоздание — проступок?

Время начала рабочего дня и его окончания — обязательные условия трудового договора. А соблюдение его условий — обязанность обеих сторон. Это означает, что все сотрудники должны присутствовать на рабочем месте в течение установленного режимом рабочего времени. А все исключения из этого правила должны быть отдельно оговорены, например, для некоторой категории работников или при выполнении поручений руководства за пределами рабочего места.

Поэтому несоблюдение рабочего режима — приход позже начала рабочего дня или уход с работы до конца рабочего дня может рассматриваться как дисциплинарный проступок. Поэтому за опоздание работодатель вправе применить предусмотренные меры взыскания.

Какие меры могут быть приняты?

В трудовом праве предусмотрены следующие виды взысканий:

  • замечание (наиболее мягкое наказание);
  • выговор;
  • увольнение (наиболее строгое наказание).

Для некоторых работников законодательством предусмотрены и иные виды наказаний. Например, к сотрудникам таможни может быть применён строгий выговор.

Увольнение за опоздание

Отсутствие на работе без уважительных причин свыше четырёх часов подряд в течение рабочего дня (смены) рассматривается как прогул. А за него может быть применено увольнение (пп.»а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Поэтому опоздание может стать причиной прекращения трудовых отношений, только если:

  • опоздание произошло без уважительных причин;
  • работник опоздал более чем на 4 часа.

Для увольнения эти два условия должны совпасть вместе.

Как наказать за опоздание?

Опоздание должно быть зафиксировано. В качестве такой фиксации можно применить, например, докладную от руководителя о том, что его подчинённый опоздал.

Перед тем, как применить какое-либо наказание, работодатель обязан истребовать объяснение от работника. Такое требование составляется в свободной форме. Его можно и не оформлять письменно, если работник готов объясниться. Если же ситуация конфликтная, то работодателю следует потребовать объяснений в письменном виде.

Если работник откажется от объяснений, то после двух дней руководство вправе составить об этом акт. На основании объяснения или акта о непредоставлении объяснений руководство должно издать приказ о применении выбранного им дисциплинарного взыскания. Этот приказ в течение трёх рабочих дней нужно объявить опоздавшему под подпись. В эти дни не входит отсутствие работника. Если работник откажется от ознакомления с приказом и проставления подписи на приказе, то руководству следует составить акт об этом.

Объяснительная

Законодательством не установлена форма объяснения работника о совершенном им нарушении. Исходя из сути этого документа, в нем должны быть отражены:

  • данные нарушителя (И.Ф.О., должность);
  • дата составления документа;
  • время прихода на работу;
  • причины опоздания.

Объяснительная составляется от первого лица в одном экземпляре.

Скачать образец объяснительной записки об опоздании на работу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать римские цифры на клавиатуре телефона андроид
  • Как написать рукав 3 четверти
  • Как написать римские цифры на клавиатуре на планшете
  • Как написать рубль на клавиатуре ноутбука
  • Как написать римские цифры 2021