Как написать руководителю об увольнении смс

Как сказать начальнику об увольнении по собственному желанию — вопрос не из простых. Причины, по которым ты решил сменить место работы, могут быть самыми разными: от предложения более интересной позиции или переезда — до того факта, что ты терпеть не можешь своего босса.

Что бы это ни было, мы уверены: ты не собираешься громко хлопать дверью и заинтересован в том, чтобы сделать это красиво и без скандала.

Как сообщить начальнику об увольнении, чтобы попрощаться на дружественной ноте? Ниже тебя ждут полезные подсказки.

Как сказать начальнику об уходе: 8 основных шагов

Ты принял решение уволиться. Возможно, у тебя даже уже назначен первый день вступления в новую должность в другой компании. Отлично, дело осталось за малым, но очень важным: поставить в известность своего босса. Согласны, разговор не из приятных, но, следуя нашим советам, ты с этим справишься.

1. Заранее подготовь свое официальное заявление об увольнении

Еще до разговора с начальником нужно подготовить официальное заявление об увольнении, чтобы у тебя и работодателя была официальная запись о твоей отставке. Это письмо должно выражать твою благодарность, указывать твой официальный последний рабочий день и содержать готовность помочь с обучением или подготовкой твоего преемника, если это применимо.

Ты должен предоставить распечатанную копию письма, когда будешь присутствовать на личной встрече с боссом, чтобы твоя отставка была как можно более профессиональной.

Твое официальное заявление об отставке должно включать в себя многие из тех же элементов, которые ты будешь использовать при устном обсуждении лично с начальством, например:

  • Дату твоей отставки;
  • Любые предложения по передаче обязанностей;
  • Заявление о твоем двухнедельном уведомлении.

Вот пример того, как написать заявление об увольнении:


Уведомление об отставке: Андрей Петров

Уважаемый Сергей Михайлович, я очень высоко ценю время, проведенное в ООО «Компания», но вынужден сообщить вам, что принял решение об увольнении по собственному желанию.

Моим последним рабочим днем станет пятница, 16 августа. За время работы в компании я приобрел ценные связи и расширил набор навыков, что позволило мне расти и использовать более продвинутые возможности в своей карьере. Я очень благодарен вам за этот опыт.

Если я могу чем-то помочь до своего последнего рабочего дня, пожалуйста, дайте мне знать. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, а также проведу обучение своего преемника в течение последних двух недель.

Желаю всего наилучшего.


Не исключено, что в твоей компании существует стандартная форма составления подобных заявлений, и если у тебя есть возможность незаметно получить образец, воспользуйся им. Если нет, то при необходимости перепишешь этот документ в соответствии с установленными правилами.

2. Будь краток и вежлив

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Прежде чем ты поговоришь со своим начальником на эту нелегкую тему, реши, как лучше всего объяснить, что ты уходишь. Хитрость заключается в том, чтобы свести детали к минимуму и сосредоточиться на позитиве.

Тебе не нужно говорить своему боссу или кому-то еще, в какую именно компанию ты собираешься перейти, и уж точно не нужно объяснять, почему ты принял решение покинуть свое текущее место.

Конечно, если хочешь, можешь об этом сообщить, если ты не переходишь на сторону прямых конкурентов или не оставляешь место из-за того, что люто его ненавидишь.

Даже если тебе кажется, что начальник с пониманием отнесется к твоему решению, постарайся не вдаваться в подробности того, насколько шикарное предложение ты получил, и как тебя достала твоя нынешняя работа.

Ограничься общими фразами. И обязательно будь последователен в своей истории, чтобы избежать любых слухов или ложной информации, которые могут появиться в связи с этой ситуацией.

3. Сообщи своему начальнику об уходе лично

Тебе может быть немного страшно, или ты сильно волнуешься, но, пожалуйста, не поддавайся соблазну сообщить эту новость боссу через электронную почту или в мессенджере. Это очень некрасиво (за исключением тех случаев, когда у вас нет других способов коммуникации).

Попроси своего работодателя встретиться и обсудить свою отставку лицом к лицу. Личная встреча — это хороший способ соблюсти профессиональный этикет. Она позволяет тебе вести продуктивный двусторонний диалог, в котором ты обсудишь свои причины ухода (если хочешь) и планы по содействию плавной передачи свои рабочих обязанностей новому человеку.

Даже если твой босс является той самой причиной, по которой ты решил уйти, имей в виду, что то, как ты уходишь, — это то, как тебя запомнят. Не закатывай скандалов и не пытайся открыть ему глаза, какой он ужасный человек — это совершенно ни к чему.

Одинаково важно и то, как ты поговоришь со своим руководителем, и то, что именно ты ему скажешь.

Как начать разговор об увольнении с начальником? Не стоит ходить вокруг да около и пытаться зайти издалека. Скажи прямо и формально о том, что ты собрался уйти.

Уважаемый Сергей Михайлович, хочу сообщить вам о своем решении оставить занимаемую мной позицию / покинуть компанию / сменить место работы.

или

Уважаемый Сергей Михайлович, я получил предложение по работе, которое собираюсь принять. В связи с этим, в скором времени (конкретная дата) я буду вынужден прекратить наше сотрудничество.

4. Вырази благодарность

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Далее во время этого непростого разговора важно выразить благодарность за те возможности, которые тебе были предоставлены в компании. Например, ты, вероятно, развил новые навыки и приобрел профессиональные связи в этой должности, за что можешь поблагодарить своего работодателя.

Эта позиция может быть также одной из причин, по которой ты получил какую-то новую возможность, опыт, повысился в должности. Как вариант, ты также можешь составить благодарственную записку. Если ты тесно сотрудничал с некоторыми коллегами, ты тоже можешь выразить свою благодарность за их помощь и поддержку во время твоего пребывания в компании через прощальную записку или электронное письмо каждому из них. Эти жесты могут укрепить твои профессиональные связи по мере продвижения по карьерной лестнице. А, кроме того, это просто вежливо.

5. Предложи варианты по облегчению поиска замены

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Ты также можешь поддержать позитивные профессиональные отношения со своим работодателем, предлагая свою помощь в подготовке компании и команды к твоему уходу. Что именно ты можешь сделать?

  • Помоги выявить сильных потенциальных кандидатов на замену;
  • Заверши как можно больше своих текущих проектов;
  • Изложи требования и последующие шаги для проектов, которые ты не сможешь выполнить;
  • Обучи текущего сотрудника временно выполнять некоторые из твоих обязанностей;
  • Окажи помощь в обучении нового сотрудника, если он прибудет до твоего увольнения;
  • Напиши подробную инструкцию для своего преемника, включающую различные нюансы, которые будут ему полезны.

Помощь работодателю в выполнении этих шагов показывает, что ты заботишься об успехе компании, даже несмотря на переход на новое место.

6. Обеспечь конструктивную обратную связь

Ты можешь помочь своему работодателю улучшить твое рабочее место, предоставив конструктивную обратную связь о своем опыте. Ты можешь обсудить эти моменты во время своего разговора с начальником или пройти своеобразное «собеседование по уходу», которое практикуют некоторые компании.

Будь готов, что тебя могут попросить предоставить обратную связь по следующим вопросам:

  • Твой опыт работы в офисной среде;
  • Твои должностные обязанности;
  • Преимущества твоей должности;
  • Обучение, которое ты получил;
  • Культура и политика компании;
  • Взаимоотношения с руководителями и начальством;
  • Отношения с коллегами.

Очень важно, чтобы твои отзывы были конкретными, конструктивными и честными. Эта обратная связь может помочь работодателю создать сотрудникам лучшие условия и снизить уровень текучки, что является еще одним ценным вкладом, который ты можешь оказать при переходе к новым профессиональным возможностям.

7. Приготовься к хорошему и плохому

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Как ты отреагируешь, если твой босс попросит тебя остаться дольше, чем на две недели? Если тебе выдвинут встречное предложение, ты его примешь? Что тебе нужно будет забрать со своего рабочего места, если тебя попросят немедленно покинуть здание? Прежде чем решить, как сказать начальнику об уходе, ты должен дать себе ответы на эти вопросы.

Если ты решил, что не хочешь оставаться дольше двух недель или необходимого тебе количества времени, будь готов вежливо отклонить предложение. Если встречное предложение звучит заманчиво, заранее определи, при каких именно условиях ты будешь продолжать выполнять свои обязанности.

Затем спроси себя, стоит ли остаться в компании, если представится такая возможность. С другой стороны, если ты знаешь, что есть вероятность, что тебя могут попросить немедленно уйти, особенно если ты принял должность в компании-конкуренте, сделай резервную копию любых проектов и собери все самое важное и дорогое из вещей, которые принадлежат тебе, и будь готов оставить все остальное.

8. Попрощайся с наставниками и союзниками

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Мы искренне надеемся, что выставлять тебя за дверь не будут, начальник отнесется к твоему решению с пониманием, и вы закончите этот разговор на позитивной ноте. Что дальше?

Теперь, когда ты сообщил своему начальнику об уходе, запланируй индивидуальные встречи с наставниками и коллегами, которые поддерживали тебя и твой профессиональный рост.

Сообщи им конкретную дату твоей отставки и, по желанию, почему ты решил двигаться дальше. Постарайся, чтобы в этом разговоре было как можно меньше негатива. Кроме того, обменяйтесь контактной информацией, чтобы вы могли оставаться на связи после того, как ты покинешь компанию. Кстати, о том, как уволиться, чтобы тебе не хейтили, прочти в отдельном материале.

  • Автор:

    Мария Минаева

Электронные способы общения — СМС, переписка в мессенджерах или по электронной почет уже настолько прочно вошли в повседневную жизнь, что многие компании решают придать этим видам коммуникации официальный характер. В трудовых договорах и локальных нормативных актах организаций появляются положения о допустимости использования «цифрового» уведомления сторон трудового договора о тех или иных фактах. Но насколько законны такие способы общения? Признают ли их контролирующие органы и суды, если возникнет трудовой спор? Давайте разбираться.

Когда составляются письменные извещения (уведомления, предупреждения)

Трудовое законодательство предусматривает довольно много ситуаций, когда работодатель вынужден общаться с работником на официальном уровне. Например, работодатель обязан официально (в письменной форме) направить сотруднику следующие извещения и предупреждения:

  • о размере и составных частях заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • о предстоящих изменениях условий трудового договора (ст. 74 ТК РФ);
  • о прекращении срочного трудового договора (ст. 79 ТК РФ);
  • об увольнении в связи с сокращением штата, либо ликвидацией организации (ст. 180 ТК РФ);
  • о необходимости явиться за трудовой книжкой (ст. 84.1 ТК РФ).

Помимо этого, в письменной форме запрашиваются объяснения по факту совершения работником проступков для решения вопроса о привлечении его к ответственности (ст. 193 ТК РФ).

Работник, в свою очередь, также обязан письменно обращаться к работодателю в определенных ситуациях. Самый распространенный случай — предупреждение об увольнении по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ). Есть и другие ситуации. Например, статья 379 ТК РФ обязывает работника известить работодателя в письменной форме об отказе от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Также письменное извещение требуется, если работник решил приостановить работу из-за невыплаты зарплаты (ст. 142 ТК РФ).

Общим для всех перечисленных случаев является тот факт, что Трудовой кодекс обязывает составлять названные документы в письменной форме, но не регулирует порядок их передачи между сторонами трудового договора. Значит ли это, что указанные извещения, предупреждения и прочие документы можно направить по электронным каналам связи (например, по электронной почте, в виде СМС или ММС-сообщения или сообщения в мессенджере)?

Также возникает вопрос о том, можно ли использовать названные средства электронного общения для передачи информации (извещений, сообщений, предупреждений, уведомлений и проч.) в случаях, которые прямо не предусмотрены Трудовым кодексом. Например, может ли работник уведомить работодателя СМС-сообщением о том, что заболел и задерживается из-за этого в командировке? Вправе ли работодатель направить сотруднику через Viber или WhatsApp сообщение о том, что ему необходимо приступить к работе? Об этих и других ситуациях пойдет речь далее.

Способы извещения работников: есть ли выбор у работодателя

В некоторых случаях ответ на вопрос, можно ли применять современные средства коммуникации для направления уведомления, извещения или другого документа есть в Трудовом кодексе. Если в статье ТК РФ, которая регулирует порядок вручения работнику соответствующего документа, сказано, что это надо делать под подпись, то очевидно, что никакие электронные способы общения в данном случае применяться не могут. Документ необходимо составить на бумаге и передать его лично работнику для подписания. К таким «бумажным» документам относятся:

  • документы, подтверждающие ознакомление работника с локальными актами организации, включая правила внутреннего трудового распорядка, и коллективным договором (ст. 22 и 68 ТК РФ);
  • приказы о приеме на работу, об увольнении и наложении дисциплинарного взыскания (ст. 68, 84.1 и 193 ТК РФ);
  • документы, регулирующие порядок обработки персональных данных (ст. 86 и 88 ТК РФ);
  • уведомление о праве инвалидов и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, на отказ от сверхурочной работы, а также работы в выходные и праздничные дни (ст. 99 и 113 ТК РФ);
  • уведомление о времени начала отпуска (ст. 123 ТК РФ);
  • уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата (ст. 180, 292 и 296 ТК РФ).



Бухгалтерия


Бесплатно составлять кадровые документы по готовым шаблонам и вести кадровый учет в веб‑сервисе



Исключением является случай, когда человек принимается на дистанционную работу. Ознакомление такого сотрудника с необходимыми документами может происходить путем обмена электронными версиями документов (ст. 312.1 ТК РФ).  

В остальных ситуациях возможен выбор способа извещения работника. Так, например, Минтруд России в письме от 21.02.17 № 14-1/ООГ-1560 прямо разрешил направлять расчетные листки по электронной почте. А ведь статья 136 ТК РФ требует информировать работника о составных частях зарплаты в письменной форме. Получается, что Минтруд признал: извещение по электронной почте для целей ТК РФ является извещением в письменной форме. При этом чиновники указали, что такой порядок информирования работника нужно закрепить в трудовом договоре, коллективном договоре или локальном нормативном акте (см. «Минтруд: работодатели могут направлять работникам расчетные листки по электронной почте»).



Бухгалтерия


Рассчитать аванс и зарплату с учетом всех актуальных на сегодня показателей



Из этого частного случая можно сделать общий вывод: если Трудовой кодекс не говорит о необходимости получить подпись сотрудника под извещением, предупреждением либо иным документом, работодатель может направить его работнику по электронной почте. При этом нужно заранее закрепить такую возможность в локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре.

Уведомление работников посредством СМС-сообщений и мессенджеров

Можно ли для уведомления работников использовать СМС-сообщения и сообщения в мессенджерах? Приравниваются ли такие сообщения к письменным документам, и могут ли подтверждать факт уведомления работника в тех случаях, когда его подпись не требуется? К сожалению, разъяснений контролирующих органов на этот счет нет. А вот анализ судебной практики дает повод для оптимизма.

Как правило, суды принимают подобную переписку в качестве доказательств. Так, нам удалось найти лишь одно дело, в котором суд признал СМС-сообщения недопустимым доказательством и отказался их рассматривать. При этом никаких пояснений такому решению судьи не дали. Возможно потому, что в данном споре были чисто процедурные нарушения при представлении доказательств (см. апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.03.17 по делу № 33-3376/2017). В остальных изученных нами спорах суды считали сообщения в мессенджерах и СМС-сообщения допустимым способом извещения сотрудников.

Например, Хабаровский краевой суд признал сообщение, переданное посредством мессенджера, в качестве доказательства надлежащего уведомления работника о том, что его отпуск закончен, и ему необходимо приступить к работе (апелляционное определение от 29.05.17 по делу № 33-4096/2017). А Пермский краевой суд счел допустимым уведомление работника посредством электронной почты, сообщений через мобильные приложения Viber и WhatsApp, социальную сеть «ВКонтакте». Этими способами работодатель известил сотрудника о необходимости явки на работу для объяснения причины длительного отсутствия на рабочем месте (апелляционное определение от 04.10.17 по делу № 33-10980/2017).

Использование для уведомления работников СМС-сообщений также признается правомерной практикой. Например, Приморский краевой суд согласился, что работодатель мог уведомить сотрудника о наложении дисциплинарного взыскания и об увольнении посредством СМС. Правда, в данном случае работа сотрудника носила удаленный характер. Несомненно, этот факт повлиял на выводы судей, которые прямо указали: с учетом удаленности места осуществления трудовой функции работника, компания предприняла достаточные, разумные и обоснованные усилия по извещению сотрудника, в том числе СМС-сообщениями, о применяемых дисциплинарных взысканиях (апелляционное определение от 11.10.16 по делу № 33-9899/2016).

Сразу же отметим, что удаленный характер работы вовсе не является обязательным условием использования СМС-сообщений для официального общения с работниками. В качестве примеров можно привести апелляционные определения Ростовского областного суда от 17.11.16 по делу № 33-18542/2016 и Иркутского областного суда от 22.06.17 по делу № 33-5844/2017. В первом деле судьи сочли СМС-сообщение надлежащим уведомлением работника о необходимости явиться на рабочее место, чтобы ознакомиться с приказом о переводе на другую работу. А во втором споре СМС-сообщение послужило доказательством истребования у работника письменного объяснения по факту проступка для привлечения его к ответственности. При этом в обоих случаях речь шла об «обычных», а не дистанционных работниках.

Уведомление работодателя с помощью СМС-сообщений и мессенджеров 

Заметим, что возможность направлять «цифровые» уведомления имеется не только у работодателя, но и у работников. Так, в судебной практике есть примеры, когда суды признавали СМС-сообщения и переписку в мессенджерах в качестве доказательств добросовестного поведения работника. Например, судьи соглашались, что работник мог такими способами согласовать с начальством свое отсутствие на рабочем месте, а значит, не прогулял работу (апелляционные определения Хабаровского краевого суда от 12.10.12 по делу № 33-5847/2012 и Свердловского областного суда от 20.05.16 по делу № 33-8564/2016). Еще в одном споре судьи подтвердили право работника на компенсацию задержки зарплаты, применив в качестве доказательства СМС-сообщения из банка. Из этих сообщений следовало, что работодатель перечислял зарплату позже установленного срока (апелляционное определение Самарского областного суда от 14.11.17 по делу № 33-14588/2017).

Также суды признают СМС-сообщения допустимым способом предупреждения работодателя об увольнении работника по собственному желанию (апелляционные определения Оренбургского областного суда от 14.01.16 по делу № 33-35/2016 и Свердловского областного суда от 20.05.16 по делу № 33-8564/2016).

В некоторых случаях СМС-переписка может выступать в качестве доказательства наличия трудовых отношений. Так, в упомянутом апелляционном определении Свердловского областного суда от 20.05.16 по делу № 33-8564/2016 судьи пришли к следующему выводу. СМС-сообщения, которыми сотрудник отпрашивался с работы и уведомил о своем желании уволиться, а также ответные сообщения от начальника с соответствующими подтверждениями, являются доказательством того, что между сторонами имелись трудовые отношения. А из апелляционного определения Московского городского суда от 16.05.17 № 33-13015/2017 следует, что факт заключения трудового договора может подтверждаться электронной перепиской, если она свидетельствует о том, что работник соблюдал трудовую дисциплину, подчинялся локальным нормативным актам организации и выполнял возложенные на него обязанности.



Бухгалтерия


Составить и распечатать трудовой договор



В каких случаях не получится ограничиться СМС-сообщениями

Однако в ряде случаев суды отказываются принимать «цифровую» переписку в качестве доказательства определенных фактов. Например, не получится подтвердить СМС-сообщением факт болезни, так как по закону единственным документом, который доказывает неспособность работника осуществлять трудовую деятельность, является листок нетрудоспособности (апелляционное определение Московского городского суда от 02.06.17 № 33-14843/2017). При этом заметим, что хотя СМС-сообщение и не является доказательством болезни, но вполне может быть подтверждением того, что сотрудник не вышел на работу по уважительной причине. Другими словами, работник не вправе рассчитывать, что работодатель выплатит ему больничное пособие на основании лишь СМС-сообщения о болезни, но и уволить такого сотрудника будет сложно.  

Попадают в такие ситуации и работодатели. Например, суд не признал СМС-сообщение надлежащим письменным уведомлением работника о необходимости явиться за трудовой книжкой (апелляционное определение Ростовского областного суда от 11.07.16 по делу № 33-10321/2016).  Таким образом, в подобных случаях лучше направлять работнику также официальную бумагу, а не ограничиваться «цифровым» общением.

Как подтвердить факт направления сообщений

Как видим, суды довольно часто принимают СМС-сообщения и электронную переписку в качестве допустимого способа коммуникации в трудовых отношениях. Однако надо иметь в виду, что в суде может понадобиться доказательство того, что стороны использовали электронный способ общения.  

Основные сложности здесь связаны с тем, что цифровые сообщения (СМС-сообщения и сообщения в мессенджерах) сами по себе не позволяют идентифицировать лиц, участвующих в переписке (апелляционные определения Верховного суда Республики Башкортостан от 06.06.16 по делу № 33-10730/2016 и Верховного суда Чувашской Республики от 02.10.17 по делу № 33-4947/2017). Поэтому если имеются основания полагать, что другая сторона будет отрицать получение соответствующего сообщения, то стоит запастись детализацией по номеру и расшифровкой СМС-сообщений (апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.06.16 по делу № 33-4838/2016).

А в особо сложных ситуациях может пригодиться специальный вид доказательства — заверенный нотариусом протокол осмотра (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.06.16 по делу № 33-10508/2016). Проследите, чтобы в таком протоколе были отражены текст сообщения, а также иные данные: номера телефонов отправителя и получателя, дата, время сообщения, информация о доставке и прочтении, если она предоставляется мессенджером. Понятно, что составление такого протокола потребует дополнительных затрат (как финансовых, так и временны́х), но зато и шансы, что доказательство будет принято и рассмотрено судом, возрастают практически до 100 процентов.

Недавно сервис «Работа.ру» провел опрос среди своих пользователей, и оказалось, что 71 % россиян планируют в 2022 году сменить работу[1]. А это значит, что миллионам работников предстоит разговор об увольнении со своими руководителями. Но если производить хорошее первое впечатление учат нас уже с детства, то о красивом и профессиональном уходе с места службы мы чаще всего не заботимся. Как же следует построить свою беседу с начальством, чтобы мнение о работе с вами осталось благоприятным на долгие годы? Давайте разбираться.

Почему мы увольняемся: 10 причин

Наконец настал момент, когда вы приняли решение отправиться в новое интересное путешествие. Что сподвигло вас на этот шаг? Если вы точно знаете, по каким причинам не хотите работать на текущем месте, то построить конструктивный разговор с руководителем будет легче. В том же исследовании «Работа.ру» были выявлены самые популярные причины, почему россияне меняют работу. Найдите среди представленных пунктов те, которые откликаются с вашей ситуацией, и кратко распишите детали.

1. Низкая заработная плата. Это значит, что компании внутри вашей отрасли предлагают специалистам с такой же должностью, образованием и опытом работы оклады выше, чем на текущем месте. Старайтесь анализировать именно схожие сферы. Например, нецелесообразно сравнивать заработные платы секретарей или помощников в строительном и IT-секторе либо оклады офис-менеджеров с техническим или другим профильным образованием (юрист, экономист, инженер) с теми, кто такого образования не имеет.

2. Неадекватный коллектив или руководитель. Эта характеристика крайне субъективна – для каждого уровень адекватности будет свой. Например, в офисе распространены пранки[2] и злые шутки, которые уже стали традицией и игнорируются руководством. Если не можете находиться в такой среде, лучший выход – уйти, а не переделывать систему. Может быть и так, что босс не считается с вашими личными границами, хотя вы уже несколько раз обсуждали с ним этот вопрос[3].

3. Отсутствие возможности соблюдать баланс между работой и отдыхом. Ненормированный рабочий день, поручения по выходным и праздникам, переносы отпуска из-за больших проектов, невозможность уйти на больничный – все эти условия негативно сказываются на мотивации сотрудников. Из-за переработок человек не может проводить время с семьей, заниматься спортом, хобби и своим здоровьем или просто расслабляться. В таком режиме могут функционировать только роботы.

4. Карьерный кризис. Провести в одной компании всю жизнь – пережиток советских времен. Да, раньше считалось почетным быть верным своему работодателю, даже если вы десятки лет сидите в одном отделе на той же должности. Зато стабильно, как говорили наши родители. Взгляды на труд сильно поменялись за прошедшие годы: заниматься одним и тем же процессом 5, 10, 20 лет без возможности обучаться и расти – это тупиковый путь. Вам становится скучно, работа не приносит удовольствия, уходит энергия, действия выполняются на автомате, отсюда – расфокусировка и ошибки. Ни вам, ни вашему руководителю такой труд не нужен.

5. Отсутствие возможности обучения. Не все могут себе позволить проходить дорогостоящие курсы и повышать квалификацию за свой счет. Так же, как и не все умеют учиться самостоятельно, используя доступные онлайн- и офлайн-ресурсы. А без повышения квалификации и освоения новых технологий дальнейший рост в профессии невозможен. Получается, что человек застревает на своем месте надолго, не может продвинуться дальше, а иногда и вовсе будет заменен другим, более опытным сотрудником.

6. Неинтересные задачи. У каждого из нас есть собственные понятия об интересной и увлекательной деятельности: кому-то нравится заниматься документами, кому-то – ездить по городу, а кому-то – крутить гайки на заводе. Но если экстраверта, который обожает общение и других людей, садят в душный архив без окон и собеседников, то долго ему так не продержаться. А может, вы талантливый молодой специалист, для которого работа в крупной компании – это предел мечтаний, а вас просят только нажимать две кнопки в системе или перекладывать папки из одного кабинета в другой. Понравится ли вам такая работа? Вряд ли. Если только на первые пару месяцев.

7. Неудобное расположение работы от дома. Доходить до офиса пешком за 10 минут или добираться на трех видах транспорта в течение двух часов – это принципиальная разница. Время – ценный и, главное, невосполнимый жизненный ресурс. Если вы не имеете возможности снять квартиру в адекватной близости к работе, то имеет смысл найти что-то ближе к дому.

8. Строгий дресс-код. Не все могут продуктивно работать в узких юбках и затянутых галстуках. Некомфортная одежда или слишком строгий стиль могут нанести вред и здоровью, и самочувствию. Например, в некоторых компаниях секретарям не разрешено носить обувь на низком каблуке или вообще без него. Разве это справедливо? А если у вас есть медицинские противопоказания или ваши ноги просто стонут от боли в конце рабочего дня? К таким же неудобствам относятся специальные головные уборы, от которых может появиться головная боль, юбки определенной длины, в которых неудобно ни сидеть, ни ходить, пиджаки, в которых ты потеешь, как в сауне, и т.д.

9. Желание работать удаленно или по гибкому графику. Годы пандемии очень разбаловали сотрудников: все больше людей теперь целенаправленно ищет работу на удаленке. У такого режима куча плюсов: минимум времени на дорогу, минимальный дресс-код, безлимитный доступ к еде, возможность полноценной передышки в течение дня, комфортное рабочее место в приятной обстановке, возможность перемещаться между городами и странами без оформления отпуска и т.д. Стоит попробовать выполнить свои прямые обязанности из дома – и вы уже фанат удаленки.

10. Необходимость поменять сферу деятельности. Если вы понимаете, что секретариат – это не ваше или работать с компьютером вам нравится больше, чем с людьми, то выход – сменить сферу вашей деятельности. В век онлайн-образования и доступности любой информации получить новую профессию уже не проблема. Именно поэтому так много людей ищут себя и свое место в жизни уже в сознательном возрасте, когда они попробовали работать «по специальности» и у них не получилось.

Как только вы определились с причиной вашего ухода, можете перейти к подготовке своего монолога об увольнении.

Разговор об увольнении: подготовительный этап

Даже если причина ухода кажется вам серьезной и весомой, дайте себе время проанализировать сложившуюся рабочую ситуацию. Мы рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты.

1. Удостоверьтесь, что вы предприняли все попытки, чтобы улучшить условия труда.

Задумайтесь о том, что конкретно вас не устраивает на текущем месте. Низкая заработная плата? – Говорили ли вы со своим руководителем или отделом кадров о повышении оплаты или надбавках? Каков был их ответ? Должность, из которой вы уже выросли? – Пытались ли найти себе место внутри компании рангом выше или в другом подразделении? Внимательно ли изучили структуру компании?

2. Прочитайте ваш трудовой договор и все приложения к нему.

Имеет смысл выяснить условия увольнения в вашем конкретном случае: каков период отработки, за какой срок необходимо уведомлять руководителя, что происходит с неиспользованным отпуском, есть ли пункт о том, что вам запрещено в будущем устраиваться в определенные компании (чаще всего – организации-конкуренты) или выезжать за рубеж в течение какого-то срока (касается государственных служащих).

Изучите указанный срок отработки

Если речь идет о 14 днях, то какие дни считаются в этом случае: календарные или рабочие? Учитываются ли праздники и нерабочие дни? Входит ли в этот срок день написания заявления? Что будет, если в течение этого времени вам не найдут замену? Ответы на эти вопросы должны быть проработаны вами до увольнения или в крайнем случае в ходе разговора с руководством.

3. Изучите локальные нормативные акты (далее – ЛНА).

После того как проштудировали собственный трудовой договор, просмотрите основные ЛНА: правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), положения об оплате труда, о командировках (если вы когда-либо в них находились), ваши должностные инструкции и положение о подразделении. Вы можете найти информацию, касающуюся процесса увольнения. Например, допустимо ли уволиться по соглашению сторон и получить несколько окладов в качестве выходного пособия.

4. Определите, на каких условиях вы готовы остаться в компании.

Часто руководители не хотят расставаться с хорошими работниками, поэтому предпринимают попытки их удержать. Подумайте, какие изменения условий труда заставили бы вас передумать. Например, повышение оклада, другой режим работы, перевод в другое подразделение, льготы в детские сады или школы, бесплатный проезд, питание, тренажерный зал и пр. Только эти условия должны быть связаны с основной причиной вашего ухода. Будет очень странно заявить руководителю, что вы слишком долго добираетесь на работу и полжизни проводите в пробках, а затем согласиться остаться за компенсацию бензина для своего авто.

5. Не уходите в середине большого проекта.

Если вы играете ключевую роль в текущем проекте, то уходить прямо сейчас крайне непрофессионально. Оцените свои силы: как быстро сможете передать все материалы другому человеку, проинструктировать его, познакомить со всеми участниками процесса и этапами или просто завершить все самостоятельно. Чтобы оставить о себе хорошее впечатление, уходить надо с чистой совестью и без «хвостов».

Если указанные выше пункты вами уже проработаны, переходите к основной части – подготовке к разговору с руководителем.


[1]https://is.gd/4mJGNS

[2]Пранк (англ. prank) – злой розыгрыш, граничащий с грубостью.

[3]Зимина О.М. Как секретарю установить личные границы на работе // Секретарь-референт. 2021. № 11. С. 4–9.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2022.

уволиться по СМС?

копировать

05.09.2010 18:14

Я очень стеснительная, но работать на нынешней работе нет больше сил, т.к. выходной один в неделю, а зп копеечная, уходить буду 100%, но при этом ОЧЕНЬ боюсь сообщить об уходе начальнику. Я не устроена официально, 2 недели мне отрабатывать не придётся. Хотела сначала предупредить начальника об уходе, а через недельку уйти. Вот уже 3 дня никак не могу сделать звонок ему :((( Откладываю… Боюсь звонить и сообщать эту весть. Мы часто с ним списываемся СМС по рабочим вопросам, может не слишком глупо будет написать ему, а не звонить и на тему ухода? Написать, что решила уйти от вас через неделю, ищите замену… Хотя на самом деле мне плевать — глупой я покажусь или нет, главное, что заранее предупредить хочу, т.е. поступлю по-человечески. Ваше мнение? СМС писать — ужас-ужас? Надо звонить?

копировать

05.09.2010 18:19

Лучше таки собраться и позвонить, уволиться по смс, имхо, неглиже. Сама собираюсь увольняться, двеи неди речь готовлю и как всегда, все будет банально ло невозможности.

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 14:24

что такое неглиже?

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 17:48

Вы серьезно про «неглиже»? Не увидела смайл опосля энтого слова:))

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 17:52

Ой, ну ошиблась, хотела сказать «негоже». Что теперь к человеку придираться.

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 17:52

Да уж столько ржали по этому поводу в свое время:))

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 18:01

Ну ржи. Училка недобитая. Зато языком небось веточку от вишенки не завяжешь в узелок.

Anonymous

Anonymous

копировать

05.09.2010 19:22

Письмо с уведомлением напишите, чтоб знал начальник к чему готовиться

Anonymous

Anonymous

копировать

05.09.2010 19:26

вот когда мы работаем за копейки, то начальник не краснеет, поэтому и работникам по найму негоже мучиться вопросом морали. тем более когда за вас даже пенсионных отчислений не делали.Это ваше время, смотря в глаза, до свидания Пал Палыч, ухожу в лучшую жизнь и точка.

копировать

05.09.2010 19:35

Согласна абсолютно!

Anonymous

Anonymous

копировать

05.09.2010 19:47

Вам НЕЧЕГО стесняться. Если эта работа больше не для вас вы можете смело сказать об этом начальству в глаза и искать что-то что считаете более достойным. По смс я бы не стала — не серьёзно как-то.

копировать

05.09.2010 20:18

Звоните. Во-первых, этичнее. Во-вторых, все равно придется учиться «взрослому» общению с вашестоящими. В случае ваших неофициальных отношений это даже проще.

Anonymous

Anonymous

копировать

05.09.2010 23:56

Никогда так не делайте! Вы похоже очень молоденькая и неопытная еще. В мире бизнеса, работы и карьеры есть такая тенденция — сталкиваться с людьми через многие годы… Поэтому репутация — превыше всего. Самое правильное — это сообщить начальнику о своем решении воочию.

копировать

06.09.2010 06:52

к сожалению, я не молоденькая :)) правда опыта по увольнениям мало… понимаю, что мир тесен, да… но данная работа далека от таких громких слов как «мир бизнеса и карьеры» :) и начальника я вижу раз в пару недель, т.е. ждать реала с ним — это значит работать у него ещё долго…

ано

ано

копировать

06.09.2010 11:59

Позвоните и скажите, что Вам надо с ним увидеться и переговорить. Увольняться по смс — это детсад. Учитесь общаться по разным поводам. Тут прекрасный вариант — Вы ничем не связаны, так что Вам только надо пересилить себя и поговорить с начальником. Потом проанализируете разговор — что Вы сказали правильно, что не правильно и в будущем будете строить такие разговоры уже с учетом этих ошибок.

Anonymous

Anonymous

копировать

05.09.2010 23:58

Ой, да ладно. Напишите четко и по делу: идите-ко вы нахуй. На работу не ждите. Ваша Маша.

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 14:19

как мило :-)))

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 11:56

Если вы с ним не видитесь и не оформлены и не хотите разговаривать, то исчезайте и меняйте телефон. Не будет же он вас разыскивать. Пропала и пропала.

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 16:52

Ну нет, это не вариант :)

ано

ано

копировать

06.09.2010 19:42

Напишите хотя бы емейл, а то смс несерьезно совсем.

Anonymous

Anonymous

копировать

06.09.2010 20:19

Да какой е-мейл! Я знать не знаю его е-мейла :)) Это не офисная работа, никакой карьеры и коллектива нет!

ано

ано

копировать

06.09.2010 20:20

Да поставьте статус вконтакте или класснегах «йа больше имяреку не сотруднег», делов то:)

копировать

07.09.2010 12:29

Что за десткий сад. Просто бесит…Вы взрослый человек, и ведите себя соответствующе.Позвоните и скажите. Язык не отвалится.Чего боятся то? Вы ничем не обязаны начальнику. Работали, а теперь не можете. не хотите….Скажите, что так складываются обстоятельства. что Вы больше не можете работать. Ищите замену.. Все.

копировать

06.09.2010 22:10

А чего Вы боитесь? Что он начнет требовать отработки или уговаривать остаться? Выработайте на эти случаи варианты ответов, и смело позвоните. В конце концов, это тоже опыт, стеснительность в работе ничего хорошего не принесет. Зато потом сможете собой гордиться, что лицом к лицу выдержали натиск начальства :)

копировать

07.09.2010 13:04

А пойдёте потом на другую работу устраиваться и будете говорить, что работали у «ПалПалыча», но не оформлялись. Вас попросят его телефон дать… Он вам такууууюююю рекомендацию даст!!! И правильно вам написали — мир тесен! Не вы с ним встретитесь, так окажется, что начальник ваш будущий его знает или клиентом он вашим когда-нибудь будет…. Ну что за детсад?

Приняв решение уйти из организации, очень важно правильно и тактично донести эту информацию до своего руководства. На этом этапе у некоторых работников иногда возникают трудности, так как они не знают, как сообщить начальнику о своем увольнении. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе.

Как и что сообщить директору, когда увольняешься с работы?

Несмотря на то что увольнение по собственному желанию является законным правом сотрудника, тем не менее такую новость нужно правильно преподнести руководству.

Уходить с работы со скандалом всегда неприятно. Более того, это может повлечь за собой ряд негативных последствий в будущем, к которым можно отнести:

  • проблемы при дальнейшем трудоустройстве – бывший работодатель может написать негативное рекомендательное письмо, в результате чего бывшего сотрудника могут не взять на новое рабочее место;
  • отсутствие возможности вернуться назад — в случае, если возникнет острая необходимость.

Таким образом, планируя сказать начальнику о предстоящем увольнении, нужно заранее решить следующие вопросы:

  • выбрать подходящее время и место для беседы;
  • тщательно продумать структуру разговора;
  • подобрать правильные фразы и слова;
  • следить за своей мимикой, жестикуляцией и тоном.

Как правильно выбрать место для беседы?

В первую очередь сотруднику, желающему уйти из организации по собственному желанию, необходимо выбрать наиболее подходящее место и время для беседы с начальством о своем предстоящем увольнении.

Некоторые работники не придают значения этому вопросу, в результате чего беседа протекает совсем в другом ключе. Поэтому очень важно заранее выбрать максимально подходящий момент для разговора с руководством.

Итак, решая вопрос о месте и времени беседы с начальником, необходимо придерживаться следующих общих рекомендаций:

  1. Наиболее подходящим вариантом является личный кабинет руководителя или специальная комната для переговоров (при наличии). Это идеальное место для того, чтобы спокойно говорить о своем уходе, все обсудить.

    Также немаловажно, чтобы разговор состоялся в приватной обстановке, то есть без посторонних лиц.

  2. Время для беседы следует выбирать максимально спокойное, когда все текущие задачи уже распределены и руководитель относительно свободен. Это может быть первая половина дня (10–11 часов) или же послеобеденное время (2–3 часа).

Что не стоит делать, если решили уволиться?

Желая сообщить о своем уходе, очень важно сделать это максимально корректно и правильно, не испортив отношений с руководством.

Можно перечислить достаточно широкий список действий, которые настоятельно не рекомендуется совершать при увольнении по собственному желанию. Сюда можно отнести следующее:

  • Не следует рассказывать о своем увольнении в период аврала на работе, в обеденное время или же за 5 минут до окончания рабочего дня.
  • О желании сотрудника уйти из организации, начальник должен узнать первым. Если эта информация дойдет до него из третьих уст, то это может негативно повлиять на взаимоотношения с работником.
  • В ходе беседы недопустима открытая критика организации, а также действий и стиля управления, избранного руководителем.
  • Также не следует критиковать рабочие процессы, избранную стратегию развития компании, условия труда, коллектив и т. д.
  • Ни в коем случае нельзя грубить своему начальнику и разговаривать с ним резким или насмешливым тоном.
  • Не рекомендуется с восторгом и хвастовством рассказывать о своем новом рабочем месте.
  • Недопустимо сообщать начальнику новости о своем уходе по телефону, в переписке или же путем передачи заявления через третье лицо. Беседа должна состояться при личной встрече. Исключением могут быть лишь те случаи, когда сотрудник не имеет возможности самостоятельно передать заявление об увольнении по собственному желанию и переговорить по этому вопросу (например, из-за нахождения в больнице).

Уходя от работодателя, не следует полностью «сжигать за собой мосты» и окончательно портить отношения с руководством и бывшими коллегами.

Может случиться так, что сотруднику, который увольняется по собственному желанию, необходимо будет вернуться на прежнее рабочее место, так как, например, некому работать и его вновь пригласят, или ему понадобятся связи с коллегами по прошлой работе. Однако при испорченных отношениях это едва ли будет возможно.

Примеры разговора с руководителем

Планируя беседу с начальником о своем предстоящем уходе из организации, ее структуру необходимо выстроить следующим образом:

  • вначале руководителя обязательно следует поблагодарить за полученный опыт и предоставленную возможность поработать в той или иной сфере;
  • затем необходимо выразить свое намерение уйти из организации;
  • не лишним будет упомянуть причины, побудившие к принятию такого решения.

Для наглядности можно привести несколько примеров разговора с руководителем о предстоящем увольнении:

  1. «Добрый день Иван Петрович! Хочу выразить свою искреннюю благодарность за вашу поддержку, грамотное руководство и доверие, которое вы мне оказывали в ходе осуществления трудовой деятельности в этой компании. Однако в связи с необходимостью переезда в другой город вынужден уволиться по собственному желанию, так как не буду иметь возможности ежедневно тратить 2–3 часа на дорогу».
  2. «Добрый день Татьяна Ивановна! Хочу сообщить вам одну важную новость. Мною было принято решение уйти из организации. Последние полгода я чувствую полное профессиональное выгорание, упадок сил и отсутствие какой-либо инициативы. Я не хочу быть бесполезным балластом для нашей организации, поэтому намерен уйти в поисках новых направлений для деятельности.

    Вас же хочу от всей души поблагодарить за полученный мною ценный опыт, чуткое отношение к подчиненным и готовность всегда подсказать и направить в нужное русло. Вы грамотный руководитель, под началом которого мне было очень приятно и комфортно работать».

Даже если основанием ухода является плохое руководство, напряжённые отношения в коллективе, неудовлетворительные условия труда и т. д., об этом не следует прямо заявлять начальнику. В данном случае лучше озвучить максимально нейтральную причину принятого решения.

Заранее написать фразы для беседы с работодателем

Планируя беседу с руководителем о своем предстоящем увольнении, следует крайне осторожно подбирать фразы и слова, для того чтобы не испортить напоследок отношения.

Так, в ходе разговора можно использовать следующие формулировки:

  • «Я очень ценю трудовой опыт, приобретенный под вашим чутким руководством».
  • «К сожалению, не могу продолжить трудовую деятельность в вашей организации, так как хочу попробовать себя в другом направлении».
  • «Вижу, что результаты моего труда не приносят ощутимого эффекта, поэтому желаю взять паузу и все переосмыслить».
  • «Вы грамотный и сильный руководитель, под началом которого я смог вырасти, как профессионал» и др.

Помимо содержания фраз и формулировок, также важно следить за своим поведением в ходе беседы с руководителем.

Тут необходимо учитывать следующие общие рекомендации:

  • Разговаривать с начальником следует ровным спокойным тоном, не срываясь на крик и возмущенные речи.
  • Обязательно нужно следить за своей жестикуляцией. Активное размахивание руками, ходьба по кабинету, качание головой и ногой могут вызвать у собеседника нервозность.
  • Не допускается ведение беседы в насмешливом тоне или с презрением.
  • Также необходимо следить за своей мимикой. Она может выразить негативное отношение, что стратегически будет невыгодным.

Как тактично подойти и помягче поговорить?

Для того чтобы максимально смягчить предстоящий разговор с начальником, нужно опираться на следующие советы:

  • Прежде чем заявить о своем уходе, необходимо по возможности закрыть все срочные задачи и поручения.
  • О своем намерении уволиться можно начать намекать руководству заранее. В этом случае подача заявления об уходе по собственному желанию не будет ни для кого неожиданным «сюрпризом».
  • На свое место можно предложить кандидатуру другого специалиста, отвечающего всем квалификационным требованиям (при наличии такого претендента на должность).
  • Объявить о своем уходе следует заранее. Причем рекомендуется сделать это не за две недели, как написано в ТК РФ, а хотя бы за месяц до увольнения. Это позволит руководству подыскать другого работника на освобождающуюся должность.

Особенно сложно сообщить о своем уходе в том случае, когда в организации и без того напряжённая ситуация, вызванная отсутствием необходимых кадров. В данном случае важно найти наиболее вескую причину для увольнения.

К примеру, начальник едва ли сочтет обычное желание отдохнуть от работы серьезной причиной для расторжения трудовых отношений в непростой для организации период. Наоборот, это может вызвать в нем только раздражение. При этом более весомыми будут звучать такие основания ухода, как:

  • желание работника уйти в организацию с более высокой заработной платой по причине сложной финансовой ситуации;
  • необходимость длительного ухода за больным родственником или маленьким ребенком;
  • переезд в другой город (страну) и др.

Если на предприятии остро стоит проблема кадров, некому работать, то сотруднику можно некоторое время повременить с уходом (если есть такая возможность), дождавшись лучших времен.

При увольнении по собственному желанию мы советуем правильно все сделать не только с точки зрения ТК РФ, но и в части взаимоотношений с руководством. Нужно постараться уйти мирно и без конфликтов. Это сохранит отношения с начальством, что может сослужить хорошую службу в будущем.

Увольнение и трудоустройство по СМС: новая реальность

С октября 2020 года работников смогут трудоустраивать и увольнять по электронной почте и СМС-сообщениям. Соответствующий законопроект уже рекомендован к принятию Госдумой и одобрен Правительством РФ.

Электронное взаимодействие с работодателем

В соответствии с законопроектом № 967986-7 работники и работодатели получают возможность оформлять все свои действия, совершаемые в процессе трудовой деятельности, посредством электронных сообщений, передаваемых по компьютеру, смартфону и другим техническим средствам связи.

В этих целях в ТК РФ вводится понятие «юридически значимых сообщений», под которыми понимаются сообщения, влекущие возникновение, изменение и прекращение трудовых отношений. Такими сообщениями являются разного рода заявления, уведомления, обращения, разрешения, требования и т.д.

Передавать и обмениваться такими сообщениями будет разрешено не только лично и по почте заказными письмами, но также и по интернету. Например, через мессенджеры типа Skype, Viber, WhatsApp и другие.

Переданные таким образом сообщения будут иметь такую же силу, как традиционные заявления, требования и уведомления, оформленные на бумажном носителе.

Порядок обмена сторонами трудового договора электронными сообщениями будет прописываться в трудовом договоре или локальных актах работодателя. Работодатель обязан будет обеспечить хранение всех поступивших от работника электронных сообщений и копий таких сообщений, направленных работнику.

Какие документы можно будет оформлять дистанционно

shutterstock_675828175 (1).jpgОформлять электронным способом и передавать по интернету можно будет любые заявления, уведомления и требования, влекущие изменение и расторжение трудовых правоотношений. К таким сообщениям, в частности, относятся:

  • заявление о приеме на работу;
  • приказы о направлении в командировку;
  • заявление на отпуск;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • приказ о переводе на другую работу;
  • положение по защите персональных данных работника;
  • локальные акты по охране труда;
  • заявление об увольнении по собственному желанию;
  • приказ о направлении на курсы по повышению квалификации и др.

Причем в электронной форме можно будет направлять даже те сообщения, ознакомление с которыми сейчас может быть осуществлено исключительно при личном присутствии работника в месте нахождения работодателя (ознакомление под роспись).

На практике это будет означать, что перевести сотрудника на другую работу, направить его в командировку, отпустить в отпуск, предоставить отгул или, например, уволить с занимаемой должности можно будет по электронной почте или путем направления СМС-сообщений.

Оформлять и вручать в этих целях соответствующие уведомления, заявления и приказы на бумажных носителях не потребуется.

Кстати, оформить трудовой договор также можно будет путем обмена электронными сообщениями с работодателем. Трудовой договор будет считаться заключенным, если стороны в электронных сообщениях оговорили и согласились принять все существенные условия трудового договора.

Напомним, к таким условиям в соответствии со ст. 57 ТК РФ относятся место работы, трудовая функция, условия оплаты труда, режим рабочего времени, дата начала работы и условие об обязательном социальном страховании сотрудника.

Если все эти вопросы стороны обсудили, скажем, по электронной почте и пришли к общей договоренности, то такая электронная переписка будет приравниваться к традиционному письменному трудовому договору.

То же самое касается и увольнения. Направить заявление об увольнении также можно будет путем отправки соответствующего письма на электронную почту работодателя или СМС-сообщения на его абонентский номер. Уволенным работник будет считаться спустя 2 недели после доставки такого сообщения адресату.

Возможные опасности электронного взаимодействия

Наряду с очевидными плюсами (упрощение кадрового документооборота, оперативность принятия управленческих решений и экономия времени как для сотрудников, так и для работодателей), нормы об электронных юридически значимых сообщениях несут для сторон трудовых отношений и некоторые риски.

Главный из них заключается в том, что ни работодатель, ни работник не застрахован от несвоевременного ознакомления с полученным сообщением. Например, из-за технических ошибок, сбоев, поломок оборудования и перебоев со связью.

Вместе с тем законопроект прямо устанавливает (будущая статья 15.2 ТК РФ), что электронные сообщения в сфере трудовых правоотношений влекут юридические последствия для получателя именно с момента их доставки (на абонентский номер или адрес электронной почты), а не с момента, когда получатель ознакомился с данным сообщением.

Сообщение будет считаться доставленным даже в тех случаях, если оно поступило стороне трудового договора, но по разным обстоятельствам не было ей вручено или сторона трудового договора не ознакомилась с ним.

Нетрудно догадаться, что такое законоположение в будущем может привести к массовым трудовым спорам и судебным разбирательствам.

Допустим, работник пишет своему работодателю СМС-сообщение с просьбой предоставить ему отгул в связи с болезнью ребенка и отправляет данное сообщение на номер непосредственного начальника. Вместе с тем это сообщение по какой-либо причине (поломка, утрата или кража телефона) остается непрочитанным, и работника увольняют за прогул.

Или другой пример. Работодатель пишет подчиненному СМС, в котором сообщается, что тот должен выйти на работу в выходной день, чтобы подменить заболевшего коллегу. Однако, СМС остается непрочитанным из-за того, что на выходные сотрудник едет за город и оставляет телефон дома. Впоследствии его привлекают к дисциплинарной ответственности за невыполнение трудовых обязанностей.

shutterstock_268405439.jpgТаким образом, споров и разногласий в связи с введением в ТК РФ новых норм будет не избежать.

Второй риск заключается в том, что поправки в ТК РФ должным образом не защищают сохранность электронных сообщений, передаваемых сторонами трудового договора. Так, для того, чтобы электронное сообщение порождало правовые последствия, его не обязательно будет подписывать электронной подписью (даже простой).

Вместо этого законопроект предлагает устанавливать отправителя сообщений любым способом. Например, путем предварительного указания в трудовом договоре электронных адресов сторон.

Поэтому все сообщения с электронной почты работодателя и работника будут автоматически считаться заявлениями/уведомлениями именно работодателя и работника. Что делать в случае взлома электронной почты и кражи персональных данных – непонятно.

Непонятным остается вопрос и с оформлением доказательственной базы при возникновении спорных ситуаций и разрешении трудовых конфликтов. Новые нормы не поясняют, каким именно образом нужно будет собирать, оформлять и обосновывать подлинность электронных сообщений.

Отказ от электронного общения с работодателем

В целях защиты прав работников законопроект предусматривает для них возможность отказа от получения электронных заявлений, уведомлений, приказов и других значимых сообщений, используемых в трудовом праве.

Если в трудовом или коллективном договоре содержится условие об обмене электронными сообщениями с работодателем, работник сможет отказаться от такого условия в любой момент после заключения трудового договора.

В этом случае все заявления и уведомления потребуется оформлять, как и прежде, на бумажном носителе и вручать их непосредственно работнику/работодателю. Отказ можно будет отправить по электронной или обычной почте, а также путем личной подачи сообщения об отказе в месте нахождения работодателя.

Причем законопроект специально оговаривает, что такой отказ не может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя даже в том случае, если он был заключен путем обмена электронными сообщениями.

Сам закон предположительно вступит в силу уже с 1 октября 2020 года и обратной силы иметь не будет. То есть новые правила юридически значимых сообщений в сфере труда будут распространяться исключительно на правоотношения, возникшие после указанной даты.

Содержание

  1. Как объяснить руководителю?
  2. Выбираем место и время для беседы
  3. Как лучше сообщить начальству?
  4. Чего нельзя делать?
  5. Пример разговора с шефом
  6. Реакция директора
  7. Когда подавать заявление?
  8. Что нужно успеть сделать перед уходом?
  9. Прощание с коллегами
  10. Полезное видео

Как объяснить руководителю?

Причин ухода с работы может быть несколько: переход на новое, заранее подготовленное место, и увольнение с этой должности из-за низкой заработной платы, вследствие не очень хорошей атмосферы в коллективе и прочих негативных факторов.

ВАЖНО! В любом случае специалисты не рекомендуют уходить «плохо» — конфликтовать, поливать «грязью» всех и вся, демонстрировать агрессию и неуважение.

Судя по отзывам, впоследствии приходиться об этом жалеть. На первом месте должны оставаться человечность и порядочность при любых обстоятельствах.

Выбираем место и время для беседы

Правильно подобранные место и время разговора с шефом — это уже полдела. И даже если вы боитесь негативной реакции директора, наши рекомендации помогут вам сделать всё в лучшем виде.

  1. Лучший вариант для серьезного разговора — кабинет начальника. Причем ваше известие об уходе руководитель должен услышать первым в коллективе, а не случайно при беседе с коллегами.
  2. Выберите время, когда не будет аврала на работе и обеденного перерыва. Необходимо, чтобы руководитель имел возможность вас выслушать и принять все необходимые меры: подписать заявление, распорядиться насчет последней заработной платы, написать рекомендательное письмо.
  3. Не следует забегать во время деловых переговоров или под конец рабочего дня, когда все устали и мечтают поскорей пойти домой. Предпочтительно утреннее время.
  4. Независимо от уровня ваших отношений с начальником, никогда не звоните ему домой, в выходные или праздничные дни, чтобы сообщить новость о своем уходе. Сохраняйте дистанцию, будьте тактичны.
  5. Если уже точно уверены, что уходите, то внимательно прочтите трудовой договор на старом месте работы. В нем указано, когда необходимо сообщить такие новости. В некоторых организациях не менее, чем за 1 месяц или за 2 недели. Важно не подвести фирму. Только не рассказывайте о намерении за полгода — ведь за такое время может многое поменяться.
  6. В случае, когда у вас есть незаконченный проект, рекомендуется довести начатое до конца, а только тогда идти на беседу.

фото2

Как лучше сообщить начальству?

Даже если очень хочется поделиться с коллегами новостью об уходе и рассказать о новом месте, воздержитесь. Проявите уважение и почтение — сообщите сначала шефу.

СОВЕТ! Начинайте беседу вежливо. Объясните, почему вы уходите. Если вас не устраивает заработная плата или график работы, то, возможно, директор пересмотрит эти пункты, и не придется увольняться. Не стесняйтесь в приемлемой форме рассказать о всех причинах.

Будьте естественны и человечны. Обойдитесь без колкостей, критики и негатива. Наоборот, поблагодарите своими словами за опыт, приобретенный за время работы на данном месте. Говорите спокойно, без эмоций и претензий, чтобы не накалять обстановку.

Если беседа прошла успешно, то можно попросить шефа написать характеристику. Также не забудьте взять адрес электронной почты, по которому новые работодатели смогли бы связаться и узнать о вас информацию.

Чего нельзя делать?

  • Уходить за 1 день, не предупредив никого и не закончив дела. Или поставить перед фактом, что вы хотите уволиться сегодня. Необходимо дать время, чтобы начальство подыскало вам замену и обдумало ситуацию.
  • Не критикуйте открыто компанию.

    КСТАТИ! Не следует говорить: «это худшее место, на котором приходилось работать». Такие высказывания полностью исключают возможность возвращения в будущем.

  • Лучше не поднимать тему плохого управления персоналом. Это звучит оскорбительно, да и взаимоотношения в коллективе зависят в равной степени от сознательности, личных качеств руководителя и подчиненных.
  • Если в коллективе напряженная обстановка, многие недовольны директором, не стоит выступать от имени всех работников. Фразы типа «здесь никому не нравится» вас говорить не уполномочивали. Ведь увольняетесь только вы, а остальные остаются, и в состоянии сами высказаться по этому поводу.
  • Не стоит жаловаться, что вы не продвигаетесь по карьерной лестнице, поэтому уходите. Тем самым вы показываете низкий уровень профессионализма и несостоятельность. Это звучит достаточно грустно и жалко.
  • Никогда перед уходом не оскорбляйте своих коллег за спиной, не описывайте их негативные качества и недостатки характера. Это некультурно. Вы уходите и уже не встретитесь с этими людьми, а жаловаться на отношения поздно, даже если у вас был конфликт на работе с коллегами.
  • Не критикуйте рабочие процессы и выбранные компанией программы. «В мире так никто уже не делает, мы не придерживаемся стандартов» — такие высказывания могут сделать вас скрытым врагом для фирмы.

    СОВЕТ! Допускается только конструктивная критика в мягком тоне.

  • Особенно нежелательно признаваться, что на работе вам было постоянно скучно. Признание в немотивированности не прибавит уважения в глазах начальства по отношению к вам. Вас точно не станут уговаривать остаться, как ценного сотрудника.
  • Не давайте на прощание ненужных советов и рекомендаций. Слова о «неперспективной компании» это последнее, что желает слушать директор.
  • Не следует рассказывать о новом месте работы в восхищенном тоне. Вы еще там не работали, возможно, не знаете всех трудностей, а негативные мысли и нервную обстановку создадите на старой работе. Заставите тревожиться и чувствовать руководство не очень приятно.

фото1

Пример разговора с шефом

В зависимости от причины, по которой вы решили уволиться, объясните максимально тактично и деликатно о своих желаниях. Вот некоторые варианты, как помягче выразить свои мысли.

Хочу от души поблагодарить вас за поддержку, грамотное руководство, терпение и сотрудничество. Однако в данный момент я чувствую, что мне необходимо двигаться вперед. Пришло время попробовать себя на другой должности.

Такой фразой вы никого не обидите, а желание совершенствоваться и развиваться еще ни у кого не вызвало негативной реакции.

Новая должность позволит мне и моей семье немного финансово передохнуть и расслабиться. Я думаю, что удастся решить важные для моей жизни финансовые вопросы, которые давно беспокоят и моих близких.

Такое тактичное заявление о более высокой заработной плате не заставит гневаться начальство.

К сожалению это место работы не подходит по простой причине. Приходится вставать слишком рано, чтобы добраться вовремя на рабочее место. Новая работа расположена намного ближе к дому, остается больше времени, чтобы побыть с родными.

Подобное объяснение вполне приемлемо в любой ситуации. Не все могут добираться до офиса по 1 — 2 часа.

Я хочу взять перерыв (паузу). Чувствую, что устал не физически, а морально. Профессиональное выгорание — важная проблема. Я не хочу быть бесполезным сотрудником с низким уровнем производительности.

Если отпуск не помог вам восстановиться, депрессия и апатия продолжаются, то это объяснение, честное и открытое, вызовет уважение у шефа. Мы все люди, а периоды бывают разные.

Реакция директора

Она может быть абсолютно непредсказуемой — все зависит от того, как и когда вы преподнесли новость о своем увольнении. Если были корректны, тактичны, вежливы и спокойны, то начальство благосклонно примет ваш уход.

В случае, когда вы нарушаете все рамки приличия, трудовой кодекс и забыли про субординацию, то не ждите ничего хорошего. Ни один руководитель не захочет дать положительный отзыв о вашей работе, а может специально отозваться крайне негативно в отместку за непочтительное поведение. Кстати, почитайте статью о том, что делать, если начальник орет и унижает.

КСТАТИ! В любом случае постарайтесь уйти красиво. Никто не знает, что ожидает вас в будущем. Бывают случаи, когда приходилось возвращаться на старую работу. Не рубите с плеча, оставьте после себя приятное впечатление.

Есть должности, когда допускается работать параллельно в нескольких компаниях. Не исключено, что поступит предложение и на старом месте иногда брать работу на дом в качестве подработки:

  • если вы считаетесь отличным специалистом;
  • при условии, что такие рабочие отношения не идут в разрез с этикой компании.

Помните, что директор — тоже человек, а ваша едкая критика и колкости могут его обидеть как руководителя. Если ваш город небольшой, то пересекаться по работе вам еще придется. Не удивляйтесь, если однажды он отомстит.

ВАЖНО! Оставайтесь человеком достойным и честным. Порядочность и уважение к окружающим, позитивный настрой еще никому не навредили.

Когда подавать заявление?

  • Этот вопрос обсуждается с руководителем. Согласно Трудовому кодексу — за 14 дней до ухода.
  • Вы можете написать заявление «По собственному желанию» сразу, как только узнаете, что переходите на новое место.
  • Обязательно оставьте время, чтобы у начальства была возможность подыскать нового сотрудника.
  • Рекомендательное письмо не всегда нужно на новом месте. К тому же шефу может быть некогда его писать. Не исключено, что начальник попросит написать его самостоятельно, а потом дать ему на подпись.

    СОВЕТ! Оформите рекомендательное письмо в третьем лице, проверьте, а перед распечаткой дайте шефу ознакомиться.

  • Помните, что новый руководитель может не читать письма, а позвонить напрямую бывшему начальнику и расспросить о вас все детали касаемо профессионализма и личностных качеств.

Что нужно успеть сделать перед уходом?

Главное правило — закончить все начатые проекты, отчеты и дела. Не оставляйте «хвостов». Ведь нет ничего хуже, чем доделывать или переделывать чужую работу.

В некоторых случаях после объявления об увольнении директор даст всего несколько дней, чтобы закончить дела. Но есть крупные компании, где придется, как положено, отработать почти месяц, чтобы сдать рабочее место в идеальном порядке.

Не забудьте с рабочего стола и полок в кабинете забрать личные вещи, привести в порядок офисную мебель.

КСТАТИ! Сделайте небольшую уборку, не оставляйте ничего, чтобы о вас напоминало. Новый сотрудник должен прийти на полностью обновленное место.

Прощание с коллегами

Если с руководством все понятно, то какие слова сказать коллегам при увольнении с работы? Как грамотно проститься с ними? Вот несколько полезны советов.

  1. Соберите весь коллектив, с которым работали в последнее время. Поблагодарите всех от души, помиритесь даже с не очень приятными людьми.
  2. Найдите минуту, скажите каждому хотя бы несколько хороших слов. Похвалите за когда-то оказанную помощь, за доброе отношение.
  3. Приветствуется чаепитие с тортом и шампанским. Вы расположите таким образом людей, и оставите после себя приятные воспоминания. После хорошего прощания можно иногда проведывать коллег в будущем. Если вы порядочный человек, то вам будут всегда рады.

Можно также подготовить для коллектива небольшие презенты. Читайте в статье о памятных подарках на увольнение.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересно видео о том, как правильно увольняться работы:

В любом случае, при увольнении похвалите работников, поблагодарите начальство за предоставленный опыт, будьте уважительны. Главное — уходите с добрыми мыслями и без негативных оценок.

( 44 оценки, среднее 3.95 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать римские цифры на клавиатуре телефона андроид
  • Как написать рукав 3 четверти
  • Как написать римские цифры на клавиатуре на планшете
  • Как написать рубль на клавиатуре ноутбука
  • Как написать римские цифры 2021