Как написать самим рассказ

пособие для начинающих авторов

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

  • четко выраженная сюжетная линия;
  • наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
  • максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
  • персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

  • Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

  • Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

  • Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.

  • СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

  • Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

  • главный герой;
  • время действия;
  • сюжет;
  • конфликт;
  • тема.

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

  • Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

  • Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

  • Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);

  • Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

  • Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

  • Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

  • Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

  • Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

  • Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

  • Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

  • Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

  • Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

  • Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

  • Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Как составить план рассказа

Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.

Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:

  • От чьего лица будет вестись повествование.

  • Какой будет первая сцена.

  • Каким будет переход от введения к основной проблеме.

  • Какой окажется кульминация.

  • Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.

На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.

Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.

План:

  • Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.

  • Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.

  • Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.

  • Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.

  • Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.

  • Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.

  • Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.

  • Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.

  • Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.

С чего начать писать рассказ

К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.

Но для начала определите тип повествования:

  • Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).

  • Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.

  • Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.

  • Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.

  • Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».

  • Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.

  • Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.

Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:

  • длинных описаний природы и погоды;
  • знакомства со всеми персонажами разом;
  • безымянных диалогов;
  • отсутствия главного героя;
  • слишком подробного описания главного героя;
  • начала по будильнику;
  • вычурности и клише.

Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:

«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».

С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.

Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.

Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.

  • Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.

Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.

Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.

Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.

А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.

Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).

Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.

  • Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.

  • Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.

  • Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.

Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как написать рассказ от Penfox

Как составить рассказ

Один

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

Два

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

Три

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉

Новинки из жанра рассказ

  • Луна рыдала: перестаньте04.03.2023

    Когда светло — люди живут делами, а в темноте мечтают. Как и везде, в нашем Комолово подозрительная ночь укутывает людей вуалью загадочности и надежд. Но временами она крепко стягивает ткань на наших шеях…

  • Реставратор

    Автор: Дом Родной

    04.03.2023

    В Комолово, задолго до больших торговых комплексов, шумных городских рынков, богатых купеческих кораблей и первых церквей, древние язычники в лунном свете вырезали из дерева своих предков. Там, где сегодня стоят кафе и закусочные,…

  • Тяжелое сердце

    Автор: Дом Родной

    04.03.2023

    На востоке России есть провинциальный город Комолово. В его центре находится психиатрическая лечебница №12, в правом крыле которой я сейчас нахожусь. Мне четырнадцать лет, и считается, что я психически нездоров. Может, оно и…

  • Приключения на курорте. Пройдоха.

    Автор: Казбек Сиюхов

    03.03.2023

    СССР. 1976 год. Санаторий «Звездочка», город Горячий Ключ. Мне, и моему другу Рустему, по 10 лет. В том году, нам несказанно повезло. Наши родители достали для нас путевки в детский санаторий «Звездочка»! Ура!…

  • Глава 1Деревня Джека

    Автор: prizrak_povara

    02.03.2023

    Марта,сходи за снадобьями к лекарю! —Хорошо,мама…сказала она тихим и безнадёжным тоном,нет,наверно даже вздохом.Подходя к лавке она увидела карательный отряд этой деревни.Он занимался в основном казнью еретиков,так они называли тех кто неугоден феодалу этой…


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Хорошая история приковывает внимание читателя и вызывает у него желание узнать больше. Чтобы написать хороший рассказ, вы должны быть готовы исправлять свою работу до тех пор, пока каждое предложение не будет иметь смысл. Для начала придумайте персонажей и составьте план сюжета. Потом напишите первый черновик от начала до конца. Как только у вас будет первый черновик, улучшите его с помощью нескольких стратегий письма. Наконец, внесите правки, чтобы создать окончательный вариант.

  1. Изображение с названием Write a Good Story Step 1

    1

    Проведите мозговой штурм, чтобы найти интересного персонажа или сюжет. Искра истории может исходить от персонажа, который, по вашему мнению, будет интересен, или из концепции сюжета. Запишите свои мысли или составьте ментальную карту, чтобы вам было проще генерировать идеи. Потом выберите один вариант, чтобы превратить его в историю. Вот несколько идей, которые могут вас вдохновить:[1]

    • ваш жизненный опыт;
    • услышанная вами история;
    • семейная история;
    • сценарий в стиле «а что, если…»;
    • история из новостей;
    • сон;
    • интересный человек, которого вы увидели;
    • фотографии;
    • искусство.
  2. Изображение с названием Write a Good Story Step 2

    2

    Развивайте персонажей, составляя их листы (профили). Персонажи являются самым важным элементом рассказа. Читатель должен сопереживать героям, а герои должны продвигать сюжет. Чтобы создать лист персонажа, напишите его имя, личные данные, описание, черты характера, привычки, желания и самые интересные причуды. Предоставьте как можно больше подробностей.[2]

    • Сначала сделайте лист главного героя. Потом создайте профили других основных персонажей, например антагониста. Персонажи считаются основными, если они играют значительную роль в истории, например оказывают влияние на главного героя или на ход сюжета.
    • Выясните, чего хотят ваши персонажи или какова их мотивация. Потом основа сюжета будет вращаться вокруг того, что герой либо добился желаемого, либо нет.[3]
    • Можно создать собственные листы персонажей или найти шаблоны в интернете.
  3. Изображение с названием Write a Good Story Step 3

    3

    Выберите место действия. Место действия указывает, когда и где происходит история. Оно должно в некотором роде влиять на историю, поэтому выберите обстановку, которая дополняет сюжет. Подумайте, как она воздействует на персонажей и их отношения.[4]

    • Например, история о девушке, которая хочет стать врачом, была бы совсем другой, если бы ее рассказывали в 20-х годах прошлого века, а не в наше время. В те времена героине пришлось бы преодолевать дополнительные препятствия, например сексизм. Однако эта обстановка может быть подходящей, если вашей темой является настойчивость, — это позволит вам показать, как героиня пробивается к мечте, противостоя общественным нормам.
    • Или другой пример: рассказ о туристическом походе вглубь незнакомого леса создаст иную атмосферу, нежели приключения героя на заднем дворе дома. Обстановка в лесу может делать акцент на выживании персонажа в дикой природе, в то время как место действия на заднем дворе поможет концентрироваться на семейных отношениях героя.

    Предупреждение: будьте внимательны, выбирая незнакомый временной период или место. Здесь легко ошибиться в деталях, и читатель может заметить ваши ошибки.

  4. Изображение с названием Write a Good Story Step 4

    4

    Создайте план сюжета. Создание плана поможет вам понять, что писать дальше. Кроме того, так вы заполните пробелы сюжета еще до того, как начнете. Используйте результаты мозгового штурма и листы персонажей, чтобы составить план истории. Вот несколько способов:[5]

    • Создайте сюжетную схему экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, сворачивания действия и развязки.
    • Составьте традиционный план с основными пунктами в виде отдельных сцен.
    • Напишите краткое содержание каждого сюжета и превратите это в маркированный список.
  5. Изображение с названием Write a Good Story Step 5

    5

    Решите, от какого лица будет написан рассказ — от первого или от третьего. Это может полностью изменить взгляд на историю, поэтому выбирайте обдуманно. Для полного погружения в историю выберите рассказ от первого лица. С другой стороны, повествование от третьего лица подойдет, если вы хотите сделать акцент на одном персонаже, но немного дистанцироваться от истории, чтобы добавить собственную интерпретацию событий. Также можно вести рассказ от третьего лица, которым является всеведущий повествователь, —это даст вам возможность рассказать обо всем происходящем.[6]

    • Повествование от первого лица. Один персонаж рассказывает историю со своей стороны. Так как история является правдой в глазах этого персонажа, его описание событий может быть недостоверным. Например: «Я шел на цыпочках по полу, надеясь не разбудить его».
    • Повествование от третьего лица. Рассказчик передает события истории, но ограничивается взглядом на одного персонажа. При использование этого типа повествования нельзя передавать мысли или чувства других персонажей, но можно добавить свою интерпретацию обстановки или событий. Например: «Она шла по полу на цыпочках, все ее тело напряглось, так как она старалась не шуметь».
    • Повествование от всеведущего третьего лица. Всевидящий рассказчик повествует обо всем, что происходит в истории, включая мысли и действия каждого персонажа. Например: «Когда она прошла на цыпочках через комнату, он притворился спящим. Она думала, что ее тихие шаги не мешали ему, но она ошибалась. Под одеялом он сжал кулаки».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Story Step 6

    1

    В начале обозначьте место действия и представьте персонажей. Посвятите первые два-три абзаца тому, чтобы погрузить читателя в обстановку. Сначала поместите персонажа в окружающую среду. Потом дайте базовое описание места и включите детали, чтобы показать эпоху. Предоставьте читателю достаточно информации, чтобы он мог нарисовать в голове картинку.[7]

    • Историю можно начать следующим образом: «Эстер достала свой учебник по медицине из грязи и тщательно вытерла обложку о подол платья. Смеющиеся мальчишки унеслись на велосипедах, и последнюю милю до госпиталя она прошла в одиночестве. Солнце опускалось на пропитанный дождем ландшафт, превращая утренние лужи в промозглый полуденный туман. Из-за жары ей хотелось отдохнуть, но она знала, что учитель использует опоздание как предлог, чтобы отстранить ее от обучения».
  2. Изображение с названием Write a Good Story Step 7

    2

    В первых нескольких абзацах обозначьте проблему. Проблема послужит толчком для развития действия, который запустит сюжет и удержит внимание читателя. Подумайте, чего хочет ваш персонаж и почему он не может это получить. Потом придумайте сцену, которая представит эту проблему. [8]

    • Например, расскажите, что группа Эстер получает возможность поработать с настоящими пациентами, и она хочет, чтобы ее выбрали в качестве одного из учеников, которых допустят к этому. Однако, когда она попадает в больницу, ей говорят, что она может быть только медсестрой. Это закладывает сюжет, где Эстер пытается заслужить место врача-практиканта.
  3. Изображение с названием Write a Good Story Step 8

    3

    Заполните середину истории завязкой. Изобразите персонажа, работающего над проблемой. Чтобы сделать историю интереснее, добавьте два-три испытания, с которыми герой столкнется на пути к кульминации рассказа. Так у читателя будет накапливаться тревожное ожидание, пока вы не раскроете, что проиходит.[9]

    • Например, Эстер может пойти в больницу в роли медсестры, найти своих товарищей, переодеться, чуть не попасться, а потом встретиться с пациентом, который нуждается в ее помощи.
  4. Изображение с названием Write a Good Story Step 9

    4

    Предоставьте кульминацию, которая разрешит проблему. Кульминация является высшей точкой рассказа. Придумайте событие, которое заставит персонажа бороться за желаемое. Потом покажите, победил он или проиграл.[10]

    • В истории Эстер кульминация может произойти, когда она попытается помочь пациенту, который потерял сознание. Так как сотрудники больницы стараются вывести ее из палаты, она выкрикивает правильный диагноз, заставив старшего врача потребовать ее освобождения.
  5. Изображение с названием Write a Good Story Step 10

    5

    Используйте сворачивание действия, чтобы приблизить читателя к заключению. Сворачивание действий должно быть кратким, потому что у читателя не будет столько же мотивации читать дальше, как до кульминации. Используйте последние несколько абзацев, чтобы завершить сюжет и подвести итог того, что произошло после разрешения проблемы.[11]

    • Например, старший врач в больнице может похвалить Эстер и предложить стать ее наставником.
  6. Изображение с названием Write a Good Story Step 11

    6

    Напишите концовку, которая заставит читателя немного поразмыслить. Не стремитесь к идеальному завершению в первом черновике. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы презентовать тему и предположить, какими могут быть дальнейшие действия персонажа. Это заставит читателя задуматься об истории.[12]

    • История Эстер может закончиться тем, что она начнет делать обходы больных с новым наставником. Возможно, она задумается, что могла бы потерять, если бы не нарушила правила ради достижения своей цели.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Story Step 12

    1

    Начните историю как можно ближе к концу. Читателю необязательно читать о каждом событии, которое приводит к проблеме персонажа. Он лишь хочет увидеть снимок из жизни героя. Выберите развитие действия, которое быстро вовлечет читателя в сюжет. Это поможет вам убедиться, что история не протекает слишком медленно.[13]

    • Например, лучше начинать с Эстер, идущей в больницу, чем с ее поступления в медицинский колледж. Или даже начать с момента, когда она приходит в больницу.
  2. Изображение с названием Write a Good Story Step 13

    2

    Включите диалоги, которые раскрывают какую-либо информацию о персонажах. Диалоги разбавляют текст, что помогает читателю двигаться вниз по странице. Кроме того, диалог позволяет выразить мысли героя его словами без необходимости включать множество внутренних диалогов. Используйте диалоги на протяжении всей истории, чтобы передать мысли персонажа. Однако убедитесь, что каждый отрывок диалогов продвигает сюжет.[14]

    • Например, этот фрагмент диалога показывает, что Эстер расстроена: «Но я лучшая ученица в группе», — умоляла Эстер. — «Почему они должны обследовать пациентов, а не я?»
  3. Изображение с названием Write a Good Story Step 14

    3

    Наращивайте напряжение, делая так, чтобы с персонажами происходили плохие вещи. Трудно делать пакости своим героям, но без этого история будет скучной. Ставьте перед героями препятствия или трудности, которые отделяют их от желаемого. Таким образом, у них будет мотивация что-то решить, чтобы достичь своей цели.[15]

    • Например, то, что Эстер не пускают в больницу в качестве врача, является для нее ужасным опытом. Аналогично, ей может быть страшно, что ее поймает охрана.
  4. Изображение с названием Write a Good Story Step 15

    4

    Задействуйте пять органов чувств, включая осязаемые детали. Используйте зрение, слух, осязание и вкус, чтобы вовлечь читателя в историю. Сделайте обстановку более динамичной, показав читателю, какие звуки они услышат, какие запахи заметят и какие ощущения почувствуют. Это сделает историю более захватывающей.[16]

    • Например, Эстер может среагировать на запах больницы или звук сигнала машин.
  5. Изображение с названием Write a Good Story Step 16

    5

    Используйте эмоции, чтобы читатель сопереживал истории. Постарайтесь сделать так, чтобы читатели почувствовали ощущения персонажей. Для этого объедините действия героя с чем-нибудь универсальным. Эмоции вовлекут читателя в историю.[17]

    • Например, Эстер по-настоящему упорно трудилась лишь для того, чтобы получить отказ, основанный на формальности. Большинство людей тоже оказывались в подобной ситуации.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Story Step 17

    1

    Отложите свою работу как минимум на один день, прежде чем пересматривать ее. Трудно сразу же вносить правки в историю, потому что у вас вряд ли получится заметить ошибки и дыры в сюжете. Оставьте рассказ в покое на один день или дольше, чтобы затем посмотреть на него свежим взглядом.[18]

    • Будет полезно распечатать рассказ, чтобы увидеть его с другой стороны. Попробуйте это сделать, когда будете перечитывать историю.
    • Хорошее решение — отложить работу в сторону на некоторое время. Однако не тяните слишком долго, чтобы не потерять интерес.
  2. Изображение с названием Write a Good Story Step 18

    2

    Прочитайте историю вслух, чтобы услышать места, которые нуждаются в доработке. Читая историю вслух, вы иначе ее воспринимаете. Это поможет вам определить нескладные фрагменты или предложения, которые звучат отрывисто. Прочитайте историю и отметьте, где необходимо внести правки.[19]

    • Можно также прочитать рассказ другим людям и спросить их совета.
  3. Изображение с названием Write a Good Story Step 19

    3

    Получите отзывы от других писателей или людей, которые часто читают. Когда будете готовы, покажите свою работу знакомому писателю, учителю, однокласснику или другу. Если есть возможность, отнесите ее литературному критику или зачитайте на семинаре писателей. Попросите читателей предоставить честные отзывы, чтобы улучшить историю.[20]

    • Отзывы самых близких людей, например родителей или лучшего друга, не всегда бывают объективными — они могут слишком заботиться о ваших чувствах.
    • Чтобы отзыв был полезным, вы должны быть восприимчивы к нему. Если вы думаете, что написали самую совершенную историю в мире, то вы не прислушаетесь ни к одному слову.
    • Убедитесь, что вы даете свою работу подходящим читателям. Если вы пишете научную фантастику, но просите мнение у друга-писателя, который увлекается классической литературой, скорее всего, вы не получите идеальный отзыв.

    Совет: возможно, у вас получится найти группу литературных критиков на сайте Meetup.com или в местной библиотеке.

  4. Изображение с названием Write a Good Story Step 20

    4

    Удалите все, что не раскрывает детали персонажа или не продвигает сюжет. Это значит, что, возможно, вам придется сокращать отрывки, которые вы считаете хорошо написанными. Тем не менее, читателю будут интересны только те подробности, которые важны для истории. Редактируя работу, убедитесь, что каждое сохраненное предложение раскрывает что-либо о персонаже или продвигает сюжет вперед. Удалите предложения, которые не соответствуют этому.[21]

    • Например, предположим, что у вас есть отрывок, где Эстер видит в больнице девушку, которая напоминает ей сестру. Несмотря на то что эта деталь может показаться интересной, она не продвигает сюжет и не раскрывает что-либо значимое об Эстер, поэтому лучше ее сократить.

    Реклама

Советы

  • Повсюду носите с собой тетрадь, чтобы записывать идеи, как только они придут к вам в голову.
  • Не начинайте сразу же вносить правки в работу, иначе вы с меньшей вероятностью увидите ошибки или пробелы в сюжете. Подождите несколько дней, чтобы посмотреть на историю свежим взглядом.
  • Пишите черновики, прежде чем сформировать окончательный вариант. Это очень поможет при редактировании.
  • Диалоги и детали — ключ к написанию потрясающей истории. Поставьте читателя на место персонажа.

Реклама

Предупреждения

  • Не затягивайте историю, добавляя дополнительную информацию, в которой нет необходимости для развития сюжета или персонажа.
  • Не редактируйте рассказ во время написания, потому что это замедлит процесс.
  • Обязательно меняйте длину предложений.
  • Не копируйте вещи из других книг, потому что это плагиат.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 28 311 раз.

Была ли эта статья полезной?

If you’re looking to improve your writing skills in general or even learn how to write your first novel, you may have heard that writing short stories is a good way to start. But if you’re not sure how to write a short story, it can feel intimidating to begin. Don’t worry. You’re not alone. And we’re here to tell you that writing a good short story is easier than you think.

So, what’s a short story anyway, and how exactly do people write them?

We’ll guide you through everything you need to know about short stories, starting with what a short story is, the elements of a short story, the types of short stories, and six steps to start writing your first short story today.

pen on paper, writing "once upon a time"

What is a short story?

A short story is a type of prose fiction. By “fiction,” we mean that the characters and events in the story aren’t real. That said, a short story can also include events that happened in real life. This type of writing is historical fiction.

By “prose,” we mean that a short story isn’t a type of poetry with verses, rhyming, meter, and so on.

Short stories typically focus on a single plot incident or a series of closely linked incidents. They also tend to evoke a single mood, whether the mood is dark, happy, or mysterious. This is very different from a novel, which can involve many complicated plotlines and evoke many moods throughout.

In addition, short stories often have fewer characters compared to novels. Short story characters are fully developed, but their interactions are limited to advancing the plot and evoking the mood of the short story.

Finally, short stories are usually meant for reading in a single sitting. Most short stories are between 5,000 and 10,000 words long, though some can be as short as a few hundred words or as long as 30,000 words.

While writing your first short story shouldn’t take as long as writing your first book, it’s not always easy. That’s because short stories are so focused. There’s a single theme, a single mood, and a single conflict. So, if you’re having a hard time with your first short story, you’re not alone. Here are six easy steps to help you along as you write your short story.  

1. Pick a moral or theme for your short story

Remember that the moral or theme of the short story acts as a framework for everything else. That’s why it’s a good idea to think about a theme first. Will your story’s theme be about having the courage to be vulnerable? Or will it be about the power of love and family over money and possessions?

Writers rarely lack the overriding desire to change the world with the stories they tell. A moral argument doesn’t mean that you have to be religious and tell a religious story. It just means that you have something you believe is important for people to know, do, or believe, and you want to use the vehicle of a story to communicate it. What do you want to communicate to your reader about how people should behave in the world? 

Another way to think about it is realizing that all stories are about a conflict between good and evil. Your moral argument is the way your character overcomes a specific evil. Though the opportunity for character development is limited in short stories, your character should have a moral dilemma in the beginning that they solve by the end of the story, and how they do this is your theme.

Whenever you feel stuck during the writing process, think about your theme and how your characters or plot event can help readers better understand the theme you’ve chosen.

2. Develop a small cast of characters

It’s easier than you think to create a long list of characters, heroes, and villains for your story. But the trick to writing a short story is to keep the character list short. Each character you create should play a vital role in your story.

A rule of thumb is that a short story needs just two or three characters: a protagonist, a supporting character, and sometimes an antagonist.

The protagonist is the main character in your short story. The reader cares about your protagonist and will want to cheer them on during the story’s conflict. At the same time, no character is perfect. Your protagonist should have a weakness that makes it harder for them to win the conflict and keeps the readers in suspense.

Your supporting character is also on the side of your protagonist. Supporting characters, also called relationship characters, help the protagonist grow as a character so that they can triumph in the story’s conflict.

If your conflict involves two people, your short story should also include an antagonist, or villain. Readers need someone to root against in a conflict, and this is the main purpose of the antagonist.

3. Create an intense conflict

While characters are important in any short story, conflict is what brings those characters to life. Conflict will be the main source of tension and suspense that keeps your readers’ attention. Conflict is also what helps characters change and grow by the story’s end.

A short story only needs one conflict, and the readers should know what it is from the beginning. That said, even a single conflict can make an intense story. Don’t be afraid to put your characters in bad situations to show what they’re made of. Your readers will love it.

4. Write for the senses

It’s true that short stories are very plot-driven, but that doesn’t mean you should leave out the imagery. Transport readers to the world of your short story by describing how everything smells, feels, looks, and tastes.

For example, consider this line:

“The smell of gingerbread woke her from her nap.”

Then compare it to this one:

“The aroma of the warm spices wafted down the hall and pulled her from her sleep.”

The more you describe your world, the more your readers will be right there with you.

5. Proofread, revise, and edit your story

After you’ve written your story, you want to make sure you’ve produced a polished narrative, which means reading it through again and making sure your sentences flow, your dialogue sounds authentic, and there are no mechanical errors.

6. Start writing. Anything.

Have you ever heard the phrase, “The perfect is the enemy of the good?” This is quite true when it comes to writing. It’s all too easy to feel like you can’t write down anything unless it’s perfect the first time. We suggest the opposite. The next time you sit down to continue your short story, write down what comes to mind. It doesn’t have to fit with what you’ve already written. It doesn’t even have to be in complete sentences. Start writing words, paragraphs, or even pages. Then look back at your work and start editing. Fill out the missing words and the plot gaps and delete what doesn’t make sense. Before you know it, you’ll be in your writing zone and totally immersed in the world of your short story.

Elements of a short story

Short stories have been around for thousands of years and are popular in every culture today. While there are many different styles and types of short stories, almost all short stories share the same basic elements:

Character

A character is a person or animal involved in the events of a short story. Characters interact with each other based on their personalities, motives, and what they know about other characters.

A character can be one-dimensional or multidimensional. One-dimensional characters have one personality trait that affects everything they do. A stereotypical fairy-tale villain is an example of a one-dimensional character. On the other hand, multidimensional characters have several personality traits that sometimes conflict with each other. An example of a multidimensional character might be a greedy businessman who also cares about his family.

Characters in short stories are less complex than those in novels. Short story writers add to their characters’ personalities only when it will help enhance the mood or move the story’s plot.

Point of View

Point of view (POV) is the angle from which your story is told. Will your main character tell the story or will someone else? Will the one telling the story even be a part of the story or just be an outside observer? There are three main POVs you can choose to tell your story from:

  • First person. The person telling the story is your main character and narrates from their perspective, using first-person pronouns. (I, me, we.)
  • Third-person limited: The person telling the story is an outside observer who isn’t a character in the story. The narrator tells the reader the thoughts and feelings of one of the characters, typically the main character. This POV uses third-person personal pronouns (he, she, they, it). This POV works well if you want to have something hidden from your main character that one of your other characters is thinking.
  • Third-person omniscient. This narrator knows all, meaning they can tell the reader anything any character is thinking or feeling. You’ll also use third-person personal pronouns (he, she, they, it) in this POV.

Setting

All stories have to happen somewhere. The setting of a short story is the time and place where the story takes place. But keep in mind that the setting is more than just a specific place. For example, if your story occurs in a house, it’s important to know the country or region too. At the same time, the setting should include the general time period and the time of the year or even the time of day.

Short story writers can use setting as a very effective literary device to express the mood of their short story. For example, a story that happens on a winter night in a lonely mountain village already conveys a dark, ominous mood. But a story set on a spring day in a prosperous town expresses a cheerful mood.

Conflict

A conflict is a problem within a short story. For example, in O. Henry’s short story “The Gift of the Magi,” a married couple wants to give each other expensive gifts but can’t afford to do so. Thus, poverty is the main conflict in this short story.

The main characters are always on one side of a conflict in a short story. But there are several types of possible conflict. They include:

  • Character vs. character. Two different people in the story work against each other.
  • Character vs. self. A person must overcome something about her- or himself, such as a negative personality trait or addiction.
  • Character vs. nature. A person must survive in the wilderness or in some way withstand the elements.
  • Character vs. society. A person must work against social institutions such as prejudice or classism.

Most short stories end by ending, or resolving, the conflict. Typically, the main character comes out as the winner, but this doesn’t always happen. 

Plot

The plot is the series of events and actions that happen in a short story. The plot of a short story drives character interactions and develops the conflict. In fact, one way to think of the plot is as the glue that brings together the characters, setting, and conflict of the short story.

The easiest way to think about the plot of your story is to start with your protagonist. What is your main character’s flaw, and what is their goal in the story? For example, in the short story “Memento Mori” by Jonathan Nolan, a story that was adapted into the movie “Memento,” the main character wants to find the person responsible for murdering his wife. 

The next thing to think through is what is opposing your character from reaching their goal? In “Memento Mori,” the main character’s inability to remember anything is his opposition to reaching his goal. In the movie adaptation, the opposition is compounded by antagonists who take advantage of the protagonist’s amnesia. 

The plot of your story is the journey your character goes through to overcome the opposition to reach their goal or not. In fact, your character may realize that the goal they were pursuing was the wrong goal and will end up reaching a different goal. Because of the brevity of short stories, your story will usually focus on one major story event that decides whether or not the protagonist reaches the story goal. Short story plots typically follow the structure below:

  • Exposition. This is the part at the beginning of your story where you will introduce your reader to your story world and your character(s).
  • Rising action. This is the part where the story begins to get complicated for the protagonist as the conflict intensifies.
  • Climax. This is the highest point of conflict in the story. At this point, your reader should wonder if the protagonist will overcome the opposition.
  • Falling action. This is the part of the story where things start to go back to normal or reach a new normal as the conflict either resolves or not. The reader should feel that the story is winding down and the results of what the protagonist accomplished in the climax are becoming apparent.
  • Resolution. This is the conclusion of the story that ties up all the loose ends of your story. The reader should get the impression of either a happy or sad ending.

Just remember that you’re writing a short story, so you’ll have to move through these plot points quickly without making the story feel rushed.

Theme

The theme of the short story is the central point or idea of the story. Common short story themes include:

  • Love
  • Friendship
  • Death
  • Good vs. evil
  • Coming of age
  • Survival
  • Courage

The theme acts as a framework for the short story, and all other parts of the story should relate to the story’s theme.

Types of short stories

Chances are that you’ve already come across many short stories throughout your life. Here are a few common types of short stories and their characteristics to help give you some short story ideas.

Anecdote

An anecdote is often called “a story with a point.” People write and tell anecdotes to express a message through a short narrative. By the end of the anecdote, the readers understand not only the story but also the larger point or “lesson” of the story. Typically, characters in an anecdote are people in believable situations.

Fable

While an anecdote involves humans and realistic settings, fables are the opposite. Almost everyone can think of a fable, which involve talking animals, legendary beings, or other fantastical elements. Fables can be set on Earth or take place in magical lands far away and long ago.

But, like anecdotes, fables are stories with a point. The main purpose of a fable is to convey a moral.

Feghoot

A vulture boards an airplane with two dead raccoons. The flight attendant turns to the vulture and says, “I’m sorry, only one carrion allowed per passenger.”

If you love puns, then you’ll love feghoots. This funny type of short story has one goal in mind: to lead the reader to a groan-worthy pun. And, of course, the best feghoot writers keep the reader guessing until the very end.

Flash fiction

On the shorter end of the short story spectrum is flash fiction. This type of short story is less than 1,000 words long. Yet just because flash fiction is short doesn’t mean it’s easy. Good flash fiction writers include all of the important elements of a short story in less than two pages of writing. That’s why flash fiction competitions are so popular all over the world. There are even competitions that limit short stories to 500 or even 100 words.

Vignette

A short story meant to be part of a larger story or work is a vignette. The purpose of a vignette is to focus on a single moment about one part of the larger story. This could be a particular character, idea, or object.

Writing a short story is easier than you think

Writing short stories is a lot of fun, and it’s great practice for writing longer stories. It forces you to focus on what’s most important to the story you’re telling, and you get the unmatched feeling of knowing you took a story idea from concept to completion. If you decide to start writing short stories, you’re in great company. Stephen King, arguably one of the greatest storytellers around, began his career writing short stories for literary magazines. You can begin your journey to writing success by writing short stories as well.
Learning how to write a short story can seem daunting, but we’re here to tell you that it’s easier than you think. Professional writers from all over the world help people like you become better short story writers through online courses, master classes, and seminars. Once you have mastered the art of short story writing, you’ll find yourself better prepared to learn how to write a novel too. All it takes is a little learning and practice.

If you’re looking to improve your writing skills in general or even learn how to write your first novel, you may have heard that writing short stories is a good way to start. But if you’re not sure how to write a short story, it can feel intimidating to begin. Don’t worry. You’re not alone. And we’re here to tell you that writing a good short story is easier than you think.

So, what’s a short story anyway, and how exactly do people write them?

We’ll guide you through everything you need to know about short stories, starting with what a short story is, the elements of a short story, the types of short stories, and six steps to start writing your first short story today.

pen on paper, writing "once upon a time"

What is a short story?

A short story is a type of prose fiction. By “fiction,” we mean that the characters and events in the story aren’t real. That said, a short story can also include events that happened in real life. This type of writing is historical fiction.

By “prose,” we mean that a short story isn’t a type of poetry with verses, rhyming, meter, and so on.

Short stories typically focus on a single plot incident or a series of closely linked incidents. They also tend to evoke a single mood, whether the mood is dark, happy, or mysterious. This is very different from a novel, which can involve many complicated plotlines and evoke many moods throughout.

In addition, short stories often have fewer characters compared to novels. Short story characters are fully developed, but their interactions are limited to advancing the plot and evoking the mood of the short story.

Finally, short stories are usually meant for reading in a single sitting. Most short stories are between 5,000 and 10,000 words long, though some can be as short as a few hundred words or as long as 30,000 words.

While writing your first short story shouldn’t take as long as writing your first book, it’s not always easy. That’s because short stories are so focused. There’s a single theme, a single mood, and a single conflict. So, if you’re having a hard time with your first short story, you’re not alone. Here are six easy steps to help you along as you write your short story.  

1. Pick a moral or theme for your short story

Remember that the moral or theme of the short story acts as a framework for everything else. That’s why it’s a good idea to think about a theme first. Will your story’s theme be about having the courage to be vulnerable? Or will it be about the power of love and family over money and possessions?

Writers rarely lack the overriding desire to change the world with the stories they tell. A moral argument doesn’t mean that you have to be religious and tell a religious story. It just means that you have something you believe is important for people to know, do, or believe, and you want to use the vehicle of a story to communicate it. What do you want to communicate to your reader about how people should behave in the world? 

Another way to think about it is realizing that all stories are about a conflict between good and evil. Your moral argument is the way your character overcomes a specific evil. Though the opportunity for character development is limited in short stories, your character should have a moral dilemma in the beginning that they solve by the end of the story, and how they do this is your theme.

Whenever you feel stuck during the writing process, think about your theme and how your characters or plot event can help readers better understand the theme you’ve chosen.

2. Develop a small cast of characters

It’s easier than you think to create a long list of characters, heroes, and villains for your story. But the trick to writing a short story is to keep the character list short. Each character you create should play a vital role in your story.

A rule of thumb is that a short story needs just two or three characters: a protagonist, a supporting character, and sometimes an antagonist.

The protagonist is the main character in your short story. The reader cares about your protagonist and will want to cheer them on during the story’s conflict. At the same time, no character is perfect. Your protagonist should have a weakness that makes it harder for them to win the conflict and keeps the readers in suspense.

Your supporting character is also on the side of your protagonist. Supporting characters, also called relationship characters, help the protagonist grow as a character so that they can triumph in the story’s conflict.

If your conflict involves two people, your short story should also include an antagonist, or villain. Readers need someone to root against in a conflict, and this is the main purpose of the antagonist.

3. Create an intense conflict

While characters are important in any short story, conflict is what brings those characters to life. Conflict will be the main source of tension and suspense that keeps your readers’ attention. Conflict is also what helps characters change and grow by the story’s end.

A short story only needs one conflict, and the readers should know what it is from the beginning. That said, even a single conflict can make an intense story. Don’t be afraid to put your characters in bad situations to show what they’re made of. Your readers will love it.

4. Write for the senses

It’s true that short stories are very plot-driven, but that doesn’t mean you should leave out the imagery. Transport readers to the world of your short story by describing how everything smells, feels, looks, and tastes.

For example, consider this line:

“The smell of gingerbread woke her from her nap.”

Then compare it to this one:

“The aroma of the warm spices wafted down the hall and pulled her from her sleep.”

The more you describe your world, the more your readers will be right there with you.

5. Proofread, revise, and edit your story

After you’ve written your story, you want to make sure you’ve produced a polished narrative, which means reading it through again and making sure your sentences flow, your dialogue sounds authentic, and there are no mechanical errors.

6. Start writing. Anything.

Have you ever heard the phrase, “The perfect is the enemy of the good?” This is quite true when it comes to writing. It’s all too easy to feel like you can’t write down anything unless it’s perfect the first time. We suggest the opposite. The next time you sit down to continue your short story, write down what comes to mind. It doesn’t have to fit with what you’ve already written. It doesn’t even have to be in complete sentences. Start writing words, paragraphs, or even pages. Then look back at your work and start editing. Fill out the missing words and the plot gaps and delete what doesn’t make sense. Before you know it, you’ll be in your writing zone and totally immersed in the world of your short story.

Elements of a short story

Short stories have been around for thousands of years and are popular in every culture today. While there are many different styles and types of short stories, almost all short stories share the same basic elements:

Character

A character is a person or animal involved in the events of a short story. Characters interact with each other based on their personalities, motives, and what they know about other characters.

A character can be one-dimensional or multidimensional. One-dimensional characters have one personality trait that affects everything they do. A stereotypical fairy-tale villain is an example of a one-dimensional character. On the other hand, multidimensional characters have several personality traits that sometimes conflict with each other. An example of a multidimensional character might be a greedy businessman who also cares about his family.

Characters in short stories are less complex than those in novels. Short story writers add to their characters’ personalities only when it will help enhance the mood or move the story’s plot.

Point of View

Point of view (POV) is the angle from which your story is told. Will your main character tell the story or will someone else? Will the one telling the story even be a part of the story or just be an outside observer? There are three main POVs you can choose to tell your story from:

  • First person. The person telling the story is your main character and narrates from their perspective, using first-person pronouns. (I, me, we.)
  • Third-person limited: The person telling the story is an outside observer who isn’t a character in the story. The narrator tells the reader the thoughts and feelings of one of the characters, typically the main character. This POV uses third-person personal pronouns (he, she, they, it). This POV works well if you want to have something hidden from your main character that one of your other characters is thinking.
  • Third-person omniscient. This narrator knows all, meaning they can tell the reader anything any character is thinking or feeling. You’ll also use third-person personal pronouns (he, she, they, it) in this POV.

Setting

All stories have to happen somewhere. The setting of a short story is the time and place where the story takes place. But keep in mind that the setting is more than just a specific place. For example, if your story occurs in a house, it’s important to know the country or region too. At the same time, the setting should include the general time period and the time of the year or even the time of day.

Short story writers can use setting as a very effective literary device to express the mood of their short story. For example, a story that happens on a winter night in a lonely mountain village already conveys a dark, ominous mood. But a story set on a spring day in a prosperous town expresses a cheerful mood.

Conflict

A conflict is a problem within a short story. For example, in O. Henry’s short story “The Gift of the Magi,” a married couple wants to give each other expensive gifts but can’t afford to do so. Thus, poverty is the main conflict in this short story.

The main characters are always on one side of a conflict in a short story. But there are several types of possible conflict. They include:

  • Character vs. character. Two different people in the story work against each other.
  • Character vs. self. A person must overcome something about her- or himself, such as a negative personality trait or addiction.
  • Character vs. nature. A person must survive in the wilderness or in some way withstand the elements.
  • Character vs. society. A person must work against social institutions such as prejudice or classism.

Most short stories end by ending, or resolving, the conflict. Typically, the main character comes out as the winner, but this doesn’t always happen. 

Plot

The plot is the series of events and actions that happen in a short story. The plot of a short story drives character interactions and develops the conflict. In fact, one way to think of the plot is as the glue that brings together the characters, setting, and conflict of the short story.

The easiest way to think about the plot of your story is to start with your protagonist. What is your main character’s flaw, and what is their goal in the story? For example, in the short story “Memento Mori” by Jonathan Nolan, a story that was adapted into the movie “Memento,” the main character wants to find the person responsible for murdering his wife. 

The next thing to think through is what is opposing your character from reaching their goal? In “Memento Mori,” the main character’s inability to remember anything is his opposition to reaching his goal. In the movie adaptation, the opposition is compounded by antagonists who take advantage of the protagonist’s amnesia. 

The plot of your story is the journey your character goes through to overcome the opposition to reach their goal or not. In fact, your character may realize that the goal they were pursuing was the wrong goal and will end up reaching a different goal. Because of the brevity of short stories, your story will usually focus on one major story event that decides whether or not the protagonist reaches the story goal. Short story plots typically follow the structure below:

  • Exposition. This is the part at the beginning of your story where you will introduce your reader to your story world and your character(s).
  • Rising action. This is the part where the story begins to get complicated for the protagonist as the conflict intensifies.
  • Climax. This is the highest point of conflict in the story. At this point, your reader should wonder if the protagonist will overcome the opposition.
  • Falling action. This is the part of the story where things start to go back to normal or reach a new normal as the conflict either resolves or not. The reader should feel that the story is winding down and the results of what the protagonist accomplished in the climax are becoming apparent.
  • Resolution. This is the conclusion of the story that ties up all the loose ends of your story. The reader should get the impression of either a happy or sad ending.

Just remember that you’re writing a short story, so you’ll have to move through these plot points quickly without making the story feel rushed.

Theme

The theme of the short story is the central point or idea of the story. Common short story themes include:

  • Love
  • Friendship
  • Death
  • Good vs. evil
  • Coming of age
  • Survival
  • Courage

The theme acts as a framework for the short story, and all other parts of the story should relate to the story’s theme.

Types of short stories

Chances are that you’ve already come across many short stories throughout your life. Here are a few common types of short stories and their characteristics to help give you some short story ideas.

Anecdote

An anecdote is often called “a story with a point.” People write and tell anecdotes to express a message through a short narrative. By the end of the anecdote, the readers understand not only the story but also the larger point or “lesson” of the story. Typically, characters in an anecdote are people in believable situations.

Fable

While an anecdote involves humans and realistic settings, fables are the opposite. Almost everyone can think of a fable, which involve talking animals, legendary beings, or other fantastical elements. Fables can be set on Earth or take place in magical lands far away and long ago.

But, like anecdotes, fables are stories with a point. The main purpose of a fable is to convey a moral.

Feghoot

A vulture boards an airplane with two dead raccoons. The flight attendant turns to the vulture and says, “I’m sorry, only one carrion allowed per passenger.”

If you love puns, then you’ll love feghoots. This funny type of short story has one goal in mind: to lead the reader to a groan-worthy pun. And, of course, the best feghoot writers keep the reader guessing until the very end.

Flash fiction

On the shorter end of the short story spectrum is flash fiction. This type of short story is less than 1,000 words long. Yet just because flash fiction is short doesn’t mean it’s easy. Good flash fiction writers include all of the important elements of a short story in less than two pages of writing. That’s why flash fiction competitions are so popular all over the world. There are even competitions that limit short stories to 500 or even 100 words.

Vignette

A short story meant to be part of a larger story or work is a vignette. The purpose of a vignette is to focus on a single moment about one part of the larger story. This could be a particular character, idea, or object.

Writing a short story is easier than you think

Writing short stories is a lot of fun, and it’s great practice for writing longer stories. It forces you to focus on what’s most important to the story you’re telling, and you get the unmatched feeling of knowing you took a story idea from concept to completion. If you decide to start writing short stories, you’re in great company. Stephen King, arguably one of the greatest storytellers around, began his career writing short stories for literary magazines. You can begin your journey to writing success by writing short stories as well.
Learning how to write a short story can seem daunting, but we’re here to tell you that it’s easier than you think. Professional writers from all over the world help people like you become better short story writers through online courses, master classes, and seminars. Once you have mastered the art of short story writing, you’ll find yourself better prepared to learn how to write a novel too. All it takes is a little learning and practice.

Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.

Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.


«Создавая бестселлер»

Главная идея

Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.

Годы идут, а опыта всё еще недостаточно. Так как же найти главную идею прямо сейчас?


Источник

Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.

  • Что вы хотите, чтобы читатель понял по прочтении книги?
  • Зачем вы пишете книгу?
  • Что вы хотите сказать?
  • Какой общий вывод от прочитанного вы хотите внушить читателям?

Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.

Примеры главной идеи

Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.

  • Духовный путь полон препятствий, но если человеком движет самоотверженная страсть, он сможет измениться настолько, чтобы побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
  • Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
  • Твой дом там, где твое сердце (Билли Леттс «Там, где сердце»)


Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник

  • Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)
  • Люди, оставленные справляться собственными силами, как правило, естественным образом обращаются к жестокости, дикости и варварству (Уильям Голдинг. «Повелитель мух»)
  • Совесть, любовь и верность важнее, чем социальное положение, богатство и успех (Чарльз Диккенс «Большие надежды»)

Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.

План на основе подсчета страниц

Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).


В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник

Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.

Если вы только начали писать, примерьте на свой проект количество страниц какой-нибудь похожей понравившейся вам книги.

Начало

Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.

  • Вы договариваетесь с читателем, о чем будет, а о чем не будет ваша история.
  • Даете представление о времени и месте действия.
  • Развиваете драматическое действие и лежащий в его основе конфликт.
  • Знакомите читателя с протагонистом и другими персонажами, показываете, кто они, их характер и роль в истории.
  • Показываете ближнюю цель героя и даете намек на его дальнюю цель.
  • Знакомите в общем виде с главной идеей произведения.

Кто такой протагонист

Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.


Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник

Его эмоциональное развитие, то, как он переживает события, испытания, взлеты и падения, составляют основу книги. Вы можете даже составить эмоциональный профиль героя. Вот, к примеру, профиль героини из романа «Причуда» .

  • Эмоциональный профиль героини
  • Имя: Рэй.
  • Недостатки: подозрительна, возбудима, предубеждения, на краю.
  • Страхи: сходит с ума, убивает себя.
  • Сила: непоколебимость, дисциплина, упрямство, воля.
  • Ненависть: быть испуганной.
  • Любовь: внучка, работа с деревом.
  • Мечта: быть нормальной.
  • Тайна: на секунду ей показалось, что она может убить ребенка.

Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.

Антагонист

В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.

Чем сильнее и значительнее, тем больше драмы, напряжения и волнения в эпизодах.


Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник

Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.

  • Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.
  • Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.
  • Общество: религия, правительство, обычаи.
  • Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.
  • Бог: мистические представления.
  • Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.

Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.

Драма или нет?

Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.


Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник

  • Если протагонист не контролирует ситуацию, мы начинаем сомневаться в исходе дела. И это добавляет драматизма.
  • Если кто-то другой одерживает верх, мы не знаем, чем это в итоге закончится. «Получит герой то, чего он хочет, или нет?» Этот вопрос подогревает ощущение драмы, и читатель старается поскорее узнать, как все разрешится.

Драматическое действие добавляет в роман конфликт, напряжение, тревогу, неизвестность и страх — одним словом, драму.

Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.


Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник

Вот некоторые примеры пассивного действия:

  • два персонажа смотрят на витрины и болтают;
  • персонаж показан в ситуации превосходства;
  • два персонажа идут по пляжу;
  • персонаж готовит завтрак и садится за стол.

Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.

Как создать конфликт

В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.

Люди читают истории, чтобы увидеть, как персонажи растут и меняются, даже если эти изменения им не на пользу.


У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник

Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.

  • Сделайте так, что тому, что или кого любит ваш протагонист, угрожает опасность. Это заставит героя принять решение и действовать. Повысьте ставки и сделайте угрозу в следующем эпизоде большей, чтобы конфликт рос.
  • Заставьте ваших героев хорошенько побегать. Поместите протагониста в самую гущу того, что он ненавидит, и покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее.
  • Покажите, как главный герой выходит на передний план вопреки своему самому большому страху.
  • Сообщите читателю, какая главная мечта у вашего протагониста, а потом покажите, как его пороки не дают ему достичь этой мечты.

Флешбэки

Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.


Кадр из фильма «Английский пациент». Источник

Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.

  • Не используйте их слишком много: чем меньше, тем лучше.
  • Постройте сюжет для флешбэка, пусть в нем будет конфликт и напряжение. (Флешбэк должен быть мини-историей внутри большой истории.)
  • Возвращайтесь в прошлое, только если оно имеет непосредственное влияние на настоящее.
  • Прежде чем обращаться к флешбэку, заложите для читателя надежный фундамент в самом начале основной истории: кто есть кто, где, когда и почему.
  • Прежде чем нырнуть в предысторию, дайте читателю какую-нибудь неповторимую, запоминающуюся подробность. Возвращаясь в настоящее, снова упомяните эту деталь. Так читатель будет понимать, где вы отправили его в предысторию и где вернули обратно.
  • Ясно укажите дату или время, в которое вы возвращаетесь. И укажите настоящее время, когда вы вышли из флешбэка.
  • Если вы чувствуете, что вам просто необходим флешбэк, дотерпите до середины. К этому времени читатель уже свыкнется с основной линией, и ему будет не так дискомфортно перемещаться туда-сюда во времени.

Больше драматизма!

Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.

Ваша история будет красива — персонаж преодолеет все конфликты и разделается с каждым противником, — но скучна.

Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.

  • Призовите на помощь антагонистов. Пусть:

— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;

— герой сталкивается со стихийными бедствиями;

— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;

— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;

— по дороге на важное событие у героя ломается машина;

— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;

— ему попросту не хватает времени;

  • Поставьте в середине книги предзнаменования, которые повысят общее напряжение, конфликт и тревожность вашего сюжета.
  • Пропишите в подробностях реакцию героя на препятствия — так вы сможете более глубоко раскрыть его эмоциональное развитие.
  • Запутывайте героя и разрушайте ожидания читателя. Допустим, персонаж (или читатель) считает, что он установил личность убийцы. Герой идет сразиться с этим мерзавцем — и внезапно наталкивается на его труп.


Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник

  • Не раскрывайте все сразу. Оставляйте намеки и сплетайте сеть подробностей, которые еще предстоит узнать. Подкармливайте тревогу, связанную с неизвестностью. Любопытство, желание узнать ответы на все поставленные «почему» и «как» будут затягивать вашего читателя все глубже и глубже в историю.
  • Добавьте второстепенную сюжетную линию, которая будет связывать и поддерживать главную, придаст разнообразия и усложненности.

Не надо клише

Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.


Источник

Напишите первый черновик, не думая обо всех этих подробностях. А вот во время редактуры обдумайте каждую из них и замените нестандартными метафорами.

Продуманные детали

Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.


Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник

  • К примеру, многие эпизоды в середине книги «Тайная жизнь пчел» Сью Монк Кидд включают в себя технологии пчеловодства. Читатель много узнает о меде и пчелах. В то же время глубже понимает персонажей.
  • Книга Джона Ирвинга «Правила виноделов» рассказывает о том, как собирать яблоки и делать сидр.
  • А действие романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» повествует о врачебной практике.

Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.

По материалам книги «Создавая бестселлер»

Обложка отсюда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать салат оливье
  • Как написать салам алейкум на английском
  • Как написать сайт через блокнот
  • Как написать сайт через notepad
  • Как написать сайт форум