Как написать самоанализ логопедического занятия

Шварц Ольга Валерьевна

Самоанализ

 подгруппового логопедического  занятия

по автоматизации звука [Л]

«Космическое путешествие  с Лунтиком»

На занятии присутствовали дети старшей группы (9детей), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Л. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников — игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии была использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно — образовательному процессу.

На занятии была поставлена следующая цель: Автоматизация звука Л, которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Л; расширять словарный запас по лексической теме «Космос», обучать согласовывать прилагательные в роде и числе, называть предлоги.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль над собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника, не перебивая.

С интеграцией образовательных областей:

 «Здоровье»: Создавать условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья ребенка.

 «Физическая культура»: Развивать и корректировать речь посредством движения — динамическая пауза «Невесомость», пальчиковая игра «Космос».

 «Социализация»: Формировать умение сотрудничать с взрослым и сверстниками.

 «Познание»: Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификацию.

 «Коммуникация»: Закреплять умение пользоваться глаголами, прилагательными, предлогами, обобщениями. Закреплять умение согласовывать прилагательные в роде и числе, называть предлоги. Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом. Совершенствовать связную речь.

 «Музыка»: Повысить эмоциональный настрой  детей.

Цель занятия  доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (презентация), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика «Наш весёлый язычок». Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием использовалась пальчиковая гимнастика «Космос».  Для закрепления произношения звуков  в конце  слов и обучения детей образовывать прилагательные в роде и  числе, использовалась игра «Я тоже», для закрепления звука Л в предложении и  назывании предлогов использовалась презентационная  д/и «Стеллаж».

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала  динамика занятия, презентация  со звуковым сопровождением, игра «Исправь предложения», с заданным звуком. По окончании занятия использовалась рефлексия  «Фотография звёздного неба», где дети должны были, используя звёздочку, вспомнить этапы занятия.  

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, полной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Самоанализ фронтального логопедического занятия

Дата проведения: 07.02.2017 г.

Город (район) МБОУ «Центр образования № 57»

Форма занятия (фронтальная) Тема «Обучение грамоте детей с ОВЗ» Возраст, количество детей: 12 детей подготовительной группы (комбинированной направленности). Логопедические заключения ОНР IIIIV уровня и с детьми с нормальной иннервацией рече вого аппарата.

Цель – закрепление правильного произношения звука [р] изолированно, в слогах, словах, в предложених

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение находить наличие или отсутствие  звука в слове;

  • формировать навык звукового анализа и синтеза;

  • формировать навыки слогового анализа;

  • закреплять умение делить слова на слоги;

  • различение слов близких по звуковому составу;

  • определять гласный или согласный звук в слове;

  • определять количество слов в предложении, составлять модель предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное внимание и словесно-логическое мышление.

  • развивать умение отвечать на вопросы, навыки связного высказывания.

  • развивать общую артикуляционную моторику.

  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

  • закреплять точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;

  • предупреждение речевых нарушений;

  • формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, инициативность, ответственность,

  • воспитывать интерес к занятию, умение слушать друг друга и педагога.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, ноутбук, тетради и зеркала на каждого ребёнка, простые и цветные карандаши.

Занятие было проведено с детьми комбинированной группы и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной для детей с ОНР,  с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Речевой материал соответствует целям и теме занятия, которое построено логично и последовательно. Были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, работа на интерактивной доске, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанников к коррекционно — образовательному процессу.

Цели была доведена до детей, была понятна и соответствовала содержанию занятия

Структура НОД построена из следующих элементов: организационный момент – игра — прослушивание слов и определения, какой звук их объединяет, в этом заключалась цель занятия; создание условий для обучению грамоте; с целью развития речевой моторики и профилактики речевых нарушений речи детей, была проведена артикуляционная гимнастика (с помощью презентации), пальчиковая гимнастика. В целях предупреждения утомления были проведены веселая физкультминутка, которая способствует снятию усталости, логоритмическое упражнение, развивающее сочетания речи и движений в игровой форме, закрепление и обобщение знаний воспитанников; итог, где дети достигают поставленной перед ними цели.

Для реализации задач в ходе проведения образовательной деятельности использовала различные педагогические технологии: ЭОР, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие технологии. Для получения более высоких результатов деятельности детей была подготовлена презентация.

1. Я заинтересовала детей, создав условия для возникновения мотивации к новой деятельности: наличие игрового момента – загадки «Угадай звук», просмотр презентации с выполнением артикуляционной гимнастики. 2. Организация НОД а) на занятии соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки ребёнка длительность занятия, воздушно тепловой режим, освещение; б) структура и содержание занятия соответствуют предложенной тематике, отвечает целям и задачам, и соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы; в) в ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствовании; г) предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети определяли наличие звука [р] в словах, затем определяли место звука [р] в словах (начало, середина, конец) работая в тетрадях рисовали схему слов, и изображали модель предложения, выполняли звукобуквенный разбор слова роза, сравнительный анализ слов роза и роса, изображение схемы гласных и согласных звуков слова, печатание слова в тетради; д) все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия; е) смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на пальчиковые игры и задания в тетрадях. В занятие была также включена физминутка «Вышли пальчики гулять», которая отражала воспитательную задачу занятия. ж) в НОД были реализованы такие виды образовательных областей: социально- коммуникативное развитие (общение и взаимодействие ребенка со взрослым, развитие самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости); речевое развитие (развитие связной речи, анализа и синтеза, обогащение активного словаря); художественно- эстетическое развитие ( восприятие музыки, художественной литературы, реализация самостоятельной деятельности в тетрадях); физическое развитие (артикулционная ии пальчиковая гимнастики, логоритмика); з) на всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребёнку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица. и) на протяжении всего занятия сохранялся положительный эмоциональный настрой у детей, применялась словесная система поощрения, следуя игровой мотивации на протяжении занятия поддерживался интерес к результату; к) в ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки на слайдах, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Самоанализ индивидуального занятия

Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Удалось ли осуществить намеченный план занятия? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?

Намеченный план занятия выполнен полностью без отступлений от него. Ребёнок усвоил речевой материал хорошо.

Как была организована на занятии деятельность учителя и деятельность учащихся? Удалось ли реализовать заявленные виды деятельности в рамках объявленной темы занятия? Кто работал интенсивнее – логопед или учащиеся? Были ли активны ученики в ходе занятия? Проявили ли инициативу? Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом особенности данной учебной группы?

Занятие было построено в едином игровом сюжете: задания и игры с персонажем. Различные виды заданий способствовали поддержанию интереса и активизации мыслительной деятельности воспитанника в процессе всего занятия. Была своевременная подача и смена наглядности.

Все заявленные виды деятельности реализованы в рамках объявленной темы занятия. Речевая коммуникация на занятии осуществлялась с активной обратной связью. Ребёнок проявлял инициативу, внося свои варианты ответов.

Поставленные мною цель, задачи занятия, а так же подбор речевого материала соответствовали этапу коррекционной работы над данным звуком, возрасту ребенка и теме занятия.

Удалось ли выбранными приемами сформировать у учеников мотивацию учебной деятельности на данном занятии и дать им целевую установку?

Для формирования положительной мотивации к учебной деятельности я использовала проблемную ситуацию: Дракоша потерял волшебный шарик, ему необходима наша помощь. Таким образом была представлена целевая установка, а так же решалась задача нравственного воспитания (воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается).

Насколько оптимальными для реализации цели занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности; правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений, задач и т.п.)?

Выбранные методы и приёмы были подобраны с учётом поставленных задач, речевого нарушения ребёнка, его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.), этапа работы по автоматизации данного звука. Словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: сопряжённое произнесение, стимуляция речемыслительной деятельности посредством вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), позитивных аффирмаций: «У тебя правильно и красиво получается», «Будь внимателен и у тебя получится» и т.д. Качество выполнения ребёнком заданий подтвердило правильность поставленных подзадач.

Оптимально ли определено временное соотношение этапов занятия?

 Временное соотношение этапов занятия определено оптимально и адекватно.

Какова степень достижения целей данного занятия?

Цель занятия  данного занятия достигнута полностью.

Какие моменты на занятии были самыми удачными? Удалось ли увлечь учеников, заинтересовать их?

Я заинтересовала ребенка, используя сюрпризный момент в качестве появления игрушки Дракоши, который просил помощи.

Что нового, неожиданного было для учеников в учебном материале, способе его подачи? Какие открытия были на занятии?

Ребенку понравились наши остановки, на которых в игровой форме необходимо было выполнять задания (ребенок наступает на каждую лужицу, берет картинку и называет предложение). Дигательная активность, динамичный ход занятия помогли ребёнку чувствовать себя более открытым и уверенным в себе, создали ситуацию успеха.

Что было явно неудачным на занятии? Что необходимо исправить и как? Что можно было бы улучшить в организации занятия, в содержании и методах работы?

Неудачных моментов не было.

Самоанализ индивидуального занятия

Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Удалось ли осуществить намеченный план занятия? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?

Намеченный план осуществила полностью. Ребенок хорошо усвоил материал.

Как была организована на занятии деятельность учителя и деятельность учащихся? Удалось ли реализовать заявленные виды деятельности в рамках объявленной темы занятия? Кто работал интенсивнее – логопед или учащиеся? Были ли активны ученики в ходе занятия? Проявили ли инициативу? Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом особенности данной учебной группы?

На занятии обучение строила как увлекательную игровую деятельность. В гостях у Совуньи ребёнок выполнял различные задания, знакомясь с её окружающим миром, и, как гостеприимный гость старался её обрадовать. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность и сохранила интерес на протяжении всего занятия.

Удалось ли выбранными приемами сформировать у учеников мотивацию учебной деятельности на данном занятии и дать им целевую установку?

В ходе работы процесс обучения превратился в интересную игру. Сюрпризный момент, игровые приёмы, занимательная форма занятия — всё это способствовало повышению познавательной активности и формированию мотивации к выполнению заданий.

Насколько оптимальными для реализации цели занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности; правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений, задач и т.п.)?

При проведении занятия большое значение мною придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала ребёнок произносил слоги, затем слова с изучаемым звуком, и, наконец, предложения.

Все этапы занятия были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и цели занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость: была включена динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение «Подуй на бабочку». Для получения более высоких результатов деятельности мною были использованы разнообразные материалы: предметные картинки, наглядный материал к дидактической игре «Что с чем?», к заданию «Из чего сделан сок?», разрезная картинка для портрета Совуньи (в виде пазла). Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия я активизировала речевую деятельность воспитанника: предлагались задания, побуждающие использовать в собственной речи изучаемый звук, тем самым, создавая ситуацию успеха как в личной оценке, так и со стороны третьего лица — Совуньи. Считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.

Оптимально ли определено временное соотношение этапов занятия?

Временное соотношение этапов занятия определено оптимально и адекватно.

Какова степень достижения целей данного занятия?

Я считаю, что коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Какие моменты на занятии были самыми удачными? Удалось ли увлечь учеников, заинтересовать их?

Я считаю, что с помощью внесения на занятие необычной шкатулки, сделанной из природного материала, мне удалось увлечь воспитанника в выполнении сложного задания на развитие фонематического слуха «Выбери картинки только со звуком С».

Упражнение на развитие дыхания и мелкой моторики также заинтересовали ребёнка.

Что нового, неожиданного было для учеников в учебном материале, способе его подачи? Какие открытия были на занятии?

Игра «Что с чем?» вызвала большой интерес, потому что оформлена красочно, ярко и с проблемным сюжетом, благодаря которому нужно самому догадаться чего не хватает предмету и выбрать из предложенных картинок.

Что было явно неудачным на занятии? Что необходимо исправить и как? Что можно было бы улучшить в организации занятия, в содержании и методах работы?

Неудачных моментов на занятии не было. Но во время проведения занятия у меня возникало затруднение в оценивании временных соотношений этапов занятия.

Самоанализ индивидуального занятия

Тема: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»

Удалось ли осуществить намеченный план занятия? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?

Намеченный план удалось осуществить в полном объеме. Отступлений от плана не было. Ребенок полностью усвоил материал.

Как была организована на занятии деятельность учителя и деятельность учащихся? Удалось ли реализовать заявленные виды деятельности в рамках объявленной темы занятия? Кто работал интенсивнее – логопед или учащиеся? Были ли активны ученики в ходе занятия? Проявили ли инициативу? Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом особенности данной учебной группы?

Занятие было организовано в форме игрового «путешествия» на планету Марс, в ходе которого ребёнок с удовольствием выполнял все задания, и, проявлял свою инициативу. Обучение строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Цели и задачи занятия определены с учётом речевого нарушения, возраста, интересов ребёнка. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Удалось ли выбранными приемами сформировать у учеников мотивацию учебной деятельности на данном занятии и дать им целевую установку?

Игровой сюжет, заданный в начале занятия, послужил мотивацией для выполнения воспитанником заданий мальчика Марсианина, проявляя  заинтересованность,    активность, желание помочь жителям планеты Марс доставить семена арбуза.

Насколько оптимальными для реализации цели занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности; правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений, задач и т.п.)?

Форма, методы, приемы организации учебной деятельности занятия отвечают развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции.Поставленные задачи решались путем применения наглядных, словесных и практических методов. Опосредованные методы были основаны на применении изобразительной наглядности (космической карты с планетами). Речевой материал занятия соответствовал речевым возможностям ребёнка. Лексико-грамматические упражнения помогали в образовании прилагательных от существительного, относительных прилагательных, в подборе антонимов, согласовании слов в предложении. Учебная речевая деятельность организованна на достаточном уровне трудности. Занятие также носило воспитательный характер, которое обеспечивалось решением проблемной ситуации: помочь «доставить» семена арбуза на планету «Марс». Также решались задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Думаю, что мною правильно выбраны подзадачи каждого вида деятельности.

Оптимально ли определено временное соотношение этапов занятия?

Временное соотношение этапов занятия определено оптимально.

Какова степень достижения целей данного занятия?

Занятие  было насыщенным. Качество  выполненных  заданий  показало,  что  цель и задачи  занятия  выполнены полностью.

Какие моменты на занятии были самыми удачными? Удалось ли увлечь учеников, заинтересовать их?

Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. Между мной и воспитанником сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт самого занятия. Самым удачным, на мой взгляд, стало использование такой формы занятия как путешествие, так как в предварительной беседе с педагогами группы, я узнала об увлечениях этого ребёнка. Включение в конспект занятия задания на закрепление навыков чтения слогов продиктовано сформированными навыками чтения у этого ребёнка.

Упражнение «Выложи из семян арбуза название планеты Марс» не вызвало затруднений, но позволило органично завершить занятие .

Что нового, неожиданного было для учеников в учебном материале, способе его подачи? Какие открытия были на занятии?

Воспитаннику понравилось большое количество игр на занятии.

Ребёнок попадал в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. На занятии использовалось художественное слово – загадки, стихотворение, упражнение «Назови нужный предмет», которые помогают упражнять ум, развивать мыслительные способности, фонематическое восприятие.

Что было явно неудачным на занятии? Что необходимо исправить и как? Что можнобыло бы улучшить в организации занятия, в содержании и методах работы?

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения и коррекции обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач, закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачибыли выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/353265-metodicheskie-rekomendacii-k-vypolneniju-samo

Конспект и самоанализ учебного логопедического занятия для детей старшей группы детского сада “Путешествие в дальние страны”.

Корень А.А., учитель-логопед МБДОУ Д/с “Веточка”.


Область: коммуникация

Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Виды детской деятельности:

  • Игровая,
  • Двигательная,
  • Коммуникативная.

Материально-техническое оснащение.

Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.

Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).

Ход

I Орг.момент

Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)

II Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.

1,2,3,4,5

Будем мы сейчас опять,

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,,,) Зубки?(,,,) Язычок? (,,,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)

Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?

А как туда можно попасть? (,,,,,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.

Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем….”

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери!

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре-самолёте,

На летучем большом корабле

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке — Горбунке,

Можно в сказку влететь на жар-птице,

Можно на колобке закатиться,

Можно въехать как Слон на Еже.

Ой! Мы, кажется в сказке уже…

1 а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)

Картинки на доске: ромашка, букашка,

шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши

Ночь настала – сразу всё пропало:

Белая ромашка, смелая букашка,

спелая шишка, серая мышка,

скользкая лягушка, звонкая кукушка,

на болоте камыши, возле речки шалаши.

День пришёл — сразу всё нашёл:

Ночь настала – и опять не стало:

День придёт – красоту вернёт… (чему?)

2 идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе

ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”

игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)

3 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша

Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)

4 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу

Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём

5 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши

Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?

Покажем кошке: (Психогимнастика).

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Сердимся мы иногда.

Не кричим мы никогда!

Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” — пальчиковая игра и маски.

6 Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)

Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.

Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.

Самоанализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации звука [Ш]

На занятии присутствовали дети старшеё группы (6), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников — игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Желаем успехов!

Материал опубликовала

Регина835

Учитель-логопед МОУ «Центр образования»

Россия, Карелия респ., Олонец

2

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Самоанализ занятия, проведённого в МКДОУ д/с №16 «Звёздочка»

 учителем-логопедом МКОУ «Центр ПМСС» Волковой Р. М.

Дата: 28.10.15.

Форма занятия: индивидуальное

Тема: Дифференциация звуков С – Ш. Осень.

Возраст ребёнка: 6 лет.

Логопедическое заключение: ОНР, 3 уровень.

Анжелика была зачислена на логопедические занятия в МКОУ «Центр ПМСС» в феврале 2014 года. За данный период ей были поставлены и автоматизированы шипящие звуки. В настоящее время идёт работа по дифференциации шипящих и свистящих звуков. Исходя из этого мною была выбрана тема по коррекции звукопроизношения – «Дифференциация звуков С – Ш». Лексическая тема «Осень» соответствует плану индивидуальной логопедической работы по преодолению ОНР у детей.

При постановке целей занятия и его планировании мною были учтены возрастные, характерологические и речевые особенности ребёнка. Старалась, чтобы занятие было построено логично, все этапы были тематически взаимосвязаны, чтобы структурные элементы были соблюдены. Использование разнообразных методов и приёмов работы соответствовало задачам каждой структурной части занятия. Присутствовала постоянная смена видов деятельности, что способствовало повышению работоспособности ребёнка и активизации внимания. Эмоциональный фон во время занятия был положительный. На занятии мною был использован разнообразный наглядный и дидактический материал. Считаю, что поставленные задачи на занятии были реализованы. Но данная работа по дифференциации свистящих и шипящих звуков требует дальнейшего продолжения.

Опубликовано 05.04.16 в 15:54 в группе «Логопед и Я»



Размер файла: 14.27 Кбайт

Самоанализ логопедического занятия

Общие сведения

Разрабатывая конспект занятия, прежде всего, учитывались речевые заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста школы VII вида, индивидуальные возможности каждого ребенка.

На занятии присутствовала подгруппа учащихся 3-х классов (2 человека) с общим недоразвитием речи III уровня. Обучаются в школе VII вида первый год по направлению городской ПМПК. Эти учащиеся испытывает трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы. У детей развитие высших психических функций ниже возрастной нормы. Недостаточно сформированы фонематические процессы. Вследствие этого наблюдается недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, предпосылок к успешному овладению грамотой, трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок совместно с неусвоением орфографических правил).

При письме, особенно под диктовку, часто встречаются пропуски, перестановки и добавления букв и слогов. Наблюдаются искажения структуры предложения: слитное написание отдельных слов в предложении или неправомерно раздельное их написание, необозначение или произвольное обозначение границ предложений. Лексический запас, в основном, в рамках обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Грамматический строй ниже возрастной нормы, ошибки в спонтанной речи на согласование и управление.

Следовательно, в целом нарушен лексико-грамматический компонент речевой системы, поэтому дети недостаточно понимают учебные задания, указания, инструкции, испытывают трудности овладения учебными понятиями, терминами, трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы. Отмечается недостаточное развитие связной речи. У данных детей на письме встречаются элементы оптической дисграфии. Дети неправильно воспроизводят пространственное соотношение буквенных элементов. Встречается зеркальное написание букв, недописывание элементов или добавление лишних элементов, замены рукописных графически сходных букв: и-у, п-т, ц-щ, о-а, т-ш, у-д, д-б.

Психологические особенности данной группы: учащиеся с задержкой психического развития, неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие способностей к переключению, словесно-логическому мышлению, к запоминанию словесного материала, к самоконтролю, преимущественно в области языковых явлений.

Учитывая всё это, были намечены цель, задачи, содержание занятия, определена форма проведения, подобраны методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Дата проведения 15.01.2014 г.

Тема занятия: «Дифференциация строчных букв и-у».

Цель занятия: совершенствовать умения дифференцировать кинетически сходные строчные букв и-у.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать умение дифференцировать строчные буквы и-у путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
  • развивать орфографическую зоркость.
  • коррекционно-развивающие:
  • развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • развивать конструктивную деятельность;
  • активизировать и расширять словарный запас;
  • развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений.

Воспитательные:

  • воспитывать уверенность в своих силах;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование
  • игровых приёмов;
  • воспитывать умение радоваться успехам товарищей;

Здоровьеразвивающие:

  • создавать атмосферу успешности каждого ученика;
  • создавать благоприятный психологический климат;
  • предупреждать утомляемость детей.

Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов:

  • принцип обратной связи — проведено обследование учащихся с выявлением проблемы, проведён эмоциональный настрой, подготовительная работа, где определена степень участия детей в занятии;
  • принцип успешности — созданы условия для самореализации логопатов через разнообразные формы работы. Прослеживается наличие интереса и желания успеха у учащихся, эмоциональный контакт у учителя-логопеда и логопатов. В процессе занятия каждый ребёнок имел возможность самовыражения и самореализации;
  • принцип индивидуализации — к каждому ученику был индивидуальный подход, зависящий от его психофизических характеристик;
  • принцип развития и коррекции высших психических функций — реализовывался через ввод специальных приёмов и упражнений для развития и коррекции психических процессов и функций: зрительное внимание, слуховое восприятие, слухо-зрительное восприятие, память вербальная, зрительная, двигательная, слуховая;
  • объём внимания, логичность мышления, аналитико-синтетическая деятельность и т.д.;
  • принцип взаимосвязи речи с другими ВПФ- прослеживается на протяжении всего занятия;
  • принцип активности и сознательности осуществлялся через формирование сознательного понимания учебного материала;
  • принцип продуктивной обработки информации — обучение организовано так, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации с занятия в жизнь, тем самым формируя и развивая механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;
  • принцип доступности предлагаемого материала — все задания подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Логопедических принципов:

  • принцип развития – в процессе подготовки занятия были выделены задачи, этапы, трудности, которые находятся в зоне ближайшего развития у данной подгруппы учащихся; организация логопедической работы осуществлялась с учётом ведущей деятельности данных детей;
  • принцип системности — опираясь на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, на занятии оказывалось воздействие на все стороны речевой функциональной системы.

Тип и структура занятия

Подгрупповое занятие. Закрепление полученных навыков.

Структура занятия полностью соответствует типу занятия:

1. Организационная часть, приветствие – 1 минута.

2. Актуализация знаний — 2 минуты.

3. Основная часть — 30 минут:

  • введение в тему – 1 минута;
  • пальчиковая гимнастика – 1 минута;
  • дифференциация звуков «и-у» — 1 минута;
  • соотнесение звука и строчной буквы – 2 минуты;
  • гимнастика для глаз — 2 минуты;
  • дифференциация строчных букв и-у – 4 минуты;
  • дифференциация строчных букв и-у в ряду букв – 2 минуты;
  • динамическая пауза – 2 минуты;
  • дифференциация строчных букв и-у в словах — 5 минут;
  • дифференциация строчных букв и-у в предложении и тексте — 5 минут;
  • самостоятельная работа — 5 минут.

4. Рефлексия – 2 минуты.

Оборудование занятия

  • Мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
  • индивидуальные карточки;
  • рис, фасоль, вода;
  • зеркала;
  • смайлики.

В ходе занятия использовались общепедагогические и логопедические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Выбранные методы полностью соответствовали цели и задачам занятия. Метод обсуждения изучаемого материала- активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у детей определённого запаса знания на данную тему, необходимых и достаточных для компетентного участия в работе, что привело к правильному результату.



Метод демонстрации (показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление логопатами сложных изменений артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями и эмоциональной окрашенности.

Из серии практических методов был выбран метод упражнения, так как он является наиболее эффективным по выработке умений и навыков, по закреплению знаний. Данный метод применялся в виде планомерного организованного многократного сознательного повторения умственных и практических действий с целью формирования правильного артикуляционного уклада изучаемых звуков и отработки практических действий по запоминанию оптического образа букв.

На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.

Частично-поисковый (эвристический) метод — использовался в целях постепенного приближения логопатов к самостоятельному решению проблем, а в данной ситуации это выбор необходимой буквы и определение правильности её написания.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению с целью психологической настройки, побуждения к учению.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности в устной и письменной работе.

Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.

На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования современных наглядных методов обучения. Мультимедиа компонент вводится при повторении пройденного, закреплении изученного материала, во время выполнения практической работы, так как он помогает:

  • улучшить восприятие информации;
  • развивать визуальное восприятие;
  • улучшить память, внимание;
  • усилить мотивацию к образовательному процессу.

Для закрепления оптического образа букв и отработки правильного направления руки применялся метод «влажное письмо» пальцем на бумаге. Активный метод обучения «Мой смайлик» помог определить эмоциональное состояние учеников на начало и конец занятия.

На занятии применялись образовательные технологии, которые обеспечивали комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и обучения логопатов, реализацию его природного потенциала:

  • здоровьеразвивающая;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • элементы проблемно-диалогической технологии;
  • технология сотрудничества;
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения;
  • технология исследования и мониторинга интеллектуального развития;
  • технология креативного мышления.

Использование данных технологий при проведении занятия обусловлено той целью и задачами, которые были поставлены.

Место занятия в системе занятий по данному разделу. Связь занятия с предыдущими и последующими в теме. Представленное логопедическое занятие «Дифференциация строчных букв и-у» спланировано в соответствии с перспективным и тематическим планированиями для детей с нарушением чтения и письма и содержит сведения по теме «Дифференциация гласных» с учётом вхождения в лексическую тему «Земноводные». По очерёдности является вторым. Оно органично связано с предыдущим занятием и опирается на него, являясь подготовительным к следующей теме. На занятии логопатам для работы потребовались знания, умения и навыки, приобретённые на предыдущем логопедическом занятии, где они повторили артикуляционные и акустические признаки звуков и-у, работали над развитием пространственных представлений.

На данном занятии дети отрабатывали механические навыки движения руки, используя методы: письмо в воздухе, конструировали строчные буквы и-у из фасоли и рисинок, «влажное письмо» на бумаге, обучались навыкам различения строчных букв и-у с помощью символов, их заменяющих (направление стрелки, сигнал руки) в ряду строчных букв, в словах, предложениях и тексте опираясь на зрительный анализатор.

На следующем занятии по приобретённым знаниям будет продолжена работа по дифференциации строчных букв и-у через отработку механического навыка движения руки в словах, предложениях и текстах, опираясь на слуховой и зрительный анализаторы.

К ожидаемым результатам можно отнести:

  • повышение активности учащихся на уроках в классе;
  • улучшение результатов обучения;
  • повышение положительных результатов выполнения домашнего задания;
  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, способствует формированию навыков дифференциации графически сходных письменных букв и-у у детей с нарушениями устной и письменной речи. На занятии прослеживается межпредметная связь с предметами: русский язык, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

В основу проведения занятия было заложено сотрудничество всех участников процесса, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу каждого ученика, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

Организационный момент создал положительный настрой на обучение, пробудил интерес к познанию нового, помог включить детей в работу с первых минут занятия. Использование активного метода обучения «Мой смайлик» помог определить эмоциональное состояние учащихся на начало занятия. На этапе актуализации знания через развитие кинестетического анализа и произвольного внимания дети в игровой форме вспомнили и уточнили артикуляционные профили изучаемых звуков, которые необходимы для правильного определения направления написания строчных букв и-у.

Основной этап занятия содержит все необходимые части для этого типа занятия. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности. При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему и цель занятия.

Пальчиковая гимнастика проведена с целью развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук в сочетании с выработкой собственных кинестетических и слуховых ощущений с развитием фонематического восприятия по отношению к звукам «и-у» и буквам и-у. Следующим этапом была дифференциация звуков «и-у» через развитие слухомоторных координаций совместно с просодической стороной речи. Правильно выполненное учащимися задание позволило перейти к соотнесению звуков и строчных букв через анализ зрительного образа букв.

В целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения была проведена, как один из приёмов оздоровления, офтальмологическая пауза (гимнастика для глаз) с использованием ИКТ с соблюдением лексической темы («Лягушонок»), а затем саморасслабляющая «Послушные глазки», которая одновременно в стихотворной форме позволила вспомнить дифференциацию букв и-у по описанию. При подборе гимнастики учитывались возраст, состояние зрения и быстрота реакции детей.

Далее учащиеся закрепляли дифференциацию строчных букв и-у через закрепление звукобуквенных связей с правом выбора предметов для отработки темы. Использовались разные виды закрепления оптического образа букв путем выработки четкой зрительно-моторной координации:

  • способ «Письмо в воздухе»- закрепление образа через развитие координации движений руки;
  • способ «Недостающий элемент»- закрепление через развитие фонематического слуха на данные звуки с соотнесением оптического образа букв;
  • способ «Собери букву»- через развитие мелкой моторики с закреплением правильного движения руки.

Этап дифференциации строчных букв и-у в ряду букв проходил через развитие устойчивости зрительного внимания. Одновременно была проведена связь с темой «Твёрдые и мягкие слоги».

В занятие для снятия усталости и напряжения была включена динамическая пауза «Лягушонок», которая внесла эмоциональный заряд на занятие, совершенствовала общую моторику и способствовала выработке чётких координированных действий во взаимосвязи с речью. Так же она отражала лексическую тематику занятия и являлась схемой-опорой правильного артикуляционного образа дифференцируемых звуков. Одновременно динамическая пауза являлась переходным моментом к следующему этапу занятия.

Этап дифференциации строчных букв и-у в словах был проведён через развитие зрительно-моторных координаций с использованием символов и через развитие словаря путём подбора слов-антонимов. Дифференциация строчных букв и-у в предложении и тексте проходила через развитие мышления, памяти, словаря и развитие речи. При затруднении отгадывания загадки была предложена подсказка в виде слайда с серией предметных картинок с необходимостью доказательства своего выбора отгадки. На этапе самостоятельной работы логопаты показали свой уровень усвоения правильного написания строчных букв у-и. В конце занятия проведена рефлексия с непринуждённым закреплением отработанной темы в стихотворной форме и через активный метод обучения «Мой смайлик» выявлено их эмоциональное состояние детей.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить пресыщаемость и утомляемость от работы. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другую. Считаю наиболее эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений, которые прослеживаются на основной части занятия.

На занятии сочетались индивидуальные и парные формы организации учебной деятельности. В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со сменой видов деятельности учащихся. Предъявлялись адекватные требования с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. На каждом этапе занятия использовался метод поощрения учащихся.

Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям ученика с повышенной отвлекаемостью для привлечения его внимания к беседе. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей подгруппе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала ответы хором, т.к. они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей. Некоторые задания предполагали право выбора.

Система работы учащихся хорошо прослеживается на данном занятии. Учащиеся были хорошо организованы и активны на разных этапах занятия. Внимательно слушали, давали ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдали речевой этикет при общении, пользовались символами, приходили к общему решению, формулировали собственное мнение и позицию, учились договариваться, делали выводы, что говорит о деятельностном подходе в обучении. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Система работы учителя-логопеда соответствует общепедагогическим и логопедическим требованиям. Учитель-логопед правильно определил объем учебного материала и время для выполнения заданий, формировал умения дифференцировать буквы и-у на разных этапах занятия, обогащал словарный запас, развивал звуковую сторону речи в комплексе с фонематическим восприятием. Большое внимание на занятии учитель-логопед уделял здоровьеразвитию учащихся. Своевременно и качественно проводил динамическую и офтальмологическую паузы. Микроклимат, созданный учителем-логопедом на занятии, способствовал спокойной, плодотворной работе. В конце занятия была проведена рефлексия. Характер общения на уроке – демократический, учитель-логопед поэтапно поощрял работу учащихся.

Общие результаты занятия оправдали ожидания — занятие прошло на высоком уровне, в необходимом темпе. Учащиеся продемонстрировали сформированные умения и навыки по теме. Для достижения лучших результатов с учащимися будет продолжена коррекционная работа на следующих занятиях индивидуально и в подгруппе.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

КУ «Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида», учитель-лгопед: Дудкина Наталья Алексеевна

Также по теме:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать самоанализ для аттестации
  • Как написать само собой
  • Как написать саммари на английском
  • Как написать саммари книги
  • Как написать самим рассказ