Как написать самоанализ проекта

Методика обучения учащихся самоанализу
творческого проекта

Автор: Еганова Светлана Владимировна

Организация: МАОУ СОШ №47

Населенный пункт: г. Калининград

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

САМОАНАЛИЗУ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Еганова Светлана Владимировна,

учитель технологии

МАОУ СОШ№5, г.Ишим, Тюменская область

Формирование навыков самоанализа воспитывает у учащихся чувство верного представления об уровне своих возможностей; способствует формированию у них критического отношения к полученным результатам, активизации мыслительных процессов.

Самоанализ своей деятельности воспитывает у школьников чувство ответственности за выполненную работу, развивает логическое мышление, учит быть собранным в мыслях, целенаправленными. Учащиеся в случае успеха или неудачи приобретают навык искать причины в самом себе.

При организации процедуры самоанализа не следует забывать о существовании у любого школьника важнейшей потребности в самоуважении, в самоутверждении, в поддержании и повышении чувства собственного достоинства.

Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности учащихся. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего, ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельности её анализа.

По собственным наблюдениям мы знаем, что учащихся часто затрудняет написание самоанализа творческого проекта. Наша задача – помочь им в этом.

Вот несколько методов, с помощью которых возможно обучить учащихся написанию самоанализа.

I

Выдать каждому учащемуся «образец» самоанализа, что значительно облегчит их работу. После того, как они ознакомятся с выданными «образцами», им будет предложен вопросник по самоанализу. И учащиеся, опираясь на этот вопросник, должны будут выбрать, по их мнению, наиболее удачные и неудачные работы и это суметь доказать.

Положительные стороны: изучив выданные «образцы» у учащихся сформируется более полное представление о предстоящей работе; они могут использовать из «образцов» готовые выражения, так как многие учащиеся не достаточно грамотно и последовательно излагают свои мысли.

Возможные отрицательные стороны: учащиеся могут списывать готовые самоанализы.

Вопросник по самоанализу

  1. Достигнут ли ожидаемый результат?

«В результате проделанной работы я пришла к выводам: цель и задачи, поставленные вначале работы, выполнены; модель получилась такой, какой была задумана мною…»

2. Доволен ли исполнитель своей работой?

«Изделием я довольна…»

3. Получено ли моральное удовлетворение от выполненного?

«… в этом платье я могу выйти прохладным летним вечером на прогулку. Я люблю вечерами любоваться закатом солнца, оно успокаивает меня, вселяет надежду на лучший завтрашний день. Надев платье с одноименным названием, все это я испытываю в двойне, ведь оно точно подчеркивает мое настроение…»

4. Какие личностные качества получили развитие?

5. Оценить использовавшиеся в процессе работы сырье и оборудование.

«Оборудование и материал были выбраны правильно, поэтому неудобства в изготовлении не возникло…»

6. Оценить технологию выполненных работ.

7. Перечислить достоинства и недостатки изготовленного объекта труда.

«Достоинствами является мягкая и уютная модель, которая подходит для повседневной носки, а так же качество полученного изделия, в которое я вложила много труда и времени. Недостаток – недостаточно точный расчет…»

8. Какие новые знания и умения получил исполнитель при выполнении проекта?

«Я научилась подгонять изделие по фигуре, более профессионально работать на вязальной машине…»

9. Оценить экономическую целесообразность выполненного изделия.

10. Основные затруднения в работе и их решение.

«В процессе работы над проектом у меня возникли трудности: сложно было подобрать пряжу нужного цвета, особенно у нас в городе, так как выбор пряжи по качеству и цвету очень маленький. Поэтому приходилось спрашивать у знакомых и обмениваться пряжей. Тем самым мне удалось подобрать то, что хотелось…»

11. Соответствует ли проектное изделие принципам «полезно и целесообразно» и «не навреди»?

«Любой человек стремится одевать то, что ему удобно, учитывая свои достоинства и недостатки, тем самым он не преподносит «сюрпризов» окружающим…»

12. Чтобы исполнитель захотел изменить в случае повторного выполнения проекта с целью улучшения качества продукта труда?

«Я думаю, модель джемпера можно изменить, сделав, например, трапециевидной формы силуэт. Также можно изменить цвет пряжи…»

13. Оценить пользу от выполненной работы в плане вашей будущей профессиональной карьеры.

«…открою салон под названием «Космический модерн». Для его процветания необходимо иметь: высококвалифицированных рабочих, современное оборудование, поставщиков, покупателей, оригинальную и привлекательную рекламу салона, а так же престижный вид…»

14. Рекомендации по использованию наработанного опыта.

«Для того, чтобы усовершенствовать технологию по изготовлению изделия, необходимо, в первую очередь, приобрести более современную вязальную машину..»

II

Учащимся выдаётся схема для самоанализа, по которой они должны будут мысленно разбить свой творческий проект на отдельные блоки, выделить в них главное и наиболее существенное.

Рассмотрим схему:

1. Учащиеся должны сформулировать проблему, которую они собирались решить.

2. Напомнить использованные пути решения этой проблемы.

3. Оценить полученный результат в плане соответствия его ожидаемому.

  1. Из предыдущего пункта легко сделать вывод о достоинствах и недостатках своей работы.

Для более полного анализа, к этой схеме необходимо приложить вопросник по самоанализу.

Достоинства: самостоятельность в работе, умение выделять главное и наиболее существенное, развитие логического мышления.

Возможные недостатки: данная схема недостаточна для более глубокого анализа.

III

Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе выдаётся творческий проект. Проекты должны быть разными по уровню содержания. Группы изучают проекты и пишут самоанализы по предложенному вопроснику. Затем проходит обсуждение написанных самоанализов, совместно с учителем. Но во главе беседы должны стоять учащиеся, а учитель лишь направляет мысли учеников, дает рекомендации, подводит наводящими вопросами к правильным выводам.

Достоинства: предоставляя учащимся возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя их рассуждения, учитель тем самым помогает школьникам формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя. Такой способ работы предупреждает развитие высокомерия или, наоборот, — неуверенности в себе.

Возможные недостатки: наиболее слабые ученики могут быть не вовлечены в беседу.

На этом методы обучения самоанализу не заканчиваются. У каждого учителя найдется своя изюминка в этой работе.

Но всё сводится к единому выводу: необходимо так организовать деятельность учащихся по самоанализу, чтобы они, в большей степени, самостоятельно провели эту работу; смогли убедить, что решили поставленные вначале задачи; смогли подчеркнуть главное в своей работе, увидеть ошибки и предложить пути корректировки своей деятельности.

Список литературы:

1. Данилова Е.Е. Практикум возрастной и педагогической психологии. – М., 1999

2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 1999

3. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1998

4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся технологии. – Брянск, 1998

5. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000

Приложения:

  1. statya.docx.. 20,7 КБ

Опубликовано: 16.10.2017

Как написать самоанализ своей работы

Любая деятельность требует не только концентрации при ее выполнении, но и рефлексии по поводу выполненной работы. Одной из форм проверки контрольных и творческих работ является самоанализ.

Как написать самоанализ своей работы

Инструкция

Перечитайте свою работу спустя несколько часов или дней после ее выполнения. Если преподаватель проверил ее, проследите его исправления и рекомендации. Проанализируйте свои ошибки или неточности.

Вспомните, какой целью вы задавались при выполнении работы. Какого результата вы хотели достигнуть? Напишите в начале своего самоанализа идеи, послужившие отправной точной для написания работы: научную значимость или личное вдохновение.

Если вы писали научную работу, например, курсовую или дипломную, переосмыслите цели и задачи, поставленные в начале вашей деятельности. Достигли ли вы намеченных целей, доказали ли их целесообразность, научную новизну? Какую научную значимость вы находили в своем исследовании?

Проанализируйте этапы работы. Что показалось вам наиболее важным, а что вы решили отбросить? Обеспечивали ли предпринимаемые шаги достижения цели? Подумайте, на какие аспекты вам нужно было обратить больше внимания, глубже раскрыть в своей работе. Какие нюансы вы не учли при выполнении каждого шага?

Имела ли ваша работа логическую последовательность? Подумайте, как следовало бы изменить композицию работы, чтобы сделать свой проект более зрелым и отвечающим запросам преподавателя и научной комиссии, вашим собственным целям.

Обратите внимание на изложение материала: его доступность, аргументированность, научная новизна, дополнение примерами и практическое использование. «Голая» теория не годится в любой работе, даже если она безупречна. Любой труд должен иметь практическую значимость.

Каждая работа требует размышления и выводов. Как вы подвели итоги проделанной работы? Отвечают ли выводы на вопросы, поставленные в начале работы?

Проверьте грамотность выполнения работы. Были ли допущены ошибки или неточности? Если вы писали научную работу, то соблюдали ли вы стиль? Достаточно ли выразительных средств вы применили для создания творческого проекта?

Если ваша работа проверена и рецензент выразил пожелания или замечания по ее поводу, поразмыслите над его отзывом. Согласны ли вы с исправлениями, замечаниями? Научная работа предполагает самостоятельность исследования и свободу в выводах, поэтому вы имеете право оспорить представленную рецензию. Естественно, делать это нужно в адекватной форме, соблюдая правила научной полемики.

Попробуйте оценить сами себя. Что вам удалось при выполнении работы, а что показалось трудным и потребовало помощи? Довольны ли вы своим трудом или хотели бы что-то переделать? Какие перспективы дальнейшей работы вы видите теперь? Каким бы не был итог, не останавливайтесь на достигнутом, нет предела совершенству!

Мо­жет при­ме­нять­ся для реф­лек­сии про­ек­тной де­я­тель­нос­ти, на эта­пе по­две­де­ния ито­гов для кон­струк­ти­вно­го ана­ли­за вы­полненной ра­бо­ты. Клю­че­вые сло­ва: про­ек­т, ана­лиз, реф­лек­си­я.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Самоанализ текста: понятие виды, схемы, роль, правила

Самоанализ научных и студенческих работ проводят преимущественно квалифицированные специалисты, владеющие предметом (научной областью и соответствующим инструментарием) и имеющие представление о том, как правильно изложить мысль и оформить проект. В учебной среде данный вид «проверок» осуществляет преподаватель ил научный руководитель исследования, комиссия по нормоконтролю. Как показывает практика, научиться проводить самоанализ НИР не помешает и студентам.

Самоанализ научно-исследовательской работы: что, где, когда и как?

Самоанализ студенческих и научно-исследовательских проектов представляет собой проверку качества исследования с учетом общих и индивидуальных правил. Данный вид деятельность многофункционален и значителен, поэтому целесообразен и необходим при выполнении любых изысканий независимо от из предназначения (просто изучить тему или совершить научный прорыв) и уровня сложности.

Что проверяют в ходе самоанализа НИР?

Что проверяют в ходе самоанализа НИР?

Самоанализ текста позволяет решить следующие проблемы:

  • Удостовериться с том, что тема НИР раскрыта полно и аргументированно;
  • В проекте соблюдаются основные принципы: имеется четкая структура, содержание соответствует наименованиям подпунктов и глав, мысли изложены последовательно и связно;
  • Материалы описывают современное положение дел в отрасли, позволяют сравнить текущие тенденции с более ранними периодами, определить характер перемен и эффективность предпринятых мер, достоинства и недостатки;
  • В тексте нет (или по минимуму) ошибок, а имеющиеся недостатки не искажают полученные результаты;
  • Оформление НИР соответствует утвержденным параметрам вуза и ГОСТам.

Фактически, самоанализ курсовой, дипломной или иной научно-исследовательской работы позволяет студенту самостоятельно определить очевидные изъяны и нарушения, вовремя их ликвидировать, повысив тем самым качество проекта и сократить количество дальнейших доработок.

Самоанализ текста студенческой или научно-исследовательской работы позволяет доскональное разобраться в исследуемой теме и проблеме, повысив уровень эрудиции и усовершенствовав навыки по работе с информацией.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Схема проведения самоанализа студенческой или научно-исследовательской работы

Итак, текст НИР находится у Вас на руках, но перед тем, как предоставить его на проверку научному руководителю следует провести самоанализ. Сейчас мы расскажем, как это сделать грамотно и максимально эффективно.

Этап №1. Чтение проекта.

Для начала следует абстрагироваться от внешних (отвлекающих факторов), отдохнуть от написанного текста (хотя бы пару часов) и затем приступить к его тотальному анализу. Первый этап – простое чтение изыскания. Здесь важно понять: стиль написанного материала (соответствует ли он заявленным правилам – академическому письму), все ли понятно написано, нет ли резких скачков между абзацами и подпунктами, нет ли противоречий (кроме заявленной проблемы).

Фактически, первый этап – это вычитка НИР, где важно отметить логическую цепочку все аргументов и умозаключений, описываемых терминов методик и прочих нюансов.

Не менее важно проследить, чтобы в практическом разделе соблюдались все указанные в теории каноны и алгоритмы.

Общая схема проведения самоанализа текста НИР

Общая схема проведения самоанализа текста НИР

Этап №2. Точечный анализ данных.

В рамках данной стадии необходимо провести детальный анализ каждого компонента: сначала раздельно, а затем в структуре подпункта-главы – работы в целом.

Для начала констатируем научный аппарат проекта и исследует степень его раскрытия в ходе НИР. Научный аппарат должен быть емко и четко отмечен во введении, а затем детальнее описан в каждой главе: в теории с точки зрения науки, в практической – с точки зрения реалий (как работает, насколько эффективно, симптомы проблем и непосредственно проявление проблемы, ее воздействие на объект и пр.).

Самая простая схема самоанализа научно-исследовательского проекта включает в себя:

  • Проверку орфографии, грамматики, синтаксиса и соблюдения иных правил русского языка;
  • Проверка логичности и последовательности мыслей автора;
  • Изучение материалов на предмет актуальности задействованных первоисточников, их достоверности, аргументированности выводов;
  • Проверка расчетно-графических данных и анализа: точность расчетов, правильность графиков (отражение тенденций), анализ каждого графического материала с учетом отраженных данных;
  • Сопоставление изначально намеченных целей, задач с полученными результатами. Здесь важно максимальное совпадение моментов, решение проблемы и подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;
  • Оформление работы. Здесь важна дотошность и внимательность автора: внимательно изучите все ГОСТы и правила оформления вплоть до знаков препинания. Последовательности сов в ссылках, сносках, списках и пр. Проштудируйте каждый абзац, страницу, весь текст и каждый графический фрагмент, каждый раздел НИР. Проще всего сравнивать свой вариант с действующим образцом (чаще всего примеры по оформлению содержатся в методических рекомендациях).
  • Плагиат. Ни один научно-исследовательский проект не обходится без прохождения проверки на уникальность. Если норма не будет выполнена даже на 0,01%, работа не будет допущена до защиты.

Ключевые элементы самоанализа НИР

Ключевые элементы самоанализа НИР

Основными приемами самоанализа текста научной или студенческой работы выступают:

  • Первичная и последующая вычитка. Рекомендуется не просто бегло один раз просмотреть работу, а внимательно ее изучить (притом не раз, а несколько раз);
  • Основной прием, позволяющий установить соответствие текущего проекта действующим правилам – сравнение. Будьте готовы к самой кропотливой работе: сравнение каждого элемента (от предложения/абзаца до точки/запятой) с действующими правилами и нормами. Шаг влево, шаг вправо — расстрел;
  • Корректировка материала с учетом выявленных погрешностей и ошибок. Данный этап не требует спешки (если все выполняется своевременно). В этом деле важен тотальный подход: поиск альтернатив (полностью убрать фрагмент из работы или перефразировать, основать на ином первоисточнике и пр.), принятие окончательного решения.

Если изначально научный руководитель давал вам рекомендации по выполнению исследования, то обязательно проверьте: все ли Вы учли, применили ли советы в изыскании, как их оформили и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Советы специалистов Дисхелп по подготовке и проведению самоанализа студенческого или научно-исследовательского проекта

Еще до того, как приступить к написанию НИР, важно выполнить две задачи: внимательно изучить методические рекомендации или ГОСТы, учесть рекомендации научного руководителя (наверняка Вы уже обращались к нему для утверждения темы и плана проекта).

Далее целесообразно утвердить научный аппарат, а затем отталкиваясь о него приступать к выполнению изыскания, изучения темы, проблемы и доказывания гипотезы.

Этапы проведения самоанализа НИР

Этапы проведения самоанализа НИР

Когда дело касается самоанализа, опытные эксперты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • Еще раз внимательно изучите все требования, предъявляемые к НИР, выпишите их по пунктам: текст и общие моменты (поля страницы, отступы, абзацы и пр.), таблицы, графические материалы, список литературы, ссылки и сноски, цитаты, заголовки, разделы и пр. Будьте готовы учитывать все, вплоть до малейших знаков препинания, дополнительных пробелов и пр.
  • Внимательно изучите состав введения и заключения с учетом утверждённых правил: все ли элементы научного аппарата отражены, аргументированы ли выводы в заключительном разделе и пр.;
  • Проанализируйте основную часть: логика и последовательность текста, аргументированность, актуальность и достоверность первоисточников (это очень важно!), обязателен анализ фактов и наличие соответствующих выводов;
  • Проверьте текст на ошибки с помощью специальных средств и платформ: сервис по проверке на уникальность, Орфограммка.ру, ГлавРед, Тургенев и пр. Самое простое — поверить текст по сервису Антиплагиат.ВУЗ. В этом случае Вы убьете одновременно двух зайцев: констатирует ошибки в тексте и проверите его уникальность. Если проверка на плагиат прошла неудачно, будьте готовы к доработке: перефразированию текста, его корректировке, повторной вычитке и очередной проверке на уникальность. В данном случае самоанализ будет начинаться с 0 до тех пор, пока проект не пройдет проверку на качество и плагиат;
  • Тщательно проверьте стандартные разделы НИР: титульный лист (все ли сведения изменены «под Вас», правильно ли они отражены), порядок отражения данных, их оформление и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

После проведения самоанализа текста можно направить материал на проверку научному руководителю. Не стоит ожидать от него похвалы и радушия, ведь от очередной «порции» замечаний никто не защищен. Самоанализ позволяет лишь минимизировать ошибки и недочеты, но далеко не всегда студентам дается самостоятельно устранить их. Нередко глаз автора «замыливается» и некоторые оплошности просто не замечаются им.

Роль самоанализа при выполнении НИР

Роль самоанализа при выполнении НИР

В случае выявлений замечаний или получения дельных советов от куратора проекта по совершенствованию материала, не пренебрегайте ими. Внесите коррективы, а затем не поленитесь с самого начала выполнить самоанализ НИР.

Ни в коем случае не воспринимайте замечания научного руководителя в штыки. НИР – это ваш «совместный проект», но ответственность за его качество лежит на авторе. Роль куратора – содействие в выполнении качественного изыскания, развития подопечного с учетом выбранного курса и направления. У педагога нет задачи – «завалить» студента. Он лишь поможет Вам достичь наиболее высоких вершин, легко пройти нормоконтроль и защиту. Его помощь будет негласной и малозаметной, но вполне ощутимой – в зачетной книжке и вкладыше диплома.

Если студент сомневается в текущем уровне подготовки и собственных возможностях по проведению самоанализа НИР, то лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам – корректорам, редакторам, лингвистам и пр. Найти их можно у нас – в ОЦ DissHelp. Наши эксперты – обладатели высшего профессионального образования, ученых степеней, многолетнего опыта работы по профессии, гарантирующие высокое качество услуг и индивидуальный подход каждому клиенту. Мы проведем самоанализ любого текста, который поможет усовершенствовать качество материала и добиться желаемых результатов: получить достойную отметку за проект или получить ученую степень.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать самоанализ мастер класса
  • Как написать самоанализ логопедического занятия
  • Как написать самоанализ занятия воспитателю
  • Как написать самоанализ для портфолио воспитателя
  • Как написать самоанализ для аттестации