Сатановский Евгений Янович
Сатановский Евгений Янович запись закреплена
ПОЛИТОЛОГ ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ
Всё больше зрителей обращают внимание на выступления Евгения Сатановского, считая их объективными и вызывающими доверие. Отмечается широта взглядов, которая встречается в наше время достаточно редко, совмещенная с глубокой эрудицией. Достаточно часто бывает, что, к сожалению, понятия эти бывают разнесены, когда человек либо глубоко эрудирован, но замкнут на одно направление, либо взгляды у него широкие, но каких-то фактов, которые он знает, очень мало.
Показать полностью…
В телепередачах, посвященных анализу политических событий звучат очень серьезные, умные и взвешенные слова одного из экспертов Евгения Сатановского, кстати в прошлом танкиста Советской Армии.
Люди какие! Вот смотришь на него, морда воровская, а говорит: “Я – либерал и демократ” Е. Сатановский
На сегодняшний день Сатановский Евг
ений Янович, книги которого завоевали популярность среди читателей, является кандидатом экономических наук, возглавляет Институт Ближнего Востока, считается опытным специалистом в области политической ситуации в странах Ближнего и Среднего Востока, а также Израиля. Некоторое время Сатановский возглавлял Российский еврейский конгресс.
Окончил Московский институт стали и сплавов в 1980 году. После окончания вуза работал инженером Государственного института по проектированию металлургических заводов, рабочим завода «Серп и Молот».
Евгений Сатановский хорошо учился в школе, окончил институт, в 1980 году получил диплом инженера. После работы на одном из заводов занялся предпринимательской деятельностью, в которой добился успехов и стал президентом компании «Ариэль».
В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Темой его исследования стала экономическая структура израильского общества в 90-е годы.
В 1999 году Евгений Сатановский в Институте востоковедения РАН защитил диссертацию на степень кандидата экономических наук по теме «Специфика экономического развития израильского общества в 90-е годы» (Специальность — 08.00.14 Мировое хозяйство и международные экономические отношения).
Евгений Сатановский преподаёт геополитику и экономику ближневосточного региона на кафедре иудаики Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Преподавал также в Высшей гуманитарной школе имени С. Дубнова и в МГИМО.
Член президентского совета российского «Общества дружбы с арабскими странами». Член редакционных советов журналов «Диаспоры», «Вестник еврейского университета» и «Восточная коллекция», академического совета «Библиотеки иудаики». Был третьим президентом Российского еврейского конгресса.
Принимает участие как эксперт и докладчик в профильных научных конференциях.
О личной жизни Евгения Яновича практически ничего не известно, кроме того, что он женат, жену зовут Мария и у них двое детей и трое внуков. Как известно, настоящие евреи (и тому есть много примеров) женятся и на протяжении всей жизни хранят верность и живут исключительно с одной женщиной.
Как правило, публичные персоны из сферы бизнеса и политики стараются особо не афишировать свои семейные связи и своих ближайших родственников, дабы оградить их от излишне навязчивого внимания прессы. С другой стороны, Евгений Сатановский – один из многих экспертов, поэтому в общении с ним журналисты, как правило, больше внимания уделяют его экспертной оценке той или иной ситуации, нежели его личной жизни. А последняя (экспертная оценка) зачастую отличается прямотой и жёсткостью, чем и привлекает так много сторонников среди простых обывателей, которым уже надоело слушать и читать уклончивые ответы и комментарии ни о чём большинства наших политиков. Как и книги, написанные Евгением Сатановским, так же прямолинейны и просты для восприятия (естественно, это больше научная литература, нежели художественная беллетристика), как и его публичные высказывания, ссылки на которые перекочёвывают со страницы на страницу.
— Вы считаете себя русским?
— С культурно-цивилизационной точки зрения — безусловно. С этнической — я русский еврей. Не просто еврей, а именно русский еврей
Жизнь очень короткая, причем заранее известно, чем она закончится. Единственный шанс прожить это время с каким-то толком – успеть сделать
побольше того, что делать интересно… что я и делаю, в меру своих способностей. Это не так сложно, просто я отдыхаю, переключаясь с одного дела на другое. Е.Сатановский
«У нас такая семейная традиция «пахать» и подниматься с нуля. Поколение за поколением. Чем бы мы ни занимались. Один мой прадед – кузнец. Другой – один из богатейших людей на Украине… дома, винные погреба, филантроп, бедняков кормил, большевиков поддерживал, так что после революции не только не расстреляли, но еще и в управление топливные склады передали… а умер с голоду в эвакуации. Дед по отцу – «белый воротничок», ушел на фронт солдатом и погиб от ран в Великую Отечественную.
Второй дед – военный моряк, известнейший строитель портов, укрепрайонов и военно-морских баз, так и не стал адмиралом (подоспело «дело врачей»), но орденский «иконостас» у него был редкий – орден Ленина он получил еще до войны, за сталинградский арсенал. Папа пошел в металлургию, а за ним уже и мы с братом. Он был инженером от Бога, великим изобретателем и конструктором, одним из создателей уникального отечественного оборудования непрерывной разливки стали. Более 40 патентов и лицензий, реализованных по всему миру, от Японии до США. Сам он за границей ни разу не был. Стране он заработал в 50-70-е годы несколько десятков миллионов долларов. Получил «чуть меньше»: некоторое число тысяч рублей. Я до сих пор помню, как он и его соавторы одно из своих изобретений «переуступили» государству за 20 голландских гульденов.
Впрочем, по советским меркам жили мы нормально, этакая «верхушка среднего класса». Да и соседи были интересные: на этаж ниже жил до восстановления в партии Дмитрий Трофимович Шепилов (тот самый, согласно Хрущеву, «не к тем примкнувший»). Ранняя папина смерть заставила «закопать» диплом и уйти на завод кормить семью. Все, что есть сегодня – корпорация, институт поднято «с нуля». Так что традиция соблюдена. Я думаю, уметь самостоятельно вставать на ноги – неплохая привычка. Всегда что-нибудь, да вмешается: революция, война, смерть… Жить «по-наследству», как живут состоятельные семьи на Западе, легче, но уж очень не «по-нашему». Хорошо, чтобы дети перешли к такой «тепличной» жизни, но боюсь, на их век традиций хватит.»
«Потомственному металлургу проще всего реализовать себя в семейной профессии. Московский институт стали и сплавов и сегодня один из лучших технических ВУЗов в стране, а в 70-е годы был одним из лучших в мире, благо соответствующий министр в брежневском правительстве был выходцем из МИСиС. До сих пор Магнитку, Северсталь и Мечел я воспринимаю как очень близкие заводы – в память о практиках, проведенных в их цехах. ГИПРОМЕЗ на распределении был естественнен: там уже работали отец и брат, окончивший МИСиС, в тот год, когда я туда, на тот же факультет и в ту же группу поступил.
К сожалению или к счастью – гениальным проектировщиком я не стал: молодые специалисты в основном бросались на стройки и в колхозы. Да и работал московский ГИПРОМЕЗ в 80-е уже больше не на «живые» проекты, а как справочная министерства. «Серп и молот» дал много больше. Попал я туда просто: после скоропостижной смерти отца надо было кормить семью, а зарплата инженера позволяла не жить, а умеренно плохо существовать. Так, «закопав» диплом и по-буденновски «проскочив», со своей близорукостью, медкомиссию, вопреки всем нормам и правилам я и стал рабочим горячего цеха.
Прицепщиком адъюстажа, то есть помесью летучей мыши с гориллой. Мама была в ужасе. Не в первый и не в последний раз. Но сегодня я знаю, что тяжелее, чем там, где я, близорукий мальчик из интеллигентной московской семьи, работал день за днем, а чаще ночь за ночью, может быть только в шахтерском забое где-нибудь в Африке. Лимитчики у нас не работали, одни московские «камикадзе».
Работа адская, мой личный рекорд ручной сортировки – 280 тонн горячего железа за смену, да отгрузка тонн 500… но как заводило! По нормам – на участке должно быть человек 35, чтобы получать нормально экономили на личном составе – работали по 7-10… ГДРовское оборудование, которое должно было облегчать нам жизнь, не работало сплошь, все вручную, смертность на производстве бешеная. Так что период, когда уходя на работу не знаешь, вернешься ли домой, я прошел досрочно, когда не было ни «крыш», ни рэкета. Это сильно стимулировало бизнес на первых порах.»
“Я в детстве мечтал быть археологом. Поскольку совершенно ясно было, что при таком конкурсе на истфак МГУ – ничего не светит, пошел в металлурги. Всегда интересовался историей, этнографией и, видимо, по аналогии с историей, современной политологией. Причем понимал твердо, что для того, чтобы это хобби стало специальностью, нужно получать второе образование и идти в науку. В итоге наука пришла сама, в виде Института изучения Израиля (сегодня – Институт изучения Израиля и Ближнего Востока), идея создания которого родилась в 1990 г., в ходе случайно выпавшей возможности пройти стажировку в Лондоне, у профессора Спайро. Мечталось о чем-то вроде вашингтонского Института ближневосточной политики.
Реально наш институт возник через два года, когда страна развалилась и академическая наука в одночасье оказалась никому не нужна. Вокруг идеи объединилась группа квалифицированных профессионалов-энтузиастов из ИМЭМО и Института востоковедения. Первая книга у нас вышла в 1995 г. и это было большим событием. А сегодня институт практически монополизировал рынок аналитической литературы по экономике и политике региона, занимающего пространство от Марокко до Пакистана и от Сомали до наших границ. Современный ИИИиБВ – это почти три сотни авторов, в том числе около полусотни – из-за рубежа, несколько сотен статей, более семидесяти книг – последнее время выходит по полтора десятка в год… . В итоге, в личном “научном зачете” оказались диссертация, две монографии и пара десятков статей. А заодно – место в ряде академических и редакционных издательских советов и кафедра израилеведения в Центре иудаики и еврейской цивилизации в Институте стран Азии и Африки при МГУ, созданнном совместно с Еврейским университетом в Москве и Еврейским университетом в Иерусалиме… Общение со студентами – великая вещь. Пока им объяснишь материал, заодно и сам его поймешь.”
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И ЖУРНАЛИСТ
«Я, наверное, общественник по природе. Этакая торпеда социальной активности. Колючка, что ли где… В школе тащил одновременно нагрузок пять. В институте – два десятка. Одним из тогдашних прозвищ было «Исполняющий обязанности факультетского бюро ВЛКСМ». Причем огромную роль играли ДНД и оперотряды. Видимо подавленная страсть к играм в шерифа: вынь да положь «закон и порядок» здесь и сейчас…
Дивидендов я на этом не приобрел никаких, кроме организационного опыта и практики работы с людьми, зато врагов нажил достаточно, в основном в среде «начальства», что уберегло от партбилета. Но поскольку кипучая натура позволяла затыкать массу брешей одновременно, был «ценным кадром», на чем и держался. В городском штабе оперотрядов, как мне говорили – оказался первым евреем лет за двадцать пять. А потом «перегорел». Но, как оказалось, ненадолго… Так что «общественных шляп» опять – хоть распродажу открывай.
Мораль: жизненный опыт не учит ничему. Ибо «только бледнолицый дважды может налететь на одни и те же грабли». При этом всегда ухитрялся писать для журналов и газет, практически ничего не оставляя на растерзание цензуре (возможно вследствие везения, возможно – из-за особенностей стиля). Правда, последнее время все чаще приходится выступать в роли интервьюируемого.»
В ходе учебы в институте и по окончании его, во второй половине 70-х – начале 80-х гг. – комсомольский активист.
Начальник штаба ДНД МИСиС.
Член оперативных отрядов РК КПСС, МГК ВЛКСМ, городского штаба оперативных отрядов г.Москвы.
Внештатный сотрудник МВД.
Командир оперативного отряда СК «Олимпийский».
«В детстве доставалось за то, что еврей. Как и всем «однополчанам». Что не имеет, по моему глубокому убеждению особого отношения к стране проживания: в Израиле получал бы за то, что «русский». Но поскольку «нет у нас другого глобуса» – принял соответствующий пятый пункт как данность. За что и страдаю до сих пор, ибо склонность к академической и общественной работе вовлекли в двадцатилетнее плавание по извилистым (и порядком заболоченым) протокам еврейского мира. В коем и плаваю до сих пор, вздыхая о временах молодости, когда все было куда проще.”
«Не меняю друзей. Обрастаю ими, как дерево мхом, сезон за сезоном. Женат, подозреваю, первый и последний раз. Иначе зачем вообще жениться? Детей люблю и с ними дружу, в том числе со своими. Ребенок – такой же человек, только маленький. Наорать на него просто. Вот чтобы он понял – это сложнее.
Люблю животных, причем собак – не теоретически, а практически. Еще – природу, море (плаваю как рыба, часами), мегаполисы (особенно Москву, Берлин и Нью-Йорк), коллекционирование марок и книги. Последние – страстно, особенно: фэнтези, научную фантастику, исторические, о природе и путешествиях. Единственный вид транспорта, который научился прилично водить – средний танк. Единственный вид спорта, которым всерьез занимался – каратэ-до. Правда весил ровно вполовину меньше. Раньше был вспыльчивее. Отходчив был всегда, хотя никогда ничего не забываю. К людям как виду – снисходителен в целом, не люблю дураков, фанатиков, ханжей и предателей. Очень счастливый человек, поскольку дел достаточно, чтобы жизнь была заполнена до отказа.»
Источник статьи: http://vk.com/evgsat
Евгений Сатановский. Армагеддоныч
Журналист и писатель, экономист, профессор-востоковед, меценат. Один из ведущих российских экспертов в области политики Израиля, стран Ближнего и Среднего Востока.
С соответствующей фамилией. Звучная, но истоки её географические, не символические. Фамилия происходит от названия города Сатанов в Хмельницкой области.
Давний друг В. Соловьева. Именно с его лёгкой руки Евгеня Яновича стали называть Армагеддонычем.
Армагеддон – в христианстве место последней битвы добра со злом в конце времён.
А для меня, визуала с ассоциативнм мышлением, Сатановский – это ракета на российской политической сцене . И не какая-нибудь, а РС-36М или SS-18. На сегодня одна из мощнейших ракет на Земле .
- По российской системе обозначений именуемая “Воевода”.
- По классификации НАТО – “Сатана”.
Мне нравятся оба названия. Но, к Сатановскому второе подходит просто идеально по определению..). Почему?
Предназначена “Сатана” , прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты противника.
Для нее нет недостижимых точек на Земле. Сбить её практически невозможно, а на огромных территориях США и Западной Европы эти ракеты способны устроить ад. Но ещё больше пугает американцев тот факт, что русские начали разработку ещё более сатанинских ракет .
Кстати, на Западе “Сатана” считается созданием дьявола . Вдумайтесь только, они что, к ангелам себя причисляют?
Чисто “по-ангельски” обложили Россию со всех сторон военными базами и плачутся по-поводу нашего дьявольского оружия?
На мой взгляд описание ракеты характеризует Евгения Яновича так – что ни добавить, ни убавить. )
Хотя о себе Сатановский говорит, что он чересчур жалостливый. Называет себя русским евреем. Да и знакомые считают его добрым, бескорыстным человеком.
Для меня он мыслящий, сострадательный, остроумный человек. Но, когда касается острых тем, излагает свою позицию жёстко и бескомпромиссно.
Потомственный металлург. Закончил, как и Соловьев, МИСиС (институт стали и сплавов).
В 25 лет, после внезапной смерти отца, устроился рабочим горячего цеха на завод “Серп и Молот”, где проработал 4 года.
Наш человек. И с мозгами всё в порядке, и физического труда не чурается, если требуется.
Мне нравится, как иногда он входит в раж. И тогда нарочито грубовато, с рабочей прямотой припечатывает говорунов обо всём и ни о чём.
Сатановский, Багдасаров и Кедми . Такие разные, но в знании, понимании Востока им, по-моему, нет равных. Знающих много. Но, чтобы ТАК чувствовали кожей-нервом историю, проблемы, значение Востока. Я таких не вижу.
Его книги в свое время стали для меня открытием. Приведу цитаты из некоторых.
“ Шла бы ты… Заметки о национальной идее” :
- “На отечественных книжных лотках такой набор печатных кирпичей сеет разумное, доброе, вечное, как будто не Красная Армия в 45-м году взяла Берлин, а вермахт в 41-м Москву.”
- “Национальная идея — это допинг. Как табак для курильщика. Как водка для алкоголика. Как опиум для наркомана. В умеренно тяжёлых случаях. В тяжёлых — как героин. Смерть гарантированная, быстрая и мучительная. Но к ней тянет. И никаких сил нет от неё отказаться. Не потому, что с ней хорошо — без неё плохо.”
“Записные книжки дурака”:
- “Чёрт его знает, кто прав, кто неправ в этом грустном мире. Или, может, всегда так было, во все эпохи? Вот, в столичном городе с упорством, достойным лучшего применения, его мэр, бывший таёжный охотник, искореняет всё, что осталось от бывшего мэра — пасечника. Того сильно ругали за приверженность бизнесу жены и за друзей с криминальной репутацией. Этого ругать бесполезно.”
Я читаю Сатановского с удовольствием, меня не напрягает несколько своеобразный стиль изложения. Для читак , рекомендую, не пожалеете:
- ” Если б я был русский царь. Советы Президенту ” ;
- “Котел с неприятностями.Ближний Восток для «чайников»”;
- “Диалоги” – в соавторстве с Яковом Кедми.
И на десерт высказывания Евгения Яновича на вечерах В. Соловьева:
- “Времени на иллюзии и эти куриные перетаптывания на птичьем дворе, кто у нас либерал, кто у нас консерватор, особенно-то нет”;
- “Когда, у кого была возможность договориться дипломатически? Молотов договорился с Риббентропом? Надолго? Что-то не очень. Вы или врага убиваете, и тогда к вам никто не заходит, или создаете угрозу для него настолько неприемлемую, что он просто боится вас трогать. Военный баланс должен быть такого уровня, чтобы было понятно: вас дешевле не трогать. А дипломаты ничего не определяют: они оформляют сложившееся положение. Если, конечно, это процесс ради процесса, в старом русском стиле „а поговорить“, тогда дипломаты потребны. По Сирии мы не договоримся никогда, и не можем договориться. Там цена вопроса для турок — отгрызть территории в Сирии, а при случае и в Ираке, которые Эрдоган считает Турцией со времен позорного Лозаннского договора”;
- “Мало ли, что мне нравится хельсинский договор. Я бы очень хотел, чтобы в рамках хельсинского договора границы Европы были нерушимы. Сколько прошло лет перед тем, как границы Европы обрушились, между Хельсинки? 15? Покажите мне на карте Югославию, Советский Союз. А я с интересом посмотрю, как там международное право, живо ли оно?”
- ” Ближний Восток — это пороховая бочка со множеством бикфордовых шнуров. Там всегда так было. И долго еще будет. Шнуры горят, все непрерывно взрывается сотни и сотни лет. Старые игроки, новые игроки. Это большая игра. Ничего не изменилось. Только игроков стало больше.”
Кстати, после заметки о Хинштейне, даже интересно, что напишут в комментах к этому посту недоброжелатели Армагеддоныча.
О Хинштейне одни и те же штампы – национальность, служба в армии.
О моем отношении к национальной принадлежности героев моих заметок не буду повторяться. До “упоротых” не достучаться. Пусть доживают в ненависти.
А вот по поводу армии. Я недоумеваю. Для тех, кто с Марса, напомню.
В СССР во многих вузах была военная кафедра. Мальчики из моей группы, например, после окончания института получили звания. Никому не приходит в голову упрекать их в том, что они “откосили” от армии.
- Очень надеюсь, что комменты к этой заметке, как минимум, не огорчат. Буду признательна за сдержанность в оценках, суждениях.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/mayara/evgenii-satanovskii-armageddonych-5edf750fd0540e5484ceae5d
-
August 12 2015, 12:51
- Корабли
- Cancel
Задай свой вопрос Сатановскому!
У информагенства «Ледокол» появилась возможность «эксклюзивно» пообщаться с Е.Я. Сатановским — российским востоковедом и экономистом, президентом независимого научного центра «Институт Ближнего Востока». Он дал предварительное согласие на интервью нашей редакции, делая скидку на непредвиденные обстоятельства. Интервью должно состояться на следующей неделе.
Ломать голову над тем, что было бы интересно нашим читателям и зрителям узнать у Е.Я. Сатановского, редакция не стала, а напротив предлагает самим зрителям и читателям задать вопросы нашему герою через редакцию. Поэтому, если Вам интересен Е.Я. Сатановский и его мнение, пишите свои вопросы в комментариях к данному посту.
В переписке Евгений Янович пообещал, что ответит на любой вопрос, который будет ему задан. Но это не значит, что вопросы наших читателей будут переданы ему ВСЕ и ДОСЛОВНО, а «перегибы» в вопросах от самых ретивых и радикальных вопрошаек будут выправлены редакцией, либо некорректный вопрос будет исключен из интервью. Правила приличия никто не отменял, поэтому прошу сэкономить свое и наше время.
Некоторые материалы с Сатановским, ранее публиковавшиеся на «Ледоколе», знакомимся.
С уважением, редакция информагенства «Ледокол».
У информагенства Ледокол появилась возможность эксклюзивно пообщаться с Е.Я. Сатановским — российским востоковедом и экономистом, президентом независимого научного центра Институт Ближнего Востока. Он дал предварительное согласие на интервью нашей редакции, делая скидку на непредвиденные обстоятельства. Интервью должно состояться на следующей неделе.
Ломать голову над тем, что было бы интересно нашим читателям и зрителям узнать у Е.Я. Сатановского, редакция не стала, а напротив предлагает самим зрителям и читателям задать вопросы нашему герою через редакцию. Поэтому, если Вам интересен Е.Я. Сатановский и его мнение, пишите свои вопросы в комментариях к данному посту.
В переписке Евгений Янович пообещал, что ответит на любой вопрос, который будет ему задан. Но это не значит, что вопросы наших читателей будут переданы ему ВСЕ и ДОСЛОВНО, а перегибы в вопросах от самых ретивых и радикальных вопрошаек будут выправлены редакцией, либо некорректный вопрос будет исключен из интервью. Правила приличия никто не отменял, поэтому прошу сэкономить свое и наше время.
Некоторые материалы с Сатановским, ранее публиковавшиеся на Ледоколе, знакомимся.
С уважением, редакция информагенства Ледокол.
comments powered by HyperComments
Кто такой Сатановский?
На сегодняшний день Сатановский Евгений Янович, книги которого завоевали популярность среди читателей, является кандидатом экономических наук, возглавляет Институт Ближнего Востока, считается опытным специалистом в области политической ситуации в странах Ближнего и Среднего Востока, а также Израиля. Некоторое время Сатановский возглавлял Российский еврейский конгресс.
6 сцен, в которых снимались действительно пьяные актеры
14 способов узнать об отношении кота к себе
Чего боятся коты?
Особо интересна его позиция в отношении ситуации на Востоке. Причины такого внимания публики — активные выступления в СМИ, а также тот факт, что данный регион в настоящий момент представляет собой бочку с порохом, которую определенные мировые силы во имя своих интересов пытаются взорвать.
Евгений Сатановский сейчас
Сейчас Сатановский является автором книг и научно-политических статей. В своих трудах автор делает упор на геополитическое устройство планеты и роль Восточных стран в этом вопросе. Книга «Если бы я был русский царь» построена на советах президенту Владимиру Путину. Издание «Шла бы ты…» предлагает новые видения идеи Российской Федерации. Сочинение «Котел с неприятностями» раскрывает внешние политические отношения Российского государства со странами Востока.
В 2021 году книжное издательство «Эксмо» выпустило сразу два труда Сатановского. Первое – «Записные книжки дурака» — рассказывает о происходящих событиях в мире и в стране. Второй – «Диалоги» — сосредоточен на злободневных вопросах политики мира. Написано в соавторстве с Яковом Кедми.
Евгений Сатановский часто фигурирует в новостных лентах. Так, 20 марта 2021 года на информационном портале «Экономика сегодня» появилось заявление эксперта, что США боятся открытого конфликта с Россией, так как знают, какое оружие имеет в руках российская страна.
Краткая биография
Долгую жизнь прожил Сатановский Евгений Янович, биография его — тому подтверждение.
Родился в 1959 году в еврейской семье. Сам он всегда гордился своим происхождением, однако называл себя русским евреем. Вообще Сатановский принадлежит к числу тех евреев, которые, ценя культуру современного государства Израиль, не спешат навсегда уехать на историческую Родину, понимая, что там их жизнь может сложиться куда сложнее, чем в той стране, в которой они родились.
Евгений Сатановский хорошо учился в школе, окончил институт, в 1980 году получил диплом инженера. После работы на одном из заводов занялся предпринимательской деятельностью, в которой добился определенных успехов – «дорос» до должности президента .
В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Темой его исследования стала экономическая структура израильского общества в 90-е годы.
Сегодня он ведет активную преподавательскую деятельность. В настоящий момент работает на кафедре иудаики при МГУ, ведя курсы геополитики и экономики, раньше вел курс в МГИМО.
Детство и юность
Будущий ученый родился летом, 15 июня 1959 года, в столице СССР. Родители мальчика по национальности евреи. Отец Евгения – Ян Ефимович – знаменитый инженер-конструктор по металлу, известен разработками в области металлургии. Мать Александра Львовна знала иностранные языки, но оставила карьеру ради семьи. До появления маленького Жени Сатановские уже воспитывали первенца Виктора.
Евгений Янович рос болезненным мальчиком и из-за простуды пропускал школьные занятия. Но пропуски никак не сказывались на успеваемости. После четвертого года учебы он сдал экзамены заранее и перешел сразу в шестой класс. Юноша читал много книг, изучал историю и этнографию, хотел поступить в МГУ и стать археологом.
Но в итоге продолжил традицию семейства и отправился в Институт стали и сплавов. Евгений являлся блестящим студентом, с легкостью познавал новые предметы. Параллельно занялся общественной работой и увлекся карате. Практика от института позволила молодому человеку много путешествовать и объехать полстраны.
Личная жизнь
О своей личной жизни Сатановский распространяться не любит. Его друзья и коллеги говорят о нем, что он очень хороший муж и отец.
Евгений Янович ценит свою семью, как и положено человеку, этнически восходящему к древней и чадолюбивой еврейской культуре. Много успел сделать в жизни Сатановский Евгений Янович, жена его, которую зовут Мария, всегда его в этом поддерживала.
У супругов двое детей. Также известно, что у Сатановского есть внук.
Человек, попадая в публичную сферу СМИ, как правило, вынужден раскрывать тайну своей личной жизни, знакомить зрителей со своей семьей. Но не таков Сатановский Евгений Янович. Жена его никому не известна. Он даже не публикует их совместных снимков — то ли в целях безопасности, то ли из-за личной скромности.
К слову сказать, многие интересуются: это его подлинные Ф.И.О. — Сатановский Евгений Янович? Настоящая фамилия — обычное дело в научных кругах и политике (это не эстрада и не кинематограф), и ученый охотно делится этимологией своего родового имени. Имеет оно еврейское происхождение, восходящее к украинскому местечку под названием Сатанов. В России было несколько знаменитых носителей этой фамилии, и все они принадлежали к еврейской этнической общности и немало сделали для страны в области искусства и науки. Однако вернемся к вопросу о родных героя нашего повествования.
11 признаков, что вас посетил ангел-хранитель
7 вещей, которые мужья ненавидят в женах
Как дата рождения определяет всю вашу дальнейшую жизнь
Таким образом, семья Сатановского Евгения Яновича находится в тени, однако он не скрывает, что это главное его сокровище.
Закалка горячим металлом
Биография известного человека частенько пополняется домыслами и вымыслами. Евгений Сатановский родился в семье, где отец работал ведущим специалистом по конструированию металлургического оборудования. Некоторых, недостаточно осведомленных людей, сбивает с толку этимология фамилии. Нет, ни чего связывающего этого человека с преисподней не существует. Однако в Хмельницкой области Российской империи расположен городок Сатанов. Именно в этом населенном пункте проживали пращуры Евгения, которым и приписали соответствующую фамилию.
Интересно отметить, что Евгений рос болезненным ребенком. При этом успешно осваивал школьную программу. Мальчик много читал и мечтал стать археологом. Чтобы ускорить процесс обучения, самостоятельно подготовился и подтвердил качество своих знаний, чтобы перейти из четвертого класса сразу в шестой. Поступок такого рода свидетельствует о наличии не только мощного интеллекта, но и волевых качествах. После окончания школы, чтобы не нарушать семейную традицию, Сатановский поступил в Московский институт стали и сплавов.
Получив хорошее образование, молодой специалист решил «делать карьеру» в отраслевом НИИ. Однако скоропостижная смерть отца разрушила перспективные планы. Чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и своим близким, Евгений переходит на работу в горячий цех. Да, здесь неплохие заработки, но тяжелые и вредные условия труда. Специфика работы позволила не только закалить характер, но и помогла узнать, как живет и работает коллектив. Четыре года пролетели как один день. К исходу 80-х годов в стране назревали кардинальные перемены, и на разворот событий надо было адекватно реагировать.
Научные работы
Сатановский является очень серьезным ученым. Его работы широко цитируются и пользуются заслуженным уважением. Он часто выступает на научных конференциях, конгрессах, читает публичные лекции, которые вызывают неподдельный интерес слушателей.
В первую очередь он специалист в геополитической ситуации государства Израиль и окружающих его стран, активно изучает особенности иудаизма и мусульманства, рассматривает вопросы ментальности народов Востока, разбирается в ситуации взаимоотношений России и Запада и их политики в отношении государств Ближнего Востока.
Фактически, он рассматривает мировую геополитическую ситуацию как расклад сил на большой шахматной доске, блестяще определяя, к чему приведет тот или иной политический ход.
Основные его работы посвящены следующему:
- Ситуации на Ближнем Востоке в результате активного вмешательство в нее западных стран и создания «арабской весны».
- Взаимоотношениям России и стран Ближнего Востока.
- Экономическому анализу сложившейся в мире ситуации.
- Вопросам о современной израильской политике, ментальности еврейского народа и будущем, которое ожидает эту страну, созданную в прошлом столетии.
Проекты
Книги
- Евгений Цыганов: биография, карьера и личная жизнь актера
- 1999 – « Экономика Израиля в 90-е годы»
- 2001 – «Израиль в современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры»
- 2012 – «Россия и Ближний Восток. Котёл с неприятностями»
- 2012 – «Если б я был русский царь. Советы Президенту»
- 2013 – «Моя жизнь среди евреев. Записки бывшего подпольщика»
- 2014 – «Шла бы ты… Заметки о национальной идее»
- 2015 – «Книга Израиля. Путевые заметки о стране святых, десантников и террористов»
- 2015 – « Жил-был народ… Пособие по выживанию в геноциде»
- 2016 – «Котёл с неприятностями. Ближний Восток для «чайников»»
- 2017 – «Диалоги»
Статьи
- 2001 – «Глобализация терроризма и её последствия»
- 2006 – «Большая игра — XXI век»
- 2005 – «Новый Ближний Восток. Россия и мусульманский мир»
- 2008 – «Мир на руинах того, что останется..?»
- 2008 – «Пять лет войны за нефть и демократию»
- 2015 – «Борьба на лоскутном одеяле. Будущее арабского мира определят события в Йемене»
Сборники
- 1998 – «Актуальные проблемы Ближнего Востока. Материалы конференции»
Политические взгляды
Часто в своих
публичных выступлениях бывает резок Сатановский Евгений Янович, биография его, однако, позволяет ему находить себе оправдание. Он человек слова и дела, поэтому не привык к льстивым риторическим приемам.
Самый красивый 12-летний мальчик в мире
Такие особи могут привести в ужас каждого
Какие растения нельзя держать в доме?
Его политические взгляды отображены в многочисленных работах. Он считает, что ситуация на Ближнем Востоке разогревается искусственно, с целью создания неразрешимого клубка противоречий и введения человечества в большую и кровопролитную мировую войну. Здесь переплелись интересы экономические (ведь этот регион является источником ресурсов нефти), религиозные (даже мусульманство не представляет собой сегодня единой религиозной конфессии), политические (связанные с попыткой некоторых сил утвердить себя в качестве глобального доминанта) и т. д.
России, по мнению Сатановского, лучше выстраивать линию обороны и стараться сгладить накал страстей, которые кипят в Ближневосточном регионе.
Карьера
Окончив вуз, Евгений устроился на работу в Гипромез, где трудились его отец и брат Виктор. Зарплата молодого специалиста была небольшой, но впереди маячили неплохие перспективы карьерного роста. Все в одночасье изменилось после внезапной смерти отца.
Евгений Сатановский на конференции «Центры российского сионизма: история и культура»
Денег стало катастрофически не хватать, и Евгений был вынужден сменить комфортный кабинет на горячий цех . Четыре года тяжелейшей работы в адских условиях закалили характер юноши. Поднакопив опыта и собрав определенную сумму, он решил заняться бизнесом и организовал собственную трейдинговую металлургическую группу «Ариэль». Обретя финансовую независимость, Сатановский наконец-то смог позволить себе заняться по настоящему любимым делом – наукой.
Евгений Сатановский много путешествует
В начале 90-х, на фоне изменений, происходящий в стране, у него возникла идея создать в России Институт изучения Израиля. Два года ему понадобилось, чтобы объединить в единое целое ведущих специалистов-востоковедов, экспертов-международников и крупных политологов и реализовать свою задумку. Позже этот научный центр был переименован в Институт Ближнего Востока, а Евгений Янович с 1993 года является его бессменным руководителем.
Евгений Сатановский читает лекции студентам
В 1996 году Сатановский стал членом Российского Еврейского Конгресса, основанного российским олигархом Владимиром Гусинским. С 2001 по 2004 год являлся его президентом. После ухода с этого поста Евгений Янович снова с головой ушел в научную деятельность.
Значение личности Сатановского
Из-за смелости своей политической позиции многих недоброжелатей нажил себе Сатановский Евгений Янович. Настоящая фамилия ученого даже подвергается некоторыми осмеянию: противники прямым текстом заявляют, что она происходит от имени вечного оппонента Бога. Этот умный и смелый человек часто вызывает раздражение своими высказываниями, за которыми, тем не менее, стоит взвешенная, основанная на фактологическом материале позиция.
Будем надеяться, что Сатановский Евгений Янович, биография которого богата разными событиями, еще порадует своих почитателей смелыми интервью и реалистическими политическими прогнозами.
https://fb.ru/article/224940/satanovskiy-evgeniy-ya…-jizn-tvorchestvo#image1082521
Публикации[править | править код]
Книги[править | править код]
- Сатановский Е. Я.
Экономика Израиля в 90-е годы. — М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999. — 218 с. — 800 экз. — ISBN 5-89394-031-8. - Сатановский Е. Я.
Израиль в современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры. — М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001. — 162 с. — 800 экз. — ISBN 5-89394-055-5. - Сатановский Е. Я.
Россия и Ближний Восток. Котёл с неприятностями. — М.: Эксмо, 2012. — 384 с. — (Передел мира. 21 век). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-54447-9. - Сатановский Е. Я.
Если б я был русский царь. Советы Президенту. — М.: Эксмо, 2012. — 384 с. — (Передел мира. 21 век). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-56778-2. - Сатановский Е. Я.
Моя жизнь среди евреев. Записки бывшего подпольщика. — М.: Эксмо, 2013. — 448 с. — (Передел мира. 21 век). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-63086-8. - Сатановский Е. Я.
Шла бы ты… Заметки о национальной идее. — М.: Эксмо, 2014. — 512 с. — (Передел мира. 21 век). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-69901-8. - Сатановский Е. Я.
Книга Израиля. Путевые заметки о стране святых, десантников и террористов. — М.: Эксмо, 2015. — 512 с. — (Передел мира. 21 век). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-77155-4. - Сатановский Е. Я.
Жил-был народ… Пособие по выживанию в геноциде. — М.: Эксмо, 2015. — 320 с. — (Передел мира. 21 век). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-82416-8. - Сатановский Е. Я.
Котёл с неприятностями. Ближний Восток для “чайников”. — М.: Эксмо, 2021. — 576 с. — (Актуальная тема). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-89774-2. - Кедми Я. И., Сатановский Е. Я.
Диалоги. — М.: Эксмо, 2021. — 256 с. — ISBN 978-5-699-95069-0.
Рождение и семья
Хорошо известный сегодня аналитик появился на свет в Москве 15 июня 1959 года, в семье интеллигентов. Отец нашего героя — Ян Ефимович — был выдающимся советским инженером. Именно ему принадлежала идея создания метода непрерывной разливки стали, который используется в промышленности и в наше время. Разумеется, мужчина весьма прилично зарабатывал для того времени и входил в так называемую «инженерную элиту». Мама Евгения Яновича — Александра Львовна — была превосходным лингвистом, однако предпочла посвятить себя мужу и детям.
О работе с евреями
В 1995 году Евгений Сатановский в тандеме с Владимиром Гусинским активизировались в вопросе создания Российского еврейского конгресса. В период 2001-2004 годов потомственный металлург занимал должность президента этой общественной организации. На этом посту он заменил Леонида Невзлина. До получения высшего поста в конгрессе Сатановский был вице-президентом и отвечал за вопросы науки, спорта, культуры, благотворительности, образования.
На базе МГУ Евгений заведовал кафедрой израилеведения, читал лекции по геополитике и экономике ближневосточного региона. Также мужчина был преподавателем в МГИМО и Еврейском университете Москвы.
До 2012 года Евгений Сатановский являлся членом совета, занимающегося наблюдательно-координационными мероприятиями, в ежеквартальном журнале.
Политолога очень часто приглашают в качестве докладчика и эксперта на разнообразные многочисленные научные конференции. Кроме того, он работает на радиостанции «Вести FM» в тандеме с Сергеем Корнеевским и ведет полюбившуюся слушателям передачу «От двух до пяти». Также нашего героя регулярно приглашает Владимир Соловьев, на телевизионных шоу которого ведутся ожесточенные дебаты, обсуждаются самые актуальные вопросы современности. Именно с подачи Соловьева выходец из семьи инженера получил звучное и очень емкое прозвище Армагеддоныч.
Личные работы
Евгений Сатановский (книги его выпускаются большими тиражами) регулярно печатается в издательствах. Его перу принадлежат следующие работы: «Шла бы ты…», «Если б я был русский царь», «Котел с неприятностями» и прочие.
В 2021 году востоковед в соавторстве с широко известным представителем Израиля, дипломатом Яковом Кедми написал книгу «Диалоги», в которой были детально рассмотрены самые острые вопросы нынешней мировой политики. Кроме того, россиянин выпустил в свет «Записные книжки дурака», где максимально доступно были описаны отношения между РФ и другими государствами.
В детстве за это (за еврейство – А.З.) доставалось. Как и всем «однополчанам». Что не имеет, по моему глубокому убеждению особого отношения к стране проживания: в Израиле получал бы за то, что «русский». Но поскольку «нет у нас другого глобуса» – принял соответствующий пятый пункт как данность. За что и страдаю до сих пор, ибо склонность к академической и общественной работе вовлекли в двадцатилетнее плавание по извилистым (и порядком заболоченым) протокам еврейского мира. В коем и плаваю до сих пор, вздыхая о временах молодости, когда все было куда проще, всего и забот было: очередного маньяка изловить или ночную смену белкой отпрыгать в окружении только что прокатанного «железа»… Меняются только названия организаций: Ваад, Ваад России, Всемирный еврейский конгресс, Российский еврейский конгресс, а проблем меньше не становится… разве что опыта становится чуть больше, а времени до «последнего звонка» остается чуть меньше.
*****
Уверен, что российская еврейская община – растущая. Наверное, по Галахе или по переписи нас осталось тысяч двести. А по нашим подсчетам – два с половиной миллиона. Это люди, которые в сегодняшней России имеют отношение к еврейским программам и знают в глубинах своей частично еврейской души, что они имеют отношение к еврейскому народу, переживают и болеют за еврейское государство и знают, что это государство когда-нибудь может стать их страной.
Это огромный наш ресурс. В Россию сейчас едет больше евреев, чем уезжает из нее. Это десятки тысяч израильтян, которые живут сегодня в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале, в Поволжье. Работают, сохраняя израильские паспорта и израильское гражданство, в российских фирмах и корпорациях. Это огромное количество людей с американскими и немецкими паспортами, живущих и работающих в России. Это десятки и сотни тысяч евреев, которые приезжают из Украины и Белоруссии, Средней Азии и Кавказа. И это реальность. Сегодня только в Москве бухарская, горская, грузинская еврейские общины такие, какими никогда не были за все годы советской власти, – и это реальность нашей жизни. Потому что евреи голосуют ногами. И если еврей едет в Москву, и едет из очень благополучных стран мира, значит – у евреев России есть будущее.
*****
Есть такой термин “русский еврей”, русский еврей, ничего с этим не сделаешь, – он есть везде. Точно так же как есть и анекдот о том, чтобы стать русским, еврею нужно иммигрировать и тогда он просто будет русский, и никто даже не понимает, а какие еще русские бывают. Есть еще какие-то? Ну конечно, есть определенная с начала 90-х годов степень израилизации этих русских евреев. Самых разных. Или даже наших русских студентов, которые приезжают в Израиль поучиться, не имея ничего еврейского, а потом, приезжая, употребляют иврит в качестве сленга, и они сильно евреизируются. Набираются еврейского опыта, культуры, чего угодно. Самоидентификация еврейская в русском человеке, пожившем в еврейской среде. Что касается безмерно трагичного вопроса, вот человек крестился, он все-таки перестал быть евреем или кем-то стал, вы знаете, есть очень точный критический разбор этой коллизии у блестящих тонких критиков еврейской культуры, людей, которые чувствуют все это лучше, одним из ярких представителей которых является Альберт Макашов. Человек, который духом чует все это. Когда и христианство тоже воспринимается в качестве жуткой еврейской уловки, монотеизма этого заброшенного в нормальную среду человеческую, где все жили хорошо, были нормальные человеческие взаимоотношения, евреи ухитрились втянуть этот весь огромный социум в свое. Есть такой термин “иудео-христианская традиция”… Потом мы смотрим в словарь, с ужасом видим, что единственный перевод фамилии Баркашова – это Бен рабби Хаим-Шмуэль, и понимаем, что этот еврей антисемит видимо с дореволюционных времен, то есть тоже наш. У нас был Торквемада великий инквизитор впоследствии. У нас есть масса деятелей современных политических в России и вне России, которые жутко не любят свое еврейство… Это наш еврейский сюжет. Еврей, пытающийся уйти от своего еврейства. Еврей, пытающийся увести от него иногда вместе с жизнью всех остальных.
****
Не в том проблема, что приходит Путин, – эта система власти в России хорошо известна, называется бонапартизмом и при всех огрехах не является ничем особенно катастрофичным. Для Франции времена Бонапарта – звездный час. Хочется быстрее пройти период взросления страны, но история не лошадь, ее не подгонишь. Евреям же вообще грех жаловаться. При всех цоресах и недовольстве властью и собой, мы живем в стране, откуда в любой момент можно позвонить, написать и уехать куда угодно. С помощью электронной почты или скайпа в одну секунду связаться с живущими за границей родными. Купить или продать дом или квартиру. Держать сбережения в твердой валюте. Узнать, что происходит в Израиле по телевизору или радио. Выучить иврит или идиш, купить еврейскую книгу на любую тему или сходить в синагогу, если приспичит. Как выясняется, проблема 2012 года – это лишь проблема здоровья, благополучия, спокойствия духа и философского отношения к жизни. Ну, а это уже задача с известным решением. (Из статьи ”Проблемы 2012” на сайте ”Мы здесь” №331 7.11.2011 – А.З.)
*****
Последнее это дело – писать книгу о евреях. Особенно если ты сам еврей. Впрочем, если нееврей – тоже. Солженицын как старался – все равно вышло «Двести лет вместе». Или «Двести лет вместо». Как справедливо заметил ему популярный российский литератор, похожий на Карлсона с усами, сохранивший, несмотря на православное вероисповедание, отношение к происходящему, более соответствующее его еврейскому происхождению. Имея в виду роль этой малой, но активной нации в создании русской науки, государственных институтов, оборонной промышленности, системы образования, кинематографа, музыки, словесности и прочих изящных искусств…
Евреи, вопреки их собственному мнению и мнению окружающих, – народ как народ. Не лучше и не хуже прочих. Просто другой. Как и все прочие люди на планете, имеют своих праведников и своих подлецов. Надеются на лучшее. Напарываются на худшее. Ругаются и мирятся между собой и с соседями. Создают для себя систему запретов и непрерывно их нарушают. Много говорят там и тогда, где и когда имело бы смысл помолчать. Увлекаются до самозабвения то одним, то другим, стараясь оповестить об этом весь мир, чтобы не им одним было хорошо. Причем идеи неплохие. Единобожие, справедливость. Равенство, братство. Забота о ближних. Забота о самих себе. И о человечестве в целом. В итоге получается то христианство с исламом, то капитализм со свободой предпринимательства, то социализм с коммунизмом. Когда все вышеперечисленное оборачивается большим враньем и еще большей кровью – сионизм. По принципу: а не пошли бы вы все, дорогие господа-товарищи. Сама-сама. Мало-помалу, без добрых советов, которыми дороги в ад вымощены. Что, как известно, все равно ни к чему, капитально отличающемуся от предыдущих экспериментов, не привело. Да и не могло привести, по скромному мнению автора, который на общественно-политическом движении, имя которому есьм «сионизм», собаку съел…
Интересно, к слову: если Израиль – не Государство Израиль, то есть «Мединат Исраэль», а Страна Израиля – «Эрец Исраэль» у евреев есть родина историческая, что устоялось в академической и популярной литературе, то какой именно родиной являются для них страны, где они родились и живут? А также работают, женятся, растят детей, на языке которых говорят и за которые, если приходится, воюют и умирают? После чего их там хоронят и иногда ставят памятники. Или не ставят. Или ставят, а потом сносят. Доисторическими? Для тех, кто, в конце концов, переезжает в Израиль на постоянное место жительства, можно сказать и так. А для тех, кто этого не делает? Загадка, однако! Лингвистическая. Так вот, возвращаясь к тому, с чего автор начал: последнее это дело – писать книгу о евреях. В том числе, если ты сам еврей. Чем больше живешь на свете в качестве еврея, тем лучше понимаешь, что тему исчерпать невозможно. Слишком долго евреи существуют. Слишком многое видели. Слишком разнообразными стали за века и тысячелетия странствий по свету. Бродяги истории. Один из краеугольных камней в фундаменте современной цивилизации. Народ, создавший образ Единого Б-га. Он же Народ Книги. Или Избранный Народ, чтоб этой избранности пусто было, и не забрал бы ее себе на вечные времена кто захочет. Поскольку звучит эта избранность громко, только на вкус она очень уж кислая. Книга сия не энциклопедия о евреях. Желающие могут обратиться к «Электронной еврейской энциклопедии» на чистом русском языке, присутствующей в Интернете. И не философско-религио-исторический трактат. Пятикнижия Моисеева, а также Талмуда, хоть Вавилонского, хоть Иерусалимского, в этом качестве более чем достаточно. Мало ли о евреях написано за несколько тысяч лет еврейской истории? Автор позволил себе всего лишь скромные размышления на еврейскую тему, основанные на его личном опыте. Значительная часть его жизни прошла среди евреев. Немалую роль в ней играли еврейские организации, основателем многих из которых в СССР и России ему довелось быть. Некоторыми из них, включая общенациональные структуры, игравшие немалую роль в современной истории России и занимавшие видное место на мировой арене, он, благодаря стечению обстоятельств, руководил. Множество еврейских книг или книг «сочувствующих» рассказывает о том, почему евреи хорошие. Что не есть истина ни в последней, ни в какой угодно другой инстанции. Понять это можно. Штирлиц любил Германию, Пржевальский хорошо относился к лошадям имени себя, а те, кто пишет о чукчах или готтентотах, как минимум должны им симпатизировать. Иначе что путное они напишут? Евреев это тоже касается. Впрочем, впадать в экстаз по поводу факта наличия собственного народа на планете автор не склонен. Еще больше книг о евреях, написанных теми, кто, надеясь на искоренение этого вредоносного народа, вплоть до «окончательного решения еврейского вопроса», рассказывает о том, почему евреи плохие. В семье не без урода, на каждый роток не накинешь платок и, вообще говоря, еврей не царский червонец и не стодолларовая банкнота. Нравиться никому не обязан. Не хочешь жить рядом, имеешь полную конституционную возможность переехать. В том числе туда, где евреев отродясь не бывало и их еврейским духом не пахло. Чемодан, вокзал и… ну, тут некоторая проблема. Поскольку в Антарктиде, а также Гренландии и прочей Арктике евреев было много. В качестве полярников.
Может, горные районы Папуа – Новой Гвинеи? Чистый воздух, дружелюбные, хотя слегка голодные каннибалы, и никаких евреев. Или Уганда, где евреев нет со времен «операции Энтеббе». Если же эти предложения не подходят, единственное, что остается, воткнуть себе свою к ним неприязнь в причинное место. И поворачивать ее там по или против часовой стрелки, в зависимости от личных пристрастий, до достижения полного морального удовлетворения. Даже маленькой, но совершенно независимой Эстонии, которая во времена Третьего рейха усилиями зондеркоманд и местного населения стала на какой-то период больше «юденфрай», нечего посоветовать. Не те времена.
*****
Евреем в основном приходится родиться – хотя в принципе перейти в иудаизм можно, и присоединиться к древнему и, с точки зрения самих евреев, чересчур популярному народу многие пытались, пытаются и будут пытаться. Причем у некоторых это получается, а отдельно взятые прозелиты в еврейскую историю вписали свои имена золотыми буквами. Ими гордятся, их помнят, а дела их рук и умов хранят бережно и со всевозможными реверансами в отношении создателей. Но преимущественно – родили тебя евреем, вот ты и еврей…
С раннего детства надо понимать, что ты другой. Не такой, как все нормальные люди – с их, нормальных людей, точки зрения. Не потому, что на самом деле другой, а потому, что они так считают. А до них так считали их родители и родители их родителей. Причем совершенно неважно, полагают тебя ответственным за распятие Христа или человеком, принадлежащим к божьему народу. И в том, и в другом случае спрос с тебя особый и цена тебе и всему, что ты делаешь, особая. И для того чтобы занять то положение в обществе, которого ты стоишь, нужно всю жизнь прыгать выше головы. Или, по крайней мере, быть на три головы выше окружающих. После чего, не исключено, удастся встать с ними рядом. Или не удастся. А в качестве дополнительного бонуса от тебя наверняка потребуется быть большим патриотом страны, в которой живешь, чем все твои сослуживцы, соседи и ее собственное, страны, руководство. А кто еще должен Родину любить?!..
Именно понимание того, что жизнь пройдет и, не исключено, зря, приводит еврея к неуемной активности на любимом поприще. Практически любом. Бизнесе. Науке. Политике. Искусстве. Благотворительности. Обольщении дам. Или не дам – бывает и такое. Поскольку, если уж нет ничего прочного под звездами, то единственный смысл быть евреем – успеть сделать все, что можно. Зачем ты еврей? А просто сделай, что можешь, и пусть будет то, что будет. Нет у еврея другого способа бороться с превратностями судьбы. Человек ведь не знает, кем родится, и не просит того, чем она его нагружает. Как дружелюбно шутили соседи в детстве автора: «такой маленький, а уже еврей». Причем именно что дружелюбно. Не имея в виду по отношению к вполне им симпатичному ребенку ничего дурного. Но понимая, что хоть и маленький, а все равно еврей. Может, они имели в виду, что про народ этот не зря люди говорят, что он избранный, в Библии это написано и черт его знает, чего от этих евреев ждать. Может, не имели. В итоге, минус на минус дает… Ну, тут не математика, тут все по-разному. В том числе с избранностью…
Возвращаясь к еврейской богоизбранности, повторим еще раз – это не бонус и не лишняя жизнь в компьютерной игре. Лучшие еврейские умы ломали головы над тем, что это такое и за что именно евреям выпало на их головы такое счастье. Ничего оптимистичного для соплеменников не вынесли. Ноша? Отягощение? Долг? Да. Пример для народов Земли… Сомнительное это удовольствие, быть примером. Хотя бы и даже тем более в мировом масштабе. Поскольку примерный ученик по шее получает первым. Причем от всех, начиная от главного школьного хулигана до номера два в списке примерных учеников. Этот первого ненавидит и за то, что тот первый, и за то что, если бы не он, то сам был бы первым и огребал соответственно. По первое число. Впрочем, если у нееврейского читателя есть желание принадлежать к избранному народу – никаких проблем. Самый простой путь – брак. Женимся на еврейской девушке (варианты: даме среднего возраста, даме бальзаковского возраста, даме с собачкой, старушке-однокласснице, старушке-процентщице) или выходим замуж за еврея – и вперед. После чего при желании гарантирован свободный въезд в Израиль, а также получение всех необходимых для проживания в этой стране документов и пособий. Гарантирована также масса новых ощущений от общения с окружающими, включая родственников, старых знакомых и бывших супругов. Примерно треть миллиона из Большой русской алии 90-х – 2000-х принадлежит как раз к этой категории. Дай им Б-г здоровья, храбрым и терпеливым людям. Включая друзей и ближайших родственников автора. Вариант второй – гиюр. То есть формальный переход в иудаизм…
Или, может, ты и не понимаешь, что значит быть частью Б-гом избранного народа – а кто понимает? Но если полагаешь себя таковым, тогда будь храбрее других. Честнее. Щедрее. Добрее и умней. Не проходи мимо. Не предавай. Бери на себя ответственность и тащи ее, вопреки обстоятельствам и превратностям судьбы. Не кланяйся подлецам. Не объединяйся с ворами в их воровстве. Как бы это ни было выгодно. Или удобно. Какой бы карьерный рост это ни сулило. Сколько бы денег ни принесло. Все равно всего не заработаешь. Учись, ленивая зараза, зарабатывать. А не выпрашивать, отбирать или красть. Делись с теми, кому нужно и стоит помочь. Но именно с теми, кому нужно. И кто этого заслуживает. Поэтому учись разбираться в том, с кем делиться. А с кем не нужно делиться – пусть сам пашет, захребетник. На нем самом пахать надо. Строй и создавай, а не разваливай. Береги то, что не тобой создано. Даже если ты большой начальник. И тем более, если ты большой начальник. А не веди себя, как жук-короед. Или как крыса в сыре. И так далее,..
У евреев свои отношения с Б-гом. Интимные. Персонифицированные. Семейные. Поскольку в Торе на каждом шагу написано «Я Б-г твой, Б-г Израиля». Очевидно, чтобы евреи этого не забывали и другим богам не поклонялись, на что есть прямой запрет. Б-г у евреев ревнивый. Как еврейская жена. Или кавказский муж. К походу налево, вне зависимости от причин, – никакой снисходительности. Чуть что не так – по сусалам. Причем кары Господни – это не тарелкой с борщом в голову. И даже не чемодан с вещами у двери и «где пил, туда иди; с кем пил, с тем живи». Это серьезней и чувствительней…
Причем Израиль, или Исраэль, – это, собственно, согласно сну праотца Яакова – «борющийся с Б-гом». Понятно, что народ наглый, тертый и жизнью битый. Не одну тысячу лет таскают свои бренные кости по планете. Но не до такой же степени?! Христианские традиции о чем говорят? Покорность воле Б-жьей. Непротивление злу насилием. Подставление второй щеки врезавшему по щеке первой. Терпение. Опять терпение. Еще терпение. Поскольку воздастся терпящему в царстве Б-жьем, на том свете. На том, а не на этом! На все воля Б-жья. Плохо тебе – это испытание. Очень плохо – еще одно испытание. За что оно на твою голову ниспослано, тебе неведомо. И, откровенно говоря, не твое это собачье дело. Значит, так надо. И, кстати, в исламе то же самое. Поскольку «мусульманин» означает «покорный»…
Отметим для порядка: автор – человек неверующий. То есть атеист. Уважающий религиозную традицию как таковую и неплохо с ней знакомый. Вера и обычаи предков – чьих бы то ни было – не предмет для насмешек и тем более оскорблений. Автор не верит в Б-га, но полагает, что если он, Б-г, существует, и ему до нас есть какое-то дело, то его, Б-га, эта позиция автора устраивает. Поскольку пока что автору все в этой жизни, что он пытался сделать, удавалось. Что вряд ли было бы так, если бы это Г-да Б-га не устраивало… и так далее, и тому подобное. Если же его, Б-га, это не устроит, то он как-нибудь найдет способ довести это до автора напрямую. Без посредничества всех тех малоубедительных идиотов, которые до сих пор пытались делать это от его имени…
Но при всем том формула «мой Б-г – Б-г Израиля» для автора так же верна, как и для Давида Бен-Гуриона. Который говорил: «Я в синагогу не хожу. Но синагога, в которую я не хожу, ортодоксальная». У каждого еврея есть свои предки. Ортодоксы-миснагиды. Или хасиды. Приверженцы восточных изводов. Сторонники реформистского или консервативного иудаизма. Реконструктивисты. Атеисты. До той поры, пока они не пытаются, сознательно перейдя в другую религию, утверждать, что крестившись или став мусульманином, они все равно остались евреями – они евреи. По крайней мере, с религиозной точки зрения. Да и перейдя, остаются евреями с точки зрения этнической. Поэтому выкресты, как их называли в России, или «Евреи за Иисуса», как они зовут себя на Западе, – состояние промежуточное. Может, вернутся в религию предков. Станут «баал тшува». Может, нет. В конце концов, религиозный ренессанс 70–80-х годов в России дал, помимо покойных Александра Меня и Галича, целую плеяду пришедших к Б-гу через церковь евреев, в том числе священников. Но отец Григорий Эдельштейн – искренне верующий христианин, а его сын Юлий – узник Сиона, спикер Кнессета, министр многих израильских правительств и религиозный еврей. Кровь не вода. «Космополиты, не помнящие родства» это родство помнят куда лучше тех, кто им этим пытался и пытается колоть глаза. Точно так же, как оставались евреями «впавшие в эллинскую ересь» – «эпикойресы». Ассимиляция в чужой культуре, языке, бытовых обычаях для евреев не означает ровно ничего. Евреи остаются евреями до последнего. И Б-г их – Б-г Израиля. Что многих раздражает. Впрочем, в современном мире религия возвращается как часть цивилизации даже к убежденным неверующим. Да и с чего должно быть иначе? Нет ничего плохого в обрядах календарного и жизненного циклов. Для евреев – еврейских. Для прочего населения планеты – по его религиозной принадлежности. До той поры, пока обычаи эти не включают человеческих жертвоприношений, каннибализма, инцеста и прочих девиаций, знакомых историкам и путешественникам. И, отметим, распространенных во времена становления еврейской традиции более чем широко. В связи с чем евреи не только не подмешивают в мацу кровь христианских младенцев. Или немладенцев. И нехристианских тоже. Но им вообще категорически запрещено потребление крови в любом виде. Включая кровяную колбасу, стейки с кровью и прочие чрезвычайно вкусные вещи. Поскольку евреи верили и верят, что в крови – душа. И употребляя в пищу кровь, человек рискует тем, что его душу захватит в плен и подменит собой дух того, чью кровь он пьет. Не было и нет в еврейском фольклоре страшнее угрозы, чем этот дух-оборотень, «диббук». Почему у евреев и не приживаются истории о вампирах. Не еврейский это персонаж. (Интересное чтиво. Из книги “Моя жизнь среди евреев. Записки бывшего подпольщика», 2013 – А.З.)