Как написать сценарий к детскому фильму

      
Дети  любят сниматься в кино, даже тихие скромники с удовольствием представляют себя в главной роли на экране. Об этом я могу с уверенностью говорить, как режиссёр семейного кино с многолетним опытом. Команда ТvоёКино регулярно снимает детские фильмы на день рождения, к школьным выпускным и, конечно же, во время детских экскурсий по декорациям киностудии.

Дети полны артистизма и непосредственности, они с лёгкостью входят в роли, вот только, чтобы съёмки по-настоящему захватили ребят, нужен интересный сюжет. Именно поэтому сценарий в любом, и особенно в детском кино выполняет самую важную роль.

С чего начать сценарий

Как театр начинается с вешалки, так и подготовка к детскому фильму начинается с поиска идеи. Но далеко за идеей ходить не надо. Если перед вами стоит задача сделать сценарий детского фильма к какому-то событию, сначала нужно пообщаться с самими ребятами, их родителями и наставниками. Эта беседа раскроет тонкости отношений в коллективе, пристрастия большинства детей. Что им нравится больше — бегать на переменах в догонялки или играть по сети в майнкрафт, кто заводила в группе, а кто предпочитает отсидеться в стороне. Эта информация поможет определиться с концепцией будущего кино.

Сюжет-господин

Для небольшого детского фильма не стоит делать многолинейный сюжет. Достаточно одной линейной истории. Если это кино, которое планируется снять на вечеринке в честь дня рождения, расскажите о том, как дети спасают именинный торт от злобных гоблинов.

Выбранную идею запишите в виде рассказа, объемом в один печатный лист. В нескольких абзацах перескажите события, которые планируете снимать.

Без воды, только факты

Когда сюжет готов, наступает время поработать над самим сценарием. Некоторые могут удивиться, но на данном этапе текст — сухая констатация того, что будет показано на экране. В нём скрупулезно прописано кто из героев куда входит, что видит перед собой, что берёт в руки. Задача сценариста — дать максимум фактов, с которыми потом будут работать операторы и режиссёр. Сценарий должен быть примерно таким: «Поляна, посередине стоит торт. Из-за дерева выглядывает гоблин и быстро прячется. Через секунду выглядывает уже несколько гоблинов. К торту подходит девочка».

Добавляем детали

В киноиндустрии существует несколько подходов к тому, должен ли сценарист продумывать внешний вид героев, описывать звуковой ряд. Иногда это делает и режиссёр, но часто детали продумывает именно сценарист.

Итак, что следует прописать в сценарии:

  • внешность и костюмы героев
  • биографию действующих лиц
  • характер персонажей
  • взаимоотношения между персонажами

Дарим возможность говорить

Диалог — часть сценария, которая кажется зрителям главной, обычно рождается только в конце написания сценария. Лишь в этом случае можно избежать пустых разговоров, или неуместных выражений. Каждая фраза в фильме обязана нести информацию, которая не закодирована в визуальной части картины.

Давайте обратимся к примеру, который мы приводили выше, про торт и гоблинов. Когда мы показываем, как гоблины смотрят на торт, зрителю и так понятно, что они интересуются этим примером и диалог героев должен дополнить картину и рассказать, для чего же гоблинам торт. Возможно, они просто хотят испортить праздник, или  голодны, или их заставила злая королева. Именно эти мысли должны быть в диалоге, а не просто: «Смотри, торт!», «Ага, красивый».

Немного о технике исполнения

Писать сценарий можно и на печатной машинке, но лучше, конечно же, пользоваться профессиональными программами. Ведь такой сценарий удобно использовать и показать заказчику не стыдно.

Обратите внимание на некоторые из таких бесплатных программ:

  • Celtx — бесплатная программа по созданию сценариев для кино и игр
  • Писарь — плагин для Microsoft Word, который помогает с разметкой и форматированием
  • Еще есть Dramatica, Movie Outline, Scenewriter Pro, Scrivener, Montage, Scripped.

Конечно, главное — суть, но и презентовать её следует достойно.

Если вы хотите создать фильм с детьми, приходите в ТvоёКино, с удовольствием поможем вам реализовать задумку. 
Обсудить детали можно по телефону: +7 (499) 322-71-45


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Вы хотите снять свой фильм, но не знаете, как или думаете, как можно сделать это лучше? Тогда эта статья для вас.

  1. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 1

    1

    Самое первое, что вы должны сделать – это написать сценарий. Подумайте, что вы любите делать; это поможет придумать идею. Если вы любите спорт и состоите в футбольной команде, снимите фильм об этом. А может, вы любите собак, тогда вы могли бы сделать фильм о них. Также подумайте о жанре и о том, что бы вы хотели сказать зрителям. Существует много жанров: фильмы о любви, боевики про супергероев, фильмы-катастрофы, о дружбе, конкуренции, комедии… Проведите также исследование, касающееся темы вашего фильма. Если вы снимаете фильм о золотой лихорадке в Калифорнии, сходите в музей, поищите информацию в интернете.

  2. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 2

    2

    Прекрасно, теперь вы знаете, как будут развиваться события в вашем фильме. Напишите сценарий, описав, какие герои будут участвовать в сценах, и как они будут выглядеть, где будут происходить съемки, какие саундтреки или музыку вы собираетесь использовать, номер сцены… детали важны в сценарии. Вы его раздадите, и если он не будет достаточно детальным, другой человек может представить его совершенно не так, как вы. Чтобы избежать этой проблемы, вы должны сделать раскадровку (следующий шаг).

  3. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 3

    3

    Сделайте раскадровку. Это последовательность эскизов по сценарию. Раскадровка показывает, что происходит в каждой сцене, но не очень подробно. Она должна показать место съемки, позиции актеров, что они делают. Если рисование не ваш конек, не переживайте. Вы можете сделать хороший фильм и без этого.

  4. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 4

    4

    Устройте кастинг актеров. Это могут быть друзья или члены семьи, но удостоверьтесь, что они относятся ко всему серьезно и не бросят вас. Это может уничтожить всю вашу работу. Если актеру некомфортно в роли или он смущается, не заставляйте его. Иначе его игра не будет такой хорошей, и шансов, что он все бросит, больше.

  5. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 5

    5

    Напишите список всего необходимого и сколько денег вы планируете потратить. Будет очень плохо, если наступит съемочный день, а у вас нет костюмов.

    Реклама

  1. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 6

    1

    Позвоните людям, задействованным в фильме, и назначьте день, когда все они могут прийти. Если в вашем фильме много людей, выбрать день, чтобы собрать всех, может быть сложно. Составьте график, сколько времени вы тратите на сцену и какие люди вам нужны, потому что, если кто-то не снимается в какой-то день, будет глупо, если он придет (если только ему не надо выполнять другую работу, например, оператора).

  2. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 7

    2

    Если хотите, разместите друзей или музыкантов за сценой; в этом случае музыка будет звучать чище, резче и четче. Или вы могли бы записать музыку, которую вы сочинили, загрузить ее в ваш компьютер, а потом вставить ее в ваш фильм, или просто поищите готовую музыку/звуки в программе, которой пользуетесь.

    Реклама

  1. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 8

    1

    Ваш проект приближается к завершению. Вы уже сняли все сцены: и плохие, и хорошие. Время заняться монтажом. Используйте любую программу, которая вам нравится, такую как Windows Movie Maker (обычно она установлена на компьютере) Sony Vega, Medial Impression… ВАЖНО: всегда лучше использовать программу, которая есть в видеокамере. Иногда редактировать видео с помощью другой программы невозможно, если предварительно вы не сохранили ее с помощью программы на видеокамере. Такие программы обычно не очень хороши, если только это не дорогая видеокамера. К тому же вы можете редактировать свое видео таким количеством программ, какое вам нравится, пока не получите нужный результат. Если вы сняли его с зеленым экраном, есть несколько программ, с помощью которых можно редактировать такое видео. Покупая одну из них, узнайте подробно, что можно сделать с ее помощью.

  2. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 9

    2

    Вы можете наложить музыку на ваше видео с помощью практически любой программы, например, Windows Movie Maker. Попробуйте сочинить собственную музыку, если захотите. Напишите название и титры. Включите в них всех людей, которые работали над фильмом. Если большую часть работы сделали вы, неплохо было бы написать, чей это фильм. Не забудьте о дате. Если вы не можете добавить титры и название, то можно нарисовать буквы в программе Paint, которая есть во всех компьютерах, и сохранить все как кадр. Делая монтаж, просто добавьте и его.

  3. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 10

    3

    Запишите диск с вашим фильмом и дайте его всем, кому хотите. Загрузите его на YouTube, если вы хотите, чтобы все увидели вашу работу.

  4. Изображение с названием Direct, Act, and Create a Good Movie (Kids and Teens) Step 11

    4

    Оцените ваш фильм. Он хорошо сделан? Оправдал ли он ваши ожидания? Вам понравилось над ним работать? А всем остальным понравилось? С какими проблемами вы столкнулись, работая над фильмом? Что вам понравилось больше всего? А меньше всего? Что бы вы улучшили в следующий раз? Почему? Хотите ли вы снять еще один фильм?

    Реклама

Советы

  • Убедитесь, что вы действительно можете сделать то, что написано в сценарии. Действительно здорово было бы снять фильм об авиакатастрофе, и на бумаге это может выглядеть хорошо, но…вы можете воссоздать крушение самолета?
  • Не вводите в фильм много персонажей, если у вас нет столько людей. Если один актер будет играть две роли, это сделает фильм непрофессиональным. Если же вы пойдете на это, позаботьтесь о хороших костюмах.
  • Не тратьте время на раскрашивание раскадровки. Раскадровка важна только для того, чтобы все остальные люди, работающие над фильмом, имели представление о том, как он должен быть сделан.
  • Делая список необходимых материалов и планируя расходы, позвоните своим друзьям и попросите одолжить вам нужные вещи. Если у вас нет платья ведьмы, не стоит покупать его ради того, чтобы использовать один день!
  • Если у вас хороший саундтрек, результат будет лучше.
  • Когда актер делает то, что вы хотите донести до зрителей, это должно быть хорошо видно. Постарайтесь снять с хорошего ракурса.
  • Если вы хотите, чтобы зрители лучше видели чувства героев, снимайте только их лица. Вид плачущей девушки затронет ваши чувства больше, если вы увидите ее вблизи, а не издалека.
  • Лучше, чтобы актеры точно знали, что им делать, чем импровизировали. В сценах с драками вы это сразу поймете.
  • То, что вы являетесь режиссером, не означает, что только вы должны руководить. Не будьте слишком авторитарным, принимайте идеи других, потому что «одна голова хорошо, а две лучше».
  • Камера очень важна. То, что видит камера, увидит и зритель. Дайте четкие инструкции всем, а оператору – особенно. Всем очень важно понимать, что конкретно они должны делать. Так вы избежите многих ошибок.
  • Время от времени делайте короткие перерывы.
  • Помните, что это может затянуться дольше, чем на день и вам, возможно, придется переснимать сцены снова и снова. Так всегда бывает, поэтому не нервничайте и будьте терпеливы с актерами. Сделайте перерыв, если какая-то сцена не получается, и попробуйте снять ее позже. Если и это не поможет, сделайте разные кадры с двух углов. Если вы их перемешаете, вам не придется переснимать всю сцену целиком, а лишь две-три фразы.
  • Представьте себе, что вы снимаете пять сцен в день, а человек произносит только одну фразу в сцене. Ему может стать скучно, поэтому, составляя график, это нужно учесть.
  • У вас есть актеры и все готово к началу съемок… но подождите… кто будет оператором? Помните, что вам нужен еще один человек в качестве оператора! (или вы могли бы поставить камеру на штатив, но в этом случае она не будет двигаться).
  • Не снимайте сцену с одного ракурса. Это может быть сложнее, но выглядит профессиональнее. В настоящих фильмах пользуются для этого несколькими камерами, а вы можете просто сделать нарезку. Если вы это сделаете, удостоверьтесь, что ваши актеры не шевелились и остались на своих местах. Будет странно, если секунду назад человек шел со шляпой на голове, а мгновением позже шляпа вдруг исчезла. Эта техника хороша, только если вы хотите быть супер-человеком, заставляющим исчезать предметы.
  • Объявляйте перерывы, но не начинайте делать что-то другое, потому что, если это всем понравится, вам трудно будет вернуться к работе. Вы можете перекусить или поговорить минут десять, например.
  • Если вы знаете кого-то сведущего в кино, не стесняйтесь попросить у него совета. Он во многом может вам помочь. Вы могли бы поучиться на его ошибках.
  • Постарайтесь соблюдать тишину во время съемок. Никакого собачьего лая, никаких плачущих детей; будет очень странно, если в романтической сцене послышится гудок автомобиля.
  • Было бы хорошо хранить все бумаги, с которыми вы работали, в одной папке просто на случай, если вы будете снимать другой фильм или захотите посмотреть, как вы что-то делали.
  • Если вы снимаете на улице, подумайте об окрестностях. Удостоверьтесь, что нет проезжающих мимо машин и пролетающих в середине сцены птиц. Кажущиеся незначительными детали могут сильно отвлекать зрителей.
  • Всегда будьте терпеливы с актерами. Если кадр не выходит идеально, и вы делаете его снова и снова, это может вызвать стресс. Сделайте перерыв и попробуйте еще раз. Или снимите с другого ракурса, это поможет справиться со стрессом.
  • Будьте готовы прийти на помощь и поощряйте людей делать все возможное, но не давите на них, иначе они могут все бросить.
  • Убедитесь, что вы все распланировали и все знают, что им делать и какого персонажа они играют.

Еще один совет – хорошее освещение, убедитесь, что вы хорошо видите актеров. Спросите у взрослых разрешения, если это не ваша собственная видеокамера.

Реклама

Предупреждения

  • Если вы загружаете ваш фильм в интернет, убедитесь, что у вас есть разрешение от всех актеров. Многим людям ваша работа понравится, но некоторые могут с этим не согласиться. Всегда найдется кто-то, кто сделал бы что-то по-другому или кому что-то не понравится в вашем фильме. Люди разместят хорошие и плохие комментарии. Это вы должны знать.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8044 раза.

Была ли эта статья полезной?

Написать сценарий детского мультфильма не легче, чем создать его для взрослой полнометражной кинокартины. Хороший мультфильм — это прежде всего история, «цепляющая» зрителя. Как найти идею, способную захватить внимание детей, и на что обратить особое внимание в работе над сценарием? Один из главных авторов мультсериалов студии «Паровоз» Мария Парфенова делится советами с начинающими сценаристами детской анимации.

Мария Парфенова, сценарист студии «Паровоз»:

Чтобы увлечь историей современных детей, сценаристу нужно сначала понять, к кому он обращается: точно предположить реакции аудитории, разобраться, о чем она мечтает, что ее вдохновляет, что пугает, а что смешит. При этом важно помнить, что анимационный сценарий — это особый жанр драматургического произведения, который должен очень подробно описывать каждую сцену, действие и диалоги персонажей.

Сценарному мастерству учат многие вузы мира. Чтобы освоить эту профессию, нужно пройти большой путь и сломать множество копий. Но все имеет свое начало. Автору всегда помогает изучение опыта других. Меня часто спрашивают, как придумать героев, до которых будет дело юному современному зрителю, в какие ситуации их поместить, кому показать свою работу начинающим авторам. Я знаю, что в начале профессионального пути помощь коллег очень ценна, и решила поделиться с вами своими советами.

5 СОВЕТОВ ОТ МАРИИ ПАРФЕНОВОЙ

1. Будьте в постоянном поиске

Как говорил Хаяо Миядзаки, вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды. Набрести на идею для сценария можно, заглянув в себя и вспомнив свое детство. Задайтесь вопросом: что вас тогда волновало и завораживало? Что казалось удивительным и волшебным? Прислушайтесь к своему «внутреннему ребенку».

Начитанность и насмотренность тоже очень важны. Они дают «информационный слой», от которого можно оттолкнуться.

Внимательно наблюдайте за людьми вокруг вас. Часто реальные люди с яркими характерами становятся прототипами выразительных персонажей.

Ведите дневник. Записывайте все мысли, сценки, незаконченные сюжеты. Все, что показалось вам интересным. Эти зарисовки могут пригодиться в будущей работе над сценарием.

2. Интерпретируйте известные сюжеты

Мифы, легенды, сказания и сказки народов мира несут в себе огромный пласт информации и являются неисчерпаемым источником вдохновения для любых современных детских авторов — как литераторов, так и сценаристов. Не пренебрегайте ими.

Изначально такого рода произведения были своего рода страшилками, призванными предупредить, уберечь детей от опасности. Не ходи в темный лес! Там живет злая Баба Яга. Не подходи к болоту! Затянет Кикимора — не выберешься. При этом «темные» духи оберегают и направляют героев сказок. Ведь, к примеру, что бы делал Иван-царевич без помощи Серого Волка? Не отстает и Баба Яга, которая во многих сказках наставляет добрых молодцев и, в итоге, спасает их.

Такая двойственность персонажей дает большой простор для фантазии. Именно неожиданная трактовка известных сказок, характеров и образов героев стала «фишкой» сериала «Сказочный патруль». Мы посмотрели на них по-новому, и это предопределило большой зрительский успех мультфильма.

3. Не забудьте про конфликт

Ничто так ярко не раскрывает характер героев, как «конфликт». Об этом иногда забывают начинающие авторы. Тем временем именно конфликтная ситуация чаще всего является триггером сюжета. В условиях противостояния личностям или обстоятельствам привычные герои раскрываются с неожиданной стороны. Оно позволяет зрителю взглянуть на себя и свою жизнь через призму истории героев и дает развитие персонажам. В любом жанре, будь то литературное произведение, игровое кино или анимационное, конфликт является неотъемлемой частью сюжета, позволяющей зацепить и удержать внимание зрителя.

4. Показывайте, а не рассказывайте

При написании сценария важно понимать, чем он отличается от литературного текста. Главная разница — в диалогах персонажей, которые в анимационном сценарии сопровождаются четким описанием действий героев. Даже самые остроумные и смешные диалоги, если их произносят просто «говорящие головы», теряют свою яркость. Описание действий персонажей во время произносимого диалога — обязательное условие. Чем подробнее они будут прописаны в сценарии, тем лучше у режиссера получится раскрыть характер персонажей.

5. Цените критику и действуйте

Если вы уже написали сценарий для анимации, для начала дайте почитать его своим друзьям. Выслушайте их мнение и подумайте над замечаниями. Часто авторы сильно погружаются в свое произведение, буквально живут им и не желают что-либо в нем менять. Любить свое детище — правильно и замечательно. Но эта погруженность иногда мешает увидеть его слабые места. А вот читатель сразу почувствует, где есть «жулимэ». Стоит прислушаться к мнению окружающих.

Когда вы убедились, что со сценарием все в порядке, приходит пора действовать. Обращайтесь к продюсерам анимационных студий, отправляйте сценарий на всевозможные литературные конкурсы. И тогда ваше произведение обязательно найдет свою аудиторию!

КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ К МУЛЬТФИЛЬМУ?

Что же такое сценарий и как его создать? Сценарий состоит из последовательности сцен и описывает словами то, что происходит в мультфильме. Это детальное описание каждой сцены. Сцена включает в себя действия персонажей на одном фоне. Смена фона или появление новых героев рождает новую сцену. Но если мы напишем, что наш герой встал, пошел туда-то, сделал то-то, то получится о-о-очень скучный мультфильм. Что же делает мультфильм интересным?

Язык мультипликации — это язык волшебных, сказочных или жизненных образов, которые отражают то, что мы хотим передать на экране. То есть наши мысли, чувства, переживания — все, что мы хотим сообщить через свой мультфильм — необходимо выразить с помощью образов. Говорить на языке образов детям очень просто. Дайте ребенку лист бумаги и попросите его что-нибудь нарисовать. Перед вами возникнет целый воображаемый мир, на полненный событиями! Воображение-тот волшебный инструмент, который будет помогать вам в создании мультфильма.

Но процесс создания мультфильма — это не только творческий процесс, существуют специальные методики создания сценария, и даже известные сценаристы предпочитают их придерживаться.

Но процесс создания мультфильма — это не только творческий процесс, существуют специальные методики создания сценария, и даже известные сценаристы предпочитают их придерживаться.

Поиск идеи для мультфильма.

Основой сценария является идея или сюжет. Даже из короткой идеи в два-три слова можно создать увлекательную историю. Где же найти интересные сюжеты для детского мультфильма? Это могут быть:

  • литературное произведение: сказка, рассказ, стихотворение;
  • новая версия известной сказки или истории;
  • забавная история про домашнего питомца;
  • история про любимую игрушку или героя;
  • сюжет — наблюдение за явлением природы или событием;
  • история, придуманная ребенком;
  • сюжет — поздравление с каким-либо событием или праздником;
  • тематический мультрассказ о явлении или событии в мире из любой области знаний;
  • сюжет, рассказывающий о каком-либо значимом для ребенка событии.

Как показывает практика, для ребенка не составляет труда придумать идею мультфильма, поскольку в его голове тысяча прекрасных идей одна лучше другой. Задача педагога — сопровождать ребенка в этой трудоемкой работе от идеи к реализации и созданию конечного продукта на всех этапах создания мультфильма.

Основные части сюжета.

Итак, в сценарии описывается какая-то история. Любая история имеет начало, завязку, развитие событий, кульминацию, развязку и конец. Умелый рассказчик гармонично сочетает все части своей истории, объединяет их в единое целое.

  • Начало. В самом начале происходит знакомство зрителя с героями, их друзьями, местом, где они живут. Многие знают волшебные слова, ведущие в сказку, и звучат они так: «Жили-были…».
  • Завязка. В начале истории происходит какой-то конфликт, событие либо перед героем ставится некая задача: трудная проблема или ситуация. Например, поиск подарка на день рождения или помощь другу, попавшему в беду. Главное, что это событие должно будущего зрителя заинтриговать, заставить сопереживать и ждать ответа на вопрос: «Что же там дальше случится?». Задача авторов — с первых минут мультфильма сблизить зрителя и героя, создать между ними эмоциональную связь, Поэтому пусть герой сразу же начнет проявлять свой характер, с первой же сцены действует, принимает решения, проявляет свои эмоции, реагирует. Только через действия персонажа мы можем раскрыть для себя его внутренний мир, обнаружить, что он похож на нас и ему можно сопереживать.
  • Развитие событий. Мы определились с проблемой, и теперь наш герой начинает искать способы с ней справиться. События развиваются. Каждая следующая ситуация добавляет нам какую-то новую информацию, разворачивает ход событий. Герой может попа дать во все более трудные ситуации. Эмоциональное напряжение увеличивается, заставляя зрителя все больше сопереживать герою.
  • Кульминация. И здесь происходит кульминация, наш герой находит решение проблемы. Происходящие изменения сопровождаются изменением внешнего окружения. На пример, если в начале истории светило солнце и была отличная погода, то потом наступает ненастье, которое достигает своего пика в кульминации.
  • Развязка. Развязка истории неожиданно переворачивает все происходящее, расставляет все по своим местам, показывает, что плохо, что хорошо. Каждый получает по заслугам, добро торжествует.
  • Конец. В хорошей истории не обязательно объяснять что-то, читать мораль. Каждый зритель поймет историю по-своему. Важно, чтобы зритель сопереживал происходящему на экране. Чаще всего в детских историях добро побеждает зло, а ребенок получает опыт победы в трудной ситуации. Этот опыт создает для него внутреннее ощущение защищен ности по отношению к внешнему миру. Внешнее окружение в финале также меняется, природа успокаивается, отражая то настроение, которое соответствует финалу.

Сценарные карточки.

Создание сценария – непростая задача для ребенка дошкольного возраста. С помощью опорных сценарных карточек ребенку проще выделить основные элементы сказочного сюжета, выстроить событийную линию своей истории, освоить правила написания сценария. Наличие определенной схемы действий позволяет организовать и направить мысли и внимание ребенка в нужное русло.

При составлении сказок психологи и педагоги используют карточки А. Я. Проппа, исследователя сказок, который выделил и описал основные элементы сказочного сюжета на примере большого количества народных сказок. Все сказки состоят из тех или иных элементов, так как задача народной сказки — в иносказательной форме передать ребенку представления о жизни, о добре и зле, подготовить к переходу по взрослую жизнь через инициацию, испытание, которое выпадает на долю каждого героя сказки. Ребенок примеряет на себя разны ситуации, проживает их, учится делать в жизни правильный выбор.

Н.П. Пунько и О.В. Дунаевская изменили содержание карточек, оставив саму идею. Разработанные ими карточки трактуют элементы сюжета в более общем виде: их можно применить к любой жизненной истории.

В набор сценарных карточек (всего 20) входят, конечно же, герой и антигерой, там есть начало и конец истории, есть элементы, которые помогут создать для героя трудности, направят искать ответы на вопросы, в которых он сможет проявить себя и свои способности. Есть также элементы сказочного мира. В основу сценарной истории положены основные части сюжета сценария: начало, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и конец. Они и составляют ленту событий мультистории. Это помогает ребенку не пропустить этап развития сюжета. На эту ленту, как на нить, ребенок нанизывает события, которые задаются сценарными карточками. Число событий до наступления кульминации в ленте истории ограничено. Их всего три, и этого вполне достаточно для того, чтобы история получилась интересная и при этом не затянутая.

После того как ребенок придумал персонажей и создал про них историю с помощью карточек, он начинает подробно описывать каждое событие. Придумывает, в каком месте про исходит это событие, кто участники события, что происходит в кадре. Если происходят диалоги или звучит закадровый текст, то прописывает их. Каждое событие описывается в виде отдельной сцены.

Быстрый способ написать сценарий детского фильма

(из опыта работы школьного кинокружка).

Современный российский кинематограф не критикует только ленивый. Огромные затраты на производство фильмов, спорные сценарии, плохая игра актеров, откровенно слабая режиссура… Где-то потерялась знаменитая советская киношкола, в прокат выпускается просто халтура. На этом фоне видеоролики, снятые Евгением БэдКомедианом без фантастических бюджетов практически на коленке, выглядят шедеврами.

В этой ситуации перспективными представляются взгляды детей и подростков на настоящее кино, интересно узнать, как они видят наш мир, и как представляют себе киноискусство. В школьном кинокружке дети учатся все делать сами, от самого начала до самого конца фильма (в том числе «прокат» и рецензирование).

Поэтому в кинокружке «Охотники за Оскарами» из самой обычной школы самого обычного города-миллионника все делают сами детишки: пишут сценарии, проводят постановку сцен, ведут видеосъемку и выполняют монтаж. Продюсирование готовых фильмов проводит наш социальный партнер, он же предоставляет качественную видеокамеру, освещение и микрофоны. С моей стороны – организация и теоретическое сопровождение школьного кинопроцесса.

Любой фильм начинается с киносценария. Киносценарий – это литературное произведение, на основании которого снимается кинофильм. Есть много советов, как правильно и грамотно написать сценарий. Различные способы написания сценария указаны в источниках (в конце статьи).

И вот как раз написание сценариев вызывает у учащихся значительные затруднения. Очень легко предлагаются учениками идеи фильмов, а вот превращение идей в сценарий происходит с огромным трудом. Ребятам крайне трудно прописывать диалоги, трансформацию героев, сами приключения, без которых невозможно представить себе хороший кинофильм.

Я опробовал следующую идею (идея не моя, источник не помню, моя только модификация для целей кинокружка): предложил всем участникам кинокружка написать короткое эссе по различным темам: сколько и какие персонажи должны быть в фильме, что должно происходить, как персонажи должны взаимодействовать. После написания эссе состоялось расширенное совещание кинокружка с привлечением родителей для обсуждения результатов написанного. Эти результаты и легли в основу нашего киносценария. В дальнейшем, при возникновении трудностей на съемках, я снова ставил задачу написать короткое эссе по конкретной теме.

Так, этот подход сформировался у меня в некую последовательность текстовых квестов. Сами детишки, придерживаясь идеи сценария, с удовольствием писали продолжение. Оставалось только обсуждать результаты, осуществлять разбивку сцен и выполнять съемку. Подчеркну – сценарий в виде текстовых квестов писали сами ребята, и обсуждали результаты они же. Я брал на себя роль «сдерживающего фактора», т.к. фантазия у ребят зашкаливала, а вот возможности отснять прилет инопланетян на суперзвездолете у нас не было.

Подводя итоги, могу саму методику сформулировать следующим образом:

  1. Идея сценария (она короткая, выражена практически одним предложением).

  2. Текстовый квест, который выполняют сами участники кинокружка (ответы на вопросы о сценарии они оформляют в виде коротких эссе, не больше одного тетрадного листа).

  3. Обсуждение эссе на заседании кинокружка, создание итогового сценария.

  4. Разбивка сценария на сцены и видеосъемка.

Созданный нами таким образом кинофильм «Веселая экскурсия» получил специальный приз жюри международного кинофестиваля «Zealant – 2020».

Источники:

  1. https://www.avtoram.com/algoritm_napisaniya_stzenariya/

  2. https://kinoscenariy.com/kak-napisat-stsenarij-pravila-i-sovety/

  3. https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9

Как написать сценарий

Мы уже говорили о том, что такое сценарий фильма. Теперь мы постараемся сами научиться писать сценарии по литературным произведениям — например, по рассказам В. Драгунского.
Мы написали небольшую инструкцию — не стóит запоминать всё, что здесь написано. Этот текст полезно иметь перед глазами, как справочник или словарь, и проверять по нему свой рабочий вариант сценария.


Давайте посмотрим на фрагмент настоящего киносценария, написанного по рассказу писателя О’Генри «Персики».

Для удобства мы выделили цветом разные элементы, из которых состоит сценарий.


ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК УТРО

На столе лежит несколько свежих заявлений, авторучка и зажигалка, рядом стоит кружка с горячим кофе.
ДЕЖУРНЫЙ (45 лет), откинувшись на стуле, внимательно читает какую-то статью в газете. Он полноват,
у него кудрявые волосы.
В участок заходит МАЛЫШ МАК-ГАРИ (20 лет) и решительно подходит к Дежурному.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Капитан здесь?

ДЕЖУРНЫЙ
(Громко)
Сэр, к вам пришли!

Откуда-то из темноты за спиной Дежурного появляется КАПИТАН (60 лет) — высокий мужчина в тёмных брюках
и белой рубашке, на поясе висит полицейский значок и кобура с пистолетом. Костяшки на правой руке,
в которой он держит папку с делом, украшают свежие ссадины.

КАПИТАН
(Пожимает руку Малышу)
Здорóво, Мак-Гари! Я думал, ты в свадебном
путешествии.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Вчера вернулись. Скажите-ка, капитан, вы бы
хотели накрыть заведение Денвера Дика?

КАПИТАН
Поздно! Денвера накрыли два месяца назад.

Капитан хлопает по плечу Дежурного, который пытается сделать глоток кофе.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Верно. Два месяца назад его выкурили с Сорок
Третьей. Но теперь он неплохо обосновался на вашем участке.
И дела у него идут лучше прежнего.



Итак, сценарий всегда состоит из сцен. Сцены в кино очень похожи на эпизоды в литературе, а с эпизодами в «Денискиных раcсказах» Драгунского мы уже научились работать. Чтобы нам было проще, мы будем считать, что у нас в сценарии будет столько же сцен, сколько эпизодов в произведении, по которому мы пишем сценарий. Поэтому первым делом, когда мы начинаем писать сценарий, например, по рассказу Драгунского, нам нужно выделить в этом рассказе эпизоды — это и будут наши сцены.

Каждая сцена в сценарии состоит из нескольких блоков. Сначала это может показаться сложным, но на самом деле блоки помогают сразу увидеть, как устроена сцена.  Поэтому читать сценарий всегда проще, чем рассказ или повесть. Давайте посмотрим, какие блоки есть в нашем сценарии и зачем они нужны.

1. Время и место действия

В нашем примере этот блок выделен жёлтым цветом и выглядит так: ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК УТРО

Этот блок называется «Время и место действия». С него всегда начинается любая сцена. Нужен он для того, чтобы показать, где и когда происходит действие в этой сцене.
Мы начинаем этот блок со слова «ИНТ.» или «НАТ.» Так в кино говорят, когда действие происходит в помещении (интерьер, ИНТ) или на улице (натура, НАТ). 
На самом деле всё очень просто — если сцена происходит на открытом воздухе, то надо написать НАТ., а в любом другом случае — в комнате, в классе, в машине, в цирке — ИНТ.

Дальше мы указываем место действия — в нашем примере это полицейский участок. Другие примеры мест действия — «тихая улица», «комната», «арена цирка». Если для фильма важно, где именно происходит действие, то так и надо писать — «комната Дениски», «арена цирка на Цветном бульваре».

И, наконец, время действия — это всегда только одно из четырёх слов — УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР или НОЧЬ.В каждой сцене есть только один такой блок — в самом начале.

2. Описание действия

В нашем сценарии эти блоки выделены голубым цветом. Цель такого блока — помочь режиссёру фильма и съёмочной группе точно представить себе, что делают герои в сцене, как они выглядят, обратить внимание на важные детали, предметы. В этом блоке мы как бы рисуем картинку словами. 

Если в сцене появляется герой, которого раньше не было в фильме, то его имя в первый раз пишется ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ и в скобках указывается его возраст — например, КАПИТАН (60 лет). Если автору сценария это важно, он может включить описание внешности героя, его одежды, особых признаков (например морщины, веснушки). Обратите внимание — в нашем сценарии такие описания есть. Они нужны для того, чтобы выбрать на эту роль подходящих актёров. Если мы уже знакомы с героем, то его имя пишется как обычно — Капитан, и его внешность описывать уже не нужно. 

Вот как правильно написать этот блок:

  • В сцене должен быть хотя бы один блок «Описание действия» — сразу после первого блока «Время и место действия»
    Их может быть и больше — такие блоки появляются почти каждый раз, когда герои что-то делают, а не просто разговаривают. Или когда в сцене появляется или исчезает герой. Обратите внимание — в нашем фрагменте сценария таких блоков три. 
  • Когда мы пишем блок «Описание действия», мы используем только настоящее время глаголов. «Ручка лежит на столе», «Дениска подходит к плите и открывает кастрюлю», а не «Ручка лежала на столе», «Дениска подошёл к плите и открыл кастрюлю». Почему так делается, очень просто понять, если вспомнить наш текст «Что такое сценарий» — мы можем описывать только то, что зрители увидят глазами, всё должно происходить здесь и сейчас.
  • Ещё раз — мы пишем только о том, что можно увидеть глазами. «Дениска думает о том, что сказал Мишка» — так мы не можем написать в сценарии, нам нужно сначала придумать, как показать это зрителям, чтобы они поняли, о чём именно думает Дениска. Если мы просто покажем, как Дениска задумался, как зрители поймут, что он думает именно о том, что говорил Мишка?
  • Обо всех героях мы говорим только в третьем лице, как будто мы смотрим на них со стороны (Мишка думает, Дениска идёт в школу, папа возмущается, капитан появляется). Писать «я», «ты», «мы» и так далее в этом блоке нельзя — режиссёр и съёмочная группа должны всегда чётко понимать, о каком герое идёт речь. Мы как бы представляем себе, что наши глаза — это камера, которая снимает фильм.

3. Диалоги

Диалоги нужны для описания того, что и как именно герои говорят. Они состоят из трёх элементов —

  • ИМЯ ГЕРОЯ (в нашем примере такие элементы обозначены оранжевым цветом) — дает нам понять, кто говорит. В диалоге имя всегда записывается заглавными буквами. Имя героя должно быть таким же, как в блоке «Описание действия»
  • Ремарка (в нашем примере ремарки обозначены зелёным цветом) — необязательный элемент. Пишется в скобках. Нужна только тогда, когда важно уточнить, как именно герой говорит, к кому он обращается, или если герой что-то делает одновременно с разговором, какое-то простое действие. Если герой должен сделать что-то посложнее, нам понадобится блок «Описание действия», после которого можно будет продолжить писать диалог. Обратите внимание — в нашем фрагменте сценария есть две ремарки.
  • Реплика (в нашем примере реплики обозначены синим цветом) — то, что говорит герой. 

Герои всегда говорят по очереди, и это записывается именно так, как в нашем фрагменте сценария: 

ИМЯ ГЕРОЯ
(Ремарка, если есть)
Реплика

Иногда герои при разговоре перебивают друг друга — и тогда реплика одного героя может закончиться внезапно. Например:

ДЕНИСКА
Видеть не могу манную ка…

МАМА
(Громко)
Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.



Написание сценария — это творческая работа. Даже когда сценарий основан на литературном произведении, автор сценария совсем не обязан точно повторять то, что там написано. В сценариях фильмов по произведениям Драгунского, например, часто объединяются сцены из разных рассказов, меняется порядок событий, сами герои и то, что они говорят. Что-то выбрасывается, а что-то, наоборот, добавляется. Даже в тех сценариях, которые написал сам Драгунский! Главное, о чём думает автор сценария — это то, какой у него получится фильм, как он будет выглядеть на экране.

Последнее изменение: Среда, 12 Август 2020, 00:18

Если подросток имеет развитую фантазию и хочет зарабатывать на создании сценариев, то ему нужно сначала научиться их писать. Мы расскажем о том, какие шаги нужно пройти тинейджеру, чтобы добиться желаемого. А также поведаем, как научить его писать сценарии.

Технические аспекты создания сценария

Начать подростку нужно с оформления сценария. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями киноиндустрии. Чтобы сценарий у тинейджера приняли в работу.

Титульный лист

У сценария в обязательном порядке должен быть титульный лист. На него должно быть нанесено наименование произведения. А также имя подростка. 

В дальнейшем на титульный лист нужно будет написать различные номера телефонов. По ним режиссер сможет связаться с тинейджером. А также с его менеджером.

Шрифт

Шрифт рекомендуется применять Courier. Его размер должен быть 12. Используя подобный шрифт, сценарий подростка будет смотреться более красиво, читабельно и профессионально. Поскольку он будет похож на тот, который используется в печатной машинке.

Как указывать информацию о месте действия и персонажах?

Описывать каждую сцену тинейджеру необходимо подробно. Для каждой из них нужно создавать вступление. В нем нужно рассказывать, что происходит в определенной сцене. А также в какое время суток и где. 

Имена героев произведения тоже нужно оформлять правильно. Их необходимо писать прямо в тексте. Буквы у имен должны быть прописными. Их необходимо указывать сверху над тем, что сказал герой. Либо, имя можно разместить сбоку от определенной фразы.

Для разных видов сценария подойдет свой собственный формат 

Объясните подростку, что сценарии для кино и театральных постановок значительно отличаются друг от друга. По форме. Соответственно, тинейджер должен изучить особенности каждого из форматов. И создавать сценарий для определенного вида искусства в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Как писать текст сценария?

Начать написание сценария нужно с создания главной части произведения. Основы определенного сюжета. Тинейджер должен продумать в голове, о чем будет его произведение. 

Подросток может написать небольшой короткий тезис. Он станет первым предложением. Вокруг этих слов подростку и предстоит развивать сюжет своего произведения. 

Подросток должен продумать концепцию истории

Желательно сделать полноценный ее набросок. На нем тинейджеру нужно изобразить основные моменты произведения:

  1. Какое событие за чем будет идти. 
  2. Какие главные события будут происходить. 
  3. Какие персонажи и с кем будут общаться. 
  4. Что они будут делать. 

И так далее. Если у тинейджера будет создана полноценная схема развития сюжета, то проблем во время написания сценария он испытывать не будет. Произведение будет звучать лаконично. Все события будут взаимосвязаны. И сценарий гарантированно понравится продюсерам. 

Подросток должен добавить в историю деталей

На следующем этапе тинейджеру в обязательном порядке нужно добавить в свое произведение детали. Он должен развить интригу. Насытить ее с помощью дополнительной информации. Так, чтобы произведение развилось. 

Очень важно насытить произведение с помощью различных фактов, описаний окружающей обстановки и так далее. Во время этого процесса подросток поймет, что писать дальше. Каким образом развивать сюжет и интригу. Чтобы она привела к той или иной концовке.

Чтобы легче представлять себе, как развивать интригу, подросток может придумать несколько вариантов окончания произведения. А затем изобразить схематически. Для того, чтобы улучшить взаимодействие с персонажами.

После того, как произведение будет разбавлено деталями, тинейджеру необходимо будет расставить все по порядку и избавиться от лишних деталей

После того, как подросток создаст основную часть сценария, его нужно вычитать. Убрать те места, которые плохо звучат. И являются не очень интересными.

Тинейджеру нужно обратить внимание на описания. Избавиться от тех из них, которые слишком перегружены. Также, подростку нужно переписать долгие отступления. В тексте должна остаться только суть. Чтобы зрители не устали от ознакомления с сюжетом.

Если подростку что-то не нравится, он должен это убирать. Так, чтобы его текст был максимально чистым. И чтобы в нем было минимум воды.

Подросток должен сравнить свой сценарий с другими произведениями авторов

Предположим, подросток создает сценарий для фильма. После того, как он допишет произведение, должен ознакомиться с какой-либо кинокартиной. В том же жанре, в котором создает сценарий он.

Во время просмотра произведения подросток должен в обязательном порядке проводить параллели. Сравнивать то, что написал он. С тем, что видит на экране. Если какие-то моменты в его сценарии окажутся лишними, то их нужно будет убрать. Если чего-либо будет не хватать, то это, соответственно, нужно будет добавить.

Подростку нужно создать простой для восприятия сценарий

Если сюжет в сценарии слишком сложный, то его нужно сделать более простым. Подросток должен провести анализ диалогов. А также сцен. 

Они не должны быть какими-то нетривиальными. Достаточно, чтобы сцена просто была интересной. И чтобы происходящее на экране завораживало взгляд. Добиться этого можно и с помощью простых сцен. А сложные диалоги некоторые из телезрителей могут не понять. Поскольку сейчас в кинематографе ценится простота.

Персонажи в фильме должны вести себя реалистично

Особое внимание нужно уделить тому, как они разговаривают. Диалоги должны быть максимально реалистичными. В противном случае, они не будут нравиться зрителям. И разрушат общую стилистику фильма.

Как подростку увлечь зрителя своим сценарием?

Сцены нужно описывать максимально детально

Это нужно для того, чтобы режиссер смог передать задумку подростка. Указывать нужно все:

  • Утром, днем или вечером это происходило. 
  • Кто из героев участвовал в сценке. 
  • Где происходили события. 

Подобные детали в сценарии очень важны.

Подростку нужно описывать то, что происходит, максимально коротко

В сценарии важно указывать только лишь тезисы того, что происходит. На основе них режиссер уже сможет развить определенную мысль. И показать ее самым лучшим образом.

Во время создания сценария подростку совершенно необязательно указывать самые мельчайшие детали. Важно указать только основные из них. 

Подростку нужно прорабатывать диалоги

От правильности построенного диалога зависит очень многое. Если придумать его правильно, то персонаж раскроется и станет очень интересным. Если нет, то его мотивация будет непонятна зрителям. И персонаж станет неинтересным.

Писать хорошие, качественные диалоги — довольно непросто. Для этого нужно много учиться и регулярно практиковаться. В частности, подростку нужно подслушивать диалоги людей в реальной жизни. И стараться записывать их. 

Это нужно для того, чтобы подросток смог воссоздать максимально реалистичные диалоги. И чтобы они были сильно приближены к жизни. Соответственно, чтобы зрители больше им верили.

Окончание работы над сценарием

Подростку нужно в последний раз отредактировать сценарий

Слишком сильно править произведение не рекомендуется. Делать это нужно максимально аккуратно. В противном случае, подросток рискует выбросить из сценария важные, интересные детали. Поскольку посчитает, что они здесь лишние.

Подростку нужно дать почитать последнюю версию сценария своим родственникам и друзьям

Важно, чтобы люди из «фокус-группы» были максимально разными. Чтобы они отличались друг от друга по вкусам. А также имели абсолютно разные представления об искусстве. 

Это необходимо для того, чтобы сформировать полное представление о качестве сюжета. О том, каким он является. Интересным или нет.

Подростку нужно вносить правки столько раз, сколько нужно

Скорее всего, близкие люди укажут на некоторые недочеты в сценарии. Если подросток будет согласен с ними, то пусть внесет правки. Делать это нужно столько раз, сколько необходимо. Главное — довести сценарий до совершенства.

Заключение

Умение писать сценарии приходит с опытом. Чтобы научиться делать это качественно, подростку нужно поступить в университет на сценариста или режиссера. Но и высшего образования будет недостаточно. 

Тинейджеру необходимо будет писать сценарии регулярно. И только на десятый-пятнадцатый раз у него получится что-нибудь интересное. До этой попытки ожидать от подростка качественного сценария не стоит.

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи

Задать вопрос на Форуме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать сценарий к видеоролику для ютуба примеры
  • Как написать сценарий документального кино
  • Как написать сценарий для фильма если идея есть
  • Как написать сценарий для тик тока
  • Как написать сценарий для театра

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии