Как написать сценарий к фантастическому фильму

Многие писатели-фантасты писали фантастические пьесы или переделывали свои романы и повести для постановок в театре. Иногда театральные режиссеры заказывали переделки повестей для сцены другим авторам.

Вот переделка рассказа А Азимова «Уродливый мальчуган»:

Или вот телеспектакль «Человек-невидимка», а я его смотрел на театральной сцене. Невидимость сделали профессионально.

http://vanila.org/viewtopic.php?f=487&t=2…

Но рассмотрим фантастические пьесы и сценарии фильмов, которые писали сами авторы специально.

Начнем с Г Уэллса и К Чапека:

Уэллс фантастических пьес не написал. Зато написал два киносценария «Облик грядущего» и «Чудотворец» по своему одноименному рассказу.

А вот Карел Чапек написал «Средство Макропулоса», «Белая болезнь», «RUR» и другие, которые было поставлены в театре.

Александр Беляев написал только один кино-роман «Остров погибших кораблей» и киносценарий «Когда погаснет свет» по своему рассказу «Анатомический жених» (И №1 1961 г)

Д Б Пристли отличный драматург и поэтому многие его романы превращались в телефильмы. А вот к фантастике имеют отношения только «31 июня» и «Дженни Вильерс» (Призраки зеленой комнаты)

Швейцарец Ф Дюрерматт написал фантастические пьесы «Операция «Вега» и «Физики».

Вообще романы зарубежных писателей в СССР запросто переделывали в фантастические телефильмы, для ознакомления массового зрителя. Так было с романом П Валё «Гибель 31 отдела» (БСФ) и С Лема «Солярис».

Но вообще Станислав Лем написал множество пьес и сценариев телеспектаклей. Начал с одноактной пьесы «Существуете ли вы мистер Джонс?» (Т-М №7 1957г)и телеспектакль по нему был снят Челябинской студией телевидения в 1962 году. Наверно я единственный на Фантлабе видевший его. Затем Лем модернизировал пьесу и напечатал под названием «Слоеный пирог» (И №4 1972 г). Кроме этого в 1966 году наше телевидение поставило спектакль Лема «Верный робот» с Сергеем Юрским в главной роли.

С Лемом написано также 4 пьесы о профессоре Тарантоге, да и рассказы про Ийона Тихого можно ставить на сцене.

Братья Стругацкие написали три киносценария «Сталкер», «Пять ложек эликсира» (ИиР) и «Чародеи», также превратили многие свои повести в сценарии.

Фантастические пьесы писали многие советские писатели: К Булычев «Товарищ Д», Л Леонов «Бегство мистера Мак-Кинли» (БСФ), С Гансовский «Млечный путь» (Т-М 1974 г), Вл. Савченко «Новое оружие» (Фантастика-1966) и др.

По сценариям Кира Булычева поставлено насколько теле и мультипликационных фильмов.

Николай Носов по «Приключениям Незнайки» писал пьесы для пионерских театров.

В наше время Борис Акунин пишет свои романы вполне кинематографично и написал несколько пьес (Чайка)

Сегодня мы будем писать сценарий так, как это делают в Голливуде.

В свое время мне в руки попала интересная книжка Александра Червинского «Как хорошо продать хороший сценарий». Это был обзор американских учебников сценарного мастерства. В основе американского подхода — трехактная структура сценария, четко прописанные правила поведения персонажей. Более того, американский подход предполагает точное указание на то, что должно происходить в определенный момент фильма. У американского сценариста только одна задача — рассказать историю, обозначая действие, описание и диалог. Все остальное — задача продюсера и режиссера.

Поскольку американский стиль сценария обладает четкой структурой, он хорошо поддается оцифровке. Существует много специализированных программ для сценаристов. В целом они делятся на два класса:

  1. для построения сюжета и проработки персонажей,
  2. для построения структуры сценария.

К первой категории относятся такие программы, как Dramatica Pro, Character Pro, StoryView, Contour и другие. Ко второй категории — Final Draft, Celtx, Movie Magic Screenwriter и другие.

appbox fallback https://apps.apple.com/ru/app/403739039

Программа для построения сюжета Contour разрабатывалась совместно с известным сценаристом Джеффри Шехтером («Бетховен 3» и другие). Соответственно, разработка сюжета в Contour идет по системе Шехтера.

Система Шехтера избавляет сценариста от мучительного вопроса: «Что писать дальше?»

Система Шехтера

Система Джеффри Шехтера базируется на структуре трех актов и сюжетных точках. Согласно формуле Шехтера, герой последовательно проходит четыре стадии:

сирота — странник — воин — мученик
(orphan — wanderer — warrior — martyr).В первом акте герой является «сиротой», изгоем, человеком без роду и племени. Например, главный герой — иммигрант, приехавший в Нью-Йорк. Он еще никого не знает, он одинок и зависим от других Во второй части первого акта герой становится «странником». Герой ищет возможность изменить себя, пытается ответить на вопросы, которые сценарист закладывает в сюжет. Во второй части второго акта герой становится «воином». Теперь он нашел ответы на свои вопросы и готов за них сражаться. В третьем акте герой становится «мучеником», готовым отдать жизнь за свои убеждения.

Используя систему Шехтера, сценарист последовательно проводит своего героя по сюжетным точкам. Выбрав тот или иной поворот сюжета, сценарист получает указания от программы Contour о том, что должно произойти с героем дальше. Так шаг за шагом строится сюжет от начала и до финала картины.

В качестве примеров в Contour встроены 16 готовых сценариев таких фильмов, как «Трансформеры», «Звездные войны», «Темный рыцарь», «Человек-паук», «Война миров» и другие. На каждом шагу сценариста сопровождают примеры того, как можно сделать тот или иной сюжетный ход.

Разбираем сценарий фильма «Комната страха»

Режиссер — Дэвид Финчер. В главных ролях — Джоди Фостер и будущая звезда фильма «Сумерки» Кристен Стюарт.

Запускаем Contour. Всего в Contour предусмотрены 54 сюжетные точки (см. верхний зеленый ползунок). Задача сценариста состоит в том, чтобы последовательно пройти по всем ним.

Первая точка — постановка четырех главных вопросов:

  1. Кто главный герой? Мэг Олтман.
  2. Что главный герой пытается сделать? Выжить и спасти дочь.
  3. Кто пытается остановить героя? Трое злоумышленников, которые охотятся за 22 миллионами долларов, спрятанными в доме.
  4. Что произойдет, если главный герой потерпит неудачу? Мэг и ее дочь погибнут.

Далее нажимаем на кнопку Archetypes. Идея Шехтера заключается в том, что люди выбирают, как им жить и как реагировать на различные проблемы, в зависимости от того, какой архетип определяет их сознание. Согласно системе Шехтера, есть четыре архетипа: сирота, странник, воин, мученик. Для героини Джоди Фостер этот путь выглядит следующим образом:

Акт I. Сирота

Мэг развелась с мужем и вынуждена искать жилье для себя и своей дочери Сары.

Aкт II, первая часть. Скиталец

В новый дом Мэг проникли грабители. Мэг и Сара прячутся в так называемой аварийной комнате, или комнате страха — месте, где можно спрятаться, если в дом залезут воры.

Aкт II, вторая часть. Воин

Мэг понимает, что, если Сара не получит дозу инсулина, она умрет. Мэг придумывает, как спасти дочь.

Aкт III. Мученик

Мэг победила. Грабители убиты или арестованы. Сара спасена.

Дальше сценарист должен написать логлайн. Логлайн — это история всего фильма от начала и до конца, уложенная в 60–80 слов. Логлайн пишут в соответствии с формулой архетипов.

Когда тридцатилетняя разведенная женщина («сирота») и ее дочь-диабетик обнаружили, что в их недавно купленный дом вломились злоумышленники, они спрятались («скитальцы») в защищенной комнате — «комнате страха». Злоумышленники пытаются попасть в «комнату страха», так как там спрятаны 22 миллиона долларов. Женщина должна найти способ получить инсулин для дочери («воин»), в одиночку победить злоумышленников и выжить («мученик»).

Далее Contour предлагает сценаристу отметить 12 сюжетных поворотов фильма. Программа подсказывает, на какой странице сценария должны происходить сюжетные повороты. В конце автор должен ответить на центральный вопрос фильма. По системе Шехтера, центральный вопрос должен состоять из трех частей.

Центральный вопрос фильма «Комната страха» — «Сможет ли Мэг спасти дочь, победить грабителей, остаться в живых?»

После того, как получен ответ на центральный вопрос, фильм заканчивается.

Двигая курсор по зеленой линейке, сценарист подробно описывает события, которые он отметил в сюжетных поворотах. И так — до финальной сцены. При этом Contour поясняет, что и почему должно произойти в этой точке сценария.

Вот так выглядит готовый сценарий.

Подводим итоги

Программа Contour интуитивна, проста. Разобраться в ней можно минут за 30. Сначала программа показалась мне устаревшей в плане дизайна, но через пару часов работы я понял, что это не так. Дизайн не отвлекает от работы, а интерфейс построен таким образом, что НЕ дает сделать неправильно. Сценаристу не надо думать, где и что нажать. Ему лишь надо расслабиться и дать волю воображению…

Есть также версия для iPhone/iPad, чтобы можно было записывать идеи фильмов и прорабатывать сюжеты в любой обстановке.

appbox fallback https://apps.apple.com/ru/app/364872280

В заключение скажу, что если вы решили попробовать себя в качестве сценариста, то Contour вам однозначно подойдет. На сайте IMDb Pro можно найти контакты голливудских агентов и студий. Так что пишите и отсылайте свои сценарии прямо в Голливуд. Все просто.

Молодая команда Lateral Summer, cнявшая уже три короткометражных фантастических фильма, активно продвигает идею о том, что российское кино должно быть качественным и интересным, с живыми сюжетами и убедительными героями. А главное, не стоит ждать чуда от кинокомпаний: хороший фильм можно сделать самому. 23 и 24 августа команда проводит лекцию и мастер-класс для всех желающих — о том, как придумать сюжет, собрать единомышленников и справиться со съемками и постпродакшеном. Организатор мастер-класса Наталья Покровская рассказала T&P подробности будущего занятия.

Наталья Покровская, продюсер и соавтор сценариев Lateral Summer

Основная команда Lateral Summer — это три человека. Антон Уткин — режиссер, оператор, автор сценариев, дизайнер, саунд-дизайнер, композитор, создатель некоторых визуальных эффектов, колорист. Я — продюсер, соавтор сценариев, второй режиссер, монтажер, начинающий колорист; на мне же вся коммуникация и PR. И Анатолий Беликов — супервайзер спецэффектов и оператор-постановщик. Он единственный среди нас, кто профессионально занимается съемками. Работа над «Летом» требовала нового уровня ответственности, поэтому мы позвали еще людей, таких же энтузиастов не из мира кино, как и мы сами. Потом к нам стали присоединяться и профессионалы, но основной наш состав — это по-прежнему небольшая группа универсалов, где каждый работает за двоих.

Наш первый фильм, «3311», можно посмотреть в интернете; второй, «The Rift / Разлом», все еще находится в постпродакшене, а съемки «Лета» мы закончили совсем недавно, в августе. С последним фильмом нам помог судьбоносный выпуск передачи «Кино на коленке» на канале «Москва-24». Все как-то быстро завертелось: мы познакомились с известной актрисой Аленой Бабенко и показали ей сценарий. Оказалось, что Алена тоже любит фантастику и готова сыграть у нас главную роль — и вот мы уже на площадке в «Авто Ганзе», превращаем скорую, предоставленную нам «Фольксвагеном», в автомобиль будущего.

Мы в первую очередь за открытые знания. Пусть хорошего кино будет больше! Наш мастер-класс — для тех, кто, как мы сами пару лет назад, хочет снимать свое кино, но думает, что это очень сложно, требует дорогих камер и вагона света, а уж делать фантастику и вовсе доступно только большим киностудиям. Мы расскажем обо всем, чему научились на собственном опыте и у старших товарищей: от идеи до сценария, поиска команды, съемок и постпродакшена. Мы уже проводили похожий мастер-класс, но это было еще до съемок. Сейчас мы делаем развернутую версию, дополненную нашим съемочным опытом. В первый день мы прочитаем большую лекцию, а во второй — устроим практикум.

Первое, о чем задумывается человек, желающий снять фильм, — как написать сценарий? Мы расскажем, как сделать из идеи полноценный сюжет, какие книжки стоит прочитать, какими инструментами пользоваться. Второй не менее важный вопрос — где взять команду? В Lateral Summer нет профессионалов из мира кино, но мы знаем, как малыми силами организовать процесс, найти нужных специалистов, когда потребуется, и сделать так, чтобы они захотели помочь. Ну и, наконец, фантастические спецэффекты. Многие все еще думают, что их можно делать только на огромных голливудских рендер-фермах — это давно не так. Современный софт плюс достаточно мощный компьютер, бесплатные обучающие видео и достаточно усердия — и вы сможете рисовать корабли в космосе буквально на коленке.

Сценарное мастерство: как создать отличный сценарий

Театр начинается с вешалки, а театральная постановка – со сценария. Пытаться поставить спектакль или снять фильм без сценария – все равно, что пытаться пересечь океан без всякой навигации.

Сценарий в его общем виде может понадобиться и тем, кому приходится выступать на публике. Возможно, вам уже приходилось испытывать неловкость, произнося речь перед аудиторией. Если это так, причиной этому могут быть неумение пользоваться приемами риторики или неправильно подготовленный сценарий выступления. Для решения первой проблемы рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Современная риторика», где вы научитесь хорошо говорить, правильно вести себя на сцене, пользоваться ораторскими приемами и многому другому, что позволит вам успешно выступать перед любой аудиторией.

Ну а начало решению второй проблемы положит наша статья. Что такое сценарное мастерство, почему сценарий так важен и как освоить основы сценарного мастерства, мы и расскажем далее.

Что такое сценарий и почему он так важен?

Сценарий – это руководство для продюсеров, режиссера, актеров, съемочной группы. Сценарий является общей почвой, с которой все в фильме будут работать от начала до конца производства.

Он рассказывает полную историю, содержит все действия и диалоги для каждого персонажа, а также описывает персонажей визуально, чтобы кинематографисты могли воплотить их стиль, внешний вид или атмосферу в реальность. Поскольку сценарий является своего рода чертежом фильма или телешоу, он отражает и стоимость проекта.

Создание фильма требует тщательного планирования бюджета. Например, если сценарий содержит спецэффекты и сцены в разных локациях, то бюджет должен быть значительно выше, чем в фильме, в основном ориентированном на диалог.

Итак, откуда же берется сценарий? Обычно он создается одним из следующих способов:

  • Стандартный сценарий подается продюсерам или студии, и если они заинтересованы, то разрабатывается и пишется с их участием. Иногда к известному сценаристу обращаются с просьбой написать сценарий.
  • Специальный сценарий пишется писателем заранее в надежде, что он будет выбран и в конечном итоге куплен продюсером или студией.
  • Адаптированный сценарий производится из чего-то, что уже существует в другой форме, такой как книга, пьеса, телешоу, предыдущий фильм или даже реальная история. Существует так много бесчисленных примеров адаптированных сценариев, но, вероятно, наиболее распространенными являются самые продаваемые книги. Если художественная книга становится бестселлером, это почти гарантия, что она будет адаптирована для фильма.

Хотя может показаться, что адаптированные сценарии писателю легче готовить, так как история уже есть, тут есть свой набор проблем.

Чрезвычайно страстные поклонники оригинального материала могут быть очень жесткими к сценаристу (поклонникам комиксов и научной фантастики, как известно, трудно угодить).

К тому же, материал должен быть написан в формате сценария, который очень отличается от того, как пишутся книги. В самых общих чертах, сценарий – это документ на 90-120 страницах, написанный шрифтом Courier 12pt. Интересно, почему используется шрифт Courier? Это вопрос времени. Одна отформатированная страница сценария в шрифте Courier равна примерно одной минуте экранного времени. Вот почему среднее количество страниц в сценарии должно составлять от 90 до 120 страниц.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Для создания стоящего фильма, спектакля, шоу и любого вида представления человеку требуется особое сценарное мастерство, так же как для исполнения ролей необходимо актерское мастерство. К слову, у нас есть соответствующий курс, где начинающие актеры узнают о существующих театральных системах и освоят искусство перевоплощения и переживания. Ну а сейчас мы поделимся секретами сценарного мастерства известных деятелей этой сферы.

Персонажи никогда не говорят то, чего они хотят на самом деле

Все дело в подтексте. Эрнест Хемингуэй лучше всего выразился, ставшей теперь знаменитой, цитатой: «Если писатель достаточно хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить известные ему подробности. Величавость движения айсберга обусловлена тем, что над водой видна только одна девятая его часть».

Представьте, было бы крайне скучно, если бы мистер Оранжевый в первом акте «Бешеных псов» прямо сказал мистеру Белому: «Послушайте, я полицейский. Спасибо, что спасли мне жизнь, и мне очень жаль, но, пожалуйста, не позволяйте им убить меня». Вместо этого его диалоги никогда не показывают, чего он хочет, но сценарист дает зрителям ключи на протяжении всего фильма.

Когда персонажи раскрывают свои секреты, нет места для открытия, таким образом, ничто не удерживает внимание аудитории.

Это один из самых больших секретов написания сценария. Навык необходимо освоить и постоянно оттачивать, и если вы сумеете выполнить то, что советует Хемингуэй, вы заметно продвинетесь к тому, чтобы стать хорошим сценаристом.

Спросите себя: «Так ли необходимо персонажу передавать эту информацию?»

Дэвид Мэмет (киносценарист, лауреат Пулитцеровской премии 1984 года за пьесу «Гленгарри Глен Росс»), задающий этот вопрос, считает, что если ответ «нет», то лучше вырезать эту информацию. «Потому что вы не ставите аудиторию в такое же положение с главным героем – я пытаюсь принять это как абсолютный принцип. Я имею в виду, если я пишу не для публики, если я пишу не для того, чтобы им было легче, тогда для кого, черт возьми, я это делаю? И вы следуйте этим принципам: сокращайте, создавайте кульминацию, оставляйте экспозицию и всегда продвигайтесь к единственной цели главного героя. Это очень строгие правила, но именно они, по моему мнению и опыту, облегчают задачу аудитории».

Помните: действие говорит громче слов

«Если вы притворитесь, что персонажи не могут говорить, и напишете немое кино, вы напишите большую драму», – Дэвид Мэмет обучал этому свой писательский персонал.

Хороший диалог часто является результатом того, что сценарист не пишет ни одного диалога. Это может звучать как оксюморон, но это правда. Гораздо больше мы узнаем о персонажах через их действия и реакции.

Посмотрите, как много мы узнаем о характере Антона Чигура в его вступительной сцене в фильме «Старикам тут не место». Он безжалостный убийца, и мы узнаем это через его действия и реакции. Красота этого заключается в том, что когда герой что-то говорит — зритель его слушает, и это имеет значение.

Используя меньше диалога и фокусируясь на действиях и реакциях, сценарист усиливает существующий диалог.

Конфликт – это все

Лучший диалог исходит от двух или более персонажей в одной сцене, которые преследуют разные цели. Все очень просто. Если это присутствует почти в каждой сцене вашего сценария, диалог выскочит из страницы, и аудитория будет следить за героями, ожидая, кто победит в споре.

Конфликт – это все. Если есть конфликт, есть и история.

Аарон Соркин – американский сценарист и лауреат премий BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и «Эмми» – однажды сказал: «Каждый раз, когда вы видите двух людей в комнате, несогласных друг с другом хоть в чём-то, пусть даже если речь идёт о времени дня, – это сцена, которая должна быть записана. Вот что я ищу».

Вспомогательные персонажи являются поддерживающими

Слишком часто сценаристы допускают ошибку, давая строки диалога персонажам, которые их не заслуживают.

Дэвид Мэмет однажды мудро заявил: «Без сомнения, одна из самых больших ошибок, которую я вижу у любителей, – это персонажи, которые говорят только потому что они находятся в сцене. Если персонажи говорят только потому что это написано в сценарии, сцена будет невыносимо скучной».

Каждая линия диалога в фильме должна иметь значение и продвигать историю и персонажей вперед. Пустые слова второстепенных героев отнимают у остального диалога время и ценность. Вспомогательные персонажи существуют, чтобы поддержать главных героев и историю. Если то, что они говорят, не относится к истории, это следует сократить.

Забудьте о том, что диалоги должны звучать реально

Отличный диалог в фильмах звучит не так, как мы разговариваем в жизни. Это усиленная реальность, предназначенная для передачи эмоции момента в двух-трех словах.

Внимательно послушайте популярные строки в известных фильмах.

В реальном мире мы так не разговариваем. Мы заикаемся. Мы произносим такие слова, как «эмм», «как», «ну» и т.д. Мы идем по касательной. Мы начинаем рассказ, возвращаемся назад, когда упускаем детали, начинаем снова. Если бы сценаристы писали диалоги так, как люди действительно разговаривают в реальной жизни, никто не мог бы слушать это в кинотеатре. Мы ходим на хорошие фильмы, чтобы послушать развлекательную кинематографическую поэзию.

Поэтому избегайте часто даваемых советов изучать реальные разговоры и подражать им. Да, вы хотите избежать деревянного диалога. Да, вы хотите, чтобы персонажи прерывали друг друга и говорили фрагментами, как мы часто делаем в реальной жизни. Но если вы прислушаетесь к тому, как мы действительно говорим, и сравните это с некоторыми из лучших кинематографических диалогов, вы быстро поймете, что персонажи фильма говорят в гиперреалистичном формате, приправленном развлекательной, привлекательной и иногда поэтической вспышкой. Они разговаривают с ритмом и темпом рассказа.

Мастер диалога Квентин Тарантино сказал об этом лучше всего: «Я думаю, что в моем диалоге есть немного того, что вы бы назвали музыкой или поэзией, и повторение определенных слов помогает придать ему ритм. Это просто происходит, и я просто иду с ним, ища ритм сцены».

Сценарного мастерства, как у Тарантино, Мэмета, Хемингуэя, Соркина, Филда, Коэнса и других, достичь сложно. Вам понадобится немало времени, чтобы приблизиться к тому, что они сделали в своих фильмах, пьесах и историях. Но даже выполнив небольшой процент того, что они применяют в своих работах, вы будете впереди большинства сценаристов.

Просмотрите свои написанные сценарии. Держите эти шесть секретов от мастеров в уме и подумайте, можете ли вы выйти на новый уровень со сценарием, который действительно продуман до мелочей и имеет значение.

И напоследок: если вы хотите основательнее изучить сценарное мастерство, курсы от 4Brain окажут вам в этом хорошую помощь. Например, пройдя наш курс «Скорочтение: как научиться быстро читать» вы быстрее и эффективнее осилите следующие интересные книги по сценарному мастерству:

  • Сид Филд «Киносценарий: основы написания».
  • Майкл Хейг «Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят».
  • Джон Труби «Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария».
  • Александр Митта «Кино между адом и раем».
  • Дэвид Троттьер «Библия сценариста».

Желаем вам успехов!

Научная фантастика: как писать

Топ самых продаваемых книг 2021 года забит фантастикой: «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли соседствуют с «Голодными играми» Сьюзен Коллинз и романом Стивена Кинга «Позже», герой которого умеет разговаривать с умершими. С экранизациями фантастики тоже все отлично: «Дюна» и новая «Матрица», едва успев нашуметь, сменились фильмом «Не смотри вверх», который бурно обсуждают в сетях.

Чтобы присоединиться к тренду и написать яркий, запоминающийся научно-фантастический рассказ или роман, нужно соблюдать несколько важных правил, о которых мы рассказываем в этой статье.

В материале мы расскажем:

Главные правила научно-фантастической литературы

Научная фантастика

жанр, в котором развитие сюжета определяется неким допущением, не существующим в реальности. Если это допущение относится к области науки и техники, говорят о «твердой» фантастике, связанной с естественными науками (физикой, химией, биологией). Если главное сюжетообразующее допущение касается гуманитарной сферы, то эта фантастика – социальная.

Классический пример твердой фантастики – это роман «С Земли на Луну» Жюля Верна, написанный в 1865 году. Образец социальной фантастики – антиутопия Маргарет Этвуд «Рассказ служанки».

Поджанры научной фантастики многочисленны и часто пересекаются. Вот лишь несколько типичных сюжетов:

Затерянные миры – открытие и освоение неизвестных или заброшенных планет и земель

Космическая опера – масштабные космические сражения с использованием фантастических технологий

Киберпанк – упадок человеческой цивилизации на фоне прогресса компьютерной техники

Стимпанк – альтернативная цивилизация, развившаяся на основе технологии паровых машин

Планетарная фантастика – приключения на экзотической планете, населенной невиданными существами

Биологическая фантастика – новые способности человека, связанные с изменениями в его биологии

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

и так далее, и так далее.

Фантазия автора в научной фантастике ограничивается только основным правилом: обойтись без волшебства. Вы можете написать практически что угодно — но любые, самые невероятные явления в вашем научно-фантастическом произведении должны иметь логичное научное объяснение – пусть даже эта наука существует только в книге, которую вы хотите написать.

Если в сюжете присутствует магия, это уже не научная фантастика, а фэнтези.

Сколько науки должно быть в научной фантастике?

Точного ответа на этот вопрос нет, но общая рекомендация такова: соблюдать основные естественнонаучные законы, известные современникам, и не слишком увлекаться технической стороной дела. Все происходящее должно иметь правдоподобную причину, чтобы вызвать доверие читателя. Но избегайте технических подробностей, несущественных для развития сюжета.

Если космолеты в написанной вами книге летают на огромные расстояния, придумайте для них фантастическое топливо – но можете не рассказывать, из чего именно оно сделано и как устроен технологический процесс его получения.

Откуда брать сюжеты для научно-фантастической прозы?

Как писать научную фантастику, которую захотят прочесть и ученые, и домохозяйки? Так же, как в других жанрах, создание научно-фантастического произведения лучше всего начать с определения идеи.

В чем главная мысль, которую вы хотите донести до читателя?

Что нового узнает он из вашего произведения о Вселенной и о себе?

Кроме того, важно придумать то самое допущение, которое сделает ваш фантастический роман особенным. Попробуйте поиграть в «А что, если…?»

Что если люди научатся летать без всякого оборудования? Что если человечеству придется перебраться под воду и устраивать свою жизнь в океане? Что если дыхание человека станет топливом для техники? Что если мы начнем слышать мысли друг друга? Что если человек никогда не изобретал колесо?

Чтобы сочинить что-то по-настоящему интересное, нужно раскрепостить фантазию.

Источники вдохновения для автора научной фантастики

Классическая научно-фантастическая литература (книги Ж. Верна, Г. Уэллса, Р. Брэдбери, А. Шекли, А. Азимова, К. Саймака, братьев Стругацких и т.д.) и книги современных фантастов. Читайте разные формы в зависимости от того, что хотите написать: научно-фантастический рассказ, роман или сценарий.

Научно-фантастические фильмы и игры.

Новости науки и техники, из которых можно черпать информацию о ближайших возможностях, которые откроются перед человечеством.

Реальные события на Земле, которые вы перенесете в фантастические условия.

Сюжет «Дюны» Фрэнка Герберта – это перенесенный на далекую пустынную планету конфликт на Ближнем Востоке. А в «Аватаре» поднята крайне актуальная для землян проблема сохранения влажных тропических лесов.

Классические мифы и сказки.

В рассказе «Икар и Дедал» герои древнегреческого мифа рождаются в далеком будущем и стремятся пролететь сквозь Солнце.

На курсе «Как писать фантастику» вы создадите свои первые фантастические рассказы, а может быть даже замахнетесь на роман.
И все это под чутким руководством опытных редакторов и с подачи реальных писателей-фантастов.

Как описать фантастическую Вселенную для своей истории

Уникальный, не имеющий аналогов мир вашей истории – главная приманка для читателя фантастической литературы. Он должен быть удивительным, но логичным, чтобы читатель мог наслаждаться вашей изобретательностью и следить за сюжетом, не отвлекаясь на раздражающие противоречия и вопросы.

Параметры, с которыми нужно определиться

Чтобы написать книгу с интересным и гармоничным сеттингом, нужно определиться со следующими параметрами:

Законы природы – лучше, если все базовые законы природы в вашей книге будут похожи на реальные. А если необходимо нарушить один из базовых принципов (например, закон сохранения энергии) – пусть это будет одно большое допущение, а остальные законы останутся в рамках реальности.

Герберт Уэллс в «Машине времени» создал принципиально новое допущение – возможность перемещаться во времени. При этом другие законы остались в силе: в фантастическом антураже далекого будущего есть день и ночь, слепые от вечного мрака морлоки и погнутые рычаги машины, поврежденной во время путешествия.

Время действия – если сюжет разворачивается в будущем, полезно помнить о разумном балансе в развитии технологий, а в прошлом – об уровне развития культуры и техники, костюмах и языке, которые не должны противоречить своему времени.

Помните культовый фильм «Назад в Будущее»? Каждый раз отправляя героев в прошлое, сценаристы подчеркивали особенности культуры той эпохи, куда они попадали: от одежды до музыки, от сленга до межличностных отношений свойственных тому времени.

Единство географии и истории – хотя в научной фантастике, в отличие от фэнтези, не принято рисовать карты, автору полезно четко представлять себе основные параметры климата, рельеф, количество континентов и светил на планете, где происходит действие, а также написать, пусть в общих чертах, предысторию событий. Вводить ее в основной сюжет не обязательно, но это поможет вам написать объемный, интригующий и психологически достоверный текст.

Сверяйте свои идеи с естественно-научной картиной мира. Например, если место действия находится в пределах изученного человеком космоса, уточните по астрономическому атласу, могут ли на этой планете быть два солнца.

Единство допущений – во всех обстоятельствах и локациях вашего сеттинга должны действовать все придуманные вами допущения. А для исключений из этого правила нужно обоснование.

Как правильно написать сюжет научно-фантастического произведения

Законы композиции, построение диалогов и разработка персонажей в научной фантастике важны не меньше, чем в любом другом жанре. А может быть, и больше – ведь увлекательный сюжет, психологическая достоверность и убедительный конфликт помогут отвлечь читателя от возможных технических неточностей.

Советы по драматургии научно-фантастического произведения

Разработайте интересного героя с ясной целью. Постарайтесь написать о нем так, чтобы читатель сочувствовал герою и желал ему успеха.

Дайте герою достойного антагониста. Лучше, если у противника главного героя будет своя правда и своя боль, которые вызывают сочувствие.

Следите за ритмом повествования. Чередуйте насыщенные событиями сцены с неспешными, чтобы читатель мог перевести дух.

Добавьте индивидуальности героям. Придумайте им особенные привычки, словечки и портреты.

Сделайте победу неоднозначной. Главный герой не может добиться желаемого, не пожертвовав чем-то, что важно для него. Все как в жизни.

Каких ошибок нужно избегать при написании НФ

Подробно описывать место действия, законы природы, характеры персонажей и прочие подробности до начала действия. Выдавайте эту информацию постепенно, по мере развития сюжета.

Вкладывать всю важную информацию в монолог одного из героев. Даже если это лекция профессора (увы, но этот прием избитый и неэффективный).

Называть хорошо знакомые читателю вещи и явления по-новому.

Пренебрегать психологией героев и делать их однозначно «плохими» или «хорошими».

Как сочинить научно-фантастическую историю, которая станет классикой?

Мы давно не считаем удивительными полеты на Луну и привыкли к лазерам, но продолжаем перечитывать книги Жюля Верна и «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого.

Научно-фантастические произведения вполне могут пережить свое время, если они говорят что-то важное о людях, их ценностях и переживаниях, о том, как они воспринимают окружающую действительность и как познают её.

Вложите в свою книгу настоящие чувства и свои мысли о природе человека – и она переживет любые повороты научно-технического прогресса!

Что еще почитать по этой теме:

Потренируйтесь придумывать фантастические допущения по формуле «А что, если?» Напишите, к каким последствиям приводит то или иное допущение.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Не знаете, как написать сценарий фильма? Читайте статью, в ней даны советы, есть образцы и примеры.

Содержание

  • Что понадобится для написания сценария к фильму: книга, программы
  • Как правильно написать сценарий к своему собственному художественному, документальному, короткометражному, анимационному мини фильму, фильму ужасов и продать: образец
  • Видео: Как написать сценарий? Лайфхаки режиссера
  • Как написать сценарий к фильму 8 класс: три акта
  • Как писать новый сценарий: большие повороты, пример
  • Видео: Структура сценария — просто и понятно!
  • Правильно не писать сценарий, а рисовать картинками: образец
  • Пишем сценарий, нагнетая напряжение: пример
  • Как написать сценарий: алгоритм действий, советы
  • Видео: Пишем сценарий для своего фильма
  • Видео: Как написать сценарий — 7 шагов

Есть отличная идея для вашего будущего фильма? Вам интересно, как превратить это в мегахит? Это самое важное, что должен освоить любой потенциальный сценарист перед написанием сценария. Идея и желание сделать из нее кинофильм, хит сезона — это основа создания кинокартины, которую учителя и писатели передавали своим ученикам на протяжении многих лет. Когда вы ознакомитесь с ними и напишете собственный сценарий, вы получите эти знания, владея которыми, будете создавать все новые и новые шедевры.

Прочитайте в другой статье на нашем сайте про киноляпы в фильмах — абсурдные, советские, известные. Это лучшая подборка.

В этой статье описано, как правильно писать сценарий. Вы научитесь искать истории, героев, а самое главное — это цель, конфликт и нагнетание напряжения, которое так необходимо зрителю. Читайте далее.

Что понадобится для написания сценария к фильму: книга, программы

Программа для написания сценария

Программа для написания сценария

Конечно, чтобы писать сценарии, нужно много учиться. Но попробуйте это сделать уже сейчас. Если у вас есть талант, то вы сможете создавать шедевры и учиться в процессе. Вот что понадобится для написания сценария к фильму:

  • Книга Сида Филда «Написание сценария фильма» — это очень полезное пособие, которое ответит на многие вопросы. Обязательно купите эту книгу и изучите ее от начала и до конца.
  • Чтобы сэкономить время: программа форматирования сценария, платная Final Draft — скачать ее можно здесь и бесплатная Celtx. Также подойдет профессиональная программа RoughDraft. Скачать ее можно на любом софте, к примеру, здесь.

Если вам сложно разобраться в иностранных программах, то попробуйте российскую утилиту «Кит сценарист». На этом сайте все понятно, а скачать программу проще простого. Итак, все необходимые инструменты у вас есть. Теперь можно приступать к написанию. Читайте далее.

Как правильно написать сценарий к своему собственному художественному, документальному, короткометражному, анимационному мини фильму, фильму ужасов и продать: образец

Сначала кажется, что написать телесценарий — это сложно. Но когда вы прочитаете вышеуказанную книгу и скачаете все необходимые программы, это будет намного проще. Не важно, какой будет кинофильм — свой собственный художественный, документальный, короткометражный, анимационный мини фильм или  фильм ужасов, в сценарии должна быть история. Итак, как правильно написать сценарий и продать? Вот образец и пример:

Найдите историю, героя, цель и конфликт:

  • Наверняка, вы встречали многих людей, которые рассказывали, что у них есть отличная идея для кинокартины, описывая свою работу, историю жизни их прабабушки или путешествие по Европе.
  • Однако правда в том, что не каждая жизненная ситуация подходит для создания телефильма по ней.
  • Конфликт находится в центре любой драматической истории. Если у вас уже есть идея, сформулируйте ее как «герой, цель, конфликт». К примеру, человек (главный герой) хочет стать пилотом (цель), но должен преодолеть свой страх перед полетом, неодобрение родителей и отсутствие самолета (конфликт).
  • Практически любой кинофильм можно разбить на эти три компонента, без них у вас не будет ни кинокартины, ни рассказа, а всего лишь какая-то совокупность неинтересных событий для зрителя.

Прочитайте в другой статье на нашем сайте о том, чем отличается жанр фэнтези от фантастики. Вы найдете сравнения, сходства и различия.

Вы должны потратить некоторое время на размышления о том, какой ценой ваш персонаж хочет достичь цели. Чем больше он должен потерять, тем больше зрителей заинтересует концовка.

Запомните: История, герой, цель и конфликт — это основа основ при написании сценария. 

Вот пример:

Сценарий фильма

Сценарий фильма

Видео: Как написать сценарий? Лайфхаки режиссера

Как написать сценарий к фильму 8 класс: три акта

Сценарий к фильму: три акта

Сценарий к фильму: три акта

Сейчас в школе детей приобщают к творчеству. На уроке русской литературы в 8 классе часто задают написать сценарий к фильму. Конечно, ребенку сделать это сложно. Но если знать структуру сценария, то проблем не возникнет. Она состоит из трех актов. Почти каждый хороший кинофильм основан на так называемой «трехактной структуре». Эти три элемента соответствуют естественному развитию рассказа:

  1. Введение — первый акт
  2. Развитие — второй акт
  3. Финал — третий акт

В типичном сценарии двухчасовой кинокартины (120 страниц):

  • Первые 30 страниц сценария/30 минут — это первый акт, который определяет главного героя и его окружение.
  • Следующие 60 страниц/60 минут — составляют второй акт, в котором главный герой борется с невзгодами для достижения конечной цели.
  • Последние 30 страниц/30 минут — это третий акт, в котором конфликт разрешается и герой достигает (или нет) своей цели.

Приведенные номера страниц, конечно, ориентировочные. Цель не в том, чтобы посвятить половину сценария описанию пятиминутного боя с препятствиями, а в следующие 60 минут рассказывать все остальное. Все должно быть в меру — герои должны действовать и не слишком медленно или не очень быстро. Это не обязательное правило сценариста, а закон природы. Люди так живут в этом мире. Еще раз хочется порекомендовать книгу Сида Филда «Написание сценария фильма». Это исчерпывающее руководство, описывающее структуру этих трех актов.

Как писать новый сценарий: большие повороты, пример

Сценарий: большие повороты, пример

Сценарий: большие повороты, пример

Часть книги Сида Филда о структуре трех действий включает понятие больших поворотных моментов, которые начинаются после кульминации первого акта. Сценаристы обычно используют их, чтобы действие было быстрым, а история трогательной и хорошо поставленной. Проще говоря, поворотный момент — это великое событие, которое меняет действие в новом, драматическом направлении.

В типичном сценарии есть две поворотные точки:

  1. Первая, которая знакомит вас с актом 1
  2. Следующая, которая ведет к акту 3

Запомните: Главный герой преодолевает невзгоды для достижения цели.

Обычно первая поворотная точка позволяет герою оказаться в начале истории, из которой он будет двигаться к своей конечной цели. К примеру, в кинофильме «Красотке», в котором Джулия Робертс соглашается на постоянную работу Ричарда Гира. Второй поворотный момент вводит конфликт наиболее серьезный, чем предыдущий, заставляя героя принять новое, более важное решение. Такие повороты есть во всех стоящих фильмах, которые видели почти все из нас.

Если мы еще рассмотрим «Звездные войны» в качестве примера — это один из самых востребованных и интересных фильмов современности, конечная цель — «победить Империю». Второй поворотный момент после спасения принцессы — «Разрушение Звезды Смерти» — последняя большая битва за достижение конечной цели.

В середине акта 2 обычно есть «середина», которая похожа на точку поворота, но имеет меньшее значение. Например, в кинокартине «Назад в будущее» серединой может быть момент, когда Док узнает, как вернуть Марти в 80-е. Это придает истории мощный импульс в новом направлении.

Видео: Структура сценария — просто и понятно!

Правильно не писать сценарий, а рисовать картинками: образец

Научитесь показывать, а не говорить. Правильно не писать сценарий, а рисовать картинками. Одна из самых распространенных ошибок начинающих писателей — переносить мысли своих персонажей на бумагу. Показывайте, а не рассказывайте. Мыслите картинками и переносите образы в текст сценария. Сценарист — не писатель, который создает конечное произведение.

Искусство написать киносценарий — найти способ описать историю визуально, с помощью изображений. Вместо того, чтобы писать, например, «Он действительно очень ее любит …», вы должны написать по-другому. Вот образец:

  • «Когда Анна взволнованно рассказывала о том, что с ней произошло сегодня, Адам, сидя глубоко в своем кресле, не сводил с нее глаз».

Научиться писать картинками непросто, но необходимо. Лучший способ познать этот навык — читать сценарии блокбастеров. Посмотрите, как сценаристы переделывают обычные истории в слова, чтобы режиссер и актеры могли создать изображение, которое сценарист видит на экране.

Помните: Вы — сценарист, а не писатель. Учитесь рисовать в голове, тогда будет легче переносить мысли в виде картинок на бумагу.

Пишем сценарий, нагнетая напряжение: пример

Пишем сценарий, нагнетая напряжение

Пишем сценарий, нагнетая напряжение

Научитесь нагнетать напряжение. Это чувство должно иметь форму «дуги»:

  • Действие разворачивается до кульминации, а затем «спадает» по мере разрешения конфликта или какой-то головоломки.

Это путь, по которому вы должны следовать при написании сценария. К примеру, никто не хочет смотреть, как один и тот же парень снова и снова бежит к одному и тому же дереву по одному и тому же тротуару. Мы хотим, чтобы действие разворачивалось до появления какого-то важного момента. Если сделать структуру сценария по типу «дуги», описанной выше, имейте в виду, что каждый конфликт должен быть более значимым, чем тот, который ему предшествовал.

Как написать сценарий: алгоритм действий, советы

Сделайте набросок сценария и структурируйте его в соответствии с тем, что вы уже узнали. Вот алгоритм ваших действий:

  • Сначала освойте трехактную структуру
  • Поворотные моменты и нарастание напряжения
  • Создайте главного героя и цель, которую нужно преследовать
  • Придумайте могучие невзгоды, стоящие на его пути

После этого подумайте, как вписаться в структуру сценария. Вот еще советы:

  • Сохраняйте правильные пропорции между первым, вторым и третьим действиями.
  • Подумайте, что является первым и вторым поворотными моментами, какая кульминация будет у вашего сценария.
  • А конфликты усиливаются? Ведь, как говорилось выше, ровная история никому не интересна.

В вашем сценарии есть описание важных сцен, которые отлично рассказывают ту или иную историю? Правильно составленный план позволит избежать неудач. Поэтому важно потратить немного времени на определение и точную настройку всех этапов сценария.

Вот еще несколько важных советов:

  • Изучите основы форматирования или загрузите программу, которая отформатирует текст за вас. Большинство начинающих писателей больше всего времени тратят на этот процесс. По какой-то причине они думают, что самая большая проблема при написании сценария — это сам текст и расставить все на свои места.
  • Не думайте о камере и избегайте официальной речи или какого-то жаргона. Пусть режиссер, основываясь на ваш киносценарий, сам подберет лучшие кадры, а актеры скажут все сами и «оживят» текст своими уникальными фразами.

Помните: Основой является хороший и понятный текст. Выберите способ и программу для форматирования, которые облегчат для режиссера чтение сценария.

В итоге, вы дойдете до того момента, когда начинающему сценаристу придется перейти от теоретических основ к практике. Так что постоянно пишите, и если возможно, то ежедневно. Даже если вам сложно и не хочется, все равно пишите. Будьте готовы к исправлениям. Как однажды сказал Эрнест Хемингуэй: «Первый набросок чего угодно — дерьмо». Запомните это. Удачи и приятного творческого процесса!

Видео: Пишем сценарий для своего фильма

Видео: Как написать сценарий — 7 шагов

Прочитайте по теме:

  • Что посмотреть с детьми: лучшие семейные фильмы 
  • Лучшие новогодние кинофильмы для семейного просмотра
  • Подборка лучших телефильмов про любовь
  • 100 лучших фильмов ужасов
  • Топ-10 фильмов о звездах, планетах

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать сценарий к спектаклю образец
  • Как написать сценарий для короткометражки
  • Как написать сценарий к сказке
  • Как написать сценарий для концерта
  • Как написать сценарий к сериалу образец пример

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии