Как написать сценарий к фильму комедии

 

Посвящается
величайшему и непревзойдённому мастеру комедийного жанра советского кино –
Леониду Гайдаю.

 

Комедия – это особый жанр, без которого не обойтись не
одному зрителю, как не обойтись в жизни без смеха и положительных эмоций.
Собираясь в кино на комедийный фильм, каждый из нас желает получить повышение
настроения, удовольствие, смех, легкость и ощущение праздника после просмотра. 

Но получаем ли мы всегда то, ради чего начинаем смотреть
очередную комедию? К сожалению, далеко не всегда. Более того, для многих из
нас, после выхода из кинотеатра или просмотра очередного DVD, стали привычными
мысли типа: «Неужели нельзя было придумать что-то более смешное? Деградация
продолжается… Зря потратил время…» и тому подобное. Юмор часто является
настолько оскорбительным, плоским, тупым или пошлым, что после просмотра
хочется плеваться. И при этом сама история не увлекает, события текут вяло,
герои не располагают к себе… 

В результате вышеописанной ситуации, мы можем смело сделать
вывод, что создатели комедий не всегда знают, понимают и учитывают те основы,
на которых строится настоящее смешное и увлекательное кино. 

Но такие основы есть и, если вы собираетесь работать в
комедийном жанре, их необходимо знать. Данная статья является результатом наших
наблюдений и тщательного анализа того, какие элементы и ходы используются в тех
комедиях, которые заняли достойное место в умах зрителей, и принесли деньги и
славу их создателям. Здесь вы найдёте 9 способов того, как увлечь и рассмешить
зрителя, и как создать сценарий такой комедии, которая сможет стать
классической, и год за годом поднимать настроение миллионам зрителей. Если вам,
как сценаристу, такая цель по душе, тогда начнём. 

В комедии, как и в других жанрах, наша первоочередная задача
— увлечь зрителя. Увлечь, а потом смешить, не давая ему скучать. Для этого
важно на протяжении всего фильма совмещать элементы, вызывающие интерес и смех. 

Как вызвать интерес? Смотрите предыдущие статьи серии «Как
написать сценарий. Части 1 — 4». Цель, угроза, герой, антигерой, приключение,
легенда, тайна, — все составляющие увлекательной истории как всегда делают своё
дело, и здесь комедия не является исключением. Она строится на тех же законах,
являясь жанром, который просто обязан держать внимание зрителя с первой до
последней минуты, но здесь к интересной истории мы большими порциями добавляем
СМЕХ. 

Как вызвать смех? Конечно, этому и посвящена вся статья. Но
в самом начале необходимо отметить, что смех возникает в результате того, что
человек наблюдает и осознаёт НЕЛОГИЧНОСТЬ ситуации или действий. 

Вспомните любой смешной случай, и Вы найдёте в нём
нелогичность – то есть произошло то, чего не должно было произойти в этих
обстоятельствах, в этом месте или рядом с этими людьми. Например, мужчина идёт
по улице, засматривается на девушку и мы слышим «БУМ!..», и мужчина лежит у
столба, держась за голову. А если при этом столб ещё и упадёт (не дай Бог на
него или на девушку), то это будет ещё одной нелогичностью, которую можно было
бы использовать в очень несерьёзном кино. 

Итак, мы представляем вашему вниманию 9 основных элементов
комедийного жанра, используемых в большей или меньшей степени в тех фильмах,
которые смело можно отнести к разряду классических комедий. Фундаментом каждого
элемента является НЕЛОГИЧНОСТЬ. 

ДЕВЯТЬ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА:
 

1. ДЕЙСТВИЕ ПРИ
ОТСУТСТВИИ ПОЛНЫХ ДАННЫХ.

Этот пункт показывает, что комичные ситуации могут возникать
вследствие того, что герой или его противник начал действовать, упуская или не
имея важных для этого данных. 

Например, герою кто-то что-то недоговорил, или герой
недослушал, или же просто забыл часть полученной информации, и вот он
становится на путь достижения своей цели и… у него неожиданно начинаются
проблемы! 

Если для примера включить воображение, то вот какие ситуации
могли бы возникнуть: 

• Героя направляют на выяснение отношений с обидчиком,
которого он ещё не видел, а тот оказывается сумасшедшим каратистом.

• Героиня узнаёт о прекрасном мужчине (по описанию – её
мечта), который желает встретиться с ней, но прослушивает, что ему 90 лет. 

Ещё пример: фильм Гайдая «Не может быть», когда герой
Куравлёва не мог узнать невесту. Из-за отсутствия у героя нужной информации, а
точнее — как выглядит будущая жена без верхней одежды и головного убора, —
комичные моменты следуют буквально один за другим. 

Как видите, если упустить необходимую информацию в любой
ситуации, там обязательно возникнет нелогичность и смех. 

2. ОБМАН.

Тема давно открытая, но обладающая бесконечным запасом
материала. Если Вы вспомните любую достойную комедию, там обязательно будет
обман или притворство. 

Для удобства можно выделить три вида обмана: 

a) Сокрытие чего-либо. Это первый вид обмана, который является
«золотой жилой» для шуток. Персонаж сделал что-то такое, о чём не хочет, чтобы
узнали другие. Например, допустил грубую ошибку при выполнении ответственного
задания, а потом пытается эту ошибку исправить, пока её не заметили другие
(«Мистер Бин», эпизод с испорченной картиной). Для создания цепочки смешных
ситуаций просто нужно сделать так, чтобы его старания оборачивались всё новыми
и новыми ошибками, а количество «грехов», которые необходимо скрывать – всё
возрастало. 

b) Ложная цель. Второй вид обмана. Герой начинает заниматься
делом, которым не стоило заниматься, или же он идёт к неправильной цели.
Помните, как в «12-ти стульях» отец Фёдор пошёл по ложному пути за
драгоценностями (спрятанными в одном из стульев), и какое количество
неприятностей его на этом пути ждало. А направил его по ложному пути персонаж
(Коробейников), представляющий собой следующий вид обмана, а именно… 

c) Ложный источник информации. Когда герой доверяет тому,
кому верить не стоило, он получает путаницу и проблемы, а сценарист может с
успехом использовать такую ситуацию для создания комедии положений.

Пример: жене приходит по почте письмо с сообщением о том,
что муж ей изменяет, и она нанимает знакомого частного детектива для слежки.
Потом выясняется, что злосчастное письмо ей прислал этот же частный детектив,
чтобы получить работу. Кстати, обратите внимание, это один из главных ходов для
создания истории-афёры.

3. ПРИТВОРСТВО.

Быть кем-то одним, а выдавать себя за другого (особенно,
если это делается неумело) – это обычно вызывает смех. Быть на грани раскрытия
притворства – это вызывает острые ощущения и интерес у зрителя. Мужчина
неуклюже притворяется женщиной, девственник притворяется мачо, ботаник
притворяется гангстером, — данная тема является неисчерпаемой кладезю шуток,
курьёзных ситуаций и сюжетных линий. 

Например, управдом притворяется царём в «Иване Васильевиче»,
африканский принц-миллионер притворяется простым студентом в «Поездке в
Америку», Остап Бендер притворяется… (да кем он только не притворяется!). 

Обратите внимание: комедийная история с использованием
притворства позволяет вам сделать историю по-настоящему увлекательной за счёт
постоянно нависающей над героем опасности разоблачения. «Рассекретят его или он
снова выкрутится?», — этот вопрос зритель должен задавать себе много раз на
протяжении фильма. Обязательно выстраивайте развитие сюжета таким образом,
чтобы герой постоянно оказывался на грани разоблачения. И при этом сделайте
так, чтобы герою грозили большие неприятности в случае раскрытия притворства (удар
по репутации, финансовые проблемы или даже смертная казнь). Это великолепный
приём для совмещения смеха и зрительского интереса (а интерес – это
противоположность скуки). 

4. НЕОЗНАКОМЛЕННОСТЬ.

Если человека отправить в незнакомую для него область, то
смешные ситуации там могут возникать одна за другой. Это происходит вследствие
того, что герой оказывается неосведомлённым и некомпетентным в новой области.
Например, герой может не знать законов и обычаев дикого племени, в которое он
неожиданно попадает. Героиня, которая выросла в окружении слуг, может не
представлять, как управляться по хозяйству. 

Вспомните эпизод гениальной комедии «В джазе только
девушки», когда главный герой приглашает Душечку на чужую яхту, но понятия не
имеет, где и что там находится. В результате неознакомленности герою приходится
хитроумно выкручиваться, зритель смеётся, и данный эпизод навсегда остаётся в
классике комедийного жанра. 

Если вы хотите создать почву для взращивания смешных
ситуаций, то поместите героя или группу из нескольких персонажей в такие
обстоятельства, которые противоречат всему тому, к чему они привыкли в жизни,
что они знают и умеют. А потом садитесь и быстро записывайте все нелогичности,
которые начнёт выдавать ваше богатое воображение. 

Примеры: «Иван Васильевич меняет профессию» (жулик и
управдом оказываются при власти в царской Руси), «Поездка в Америку»
(африканский принц, с детства окружённый слугами, вынужден осваиваться в
современной Америке), «Кейт и Лео» (джентельмен 19-го столетия неожиданно
оказывается в современном Нью-Йорке). 

5. ПЕРЕПУТАЛ.

Это один из главных принципов комедии положений, где
источником смеха обычно являются случайности, совпадения и тому подобные
обстоятельства. Взяв за основу данное комедийное обстоятельство, можно
придумать целую цепь смешных ситуаций. Например, герой перепутал Питер и Москву
на Новый год («Ирония судьбы»), или контрабандисты перепутали «руссо туристо»
(«Бриллиантовая рука»), после чего данное «событие-толчок» влечёт за собой
десятки других нелогичностей. 

Во время создания комедийного сценария нужно брать
конкретную ситуацию и смотреть, что будет, если какой-то ключевой персонаж
перепутает правильную последовательность действий, время или место встречи и
т.д. Например, наши герои играют на премьерном спектакле. Один из актёров
опаздывает, и, путая сцены, впопыхах выпрыгивает на сцену с кинжалом убивать
свою жену-изменницу, которая в этот момент должна находиться в объятиях
любовника. А любовника нет (это будет следующая сцена)…, и теперь надо как-то
выпутываться. 

6. ДОДУМАЛ.

Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, когда нам не
совсем понятно, что происходит, и тогда разум начинать выдавать различные
предположения. Если начать действовать на основе предположений, или же на
основе чьего-то «авторитетного» мнения, но не на основе точных подтверждённых
фактов, то последствия могут быть как трагичными, так и очень комичными. Например,
в фильме «Не может быть» жена в срочном порядке за копейки распродаёт семейное
имущество, так как её мужа-взяточника пригласили в милицию. Не имея точных
данных, она додумала, что её мужа собираются арестовать за взятки, что чревато
полной конфискацией имущества. 

В «Бриллиантовой руке» Семён Семенович додумал, что таксист
(в действительности милиционер), который его вёз после круиза домой, является
бандитом. В данном случае великолепно показана способность разума додумывать, а
последствия вы наверняка помните. 

7. НЕСПОСОБНОСТЬ.

Великолепный комедийный ход — герой берётся за задачу,
выполнение которой противоречит его способностям. Бесконечное количество
комедий основано именно на этом пункте. Вспомните «Кавказскую пленницу» и
«Операцию «Ы», — всем полюбившаяся тройка мелких бандитов абсолютно неспособна
на выполнение поставленных перед ними задач. В данном случае их проблемы
связаны с неспособностью «думать», то есть с глупостью. 

Что касается физической неспособности, то это также
незаменимый инструмент для создания смеха. Комедия «Ничего не вижу, ничего не
слышу» — слепой и глухой проворачивают операцию по обезвреживанию преступников,
и курьёзные ситуации следуют одна за другой. Эту комедию однозначно можно было
бы сделать более увлекательной, но сама идея является неисчерпаемым материалом
для создания комичных ситуаций. 

Далее для примера берём «Всегда говори «Да», где герой может
давать только положительные ответы, а также «Лжец, лжец», где герой не может
лгать, — две комедии, ставшие классическими, благодаря мастерски обыгранным
«неспособностям». 

Здесь также нужно заметить, что использование данного
комедийного элемента является замечательной возможностью выстроить развитие
характера героя. То есть, начиная с неспособности, мы заканчиваем умением и
способностью, и получаем нужное нам изменение героя, что в свою очередь
вызывает эмоциональную реакцию зрителя. Помните Семёна Семёныча в начале
«Бриллиантовой руки»? «Я не трус… Но я боюсь»… А в конце он смело расправляется
с целой шайкой бандитов. 

8. НАЛИЧИЕ ТОГО, ЧЕГО
ТУТ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО.

Если во время первой брачной ночи мужа будет консультировать
мама, — что и как он должен делать, и при этом она будет сидеть рядом с
кроватью, — это будет хорошим примером того, чего «здесь не должно быть». Когда
кто-то или что-то является абсолютно неподходящим для определённой ситуации, мы
получаем данный комедийный элемент. Это пистолет в авоське Семёна Семёныча, это
советские сандалии на ногах управдома, играющего роль царя Руси, это
студент-картёжник, тянущий экзаменационные билеты, как карты, и преподаватель,
машинально отвечающий ему тем же в «Наваждении» Гайдая. 

Как видите, действие, сделанное не в то время и не в том
месте (по ошибке или невнимательности), — может привести к комичному положению
дел. Также как и предмет, добавленный туда, где его быть не должно – может
вызвать взрыв смеха. 

В качестве примера для данного пункта, подойдёт и следующая
реальная история, прочитанная в интернете. Жила была семья. Жена долго собирала
деньги на люстру своей мечты, и вот, наконец, они с мужем её купили и привезли
домой. Сначала они эту покупку хорошо «отметили», а затем начали подвешивать.
Муж встал на табурет, взял громадную стеклянную люстру, и начал мастерить. В
это время жена стояла рядом и помогала. В какой-то момент ей видимо стало
скучно, она решила подшутить… и дала мужу лёгкий щелбан (извините за пикантные
детали) по яйцам, когда он работал с проводами… Муж резко подпрыгнул, выронил
люстру и с ужасом в глазах прошептал: «Аж до яиц током долбануло…» В итоге
дорогая люстра была разбита вдребезги, а муж так никогда и не узнал правду. 

9. ОБОСТРЁННАЯ
НЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ.

Это значительное преувеличение неоптимального поведения.
Всё, что нужно сделать сценаристу в данном случае, — это взять какую-то
странность разума или внешнюю особенность персонажа, и увеличить её в несколько
раз, чтобы она выглядела абсурдно и смешно. Таким образом, мы можем получать
следующие нерациональности: женщина постоянно наводит генеральную уборку, т.к.
ей кажется, что повсюду смертельные микробы, мама усердно воспитывает сына,
которому уже под 60, парень ходит в солнцезащитных очках даже тёмными зимними
вечерами, считая, что это «круто» и т.д. 

Представьте следующий персонаж — блондинку, которая считает,
что всегда (в том числе и дома) нужно ходить на каблуках, чтобы быть
сексуальной. Это пример нерациональности. Сценарист мог бы отправить её в поход
по песчаной почве с тяжелым рюкзаком и, конечно же, она бы пошла в этот поход
на каблуках. Это будет – обострённая нерациональность.

В статье «Как написать сценарий. Часть 3: разработка
персонажей» есть пункт, где описано, как разрабатывать особенности персонажей
(внешние и внутренние). Так вот, при создании комедийных персонажей эти
особенности необходимо усиливать, увеличивать и обострять. Пример комедии, где
сразу несколько персонажей демонстрируют обострённую нерациональность – это
«Полицейская академия». 

Итак, мы рассмотрели девять ключевых пунктов, на основе
которых создаётся высококлассная комедия. Заметьте, что все эти пункты объединяет
кое-что общее, и это – «нелогичность». Как мы уже говорили в начале данной
статьи, смех возникает вследствие осознания или наблюдения человеком
НЕЛОГИЧНОСТИ ситуации или действий. И это главный секрет. 

Обман, притворство, неспособность и другие вышеописанные
элементы – это ваши помощники для создания комедийных ситуаций и по-настоящему
смешных историй. Так что теперь в ваших руках инструмент для создания юмора. 

Мы желаем вам новых идей, и ждём экранизации великолепных
комедий, которые спустя годы можно будет пересматривать снова и снова, и по
окончании фильма в очередной раз с удовольствием восклицать: «Великолепная
нестареющая классика!»

 

Успехов в применении!

Авторы статьи — Александр и Наталия Астремские.

Комедия – вид драмы и один из старейших жанров в кино, который происходит от классической комедии в театре.

<p> Высокий блондин в черном ботинке (1972).</p>

 Высокий блондин в черном ботинке (1972).

Юмор – явление не универсальное; не существует одинаково смешных шуток для представителей разных аудиторий. Понятие смешного или комического ограничено культурными нормами, социальными кругами, мировоззрением, ценностями, интересами. 

Возьмем в качестве примера российскую комедию «О чем говорят мужчины». Она рассчитана на интеллигентную, зрелую аудиторию. 

Для более простого комедийного стиля выбирают другие темы, волнующие других зрителей. К примеру, представим аудиторию российского сериала «Реальные пацаны». Она отличается от зрителей фильма «О чём говорят мужчины» по возрасту, жизненным взглядам, увлечениям. И у этих двух групп будут считаться смешными разные сцены. Однако будут шутки, которые рассмешат представителей обеих аудиторий. Редко, но будут. Данное явление мы замечаем на голливудских комедиях – наибольший отклик находят фильмы, понятные и близкие большому количеству людей. 

Шутки и их восприятие зрителями также зависят от страны проживания. В Америке в 1990-х годах преуспели эксцентричные персонажи, которых играли известные актеры – Джим Керри, Адам Сэндлер, Майк Майерс. В тот период появились всем знакомые американские кинокомедии:

«День сурка»;

«Тупой и еще тупее»; 

«Мистер Бин» (с Роуэном Аткинсоном в главной роли). 

Теперь поговорим о тенденциях американских комедий 2000-х годов: в них господствовал вульгарный и непристойный юмор. Он понятен широкой аудитории по всему миру и позволяет достичь популярности в глобальном масштабе. Примеры таких фильмов: 

«Американский пирог»;

«Мальчишник в Вегасе».

Если же брать за основу современную французскую комедию, то она в основном ориентируется на зрелую аудиторию. Персонажи в ней значительно старше, что обусловлено культурными традициями. Классика жанра включает кинокомедии «Большая прогулка» с Луи де Фюнесом в главной роли, «Высокий блондин в чёрном ботинке» с Пьером Ришаром, «Невезучие» с участием Жерара Депардьё.

Есть и советские комедийные фильмы, которые стали одними из лучших образцов комедийного жанра в мировом кинематографе. Большую часть из них можно увидеть по ТВ в новогодние праздники. 

В свою очередь, современное российское кино ориентировано на молодую и более зрелую аудиторию, которым интересны фильмы сложной тематики. Телевидение также ведёт каналы для разной аудитории с различным пониманием смешного. 

Стиль некоторых шуток может пересекаться, но такие каналы, как ТНТ и СТС не взаимозаменяемы. Все зависит от конкретного  проекта и канала. Не существует универсальных критериев и шаблонов для распределения юмора между категориями зрителей – все это довольно субъективно.


		
		<p>американский пирог (1999)</p>

американский пирог (1999)

Важно учитывать, что со временем юмор склонен терять свою актуальность. Все меняется, и многие ситуации, уместные в определённый момент, могут стать даже запрещенными в будущем. Наблюдаются случаи, когда с онлайн-платформ снимаются проекты по разным причинам. Так что не стоит переусердствовать в погоне за актуальностью. Также учтем, что фильм или сериал создается минимум год, включая:

→время на написание сценария;

→подготовку;

→съёмки;

→монтаж. 

Поэтому попытка создания сиюминутно актуальной шутки может потерпеть неудачу: шутка устареет и через год станет неинтересной. Например, фильм про пандемию, вышедший через несколько лет после её окончания, уже не будет так востребован у аудитории.

Больше советов в Энциклопедии начинающего сценариста >>>>>


		<p>голый пистолет (1988)</p>

голый пистолет (1988)

Для построения сюжета комедийного фильма используют следующие основные методы.

1. Герой в необычной ситуации

Суть: герой оказывается в необычной, незнакомой ситуации.

Герой в необычной ситуации – чаще всего комедия положений. Необычные ситуации происходят с персонажем с узнаваемым архетипом из нашей жизни.

Примеры:

→Во французской комедийной драме «1+1» главный герой становится помощником богатого аристократа, который в результате несчастного случая оказывается в инвалидном кресле. Он никогда не был в такой ситуации. Это не совсем обычный образ для российской реальности, но более-менее узнаваемый для французского зрителя. 

2. Необычный герой в обычной ситуации

Суть: Реальность, в которую попадает необычный персонаж.

Чаще всего комедия характеров, которая может быть совмещена с комедией положений. 

 Пример:

→В российском телесериале «Физрук» главный герой – учитель физкультуры в школе. Фома предстает перед нами необычным персонажем, бандитом из 90-х. 

3. Необычный герой в необычной ситуации

Примеры:

→Часто встречаются условные персонажи в стиле «Мистера Бина» и «Голого пистолета». Герои могут оказаться на космическом корабле, на далекой планете, в загробном мире и пр.

Виды комедии

По принципу построения сюжета различают комедию положений и комедию характеров, которые устроены по-разному. 

→Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – классический вид комедии, где источником юмора служат события.

Герои такого фильма попадают в курьезные ситуации.

Есть условные комические персонажи, такие как Трус, Балбес и Бывалый, а есть Семён Семёнович – обычный советский человек, у которого нет внутренних конфликтов, противоречий, которые его беспокоят и двигают им. 

→Комедия характеров – играет за счет раскрытия характера героя.

Одна из частых ошибок, когда автор заставляет делать персонажа что-то смешное (по своему мнению), но совершенно не характерное для конкретного архетипа. Поскольку нет работающей конструкции, сюжет сразу же перестаёт работать и рассыпается.

Мистер Бин (1990)

Мистер Бин (1990)

Комедийные фильмы имеют множество различных стилей, подтипов в зависимости от характера сюжета. К ним относятся:

→скетч;

→пародия;

→черная комедия;

→романтическая комедия;

→музыкальная комедия.

Также известны гибридные поджанры, такие как научно-фантастическая комедия, комедия вестерн, комедия ужасов, комедия фэнтези, комедийный боевик, криминальная комедия, приключенческая комедия.

Инструменты комедии используют, как в кино, так и в анимации.

Пример: короткометражный мультфильм Piper (Песочник) от Disney и Pixar про  птичку, которая боялась зайти в воду и всё время убегала от неё. Когда она всё-таки осмелилась нырнуть, то увидела огромный и красивый мир. То, чего мы боимся больше всего, часто оказывается чем-то очень интересным и увлекательным. В этом есть ирония, контекст, который приятно найти в хорошей комедии. 

Как написать комедийный сериал

Продюсер Мария Савиных об особенностях создания сценария в самом жизнеутверждающем телевизионном жанре

Мария Савиных — креативный продюсер, девелопмент-продюсер. Долгое время работала продюсером на канале ТНТ, а также возглавляла комедийный отдел Sony Pictures Television. Участвовала в создании ситкома «Счастливы вместе» (2006—2009) и комедийного сериала «Восьмидесятые» (2016).

Автор интенсива «Как написать комедийный сериал» образовательного проекта «Факультет».

Смех — неотъемлемая часть нашей жизни. Даже если вы не собираетесь становиться успешным комедийным сценаристом или бомбить со сцены в жанре стэндапа, научиться шутить — достойная задача. Умение пошутить помогает разрешать конфликты, налаживать знакомства и проходить собеседования.

Можно ли развить чувство юмора? Как раскрыть и развить свой комедийный потенциал? Существует ли инструментарий, который можно использовать в различных ситуациях, чтобы добиться комедийного эффекта? Хорошая новость для всех заключается в том, что да, можно научиться быть смешным. Вторая хорошая новость предназначена для сценаристов — в основе комедии лежит драма. Третья хорошая новость снова для всех — от смеха худеют. Смейтесь чаще!

Итак, вы решили написать сценарий комедийного сериала. С чего начать? Начать нужно, как полагается, с себя. Чтобы написать свою комедию, нужно изучить, какой тип юмора близок именно вам.

Запишите 25 шуток, которые вас очень смешат

Они могут быть откуда угодно — анекдот, друг сказал, прочитали в интернете или в детской книжке. Понимание вкусовых предпочтений в юморе поможет вам обрести уникальный голос в комедии. Посмотрите стэндап, чтобы определить, чей юмор вам ближе — саркастичный, злой и интеллектуальный юмор Джорджа Карлина или физический, гэговый, добрый юмор Стива Мартина, например.

Заведите записную книжку

Вообще любому сценаристу, а комедийному особенно, стоит носить с собой маленькую записную книжку. В неё можно записывать:

  • шутки, которые заставили вас посмеяться;
  • неправильно употребляемые слова, вроде слова «подокойник», вместо «подоконник»;
  • забавные или интересные фразы реальных людей;
  • смешные фамилии;
  • жизненные ситуации, в которых есть место смешному, и тому подобное.

Эти записные книжки могут стать прекрасным источником шуток в ваших диалогах и помогут в создании комедийной ситуации. Также существует множество творческих упражнений, направленных на развитие чувства юмора. Если вы всерьёз решили прокачать свою комедийную мышцу, нужно ежедневно тренироваться. Много упражнений описано, например, в книге Джуди Картер «Библия комедии. Standup».

Определитесь, какую комедию хотите написать

После того, как вы разобрались, что смешит именно вас, какой тип юмора вам подходит, самое время определиться с тем, какую именно комедию вы хотите написать.

Телевизионная комедия делится на следующие типы:

  • Мультикамерная комедия или ситком. Ситком — это сокращение от «ситуационная комедия», а так как любой вид комедии может быть ситуационным, название условное. Речь идёт о ситкоме, снятом в построенном павильоне с использованием нескольких камер, чаще всего четырёх. В Америке на съёмках присутствует живая аудитория и смех записывается прямо на площадке. В России попытки использовать на съёмках ситкомов живую аудиторию не прижились. В сериях прокладывается закадровый смех на этапе озвучивания. Структура ситкома чаще всего подразумевает два акта и две основные линии. За рубежом популярность этого жанра постоянно переживает взлёты и падения. Несмотря на относительно высокую скорость и дешевизну производства, а также отличную повторяемость, сейчас этот жанр не слишком востребован.

Съёмочная площадка сериала «Счастливы вместе»

  • Однокамерная комедия или синглкэм. Это получасовая комедия, которая не обязательно снимается одной камерой. Их может быть две и даже три. Отличие от ситкома заключается в том, что действие происходит в локациях. Также, если в ситкоме герои почти не меняются от серии к серии, то в этих историях возможны прозрения героев и их постепенное изменение. Сами истории жизненные, часто лирические и даже драматические. Юмор ситуативный, рождается в основном за счёт интересного или необычного взгляда героев на мир. Юмор менее плотный, чем в ситкоме, где насыщенность шутками очень велика. Структура получасовой комедии чаще всего подразумевает три акта и три линии. По тональности синглкэмы очень сильно отличаются. Сравните, например, сериал 30 Rock («Студия 30»), в котором характеры являются чуть более выпуклыми, чем обычные люди, а плотность юмора почти не уступает ситкому, и сериал Love («Любовь»), в котором рассказана жизненная история романтических отношений двух очень реалистичных персонажей.
  • Драмеди. По хронометражу это часовая история. Точнее от 45-ти до 52-х минут. В драмеди упор делается на серьёзные, часто драматические события. Иногда комедия происходит только во второстепенной сюжетной линии.

Однокамерные получасовые комедии и драмеди сейчас на пике популярности, как в России, так и за рубежом. В таких историях вам, как сценаристу, нужно очень чётко понимать, какую историю вы рассказываете, о чём ваш сериал. Это может показаться банальным, однако большинство структурных и прочих проблем кроется именно в неполном понимании сценаристом истории, которую он рассказывает. Стоит разбирать сериалы, которые вам нравятся, чтобы понять, как именно они структурированы, как действуют полюбившиеся персонажи.

Кадр из сериала «Студия 30»

Изучите приёмы создания комедии

И вот вы решили, какую историю вам хотелось бы рассказать. Записываете и понимаете, что в ней есть всё, кроме собственно комедии. Знакомо? Попытаемся разобраться, откуда берётся комедия.

Комедийная предпосылка / Разрыв шаблона

Основа всех комедийных основ — комедийная предпосылка. Это пропасть между реальной реальностью и комической реальностью. Слом между тем, что ожидается и тем, что происходит на самом деле. В этом самом разрыве и кроется комедия. Комедийная предпосылка содержится в большинстве комедийных структур, от самых крупных, вроде идеи для сериала, до малых и конкретных, вроде каламбура.

Переписка в интернете:
— Помогите найти минус песни Земфиры «Припевочка».
— Хорошая песня, минусов нет.

Мы ожидаем, что слово «минус» относится к записи музыки песни без слов. Это наша реальная реальность. Но внезапно ответ на вопрос переворачивает значение слова минус в его другое значение — недостаток чего-либо. Нам смешно от того, что мы не ожидали такого исхода или развития ситуации.

Сцена из сериала «Уилл и Грейс»

Тут она протягивает руку с эклером и говорит: «Хочешь укусить?»
Ну, я её и укусил.

В реальной реальности она протягивала ему эклер для укуса, в комической реальности он понял её буквально и укусил за руку. Что, конечно, многое говорит нам о характере самого персонажа, который, положим, не умеет считывать признаки флирта.

Чтобы ломать шаблоны стало для вас привычным занятием, нужно много практиковаться. Через некоторое время такой взгляд на вещи станет привычным образом мышления. Ищите что-то, что нарушает ожидания. Присматривайтесь к самым обыденным ситуациям с мыслью о том, как нарушить их привычный ход. Переворачивайте с ног на голову ход мыслей, обстоятельства, место действия, объект действия и способ действия.

Сцена из сериала «Теория большого взрыва»

Рыба без воды

Ещё один часто используемый комедийный приём, который может помочь вам придумать идею для своей комедии. «Рыба без воды» — это когда ваш герой оказывается в совершенно непривычной для себя ситуации, новом окружении, на неизведанной для себя территории. В основе лежит всё тот же разрыв шаблона:

  • 12-летний мальчик в одночасье становится взрослым мужчиной (фильм Big/«Большой»).
  • Игроман и мелкий жулик скрывается от бандитов под личиной благочестивого пастора (сериал Impastor/«Самозванец»).
  • Обычный заправщик на бензоколонке становится директором телеканала (сериал «Мылодрама»).

Чем больше пропасть между реальным миром вашего героя и новым миром, в который он попадает, тем ярче будут комедийные моменты истории.

Этот приём можно использовать и более локально, на уровне одной сцены. Поместите своего героя в крайне непривычную для него ситуацию. Например, простого парня с окраины на званый ужин в высших кругах, и у вас моментально появится повод для комедии.

Монтаж Гиллигана

Очень простой, но не менее эффективный приём называется «Монтаж Гиллигана». Суть этого инструмента проста: в одной сцене показываем героя, который как максимально категорично заявляет, что не будет что-либо делать/что-либо с ним не произойдёт. В следующей сцене (чаще всего эти сцены следуют друг за другом) показываем, что герой именно это и делает/именно это с ним и происходит.

«Я никогда, ни за что на свете не стану прыгать с парашютом». В следующей сцене кричащий от ужаса герой летит вниз с парашютом.

В лирической комедии «Москва слезам не верит», например, есть сцена в которой Катя полна решимости насчёт своей внезапной беременности: «Ребёнка не будет». В следующей сцене она стоит с дочкой на крыльце роддома.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Актуализация

Ещё один часто используемый в комедии приём. Актуализация — это когда кто-либо выполняет что-либо буквально, как ему говорят.

Два охотника выходят из леса, и один из них вдруг падает на землю. Кажется, он не дышит. Другой охотник хватает телефон и вызывает 911. Задыхаясь от волнения, кричит в трубку: «Мой друг мёртв! Что мне делать?». Оператор отвечает: «Успокойтесь, мы вам поможем. Сначала давайте удостоверимся, что ваш друг действительно мёртв». Некоторое время в трубке тишина, потом слышится выстрел. Охотник говорит диспетчеру: «Ладно, он мёртв, что теперь?».

То есть охотник в буквальном смысле убедился, что другой мёртв — он в него выстрелил.

Какие приёмы помогут шутить в тексте

Так как вы сценарист, ваши шутки будут оценивать прежде всего в сценарии, то есть в тексте. Для создания юмора в тексте пригодится следующее:

Каламбур

Каламбур это шутка, построенная на игре слов. Например:

  • Материя бесконечна, но её всё время не хватает кому-то на штаны (Г. Малкин)
  • Лучше синица в руках, чем утка под кроватью (Н. Фоменко)

Гипербола

Гипербола нарочитое преувеличение. Может быть использовано для выражения или подчёркивания чувств говорящего. Пример из сериала «Друзья»:

— Извини, но я такой! Я позитивно настроен!
— Нет, это я позитивно настроена. А ты, как Санта Клаус под кайфом (пауза) в Диснейленде, с девицей в обнимку.

Чем сильнее вы раздуваете гиперболу, чем больше выходите за пределы разумного, тем смешнее будет ваш текст или сцена.

Сравнение

Для того, что сравнение сработало для комического эффекта, оно должно быть как можно более конкретным.

  • Хорошая речь должна быть как женская юбка: достаточно длинная, чтобы закрыть тему и достаточно короткая, чтобы возбудить интерес (У. Черчилль)
  • Мой мозг похож на мой браузер: 20 вкладок открыто, 4 зависли, и я никак не пойму откуда эта музыка.

Помимо создания комедийного эффекта, сравнения также очень обогащают речь персонажа. По тому, какие сравнения приводит персонаж, можно сказать многое об уровне его интеллекта, его интересах и даже о его характере.

  • Есть только одна вещь, которую я ненавижу больше лжи. Обезжиренное молоко. Это просто вода, притворяющаяся молоком (Рон Свонсон, сериал «Парки и зоны отдыха»)
  • — Шелдон, ты серьёзно думаешь, что дойдёт до драки?
    А что, похоже, что эти кулаки здесь доят невидимую корову? (сериал «Теория Большого Взрыва»)

Сравнение, использованное Шелдоном, смешит, потому что эти два действия — водить кулаками как в боксе и доить корову — действительно невероятно похожи. Однако сравнение неочевидно, оно оригинальное, а это дорогого стоит.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»

Метафора

Метафора — это приём, который заключается в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

В этой сцене из сериала «Друзья» Рейчел пытается объяснить отцу почему она не вышла замуж:

Рейчел: Ну папочка, послушай! Это как… если бы… всю мою жизнь все вокруг постоянно твердили: «Ты — туфля! Ты — туфля! Ты — туфля! Ты — туфля!» А сегодня я просто остановилась и сказала: «Что если я не хочу быть туфлей? Что если я хочу быть… сумочкой, понимаешь? Или… шляпкой?» Нет, я не говорю, что хочу, чтобы ты купил мне шляпку, я говорю, что я и есть шляпка. Это метафора, папа!
Росс: Понятно откуда тут проблемы.

Комедийный эффект достигается также за счёт самих образов, которые Рейчел выбрала в качестве аналогии, при том, что эти образы чётко отражают ценности Рейчел.

Этот инструмент может употребляться не только в тексте. С помощью метафоры в отношениях можно строить и комедийную сцену.

Существуют устоявшиеся представления о том, как разворачивается сцена, например, разрыва в отношениях между мужчиной и женщиной. В фильме «Мачо и ботан – 2» нам показывают ссору лучших друзей. И эта сцена обыграна как сцена расставания двух любовников, что порождает комедийный эффект. Можно обыгрывать поведение двух взрослых людей, как поведение взрослого и ребёнка. Сын и отец ведут себя как пожилая супружеская пара, которые друг другу осточертели, но не могут расстаться и тому подобное.

Предположим, что всё прошло очень успешно, и вы написали пилот своего комедийного сериала. Как же понять, что шутки, которые вы написали, смешные? Увы, не существует другого пути, кроме как протестировать их. Прочтите свой сценарий друзьям и знакомым, посмотрите на их реакцию, попробуйте использовать шутки из сценария в жизни. Пожалуйста, не расстраивайтесь, если кто-то не смеётся. Даже у самых великих комедиантов шутки не всегда заходят с первого раза.

Практикуйтесь, чаще используйте комедийные приёмы и всё получится!

Текст: Мария Савиных
Обложка: кадр из сериала «Друзья»
5 марта 2019

Серия статей «Профессиональный сценарист»

Статья №9 «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ КОМЕДИИ»

Авторы статьи – Александр и Наталия Астремские

Посвящается величайшему и непревзойдённому мастеру комедийного жанра советского кино – Леониду Гайдаю.

Комедия – это особый жанр, без которого не обойтись не одному зрителю, как не обойтись в жизни без смеха и положительных эмоций. Собираясь в кино на комедийный фильм, каждый из нас желает получить повышение настроения, удовольствие, смех, легкость и ощущение праздника после просмотра.

Но получаем ли мы всегда то, ради чего начинаем смотреть очередную комедию? К сожалению, далеко не всегда. Более того, для многих из нас, после выхода из кинотеатра или просмотра очередного DVD, стали привычными мысли типа: «Неужели нельзя было придумать что-то более смешное? Деградация продолжается… Зря потратил время…» и тому подобное. Юмор часто является настолько оскорбительным, плоским, тупым или пошлым, что после просмотра хочется плеваться. И при этом сама история не увлекает, события текут вяло, герои не располагают к себе…

В результате вышеописанной ситуации, мы можем смело сделать вывод, что создатели комедий не всегда знают, понимают и учитывают те основы, на которых строится настоящее смешное и увлекательное кино.

Но такие основы есть и, если вы собираетесь работать в комедийном жанре, их необходимо знать. Данная статья является результатом наших наблюдений и тщательного анализа того, какие элементы и ходы используются в тех комедиях, которые заняли достойное место в умах зрителей, и принесли деньги и славу их создателям. Здесь вы найдёте 9 способов того, как увлечь и рассмешить зрителя, и как создать сценарий такой комедии, которая сможет стать классической, и год за годом поднимать настроение миллионам зрителей. Если вам, как сценаристу, такая цель по душе, тогда начнём.

В комедии, как и в других жанрах, наша первоочередная задача — увлечь зрителя. Увлечь, а потом смешить, не давая ему скучать. Для этого важно на протяжении всего фильма совмещать элементы, вызывающие интерес и смех.

Как вызвать интерес? Смотрите статьи этой серии №5, 6 и 7. Цель, угроза, герой, антигерой, приключение, легенда, тайна, — все составляющие увлекательной истории как всегда делают своё дело, и здесь комедия не является исключением. Она строится на тех же законах, являясь жанром, который просто обязан держать внимание зрителя с первой до последней минуты, но здесь к интересной истории мы большими порциями добавляем СМЕХ.

Как вызвать смех? Конечно, этому и посвящена вся статья. Но в самом начале необходимо отметить, что смех возникает в результате того, что человек наблюдает и осознаёт НЕЛОГИЧНОСТЬ ситуации или действий.

Вспомните любой смешной случай, и Вы найдёте в нём нелогичность – то есть произошло то, чего не должно было произойти в этих обстоятельствах, в этом месте или рядом с этими людьми. Например, мужчина идёт по улице, засматривается на девушку и мы слышим «БУМ!..», и мужчина лежит у столба, держась за голову. А если при этом столб ещё и упадёт (не дай Бог на него или на девушку), то это будет ещё одной нелогичностью, которую можно было бы использовать в очень несерьёзном кино.

Итак, мы представляем вашему вниманию 9 основных элементов комедийного жанра, используемых в большей или меньшей степени в тех фильмах, которые смело можно отнести к разряду классических комедий. Фундаментом каждого элемента является НЕЛОГИЧНОСТЬ.

ДЕВЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА:

1. ДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЛНЫХ ДАННЫХ.
Этот пункт показывает, что комичные ситуации могут возникать вследствие того, что герой или его противник начал действовать, упуская или не имея важных для этого данных.

Например, герою кто-то что-то недоговорил, или герой недослушал, или же просто забыл часть полученной информации, и вот он становится на путь достижения своей цели и… у него неожиданно начинаются проблемы!

Если для примера включить воображение, то вот какие ситуации могли бы возникнуть:

• Героя направляют на выяснение отношений с обидчиком, которого он ещё не видел, а тот оказывается сумасшедшим каратистом.
• Героиня узнаёт о прекрасном мужчине (по описанию – её мечта), который желает встретиться с ней, но прослушивает, что ему 90 лет.

Ещё пример: фильм Гайдая «Не может быть», когда герой Куравлёва не мог узнать невесту. Из-за отсутствия у героя нужной информации, а точнее — как выглядит будущая жена без верхней одежды и головного убора, — комичные моменты следуют буквально один за другим.

Как видите, если упустить необходимую информацию в любой ситуации, там обязательно возникнет нелогичность и смех.

2. ОБМАН.
Тема давно открытая, но обладающая бесконечным запасом материала. Если Вы вспомните любую достойную комедию, там обязательно будет обман или притворство.

Для удобства можно выделить три вида обмана:

a) Сокрытие чего-либо. Это первый вид обмана, который является «золотой жилой» для шуток. Персонаж сделал что-то такое, о чём не хочет, чтобы узнали другие. Например, допустил грубую ошибку при выполнении ответственного задания, а потом пытается эту ошибку исправить, пока её не заметили другие («Мистер Бин», эпизод с испорченной картиной). Для создания цепочки смешных ситуаций просто нужно сделать так, чтобы его старания оборачивались всё новыми и новыми ошибками, а количество «грехов», которые необходимо скрывать – всё возрастало.

b) Ложная цель. Второй вид обмана. Герой начинает заниматься делом, которым не стоило заниматься, или же он идёт к неправильной цели. Помните, как в «12-ти стульях» отец Фёдор пошёл по ложному пути за драгоценностями (спрятанными в одном из стульев), и какое количество неприятностей его на этом пути ждало. А направил его по ложному пути персонаж (Коробейников), представляющий собой следующий вид обмана, а именно…

c) Ложный источник информации. Когда герой доверяет тому, кому верить не стоило, он получает путаницу и проблемы, а сценарист может с успехом использовать такую ситуацию для создания комедии положений.
Пример: жене приходит по почте письмо с сообщением о том, что муж ей изменяет, и она нанимает знакомого частного детектива для слежки. Потом выясняется, что злосчастное письмо ей прислал этот же частный детектив, чтобы получить работу. Кстати, обратите внимание, это один из главных ходов для создания истории-афёры.

3. ПРИТВОРСТВО.
Быть кем-то одним, а выдавать себя за другого (особенно, если это делается неумело) – это обычно вызывает смех. Быть на грани раскрытия притворства – это вызывает острые ощущения и интерес у зрителя. Мужчина неуклюже притворяется женщиной, девственник притворяется мачо, ботаник притворяется гангстером, — данная тема является неисчерпаемой кладезю шуток, курьёзных ситуаций и сюжетных линий.

Например, управдом притворяется царём в «Иване Васильевиче», африканский принц-миллионер притворяется простым студентом в «Поездке в Америку», Остап Бендер притворяется… (да кем он только не притворяется!).

Обратите внимание: комедийная история с использованием притворства позволяет вам сделать историю по-настоящему увлекательной за счёт постоянно нависающей над героем опасности разоблачения. «Рассекретят его или он снова выкрутится?», — этот вопрос зритель должен задавать себе много раз на протяжении фильма. Обязательно выстраивайте развитие сюжета таким образом, чтобы герой постоянно оказывался на грани разоблачения. И при этом сделайте так, чтобы герою грозили большие неприятности в случае раскрытия притворства (удар по репутации, финансовые проблемы или даже смертная казнь). Это великолепный приём для совмещения смеха и зрительского интереса (а интерес – это противоположность скуки).

4. НЕОЗНАКОМЛЕННОСТЬ.
Если человека отправить в незнакомую для него область, то смешные ситуации там могут возникать одна за другой. Это происходит вследствие того, что герой оказывается неосведомлённым и некомпетентным в новой области. Например, герой может не знать законов и обычаев дикого племени, в которое он неожиданно попадает. Героиня, которая выросла в окружении слуг, может не представлять, как управляться по хозяйству.

Вспомните эпизод гениальной комедии «В джазе только девушки», когда главный герой приглашает Душечку на чужую яхту, но понятия не имеет, где и что там находится. В результате неознакомленности герою приходится хитроумно выкручиваться, зритель смеётся, и данный эпизод навсегда остаётся в классике комедийного жанра.

Если вы хотите создать почву для взращивания смешных ситуаций, то поместите героя или группу из нескольких персонажей в такие обстоятельства, которые противоречат всему тому, к чему они привыкли в жизни, что они знают и умеют. А потом садитесь и быстро записывайте все нелогичности, которые начнёт выдавать ваше богатое воображение.

Примеры: «Иван Васильевич меняет профессию» (жулик и управдом оказываются при власти в царской Руси), «Поездка в Америку» (африканский принц, с детства окружённый слугами, вынужден осваиваться в современной Америке), «Кейт и Лео» (джентельмен 19-го столетия неожиданно оказывается в современном Нью-Йорке).

5. ПЕРЕПУТАЛ.
Это один из главных принципов комедии положений, где источником смеха обычно являются случайности, совпадения и тому подобные обстоятельства. Взяв за основу данное комедийное обстоятельство, можно придумать целую цепь смешных ситуаций. Например, герой перепутал Питер и Москву на Новый год («Ирония судьбы»), или контрабандисты перепутали «руссо туристо» («Бриллиантовая рука»), после чего данное «событие-толчок» влечёт за собой десятки других нелогичностей.

Во время создания комедийного сценария нужно брать конкретную ситуацию и смотреть, что будет, если какой-то ключевой персонаж перепутает правильную последовательность действий, время или место встречи и т.д. Например, наши герои играют на премьерном спектакле. Один из актёров опаздывает, и, путая сцены, впопыхах выпрыгивает на сцену с кинжалом убивать свою жену-изменницу, которая в этот момент должна находиться в объятиях любовника. А любовника нет (это будет следующая сцена)…, и теперь надо как-то выпутываться.

6. ДОДУМАЛ.
Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, когда нам не совсем понятно, что происходит, и тогда разум начинать выдавать различные предположения. Если начать действовать на основе предположений, или же на основе чьего-то «авторитетного» мнения, но не на основе точных подтверждённых фактов, то последствия могут быть как трагичными, так и очень комичными. Например, в фильме «Не может быть» жена в срочном порядке за копейки распродаёт семейное имущество, так как её мужа-взяточника пригласили в милицию. Не имея точных данных, она додумала, что её мужа собираются арестовать за взятки, что чревато полной конфискацией имущества.

В «Бриллиантовой руке» Семён Семенович додумал, что таксист (в действительности милиционер), который его вёз после круиза домой, является бандитом. В данном случае великолепно показана способность разума додумывать, а последствия вы наверняка помните.

7. НЕСПОСОБНОСТЬ.
Великолепный комедийный ход — герой берётся за задачу, выполнение которой противоречит его способностям. Бесконечное количество комедий основано именно на этом пункте. Вспомните «Кавказскую пленницу» и «Операцию «Ы», — всем полюбившаяся тройка мелких бандитов абсолютно неспособна на выполнение поставленных перед ними задач. В данном случае их проблемы связаны с неспособностью «думать», то есть с глупостью.

Что касается физической неспособности, то это также незаменимый инструмент для создания смеха. Комедия «Ничего не вижу, ничего не слышу» — слепой и глухой проворачивают операцию по обезвреживанию преступников, и курьёзные ситуации следуют одна за другой. Эту комедию однозначно можно было бы сделать более увлекательной, но сама идея является неисчерпаемым материалом для создания комичных ситуаций.

Далее для примера берём «Всегда говори «Да», где герой может давать только положительные ответы, а также «Лжец, лжец», где герой не может лгать, — две комедии, ставшие классическими, благодаря мастерски обыгранным «неспособностям».

Здесь также нужно заметить, что использование данного комедийного элемента является замечательной возможностью выстроить развитие характера героя. То есть, начиная с неспособности, мы заканчиваем умением и способностью, и получаем нужное нам изменение героя, что в свою очередь вызывает эмоциональную реакцию зрителя. Помните Семёна Семёныча в начале «Бриллиантовой руки»? «Я не трус… Но я боюсь»… А в конце он смело расправляется с целой шайкой бандитов.

8. НАЛИЧИЕ ТОГО, ЧЕГО ТУТ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО.
Если во время первой брачной ночи мужа будет консультировать мама, — что и как он должен делать, и при этом она будет сидеть рядом с кроватью, — это будет хорошим примером того, чего «здесь не должно быть». Когда кто-то или что-то является абсолютно неподходящим для определённой ситуации, мы получаем данный комедийный элемент. Это пистолет в авоське Семёна Семёныча, это советские сандалии на ногах управдома, играющего роль царя Руси, это студент-картёжник, тянущий экзаменационные билеты, как карты, и преподаватель, машинально отвечающий ему тем же в «Наваждении» Гайдая.

Как видите, действие, сделанное не в то время и не в том месте (по ошибке или невнимательности), — может привести к комичному положению дел. Также как и предмет, добавленный туда, где его быть не должно – может вызвать взрыв смеха.

В качестве примера для данного пункта, подойдёт и следующая реальная история, прочитанная в интернете. Жила была семья. Жена долго собирала деньги на люстру своей мечты, и вот, наконец, они с мужем её купили и привезли домой. Сначала они эту покупку хорошо «отметили», а затем начали подвешивать. Муж встал на табурет, взял громадную стеклянную люстру, и начал мастерить. В это время жена стояла рядом и помогала. В какой-то момент ей видимо стало скучно, она решила подшутить… и дала мужу лёгкий щелбан (извините за пикантные детали) по яйцам, когда он работал с проводами… Муж резко подпрыгнул, выронил люстру и с ужасом в глазах прошептал: «Аж до яиц током долбануло…» В итоге дорогая люстра была разбита вдребезги, а муж так никогда и не узнал правду.

9. ОБОСТРЁННАЯ НЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Это значительное преувеличение неоптимального поведения. Всё, что нужно сделать сценаристу в данном случае, — это взять какую-то странность разума или внешнюю особенность персонажа, и увеличить её в несколько раз, чтобы она выглядела абсурдно и смешно. Таким образом, мы можем получать следующие нерациональности: женщина постоянно наводит генеральную уборку, т.к. ей кажется, что повсюду смертельные микробы, мама усердно воспитывает сына, которому уже под 60, парень ходит в солнцезащитных очках даже тёмными зимними вечерами, считая, что это «круто» и т.д.

Представьте следующий персонаж — блондинку, которая считает, что всегда (в том числе и дома) нужно ходить на каблуках, чтобы быть сексуальной. Это пример нерациональности. Сценарист мог бы отправить её в поход по песчаной почве с тяжелым рюкзаком и, конечно же, она бы пошла в этот поход на каблуках. Это будет – обострённая нерациональность.

В статье №7 «Как написать сценарий. Часть 3: разработка персонажей» есть пункт, где описано, как разрабатывать особенности персонажей (внешние и внутренние). Так вот, при создании комедийных персонажей эти особенности необходимо усиливать, увеличивать и обострять. Пример комедии, где сразу несколько персонажей демонстрируют обострённую нерациональность – это «Полицейская академия».

Итак, мы рассмотрели девять ключевых пунктов, на основе которых создаётся высококлассная комедия. Заметьте, что все эти пункты объединяет кое-что общее, и это – «нелогичность». Как мы уже говорили в начале данной статьи, смех возникает вследствие осознания или наблюдения человеком НЕЛОГИЧНОСТИ ситуации или действий. И это главный секрет.

Обман, притворство, неспособность и другие вышеописанные элементы – это ваши помощники для создания комедийных ситуаций и по-настоящему смешных историй. Так что теперь в ваших руках инструмент для создания юмора.

Мы желаем вам новых идей, и ждём экранизации великолепных комедий, которые спустя годы можно будет пересматривать снова и снова, и по окончании фильма в очередной раз с удовольствием восклицать: «Великолепная нестареющая классика!»

Успехов в применении!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

«Третья планета от Солнца», «Сайнфелд», «Долбанутые» и «Друзья» всегда обладают силой заставить вас смеяться. Как сказал однажды Дик Соломон в «Третьей планете от Солнца»: «Заставить кого-то смеяться — это как обладать властью проникнуть в чей-то мозг и пощекотать его». На что Гарри ответил: «Я могут это сделать барабанной палочкой». Если разные типы ситкомов, но за каждой сценой всегда стоит сценарий, а сценарии не падают с неба. Для них нужны писатели.

Шаги

  1. Изображение с названием Write a Sitcom Step 1

    1

    Изучите правильные техники форматирования, если вы планируете заниматься этим профессионально. Самый простой способ — установить программу, которая будет правильно форматировать то, что вы печатаете (например, Celtx).

    • В начале каждой сцены укажите, где она разворачивается, находитесь вы внутри помещения или на улице (инт. = интерьер, нат. = натура). Ремарки указываются в блоках текста от левого до правого отступов. Текст пишется в средней колонке (представьте, что страница разделена на три равных колонки, вы будете писать текст в центральной). Всегда набирайте имя персонажа заглавными буквами, исключение — внутри диалога.
  2. Изображение с названием Write a Sitcom Step 2

    2

    Посмотрите на ситкомы, которые сейчас выходят. Посмотрите, где их производят. Место производства ситкома обычно задает тип шуток. Например, американская комедия обычно является фарсом и основывается на том, что «происходит с» персонажем, в то время как британские комедии больше о том, что персонажи «делают» по отношению друг к другу и дурачат аудиторию. Конечно, существует множество других стилей, так что просто оглянитесь и найдите занимательный баланс.

  3. Изображение с названием Write a Sitcom Step 3

    3

    Выберите свой жанр и аудиторию. Вы можете выбрать научную фантастику, приключения или что-то совсем простое, как злоключения двух друзей (жанр также известен как «сценки из жизни»).

  4. Изображение с названием Write a Sitcom Step 4

    4

    Опишите персонажей. Возьмите блокнот и посвятите страницу персонажу. Объясните, как они действуют, как себя ведут, как говорят и, самое важное, почему. Персонажи — основа вашей истории.

  5. Изображение с названием Write a Sitcom Step 5

    5

    Запишите в блокноте основную сюжетную линию. Вам потребуется от 15 до 20 ключевых моментов, и это может прозвучать глупо, но убедитесь, что они идут в хронологическом порядке. Здесь вам не нужно писать никаких шуток, это добавится в сценарии.

  6. Изображение с названием Write a Sitcom Step 6

    6

    Начните писать сценарий. Возьмите ноутбук, компьютер, записную книжку, что угодно! Просто начните писать. Используйте формат, в котором собираетесь это продавать. Печатайте шрифтом Courier New 12 размера, поскольку это стандарт индустрии. Здесь вы уже будете включать шутки. Пусть они будут реалистичны в исполнении вашего персонажа и естественны для вашего стиля. Вам нужно написать около 25 страниц (общее правило — минута на страницу).

  7. Изображение с названием Write a Sitcom Step 7

    7

    Тщательно вычитайте. Смотрите на цельность характеров и пробелы в сюжете. Когда вы прочитали часть, с учетом правок напишите второй черновик. Всегда сохраняйте каждый черновик в отдельном файле. Это делается для того, чтобы вы могли прочитать их все, и если заметите, что юмор куда-то теряется, вернулись к тому месту, где что-то пошло не так и пересмотрели его!

  8. Изображение с названием Write a Sitcom Step 8

    8

    Напишите еще несколько сценариев, не показывая их публике, и всегда ставьте копирайты (указывайте авторство). Для начала вам будет достаточно около 5 сценариев. Не показывайте их никому, кроме друзей и критиков. Это нужно, чтобы собрать небольшое портфолио и избежать плагиата.

  9. Изображение с названием Write a Sitcom Step 9

    9

    Найдите агента. Поищите агентства и попробуйте получить агента. Ищите агента с хорошей историей и подходящей ценой. В этот момент потребуются сценарии, поскольку в агентствах, вероятно, захотят прочитать что-то из ваших работ. Если не захотят, забудьте о них.

    Реклама

Советы

  • Установите себе срок для выполнения работы, и если вы справились успешно, побалуйте себя чем-нибудь.
  • Хотя «Шоу Кэрол Бернетт» (или разные шоу, было три «сезона») выходило в разных форматах, скэтчи часто строились как мини-ситкомы, один из которых вел к спин-оффу, семье Мамы.
  • Получайте удовольствие. Аудитория почувствует это и тоже получит удовольствие.
  • Наградите себя чем-то основательным, когда закончите сценарий.
  • Есть также стандартизированные форматы, например, «быть не в своей тарелке», или помещение персонажей в чуждое или странное окружение.
  • Учитесь на лучшем и худшем: иногда «худшие» ситкомы самые шаблонные, они научат вас базовым требованиям жанра. Лучшие из них, скорее всего, отлично маскируют шаблон. Лучшие ситкомы обычно производятся студией Desilu, MTM Productions, Norman Lear productions, Сьзан Харрис, в последнее время — создателями «Друзей» и «Уилл и Грейс». Сол Тёртлтауб и Берни Оренштейн — мастера жанра. «Чертова служба в госпитале Мэш» была одним из лучших ситкомов всех времен, руководил созданием сериала Ларри Гелбарт, а во многих эпизодах упоминаются имена отличных сценаристов, которые работали над шоу.
  • До начала работы над сценарием пишите ручкой на бумаге. Так идеи идут свободнее.
  • Убедитесь, что каждый отдельный персонаж работает на пользу всей группы персонажей. Как в «Друзьях», где каждый из 6 персонажей обладает собственной личностью, которая работает на группу. Также старайтесь создавать в среднем 4-6 персонажей. 1-3 не позволят вам создать 2 сюжетные линии в эпизоде. В итоге вам потребуются постоянно возвращающиеся персонажи, как в «Сэм и Кэт», в конце концов они станут главными героями, что не всегда хорошо, как в «айКарли». Но больше 6 уже слишком много, поскольку каждый из персонажей будет получать недостаточно экранного времени за 21-24 минуты.
  • Когда пишете, планируете или делаете что-то еще, отправляйтесь в особое место, включайте расслабляющую музыку и пишите.
  • Многие старые ситкомы можно увидеть в повторах или на кабельных телеканалах. Полезно поговорить с фанатами, которые смотрели их с самого начала, чтобы понять культурные контексты.
  • Ситкомы «золотого века» установили ограничения: в них не высмеивались персонажи, не было явного насилия и жестокости, за исключением, возможно, отношения начальника на работе, было стремление творить добро, развлекать, возможно, преподавать урок или желание позволить людям почувствовать себя хорошо, никто не получал серьезных травм в результате всех поворотов сюжета. Сатира была мягкой, это скорее были вариации на тему, а не глумление. Будьте осторожны с вашим подходом и настроением, которое вы создаете.
  • Учитесь на других жанрах: в одном из эпизодов «Шоу Косби» эффективно использовали классические приемы водевиля; на самом деле большая часть американской комедии уходит корнями в водевиль и бурлеск. Существуют и более старые жанры, итальянская комедия дель арте, испанская тонадилья, которые могут быть полезными источниками. Изучайте, что работает и как умело это применить, чтобы не испортить.

Реклама

Предупреждения

  • Не позволяйте никому использовать ваши работы без указания авторства.
  • Не воруйте чужой материал — ни шутки, ни реплики, ни сюжеты!

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 215 раз.

Была ли эта статья полезной?

Шутки, набирающие обороты

Товар лицом

Добивка:
→ Товар лицом

Рейтинг:
17

Дата: 03.03.2023 12:23
Голосов: 4
 

Смотреть все шутки

U1_thumb
Просмотр хумопостов пользователя vasya_hrenov

Как написать сценарий комедии

23.02.2011 18:11   Просмотров: 25541

Нашел тут интересный материал и решил с Вами поделиться.

Как пишут сценарии для комедий? — я раньше часто задавался этим вопросом, и, возможно, Вы тоже. Откуда берутся эти хитросплетения сюжета, эти изящные повороты действия. Ведь, наверняка же, есть готовые схемы и шаблоны, по которым работают авторы сценариев. И один из таких шаблонов я вчера нашел.

Не утверждаю, что этот шаблон написания сценария комедии универсален. Возможно, таких шаблонов есть много и они разные, но, думаю, знание даже одного такого шаблона уже сильно продвинет Вас и вселит уверенность в своих силах, когда Вы однажды решите написать сценарий комедии или комедийного сериала.

Комедия положений.
Комедия положений — комедия, сюжет которой строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств. Классическими примерами комедии положений являются пьесы «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира.

Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, т. е. высмеивает все эти человеческие качества. Классический пример — «Тартюф» Мольера.

  1. Главный герой думает, что дела обстоят отлично. Джо слушается маму каждый день и чувствует себя отлично. Он не замечает потребности быть независимым.
  2. Что-то случается, что заставляет его задуматься о минусах сложившегося положения. Друзья обозвали его маменькиным сынком.
  3. Он решает что-то изменить. Решил прекратить звонить маме каждый день.
  4. Делает попытку. В назначенное время он не позвонил маме.
  5. Попытка не удалась и Х навлек на себя еще большую проблему. Он передумал и позднее все же позвонил ей.
  6. Х пытается как-то решить эту проблему. Попросил других, чтобы они физические не давали ему звонить.
  7. и снова неудача. Он все равно позвонил.
  8. Х теперь сталкивается с еще большей проблемой и/или принимает очень серьезное (ошибочное) решение. Лучшее, что он может сделать, не звонить матери вообще.

(Конец 1 акта)

  1. Х отрицает свою проблему / или действует согласно принятому решению. Джо наслаждается обретенной свободой.
  2. Его ситуация (проблема) осложняется. Приехала мама.
  3. Вмешиваются другие. Друг Джо борется за его независимость.
  4. Первое (ошибочное) вмешательство было неудачным, потому что не было направлено на решение реальных проблем Х (ошибочное понимание). Джо сдается на аргументы матери, согласно которым он променял одну зависимость (от нее) на другую (от друзей).
  5. Реальное вмешательство. Правда стала очевидной/высказана. Джо выступает и против матери, и против друзей.
  6. Х понимает себя лучше или принимает себя, или узнает что-то новое (истинное понимание). Джо понял, что может сам о себе позабодится.
  7. Возвращение к начальной точке. И звонит своей матери на следующий день — не потому что должен, а потому что хочет.

В комедиях положений (в общем, в историях) по-сути существуют только два типа событий вызовы (проблемы, события, которые вынуждают героев действовать) и ответы на них. Каждый новый вызов требует нового ответа (действий), который в свою очередь приводит к появлению нового, более тяжелого вызова (проблемы).

Упражнение: придумать любого персонажа (можно построить его образ по портрету кого-то из знакомых), придумать для него проблему и запустить колесо.

Мой пример:

Вспомнил первую попавшуюся истории из жизни (проблему) и поставил себя на место героя. Дальше по структуре. Время до 3 минут.

Шаги

История

Главный герой думают, что дела обстоят отлично.

Еду на «хачмобиле» (старая копейка) радуюсь, что успею на работу.

Что-то случается, что заставляет его задуматься о минусах сложившегося положения.

Начинает барахлить двигатель.

Он решает что-то изменить.

Выезжаю на левую сторону, чтобы ускориться и все же успеть.

Делает попытку.

Перестроился.

Попытка не удалась и Х навлек на себя еще большую проблему.

Остановился. Создал пробку.

Х пытается как-то решить эту проблему.

Прячусь в машине. Делаю вид, что в ней никого нет.

и снова неудача.

Звонит начальник. Ругается за опоздание. Машину пытаются ограбить.

Х теперь сталкивается с еще большей проблемой и/или принимает очень серьезное (ошибочное) решение.

Оглушил вора, связал и затащил в машину. Чиню машину, чтобы отвезти вора в милицию.

Х отрицает свою проблему / или действует согласно принятому решению.

Починил — еду в милицию.

Его ситуация (проблема) осложняется.

Прямо возле офиса останавливает мент. Обвиняет в похищении человека.

Вмешиваются другие.

Вызываю друга. Он приезжает. Пытаемся дать взятку менту, или «вору», чтобы не поднимать шума.

Первое (ошибочное) вмешательство было неудачным, потому что не было направлено на решение реальных проблем Х (ошибочное понимание).

Вор требует денег, милиционер обещает вызвать подкрепление.

Ральное вмешательство. Правда стала очевидной/высказана.

Приехавшая подмога опознает вора.

Х понимает себя лучше или принимает себя, или узнает что-то новое (истинное понимание).

Решил купить новую машину.

Возвращение к начальной точке.

Ехал в автосалон. Застрял на левой полосе. Звонит босс. Вижу знакомую фигуру вора.

Так из любой ситуации можно сделать любопытный сюжет.

Источник материала: http://allmaxdreams.livejournal.com/123622.html

А так же вот еще советы по написанию комедий от сценариста Грега Миллера:

  1. Пусть на каждой странице будет по одной хорошей шутке. И пусть это будет не просто остроумный стёб или смешное поведение. А именно взрыв смеха – и не только по вашему мнению, но и по мнению других читателей. Вы же даёте кому-то почитать сценарий, верно?
  2. Тщательно выверьте структуру вашей истории. Поворотные точки каждого акта должны быть как можно более интригующими, чтобы удерживать интерес аудитории до конца. Нехорошо просто скользить по инерции во второй части сценария.
  3. Убедитесь, что в каждой сцене присутствует комедийная высокая точка в отношениях героев (character-based high point) и драматургическая высокая точка (сюжетный поворот /story beat), которые усложняют сюжет, желательно в смешном направлении.
  4. Пусть у каждого героя будет различный словарный запас и ритм речи. Это можно проверить чтением вслух. Надеюсь, вы читаете сценарий вслух?
  5. Убедитесь, что у ваших персонажей, по крайней мере у главных, есть разносторонние черты характера, а также определённые качества, которые приводят к именно таким действиям этого героя.
  6. Ещё раз пристально вглядитесь в структуру. Может быть где-то можно добавить ещё поворот или напряжение? Сколько поворотов сюжета в первой части? Во второй? Является ли каждый поворот реальным шагом вперёд? Чего бы ещё можно подбросить в огонь? Комедию двигают обострение и необычный масштаб.
  7. И ещё раз пройдитесь по наброскам. Попробуйте добавить хотя бы одну шутку в каждую сцену.
  8. Вы будете смеяться, но пролистайте сценарий ещё раз. Попробуйте добавить ещё по одной шутке на каждую страницу. Если у вас есть остроумные друзья, попросите их помочь. Это не мошенничество, это то, чем в Голливуде занимаются все, кто пишет пилот комедийного сценария.

Источник: http://belka.com.ua/kak-pisat-komediyu

Последний: 04.03.2023 10:45

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать сценарий для мультсериала
  • Как написать сценарий для мультика
  • Как написать сценарий к фантастическому фильму
  • Как написать сценарий для мероприятия пример
  • Как написать сценарий к тексту

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии