Как написать сценарий к рассказу драгунского главные реки

Напишите с друзьями сценарий к рассказу «Главные реки». Распределите роли. Уточните, как необходимо играть свою роль. Продумайте декорации. Разыграйте сцену так, чтобы зрителю было смешно смотреть вашу постановку.

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 4 класс (часть 2) Климанова. страница 21. Номер №10

Решение

Выходят ребята, встают за парты. Старший дежурный подает звонок на урок.
Дети: Здравствуйте, Раиса Ивановна!
Учительница: Здравствуйте, дети! (Кивком головы показывает, чтобы дети присели)
Учительница: Кораблёв, к доске! (Пауза)
— Кораблёв! Что же ты? Я тебя зову или нет?
(Кораблёв Денис выходит к доске.)
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как – нибудь…
Учительница: Это Пушкин. А я что задала?
Я тебя спрашиваю: что я задала?
Мишка: Да что он, не знает, что ли, что Вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
Учительница: Слонов! Не смей подсказывать!
Дениска: Да! Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
Учительница: Перестань ежеминутно чтокать! Читай. Наизусть!
Стихи!
Дениска: Ага, понял. Стихи, значит, читать? Это можно. Это можно. Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта. Великого советского поэта Некрасова. Стихи…
Учительница: Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
(Мишка и дети подсказывают)
Дениска: (выдвинул ногу вперед и продекламировал)
(Мишка показывает на свой большой палец и щелкает по ногтю)
Дениска: С ноготком! Мужичонка с ноготком!
(Дети тяжело вздыхают)
Учительница: Довольно, Кораблев. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись.
Ну а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем почитывать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?
Дениска: Конечно, выучил. А как же!
Учительница: Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.
(Денис смотрит в потолок, гладит живот, смотрит на детей в классе и видит в последнем ряду длинную газетную ленту, на которой намалевано толстыми буквами «Мисисипи», которую держит Петька Горбушкин)
Дениска (вглядываясь, тихо произносит): Миси…
Учительница: Ну, Кораблев? Так какая же главная река в Америке?
Да, Кораблев, двойку ты сегодня честно заработал!
(Дети поют песню «С понедельника возьмусь», инсценируя её. Потом ребята окружают Дениску, наперебой говорят ему о том, что надо учить уроки. )
Дениска (выбирается из этого круга и кричит): «Я даю Вам клятву, что буду, буду учить уроки всегда. До глубокой старости!
(Старший дежурный подает звонок с урока.)

                 Спектакль по произведению Виктора Драгунского «Главные реки».

Оформление и оборудование:

  1. Доска, на которой  прикреплены портреты русских писателей, поэтов.
  2. Физическая карта.
  3. Звонок.
  4. Классный журнал.
  5. Указка.
  6. Парты.
  7. Газета.

(Под музыку в зал вбегают четыре мальчика и одна девочка.

Дети здороваются.)

— «Привет!»

-«Привет!»

Девочка: Мальчики, а вы уроки выучили?

Мальчик 1: «У меня есть причина!»

Мальчик 2: «И у меня есть причина!»

Мальчик 3: «И у меня тоже есть причина!»

 Мальчики читают рэп по стихотворению  «Причина» В. Викторова.

Мальчик 1: Причина – какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Мальчик 2: Не сделал,

Забыл,

Тяжело,

Далеко…

Причину найдешь –

И дыши глубоко!

Мальчик 3: С совестью мир,

 Не запятнана честь…

Чего – то там нет,

Но причина – то есть!

Девочка: Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины,

Не надо причин –

Не ищите причины.

Кораблев Денис:

— Ребята! Не надо искать причины! Хотя мне уже идет девятый год. Но я только вчера догадался, что уроки все – таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.

 Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я вместо того, чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.

 А дело было так.

(Выходят ребята, встают за парты. Старший дежурный подает звонок на урок.

Входит учительница.)

Дети: Здравствуйте, Раиса Ивановна!

Учительница: Здравствуйте, дети! (Кивком головы показывает, чтобы дети присели)

Учительница: Кораблев, к доске! (Пауза)

— Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?

(Кораблев Денис выходит к доске.)

Дениска: Стихи!

Зима!… Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как – нибудь…

Учительница: Это Пушкин.

Дениска: Да, — это Пушкин, Александр Сергеевич.

Учительница: А я что задала?

Дениска: Да!

Учительница: Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!

Дениска: Что?

Учительница: Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?

Мишка: Да что он, не знает, что ли, что Вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

Учительница: Слонов! Не смей подсказывать!

Дениска: Да! Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

Учительница: Ну?

Дениска: Что?

Учительница: Перестань ежеминутно чтокать! Читай. Наизусть!

Дениска: Что?

Учительница: Стихи, конечно!

Дениска: Ага, понял. Стихи, значит, читать? Это можно. Это можно. Стихи  Некрасова. Поэта. Великого поэта. Великого советского поэта Некрасова. Стихи…

Учительница: Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

(Мишка и дети подсказывают)

Дениска: (выдвинул ногу вперед и продекламировал)

— Мужичонка!

(Мишка показывает на свой большой палец и щелкает по ногтю)

Дениска: С ноготком! Мужичонка с ноготком!

(Дети тяжело вздыхают)

Учительница: Довольно, Кораблев!… Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись.

Ну а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем почитывать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

Дениска: Конечно, выучил. А как же!

Учительница: Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

 (Денис смотрит в потолок, гладит живот, смотрит на детей в классе и видит в последнем ряду длинную газетную ленту, на которой намалевано толстыми буквами «Мисисипи», которую держит Петька Горбушкин)

Дениска (вглядываясь, тихо произносит): Миси…

Учительница: Ну, Кораблев? Так какая же главная река в Америке?

Дениска (уверенно): Миси – писи!

(Дети смеются.)

Учительница: Да, Кораблев, двойку ты сегодня честно заработал!

(Дети поют песню «С понедельника возьмусь», инсценируя ее. Потом  ребята окружают  Дениску, наперебой говорят ему о том, что надо учить уроки. )

Дениска (выбирается из  этого круга и кричит): «Я даю  Вам клятву, что буду, буду учить уроки всегда. До глубокой старости!

Учительница: Поверим?

Дети: Верим!

(Старший дежурный подает звонок с урока.)

👉 Ответы к странице 21. Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

В. Драгунский «Главные реки»

Задание 1

От чьего имени ведётся рассказ?

Ответ

Рассказ ведется от имени Дениса Кораблева.

Задание 2

К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить своё положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.

Ответ

Дениска начинает читать другие стихи, надеясь, что учительница тоже забыла, что задавала. Когда Мишка Слонов подсказывает, что заданы стихи Н. Некрасова, Денис притворно возмущается и говорит, что сам это знает. Он тянет время: «Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта».

Подсказки друзей не помогли Дениске, потому что он их не понял. Подсказки могут помочь, когда ученик имеет хотя бы небольшое представление, о чем нужно говорить. А Денис абсолютно ничего не знал.

Задание 3

Как автор относится к герою? Высмеивает ли он в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

Ответ

Рассказ ведется от имени самого Дениски. Мальчик с юмором и иронией относится к происшествию. Вместе с тем, он критикует себя и осознает свой проступок, обещая сам себе исправиться: «И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости».

Автор скорее не высмеивает поведение мальчика, а добродушно иронизирует над ним. Он дает понять читателям, что Денис поступил неправильно.

При этом В. Драгунский не осуждает своего героя, а как бы говорит: «Вот видишь, в какую неловкую ситуацию можно попасть, если не учить уроки».

Задание 4

Какой урок извлёк Дениска?

Ответ

Дениска понял, что нужно каждый день учить уроки. Только после того, как все уроки сделаны, можно идти играть. «Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон».

Извлеченный Денисом урок можно выразить пословицей «Делу время — потехе час».

Задание 5

Перескажи текст от лица Мишки, друга Дениски.

Ответ

Сегодня у нас на первом уроке был такой смешной случай! Моего друга Дениску Кораблева вызвали к доске рассказывать стих Некрасова «Мужичок с ноготок». Я сразу понял, что он ничего не учил и дело плохо.

Сначала он молчал, потом ни с того ни с сего начал читать Пушкина, потом вообще что-то невнятное мямлил. Ну ясно! Дениска вчера змея запускал, в учебник даже не заглядывал и понятия не имел, стихи какого поэта нужно было учить.

Эх, не пропадать же другу ни за что, ни про что! Я сделал наивное лицо и говорю Раисе Ивановне: «Он просто вопроса не понял. Не знает он что ли, что вы Некрасова задали?» Но Раиса Ивановна мою тактику сразу поняла и сделала замечание, чтобы я не подсказывал.

А Дениска вдруг стал говорить, что он просто задумался, а я его сбиваю. Мол, он сам, без меня, знает, что Некрасова надо читать.

Ну и пожалуйста… Я обиделся и отвернулся. Но надолго моей обиды не хватило, потому что нужно было этому горе-чтецу название стиха подсказать. Пока Раиса Ивановна громко ругала Дениса, я успел, не разжимая губ, произнести слово «мужичок», а затем выразительно постучал по ногтю большого пальца.

Дениска смотрел-смотрел на меня, а потом как выпалит: «Мужичонка с ноготком!». Весь класс так и покатился со смеху.

Тогда учительница велела ему назвать самую большую реку Америки, чтобы хоть как-то исправить положение. Тут Петька Горбушкин с задней парты подключился. Намалевал чернилами на куске газеты «Миссисипи».

Дениска долго всматривался в эти каракули, а потом выдал: «Миси-писи». Что тут началось! Мы все буквально под партами лежали от хохота. Даже

Раиса Ивановна смеялась до слез. Но двойку она Дениске все-таки влепила.

Задание 6

Было ли тебе смешно, когда ты читал про то, как главный герой отвечал уроки, или ты сочувствовал, сопереживал ему? Как ты думаешь, что он должен был сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?

Ответ

Мне было смешно, но, несмотря на это, я сочувствовал Денису Кораблеву. Чтобы не попасть в такую ситуацию, ему нужно было честно сказать, что он не выучил урока. Даже если бы он получил двойку, по крайней мере, не попал бы в такое глупое и смешное положение.

Задание 7

Найди в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.

Ответ

«Сразу испортилось настроение»; «Ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты»; «Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел»; «…думал, что сейчас уже наверняка умру».

Задание 8

Какие слова показались тебе особенно смешными? Какой приём использовал автор?

  • Неправильное звучание
  • Неправильное значение
  • Несуществующее слово

Ответ

Мне показалось смешным переиначенное название стихотворения «Мужичонка с ноготком» вместо «Мужичок с ноготок». Здесь автор использует неправильное звучание фразы.

Очень смешно звучит слово «Миси-писи» вместо названия реки Миссисипи. Писатель употребил здесь несуществующее слово.

Задание 9

Могла ли такая история произойти с тобой?

Ответ

Такая история могла произойти со мной и с любым учеником, который не выучил урок и пытается это скрыть, отвечая у доски.

Задание 10

Напишите с друзьями сценарий к рассказу «Главные реки». Распределите роли. Уточните, как необходимо играть свою роль. Продумайте декорации.

Разыграйте сцену так, чтобы зрителю было смешно смотреть вашу постановку.

Ответ

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ

На сцену выходит Денис Кораблев.

Денис (обращается к зрителям): Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Нам было задано выучить стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок» и названия главных рек Америки. А я, вместо того, чтобы делать уроки, запускал во дворе змея в космос и совершенно позабыл обо всем на свете. Получился позор.

Денис уходит со сцены.

В следующем эпизоде весь класс сидит за партами, звенит звонок на урок. Одновременно со звонком в класс вбегает запыхавшийся Денис и бросается к своей парте. Следом за ним входит учительница Раиса Ивановна. Дети встают из-за парт.

Дети: Здравствуйте, Раиса Ивановна!

Денис кричит: «Здравствуйте, Раиса Ивановна!», перекрикивая класс.

Раиса Ивановна: Здравствуйте, дети! (Кивает головой, чтобы дети сели) Кораблев, к доске!

Пауза

Кораблев! Я тебя зову или нет?

Денис выходит к доске и некоторое время переминается с ноги на ногу.

Денис:

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как – нибудь…

Раиса Ивановна: Это Пушкин. А я что задала?

Денис: Да!

Раиса Ивановна: Что «да»? Что я задала? Я тебя спрашиваю, Кораблев!

Миша Слонов (с места): Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

Раиса Ивановна (строго): Слонов! Не смей подсказывать!

Денис: Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты сбиваешь только.

Мишка сердито отворачивается.

Раиса Ивановна: Ну?

Денис: Что?

Раиса Ивановна: Перестань ежеминутно чтокать! Читай. Наизусть!

Денис: Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

Денис замолкает и беспомощно озирается по сторонам, смотрит в потолок, переминается с ноги на ногу.

Раиса Ивановна (кричит): Читай сейчас же! Заглавие!

Мишка со своего места беззвучно, одними губами подсказывает: «Му-жи-чок».

Денис (громко, смело): Мужичонка!

Раиса Ивановна и дети молчат, внимательно смотрят на Дениса. Денис смотрит на Мишку. Мишка показывает на свой большой палец и щелкает по его ногтю.

Денис: С ноготком! Мужичонка с ноготком!

Дети смеются.

Раиса Ивановна: Довольно, Кораблев. Уж если не знаешь, не срамись. Ну, а как насчет кругозора? Мы вчера всем классом решили выучить названия рек Америки. Ты выучил?

Денис: Конечно, выучил!

Раиса Ивановна: Ну вот, исправь это ужасное впечатление. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

Мишка показывает со своего места мятый тетрадный листок, на котором криво написано фломастером «Миссисипи».

Денис молчит и старательно вглядывается в листок, пытаясь разобрать, что там написано.

Раиса Ивановна: Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке?

Денис: Миси-писи.

На секунду в классе воцаряется мертвая тишина. Затем класс взрывается хохотом. Учительница тоже смеется, вытирая глаза платком.

Раиса Ивановна: Два, Кораблев! На следующем уроке спрошу опять.

Денис: Я исправлю, Раиса Ивановна! Честное слово! Клянусь, что с этой минуты буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

Оформление и оборудование:

  • Доска, на которой прикреплены портреты русских писателей, поэтов.
  • Физическая карта.
  • Звонок.
  • Классный журнал.
  • Указка.
  • Парты.
  • Газета.
  • (Под музыку в зал вбегают четыре мальчика и одна девочка.

    Дети здороваются.)

    — «Привет!»

    -«Привет!»

    Девочка: Мальчики, а вы уроки выучили?

    Мальчик 1: «У меня есть причина!»

    Мальчик 2: «И у меня есть причина!»

    Мальчик 3: «И у меня тоже есть причина!»

    Мальчики читают рэп по стихотворению «Причина» В. Викторова.

    Мальчик 1: Причина – какое удобное слово!

    Оно выручает лентяя любого.

    Оно объясняет,

    Оно покрывает,

    Оно от стыда и позора спасает.

    Мальчик 2: Не сделал,

    Забыл,

    Тяжело,

    Далеко…

    Причину найдешь –

    И дыши глубоко!

    Мальчик 3: С совестью мир,

    Не запятнана честь…

    Чего – то там нет,

    Но причина – то есть!

    Девочка: Ребята, ребята,

    Вы завтра – мужчины,

    Не надо причин –

    Не ищите причины.

    Кораблев Денис:

    — Ребята! Не надо искать причины! Хотя мне уже идет девятый год. Но я только вчера догадался, что уроки все – таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.

    Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я вместо того, чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.

    А дело было так.

    (Выходят ребята, встают за парты. Старший дежурный подает звонок на урок.

    Входит учительница.)

    Дети: Здравствуйте, Раиса Ивановна!

    Учительница: Здравствуйте, дети! (Кивком головы показывает, чтобы дети присели)

    Учительница: Кораблев, к доске! (Пауза)

    — Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?

    (Кораблев Денис выходит к доске.)

    Дениска: Стихи!

    Зима!… Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуя,

    Плетется рысью как – нибудь…

    Учительница: Это Пушкин.

    Дениска: Да, — это Пушкин, Александр Сергеевич.

    Учительница: А я что задала?

    Дениска: Да!

    Учительница: Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!

    Дениска: Что?

    Учительница: Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?

    Мишка: Да что он, не знает, что ли, что Вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

    Учительница: Слонов! Не смей подсказывать!

    Дениска: Да! Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

    Учительница: Ну?

    Дениска: Что?

    Учительница: Перестань ежеминутно чтокать! Читай. Наизусть!

    Дениска: Что?

    Учительница: Стихи, конечно!

    Дениска: Ага, понял. Стихи, значит, читать? Это можно. Это можно. Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта. Великого советского поэта Некрасова. Стихи…

    Учительница: Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

    (Мишка и дети подсказывают)

    Дениска: (выдвинул ногу вперед и продекламировал)

    — Мужичонка!

    (Мишка показывает на свой большой палец и щелкает по ногтю)

    Дениска: С ноготком! Мужичонка с ноготком!

    (Дети тяжело вздыхают)

    Учительница: Довольно, Кораблев!… Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись.

    Ну а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем почитывать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

    Дениска: Конечно, выучил. А как же!

    Учительница: Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

    (Денис смотрит в потолок, гладит живот, смотрит на детей в классе и видит в последнем ряду длинную газетную ленту, на которой намалевано толстыми буквами «Мисисипи», которую держит Петька Горбушкин)

    Дениска (вглядываясь, тихо произносит): Миси…

    Учительница: Ну, Кораблев? Так какая же главная река в Америке?

    Дениска (уверенно): Миси – писи!

    (Дети смеются.)

    Учительница: Да, Кораблев, двойку ты сегодня честно заработал!

    (Дети поют песню «С понедельника возьмусь», инсценируя ее. Потом ребята окружают Дениску, наперебой говорят ему о том, что надо учить уроки. )

    Дениска (выбирается из этого круга и кричит): «Я даю Вам клятву, что буду, буду учить уроки всегда. До глубокой старости!

    Учительница: Поверим?

    Дети: Верим!

    (Старший дежурный подает звонок с урока.)

    Автор: Истомина Елена Васильевна

    Муниципальное общеобразовательное
    учреждение «Гимназия»

    (Коми национальная гимназия)

    (МОУ КНГ)

    г.Сыктывкара

    Республики Коми

    Урок-игра «Счастливый случай»

     по литературному чтению

    по рассказу  В.Ю.Драгунского

     «Главные реки».

                                                         
    Автор:

                                                                                 
    Ульнырова Людмила Николаевна,                                                                                       
                     

                                                                                            
    учитель начальных классов

    г.Сыктывкар

    2019

    Пояснительная записка.

    Тема:  «Главные реки» В.Ю.Драгунский

    Класс: 4

    Количество часов
    для проведения урока:
    1

    Цель: расширить
    знания о творчестве В.Ю.Драгунского, продолжить работу  по произведению
    «Главные реки»; развивать у детей чувство юмора; развитие навыков быстрого,
    правильного и осознанного чтения ;помочь понять смысл произведения,
    анализировать поступки героев; работать над развитием речи ;вызывать интерес к
    чтению.

    Задачи:

    образовательные:

    — расширить знания учащихся о В.Ю.Драгунском и его
    литературной деятельности ;

    — раскрыть нравственный смысл произведения;

    — совершенствовать навык выразительного чтения,
    выборочного чтения;

    — учить чётко формулировать ответ на поставленные
    вопросы;

    — учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли,
    чувства, настроение;

    — закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

    развивающие:

    — развивать у обучающихся читательский интерес;

    — развивать у обучающихся навык и умение работать с
    текстом учебного пособия;

    — развивать навыки общения и умения
    работать в команде

    воспитательные:

    — воспитывать нравственные качества, навык
    коллективной творческой деятельности;

    — воспитывать у обучающихся уважительное
    отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

    — воспитывать уважение к своей родине.

    Прогнозируемые результаты:

    Личностные:

    ·        
    ценностное
    отношение к печатному слову;

    ·        
    осознание
    практической важности чтения художественной литературы и, в частности, сказок;

    ·        
    осознание
    важности уметь действовать слаженно в команде, для достижения цели;

    Метапредметные:

    ·        
    умение
    принимать и сохранять цель игры;

    ·        
    умение
    контролировать и оценивать свои действия и эмоции;

    ·        
    умение высказывать
    свою точку зрения, правильно излагать свои мысли (говорить);

    Предметные:

    ·        
    знать
    содержание произведений детской художественной литературы;

    ·        
    уметь
    применять свои знания на практике.

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

     Формы организации работы учащихся: групповая

    Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая,
    оценивающая.

    Методическая и педагогическая эффективность
    используемых технологий. Использование активных методов обучения
    совершенствует  мыслительную деятельность учащихся, ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического
    усвоения знаний и навыков учащихся

    Оборудование: Учебник «Литературное чтение», 4
    класс. Составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.- М.: Просвещение, УМК
    «Школа России». Выставка книг с произведениями В. Драгунского, бочонок с заданиями,

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Я
    приглашаю вас на игровое занятие «Счастливый случай». Надеюсь, что радость
    общения, душевное тепло, понимание, взаимное уважение будут царить на нашем
    уроке.

    II.Актуализация
    знаний.

    В суровые просторы,

    Спеша издалека,

    Течёт, течёт Печора-

    Могучая река.

    Несёт седые воды,

    В пути поит стада,

    Качает пароходы,

    Рыбацкие суда.

    С уральского предгорья

    Её речная гладь

    Спешит в студёном море

    Волною погулять.
    (П.Образцов)

    — О чём пишет в своём
    стихотворении известный коми писатель П.Образцов.( О реке Печоре)

    — Что вы знаете о реке
    Печоре? (Это самая большая река Репсублики Коми)

    — Какие чувства выражает
    поэт в стихотворении?(гордость, восхищение)

    — Чем восхищается поэт?

    — Кто прочитает
    стихотворение, выразительно, с восхищением?

    — Какое произведение вы
    читали дома, в котором упоминалась река.

    Сегодня мы
    продолжим работу над произведением В.Ю. Драгунского «Главные реки». Домашним
    заданием вам было прочитать рассказ. И ваша задача — показать, насколько хорошо
    вы поняли смысл прочитанного произведения, сделать для себя выводы.

    — Понравился ли вам рассказ?

    — Назовите главных героев
    рассказа:

    — Какое у вас настроение после
    прочтения рассказа и почему?

    Главными действующими лицами на уроке будут три команды
    . Прошу посовещаться и выбрать командира команды. У каждой команды есть

    коробочка, в которую вы будете складывать жетончики за каждый ваш
    правильный ответ, дополнительно выдаётся жетон за соблюдение правил игры. В конце
    игры командиры команд подведут итоги.

     Гейм 1 «Разминка»

    Каждой команде по очереди задаётся
    вопрос. За правильный ответ выдаётся жетон.

    1.Как звали главного
    героя рассказа? (Денис Кораблёв)

    2.Как звали верного
    друга Дениса?(Мишка Слонов)

    3.Как звали учителя ?
    (Раиса Ивановна)

    4. Какой урок
    проводила Раиса Ивановна? (урок чтения)

    5. Стихотворение
    какого поэта нужно было выучить к уроку? (стихотворение Некрасова)

    6.Чьё стихотворение
    прочитал Денис на уроке? (стихотворение Пушкина)

    7. Что решили выучить
    для расширения кругозора учащиеся класса? (главные реки Америки)

    8.Кто подсказал
    Дениске название самой большой реки Америки? (Петька Горбушкин?)

    9. Какая самая
    большая река Америки? (Миссисипи)

    Гейм 2 «Заморочки из бочки»

    Командиры команд
    достают из бочонка по три вопроса,  обсуждают с командой, три представителя
    команды выходят к доске. Командир читает вопрос, игроки  дают ответ и
    подтверждают ответ отрывком из текста.

    №1

    В каком классе
    учились мальчики?

    Какой закон усвоил
    Дениска до глубокой старости?

    В какую историю
    вляпался Дениска?

    №2

    Почему не удалось
    выучить уроки?

    Чему научился Дениска
    у пожарных?

    Почему удалось прийти
    за секунду до начала урока?

    №3

    От чего сразу же
    испортилось настроение Дениски?

    Почему Дениска бодро
    завёл стихотворение Пушкина?

    Кто пытался помочь
    Дениске в трудной ситуации?

    Гейм 3 «Тёмная лошадка» (Для каждой
    команды своё задание).

    1. Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе,

    Узкий кончик в роднике,

    А широкий в море. (Река)

    печоравычегдасысоламиссисипимезеньвашкащугор

    — раздели на слова, найдите лишнее слово.

    2. Подобрать синонимы

    Прыть – быстрота, подвижность

    Позор- бесчестье, стыд и срамота–позорище

    Ловко- проворно, юрко, вертко

    Сноровисто- удобно

    Примчаться- прибежать, приехать

    Вежливый- учтивый, корректный,
    предупредительный, любезный, деликатный, галантный

    Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно

    Продекламировать — прочитать

    Влепить- поставить, ударить

    3. Самые разные случаи
    происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на
    сцене выступал и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев
    происходили на самом деле – но не с…….– литературным героем. А с Денисом
    Драгунским – сыном писателя. Правда Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый
    человек и сам пишет книги, а ……                     так и остался мальчишкой.

    От чьего имени ведётся рассказ?

    От имени Дениса Кораблева.

    К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.

    Дениска положил книги в парту, вежливо поздоровался с учительницей, но она все равно вызвала его к доске. Денис даже плохо знал, какие стихи были заданы, и вместо Некрасова начал читать Пушкина. Подсказки друзей нашему герою также не помогают, так как он дома совершенно не брался за уроки. Подсказкой можно воспользоваться только тогда, когда ты учил уроки и немного забыл, или потерял главную мысль рассказа. Медвежья услуга друзей в итоге привела к нелепым ситуациям.

    Как автор относится к герою? Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

    Автор относится к своему герою с доброй улыбкой. Поведение мальчика высмеивается в рассказе. Денис все время переспрашивал учительницу «что?». Одноклассники пытались подсказать ему материал, но он  неправильно понимал подсказки. Стихотворение Некрасова Денис назвал «Мужичонка с ноготком», а главную реку Америки  «Миси-писи» вместо Миссисипи.

    Какой урок извлёк Дениска?

    Денис извлек урок, что домашнее задание нужно делать вовремя.  «Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь».

    Перескажи текст от лица Мишки, друга Дениски.

    Главным персонажем произведения является мальчик по имени Денис Кораблев, учащийся первого класса.

    Однажды Дениска чуть было не опоздал на уроки, поскольку никак не мог проснуться, но быстро собравшись мальчик успел забежать в класс до прихода учительницы.

    Начав занятия, преподаватель сразу же вызвала к доске Дениса, который, проиграв накануне весь день с воздушным змеем, не подготовил домашнее задание. Мальчик решил слукавить, надеясь, что учитель не вспомнит, какое именно задание было поручено выучить, и приступил к декламированию пушкинского стихотворения, а не некрасовского. Учительница прервала нерадивого ученика и попросила его уточнить автора и название заданных на дом стихов. Дениска в надежде взглянул на лучшего друга Мишку, который с помощью мимики пытался подсказать приятелю, что нужно читать стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок». Денис напряженно вслушивался в шепот Мишки, но смог разобрать лишь слова «мужичонка с ноготком», произнеся которые развеселил всех одноклассников и учительницу.

    Строгий преподаватель решила дать Дениске еще один шанс на получение хорошей отметки и задала ему вопрос о крупных реках, протекающих в Америке. Так как и это домашнее задание не было выполнено мальчиком, он не знал правильного ответа. От сильного волнения и стыда Денис даже начал ощущать боли внизу живота и головокружение. На помощь снова пришли друзья, попытавшись написать на газетном клочке правильный ответ, но Дениске снова не повезло, он смог прочить только Миси-писи вместо названия реки Миссисипи.

    Класс взорвался заливистым смехом вместе с учительницей, которая, несмотря на комическую ситуацию, в воспитательных целях все же поставила Кораблеву двойку за несделанное домашнее задание.

    После этого случая Денис поставил перед собой твердую установку – всегда выполнять домашние занятия, чтобы вырасти ответственным и прилежным человеком.

    Было ли тебе смешно, когда ты читал про то, как главный герой отвечал уроки, или ты сочувствовал, сопереживал ему? Как ты думаешь, что он должен был сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?

    Мне было очень смешно. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно в следующий раз выучить уроки.

    Найди в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.

    В рассказе Драгунского “Главные реки” я могу выделить трех главных героев. Первый герой это Дениса, тот самый мальчик, который не выучил уроки и получил двойку. Второй герой это его друг Мишка, который всячески, но безуспешно пытался помочь другу Дениске. Третья героиня это учительница Раиса Ивановна. Главная мысль заключается в том, что школьники должны учиться. Учиться полезно для жизни. Каждый должен пройти этот путь, чтобы стать полноценным человеком. Автор учит читателя ответственности и показывает на одном примере, как плохо не знать даже школьную программу. Как по сути можно выглядеть дураком не зная основ.

    Какие слова показались тебе особенно смешными? Какой приём использовал автор? 

    Смешного предостаточно, рассказ юмористический, мальчик выходит к доске и не знает ответа, ему пытаются подсказать, но как это обычно и бывает, подсказка слышна не очень хорошо. Пройдясь по поэзии Некрасова (вернее, попытавшись выудить хоть что-то по этой теме из копилки знаний своего ученика Дениски Кораблева), учительница Раиса Ивановна переходит к рекам Америки, вот тут смешное то и начинается. Раиса Ивановна хочет знать, какая река в Америке самая большая. Дениске подсказывают опять, пишут что-то на газете чернилами, он видим первую часть – “Миси” и отвечает “Миси-писи”, это и есть самое смешное слово, даже учительница смеется до слез. Это несуществующее слово.

    Могла ли такая история произойти с тобой?

    Нет. Не могла. Потому что я всегда учу уроки.

    Напишите с друзьями сценарий к рассказу «Главные реки». Распределите роли. Уточните, как необходимо играть свою роль. Продумайте декорации. Разыграйте сцену так, чтобы зрителю было смешно смотреть вашу постановку.

    Инсценировки по рассказам В.Драгунского.

    «Англичанин Павля»

    Мама

    Дениска

    Папа

    Павлик

    Мама. Завтра первое сентября,  И вот наступила осень, и ты пойдешь уже в третий класс. Ох, как летит время!..

    Папа. И по этому случаю, мы сейчас “зарежем” арбуз!

    (входит Павлик, все радуются)

    Папа.- Ого, кто пришел!- Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!

    Мама. – Садись с нами, Павлик, арбуз есть,  – Дениска, подвинься.

    Дениска- Привет! – ( подвинулся, дав ему место рядом с собой.)

    Павля  -Привет!  ( сел.)  Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не дает его вволю поесть.

    Страница 5 из 46

    Страница 21. В. Ю. Драгунский. Главные реки

    1. От чьего имени ведётся рассказ?

    От имени Дениса Кораблева.

    2. К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.

    © Дениска   прибегает к разным уловкам, чтобы исправить свое неловкое  положение. Например, сначала забежал в класс вперед учителя, затем  начинает  читать другое стихотворение, думая, что учитель не заметит этого. Но это не помогло, как и подсказки друга Мишки Слонова.  Ведь Дениска совсем не имел представления о вопросах, которые ему задавали.  Подсказки бывают, полезны, когда ты чуть-чуть подзабыл от волнения. Но не в этом случае. 

    3. Как автор относится к герою? Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

    Автор относится к своему герою с доброй улыбкой. Поведение мальчика высмеивается в рассказе. Денис все время переспрашивал учительницу «что?». Одноклассники пытались подсказать ему материал, но он  неправильно понимал подсказки. Стихотворение Некрасова Денис назвал «Мужичонка с ноготком», а главную реку Америки  «Миси-писи» вместо Миссисипи.

    4. Какой урок извлёк Дениска?

    Денис извлек урок, что домашнее задание нужно делать вовремя.  «Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь». 

    5. Перескажи текст от лица Мишки, друга Дениски.

    © Текст от лица Мишки
    Мой друг Денис не выучил урока, но не хотел в этом признаваться. Когда его вызвали к доске рассказать стихотворение наизусть, он вышел. И, начал читать другое произведение. Я понял, что дело плохо, решил помочь ему. Но , Денис, меня обидел, сказав, что я его сбиваю. Обижался я недолго, ведь нужно было выручать друга. Я смог подсказать первое слово Денису. И все! Сколько я ни старался, мне не удалось спасти ситуацию. Но Раиса Ивановна сама решила выручить Дениса и задала ему дополнительный вопрос. После чего Денис совсем пропал, насмешив весь класс, и получил свою двойку, назвав главную реку в Америке Миси-писи.

    6. Было ли тебе смешно, когда ты читал про то, как главный герой отвечал уроки, или ты сочувствовал, сопереживал ему? Как ты думаешь, что он должен был сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?

    © Мне было и  смешно, когда я читал про то, как Денис  отвечал уроки,  и жалко его было. Он старался выкрутиться, путая учителя. А всего то,  чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно было выучить уроки. Или честно признаться, что не выучил стихотворение.

    7. Найди в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.

    © Слова, описывающие  эмоциональное состояние героя: испортилось настроение; не хотелось вылезать из-за своей парты; думал, что сейчас уже наверняка умру; до свидания, все. Все это Денис продумывал в душе.

    8. Какие слова показались тебе особенно смешными? Какой приём использовал автор?
    Неправильное звучание       Неправильное значение         Несуществующее слово

    © Особенно смешными  мне показались слова «Мужичонка с ноготком!» , «Миси-писи».   Автор  использовал  приём «неправильного значения».

    9. Могла ли такая история произойти с тобой?

    © Да, такая история могла произойти и со мной. Тоже бывает, лень учить уроки.  Но лучше признаться, что не выучил урок, чем попасть в такое неловкое положение.

    10. Напишите с друзьями сценарий к рассказу «Главные реки». Распределите роли. Уточните, как необходимо играть свою роль. Продумайте декорации. Разыграйте сцену так, чтобы зрителю было смешно смотреть вашу постановку.

    Инсценируем самостоятельно.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать сценарий к произведению
  • Как написать сценарий для голливуда
  • Как написать сценарий к программе
  • Как написать сценарий для визуальной новеллы
  • Как написать сценарий к новому году

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии