Урок 4: Структура сценария
Урок 4: Структура сценария
Коллеги, приветствую!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как устроен сценарий одной серии сериала. Прежде всего вы должны понимать, что в сериале практически никогда не используется трехактная структура.
К сожалению, миф о трехактной структуре очень живуч. Мне случалось спорить с очень опытными редакторами, доказывая им, что трехактная структура – это для лохов.
Мы с вами не будем использовать в нашей работе трехактную структуру.
Уже довольно давно для «вертикального» сериала стандартом является четырехактная структура. Для ситкома – двухактная. В горизонтальных драматических сериалах может быть пять или шесть актов.
Для того, чтобы правильно сосчитать акты в вашем сценарии, вы должны понимать, что такое вообще акт. Долгое время теоретики кино, находясь под влиянием Аристотеля, считали, что акта должно быть три: начало, середина и конец. Завязка, прогрессия усложнений, развязка.
Людям просто хотелось структурной простоты и ясности. Но вместо ясности получалось нечто странное – 30-минутный первый акт, 60-минутный второй, и 15—20-минутный третий. Никакой красотой тут и не пахло. Тогда начали делить второй акт пополам, причем у разных исследователей одного и того же фильма эта точка «пополама» могла оказаться в разных местах.
В конце концов сценаристы признали, что трехактная структура несостоятельна и признали, что в фильме может быть два акта или девять. И актом стали считать череду эпизодов, ограниченную сильным сюжетным поворотом.
С точки зрения производства так оно и есть. Вообще, на телевидении граница акта и сильный крючок в конце акта нужен для того, чтобы удержать зрителя перед рекламной паузой. Чтобы зритель не переключил канал и вернулся к просмотру после рекламы. Именно поэтому на американском ТВ постоянно увеличивают число актов – для того, чтобы добавить количество рекламных пауз.
На нашем ТВ за распределением крючков не следят, и под рекламные паузы их не подгоняют. За всю мою карьеру на поработал в общей сложности примерно над четырьмя десятками сериалов и только на одном сериале руководство требовало подгонять крючки под рекламные паузы.
Крючки очень важны, но я считаю, что их недостаточно, чтобы обозначить границу акта. На мой взгляд, границы актов можно определить, лишь выявив управляющую идею фильма.
Идея фильма – это не мораль, не вывод из фильма. Это не что-то, что мы узнаем, посмотрев кино. Например, идея «Трех мушкетеров» – «Дружба сильнее всего». И в тех сценах, где Миледи соблазняет Д, Артаньяна и кажется, что он вот-то предаст своих друзей, эта идея конфликтует с другой идеей – «Любовь сильнее всего». Победа одной из конфликтующих идей определяет финал фильма. Можно ли снять кино, в котором побеждает идея «Любовь сильнее всего»? Легко! То есть, конечно, хорошее – трудно. Но совершенно точно девушки, читающие эту статью и юноши, у которых есть девушки, видели десятки таких фильмов. Практически любая романтическая комедия или мелодрама снята именно об этом – о том, что любовь сильнее дружбы/карьеры/денег/рыбалки/футбола/пива и вообще всего, что мы с пацанами ценим в жизни.
Как вы думаете, есть в зрительном зале хотя бы один, кто узнал эту нехитрую идею, лишь посмотрев фильм? Конечно, нет. Девушки, кажется, появляются на свет со знанием этой идеи, а парни осознают ее чуть позже, годам к тринадцати, то есть явно раньше, чем начинают приглашать девушек в кино.
Фактически зритель является своеобразным болельщиком, который весь фильм наблюдает за поединком двух (или более) известных ему идей. Главная функция идеи – коммуникационная: идея помогает установить контакт автора фильма со зрителем. Вторая функция – структурная, поскольку именно смена обстановки на поле битвы идей, то, что Аристотель называл перипетией (переменой от лучшего к худшему и наоборот), и определяет границы актов.
В пределах акта каждая из идей один раз оказывается победительницей и один раз – проигравшей. Внимание, это важно! Повторю еще раз: В пределах акта каждая из идей один раз оказывается победительницей и один раз – проигравшей. А теперь то же самое, но другими словами: акт ограничен движением «маятника идей» в одну и другую сторону.
Вот почему в фильме может быть больше актов, чем три – потому что движений маятника идей может быть больше, чем три!
Давайте посмотрим, как это выглядит на серии детективного сериала.
Начинается серия всегда с тизера. В тизере происходит преступление. Либо обнаруживается труп. Либо и то и другое. Мы видим, как совершается убийство (не видя убийцы, разумеется), потом мы видим, как обнаруживается труп.
Как правило, практически сразу появляется первый подозреваемый. Обычно он стоит прямо над трупом, держа в одной руке окровавленный нож, а в другой – только что написанное убитым завещание в пользу данного подозреваемого.
То есть это всегда очень очевидный, нарочито очевидный подозреваемый. Это подозреваемый для всех, кроме детектива. Детектив тут же находит какое-то несоответствие в вещдоках или показаниях свидетелей и начинает поиски настоящего подозреваемого. Первый акт длится от момента обнаружения первого подозреваемого до появления второго подозреваемого – уже настоящего, потому что первый подозреваемый для детектива подозреваемым не является, он сразу был уверен в его невиновности.
Идея здесь – преступление будет наказано. Когда арестован невиновный, эта идея терпит поражение. Мы видим, что арестован невиновный, а значит, настоящий преступник может остаться безнаказанным. Когда детектив находит настоящего подозреваемого – его идея берет верх. Мы видим, что преступление все-таки будет наказано.
Во втором акте детектив ищет доказательства вины второго подозреваемого, убеждается в его невиновности и находит улики или свидетеля, который приводит его к третьему подозреваемому. И опять мы видим движение управляющей идеи в одну и другую сторону.
В третьем акте этот фокус повторяется еще раз – еще один подозреваемый, который снова оказывается невиновным и новые вещдоки, которые приводят детектива к новому подозреваемому, четвертому по счету.
Как правило, к концу третьего акта детектив уже знает, кто на самом деле убийцы. Здесь есть варианты.
1) Детектив пытается задержать убийцу, тот сбегает и четвертый акт посвящен поимке убийцы.
2) Детектив сообщает зрителям о том, кто убийца и четвертый акт посвящен изобличению убийцы.
3) Детектив пускает зрителя по ложному следу, объявляя во всеуслушание, что убийца – такой-то, а в этом время он расставляет ловушку, в которую попадает настоящий убийца, потерявший бдительность.
Вся история заканчивается наказанием преступника – он либо задержан и помещен в тюрьму, либо убит при задержании, либо сам кончает с собой.
Разумеется, это лишь один из вариантов построения сюжета, хотя очень распространенный. Есть, например, истории, в которых убийца сразу известен зрителю и мы следим за поединком преступника и детектива, как, например, в британском сериале «Падение».
Но общее в таких сериалах одно – движение управляющее идеи, похожее на движение маятника.
Для детективного сериала стандартом являются четыре акта и четыре сюжетных линии.
Линия А – это, как правило, линия расследования.
Линия Б – это, обычно, линия еще одного расследования какого-то менее страшного преступления. Либо какая-то личная история.
Линия В – это может быть линия напарника, либо какой-то горизонтальный сюжет, который тянется из серии в серию.
Линия Г – может быть комической, либо мистической.
Сабплоты, второстепенные сюжетные линии должны поддерживать основную сюжетную линию, но ни в коем случае не дублировать ее. Например, если в основной сюжетной линии идет расследование дела о наследстве, то во второстепенной линии может быть какая-то комическая линия, связанная с жуликами, которые выдают себя за адвокатов и разводят якобы наследников на деньги.
Как правило, второстепенные сюжетные линии начинаются после того, как запущена основная линия и заканчиваются до ее окончания. Понятно, что зрителя прежде всего интересует основная линия и если она закончена, интерес резко падает.
***
Для сравнения – как это работает в ситкоме. В ситкоме очень редко используются длинные сюжетные построения, поскольку там нет задачи удерживать зрителя сюжетом. Там задача – чтобы было смешно. Для этого используются очень короткие и простые сюжетные построения: подготовка смешной ситуации – разрешение смешной ситуации. Сетап и панч. И так несколько раз.
Многие комедийные ситуации в ситкомах основываются на лжи героя или сокрытии правды.
Герою нужно:
– ликвидировать последствия своего или чьего-то плохого поведения;
– защитить близких и друзей от плохих новостей;
– «исправить» ошибку, пока ее не заметили;
– скрыть трещину в отношениях;
– сохранить реальное или мнимое преимущество;
– заставить кого-то сделать то, что он не хочет делать;
– вернуть случайно украденное имущество, пока никто не узнал о краже;
– спрятать уничтоженную вещь, пока никто не узнал;
– игнорировать кого-то;
– восстановить утраченные воспоминания;
– избежать конфликта.
Достаточно часто в ситкоме используются некоторые стандартные сюжетные ходы:
– один или несколько героев переходят в другое окружение, с целью «вернуться туда, откуда они пришли»;
– герой решает изменить свое тело, свои привычки или что-то еще для того, «чтобы чувствовать себя нормально»;
– герой принимает участие в конкурсе или гонке;
– герой получает ответственную должность на работе и не может с ней справиться;
– появляются новоприбывшие или незнакомцы, что и меняет отношения между главными героями;
– праздничный эпизод, например Хеллоуин или Рождество;
– герой думает, что другой персонаж собирается умереть и пытается всячески угодить ему, на что второй думает, что у него есть преимущество;
– мужчина и женщина обмениваются своими ролями, чтобы что-то доказать друг другу или кому-либо другому, но возвращаются к своим функциям.
– мужчина отправляется на свидание одновременно с двумя девушками, вынужден метаться между двумя столиками, и в конце концов допускает ошибку.
Как правило, в ситкомах два акта. В тизере обозначается основной конфликт серии. Затем каждая из сторон дважды берет верх над другой стороной. Два акта потому, что одна и та же смешная ситуация хорошо работает два раза и надоедает к третьему. Хотя, конечно, есть мастера, которые ухитряются одну и ту же ситуацию развернуть несколько раз под разным углом и максимально растянуть смеховой эффект.
Но обычно серия ситкома устроена именно так: 1 акт – сетап – панч. 2 акт – сетап – панч.
Подобная сюжетная лаконичность позволяет в 20-минутной серии рассказать минимум четыре сюжетных линии, разумеется, при этом максимально использовав пересечения этих линий между собой.
Структура эпизода (серии)
Обычно сюжет в ситкоме развивается линейно – герой находится в зоне комфорта – происходит что-то, что заставляет героя покинуть зону комфорта – герой находит решение, помогающее ему вернуться обратно в зону комфорта.
Например, герой в конце первого акта теряет работу, затем безуспешно ищет новую и наконец находит.
Вот как может выглядеть поэпизодный план серии ситкома:
1. Герой живёт в своём привычном мире.
2. У героя возникает проблема.
3. Герой реагирует на проблему.
4. Реакция героя все усложняет.
5. Герой ищет новое решение.
6. Решение найдено.
7. Герой возвращается в привычный мир.
Когда вы начинаете придумывать сюжет серии сериала, я советую действовать следующим образом:
Прежде всего обозначьте границы актов. Вы должны точно знать, какими будут поворотные события. Вы можете использовать для этого карточки, таблицы или обычный вордовский файл. Или даже просто листок из блокнота. Важно, чтобы вы точно знали свои поворотные события. Затем вы проходите по линии А и расставляете сцены в том порядке, в каком они будут в сценарии. На этой стадии не нужно расписывать сцену подробно. Достаточно одного предложения – описания главного события. В среднем это по 4 сцены на акт, то есть всего 16 сцен. Когда это сделано, вы можете окинуть взглядом всю вашу историю и сразу увидеть, где сюжет провисает, где нарушена логика и внести необходимые изменения.
И только после этого вы расставляете сцены, связанные со второстепенными сюжетными линиями. Причем эти сцены вы можете безболезненно двигать по истории, пока они не найдут свое место.
Когда возникает необходимость сдвинуть сцену?
Например, если у вас стоят подряд две сцены в интерьере. Зрители с трудом воспринимают две интерьерных сцены, поэтому, например, в ситкомах делают так называемый заявочный план, показывая, например, фасад дома, где происходит действие.
Или вам необходимо показать, что между сценами прошло несколько часов – для этого можно просто показать часы или переполненную окурками пепельницу – а можно показать в это время короткую сцену, связанную с другой линией и все зрители воспримут временной скачок как должное.
ЗАДАНИЕ:
Напишите поэпизодный план первой серии вашего сериала. Обозначьте тизер и границы актов. После каждой сцены в скобках напишите, к какой сюжетной линии относится сцена. Вот так: (Линия А).
Вперед.
Читайте также
Структура
Структура
Ниже приводится структура организации управлений, самостоятельных отделов и рефератов «Следственного комитета свободных юристов».Характеристика, данная «Следственному комитету свободных юристов» как шпионской и подрывной организации, стоящей на службе
Структура ФБР
Структура ФБР
Имеющиеся открытые источники позволяют достаточно точно воссоздать внутреннее устройство этой неутомимо стоящей на страже американской демократии организации.Директор ФБР назначается на свой пост президентом США, при этом его кандидатура утверждается
Структура АНБ
Структура АНБ
Возглавляющий АНБ директор по своему статусу должен быть военнослужащим, ранее работавшим в разведке и имеющим звание трехзвездного генерала (то есть генерал-лейтенанта) или вице-адмирала. Он подчиняется министру обороны и представляет АНБ в
Структура УНР
Структура УНР
Возглавляющий УНР директор назначается на свою должность совместным решением директора ЦРУ и министра обороны. Однако по своему статусу он одновременно является и помощником министра ВВС по космическим системам и в этом качестве должен быть назначен
Структура СС США
Структура СС США
Организационно Секретная служба США входит в состав Министерства финансов, возглавляющий ее директор подчинен министру финансов. Штаб-квартира СС США, а также основная часть подразделений охраны расположены в Вашингтоне.Название крупнейшей структуры
Последний выхлоп «оранжевого» сценария
Последний выхлоп «оранжевого» сценария
Америка внаглую заинтересовалась будущим ИнгушетииТо, что Ингушетия стала объектом пристального внимания со стороны США после того, как ситуация в Чечне перешла под полный контроль Кремля, подтверждается с завидной
СТРУКТУРА ОУН-УПА
СТРУКТУРА ОУН-УПА
Структура надрайонаХозяйственные, административные, политические, военные руководители надрайона1. Станичный надрайона2. Помошник надрайона3. Господарчий надрайона4. Помошник господарчего5. Станичная надрайона6. Помощница станичной7. Господарчая
Совещательная структура
Совещательная структура
Добавляю эту главу никак не к сегодняшнему моменту, — но, мне кажется, весьма важную для нашего отдаленного государственного будущего.Вспоминая свой богатый думский опыт, В. Маклаков выделял: самые прочные успехи демократии достигаются не
Структура
Структура
Иерархия «Амвея» непоколебима, как железный эскадрон, и продумана до мельчайших нюансов в результате почти полувекового нечеловеческого напряжения маркетинговой хитрости. У основания пирамиды толпятся бесчисленные муравьи — рядовые дистрибьюторы. В 1999-м их
Два сценария слома 8.06
Два сценария слома
8.06
Если Кремль ничего не сможет сделать с экономикой, то РФ ждет смута. Есть всего два сценария ее вспыхивания.Прогрессирующая бестолковость власти в экономике очевидна. Это просто неадекватность: в ответ на спад производства и падение инвестиций в
Урок Пимена Урок Пимена Валентин Курбатов 22.02.2012
Владимир Гарматюк ОПЕРАЦИЯ «Ы» Из сценария закрытого совещания неизвестных лиц
Владимир Гарматюк ОПЕРАЦИЯ «Ы» Из сценария закрытого совещания неизвестных лиц
— Что мы имеем на сегодняшний день? — Извините, не мы, а — вы!(Заказчик делает паузу, тяжело смотрит на подавшего реплику исполнителя, после чего продолжает).- Деиндустриализация — вот что мы
Издательство «Альпина нон-фикшн» перевело на русский книгу голливудского сценариста и преподавателя Памелы Дуглас «Искусство сериала: Как стать успешным автором на TV». Она построена на основе учебного плана, по которому Дуглас работает со своими студентами (и ручается за его эффективность). «Теории и практики» публикуют фрагмент с ее советами о том, как писать сценарий пилотной серии и покорить продюсера за первые 10 страниц.
Кто бы ни писал сценарий пилотной серии, этот человек автоматически становится участником проекта, а иногда включается в список его создателей. Это гарантирует ему роялти за каждый эпизод, и отныне его имя навечно останется на экране, даже если он давно покинул проект. Не обольщайтесь, вам вряд ли удастся стать таким счастливчиком, только если ваш сценарий не станет стилеобразующим для всего проекта. Возможно, пилот уже написан? Если вы рискнете предложить свой вариант, то поставите продюсера перед выбором: обидеть вас отказом или согласиться. Ситуация неоднозначная, продюсеру неприятно просить вас пожертвовать собственным пилотным сценарием ради чужого. Однако, если вы поставите под удар весь проект ради пилотной серии, которая существует только в вашем воображении, вас действительно ждут неприятности.
Есть целый ряд профессиональных сценаристов, построивших карьеры на пилотных сценариях чужих сериалов. Они четко представляют себе, из каких ингредиентов состоит пилотный сценарий, держат в уме успешные примеры прошлых лет и знают, как угодить продюсерам телеканала. Такие специалисты получают до $500000 за сценарий часовой серии, но еженедельно писать сценарии эпизодов будущего сериала предстоит не им. Выходит, что, принимая решение, руководство канала оценивает приукрашенную версию сериала, которая может иметь мало общего с последующими сериями. Похоже на недобросовестную рекламу, когда покупают одного сценариста, а пишут в итоге другие.
Но допустим, телеканалу вы понравились, руководству пришлись по душе ваш неповторимый писательский стиль, глубокое проникновение в субкультуру, юмор и страсть. А возможно, вы просто дешевле стоите: $30000 за пилотный сценарий вместо полумиллиона. Теперь представители телеканала звонят в студию, сотрудники которой звонят продюсеру, который связывается с вашим агентом, и вы заключаете контракт.
Итак, с чего начнем? Пилотные серии бывают двух видов: основанные на предыстории или на непрерывном сюжете. Пилот с предысторией начинается с ретроспективы, а сюжет движет задача или ситуация, с которой главный герой пытается справиться на протяжении сериала. Например, сериал «Хорошая жена» начинается с судьбоносного для героини Алисии Флоррик события, когда ее мужа, окружного прокурора, снимают с должности и сажают в тюрьму. Оставшись с детьми на руках, Алисия решает вернуться к профессии адвоката. В адвокатской конторе она встречает людей, с которыми у нее завязываются отношения, пока она пытается освоиться с новой ролью в семье. Так элементы процедурала и сериала закладываются с пилотной серии, основанной на исходной предпосылке.
Действие сериала «Северная сторона» (Northern Exposure) начинается в Нью-Йорке, когда выпускника медицинского колледжа Джоэла Флэшмана отправляют работать врачом в городок Сисели на Аляске. Герой всеми силами противится такой перспективе, но вскоре мы видим, как он сидит и смотрит в окно поезда, который привозит героя в замерзшее местечко, где его встречает лось. Осваивая вслед за Джоэлом новый мир, мы знакомимся с персонажами, с которыми у него завязываются отношения, и их собственные сюжетные линии становятся частью общего сюжета.
В пилоте с непрерывным, продолжающимся сюжетом мир сериала остается неизменным, а персонажи с самого начала занимают четко определенные позиции. В этом случае стоит задача раскрыть их характеры и взаимоотношения без вмешательства внешних обстоятельств, как в случае с Алисией и Джоэлом. Примером пилота с непрерывным сюжетом может служить сериал «Скорая помощь», в котором показан обычный рабочий день в реанимационном отделении чикагской больницы. Появляются новые персонажи: медсестра Кэрол Хатуэй на носилках и юный интерн, доктор Джон Картер, но все основные герои сериала с самого начала действуют. То же самое можно сказать о сериалах «Большая любовь», «Прослушка», «Безумцы» и многих других.
Пилотная серия сериала «Подпольная империя», который начинается с того, что в 1920 г. бутлегеры в Атлантик-Сити празднуют принятие сухого закона, или сериала «Во все тяжкие», где в самом начале главный герой узнает о своей неизлечимой болезни, использует внешний повод, чтобы запустить отношения между персонажами на новый виток. Таким образом, их пилотные серии содержат элементы обоих типов.
Какой бы способ вы ни избрали, вам потребуются определенные навыки. В дополнение к писательскому мастерству, под которым подразумеваются умение нагнетать напряжение перед промежуточными кульминациями и создавать сложные, противоречивые персонажи, пилот потребует таланта к разработке экспозиции. Вы должны рассказать неподготовленному зрителю правила мира, в котором живут ваши герои, наметить движущие силы для длительного развития сюжета («трамплины»), не забыть о предыстории персонажей, чтобы зрители понимали происходящее на экране. Ваши герои должны очаровать их. Или, говоря проще, ваш пилот должен заставить их включить телевизор ради просмотра второй серии.
Некоторые технические приемы здесь схожи с написанием киносценария, ведь кинозритель поначалу тоже ничего не знает о героях. Однако с кино проще, чем с сериалами: если зрители уже купили билеты и сидят в темном зале, они готовы дать сюжету время на раскачку. На телевидении вы должны захватить их с первых минут, иначе они защелкают пультами. Используйте все, что знаете о способах ввода нового персонажа в театре, но закручивайте сюжет сразу. Ваша экспозиция не должна быть тяжеловесной (будьте кратки, помните, что действие лучше объяснения, используйте визуальные приемы, дробите их, сделайте экспозицию естественной частью сюжета, а не формальной вставкой и т. д.). Если главные герои будут так же полны энергии, как описано в заявке, которую вы презентовали, пилотный сценарий имеет шансы на успех.
Как бы там ни было, примерно 50 страниц должны быть предъявлены телеканалу ко Дню благодарения. Вы не раз переделаете их вместе с вашим продюсером, да и в студии захотят его прочесть. Все боятся провала, поэтому, если ваш сценарий не устроит всех заинтересованных лиц на 100%, наймут другого сценариста для пилота, который станет вашим соавтором. Итак, весь октябрь и ноябрь вы и остальные сценаристы без устали переписываете сценарии. И вот ваш пилот готов. Город замирает в ожидании. […]
Вначале было слово. Берясь за пилотный сценарий, вы становитесь создателем вселенной, которая включает пейзажи, людей, их противоречивые желания, опасности, которым они подвергаются, и т. д. И всегда в центре вашего мира тайны, такие запутанные, что для их раскрытия требуется от 88 до 100 часов. Тем не менее большинство сценаристов начинают работу не с этого откровения и даже не с героев. И в отличие от киносценариев, сюжетная линия, в рамках которой герои растут и меняются, не стоит на повестке дня сценариста в первый день работы.
Создайте «мир»
Многие сценаристы начинают с полного мысленного погружения в локацию, где им предстоит обитать годами. Создатель жесткой и реалистичной городской драмы «Прослушка» Дэвид Саймон настаивает, что его сериал — о Балтиморе. Каждый сезон фокусируется на одной теме, например школьное образование или средства массовой информации, но создатель утверждает, что его вдохновляла не возможность показать торговцев наркотиками, полицейских или тинейджеров с разрывающим душу реализмом, а Балтимор.
Для Саймона пилот возникает из географии и социально-экономических предпосылок. Иногда «мир» привязан к загадке, проблеме или герою гораздо сильнее, чем к местности. Никто не станет утверждать, что «Доктор Хаус» — сериал про Чикаго. Мир Хауса заключен в его диагностическом отделении, а внутри этого мира сюжетом движет необходимость героя преодолеть «мир боли» (его собственной). И никто не перепутает больницу, где работает Хаус, с больницей из «Скорой помощи», хотя обе расположены в Чикаго. Клиники из «Анатомии страсти» или из «Медсестры Джеки» тоже находятся в больших городах, хотя претендуют на собственные миры. Попробуйте найти отличия между «мирами» «Анатомии страсти», «Медсестры Джеки», «Доктора Хауса» и «Скорой помощи».
Соавтор «Остаться в живых» Дэймон Линделоф тоже начал создавать свой мир с места: таинственного острова, где самолет терпит крушение. Впрочем, сам он думает, что большинство сериалов начинаются с миров попроще: «Когда мы говорим о телевизионных шоу, то не должны забывать о формате, а формат — это и есть мир сериала. Больница, юридическая фирма, полицейский участок — с этих миров начинаются телесериалы. Вы знаете, какие истории заселяют такие миры. Мир посложнее — космический корабль, который бороздит просторы галактики, или необитаемый остров, причем зритель должен знать, что герою оттуда не выбраться.
Вопрос в том, кто будет взаимодействовать внутри этих миров. Это то, чем хорошее шоу про полицейских отличается от плохого сериала про полицейских, а хороший сериал про врачей от плохого сериала про врачей. Все врачи лечат пациентов, но вопрос в том, кто они. Оптимистичный сериал вроде «Анатомии страсти» сильно отличается от «Скорой по-мощи», но только благодаря героям. Если бы не герои, они были бы неотличимы друг от друга».
Во втором издании этой книги Линделоф подробно рассказал о том, как создавался пилот сериала «Остаться в живых». Если хотите прочесть его целиком, посетите сайт. Здесь я приведу отрывок, в котором он рассказывает о зарождении проекта: «Обычно пилотный сезон начинается летом, когда студии скупают у сценаристов идеи. Затем сценаристы отправляются писать аутлайны и драфты. Перед Рождеством телеканалы и студии собирают драфты, чтобы в январе объявить о том, какие шоу запускаются в производство.
Тем не менее в конце января, когда все пилоты уже отобраны, президент ABC Ллойд Браун заявил, что хочет делать сериал о людях на необитаемом острове. Джей Джей Абрамс и я независимо друг от друга (тогда мы не были знакомы) ответили, что эта идея не подходит для сериала. Это не драматическое произведение. Разве «Последний герой» (Survivor) не реалити-шоу? Это игровая программа. Но Ллойд настаивал. У него была мечта, ему хотелось новизны. В те времена ABC мучительно пыталась найти удачный проект. Несколько лет у них не появлялось заметных сериалов, и они занимали 4-е место в рейтинге телеканалов. Каждый год они выпускали сериалы про полицейских, врачей и адвокатов — им захотелось смены декораций. Как профессионал Ллойд понимал, что на телевидении еще не было ничего подобного.
Он предоставил нам полную свободу. Я позвонил Джей Джею, хотя считал идею Ллойда худшей на свете — мне казалось, она не годится для сериала. Я сказал ему, что, если он возьмется делать сериал, ему не обойтись без громадного актерского ансамбля, и ему придется иметь дело со сложной многофигурной пьесой, и он ничего не будешь знать о героях. Может быть, стоит использовать флэшбеки, инсценировав истории героев до катастрофы. Таким образом, предстоит делать сразу два фильма: о том, что происходит после крушения самолета, и о том, что было до него. Мы понятия не имели, как такое делается. И я сказал ему, что это будет по-настоящему странный сериал. Вроде историй из «Сумеречной зоны». Здесь будут сюжетные повороты и перевертыши, и внутренний конфликт, рождающий противостояние персонажей».
Найдите «трамплины» в сюжете
Допустим, мысленно вы уже переселились в ваш новый дом — мир сериала. Что дальше? Писать? Нет, еще не время, хотя никто не мешает вам делать заметки. Сейчас вы должны представить себе, что заставляет ваш мир вертеться. Эта задача не ограничивается пилотной серией, вы должны найти «мотор», который будет двигать вперед действие. Персонажи сами приходят со своими проблемами? Но проблемы проблемам рознь, и они не всегда требуют вмешательства полицейских, юристов или врачей. Это могут быть проблемы в отношениях, встречи с представителями иных галактик или измерений, как в сериалах «Грань» или «Событие» (The Event), борьба героев с внутренними демонами, как в сериалах «Декстер» или «Безумцы». Если персонажи будут заняты решением некоей задачи, которая провоцирует конфликт, а внутри историй будут заложены внешние и внутренние опасности, вы сразу найдете «трамплины». Наличие потенциала для будущих историй отличает пилот от прочих текстов, которые пишутся для телеэкрана.
Заселите ваш мир
Теперь, когда вы поняли, как ваш сериал функционирует внутри проработанного мира, следующая задача — найти персонажей. Я умышленно говорю «найти», а не «ввести» или даже «создать», потому что, если ваш мир хорошо продуман, в нем уже живут ваши герои. Если у вас есть только три, четыре или пять персонажей, придется вернуться на ступень назад и поглубже покопаться в вашем мире. Это не значит, что вы должны знать всех без исключения персонажей большого ансамбля или что в процессе работы над сценарием они не возникнут сами и не скажут вам «привет». Для сценариста это всегда приятный сюрприз, но я не советую новичкам связываться с большим ансамблем. Несколько тщательно прописанных персонажей — уже много.
На этой стадии некоторые сценаристы придумывают персонажам биографии. Другие записывают сцены, фразы или образы, которые заставят героя «выстрелить». Однажды я писала пилот, в котором мне требовалось «промаркировать» (изобразить) героиню для презентации проекта. Я увидела, как в сумерках она несется по окраине Лос-Анджелеса на потрепанном кабриолете, босой ногой давя на педали и подпрыгивая задницей на сиденье в такт «Mustang Sally». В другом видении, ближе и ярче, она слизывала соус для курицы с оберточной бумаги, а владелец мотеля колотил в дверь. Только одно из этих видений осталось в сценарии, но оба помогли мне увидеть героиню на раннем этапе работы. […]
Составьте план
Допустим, у вас есть мир сериала, «трамплины» и главные персонажи. Вы уже совсем близко к цели — написанию пилотного сценария. Только помните, что до того, как ваш пилот оценят зрители, вы должны покорить читателей, поэтому первые 10 (или меньше) страниц — решающие. Незачем ждать 88-й или 22-й серии, чтобы потрясти аудиторию. Пусть предвкушения охватят ее с самого начала.
Как создать атмосферу ожидания? Ответьте на главный вопрос драмы: тревожит (или забавляет) нас судьба главной героини? Чего ей так отчаянно хочется? Кто или что противостоит ей? Каковы ее шансы на победу или поражение? После чего закрутите действие, чтобы мы чувствовали: героиня близка к цели. А теперь резким движением выдерните коврик! Оказывается, не все так просто, продолжение следует.
Разумеется, я очень сильно упрощаю. Смысл в том, что вы должны с первых страниц так закрутить действие, чтобы мы испытали сочувствие хотя бы к одному из персонажей, и, кроме того, заявить франшизу. Я не советую вам описывать мир вашего шоу. Не менее важно, чем создать мир — недаром мы с этого начали, — заставить мир «дышать». Он должен производить впечатление живого, а не «сделанного». Мир вашего шоу и есть ваше шоу. Это место, где живут ваши персонажи. Если нужны объяснения, значит, что-то в вашем сериале пошло не так.
Наконец вы готовы составить план вашего пилота, как и любой последующей серии. Сколько в ней актов? Четыре? Пять? А тизер? Поразмыслите над таблицей и анализом структуры серии. Раз уж вы являетесь создателем сериала, вам придется делать выбор (по крайней мере, до тех пор, пока не вмешается телеканал, впрочем, считайте его вмешательство удачей). Затем беритесь за аутлайн, первый драфт, редактуру и финальные правки.
Давным-давно пилоты писались для себя в надежде, что когда-нибудь по ним снимут сериал. Теперь агенты и продюсеры читают их. А порой по этим сценариям даже снимают сериалы. Поскольку существует такая возможность, я попросила мою коллегу Джорджию Джефрис поделиться опытом написания пилотных серий.
Использованы кадры из сериалов «Игры престолов» (Game of Thrones), «Молодой папа» (The Young Pope), «История служанки» (The Handmaid’s Tale), «Черное зеркало» (Black Mirror), «Американские боги» (American Gods)
Работа сценариста сериала
Автор: Аноним
Я вообще писатель и раньше с “волшебным миром кино” мне приходилось сталкиваться только в качестве зрителя. Но так получилось, что в конце прошлого года меня пригласили принять участие в написании серий для простого “коммерческого” сериала.
С одной стороны – мне, светочу и лауреату как-то негоже опускаться до такого “примитивного уровня”, но, с другой – я получила бесценный опыт работы в команде, с профессионалами, злыми редакторами, которые очень помогли сбить мою зарождающуюся авторскую спесь и чувство собственной значимости. В плане “творчества” работа такого “коммерческого” сценариста крайне далека от “высокой литературы”, но невероятно полезна в плане дисциплины и какой-то авторской саморегуляции: а то нас, гениев, иногда заносит, а нужно уметь говорить четче, по-киношному ясно, ну и т.д. Сказать, что я довольна полученным опытом – это вообще ничего не сказать!
Работа уже закончилась, я написала несколько серий и хочу поделиться опытом – может, кому-то он покажется интересным.
Гонорар за сценарий для сериала
Итак, начну с самого главного и интересного. Гонорар за сценарий для сериала являет собой четырехзначную цифру в долларах, пятизначную в гривнах и (иногда) шестизначную в рублях. Из всех видов писательской деятельности, мне кажется, именно сценарии приносят какую-то ощутимую прибыль. Из всех видов фриланса – этот один из «благодарных» – ваше имя войдет в анналы, просияет в титрах, и каждая принятая работа будет гордо красоваться в портфолио рядом с всенародно любимыми названиями проектов (сериалов). Но и крови за этот сценарий из вас будет выпито немало. На собеседовании продюсер сетовал – многие, очень многие пытались влиться в проект, но не выдерживали прессинга и требований группы, тона, каким выносились замечания, ну и просто… не выдерживали, не тянули.
Как пишется сценарий сериала
Как стать сценаристом сериала
Тут я напишу честно: мне повезло. Во-первых, я лауреат крупной литературной премии, а это, как показывает практика, – со служебного входа, минуя очередь и прямо в кабинет. Во-вторых, нашлись общие близкие знакомые, и мои творения оказались у человека, который принимает решения. То, как я пишу, ему показалось перспективным, – именно в киношном плане, и меня пригласили в проект. Но на этом везение заканчивается. Честно.
Если пока нет премий и связей, то советую внимательно изучить сайт “Биржа сценариев”.
Недавно мы пили кофе с мужем и его другом, киношником до мозга костей, который, кажется, родился на «киевнаучпопфильме» и знает всех и вся. Он сказал, что Очень Большие Люди Кино регулярно шерстят базу новых сценариев на предмет чего-то интересного.
Для меня лично это было открытием: казалось, что все творчество, которое выкладывается в Сеть, никому, кроме самого автора, не нужно и никем не читается.
Еще оказалось, что все, опубликованное в базе сценариев ВГИКа, автоматически защищено авторским правом, так что если вашу идею украдут, вора заклеймят позором: ведь ваш сценарий узнают все те, кто его прочитал, а таких, повторяю, будет немало.
На том же сайте можно ознакомиться с поставленными сценариями и понять, как это сделано.
Как пишется сценарная заявка на сериал
Словом, выйти на режиссера-продюсера совсем нетрудно. Им самим очень нужны ваши классные идеи и сценарии, по которым можно снять фильм на много миллионов. Где-то в открытом доступе в Сети, я слышала, есть база продюсеров с контактами.
А вот С чем идти к продюсеру – уже другой вопрос. Писать огромный сценарий на сто пятьдесят листов не нужно – все начинается с заявки. Это одна-полторы страницы, где сжато рассказывается, «о чем кино». Я посмотрела 20 из 40 серий первого сезона сериала, над которым мне предложили поработать, почитала «библию» сериала с описанием персонажей и основных сюжетных линий и придумала примерно шесть разных историй, на основе которых могли бы снять серии.
Заявку или принимают, или отбраковывают. У меня вначале отбраковали пять заявок, осталась одна. По ней предложили написать синопсис.
Засада на уровне написания заявки: вам, конечно, кажется, что идея гениальная. Ее, скорее всего, разнесут в пух и прах.
Примерные комментарии группы на этом этапе:
…О чем сценарий?
Зачем это писать?
Что из этого следует?
Совершенно непонятно!
Отсутствие причинно-следственных связей делает этот замысел простым перечислением вымышленных эпизодов. Чему должен сочувствовать зритель?…
Как писать синопсис сценария
Синопсис это подробное, но краткое изложение того, “о чем кино”. Примерно три-четыре страницы. Это когда две подружки сидят в кафе и одна другой пересказывает: «А он ей – то!» «А она что?» «А она вот это! А потом они…»
Синопсис – не художественное произведение. Язык должен быть четким, предложения понятными. Все предельно схематично – что, зачем и почему. Каждый абзац в сериальном синопсисе – это примерно одна сцена.
Удивительно, какая пропасть лежит между синопсисом и заявкой! Течения, акценты – с легкостью прописанные в заявке – в синопсисе превращаются в чугунные плиты, которые часто не остается сил перевалить. Все должно быть связано, оправдано, логически обоснованно – и, конечно, красиво. Мы ж кино снимаем!
Синопсис могут попросить переписать – указав примерные курсы и направления, которые стоит развить, и то, о чем лучше забыть. Синопсис это “наше все”, по сути.
Поэпизодный план сценария сериала
Поэпизодный план или “биты” выглядит так: идет описание и номер сцены, локация, свет, кто участвует и примерное содержание. Если вы работаете над сериалом с некой горизонтальной историей, которую нужно влить в вашу вертикальную, то это осуществляется на этапе написания поэпизодника.
В сериале биты могут занимать примерно 20-30 страниц. Биты могут переписываться много раз. Мой рекорд, кажется, шесть. Биты – это уже, по сути, сценарий. Съемочная группа оценивает этот документ на тему экономичности, логики и т.д. Если, скажем, там есть сцена «Главный герой просто идет по коридору», то ее выкинут, потому что это тупо: в ней ничего не происходит, и ради нее тащить свет и готовить декорации – неэкономично.
Смотрят, какие персонажи задействованы. Если, скажем, один персонаж из горизонтали появляется лишь один раз и говорит: «Там на кухне чайник закипел», то его выкинут, потому что везти из Москвы актера, платить ему суточные и т.д. ради одной проходной реплики никто не станет.
Если автору не удается написать биты, которые бы устраивали всех – от идеи отказываются, все пропало…
Однажды я потратила два дня на написание битов, и мне их вернули с правками, которые затрагивали, я так думаю, 90% текста, и следующие два дня я практически с нуля переписывала биты, нарушив историю, изложенную и утвержденную в синопсисе. Это было дико тяжело, но я вырулила. Хотя понимаю тех, кто сказал бы «да пропади оно все пропадом».
Вот, например, вы работали-работали, душу вкладывали, сделали шикарный фильм, и вам вернули вашу работу. Желтенькое – то, что нужно выкинуть: целые сцены. Красное – комментарии, черное – ваш исходный, такой замечательный текст.
Написание диалогов в телесериале
Когда биты, наконец, утряслись, переходим к написанию диалогов.
Это резюме по поводу первых диалогов, которые я написала:
Мне казалось, что это очень просто, вот ТЕПЕРЬ-ТО просто – поэпизодный план есть, садись себе да пиши: “Он сказал”, “Она сказала”. А нет. Снова совершенно другой кусок работы. Диалоги – это наше все. Все должно звучать, играть. Актеры, кстати, могут отказаться от какой-то работы, если там тупые диалоги. То есть может быть идеальный синопсис, классные биты, но все погибнет в диалогах.
Диалоги в кино совсем не книжные. Это должны быть реальные люди, которые произносят вслух реальные реплики. И при том должно быть красиво, динамично и не тупо. Словом, диалоги переписываются тоже не раз. Вот, например, скан из почты:
Словом, это очень трудная, очень ответственная работа. В группе отлично чувствуют, «может» автор, в принципе, справиться с поставленной задачей или нет. И если может, хотя сам автор сомневается порой, из него выжимают все соки.
Вот так он бежит из последних сил, а ему кричат: ДА-ВАЙ! ДА-ВАЙ! НОГИ ВЫШЕ! ГОЛОВУ ВЫШЕ! НЕ ГОРБИСЬ! ЕЩЕ ТРИСТА МЕТРОВ! ДА-ВАЙ!!!! И потом – бац, финиш, мордой в песок, уже ни о гонораре, ни о чем не думаешь, и тут приходит имейл: «Сценарий принят, хорошая серия получилась, посмотрим, как режиссер справится! Давайте номер карточки, СРОЧНО!!!! Ждем ваши новые идеи!»
Вот такая работа.
Как правильно оформить сценарий – правила с примерами
Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.
Редактор, автор блога Band
Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?
Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.
Требования к оформлению сценария
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.
Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».
Базовые правила разметки:
Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.
Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».
Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.
Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.
Правила форматирования:
Классический сценарный шрифт: Courier New.
Кегль (размер шрифта): 12.
Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.
Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.
Как правильно оформить титульный лист
Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:
Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.
Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.
Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.
Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.
Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.
Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».
Блоки, из которых состоит сценарий
Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.
«Время и место действия»
С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.
Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).
Текст набирается заглавными буквами (капслоком).
Пример правильного и неправильного отступа.
«Описание действия»
Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.
Пример правильного оформления «Описания действия».
Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.
«Имя героя»
Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.
Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.
Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».
После «Имени героя» обычно идет реплика:
Как выглядит реплика героя.
Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».
Пример реплики героя с ремаркой.
При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.
«Реплика героя»
Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.
Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).
Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.
Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.
«Ремарка»
Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.
Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.
Пример использования ремарок.
«Титр»
Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.
Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».
Профессиональные сокращения
ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.
Что еще почитать по этой теме:
Где посмотреть примеры оформления сценария
Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.
Советы опытных сценаристов
Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.
Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.
«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».
Насколько важно следовать всем этим правилам?
Конечно, важна не только форма сценария, но и его содержание. Если вы где-то ошибетесь с разметкой, выровняете текст по центру, забудете сделать пустую строку, гениальный текст это не испортит.
Но если вы новичок, лучше оформить сценарий по всем правилам. Особенно, если вы планируете подавать его на конкурсы: в их условиях прописываются все условия участия, в том числе требования к оформлению.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Для начала — нужно вдохновение. Свое для сериала «Объявлен в розыск» я получил от просмотра сериала «Pison Break» («Побег из тюрьмы»), идеального как по мне образца экшна, и, кто бы там что не говорил, сборника драматических перепитий.
Второй шаг — это определится с жанром. Я отдаю предпочтение криминальным драмам и экшну, ну, чтобы повзрывать, побегать, подогонять и все такое.
Третий шаг — это придумать название. Не знаю, как остальные авторы, а без названия, хотя бы условного, лучше, идеально приближенного по смыслу к будущему проекту, я к писательской деятельности не приступаю.
Четвертое и самое основное — это сюжет. Его вы должны быть в состоянии изложить максимум в одном абзаце. В идеале, прокатное кино в США — это содержание фильма в 30 словах, так называемый лог-лайн, основная линия фильма. Поскольку у нас любят все длинное и заунывное, но иногда короткое и бессвязное — все равно пишите коротко и понятно, словно ребенку.
Хочу еще обратить на некоторые моменты. Сериалы как правило идут по будням, с понедельника по четверг, изредка, по пятницу. Есть сериалы, которые идут по выходным, но это редкие экземпляры. Если сериалы не мыльные по — цот эпизодов, то они состоят в основном из 8, 12, 16 или 24 серий. Чаще это 12 и 16. Это 12 серий по 4 дня в неделю — получается 3 недели в эфире. Чтобы удержать зрителя необходимо писать сценарий так, чтобы пик событий вашего сюжета приходил на каждую четвертую серию каждой недели, и в конце каждой из них была затравка для просмотра сериала на следующей неделе. Вы же не просто пишете в стол, а хотите продать, значит, нужно подстраиваться под телеформат, а это значит держать зрителя за яйца и махать у него перед носом красной тряпочкой. Но пик в четвертой серии не значит, что вы должны игнорировать зрительский интерес в первых трех сериях. Интересны должны быть они все.
Пятое — формат. Есть сериалы вертикальные, есть горизонтальные. В первом случае каждая серия имеет законченную историю, во втором — события развиваются постепенно из серии в серию. «Объявлен в розыск» и «Ликвидация» горизонтальные сериалы. «Улицы разбитых фонарей» и «Интерны» — вертикальные. Горизонталки интереснее тем, что там есть чему развиваться. Хотя, можно делать такие вертикалки, где кроме законченной будет история, которая потянется дальше. Решайте сами, что вам интересно.
Шестое. Хорошо решить, что будет 12 (или сколько там) серий, но ведь надо их еще чем-то заполнить. В каждой серии в среднем 43-45 минут, одна страница сценария — в среднем 1 минута в самом сериале. Значит, 12 серий умножаем на 45 получаем = 540 минут/страниц. Офигеть, почти роман. Вы готовы написать роман? Если думаете, что готовы, подумайте еще раз. Труд сценариста для кого-то в самом деле труд, причем нелегкий, кому-то же он в радость, как например мне. Остальные не готовы сидеть над компьютером днями и ночами в течении недель и даже месяцев. Хотя, если вы не вылазите сутками из интернета… это будет не трудно.
Теперь о письме. Одно время я начинал писать сразу, как есть. Садился и .. понеслась. С кровью и пОтом дело шло. Правда, по мере продвижения приходилось прописывать и ПЕРЕПИСЫВАТЬ персонажей, события и подстраивать под это дело все остальные «мероприятия» в сюжете, потому что то казалось не правильным, это неинтересным, но в любом случае четкой структуры производства сценария не было. Потом пришло понимание, что если все будет известно заранее — поступки, герои, и самое главное БУДЕТ ИЗВЕСТНО, ЧЕМ ВСЕ ЗАКОНЧИТСЯ — будет намного проще работать.
Начинать не трудно. Всегда полно идей, достаточно оглянуться вокруг и почитать что-нибудь в интернете. Хотя бывают исключения, и идея упорно долго не является. Барышня она капризная. Но самое сложное в работе сценариста — это поэпизодник, подробное содержание всех серий (все, что будет происходить в каждой из них, кратко, в один абзац). В будущем такая штука сэкономит писателю кучу времени. На это уйдет.. опять тавталогия… время, может неделя, может больше, но готовый поэпизодник всего, что нужно и хочется всунуть в сериал это 10-14 страниц материала, а не 540. Разве что, не прописанных по киношному. Это будет Библия, Коран, манифест вашей работы.
Перед тем, как писать поэпизодник, надо решить для себя, кто будет главным героем, главным злодеем, второстепенными персонажами, и теми, кто появится в эпизодах. Это — Ролевой список или Лист персонажей. Создаем отдельный файл с таким названием, и прописываем их всех туда. Обязательно — характеристики, начиная от того как герои выглядят и того, какие у них характеры, потому что именно характеры будут руководить этими персонажами, вести их по вашей истории. Они же не амебы, которые будут бревном перекладывать туда сюда. Ваши персонажи будут поступать в соответствии с тем, каким отношением к жизни вы их наделите. Если у вас боевая девушка, и может дать по лицу просто потому что у нее такой характер, она не будет стоять и смотреть, как над ней издеваются. В зубы даст, укусит, просто смотреть точно не будет. В сценарии «Объявленного в розыск» героиня Маши была достаточно боевитой мадмуазель, с подачи же режиссера мы получили плаксивую барышню, уныло пускающую соплю за соплей. Но поскольку снимать будете не вы, это уже не ваша проблема. Главное, не допускать ляпов в сценарии, чтобы все было на своем месте, у всего был свой мотив, а у загадок были отгадки. Не сразу, но были. Не беда, если зритель немного запутается, главное чтобы в сценарии не путался сценарист.
Вот и все. Садимся, придумываем, пишем.
Как продавался «ОвР» расскажу в следующий раз.
Что касается оформления сценария, то они простые, их можно взять на тусовке начинающих и не только сценаристов www.screenwriter.ru. Там же можно найти и книги по мастерству.
Возможно, хоть один раз в жизни всякий графоман-любитель задумывался о том, что было бы интересно попробовать свои силы в качестве писателя-сценариста. Это интересный опыт — возможно, и «Оскар» не за горами! Кажется, что сочинять и писать очень просто. Но это не так. Любой сценарий, как и книга, строится на определенных правилах и принципах, с которыми не помешало бы ознакомиться начинающему сценаристу.
Содержание:
- Идея и жанр будущего сценария
- Выбор названия
- Структура
- Акт 1. Вступление и завязка истории
- Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
- Акт 3. Главный герой выходит победителем
- Персонажи сценария
- Диалоги и описание действий
- Редактирование сценария
- Часто встречающиеся ошибки
- Видео
Идея и жанр будущего сценария
Главной движущей силой повествования является идея. Это то, что лежит в основе всего сценария. Нужно очень тщательно продумать и проработать идею. Она должна быть свежа и оригинальна. Поскольку именно непроработанная идея является самой распространенной ошибкой начинающих сценаристов.
Следует сформулировать идею и записать ее на бумаге. Если написанное нравится, и задумка кажется интересной тогда все отлично. Можно провести опрос среди друзей и знакомых, только лучше скрыть свое авторство. Если большинство остались равнодушны к идее, можно попробовать поискать другую.
Идеей для сценария может послужить что угодно: прочитанная книга, увиденный фильм, услышанная новость. События повседневной жизни также могут частенько послужить хорошей основой.
Всякий жанр имеет свои специфические черты. Но все же лучше выбирать жанр, который раскрывает главную идею. Еще в выборе жанра важно, чтобы автору было комфортно писать в его рамках.
Из видео вы узнаете, как выбрать идею для сценария и как научиться правильно комбинировать несколько идей.
Выбор названия
Название — одна из составляющих успеха сценария. Главная цель хорошего названия — заинтриговать, привлечь внимание. Это означает, что оно должно быть не просто эффектным, а интригующим — читающий должен захотеть сам узнать, что скрывается за названием.
Идея для хорошего названия, скорее всего, придет не сразу. Вполне обычная практика, когда что-то дельное приходит в голову уже в конце написания. Для этого существует такое понятие, как «рабочее название». При съемках фильмов режиссеры тоже часто пользуются рабочим названием фильма.
Узнать, как студии выбирают сценарии, вы можете из этого видео.
Структура
Самая распространенная, базовая схема — это трехкратная структура. Она лежит в основе большинства популярных фильмов. Состоит из трех актов:
- завязка;
- борьба героя с препятствиями;
- развязка.
Придерживаться структуры очень полезно для написания сценария — именно она помогает не запутаться в хитросплетениях сюжетных линий, характеров героев и диалогов.
В этом видео раскрываются секреты лучшего сценария.
Акт 1. Вступление и завязка истории
Очень важная часть. Именно в ней должны быть освещены основные стороны конфликта, показан главный герой, место и время будущего фильма. Нужно суметь заинтересовать читателя с первых 8−20 страниц. Ведь если потенциального читателя, а, возможно, в дальнейшем покупателя, не заинтриговать сразу — дальше он читать не станет.
В 1 акте должны быть затронуты следующие вопросы:
- знакомство с главным героем, его характер, раскрытие с разных сторон;
- событие, которое послужит завязкой всего сценария;
- главный злодей, который будет противостоять герою;
- необходимо обозначить главную цель героя.
В конце 1 акта нужно ввести поворотное событие, которое изменит жизнь главного героя и плавно подведет читателя ко второму акту.
Можно попробовать свои силы сценариста в создании видеоролика. Видео поможет вам в этом.
Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
Второй акт — это главная часть. В нем происходит главное противостояние героя и антигероя или борьба главного персонажа с трудностями, встречающимися у него на пути. Второй акт идет самым объемным, поэтому его лучше условно разделить еще на три части.
1 часть второго акта
Начало 2 акта открывается с противостояния двух движущих сил — героя и антигероя. Главный персонаж принимает вызов. Все мосты сожжены, и путь только вперед к назначенной цели.
2 часть второго акта
Препятствия на пути главного персонажа все сложнее и опасней, а цена поражения высока. Ставки поднимаются, и в случае проигрыша герой потеряет все, чем дорожил. Герой оказывается лицом к лицу с большими неприятностями. Заканчивается вторая часть крупным поражением главного героя.
3 часть второго акта
Это своеобразная подготовка к кульминации. Обстоятельства складываются не в пользу героя, кажется, что битва уже проиграна. Главная цель кажется недостижима. Внезапно главный герой получает еще один шанс исправить ситуацию в свою пользу. Он решает продолжать борьбу и стремится к победе.
Акт 3. Главный герой выходит победителем
Последний акт — это наиболее эмоциональная часть. Главный персонаж достигает поставленной цели и выходит победителем из борьбы. Он находит ответы на все загадки и вопросы. Действие подошло к кульминации, после которой наступила развязка истории.
Еще в конце истории нужно отвести небольшое место для того, чтобы показать, как сложилась судьба героев после приключения.
2 эффективных способа придумать сюжет — в этом видео.
Персонажи сценария
Проработка главного и второстепенных персонажей очень важный момент, поскольку плоские или, что еще хуже, неправдоподобные персонажи могут на корню загубить даже очень интересную идею сценария. Главное в создании персонажа — реалистичность. Нужно чтобы читатель сопереживал герою, отождествлял себя с ним. Следует помнить, что не бывает во всех смыслах положительных героев, как и безнадежно отрицательных. Герой должен иметь свою историю, быть противоречивым, но в то же время читатель должен, как и в свое время Станиславский, воскликнуть: «Верю!»
Следует продумать привычки, черты характера, внешность каждого, даже второстепенного персонажа. Сделать их героев максимально непохожими друг на друга.
Диалоги и описание действий
Следует стараться сохранять умеренность в использовании диалогов в сценарии — это утомляет зрителя, если по сценарию будут снимать фильм. Но также, что очень важно, диалоги между героями должны быть реалистичными. Слишком правильные и детальные реплики звучат фальшиво.
В каждом сценарии помимо диалогов есть описание действий. Изображение действий — это все, кроме диалогов. В него входит: описание интерьера, внешности героев, действий. Описание редко бывает длинным, но если такое случилось, следует разбить его на маленькие абзацы.
Редактирование сценария
Опытные сценаристы советуют: когда текст уже написан, отложите его в сторону хотя бы на 1−1,5 недели. Потом уже приступайте к редактированию. Это нужно для того, чтобы взглянуть на текст свежим взглядом.
Сценарий проверяется на предмет орфографических ошибок, стилистических и пунктуационных. Следует знать, что для оформления сценария существуют определенные стандарты. Стандарты эти распространяются на оформление титульного листа, размер шрифта, рекомендованное количество страниц, информацию, от какого лица ведется повествование. Скорее всего, придется переделывать некоторые диалоги и выкидывать из текста сцены, которые никак не влияют на развитие сюжета.
Полезные советы от Pixar в этом видео.
Часто встречающиеся ошибки
Перечень самых распространенных ошибок, которые совершают новички:
- Написание текста о том, в чем сам автор плохо разбирается.
- Введение в сюжет скучных, шаблонных персонажей.
- Несоблюдение последовательности повествования.
- Длинные и скучные диалоги с вычурными репликами.
- Пересмотр слишком большого количества пособий по написанию сценариев. Это сильно запутывает новичков на первых порах освоения писательского ремесла.
Видео
Изучение этого видео поможет вам написать сценарий.
Как написать сценарий: 20 полезных советов, как создать сценарий к видеоролику Ютюба, фильму, сериалу + образцы с примерами
Любой видеоролик требует детальной проработки, будь то реклама, ролик в социальных сетях или полноценный фильм. Сценарий – это фундамент, на котором и стоит вся работа.
Только на красивой картинке с шикарными актёрами не выехать. Зрителя надо всецело заинтересовать и отвоевать, значит необходимо приложить все усилия для создания хорошего материала.
Казалось бы, написать сценарий – легче лёгкого, если есть идея. Но нет, всё не так радужно. У профессиональных сценаристов уходит много времени, чтобы полностью передать атмосферу в работе, описать чувства героев, продумать диалоги.
При этом, сюжетная линия должна быть чёткой и интересной, нести смысловую нагрузку.
Существуют также и различные способы для упрощения работы и типичные промахи при первых набросках. Данная статья предоставит вам полноценный план работы со сценарием, разберёт ошибки начинающих и даст дельные советы.
Частые ошибки в работе со сценарием
Сразу же следует обсудить типичные промахи в тексте, которые нарушают дальнейшую работу.
- Изначально надо понять, что сценарий несёт в себе не только диалоги лиц, описание эмоций и локации.
- Это полный план, продуманный и расписанный до мелочей, который имеет нестандартную форму написания.
- Далее стоит обдумать или обсудить с заказчиками цели видео.
- Люди по-разному понимают одно и то же направление. Из-за чего впоследствии работа полностью не соответствует ожиданиям.
И, наконец, надо работать, вдохновляясь своими идеями, а не брать их у других людей. В нашем мире столько всего однотипного, это надоедает аудитории. Не надо бояться выделяться и выдвигать собственные тренды.
Сценарий – это что
Важно понимать над чем идёт работа. Сценарий – полностью продуманный материал, где помимо сюжетной линии расписаны и другие моменты, например: что берёт камера в кадр, где расположены те или иные объекты, как человек двигается, какие эмоции он выражает.
Обычный сценарий должен содержать несколько пунктов, по которым и идёт работа: сцена, видеоряд, направление камеры, текст, хронометраж. Если всё это присутствует, то работа станет проще, появится ориентир.
В поисках идей
К этому этапу стоит отнестись со всей креативностью, по возможности, желательно подключить к делу команду, участвующую в съемках.
- Сначала необходимо обсудить тематику видеоролика и принять абсолютно все предложенные идеи.
- Даже если кажется, что это «совсем не то», стоит записать, может очень пригодиться.
- После того как вдохновение иссякло – сценаристы внимательно читают написанные идеи и вычёркивают банальные, скучные или слишком сложные для осуществления.
- В итоге остаются подходящие.
Их необходимо проанализировать, прикинуть примерный план работы и обсудить с заказчиком или командой. Самая близкая идея станет двигателем всего процесса.
Советы перед началом работы
Всегда следует отвечать на три вопроса перед началом написания текста:
- Зачем писать?
- Для кого писать?
- И о чём же?
Если насчёт последнего пункта уже расписано выше, что же делать с первыми двумя? Нужно поставить чёткое направление работы в нескольких словах. Это будет целью сценария.
Для рекламы – раскрутить предложенный товар или услугу, для видеоролика в социальных сетях – поднять актуальную тему этого времени, а для фильма – заинтересовать максимальное количество зрителей сюжетом.
Но аудитория бывает разной и угодить абсолютно всем – трудная задача. Поэтому сценаристы сразу определяют для кого писать – свою ЦА (целевую аудиторию) и ориентируются на данный круг лиц. К примеру, питание для детей – родители, модная бижутерия – девочки 14-17 лет.
А также неплохой идеей является просмотр видеороликов потенциальных конкурентов. Таким образом сценарист не допустит повтора идеи и углубится в тему ролика.
Проработка сюжета
Итак, во многих видеороликах присутствует главное действующее лицо. Работа начинается именно с него. Необходимо расписать его деятельность по жизни, что он из себя представляет, возраст, его цели и желания.
Для Фильма потребуется детальная проработка каждого героя, а для рекламы вполне достаточно базовых характеристик.
- Если тематика ролика – экологичная одежда, то в главной роли может быть молодая девушка или парень, которые задумываются о будущем всего мира.
- При развитии темы нового перспективного обучения в главных ролях задействуют школьников или студентов.
После описания героя сценарист ищет конфликт. Обычно он появляется из тематики ролика. Например, необходимо найти качественную стиральную машинку или здоровое и полноценное питание для кошек.
И появившийся конфликт должен разрешиться за время видео. При этом, решение, которое нашёл человек, должно удовлетворять его полностью.
Упрощение работы на финишной прямой
В помощь сценаристу приходит простая схема работы: завязка – развитие события – кульминация с развязкой. Такой подход поможет двигаться писателю в правильном направлении и не упускать деталей.
- Но перед проработкой финального варианта текста, следует написать его в сжатом виде, опуская диалоги и описания.
- В таком виде будут присутствовать только ключевые наброски, по которым и будет строиться дальнейшая работа.
- Теперь сценарист расписывает шаг за шагом в черновики более развёрнутую версию, опираясь на предыдущие наброски.
- Раз это черновик, то у него произвольная форма, не стоит сразу следовать принятым нормам, это успеется в финальном варианте.
- На этом этапе добавляются диалоги, описание локации и чувств героев.
Но не нужно увлекаться диалогами, чаще всего видеоролики нацелены показывать, а не рассказывать. Оставлять следует только самые необходимые фразы, зритель хочет отдыхать, а не анализировать фразы описания характеристик.
Финал
На последнем этапе сценарист корректирует наброски, оформляет текст. Нужно разбить материал на пункты: место, диалоги, время, действие.
Также эстетически сценарий должен радовать глаз, поэтому сценаристы работают и над правильным, красивым оформлением работы на листах.
Перед отправкой итогового варианта необходимо перечитать работу, проверить на соответствие всем требованиям и хронометражу.