Как написать сценарий к тексту

Как написать сценарий?

Несколько простых принципов написания успешного киносценария. Самое главное — выбрать правильный сюжет. Он должен быть оригинальным в той же степени, как оригинален пирог, который по любимому рецепту печет твоя мама на протяжении последних тридцати лет. Зрители любят получать старые вкусы под новым соусом или с новой начинкой.

Правильный выбор главного героя фильма не менее важен. Если он положительный герой, то у него должен быть, как минимум, один недостаток. К примеру, он ненавидит бананы или вечно ходит с развязанными шнурками. В этом случае, сравнивая себе с героем, зритель не будет чувствовать себя ущемленным. В свою очередь, отрицательный герой должен внушать хотя бы толику симпатии: он, например, может любить бананы, а его шнурки всегда в порядке.

Правильный финал фильма — половина успеха. Он должен быть неожиданным, но не настолько, чтобы зритель почувствовал себя идиотом, не подозревавшим о подобной возможности на протяжении 90 минут фильма».

Сид Филд/Syd Field,

автор книги «Двигаясь в кино»/«Going to The Movies»

Правило 1. Только не натюрморты

Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Декорацию все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего в описании фразы «Спальня Мити. Утро.», — вполне достаточно. Ваша работа — кратко и образно описать действия героев и написать их диалоги.

Правило 2. Деталь

Иногда нужно дать деталь. Например,«Спальня Мити, утро. На полу разбросано дорогое женское нижнее белье». Или «Спальня Мити, утро. На стене висят фотографии „псов войны“. Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!

Правило 3. Прятать описание

Описание можно спрятать в действии. „Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с драной бабушкиной кушетки и наступает на белый шелковый лифчик“. Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать „спрятанные“ описания кушетки и лифчика.

Правило 4. Экономичное письмо

»Экономичное письмо» одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично — это квалификация настоящего сценариста. Для прочувствования этого представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 бакса.

Правило 5. Фильтруйте слова

Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При этом на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.

Правило 6. Более конкретный синоним

Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.

Правило 7. Но мне нужно описать это место!

Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи. Но не увлекайтесь этим — вы пишете сценарий, а не любовный роман!

Правило 8. Тропы

Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи и т.п. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность. Перефразируя Хемингуэя — хороший сценарий подобен айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

Правило 9. Правило четырех строк

Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки — пробел, четыре строки — пробел. Это называется «избавляться от черноты».

Правило 10. Осторожней!

Другой способ разбить длинную сцену — вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».

Правило 11. Еще быстрей!

Оживите описания смешными словами или звуками, например, БУММММММС! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа «Выстрел!» или «Безмолвие». Старайтесь располагать одно предложение в абзаце.

Правило 12. Описание персонажа

Придумайте персонажам короткие, емкие — и не без юмора — описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в левой конторе на Соколе». Или «Коренастый субъект средних лет, смахивающий на обритого бабуина».

Правило 13. Еще быстрей

Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя резко кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Поменьше слов «который» и «которая». Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом — он читает сценарий человека, знающего, о чем он говорит.

Правило 14. Переворачиватели страниц

«Лаурисио подкрадывается и:» (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги:» — переворачивается страница — «: из кухни выходит лысый убийца». Переворот страницы — как переключение между программами на телеканале, очень ответственный момент.

Правило 16. Режьте!

Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. Беспощадно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?

Это, конечно, всё правильно, но сценарий написать не поможет.

А как Вам представляется, как рождается сценарий?

Мне это видится так:

Вы сценарист, писатель или режиссер. Возможно, актер. Возможно даже инженер или жена олигарха. И вот Вам вдруг очень захотелось написать о чем-то. Вы «оплодотворены идеей»! Жажда творчества переполняет Вас.

Идея еще очень смутная, непонятная. Но она греет Вам душу, она медленно зреет у Вас в голове, обрастая подробностями. Иногда Вы что-то записываете на бумаге или в компьтере. Записей много. Сцены, мысли, фрагменты диалогов, описания персонажей. Конфликты, интриги, линии, сюжеты, подсюжеты. Постепенно Вы сами начинаете понимать, о чем Ваш будущий фильм, и какую главную мысль Вы собираетесь донести до зрителя. Часто это уже совсем не та мысль, которая была первоначально. Возможно, промучившись месяц, Вы отложите работу в сторону. Возможно, даже навсегда. Но, допустим, Ваша идея плодотворна. Она бударажит Ваше воображение. И с каждым днем всё сильнее и сильнее. Она не дает Вам спать по ночам. Делает Ваше поведение странным. Близкие думают, что Вы немного сошли с ума. В этом есть доля правды. Вы записываете, зачеркиваете, снова записываете… И так изо дня в день…

И вот, совсем неожиданно, в какой-то момент, иногда совсем не подходящий, в Вашей голове вдруг происходит щелчок. Вы вдруг понимаете, что то, что Вы хотели сказать, приобрело понятные Вым гармоничные очертания. Этот момент можно сравнить с рождением ребенка. Те же схватки. Напряжение. Кризис. И радость освобождения.

И вот он. Ваш ребенок. Плод Вашего многодневного труда. Ваш будущий сценарий. Он родился.

Пока он еще слабый, не очень развитый. Его косточки еще очень маленькие и хрупкие. НО ОНИ ЕСТЬ. То есть, в Вашем будущем сценарии теперь есть главное. Есть структура. Есть связи, есть форма, есть содержание. И есть то, что Вы хотели сказать миру. Теперь Вам есть, что показать и есть, над чем работать дальше. Теперь Вам самому ВСЁ ПОНЯТНО.

И теперь день за днем Вы будете наращивать на Вашего «ребенка» мышцы. Вы научите его говорить, Вы постепенно будете укреплять его «скелет», пока он, в конце концов, не окрепнет настолько, что его можно будет отпустить в самостоятельно путешествие, то есть, показывать продюсерам. И вот он, наконец, готов. Он крепок, строен, прекрасно сложен. И абсолютно не похож на другие сценарии, хотя в нем и есть все те же признаки, которые отличают хороший сценарий от плохого.

И что же было в этом процессе главное, спросите Вы? Почему у одних получается, а у других — нет?

Главное — момент рождения.

Если не было момента рождения, хорошего сценария не получится никогда. И никакие инструкции Вам не помогут.

Инструкции нужны не до момента рождения, а после него.

Автор статьи: William Martell

Оригинал на filmmaker.iatp.org.ua/

Как правильно написать сценарий?

Вопросы сценаристу

Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе.

  • 1. Кто главный герой Вашей истории?
  • 2. В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
  • 3. Какая у главного героя цель?
  • 4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
  • 5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
  • 6. Есть ли в Вашей истории сильный антигерой?
  • 7. Соблюдена ли классическая трехактная структура киносценария (если Вы написали сценарий полнометражного фильма)?
  • 8. Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
  • 9. Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация?
  • 10. Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории?
  • 11. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
  • 12. Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
  • 13. Какая у будущего фильма целевая аудитория?

 

Главный герой

Главный герой — это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.

Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта — внешнего или внутреннего.

Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:

  • Его мотивы;
  • Его цель;
  • Препятствия, с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
  • Перемены, которые произойдут в его личности с развитием истории.

Мотивы героя

Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», — его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.

Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство — любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.

  • Майкл Корлеоне разрывается между желанием вести законопослушную жизнь и необходимостью защитить семью («Крестный отец»).
  • Супруги-киллеры Джон и Джейн Смит любят друг друга, но каждый должен выполнить заказ на убийство другого («Мистер и Миссис Смит»).

Цель

Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное — антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.

  • Полковник Дэниелс (Дастин Хоффман) хочет найти лекарство от опасного вируса и спасти город. Генерал МаКлинток (Дональд Сазерленд) хочет использовать вирус как биологическое оружие. Он не может допустить появления доступного всем лекарства («Эпидемия»).
  • Существо с другой планеты хочет уничтожить героев. Герои хотят выжить («Чужой», «Хищник»). Выживание — эффективный и популярный у сценаристов мотив.

Препятствия

На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории — ее второй акт (поставить ссылку). Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать тритмент, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.

Рассмотрим, как это работает на примере фильма «Правдивая ложь».

  • От секретного агента Гарри Таскера (Арнольд Шварцнеггер ) ускользает опасный террорист.
  • Его жена Хелен заводит любовника.
  • Хелен и Гарри похищают террористы.
  • Герою удается вырваться, но жену увозят.
  • Таскер должен спасти ее из потерявшего управление автомобиля, мчащегося к обрыву.
  • В это время антигерой захватил небоскреб и угрожает взорвать атомную бомбу. У него в руках дочь Таскера.

Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды — это те, которые уже заложены в материале — обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.

  • Место действия фильма Нила Маршалла «Спуск» — пещера глубоко под землей. Препятствия на пути героев — обвал, перекрывший выход, запутанные коридоры, для которых нет карты, пропасти и темнота.
  • Джон Фергюсон, главный герой «Головокружения» Альфреда Хичкока, сталкивается с необходимостью преодолеть внутреннюю преграду — боязнь высоты.

Перемены

Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.

  • Обычная девушка Сара Коннор обретает новый смысл жизни в качестве матери будущего спасителя человечества («Терминатор»).
  • Циничный бизнесмен Оскар Шиндлер посвящает себя делу спасения евреев от Холокоста («Список Шиндлера»).

Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития — заложить в него два сильных противоборствующих мотива.

Типы персонажей

Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции, вспомогательные,второстепенные и основные персонажи.

Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.

  • Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
  • Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.

Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания — враг сценариста.

Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.

  • Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
  • Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» — фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.

Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете — упоминайте только в случае необходимости.

Второстепенные персонажи, как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.

  • Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
  • Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.

Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел — это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.

Основные персонажи — это герой и антигерой.

Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов — одна из важных составляющих успешного сценария.

  • Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
  • Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.

Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма»), и насекомые(«Москиты»), и опасный вирус («Эпидемия»), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.

Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.

Трехактная структура сценария

Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов.

Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.

Обычно сценарий полнометражного фильма составляет 90-120 страниц, то есть одна страница соответствует примерно одной минуте фильма. Для удобства изложения будем считать, что у нас 120-страничный сценарий, набранный в MS Word шрифтом Courier New, 12 кеглем, с полуторным интервалом. Это составляет около 120000 знаков.

1 Акт

Экспозиция

(страницы 1 — 30)

Первый акт — это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.

Представление читателя о сценарии в целом зависит от первого акта. Если потенциальному покупателю не понравились первые десять страниц сценария, дальше он читать не будет.

В первом акте необходимо:

  • Представить главного героя Вашей истории. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа.
  • Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории.
  • Описать провоцирующий инцидент — событие, которое обозначит основной конфликт фильма.
  • Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев.
  • Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас.
  • Ввести в действие антигероя — главную преграду на пути главного героя.

В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первыйповоротный пункт, который запускает второй акт.

2 Акт

Борьба героя с препятствиями на пути к цели

(30 — 90 страница)

Второй акт — это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств и антигероя на главного героя должно постоянно усиливаться.

Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.

2 Акт, 1 часть.

Герой начинает действовать

  • Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать.
  • Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы.
  • В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.

2 Акт, 2 часть

  • Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения — более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит.
  • Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.

2 Акт, 3 часть

Подготовка к Кульминации

  • Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя.
  • Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.

3 Акт

Главный герой выполняет свое предназначение

(90 — 120 страница)

Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории.

  • Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем.
  • Действие стремительно приближается к неминуемой развязке — окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе.
  • В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.
  • В финальный момент кризиса наступает кульминация. Кульминация — это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор.

Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.

Источник: resheto.ru/speaking/edit/news2079.php

algoritmЧасто новички используют следующий алгоритм написания сценария:

Они создают персонажей, придумывают некую завязку, а далее — будь что будет: пишут что в голову взбредёт. Это одна из ключевых ошибок начинающих сценаристов. Я использую другой алгоритм, и мне он кажется более эффективным.

Сначала придумывается идея или замысел, определяющий содержание вашего фильма. Необходимо описать замысел в одном-двух предложениях. Желательно уложиться в 25 слов. Проверьте идею на друзьях, спросите: понятна ли она им, интригует ли она их, хотят ли они посмотреть ваш фильм.

Существует несколько шаблонов написания идеи (логлайна, logline). Приведу один, он подходит для фильмов жанра экшн: Герой (X) должен сделать то-то и то-то (Y, цель героя), иначе случится что-то непоправимое (Z). Пример: Профессор археологии Индиана Джонс должен найти Ноев Ковчег и Чашу Грааля, иначе нацисты используют эти артефакты, чтобы захватить весь мир.

Под “Y” часто скрывается “Крючок” или же “Первая поворотная точка”, т.е. событие, которое переносит героя из первого акта сценария во второй. (См. мою статью о линейной структуре сценария).

После того, как напишите логлайн, приступайте к составлению структуры. Не к синопсису, а к структуре сценария! Развивайте идею, раскладывайте её по сюжетным точкам. Тут придётся напрячься. Это как головоломку собирать: трудно, но увлекательно. Иногда помогает начать историю с конца. Придумайте, чём всё должно завершиться. В любом случае, пока не будет конца, не приступайте к синопсису и уж тем более к сценарию.

Когда разложите историю на составляющие, можете писать синопсис, т.е. более подробное описание сюжета. Странички на две-три или больше, как нравится. Я лично синопсисы не люблю. Они сковывают мою фантазию. Обычно придумываю сюжет, структуру сценария, описываю всё на одной страничке. Мне этого достаточно.

Да, когда составляю структуру, одновременно с этим создаю персонажей. Именно так. Сначала идея (logline), потом структура, главный герой и остальные персонажи. Говоря о главном герое, я имею в виду полноценный образ, а не условного мента, доктора или профессора археологии. Т.е. для логлайна достаточно написать: “Популярный автор женских романов вынуждена в одиночку отправиться из США в Южную Америку, чтобы доставить карту сокровищ похитителям своей сестры. Иначе — “прощай, сестрёнка””. (Не моё, это “Роман с камнем”).

Некоторые любят использовать карточки, на каждой из которых коротко описывается сценарий по сценам. Т.е. одна сцена — одна карточка. От начала сценария и до конца. Но я человек ленивый, никогда этого не делаю. Кроме того, в процессе написания сценария сцены могут меняться местами. Поэтому считаю карточки пустой тратой времени. Впрочем, как и подробные синопсисы. Но если они вам помогают, почему нет?

Итак, запишем алгоритм:

1. Генерация идей. Записываете все идеи, что приходят в голову. Чем больше, тем лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на качество идей. Главное — количество.

2. Фильтрация. Стадия критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные, стоящие того, чтобы снять фильм.

3. Селекция. Рассматриваете выбранные вами идеи. Какие из них являются оригинальными? Как их можно улучшить? В результате отбираете одну идею, которая послужит основой для будущего сценария.

4. Логлайн, разработка концепции. Описываете ваш замысел (идею, историю) одним предложением.

Необязательно логлайн должен укладываться в шаблон “X, Y, Z”. Вот примеры оригинальных логлайнов, состоящих только из элементов X и Y. Поскольку сами по себе идеи нетривиальны, то этого достаточно, чтобы заинтересовать ими продюсера. Правда, я бы добавил сюда элемент Z.

Кукловод случайно обнаруживает секретный тоннель в мозг Джона Малковича. (“Быть Джоном Малковичем”).

Циничный рекламщик внезапно обнаруживает способность читать женские мысли. (“Чего хотят женщины”).

Три молодых кинематографиста отправляются в лес, чтобы снять документальный фильм о легендарной ведьме. Больше их никто не видел. Остался только этот фильм. (“Ведьма из Блэр”).

Попытайтесь усилить драматизм истории, добавьте в логлайн оригинальность, конфликт, интригу.

5. Название. Придумываете рабочее название для вашей истории.

6. Сравнение. Подберите 1-2 любимых фильмов в том жанре, в котором вы пишите свой сценарий. Вы будете использовать их как ориентир, сравнивая свою работу с образцом.

7. Структура. Составляете структуру сценария. Когда структура будет готова, спросите себя, каков второй слой вашей истории? О чём она на самом деле? Иными словами, определите тему.

8. Разработка персонажей. Какие у них достоинства и недостатки? Как изменится главный герой к концу истории? Чему он должен научиться? Как характер и поступки персонажей отражают тему вашей истории?

9. Синопсис. Описываете историю на двух-трёх листах. (Мне хватает листа).

10. Тритмент. Более подробное описание истории с включением диалогов (наиболее важных фраз). Записываете историю от начала и до конца. В настоящем времени, так же как синопсис и сценарий. (Для тех, кто не знает: сценарии пишутся в настоящем времени, а не прошлом. Т.е. не “Вася Пупкин ковылял по бульвару”, а “Вася Пупкин ковыляет по бульвару”).

11. Карточки. Записываете всю историю на карточках. На каждой карточке — по одной сцене. (Я обычно пропускаю параграфы 10 и 11).

12. Сценарий. Приступаете к написанию сценария. Пишите как можно больше, ничего не редактируйте. На этом этапе важно записать сценарий.

13. Первый вариант. Заканчиваете черновик. Откладываете рукопись на неделю-две.

14. Редактирование. Желательно переписать рукопись не менее шести раз.

a) Итак, это уже второй вариант сценария. Исправляете нестыковки, неправдоподобные моменты и дыры в сюжете. Удаляете всех “блох”. Проверяете, отвечает ли идея и тема сценария первоначальному замыслу?

b) Третий “заход”. Проверяете структуру сценария. Все ли сюжетные точки на своём месте? Что можно выбросить без потерь для смысла?

c) Четвёртый. Уделяете внимание персонажам. Все ли они нужны? Кто из них ведёт себя несоответственно своему характеру?

d) Пятый. Редактируете диалоги. Проверьте, чтобы манера разговаривать каждого персонажа была уникальной, соответствующей его натуре.

e) Шестой. Исправляете стилистические и грамматические ошибки.

f) Седьмой. “Шлифовка”. Внимательно смотрите, что можно улучшить? Где нужно поставить пробел, запятую, точку? Какое слово лучше заменить другим?

15. Если вас всё устраивает, определитесь с названием вашего произведения и… сценарий готов. Можете передать его друзьям. Пусть читаю, критикуют, высказывают своё мнение. Если согласны с замечаниями, исправьте все недочёты.

Удачи!

Мы часто остаемся недовольны экранизациями книг. Обвиняем создателей фильма в том, что они убрали много важного и добавили чего-то своего. Возмущаемся тому, что герои в книге говорили одними словами, а в экранизации — другими. И это действительно так, экранизации всегда отличаются от литературного оригинала, иногда значительно. Давайте же разберемся, как написать сценарий по книге и возможно ли при этом оставаться близко к тексту.

Переведите с прозаического на сценарный

Первое открытие, которое делают начинающие сценаристы, заключается в том, что сценарий нельзя писать точно так же, как прозу. И дело здесь не в строгой форме записи, называемой американкой, а в так называемом «сценарном языке». Сценарист не имеет права написать, что персонаж что-то почувствовал, ощутил или о чем-то догадался просто потому, что эти действия невозможно визуализировать. Актер, каким бы талантливым он ни был, не сможет без слов сыграть, как его персонаж догадался, что убийца именно садовник, а не повар.

По сути, работа по написанию сценария по книге во многом сходна с работой переводчика. Ведь перевод литературного произведения подразумевает не просто изменение одних слов на другие, но и адаптацию смысла для носителя другого языка. Например, английское выражение raining cats and dogs можно перевести дословно и получится «дождь кошки и собаки», а можно найти подходящий по смыслу русский аналог «льет как из ведра». Так и со сценариями — просто перенести действие и реплики героев на экран не выйдет.

Придется видоизменять

Некоторые моменты просто невозможно перенести на экран. В книге автор может передать предысторию героя всего двумя предложениями. Например, так:

Осколков не был коренным жителем этого города. Он приехал сюда с родителями в возрасте тринадцати лет. Затем родители его снова переехали, следуя очередному позыву кочевнического духа, а Владимир остался, не желая бросать так полюбившийся ему университет.

Чтобы передать то же самое сценарным языком, придется писать сцену, в которой один персонаж рассказывает эту информацию другому. Причем важно, чтобы один из них по сюжету эту информацию точно не знал, но хотел бы узнать. Сцена могла бы быть такой:

Как написать сценарий по книге

Подобным образом придется поступать с любой информацией, если она важна для сюжета. Но так бывает далеко не всегда.

Придется выбрасывать

Размер книги ничем не ограничен. Писатель может писать ровно столько, сколько ему требуется, потому что использует один единственный ресурс — собственное время. Создатели фильма всегда сталкиваются с множеством ограничений, среди которых одним из самых важных можно назвать хронометраж. Фильм нельзя растягивать бесконечно, если только у вас не бесконечный бюджет :) Это значит, что часть информации из книги придется выбрасывать.
Под нож в первую очередь идут рассуждения автора, незначительные детали из истории мира и неважные для сюжета события. Например, автор может описывать какие-то события, произошедшие за много лет до начала основных действий и напрямую не связанные с сюжетом. В книге это добавляет глубины описываемому миру, но в сценарий экранизации это уже не пройдет.

Если же объем книги остается слишком большим для запланированного хронометража, приходит очередь второстепенных персонажей. Их просто выбрасывают из основного сюжета, а тот незначительный вклад, который они в него делали, перекладывают на плечи других героев. Именно так и поступили создатели фильма «Властелин колец» с Томом Бомбадилом.

Придется добавлять

Нет, я не ошибся. С одной стороны сценаристу приходится нещадно выбрасывать все, что только можно, лишь бы уложиться в хронометраж, но с другой — ему нужно поддерживать динамику. Писателю мы тоже не простим скуки, но в прозе к этому требования немного мягче. В книге автор может развлечь нас остроумными размышлениями или красочными описаниями, в то время как герои будут бездействовать или страницы напролет беседовать за чашечкой кофе.

Сценарист себе такой роскоши позволить не может — в кино постоянно должно что-то происходить. Если, конечно, вы не Дэвид Линч или Андрей Тарковский, в фильмах которых герои иногда по несколько минут просто напряженно смотрят в одну точку. Следовательно, если в книге длительное время не происходит никакого активного действия, вам придется или перенести его из другого места книги или придумать самостоятельно. Но тут важно не увлечься и не добавить слишком много отсебятины, иначе экранизация превратится в самостоятельное произведение по мотивам.

Сделать экранизацию близко к тексту можно

Это действительно так, и тому есть доказательства. Например, фильм «Хранители» довольно точно передает сюжет оригинального комикса, даже несмотря на измененную концовку. Из российского кино нельзя не вспомнить замечательную экранизацию повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Но чтобы экранизация оказалась точной, книга должна этому помочь.

В прямом смысле. Вы, наверное, замечали, что есть книги, которые читаешь — будто смотришь фильм. В них много действия, яркие описания, минимум авторского текста, а информация передается в диалогах. Такие книги очень легко поддаются экранизации и будут очень похожи на оригинал. Если же в книге много авторских рассуждений, информация подается в описаниях и воспоминаниях персонажей, которые друг с другом предпочитают особо не общаться, то такое произведение экранизировать будет сложно. Можно, конечно, но тогда экранизация точно будет отличаться от книги.

Как правильно написать сценарий: от идеи до оформления

Сценарий

это произведение, на основе которого снимают короткометражный, полнометражный фильм, сериал (в том числе мультипликационные), музыкальный ролик, рекламный видеоролик, делают игру или организуют публичное мероприятие. Как видите, это очень широкое понятие. В статье мы будем говорить именно о том, как написать сценарий к фильму, хотя некоторые основы – общие для всех.

В этом руководстве расскажем, как найти идею для своего первого фильма, как ее сформулировать, развить, как написать текст и правильно его оформить, чтобы его можно было отправлять на студии. В конце расскажем о самых распространенных ошибках и о том, где можно найти лучшие образцы из классики кинематографа.

Разбираемся, что такое сценарий

Работа сценариста отличается от работы писателя, который сочиняет роман, повесть или рассказ. Многое из того, что существует в литературе (стилистика описаний, например), не будет работать в формате видео. В первую очередь сценарий — основа фильма, это стоит держать в голове.

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

– Диалоги. Пишутся как диалоги в пьесах, с указанием лиц диалога и ремарками в скобках. Например, в «Крике»: «ОТЕЦ (ищет) Кейси? Где ты, дорогая? Господи, да звони же в полицию». Или: «КЕЙСИ (по телефону)… помогите…».

– Действия. Описываются кратко, отдельные слова акцентируются заглавными буквами. Например, в «Бешеных псах»: «Мр. Розовый ЗАПРЫГИВАЕТ в машину. Полицейские СТРЕЛЯЮТ». Или в «Крике»: «Шум позади нее. Она резко оборачивается, смотрит на открытое окно в другом конце комнаты. ЦАРАПАЮЩИЙ звук. Она встает и идет к окну».

– Краткие описания обстановки, в которой разворачиваются эти диалоги и действия. Например, «От заката до рассвета» авторы начинают так: «Обычный магазин на дороге в Техасе. Больше никаких зданий рядом нет».

Более технический характер сценария объясняет, почему он обычно меньше романа по объему. Стандартный размер — 90–120 страниц. Одна страница примерно соответствует одной минуте экранного времени.

На сценарных конкурсах и в целом на приеме работ в студиях рассматривают в первую очередь логлайн и синопсис. Это дополнительный аргумент в пользу «метода снежинки», когда автор начинает с краткого изложения, а затем наращивает текст.

Формулируем замысел и пишем логлайн

Как правильно писать сценарий к фильму по «методу снежинки»:

  • найти свою идею;
  • сформулировать замысел;
  • проверить его на прочность;
  • написать логлайн;
  • составить синопсис;
  • писать основной текст.

Ищем и отбираем идеи

Здесь работает хрестоматийный совет для всех писателей, особенно известный благодаря Курту Воннегуту, — «Пишите о том, что вас действительно волнует».

Ему вторит теоретик сценарного мастерства Джон Труби в «Анатомии истории»: текст будет тяжело писаться, если идея не будоражит автора.

Труби предлагает такой алгоритм работы над замыслом:

  1. Составление виш-листа – подумайте, что вы хотите увидеть на экране.
  2. Сбор идей для будущего сценария – запишите до 50.
  3. Сопоставление списков – найдите общие темы и держитесь их.
  4. Проверка собранных идей – оцените их потенциал.

Это два основных этапа: найти идеи, которые вас будоражат, и оценить, насколько они перспективны для создания сценария.

Формулируем замысел и конструирующий принцип

Начинаем формулировать с замысла — его можно выразить одним предложением. Пример. Замысел книги и фильма «Молчание ягнят»: «Начинающий агент ФБР Кларисса Старлинг расследует серию убийств, прибегая к помощи другого серийного убийцы». Но из такой формулировки нельзя понять, какие события могут случаться в произведении.

Конструирующий принцип показывает, на чем будет держаться повествование. В случае с «Молчанием ягнят» это: «Серийный убийца помогает начинающему агенту ФБР Клариссе Старлинг раскрыть серию убийств — в обмен на разговоры о ней самой, что помогает ей в самопознании и становлении».

Здесь мы уже видим то, что разительно отличает сюжет «Молчания ягнят» от других образцов остросюжетного или детективного кино. Это параллельное движение двух линий: первая — становление героини, вторая — поиск преступника. Отношения Ганнибала Лектера и Старлинг определяют сюжет и вносят дополнительное напряжение в традиционную детективную канву.

Продумываем конфликты

В формулировке конструирующего принципа обычно уже можно заметить противоборствующие стороны. В «Молчании ягнят» явные конфликты — это противостояние Старлинг с главным антагонистом (Баффало Билл), правоохранительных сил — с Лектером. Неявный — внутренний конфликт Клариссы Старлинг: незрелая еще девушка пытается побороть себя и стать профессионалом.

Как видим, конфликты бывают внутренними и внешними, главными и побочными. Их сочетание определит дальнейшую разработку сюжета.

Прорабатываем персонажей

Расстановка сил в сценарии определяется такими типами персонажей:

  • Протагонист — главный герой. Необязательно образец всего хорошего, но самый интересный персонаж. Важно: он должен чего-то хотеть, у него должны быть ценности и (как у всех основных персонажей) внутренние противоречия.
  • Союзники — персонажи на стороне протагониста в конфликте.
  • Антагонист — главный противник в конфликте.
  • Ложный союзник — персонаж, которого можно в начале принять за союзника, но он таковым не является (как пример — предает главного героя).
  • Мнимый антагонист — персонаж с обратной историей: изначально его считают противостоящим протагонисту, но на деле он ему помогает.

Если вы проверили свой замысел на прочность, дали ему кровь через живых персонажей и ряд конфликтов, благодаря которым формируется конструирующий принцип и развивается сюжет, — можно формулировать логлайн и двигаться дальше. В этом коротком тексте должен остаться только замысел сценария плюс интрига.

Пример логлайна: «Фотограф, прикованный к инвалидному креслу, следит через окно за соседями. Странное поведение соседа и исчезновение его супруги приводит фотографа к мысли, что тот убил свою жену». Это «Окно во двор» Альфреда Хичкока.

Создаем общую структуру и пишем синопсис

Синопсис длиннее логлайна, и он содержит уже краткое изложение всего сюжета сценария. Размер может составлять примерно от 0,5 до 3 страниц. При его написании важно помнить, что текст не должен излагать сжато всё повествование и даже все события — только главные.

У повествования есть основные опорные точки. Классическая трехактная структура содержит в себе:

  • завязку (ей заканчивается первый акт);
  • кульминацию (ей завершается второй, самый длинный акт);
  • развязку (ближе к концу третьего акта).

Это только основные точки. Как минимум, в середине кино должно случиться еще несколько серьезных изменений — перипетий, которые нагнетают напряжение и обостряют конфликт.

Работаем с основным текстом: алгоритм написания сценария

Если сюжетная структура, изложенная в синопсисе, — это скелет, то теперь ему нужно мясо.

Сцена
— это единица сценария, которая характеризуется единством времени и места. В зависимости от жанра и темпа кино, их может быть от 40 до 120. Сцена — это, например, диалог мужа с женой утром на кухне.

Еще более мелкий элемент текста — бит. Это единица информации: скажем, реплика каждого из супругов в том самом диалоге.

Что еще почитать по этой теме:

Оформляем сценарий правильно

Чтобы научиться писать сценарии к фильмам по правилам, нужно разобраться и со сценарным письмом — как здесь оформляется текст и какие используются сокращения.

Сцены начинаются с заголовка особого вида. Вот пример-образец:

«ИНТ. АЭРОПОРТ МАЙЯМИ, ТЕРМИНАЛ — ДЕНЬ»

Как видите, здесь упомянуто место действия (оно не меняется на протяжении всей сцены) и время дня (оно также не меняется).

В заголовках сцен и тексте используются сокращения:

ИНТ, ПАВ — интерьер, павильон, действие происходит в помещении;
ЭКСТ, НАТ — экстерьер, «натура», действие под открытым небом;
ПАН — панорама, поворот камеры на 360 градусов;
ИЗ ЗТМ — из затемнения, выход изображения из темного экрана;
В ЗТМ — в затемнение, уход в темный экран;
КП, КРП — крупный план;
ТЗ — точка зрения, смотрим с точки зрения конкретного персонажа;
ЗК или ВПЗ — за кадром, вне поле зрения, персонаж говорит за пределами видимости камеры.

Указания на то, как должна работать камера в кино, обычно не приветствуются: это уже режиссерские, а не сценарные решения.

Все действия описываются от третьего лица в настоящем времени.

Не используются жирный текст, курсив и подчеркивания. Шрифт — Courier New, 12 кегль, выравнивание по левому краю. Чтобы соблюсти все требования к сценарию по форме, в том числе стандартные отступы от полей. можно посмотреть образцы или воспользоваться бесплатным софтом — например, плагином «Писарь» для MS Word или программой «Кит сценарист» (есть платные тарифы).

Пишем яркие сцены

Важно, чтобы все сцены имели смысл в рамках целого — чтобы в них происходили события. Для этого в них должен разворачиваться конфликт.

Это чередование действий и реакций (затем — реакций на эти реакции). На уровне сцены конфликт становится драматической перипетией или, в терминологии Александра Митты, «брешью». Под брешью имеется в виду разрыв между ожиданиями персонажа и зрителя, с одной стороны, и тем, что происходит, с другой.

Чтобы понять, как пишут сценарии к фильмам с этой точки зрения, лучше рассмотреть примеры из хорошего кино.

Подходящий образец — брешь, с которой начинается фильм «Джанго освобожденный» (2012). Работорговцы встречают в лесу Шульца и ведут с ним напряженный диалог. Шульц отвечает миролюбиво, представляется дантистом и как будто торгуется, но в ответ на наставленное ружье начинает стрельбу.

Но это крупная брешь — на уровне сцены. Даже до этого резкого поворота диалог несколько раз разворачивается в зависимости от действий и реакций на уровне битов.

Первый бит: работорговец взводит курок, вскидывает ружье, кричит: «Кого там черти носят? Говори, что тебе надо, иначе не поздоровится!». В ответ на пару дружелюбных реплик Шульца («успокойтесь, я ничего вам не сделаю… доброго студеного вечера…» и так далее) — реакция более приветливая: «Что ты за доктор такой?» и улыбка.

Помните об эмоциональной динамике, которая несколько раз должна сделать поворот в каждой сцене.

Дорабатываем черновик

Когда первый вариант сценария дописан, имеет смысл отложить его на месяц-два-три. Вы можете начинать его давать близким людям, но пока не слушать критику и не вносить изменений.

К тексту лучше вернуться со свежим взглядом и перечитать его так, будто это чужая работа. Обращайте внимание на логику повествования, все ли персонажи убедительны, отмечайте для себя места, которые вызвали у вас сомнения и где ваше внимание притуплялось. Попросите близких, ваших первых критиков, сделать то же. Внесите изменения. У вас на руках — второй черновик, который можно показывать сторонним критикам.

Найдите их на писательских и сценарных форумах. Самый известный — «Сценарист.ру».

Однако научитесь фильтровать поступающую критику и ориентируйтесь на собственное чувство правильного.

Учимся на чужих ошибках

Чтобы понять, как правильно написать сценарий к фильму, нужно понимать и какие основные недочеты встречаются.

Ошибки сценариста, который только начинает свой творческий путь, можно сгруппировать в пункты. Про первые два мы уже говорили:

Он пытается быть романистом

Многословие убивает сценарий. Представьте себя камерой или зрителем: описывайте только то, что происходит на экране.

Он пытается быть режиссером, оператором или монтажером

Возможный саундтрек к картине, актеры, другие решения, которые должны принимать люди, которые делают кино, — это лишнее в тексте.

Он собирает клише из чужих сценариев

Справиться с этим помогает насмотренность, знание теории повествования и практика. Хорошая энциклопедия тропов, клише и образцов их обыгрывания — «Посмотре.ли», англоязычный аналог — TV Tropes.

Динамика сюжета не сбалансирована

Если это так, это будет ясно из первого черновика. Здесь пагубно как чрезмерное провисание напряжения, так и скачущий сюжет с неоправданно большим числом резких поворотов. Если динамика сделана хорошо, напряжение будет расти к кульминации (как с резкими поворотами, так и паузами) и разрешаться в развязке.

Персонажи не чувствуются живыми

Здесь также поможет знание штампов — чтобы их избегать, и память о том, что функция (например, «быть протагонистом») не означает, что персонаж должен быть одномерным: в каждом живом персонаже есть свои противоречия.

Вдохновляемся лучшими примерами

С чего начать работу после прочтения статьи: перед тем как писать сценарий к фильму, можно написать для себя список лент, которые по вашему мнению — образец искусства кино, примеры, на которых учиться будет правильно. И найти их в сети.

Сценарии российских фильмов размещены на сайте студии «Снегири». Объемная библиотека англоязычных текстов, в том числе с русским переводом, — на сайте «Киномания».

На английском языке тексты можно найти на зарубежных сайтах: вот, например, страница с оскароносными фильмами последних лет.

Найдите то, что вам нравится как зрителю. Анализируйте, отмечайте для себя приемы автора и учитесь у него.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Как написать сценарий: пошаговое руководство для начинающего писателя, как сделать сценарий к фильму, видеоролику и для игры

Если вы хотите стать сценаристом и придумывать интересные сюжеты, стоит сначала научиться писать сценарий. Сделать это не так сложно, как может показаться не первый взгляд. Из данной статьи вы сможете узнать, как написать хороший сценарий.

Алгоритм – это значительный фактор, которому обязательно следует уделять внимание. Начинающие сценаристы, как правило, просто придумывают героев истории и начало сюжета, а затем просто плывут по течению, создавая дальнейшие события на ходу.

Так поступать нельзя – это одна из самых главных ошибок новичков. Существует более эффективный и действенный алгоритм написания сценария, которого следует придерживаться.

Придумайте идею (логлайн)

Для начала стоит задумать общую идею сюжета, которая полностью опишет содержание истории.

  • Эта идея обязана умещаться всего в одно-два предложения.
  • Постарайтесь описать сюжет, использовав не больше двадцати пяти слов.
  • Чтобы узнать, достаточно ли хороша идея, расскажите ее своим знакомым.
  • Если сюжет будет им понятен и сможет зацепить, все в порядке.

Чтобы написать логлайн, можно воспользоваться несколькими существующими шаблонами. К примеру, вот один из них: главный персонаж обязан сделать какую-то вещь, иначе произойдет нечто плохое и непоправимое.

Так, протагонист может попытаться отыскать какой-нибудь предмет раньше антагониста, пытающегося захватить мир.

Составление структуры

На этом этапе вам следует развить свою идею, детальнее продумать каждую сюжетную точку. Наверное, составление структуры является наиболее трудной частью. Однако процесс довольно увлекателен, хоть и сложен.

Совет: Если вы зашли в тупик, попробуйте начать прорабатывать сюжет с концовки. Определитесь, чем кончится история. Кстати, до продумывания окончания нельзя приступать к работе над синопсисом и самим сценарием.

Во время создания структуры также стоит поработать над персонажами. Начинать следует с главного героя, а затем переключаться и на второстепенных.

  • Вам потребуется хорошенько представить полноценный образ каждого персонажа, продумать все до мелочей.
  • Чтобы с задачей было справиться легче, задавайте вопросы, как бы поступил каждый герой в определенной ситуации и почему.
  • Не создавайте условных персонажей – делайте более подробное их описание, продумывайте взаимоотношения между ними, их прошлое и тому подобное.

Некоторые сценаристы предпочитают изготавливать карточки, на которых кратко описывают все сцены истории. Таким образом, на кусочках бумаги можно описать весь сюжет.

При желании можно менять карточки местами, убирать ненужные и добавлять новые. Так вы нагляднее будете видеть хронологическую последовательность истории и не запутаетесь в ней.

Написание синопсиса

Синопсис – это подробно изложенное описание истории. Вы можете уместить его на двух-трех страницах, как вам будет удобнее.

Если хотите, можете ограничиться всего одной страничкой – главное, чтобы синопсис был понятным и хорошо разъяснял весь сюжет.

Слишком много писать не стоит – текст должен быть емким, не насыщенным кучей ненужных мелочей. Все детали вы уместите в сценарии, а вот в синопсисе это совершенно ни к чему.

Алгоритм написания сценария

Итак, алгоритм получается следующим:

  1. Продумайте общую идею истории. Если вам ничего достойного не лезет в голову, а создать сюжет все-таки хочется, попробуйте выписывать абсолютно любые мысли на бумагу. Не важно, насколько качественными они будут. Даже глупая и совершенно не подходящая мысль сможет подтолкнуть вас к другой, действительно стоящей и интересной. Просто отфильтруйте лишнее после написания всех пришедших в голову идей, а хорошее оставьте и, по возможности, улучшите.
  2. Продумайте логалайн из всех своих задумок. Не забывайте, что вам нужно написать всего одно-два предложения. Будьте краткими, но постарайтесь сделать их интересными, оригинальными и очень интригующими. Логалайн действительно должен вызывать у людей желание посмотреть фильм.
  3. Назовите свою будущую историю. Название тоже должно получиться сильным и подходящим, поэтому уделите этому делу достаточное количество времени.
  4. Продумайте структуру. Она должна быть хорошо проработана – только в этом случае история получится действительно стоящей. Уделите созданию структуры столько времени и сил, сколько понадобится.
  5. Разработайте персонажей, продумайте их положительные и отрицательные стороны. Не менее важным нюансом является развитие персонажа – в ходе сюжета под влиянием разных ситуаций он должен поменяться к концу истории. Возможно, персонаж что-то поймет для себя, чему-то научится.
  6. Напишите синопсис, описав весь сюжет на одном-трех листах. Старайтесь уместить самое основное, но не уделять много внимания лишним мелочам.
  7. Теперь напишите тритмент. Здесь вам нужно написать сюжет более подробно, включив в него основные диалоги. Прописать историю надо от самого начала до окончания.
  8. Начинайте писать сценарий, ориентируясь на все написанное прежде. Теперь расписывайте все до подробностей. В ходе написания не редактируйте созданный текст. Просто пишите, не останавливаясь на перепроверку. В итоге должен получиться цельный сценарий.

После этого забудьте про написанный сценарий на пару недель. Отложите его и не перечитывайте.

Совет: Вы можете подыскивать фильмы на тематику, схожую с тематикой вашей истории. Пользуйтесь ими как образцами и пробуйте вытащить из них вдохновение.

Редактирование

Возьмите сделанный черновик, перечитайте и перепишите, отредактировав при этом. Избавьтесь ото всех нестыковок, лишних или неправильно описанных моментов. Залатайте сюжетные дырки и исправьте недочеты. Вновь отложите написанный сценарий на некоторое время.

  • Процедуру желательно повторить минимум шесть раз.
  • При каждом редактировании уделяйте внимание всем нюансам сюжета, проверяйте структуру, сцены и персонажей.
  • Внимательно относитесь и к диалогам – они являются важной частью истории, поэтому хорошенько поработайте и над ними.

На этом создание сценария подходит к концу. Можете показать его своим друзьям, чтобы получить мнение со стороны. Зачастую очень полезно получить конструктивную критику от своих знакомых. Так, если вы проглядели где-нибудь недочет, появляется шанс его исправить.

Фото как написать сценарий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать сценарий к спектаклю образец
  • Как написать сценарий для короткометражки
  • Как написать сценарий к сказке
  • Как написать сценарий для концерта
  • Как написать сценарий к сериалу образец пример

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии