Сценарий методической разработки семинарского занятия
I.
Тема занятия
1)
Обоснование выбора темы.
2)
Определение места темы в программе
курса.
3)
Цель занятия.
4)
Задачи: познавательные, воспитательные,
методические.
5)
Литература. Обоснование отбора
рекомендуемой литературы с учетом
объема чтения, сложности текстов.
II.
Форма организации семинара.
1)
Обоснование выбора формы проведения
семинара в связи с характером подготовки
аудитории: а) вопросно – ответная форма
(опрос); б) развернутая беседа на основе
плана; в) доклады с взаимным рецензированием;
г) обсуждение письменных рефератов с
элементами дискуссии; д) групповая
дискуссия: направляемая, свободная; е)
учебно — ролевая игра.
2)
Программа предварительной ориентировки
студентов в теме, задачах, объектах,
операциях, характере занятия, в литературе;
распределение ролей участников
обсуждения, требования к докладам,
рефератам, форме и характеру обсуждения
темы.
III.
План и конспект хода занятия.
1)
Программа содержания занятия: основные
разделы темы, основные задачи каждого
раздела темы, фиксация основных
противоречий в ходе решения рассматриваемой
проблемы.
2)
Конспект содержания разделов программы.
Выделение дидактических приемов,
обеспечивающих выявление противоречий,
доказательность и обоснованность
рассматриваемых точек зрения. Выделение
положений и задач, предполагающих
групповые формы обсуждения. Приемы
групповой коммуникации на разных этапах
занятия.
3)
Резюме обсуждения темы на семинарском
занятии.
4)
Анализ хода семинарского занятия после
его проведения.
Организация
семинара.
Основные
этапы семинара-практикума.
-
Знакомство.
Необходимо
для создания благоприятной и раскованной
психологической атмосферы во время
проведения семинара, а также для
сокращения дистанции между его
участниками. Формы знакомства могут
быть самые разные. Найти подходящие
упражнения можно в книгах Петрусинского
В.В. и Макшанова С.И. и Хрящевой Н.Ю.
-
Уточнение цели семинара.
На
данном этапе участники уточняют свои
потребности, связанные с участием в
данном семинаре, и приводят их в
соответствие с темой семинара-практикума.
Иногда участники семинара не очень
отдают себе отчет в том, чего они хотят
от своего участия в нем и для чего они
пришли. Профессиональное мастерство
ведущего заключается в умении помочь
участникам узнать и понять свои желания,
связанные с семинаром, и способности
создать у них установку на активную
работу во время мероприятия.
-
Выяснение ожиданий и опасений участников.
Выяснение
ожиданий необходимо для отфильтровывания
нереалистических ожиданий и подтверждения
готовности участников к работе в рамках
заявленной темы. Высказываемые опасения
позволяют откорректировать программу
семинара и стиль его ведения таким
образом, чтобы не активизировались
механизмы психологической защиты у его
участников.
-
Разогрев.
Аналогичен
разогреву при проведении дискуссии.
Отличие в том, что он больше ориентирован
на активизацию взаимодействия между
участниками семинара. Для этого особенно
хорошо подходят различные двигательные
упражнения в парах.
-
Описание
методики (техники).
Представляет собой
короткое описание техники и обозначение
тех областей, или сфер, где она может
эффективно использоваться.
-
Отработка
техники в реальном взаимодействии.
Включает
в себя подробный инструктаж по ее
отработке с указанием того, чем должен
заниматься каждый при выполнении
тренировочного упражнения. Как правило,
работа организуется в тройках, где
каждый по очереди находится в роли
Тренирующегося; Того, на ком тренируются,
и Наблюдателя.
-
Рефлексия
полученного опыта.
Проводится
сначала в рабочих тройках. Основное
внимание – успехам и затруднениям при
выполнении тренировочного упражнения
по отработке новой техники., а также
своим эмоциональным и личностным
реакциям в процессе тренировки.
-
Подведение
итогов.
Проводится
в общем круге и представляет собой, по
сути, сбор устной обратной связи от
участников семинара. Ведущий опрашивает
всех присутствующих, интересуясь их
впечатлениями. Основной акцент делается
на том, чему научились участники во
время семинара, и на том, что было для
них самым важным, включая и эмоциональные
реакции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подготовка семинара
Материалы
Главное при подготовке семинара учесть то, что интересно студентам. Семинары проходят на ура, если ведется дискуссия, конфликтующие стороны пытаются доказать свою правоту и в конце урока приходят к определенному выводу. При таком споре мнение нужно аргументировать и знания, необходимые для этого, откладываются автоматически, без утомительного запоминания.
Для того чтобы семинар получился интересным, нужно заранее предоставить студентам материалы для подготовки. Это может быть как учебная, справочная литература, так и научные труды определенных авторов. Вы также можете обозначить несколько потенциальных вопросов для обсуждения, чтобы ваши ученики заранее начали обдумывать свои ответы.
Также можно использовать стратегию, которая основана на тщательном текстовом анализе одной книги или статьи. В этом случае важно выбрать текст, который предоставляет широкие возможности для интерпретации и обсуждения. Если вы выберете простой текст, смысл которого довольно очевиден, учащимся будет нечего обсуждать. Кроме того, текст не должен быть слишком длинным, чтобы его можно было внимательно прочитать за отведенное время. В одной книге можно выбрать несколько страниц.В любом случае очень важно, чтобы перед началом семинара у студентов было время подготовиться
Вопросы
Подготовьте ряд вопросов, чтобы инициировать дискуссию по ключевым областям темы. Вы можете либо поделиться этими вопросами в начале семинара, либо просто вставлять их в подходящие моменты дискуссии. Во время подготовки убедитесь, что вы учли, сколько времени группе нужно будет потратить на каждый пункт или вопрос для обсуждения, и что будет возможность обсудить все вопросы. В любом другом случае сократите количество вопросов. Вы всегда можете добавить их позже, если обсуждение закончится раньше, чем ожидалось. Также можно разделить вопросы по группам, чтобы студенты выступали коллективно по каждому вопросу.
Как написать семинар
Семинар является самостоятельной формой проведения занятий в ВУЗах и также частично используется в школах и средних специальных учебных заведениях. Темы семинаров могут касаться образовательных, воспитательных и общественных вопросов. Для того чтобы чувствовать себя компетентным и уверенным в своем профессиональном уровне педагогом, вам необходимо уметь писать планы-конспекты семинаров и проводить их.
Вам понадобится
- компьютер, литература по теме семинара.
Инструкция
Семинар, в отличие от лекции, проводится в одной группе или в одном классе и может быть нескольких видов.
Семинары-практикумыИх проведение требует самостоятельной подготовки студентов с помощью лекционного конспекта и списка рекомендуемой литературы. Такие занятия необходимы для закрепления теоретического материала и дают возможность приобрести практические навыки в рамках указанной темы семинара. Составляя план-конспект семинара-практикума, подберите упражнения и задания в игровой форме, позволяющие одновременно задействовать как можно больше учащихся.
Семинары-дискуссииИх отличительной особенностью является обсуждение различных вопросов с целью усвоения истины или хотя бы подведения под ними итогов. При подготовке семинара-дискуссии, составьте перечень проблемных вопросов по теме и подберите противоречащие друг другу теорию и факты – это побудит студентов к познавательной активности и обсуждению.
Семинар с элементами лабораторного занятияПредполагает обучение исследовательскому подходу и реализуется с помощью апробирования тестов, методик, демонстрации химических реакций, физических опытов и так далее. Подготовьте заранее необходимый стимульный материал и потренируйтесь в выполнении всего того, что вы предложите студентам, самостоятельно. Помните о правилах техники безопасности.
Также стоит обратить внимание на возраст своей аудитории и ориентироваться на него при написании семинара.
Для средних и старших школьников семинар нужно составлять таким образом, чтобы он формировал коммуникативные навыки подростков. Поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, активно используйте на семинарах элементы тренингов.
В юношеском возрасте формируется мировоззрение и моральное самосознание, идет личностный рост, нацеленный на будущее. Поэтому со студентами на семинарах хорошо использовать весь имеющийся у вас арсенал методов, ведь им необходимо концептуальное всестороннее образование.
Видео по теме
Полезный совет
Применяйте на занятиях мультимедию и используйте при написании семинара новейшие достоверные источники информации.
Источники:
- Семинар в ВУЗе
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Семинар — это информативное или практическое занятие, нацеленное на приобретение определенных навыков или углубление знаний в конкретной теме. Ведущими на таких практикумах обычно выступают преподаватели, эксперты в данной области, руководители или другие лидеры, владеющие знаниями в определенной сфере или обладающие конкретными навыками. В зависимости от темы, семинары могут длиться от часа до двух или продолжаться по несколько недель. Докладчики могут увеличить эффективность своей презентации посредством тщательного планирования, организации и оттачивания техники изложения материала. Здесь представлена инструкция для подготовки к семинару.
-
1
Определите цель семинара. Вашей задачей может быть научить аудиторию определенным навыкам, например, как создавать и сохранять документы в приложениях для обработки текстов. Или же ваша цель может состоять в том, чтобы предоставить общую информацию по конкретной теме, к примеру, живопись или писательство. Независимо от общей направленности практикума, вначале нужно определить его цель.
-
2
Выясните потребности участников. Когда вы, к примеру, тренируете определенный навык, понимание желаний участников в отношении конечного уровня постижения материала и скорости обучения поможет вам правильно подобрать компоненты занятий. Чем лучше практикум будет адаптирован к вашей аудитории, тем более успешным будет процесс обучения.
-
3
Разработайте структуру своей презентации.
- Введение. Вам нужно будет сделать короткий обзор темы семинара, представить себя и других участников.
- Напишите список навыков и/или тем, о которых будет идти речь в вашей презентации. Включите в этот перечень подтемы, если необходимо.
- Решите, в каком порядке вы будете излагать выбранные темы. Самые важные умения и информацию лучше подавать в начале практикума. В зависимости от предмета дискуссии, значительных результатов можно достичь, задействовав принцип от «простого к сложному», начиная с легких и очевидных вопросов, постепенно переходя к более сложной и комплексной проблематике.
- Установите базовые правила поведения. Правила или руководящие принципы стоит огласить в самом начале семинара. Например, за раз может говорить только один человек, нужно поднять руку, чтобы высказаться, мобильные телефоны и прочие отвлекающие устройства должны быть отключены.
- Решите, как вы подведете итог семинара. Концовка может заключаться в кратком обзоре изученного материала, вы можете огласить о следующем уровне в серии практикумов и/или попросить участников заполнить форму обратной связи.
-
4
Определите временные рамки для каждого пункта в плане. Для особо сложных тем выделите достаточное количество времени, на случай, если у слушателей возникнут дополнительные вопросы или трудности с пониманием этой части практикума. Также при составлении графика важно учитывать небольшие перерывы для того, чтобы участники смогли сходить в уборную или просто размять ноги.
-
5
Составив план, отрепетируйте свое выступление. Репетиции — важная часть процесса подготовки. Представьте доклад коллегам, друзьям или родственникам заранее и попросите их высказать свое мнение о четкости и эффективности представленных данных.
Реклама
-
1
Подготовьте раздаточные материалы для участников. Подайте свою презентацию в форме плана занятия и/или сделайте распечатки важной информации или графиков.
-
2
Используйте визуальные средства. Наглядные инструменты, фильмы, изображения и другие элементы могут быть весьма полезны для выражения определенных концепций или умений. Выбирайте визуальные инструменты, которые дополнят вашу презентацию, и не будут отвлекать внимание от основного посыла или цели.
-
3
Используйте веб-ресурсы, если они применимы в вашей ситуации. Учебные программы, которые находятся в свободном доступе, такие как Moodle и Blackboard, способствуют онлайн-дискуссиям и обсуждениям вне практикума. Также подобные веб-инструменты — отличный способ для выполнения онлайн-заданий и отправки домашней работы. Более подробную информацию о сервисах для корпоративного обучения вы найдете здесь: https://habrahabr.ru/post/157631/
Реклама
-
1
Обустройте пространство для дискуссии. Расставьте стулья полукругом или в форме «подковы», чтобы способствовать взаимодействию; основные правила разместите на доске или стене так, чтобы все могли их видеть. Не забудьте прикрепить на доску или стену чистый лист бумаги или письменную доску, чтобы записывать идеи и замечания участников, озвученные в ходе «мозгового штурма».
-
2
Внедрите в свой практикум интерактивные занятия. Определенная активность и игры повышают вовлеченность в процесс. Различные виды деятельности можно использовать как в маленьких так и в больших группах.
-
3
Отведите время для вопросов и ответов. В зависимости от установленных правил, предоставьте участникам возможность задать вопросы в ходе семинара или в специально отведенное для этого время.
Реклама
Советы
- Приходите заранее, чтобы как следует подготовиться.Это особенно важно, если вы используете электронную аппаратуру или другое оборудование, требующее настройки и тестирования. На этом этапе вы также сможете удостовериться, что все полностью готово для увлекательного и продуктивного занятия.
- Разработайте резервный план. Примите во внимание все обстоятельства, которые могут возникнуть. Например, низкая явка участников, неисправность техники или неточные расчеты времени, необходимого для выполнения определенных заданий. Будьте готовы к таким непредвиденным ситуациям, к примеру, захватите еще один ноутбук или подготовьте дополнительные задания для активных участников.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 33 529 раз.