Как правильно оформить сценарий – правила с примерами
Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.
Редактор, автор блога Band
Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?
Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.
Требования к оформлению сценария
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.
Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».
Базовые правила разметки:
Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.
Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».
Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.
Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.
Правила форматирования:
Классический сценарный шрифт: Courier New.
Кегль (размер шрифта): 12.
Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.
Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.
Как правильно оформить титульный лист
Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:
Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.
Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.
Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.
Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.
Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.
Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».
Блоки, из которых состоит сценарий
Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.
«Время и место действия»
С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.
Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).
Текст набирается заглавными буквами (капслоком).
Пример правильного и неправильного отступа.
«Описание действия»
Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.
Пример правильного оформления «Описания действия».
Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.
«Имя героя»
Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.
Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.
Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».
После «Имени героя» обычно идет реплика:
Как выглядит реплика героя.
Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».
Пример реплики героя с ремаркой.
При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.
«Реплика героя»
Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.
Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).
Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.
Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.
«Ремарка»
Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.
Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.
Пример использования ремарок.
«Титр»
Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.
Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».
Профессиональные сокращения
ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.
Что еще почитать по этой теме:
Где посмотреть примеры оформления сценария
Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.
Советы опытных сценаристов
Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.
Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.
«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».
Насколько важно следовать всем этим правилам?
Конечно, важна не только форма сценария, но и его содержание. Если вы где-то ошибетесь с разметкой, выровняете текст по центру, забудете сделать пустую строку, гениальный текст это не испортит.
Но если вы новичок, лучше оформить сценарий по всем правилам. Особенно, если вы планируете подавать его на конкурсы: в их условиях прописываются все условия участия, в том числе требования к оформлению.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Как только кино перешло от простого запечатления происходящего на плёнку к рассказу историй, которые когда-либо случались наяву и в воображении автора, появилась необходимость в упорядочивании того, что хотел сказать режиссёр. Делалось это для того, чтобы не запутаться в истории и донести до публики то, что задумывалось.
Именно таким образом возникла необходимость в сценариях. Понятное дело, что до этого существовало огромное количество произведений, которые были уже записаны и, фактически, готовы к экранизации, но что же делать с идеями у автора в голове? Вряд ли при этом изложении режиссёр сможет запомнить все детали и донести их до всей съёмочной группы…
Итак, киноделы пришли к тому, чтобы записывать свои идеи на бумагу. Так родилась классическая (позже её стали называть “русская” из-за приверженности советских киношников этой манере записи) запись сценария.
Ничем особенным, что выделяло бы её на фоне обычных повестей и романов, она собой не представляла. Возможно, немного меньше метафоричности и размышлений, а больше конкретики и действия, но в целом сценарий, написанный согласно классической записи, спокойно можно было отнести к литературным произведениям. Кстати, именно так многие авторы и делали – в литературе появился даже отдельный раздел произведений готовых для экранизации (ярким представителем данного жанра можно считать Александра Довженко, чья проза во многом была отнесена к жанру киносценариев).
Надо признать, что русскую запись легко и интересно читать и, возможно, она доносит гораздо больше “характера”, нежели современная. Да и особых правил написания она не подразумевает. Однако, при выделении основного сюжета и фабулы, вся образность сего произведения все равно исчезнет – как известно, в сценариях не работают аллегории и другие литературные приёмы (они полезны разве что режиссёру, чтобы уловить общий настрой персонажа или же выделить атмосферу происходящего).
Тогда-то американцы и пришли к выводу, что форму записи сценариев необходимо упростить и немного поменять – чем легче написано, тем понятнее его можно перенести на экран. От них и пошла “американка” – или американская запись сценариев.
“Американка” по манере написания очень схожа с пьесой. Выделяются разного вида ремарки и диалоги, которые, по сути, и несут на себе всю повествовательную функцию.
Однако, если у пьесы более “мягкие” правила в написании, то международный стандарт написания сценариев признан во многих странах (конечно, он не догма, но продюсеры все же предпочитают читать сценарии, что написаны именно этой формой, так что, для увеличения шансов на прочтение сценария и того, что ваш сценарий дойдёт до “финиша”, этих правил стоит придерживаться).
Таким нехитрым образом мы подобрались к главной теме нашего с вами консилиума – правила записи сценария на американский манер.
Правил достаточно много и все они иногда путаются в голове, поэтому мы пойдём с вам по порядку.
Итак, начнём.
1. Весь сценарий пишется шрифтом Courier New размером 12. Почему именно им? Все потому, что именно с этим шрифтом (если, конечно, вы все напишете более или менее вменяемо) каждая страница будет соответствовать 1 минуте экранного времени (в классической форме написания используется несколько иная формула – каждую страницу можно умножать на 2,5). Также, этот шрифт максимально похож на тот, что в свое время был присущ печатным машинкам… Дань истории и моде, если пожелаете. Также стоит отметить, что в сценариях никогда не используются выделение жирностью или подчёркивание текста (печатная машинка же этого не могла делать🙂)
2. Весь текст выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы).
3. Поля страницы также подгоняются под формат печатной машинки:
Верхнее -2,5 см; Нижнее – 1,25 см; Левое – 3,75 см; Правое – 2,5 см.
4. У каждого сценария должна быть титульная страница. На ней мы пишем название сценария, автора и контактные данные (одного автора, если в соавторстве – всех, если есть сценарный агент, то и его данные).
5. С чего же начать сценарий…. Американка предполагает вот что:
ИНТ./ЕКСТ./НАТ. – определяем место; КОМНАТА – локация, УТРО – время действия.
Далее описываем сцену и, возможно, сразу же знакомим с персонажами. Имена персонажей выделяем ЗАГЛАВНЫМИ буквами (это наше первое знакомство с ними – далее в ремарках можно спокойно использовать обычные буквы).
Восемь мужчин, одетых в ЧЁРНЫЕ КОСТЮМЫ, сидят за столом в кафе. Это МР. БЕЛЫЙ, МР. РОЗОВЫЙ, МР. СИНИЙ, МР. БЛОНДИН, МР. ОРАНЖЕВЫЙ, МР. КОРИЧНЕВЫЙ, ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ ЭДДИ КЭБОТ и большой босс, ДЖО КЭБОТ. Большинство уже закончили есть и теперь наслаждаются кофе и разговорами. Джо смотрит поверх маленькой записной книжки. Мр. Розовый рассказывает длинную историю о Мадонне.
Как мы помним, все действия описываем в реальном времени (ходит, сидит, видит, стреляет…). Это, кстати, ещё одно отличие от классической формы написания (там все идёт в повествовательной форме и часто описывается в прошлом времени).
Бывший красноармеец Федор Сухов двигался по пустыне походным шагом, оставляя за собой лунки следов, которые горячий ветерок старался побыстрее засыпать песком.
Тёмные пятна пота на выгоревшей гимнастёрке с белым как иней налётом соли говорили о том, что Сухов не первый день идёт по песчаным барханам, тянущимся от горизонта до горизонта, словно волны застывшего моря.
Абзацы обычно должны занимать не больше 5-6 строк и показывать одно точное действие без “новеллистических” изысков.
6. Далее возможен переход в другую локацию или время (опять же указываем все заглавными буквами как название сцены).
И, предположим, здесь и начинаются диалоги главных героев. И тут начинается самое интересное.
Имя персонажа всегда пишется перед самим диалогом, всегда заглавными буквами. Оно не должно меняться на протяжении всей истории.
*Совет: называйте своих персонажей как можно более разными именами, чтобы потом было легко идентифицировать персонажа в диалогах.
Далее аккурат под именем пишутся сами реплики. Диалоги (монологи) не отцентрированы, как может показаться на первый взгляд – расстояние от края до имени персонажа, например, многие специалисты просят делать – 6,75 см. Также, есть расхождения в самой записи – англичане, американцы и другие забугорные друзья диалоги пишут колонками, однако, встречаются случаи, когда весь текст пишется “сплошняком”.
КАМЕРА даёт панораму пустого склада. Затем открывается дверь, и Мр. Белый втаскивает окровавленное тело Мр. Оранжевого.
Мр. Оранжевый продолжает кричать из-за пулевого ранения.
Мр. Белый кладёт его на пол.
МР. БЕЛЫЙ
Просто держись друг. Держись и жди, пока Джо приедет сюда, а это может произойти в любой момент, он поможет тебе. Мы просто будем сидеть здесь и ждать Джо. Кого мы будем ждать?
МР. ОРАНЖЕВЫЙ
Джо.
МР. БЕЛЫЙ
Можешь поставить свой зад на то, что так оно и будет.
Мр. Белый встаёт и начинает расхаживать по складу.
Если необходимо перенести диалог на другую страницу то:
- Переносим только после окончания предложения; Также добавляем ремарка (ДАЛЕЕ).
- На следующей странице дублируем имя персонажа для того, чтобы читающий не запутался и ремарку (ПРОД.)
- Если персонаж говорит “где-то там” – указываем в скобочках ВПЗ – вне поля зрения.
- Если в диалоге необходима пауза – так и указываем посреди текста (пауза).
МР. РОЗОВЫЙ
А ты ещё сомневаешься? Я не думаю, что это подстава. Я уверен в этом. Я говорю серьёзно, откуда по-твоему взялись все эти полицейские. Одна минута – их там нет, другая – они уже там. Я не слышал сирен. Включилась сигнализация, хорошо. Хорошо, но всё равно ещё четыре минуты до приезда полиции. Даже если рядом оказалась патрульная машина, ещё четыре минуты до приезда подкрепления. А тут через минуту семнадцать легавых, увешанных оружием. Они знали, что мы делаем, и они были там. Помнишь вторую волну, тех которые приехали на патрульных машинах, так вот это были те самые, которые ответили на вызов, но те другие скоты уже были там, они ждали нас.
(пауза)
Ты сам не думал об этом?
Также стоит отметить, что после диалога всегда ставится двойной интервал.
7. Если в сцене необходимо показать телефонный разговор, то можно исполнить её несколькими вариантами – первый последовательно записать сначала одни реплики, а после отдельной сценой другую часть разговора (если персонаж на “другой части” появляется в кадре), если персонаж является просто “голосом в трубке”, что можно использовать ремарку ЗК (за кадром). А можно при помощи обозначения “МОНТАЖ с” переноситься то в одно место, то в другое.
8. Львиную долю характера истории представляют собой ремарки (что делает персонаж во время диалога) и расширения (эмоции), что пишутся под именем персонажа в диалогах – именно здесь можно добавить, с какой интонацией говорит персонаж, его настроение или что он делает во время разговора.
*Совет: если ваш герой иностранец и говорит на другом языке – не пишите его реплики на том самом языке – читающий хочет понимать, что говорит персонаж. Используйте ремарку, например – (говорит на английском) и продолжайте писать текст на русском. Если же очень необходимо все-таки писать на языке оригинала – укажите вначале, что диалог на иностранном языке и что сцену будут сопровождать субтитры.
9. Если вы используете Флешбеки и Флешфорварды – указывайте, где он начинается и где заканчивается (обычно это отдельные сцены, что “врезаются” в повествование).
10. Нумерация страниц обычно делается в правом верхнем углу (левый верхний угол чаще всего используется для скрепления – логично🙂).
11. Есть также обозначение ЗТМ (затемнение)- в него можно уходить и из него выходить. Их также можно спокойно использовать, однако, перебарщивать не стоит – во время обучения режиссёрскому мастерству учителя, обычно, преподносят ЗТМ как монтаж для “чайников” – самый простой способ для перехода между сценами.
Если же вы боитесь, что не сможете правильно отредактировать свой сценарий (или же просто ленитесь это делать) – существуют доступные и понятные специальные программы, которые все сделают за вас. Среди них: Celtx, Fade in, Sophocles, Final draft, Countour 1.0, Gramatica Pro и т.д.
Что же, напоследок стоит сказать, что правила варьируются – некоторые студии добавляют свои, некоторые продюсеры вообще меняют правила игры, но быть в курсе общих канонов никогда не помешает.
Надеюсь, статья кому-нибудь будет полезной и поможет в его начинаниях.
Приятной писанины.
Читайте также:
Написание сценария: 6 кругов ада
20 полезных лекций для режиссеров и сценаристов
Экранизировать или не экранизировать? Вот в чем вопрос
Откладывали ли вы создание видео, потому что просто не знали с чего начать? Это знакомо. Но поскольку видеоконтент помогает маркетологам увеличивать доход быстрее, чем обычные публикации, время откладывать создание видео в долгий ящик нету.
Видео будет настолько хорошим, насколько удастся создать правильный посыл, а это значит, что очень важно знать, как написать сценарий. В этой статье вы найдете все, что понадобится, чтобы вывести написание видео-сценария на новый уровень. И (барабанная дробь) также получите несколько готовых шаблонов видео сценариев, чтобы вы могли создавать быстрые и профессионально выглядящие видео в мгновение ока.
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое сценарий для видео и для чего нужен.
- Основные шаги для написания отличного сценария.
- Виды сценариев.
- Примеры и шаблоны для видео сценария.
- Полезные инструменты упрощающие работу и повышающие эффективность.
- Ключевые советы для супер сценариев + бонус видео.
Готовы научиться создавать крутые сценарии для видео, которые упростят весь процесс записи? Давайте приступим:
Что такое видео сценарий
Видео сценарий — это план и основа для вашего видео. Это хронологическое изложение сцен, действий и диалогов, которые вы хотите показать в своем видео.
Как написать видео сценарий: основы
Прежде чем мы начнем создание видео, давайте проясним это: держитесь оптимального баланса, упрощайте. Когда вы планируете свое видео и пишете сценарий, очень легко начать генерировать всевозможные крутые идеи. В конце концов, вы можете сделать что угодно в видео, верно?
С неограниченным бюджетом, конечно. Но готов поспорить, что ваш бюджет ограничен (или время). Поэтому создавайте свои видео как можно проще и лаконичнее. Вы будете удивлены, сколько работы требуется для создания минимальных видео эффектов.
Имея все это в виду, начните планировать свой сценарий. Некоторые авторы называют это «прерайтингом».
Определите свою аудиторию
Это основной элемент любого вида маркетинга или копирайтинга. Вам нужно адресовать свой контент очень конкретному клиенту, иначе он не найдет отклика. Может возникнуть соблазн сделать видео как можно более на широкую аудиторию, чтобы охватить каждого потенциального клиента. Избегайте этого искушения. То, что предназначено для всех, никому не нравится.
Прежде чем вы начнете писать свой сценарий для видео, важно понять, что вы хотите сообщить и кому. Когда вы понимаете свою аудиторию, вам легче писать сценарии сцен и диалогов, чтобы привлечь их внимание. Один из самых простых способов сделать это — обобщить ваше видео в одном предложении, чтобы понять для кого оно и что должен делать тот кто его просмотрел.
Выберите цель
Далее вам нужно знать, в чем смысл и цель видео. Это будет зависеть от того, где ваша аудитория увидит видео, на какой стадии маркетинговой воронки будет использоваться видео, и что вы хотите, чтобы зрители делали после просмотра видео, а также от ключевых показателей эффективности, которые вы используете для отслеживания ваших действий.
Но если вы хотите, чтобы зрители сделали что-то конкретное после просмотра видео, вам понадобится призыв к действию. Просто убедитесь, что ваш призыв к действию соответствует цели видео. Посмотрите это видео для FreshBooks. Цель видео совершенно ясна, даже если она прямо не заявлена.
Customer Testimonial: Meet Sarah, An Interior Designer Using FreshBooks
Определите суть видео
Это сводится к очень простому упражнению: одним предложением расскажите кому-нибудь, почему ему стоит посмотреть это видео.
Когда вы начнете писать свой сценарий, поместите ответ на этот вопрос как можно ближе к началу. Дайте зрителям знать, что они получат, и вы удержите больше аудитории.
В качестве бонуса определение сути видео также подскажет вам, какой тип видео вам нужен.
С чего начать написание сценария
Теперь, когда у вас есть четкое представление о том, каким вы хотите видеть свое видео, давайте начнем работать над сценарием. Важно понимать, что написание сценария для видео — это процесс, и чем больше вещей вы сможете выяснить на этом этапе, тем проще будет при сьёмке.
Важный шаг: напишите примерный набросок для видео
Вы всегда должны начинать с чернового сценария, потому что он оставляет место для редактирования и изменений. В черновом сценарии нет реальной структуры – все, что вам нужно сделать, это написать ключевые моменты сценария. Вы можете начать с того, что запишите концепцию видео – каким должен быть окончательный вывод и насколько это важно для вашей аудитории. Вы также можете сделать краткую заметку о том, что произойдет в начале, середине и конце.
Если это интервью, вы можете записать все вопросы, которые приходят вам в голову, а для видеоблога просто запишите все, что вы хотите осветить в видео. Даже грубый набросок послужит хорошим ориентиром каждый раз, когда вы будете теряться в том, куда идет видео.
Именно на этапе чернового наброска вы отредактируете материал, который делает видео слишком длинным или отвлекает от идеи, которую вы хотите донести. Чем больше вы работаете над черновиком, чтобы добраться до сути, тем лучше получится ваше видео.
Например, если вы пишете сценарий для интервью, удалите повторяющиеся вопросы, на которые, возможно, ваш гость уже много раз отвечал в других интервью. Однако для концептуального видео вы будете взвешивать сцены, которые добавляют ценность, и опускать те, которые этого не делают.
Основные задачи правильного сценария
Маркетинговые видеоролики выполняют две задачи:
- Они обучают зрителей.
- Они убеждают зрителей.
В некоторых видео используется только одно из двух, а в некоторых — и то, и другое, лучше разделить различные типы на одну из этих двух категорий, чтобы упростить задачу.
Обучающие видео: Сценарии презентаций и поясняющих видеороликов (с шаблонами)
Видеоролики с презентациями и пояснениями относятся к образовательной категории.
Эти видео обычно предназначены для:
- Демонстрация того, как что-то делать.
- Объяснение того, как работает ваш продукт или услуга.
- Представление того, что делает ваш бренд.
Ключ к успеху с обучающими видеороликами — это краткость и визуальные эффекты.
Краткую информацию легче запомнить. Вот почему телефонные номера состоят из семи цифр. Поэтому делайте свое видео коротким и разбивайте его на управляемые блоки информации, чтобы помочь зрителям запомнить то, что вы им показали.
Кроме того, добавьте соответствующие визуальные эффекты, чтобы показать и рассказать зрителю, что вы объясняете, что еще больше увеличит удержание. Вот отличное поясняющее видео от Mint:
Оно короткое (1:32), визуальные эффекты уместны, а диалог разбит на отдельные высказывания.
Это видео из Dollar Shave Club стало легендарным:
DollarShaveClub.com — Our Blades Are F***ing Great
Посмотрите это видео несколько раз, потому что это весело) Но как только вы перестанете плеваться кофе, обратите внимание, как диалог разбивается на 10-15-секундные фрагменты, которые разделены забавными визуальными эффектами. Четкие, запоминающиеся блоки информации.
И просто для смеха, вот бонусные видео, которые вдохновят вас.
IT-MAN solves your everyday IT-problems!
- Скачать шаблон обучающего видео.
Убеждающие видеоролики: Сценарии рекламных и коммерческих видеороликов (с шаблонами)
Рекламные и коммерческие видеоролики предназначены для того, чтобы заставить людей что-то сделать. Действие, к которому вы побуждаете, не всегда является немедленной покупкой.
Чаще всего рекламные и коммерческие видеоролики предназначены для:
- Демонстрации преимуществ и особенностей вашего продукта или услуги.
- Демонстрация того, что отличает ваш бренд от конкурентов.
- Демонстрация того, как ваш продукт или услуга улучшат жизнь ваших клиентов.
Клиенты часто просматривают эти видео в социальных сетях или на боковой панели веб-сайта. Переход к сути и краткость изложения особо важны. Призыв к действию также является обязательным. У вас есть буквально 2-3 секунды чтобы зацепить потенциального клиента.
Эти видео обычно смотрят с выключенным звуком, поэтому напишите свой сценарий и спланируйте свои визуальные эффекты так, чтобы они работали без звука. Включение субтитров также является хорошей идеей.
Возможно, вы думаете: “Отлично! Я сэкономлю время и создам видео без диалога!” Это вполне хорошая идея, но даже если в вашем видео нет диалога, не забывайте про сценарий. Напишите сценарий для визуальных эффектов, чтобы у вас был конкретный план для создания видео.
Вот несколько примеров коммерческих видеороликов, которые хорошо работают на нескольких платформах:
https://www.instagram.com/p/BDin77DxtAH/
Burger King | Whopper Sign
안봐도 되는 광고 2 — Ignore This (Beatbox Version)
Обратите внимание, какие они короткие. Также обратите внимание, что все они могут быть эффективными и без звука. Но главный вывод из этих видео заключается в том, что вам нужно привлечь внимание, донести свое сообщение до того, как зритель переключит свое внимание.
- Скачать шаблон для видео сценария «Говорящей головы».
- Скачать шаблон для видео сценария интервью;
- Скачать шаблон для скриптованного видео.
Лучшие советы по написанию видео сценария
Подумал, что лучше завершить эту статью несколькими советами:
130 слов в минуту
Опять же, используйте это правило для измерения и оценки длины вашего видео. 130 слов почти всегда равны примерно 1 минуте закадрового голоса. Это отличный темп; аудитория способна следить и понимать, и это дает достаточно пространства для движения на экране, чтобы сопровождать действия голосом.
Сделайте это веселым
Привнесение частицы юмора в ваш видео сценарий может иметь огромное значение. В конечном счете, вы должны помнить: люди не должны смотреть скучное, стерильное видео. Скорее всего, оно оттолкнет вашу аудиторию. И давайте посмотрим правде в глаза – есть много других способов, которыми пользователи могли бы проводить свое время. Если вы сделаете свое видео веселым, живым и увлекательным, вы можете создать такое воздействие, которое просто заставит их смотреть видео и стать вашим подписчиком.
Не бойтесь убирать фрагменты
Когда вы начинаете писать сценарий, возможно, вам захочется записать все свои идеи и мысли. Вырезание сцен может быть крайне непростым. Тем не менее, каждое хорошее видео было сокращено до минимума – так что не бойтесь быть безжалостными в своих действиях. Обрежьте повторяющиеся, ненужные или малоинформативные части. Вы также должны получить обратную связь от других людей, которые могут помочь вам определить сцены, которые они не понимают или считают слишком длинными.
Призыв к действию
Люди, которые досматривают до конца ваше видео, бесценны. Это люди, которые явно заинтересованы в том, что вы хотите сказать, и абсолютно важно извлечь выгоду из этого интереса, указав им правильное направление.
Вот почему важно заканчивать ваше видео четким призывом к действию.
Это может быть что угодно, от обращения к вам за дополнительной информацией до загрузки вашего приложения. Призыв к действию появляется в конце видео и остается на экране в течение нескольких секунд для достижения максимального эффекта.
Также для лучшего эффекта можно аккуратно интегрировать ваш призыв в контексте самого видео, в подходящем месте (ближе к середине).
Воспользуйтесь инструментами при написании
Большинство людей воспринимают письмо немного непривычным и пугающим. К счастью, есть инструменты, которые могут помочь.
Grammarly — это полезный инструмент для большинства писателей. Это сервис для онлайн-проверки грамматики, орфографии и обнаружения плагиата, позволяющее избежать досадных ошибок.
Popsters — сервис поможет проанализировать любые каналы на YouTube, покажет самые популярные видео, самые комментируемые, с наибольшим к-вом просмотров. Поможет понять, когда лучше публиковать видео, и что нужно для создания вирусных видео.
Hemingway App выделяет любые ошибки и дает советы о том, как исправить текст — этот инструмент следует принципам, которые использовал писатель Эрнест Хемингуэй, известный своей простой, прямой прозой.
Черпайте вдохновение
Возможно, мы не все художники, но всем нам определенно нужно вдохновение! Вероятно, вы замечали, что просмотр креативных примеров помогает вдохновиться, а сообщество Dribbble чрезвычайно полезно при создании анимационного видео. Это сообщество дизайнеров, доступное только по приглашению, что означает, что только лучшие иллюстраторы публикуют в нем свои работы, и оно может помочь вам найти творческие идеи для иллюстраций, демонстрирующих тему вашего видео.
Высновки
Подводя итог, важно выделить, чтобы ваши видео должны были простыми, короткими и по существу, чтобы донести вашу идею. Слишком много информации и слишком сложный язык могут оттолкнуть, поэтому правильное составление сценария, пожалуй, одна из самых важных частей процесса создания видео (хотя иллюстраторы и аниматоры почти наверняка не согласятся!)
Придерживайтесь правила 130 слов в минуту, чтобы управлять продолжительностью видео, и используйте различные инструменты, которые помогут вам вдохновиться и улучшить вашу работу.
P.S Если вам действительно понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Я буду очень благодарен.
Интересное видео, советы Pixar как писать сценарии 😉:
Как писать сценарий — советы Pixar
Обновлено 30.05.2022
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Запостить
Поделиться
Отправить
Интересно также:
-
Идеи для коротких видео на YouTube, Инстаграм, ТикТок
-
Как продавать Вконтакте — секреты продаж в соцсетях
-
Юзабилити аудит сайта — полезные видео уроки
-
SMM: стратегия увеличения продаж
-
Влияние на поведенческие факторы
Что такое шаблоны в сценарии?
Шаблоны [или клише] — это сценарные решения, которые повторяются в нескольких историях, особенно в рамках одного жанра.
Холоп [ 2019 ]
Шаблонами могут быть: узнаваемые ситуации, сцены, сюжетные повороты, персонажи [на уровне маски, то есть на уровне общих черт, например: глупая блондинка, клуша-домохозяйка, офисный планктон, мажор и пр].
Пример шаблонной сцены: герой и героиня мелодрамы врезаются друг в друга, книги в их руках рассыпаются. Герои собирают книги, глядя в глаза друг другу, все это в рапиде [замедленное действие], под красивую мелодию. Знакомо? Наверняка, да. Ведь подобная сцена, так или иначе, встречалась во многих фильмах.
Если перед автором стояла сценарная задача показать определенный этап или элемент сюжета, а потом точно такие же задачи стояли в других фильмах и их решили аналогичным образом — это и есть шаблон.
Сцена знакомства будет, была и может быть показана в неограниченном количестве историй. Вопрос в том, как она будет реализована.
Если из фильма в фильм или из сериала в сериал что-то повторяется — это является шаблоном.
- Оригинальность и актуальность
В каждом жанре и поджанре есть свои особенности и правила — конвенции.
У каждого жанра существуют обязательные элементы программы. Они могут быть решены по-разному.
В ромкоме в большинстве случаев будет сцена знакомства. Это не шаблон. Это норма жанра. И это часть конвенции, потому что, когда зритель идёт на ромком — он ждёт романтическую историю, которая будет с чего-то начинаться и дальше каким-то образом развиваться. Герои любят друг друга, но им что-то или кто-то мешает, строит козни. Если изначально герои не расположены друг к другу, соответственно, им нужно будет преодолеть больше препятствий для того, чтобы быть вместе. Зрители хотят, чтобы герои наконец воссоединились, но у них явно будут возникать проблемы. Это законы жанра, а не клише. Вопрос в том, как именно обязательные элементы жанра будут реализованы.
Если в ромкоме из фильма в фильм все сценарные решения будут одинаковыми — это, действительно, будет неинтересно.
Когда зрители идут смотреть фильм в любимом жанре [ромком, хоррор, детектив] — они примерно понимают, что увидят на экране.
Всем ясно, что в детективе будет расследоваться преступление. Сыщики попытаются найти и остановить преступника.
Но какое именно преступление, какие улики и способы поиска? Какими будут следователи в новом проекте?
Может быть, это вообще будут не профессиональные следователи, а сыщик-любитель или экстрасенс. Или расследование будет вести персонаж, наделенный редкими способностями. Допустим, он отличный физиогномист — по лицу может определять: лжёт человек или нет. Либо это будет человек с развитым нюхом.
Важны особенности: с кем, как именно это будет происходить. Детали сюжета — это и есть те самые сценарные решения.
Пример:
Шерлок Холмс ведёт расследование одним образом, Эркюль
Пуаро — другим, герои «Улиц разбитых фонарей» — третьим. Но нет никаких сомнений в том, что все эти истории — детективы. У каждого из этих проектов масса поклонников. Все они оригинальны по-своему.
Пуаро агаты кристи ( 1989 )
- Как избегать шаблонных решений в своём сценарии?
Допустимо, если внутри каждой истории встречается что-то знакомое и узнаваемое в части отдельных элементов. Однако важно находить новые интересные решения для этих элементов.
Зрителю нравится быть достаточно умным и предсказывать, что произойдет дальше. Вы создаёте впечатление, что сейчас будет именно такое узнаваемое решение, но сцена развивается иначе. Это интересно. Таким образом вы начинаете взаимодействовать со зрителем.
Для того чтобы находить новые решения элементов сюжета нужно понимать закономерности и того жанра, в котором вы работаете, и того формата, в котором вы пишите сценарий.
Если вы сценарист, в основном, одного определенного жанра — нужно обязательно посмотреть все самые залайканные и высокорейтинговые проекты на Кинопоиске. Так вы увидите, что уже было снято до вас и какие сценарные решения ранее уже кем-то использовались. Как минимум, обязательно смотрите наиболее заметные фильмы российского производства своего жанра.
В противном случае вы будете проигрывать как зрителям, которые часто предпочитают определённый жанр, так и профессиональным редакторам, работающим именно в этом жанре.
Будьте насмотренными. Насмотренность приводит не к повторам, а к тому, чтобы вы могли их избегать. Иногда, избежать шаблонности помогает чтение текстов других сценариев, они есть у нас в Библиотеке сценариста >>>>>
- Что такое референсы и чем они отличаются от шаблонов?
Референсы — это примеры фильмов или сериалов, которые похожи на вашу идею по жанру, сюжету, тональности или настроению. Когда вы используете референсы для своего фильма или персонажа — они не должны копировать оригинал, однако могут его напоминать.
Для фильма «Т-34» [в котором угоняли танк, спасаясь от немцев] референсом стал фильм «Форсаж». Это пример хорошего референса, потому что авторы не сняли фильм про тачки с похожими персонажами, говоря, что у нас все, как «Форсаже» только по-русски, а сняли фильм совсем на другую тему, с другими персонажами.
Про танки сняли фильм, как про крутые тачки — тогда это работает правильно. Если вы полностью повторяете референс, возникает вопрос — зачем кому-то нужна ещё одна точно такая же история? К тому же, могут возникнуть юридические проблемы с правами.
Для российского фильма «Холоп» [2019] референсом стал фильм «Шоу Трумана», в котором главный герой Труман Бербанк обнаружил, что он — участник реалити-шоу. В момент выхода этого фильма [1998] формат реалити-шоу только зарождался, и, конечно, впечатлил зрителей тем, что люди могут жить под присмотром «большого брата». Жанр у двух этих фильмов один и тот же — комедия. Тем не менее фильмы совсем на разную тематику, про непохожих персонажей.
Если сценарий о том, что напоминает референс в той же тематике и с похожими персонажами — это повтор, тот самый шаблон.
шоу трумана ( 1998 )
- Референс помогает передать общую тональность фильма или сериала, настроить зрителей на нужный лад
Даже в рамках одного жанра историю можно показать по-разному.
Детектив может быть снят в стилистике скандинавских сериалов (мрачный, спокойный, немножко депрессивный) или с налетом иронии и интеллектуальности, как «Пуаро Агаты Кристи».
А сколько снято версий Шерлока Холмса?
Советская экранизация — атмосферный, интеллектуальный детектив. Британская экранизация с Бенедиктом Камбербэтчем — более остросюжетная история со спецэффектами и графикой, местами напоминает боевик.
Сериал «Настоящий детектив» вообще сломал жанр. С одной стороны, в нем есть расследования, но в этой истории акцент смещен на кризис главных героев, их восприятие жизни. Это немножко философская история, где есть место длинным диалогам, рассуждениям о времени, возрасте. И все же это тоже детектив.
Чтобы быстро объяснить тональность истории — нужно ссылаться на референсы.
Если вы скажете, что ваши референсы — это «Пуаро», «Шерлок» и «Настоящий детектив» — редактору будет непонятно, что именно вы придумали, и что за каша сварилась в этом сценарии. Но если вы продемонстрируете ряд нескольких однородных примеров, похожих по настроению и динамике — вас поймут.
Задача сценариста — найти в качестве референсов 2-3 проекта
с общей атмосферой, тематикой и тональностью.
Приведение фильма в качестве референса не означает, что вы посмотрели фильм и скопировали его. Однако референсы помогают автору презентовать проект и настроить на необходимый лад, передать настроение истории тем, кто будет её читать или слушать на питчинге.
Если вы не можете найти референсы к своей истории — это не значит, что их нет. Скорее всего, вам не хватает насмотренности.
Может ли быть так, что референсов нет?
референсы есть абсолютно всегда
Может быть, какие-то референсы будут чуть ближе или чуть дальше к концепту, но они совершенно точно есть. По крайней мере, раньше уже точно снимали проекты похожие по общей атмосфере, настроению и темпоритму. Если вы не можете их найти — значит пока вы посмотрели мало примеров в своём жанре.
Шерлок ( 2010 )
- Что такое отсылки и пасхалки в сценариях?
Отсылки — это некие «цитаты» узнаваемых ситуаций, сцен, названий, имён. Это не шаблонное их повторение.
Отсылки могут быть обращены:
- к другим фильмам
- сериалам
- картинам
- явлениям
- произведениям
- мемам и пр.
Даже к политическому строю или к известным, понятным всем событиям, которые придают дополнительный контекст для тех, кто эти отсылки заметил. Отсылки — это «цитаты», которые будут понятны максимально широкой аудитории.
Пасхалки — это примерно то же самое, что и отсылки, но для более внимательных зрителей.
Например, в коридоре гостиницы фильма «Сияние» был показан такой же ковёр, как в известной компьютерной игре. В сцене ничто не связно с сюжетом игры, но режиссёр фильма — фанат компьютерной игры, в которой есть коридор с тем самым ковром. Этот штрих не будет задавать абсолютно никакого нового контекста фильму. Это лишь пасхалка — элемент, который никак не развивает тему. Чаще он используется для развлечения. Отсылка же придаёт дополнительную глубину.
Всегда помним, что зрители очень насмотрены, поэтому повторы возможны только в формате референсов, отсылок и пасхалок. Если вы хотите повторить сюжет и сюжетные решения другого фильма — скорее всего, такую историю не будут воспринимать всерьёз. Вряд ли крупные редакторы и продюсеры станут рассматривать ее, как историю, которую можно экранизировать. Начните изучать запросы современной индустрии с интервью с редактором «Нон-стоп продакшн» >>>>>