Возможно, хоть один раз в жизни всякий графоман-любитель задумывался о том, что было бы интересно попробовать свои силы в качестве писателя-сценариста. Это интересный опыт — возможно, и «Оскар» не за горами! Кажется, что сочинять и писать очень просто. Но это не так. Любой сценарий, как и книга, строится на определенных правилах и принципах, с которыми не помешало бы ознакомиться начинающему сценаристу.
Содержание:
- Идея и жанр будущего сценария
- Выбор названия
- Структура
- Акт 1. Вступление и завязка истории
- Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
- Акт 3. Главный герой выходит победителем
- Персонажи сценария
- Диалоги и описание действий
- Редактирование сценария
- Часто встречающиеся ошибки
- Видео
Идея и жанр будущего сценария
Главной движущей силой повествования является идея. Это то, что лежит в основе всего сценария. Нужно очень тщательно продумать и проработать идею. Она должна быть свежа и оригинальна. Поскольку именно непроработанная идея является самой распространенной ошибкой начинающих сценаристов.
Следует сформулировать идею и записать ее на бумаге. Если написанное нравится, и задумка кажется интересной тогда все отлично. Можно провести опрос среди друзей и знакомых, только лучше скрыть свое авторство. Если большинство остались равнодушны к идее, можно попробовать поискать другую.
Идеей для сценария может послужить что угодно: прочитанная книга, увиденный фильм, услышанная новость. События повседневной жизни также могут частенько послужить хорошей основой.
Всякий жанр имеет свои специфические черты. Но все же лучше выбирать жанр, который раскрывает главную идею. Еще в выборе жанра важно, чтобы автору было комфортно писать в его рамках.
Из видео вы узнаете, как выбрать идею для сценария и как научиться правильно комбинировать несколько идей.
Выбор названия
Название — одна из составляющих успеха сценария. Главная цель хорошего названия — заинтриговать, привлечь внимание. Это означает, что оно должно быть не просто эффектным, а интригующим — читающий должен захотеть сам узнать, что скрывается за названием.
Идея для хорошего названия, скорее всего, придет не сразу. Вполне обычная практика, когда что-то дельное приходит в голову уже в конце написания. Для этого существует такое понятие, как «рабочее название». При съемках фильмов режиссеры тоже часто пользуются рабочим названием фильма.
Узнать, как студии выбирают сценарии, вы можете из этого видео.
Структура
Самая распространенная, базовая схема — это трехкратная структура. Она лежит в основе большинства популярных фильмов. Состоит из трех актов:
- завязка;
- борьба героя с препятствиями;
- развязка.
Придерживаться структуры очень полезно для написания сценария — именно она помогает не запутаться в хитросплетениях сюжетных линий, характеров героев и диалогов.
В этом видео раскрываются секреты лучшего сценария.
Акт 1. Вступление и завязка истории
Очень важная часть. Именно в ней должны быть освещены основные стороны конфликта, показан главный герой, место и время будущего фильма. Нужно суметь заинтересовать читателя с первых 8−20 страниц. Ведь если потенциального читателя, а, возможно, в дальнейшем покупателя, не заинтриговать сразу — дальше он читать не станет.
В 1 акте должны быть затронуты следующие вопросы:
- знакомство с главным героем, его характер, раскрытие с разных сторон;
- событие, которое послужит завязкой всего сценария;
- главный злодей, который будет противостоять герою;
- необходимо обозначить главную цель героя.
В конце 1 акта нужно ввести поворотное событие, которое изменит жизнь главного героя и плавно подведет читателя ко второму акту.
Можно попробовать свои силы сценариста в создании видеоролика. Видео поможет вам в этом.
Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
Второй акт — это главная часть. В нем происходит главное противостояние героя и антигероя или борьба главного персонажа с трудностями, встречающимися у него на пути. Второй акт идет самым объемным, поэтому его лучше условно разделить еще на три части.
1 часть второго акта
Начало 2 акта открывается с противостояния двух движущих сил — героя и антигероя. Главный персонаж принимает вызов. Все мосты сожжены, и путь только вперед к назначенной цели.
2 часть второго акта
Препятствия на пути главного персонажа все сложнее и опасней, а цена поражения высока. Ставки поднимаются, и в случае проигрыша герой потеряет все, чем дорожил. Герой оказывается лицом к лицу с большими неприятностями. Заканчивается вторая часть крупным поражением главного героя.
3 часть второго акта
Это своеобразная подготовка к кульминации. Обстоятельства складываются не в пользу героя, кажется, что битва уже проиграна. Главная цель кажется недостижима. Внезапно главный герой получает еще один шанс исправить ситуацию в свою пользу. Он решает продолжать борьбу и стремится к победе.
Акт 3. Главный герой выходит победителем
Последний акт — это наиболее эмоциональная часть. Главный персонаж достигает поставленной цели и выходит победителем из борьбы. Он находит ответы на все загадки и вопросы. Действие подошло к кульминации, после которой наступила развязка истории.
Еще в конце истории нужно отвести небольшое место для того, чтобы показать, как сложилась судьба героев после приключения.
2 эффективных способа придумать сюжет — в этом видео.
Персонажи сценария
Проработка главного и второстепенных персонажей очень важный момент, поскольку плоские или, что еще хуже, неправдоподобные персонажи могут на корню загубить даже очень интересную идею сценария. Главное в создании персонажа — реалистичность. Нужно чтобы читатель сопереживал герою, отождествлял себя с ним. Следует помнить, что не бывает во всех смыслах положительных героев, как и безнадежно отрицательных. Герой должен иметь свою историю, быть противоречивым, но в то же время читатель должен, как и в свое время Станиславский, воскликнуть: «Верю!»
Следует продумать привычки, черты характера, внешность каждого, даже второстепенного персонажа. Сделать их героев максимально непохожими друг на друга.
Диалоги и описание действий
Следует стараться сохранять умеренность в использовании диалогов в сценарии — это утомляет зрителя, если по сценарию будут снимать фильм. Но также, что очень важно, диалоги между героями должны быть реалистичными. Слишком правильные и детальные реплики звучат фальшиво.
В каждом сценарии помимо диалогов есть описание действий. Изображение действий — это все, кроме диалогов. В него входит: описание интерьера, внешности героев, действий. Описание редко бывает длинным, но если такое случилось, следует разбить его на маленькие абзацы.
Редактирование сценария
Опытные сценаристы советуют: когда текст уже написан, отложите его в сторону хотя бы на 1−1,5 недели. Потом уже приступайте к редактированию. Это нужно для того, чтобы взглянуть на текст свежим взглядом.
Сценарий проверяется на предмет орфографических ошибок, стилистических и пунктуационных. Следует знать, что для оформления сценария существуют определенные стандарты. Стандарты эти распространяются на оформление титульного листа, размер шрифта, рекомендованное количество страниц, информацию, от какого лица ведется повествование. Скорее всего, придется переделывать некоторые диалоги и выкидывать из текста сцены, которые никак не влияют на развитие сюжета.
Полезные советы от Pixar в этом видео.
Часто встречающиеся ошибки
Перечень самых распространенных ошибок, которые совершают новички:
- Написание текста о том, в чем сам автор плохо разбирается.
- Введение в сюжет скучных, шаблонных персонажей.
- Несоблюдение последовательности повествования.
- Длинные и скучные диалоги с вычурными репликами.
- Пересмотр слишком большого количества пособий по написанию сценариев. Это сильно запутывает новичков на первых порах освоения писательского ремесла.
Видео
Изучение этого видео поможет вам написать сценарий.
Часто новички используют следующий алгоритм написания сценария:
Они создают персонажей, придумывают некую завязку, а далее — будь что будет: пишут что в голову взбредёт. Это одна из ключевых ошибок начинающих сценаристов. Я использую другой алгоритм, и мне он кажется более эффективным.
Сначала придумывается идея или замысел, определяющий содержание вашего фильма. Необходимо описать замысел в одном-двух предложениях. Желательно уложиться в 25 слов. Проверьте идею на друзьях, спросите: понятна ли она им, интригует ли она их, хотят ли они посмотреть ваш фильм.
Существует несколько шаблонов написания идеи (логлайна, logline). Приведу один, он подходит для фильмов жанра экшн: Герой (X) должен сделать то-то и то-то (Y, цель героя), иначе случится что-то непоправимое (Z). Пример: Профессор археологии Индиана Джонс должен найти Ноев Ковчег и Чашу Грааля, иначе нацисты используют эти артефакты, чтобы захватить весь мир.
Под “Y” часто скрывается “Крючок” или же “Первая поворотная точка”, т.е. событие, которое переносит героя из первого акта сценария во второй. (См. мою статью о линейной структуре сценария).
После того, как напишите логлайн, приступайте к составлению структуры. Не к синопсису, а к структуре сценария! Развивайте идею, раскладывайте её по сюжетным точкам. Тут придётся напрячься. Это как головоломку собирать: трудно, но увлекательно. Иногда помогает начать историю с конца. Придумайте, чём всё должно завершиться. В любом случае, пока не будет конца, не приступайте к синопсису и уж тем более к сценарию.
Когда разложите историю на составляющие, можете писать синопсис, т.е. более подробное описание сюжета. Странички на две-три или больше, как нравится. Я лично синопсисы не люблю. Они сковывают мою фантазию. Обычно придумываю сюжет, структуру сценария, описываю всё на одной страничке. Мне этого достаточно.
Да, когда составляю структуру, одновременно с этим создаю персонажей. Именно так. Сначала идея (logline), потом структура, главный герой и остальные персонажи. Говоря о главном герое, я имею в виду полноценный образ, а не условного мента, доктора или профессора археологии. Т.е. для логлайна достаточно написать: “Популярный автор женских романов вынуждена в одиночку отправиться из США в Южную Америку, чтобы доставить карту сокровищ похитителям своей сестры. Иначе — “прощай, сестрёнка””. (Не моё, это “Роман с камнем”).
Некоторые любят использовать карточки, на каждой из которых коротко описывается сценарий по сценам. Т.е. одна сцена — одна карточка. От начала сценария и до конца. Но я человек ленивый, никогда этого не делаю. Кроме того, в процессе написания сценария сцены могут меняться местами. Поэтому считаю карточки пустой тратой времени. Впрочем, как и подробные синопсисы. Но если они вам помогают, почему нет?
Итак, запишем алгоритм:
1. Генерация идей. Записываете все идеи, что приходят в голову. Чем больше, тем лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на качество идей. Главное — количество.
2. Фильтрация. Стадия критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные, стоящие того, чтобы снять фильм.
3. Селекция. Рассматриваете выбранные вами идеи. Какие из них являются оригинальными? Как их можно улучшить? В результате отбираете одну идею, которая послужит основой для будущего сценария.
4. Логлайн, разработка концепции. Описываете ваш замысел (идею, историю) одним предложением.
Необязательно логлайн должен укладываться в шаблон “X, Y, Z”. Вот примеры оригинальных логлайнов, состоящих только из элементов X и Y. Поскольку сами по себе идеи нетривиальны, то этого достаточно, чтобы заинтересовать ими продюсера. Правда, я бы добавил сюда элемент Z.
Кукловод случайно обнаруживает секретный тоннель в мозг Джона Малковича. (“Быть Джоном Малковичем”).
Циничный рекламщик внезапно обнаруживает способность читать женские мысли. (“Чего хотят женщины”).
Три молодых кинематографиста отправляются в лес, чтобы снять документальный фильм о легендарной ведьме. Больше их никто не видел. Остался только этот фильм. (“Ведьма из Блэр”).
Попытайтесь усилить драматизм истории, добавьте в логлайн оригинальность, конфликт, интригу.
5. Название. Придумываете рабочее название для вашей истории.
6. Сравнение. Подберите 1-2 любимых фильмов в том жанре, в котором вы пишите свой сценарий. Вы будете использовать их как ориентир, сравнивая свою работу с образцом.
7. Структура. Составляете структуру сценария. Когда структура будет готова, спросите себя, каков второй слой вашей истории? О чём она на самом деле? Иными словами, определите тему.
8. Разработка персонажей. Какие у них достоинства и недостатки? Как изменится главный герой к концу истории? Чему он должен научиться? Как характер и поступки персонажей отражают тему вашей истории?
9. Синопсис. Описываете историю на двух-трёх листах. (Мне хватает листа).
10. Тритмент. Более подробное описание истории с включением диалогов (наиболее важных фраз). Записываете историю от начала и до конца. В настоящем времени, так же как синопсис и сценарий. (Для тех, кто не знает: сценарии пишутся в настоящем времени, а не прошлом. Т.е. не “Вася Пупкин ковылял по бульвару”, а “Вася Пупкин ковыляет по бульвару”).
11. Карточки. Записываете всю историю на карточках. На каждой карточке — по одной сцене. (Я обычно пропускаю параграфы 10 и 11).
12. Сценарий. Приступаете к написанию сценария. Пишите как можно больше, ничего не редактируйте. На этом этапе важно записать сценарий.
13. Первый вариант. Заканчиваете черновик. Откладываете рукопись на неделю-две.
14. Редактирование. Желательно переписать рукопись не менее шести раз.
a) Итак, это уже второй вариант сценария. Исправляете нестыковки, неправдоподобные моменты и дыры в сюжете. Удаляете всех “блох”. Проверяете, отвечает ли идея и тема сценария первоначальному замыслу?
b) Третий “заход”. Проверяете структуру сценария. Все ли сюжетные точки на своём месте? Что можно выбросить без потерь для смысла?
c) Четвёртый. Уделяете внимание персонажам. Все ли они нужны? Кто из них ведёт себя несоответственно своему характеру?
d) Пятый. Редактируете диалоги. Проверьте, чтобы манера разговаривать каждого персонажа была уникальной, соответствующей его натуре.
e) Шестой. Исправляете стилистические и грамматические ошибки.
f) Седьмой. “Шлифовка”. Внимательно смотрите, что можно улучшить? Где нужно поставить пробел, запятую, точку? Какое слово лучше заменить другим?
15. Если вас всё устраивает, определитесь с названием вашего произведения и… сценарий готов. Можете передать его друзьям. Пусть читаю, критикуют, высказывают своё мнение. Если согласны с замечаниями, исправьте все недочёты.
Удачи!
Урок 4: Структура сценария
Урок 4: Структура сценария
Коллеги, приветствую!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как устроен сценарий одной серии сериала. Прежде всего вы должны понимать, что в сериале практически никогда не используется трехактная структура.
К сожалению, миф о трехактной структуре очень живуч. Мне случалось спорить с очень опытными редакторами, доказывая им, что трехактная структура – это для лохов.
Мы с вами не будем использовать в нашей работе трехактную структуру.
Уже довольно давно для «вертикального» сериала стандартом является четырехактная структура. Для ситкома – двухактная. В горизонтальных драматических сериалах может быть пять или шесть актов.
Для того, чтобы правильно сосчитать акты в вашем сценарии, вы должны понимать, что такое вообще акт. Долгое время теоретики кино, находясь под влиянием Аристотеля, считали, что акта должно быть три: начало, середина и конец. Завязка, прогрессия усложнений, развязка.
Людям просто хотелось структурной простоты и ясности. Но вместо ясности получалось нечто странное – 30-минутный первый акт, 60-минутный второй, и 15—20-минутный третий. Никакой красотой тут и не пахло. Тогда начали делить второй акт пополам, причем у разных исследователей одного и того же фильма эта точка «пополама» могла оказаться в разных местах.
В конце концов сценаристы признали, что трехактная структура несостоятельна и признали, что в фильме может быть два акта или девять. И актом стали считать череду эпизодов, ограниченную сильным сюжетным поворотом.
С точки зрения производства так оно и есть. Вообще, на телевидении граница акта и сильный крючок в конце акта нужен для того, чтобы удержать зрителя перед рекламной паузой. Чтобы зритель не переключил канал и вернулся к просмотру после рекламы. Именно поэтому на американском ТВ постоянно увеличивают число актов – для того, чтобы добавить количество рекламных пауз.
На нашем ТВ за распределением крючков не следят, и под рекламные паузы их не подгоняют. За всю мою карьеру на поработал в общей сложности примерно над четырьмя десятками сериалов и только на одном сериале руководство требовало подгонять крючки под рекламные паузы.
Крючки очень важны, но я считаю, что их недостаточно, чтобы обозначить границу акта. На мой взгляд, границы актов можно определить, лишь выявив управляющую идею фильма.
Идея фильма – это не мораль, не вывод из фильма. Это не что-то, что мы узнаем, посмотрев кино. Например, идея «Трех мушкетеров» – «Дружба сильнее всего». И в тех сценах, где Миледи соблазняет Д, Артаньяна и кажется, что он вот-то предаст своих друзей, эта идея конфликтует с другой идеей – «Любовь сильнее всего». Победа одной из конфликтующих идей определяет финал фильма. Можно ли снять кино, в котором побеждает идея «Любовь сильнее всего»? Легко! То есть, конечно, хорошее – трудно. Но совершенно точно девушки, читающие эту статью и юноши, у которых есть девушки, видели десятки таких фильмов. Практически любая романтическая комедия или мелодрама снята именно об этом – о том, что любовь сильнее дружбы/карьеры/денег/рыбалки/футбола/пива и вообще всего, что мы с пацанами ценим в жизни.
Как вы думаете, есть в зрительном зале хотя бы один, кто узнал эту нехитрую идею, лишь посмотрев фильм? Конечно, нет. Девушки, кажется, появляются на свет со знанием этой идеи, а парни осознают ее чуть позже, годам к тринадцати, то есть явно раньше, чем начинают приглашать девушек в кино.
Фактически зритель является своеобразным болельщиком, который весь фильм наблюдает за поединком двух (или более) известных ему идей. Главная функция идеи – коммуникационная: идея помогает установить контакт автора фильма со зрителем. Вторая функция – структурная, поскольку именно смена обстановки на поле битвы идей, то, что Аристотель называл перипетией (переменой от лучшего к худшему и наоборот), и определяет границы актов.
В пределах акта каждая из идей один раз оказывается победительницей и один раз – проигравшей. Внимание, это важно! Повторю еще раз: В пределах акта каждая из идей один раз оказывается победительницей и один раз – проигравшей. А теперь то же самое, но другими словами: акт ограничен движением «маятника идей» в одну и другую сторону.
Вот почему в фильме может быть больше актов, чем три – потому что движений маятника идей может быть больше, чем три!
Давайте посмотрим, как это выглядит на серии детективного сериала.
Начинается серия всегда с тизера. В тизере происходит преступление. Либо обнаруживается труп. Либо и то и другое. Мы видим, как совершается убийство (не видя убийцы, разумеется), потом мы видим, как обнаруживается труп.
Как правило, практически сразу появляется первый подозреваемый. Обычно он стоит прямо над трупом, держа в одной руке окровавленный нож, а в другой – только что написанное убитым завещание в пользу данного подозреваемого.
То есть это всегда очень очевидный, нарочито очевидный подозреваемый. Это подозреваемый для всех, кроме детектива. Детектив тут же находит какое-то несоответствие в вещдоках или показаниях свидетелей и начинает поиски настоящего подозреваемого. Первый акт длится от момента обнаружения первого подозреваемого до появления второго подозреваемого – уже настоящего, потому что первый подозреваемый для детектива подозреваемым не является, он сразу был уверен в его невиновности.
Идея здесь – преступление будет наказано. Когда арестован невиновный, эта идея терпит поражение. Мы видим, что арестован невиновный, а значит, настоящий преступник может остаться безнаказанным. Когда детектив находит настоящего подозреваемого – его идея берет верх. Мы видим, что преступление все-таки будет наказано.
Во втором акте детектив ищет доказательства вины второго подозреваемого, убеждается в его невиновности и находит улики или свидетеля, который приводит его к третьему подозреваемому. И опять мы видим движение управляющей идеи в одну и другую сторону.
В третьем акте этот фокус повторяется еще раз – еще один подозреваемый, который снова оказывается невиновным и новые вещдоки, которые приводят детектива к новому подозреваемому, четвертому по счету.
Как правило, к концу третьего акта детектив уже знает, кто на самом деле убийцы. Здесь есть варианты.
1) Детектив пытается задержать убийцу, тот сбегает и четвертый акт посвящен поимке убийцы.
2) Детектив сообщает зрителям о том, кто убийца и четвертый акт посвящен изобличению убийцы.
3) Детектив пускает зрителя по ложному следу, объявляя во всеуслушание, что убийца – такой-то, а в этом время он расставляет ловушку, в которую попадает настоящий убийца, потерявший бдительность.
Вся история заканчивается наказанием преступника – он либо задержан и помещен в тюрьму, либо убит при задержании, либо сам кончает с собой.
Разумеется, это лишь один из вариантов построения сюжета, хотя очень распространенный. Есть, например, истории, в которых убийца сразу известен зрителю и мы следим за поединком преступника и детектива, как, например, в британском сериале «Падение».
Но общее в таких сериалах одно – движение управляющее идеи, похожее на движение маятника.
Для детективного сериала стандартом являются четыре акта и четыре сюжетных линии.
Линия А – это, как правило, линия расследования.
Линия Б – это, обычно, линия еще одного расследования какого-то менее страшного преступления. Либо какая-то личная история.
Линия В – это может быть линия напарника, либо какой-то горизонтальный сюжет, который тянется из серии в серию.
Линия Г – может быть комической, либо мистической.
Сабплоты, второстепенные сюжетные линии должны поддерживать основную сюжетную линию, но ни в коем случае не дублировать ее. Например, если в основной сюжетной линии идет расследование дела о наследстве, то во второстепенной линии может быть какая-то комическая линия, связанная с жуликами, которые выдают себя за адвокатов и разводят якобы наследников на деньги.
Как правило, второстепенные сюжетные линии начинаются после того, как запущена основная линия и заканчиваются до ее окончания. Понятно, что зрителя прежде всего интересует основная линия и если она закончена, интерес резко падает.
***
Для сравнения – как это работает в ситкоме. В ситкоме очень редко используются длинные сюжетные построения, поскольку там нет задачи удерживать зрителя сюжетом. Там задача – чтобы было смешно. Для этого используются очень короткие и простые сюжетные построения: подготовка смешной ситуации – разрешение смешной ситуации. Сетап и панч. И так несколько раз.
Многие комедийные ситуации в ситкомах основываются на лжи героя или сокрытии правды.
Герою нужно:
– ликвидировать последствия своего или чьего-то плохого поведения;
– защитить близких и друзей от плохих новостей;
– «исправить» ошибку, пока ее не заметили;
– скрыть трещину в отношениях;
– сохранить реальное или мнимое преимущество;
– заставить кого-то сделать то, что он не хочет делать;
– вернуть случайно украденное имущество, пока никто не узнал о краже;
– спрятать уничтоженную вещь, пока никто не узнал;
– игнорировать кого-то;
– восстановить утраченные воспоминания;
– избежать конфликта.
Достаточно часто в ситкоме используются некоторые стандартные сюжетные ходы:
– один или несколько героев переходят в другое окружение, с целью «вернуться туда, откуда они пришли»;
– герой решает изменить свое тело, свои привычки или что-то еще для того, «чтобы чувствовать себя нормально»;
– герой принимает участие в конкурсе или гонке;
– герой получает ответственную должность на работе и не может с ней справиться;
– появляются новоприбывшие или незнакомцы, что и меняет отношения между главными героями;
– праздничный эпизод, например Хеллоуин или Рождество;
– герой думает, что другой персонаж собирается умереть и пытается всячески угодить ему, на что второй думает, что у него есть преимущество;
– мужчина и женщина обмениваются своими ролями, чтобы что-то доказать друг другу или кому-либо другому, но возвращаются к своим функциям.
– мужчина отправляется на свидание одновременно с двумя девушками, вынужден метаться между двумя столиками, и в конце концов допускает ошибку.
Как правило, в ситкомах два акта. В тизере обозначается основной конфликт серии. Затем каждая из сторон дважды берет верх над другой стороной. Два акта потому, что одна и та же смешная ситуация хорошо работает два раза и надоедает к третьему. Хотя, конечно, есть мастера, которые ухитряются одну и ту же ситуацию развернуть несколько раз под разным углом и максимально растянуть смеховой эффект.
Но обычно серия ситкома устроена именно так: 1 акт – сетап – панч. 2 акт – сетап – панч.
Подобная сюжетная лаконичность позволяет в 20-минутной серии рассказать минимум четыре сюжетных линии, разумеется, при этом максимально использовав пересечения этих линий между собой.
Структура эпизода (серии)
Обычно сюжет в ситкоме развивается линейно – герой находится в зоне комфорта – происходит что-то, что заставляет героя покинуть зону комфорта – герой находит решение, помогающее ему вернуться обратно в зону комфорта.
Например, герой в конце первого акта теряет работу, затем безуспешно ищет новую и наконец находит.
Вот как может выглядеть поэпизодный план серии ситкома:
1. Герой живёт в своём привычном мире.
2. У героя возникает проблема.
3. Герой реагирует на проблему.
4. Реакция героя все усложняет.
5. Герой ищет новое решение.
6. Решение найдено.
7. Герой возвращается в привычный мир.
Когда вы начинаете придумывать сюжет серии сериала, я советую действовать следующим образом:
Прежде всего обозначьте границы актов. Вы должны точно знать, какими будут поворотные события. Вы можете использовать для этого карточки, таблицы или обычный вордовский файл. Или даже просто листок из блокнота. Важно, чтобы вы точно знали свои поворотные события. Затем вы проходите по линии А и расставляете сцены в том порядке, в каком они будут в сценарии. На этой стадии не нужно расписывать сцену подробно. Достаточно одного предложения – описания главного события. В среднем это по 4 сцены на акт, то есть всего 16 сцен. Когда это сделано, вы можете окинуть взглядом всю вашу историю и сразу увидеть, где сюжет провисает, где нарушена логика и внести необходимые изменения.
И только после этого вы расставляете сцены, связанные со второстепенными сюжетными линиями. Причем эти сцены вы можете безболезненно двигать по истории, пока они не найдут свое место.
Когда возникает необходимость сдвинуть сцену?
Например, если у вас стоят подряд две сцены в интерьере. Зрители с трудом воспринимают две интерьерных сцены, поэтому, например, в ситкомах делают так называемый заявочный план, показывая, например, фасад дома, где происходит действие.
Или вам необходимо показать, что между сценами прошло несколько часов – для этого можно просто показать часы или переполненную окурками пепельницу – а можно показать в это время короткую сцену, связанную с другой линией и все зрители воспримут временной скачок как должное.
ЗАДАНИЕ:
Напишите поэпизодный план первой серии вашего сериала. Обозначьте тизер и границы актов. После каждой сцены в скобках напишите, к какой сюжетной линии относится сцена. Вот так: (Линия А).
Вперед.
Читайте также
Структура
Структура
Ниже приводится структура организации управлений, самостоятельных отделов и рефератов «Следственного комитета свободных юристов».Характеристика, данная «Следственному комитету свободных юристов» как шпионской и подрывной организации, стоящей на службе
Структура ФБР
Структура ФБР
Имеющиеся открытые источники позволяют достаточно точно воссоздать внутреннее устройство этой неутомимо стоящей на страже американской демократии организации.Директор ФБР назначается на свой пост президентом США, при этом его кандидатура утверждается
Структура АНБ
Структура АНБ
Возглавляющий АНБ директор по своему статусу должен быть военнослужащим, ранее работавшим в разведке и имеющим звание трехзвездного генерала (то есть генерал-лейтенанта) или вице-адмирала. Он подчиняется министру обороны и представляет АНБ в
Структура УНР
Структура УНР
Возглавляющий УНР директор назначается на свою должность совместным решением директора ЦРУ и министра обороны. Однако по своему статусу он одновременно является и помощником министра ВВС по космическим системам и в этом качестве должен быть назначен
Структура СС США
Структура СС США
Организационно Секретная служба США входит в состав Министерства финансов, возглавляющий ее директор подчинен министру финансов. Штаб-квартира СС США, а также основная часть подразделений охраны расположены в Вашингтоне.Название крупнейшей структуры
Последний выхлоп «оранжевого» сценария
Последний выхлоп «оранжевого» сценария
Америка внаглую заинтересовалась будущим ИнгушетииТо, что Ингушетия стала объектом пристального внимания со стороны США после того, как ситуация в Чечне перешла под полный контроль Кремля, подтверждается с завидной
СТРУКТУРА ОУН-УПА
СТРУКТУРА ОУН-УПА
Структура надрайонаХозяйственные, административные, политические, военные руководители надрайона1. Станичный надрайона2. Помошник надрайона3. Господарчий надрайона4. Помошник господарчего5. Станичная надрайона6. Помощница станичной7. Господарчая
Совещательная структура
Совещательная структура
Добавляю эту главу никак не к сегодняшнему моменту, — но, мне кажется, весьма важную для нашего отдаленного государственного будущего.Вспоминая свой богатый думский опыт, В. Маклаков выделял: самые прочные успехи демократии достигаются не
Структура
Структура
Иерархия «Амвея» непоколебима, как железный эскадрон, и продумана до мельчайших нюансов в результате почти полувекового нечеловеческого напряжения маркетинговой хитрости. У основания пирамиды толпятся бесчисленные муравьи — рядовые дистрибьюторы. В 1999-м их
Два сценария слома 8.06
Два сценария слома
8.06
Если Кремль ничего не сможет сделать с экономикой, то РФ ждет смута. Есть всего два сценария ее вспыхивания.Прогрессирующая бестолковость власти в экономике очевидна. Это просто неадекватность: в ответ на спад производства и падение инвестиций в
Урок Пимена Урок Пимена Валентин Курбатов 22.02.2012
Владимир Гарматюк ОПЕРАЦИЯ «Ы» Из сценария закрытого совещания неизвестных лиц
Владимир Гарматюк ОПЕРАЦИЯ «Ы» Из сценария закрытого совещания неизвестных лиц
— Что мы имеем на сегодняшний день? — Извините, не мы, а — вы!(Заказчик делает паузу, тяжело смотрит на подавшего реплику исполнителя, после чего продолжает).- Деиндустриализация — вот что мы