Как написать сценарий урока

Оформление сценария современного урока.

В шапке к сценарию уроку указываем:

— ФИО автора;

— реализуемую образовательную модель;
— предмет;

— автора (-ов) учебника;
— класс;
— тему урока;
— тип урока;

— тип вводимого знания (если урок «открытия» нового знания и др.).

Вместо цели урока и задач расписываем планируемые результаты:

личностные:

метапредметные:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

 предметные

Если оформляем сценарий урока в таблицу, можно за основу взять следующую матрицу:

п/п

Название этапа урока

Описание деятельности учителя

Описание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

     

Задачи лучше расписывать на конкретных этапах урока.

Педагогический сценарий. Педагог как сценарист

Сценарий – это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для предстоящего события.

Сценарист – автор сценария для кинофильма, телесериала, мультфильма, спектакля, компьютерной игры и т. д. Иногда в написании одного и того же сценария принимает участие несколько сценаристов, прежде чем режиссер выберет лучший вариант. Необязательно автор книги пишет сценарий при ее экранизации. Эта работа обычно отдается сценаристу, а автор произведения по возможности является соавтором сценария или консультантом.

Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси выступает в роли драматурга как разработчик, «выдумщик» и сценарист урока, как организатор «постановщик» в роли режиссера и как преподаватель в роли артиста.

В отличие от традиционного плана-конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, сценарий урока более многогранен, более детализирован.

Прежде всего, необходимо задуматься, для кого и для чего этот сценарий готовится:

сценарий для себя;

сценарное описания для коллег-учителей;

сценарий как техническое задание.

Разберем каждый случай подробнее.

1. Учитель готовит сценарий для себя. Это является важной подготовкой к разработке авторского урока. В отличие от плана-конспекта учитель должен более четко продумать алгоритм учебных задач. Исходя из них, учитель подбирает соответствующие дидактические приемы, продумывает, насколько и в каких случаях ему понадобятся мультимедийные средства обучения.

2. Сценарное описание для коллег-учителей. Этот вариант не только более подробен. Учитель демонстрирует, как добивался достижения поставленных педагогических целей и задач, какие технологические инструменты ему для этого были необходимы, как осуществляется переход от одного учебного эпизода к другому.

Как правило, такой вариант сценария учитель пишет уже после подготовки и даже проведения урока, когда внесены возможные коррективы, проверены на практике достижимость запланированных результатов, заранее предусмотрены возможные вопросы своих коллег.

3. Сценарий может стать настоящим техническим заданием, если учитель ориентирует его тому, кто поможет подготовить мультимедийное сопровождение урока. Такой сценарий еще более подробен. Учитель должен прописать свои требования к фону, цвету, звуковому сопровождению, динамике фрагментов, желаемых эффектах, порядок перехода от одного учебного эпизода к следующему и многое другое.

В сценарии урока больше внимания уделяется созданию обучающей полуигровой среды, в которой ученикам захотелось бы действовать самим. При этом для учителя заранее продумываются варианты «отклика» на разные действия учащихся.

Схема сценария может быть следующей:

автор (составитель) сценария, год составления;

название сценария;

адресат, целевая аудитория;

цель занятия;

задачи личностные, метапредметные и предметные;

подробное описание подготовки к занятию (обеспечение, оформление, распределение функций);

сценарий занятия (описание возможных действий учителя и учеников в связи с задачами) с методическими ремарками;

варианты подведения итогов занятия;

использованная литература.

Такого рода сценарии занятий позволяют каждому учителю, используя общий сценарий, выстраивать «свой» неповторимый урок.

2.4.2. Дизайн сценария

Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и/или жизненных ситуаций с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Основные категории объекта дизайна:

образ – идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера;

функция – работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи;

морфология – строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера;

технологическая форма – морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта, дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии;

эстетическая ценность – особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Дизайн-сценарии – это полезные инструменты для обмена идеями о пользовательских действиях. Рисование дизайн-сценариев позволяет формализовать предположения и взглянуть на них под новым углом.

Сценарии могут быть использованы не только для описания того, что в данный момент происходит внутри системы или в окружении, но и для описания желаемого поведения системы. Они позволяют сфокусироваться на ее ключевых особенностях.

Как говорил Стив Джобс: «Дизайн – это не просто что-то, на что мы смотрим или ощущаем. Дизайн – это то, как оно работает».

Варианты дизайна сценария:

генерация идей – упрощает процесс обсуждения идей сценария, помогает анализировать, формализовывать и делиться видением будущего урока;

многократное повторение (итерация) – создание дизайна по имеющимся лекалам или «на лету», изучая учеников и коллег;

тестирование – создание сценария на основании детальной документации (рекомендаций, положений, инструкций и т. п.), в которой описывается что, как и кода делать.

Дизайн сценария урока. Элементы дизайна урока.

Уровни педагогического дизайна:

уровень системы курсов или курса, предназначенного для решения многих задач;

уровень «урока» (этап, необходимый для решения одной задачи, а не фиксированное время в учебном расписании);

уровень «педагогического события»;

уровень «учебного шага».

Прежде чем приступать к созданию педагогического (дидактического) материала любого уровня, автору необходимо решить следующие задачи:

определить «круг зрителей» данного ресурса (возрастная характеристика, тип деятельности обучаемых, форма обучения – очная, очно-заочная, заочная, дистанционная);

определить вид создаваемого ресурса: презентация, сайт, электронный учебник и т. д.;

определить жанр;

определить, на какую часть учебной деятельности (потребность, задача, мотивы, операции) рассчитан данный ресурс;

выделить базовую информацию, которая будет представлена в информационном ресурсе;

описать его структуру: линейный сценарий, предполагающий последовательное изучение курса, наличие различных вариантов обучения – базовый, углубленный, «облегченный», проблемно-ориентированный сценарий с хорошо разработанной навигационной структурой, которая позволяет учащимся легко перемещаться по учебному материалу;

ответить на вопрос «Зачем создается данный информационный ресурс, какие он имеет преимущества в достижении высокого уровня образовательного процесса перед традиционными ресурсами или перед уже существующими электронными?»;

возможность использования разработанного материала (т. е. это нужно только вам или представляет ценность для других);

возможность распространения распространения данного материала;

установить статус материалов – официальный, научный, научно-популярный, учебно-методический, справочный;

определить методы взаимодействия обучаемых с созданным дидактическим материалом;

при выборе материала для иллюстраций надо иметь в виду, что современные ученики выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, они уже приучены воспринимать зрительные образы, поэтому предоставляемый материал должен быть красочным, иметь высокое качество исполнения;

необходимо избегать языковых ошибок и стилистических недочетов;

следует использовать достижения современных мультимедиатехнологий для повышения наглядности материала (слайд-шоу из фотографий, рисунки, видеофрагменты);

создаваемый педагогический ресурс должен быть оформлен в едином стиле, иметь титульный лист, содержать информацию об авторах.

Учитель заранее делает дизайн урока. В дизайне отражаются элементы урока, с помощью которых строится конструкция урока:

структуры (логическая и деятельностная);

логические операции мышления;

связь;

вопросы;

дополнения и результаты;

отражение или же презентация.

Ключевые идеи дизайна урока

1.     Привлекательность и полезность урока.

Обучающимся должно стать очень нужно и очень важно изучить проектируемый курс, а для этого мы очень хорошо должны изучить контекст и среду обучения, понять их наличные познавательные потребности и спроектировать цель курса, привлекательную и значимую именно для этой группы учащихся («цель с приправами»).

2.     Интерактивность, максимальная степень активности обучающихся.

Ученик – не «обучаемый», а «обучающийся», поэтому степень его активности должна быть максимально высокой. Значит, способы «доставки» и «упаковки» (специфические термины педдизайна) учебного материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ученика, высокую степень его самостоятельности.

3.     Направленность на закрепление конкретных навыков.

Обучение должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», т. е. применение полученного знания и навыка в новых условиях. Даже если это сугубо теоретическое обучение, все равно должно быть внедрение – рефлексивная запись в чьем-то блоге, краткое резюме по теме для следующих учеников, анализ сфер практического применения этого теоретического знания, просто консультация по этой теме другого ученика и т. п.

Элементы дизайна урока:

полное представление о контексте обучения;

портрет слушателя;

определенная потребность в обучении;

проработанная и детализированная задача обучения;

стратегии обучения;

категории знаний;

создание сценария обучения;

подбор технологий;

тип обратной связи;

инструменты оценки.

Дизайн сценария урока позволяет сделать процесс обучения ярче, интереснее, эффективнее.


Видеокурс

Как написать захватывающий сценарий для онлайн-курса

Цикл видеоуроков и статей о создании сценария для курса: от работы с брифом до редактуры текста.
Поможет написать собственный сценарий.

  • Комфортный
    темп
  • Все уроки доступны сразу после покупки. Вы учитесь тогда, когда вам удобно.
  • Готовый
    сценарий
  • За 8 уроков вы создадите собственный сценарий на свободную тему.
  • Обратная
    связь
  • Преподаватели помогут усилить ваш сценарий и ответят на все вопросы.

Кому полезно обучение

Разработчикам курсов

Научитесь писать цепляющие сценарии, которые помогут удержать внимание учеников.

Методистам

Поймёте, как с помощью сценария объяснить сложные вещи просто и понятно.

Дизайнерам

Узнаете, как создать «вау‑эффект» в онлайн-курсе за счёт продуманного сценария.

Преподавателям

Получите чёткие инструкции, как адаптировать ваши лекции под онлайн-формат.

Создавать сценарии для онлайн-курсов

Задача сценариста — помочь сотруднику освоить необходимые знания и навыки. Например, установить контакт с клиентом.
Узнаете, как писать сценарии, которые помогут объяснить сложные регламенты простым языком.

Вовлекать в обучение сотрудников

Изучите механики, которые помогут ученикам быстрее запомнить материал
и учиться с интересом: сторителлинг, кейсовое обучение, цикл Колба.

Писать просто и понятно

Освоите главные принципы редактуры текста. Научитесь доносить сложные темы простым языком, упрощать объёмные регламенты и
инструкции.

Создадите сценарий электронного курса за 8 практических уроков

Урок 1

Как написать сценарий, который понравится ученикам и заказчику.

Урок 2

Как придумать идею сценария и зачем писать её в одном предложении.

Урок 3

Как уместить много информации в 15-минутный курс и составить задания.

После урока — тест и работа над сценарием.

Урок 4

Как преодолеть страх чистого листа и писать свободно.

Урок 5

Методология: как помочь ученику запомнить как можно больше.

Урок 6

Вау-эффект: как писать так, чтобы ученику было интересно.

Столько времени вам понадобится на просмотр видеоурока и чтение статьи.

Урок 7

Как написать реалистичные реплики персонажей: 5 правил.

Урок 8

Базовые принципы редактуры: как писать просто и понятно.

Бонусный урок

Краш-тест: покажем, как улучшить тексты онлайн-курсов.

Как проходит обучение

01. Изучаете уроки в удобное
время

Все уроки доступны сразу. Не нужно подстраивать свой график под расписание курса.
Можно учиться без интернета через телефон или планшет.

02. Выполняете практические
задания

После каждого урока закрепляете знания на практике и собираете сценарий курса по частям.
Например, строите карту сценария: продумываете модули, их содержание и задания.

03. Получаете обратную связь
от эксперта

Каждое домашнее задание проверяет преподаватель и даёт обратную связь: показывает ошибки,
сильные и слабые стороны сценария, делится лайфхаками.

Сертификат Академии iSpring

Для работодателя сертификат — это уверенность, что вы знаете основы написания сценариев и готовы к реальным задачам.

Готовый сценарий для портфолио

Поможет продемонстрировать ваши навыки в деле и найти первых заказчиков.

Повысите свою стоимость

Сможете усилить резюме и увеличить гонорары за разработку курсов.

Форматы обучения

Видеолекции

5-7-минутные ролики, которые удобно смотреть в перерывах на работе или по дороге домой.

Интерактивные статьи

Пошаговые инструкции о том, как придумать сильную тему, писать интересно, быстро и легко.

Задания

Помогут повторить сложные темы и проверить свои знания на практике.



Светлана Колесникова


автор программы, эксперт по онлайн-обучению в iSpring


Расскажет о ключевых форматах онлайн-обучения.

Сценарий курса сильно влияет на результаты обучения. Курс похож на карту местности.
Ученик находится в точке А: это состояние «Я не знаю». Мы должны помочь ему прийти в точку Б,
в состояние «Знаю и могу выполнить».

Для этого сценарий курса должен говорить на языке ученика, достигать учебных целей,
быть последовательным и интересным. После обучения каждый из вас сможет написать такой сценарий самостоятельно.

Оплатить обучение можно банковской картой. После этого на вашу электронную почту придёт доступ в личный кабинет со всеми уроками.

Теория и практика


9 970 ₽

  • 8 уроков по написанию сценариев

    Видео, лонгриды и пошаговые инструкции от преподавателя. Доступ к лекциям — 6 месяцев.

  • Практические задания

    Для проверки и тренировки навыков.

  • Полезные ресурсы для работы

    Шаблоны брифа, карты сценария.

  • Общий чат с преподавателем

    Для консультаций и обмена опытом.

  • Сертификат

    Подтвердит вашу квалификацию для работодателя и даст преимущество на рынке труда.

  • Собственный сценарий для портфолио

    Покажет готовность к реальным проектам.

  • Обратная связь от преподавателя

    Преподаватель разберёт домашние задания, подскажет, как их улучшить и написать качественный сценарий.

Только теория


4 970 ₽

  • 8 уроков по написанию сценариев

    Видео, лонгриды и пошаговые инструкции от преподавателя. Доступ к лекциям — 6 месяцев.

  • Практические задания

    Для проверки и тренировки навыков.

  • Полезные ресурсы для работы

    Шаблоны брифа, карты сценария.

  • Сертификат

    Подтвердит вашу квалификацию для работодателя и даст преимущество на рынке труда.

  • Собственный сценарий для портфолио

    Покажет готовность к реальным проектам.

Пробные уроки


0 ₽

  • Как преодолеть страх «чистого листа» и начать писать свободно.

  • Как писать цепкие названия и описания для онлайн-курсов.

Тест-драйв курса

Заполните форму

Направим вам доступ к урокам на почту. Уроки доступны в течение 14 дней

Спасибо за заявку!

На указанную почту мы отправили данные для входа на платформу с пробными уроками.

Какие знания нужны для учёбы?

Программа обучения спроектирована специально для новичков.
Для старта не требуется никаких навыков в разработке — вы начинаете обучение
с основ и постепенно осваиваете весь алгоритм по созданию сценариев.

Где проходит обучение?

На учебном портале iSpring. Здесь вы смотрите видеоуроки,
задаёте вопросы преподавателям и получаете обратную связь по домашним заданиям.
Уроки можно смотреть даже без интернета через мобильное приложение.

Когда и как я получу видеоуроки?

В течение суток с момента оплаты на указанную электронную
почту вам придут данные для входа на учебный портал. Все видеоуроки
доступны сразу — смотрите, когда удобно.

Можно ли отказаться от курса?

Если вам не понравится курс в первую неделю подписки,
мы вернём деньги пропорционально непросмотренным видео.
К сожалению, мы не сможем вернуть деньги за изученные уроки.

Что если приглашение на курс не пришло?

Проверьте папку со спамом или промоакциями. Возможно, письмо с данными
для входа на учебный портал попало туда. Если письма нет, напишите нам на адрес: academy@ispring.ru.
В письме укажите ФИО, номер телефона и электронную почту, на которую вы оформляли
обучение. Так мы быстрее восстановим доступ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать сценарий семинара
  • Как написать сценарий к детскому фильму
  • Как написать сценарий свадьбы
  • Как написать сценарий праздничного мероприятия
  • Как написать сценарий правила

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии