Как написать сценарную заявку к фильму

Когда сценарий готов, следующий этап — предложить его студиям. Сценарная заявка — это важная составляющая этого этапа. Как правильно ее оформить, что указывать, а чего избегать —  читайте в этой статье. 

Заявка — это документ, который вы отправляете на студию или канал, с целью презентовать свой сценарий.  Задача заявки — продать ваш сценарий. Поэтому в первую очередь она должна быть функциональной.

Из нее должно быть понятно:

  •  О чем ваша история
  • Почему эта история может быть интересна студии и зрителям
  • Почему вы присылаете сценарий именно этой студии или каналу
  • Какой коммерческий потенциал  и целевая аудитория у вашей истории 

Жестких регламентированных требований к оформлению заявки в индустрии нет, у каждой студии есть свои нюансы и предпочтения по оформлению, поэтому самое главное — это содержание. По сути, в заявке вы перечисляете и показываете все сильные стороны и преимущества вашего сценария.

Маловероятно, что благодаря только сценарной заявке, с начинающим автором  сразу же заключат договор. Даже от сценаристов с опытом ждут все-таки готового сценария. Поэтому, к тому моменту, когда вы будете отправлять заявку,  ваш  сценарий должен быть уже готов или находиться на стадии финального драфта. По заявке студия поймет, насколько то, что вы предлагаете является их форматом и уже прочитав файл, примет решение — стоит ли просить сам сценарий. Куда отправлять сценарий? >>>>>

Особенно актуальна заявка, когда речь идет о сериалах, ведь сериал может идти несколько сезонов, и студии важно понимать, какой потенциал у того проекта, который вы хотите ей продать, сколько лет он потенциально может продержаться в эфире и сколько сезонов может продолжаться история.

Некоторые каналы, студии сразу просят прочитать сценарий, но лучше перестраховаться и прислать и то, и другое. Например, канал ТВ-3 не читает заявки, там просят сразу прислать сценарий. Тогда то, что у вас было в заявке, вы в краткой форме переносите в тело письма, потому что рассказать о проекте и о себе в короткой форме все же нужно. 

Задача заявки — продать уже готовый продукт, ваш сценарий. В случае успеха, студия свяжется с вами и может попросить выслать проект, нужно быть к этому готовым. Когда дело касается  сериалов,  достаточно написанной первой серии и последующих серий в виде краткого описания.

Структура заявки состоит из десяти пунктов, которые последовательно рассказывают о самых важных составляющих будущего фильма или сериала.

  • Название проекта

Идеальное название то, которое будет намекать на жанр фильма, интриговать и показывать суть вашей истории. 

Примеры хороших названий:

Как я встретил вашу маму — оно длинное, зато полностью раскрывает суть проекта и намекает на комедийный жанр. 

Звоните Дикаприо — интригует и интересно звучит, легко запоминается и заставляет фантазию работать, что же там такое может быть в сериале.

  • Хронометраж 

Указываете сколько минут идет фильм, если у вас сериал — сколько минут идет каждый эпизод, плюс — сколько потенциально серий в сезоне. 

  • Целевая аудитория

Можно указать аудиторию предполагаемого канала или возрастную категорию. Не надо писать, что проект понравится всем. Вы отправляете заявку на конкретный канал, вы должны знать аудиторию этого канала, контент, с которым он работает. Поэтому пишите конкретно, для кого проект — молодежная комедия, брутальный боевик и так далее.

Не бойтесь, что будучи слишком конкретным, вы рискуете — каждая студия ищет личность, уникальное высказывание, а общие слова и обещания мало кому интересны. 

  • Референсы

Указывайте референсы — проекты, на которые похож ваш фильм. Если вы пишете полный метр, ориентируйтесь в первую очередь на российские проекты. Если не получается без зарубежных проектов, ориентируйтесь на сборы в России, чтобы показать, почему такой формат в нашей стране может быть успешен. И указывайте, что именно связывает ваш проект с референсами, например, структура персонажей, тема, сюжет.

  • Готовность

Честно обозначьте, что у вас готово: заявка, поэпизодник, библия персонажей, сценарий. Пишите что полностью написано, а что находится в разработке.

  • Авторы

Здесь вы пишите свое имя и соавторов, если такие есть.

  • Контакты

Обязательно указывайте номер телефона и электронную почту. На студии могут распечатать вашу заявку, но не будут искать потом по электронному ящику, с какого же адреса она пришла, т.к. это иногда просто невозможно сделать.

  • Теглайн

Теглайн — это слоган вашего проекта. Можно посмотреть примеры на кинопоиске, почитайте теглайны из ваших референсов. Конечно не нужно брать слишком популярные из серии — семь раз отмерь….

Но не тратьте на эту часть слишком много времени, это не обязательный элемент заявки. В дальнейшем, теглайном будут заниматься маркетологи, задача которых сделать так, чтобы зритель еще больше заинтересовался фильмом.

  • Логлайн

У нас есть отдельная статья о том, как писать логлайн и что это такое, если вы хотите освежить эту информацию.

  • Описание главных героев

Описание должно быть функциональным и состоять из одного-двух предложений. Укажите архетип, ключевые характеристики персонажа. Если с ключивыми характеристиками проблема, почитайте о том, как улучшить образ героя в сценарии >>>>>  Используйте минимум описательных прилагательных, факты важнее. Всех героев описывать не нужно, только главных героев, которых вы используете в заявке.

  • Краткий синопсис

Это самая важная часть в заявке, здесь вы  презентуете свою историю. В кратком варианте синопсиса нужно перечислить поворотные пункты вашей истории  — экспозицию, первый поворотный пункт, центральный поворотный пункт, кульминацию, развязку. 

Задача — показать какие происходят действия и в какой последовательности. 

Опустите слишком долгие описания, сразу приступайте к сути истории, вовлекайте редактора или продюсера в нее. Если в первом абзаце ему станет скучно, скорее всего дальше он читать не станет, либо будет делать это ускоренно. Учитывайте, что вы отправляете свою заявку человеку, который может быть еще сто таких уже прочитал за день и 99% из них ни о чем. Подумайте, как можно сразу же зацепить своей историей, и начинайте именно с этого. 

При этом, обязательно допишите до конца, что происходит в фильме. Не нужно обрывать на кульминации и писать что-то из серии: а что дальше, вы узнаете, когда ответите на мое письмо. Редакторпродюсер должен знать, чем ваша история начинается и как заканчивается. 

При работе с сериалом, вы пишите синопсис первой серии, а дальше указываете таймлайн всего сезона, перечисляя, что еще произойдет, например, в формате логлайна. 

Синопсис должен занять 1-2 страницы от всей заявки — объем которой 1-3 страницы. И помните, чем короче, тем лучше. Ваша задача в заявке достучаться сразу до двух целевых аудиторий: продюсераредактора и зрителя. 

Если вы пришлете просто пустое письмо с вложенной заявкой и сценарием, его могут даже не посмотреть. 

В теле письма представьтесь, напишите, почему вы именно этой студии отправляете свой сценарий. Сделайте это так, чтобы редактор понял, что вы действительно ориентируетесь в индустрии и понимаете, куда отправляете свой проект. 

Расскажите про свой опыт, почему вы написали именно эту историю, как связаны с ней: свидетель истории, сами были в такой ситуации и так далее. Личная вовлеченность важна, она дает понять, что то что вы рассказываете — уникальный опыт. 

Все это должно занять 3-4 предложения, остальное будет в вашей заявке. Важно с одной стороны, не переборщить с лестными отзывами о студии, а с другой, чтобы письмо было не шаблонной рассылкой всем подряд, а действительно обращено к конкретной студии или, даже человеку, если вы лично редактору отправляете проект. 

  • Воды 

Не нужно писать общие фразы из серии “тут будет неожиданный поворот”, “происходит каскад сумасшедших событий” и так далее. Указывайте конкретные события и конкретные повороты. 

  • Обращений

Не нужно обращаться к редактору в заявке, рассказывайте историю через действия, путем изложения, фразы типа “вы увидите как он лезет через гору” не уместны. 

  • Мелких деталей

В заявке не важно, красный был или зеленый плащ у героя, опустите все отвлекающие детали, если они не имеют значения для сюжета или характера героя, только самая суть истории. 

  • Вопросов

Не нужно заканчивать краткий синопсис обращаясь к читающему, спрашивая, что будет дальше, как с этим быть и так далее. Никаких повисших вопросов остаться не должно, прозрачность и конкретика — ваше оружие. 

  • Опечаток

Просто потому что они отвлекают и портят впечатление. Вы не обязаны быть филологом и на какие-то случайные моменты закроют глаза, особенно, если история того стоит, все живые люди, но важно не переборщить.

Завершая разговор об оформлении сценарной заявки, хочется повторить, что действительно важен индивидуальный подход, знание целевой аудитории каналастудии, понимание форматов, с которыми работает студия. 

Основная функция сценарной заявки — продать проект. Поэтому об окупаемости вам тоже нужно задуматься. Студии и каналы на контенте зарабатывают, ваше кино способно принести кассу? Если вы так считаете, подкрепите свою точку зрения референсами. 

Один из источников финансирования — государственный бюджет, и на сайте министерства культуры можно найти полную информацию о том, какие фильмы могут претендовать на грант. Пробегитесь по списку, подходит ли ваш проект? 

Это не значит, что ваше кино не может быть высоко художественным, идейным, интеллектуальным. Это значит, что надо подать его так, чтобы большинство людей смогло вашу эстетику, идею, символику, разглядеть. Дерзайте и все получится!

Если вы хотите продать сценарий телесериала или полномертажного фильма  — не посылайте сразу готовый сценарий (даже первых серий, если речь о сериале). Если вы не являетесь счастливым обладателем кинопремий, то никто читать ваши сценарии, скорее всего, не будет.

В мире кино и телевидения принято презентовать сценарии с помощью заявок (англоязычный мир называет заявку Query letter). Вот заявки продюсеры и редакторы читают, причем с большим интересом!

Как же написать заявку, которую купят? Об этом мы расскажем в следующих статьях. А сейчас поговорим о том — как правильно оформить заявку. Хотя, что тут говорить — шаблон ниже, смотрите, пользуйтесь. Вы можете немного отступить от этого шаблона, что-то убавить или добавить. Потому что строгих правил в оформлении заявки нет. И, конечно, не забываем, что главное в заявке — ее содержание. Но постарайтесь все-таки вложить это содержание  в привычные и понятные формы.

ШАБЛОН оформления сценарной заявки (на телесериал и полнометражный фильм)

1. Автор

2. НАЗВАНИЕ
заявка на (полнометражный фильм, телевизионный сериал)

3. Жанр
4. Формат (этот пункт для сериалов — горизонтальный, вертикальный, интернет-сериал и пр.)
5. Количество серий (этот пункт для сериалов)
6. Хронометраж
7. Целевая аудитория

8. Логлайн (30-50 слов, должен содержать информацию о герое, его цели и его антагонисте)

9. Главная тема и идея

10. Концепция (для п/м — Синопсис) — не больше 1 страницы, должна содержать:
— для полного метра и горизонтального сериала — синопсис (краткое описание истории с основными поворотными пунктами);
— для ситкома и вертикального сериала — описание мира истории и принципа организации вертикальных сюжетов;
— для вертикально-горизонтального сериала: общее описание арки горизонтального сюжета и принципа организации вертикальных сюжетов.

11. Описание главных героев (1-2 стр. на всех):
— имя и возраст героев, тип характера, краткие физические и социальные характеристики, сильные и слабые стороны, основные конфликты с другими персонажами, которые являются «движком» истории;
— для полнометражных фильмов, горизонтальных и вертикально-горизонтальных сериалов — арки героев.

12. Краткий синопсис 1-2 пилотных серий (для сериалов) — не больше 1 страницы на каждую серию.
Синопсис должен содержать тизер (для вертикальных сериалов), завязку, катализатор, три поворотных пункта, кульминацию и развязку (для вертикальных сериалов — крючок на следующую серию).

13. Краткие сведения об авторе

14. Контактная информация

Дополнительно можно включить еще такие пункты:

— Бюджет
— Атмосфера
— Оригинальность (Чем ваш сценарий лучше остальных?)
— Любая дополнительная информация, которая, как вам кажется, заинтересует продюсера.

Обратите внимание — первоначальная заявка не должна быть более 1-2 страниц (максимум 3, если с пилотом сериала). Конечно, если заказчик не требует иного.

Читайте также статью «Как написать заявку на телесериал» из мастер-класса Александра Молчанова.

И заглядывайте в наш СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ!

Сценарная заявка (синопсис) фильма (пьесы) «НАЗВАНИЕ»

ВАРИАНТ НАЗВАНИЯ
(любой или несколько – просят продюсеры)

ХРОНОМЕТРАЖ
Для ТВ – 47-52 мин. серия, игровое кино ориентируется на 90
мин., но жестких ограничений в принципе нет.
Самый распространенный вариант — это фильм на полтора часа с
вариантом в 4 телевизионных серии (мини-сериал);
Далее в ТВ идут сериалы в 6 серий (снимают крайне редко),
затем 8, 12, 16, 20 и т. д. (желательно кратное четырем).

ТЕМА
Несколько слов, например: «Великая Отечественная война», а
можно: «Человек на войне»

ИДЕЯ (СЛОГАНЫ)
Предложения в стиле: «Патриот понимает, что война – это
международная трагедия» (чем короче написано – тем лучше!)

ЖАНР
Не обязательно один. Можно писать так: «Комедия. Боевик. Мелодрама.»
Смысл записи в том, какие элементы современных жанров используются.

АУДИТОРИЯ
6+, 12+, 14+, 16+ или 18+

ВНИМАНИЕ!
Можно все технические элементы записывать в одну строку под
словом ФОРМАТ. Например:
«Трагикомедия с элементами мелодрамы, 90 мин.,12+»
Или (для театра):
Семейная комическая антреприза в двух действиях с
антрактом. (Время спектакля в театре – впонятие более условное, чем в кино!)

АНТИТЕЗА
Основа главного конфликта — противопоставление, объединенное
общей идеей. Примеры:
«Герой преодолевает в себе патологическую трусость» или:
«Сверхкомпьютер становится богом, обретая человеческие
чувства».

ЛОГЛАЙН
Минимально краткое содержание истории. В одном-трех
предложениях.
Например:
В командировке на Землю молодой неопытный ангел-хранитель
нарушает небесную инструкцию, что приводит к гибели его возлюбленной, из-за
чего он теряет волшебные крылья и становится художником, а погибшая девушка –
его музой.
Или:
Столкнувшись в воздушном бою, советский и американский
летчики попадают в первобытный рай. Из-за нехватки женщин они нарушают гармонию
туземного образа жизни и развязывают войну. При этом каждый из них прикрывается
«родными» политическими лозунгами.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
От 2 до 5 главных героев (можно указать примерный возраст);
До 15 ролей второго плана (то есть просто их имена-фамилии-прозвища
со скупыми характеристиками, типа: «молодой жизнерадостный эгоист»);
Эпизоды, групповка и массовка учитываются позже, но продюсеры
(прикидки бюджета ради) желают знать «примерное» количество статистов. Дело в
том, что в большинстве эпизодов снимаются, как правило, те же профи.

СОДЕРЖАНИЕ (КОМПОЗИЦИЯ, ФАБУЛА и СЮЖЕТ):

Тизер
Описание тех «странных, загадочных» кадров (обычно эпизод
перед титрами), которыми мы берем внимание зрителей и заявляем жанр.

Экспозиция
Знакомство с героями, часто ее элементы переносятся в будущие
перипетии сюжета, потому что публике сразу нужна интрига.

Завязка
Событие, с которого начинается рассказ.

Обязательная сцена
Тот эпизод действия, после которого события (жизнь героев)
просто НИКАК нельзя вернуть назад.

Перипетии (конфликты и повороты сюжета)
Это основное содержание фильма (история как таковая).

Предкульминационная лестница
Нарастание эмоционального поля. Выход к «самой главной,
крайней ситуации». Обычно 3 эпизода.

Кульминация
Интеллектуальный и физический «взрыв» действия. Он в любом
произведении один. Ситуация, из которой нет (морального или реального) выхода.

Развязка
Как правило, всегда вырастает из кульминации.
Интеллектуально-эмоциональный «перевертыш», который объясняет все, о чем
рассказывалось в сценарии.

Финал
Бывает простой, двойной и «мистический». Послесловие
киноистории.

ПРИМЕЧАНИЯ
Фабула – это событийный ряд.
Сюжет (большинство путает с фабулой) – это история изменения
характера (потрясения души) главного героя (реже — героев).
Характер в искусстве – понятие условное, похожее на комплекс
внутренних качеств реальных людей, но… вряд ли существующее в жизни. Заявляется
в привычках, особенностях речи и проявляется в поступках героев.

Сценарий одной серии для ТВ — это 37-45 страниц шрифтом 12 по
голливудскому формату. Для полнометражного игрового кино – это 60-90 стр. по
тому же формату, но может быть до 130 стр. максимум.

В пункте «Примечания» схемы сценария можно указать
коммерческие перспективы и основные локации съемок, а также — дорогие
спецтехнику и самые важные вещи, необходимые для кинопроекта.

Иногда добавляют пункт «Идеология проекта», в котором от лица
авторов сообщают об основном идейно-творческом содержании или режиссерском
решении, направленных на проявление сверхидеи будущего фильма.
ВНИМАНИЕ!Довольно полезно вносить еще один пункт: ЛИНЕЙНЫЙ
КОНФЛИКТЫГлавный конфликт существует всегда внутри главных героев —
он невидим (согласно Станиславскому и Михаилу Чехову), его обычно выбирает режиссер-постановщик,
а вот линейные характеризуют взаимоотношения героев и проявляются в фабуле.
Записывается это примерно так:Маме не нравится образ жизни ее любимого сына.Комбат считает своего ординарца дураком, а тот его уважает
до смерти.Падший ангел не верит в бога, потому что никогда его не
видел.И т. п. (Чем больше, тем лучше для развития истории!)

Постскриптум.
Синопсис полнометражного фильма (желательно!) не должен
превышать 3 стр., мини-сериала – 5-6 стр., далее содержание одной серии – не более
страницы!

ВНИМАНИЕ!
Следующим творческим документом является ПОЭПИЗОДНИК, в
котором содержание фильма разбивается на условные сцены (в полном метре их
45-60) , а общий объем творческой информации увеличивается примерно в 3 раза.
Но иногда по договору можно сразу писать черновик.
Учитесь терпеть замечания и убеждать продюсеров в
необходимости «лишних» эпизодов!

В прошлом месяце один из читателей задал вопрос про сценарные заявки. Только сейчас нашёл время опубликовать ответ.

Вопрос: Будет здорово, если вы поделитесь вашим опытом и знаниями относительно заявок. Дело в том, что все советы, которые можно найти в Сети, довольно размыты и не дают четких ответов на многие вопросы новичка. А именно:

1. Что такое заявка? Для чего она пишется? Что содержит?
2. Какой объем должна иметь заявка?
3. Может быть заявка без синопсиса и сценария? И можно ли ее продать?
4. Если есть готовый сценарий, нужна ли заявка?
5. Есть ли четкие формы написания заявок? Отличаются ли они для разных жанров?
6. Чем отличаются заявки на полнометражный фильм, на сериал, на документальный фильм?
7. Какие заявки любят продюсеры по форме и наполнению?
8. Какие Ваши рекомендации в отношении написания заявок?

Я несколько запутался в этой кухне. Не так давно написал 3-х страничную заявку на сериал (в такой форме, как я это себе представлял). Там был логлайн, краткий сюжет, описание героев. Продюсер, изучив, сказал, мол, пришлите сценарий почитать. Я и опешил. Сценария-то нет! На что получил удивленный вопрос — зачем же тогда заявку присылал? Вот я и задумался — зачем?

***

Насколько мне известно, в России стандарта для написания сценарных заявок не существует, форма написания заявок произвольная, поэтому всё запутано и размыто. Я предпочитаю короткие, не более одной страницы заявки. Хотя видел и те (особенно для сериалов), которые занимали 5-6 листов. Чтобы получить более полный ответ, я попросил Ирину Николаевну Кемарскую, члена Союза кинематографистов России и лауреата премии ТЭФИ, дать свои комментарии. Уверен, мнение профессионально редактора будет не только интересно, но и полезно многим читателям моего блога.

Итак, вопросы и ответы:

1. Что такое заявка? Для чего она пишется? Что содержит?

Александр Волков: Если коротко, то сценарная заявка — документ, в произвольной форме излагающий основную идею сценария. Пишется сценаристом для продюсерских компаний в надежде, что заинтересовавшись идеей, компания заключит договор с автором на написание сценария. Сейчас, если не ошибаюсь, чаще всего пишутся заявки для ТВ-сериалов; для полнометражных художественных фильмов лучше предоставлять синопсис или сценарий. Хотя всё зависит от требований компаний.

Ирина Кемарская: Заявки, с которыми мы имеем дело в России в относительно массовом порядке – это заявки на отдельные выпуски вертикальных сериалов и фильмов выходного дня. Все, что касается длинномеров (телероманов), — пишется штатными авторами и группами сюжетчиков. Там сторонние идеи не нужны.

Заявки на новые сериалы и фильмы от сторонних авторов шансов на прочтения почти не имеют. Их пишут сценаристы с именем, для конкретных продюсеров, и с расчетом на конкретный канал. Сценарий тоже никто читать не будет, если он неизвестно от кого. Служб, чья обязанность читать все, что идет самотеком, на практике у нас нет (после банкротства компании АМЕДИА). Возможны случайные попадания через систему знакомых.

АВ: В заявке указывается:

— названия проекта;

— жанр;

— логлайн + основные герои + краткое изложение;

— целевая аудитория;

— предполагаемый хронометраж фильма/серии;

— количество серий (если это сериал);

ИК: Я бы еще добавила энергичность письма и какой-то манок, крючок, на который попадется не зритель, а основной потребитель заявки – продюсер. Он тоже человек.

2. Какой объем должна иметь заявка?

АВ: Как я понимаю, стандартов в России пока нет. Может быть от 1 до 3 страниц и более. Важно не количество страниц, а ясное, увлекательное изложение проекта. Если не ошибаюсь, на Западе такого понятия как «сценарная заявка» не существует. По крайней мере, я не встречал. У них в ходу логлайны, синопсисы, тритменты и сценарии. Продюсер принимает решение запросить или отклонить сценарий на основании логлайна.

Или же под сценарной заявкой можно понимать «query letter» или просто «query» — письмо-запрос (объёмом менее чем на одну страницу), в котором автор указывает название сценария, жанр, логлайн, плюс пара строчек о своём «бэкграунде», т.е. профессиональный ли он сценарист, какие сценарные курсы закончил, выигрывал ли конкурсы. Такое письмо пишется на имя конкретного продюсера/режиссёра/актёра/агента (с обращением «Dear Steven Spielberg» или просто «Dear Steven». Безымянные письма типа «Dear Sir», «Dear Madam» или «To whomever it concerns» читать никто не будет. (Более подробно о том, как писать письма-запросы в Голливуд можно прочесть здесь, здесь и здесь).

ИК: На конкретную серию (выпуск, эпизод – устоявшегося единого термина нет) обычно пишут одну страницу текста. Но: я знаю случаи, когда шеф-редактор намеренно требовала от авторов текст на 3 страницы, который называла заявкой, — чтобы убедиться, что они реально понимают задачу (сюжет, основные повороты, финал). На брифинге заявку питчингуют в виде логлайна, но дальше могут потребовать дополнительные сюжетные детали.

3. Может быть заявка без синопсиса и сценария? И можно ли ее продать?

АВ: Если продюсерская компания заинтересуется заявкой, то вполне может её приобрести. (Хотя не думаю, что это происходит часто. По крайней мере, в Голливуде такое возможно). Затем компания перепоручит «своим» сценаристам написать сценарий. Заявка в чём-то похожа на синопсис, где излагается суть проекта. Если синопсис краткий, он входит в заявку.

ИК: НЕТ! Свои сценаристы ничего за чужого автора переписывать не будут. Они сами придумают этот проект от начала до конца! Поэтому шансы есть только у сильного новичка, который готов сам прописать сценарий. Это вопрос и низких бюджетов, и авторских прав, и просто большого объема работы.

4. Если есть готовый сценарий, нужна ли заявка?

АВ: На мой взгляд, нет. Хватит и синопсиса. Зависит от требований компании, что они просят прислать — заявку, синопсис или сценарий. Однако, если собираетесь посылать сценарий полнометражки в Голливуд, без «query letter» не обойтись. А вот синопсисом можно пренебречь. В Голливуде читают (а стало быть и ценят) готовые проекты. Документы, в произвольной форме излагающие содержание сценария, мало кого интересуют. Разве только на ТВ. Многие авторы американских учебников настоятельно рекомендуют своим читателям никогда не отправлять продюсерам синопсисы. Только либо готовый сценарий, либо первые 10 страниц. Даже если продюсер просил выслать только синопсис.

ИК: Мой главный продюсер не умеет читать. То есть он звереет на пятой строке. Поэтому, если я ему пишу, то главная информация должна уместиться в первых пяти строчках. Дальше – детали, как в промотекстах: мельче, мельче, еще мельче… Заявка обязательно должна быть – для начальников.

5. Есть ли четкие формы написания заявок? Отличаются ли они для разных жанров?

АВ: Не думаю, что есть чёткие формы. Каждый автор пишет по-своему. Важно, чтобы ключевые элементы были в заявке отражены. (Название, логлайн, краткое изложение, целевая аудитория). Если сценарий комедии, будет только плюсом, если заявка будет написана с чувством юмора.

ИК: Четких форм нет, но правила оформления есть. Причем они могут различаться в разных компаниях. Идеально получить пример такой формы и строить заявку по нему. Если это невозможно, то просто очень тщательно и аккуратно все оформить. Вы не представляете, какие черновые опусы приходят к нам в виде заявок!

6. Чем отличаются заявки на полнометражный фильм, на сериал, на документальный фильм?

АВ: С документальными фильмами не приходилось иметь дел. Поэтому, смею предположить, что принципиально ничем. Разве что количеством страниц. Заявка сериала может содержать больший объём страниц, чем заявка полнометражки, т.к. иногда авторы описывают происходящее в каждой серии. Документальные фильмы никогда не писал. Думаю, должно быть всё тоже, что и для полнометражки: описание происходящего на экране.

ИК: Различия, конечно, есть, но об этом в двух словах не расскажешь, особенно про игровые и неигровые. Надо с примерами…

7. Какие заявки любят продюсеры по форме и наполнению?

АВ: Всё продюсеры разные. Кому-то чем короче, тем лучше. А кому-то развёрнутое содержание подавай. Было бы оригинально и увлекательно (и по возможности — недорого).

ИК: Продюсерам нравится то, что удержит у экрана максимальное число зрителей. Его тонкие смыслы не волнуют. Его волнует реакция канала-покупателя, которого волнует рекламодатель, которого волнуют рейтинг и доля.

8. Какие Ваши рекомендации в отношении написания заявок?

АВ: Я люблю, когда пишут коротко, ясно и увлекательно. Чего и вам желаю.

9. Я несколько запутался в этой кухне. Не так давно написал 3-х страничную заявку на сериал (в такой форме, как я это себе представлял). Там был логлайн, краткий сюжет, описание героев. Продюсер, изучив, сказал, мол, пришлите сценарий почитать. Я и опешил. Сценария-то нет! На что получил удивленный вопрос — зачем же тогда заявку присылал? Вот я и задумался — зачем?

АВ: Напишите одну-две серии для продюсерской компании. Заинтересуются, пусть заключают контракт. А то смысла нет тратить время на написание 16 серий (и более) сериала, когда неизвестно, купят его или нет. Заявка для того и пишется, чтобы продюсер заинтересовался и заключил контракт на написание сценария. Или напишите полнометражку, отправьте продюсеру. Если понравится, могут заключить контракт.

ИК: Чтобы продать готовую полнометражку, я бы готовила весь пакет, от простого к сложному: и заявку, и синопсис (и сценарий в загашнике). Потому что синопсис реально прочтет один из 5-ти начальников, максимум. А заявку проглядят все. А заинтересовавшись, могут прочесть и синопсис.

***

PS Посмотрите следующую статью на сайте Елены Арбузовой. Это больше похоже на синопсис или тритмент (более подробный синопсис), чем на «query letter» (т.е. американскую сценарную заявку). Но в таком духе вполне можно писать заявки для российских компаний, не забывая о ключевых элементах. Хотя, вообще говоря, я бы предпочёл, чтобы в российском кинематографе всё было более стандартизировано. Заявка – 1 страница, синопсис – от 1 до 3-х, тритмент – 12-15 для фильма выходного дня (метражом в 1 час) и до 25-30 страниц для полнометражки).

http://new_storyteller.livejournal.com

ВикиЧтение

Режиссура документального кино и «Постпродакшн»
Рабигер Майкл

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВКИ:

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВКИ:

Рабочее название

Режиссер

Оператор

Звукооператор

Редактор

Другие члены съемочной группы (их фамилии)

1. Рабочая гипотеза и интерпретация. Ваше восприятие того мира, о котором вы хотите рассказать. В жизни я верю в…

Мой фильм покажет это так… через… Главный конфликт между… и… В целом я хочу, чтобы зритель понял…

2. Тема:

— объекты фильма (люди, группа, окружение, социальные условия и т.д.)

— необходимая звуковая информация для понимания внутренней сущности мира, который Вы хотите открыть зрителю.

3. Согласование действий. Включите следующие пояснения:

а) какой конфликт выражен действием?

б) какова ожидаемая последовательность событий?

в) что вносит данный фрагмент в общую концепцию фильма?

г) какие факты предназначены для восприятия аудиторией?

д) какой символический ключ к проблеме Вы предлагаете?

4. Главные герои.

О каждом напишите короткий параграф, включающий следующее:

а) кто — имя героя, отношения с другими действующими лицами,

б) где — место действия;

в) что — роль героя, чем он интересен;

5. Конфликт.

— к чему стремится каждый из героев?

— каковы принципиальные разногласия героев?

— противопоставляются ли в фильме разные мнения, взгляды?

6. Убеждения аудитории.

Нужно не только раскрыть диалектику авторской мысли, но и показать те предрассудки, мнения и ожидания аудитории. Опишите:

— убеждения, взгляды зрителей,

— какие аргументы Вы собираетесь предъявить зрителю.

7. Интервью.

— имя интервьюируемого, его роль в жизни, роль в структуре фильма.

8. Построение фильма:

— как и откуда появляется необходимая по ходу фильма информация?

— какова последовательность действий?

— как последовательность действий соответствует логике развития сюжета?

9. Форма и стиль.

Сделайте специальные заметки о съемке в соответствии с обозначенными Вами стилевыми особенностями, влияющими на развитие действия: тип и количество перебивок, движение камеры и др.

10. Итог. Финал.

Опишите, как должен окончиться фильм. Сравните конец и начало — получается ли связанное повествование?

11. Бюджет. Перечень расходов на производство фильма (смета) прилагается к заявке.

Начните составлять список возможных последовательных видеопланов и встречаться с героями для неформального общения.

Представим, что Вы делаете фильм о школьном музыкальном ансамбле. Вы не просто перечисляете события в жизни коллектива, например, перемены в составе или нечто подобное, Ваша цель — показать фанатизм и полувоенную дисциплину музыкантов как причину успеха.

Читайте также

ЧИСТЕЙШИЙ ОБРАЗЕЦ

ЧИСТЕЙШИЙ ОБРАЗЕЦ
Самое чистое вещество искусства, которое мне в жизни случалось видеть, — это песни Новеллы Матвеевой в авторском исполнении, просто так, на концерте или у нее дома, в Москве или на Сходне, за чайным столом или на крыльце. Человек берет семиструнную

«Крошка Доррит» как образец «романов тайн»

«Крошка Доррит» как образец «романов тайн»
А. Фадеев в своем изложении книги Честертона так формулирует сущность творчества Диккенса: «Герои Диккенса не развиваются в зависимости от обстоятельств, они существуют на протяжении всего романа такими, какими он их „вынул из

Парадигма (от древнегр. paradeigma — пример, образец)

Парадигма (от древнегр. paradeigma — пример, образец)
«Термин американского философа и методолога науки Томаса Куна. Кун позаимствовал этот термин из грамматики, где П. называется совокупность грамматических элементов, образующих единое правило. <… > По Куну, П. называется

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина – образец художественного обмана подрастающего поколения

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина – образец художественного обмана подрастающего поколения

Бог наказал любовью всех, чтоб в муках верить научились.
Из отечественного поэтического наследия
Почему вдруг так-то? – спросит некто, искренно возмутившись смыслом заголовка

3.5. Образец анализа обзора

3.5. Образец анализа обзора
При анализе обзора ставится та же цель: выявить те общие особенности текста, которые могут оказаться полезными при составлении Внутреннего плана собственной работы.Анализируя нижеприведенный обзор критики о романе М. Шишкина «Венерин волос»,

3.8. Образец анализа языковых особенностей

3.8. Образец анализа языковых особенностей
Задача: выделить состав лексики, провести ее классификацию (книжная, разговорная, сниженная, завышенная, компьютерная, канцеляризмы, вульгаризмы, диалектные слова).Для современных текстов характерно сочетание книжной и

4.1. Образец пресс-релиза к презентации книги

4.1. Образец пресс-релиза к презентации книги

Пресс-релиз, посвященный выходу романа А. Волоса «Алфавита».
Каталог человеческой жизни. Алфавит соответствий.

Бог, Богачи, Ботинки, Буквы… Таджики, Таможня, Труба… Чай, Чемодан, Черти… Юрка… Язык… Если собрать головоломку из

4.2. Образец рекламной листовки

4.2. Образец рекламной листовки

Альфа, бета, гамма, дельта…
Буквы, из которых складываются книги. Книги, которые потом становятся событием и выходят далеко за пределы возможностей сочетания тридцати трех букв алфавита.
«Книга соответствий» лауреата Государственной

4.3. Образец колонки Л. Новиковой

4.3. Образец колонки Л. Новиковой

Поскольку нынешний сезон – скорее время прогнозов, чем итогов, попробуем обратиться к молодым российским сочинителям. По образцу британского списка Granta’s Best of Young British Novelists ЛИЗА НОВИКОВА составила список самых перспективных авторов в

4.4. Образец рецензии

4.4. Образец рецензии
Рецензии на цикл Л. Улицкой «Люди нашего царя»[41]Первая рецензия
Книга «Люди нашего царя» похожа на шерстяной свитер – большой, вязанный крючком из разноцветных толстых ниток. Видимо, какой-то чародей намагнитил руки писательницы удивительным

Образец заявления для предъявления на таможне

Образец заявления для предъявления на таможне
Образец заявления для предъявления на таможне Исх. № __________от «____»________ 2010 г. г. Санкт-ПетербургВ таможенный пункт «Торфяновка», «Шумилкино» (ненужное зачеркнуть)Я, Шестаков Вячеслав Анатольевич – эксперт по культурным

Источник.

Если вы хотите продать сценарий телесериала или полномертажного фильма  — не посылайте сразу готовый сценарий (даже первых серий, если речь о сериале). Если вы не являетесь счастливым обладателем кинопремий, то никто читать ваши сценарии, скорее всего, не будет.

В мире кино и телевидения принято презентовать сценарии с помощью заявок (англоязычный мир называет заявку Query letter). Вот заявки продюсеры и редакторы читают, причем с большим интересом!

Как же написать заявку, которую купят? Об этом мы расскажем в следующих статьях. А сейчас поговорим о том — как правильно оформить заявку. Хотя, что тут говорить — шаблон ниже, смотрите, пользуйтесь. Вы можете немного отступить от этого шаблона, что-то убавить или добавить. Потому что строгих правил в оформлении заявки нет. И, конечно, не забываем, что главное в заявке — ее содержание. Но постарайтесь все-таки вложить это содержание  в привычные и понятные формы.

ШАБЛОН* оформления сценарной заявки (на телесериал и полнометражный фильм)

1. Автор

2. НАЗВАНИЕ
заявка на (полнометражный фильм, телевизионный сериал)

3. Жанр
4. Формат (этот пункт для сериалов — горизонтальный, вертикальный, интернет-сериал и пр.)
5. Количество серий (этот пункт для сериалов)
6. Хронометраж
7. Целевая аудитория

8. Логлайн (30-50 слов, должен содержать информацию о герое, его цели и его антагонисте)

9. Главная тема и идея

10. Концепция (для п/м — Синопсис) — не больше 1 страницы, должна содержать:
— для полного метра и горизонтального сериала — синопсис (краткое описание истории с основными поворотными пунктами);
— для ситкома и вертикального сериала — описание мира истории и принципа организации вертикальных сюжетов;
— для вертикально-горизонтального сериала: общее описание арки горизонтального сюжета и принципа организации вертикальных сюжетов.

11. Описание главных героев (1-2 стр. на всех):
— имя и возраст героев, тип характера, краткие физические и социальные характеристики, сильные и слабые стороны, основные конфликты с другими персонажами, которые являются «движком» истории;
— для полнометражных фильмов, горизонтальных и вертикально-горизонтальных сериалов — арки героев.

12. Краткий синопсис 1-2 пилотных серий (для сериалов) — не больше 1 страницы на каждую серию.
Синопсис должен содержать тизер (для вертикальных сериалов), завязку, катализатор, три поворотных пункта, кульминацию и развязку (для вертикальных сериалов — крючок на следующую серию).

13. Краткие сведения об авторе

14. Контактная информация

Дополнительно можно включить еще такие пункты:

— Бюджет
— Атмосфера
— Оригинальность (Чем ваш сценарий лучше остальных?)
— Любая дополнительная информация, которая, как вам кажется, заинтересует продюсера.

*) За основу взят шаблон, предложенный Алексеем Алешковским («Сценарный цех»)

Читайте также статью «Как написать заявку на телесериал» из мастер-класса Александра Молчанова.

«Творческая заявка» (Как писать заявку на фильм или телепередачу?)

Разработка
творческой заявки есть один из самых
важных этапов работы. Уже в творческой
заявке можно увидеть, и что самое главное,
почувствовать будущий фильм или
телепередачу. Давайте называть творческую
заявку – творческим замыслом. Что такое,
замысел? Ниже приведем известные
классические примеры. Возможно, многие
из Вас дополнят «классиков» и поделятся
своими знаниями и представлениями о
существе понятия «замысел».

Но,
сначала, необходимо определить, что
форма изложения и написания «Творческой
заявки», не имеет никакого принципиального
значения. Форма заявки – абсолютно
свободная. Творческая заявка, может
быть изложена в виде описания какой-нибудь
ключевой сцены (Пример: Герц Франк), или
представлена в виде декорации (Давид
Боровский – «Гамлет», «Под кожей» и
др.), или услышана как музыка,… или
бытовые звуки (Например: скрип, Товстоногов,
«Мещане»).

Чаще
всего в творческой заявке можно сразу
же найти ответ на вопрос: Про что…
снимать фильм, телепередачу, играть
спектакль… Примеры:

• Шеспир
– «Ромео и Джульетта» — мелкая вражда
двух кланов убивает самое дорогое, что
имеют эти кланы – Ромео и Джульетту…

• «Андрей
Рублев» Тарковского – сквозь грязь и
кровь увидеть будущее или истинное,
возможно, прекрасное…


«Отелло» – поэма интриги…


«Жестокие игры» Арбузова — поиски
домашнего очага… и т.п.

Как
мы говорили, творческая заявка может
быть изложена на бумаге в виде подробного
описания будущей работы, а может быть
найдено только название работы. Очень
часто, краткое название позволяет
режиссеру сразу увидеть даже мелкие
детали будущего фильма или спектакля.
Примеры:

• Мейерхольд
— «Горе уму»… — ясно про что…


Пример из школьных работ — «Про …зрение…»
— про умение видеть прекрасное

И,
все-таки, лучше всего, на одном листе
бумаги, последовательно изложить, что
будет происходить в предлагаемой
телепередаче или фильме, т.е. события,
которые последовательно нарисуют нам
образ будущей работы. Для этого необходимо
увидеть и услышать эти события в своем
внутреннем воображении в виде картинок,
звуков и текстов.

А
как быть, если изначально нет определенного
образа? Тогда мы предлагаем обратиться
к «Технологической цепочке» и постараться
выполнить последовательно все действия,
там обозначенные и ответить самому себе
на вопросы первого технологического
этапа телевизионного производства.
Раскрывая содержание каждого пункта,
мы опираемся на примеры из нашей школьной
видео практики.

Следует
ответить на следующие вопросы:

1. Тема
(о чем?).

2. Идея
(что?).

3. Сверхзадача
(ради чего?).

4. Сквозное
действие (события?).

5. Образное
решение (энергия?).

6. Художественные
особенности (стиль, жанр, точка зрения?)

7. Технические
средства. (Какие?)

8. Перспективы
продвижения (цикличность и периодичность?).

Например,…
/Тема?/… Это чаще всего ответ на вопрос
«О чем?».

Выбор
темы имеет принципиальное значение.
Выбирая ту или иную тему фильма, мы, как
бы, декларируем, объявляем свой личный,
творческий интерес. Мы раскрываем свою
творческую личность, мы говорим, что
вот это, например, нам интересно, а другое
– не очень. Уже сам по себе выбор темы,
может многое сказать о будущей работе.
(Например, выбор темы для «Ток-шоу» имеет
принципиальное значение). Конечно,
далеко не всякий автор имеет возможность
абсолютно свободно выбирать темы.
Например, мы с вами…

Мы
с вами работаем в школьной среде, поэтому
чаще всего ответ на вопрос: «О чем?» —
будет: «О школе!». И это есть наш выбор.
Кроме того, в каждой теме есть подтема.
Иными словами, в жизни школы, как в капле
воды можно найти отражение жизни всего
общества.

Так
или иначе, но в любом случае заявить в
фильме тему следует максимально точно.

А
что такое Идея?….
Это
чаще всего ответ на вопрос «Что?». Что
хочет сказать автор фильма или телепередачи
по поводу выбранной темы.

Пример.
Всем Вам известный Леонид Юзефович,
предлагая сценарий по теме о школе
совершенно определенно выразил свою
идею в названии: «Я люблю свою школу!».
И снимать такой фильм было легко.

Или,
другой пример, вновь из школьных работ.
Было задание ученикам девятого класса,
которые в рамках сквозного школьного
проекта «История моего народа через
историю моей семьи» осуществляли шефство
над пожилыми людьми, снять фильм на тему
о наших дедушках и бабушках. По этой
теме авторами фильма была предложена
идея про то, что судьбы наших стариков
очень похожие…. Так возник фильм с
названием «Такие похожие судьбы…»

«Сверхзадача»

это чаще всего ответ на вопрос ради
чего? Можно сказать, величина и
общественная значимость работы. В
качестве иллюстрации этого термина
иногда приводят примеры из творчества
Вахтангова. Это, конечно, «Принцесса
Турандот» в студии Вахтангова
(праздничность спектакля поставленного
в пору разрухи и войны давала надежду
на будущее – ради будущего страны) и
«Гадибук» в «Габиме» (возрождение народа
– ради будущего народа). Мы не можем
проиллюстрировать отрывки из этих
спектаклей, но некое представление об
этой мысли содержится в эпизодах из
школьного фильма «Габима».

Что
такое «Сквозное действие»?

Из самого названия ясно, что здесь
пойдет разговор о событиях. Классическая
формулировка такова: движение от
исходного события к главному. Здесь
чрезвычайно важно такое понятие –
«эпизодное» мышление. Творческая
заявка должна быть представлена в виде
последовательности эпизодов. В каждом
эпизоде есть свое начало, кульминация
и финал. В исходном событии обычно
кристаллизуется тема (Вражда двух кланов
Монтекки и Капулетти перешла в открытую
стадию) работы. В главном событии следует
искать разрешения идеи (Эта вражда убила
самое прекрасное и дорогое для них)
фильма.

В
школьной практике построение сквозного
действия всегда затруднительно. Причина
тому – всеобщий телевизионный подход
к школьным фильмам. В лучшем случае мы
имеем интересное школьное событие,
которое мы фиксируем на пленке. Такой
подход, чаще всего, предполагает
иллюстративность, т.е. репортаж о
происшедшем событии, например, школьном
празднике, школьной экскурсии и т.п. Но
бывают и исключения. Приведу пример.
Ученица 10 класса Алина Рабинович во
время работы над видео проектом по
творчеству Мандельштама определила
для себя сквозное действие в фильме
таким образом: «Найти, отыскать в
Москве улицу Мандельштама». Поиски
этой улицы в Москве и стали сквозным
действием фильма. Как вы понимаете,
улицы Мандельштама в Москве нет. Но она
нашла! Эту улицу она нашла в «своей
душе»! Это и стало главным событием
фильма, в котором в одну точку сошлось
все: и идея, и тема, и сверхзадача, и
сквозное и т.д.

Кроме
того, сформулированная идея фильма:
«Улица Мандельштама в душе каждого
человека» — является еще и примером
«образного решения».

Остановимся
несколько подробнее на этой составляющей
творческой заявки.

Что
такое художественный образ? Лучше всего
привести пример Соломона Михоэлса. Он
говорил нечто подобное: » Как с помощью
художественного образа можно решить
тему? Например, тема – «Деньги портят
человека». Расхожая, банальная, а
потому и пошлая тема. Большинство бы,
скорее всего, сразу нарисовали уродливый
портрет «капиталиста в цилиндре»
из ушей, которого растут долларовые
купюры. И это будет не художественный
образ! Это будет иллюстрация! Заданную
тему (писал Михоэлс) можно решить,
например, так, — и Михоэлс говорил: »
Подойдите к окну. Посмотрите на прекрасный
мир через прозрачное стекло. Как красиво!
Вы видите весь мир! А теперь возьмите
на грош серебра и покройте серебром
тыльную часть стекла. Правильно,
получиться зеркало! И с этого момента
вы не будете видеть мир, вы будете видеть
только свое изображение! Т.е. вы ослепнете.
Как вы думаете, решена ли тема «Деньги
портят человека?».

У
художественного образа есть одно
удивительное свойство. Михоэлс называл
его «энергией» образа. Подлинный
художественный образ тем и отличается
от иллюстрации, что он всегда заряжает
как автора, так и зрителя положительной
энергией жизни. Иллюстрация помогает
что-либо понять, объяснить, а художественный
образ позволяет сразу проникнуть в
существо, в философию явления.

Далее,
— Художественные особенности (стиль,
жанр, точка зрения). Под этим термином
обычно понимают то, что называется
манерой автора, его художническим
почерком. В свою очередь, эта манера
зависит от мировоззренческих позиций
автора, от его отношения к тем или иным
событиям, отображенным в фильме, от его
точки зрения на эти события.

«Технические
средства» — или приблизительная оценка
затрат на техническую часть видео
производства. Для современного
продюсерского видео это имеет большое
значение. Но важно отметить, что очень
часто, жесткий отбор технических средств
диктует поиск оригинальных выразительных
средств, которые становятся творческим
решением работы.

«Перспективы
продвижения на рынок, цикличность и
периодичность телепередачи» — здесь
название говорит само за себя. Но уже
на этапе Творческой заявки бывает очень
полезно знать «адресацию» работы, так
как это очень часто диктует и художественное
решение. Ведь кино можно делать и для
одного человека. Самое «массовое
искусство», безусловно, зависит от
примитивной «раскрутки», но ведь бывают
и фестивали, и конкурсы и т.п.

Возможно,
при разработке Творческой заявки следует
добавить ответы на еще целый ряд вопросов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать сценарий шаблон
  • Как написать сценарий чат бота
  • Как написать сценарий хоррора
  • Как написать сценарий урока
  • Как написать сценарий тестирования

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии