Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.
Члены предложения: с чего начать?
Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.
Вам будет интересно:Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии
Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.
Построение элементарных схем
Вам будет интересно:Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных
Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.
- Ребята гуляют. I________.
- Мама моет посуду. I________.
Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.
Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.
В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.
- На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
- Дети катаются на санках. I___ ____ __ ____.
- Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
- Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?
Отображение в схемах орфограмм
Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.
- Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
- Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
- Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
- Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.
Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».
— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?
— Дети! — I___!
Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.
Алгоритм построения схемы
«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.
Учащиеся следуют такому алгоритму:
После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Что нужно запомнить: примеры
Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.
Вот несколько примеров:
- Я пою. I___ ___.
- Мама печет пироги. I___ ___ ___.
- Дети гуляют на улице. I___ ___ _ ____.
- Белый снег лежит красивым ковром. I___ ___ ___ ___ ___.
Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.
- Какие красивые цветы! I___ ___ ___!
- Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ___ ___ ___ ___ ___?
- Как ярко светит солнце! I___ ___ ___ ___!
- Где лежит твой пенал? I___ ___ ___ ___?
Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.
- В классе учится Никита. I_ ___ ___ I___ .
- Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ .
Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.
- Начало занятия
- Простые схемы
- Орфограммы в схемах
- Построение схемы пошагово
- Полезные советы взрослому
- Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.
Начало занятия
В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.
Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.
Простые схемы
Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.
Дети играют I_________.
Мама поливает цветы I__________.
После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.
Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.
Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!
Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?
Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.
Орфограммы в схемах
Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.
Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.
Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.
Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.
– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?
– Сережка! I__!
Построение схемы пошагово
Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.
Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:
- Прочесть предложение.
- Уловить смысл.
- Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
- По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
- Посчитать количество слов.
После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.
Полезные советы взрослому
Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.
Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.
Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.
Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.
Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.
Содержание:
- Усложнение синтаксического разбора
- Примеры схем предложений
- Отображение в схемах орфограмм
- Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе
- Синтаксический разбор онлайн
- Видео
Усложнение синтаксического разбора
В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.
Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.
I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====.
В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.
I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———.
В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.
Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа
Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];
В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].
Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:
- Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
- Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).
Однородные члены изображаются кружком:
- О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
- Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].
Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.
Примеры схем предложений
Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.
Маша кормила кота. I________.
Гуси-лебеди унесли братца. I________.
Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.
Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:
- Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
- В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.
Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.
На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.
Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!
Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?
Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?
Отображение в схемах орфограмм
Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.
Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.
Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.
Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.
Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.
Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».
— Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?
— Мы их съели! —I___ __ ___!
— Больше конфет нет. —I___ ___ ___.
— Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!
Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.
Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе
Необходимо:
- Прочитать предложение.
- Установить его смысловой предел.
- Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
- Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
- При наличии диалога перед предложением поставить тире.
- Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
- На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.
Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.
Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.
Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!
— Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?
— А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?
Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!
Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.
Синтаксический разбор онлайн
Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:
- Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
- Видеоуроки школы Лобачевского.
- Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
- Учи.ру — обучающий портал.
- Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
- Текст.ру.
- Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.
Видео
Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.
Содержание статьи:
- Члены предложения: с чего начать
- Построение элементарных схем
- Отображение в схемах орфограмм
- Алгоритм построения схемы
- Помощь в составлении схем
- Что нужно запомнить: примеры
Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.
Члены предложения: с чего начать?
Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.
Вам будет интересно:Специализированная организация — это… Понятие, права и полномочия
Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.
Построение элементарных схем
Вам будет интересно:Зардеться — это глагол с двумя значениями
Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.
- Ребята гуляют. I________.
- Мама моет посуду. I________.
Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.
Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.
В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.
- На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
- Дети катаются на санках. I___ ____ __ ____.
- Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
- Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?
Отображение в схемах орфограмм
Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.
- Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
- Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
- Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
- Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.
Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».
— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?
— Дети! — I___!
Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.
Алгоритм построения схемы
«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.
Учащиеся следуют такому алгоритму:
После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Что нужно запомнить: примеры
Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.
Вот несколько примеров:
- Я пою. I___ ___.
- Мама печет пироги. I___ ___ ___.
- Дети гуляют на улице. I___ ___ _ ____.
- Белый снег лежит красивым ковром. I___ ___ ___ ___ ___.
Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.
- Какие красивые цветы! I___ ___ ___!
- Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ___ ___ ___ ___ ___?
- Как ярко светит солнце! I___ ___ ___ ___!
- Где лежит твой пенал? I___ ___ ___ ___?
Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.
- В классе учится Никита. I_ ___ ___ I___ .
- Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ .
Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.
Как составить предложения по схемам 1 класс, с примерами?
В 1 классе детей ещ не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нм, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения.
Примеры:
*Идт снег. Зима наступила.
*Идт белый снег. Снег падал хлопьями.
*Медленно падает белый снег. Идт белый пушистый снег.
*Красивые белые снежинки медленно падают.
Пусть сам ребнок найдт в сказке или сам придумает такие предложения.
скорее всего это:
- подлежащее, сказуемое- Мальчик пишет
- подлежащее, сказуемое, дополнение-Мальчик пишет ручкой
- подлежащее, сказуемое, определение, дополнение-Мальчик пишет синей ручкой
- подлнжащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство-Мальчик пишет синей ручкой в тетради.
По схемам видно, что первоклашка должен на стартовом (начальном)этапе своего знакомства с родным языком усвоить два правила:
1) то что каждое предложение начинается с большой (заглавной) буквы
2) что в конце каждого предложения ставится, для первого знакомства с грамотностью) точка-).
Упражнение дано на развитие навыков по составлению предложений, начиная с очень простых из двух слов (две же черты показаны на первой схеме) до пяти (последняя схема).
Примеры предложения для 1 класса, в составе которых два, три, четыре и пять слов.
- Собака воет.
- Кошка умывается.
- Мама ругается.
- Собака грозно рычит.
- Выглянуло ласковое солнышко.
- Раздался жуткий грохот.
- Бабочка порхает над цветком.
- Папа купил новый мотоцикл.
- Бабушка напекла вкусных пирожков.
- Гусенок неторопливо чистил свои перышки.
- Пингвин папа сам высиживает птенцов.
Я помню, что каждая черточка обозначает одно слово. Первое, обязательно начинается с большой буквы.Можно придумать с ребенком следующие предложения по предложенным схемам:
1: Начался урок.
Светит солнце.
2: Идет теплый дождик.
Растет красивый цветок.
3: Небо освещает круглая Луна.
Мама принесла огромный торт.
4: Маша вечером смотрела интересный мультфильм.
Бабушка мне связала теплые рукавички.
Пофантазируйте с ребенком, пусть он сам попробует сочинить предложения, а вы откорректируете, подскажите ему. Так будет на много интереснее и полезнее для него, чем просто списать уже готовые сочиненные фразы.
В каждом из предложений первое слово начнем писать с заглавной, большой, буквы, а в конце предложения поставим точку. Каждое слово в предложении пишем раздельно. Вот что должны запомнить ученики 1 класса.
Составим предложения по этим (предложенным) схемам. Все они различаются лишь количеством слов.
Мама поет.
Папа чистит ботинки.
Дети играют в прятки во дворе.
Собака громко лаяла на пробегавшую кошку.
Составить предлоожения по схемам для 1 класса для взрослого человека довольно просто. А вот малышам, только начавшим овладевать родным языком, это задание, возможно, и затруднительно. Приведу примеры предложений по представленным схемам, в которых каждая черта обозначает одно слово.
Первая схема предполагает наличие подлежащего и сказуемого, чтобы получилась законченная мысль, оформленная в конце завершающим пунктуационным знаком – точкой, например:
Зима пришла.
Снежинки падают.
Ветер дует.
Дождик льт.
Девочка смется.
Вторая схема предполагает наличие трех слов:
Мама готовит обед.
Мальчик мастерит самолетик.
Собака прибежала домой.
Бабушка вяжет носки.
Наступает Новый год.
В предложения по третьей схеме добавим еще одно слово.
Моя сестра поет песенку.
Яркое солнце греет землю.
Кошка умывает лапками мордочку.
Четвертая схема предполагает наличие пяти слов в предложениях, например:
Маленькая сестра кушает вкусную кашу.
Моя мама приготовила вкусный борщ.
Утром соседская собака громко лает.
Завтра я буду клеить самолетик.
info-4all.ru
Урок русского языка в 1-м классе. Тема: “Предложение”
Разделы:
Начальная школа
Цели урока:
- развить умение употреблять заглавную букву в
начале предложения; формировать из слов
предложения; выделять основу предложения; - уточнить представление о знаках препинания в
конце предложения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Перед вами план работы урока. Мы должны его
выполнить. Будем внимательными и активными и
обязательно справимся.
- словарная работа;
- работа с предложениями;
- минутка чистописания;
- работа с постановкой знаков препинания в конце
предложения; - физминутка;
- задания из конверта Знайки-Словознайки;
- путешествие в картину;
- домашнее задание;
- итог урока.
2. Словарная работа.
Первое задание вам даёт наш весёлый человечек
Словарик.
– Отгадайте загадку:
Ты в слова
Угадаешь их тогда
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыли
Для гостей. (Кормушка)
3. Работа по теме урока.
Повторение знаний о предложении.
– Что такое предложение?
– Из чего состоит предложение?
-Что ещё знаем о предложении?
(слова в предложении связаны по смыслу; первое
слово в предложении пишется с большой буквы; в
конце предложения ставится . ? !)
На доске строится схема:
– Назовите лавные члены предложения.
– Что обозначает подлежащее?
– на какие вопросы отвечает?
– Что обозначает сказуемое?
– На какие вопросы отвечает?
Продолжаем строить схему:
– Чему будем учиться на уроке?
2) Записать предложение на доске с
комментированием.
У Кости Крылова живёт ручная ворона Кара.
3) Записать предложения под диктовку в
тетрадях:
Зимой птички весь день ищут пищу.
Проверка с составлением схемы на доске:
|И_ ЧК Ь__ Ь__ ЩУ__ ЩУ_
.
– найти главные члены предложения.
4. Минутка чистописания.
– Отгадайте загадку:
Кто на бегу
Пары клубя
Пуская дым трубой
Везёт вперёд и сам себя
Да и меня с собой? (Паровоз)
Вслед за птичками отправимся в лес на
паровозике. Чтобы паровозик ехал быстро –
правильно будем писать буквы-вагончики.
5. Предложение и знаки препинания в конце
предложения.
Мы прибыли в волшебный лес. На опушке нас
встречает компания знаков препинания.
Учащиеся читают стихи о знаках препинания.
У последней
Точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.
-Ура! – Домой! – Караул! – Разбой!
Притащился кривокосый
Вопросительный знак:
– Кто?
– Откуда? |
– Кого?
– Как? |
– В лесу на деревьях висят плакаты. Нужно
прочитать предложение на плакате и поставить в
конце предложения нужный знак, а загадки
отгадать.
2) Полон лес и загадок и
чудес(.)
Плакат №1:
Повзрослели
– шляпы надели(.)
Плакат №2:
4) Падают с ветки золотые монетки(.)
(Листья)
Плакат №3:
На земле, у
старых ёлок(?) (Муравейник)
Плакат №4:
Встал, как
столбик,
Под сосной (?) (Заяц)
Плакат №5:
Всего 6 предложений. Учащиеся заполняют
карточку и затем объясняют вслух поставленный
знак. (Работа в парах)
№ – / п | * | ? | ! |
1 |
+ |
||
2 |
+ |
||
3 |
+ |
||
4 |
+ |
||
5 |
+ |
||
6 | + |
5. Физкультминутка.
6. Задания из конверта Знайки-Словознайки.
1) Связь слов в предложении. Рассыпались слова,
собрать и записать в тетрадях предложение.
Карточки:
Воробышек прискакал и коровой замычал.
– Из какого произведения эти строки?
– Кто автор? (“Путаница” С.Я. Маршак)
Вывод: (Слова в предложении связаны по смыслу)
Найти главные члены. (Проблема: в предложении
может быть 2 сказуемых)
2) Отгадать ребусы и записать предложение.
Карточки:
(Вороны и галки всю зиму живут в городе)
Найти главные члены. (Проблема: в предложении
может быть 2 подлежащих)
7. Путешествие в картину.
Составить предложение по картинке,
использовать данные словосочетания.
Примерный текст:
Пришла холодная зима. Голодно птицам в зимнем
лесу. Дружные ребята повесили кормушки. Будут
сыты наши пернатые друзья.
Примерный текст: Пришла холодная зима.
Голодно птицам в зимнем лесу.
Дружные ребята повесили кормушки.
Будут сыты наши пернатые друзья.
– Кто из вас сделал кормушки?
8. Домашнее задание.
Составить и записать рассказ из 3-4 предложений
на тему: “Как я помогаю птицам зимой”.
9. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали?
22.02.2008
Поделиться страницей:
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Схема предложений в 1 классе.
Составь схемы предложений.
Наступила осень. Какой ненастный день!
Птицы улетают на юг. Краснеют гроздья рябины.
В зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди.
Составь схемы предложений.
Сколько грибов появилось в лесу!
Куда солнышко спряталось?
Очень хороши стройные подберёзовики!
Быстро пролетело лето. Незаметно подкралась осень.
Составь схемы предложений.
В октябре пошли холодные дожди.
Ночью уныло завывал ветер.
Он нагонял тяжёлые тучи.
-
Птички и девочка.
-
У дома рос высокий клён.
-
Подлетели птички.
-
Они шумно сели на ветки клёна.
-
Веточки закачались.
-
Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба.
-
Птички ждали её.
-
Девочку звали Алёнушка.
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Миша шёл по тропке к лесу.
2.Выбежал маленький щенок.
3.Он жалобно скулил.
4.Мальчик взял щенка.
5.Щенок вырос.
6.Он стал большой и доброй собакой.
1.Дети весело играют.
2.У Маши юла.
3.Девочка крутит юлу.
4.Игрушка гудит и поёт.
5.Взял Серёжа кубики.
6.Мальчик строит высокую башню.
1.Таня идёт в школу.
2.Ей семь лет.
3. А Марина мала.
4.Она играет в куклы.
5.Дедушка Петя принёс букварь.
6.Таня учит Олю читать.
7.Малышка смотрит картинки.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
1. Стоит в поле теремок.
2. Какой красивый теремок!
3. Пробегала мимо мышка.
4. Кто в теремочке живёт?
У дома рос высокий клён.
Подлетели птички.
Они шумно сели на ветки клёна.
Веточки закачались.
Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба.
Птички ждали её.
Девочку звали Алёнушка.
-
Птички и девочка.
-
У дома рос высокий клён.
-
Подлетели птички.
-
Они шумно сели на ветки клёна.
-
Веточки закачались.
-
Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба.
-
Птички ждали её.
-
Девочку звали Алёнушка.
-
Птички и девочка.
-
У дома рос высокий клён.
-
Подлетели птички.
-
Они шумно сели на ветки клёна.
-
Веточки закачались.
-
Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба.
-
Птички ждали её.
-
Девочку звали Алёнушка.
-
Птички и девочка.
-
У дома рос высокий клён.
-
Подлетели птички.
-
Они шумно сели на ветки клёна.
-
Веточки закачались.
-
Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба.
-
Птички ждали её.
-
Девочку звали Алёнушка.
-
Птички и девочка.
-
У дома рос высокий клён.
-
Подлетели птички.
-
Они шумно сели на ветки клёна.
-
Веточки закачались.
-
Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба.
-
Птички ждали её.
-
Девочку звали Алёнушка.
-
Птички и девочка.
-
У дома рос высокий клён.
-
Подлетели птички.
-
Они шумно сели на ветки клёна.
-
Веточки закачались.
-
Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба.
-
Птички ждали её.
-
Девочку звали Алёнушка.
infourok.ru
Как составить схему предложения 1 класс
Сколько слов-столько и символов (прямоугольники или чёрточки, треугольник-предлог)… важно отметить заглавную букву (начало предложения) и в конце поставить .(! ?)
Дуги-количество слогов в слове.
эх мне бы ваши задания….
I_-это слово с заглавной буквы, остальные слова символ ___,в конце схемы знак препинания
Начерти схеми
предложений. сравни их
У нины коса. у Ани коса
Косы осы сук сок кони кино
Окуни кокон сынок
touch.otvet.mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение. Схемы предложений
Презентация для знакомства со схемами предложения на уроках обучения грамоте….
«История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»
Урок изучения и закрепления новых знаний…
Предложение. Схемы предложений.
Интерактивный тест для учащихся 1 класс для закрепления знаний о правописании предложения ( с большой буквы, имена с большой буквы, каждое слово отдельно, в конце предложения ставится точка . ил…
Анимационная таблица » Графическая схема предложения» для обучения в 1 классе по УМК » Перспективная начальная школа»
Анимационная таблица » Графическая схема предложения» для обучения в 1 классе по УМК » Перспективная начальная школа»…
Составление схем предложений и предложений по схемам
План-конспект урокаПредмет: русский языкДата: 29.04.2016Программа: «Школа 2100»Тема: Составление схем предложений и предложений по схемам Ти…
Презентация к уроку чтения для 1 дополнительного класса коррекционная школа по теме:»Знакомство с новым видом схемы предложения. Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение»
Презентация для урока чтения 1 дополнительный класс коррекционная школа…
Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)
Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)…
Члены предложения: с чего начать?
Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.
Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.
Плюсы и минусы обучения по карточкам
Домашние уроки с дошколятами по карточкам со слогами — самая популярная методика первой ступени обучения грамматике. Она разработана для детей в возрасте от 6 месяцев.
Позитивные моменты программы:
- Наглядные пособия для изучения азбуки и грамматики с детьми можно изготовить самостоятельно. Готовые наборы карточек со слогами имеются в свободной продаже.
- Тренировка эффективна, особенно если методика применяется на самых ранних этапах развития ребенка.
- Игровая стратегия вызывает у ребенка положительные эмоции, закрепляя в подсознании любовь к чтению. В игре дети проявляют творческие способности.
- При ежедневных занятиях у дошкольников развивается фотографическая память, улучшается способность к запоминанию большого объема информации, повышается концентрация.
- По мнению преподавателей начальных классов, дети, изучавшие азы чтения по слоговым карточкам, допускают меньше орфографических ошибок во время письма.
Отрицательные стороны учебной программы:
- Упражняться с ребенком придется ежедневно. Образовательный процесс отнимает много времени, а не систематические занятия не дают хорошего результата.
- Программа рассчитана на усредненного индивида, специфические особенности каждого ребенка не учитываются. Такой метод преподавания не подходит гиперактивным детям: они не способны длительное время удерживать внимание на одном предмете.
- Отсутствует подключение тактильного восприятия мира, что делает занятия однообразными и монотонными. Это часто вызывает быструю утомляемость и потерю интереса. Поэтому задания дробятся на части и повторяются в течение дня.
- Методика разрабатывалась для обучения грамоте детей до 5 лет. Ребятам постарше занятия по картинкам могут быть не интересны.
Построение элементарных схем
Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.
- Ребята гуляют. I________.
- Мама моет посуду. I________.
Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.
Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.
В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.
- На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
- Дети катаются на санках. I___ ____ __ ____.
- Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
- Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?
Усложнение синтаксического разбора
В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.
Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.
I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====.
В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.
I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———.
В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.
Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа
Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];
В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].
Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:
- Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
- Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).
Однородные члены изображаются кружком:
- О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
- Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].
Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.
Отображение в схемах орфограмм
Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.
- Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
- Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
- Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
- Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.
Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».
— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?
— Дети! — I___!
Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.
Графические обозначения
Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.
Настя сказала, что она пошла домой.
[-=],(что…).
Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:
Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.
[-==],(чтобы…).
Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.
(Когда…),[=-].
В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.
[…,(где),=-].
Алгоритм построения схемы
«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.
Учащиеся следуют такому алгоритму:
- Читают предложение.
- Устанавливают смысл.
- Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
- Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
- Если есть диалог, ставят тире.
- Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.
После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.
Развивающие карточки
В качестве наглядного пособия для обучения чтению используют карточки из плотного картона размером 10 на 50 см, на которых печатным шрифтом написаны буквы и слоги (высота шрифта 7,5 см и толщина 1,5 см).
Гласные печатаются красным цветом, согласные — синим и зеленым. Наглядные пособия со слогами можно сделать самостоятельно или купить учебные комплекты с хорошей полиграфией.
Среди готовой продукции наибольшей популярностью у родителей и педагогов пользуются:
- Комплект «Чтение по Доману». В наборе 20 карточек с простыми словами. Данное пособие предназначено для начального обучения чтению детей в возрасте от 0,5 до 7 лет.
- Набор обучающих карточек «Вундеркинд с пеленок. Чтение по Доману-2». Материал является дополнением к предыдущему комплекту, рекомендован для детей, освоивших первую ступень.
- «Кочка за кочкой» — развивающий набор, содержащий 88 слоговых карточек с гласными первого ряда (А, И, О, У, Ы, Э). В комплект включены прямые и обратные слоги. Учебное пособие дополнено красочными картами со сказочными героями;
- «100 карточек для первого чтения по слогам» издательства «АСТ». Это пособие для развития навыков чтения, составления слов и коротких предложений;
- «Чтение» — развивающие карточки для детей 6-7 лет, издательство «Росмэн», серия «Школа для дошколят». Комплект содержит 68 карточек со слогами, задания составлены по принципу от простого к сложному.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Синтаксический разбор онлайн
Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:
- Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
- Видеоуроки школы Лобачевского.
- Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
- Учи.ру — обучающий портал.
- Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
- Текст.ру.
- Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.
Как пользоваться карточками
Работа со слоговыми карточками предполагает, что ребенок хорошо знает весь русский алфавит. Перед началом обучения желательно составлять расписание занятий на неделю.
Важно прописывать подробный план мини-урока на каждый день. График занятий корректируется исходя из потребностей и возможностей ребенка.
На начальном этапе можно придерживаться данного алгоритма:
Дни недели | План занятий |
Понедельник | Ребенку поочередно показывают 5 карточек со слогами, четко и ясно произнося каждый звук. Например: МА, БА, ПА, РА, СА. Не нужно заставлять повторять слоги. Это вводное занятие. Далее в течение первого дня следует 2-3 раза повторить показ выбранных карточек, с интервалом в 1,5-2 часа. Ребенок должен привыкнуть к повторяющимся действиям и вовлечься в игру |
Вторник | Начинается занятие с показа вчерашних карточек. Далее нужно попросить ребенка повторить все слоги. Если он произносит звуки невнятно, нужно проговорить их снова. После можно показать 5 новых карточек. При этом количество показов за день увеличивается до 6, а интервал между заданиями сокращается до 1 часа |
Среда | Добавляется 5 слогов, а количество показов за день увеличивается до 9, интервал между демонстрацией уменьшается до 40-30 минут |
Четверг | Проверяется весь пройденный ранее материал и прибавляется 5 дополнительных слогов, число демонстраций увеличивается до 12, интервал сокращается до 30 минут |
Пятница | К пятому занятию набор карточек со слогами достигает 25, а показы увеличиваются до 15 в день с интервалом 20-30 минут. |
Суббота | В конце первого блока добавляются 5 слогов, при этом из всех изученных комплектов убирается по одной старой картинке |
Опираясь на данный алгоритм, можно составить программу мини-уроков для дошкольников на каждую неделю. Во время первых занятий нужно внимательно следить за настроением ребенка.
Нельзя принуждать его к обучению, если это ему неинтересно. Лучше подождать проявления искреннего интереса с его стороны. Время для проведения занятий следует выбирать с учетом режима дня, к которому ребенок привык.
Важно, чтобы у родителей, которые преподают чтение, была четкая дикция и хорошо поставленная речь.
Все дети неосознанно копируют произношение у взрослых. Иногда лучше пригласить репетитора. Невнятное или картавое произношение звуков впоследствии спровоцирует ошибки при обучении письму.
Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически. При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:
- Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
- Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
- Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
- Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
- Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
- Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.
Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.