Как написать синопсис пьесы

С этими советами вы подготовите хороший синопсис и заинтересуете людей своей книгой

Синопсис — это краткое содержание произведения. Оно необходимо для участия в литературных конкурсах, подачи заявок на экранизацию, продвижения книги. Навыком пересказывать свою книгу приходится овладеть всем писателям, которые хотят быть востребованными и успешными. Здесь мы подробно рассказывали о том, что такое синопсис, какие ошибки при его создании можно совершить, а также приводили пример того, что должно получиться в итоге.

Эта же статья для тех, кто хочет перейти от теории к практике. Автор Литрес Глеб Кащеев делится собственным опытом создания хорошего синопсиса. Писатель стал победителем конкурса «Электронная буква 2020» в номинации «Лучший фантастический мир» Он расскажет о 5 разных приемов, с помощью которых можно написать краткое содержание вашей книги.

Несмотря на то, что про краткое изложение содержания романа написано много справочных материалов, когда садишься писать его сам, сталкиваешься с одной и той же проблемой. Ты насытил книгу таким количеством ценных идей и интересных поворотов сюжета, как же их выкинуть? Кого из героев упомянуть в синопсисе, а кто на сюжет влияния не оказывает? Бабушка главного героя, чьи советы он иногда вспоминает, и чьими пирожками спасается от голодной смерти, — она влияет на сюжет или нет?

И вот, вроде, пишешь краткий синопсис, а он вдруг уже на четвертую страницу переползает, а ты даже до середины сюжета не дошел. Объективно и беспристрастно взглянуть на свой сюжет и обрезать его до жалких 3000 символов очень сложно. Сам через это проходил. Поэтому я дам вам 5 работающих способов, как написать краткий синопсис. А уж насытить его потом деталями до нужного количества знаков можно легко.

Способ 1: пусть напишет другой

Не спешите возмущаться. Конечно, никто за вас писать синопсис не будет. С другой стороны, кратко пересказать чужую книгу в разы проще, чем свою. Причем читатели запомнят из вашего сюжета именно самое важное — то, что их больше всего впечатлило. А это вам и нужно. Впечатлило их — понравится и редактору, жюри, продюсеру.

Поэтому берите друзей, родственников, знакомых, которые уже прочли ваше произведение и, вооружившись диктофоном, просите их пересказать кратко: о чем роман. Из трех-четырех пересказов делаете усредненный текст, добавьте в начале на абзац описание главного героя и детали сеттинга (не более абзаца, запомните!) — вот вам и синопсис.

Способ 2: ищите референс

Воспользуйтесь способом, который используют сценаристы. Конечно, каждый считает свою книгу уникальной, но она не существует в вакууме. У книг, написанных в рамках того или иного жанра и даже на пересечении двух жанров, всегда есть аналоги. Да, вы пишете лучше, да, вы придумали уникальный твист, которого у других нет, но все равно похожие книги должны быть.

В кино это называется референсами. Для понимания: сценарий вообще не принимают к рассмотрению, если в нем не обозначены фильмы-референсы. Для прозаиков такого требования нет, но поверьте, найти похожий пример стоит в любом случае. Это поможет вам оценить целевую аудиторию, уточнить жанры, посмотреть как именно продвигалась та книга и т. п.

С точки зрения подготовки синопсиса это делается так: напишите сами краткий пересказ для книги-референса. Это всегда проще. Найдите в сюжете ключевые точки. А теперь возвращайтесь к своей книге и посмотрите на нее исключительно в рамках событий чужого синопсиса: в чем отличие вашего произведения. Внесите исправления в чужой синопсис так, чтобы теперь этот текст был про вас.

Способ 3: найдите ключевые точки

Если вы не супер-опытный писатель с кучей изданных книг, то вы, скорее всего, придерживаетесь стандартных правил при построении сюжета. У вас есть экспозиция (знакомство с героем и миром, в котором он живет) и три ключевые точки:

  • Что-то нарушает привычный мир героя и зовет его в приключение (или пинком заставляет бежать свою или чужую жизнь).

  • К середине романа ставки в игре повышаются. Герой понимает, что на кону стоит что-то гораздо большее, чем он предполагал, встречает новую проблему.

  • Кульминация. Герой вступает в финальную битву или сталкивается с серьезными проблемами и одерживает (или не одерживает) победу.

Отведите 1 или максимум 2 абзаца на экспозицию. Запомните, что редактора интересует не цвет глаз и волос героя, а его социальное положение, яркие черты характера, четко обозначенная сила и слабость, и то, чего он хочет достичь. Далее напишите по одному абзацу на каждую ключевую точку, обозначая с чем сталкивается герой и какие выводы или шаги делает. В конце можно добавить одно предложение про то, что случилось после победы героя, если у вас есть такой элемент сюжета как «возвращение изменившегося героя к обычной жизни». Если вы все сделаете правильно, то у вас выйдет синопсис на 1500−2000 знаков, который четко покажет содержание вашей истории.

Способ 4: используйте метод снежинки

Экстремальный способ, ломающий мозг, но после него вы будете писать не только крутые синопсисы, но и логлайны (краткое описание фильма, которое передает всю суть в 1−2 предложениях), аннотации и прочее, необходимое для продвижения книги. Попробуйте сформулировать всю идею книги в одном предложении, причем так, чтобы оно казалось интересным. Например: «Пятнадцатилетняя девушка-привидение пытается поймать маньяка, убивающего детей, а также переосмыслить свою предыдущую жизнь и понять, что же с ней случилось». Это из моего романа «Лабрис».

Если вы смогли это сделать не в стиле Льва Толстого и ваше предложение не занимает полстраницы, поздравляю. Вы проделали огромную и самую важную работу. Это логлайн вашей книги. Теперь превращаем одно предложение в три. В первом описываем каким был герой в начале. Во втором — что он сделал. В третьем — каким стал в конце или чего достиг. Поздравляю, первые два предложения — это, по сути, ваша аннотация. Для коммерческой аннотации можно потом второе предложение изменить, описав как герой начинает действовать и добавив интригу.

Теперь каждое из трех предложений превращаем в абзац. В первом — каким был герой в начале и в какую ситуацию вляпался. Во втором — что делал и с какими проблемами столкнулся. В третьем — как он со всем справился и каким стал в конце. Поздравляю, у вас готовый синопсис на 1000−1500 знаков. Я встречал конкурсы и с таким ограничением. Насытить его потом деталями и сделать из него 3000 или 4000 знаков уже куда легче. Следуйте той же логике: превратите каждый абзац в два, например.

Способ 5: начните с синопсиса

Этот способ годится для тех, кто только приступает к новой книге. Напишите сначала синопсис. Пусть он будет вашим планом. Тогда у вас не будет соблазна насыщать роман теми деталями, которые вы еще не придумали. Конечно, существуют авторы, работающие без плана, на одном вдохновении, и этот способ им не подойдет. Но для тех, кто представляет себе общую картину сюжета, я бы советовал воспользоваться этим способом.

Кстати, бонус в том, что синопсис + логлайн — это готовая сценарная заявка, которую можно кидать в киностудии. Тогда, в случае действительно классной идеи, возможно, вам придется писать не роман, а сценарий и увидеть свои произведения на большом экране.

современный писатель, работающий в жанрах young adult, мистика, фантастика, фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Работа над книгой закончена – сюжет отредактирован, доведен до совершенства, материал полностью готов к отправке в издательство. Не хватает лишь одной детали – синопсиса. Но как написать синопсис, рассказав о целой книге на одном листе бумаги?

В этой статье разберем:

  • что такое синопсис;
  • какие трудности могут возникнуть при его написании;
  • как написать синопсис к фильму, книге или сценарию: структура текста и объем;
  • что нужно сделать при написании синопсиса, а чего нужно категорически избегать;
  • пример синопсиса.

Что такое синопсис

Синопсис – это краткое изложение сюжета книги, фильма, сценария, обзор его ключевых моментов.

Синопсис нужен для того, чтобы литературный агент, издатель или редактор смог понять, о чем ваше произведение.

Синопсис раскрывает основную идею произведения, а также его некоторые особенности и детали: жанр, стиль, главные герои, сюжетные линии и т. д.

Синопсис нельзя сравнивать с планом. Цель плана – описание героев произведения, разбивка сцены на отдельные нити, которые в итоге переплетаются и соединяются в одну сюжетную линию. Это технический, функциональный и достаточно объемный черновой материал, на основании которого строится все произведение.

Синопсис – это и не питч. Питч (англ. pitch) представляет собой торговую презентацию кинофильма или книги в устном или визуальном виде. Задача питчинга – заинтересовать аудиторию в прочтении/просмотре книги, фильма или спектакля. Также питчинг необходим для того, чтобы заполучить для проекта инвесторов и кредиторов. Питч и синопсис тесно взаимосвязаны и должны работать во имя одной цели – продвижение материала.

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Как написать синопсис: какие трудности могут возникнуть при написании

Скорее всего, когда вы приметесь за работу над синопсисом, вас настигнут следующие мысли:

  1. Все кажется важным. Вы проработали над книгой долгое время, возможно, работа заняла несколько лет вашей жизни. В книге каждая сцена, каждый герой, каждый поворот в сюжете важен и значим. Как съесть только один кусочек из всей плитки любимого шоколада?
  2. Нет спойлерам! Как решиться, взять и просто рассказать, чем закончится история, раскрыть все тайны, рассказать об интересных поворотах, которые ждут героев книги и самого читателя? А как же интрига?
  3. Вы хотите, чтобы книга понравилась, а лаконичный, сухой и функциональный синопсис разве хороший вариант для этого?

Как написать синопсис: структура и объем

Ключ к написанию синопсиса – помнить, кто его адресат. Вы пишите синопсис не для своего читателя, вы пишите для своего литературного агента, издателя или редактора, то есть для профессионалов своего дела. Синопсис нужен им для того, чтобы понять основную идею книги (фильма, сценария), понять, как конец объединяется с началом сюжета, понять, нравится им книга и понравится ли она будущему читателю или нет.

Текст синопсиса желательно разбить на 5 частей:

  1. Расскажите о главном герое (протагонисте). Кто он? В каких условиях и обстановке находится герой в начале истории? Каким образом эти условия изменились и почему?
  2. Поскорее переходите к середине истории. Перенесите читателя в эпицентр событий: расскажите, что произошло (катастрофа, трагедия, бедствие). Какие изменения произошли в жизни героя? Кто или что является причиной этих изменений: сам герой или антагонист? Изменения произойдут в лучшую или худшую сторону для протагониста?
  3. Какой выбор сделал герой? Почему это только ухудшает положение? Что происходит дальше? Какие возникают новые трудности и проблемы?
  4. Расскажите о кульминации истории: финальная битва, долгожданная встреча, восторжествование справедливости, счастливый финал и т. д.
  5. Чем все закончилось? Как конец истории связан с его началом?

Продемонстрируйте последовательную цепочку происходящих событий и изменений в сюжете, пишите так, чтобы издатель смог проследить за чередой событий и понять, к чему в итоге это привело.

Объем синопсиса – один лист формата А4, это, примерно, 500 слов. Выходит, 100 слов на один абзац текста. И все. Используйте слова с умом.

Конечно, ваша книга намного интереснее и увлекательнее синопсиса: в сюжете задействовано большое количество героев, у каждого из них своя интересная история и отдельная сюжетная линия. Но постарайтесь выбрать главного героя или несколько самых интересных персонажей и покажите их развитие по традиционной линии сюжета “герой-проблема-преодоление”.

Статьи:

  • “Как написать профессиональную рецензию на фильм”
  • “Как написать рецензию на книгу”.

Что нужно делать при написании синопсиса

  1. Рассказать о сути произведения. Объем синопсиса (500 слов) не позволяет выходить за рамки, лить воду и углубляться в детали. Только основная сюжетная линия.
  2. Не бойтесь спойлеров. Издатель или ваш агент – профессионалы своего дела. Сэкономьте их время, заинтересуйте, расскажите о неожиданном повороте в сюжете, поделитесь самыми интересными моментами книги.
  3. Определитесь с сюжетной линией. Возможно, в вашей книге задействовано сразу несколько самостоятельных персонажей, и каждый из них обладает интересным характером и историей. Но если в синопсисе расписать все существующие сюжетные линии, получится каламбур. Поэтому остановитесь на одной. Если необходимо, сможете оставить ссылки на другие сюжетные линии.

Что не нужно делать при написании синопсиса

  1. Комментировать. Не нужно объяснять, что значит это или вот это. Не нужно нахваливать свою креативность, мастерство и свое произведение. Пусть редактор сам примет решение.
  2. Использовать метафоры, риторические приемы, фигуры речи и тропы. Пишите просто.

Как написать синопсис: с чего начать

  1. Как можно быстрее напишите черновой вариант синопсиса. Чем больше будете размышлять и суетиться, тем сложнее будет начать. Напишите о самом интересном.
  2. Если черновик занимает 7 листов, не отчаивайтесь. Теперь возьмите в руки маркер и выделите самые интересные детали (представьте героя, расскажите, с какой проблемой он столкнулся, почему ситуация обострилась, далее кульминация и конец истории).
  3. Сокращайте и отсеивайте лишнее, пока не получите нужный объем – один лист, всего 5 абзацев.
  4. Отредактируйте текст, найдите и исправьте грамматические и орфографические ошибки.
  5. Попросите человека, который знаком с вашей книгой и знает ее содержание, прочитать синопсис. При такой агрессивной редакции и удалении из текста лишнего, важно не переборщить и не потерять главный смысл. Человеку “со стороны” проще понять, справились ли вы с задачей – синопсис отражает основную идею книги или нет.
  6. Убедитесь, что синопсис удовлетворяет всем требованиям оформления. Если текст необходимо напечатать, используя шрифт Times New Roman 12-го размера, а также стандартные параметры полей страницы, сделайте это, не хитрите, дабы вместить лишние 100 слов.

Пример синопсиса книги

Для большей наглядности и понимания, что же все-таки из себя представляет синопсис и как его написать, ниже приведен сюжет романа Чарльза Диккенса “Приключения Оливера Твиста”:

Оливер Твист — мальчик, мать которого умерла при родах в работном доме. Он растёт в сиротском приюте при местном приходе, средства которого крайне скудны. Голодающие сверстники заставляют его попросить добавки к обеду. За строптивость начальство отправляет Оливера в контору гробовщика, где мальчик подвергается издевательствам старшего подмастерья.

После драки с подмастерьем Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку юного карманника Джека Доукинса по прозвищу «Ловкий Плут». Логовом преступников верховодит хитрый и коварный еврей Фейгин. Туда же наведывается хладнокровный убийца и грабитель Билл Сайкс. Его 17-летняя подружка Нэнси видит в Оливере родственную душу и проявляет к нему доброту. В планы преступников входит обучение Оливера ремеслу карманника.

Однако после сорвавшегося ограбления мальчик попадает в дом добродетельного джентльмена — мистера Браунлоу, который со временем начинает подозревать, что Оливер — сын его друга. Сайкс и Нэнси возвращают Оливера в мир преступного подполья с тем, чтобы он принял участие в ограблении. Как выясняется, за Фейгином стоит Монкс — сводный брат Оливера, который пытается лишить его наследства.

После очередной неудачи преступников Оливер сначала попадает в дом мисс Роз Мейли, в конце книги оказывающейся тётей героя. К ним приходит Нэнси с известием о том, что Монкс и Фейгин не расстаются с надеждой выкрасть или убить Оливера.

С такой новостью Роз Мейли едет в дом мистера Браунлоу, чтобы разрешить с его помощью эту ситуацию. Затем Оливер возвращается к мистеру Браунлоу. О визитах Нэнси к последнему Браунлоу становится известно Сайксу. В припадке гнева он убивает несчастную девушку, но вскоре погибает и сам. Монксу приходится открыть свои грязные тайны, смириться с утратой наследства и уехать в Америку, где он умрёт в тюрьме. Фейгин попадает на виселицу, а Оливер счастливо живёт в доме своего спасителя, мистера Браунлоу.

Википедия

Пример синопсиса фильма

Синопсис фильма “Титаник” (1997 г.):

В первом и последнем плавании шикарного «Титаника» встречаются двое. Пассажир нижней палубы Джек выиграл билет в карты, а богатая наследница Роза отправляется в Америку, чтобы выйти замуж по расчёту. Чувства молодых людей только успевают расцвести, и даже не классовые различия создадут испытания влюблённым, а айсберг, вставший на пути считавшегося непотопляемым лайнера.

P. S.: Понравилась статья? Делитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо и хорошего Вам дня!

Фото для обложки статьи ru.depositphotos.com

Что такое синопсис, как и зачем его писать

В писательстве, как в любой профессии, есть терминология. Представим ситуацию: потенциальный издатель заинтересовался концепцией книги и просит прислать синопсис. В нашей статье попробуем разобраться, что такое синопсис, для чего и кого его писать, а главное – как.

Что такое синопсис

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Это сжатый пересказ произведения с раскрытием интриг и ключевых поворотов сюжета. Случалось пересказывать другу, родственнику, коллеге понравившийся фильм, книгу? При работе над синопсисом происходит то же самое, только задача – продать книгу издательству, заинтересовать редактора, литературного агента.

Термин придумали древние греки, подразумевая под ним изложение чего-либо масштабного в сокращенной форме без лишних деталей и погружения в пространные рассуждения.

В переводе с английского synopsis — это резюме.

Как не перепутать с аннотацией и логлайном?

Аннотация – это тоже краткий пересказ с упором на ключевые моменты, которые заинтересуют читателя и помогут сориентироваться в выборе книги. Она уступает синопсису в размерах, и главное их отличие заключается в том, что аннотация не содержит спойлеров. Ее задача — возбудить интерес читателя.

Логлайн – та же аннотация, но на сценарий фильма (для презентации кинопродюсеру). Про логлайн у нас есть отдельная

статья

.

Для чего писать синопсис книги

Для того чтобы редактор, прочитав его, мог оценить потенциал книги, ее замысел и исполнение, не тратя время на чтение всей рукописи. Задача синопсиса не сводится к простому изложению, это – презентация, реклама. Писать нужно так, чтобы редактор попался в расставленные сети и непременно захотел перейти к полной рукописи.

Создание синопсиса полезно и автору: он получает структурированный план собственного произведения, видит его слабые и сильные стороны, логические дыры, провисания и нестыковки сюжета, и может докрутить рычажки в нужных местах.

Как написать синопсис: каких правил придерживаться

Изобретать велосипед не придется, правила известны. Синопсис пишется в произвольной форме. Ориентируйтесь на объем в 3-5 тысяч знаков. Иногда редакторы просят прислать не простой, а расширенный синопсис, о нем расскажем чуть позже.

На что обратить внимание:

Настоящее время

Неважно, в каком времени происходят события в книге, пишем: «Мужчина средних лет заходит в бар и встречает старого приятеля…» и далее по тексту.

Сеттинг

Обозначьте место, время действия. Если пишете фантастику — дайте краткую характеристику вымышленного мира. Возможно, в нем три солнца, одно из них всходит по ночам, и это имеет значение для развития сюжета. Если описываете конкретное историческое событие или эпоху – сообщите об этом.

Главный герой и его цель

Кто ваш персонаж, что им движет? Герда ищет Кая, Китнисс Эвердин становится символом повстанческого движения ради защиты младшей сестры, Тайлер Дерден жаждет испепелить Американскую мечту и развеять её прах на руинах цивилизации. Чего хочет ваш герой? Если у героя есть антагонист – расскажите о нем. Если действующих лиц несколько – пишите только о тех, кто влияет на сюжет. Проходных персонажей упоминать не стоит.

Краткость и лаконичность

Излагайте кратко, емко, не упуская по-настоящему важных линий и деталей, но избегая рассуждений и ненужных подробностей. Обязательно опишите суть основного конфликта и пути его разрешения. Не утаивайте ничего, доставайте из рукавов все козыри.

Линейное повествование

Одно строго следует за другим. Рассказывайте о событиях в хронологической последовательности. Не пишите предысторию, избегайте лирических отступлений и рассуждений о судьбах героев. Если в произведении есть флэшбеки и флэшфорварды – не описывайте их.

Финал и главная идея книги

После описания кульминации истории напишите развязку. Она должна быть понятной и логически завершенной. Если вы пишете о путешествии туда и обратно, то в финале герой должен из него вернуться. Если пишете детектив – в финале должны раскрыть имя убийцы и его мотивы. Каков основной посыл произведения? В чем его уникальность и ценность?

В начале синопсиса укажите имя, контактные данные, название и жанр книги, объем в авторских листах (один лист – 40 тысяч знаков с пробелами). Для удобства текст можно разбить на подразделы, но это необязательно.

В качестве примера посмотрите, как описываются сюжеты известных произведений в Википедии:

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Краткий и расширенный синопсис – в чем разница

Если с кратким все ясно – размер не более 5 тысяч знаков, сжатый линейный пересказ с акцентом на основные повороты сюжета, – как быть с расширенным?

Расширенный обычно имеет отношение к кино и сценарному мастерству. Но в теории редактор может попросить прислать расширенный синопсис книги, в котором вам предстоит расписать произведение по главам. По объему следует уложиться в 10-15 страниц. Правила написания те же, но вы более детально раскрываете героев, сюжетные линии и описываете происходящие события.

Что еще почитать по этой теме:

Типичные ошибки при написании синопсиса

Если вам удастся избежать подобных ошибок, считайте, что синопсис получился:

Диалоги

Не включайте в текст диалоги! Исключение делайте в том случае, если конкретный диалог существенно двигает сюжет.

Отсутствие логики

Не злоупотребляйте бессвязными фразами, написанными ради достижения объема.

Сложная информация

Не перегружайте текст избыточной терминологией, узкоспециализированной информацией, труднопроизносимыми именами и названиями.

Превышение объема

Если текст логически и хронологически структурирован, но вы не уложились в рекомендованное количество знаков – объем можно превысить в разумных пределах. Если растекаетесь мыслью по древу – остановитесь, перечитайте и безжалостно удалите лишнее.

Комментарии

Не комментируйте собственный текст, не пытайтесь подробно объяснить происходящее, редактор разберется.

Художественность

Пишите в информативном стиле. Не демонстрируйте владение слогом, знание метафор, фигур речи и запас эпитетов.

Ошибки

Грамматические и пунктуационные ошибки способны загубить интерес редактора к книге. Внимательно вычитайте текст, прежде чем отправлять. Проверьте орфографию и пунктуацию с помощью таких сайтов как

Орфограммка

или

Текст.ру

.

Пробежимся по основным мыслям статьи и закрепим результат:

  • Представьте, что вам нужно пересказать человеку книгу так, чтобы он непременно захотел ее прочитать.
  • Художественные приемы оставьте для произведения – синопсис должен быть информативным.
  • Пишите коротко, емко, лаконично, системно.
  • Старайтесь обозначить главную идею книги – пусть идет красной линией через повествование.
  • Обязательно проверьте текст на наличие ошибок перед отправкой.

Для того чтобы прокачать полезный писательский навык, попробуйте написать синопсис к книге, которая произвела на вас впечатление в прошлом году. Какую книгу выберете?

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Чтобы издать рукопись с помощью издательства, потребуется синопсис. Разбираемся, что это такое, чем синопсис отличается от аннотации, как зацепить издателя и каких ошибок следует избегать.

Что такое синопсис

Когда книга готова, её нужно отправлять в издательства. Важно понимать, что в первую очередь ридер, редактор или издатель будет смотреть синопсис книги, а не рукопись.

Синопсис — это краткое изложение книги. Не стоит путать его с аннотацией. Аннотация — это короткая визитка вашей книги, а синопсис — её развёрнутое портфолио. И именно на основе синопсиса будет решаться судьба вас как автора и рукописи как издаваемой книги.

Зачем он нужен

Первая функция синопсиса — он помогает издателю принять решение, читать ли рукопись дальше. Ни одному, даже крупному издательству, не хватит штата сотрудников, чтобы прочитать каждую рукопись. Синопсис помогает сэкономить время и силы.

Вторая часто не самая очевидная функция — он помогает в процессе написания книги. Синопсис на этапе задумки и проработки идеи книги может стать отличным инструментом для структурирования текста, сверки внутренней логики и общей композиции.

Основные принципы синопсиса

Объём. Идеальный объём — 3000—4000 знаков без пробелов, то есть примерно печатный лист А4. Некоторые издательства запрашивают более развёрнутый текст, но первое решение принимается именно по небольшой выжимке.

Лицо и время. Синопсис необходимо писать в настоящем времени от третьего лица вне зависимости от способа изложения в самом тексте. Художественность стоит оставить для рукописи, а синопсис должен быть лаконичным и информативным.

Описание условий. В начале синопсиса обязательно укажите время и место действия, общие обстоятельства сюжета и специфику художественного мира, если текст написан в фантастическом или фэнтези жанре.

Описание героев. Опишите главного героя: как его зовут, сколько ему лет, чем занимается. Если в тексте развёрнутая сетка персонажей, постарайтесь кратко описать главных действующих лиц.

Ключевые моменты. Синопсис — это последовательное описание ключевых моментов произведения. Это значит, что менее важными деталями и героями придётся пожертвовать ради краткости. Важно не забыть главное, но и не переборщить с деталями.

Законченность. В синопсисе должны быть сведены все сюжетные линии, а финал раскрыт — он должен показать, что произведение целостное и завершённое. В рамках синопсиса именно описание концовки позволяет дать ответ на вопрос «Что хотел сказать автор?».

На что обращает внимание издатель

Марина Кадетова, шеф-редактор издательства «КомпасГид» рассказала, по какому принципу её команда отбирает рукописи на самотёке по синопсисам:

«Первое — мы смотрим на сюжет по критерию „зацепил или нет“. Это самое главное: хочется читать текст дальше или нет. Дальше мы уже смотрим на литературное качество текста, композицию, внутреннюю логику. Когда логики нет уже в синопсисе, то, скорее всего, её нет и в остальном тексте. Если качество синопсиса и литературного произведения нас устраивает, мы смотрим, насколько текст актуален и в частности актуален для нашего издательства: встаёт ли в наш план, есть ли у нас что-то подобное в портфеле. И только потом мы уже погружаемся в текст».

Каких ошибок следует избегать

Хорошая книга легко может потеряться за плохим синопсисом. Разберём популярные ошибки.

Лексическая небрежность. Каждое слово — на вес золота. В силу небольшого объёма стандартного синопсиса текст должен быть предельно выверен: никакой воды, а громкие слова должны соответствовать смыслу. Помните, что у вас вряд ли появится возможность разъяснить, что вы имели в виду. Например, автор подразумевает, что главная героиня тяжело идёт на контакт и не находит общий язык с одноклассниками, а в синопсисе пишет «буллинг», подразумевающий настоящую травлю, — в таком случае у издателя закрадываются сомнения в том, что писатель знает материал, а не просто варит кашу из актуальной повестки.

Многословность. Держитесь в рамках стандартного объёма. Смысл синопсиса — в ёмкости и лаконичности, краткость — едва ли не главное правило. Пожалейте время издателя, вполне возможно, что в его режиме и вовсе нет излишков, поэтому слишком объёмный текст рискует остаться без внимания.

Витиеватый стиль. Языковые декорации лучше оставить в рукописи, синопсис же предполагает сухость и информативность. Если издателя заинтересует идея, он обязательно откроет первую страницу полного текста и ознакомится с вашим языком.

Второстепенные линии. Необязательно рассказывать в синопсисе всё — это не поэпизодник, поэтому некоторыми линиями можно пренебречь. Главный вопрос, который нужно задавать себе в случае сомнения, — это степень функциональной важности истории, сцены или персонажа. Важно — включайте, неважно — оставьте в пределах рукописи.

Разбираем на примере

Примеры стандартных синопсисов можно найти в Интернете, а мы попробуем проанализировать более лаконичный вариант — составим синопсис для первой главы романа «Мечтатели Бродвея» Малики Ферджух.

1.

Джослин Бруйяр приезжает в пансион «Джибуле», где его встречает несколько девушек, — ловкая и насмешливая, блондинка Манхэттен, Черити и Хэдли, ковыряющая тыкву. Заходит хозяйка пансиона, миссис Мерл, и удивляется присутствию молодого человека в пансионе — она знала, что скоро приедет Джослин Бруйяр, но была уверена, что это девушка. Чтобы разрядить обстановку, Истер Уитти предлагает ему выпить, но не хочет оставлять его в пансионе. Но Манхэттен пытается уговорить миссис Мерл. В итоге она соглашается, а Джослин остаётся под новым именем — Джо.

2.

1948 год, Нью-Йорк. Действующие лица: Джослин Бруйяр, французский студент, горничные Истер Уиттер и Черити, танцовщица Манхэттен и так далее. Джослин Бруйяр получает приглашение в престижный пансион «Джибуле», однако по приезду оказывается, что там учатся только девушки. После нескольких неловких разговоров с обитательницами, Джослин знакомится с хозяйкой пансиона, Селестой Мерл — она действительно знала о приезде Джослина, но думала, что это девушка. Несмотря ни на что, Джослин располагает новых знакомых и на некоторое время остаётся в «Джибуле».

Разница очевидна. В первом варианте, конечно, более подробно описан сюжет, но насколько эти детали нужны издателю, когда он принимает решение, работать с рукописью или нет? Второй вариант не детализирует каждый диалог, зато даёт понять общие условия, атмосферу и ситуацию, в которой оказались герои, когда первый — это лишь набор действий.

Бонус-шпаргалка: проверьте свой синопсис, ответив на вопросы

Если синопсис готов, проверьте, отвечает ли получившийся текст на заданные вопросы.

  • Когда и где происходит действие?
  • Кто главный герой, сколько ему лет, чем занимается?
  • Какая цель у главного героя и почему он к ней стремится?
  • В чём заключается конфликт произведения?
  • Как меняется герой по ходу сюжета?
  • Чем закончилась история?

Если вы смогли ответить конкретно и развёрнуто на эти вопросы, ваш синопсис удался. Теперь не забудьте указать в тексте ваши имя и фамилию, контактные данные, объём и жанр рукописи — и смело отправляйте текст издателю. Уверены, теперь у вас всё получится.

Психоаналитик советует Мардж писать мемуары, и она вспоминает советское детство и молодость, прошедшую в борьбе за мир, любовь и деньги. По биографиям Мардж и ее близких можно учить новейшую историю — от падения Берлинской стены до терракта 11 сентября.

Семья мужа № 1 вывозит Мардж в Нью-Йорк. Первый супруг не хочет сражаться за ее любовь, зато второй делает это постоянно — но где-нибудь на Шри-Ланке, в Гондурасе или на Палестинских территориях: он военный корреспондент. Мардж мечтает затащить его в свой кофейно-литературный мирок, где подвигом считается поход в спортзал. Муж № 2 смотрит на нее глазами несчастного спаниэля: «А как же борьба? Как же вольные пампасы?»

Мардж устает каждый день ждать похоронки. После развода она отправляется в Африку строить школу в глухой деревне. Но столетия нищеты и неграмотности — это такая яма, которую невозможно засыпать. Все, что ты дашь, проестся, все, чему научишь, забудется за ненадобностью. Но самое главное, Мардж обнаруживает, что она не столько помогает людям, сколько доказывает сама себе: «Я ужасно благородная».

Супруг № 3 вводит Мардж в мир Большой Нефти — он работает вице-президентом крупной добывающей корпорации. В его доме полно вещей, купленных по принципу «в голову стрельнуло», и он забывает о них на следующий день. Мардж понимает, что она тоже вещь: ею наигрались и закинули под кровать.

Она вновь разводится и открывает литературное агентство. Ее карьера успешно продвигается, но ей требуется кто-то, о ком можно думать по пути из офиса домой. Мардж думает о режиссере Кевине. В конце концов, он начитан, остроумен и знаменит.

Кевин просит руки Мардж — но не для себя, а для Зэка, 20-летнего актера. Зэк недавно эмигрировал из Новой Зеландии и ему срочно нужна грин-карта. Сердце Мардж разбито, но она по привычке хохмит: «Устрою себе шикарную свадьбу: жених — Зэк, музыка — «Радио-шансон», костюм в полосочку. Обменяемся наручниками при понятых — разве плохо?»

Зэк — чудесный парень с широкой улыбкой и накаченным прессом. Ему плевать, что Мардж годится ему в мамы — он искрене восхищается ею. На медовый месяц они отправляются на горнолыжный курорт. Собака Мардж обдирает дорогой диван в арендованном доме и хозяин обещает подать на молодоженов в суд.

Кевин советует Мардж нанять адвоката Пола Вардлоу, с которым он давно сотрудничает. Вскоре она узнает, что это и есть ее истец.

У них завязываются странные отношения — полудружба-полуфлирт. Пол подтрунивает над Мардж и в то же время оберегает ее и поддерживает во всех начинаниях.

У Пола богатая биография: он родился в Ираке, детство провел в Гане, учился в Великобритании. Хотел стать великим актером, а стал голливудским адвокатом. Мардж импонируют его взгляды на мир, и ей с ним очень интересно: он всерьез увлекается психологией и философией.

Отношения с Зэком постепенно сходят на нет. Он не терпит опеки со стороны Мардж, а ей смешно и странно глядеть на то, как муж № 4 повторяет ошибки ее молодости. Пол не появляется и не звонит — и эта ниточка обрывается.

У Мардж опять депрессия: ей даже к психоаналитику идти не хочется. Она начинает пугать родственников намеками на самоубийство — не всерьез, конечно: ей просто хочется, чтобы окружающие говорили: «Ты нужна нам!» Узнав о «суицидальных наклонностях» Мардж, Пол звонит ей и все объясняет: его матери предстоит операции, поэтому все эти дни он был в Лондоне, рядом с ней. «Главное, не выходи замуж до завтра, — говорит он. — Я в очереди крайний».

Мардж не знает, что и думать: есть ли у них шансы? Ведь они любят себя, а не друг друга. Но Пол считает, что симбиоз эгоизмов — это залог успешного брака: «Заботься обо мне, а я буду заботиться о тебе, и пусть окружающие думают, что у нас любовь».

Влечение ума, влечение сердца… а влечение тела, если что, сексолог поправит. Мардж решает начать новую жизнь и новый дневник.

Дополнительные материалы

Как писать синопсис — мастер-класс Эльвиры Барякиной, в котором подробно, шаг за шагом, показано, из каких элементов состоит синопсис и как их собрать в интересный, легкий для восприятия текст.

Как написать синопсис книги: советы писателям (видео)

Писать синопсисы приходится всем романистам. По крайней мере, до тех пор, пока они не стали признанными звездами литературы. Этого требуют литагенты и издатели, чтобы оценить работу писателя и понять, подходит ли она для конкретного издательства. Также синопсис может быть необходим для участия в литературном конкурсе. И порой создать его даже сложнее, чем само произведение. О том, как написать синопсис книжки, материал KnigaStudio.ru.

Что такое книжный синопсис

Сжатое содержание вашего литературного творения – это и есть синопсис. Обычно требуется, чтобы его объем составлял 1–5 страниц (в некоторых случаях 10–15). В них описывается:

  • сюжет (от начала до конца);
  • главный конфликт;
  • персонажи (дается общее представление о главных действующих лицах).

Текст следует писать в настоящем времени. В идеале он призван стать самостоятельным рассказом. Такой рассказ поможет литагенту или главному редактору быстро ознакомиться с вашей работой и либо принять рукопись на рассмотрение, либо отказать из-за ее несоответствия формату издательского дома.

С рассказом-синопсисом также работают корректоры издательства, дизайнеры, иллюстраторы, пиарщики и маркетологи. Нередко текст рассылают в СМИ, чтобы журналисты смогли выпустить статью о том или ином авторе.

Чем рассказ-синопсис отличается от аннотации

Еще один документ, который необходим издательству при продаже книжки – это аннотация. Только она описывает сюжет в краткой форме, а текст-синопсис – в более подробной, развернутой.

Аннотация, как правило, состоит из 2–3 абзацев или даже нескольких предложений. Прочитав ее, ваша потенциальная аудитория должна понять, о чем повествует произведение. Такое краткое содержание печатается в начале книги и/или на задней обложке. В качестве аннотации может быть выбран вариант, который предоставили вы, или тот, что предложило само издательство. О том, как правильно сделать аннотацию, читайте в статье KnigaStudio.ru.

Важность рассказа-синопсиса

Грамотно составить книжный синопсис не так уж просто. Для некоторых сочинителей, даже очень талантливых, это целая проблема. Сжатое содержание вашего литературного шедевра – это пиар-инструмент, еще один способ продать свой опус издательству. А литераторы далеко не всегда умеют продавать.

Между тем, именно рассказ-синопсис определит будущее вашего труда. Его прочитает издатель или редактор, для того чтобы определиться – стоит ли издавать и продвигать рукопись. Поэтому его важность нельзя недооценивать.

Как написать синопсис к книге: главные составляющие

У каждого литагента, издателя и редактора могут быть свои требования к рассказу-синопсису и его объему. В некоторых случаях может потребоваться краткое описание на 1 страничку, в других – объемный и детальный рассказ на 5 и более листов. Все это надо уточнить заранее, перед тем, как приступать к работе.

При этом основные требования в любом случае будут такими:

  1. В рассказе-синопсисе дается описание общего развития событий созданного вами романа.
  2. События описываются в повествовательно-художественной форме.
  3. Должно быть понятно, что конкретно происходит с персонажами, а также то, насколько грамотно выстроено повествование, в меру ли сильное напряжение, будет ли внимание читателей удерживаться до концовки.
  4. Текст-синопсис должен подтвердить, что ваше творение соответствует заявленному жанру.

Шпаргалка по созданию рассказа-синопсиса

Вот как правильно написать синопсис:

  1. Рассказ идет в настоящем времени.
  2. Надо писать от 3-го лица, даже если повествование в романе построено от 1-го лица.
  3. Делайте предложения лаконичными и короткими. Весь текст должен получиться емким и динамичным.
  4. Описывается основная и второстепенные сюжетные линии. Должно быть ясно, как второстепенные линии в повествовании влияют на главную и на героев.
  5. Укажите место и время действия.
  6. Внимание концентрируется на персонажах, их сути и том, что с ними приключается.
  7. Обязательно обрисовывается финал и, если это предполагает замысел, анонсируются детали продолжения в следующем томе.
  8. Текст должен передавать атмосферу книжки, ее ритм и ключевые особенности.

Синопсис книги – это не простой пересказ, а изложение истории, нечто вроде ее творческого анализа. В него следует включить не только основные события, конфликт и интригу, но и главные идеи книжки, ее смысл.

Не лишним будет продемонстрировать изюминку романа, его отличие от других. Это могут быть неординарные действующие лица или необычный мир, где разворачиваются события, неожиданные повороты сюжета, небанальные выводы и т.п. Описание призвано показать уникальность вашего опуса и доказать, что он заинтересует читающую публику.

Как писать не надо

Для рассказа-синопсиса не нужно:

  1. Писать о том, чего нет в книге.
  2. Просто переписывать первые странички романа. К работе надо подойти творчески и выполнить ее старательно. Это все то же ваше произведение, только написанное вкратце.
  3. Быть пафосным и эмоциональным.
  4. Делать детальное описание. Необходимо точно передать идею книги, но без лишних подробностей.
  5. Перегружать текст персонажами. Желательно упоминать не больше 5 действующих лиц.
  6. Рассказывать о второстепенных действующих лицах, если они не оказывают серьезного влияния на главных персонажей.
  7. Описывать внешность героев и прочие физические параметры, если они не оказывают большого влияния на их поведение и ход повествования.

Не пишите наскоро, лишь бы написать хоть что-нибудь. Наспех и небрежно сделанное сжатое описание, при всей гениальности вашего романа, не произведет впечатления на издательство. А значит, до самого произведения дело не дойдет, каким бы шедевром оно ни являлось.

Что делать после написания текста-синопсиса

В целом, хороший рассказ-синопсис отвечает на ряд ключевых вопросов:

  • О чем произведение?
  • В каком мире и когда именно происходят события?
  • Кто главные действующие лица? Каковы их особенности?
  • В чем конфликт? Чего добиваются персонажи и почему?
  • Что стоит на пути героев к цели?

Перед отправкой текста-синопсиса убедитесь, что он дает ответ на все эти вопросы. Кроме того, обязательно прочитайте написанное – про себя и вслух. Проверьте, нет ли в тексте «шероховатостей», лишних или недостающих фрагментов. Перепишите все места, которые вам не нравятся. Желательно спросить и стороннее мнение на ваше творение.

Укажите заглавие романа и его жанр, ваше ФИО и контакты. Если текст необходимо отправлять не в электронном варианте, а в виде распечатки, название книжки и ваше имя напишите на каждом листе. Если страницы вдруг перепутаются на редакторском столе, их можно будет легко найти.

Выполнив все эти действия, можете отправлять свою работу литагенту или издателю. Потом вам останется только дождаться их вердикта и либо выслать всю рукопись, либо попытать счастья с другим издательским домом.

Как написать книжный текст-синопсис вам также подскажет это видео:

Наконец книга написана, отредактирована и приведена в идеальное состояние. Впереди автора ждёт обращение в издательство. Конечно, если он не планирует публиковаться на одном из Интернет-ресурсов, что сделать заметно проще.

Для подачи заявки в любое серьёзное издательство потребуется синопсис – кратко, без лишних подробностей изложенный сюжет книги.

Древнегреческие учёные определяли этим термином сжатый обзор одного целого предмета, но без детальных рассуждений и подробной аргументации. Вот примерно то же самое требуется от современного литератора, когда он презентует своё новое произведение потенциальному издателю.

Виды

Различают три разновидности синопсиса:

  1. Краткие в виде аннотации.
  2. Стандартного размера.
  3. И развёрнутые, более подробно раскрывающие сильные/интересные стороны сюжета.

Краткое изложение сюжета включает в себя буквально до шести-семи предложений. Его размещают непосредственно в письме к издателю, а само произведение высылают во вложении к этому обращению (заявке). Такая аннотация рассказывает, о чём роман или повесть.

Стандартное по размеру изложение – это одна или две странички Word (чем крупнее роман, тем больше текста) – от 4 до 7 тысяч знаков. В таком синопсисе описывают персонажей, указывают основные перипетии и поворотные точки сюжета.

Развернутое изложение сюжета требуют реже. Обычно, когда издатель заинтересовался книгой или же она пишется на заказ – готового текста у автора на руках ещё нет. Здесь нужен объём до четырёх-шести страничек Word, на которых по тезисам расписывают сцены или главы.

Краткая аннотация

Вот как написать синопсис к книге в виде краткой аннотации:

  1. Указываем, кто главный герой.
  2. Рассказываем о его главном недостатке (изъяне).
  3. Рассказываем о событии, которое меняет жизнь этого персонажа.
  4. Указываем противника.
  5. Рассказываем о друге/союзнике.
  6. Кратко описываем главное сражение/битву.

синопсис-3

Например, так выглядит аннотация к сценарию фильма «Рокки»: боксёр-неудачник получает шанс стать чемпионом, если сразится с действующим чемпионом. Поверить в себя ему помогает возлюбленная, он выходит на ринг.

То есть, указано, что:

  1. Главный герой – это боксёр.
  2. У него есть недостаток в виде неуверенности в собственных силах.
  3. Событие, меняющее жизнь, — это шанс стать чемпионом мира.
  4. Главный противник – действующий чемпион.
  5. Лучший друг и союзник – любимая девушка боксёра.
  6. Главная битва для победы и преодоления себя – бой на ринге.

Основная задача аннотации – заинтересовать издательство. В ней присутствует некая интрига. А содержание выглядит, как продающая литературный продукт презентация. Издатель должен сразу, не вникая в текст рукописи, понять, будет ли он это публиковать.

Синопсис стандартного вида

Содержание стандартного изложения сюжета:

  1. В каком мире разворачивается действие: место, время, продолжительность.
  2. Кто такие главные герои.
  3. В чем заключается драматическая ситуация.
  4. Каковы мотивы героев.
  5. Система символов, если есть.
  6. Какие препятствия встречаются на пути героев.
  7. Что влияет на их поступки: недостатки/тайны.
  8. Почему и как главный герой «падает в пропасть» — испытывает мнимое поражение.
  9. Кульминационное событие.
  10. Изменения в герое в результате кульминации (решающего сражения).

Чтобы уложить всю необходимую информацию в одну-две страницы Word, можно разбить её на условные блоки:

  • В первом блоке даётся общее описание: рассказывается кратко о мире, о главных персонажах – кто они такие, почему их судьба должна волновать читателей?
  • Во втором блоке рассказывается о сути конфликта: что или кто встаёт на пути героя, к чему он стремится в результате?
  • Третий блок посвящается кульминации: рассказывается, в чём заключается наивысший эмоциональный пик истории. Как кульминация влияет на читателей.
  • Четвёртый заключительный блок повествует о развязке: перечисляются события, которыми завершается книга.

Как составить правильно?

Основные правила составления синопсиса следующие:

  1. Изложение пишется в публицистическом, описательном стиле. Всегда от третьего лица в настоящем времени, даже если сама история рассказана от лица главного героя или какого-либо другого персонажа.
  2. Текст начинается с перечисления главных действующих лиц. Указываются их имена, профессия или род деятельности, основные мотивы.
  3. Далее обрисовывается место действия: исторический период, сама местность, время/продолжительность действия. Здесь важно указать одну-две особенности окружающего мира.
  4. На следующем этапе раскрываются сюжетные линии с выделением главной. Ключевые события даются тезисами. Описываются конфликты, препятствия на пути героев, символы.
  5. Кульминация раскрывается чуть подробнее, с указанием, чем именно завершится история.
  6. Подробности и лишние детали в синопсисах не нужны! Лучше писать просто и понятно.
  7. Готовый текст обязательно проверяется на ошибки!

Как оформить правильно?

Также существуют определённые правила оформления:

  1. Название файла (книги) и имя автора выносится в заголовок файла.
  2. Их же дублируют в самом теле синопсиса, в его начале.
  3. Затем указывают жанр и форму произведения (роман, повесть, рассказ); число авторских листов или количество знаков. Желательно прописать целевую аудиторию, если она известна автору. Серию, в которой по мнению автора можно опубликовать его произведение.
  4. Дальше размещают сам синопсис.

В конце дают контакты автора, их же можно указать в начале рукописи, сопроводительном письме.

синопсис-1

Пример оформления сопроводительного письма:

Уважаемая/уважаемый (имя, отчество издателя)!

Позвольте предложить Вашему издательству мой роман.

  • Название: (вписать).
  • Автор: (вписать).
  • Жанр: (вписать с возможным указанием серии).
  • Объём: (указать в авторских листах и/или в количестве знаков – например, 17 тысяч).
  • Целевая аудитория: (указать по возможности).
  • Аннотация: (краткая информация, о чём книга).
  • Об авторе: ФИО/псевдоним, возраст (по желанию), образование, информация о книжных публикациях – публиковался или нет, когда и где именно.
  • Контакты автора, каждая позиция с новой строки для удобства прочтения: (адрес; телефон с указанием разницы во времени с Москвой; E-mail; адрес сайта, если есть).

Текст произведения и синопсис прикрепляются к сопроводительному письму двумя отдельными файлами!

Пример оформления стандартного синопсиса:

  • Название книги.
  • Имя автора.
  • Место действия.
  • Продолжительность (годы, месяцы, дни).
  • Основные локации (например, офис).
  • Перечисление героев, союзников, антагонистов (род деятельности, мотивы).
  • Общее описание произведения по плану: 1) суть конфликта; 2) кульминация; 3) развязка.

Ошибки при составлении

  1. Переизбыток имён собственных. Лучше писать только о самых важных персонажах, давая им ёмкие определения помимо имени (клерк-нытик, сирота, директор, злобный менеджер, и тому подобное).
  2. Переизбыток персонажей. Ошибка проистекает из первой — из желания вывалить на издателя максимум информации. Поэтому нужно перечислять только ключевые фигуры истории, обычно это 4-5 действующих лиц.
  3. Переизбыток информации в целом. Не нужно писать обо всём подряд, использовать вводные слова и всякие словесные украшательства. Всё, что не несёт полезной информации, должно безжалостно удаляться.
  4. Недосказанность. В описании сюжета нельзя оставлять открытую концовку! Интригующими вопросами и намёками издателя не заинтересуешь. Ему нужно точно знать, чем именно закончится история.
  5. Восхваление себя любимого и своего творения. Публицистическому стилю, в котором пишутся синопсисы, не присущи оценочные суждения. Следовательно, всякие хвалебные эпитеты неуместны.
  6. Ошибки (в том числе стилистические) в тексте письма, аннотации, а также в самом произведении. Не забывайте, что неграмотные рукописи с большой долей вероятности «улетят» в корзину.

синопсис-2

Важно! Синопсисы и аннотации пишутся максимально нейтральным стилем. Без ненужной демонстрации владения языком, сжато, коротко, ясно. Без многозначности, намёков, вопросительных предложений, попыток удивить/заинтриговать издателя. Без переизбытка прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Без ненужного юмора и заигрывания, сравнения себя или своего произведения с другими авторами.

Обратите внимание, что самую актуальную информацию о требованиях к оформлению, содержанию, размеру синопсиса всегда можно получить на сайте издательства. Не ищите подсказок в интернете, если собираетесь публиковаться у конкретного издателя!

В заключение

Ещё раз о том, как правильно (скорее всего, написать идеально просто невозможно) составить синопсис:

  1. Пишем краткую аннотацию.
  2. Расширяем её за счёт ключевых событий истории.
  3. Тщательнейшим образом вычитываем готовый текст, исправляя все ошибки.

Раскрыть сюжетные линии в кратком изложении просто невозможно, да и характеры героев не опишешь. Поэтому лучше уделить максимум внимания сеттингу (один абзац в два-три предложения), особенно если идёт речь о фантастике или фэнтези. Также немаловажно в самом начале указать на любые характерные особенности произведения, которые отличают его от работ других авторов. Эта информация будет действительно интересна редактору.

Оффтопик: Спешу отметить, что этот сайт изначально создавался, как копилка знаний по писательскому мастерству. Я сама пишу прозу и мне интересна такая информация. Позже на сайте стали появляться отзывы на дорамы. То есть, контент стал смешанным, без выраженной чётко тематики. В дальнейшем всё будет происходить именно так — отзывы чередуются с полезными статьями по писательскому мастерству.

Прошу дорогих любителей дорам не волноваться! Свежие отзывы не заставят себя ждать. Но имейте в виду, что написать статью быстрее и проще, чем полностью просмотреть сериал на 30 и больше серий. Соответственно, отзывы пишутся реже.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать синопсис к сценарию пример
  • Как написать синопсис к книге для издательства пример
  • Как написать синим цветом вконтакте имя
  • Как написать синий иней
  • Как написать синему киту