Как написать сказку для детей изрядного возраста

Жил в густом еловом лесу премудрый  старичок- лесовичок.  Сам росточка маленького, а борода длинная да кудрявая. Присматривал старичок  за порядком среди лесных жителей.

Прибегает раз заяц , весь в слезах, и жалуется лесовичку: 

— Дедушка, защити, несправедливость от волка терплю!

Приходит серый каждый день и отбирает у меня самую лучшую капусту. Сам не ест, на базар несёт и продает козе-дерезе.

— А ты зачем отдаешь свои запасы? Зимой есть нечего будет!

— Волк угрожает самой свирепой расправой! Как же мне не бояться, мил человек?

— Ладно, пособлю в твоём горе, зайчишка! Вот тебе средство одно от жадности да от наглости. Ты качаны капусты окропи этой водицей да гляди, что будет!

Все  так и сделал заяц, как старичок велел. Пришел волк,  начал было качаны срезать, да не вышло! Прилип первый же качанчик к лапам волчьим. Как только ни пробовал освободиться разбойник, а ничего не получилось. Побежал к речке лапы отмачивать. 

А премудрый лесовичок знай только в усы посмеивается да бородой слезы от смеха вытирает! 

М.Е. Салтыков-Щедрин   «Сказки  для детей  изрядного возраста»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»

История создания  Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.  Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет - с 1869 по 1886 г.  В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :

История создания

  • Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.
  • Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет — с 1869 по 1886 г.
  • В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :» Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик».  
  • В 1880 году была опубликована одна сказка «Игрушечного дела людишки».
  • Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в период с 1883 по 1886 гг. 

Список сказок 1.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  2. «Пропала совесть»  3.  «Дикий помещик»  4. «Игрушечного дела людишки»  5.  «Премудрый пискарь»  6.  «Самоотверженный заяц»  7. «Бедный волк»  8.  «Карась-идеалист» 9.  «Добродетели и пороки  10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель»  11. «Чижиково горе»  12. «Недреманное око»  13.  «Дурак»  14. «Верный Трезор»  15.  «Коняга»  16. «Кисель»

Список сказок

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2. «Пропала совесть» 3.  «Дикий помещик» 4. «Игрушечного дела людишки» 5.  «Премудрый пискарь» 6.  «Самоотверженный заяц» 7. «Бедный волк» 8.  «Карась-идеалист»

9.  «Добродетели и пороки 10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» 11. «Чижиково горе» 12. «Недреманное око» 13.  «Дурак» 14. «Верный Трезор» 15.  «Коняга» 16. «Кисель»

Список сказок 17. «Баран-непомнящий»  18.  «Здравомысленный заяц»  19.  «Соседи»  20.  «Либерал»  21. «Праздный разговор»  22.  «Христова ночь»  23.  «Путем-дорогою»  24.  «Приключение с Крамольниковым»  25.  «Деревенский пожар»  26. «Гиена»  27.  «Рождественская сказка»  28.  «Ворон-челобитчик»  29.  «Медведь на воеводстве»  30.  «Орел-меценат»  31.  «Богатырь»  32.  «Вяленая вобла»

Список сказок

17. «Баран-непомнящий»

18.  «Здравомысленный заяц» 19.  «Соседи» 20.  «Либерал» 21. «Праздный разговор» 22.  «Христова ночь» 23.  «Путем-дорогою» 24.  «Приключение с Крамольниковым» 25.  «Деревенский пожар» 26. «Гиена» 27.  «Рождественская сказка» 28.  «Ворон-челобитчик» 29.  «Медведь на воеводстве» 30.  «Орел-меценат» 31.  «Богатырь» 32.  «Вяленая вобла»

Подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста» «Для детей от 7 до 70»   Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.  Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.  Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.  

Подзаголовок

«Сказки для детей

изрядного возраста»

«Для детей от 7 до 70»

  • Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.
  • Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.
  • Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
  • Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.  

Обращение  к жанру сказки Причины интереса к жанру сказки:  условия цензуры;  воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;  появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;  популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);  органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Обращение к жанру сказки

Причины интереса к жанру сказки:

  • условия цензуры;
  • воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  • появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
  • популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
  • органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Традиции и новаторство  С народной сказкой сказку Салтыкова - Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле. Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Традиции и новаторство

  • С народной сказкой сказку Салтыкова — Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.
  • Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Тематика  Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы: I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа  II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству  III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию  IV. Нравственно-этические темы   Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем

Тематика

Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы:

I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию IV. Нравственно-этические темы Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем

Тематика I. Тема власти:  ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),   псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),  взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);

Тематика

I. Тема власти:

  • ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),
  • псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),
  • взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);

Тематика II. Тема народа:  его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),  покорности (“Повесть о том, как...”, “Коняга”),   стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,  вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)

Тематика

II. Тема народа:

  • его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),
  • покорности (“Повесть о том, как…”, “Коняга”),
  • стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,
  • вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”, “ Добродетели и пороки”).

Тематика

IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”,

Добродетели и пороки”).

Значение  «Диагност наших общественных зол и недугов», -  так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.  В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.

Значение

«Диагност наших общественных зол и недугов»,

так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.

В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.

Анализ цикла “Сказки” М.Е. Салтыкова-Щедрина

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. “Сказки” Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения.

Например, в рассказ “Скрежет зубовный” (1860) вошла сказка “Сон”, а в “Современную идиллию” (1877—1883) — “Сказка о ретивом начальнике”.В 1869 г.

Щедрин опубликовал на страницах “Отечественных записок” три сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Пропала совесть”, “Дикий помещик”, включенные им в цикл “Для детей”, который в итоге остался незаконченным. В 1880 г.

появилась сказка “Игрушечного дела людишки”, которая, по неосуществленному замыслу писателя, должна была открывать сатирическое обозрение, изображавшее людей-кукол. После небольшого перерыва в 1883 г.

Обратите внимание

увидели свет сказки “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц” и “Бедный волк”, которые сначала были напечатаны в Женеве в разных номерах газеты “Общее дело” под редакционной рубрикой “Сказки для детей изрядного возраста” (имя автора не упоминалось). В 1884 г.

они появились в России на страницах “Отечественных записок” под общим заглавием “Сказки” и с подписью Н. Щедрин. С 1883 по 1886 г. было написано 28 сказок. Однако в полном объеме при жизни Щедрина цикл не был опубликован в силу запрета цензуры. Так, например, сказка “Медведьна воеводстве”, будучи напечатанной в Женеве дважды (в 1884 и 1886 гг.), в России была издана лишь в 1906 г., а сказка “Богатырь” вообще стала известна лишь в 1922 г.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. Конечно, жанр сказки Щедрин выбрал не случайно. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи называли:

• условия цензуры;• воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;• появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;• популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);• органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.Безусловно, каждый из этих факторов сыграл свою роль в появлении щедринского цикла сказок. Но для нас наиболее важно остановиться на последней из названных причин.Сказка действительно возникла в недрах сатиры Щедрина. Именно в конце 60-х — начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности. Поэтому сказка с арсеналом ее художественных приемов естественно вписалась в жанровую систему щедринской прозы.

С народной сказкой, по мнению многих исследователей, сказку Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов (о них пойдет речь при анализе художественных особенностей сказок).

Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле. Вспомните народные сказки, порицающие ленивых падчериц, мачех, завистливых братьев за их лень, стремление жить за чужой счет.

Подобным образом в сказках Щедрина осуждаются генералы и дикий помещик за их неспособность к труду, стремление жить за счет чужих усилий, которые они даже не способны оценить.

Однако сходство нравственных установок, воплощенных в фольклорных и щедринских сказках, не исключает и принципиальных отличий. В мире героев Щедрина (в отличие от его собственного мира) границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются.

В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей. Поэтому в ней используется много реальных деталей современной автору действительности.

На смену юмористическому пафосу, свойственному ряду народных сказок, в произведения Щедрина приходит едкая злая сатира на бюрократический аппарат и социальную бесполезность чиновников (“Повесть о том, как…

”), на крепостнические пережитки в психологии дворянства (“Дикий помещик”), антинародную сущность административной системы (“Медведь на воеводстве”), малодушие и бездеятельность либеральной интеллигенции (“Премудрый пискарь”) и т.д.

Важно

Сказочная форма наполняется политическим смыслом, в то же время политические идеи определяют сюжетно-композиционные особенности произведений: своеобразие финала, порой содержащею кровавые развязки (“Карась-идеалист”), специфику системы персонажей (в щедринских сказках редко изображается положительный герой), соединение разных речевых стилей (условный сказочный язык, канцеляризмы, просторечия и т.п.).В итоге, как указывает А.С. Бушмин, “можно сказать, что салтыковская сказка самостоятельно возникала по типу фольклорных сказок, а последние лишь способствовали ее формированию”.

ТЕМАТИКА СКАЗОК. Сказки, по мнению критики, отразили особенности идейно-художественных исканий Щедрина. Можно условно выделить 4 основных тематических “блока”:

I. Тема власти: ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”), псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”), взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как…”);II. Тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”), покорности (“Повесть о том, как…”, “Коняга”), стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”);III. Тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”), осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Жил-дрожал, и умирал-дрожал” в сказке “Премудрый пискарь”), критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”);IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”).

Эта классификация носит общий характер, в ней упоминаются лишь некоторые сказки. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем. Например, в сказке “Дикий помещик” раскрываются темы взаимоотношения власти и народа, его покорности, стихийности его протеста и т.п.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_cikla_Skazki_M_E__Saltikova-Shedrina

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море».

И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски.

Они «ничего не понимают», они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Совет

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: «Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства».

Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. д. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый. Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы.

Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.

Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году.

Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/109630.html

Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.

Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие.

Обратите внимание

Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).

Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках — это тема угнетенного народа. В сказках “Как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга” она звучит особенно ярко.

Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.

Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.

Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием — генералы, словно “по щучьему велению”, переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.

“Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу.

Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь).

Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”.

Сказка о двух генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, — опора государства, он создатель материальных и духовных ценностей.

Подобно заносчивым генералам, отплатившим мужику за спасение рюмкой водки да пятаком серебра, помещик (“Дикий помещик”) считает себя выше народа. Не способный дольше выносить “холопьего духу”, он просит Бога избавить его от крестьян, не понимая, что тем самым останется без кормильцев.

Важно

Притесняя и эксплуатируя народ, помещик превратился в паразита, ничего не умеющего и ни к чему не приспособленного, он может лишь “нежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”. Исчезновение крестьян привело не только к одичанию помещика, но и прекратился привоз продуктов в город, а затем, следовательно, государству никто не заплатил подати.

Автор призывает уважать народ, без которого “господам” просто не выжить.

Тема народа разрабатывается еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина — “Коняга”, которая была создана в 1885 году. По стилю она отличается от других отсутствием действия.

Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.

В этой сказке также звучит тема покорности народа, его бессловесность и отсутствие желания бороться. Коняга, “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами” — такой портрет создается автором, который скорбит о незавидной доле бесправного народа. Раздумья о будущем, судьбе народа мучительны, но исполнены беззаветной любви.

В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы, разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы.

Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов.

Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.

Источник: http://MirZnanii.com/a/352657/svoeobrazie-skazok-mesaltykova-shchedrina

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказки Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин создавал свои произведения в такой период историческою развития России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчетливо видны последствия крестьянской реформы 1861 года.

Салтыков-Щедрин создает сатирические произведения, чтобы показать, что реформы не доведены до конца, положение угнетенных крестьян не претерпело существенных изменений; он высмеивает порядки, на основе которых существует российское общество.

Итогом его творчества стали сказки, созданные в 1882-1886 годах. В них автор эзоповым языком продолжает развивать свои излюбленные темы, которые он затрагивал и в других произведениях, таких как «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина».

Он обличает самодержавие и бюрократизм, трусость и политическую несостоятельность русского либерализма, паразитизм правящих сословий, пассивность народных масс, обывательщину.

Особенностями сказок Салтыкова-Щедрина являются басенное начало, некая фантастическая призрачность происходящего, аллегории, иносказания, неожиданные переходы от реальности к нереальности, гротескная заостренность, а также политическая острота, целеустремленность и реализм фантастики.

Обладая мощными народными «корнями», восходя к традициям народной сказки, щедринская сказка вместе с тем не является подражанием образцам народного творчества. Она вообще не подчиняется никаким строгим правилам жанра и, подобно другим произведениям сатирика, дерзко нарушает их.

Отказываясь от внешнего правдоподобия, автор добивается особого комического эффекта на стыке традиционных сказочных приемов и вполне реалистических, даже будничных деталей современной ему жизни людей.

Так, поведав в сказке «Медведь на воеводстве», как Топтыгин 1-й случайно чижика съел, автор говорит: «Все равно, как если б кто бедного крохотного гимназиста педагогическими мерами до самоубийства довел».

Совет

Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни Крылова, на традиции западноевропейской басни. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальность, злободневная политическая действительность и вымысел.

По своей форме и стилю Сказки Салтыкова-Щедрина связаны с традициями русского фольклора. Автор использует традиционные формулы, часто встречающиеся в народных сказках — «жили да были», «по щучьему велению, по моему хотению», «в некотором царстве, в некотором государстве».

Форма сказки используется автором для сатирического обличения. Все Сказки Салтыкова-Щедрина аллегоричны, то есть через отношения между представителями мира животных отражены классовые взаимоотношения людей. Автор использует прием аллегории как средство создания образов.

Сказки Салтыкова-Щедрина, как и во всем его творчестве, противопоставлены две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ в сказках представлен в образах беззащитных и добрых зверей и птиц (а часто просто под именем «мужик»), а эксплуататоры — в образах хищников.

Фантастика щедринских сказок реальна, она несет в себе обобщенное политическое содержание, обладает сатирической направленностью. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» она служит главным средством выражения сатирического негодования автора в адрес помещиков.

Писатель использует прием гиперболы, чтобы показать глупость и невежество представителей правящего сословия, которые всю жизнь были твердо уверены в том, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

Этот же прием используется автором, чтобы показать, что представитель класса угнетенных необходим генералам, без него они бы совсем пропали; он может найти выход из самою отчаянного положения: «До того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

Сатира Салтыкова-Щедрина насыщена публицистическим содержанием, автор стремится представить реальную действительность в предельно контрастном освещении.

Главным способом изображения в его творчестве становится реалистический гротеск, то есть контрастное преувеличение, придающее образам условный, неправдоподобный, нередко фантастиче-
Ский характер.

Обратите внимание

При использовании этого приема образ часто выводится за пределы допустимого правдоподобия.

Но у Салтыкова-Щедрина Любое преувеличение представляется реалистически мотивированным, его фантастика является средством выявления скрытых, потенциальных возможностей персонажа в неожиданных ситуациях.

Важной особенностью сатирической типизации у Салтыкова-Щедрина является умение создавать обобщенные, собирательные образы, отражающие социальную психологию определенных групп людей. Например, «премудрый пискарь», герой одноименной сказки, олицетворяет собой бескрылую и пошлую обывательщину.

Смыслом жизни его, жизни «просвещенного, умеренно-либерального» труса, было самосохранение, уход от столкновений и борьбы, поэтому он и дожил до глубокой старости. Но эта жизнь состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру: «Он жил и дрожал — только и всего».

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки.

Например, «неловко барашку без ярочки» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «жизнь прожить — не то что мутовку облизать» («Премудрый пискарь»), «приедет майор, тогда мы и узнаем, как кузькину тещу зовут» («Медведь на воеводстве»).

Сказки вобрали в себя многолетние наблюдения и размышления Щедрина, выразив их в наиболее отточенной, сжатой и общедоступной форме.

На нескольких страницах он умело раскрывал суть общественных отношений («Как один мужик двух генералов прокормил»), рассказывал о многих событиях, с жестокой закономерностью повторявшихся в истории России (о злоключениях культуры и просвещения — в сказке «Орел-меценат»), характеризовал идейные течения эпохи («Карась-идеалист», «Либерал»).

Источник: http://historylib.net/osobennosti-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина

«Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова. Щедрина» Выполнила: Милованова Анастасия ученица 8 «В» класса МБОУ СОШ № 183

Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 2/6/2018 2

Цель: выявить художественные особенности сборника сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки для детей изрядного возраста» Задачи: 1) Проанализировать, как формировались политические взгляды М. Е.

Салтыкова-Щедрина идейно- 2) Проследить историю создания сборника «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е.

Важно

Салтыкова-Щедрина 3) Проанализировав несколько сказок щедринского цикла, выявить их художественные и идеологические особенности 4) Проследить, насколько актуальны проблемы, поставленные автором в сказках, в современном обществе 2/6/2018 3

“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” «Медведь на воеводстве» 2/6/2018 «Премудрый пескарь» «Дикий помещик» 4

Целый ряд причин побудил Салтыкова. Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки.

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

В сложном содержании сказок Салтыкова. Щедрина можно выделить основные темы: 1. Тема власти: ее антинародного характера ( «Медведь на воеводстве» ), взаимоотношений власти и народа ( «Богатырь» , «Дикий помещик» , «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ) 2.

Тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения ( «Коняга» ), покорности ( «Повесть о том. как один мужик двух генералов прокормил» , «Коняга» ) 3.

Тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти ( «Вяленая вобла» , «Либерал» ), осмеяние разных форм подчинения насилию ( «Не могу, волк не велел» в сказке «Самоотверженный заяц» , «Жил-дрожал, и умиралдрожал» в сказке «Премудрый пискарь» ), критического отношения к прекраснодушным мечтателям ( «Карась-идеалист» ) 4. Нравственно-этические темы ( «Пропала совесть» , «Добродетели и пороки» )

Художественные особенности сказок Сказки М. Е.

Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин, сказочный сюжет, фольклорные выражения, народная лексика, сказочные персонажи, концовка, Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному 2/6/2018 юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных 8

Художественные особенности сказок Сочетание реального и фантастического «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Реальное Газета «Московские Фантастическое Необитаемый остров с ведомости» , город Петербург, экзотической природой, Тула Москва, Пенза, Рязань, способ попадания генералов названия улиц — Подьяческая на остров, возвращение улица, регистратура, река домой, наличие мужика, Фонтанка, Нева, пенсия. газеты на острове. 2/6/2018 9

Совет

Художественные особенности сказок иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой.

Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; гипербола — чрезмерное преувеличение. 2/6/2018 10

Социологическое исследование Для того, чтобы проследить, насколько актуальны проблемы, поставленные автором в сказках, в современном обществе, нами был проведен социологический опрос. 2/6/2018 11

Спасибо за внимание! 2/6/2018 12

Источник: http://present5.com/xudozhestvennye-osobennosti-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Салтыков-Щедрин. Сказки

Cлайд 1

Cлайд 2

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Cлайд 3

ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.

Cлайд 4

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Cлайд 5

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы.

Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Cлайд 6

Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).

Пословицы и поговорки — («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет — В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э.

(в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).

Cлайд 7

Обратите внимание

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Cлайд 8

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века.

Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Cлайд 9

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск.

Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории.

Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве

Cлайд 10

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск — комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Cлайд 11

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы.

Важно

Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.

Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.

Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета.

Как в системе действующих лиц рас крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5.

Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Cлайд 20

Автор разработки: Гизатулина Ольга Ивановна20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт

542835428454285542865428754288542895429054291542925429354294

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/literatura/33916-saltikovschedrin-skazki.html

  1. Почему свои сказки м.Е.Салтыков-Щедрин адресовал «детям изрядного возраста»?

Сказка — один из эпических жанров
литературы, для которого характерен
глубокий подтекст. Именно поэтому к
данному жанру обратился Салтыков-Щедрин.
Его сказки — это отдельный, самостоятельный
этап его творчества, в котором уложилось
все то, что писатель накапливал на
протяжении четырех десятилетий своего
творческого пути. Сам он адресует свои
сказки “детям изрядного возраста”, то
есть взрослым людям. И к ним автор
обращается довольно сурово, умно,
высмеивая людские недостатки и пороки.

Сказки Щедрина отличаются истинной
народностью. Поднимая в них самые
злободневные вопросы русской
действительности, писатель выступает
защитником народа и обличителем
господствующего класса. В сказках
Салтыкова действительно есть некоторые
заимствования из народных сказок. Это
и волшебные превращения, и свободная
форма изложения, и главные герои —
представители животного мира.

Щедринская
сказка, конечно же, совершенно особенная
вариация сказочной формы. Писатель
впервые наполнил ее острым общественным
смыслом, заставил ее раскрывать драмы
и комедии человеческой жизни. Мастер
эзопова языка, в сказках, написанных в
основном в годы жесточайшей цензуры,
Щедрин использует прием иносказания.
Под видом животных и птиц им изображаются
представители различных классов и
социальных групп. Причем автор зло
высмеивает не только всесильных господ,
но и простых работяг с их рабской
психологией. Салтыков-Щедрин беспощадно
критикует терпение и безответность
простого русского народа.

Хочется остановиться на сказке “Дикий
помещик”, которая написана весьма
саркастично и остро- умно. В ней
противопоставлены представители
различных социальных слоев — народ и
дворяне. С едкой иронией автор пишет:
“В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был помещик, жил и на
свет глядючи радовался. Всего у него
было довольно: и крестьян, и хлеба, и
скота, и земли, и садов. И был тот помещик
глупый, читал газету “Весть” и тело
имел мягкое, белое и рассыпчатое”.
Разумеется, помещик этот ничего делать
не умел и мечтал только о том, чтобы
избавиться от “холопьего духа”.

Однажды Бог внял его молитвам, и, наконец,
мужицкий мир исчез. И остался “российский
дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев”
один. Обращает на себя внимание необычная
фамилия. Подобные “многоэтажные”
фамилии с тюркским звучанием были
принадлежностью древних, высших
аристократических родов, но под пером
Щедрина она приобретает нелепое и весьма
смешное звучание.

Остался помещик один. Первоначально он
является нам в облике “твердого душой”
непоколебимого крепостника, убежденного
в природном, естественном превосходстве
высших кругов над простыми, обыкновенными
людьми, которые раздражают его даже
своим присутствием.

Но постепенно он одичал: “…весь он, с
головы да ног, оброс волосами, словно
древний Исав, а ногти у него сделались
как железные… ходил же все больше на
четвереньках… Утратил даже способность
произносить членораздельные звуки…
Но хвоста еще не приобрел”. Намек вполне
ясен — трудом крестьян живут баре, и
поэтому у них всего много: и хлеба, и
мяса, и фруктов. И оказывается, что в
глубине якобы благородной личности —
даже не дикарь, а примитивное животное.
На человека “князь” похож только до
тех пор, пока его кормит, умывает и подает
чистую одежду, словом, держит в людском
образе Сенька — собирательный образ
крестьянина.

Но без “холопов” страдает не только
помещик. Туго приходится и городу
(прекратился подвоз продуктов из имения)
и даже государству (некому стало платить
налоги). Автор убежден в том, что создатель
основных материальных и духовных
ценностей — народ, именно он — поилец
и кормилец, опора государства. Но в то
же время Щедрин искренне сетует на то,
что народ слишком уж терпелив, забит и
темен. Он намекает, что господствующие
силы, стоящие над народом, хотя и жестокие,
но не такие уж всесильные, и при желании
их можно победить.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки.
Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, – например, сказки Пушкина “О попе и о работнике его Балде”, “О золотом петушке”. Остросатирические

сказки создает Щедрин, продолжая пушкинскую традицию.
Сказки – итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Дикий помещик”) здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам

(“Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”) здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды и свергающий иго самодержавия (“Ворон-челобитчик”, “Путем-дорогою”, “Богатырь”).

В сказках рисуется предательство либералов (“Либерал”, “Вяленая вобла”), трусливая ограниченность обывателя (“Здравомысленный заяц”).
Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма горестные страницы его сатиры. Так, в сказке “Пропала совесть” Щедрин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев – общество, потерявшее совесть.

Но писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника.
Как и Некрасов, Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких читательских кругов. Он обращался к устному народному творчеству, обогащая традиционные образы и сюжеты новым, революционным содержанием. Мастерски использовал сатирик народный язык, а также язык публицистики, и канцелярский жаргон, и архаизмы, и иностранные слова.
Щедрин широко использовал образы народных сказок о животных: жадного волка, хитрой лисы, трусливого зайца, глупого и злого медведя. Однако сатирик вводил в мир народной сказки злободневные политические мотивы и с помощью традиционных, привычных сказочных образов раскрывал сложные проблемы современности.
Так, в сказке “Медведь на воеводстве” туповатый, иногда злой, иногда добродушный сказочный косолапый медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет народ и уничтожает просвещение.
Взаимоотношения народа и господствующих классов раскрываются в “Повести о том, как мужик двух генералов прокормил”. В отличие от тупых паразитов-генералов мужик в этой сказке ловок, силен, мастер на все руки, великий умелец и великий труженик. И в то же время он покорен генералам, привык на них работать, им подчиняться; он беспрекословно их обслуживает и даже по повелению генералов сам вьет веревку, которой они хотят привязать его к дереву, чтобы он “не убег”.

Салтыков бичует эксплуататоров народа и с горечью рисует народ, отравленный ядом рабской психологии. Призыв к пробуждению, к борьбе против тупых и жадных генералов – вот сокровенный смысл сказки.
Сатирик бичевал в своих сказках не только слабости и пороки. Например, в сказке “Премудрый пескарь” с горькой насмешкой рисует он образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. В этой сказке ставятся исключительно важные (и не только для эпохи Щедрина) философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека, к каким идеалам он должен стремиться, как жить?
Образ мелкой, жалкой рыбешки, беспотошной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущи “рыбьи” черты. Таким образом, “пескарь” – это определение человека, это художественная метафора, метко характеризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.
Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: “Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Своей сказкой писатель хочет сказать читателю: живи так, чтобы давать людям тепло и свет, ибо счастье может быть лишь одно – приносить счастье другим.
Созданные сатириком образы рыб, животных, птиц стали нарицательными. Если мы говорим про человека: это настоящий карась-идеалист, этот – вяленая вобла, а тот – премудрый пескарь, то всем ясно, какие качества мы имеем в виду.

Loading…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать символ корень на клавиатуре
  • Как написать сказать неправду
  • Как написать символ звезда на клавиатуре
  • Как написать сказал неправду
  • Как написать символ доллара на клавиатуре