Как написать сказку план сказки

Сказки нравятся и детям, и взрослым — их любят не только читать, но и сочинять. Русские народные сказки знакомы каждому с младенчества. Сейчас стали актуальны ретеллинги — пересказ знакомых сюжетов на новый лад. Популярность жанра обусловлена, в том числе, терапевтическим воздействием. Персонажи сталкиваются с загадочным, необычным — с чем-то потусторонним. А читатели на этих примерах разбираются в собственных проблемах, волнующих их. Разбираемся, что такое сказка как жанр, как написать сказку самому и сделать ее актуальной и современной.

Редактор, автор блога Band

Что такое сказка

Сказка — чаще всего, прозаическое произведение, которое характеризует волшебный, героический или бытовой сюжет с участием фантастических сил.

Жанр популярен и в России, и зарубежом. Пишут их совершенно разные авторы. Например, актер Крис Колфер — автор серии книг «Страна Сказок» — не собирался становиться детским писателем.

Актуальны ретеллинги: «Лунные хроники» Мариссы Мейер — это пересказ известных нам сюжетов, но с крайне необычной стороны. У Золы кибер-нога, юной Скарлет в поисках бабушки помогает боец по прозвищу Волк. Кресс в заточении на орбитальном спутнике, а не в башне.

В России яркие представители жанра — Екатерина Матюшкина, Сергей Седов, Мария Бершадская, Тамара Михеева.

Практически у каждого писателя время от времени возникает мысль: «Хочу написать сказку». Как и с любым жанром, важно — пробовать и искать форму. Начните с наших рекомендаций!

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Что потребуется, чтобы написать сказку

1. Развивать насмотренность

Детская и подростковая писательница Елена Нестерина и лектор Бэнд, советует прочитать как можно больше чужих сказок: и литературных, и народных. Это поможет настроить внутренний эстетический камертон на сказочные реалии.

Но при этом стоит помнить про многожанровость: границы размыты, поэтому не сильно фокусируйтесь на каноны — дайте простор фантазии и пишите!

2. Вдохновляться классиками

Одна из классических схем построения сюжета — путь героя. Об этом достаточно много писал Кристофер Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой».

Как отмечает детский писатель и лектор Бэнд Юлия Иванова, универсальная схема пути героя — «мономиф» — сюжет, повторяющийся веками в разнообразных историях. Но он все равно заставляет читателей сопереживать персонажам.

Яркий представитель — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Разберем на примере первой книги:

  • Герой живет в обычном мире → Гарри в семье Дурслей;
  • Слышит зов к приключениям → случай в зоопарке, когда удав выбрался из террариума;
  • Сопротивление изменениям самого героя или под действием обстоятельств → дядя увозит Гарри в хижину на скале посреди моря, чтобы ему не приходили письма, но великан Хагрид его все равно находит;
  • Встреча с наставником → знакомство с Дамблдором;
  • Герой попадает в другой мир → становится учеником Хогвартса;
  • Столкновение с главным испытанием → вместе с друзьями пресекает попытку возвращения Волан-де-Морта;
  • Путь домой → каникулы в школе магии.

3. Выбрать место действия и продумать сеттинг

Не важно, создаете ли вы весь волшебный мир «нуля» или берете готовую мифологию, нужно продумать каждую мелочь. Даже если в книге об этом не будет прямого упоминания.

Книга «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой начиналась с карты. Как и у многих классиков — например, Карта Средиземья у Толкиена.

На какие вопросы стоит ответить:

  • Если существует магия, то как именно она работает?
  • Какие живые существа населяют мир? Какие у всех особенности?
  • Кто правит этим миром? Находят ли государства в состоянии войны?
  • Во что верят? Есть ли ритуалы? Если да, — какие они?
  • Каков растительный и животный мир?
  • Уровень развития технологий: есть ли невероятные изобретения?
  • Какой социально-экономический слой?

4. Ориентироваться на конкретный возраст

Сочиняя сказку, не стоит забывать про возраст читателей. Писательница и лектор Бэнд Екатерина Матюшкина замечает, что для детей 3-6 лет устройство мира лучше свести к минимуму и сделать его понятным: никаких инопланетян!

Детям 6-12 лет интересны тайные миры, которые невидимы для взрослых. Долина Муми-троллей, резиденция Деда Мороза и так далее. Им хочется подружиться со сказочными существами: вводите помощников для главных героев.

Подросткам (от 12 лет) особенно интересны запрещенные и опасные места, удивительные магические вещи, суперспособности. Конфликт может разрешиться чем-то актуальным и в их обычной жизни: торжеством над обидчиком, к примеру.

5. Сфокусироваться на актуальной проблеме

Иллюстрацией служит сказка «Коралина» Нила Геймана, где главная героиня угодила в потусторонний мир, но не сразу поняла, что перед ней не настоящие родители.

Тем самым автор рефлексирует на тему детско-родительских отношений. По началу Коралине интересно с «новыми» мамой и папой, ведь те так внимательны к ней.

Заметьте, что у Коралины даже нет каких-то магических способностей, но она все равно побеждает темные силы.

6. Поставить читателя перед сложным выбором

В сказке обязательно должна быть мораль. Конечно не напрямую, тщательно завуалированная. Но при этом главная мысль должна хорошо считываться и быть понятной.

Сказка «Цветик-семицветик» знакома многим с детства. Юный читатель вместе с девочкой Женей приходит к вполне конкретным выводам: счастье другого человека важнее, чем сиюминутные желания.

7. Следить за мелочами

Магия должна объясняться: в «Гарри Поттер» часть заклинаний читатель узнает одновременно с персонажами на уроках в Хогвартсе. Экспекто Патронум, Вингардиум Левиоса — даже сложные названия запоминаются благодаря тому, что писательница ввела их в сюжет.

У сказки всегда есть начало и конец. Все события завершены, все линии сошлись, все персонажи получили завершение сюжетной арки, добро победило зло — вспоминайте присказки: «Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!»

На курсе «Однажды в сказке» вы напишете 7 детских историй, сможете самостоятельно издать и получить экземпляр книги на Riderо. А самые интересные истории получат обратную связь от одного из российских издательств.

Где публиковать сказки

1. Подкасты

Начитку сказки автором оценят и взрослые, и малыши. Современный вариант любимых советскими детьми пластинок. Предложите начинать сказку для подобного подкаста.

Что еще почитать по этой теме:

2. Телеграм-каналы

Все больше площадок, посвященных развитию молодого поколения. Часто они используют интерактивные форматы контента. Например, можно разделить написанную сказку на короткие отрывки, и каждый день будет выходить новая часть.

3. Сообщества родителей

Например, во ВКонтакте. Не обязательно выбирать те сообщества, где уже публикуются аудио-сказки: предложите такой вариант в группы с детско-родительской тематикой. Возможно, станете постоянным автором новой рубрики.

Нет универсального рецепта, как правильно написать сказку. Внимательно отнеситесь к началу работы над сюжетом: продумайте волшебный мир, проблематику, которая ставит читателя перед сложным выбором, ориентируйтесь на конкретный возраст.

Больше полезных рекомендаций, как сочинить сказку, на онлайн-мастерской «Однажды в сказке» — присоединяйся к 8 мастер-классам с редакторами, издателями и иллюстраторами!

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Как написать сказку самому – вопрос отнюдь не праздный, потому что писать сказки круто, друзья! Это такой вид творчества, который можно освоить в любом возрасте и даже добиться серьёзных результатов – ведь хороших сказок много не бывает!

Представляете, как будет здорово, если ваш ребёнок или внук возьмёт в руки увесистую книжку сказок, которые сочинила его мама, папа, дедушка или бабушка? Такая книжка станет семейной реликвией, будет передаваться из поколения в поколение.

Хорошие сказочники быстро становятся известными – потому что сказки легко читаются и распространяются по соцсетям. Один из самых убедительных примеров лично для меня — это Эльфика, Ирина Сёмина, автор очень интересных сказок, которые издаются приличными тиражами в красочных изданиях. А ведь начиналось всё с простого хобби!

А почему всё же сказка, не рассказ или повесть?

Дело в том, что сказка — это весело, просто, интересно. Мы все выросли из сказки, это самый простой, яркий, интуитивно понятный каждому жанр. В нём почти нет ограничений. Даже дети могут сочинять прекрасные сказки – и вы можете их записывать и редактировать для своего семейного сборника.

В добрый час, друзья! Это статья – небольшой гайд-руководство, которое поможет вам понять, как писать разные сказки – и для развлечения, и для роста в писательском мастерстве!

Содержание:

  1. Сказка – ложь, да в ней намёк… Как определить главную идею сказки
  2. От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок
  3. Главный герой – главный секрет успеха сказки
  4. Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?
  5. «Сказка рядом» — творческий поток-погружение для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому

Сказка – ложь – да в ней намёк: как определить главную идею сказки

kak-napisat-skazku-samomu

Прежде чем приступить собственно к написанию сказки, вам нужно ответить на вопрос: А для чего/кого я вообще хочу написать сказку?

Дело в том, что от ответа будет зависеть всё остальное – и вид сказки, и её форма, и стиль написания. Можно сказать – суть сказки – это её сердцевина, та капля сладкого нектара, ради которой раскрывается яркий необычный цветок – художественное оформление сказки.

Прежде всего, стоит задуматься о возрастном ограничении.

Сказки для детей

Тут всё просто: сказка для малышей лет до 3-4 не может быть перегружена серьёзными философскими смыслами.

Для примера и изучения вспомните и немножко поанализируйте русские народные сказки для самых маленьких: «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок». Они очень просты по структуре и в них часто используются повторяющиеся элементы сюжета (катится Колобок и встречает…), присказки («тянут-потянут, вытянуть не могут»), напевность, ритмичность – малыши не воспринимают сложные предложения.

Детям лет с пяти и до школы уже интересны сюжетные сказки, но всё же простые, с упрощёнными героями, в которых есть одна-две доминирующих черты характера: «добрый-злой» «хитрый», жадный, «смелый». Золушка, Иван-царевич, Кощей, Буратино. Очень хорошо в этом возрасте ложатся стихотворные сказки Пушкина, «Конёк-горбунок», поскольку в них, помимо идеи и смысла заложен ещё и ритм.

Чем старше, тем, соответственно, сложнее сюжеты и герои. Ближе к подростковому возрасту герои сказок и сюжеты уже приобретают неоднозначность, конфликтность, напряжение. Сюжеты становятся более «закрученными», приобретают черты приключений и детективов. Классика – серия о Гарри Поттере, где почти нет однозначных, «плоских» героев.

Сказки для взрослых

Да-да, а вы как думали, куда отнести Фродо с Гендальфом, вампиров и оборотней, героев набирающего популярность жанра литРПГ (ролевой игры), современных бесчисленных «золушек», процветающих в романах и сериалах, а также фантастику?

Всё это тоже можно отнести к жанру сказки, чистейшего художественного вымысла.

Но в каждом случае, определив свою целевую аудиторию, подумайте, какой- всё же смысл, урок, идею, пользу, мораль вы внесёте в своё творение. Это поднимет вашу сказку на порядок, сделает её не просто чтивом для развлечения, но мощным воспитательно-развивающим средством.

Лучше всего, если вы, определившись, для кого вы будете писать сказку, до того как непосредственно сесть писать, «прошерстите» несколько десятков аналогичных сказок разных авторов.  Это настроит вас на нужный стиль и лад, поможет понять, какие вам нужны смыслы и герои. Каждый раз после очередного прочтения задавайте себе вопрос: в чём главный посыл этой сказки? Подходит ли он мне?

Найдите свой смысл и сформулируйте его в одну-две ёмких фразы.

Например: «Я буду писать сказку для подростков – главный посыл в том, чтобы находить настоящих друзей не по внешности и популярности, а по качествам души. Это будет история о большой дружбе».

И можно приступать к определению вида сказки, которую хотите написать.

От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок

kak-napisat-skazku-samomu

Раньше, до появления СМИ и телевидения с интернетом, сказки по-простому делились на волшебные, про животных и социально-бытовые. Сейчас же жанров и видов сказок столько, что разобраться в них досконально не может никто.

Но всё же я бы заранее определилась, к какому хотя бы направлению вы тяготеете: детские, волшебные, бытовые сказки (тесно связанные с повседневной жизнью), мистические истории, народный фольклор, юмористическая сказка, философская притча, фентези-истории, фантастика и так далее.

Почему стоит повнимательнее отнестись к жанрам? Потому что каждый имеет свою специфику, стилистические особенности и законы. Например, в фольклорной сказке недопустимо использовать современную лексику, если только вы не задумали пародию, а они, кстати, пользуются популярностью!

В общем, ограничений по большому счёту, нет. Но если у вас выраженная тяга к какому-либо определённому жанру – совет тот же, что и с возрастом: читайте сказки и истории похожие по стилю, отмечайте, что вам нравится и что вы бы могли использовать для своего творчества. Я отнюдь не призываю к плагиату. Я призываю учиться у мастеров и не вижу ничего плохого в подражательстве на ранних этапах творчества: на этом растут все творческие люди.

Главный герой = главный секрет успеха сказки

Если в детских, «малышовых» сказках, как я уже говорила выше, герои должны быть максимально простыми, с одной-двумя главными и понятными ребёнку чертами характера, то чем «старше» сказка, тем больше всё в ней будет зависеть от главных героев.

Самое главное – ваши герои должны нравится детям! А чтобы они нравились детям, они должны быть немножко на них похожи и попадать в схожие психологические ситуации. Вот почему семейные сказки – это самые лучшие сказки для ваших детей!

На основе этого подхода – написании индивидуальной сказки для малыша или взрослого – работает целое психологическое направление, «сказкотерапия», которое эффективно решает психологические проблемы и сложности воспитания в семье.

Итак, герой. Без убедительного и обаятельного героя не напишешь хорошей истории. Именно герой получает те уроки, которые автор вкладывает в сказку, а читатель получает этот урок по максимуму только при условии, что он симпатизирует главному герою, переживает за него.

Если вы пишете сказку для собственного ребёнка, кому, как не вам знать его особенности, склонности, сильные и слабые стороны? Вложите их в своего героя, поместите его в ситуации, фантастический антураж, за которым скрываются реальные трудности роста и взросления, и вы напишете самую лучшую сказку для своего ребёнка.

Если же вы пишете просто «для себя», определитесь, кому будет симпатичен ваш герой. Наделите его теми чертами, которые понравятся тому типу читателей, на который вы рассчитываете. Если хотите увлечь подростков – говорите о том, что важно для них.

Немного «геройских» вопросов «на засыпку»

Подумайте, почему, например, Гарри Поттер вызвал такую мощную волну-отклик среди подростков? Какие качества героя совпали с их внутренним мирооощущением, «зацепили» их настолько, что дети бросили играть в компьютерные игры, перестали зависать в интернете и стали читать эти книги? А они стали – это невероятно, но это так.

Ответив на этот вопрос, проанализировав героев тех сказок, которые нравятся лично вам и вашим детям, вы многое сами сможете понять о том, какими чертами и склонностями наделить героя вашей собственной сказки. Составьте карту-план ваших главных героев, внеся туда качества характера, их историю, привычки, склонности, недостатки и странности. Чем объёмнее сказка, тем подробнее надо расписывать главных героев.

Более подробно о героях, принципах их конструирования вы можете ознакомиться в этой статье и моей литературной школе «Живое Слово» ВК и в группе-потоке «Сказка рядом», о которой подробнее расскажу в конце статьи.

Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?

kak-napisat-skazku-samomu

Несмотря на то, что сказки кажутся предельно простыми по сюжету, в них всегда есть структура с основными поворотами, соответствующим концепции «пути героя».

Что такое «путь героя»?

Это понятие существовало в мировой литературе с самых древних времён, когда люди стали записывать первые мифы. Если вкратце: это становление человека как личности, прохождение им всех этапов от рождения до смерти, преодоление различных кризисов, испытаний и порогов.

Вот почему сказка имеет такой мощный воспитательный эффект: в ней зашифрован, сжат, словно внутренняя пружина, глубинный образ становления человека. Он изложен в лёгкой и ненавязчивой форме сказки с волшебным антуражем, но эта скрытая пружина смысла помогает читающему неосознанно встраиваться в те реалии, которые его окружают.

Так, ненавязчиво и аккуратно, сказка вносит в читателя импульс собственного развития, поиска личных истин, ответов на волнующие вопросы. Вот почему так важно воспитывать детей на хороших, чистых и мудрых сказках, автором которых можете стать вы сами!

И потому же сюжет всех сказок, по сути, одинаков, неважно, для какой возрастной категории она написана: герой появляется на страницах, получает какой-то вызов, принимает его, проходит обучение у наставника, отправляется за пределы обычного мира, проходит различные испытания, включая подготовительные и главное, а в итоге возвращается в обычный мир с вынесенным уроком и наградой, которой должен мудро распорядиться.

На своём пути он встречает других персонажей с разными архетипами: друзей, врагов, союзников, учителей, плутов, которые так или иначе помогают ему совершить «путь героя» и стать другим, поменять свою судьбу и окружающий мир.

Конечно, все эти этапы – словно части подвижной мозаики, их можно менять местами, развивать, какие-то убирать вовсе, но суть остаётся неизменной: у вас есть сказочный герой, и он должен пройти свой путь через испытания, изменившись в результате. И, в идеале, он должен изменить не только себя, но и повлиять своими благими переменами на окружающий мир. Очень хорошая книга Кристофера Воглера «Путешествие писателя» подробно излагает принципы построения сказочных и вообще любых героев и их пути. Рекомендую!

И снова пора пошевелить извилинами!

Вспомните свою любимую сказку. Выделите в ней главного героя. Отметьте, каким он появляется на первых страницах. Задайте себе следующие сюжетные вопросы (каждый вопрос — это поворотный момент сюжета):

  • В какой форме герой слышит зов к переменам?
  • Как он принимает его: сразу или сопротивляется?
  • Почему он всё-так покидает привычный ему мир и начинает совершать необычные действия?
  • Какие испытания он проходит на своём пути, какие из них являются подготовительными, а какое – главным?
  • Какой урок и награду выносит герой из этих испытаний?
  • Что меняется в его взглядах на мир, от чего ему приходится отказаться, и что он приобретает взамен?
  • Каким он предстаёт перед нами на последних страницах сказки? Что поменялось в нём навсегда?
  • Что он даёт миру и окружающим его людям в финале сказки?

Видите, сколько вопросов… Не на все можно найти ответ, ведь сказки бывают очень разными. Но опорные точки сюжета, о которых я вам рассказала выше, вы обязательно нащупаете. Попробуйте встроить героя, который у вас сложился в результате работы над героем, в стандартную схему «пути героя».

Не советую сразу писать сложную сюжетную сказку – попробуйте оттолкнуться от вопросов, изложенных выше и выстроить на них свою первую сказку: у вас уже получится хорошая классическая сказка. А мастерство, неповторимый авторский стиль и необычность приёмов – дело наживное: от сказки к сказке будет получаться всё лучше! О стиле и приёмах подробнее — в этой статье. Главное – начать.

«Сказка рядом» — закрытая группа ВК для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому

kak-napisat-skazku-samomu

У меня в соцсети «ВКонтакте» есть своя литературно-писательская группа «Живое Слово», для тех, кто любит хорошую литературу и сам не чужд писательству. В этой группе можно как просто общаться с близкими по духу людьми, так и учиться писательскому мастерству на различных курсах.

Для тех, кто любит сказки и всё, что так или иначе к ним относится, я создала специальную закрытую группу «Сказка рядом», которая действует на постоянной основе.

Каждый желающий писать сказки или просто хорошо провести время в творческой обстановке, может принять в нём участие за символическую плату 290 рублей в месяц, вступив в донат группы «Живое слово». Для этого нажмите кнопку «Поддержать» в самом верху группы, как показано на скриншоте:

kak-napisat-skazku-samomu

Помимо группы «Сказка рядом», вы получите доступ и в две другие закрытые группы, одна из которых посвящена мемуарам( «Родовая книга»), а другая — написанию нон-фикшн (нехудожественных) книг («Словомагия»).

Платёж будет сниматься автоматически в то же число месяца, в какое вы зашли в донат.

Отменить платную подписку можно в любое время.

В группе «Сказки» пишут и общаются совершенно разные люди – и абсолютные новички, впервые взявшиеся за «сказочное перо», и более опытные авторы, уже имеющие какой-то писательский опыт. Обратную связь можно получить как в комментариях к постам в группе, так и в специальном рабочем чате для донов группы «Живое Слово».

А это отзывы людей, которые писали в группе «Сказки»:

kak-napisat-skazku-samomu

kak-napisat-skazku-samomu

В потоке «Сказки» участникам предоставляются дополнительные материалы по написанию сказок, включая работу над героями, сюжетом, деталями атмосферы. В группе собраны различные задания, помогающие преодолеть страх перед писательством, «разогреться», повеселиться и получить заряд и идеи для вдохновения. Все задания полезны, «прокачивают» не только писательские, но и психологические навыки, в работе используются метафорические ассоциативные карты (МАК).

По желанию участника за дополнительную плату можно откорректировать, отредактировать написанные вами сказки и даже оформить их потом в сборник, подготовить его к печати.

Итак, как же написать сказку самому? Если вы предпочитаете работать самостоятельно, то, помимо этой статьи вы можете изучить дополнительно статьи по героям, сюжетам и деталям в «Живом Слове».

Если же вам легче пишется в коллективе единомышленников: добро пожаловать в донат группы «Живое Слово» и получить результат, на который вы даже и не могли рассчитывать, потому что наш весёлый дружный и творческий коллектив творит чудеса! Приходите и убедитесь сами, что написать сказку самому не только возможно, но легко и весело!

Поделитесь этим материалом с теми, кому тоже не хватает в жизни сказки! И не забудьте скачать мою бесплатную книгу о писательском мастерстве «Клавиатура + душа: как стать автором, за которым идёт читатель», а также бесплатный урок по выбору писательских тем и методу свободного письма — всё это отличные инструменты для того, чтобы пробудить в вас НАСТОЯЩЕГО ПИСАТЕЛЯ!

Как написать сказку с ребенком за 8 простых шагов - слайд

© Коллаж Кристины Савельевой

Придумываем собственные истории

Наверняка вы с ребенком успели перечитать уже немало сказок. Какие-то вам нравились больше, какие-то меньше. Возможно, вы думали, что смогли бы справиться не хуже некоторых авторов, а то и лучше. Так почему бы и правда не попробовать свои силы?

Многие родители пишут сказки для детей. Но еще веселее придумывать истории вместе. Вот несколько советов, которые помогут вам написать действительно интересную сказку.

Все сказки учат детей быть добрыми, смелыми, дружелюбными и так далее. Прежде чем вы перейдете к самому сюжету, придумайте, какой урок хотите в нем спрятать. Ваш ребенок недавно узнал, как важно делиться с другими? Тогда напишите историю о щедрости, чтобы закрепить этот урок. Или возьмите мораль из любимой сказки ребенка и придумайте на ее основе свой сюжет.

Решите, с чего начнется ваша история, где будет герой в самом начале. Затем придумайте конфликт или проблему, которую герою придется решать на протяжении всей сказки. В середину истории добавьте поворотный момент, в котором герой узнает, как решить проблему. Найдите самое неожиданное решение!

После придумайте, как именно герой использует свои новые силы или информацию и справится с проблемой. И обязательно опишите судьбу героев после окончания истории. Не ограничивайтесь обычным «И жили они долго и счастливо». Добавьте подробностей!

Теперь переходите к созданию протагониста. Им может стать и сам ребенок, и его домашний питомец. Немного измените его характер и сделайте персонажа более сказочным. Ведь герои историй всегда смелее, умнее и хитрее реальных людей.

Придумайте персонажу звучное имя и внешность. Нарисуйте его, чтобы познакомиться с героем поближе.

Каждому герою должен противостоять злодей. Он и станет причиной всех его проблем. Будет ли он жутким монстром, злым колдуном или обычным человеком, решившим получить власть и волшебные силы? Ему в любом случае понадобится не менее крутое имя и внешность.

Когда вы составляли план сюжета, то решили, что герой победит злодея своим острым мечом? Но теперь ваши планы могут измениться. Вдруг герой не просто одолеет злодея, а убедит его перейти на сторону добра?

А вот и самая веселая часть! Без волшебства ваша история все равно может быть интересной, но с ним она точно станет лучше. Вместе с ребенком решите, какой предмет окажется волшебным и поможет вашему герою усвоить важный урок и победить злодея. Например, он может путешествовать во времени с помощью часов или бегать со скоростью света в любимых кроссовках вашего ребенка.

Обычно события сказок разворачиваются в королевствах в далеком прошлом. Повторите эту особенность популярных сказок или сломайте шаблон. Пускай в вашей сказке действие будет происходить в наше время или даже в будущем. Вместо королевства подойдет ваш родной город

Скорее всего, герою придется отправиться в небольшое путешествие. Нарисуйте карту. Она поможет решить, сколько времени ваш герой пробудет в пути и с какими еще препятствиями столкнется.

Вам нужно заинтересовать читателей (даже если ими будете только вы с ребенком) первым же предложением, поэтому уделите ему побольше внимания. Полистайте ваши любимые сказки и рассказы. Все ли они начинаются со стандартного «Жили-были»? Скопируйте предложение, которое вам понравится больше всего.

Важно не только решить, что рассказывать, но и как это делать. Для написания сказки вам точно понадобится толковый словарь или словарь синонимов. Возьмите бумажные или найдите их в интернете. Все же решили отправить своих героев в прошлое? Используйте побольше устаревших слов! Подберите короткие слова, чтобы ваша история казалось более динамичной.

Подписывайтесь

на наш Telegram

  • игры
  • лайфхаки
  • 6-10 лет
  • 10+
  • сказки
  • хобби

Развлечения

А ваш ребенок тоже везде носит с собой ту самую, одну-единственную, родную и любимую потрепанную обезьянку?

партнерский материал

Развлечения

Проводим время в гаджетах с пользой

Структура написания сказки

2. Структура написания сказки

Для того чтобы сочинить сказку, мне потребовалось узнать как она пишется, то есть какова структура написания, из чего она состоит.

Сказка — это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно![1]

Для того, чтобы сочинить сказку нужно иметь желание и воображение.

Сказка должна иметь определенный план:

  • Начало истории, вступление, зачин (где? кто? когда?)
  • Основная часть. Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
  • Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
  • Итог, концовка, желательно счастливое.

Мне, как автору сказки нужно обязательно подумать, о чем или о ком будет сказка. Что именно я хочу донести до слушателя. Далее придумать главного героя сказки.

Это может быть кто угодно: мама, папа, бабушка, дедушка, человек, сестра, брат, собственный ребенок, игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон и так далее. При этом главного героя нужно наделить человеческими качествами.

И ещё, я сделала вывод, что в сказках нужно использовать яркие описательные образы и как можно больше прилагательных. А когда рассказываем свои сказки слушателям, обязательно нужно использовать все свои выразительные свойства голоса, играть интонацией, рассказывать то громче, то местами тише.

Я не могу сказать, что сочиненные мной сказки идеальны, но я стараюсь через них объяснить, донести детям элементарные вещи, что хорошо, а что – плохо. Я планирую продолжить сочинять сказки и в будущем, и может быть с годами, у меня будет получаться всё лучше и лучше.

Инструкция по написанию сказки

Волшебные истории уже не одно столетие воспитывают маленьких людей, готовящихся
войти в мир взрослых. Сменяются
эпохи, а сказки остаются одним из важнейших элементов формирования и развития личности ребёнка.

А существуют ли какие-то правила создания сказки? И если они есть, то меняются ли? Ведь интересы современных детей
абсолютно не похожи на увлечения сверстников даже каких-то 20-30 лет назад.

Дети есть дети, и в какой бы стране или на каком бы языке не создавалась сказка, общая структура всегда примерно
одинакова.

Итак, разберем основные этапы написания и элементы содержания сказки.

Тезис 1. Актуальность сказки

Актуальность сказки

Любая история, даже самая сказочная, должна содержать в себе моральный посыл. То есть важно, что вы хотите сказать
ребенку своей сказкой и какая проблема должна быть для этого поднята в истории.

Ребенок ― совсем маленький человечек, ещё не сформировавшаяся личность. Он только знакомится с законами жизни.

Наиболее распространенные детские возрастные проблемы, с которыми можно работать с помощью сказок:

  • нерешительность, пугливость;
  • страхи;
  • неумение заводить друзей, робость в отношениях, боязнь открытых компаний;
  • физическая робость перед более крупными, сильными и наглыми сверстниками.

В волшебной истории можно сделать акцент на нежелательных моментах поведения ребенка, которые привносят в его жизнь
дополнительные проблемы:

  • детский эгоизм;
  • жадность;
  • наглость;
  • непослушание;
  • лень;
  • поспешность;
  • отсутствие усидчивости;
  • наивность.

Хорошо, если сказка будет рассказывать о решении главным героем одной или нескольких актуальных проблем ― таких же,
как у вашего ребенка (в соответствии с возрастом). Вполне допустимо в собственном рассказе использовать известные
образы из народных сказок.

Герои народных историй уже давно доказали свою актуальность, а их положительные или отрицательные черты обычно
присущи или кому-то из окружения ребёнка, или ему самому.

Тезис 2. Главный герой сказки

Придумываем главного героя сказки

Конечно, никакая сказка не может обойтись без главного героя. Вокруг него, как правило, происходят все основные
события.

Так как сказка может быть необычной, то и центральный персонаж может быть неожиданным и оригинальным.

Это может быть:

  • обычный человек, попавший в загадочную историю и получивший фантастические способности, эдакий супергерой;
  • домашнее или дикое животное, но обязательно разумное и говорящее, ведь
    оно поведает по ходу истории много важного и полезного;
  • придуманное существо. Тут уже можно дать волю фантазии, поэтому всевозможные тролли, драконы, прочая живность вполне может быть в сказке;
  • бытовые и прочие предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, в сказке могут приобрести удивительные
    качества.

Пример:
Обычный ученический портфель мальчика, который неожиданным образом ожил и приучил его к выполнению уроков. Так как
такой портфель к определённому возрасту есть почти у каждого ребёнка, то сказочную историю с ним он воспримет с
интересом.

Важно:

В процессе придумывания главных персонажей сказки нужно всегда помнить о двух ключевых моментах.

  1. Какими бы необычными или фантастическими не были главные герои сказки, они должны донести до ребёнка главную
    мысль произведения. Моральный и воспитывающий аспект — обязательный атрибут каждого повествования.
  2. Герои должны быть настолько просты и близки ребенку, чтобы он проникся их поведением и чувствами. Тогда он
    поверит им и запомнит их слова.

Лучше всего предварительно сделать портрет-набросок будущего главного героя:

  • Кличка, имя, прозвище, ник.
  • Возраст (молодой, старый, мудрый, опытный).
  • Происхождение.Если главный персонаж — человек, то можно указать кто он: возможно, прекрасная
    принцесса, а может быть, принц на белом коне. Хотя и бедный художник или одинокий сирота тоже вполне могут
    оказаться центральными персонажами вашей сказки.
  • Внешний вид. Описывая своего героя, не стоит гнаться за мельчайшими подробностями. Ребенок
    может просто устать от попытки разобраться в нюансах, поэтому 2-3 яркими словами можно обрисовать героя, и будет
    вполне достаточно.
  • Характер персонажа. Тут важно обратить внимание на то, каков ваш главный герой. Он смел и
    отважен? Или он скрытный хитрец? А может, он открыт и добродушен — такой себе рубаха-парень?
  • Мечты. Помимо характера стоит выделить и то, чего же хочет главный герой, о чем мечтает. Если
    это стеснительный персонаж, то его мечтой может быть настоящий друг, а вот бедный, конечно же, мечтает о том,
    как разбогатеть. Ведущий одинокий образ жизни сирота хотел бы жить с родителями.
  • Способности. Главные герои ― не просто основные персонажи сказки. Они должны обладать какими-то
    особенностями. Например, разговаривать с потусторонними силами или понимать язык зверей или даже говорить
    по-звериному. Вполне возможно, что герой, даже обладая какими-то необычными способностями, при этом наделен
    неким изъяном. Это сразу привлечет к нему дополнительное внимание ребенка.

Пример:
Главный герой — богатырь. Можно сделать акцент на его мощных широких плечах и высоком росте, уверенной походке и
густой бороде.

Главный герой — нежная принцесса. Тут можно уделить внимание нежной
коже, красивым волосам и огромным глазам.

Важно наличие у главного персонажа не только позитивных черт, но и определенных недостатков. Так ребенок постепенно
будет приучаться к тому, что нет ничего идеального даже в мире сказок. И что всемогущий благородный прекрасный воин,
побеждающий все плохое — это слишком упрощённо.

Пример:
Главный герой сказки — мальчик, который совсем не хотел учиться, но его
оживший портфель так его потряс и удивил, что выполнение домашних заданий стало для ребёнка невероятно интересным
делом.

Пример:
Главный герой сказки ― слабенький мальчик, попавший в тёмный лес. Боясь всего вокруг, он начинает общаться с местной
живностью и вдруг обнаруживает, что понимает её язык. Осмелев и научившись выживать, ребёнок становится намного
самостоятельнее и смелее.

Именно преодоление главным героем препятствий повысит внимание к нему, вызовет сострадание и интерес. Наблюдая, как
персонаж меняется в лучшую сторону, ребёнок и сам начнет стараться быть лучше.

Тезис 3. Злодей в сказке. Обязательно?

Нужен ли злодей в сказке?

Не существует строгого правила, согласно которому в каждой сказке обязательно должен присутствовать злодей. Вполне
достаточно, если главный герой по ходу развития событий будет попадать в сложные ситуации, решение которых потребует
от него определённых усилий.

Пример:
Маленький ребёнок просыпается ночью от стука отрывшегося окна. Ему нужно вылезти из постели и преодолеть «тёмный
длинный коридор», чтобы закрыть окошко, но страшно. Превозмогая страх и встречая на своем пути «препятствия», малыш
всё же закрывает окно и возвращается под одеяло. Фантастический коридор оказывается сном.

Тут вовсе не нужен какой-то злодей, и в качестве проблемы выступают сами преграды, которые ребёнку надо преодолеть,
став смелее.

Однако, во многих случаях отрицательный герой весьма уместен. И если такой персонаж будет в сказке, то его
обязательно нужно тоже ярко описать. Следует раскрыть его злобную сущность, желание навредить главному
положительному герою. Но ничто не мешает даже отрицательному герою по мере развития сюжета исправиться. Так лишний
раз будет показано, что Добро — созидательное, а Зло — разрушительное.

Тезис 4. Мотивация главных героев

Придумываем мотивацию главных героев сказки

Итак, определив мотив, проще обыграть в сказке действия главных персонажей. Цели героев могут быть разные:

  • борьба за справедливость: благородная цель, которая будет толкать на совершение подвига;
  • поиск сокровищ;
  • эксперимент по приобретению суперспособностей;
  • помощь друзья и родственникам: спасти друга или родного человека — чем не
    мотивация к действию;
  • победа в состязаниях;
  • победа в борьбе с недугом;
  • преодоление страха.

Множество целей не должно пугать: чем их больше, тем проще что-то взять за основу. Причем сама цель должна быть
настолько важной, что это действительно может толкнуть героя на отчаянный или, наоборот, очень расчетливый шаг!

Тезис 5. Через тернии к звездам

Через тернии к звездам

Чтобы достичь желанной и благородной цели, главные герои должны не просто пройти некий путь, а преодолеть целый ряд
препятствий. В сказках наиболее популярно тройное прохождение. То есть главному персонажу трижды приходится что-то
делать, постепенно приближаясь к цели.

Чем сложнее — тем лучше

Для того, чтобы сказка читалась с интересом, необходимо ставить перед главным героем всё более сложные препятствия.
Читатель должен осознать, что перед сказочным персонажем обстоятельства воздвигли реально непреодолимую преграду. А
если герой сумел её преодолеть, то в следующей ситуации он попадает вообще в, казалось бы, безвыходное положение.

Необходимо, чтобы достижение цели было непростым. А чтобы преодолеть препятствия, главный герой должен проявить свои
лучшие качества. Качества, которые вам хотелось бы привить ребенку, читающему сказку. Например:

  • смелость;
  • находчивость;
  • целеустремленность;
  • терпение.

Но: для самых маленьких ― не усложнять!

Если сказка предназначена для совсем маленьких ― не следует перегружать её. В таком случае и одного препятствия будет
вполне достаточно. Но в любом случае, каждый шаг — это шаг к цели!

Тезис 6. Место действия

Выбираем место действия сказки

Где должна происходить сказочная история? Да где угодно. Начиная от неведомого удалённого острова или иной планеты и
заканчивая собственным жильём, где каждая мелочь знакома. Это ещё больше возбудит интерес ребёнка, который вдруг
посмотрит на свои же вещи под иным ракурсом.

Чем хорош второй вариант, так это тем, что не надо углубляться в подробности описания обстановки. Ребёнок с пары
намеков поймет, о чём речь, так как свой дом он знает отлично. Тем и интереснее.

Если же события происходят вне знакомой обстановки, то вариаций может быть множество. Погружайте главных героев в
самые невероятные обстоятельства:

  • солнце испепеляет светом, низкие тяжелые тучи буквально прижимают к земле путников;
  • жара высушивает до костей, а смертельный холод превращает в бездыханную ледяную глыбу;
  • ураганный ветер уносит вдаль, а морская пучина затягивает в бездну.

Ну, а живой сказочный мир и вовсе может потрясать: вода разговаривает, деревья бегают, зеркала выворачиваются
наизнанку, показывая прошлое, а местные животные не только ходят на головах, но и издают кучу непонятных звуков. При
этом главный герой их прекрасно понимает, и от этого сказка становится еще забавнее.

Важно:
Имея возможность придумать всё, что угодно, не следует нагромождать: создавать множество действующих лиц, мест,
сюжетных линий. Это смажет общую картину, и за калейдоскопом разнообразия ребёнок потеряет главную воспитательную
линию сказки. Если, например, в сказке говорящий портфель, то вокруг него и с ним должны происходить все события.

Тезис 7. Составляем план сказки

Составляем план сказки

Итак, оценив основные составляющие сказки, необходимо составить план. Так будет проще развивать ход событий.

  1. Вводная часть. Описываем место событий, а также вводим в рассказ главных героев, делая их
    краткое описание.
  2. Завязка. Должно произойти что-то, что заставит главных героев действовать. Вдруг обнаружилась
    пропажа, кто-то заболел, пришла важная весть, приснился страшный сон, случайно открылось нечто необычное…
  3. Препятствие первое. И первое достижение после его преодоления.
  4. Препятствие второе, более сложное. Достижение второе.
  5. Финальное препятствие, самое сложное. Но и цель уже совсем близко.
  6. Финал. Цель достигнута, герои становятся сильнее, здоровее и лучше. А Зло (если оно было в
    сказке) наказано, прогнано, разрушено. Все счастливы.

Главные фишки при написании сказки

Главные фишки при написании сказки

  • Меньше описаний, больше движения. Лучше по ходу погони уточнить пару моментов, чем включать
    обширное повествование-размышление, забыв про героев и их цель;
  • Герои не молчат, а сообщают в диалогах или открытых эмоциях о своих чувствах и о том, что с
    ними происходит;
  • Все к месту. Все, что появляется в сказке (после вводной части), должно быть к месту, привязано
    или к цели сказки или к месту действия и препятствиям.
  • Больше конкретики. Меньше общих фраз. Если герой трус, то так и описывайте: жалкий, трясущийся
    трус, боящийся собственной тени. Если бедный, то не просто «бедняк», а еле волочащий ноги в разбитых сандалиях и
    ищущий хоть какую-то крошку хлеба, шатающийся от ветра.
  • Больше интриги. Важно это помнить. И если ему всего 3-5-7 лет, то предложения должны быть
    простыми и доступными для понимания даже в таком возрасте.
  • Сказка для ребенка. Это главное. И если ему всего 3-5-7 лет, то предложения должны быть
    простыми и
    доступными для понимания даже в таком возрасте.
  • Не надо стесняться использовать знакомые образы: обыгрывать вещь, которую ребенок видит каждый
    день у себя в комнате; обращаться к известным образам сказочных героев. Мало ли, что с ними произойдет в вашей
    сказке…

Авторы: Павел Сайк, Дмитрий Пирожков, Мария Краснова. Обновлено 25
июля 2022.

Как составить план сказки самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.

Как составить план сказки

Что это такое?

Что такое план художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.

Кто может воспользоваться планом

Как составить план сказки? Прочитать ту сказку, о которой идёт речь. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении. Разделить на смысловые части. Каждую часть озаглавить. Заглавие частей – это пункты плана.

А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.

Составление плана на конкретном примере

Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».

Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.

Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.

  1. Царский наказ сыновьям.
  2. Удачный выбор старших братьев.
  3. Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
  4. Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
  5. Умеют ли невестки ткать ковры.
  6. Сыновья должны привести своих жён на пир.
  7. Царский пир.
  8. Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
  9. Иван-царевич встречает старичка.
  10. Как Ивану помогают животные.
  11. Иван-царевич и баба Яга.
  12. Дуб Кащея.
  13. Возвращение Ивана-царевича.

Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.

Составить план сказки дюймовочка

Развитие умения анализировать

Итак, рассмотрим непосредственно план анализа сказки. В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.

Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало – сказочный зачин и логическое завершение – счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.

В упрощённом варианте план анализа сказки будет выглядеть следующим образом:

  • название и вид;
  • сказочные герои;
  • действие, которому всё подчинено;
  • сказочные черты;
  • сказочное поучение.

Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. «В некоем царстве-государстве жил царь».
  2. «Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
  3. «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
  4. «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
  5. «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
  6. «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
  7. «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
  8. «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
  9. «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!»

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Дюймовочка составь картинный план сказки

Придумать сказку нелегко

Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание — сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.

Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено – все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.

План пересказа сказки

Составление плана волшебной сказки

План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.

Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.

Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:

— героические (борьба героя с волшебной силой);

— социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия — барина, царя);

— семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).

В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.

Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.

Сказка о маленькой девочке

В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.

Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.

  1. Рождение маленькой девочки из тюльпана.
  2. Жизнь Дюймовочки в доме.
  3. Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
  4. Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
  5. Майский Жук влюбился.
  6. Одна в большом лесу.
  7. Наступает холодная зима.
  8. Дюймовочка живёт у Полевой мыши.
  9. Подготовка к свадьбе с Кротом.
  10. Больная Ласточка.
  11. Дюймовочка заботится о птице.
  12. Девочка улетела с Ласточкой.
  13. Знакомство с королём эльфов.
  14. Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья

план анализа сказки

Совместное творчество

Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: «Дюймовочка». Составь картинный план сказки.

Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.

Сложный план сказки

Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.

Рассказ по картинкам

Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему две картинки нельзя поменять местами?
  • Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?

В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.

Цитатный план сказки

Сложный план

Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.

Сказка — это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.

Заключение

Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.

Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.

Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из назывных предложений. В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать символ номер на компьютере
  • Как написать сказку для детей изрядного возраста
  • Как написать символ номер на клавиатуре андроид
  • Как написать сказку для детей дошкольного возраста
  • Как написать символ меньше