Как написать сказку про войну

МБОУ «Клязьмогородецкая ООШ»

Ковровский район с.Клязьминский Городок

ул. Школьная д.37

Районный смотр — конкурс детских творческих работ

по военно-патриотической тематике

Сочинение на тему:

«Невыдуманные сказки о войне»

http://artpoisk.info/files/images/26237.jpg

        Автор: Гарбузов Николай,

                   обучающийся 9 класса/2000г/

        Руководитель: Рахматуллина Вера Евгеньевна,

                      учитель русского языка и литературы

-2015г-

         Моей бабушки нет уже в живых. Но  я очень любила её сказки.  Эти сказки были не выдуманные, а настоящие, жизненные, основанные на реальных событиях, связанных с войной 1941-1945 годов. Конечно, в них, как в любой сказке, добро побеждало зло…

Бабушка была подростком, когда на порог постучала война. Она помнила её от начала до конца, не забывая мельчайших деталей.

         Однажды летом 1941 года отец моей бабушки пришёл домой с работы очень грустный и молчаливый. Наконец-то, зайдя в комнату, он смог вымолвить только два слова:

-Ухожу. Забирают.

Бабушка, хотя была 14-летней девочкой, не поняла, что означают эти слова и почему мама так громко рыдает, захлёбываясь слезами. Лишь потом, когда летели вражеские самолёты и бомбили их деревню, бабушка поняла смысл этих слов, которые отец произнёс накануне, и то, почему он не разбудил её ночью, не попросил собрать узелок в дорогу, а тихо закрыл дверь и пошёл в неизвестную даль. Мать плакала и смотрела в эту даль до самого утра.

После ухода отца всё как-то изменилось, стало не таким, как было прежде. Только редкие письма отца утешали их с мамой.

         Однажды ночью, часа в три, в дверь постучали. Бабушка и мама, не одеваясь, побежали открывать дверь с надеждой, что вернулся отец. В дверях стояло восемь человек. Бабушка вглядывалась в их лица, пытаясь найти отца, но его не было, а от этих людей веяло смертельной опасностью.

Не дожидаясь приглашения, один из этих людей откинул мать в сторону и жестом подал сигнал остальным, чтобы заходили. Бабушка подняла мать, включила свет и то, что она увидела, запомнилось ей на всю жизнь. Из этих восьми человек шестеро были фашистами, а двое в штатском стояли сзади и смеялись. Мать бросилась на фашистов, но не успела ничего сделать: её ударили двумя прикладами. Она лишь тихо сказала дочери:

-Беги, Нина.

Бабушка не могла бросить маму, хотя и уже умершую. Она наклонилась над мёртвым телом, обернулась к непрошенным  гостям и увидела до боли знакомое лицо. Это был их сосед Николай, а в руках у него окровавленный автомат. Пока она смотрела на Николая, кто-то подошёл сзади, и Нина почувствовала удар по голове и потеряла сознание.

        Она очнулась, когда уже светало, кое-как пришла в себя, встала, нашла мать и потащила тело матери во двор. Вырыла руками небольшую могилу и похоронила, как могла, свою маму, потом собрала фотографии, документы, закрыла дверь и пошла. Пошла в ту неизвестную даль, куда ушёл отец. Двигаясь всё дальше и дальше, она не могла поверить своим глазам: вокруг пожары, трупы, плач и стоны людей.

-Господи!- вырвалось у неё из груди и эхом пронеслось далеко-далеко.

Она шла долго и очень устала. Присела на обгорелый пень и подумала:

-Что же случилось? За что убил дядя Николай её маму? Ведь он был лучшим другом отца, покупал ей (Нине) книжки и конфеты.

Её мысли беспорядочно крутились в голове и вдруг яркий свет фар прервал её размышления. Она почему-то не испугалась, встала, подошла к машине и посмотрела в окно кабины и увидела отца. Радость Нины невозможно передать словами. Они долго сидели, обняв друг друга, и не могли говорить. Отец первый пришёл в себя, завёл машину и начал разговор:

-Нина, почему ты здесь? Как мама?

Нина заплакала, и отец всё понял.

-Нина, представь, кого я встретил. Помнишь дядю Колю, который тебе книги покупал. Я встретил его вчера, он весь в крови. Наверное, ранен. Он спит сзади, видишь?

Бабушка, услышав это имя, заплакала и затряслась от ужаса, но не сказала ни слова.

Они ехали молча, глядя по сторонам и не узнавая то, что сделали фашисты с нашей Родиной.

Дядя Коля проснулся и хотел сменить отца за рулём. Нина попросила отца остановить машину. Она выбежала из грузовика и закричала:

-Папа, беги! Это враг! Он убил маму!

Услышав это, Николай выпрыгнул из машины, а отец помчался следом за ним. Через несколько минут раздался выстрел. Нина побежала по дороге, задыхаясь от слёз, но опасения были напрасными. Отец отомстил за маму. Нина поняла, что её отец –простой русский солдат, герой, защитник.  Она очень гордилась им.

          Эти безумные картины бабушка помнила всегда. Историю с Николаем знала вся деревня

           Да, не очень-то любила бабушка рассказывать свои невыдуманные сказки  и часто повторяла: «Не хотела б, детки, чтоб вы пережили то, что пришлось пережить мне. Пусть Бог сбережѐт вас».

          Давно  со мной рядом нет моей бабушки, но её реальные сказки о войне навсегда останутся в моей памяти, как оберег моего близкого человека от всех напастей и проклятий страшного военного времени.

Сказка про войну

 Любимой внучке Аннушке посвящается.

 — Обними меня, бабушка!
 — С радостью!
 — Расскажешь мне сказку?
 — Расскажу, кровинушка моя.

    Сказку эту я услышала от своей бабушки. Было это давно. В прошлом веке. В 41-м году. Жили люди себе, поживали, добра наживали, к знаниям стремились. Земли — много, реки — полноводные, поля — хлебородные. Птицы — в небе высоком. Рыбы — в водах глубоких. Люди красивые, трудолюбивые. А песни — душевные. Стояли эти люди на пути к счастью. Хотели свою родную землю в цветущий сад превратить. Русь наша тогда советской была. Жили дружно в ней и узбек, и татарин, и грузин, и украинец. Всего пятнадцать республик было. Сёстрами между собой были.
    Не понравилось это Злодею германскому, Гитлером звали проклятого. И задумал он, завистник, истребить народ советский. Непокорных — убить, остальных — своими рабами сделать. Летом жарким, утром ранним по земле, по воде и по воздуху погнал он свои полчища поганые на землю, на Русскую.
    Самолеты вражьи бомбы с неба бросали, танки германские землю топтали. Застонала от горя земля Русская. Горели поля хлебородные, погибали люди невинные. Война началась.
    А жил в той стране один Добрый Молодец. Как узнал он про войну окаянную, пришел к своей матери, молвил:
 — Благослови, матушка, на службу ратную, пойду против вражины воевать.
    Обняла его мать, к груди прижала:
 — Тяжело отпускать тебя, дитя моё. Но надо. Знать, для войны родила тебя. Прими моё материнское благословение и мудрость народную в придачу.
    Никогда не борись ПРОТИВ ЧЕГО-ТО, борись ЗА ЧТО-ТО. Не борись против войны, борись за мир. Не борись против Германии, борись за землю Русскую.
    Не борись пртив зла, борись за добро.
    Не борись против врага, борись за товарищей и за себя.
    Не борись против смерти, за жизнь борись.
    Поклонился в пояс Добрый Молодец матушке. И пошел воевать за свою Отчизну. Стал гнать со своими товарищами силу темную с земли родной. Много раз раненым был, почти до смерти. Но покропят живой водой Молодца, и оживал он, и снова в бой. Трудно было.
 Но Добрый Молодец знай себе — воюет за Мир, да за Родину, да за Мать родную. Четыре долгих года в сражениях был. Одолел-таки с товарищами Гитлера, Злодея фашистского. Задрожал проклятый — капут ему пришёл и всему войску его поганому.
    Вернулся Добрый Молодец с Великой Победой и подарил её всем нам!

 — Теперь это наш с тобой праздник!
 — А где сейчас Добрый Молодец?
 — В моей памяти! Это, внученька, мой отец — Степан Адерихин! И ещё, родная моя, никогда не борись против ненависти, борись за Любовь! В этом наша сила.

Просмотр содержимого документа

«Сказка про войну »

Загрузка…

— Папа, а когда мы поедем к дедушке?

— Завтра рано утром. Ведь завтра у дедушки самый важный праздник.

— День рождения?

сказка про войну детям

— Почти. Второй день рождения. День победы в ужасной войне. День, когда он смог вздохнуть и поверить, что его уже не убьют враги.

— А, нам в садике рассказывали про войну. Значит мой дедушка воевал?

— Дедушка — нет, а прадедушка, к которому завтра поедем, воевал. И только потому, что он выжил в этой войне, есть на свете твой дедушка, я и ты. если бы он погиб, то нас бы не было.

— Папа! А расскажи про войну?

— Про войну? Ты лучше завтра у прадедушки проси. Он лучше знает, ведь он воевал. А я могу рассказать тебе те сказки про войну для детей, которые мне рассказывали в детстве.

— Да! Да! Расскажи мне сказку!

— Садись и слушай.

Жил-был в деревне молодой паренек Иван. Любил он играть на гармошке и по вечерам гулять с любимой девушкой Люсей. Уже и свадьбу на осень запланировали. Да случилась война. Забрали Ивана на фронт. Дали винтовку и сапоги. А гармошку взять не разрешили.

Первый месяц провел Иван в учебке. Там его и других парней учили стрелять, заряжать и чистить винтовки, ползать по земле, не поднимая головы, чтобы не попала в нее пуля. И прочим премудростям военного дела.

Они пели строевые песни, играли в футбол и веселились, ожидая таинственного приключения — войны.

В один из дней командир учебной части велел строиться с вещами. Их посадили в поезд и повезли на фронт. Бравые солдатские песни звучали из окон поезда. Все были готовы весело закончить войну на одном дыхании.

На фронте оказалось не так весело, как надеялись. Петь было нельзя, как и громко разговаривать. Чтобы не получить пулю в лоб.

Сначала лопатками рыли окопы, потом в них отсиживались, прятались от пуль и снарядов. Земля осыпалась, когда рядом падала и взрывалась бомба. Глаза засыпало песком и глиной, дышать было нечем. Но надо было не просто прятаться, но и отстреливаться. Хотя было очень страшно получить пулю в лоб, как товарищ, только что стоявший рядом.

На фронте не было привычной бани, даже лицо утром умыть было нечем. В туалет ходили в углу окопа, и хоть закапывали отходы, но в летний зной все равно сильно пахло и летали мухи.

Вместо песен и анекдотов в минуты затишья, когда не летали пули и снаряды, солдаты тихонько перешептывались, вспоминали близких, мирную жизнь и свои планы. Писали и читали письма.

Друзей из учебной части становилось все меньше.

Убитых хоронили рядом с окопами в часы тишины. На их могилы никогда не придет мама и даже знакомый. После войны найти многочисленные могилы сложно. Ведь те, кто хоронил, тоже погибли и лежали в чужой земле без могильных плит.

В войну выживали действительно сильные. Сильные духом и уверенные в победе. Те, кто боялся и плакал, погибали обычно в тот же день или на следующий. Война не любит трусливых.

Были и храбрецы, спасавшие жизни своих товарищей, бросавшиеся с гранатой под танк врага и погибавшие вместе с танкистами.

Быстрой победы не получилось. Но она все же наступила.

5 долгих лет пришлось сидеть в грязных окопах. Жгучим летним зноем и морозными зимами, не мытыми, в грязной и рваной одежде. Чесаться от укусов насекомых и не мочь ничего сделать, чтобы прекратить этот ужас.

Лишь красота природы, пение птиц и сверчков в часы тишины после атак помогали исцелиться русской душе. Найти в себе силы продолжить убивать врагов и выживать самим. Ведь вера в то, что когда-то это прекратится. В то, что мир в твоих руках, нужно лишь не бросать начатое дело, двигала миллионы людей в сторону победы.

Подруга Ивана, Люся, за эти 5 лет научилась водить трактор, пахать и сеять, убирать пшеницу. Жены и невесты, матери и дети воинов помогали солдатам двигаться к победе. Они выращивали и пекли хлеб, который потом отправляли на передовую. Делали еду, которую кушали усталые бойцы.

Тяжелую работу, которую в мирное время выполняют мужчины, пришлось делать молодым женщинам и детям.

И не смотря ни на что, они встретились. Вместе отпраздновали победу. И осенью поженились. Пусть на 5 лет позже, чем планировали. Но это случилось. Не смотря ни на что.

С тех пор в наши места война не приходила ни разу. Но мы должны помнить о подвиге наших дедушек и прадедушек. Помнить о том, как это сложно и больно — воевать. Стараться не допустить ее. Любой конфликт учиться налаживать переговорами, а не выстрелами и взрывами.

— Пап, а почему люди воюют?

— Почему случаются войны?

— Да, если люди знают, что война — плохо, зачем они воюют?

— Дело в том, что все люди разные. У каждого свои «тараканы» в голове, свои убеждения. Кто-то хочет получить чужую землю, чтобы стать богаче. Кто-то пытается нажиться на продаже оружия. Кого-то просто обработали психологическими способами так, что он верит в то, что война- это хорошо. Что убивать каких-то конкретных людей — это хорошо.

Именно так и было в последней войне. К власти в германии пришел человек с большими амбициями, Гитлер. Он убедил всех, что германцы, арийцы — самая лучшая раса. А все другие национальности не заслуживают жить рядом с ними. И поэтому напал на все страны, которые были рядом.

Немцы действительно верили, что делают правильное дело — убивают всех, кто на них не похож. Всех, у кого не светлые волосы и не голубые глаза.

Люди для них были равны животным. Их сгоняли, как стада баранов, в гетто. Издевались всеми возможными способами. Проводили на живых людях медицинские опыты. Травили, жгли, расстреливали…. женщин, детей, стариков…. Всех, кто не походил на арийскую расу.

Но благодаря нашим воинам, твоему прадедушке и его товарищам, этих людей удалось остановить. Гитлер отравил всех своих детей, убил жену и себя, когда понял, что его победили.

Жителей Германии заставили смотреть документальные фильмы о том, что творили они и их соплеменники в гетто и лагерях с другими людьми. Страну разделили на 2 части и запретили иметь армию. Чтобы они не смогли больше ни на кого нападать.

Благодаря этой войне все люди на свете знают, что нельзя считать какую-то нацию превыше всех остальных. Это называется нацизм и запрещен во всех странах.

Теперь ты знаешь что это за праздник и знаешь за что благодарить прадедушку.

— Да, папа. У меня к нему куча вопросов. быстрей бы завтра!

А какие вопросы появились у тебя, малыш?

Сказки нравятся и детям, и взрослым — их любят не только читать, но и сочинять. Русские народные сказки знакомы каждому с младенчества. Сейчас стали актуальны ретеллинги — пересказ знакомых сюжетов на новый лад. Популярность жанра обусловлена, в том числе, терапевтическим воздействием. Персонажи сталкиваются с загадочным, необычным — с чем-то потусторонним. А читатели на этих примерах разбираются в собственных проблемах, волнующих их. Разбираемся, что такое сказка как жанр, как написать сказку самому и сделать ее актуальной и современной.

Редактор, автор блога Band

Что такое сказка

Сказка — чаще всего, прозаическое произведение, которое характеризует волшебный, героический или бытовой сюжет с участием фантастических сил.

Жанр популярен и в России, и зарубежом. Пишут их совершенно разные авторы. Например, актер Крис Колфер — автор серии книг «Страна Сказок» — не собирался становиться детским писателем.

Актуальны ретеллинги: «Лунные хроники» Мариссы Мейер — это пересказ известных нам сюжетов, но с крайне необычной стороны. У Золы кибер-нога, юной Скарлет в поисках бабушки помогает боец по прозвищу Волк. Кресс в заточении на орбитальном спутнике, а не в башне.

В России яркие представители жанра — Екатерина Матюшкина, Сергей Седов, Мария Бершадская, Тамара Михеева.

Практически у каждого писателя время от времени возникает мысль: «Хочу написать сказку». Как и с любым жанром, важно — пробовать и искать форму. Начните с наших рекомендаций!

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Что потребуется, чтобы написать сказку

1. Развивать насмотренность

Детская и подростковая писательница Елена Нестерина и лектор Бэнд, советует прочитать как можно больше чужих сказок: и литературных, и народных. Это поможет настроить внутренний эстетический камертон на сказочные реалии.

Но при этом стоит помнить про многожанровость: границы размыты, поэтому не сильно фокусируйтесь на каноны — дайте простор фантазии и пишите!

2. Вдохновляться классиками

Одна из классических схем построения сюжета — путь героя. Об этом достаточно много писал Кристофер Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой».

Как отмечает детский писатель и лектор Бэнд Юлия Иванова, универсальная схема пути героя — «мономиф» — сюжет, повторяющийся веками в разнообразных историях. Но он все равно заставляет читателей сопереживать персонажам.

Яркий представитель — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Разберем на примере первой книги:

  • Герой живет в обычном мире → Гарри в семье Дурслей;
  • Слышит зов к приключениям → случай в зоопарке, когда удав выбрался из террариума;
  • Сопротивление изменениям самого героя или под действием обстоятельств → дядя увозит Гарри в хижину на скале посреди моря, чтобы ему не приходили письма, но великан Хагрид его все равно находит;
  • Встреча с наставником → знакомство с Дамблдором;
  • Герой попадает в другой мир → становится учеником Хогвартса;
  • Столкновение с главным испытанием → вместе с друзьями пресекает попытку возвращения Волан-де-Морта;
  • Путь домой → каникулы в школе магии.

3. Выбрать место действия и продумать сеттинг

Не важно, создаете ли вы весь волшебный мир «нуля» или берете готовую мифологию, нужно продумать каждую мелочь. Даже если в книге об этом не будет прямого упоминания.

Книга «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой начиналась с карты. Как и у многих классиков — например, Карта Средиземья у Толкиена.

На какие вопросы стоит ответить:

  • Если существует магия, то как именно она работает?
  • Какие живые существа населяют мир? Какие у всех особенности?
  • Кто правит этим миром? Находят ли государства в состоянии войны?
  • Во что верят? Есть ли ритуалы? Если да, — какие они?
  • Каков растительный и животный мир?
  • Уровень развития технологий: есть ли невероятные изобретения?
  • Какой социально-экономический слой?

4. Ориентироваться на конкретный возраст

Сочиняя сказку, не стоит забывать про возраст читателей. Писательница и лектор Бэнд Екатерина Матюшкина замечает, что для детей 3-6 лет устройство мира лучше свести к минимуму и сделать его понятным: никаких инопланетян!

Детям 6-12 лет интересны тайные миры, которые невидимы для взрослых. Долина Муми-троллей, резиденция Деда Мороза и так далее. Им хочется подружиться со сказочными существами: вводите помощников для главных героев.

Подросткам (от 12 лет) особенно интересны запрещенные и опасные места, удивительные магические вещи, суперспособности. Конфликт может разрешиться чем-то актуальным и в их обычной жизни: торжеством над обидчиком, к примеру.

5. Сфокусироваться на актуальной проблеме

Иллюстрацией служит сказка «Коралина» Нила Геймана, где главная героиня угодила в потусторонний мир, но не сразу поняла, что перед ней не настоящие родители.

Тем самым автор рефлексирует на тему детско-родительских отношений. По началу Коралине интересно с «новыми» мамой и папой, ведь те так внимательны к ней.

Заметьте, что у Коралины даже нет каких-то магических способностей, но она все равно побеждает темные силы.

6. Поставить читателя перед сложным выбором

В сказке обязательно должна быть мораль. Конечно не напрямую, тщательно завуалированная. Но при этом главная мысль должна хорошо считываться и быть понятной.

Сказка «Цветик-семицветик» знакома многим с детства. Юный читатель вместе с девочкой Женей приходит к вполне конкретным выводам: счастье другого человека важнее, чем сиюминутные желания.

7. Следить за мелочами

Магия должна объясняться: в «Гарри Поттер» часть заклинаний читатель узнает одновременно с персонажами на уроках в Хогвартсе. Экспекто Патронум, Вингардиум Левиоса — даже сложные названия запоминаются благодаря тому, что писательница ввела их в сюжет.

У сказки всегда есть начало и конец. Все события завершены, все линии сошлись, все персонажи получили завершение сюжетной арки, добро победило зло — вспоминайте присказки: «Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!»

На курсе «Однажды в сказке» вы напишете 7 детских историй, сможете самостоятельно издать и получить экземпляр книги на Riderо. А самые интересные истории получат обратную связь от одного из российских издательств.

Где публиковать сказки

1. Подкасты

Начитку сказки автором оценят и взрослые, и малыши. Современный вариант любимых советскими детьми пластинок. Предложите начинать сказку для подобного подкаста.

Что еще почитать по этой теме:

2. Телеграм-каналы

Все больше площадок, посвященных развитию молодого поколения. Часто они используют интерактивные форматы контента. Например, можно разделить написанную сказку на короткие отрывки, и каждый день будет выходить новая часть.

3. Сообщества родителей

Например, во ВКонтакте. Не обязательно выбирать те сообщества, где уже публикуются аудио-сказки: предложите такой вариант в группы с детско-родительской тематикой. Возможно, станете постоянным автором новой рубрики.

Нет универсального рецепта, как правильно написать сказку. Внимательно отнеситесь к началу работы над сюжетом: продумайте волшебный мир, проблематику, которая ставит читателя перед сложным выбором, ориентируйтесь на конкретный возраст.

Больше полезных рекомендаций, как сочинить сказку, на онлайн-мастерской «Однажды в сказке» — присоединяйся к 8 мастер-классам с редакторами, издателями и иллюстраторами!

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Приблизительное время чтения: 10 мин.


print

Рассказы о войне для детей 10 лет показывают примеры мужества, верности товарищам и родине. К тому же они хорошо иллюстрируют уже известные детям исторические факты о Великой Отечественной войне.

Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.

1.

Леонид Пантелеев. «Платочек»

Рассказы о войне для детей 10 лет

Совсем немного времени прошло со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Рассказчик едет в одном купе с полковником-танкистом, который не раз бывал ранен, награжден множеством орденов и медалей. Тем более странно, что такой мужественный человек, который даже внешне похож на «бывалого медведя», как описывает его Пантелеев, носит в кармане гимнастерки крошечный девичий платочек и часто бережно расправляет его на своей огромной ладони, о чем-то задумавшись. Поначалу это вызывает улыбку у его попутчика. Но вот полковник рассказывает историю, случившуюся с ним в самом конце 1943 года, когда он со своим танковым полком стоял под Ленинградом. Военные шефствовали над детским домом и всячески помогали ему. Устроили ребятам новогоднюю елку, привезли подарков. Дети в долгу не остались: кто кисет вышил, кто рисунок нарисовал. А нашему танкисту маленькая белобрысая девочка преподнесла маленький беленький пакетик, перевязанный шерстяной зеленой ниточкой. Но попросила открыть его только тогда, когда наши возьмут Берлин.

«Время-то… сорок четвертый год, самое начало его, немцы еще в Детском Селе и под Пулковом сидят, на улицах шрапнельные снаряды падают, в детдоме у них накануне как раз кухарку осколком ранило… А уж девица эта, видите ли, о Берлине думает. И ведь уверена была, пигалица, ни одной минуты не сомневалась, что рано или поздно наши в Берлине будут. Как же тут было, в самом деле, не расстараться и не взять этот проклятый Берлин?!»

Полтора года носил с собой этот пакетик танкист. Тонул, дважды в танке горел, в госпиталях лежал, а с пакетиком не расставался. И не открывал его, как обещал девочке — «слово солдатское крепкое». А когда вошли наши войска в Берлин, открыл полковник пакетик и увидел маленький платочек, старательно подрубленный зелеными и красными нитками, завернутый в тетрадный листок с бесхитростными и оттого пронзительными словами: «С Новым годом, дорогой дяденька боец! С новым счастьем! Дарю тебе на память платочек. Когда будешь в Берлине, помаши мне им, пожалуйста. А я, когда узнаю, что наши Берлин взяли, тоже выгляжу в окошечко и вам ручкой помашу. Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. Я в него только один раз сморкалась, но вы не стесняйтесь, я его выстирала. Желаю тебе здоровья! Ура!!! Вперед! На Берлин! Лида Гаврилова».

Трогательная до слез история, рассказанная Пантелеевым без дешевой сентиментальности, с искрами особого, пантелеевского юмора. И со счастливым, насколько это возможно в тех трагических условиях, концом. В 45-м году полковник приехал в Ленинград, нашел Лиду и удочерил ее. «И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная…»

Рассказ написан в 1952 году, по свежим следам событий Великой Отечественной войны, и воспринимается как живое свидетельство доблести, мужества, благородства тех, кто защитил страну от врагов. Пантелеев — сам ленинградец, переживший блокаду, знающий, что такое голод, холод, утраты, сумел наполнить эту историю теплом, светом, надеждой и верой в замечательных своих сограждан.

2.

Лев Кассиль. «Батарейный заяц»

Рассказы о войне для детей 10 лет

Во время Великой Отечественной войны Лев Кассиль выезжал в качестве военного корреспондента на Кольский полуостров. За Мурманск, базу Северного флота, шли ожесточенные бои. Кассиль находился в расположении 14-й армии, защищавшей Заполярье. Наши войска самоотверженно обороняли и Мурманск, и полуострова Рыбачий, Средний, и многочисленные острова в Кольском заливе Баренцева моря.

На полуострове Среднем, на батарее легендарного командира Поночевного, Лев Кассиль стал свидетелем этого удивительного случая. Фашисты всячески пытались уничтожить эту батарею. Бессчетное число раз налетали вражеские бомбардировщики на небольшой клочок земли, где стояла батарея, но так и не смогли сломить нашу оборону. Артиллеристы отвечали метким сокрушительным огнем, фашисты несли огромные потери, их атаки становились всё ожесточеннее, но напрасно: батарея стояла твердо.

Автор приезжает на полуостров, весь развороченный бомбами, знакомится с Поночевным, остроумным, неунывающим человеком, и становится свидетелем авианалета. Кассиль не стремится напугать читателя, но описание получилось впечатляющим. «Земля охнула, высокая скала недалеко от нас раскололась, и камни завизжали над нашими головами. Твёрдый воздух ушиб меня и повалил на землю. Я залез под нависшую скалу и прижался к камню. Я чувствовал, как ходит подо мной каменный берег». На фоне этой апокалиптической картины удивительным выглядит спокойное и прямо-таки разумное поведение зайца, которого автор обнаруживает недалеко от себя, в укрытии под камнем. А дальше происходит совсем уж невероятное. После налета заяц нашел командира батареи, «забрался на колени, упёрся передними лапками в грудь Поночевного, дотянулся и стал усатой мордочкой тереться о подбородок командира. А командир обеими руками гладил его уши, прижатые к спинке, пропускал их через ладони… Никогда в жизни не видел я, чтоб заяц держался так вольно с человеком. Случалось встречать мне совсем ручных заек, но стоило коснуться ладонью их спины, и они замирали от ужаса, припадая к земле. А этот держался с командиром запанибрата».

Оказывается, зайца еще совсем малышом привезли разведчики с Большой земли, как называли на полуострове материковую часть. Он прижился на батарее и даже научился задолго до самых чутких приборов-звукоуловителей определять визит фашистских самолетов. «Знаем: если Зай-Заич ухо наставил, чечётку бьёт, — следи за небом». И артиллеристы успевают подготовиться к налету и встретить врагов во всеоружии.

«Я поглядел на Зай-Заича. Задрав хвостишко, он резво прыгал на коленях у Поночевного, искоса и с достоинством, как-то совсем не по-заячьи озирал стоявших вокруг нас артиллеристов. И я подумал: “Какие же смельчаки, наверное, эти люди, если даже заяц, немного пожив с ними, сам перестал быть трусом!”»

Рассказ пронизан теплым чувством к симпатичному зайцу, опровергшему стереотип о робкой заячьей натуре. Наполнен глубоким уважением к мужественным артиллеристам, которые в нечеловеческих условиях (когда стоит полярный день, немцы бомбят батарею сутками) сохраняют человечность, нежность к дикому зверю, жизнелюбие и чувство юмора.

3.

Лев Кассиль. «Вторая половинка песни»

Рассказы о войне для детей 10 лет

В годы Великой Отечественной войны Лев Кассиль был военным корреспондентом и побывал в Мурманске. Через Мурманск поступала помощь от союзников. Именно сюда по программе «ленд-лиз» транспортные суда доставляли из США и Великобритании боевую технику, продовольствие, необходимое снаряжение, которые затем переправлялись вглубь страны. Немецкая авиация и флот нещадно атаковали «полярные конвои», которые доблестно защищали советские военные суда сопровождения. Всего за годы войны в Мурманск и Архангельск было проведено 78 конвоев. Две с половиной тысячи судов! На одном из них были матросами и герои этого рассказа.

Лев Кассиль сразу предупреждает читателей: «Придумать такую историю — дело не очень хитрое, самое интересное как раз в том, что я тут ничего не придумал. Все это правда». Осенью 1942 года в советское Заполярье из Америки и Англии шел большой караван судов. Вблизи Мурманска фашисты подвергли его жестокой бомбежке с воздуха. Один из кораблей загорелся. Взрывом выбросило за борт молодого матроса-американца — автор называет его Джордж Р. Его спасли советские моряки и отправили в госпиталь. Немного оправившись после пребывания в ледяной воде, Джордж стал выходить прогуляться по улицам города. Кто только не встречался тогда на мурманских улицах! «Широкогрудые, рослые канадцы, мелозубые курчавые негры, круглобородые ирландцы, загорелые ковбои из Оклахомы, расторопные нью-йоркцы, смуглые остролицые таитяне…» Всё это — наши союзники, моряки арктических конвоев. По вечерам они собирались в Интернациональном клубе моряков. «Люди с разных берегов океана встречались здесь за шахматной доской, спорили о военных делах у большой карты, расспрашивали наших моряков о законах и обычаях Советской страны, танцевали под радиолу и пели незнакомые нам песни».

И вот иностранные моряки вместе с нашими решили провести вечер самодеятельности. Сослуживцы Джорджа рассказали, что он здорово поет американскую народную песенку «Ферма дядюшки Дикки». «Были на ферме дядюшки Дикки три теленка, три гусенка, три поросенка… му-му-му, га-га-га, хрю-хрю-хрю…» Все уговаривают Джорджа выступить, но тот грустно отказывается, потому что привык исполнять ее вместе с братом-близнецом Биллем. Но Билль — тоже моряк, и его судно ушло на задание раньше корабля Джорджа, а куда — этого никто не знает, военная тайна. Джордж считает брата погибшим и печалится. «Без моего Билля песня — полпесни, а сам я — только половинка человека, не больше». Моряки все-таки уговорили Джорджа принять участие в концерте, раздобыли ему банджо вместе сгоревшего на пароходе. Но Джордж репетировал без всякого энтузиазма.

И вот однажды, придя в клуб, автор встречает Джорджа, но тот как-то странно реагирует на приветствие, растерянно оглядывается. А через минуту автор, войдя в зал, увидел, что «около рояля стоят два совершенно одинаковых Джорджа: оба голубоглазые, белокурые, оба в коричневых замшевых куртках, грубых штанах из синей хлопчатки. Они стояли около растроганной Марии Игнатьевны, звонко хлопали друг друга по спине, обнимались, трясли один другого за плечи, отшатывались и снова бросались с размаху во взаимные объятия». Тут выясняется, что Билль находился в другом караване. Их корабль был потоплен немецким торпедоносцем, но русские моряки подоспели на помощь и спасли тонувших. Так на советской земле, в Мурманске, встретились два брата-близнеца из далекого американского штата, соединились две половинки песенки, припев которой подхватили все собравшиеся.

«И в переполненном зале канадцы, негры, австралийцы, ирландцы, британцы и русские, матросы всех океанов и морей, на разные голоса подхватывали припев:

Му-му-му-у! Га-га-га-а!

Хрю-хрю-х рю-у! Хау-хау-хау! Мяу-мяу-мяу!

Ко-ко-ко-о! Кря-кря-кря-а! Бе-е-е-е-э!

Былы-былы-был-был! Ио-го-го-о!»

Вот такая трогательная история о чудесном спасении и встрече с братом, который считался погибшим. И важное историческое свидетельство. И прекрасный пример морского, фронтового и просто человеческого братства, когда люди разных национальностей плечом к плечу боролись с общим врагом — фашизмом. И победили.

4.

Сергей Смирнов. «Комиссар»

Рассказ из цикла «Мы — из Бреста»

Рассказы о войне для детей 10 лет

Сергей Сергеевич Смирнов, фронтовик, писатель, историк, сделал очень много для открытия имен неизвестных героев Великой Отечественной войны и увековечивания их памяти. Именно он первым начал собирать материалы о защитниках Брестской крепости — ведь много лет после войны о них не было ничего известно. Многие защитники попали в плен и погибли, и благодаря С. С. Смирнову им было возвращено честное имя.

Книга «Брестская крепость» Сергея Смирнова потрясла современников. Да и сегодня судьбы ее героев продолжают поражать читателей.

Для детей Смирнов незначительно адаптировал истории защитников цитадели. Но стиль остался тот же, стиль документа, четкий, лаконичный, где эмоции намеренно приглушены и читателю предоставлено право самому определить отношение к герою. Например, к полковому комиссару Фомину. Именно он был одним из тех, кто возглавил оборону Брестской крепости и написал знаменитый «Приказ № 1», найденный после войны в развалинах цитадели. Его честная, чистая жизнь, его мужественное поведение в дни обороны цитадели, его героическая смерть — все это описано без дешевого пафоса и сентиментальщины, но врезается в память. Он не хотел, чтобы у него, как у командира, были преимущества, и отдавал воду и пищу, если их удавалось достать, женщинам, детям и раненым. «Если слезы бессильного гнева, отчаяния и жалости к гибнущим товарищам выступали у него на глазах, то это было только в темноте ночи, когда никто не мог видеть его лица. Люди неизменно видели его суровым, но спокойным и глубоко уверенным в успешном исходе этой трудной борьбы».

Ефиму Моисеевичу Фомину было всего 32 года. Для мальчишек прежних поколений, зачитывавшихся этой тоненькой книжечкой, он был примером для подражания. А разве нынешние дети не мечтают о подвигах, о благородных поступках?

5.

Сергей Алексеев. «Знаменитый дом»

Рассказы о войне для детей 10 лет

Из сборника рассказов о Великой Отечественной войне «От Москвы до Берлина»

Конечно, речь идет о Доме Павлова в центре Сталинграда. Как ни старались фашисты его уничтожить — ничего не получилось. «Не пал на колени дом», — говорит о нем писатель-фронтовик Сергей Алексеев. Может быть, секрет такой стойкости в том, что защищали дом солдаты разных национальностей, объединившихся в Советской стране? «Здесь русский рядом стоял с казахом. Вместе бились украинец, грузин, узбек. Абхазец, таджик, татарин воду из общей фляжки пили…» В общем, действительно «дом не дом, а целый союз советских республик. Русский, татарин, грузин, узбек за общую родину бьются. Здесь на Волге решается всё: судьба Украины, судьба Кавказа, участь родной земли. Знают об этом солдаты. В общем строю солдаты».

Прекрасный рассказ, поведавший детям о великой стране, а взрослым напомнивший о том, что дружба между разными народами — залог мира и спокойствия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать сказку презентация
  • Как написать символ решетка
  • Как написать сказку поучительную
  • Как написать символ пробела
  • Как написать сказку план сказки