Соболезнование семье умершего: как и что говорить с точки зрения ислама
(Фото: elements.envato.com).
Ничья жизнь в этом мире не вечна. Так уж по Своей великой мудрости устроил миропорядок Всевышний Аллах. Именно поэтому каждый на своем пути встречался или же еще только встретится с тем, кто провожает близкого в последний путь.
Всевышний Аллах говорит в Коране, что Он является Творцом смерти, равно как и самой жизни:
«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (аль-Мульк, 2).
Как мусульманину выразить соболезнование семье умершего? Как реагировать на такие печальные известия? Какие слова поддержки нужно говорить?
(Фото: elements.envato.com).
В первую очередь, как только вы услышали о смерти кого-либо прочитайте следующую дуа:
156 аят из суры «Аль-Бакара»:
الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
Транслитерация: «Инна Ллилляхи ва инна илейхи раджиун»
Перевод: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся».
Но не каждый знает, что у этой дуа есть продолжение.
«Инна Ллилляхи ва инна илейхи раджиун. Аллахумма’ль-хыкху би’с-салихин, вахлюф‘аля зурриййатихи фи’ль-‘габиринэ ва’гфир ляна ва ляху йаума’д-дин. Аллахумма ля тахримна ля тахримна аджраху ва ля тафтинна Аллахумма ба’даху».
Перевод: «Все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы будем возвращены. О, Аллах! Сделай его благочестивым и помоги его потомкам и прости его и нас в День Суда! Господь мой, не лишай нас Своего довольства и не дай нам застать раздора». (Набави, аль-Азкар, 132)
Важно знать: Награда за милостыни и благие деяния за умерших
(Фото: elements.envato.com).
Также очень важны сами слова соболезнования.
Аль-Бухари и имам Муслим передали от Усамы бин Зайда, который сказал:
«Мы сидели возле Пророка ﷺ, и одна из его дочерей отправила к нему [гонца] позвать его и сообщить ему о том, что её ребёнок умирает. Пророк ﷺ тогда сказал:
ارجع لها وأخبرها أن لله ما أخذ ولله ما أعطى وكل شيء عنده بأجل «
» مسمى فمرها فلتصبر ولتحتسب
«Вернись к ней и сообщи, что Аллаху принадлежит то, что Он дарует, и то, что Он забирает, и каждой вещи определён срок. Скажи ей, пусть стойко переносит утрату и надеется на вознаграждение [от Творца]».
Джаназа-намаз прочитан: что нас ждет после смерти?
(Фото: elements.envato.com).
Живые и мертвые люди нуждаются в наших с вами искренних дуа. Наши молитвы помогают умершим простить их грехи, облегчают могильные муки.
Мусульманские ученые считают, что слова соболезнования могут быть выражены различными формами.
Самое быстрое из сотворенного Аллахом: размышления о смерти
(Фото: elements.envato.com).
В книге «Найль аль-автар» аш-Шавкани сказано:
«Всё, что даёт потерпевшему утешение, называется соболезнованием, какими бы словами оно ни было выражено. И тому, кто приносит соболезнования, будет дана награда» (См. «Найль аль-автар», т. 4, стр. 109).
Слова соболезнования очень важны для семьи усопшего, не скупитесь на них. Выражать соболезнования разрешается до погребения и после него, дома или на кладбище, устно или письменно в течение трёх дней со смерти, – для всех, кроме отсутствующих. Отсутствовавший человек может выразить соболезнования даже по истечении трёх дней.
Ибн Маджа передал от Пророка ﷺ, что он сказал:
ما من مؤمن يعزي أخاه بمصيبة إلا كساه الله عز وجل من حلل الكرامة «
» يوم القيامة
«Какой бы верующий ни выразил соболезнование своему брату, Аллах непременно оденет его в одеяние благородства в Судный день».
(Фото: elements.envato.com).
Смерть – величайшая загадка, но только для тех, кому она страшна своей неопределённостью. Таковой она является для тех, кто не осознает смысл жизни и смерти. Верующие мусульмане твердо знают, что после смерти есть другая жизнь.
Для мусульман смерть настолько действительна, насколько действительна само существование на этом свете. Поистине, смерть для верующего – еще одна реальность. А потому каждый правоверный человек должен стремиться успокоить душу умершего, сделать за него дуа, прося Аллаха о прощении его грехов, помочь справиться с горем его близким и не оставлять их в трудный период жизни.
Последнее, что услышит умерший после своего погребения
Даже если умерший человек не совершил в своей жизни ни одного благого поступка, совершите за него благую дуа. Аллах Всеслышащий, Всезнающий.
Смотрите также:
- Имам-онлайн: нужно ли менять имя после принятия ислама?
- Ислам в Корее: как живется мусульманам в Стране утренней свежести?
- Поможем вместе Дианочке!
- Путь веры: как Али нашел ислам в пустыне
Читайте также:
-
Действителен ли брак между мусульманином и христианкой?
Здравствуйте. Мой муж мусульманин, я христианка. У нас гражданский брак и Никах. Вот сейчас хочу принять Ислам. А вообще можно было нам делать Никах и жить вместе до того как я приму Ислам? Спасибо. (Эльвира)
-
Является ли суфизм (тасаввуф) законной практикой в Исламе?
Что вы скажете о такой исламской науке как суфизм (тасаввуф)? У нас в Дагестане многие люди ходят к суфийским шейхам и считают их своими учителями. Но есть и другие люди, которые осуждают их и считают язычниками. Что вы скажете? (Ума)
-
Является ли чтение дуа после коллективного намаза нововведением?
Я хочу задать вопрос, который меня смущает: является ли чтение дуа после совершения коллективного намаза бида (нововведением)? Я в растерянности, поскольку некоторые ссылаются на то, что Мухаммад (ﷺ) никогда не читал дуа во время коллективного намаза.
-
30 вещей, о которых Пророки (мир им) просили Всевышнего Аллаха
Аллах Всевышний не установил для верующих никаких ограничений в том, что касается дуа, сказав: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Гафир 40/60). В этом аяте наш Господь призывает нас обращаться к Нему за помощью по любому вопросу.
-
Сколько рака’атов читается в таравих намазе? 8 или 20?
С началом Рамадана опять начались споры по вопросам, которые давно разъяснили праведные предшественники. Тема споров: какое количество рака’атов содержит намаз таравих: 20 или 8?
-
26 правил обращения с Кораном, которые следует знать каждому мусульманину
Имам Мухаммад ибн Ахмад Куртуби относительно обращения с Священным Кораном написал:
1. Не читать Коран без… -
Храм, который построили люди, джинны и шайтаны…
Пророк Давуд (а.с.) хотел построить Бейт аль-Мукаддас таким же по размеру, как и шатер пророка Мусы (а.с.). Когда достопочтенный Муса (а.с.) совершал молитву, он поворачивался лицом к одному камню, ибо некогда на этом камне ангелы заметили божественное сияние. Пророк Давуд (а.с.) построил храм, но очень скоро храм обрушился. Давуд (а.с.) пожаловался об этом Всевышнему.
-
7 лучших сунн для повседневной жизни
Таз´ия – обычай в исламе выражать соболезнования семье умершего, в общем случае – человеку, понёсшему большую потерю. Основной целью тазии является успокоение близких покойного в нелёгкий час, напоминание о терпении и смирении перед волей Аллаха.
Пророк Мухаммед о соболезновании:
– Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье.
– Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день.
Когда нужно соболезновать по традициям ислама
Соболезнуют в первые три дня по смерти. Не следует это делать до погребения (дафн) и во время погребальной церемонии. У родственников мысли должны быть направлены на скорейшее упокоение тела, и потому отвлекать их от погребальных забот не стоит. Обычно тазия совершается после похорон, когда близкие умершему будут явственно ощущать пустоту в своём сердце. Исключение: если домочадцы умершего слишком сильно переживают горе и это мешает им заниматься захоронением по традициям мусульманского похоронного обряда Джаназа.
Совершение тазии после третьего дня по смерти является макрух (запретным) – ведь за прошедшие дни печаль несколько утихла, и выражение соболезнований может разбередить сердечную рану.
Если человек отсутствует на похоронах по уважительной причине (например, отъезд, в пути, болезнь и т. п.) или если весть о кончине приходит слишком поздно, допускается выражать соболезнования позже.
Где выражают соболезнования мусульмане
Выражать соболезнование следует в доме покойного или в мечети.
Как выражают соболезнования у правоверных
Под соболезнованием в исламе понимается слова не только утешения, но наставления тем, кто пребывает в горе. Скорбящим говорят о необходимости проявить терпение, смириться с безвозвратной потерей, напоминают о грехе нетерпимости по отношению к деяниям Аллаха. Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания. Поэтому плакальщиц следует утешить, дабы прекратить их голошения. Ведь сказано в Коране, что дом, в котором слышатся причитания по покойному, покидают ангелы милости. Сама рыдающая должна покаяться в своём грехе неверия в милость Аллаха, иначе в Судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы.
При совершении тазии желательно пожать руки в знак сочувствия. Подобный жест допустим в отношении всех членов семьи – мужчин, разумных детей и женщин в годах. Однако молодым женщинам и девушкам соболезнуют только женщины или те, кто для них является махрамом (с кем нельзя сочетаться браком). Соболезнования от постороннего мужчины для молодицы является харамом (запретным).
Помимо наставления, соболезнующему полагается произнести слова молитвы (дуа). В ней просят о ниспослания прощения умершему за совершённые при жизни грехи и даровании всех благ родне вместо горя.
Соболезнования семье почившего выражают единожды. Порицается совершать тазию несколько раз по одному человеку. Не следует садиться в доме покойного или оставаться на ночь, если вы не являетесь его родственником. Иначе пришедшие в дом почившего посчитают вас скорбящим и совершат тазию.
Кому выражают соболезнования в исламе
Соболезнования выражают всем родственникам умершего, кроме молодых женщин. Им совершают тазию только женщины или их махрамы. Ранее считалось, что собираться в одном доме для принятия соболезнований недопустимо, чтобы горе не переживалось особенно тяжело. Сейчас, когда члены семьи покойного могут проживать в различных частях земного шара, подобное даже приветствуется. Так, пришедший в дом почившего, сможет совершить тазию сразу всей родне.
Сунна поощряет домочадцев почившего соболезновать друг другу. Например, если умер отец, то сыновья соболезнуют друг другу.
Соболезнования выражают независимо от веры покойного или скорбящего.
Не совершают тазию в отношении:
- покидающего намаз раньше времени;
- попирающего обычаи предков;
- вероотступника;
- воюющего против мусульман;
- кафира (неверного), не водящего дружбы с мусульманином.
Таким людям выражать соболезнования нежелательно.
Что следует говорить соболезнуя
Близкому человеку говорят о терпении, вознаграждении за терпение и просят Аллаха проявить свою милость по отношению к скорбящему. Ниже приведён примерный смысл обращений к скорбящему в разных случаях*.
Если покойный и скорбящий мусульмане…
Да преувеличит Аллах твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение и да простит Аллах твоего покойного.
Если покойный кяфир (неверный), а скорбящий мусульманин…
Да преувеличит Аллах твое вознаграждение и терпение и да заменит тебе его Аллах еще лучшим.
Дуа (молитвы за умершего) в этом случае не произносятся.
Если покойный мусульманин, а скорбящий кяфир (неверный)…
Да простит Аллах грехи вашего покойного и сделает хорошим ваше утешение.
Если покойный и скорбящий кяфиры (неверные)…
В общем случае выражать соболезнования нежелательно. Но если есть шанс, что скорбящий примет ислам через какое-то время – приветствуется. Совершение тазии в этом случае проводится в свободной форме.
Мусульманская молитва при соболезновании
После наставлений допускается прочтение дуа*:
O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (т. е. от мучений и искушений могилы), и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (т. е. сделай его удел в раю хорошим), и сделай место его входа (т. е. могилы) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т. е. даруй прощение), и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!
*Священный Коран цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева.
Как долго длится траур в исламе
Носить траур более трех дней также считается непозволительным. Исключением в этом правиле является женщина, носящая траур по супругу – ей следует скорбеть “четыре месяца и десять дней”.
Возможно, вам будет интересно:
- Отправить слова соболезнования
- Мусульманские похороны – похоронные традиции ислама
- Мусульманские кладбища в Москве
19 февраля 2019
Выражение соболезнования и его значимость
Под выражением соболезнования (та‘зият) в Шариате подразумевается совершение наставления человеку, которого постигла беда, или тому, кто тяжело переносит потерю родных и близких, чтобы он проявил терпение, побуждение его к этому, рассказывая о высокочтимости терпеливого перенесения беды и о воздаянии, предусмотренном ему за это.
Важно также предупредить их о том, что не следует возмущаться тем, что с ними произошло это горе, а также говорить о том грехе, который он заслуживает, если не проявит терпение и стойкость и поведет себя недостойно.
В соболезнование входит и совершение мольбы о прощении грехов покойного, о ниспослании его родным и близким блага взамен этой беды, например: «Да воздаст вам Аллах большим вознаграждением!», «Да ниспошлет Аллах вам терпение!», «Да простит Аллах вашего умершего!», «Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам!» и т. п.
Выражение соболезнования, согласно Шариату, является сунной, ибо Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) тоже делал это. Курра ибн аль-Мазани рассказывал: «Когда умер малолетний ребенок одного из сподвижников, Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), встретив его, выразил ему свое соболезнование». Этот хадис приводит Ахмад и аль-Хаким.
Соболезнование выражают не только тем, у кого умер кто-либо, это совершается по отношению ко всякому, кого постигло несчастье и беда, и это является сунной.
Например, желательно выразить свои соболезнования тому, у кого пропали деньги, животное, будь то даже кошка, и который тяжело переносит эту утерю. Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенес то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха.
Есть множество хадисов, повествующих о досточтимости выражения соболезнования. Хадис, переданный ат-Тирмизи, гласит: «Выразившему соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье». В другом хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Человека, выразившего соболезнование женщине, у которой умер ребенок, Всевышний Аллах оденет в райские одеяния». В хадисе, переданном Ибн Маджой, сказано: «Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Всевышний Аллах в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства».
Имам аш-Шафии, когда у одного из его друзей умер сын, выражая ему соболезнования, написал четверостишие, имеющее следующее значение: «Я выражаю тебе соболезнование не из-за того, что я уверен, что останусь жить навечно, а потому, что это – путь религии. Тот, кому выражают соболезнования после смерти его родных и близких, тоже не останется в этом мире, так же, как не останется и тот, кто выражает ему соболезнование, сколько бы он ни жил на этом свете».
Человеку, которого постигла беда, всякий раз, когда он вспомнит об этом, желательно сказать: Смысл: «Поистине, все мы созданы Всевышним Аллахом и принадлежим Ему, и, поистине, к Нему мы все возвратимся. Все решения исходят от Всевышнего и Великого Аллаха». И каждый раз при произнесении данного выражения он получит за это такое же вознаграждение, которое предназначено тому, кого постигла беда и кто при этом перенес ее терпеливо, даже если после несчастья прошло много времени.
Польза выражения соболезнования заключена в обращении к Аллаху и получении вознаграждения. И это желательно делать один раз, и лучшее время для этого – после похорон покойного. Если же родные усопшего слишком близко к сердцу восприняли его смерть и тяжело переносят потерю, то приличествует выразить соболезнование еще до погребения покойного, потому что проявлять терпение больше всего нужно именно в час постижения беды. Так пишет и имам ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар» (С. 160).
Нежелательно трижды повторять слова соболезнования, ибо это будет способствовать увеличению скорби и печали у того, кого постигло несчастье. Но если подобное повторение соболезнования, напротив, больше успокаивает родных и близких умершего, тогда в этом нет ничего предосудительного, как говорят об этом некоторые ученые-богословы.
Также соболезнование считается действительным, если выразить его через письмо или передать через третье лицо. Если умер мусульманин, то, выражая соболезнование его близким-мусульманам, мусульмане произносят следующее: «Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях и прощения твоему умершему (близкому)».
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) выразил соболезнование своей дочери, когда у нее умер ребенок, следующим образом: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего предопределил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». Человеку, которому выражают соболезнование, тоже желательно ответить на это. Например, так: «Да вознаградит и тебя Аллах!», «Да примет Всевышний твои соболезнования!», «Да защитит тебя Аллах от всего вредоносного!» и т. п.
Выражая соболезнования, желательно обоим братьям по вере пожать друг другу руки. Сунна выразить соболезнование всем родным умершего, включая самых младших из них, и желательно начать его с того из них, кому больше всех тяжко перенести несчастье. Подобно тому, как выражают соболезнование родственникам умершего, желательно выразить его и тем, кого охватила скорбь по случаю его смерти – супруге, друзьям и т. д.
О приглашении родных покойного на трапезу
Есть или готовить еду в течение трех дней в том месте, где умер человек, является нежелательным нововведением. Нежелательное нововведение, в свою очередь, подразделяется на нежелательное, близкое к запретному, и нежелательное, близкое к разрешенному. Готовить еду на поминках является нежелательным нововведением, близким к дозволенному. В этом нет греха.
Когда, например, пришло известие о том, что Джа‘фар, брат ‘Али и сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), погиб смертью шахида во время сражения с неверными в местности Мутат, то Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Приготовьте еду для семьи Джа‘фара, ибо на них обрушилась тяжелая весть и им не под силу приготовление еды». Основываясь на этом хадисе, будет желательным, если родственники или соседи усопшего приготовят еду и принесут ее, выразив семье покойного свое сочувствие и утешив ее.
Также желательно угощать и тех дальних родственников покойного, которые не проживают в данном населенном пункте, а приехали из другого места. Остальные же делают наоборот. Однако из-за того, что это нововведение не причиняет вреда покойному, ему не уделяется особого внимания.
Желательно настойчиво просить их отведать пищу, дабы они не ослабели вследствие оставления приема пищи, можно даже делать это посредством клятв, если есть уверенность, что они не нарушат вашу клятву.
Таким образом, нежелательность приготовления пищи в доме покойного вызвана тем, что в это время близким умершего не до мыслей о еде. Желательным (сунна) является вести с ними успокаивающие их беседы, напомнить им о том, что могло бы их утешить и увеличить в них терпение (сабр). Также желательно напомнить им, что сунной является помочь покойному по мере возможности.
Однако готовить пищу для плакальщиц, для тех, кто громко рыдает и причитает там, является запретным, ибо тем самым вы способствуете совершению греховного. По мазхабу имама Малика можно совершить из указанного то, что обычно принято совершать в вашем населенном пункте, например, собрание людей за трапезой. В этом заключено облегчение и для нас, как об этом упомянул и выдающийся ученый Марсифи в своей книге «Рисалат».
В книге «Таршиху мустафидин» также пишется, что один из ученых-богословов издал фетву, разрешающую завещать кормить людей, пришедших для выражения соболезнования, и что в данном случае это необходимо сделать из той дозволенной 1/3 части имущества покойного (или на пожертвования других).
Срок для выражения соболезнования.
Выражать соболезнование в течение трех дней является сунной. Совершать его в более длинный срок, чем указанный, является нежелательным, потому что цель выражения соболезнования заключается в успокоении сердца того, кого постигло несчастье, и в большинстве случаев за этот период скорбь, печаль уже отступают.
Следовательно, не поощряется возобновлять собрание для выражения соболезнования спустя три дня после смерти человека. Три дня, согласно достоверному слову теологов, начинают считать с момента смерти человека, но есть и такие ученые, которые говорят, что отсчет этого времени начинается с момента погребения умершего.
Эти три дня предназначены для того, кто узнал о смерти данного человека, проживает в данном населенном пункте или рядом с ним и не имеет уважительных причин, которые позволяют ему не присутствовать в коллективе мусульман (в намазе и т. д.). А тому, кто не узнал вовремя о смерти мусульманина, этот срок (три дня) начинается с момента, когда он узнал
о его смерти. Для того, кто не находится в данном населенном пункте, этот срок начинается с момента, когда он прибыл туда, т. е. человек, имеющий уважительную с точки зрения Шариата причину, имеет право выражать соболезнование начиная с того момента, когда он избавился от этой причины. Так пишет аль-Кальюби.
В книге «Фатх аль-джаввад» пишется, что если тот, кто выражает соболезнование, или тот, кому его выражают, находится вдали или болеет, или не знает о смерти, то срок выражения соболезнования тоже действителен, соответственно, до его приезда или до того, как он узнает, или до тех пор, пока он не избавится от уважительной причины. Тогда начинается для него срок для выражения соболезнования, который будет длиться до трех дней, согласно самому достоверному слову. Так пишется в книге «Нихаят».
Сборы для выражения соболезнования
Устраивать сборы, заняв специальное место и сидя там с целью прихода людей для выражения соболезнования, не возбраняется, но только с условием, что это не влечет за собой совершение запретных деяний. Ученый-богослов Заркани пишет, что сразу при сообщении людям о смерти близкого собраться и сидеть, пока люди не придут, не является возбраняемым.
Из этого тоже явствует, что нет нежелательного в том, чтобы стоять на кладбище возле могилы после захоронения умершего, потому что для тех, кто желает выразить соболезнование, и тех, кто пришел сопроводить похоронную процессию, есть облегчение в этом, т. е. они могут там же выразить соболезнование родным и близким умершего.
Богослов аш-Шабрамулси пишет, что сборы для соболезнований могут быть и запретными (например, если там совершаются грехи: курят сигареты, занимаются хулой и наговором, так же пишет и аль-Буджайрими, ссылаясь на Азру‘и), и нежелательными, если несовершение этого деяния не влечет за собой вред.
Однако если отсутствие такого собрания может повлечь за собой вред, например, если есть опасность, что пришедшие для выражения соболезнования могут сказать, что родные и близкие умершего специально не собрались, не желая их прихода, то тогда в устраивании таких собраний нет ничего предосудительного.
Если есть уверенность, что люди могут сказать подобное про них, то даже обязательно собраться. Однако что касается тех действий, которые в настоящее время совершает большинство женщин, собравшись якобы для выражения соболезнования в доме или на кладбище, таких, как причитания, рыдания, оплакивания, битье и царапанье лиц, встречи пришедших женщин с громким плачем, то это одни из самых худших и запретных Шариатом деяний. В некоторых таких местах люди приглашают мужчину или женщину, которые читают там Коран, в то время как мы обязаны оберегать Священный Коран от подобных негативных вещей и явлений. Человек, имеющий возможность, обязан воспрепятствовать женщинам совершать подобные деяния. И для других женщин, пока эти женщины ведут себя упомянутым образом, тоже запрещено отправляться в такие места и присоединяться к ним.
Выражение соболезнования зиммию и мусульманину, у которого умер родственник-зиммий.
Выражать соболезнование мусульманину, у которого умер родственник-зиммий, и наоборот не возбраняется. Если есть надежда на то, что такой зиммий примет Ислам, даже желательно (сунна) выразить ему соболезнование.
Зиммий – это неверующий, живущий с мусульманами в мире на определенных условиях.
Если умер зиммий, то выразить соболезнование другому его родственнику-зиммию тоже можно, но это не является сунной, если нет надежды на то, что он примет Ислам.
Если же есть такая надежда – то желательно. Богослов аль-Кальюби пишет, что выразить соболезнование зиммию, который является соседом или родственником, тоже является желательным.
Порядок выражения соболезнования мусульманину, у которого умер родственник-неверующий и наоборот.
Мусульманину, у которого умер неверующий родственник, соболезнование выражают следующим образом: «Да вознаградит тебя Аллах, да одарит терпением и да избавит от беды!» – или что-либо подобное этому. Например:
«Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях!»
Немусульманин, выражающий соболезнование мусульманину, у которого умер близкий человек-мусульманин, произносит: «Да одарит Аллах тебя большим вознаграждением и наделит прощением твоего умершего!»
Однако, выражая соболезнование мусульманину, у которого умер неверующий родственник, нельзя говорить: «Да простит Аллах грехи твоего умершего!», ибо неверие (куфр) – не прощается.
Неверующему, у которого умер родственник мусульманин, говорят: «Да простит Аллах грехи твоему умершему и да украсит твое терпение!» Однако не следует говорить: «Да увеличит тебе Аллах вознаграждение!»
Если кто-либо выражает соболезнование немусульманину, у которого умер близкий человек-немусульманин, то ему следует сказать:
«Прими мои соболезнования. Да наполнит Аллах твое сердце терпением!» – или тому подобные слова.
Примечание. Нельзя просить у Создателя милости для умершего, который ушел из жизни, будучи неверующим, т. к. Всевышний Аллах сказал в Коране, что кафир (неверующий – немусульманин) после смерти не получит никакого прощения: Смысл: «Те, которые не уверовали и отклонились от пути, указанного Аллахом, и, более того, запретили другим верить в Аллаха и сами умерли неверующими, тех Аллах не простит» (сура «Мухаммад», аят 34).
Нельзя также просить милости или прощения Всевышнего для человека, который умер, будучи вероотступником[1]. Нельзя говорить о нем: «Да будет земля ему пухом», «Да пощадит его Аллах» – или называть его упокоившимся, поскольку на том свете он не увидит Милости Аллаха, его не ждет Спасение.
Для того же, кто сознательно говорил эти или подобные слова о неверующем умершем, существует опасность стать неверующим.
Рекомендуется, чтобы во время соболезнования по умершему мусульмане напоминали друг другу о совершении покаяния (тавба) и о том, что ожидает нас после смерти. Желательно также читать аяты или суры из Корана и передавать вознаграждение за это чтение душе умершего мусульманина[2], даже если прочитали только суру «Аль-Фатиха». Воистину, в этом есть благо и возможность надеяться, что наше чтение будет принято. Если мы узнаем о смерти кого-либо из мусульман, то сунна прочесть следующий аят: Смысл: «Поистине, все мы созданы Аллахом, и все мы вернемся именно к Нему и будем воскрешены» (сура «Аль-Бакара», аят 156). Смерть близкого – большое испытание для человека. И в тяжелые минуты жизни каждому следует помнить о необходимости беречь свою веру.
Некоторые восстают против Воли Бога, ниспославшего смерть их близким. Горюя по умершему, нельзя произносить слова, противоречащие Исламу. Например, нельзя говорить с упреком: «О Аллах, зачем Ты забрал моего сына?!» Это очень опасно, ибо в результате такого поведения человек может отступить от Ислама. Кто говорил такие или подобные слова, тому необходимо сразу же раскаяться. Следует просить Всевышнего о прощении грехов умершего мусульманина, а также наших грехов – чтобы мы встретились в Раю с нашими близкими и любимыми нам людьми, вместе пребывали в вечной радости и наслаждались благоденствием Рая и избежали мук Ада.
Выражение соболезнования чужой молодой женщине.
Аль-Кальюби пишет, что для посторонней (не родственнице) молодой женщины выражать мужчинам соболезнование и отвечать им является запретным (харам). Также нежелательно (караха) для мужчины выражать соболезнование чужой женщине и отвечать ей, подобно тому, как нежелательно и приветствовать ее.
Выражение соболезнования тому, кто оставляет намаз, или тому, кто воюет против мусульман, или тому, кто ввел в Ислам запретные новшества.
Выражать соболезнование тому, кто оставляет намаз, кто воюет против Ислама, кто вводит в религию запретные новшества, кто отступил от веры, является нежелательным, даже если их умерший родственник был мусульманином.
[1] Отступление от Ислама происходит в трех случаях: 1) иметь неверные, не соответствующие Исламу, убеждения; 2) совершение поступка, нарушающего веру мусульманина; 3) произнесение слов, нарушающих веру мусульманина.
[2] Для этого читается ду‘а (мольба), в котором просят Всевышнего передать вознаграждение данному умершему.
Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].
Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык. В Священном Коране Господь миров говорит:
«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6]. Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288. Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282. По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.
[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.
[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему. Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.
[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.
[5] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 175, хадис № 1601, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С . 494, хадис № 8092, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1488.
[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».
Вопрос № 224:
«Как выражать и принимать соболезнования по умершему мусульманину согласно Сунне? Какие слова произносить и какие действия совершать? Должен ли соболезнующий сам делать дуа, или это делает присутствующий афанди или имам? Просьба ответить с учетом кавказских традиций».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Соболезнования есть во всех религиях. Даже среди людей, которые не исповедуют никакой религии вообще, когда умирает человек, люди приходят и соболезнуют его родственникам. Они соболезнуют, они сопричастны к боли, которая постигает тех, кто потерял близкого человека. Это касается не только мусульман, это касается всех людей. В нашем Шариате пойти и выразить соболезнования — это, несомненно, праведный поступок.
Что касается того, какие формы соболезнований приходят в Сунне нашего Пророка ﷺ, то, насколько мне известно, существуют три достоверные формы.
Первую из них привел имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, в истории о том, как умер внук Пророка ﷺ, и его дочь послала за ним, чтобы пришел на похороны ее сына. Когда Пророк ﷺ услышал о смерти своего внука, он сказал:
إن للَّه مَا أَخَذَ، ولهُ مَا أعْطَى، وكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمَّى، فَلْتَصْبِر ولْتَحْتَسِبْ
— «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он взял, и Ему принадлежит то, что Он дал, и всякая вещь у Него [у Всевышнего] на определенный срок. Пусть она проявит терпение и ожидает награду!»[1]
Аллах дает потомство, и Он его забирает. Напоминание об этом внушает тому, кто говорит или слушает подобное, веру в предопределение. Без сомнения, в этих словах заключена огромная польза. Аллах дал тебе детей, дал тебе родителей, дал тебе родственников, Он дал их тебе — и Он забрал их. Он сделал это, и никто иной. Все в Его власти, все по Его предопределению.
Сказал Всевышний Аллах в Коране:
ۚ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّى
«… каждый (из них) движется до установленного срока [до наступления Дня Суда, когда этот мир прекратит свое существование]. »
[сура «ар-Ра’д, аят 2]
Нет никого в этом мире, кто проживет вечно. Каждый человек в этом мире умирает, каждому предписан определенный срок. Как сказано в хадисе: «Пусть она проявит терпение и ожидает награду», — если она проявит терпение, то ее, без сомнения, ждет награда. Это первая и самая достоверная, насколько я знаю, форма соболезнования.
Есть еще две формы, которые упоминаются в достоверных сборниках Муслима. Я не буду приводить их здесь, чтобы не удлинять ответ, однако желающие без труда смогут их найти[2].
Важно отметить единогласие ученых в том, что дозволено выражать соболезнования любыми словами, принятыми в народе, если в них нет запретного. Если в вашем языке, среди вашего народа есть какие-то общепринятые формы соболезнования, в которых нет ничего запрещенного Исламом, вы можете их использовать.
Соболезнования можно выражать в любое время после смерти человека, до или после похорон, в его доме или вне его. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Если вы не смогли сделать это в первые три дня — сделайте на четвертый, сделайте тогда, когда у вас получится. Тем более сегодня перед людьми открыто много возможностей, и можно, как минимум, позвонить, если находишься далеко.
Есть четыре варианта соболезнования, других не существует:
— мусульманину по поводу смерти мусульманина;
— мусульманину по поводу смерти немусульманина;
— немусульманину по поводу смерти мусульманина;
— немусульманину по поводу смерти немусульманина.
Когда вы выражаете соболезнования, вы обращаете их либо к мусульманину, либо к немусульманину. Тот, по поводу чьей смерти вы выражаете соболезнования, тоже был либо мусульманином, либо немусульманином.
И здесь необходимо подчеркнуть один важный момент — формы соболезнования по поводу смерти немусульманина и мусульманина различаются. Когда вы выражаете соболезнования по случаю смерти немусульманина его родственнику, будь он мусульманин или немусульманин, вы не можете просить о прощении для покойного, потому что запрещено просить о прощении для неверных, многобожников, и всех тех, кто умер не на Исламе, как на это указывают ясные аяты и Сунна нашего Пророка ﷺ.
Какими же словами можно выражать соболезнования в таком случае? Можно, например, сказать: «Дай Аллах вам благо после него!» — имея в виду пожелание, чтобы собеседник принял ислам и умер на этой религии. Или можно сказать: «Просим Аллаха о благе для вас после этого бедствия, после этого несчастья!», и тому подобное. Главное, повторюсь, не просить прощения для немусульманина, потому что нет прощения тому, кто умер вне лона этой религии, если только он не был из числа тех людей, до кого не дошло послание нашего Пророка ﷺ. Для таких людей будет отдельное испытание, но это уже другой разговор.
Что касается того, должен ли соболезнующий сам делать дуа, или это делает присутствующий имам, то надо делать так, как принято среди вашего народа. Если вы знаете дуа, то сделайте его сами, и это будет лучше для вас. Если принято, чтобы дуа делал имам мечети или мулла селения, то пусть делают они.
Дозволены ли такие слова соболезнования как «Царство ему небесное!» или «Пусть земля ему будет пухом!»?
Говорить такие слова о немусульманине запрещено. «Царством небесным» христиане называют Рай. А ты не можешь просить для немусульманина Рая или прощения, или просить, чтобы Аллах смилостивился над ним, — все это является запретным. Даже Пророку ﷺ было запрещено просить прощения для своих отца и матери, потому что они умерли не в Исламе.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
14 Раби́ ас-сани 1441 г. (11.12.2019)
[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 1284, т. 2, с. 79; Сахих Муслима, хадис № 923, т. 3, с. 39.
[2] Сахих Муслима, хадис № 919, т. 3, с. 38; а также хадис № 920, т. 3, с. 38.
Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара, что, когда мусульманам стало известно о гибели Джа‘фара, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Приготовьте еду для семьи Джа‘фара, потому что они сейчас озабочены». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.
КОММЕНТАРИЙ
Аль-Албани сказал: «В соответствии с шариатом мусульмане могут выразить соболезнование семье покойного. По этому поводу существует два хадиса. Передают, что Курра аль-Музани рассказывал, что всякий раз, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, усаживался, рядом с ним садилось несколько сподвижников. Среди них был мужчина, у которого был маленький сын. Он приводил его с собой и усаживал перед собой. Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Ты любишь его?» Мужчина ответил: «О Посланник Аллаха! Да возлюбит тебя Аллах так, как я люблю его». Спустя некоторое время его сын скончался. Мужчина перестал ходить на собрания, потому что часто помина своего сына и был сильно опечален. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заметил его отсутствие и спросил: «Почему я не вижу такого-то?» Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Его сын, которого ты видел, скончался». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встретился с ним и спросил его о сыне. Мужчина рассказал ему, что его сын скончался. Тогда он выразил ему соболезнования, а затем сказал: «О такой-то! Чего тебе хочется больше: чтобы он доставлял тебе удовольствие всю твою жизнь или чтобы завтра, когда ты придешь к райским вратам, он уже встречал тебя возле них и распахивал для тебя врата?» Мужчина сказал: «О Пророк Аллаха! Мне больше хочется, чтобы он явился к райским вратам раньше меня и распахнул их для меня». Он сказал: «Ты получишь это!» Один из ансаров сказал: «О Посланник Аллаха! Пусть я буду выкупом за тебя! Это касается только его или относится ко всем?» Он ответил: «Нет, это относится ко всем». Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи, Ибн Хиббан и аль-Хаким. Последний назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. И это действительно так. Похожий хадис также передал аль-Бейхаки. Упомянутый выше текст сложен из версий ан-Насаи и аль-Бейхаки. В другом хадисе, переданном со слов Анаса ибн Малика, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто выразит соболезнование своему верующему брату в горе, на того Аллах наденет зеленый наряд, который доставит ему радость в день воскресения». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Как он доставит ему радость?» Он ответил: «Ему будут завидовать». Этот хадис передали аль-Хатыб в книге “Тарих аль-Багдад”, Ибн ‘Асакир в книге “Тарих Димашк” и Ибн ‘Ади в книге “аль-Камил”. Похожий хадис также передал Ибн Абу Шейба со слов Тальхи ибн ‘Убейдуллаха ибн Курейза. Это усиливает хадис до степени хорошего.
Выражать соболезнование следует словами, которые могут утешить человека, избавить его от печали, помочь ему удовлетвориться предопределением и проявить должное терпение. Если человек помнит наизусть слова, которые говорил в таких случаях Пророк, мир ему и благословение Аллаха, то ему надлежит сказать именно их. В противном случае он может сказать другие добрые слова, которые не противоречат шариату и могут утешить человека. В хадисе Усамы ибн Зейда сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил посланца к одной из своих дочерей, когда ее ребенок находился при смерти, и сказал ему: «Вернись к ней и скажи ей, что Аллаху принадлежит все, что Он забирает, и все, что Он дарует. Все сущее имеет свой срок. Вели ей проявлять терпение и надеяться на вознаграждение». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Что же касается хадиса, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, написал Му‘азу ибн Джабалю послание, в котором выразил ему соболезнование по поводу кончины его сына, то этот хадис является сфабрикованным. Об этом сообщили аз-Захаби, Ибн Хаджар и другие. Выражение соболезнования не ограничивается тремя днями. Напротив, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выражал соболезнование тогда, когда считал это необходимым.
В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выразил соболезнование ‘Абдуллаху ибн Джа‘фару спустя три дня после кончины его отца. Передают, что ‘Абдуллах ибн Джа‘фар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил в поход армию, во главе которой он поставил Зейда ибн Харису. Он сказал: «Если Зейд погибнет, то вашим командиром станет Джа‘фар. А если он тоже погибнет, то вашим командиром станет ‘Абдуллах ибн Раваха». Когда мусульмане встретились с врагом, знамя нес Зейд. Он сражался до тех пор, пока не погиб. Тогда знамя подхватил Джа‘фар. Он тоже сражался до тех пор, пока не погиб. Затем знамя подхватил ‘Абдуллах. Он тоже сражался, пока не погиб. Затем знамя взял Халид ибн аль-Валид, и Аллах даровал ему победу. Весть об этом дошла до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тогда он вышел к людям. Он вознес хвалу и славословие Аллаху, а затем сказал: «Ваши братья встретились с врагом. Зейд держал знамя и сражался до тех пор, пока не был сражен и не погиб мученической смертью. Затем знамя подхватил Джа‘фар, который также сражался, пока не был сражен и не погиб мученической смертью. Затем знамя подхватил ‘Абдуллах, который также сражался, пока не был сражен и не погиб мученической смертью. Затем знамя взял один из мечей Аллаха — Халид ибн аль-Валид. И Аллах одарил его победой». Затем ему было велено не торопиться, и он трижды велел домочадцам Джа‘фара подождать, пока он не придет к ним. А когда он пришел к ним, то сказал: «Не оплакивайте моего брата после сегодняшнего дня. Позовите ко мне двух сыновей моего брата!» ‘Абдуллах рассказывал, что их привели к нему, и они были похожи на цыплят. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Позовите ко мне парикмахера». Затем люди привели парикмахера, и тот побрил их головы. Затем он сказал: «Мухаммад похож на нашего дядю Абу Талиба, а ‘Абдуллах похож на меня как внешностью, так и характером». Затем он взял ‘Абдуллаха за руку и поднял ее, после чего сказал: «О Аллах! Будь преемником Джа‘фара в его семье. И сделай торговые сделки ‘Абдуллаха благодатными». Он повторил это трижды, а затем к нему подошла мать детей и стала жаловаться на то, что они остались сиротами. Тогда он сказал: «Неужели ты опасаешься за детей, тогда как я буду опекать их как при жизни на земле, так и после смерти?!» Этот хадис передал Ахмад с цепочкой рассказчиков, которая является достоверной согласно требованиям Муслима. При выражении соболезнования надлежит избегать двух поступков, которые совершаются многими людьми. Первый из них — это собрание для выражения соболезнования в доме, на кладбище, в мечети или других специально отведенных для этого местах. Второй — это приготовление родственниками покойного еды для угощения тех, кто приходит выражать соболезнование.
Передают, что Джарир ибн ‘Абдуллах аль-Баджали сказал: «Мы считали, что собрания у родственников покойного и приготовление еды после похорон относится к запрещенным причитаниям по покойнику». Это сообщение передали Ахмад, Ибн Маджа с цепочкой рассказчиков, которая является достоверной согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. Ан-Навави сказал: «А что касается присаживания для выражения соболезнования, то имам аш-Шафи‘и, аш-Ширази и другие считали такой поступок нежелательным. Это означает, что близкие покойного не должны собираться в доме для того, чтобы таким образом выразить соболезнование. Напротив, они должны заниматься своими делами. Но если они случайно встретят родственников покойного, то могут выразить свои соболезнования. Присаживаться для выражения соболезнования одинаково нежелательно как для мужчин, так и для женщин». Богословы ханбалитского толка считали, что приготовление еды родственниками покойного для угощения людей является отвратительной ересью. Однако желательно, чтобы родственники и соседи приготовили еду для домочадцев покойного.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Джа‘фар рассказывал, что когда до мусульман дошла весть о гибели Джа‘фара, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Приготовьте обед для семьи Джа‘фара, потому что они сейчас озабочены». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Даракутни, аль-Бейхаки и аль-Хаким. Последний назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной, и с этим согласился аз-Захаби. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, и я разделяю эту точку зрения. Однако хадис усиливается похожим хадисом, рассказанным со слов Асмы бинт ‘Умейс. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят еду для его домочадцев, чтобы они поели в тот день или в ту ночь, когда человек скончался. Это соответствует Сунне и является проявлением великодушия. Таким образом поступали и будут поступать люди, которые любят делать добро». Также желательно погладить по голове осиротевшего ребенка и сделать ему добро.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Джа‘фар рассказывал, что однажды он играл вместе с Касмом и ‘Убейдуллахом ибн ‘Аббасом, которые также были детьми. В это время мимо них проехал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он сказал: «Поднимите его ко мне». Затем он усадил ‘Абдуллаха перед собой. Затем он показал на Касма и сказал: «Поднимите его ко мне». Затем он усадил его позади себя. ‘Аббас любил ‘Убейдуллаха больше, чем Касма, однако Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постыдился своего дяди и усадил рядом с собой Касма. Затем он трижды провел рукой по голове ‘Абдуллаха и каждый раз приговаривал: «О Аллах! Позаботься о детях Джа‘фара вместо него». Рассказчик хадиса спросил ‘Абдуллаха: «А что стало с Касмом?» Он ответил: «Он погиб мученической смертью». Тот сказал: «Аллах и Его Посланник лучше осведомлены о добре». Он сказал: «Да». Этот хадис передали Ахмад, аль-Хаким и аль-Бейхаки с хорошей цепочкой рассказчиков. В такой форме он встречается у Ахмада». См. “Ахкам аль-Джанаиз”, с. 205-212 (сокращенно).
Слова участия в адрес домочадцев почившего у правоверных обозначаются специальным словом – таз´ия. Этим же термином в общем случае называют слова сочувствия, выражаемые по случаю большой потери. Главной целью тазии считается напоминание о том, что на всё воля Аллаха и человеку лишь необходимо набраться терпения и смириться с неизбежным.
О том, что сочувствие ближнему является богоугодным делом говорил сам пророк Мухаммед:
Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день.
Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье.
Когда выказывают соболезнования
Мусульмане приносят соболезнования в первые три дня по смерти близкого, когда принято соблюдать траур. До похорон или о время самой церемонии родственников не отвлекают словами сочувствия, поскольку перед ними стоит более глобальная задача, нежели предаваться личному горю. Только если члены семьи находятся в такой глубокой депрессии, которая мешает им заняться организацией погребения, тогда слова сочувствия напоминают им о более важных делах.
Также тазию не произносят и после обозначенного срока. Считается макрух (запретным) напоминать родным о пережитом горе и бередить их сердечные раны. По этой же причине соболезнования не выражают одному и тому же человеку дважды. Если человек был в отъезде или узнал о смерти близкого уже по прошествии дней траура, тогда ему говорят слова участия позднее.
Как выказывают соболезнования у мусульман
Начнём с того, что правоверным не следует явно и громко выражать свои эмоции по поводу кончины близкого. Плач и рыдания не приемлемы, ведь в самом Коране говорится, что дом, где слышны голошения, оставляют ангелы милости. В этом смысле тазия и направлена на то, чтобы утешить скорбящих, дать наставление человеку пребывающему в горе, помочь набраться терпения и смирения преодолеть выпавшие на долю тяготы. Даже вдове не следует впадать в истерику по смерти супруга, а должно покаяться в грехе неверия в милость Аллаха. Если же она не сделает этого, то в Судный день ждёт её облачение из горящей смолы.
В знак сочувствия мусульмане также пожимают руки. Такое выражение чувств приемлемо как между мужчинами, так и между женщинами. Но следует помнить, что молодым женщинам приносят тазию или женщины, или махрам (мужчины, которые не могут быть им мужьями). Соболезнования от прочих мужчин для юниц считается харамом (под запретом).
Поощряется после тазии произнесение молитвы за умершего (дуа).
Важно! Сторонние люди не садятся в доме погребённого и не остаются ночевать. В противном случае пришедшие выразить тазию посчитают их скорбящими.
Кому выказывают соболезнования у мусульман
Соболезнования приносят всем родственникам усопшего. Также считается сунной (положительным) выражение тазии между родственниками. Следует однако помнить, что молодым женщинам из мужчин сочувствие выражают только махрамы.
В прошлом бытовал обычай переживать летальный исход близкого раздельно, чтобы горе не воспринималось необъятным. Современность полностью перевернула мнение в отношении коллективного переживания горя. Поскольку семьи зачастую живут разрозненно, то объединение в скорби даже приветствуется. Да и тазию приносить единовременно всем при посещении одного дома сподручнее.
Кому не допустимо выказывать соболезнования
В общем случае тазию выражают всем, кто пережил потерю дорогого человека, независимо от вероисповедания умершего или скорбящего. Однако следующим категориям граждан соболезновать не принято:
- прерывающему молитву (намаз) прежде времени,
- неуважительно относящемуся к обычаям предков,
- вероотступнику,
- находящемуся в оппозиции к мусульманам (кяфира, воюющего против).
Что следует говорить при соболезновании?
В тазии основной упор делают на терпение и смирение с волей Аллаха. Также просят у Всевышнего проявить свою милость к скорбящему.
Если покойный и скорбящий мусульмане…
Выказывают сочувствие в полной форме – с рукопожатием, прошением милости у аллаха и произнесением молитвы. Часто можно услышать в таких случаях сакральную фразу:
Воистину, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!
Если покойный кяфир (неверный), а скорбящий мусульманин…
Слова сожаления о случившемся выражают в полной форме, однако молитву за кяфира не произносят.
Если покойный мусульманин, а скорбящий кяфир (неверный)…
Упор делается на прощение грехов покойному и пожелания утешения в скорби.
Если покойный и скорбящий кяфиры (неверные)…
Соболезнования выражают, если усопший или скорбящий являются близкими друзьями произносящему тазию. Или есть серьёзные причины предполагать, что кяфир в скором времени примет ислам. Слова сочувствия говорятся в произвольной форме, без упоминания Аллаха и прочтения молитвы за почившего.
Мусульманская молитва дуа
В исламе существует несколько вариантов молитвы за усопшего. В хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда приведена следующая:
О, Аллах, воистину (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, спаси же его от искушений могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, воистину, Ты – Прощающий и Милосердный!
Возможно вам будет интересно:
-
Кремация на территории Беларуси
Предание огню часто жителями Беларуси воспринимается в качестве нового веяния, пришедшего с Запада. На самом деле кремация на данной территории проводилась ещё несколько тысячелетий назад.
Читать подробнее >>>
-
7 шагов к восстановлению после смерти близкого
Случаются такие периоды в нашей жизни, которые просто нужно прожить. И хотя на подсознательном уровне человек понимает, что его поведение отличается от обычного, поделать всё равно ничего не может.
Читать подробнее >>>