Как написать служебную записку на аванс

К составлению заявления на аванс работающие граждане прибегают не так уж и редко. Аванс – это форма заработной платы или иной выплаты, но не по факту выполненных работ или оказанных услуг, а заранее.

Поводы для получения аванса

Поводом для написания заявления на аванс могут служить самые разные обстоятельства: свадьба или рождение ребенка, заболевание родственника или близкого человека, необходимость срочной выплаты кредита, ремонт, крупная покупка и т.д. Аванс является лучшей альтернативой срочным займам, проценты по которым, как известно, неимоверно высоки.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк заявления на аванс .docСкачать образец заявления на аванс .doc

Следует отметить, что заявление на выдачу аванса пишется тогда, когда аванс не предусмотрен трудовым договором между работником и работодателем или же его срок или размер отличаются от необходимых.

Еще один, совершенно отдельный, повод для получения аванса работником: служебная поездка или иные корпоративные нужны (покупка канцтоваров, материалов или оборудования).

В этом случае в заявление на аванс будущий командировочный или другой сотрудник предприятия обязан написать цель получения аванса, а также как именно он намерен расходовать полученные средства. Деньги выдаются строго под отчет и остаток должен быть возвращен обратно в кассу компании. Если же денег не хватит, то бухгалтерия обязана доплатить работнику недостающие средства. При этом, все действия должны подтверждаться документально.

Что нужно сделать для получения аванса

Выдача аванса (если только это не касается служебных надобностей) – исключительная воля работодателя. Иными словами, инициатором заявления всегда выступает сотрудник предприятия ли организации, окончательное решение принимает руководитель.

Для того, чтобы начальник поставил на заявлении положительную резолюцию, нужно не только стараться поддерживать с ним хорошие отношения и добросовестно выполнять свои рабочие обязанности, но и заблаговременно подготовить пакет документов, обосновывающих необходимость получения денежных средств.

Как правило, работодатели редко выплачивают авансом более половины среднемесячной заработной платы, поэтому просить большую сумму нецелесообразно, а вот 25-30% от оклада или зарплаты получить очень даже реально.

Следует отметить, что руководитель может оставить сумму аванса неизменной или же подкорректировать ее в зависимости от своего представления и возможностей компании.

Срок рассмотрения такого заявления не установлен, но как показывает практика, обычно на это уходит от нескольких часов до трех дней.

Имеет ли право работодатель отказать в авансе

Работодатель имеет право отказать в авансе работнику, но не всегда. Начнем с того, что по закону предприятия и организации должны выплачивать своим сотрудникам зарплату не реже, чем два раза в месяц (чаще всего это середина и окончание месяца). Если же работодатель платит заработную плату один раз в месяц, то он нарушает норму закона, поэтому его отказ в выплате аванса автоматически становится противозаконным – в этом случае работник может смело обращаться в трудовую инспекцию за защитой своих прав.

В тех ситуациях, когда требование о выплате зарплаты в два этапа соблюдается, работодатель имеет полное право отказать в выплате аванса.

Что касается авансов на рабочие цели, здесь работодатель отказать не имеет права (правда может изменить сумму авансовой выплаты), поскольку в случае отрицательного ответа, реализация поставленной задачи окажется проблематичной.

Правила написания и оформления заявления на аванс

На сегодня обязательного к применению единого унифицированного образца данного заявления нет, так что работники могут писать его в произвольном виде или по шаблону, разработанному и утвержденному внутри предприятия. Независимо от того, какой именно вариант будет выбран, документ должен соответствовать некоторым требованиям. В нём должен быть указан адресат:

  • наименование компании,
  • должность
  • и ФИО руководителя,

а также аналогичные сведения о заявителе: его должность и ФИО. Кроме того, в документ необходимо вписать собственно просьбу об авансе, с указанием ее причин.

Основной текст должен быть последовательным и достаточно емким – обычно главная мысль укладывается в одно — максимум три предложения.

Если есть какие-то обстоятельства, в связи с которыми работник хочет получить аванс и которые он может подтвердить документально, это также необходимо отразить в данном документе в виде пункта о приложениях.

В заключение заявление должно быть подписано заявителем (с расшифровкой подписи) и датировано днём подачи.

Образец заявления на аванс

Заявление составляется в двух экземплярах:

  • один из которых визируется у секретаря и впоследствии остается на руках у работника,
  • а второй передается в организацию.

После его рассмотрения, в зависимости от решения, принятого руководителем, на заявлении пишется резолюция. Если она положительная, на основании данного документа бухгалтерия начисляет и выдает требуемую сумму. В любом случае, после того, как заявление утрачивает свою актуальность, оно передается на хранение в архив предприятия.

Если аванс выплачен, а работа не выполнена или услуга не предоставлена

Ситуации, когда работодатель аванс выплатил, а подчиненный не выполнил свои задачи, не часто, но все же случаются. При таком развитии событий, сотрудник обязан возвратить неотработанные средства в кассу предприятия. Причем сделать это можно разными способами:

  • работник может самостоятельно осуществить возврат наличными средствами или безналичным перечислением,
  • работодатель может удерживать выплаченную сумму из его заработной платы до тех пор, пока долг не будет полностью погашен.

Во втором случае, необходимо заранее уведомить работника об удержании части заработной платы в счет погашения аванса.

Если же сотрудник уволился и отказывается вернуть денежные средства, бывший работодатель вправе обратиться в судебную инстанцию за признанием выданной суммы как необоснованного обогащения.

Актуально на: 30 июля 2018 г.

0

Заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Иными словами, расчеты с работниками предполагают выплату им аванса и собственно заработной платы, которая рассчитана по итогам месяца и уменьшена на уже выплаченный аванс и НДФЛ. При этом расчет по итогам месяца должен быть произведен с работником не позднее 15-го числа следующего месяца.

Конкретные даты выплаты аванса и зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

А как работнику написать заявление на аванс в счет зарплаты?

О внеплановом авансе

Поскольку даты выплаты аванса и заработной платы зафиксированы, например, в трудовом договоре, писать какое-либо заявление для получения в согласованные сроки аванса работник не должен. А если работник хочет получить аванс досрочно или получить бóльшую сумму, чем установленный для него аванс?

Выплатить работнику в установленные для аванса сроки бóльшую сумму, чем обычная сумма причитающегося ему аванса, — достаточно безопасный вариант для работодателя. Важно при этом, чтобы и в дату расчета по итогам месяца ему тоже что-то было выдано.

А если работник хочет получить аванс досрочно? Как было указано выше, ТК РФ устанавливает, что зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Это означает, что зарплата может выплачиваться и чаще. Следовательно, работодатель может выплатить работнику сумму аванса и до установленной даты выплат. Главное при этом, чтобы выплаты были произведены еще и в день аванса, а также в день зарплаты. Ведь нарушать согласованные сторонами сроки выплаты заработной платы (и в т.ч. аванса) работодатель не вправе.

Конечно, если просьба о досрочной выплате аванса носит систематический характер, а работодатель не возражает, стороны могут внести изменения в сроки выплаты заработной платы и предусмотреть иные даты выплаты, в т.ч. увеличить частоту этих выплат. При этом все равно нельзя будет нарушать требования ТК РФ: выплаты должны производиться не реже чем каждые полмесяца, и по итогам месяца – не позднее 15-го числа следующего месяца.

Если работодатель нарушит данные требования трудового законодательства, он и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию от 30 000 до 50 000 рублей.

Составляем заявление на внеплановый аванс в счет зарплаты

Заявление на аванс в счет будущей зарплаты составляется в произвольной форме. В нем указываются Ф.И.О. работника, его должность, причина, по которой он просит выплатить аванс досрочно, запрашиваемая сумма аванса. В заявлении работник может указать и дату, не позднее которой он просит работодателя выплатить внеплановый аванс.

Приведем пример заполнения заявления работника на получение аванса в счет заработной платы.

Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу

Скачать

Обращаем внимание, что работодатель, выдавая внеплановый аванс раньше срока, рискует столкнуться с ситуацией, когда работник, получивший такой аванс, не отработает соответствующее время и уволится. Взыскать излишне выплаченные средства с работника без его согласия работодатель не сможет (ст. 137 ТК РФ).

Также читайте:

  1. Из каких денег удерживать «зарплатный» НДФЛ
  2. Выдать зарплату заранее: идеального способа нет
  3. Основные выплаты физлицам в отчетности: 6-НДФЛ, РСВ-1 и 4-ФСС

Заявление на аванс в счет зарплаты: правила составления

Если вам срочно понадобились деньги, не спешите бежать в банк. Сначала напишите заявление на аванс — ходатайство о досрочной выплате части вашей зарплаты. Рассказываем, как составить его правильно.

Когда просить работодателя об авансе

Несмотря на то, что трудовое законодательство не дает определения этому понятию, из содержания ст. 136, 137 ТК РФ следует вывод, что это часть заработной платы, выданная до установленного срока выплат.

Основанием для такой просьбы может послужить любая ситуация, в которой срочно потребовались деньги, а до зарплаты еще далеко, будь то проколотая шина или выпавшая пломба.

Право на написание такого ходатайства есть у каждого работника, и на практике подобные просьбы чаще удовлетворяются, поскольку не противоречат действующему законодательству.

При направлении в командировку работнику иногда выдают деньги вперед — на командировочные расходы. В этом случае по возвращению работник обязан отчитаться за расход этих средств, а остаток — возвратить.

Может ли работодатель отказать

В соответствии с ТК РФ, сроки выплат устанавливаются работодателем самостоятельно, при этом выплаты должны производиться не реже 2 раз в месяц и не позднее 15 числа месяца, следующего за отработанным.

Ст. 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя выплачивать зарплату в установленные сроки, за нарушение предусмотрен штраф. А вот досрочные выплаты являются правом работодателя, а не обязанностью.

Например, у работодателя отсутствуют на счете денежные средства в тот момент, когда от работника поступит письменная просьба или есть основания полагать, что человек не станет отрабатывать и не сможет вернуть эти деньги. Или если запрошенная сумма существенно превышает выплаты (обязанность хоть что-то выдавать в дни зарплаты никто не отменял).

Но если сумма приемлемая (15-20% от заработка), вероятность положительного решения возрастает.

Если у человек не отработает сумму, выплаченную вперед, работодатель вправе произвести удержания из заработной платы (окончательного расчета), в соответствии со ст. 137 ТК РФ.

Как написать заявление

Форма законодательно не установлена, пишем обращение в свободной форме, по общим правилам делопроизводства:

  • в шапке указываем, кому адресовано (название организации, Ф.И.О. руководителя) и от кого (свою должность, Ф.И.О.);
  • указываем суть ходатайства — «прошу вас выдать мне аванс в размере…»;
  • можно указать причины выдачи и приложить подтверждающие документы;
  • в конце обязательно ставим дату, подпись и ее расшифровку.

Поскольку решение об удовлетворении заявления принимает непосредственно руководитель, он вправе как отказать, так и удовлетворить просьбу частично, выплатив деньги в приемлемой для организации сумме.

Вот образец заявления на выдачу аванса с заработной платы — шаблон, который можно использовать:

_____________________________

(должность, Ф.И.О. руководителя

_____________________________

наименование работодателя)

от _____________________________

(должность, Ф.И.О. работника)

Заявление

Прошу вас выдать мне аванс в размере _______________ (____________) руб. досрочно, в счет заработной платы за _________ 20__ г., в связи с ___________________________________________________(указать причину).

Приложение: ___________________.

«____» _______________ 20__ г.________________/________________/

подпись расшифровка

Мы подготовили для вас пример заявления на аванс, чтобы при возникновении необходимости написание не вызвало затруднений.

образец заявления на внеочередной аванс

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Яценко Виктория
Юрист по трудовому праву

Эксперт по трудовому праву и кадровым вопросам. Последние 7 лет работала инспектором по труду. Более 16 лет посвятила государственной службе. С 2017 года автор статей на кадровые темы для профильных изданий и сайтов.

Все статьи автора

Вам может быть интересно:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях

Если вам срочно понадобились деньги, не спешите бежать в банк. Сначала напишите заявление на аванс — ходатайство о досрочной выплате части вашей зарплаты. Рассказываем, как составить его правильно.

Когда просить работодателя об авансе

Несмотря на то, что трудовое законодательство не дает определения этому понятию, из содержания ст. 136, 137 ТК РФ следует вывод, что это часть заработной платы, выданная до установленного срока выплат.

Основанием для такой просьбы может послужить любая ситуация, в которой срочно потребовались деньги, а до зарплаты еще далеко, будь то проколотая шина или выпавшая пломба.

Право на написание такого ходатайства есть у каждого работника, и на практике подобные просьбы чаще удовлетворяются, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Важно!

При направлении в командировку работнику иногда выдают деньги вперед — на командировочные расходы. В этом случае по возвращению работник обязан отчитаться за расход этих средств, а остаток — возвратить.

Может ли работодатель отказать

В соответствии с ТК РФ, сроки выплат устанавливаются работодателем самостоятельно, при этом выплаты должны производиться не реже 2 раз в месяц и не позднее 15 числа месяца, следующего за отработанным.

Ст. 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя выплачивать зарплату в установленные сроки, за нарушение предусмотрен штраф. А вот досрочные выплаты являются правом работодателя, а не обязанностью.

Например, у работодателя отсутствуют на счете денежные средства в тот момент, когда от работника поступит письменная просьба или есть основания полагать, что человек не станет отрабатывать и не сможет вернуть эти деньги. Или если запрошенная сумма существенно превышает выплаты (обязанность хоть что-то выдавать в дни зарплаты никто не отменял).

Но если сумма приемлемая (15-20% от заработка), вероятность положительного решения возрастает.

Важно!

Если у человек не отработает сумму, выплаченную вперед, работодатель вправе произвести удержания из заработной платы (окончательного расчета), в соответствии со ст. 137 ТК РФ.

Как написать заявление

Форма законодательно не установлена, пишем обращение в свободной форме, по общим правилам делопроизводства:

в шапке указываем, кому адресовано (название организации, Ф.И.О. руководителя) и от кого (свою должность, Ф.И.О.);

указываем суть ходатайства — «прошу вас выдать мне аванс в размере…»;

можно указать причины выдачи и приложить подтверждающие документы;

в конце обязательно ставим дату, подпись и ее расшифровку.

Важно!

Поскольку решение об удовлетворении заявления принимает непосредственно руководитель, он вправе как отказать, так и удовлетворить просьбу частично, выплатив деньги в приемлемой для организации сумме.

Источник: ppt.ru

Документы: образец, как правильно написать заявление на аванс в счет заработной платы; образец заявления на выплату аванса в фиксированной сумме; образец заявления на повышенный аванс; образец заявления на выплату аванса в большем размере; образец служебной записки на аванс

Заявление на аванс в счет заработной платы — это документ, составленный в произвольной форме и содержащий просьбу выплатить определенный процент от оклада до установленной на предприятии даты выплаты зарплаты.

Когда просить об авансе

Аванс — это часть заработка, выплачиваемая за первую половину месяца. Трудовой кодекс такого понятия не содержит: есть понятия первой и второй части заработной платы.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца. Дни выплаты устанавливаются локальным нормативным документом (приказом).

Например, первая часть заработной платы выплачивается 20 числа текущего месяца, а зарплата — 5 числа следующего месяца. Если вы отработали первые 15 дней месяца, это значит, что деньги вам выдадут 20 числа. Никаких заявлений для этого писать не нужно.

Но нередко случаются непредвиденные расходы, и необходимость в деньгах возникает раньше. Мало кто знает, что в таких случаях работник вправе написать заявление с просьбой выплатить аванс ранее установленного срока.

Если в первые 15 дней месяца вы находились на больничном или в отпуске, то оплата вам не полагается. Если отработали хотя бы один день, то аванс вам выдадут пропорционально этим дням.

Например, сотрудник Тимофеев А.В. находился в отпуске в период с 1 по 7 июля. 15 июля он написал заявление о выплате аванса в счет предстоящей заработной платы. Из кассы ему выдадут сумму, рассчитанную пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период с 8 по 15 июля.

Сколько денег просить

В письме Минтруда №14-1/В-725 от 10.08.2017 сказано, что первая часть заработной платы (включая оклад, премии и надбавки) выплачивается пропорционально отработанному времени.

Например, если дата выплаты первой части заработка на предприятии — 25 число, а сотрудник написал заявление 16-го, он вправе получить приблизительно половину месячного дохода за вычетом НДФЛ.

Хотя НДФЛ с авансов в бюджет не уплачивается, возможна следующая ситуация: сотрудник получил деньги в размере 50% от оклада без вычета налога, а на следующий день ушел на длительный больничный, который закроется только после 15 числа следующего месяца. В результате образовалась переплата, которую работодателю придется как-то закрывать: либо доначислить определенную сумму, либо потребовать возврата денег.

Как составить заявление

Если вы не знаете, как написать заявление на аванс, обратитесь в бухгалтерию. Документ составляется в произвольной форме. Единственная возможная проблема — это сумма, которую вы хотите получить. Всегда следует рассчитать самостоятельно, заработали вы эту сумму на текущий момент или нет.

Примерная форма заявления:

В бухгалтерию

_________________________

(наименование организации)

от _____________________________

(должность)

_______________________________

(Ф. И. О.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу выплатить аванс в счет заработной платы в сумме _______________ (_____________________________) рублей.

«___»___________202__ г.

/_______________________/

Образец

Заявление о выплате аванса

Обязан ли работодатель выдать деньги

Ответ на этот вопрос зависит от ситуации:

  1. Установленная в организации дата выплаты заработной платы за первую половину месяца — 20 число. Сотрудник, оклад которого составляет 40 000 руб., написал заявление с просьбой выплатить 25 000 руб., 7-го. В этом случае работодатель вправе отказать в выдаче денег, т. к. за первую половину месяца сумма заработка меньше. Если этот сотрудник решит уволиться в ближайшие 2 недели, возникнут проблемы с удержанием НДФЛ.
  2. Тот же сотрудник написал заявление о выплате 15 000 руб. 15-го. В этом случае просьбу следует удовлетворить, рассчитав сумму зарплаты пропорционально отработанным дням за вычетом НДФЛ. Если полученное значение превышает 15 000 руб., сотрудник получит деньги. Оставшуюся часть аванса следует выплатить в установленную дату (20-го), т. к. перерыв между выплатами дохода не может превышать 15 календарных дней. Другой вариант — выдать вторую часть зарплаты раньше, чтобы это требование законодательства было соблюдено. Об этом говорится в письме Минтруда №14-1/ООГ-461 от 25.01.2019.

Предположим, в октябре 2020 года 22 рабочих дня. Период с 1 по 15 октября включает 11 рабочих дней. В это время сотрудник не болел и в отпуске не был. Его заработок составит:

40 000/22*11=20 000 руб.

НДФЛ с этой суммы равен 2600 руб. (20 000*13%).

Таким образом, сотрудник заработал: 20 000-2600=17 400 руб. Работодатель вправе выдать по заявлению 15 000 руб. 15 октября, а оставшуюся часть (2400 руб.) — 20 октября.

Риски, если аванс выплачен, а сотрудник уволился

Такая ситуация возможна, если работодатель выплатил аванс ранее установленного срока и сотрудник получил больше, чем он фактически заработал. В качестве примера разберем первую ситуацию, когда работник получил 25 000 руб. 7 октября, а 12 октября написал заявление на увольнение.

На период с 01.10.20 по 07.10.20 приходится 5 рабочих дней. Сумма заработка составила: 40 000/22*5=9090,91 руб.

НДФЛ: 9090,91*13%=1182 руб.

К выплате: 9090,91-1182=7908,91 руб. Переплата составляет 17 091,09 руб. Возможно, что эта сумма перекроется компенсацией за неиспользованный отпуск, если работник не отгулял все положенные ему отпуска, или премией, если по итогам работы за месяц предусмотрены премиальные выплаты. Если никаких дополнительных начислений нет, возможны следующие варианты:

  1. Сотрудник вернул деньги. В этом случае денежные средства приходуются в кассу или на расчетный счет, переплата закрывается.
  2. Сотрудник отказывается возвращать деньги, и работодатель обращается в суд. До вынесения судебного решения переплату следует учитывать на счете 73 «Расчеты по претензиям».
  3. Если ничего не делать, налоговые органы при проверке выпишут штраф за невыполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ (ст. 123 НК РФ). Чтобы избежать этого, следует подать в ФНС справку 2-НДФЛ на этого работника с признаком «2» (невозможность удержания налога). Тогда налоговые органы взыщут НДФЛ с физического лица самостоятельно, а переплата будет числиться на 70 счете до истечения срока исковой давности (3 года).

Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.

Что такое служебная записка

Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.

Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.

Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.



Бухгалтерия


Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам



Виды служебных записок

Можно выделить следующие разновидности служебных записок.

Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.



Электронная подпись




Заказать электронную подпись для работы с личным кабинетом на mos.ru


Получить через час



Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.

Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.

Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.

Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.  

На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной

Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».

Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».

Правила составления служебных записок

Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.



Персонал


Составить локальные акты по готовым шаблонам и подготовить всю кадровую отчетность



Важно

При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).

Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.

Как написать служебную записку

Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).

Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).

Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.

Важно

При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.



Диадок




Обменивайтесь подлинниками документов с сотрудниками через интернет


Входящие бесплатно



Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).

И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Внимание!

При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.

Образец служебной записки



Бухгалтерия


Бесплатно рассчитать зарплату и отпускные в веб‑сервисе



Бланки для скачивания

Срок хранения служебной записки

Время хранения «служебок» различается в зависимости от типа документа. Все сроки перечислены в Перечне, утвержденном приказом Росархива от 20.12.19 № 236. Для удобства использования мы свели их в таблицу.

Вид записки

Срок хранения

Номер статьи Перечня

Докладные записки по разработке проектов правил, инструкций, регламентов, стандартов, порядков, положений, классификаторов, рекомендаций, кодексов

До минования надобности

9

Докладные, служебные записки по выполнению поручений руководства организации

5 лет

17

Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам совещательных (коллегиальных), исполнительных органов организации, контрольных, ревизионных органов организации, совещаний у руководителя организации, собраний трудовых коллективов организации, общих собраний владельцев ценных бумаг, участников, пайщиков

Постоянно

18

Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам собраний структурных подразделений организации

5 лет

Докладные, служебные записки к проектам приказов, распоряжений

1 год

20

Докладные записки по разработке проектов уставов, положений

До минования надобности

35

Докладные, служебные записки структурных подразделений по основной (профильной) деятельности

5 лет

47

Докладные, служебные записки по подготовке и проведению заседаний коллегиальных органов организации, общих собраний. съездов, конгрессов, пленумов, конференций, «круглых столов», совещаний, торжественных приемов, встреч

3 года

48

Докладные записки о состоянии работы по рассмотрению обращений граждан

5 лет

153

Докладные, служебные записки об организации и результатах контроля исполнения документов

1 год после снятия с контроля

159

Докладные и служебные записки по использованию, обслуживанию и совершенствованию информационных систем и программного обеспечения

5 лет

186

Докладные записки о соблюдении финансовой дисциплины

5 лет

255

Докладные записки о формировании фондов организации и их расходовании

5 лет

256

Докладные записки о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности

5 лет

282

Докладные записки по первичным статистическим данным

3 года

336

Докладные, служебные записки о нарушении правил внутреннего трудового распорядка, служебного распорядка

1 год

382

Докладные, служебные записки о соблюдении дисциплины труда

3 года

383

Докладные записки о разрешении трудовых споров, в том числе коллективных, с участием посредника

1 год после принятия решения

390

Докладные записки о переводе работников на сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю

5 лет

392

Докладные записки о разработке норм выработки и расценок

1 год после утверждения разработанных норм

398

Докладные записки об обеспечении рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием

3 года, а при отсутствии других документов о вредных и опасных условиях труда —50/75 лет (в зависимости от даты создания записки)

427

Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о приеме, переводе, перемещении, ротации, совмещении, совместительстве, увольнении, оплате труда, аттестации, повышении квалификации, изменении анкетно-биографических данных, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения заработной платы

50 лет (для документов, созданных после 1 января 2003 года) или 75 лет (для документов, созданных раннее)

434

Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, не связанных с основной (профильной) деятельностью; о служебных проверках; о направлении работников в командировку

5 лет

Докладные записки о дисциплинарных взысканиях

3 года

Докладные записки, связанные с применением дисциплинарных взысканий

3 года

454

Докладные, служебные, объяснительные записки комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, урегулированию конфликта интересов

5 лет

469

Докладные записки о повышении квалификации, профессиональной переподготовке работников, о проведении независимой оценки квалификации

5 лет

491

Докладные и служебные записки о состоянии и проведении ремонтных, наладочных работ технических средств

5 лет

520

Докладные, служебные записки по вопросам охраны объектов культурного наследия, природоохранных зон

5 лет

535

Докладные записки о развитии средств связи и их эксплуатации

5 лет

564

Докладные, служебные записки о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, перевозке ценностей

5 лет

587

Докладные, служебные записки о выдаче, утрате удостоверений, пропусков, идентификационных карт

1 год

588

Докладные, служебные записки об обеспечении противопожарного, внутриобъектового, пропускного режимов организации

5 лет

611



Экстерн


Бесплатно заполнить и сдать СЗВ‑ТД через интернет



Непосредственное место хранения «служебок» внутри организации законодательно не регламентировано. Поэтому они могут находиться в различных подразделениях организации в зависимости от вида и содержания документа, а также от принятого в компании порядка документооборота.

Как подавать служебную записку в электронном виде

Сразу скажем, что возможность использования электронных «служебок» лучше прописать в локальном нормативном акте организации. А при их составлении можно применять те же правила ГОСТ Р 7.0.97-2016, которые учитываются при написании записок от руки. Единственное отличие будет касаться подписания документа.

Служебная записка не относится к тем документам, для которых законодательством установлен конкретный вид электронной подписи. А значит, можно использовать любую предусмотренную законом ЭП (письмо Минфина от 26.02.21 № 03-03-06/1/13409; см.  «Минфин: первичные документы можно заверить любым видом электронной подписи»).



Электронная подпись


Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час



В частности, ключом электронной подписи может быть сочетание идентификатора и пароля (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.14 № 13-0033/14).

Таким образом, при направлении служебной записки в электронном виде сетевое имя пользователя (системный логин и пароль) может выполнять функции простой электронной подписи. Использование такого документа для официальных целей (для предоставления по требованию проверяющих или в суд) допустимо в том случае, если при его сохранении можно увидеть, когда и кем он был подписан, а также не вносились ли в него корректировки после подписания. При этом правила определения лица, подписавшего документ простой электронной подписью, следует закрепить в локальном нормативном акте.

Если же данные о подписании служебной записки и ее неизменности можно увидеть только в программном обеспечении, то такой документ нельзя рассматривать как аналог составленному на бумаге. Использовать его в официальном документообороте не получится. Подобные «служебки» могут применяться только для внутренних нужд компании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать служебную записку грамотно образец
  • Как написать служебное письмо образец письмо просьба
  • Как написать служебку на человека который не реагирует на замечания
  • Как написать служебку на увеличение штата сотрудников образец
  • Как написать служебку на увеличение заработной платы