Как написать служебную записку на материальную помощь

В силу разных жизненных причин каждый человек сможет оказаться в неблагоприятном финансовом положении. Вариантов выхода из трудных обстоятельств несколько. Один из наиболее доступных – просьба о материальной помощи у работодателя.

Правда, следует отметить, что в денежных вопросах руководство предприятий идет навстречу своим подчиненным только тогда, когда их просьбы имеют серьезное обоснование или, проще говоря, уважительные причины.

Важно помнить, что предоставление финансовой помощи не является обязанностью работодателя, а исключительно проявлением его доброй воли. Довольно часто работодатели ставят на оказание материальной помощи определенный лимит и по части выдаваемых денежных средств и по части ее периодичности.

Примеры заявлений на материальную помощь:

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк заявления на материальную помощь .docСкачать образец заполненного заявления на материальную помощь .doc

Как написать заявление на денежную помощь

Единого для всех стандартного бланка для написания этого заявления нет, так что каждый человек может написать его в свободной форме. Правда на крупных предприятиях, которые самостоятельно разрабатывают собственные формы документов, свой унифицированный бланк на оказание материальной помощи чаще всего имеется. Главное при оформлении заявления – честно изложить проблему, правильно подобрать формулировки и предоставить работодателю доказательную базу. Это значит, что выписывая себе материальную помощь, к соответствующему заявлению желательно приложить подтверждающие ее необходимость справки и пр. документы.

Что можно считать серьезным поводом для обращения за материальной помощью?

Как правило, работодатели положительно реагирует на такую просьбу, если она вызвана предстоящим бракосочетанием, рождением ребенка, тяжелой болезнью, потерей близкого человека, несчастным случаем и т.п. Не последнюю роль играет то, насколько продуктивно и ответственно трудится работник (дисциплинарные взыскания, выговоры и прочие ранее проявленные негативные реакции со стороны руководства будут минусом при вынесении решения).

В любом случае, окончательное решение по этому вопросу ложится на руководителя предприятия, который опираясь на свой жизненный опыт и материальные возможности компании, оценит степень важности ситуации, а также варианты ее решения другими путями.

Инструкция по написанию заявления

Для того, чтобы заявление на финансовую помощь было рассмотрено работодателем, следует оформить его должным образом.

  • В верхней правой части документа нужно в родительном падеже указать должность руководителя (директор, генеральный директор и т.п.), полное наименование компании (с обозначением ее правового статуса), а также фамилию, имя, отчество руководителя (имя и отчество можно поставить в виде инициалов).
  • Потом указывается все то же самое от заявителя.
  • Затем посередине документа пишется слово «Заявление» и ставится точка.

Основная часть заявления на материальную помощь

Вторая часть заявления включает собственно его текст.
Здесь описывается просьба, начинать которую следует с формулировки: «Прошу оказать мне материальную помощь». Затем нужно четко указать причину, по которой возникла такая потребность, но сделать это нужно емко и понятно – в одном-двух предложениях (например, в связи с предстоящим бракосочетанием 14.09.2016 г.). И уже после этого необходимо поставить сумму, которую желательно получить в виде материальной помощи (цифрами и прописью).

После написания текста заявления документ нужно заверить подписью (с расшифровкой), а также поставить дату его заполнения.

Образец заполнения заявления на материальную помощь

После написания заявления

После того, как заявление оформлено, его нужно отдать либо секретарю организации, либо в отдел кадров, либо в бухгалтерию вместе со всеми бумагами, подтверждающими просьбу о финансовой поддержке. Ответственные лица передадут его на рассмотрение директору компании, и в случае положительного решения он поставит под прошением свою резолюцию и подпись. Если работодатель примет решение выдать сумму полностью, то на заявлении он напишет что-нибудь, вроде: «выдать в полном объеме», если же решено будет помочь частично, то в своей резолюции он четко укажет ту сумму, которую получит проситель.

Затем документ уходит в кадровый отдел, где пишется приказ о выдаче мат.помощи, который также затем подписывается руководителем организации, и наконец, заявитель, после всех этих этапов, может получить в кассе разрешенную к выдаче сумму.

Важно отметить один момент: материальная помощь работнику организации со стороны руководства является безвозмездным актом, то есть она не подразумевает никаких дальнейших возмещений и компенсаций или вычета из зарплаты сотрудника.

Также она не подлежит учету при исчислении налога на доходы физических лиц (но только в том случае, если ее размер укладывается в рамки, разрешенные законом РФ – на данный год это 4000 рублей, все что выше этой суммы уже учитывается при налогообложении).

Заявление на материальную помощь в связи со смертью родственника

Пришедшее в семью горе не только эмоционально воздействует на всех родственников, но и, как правило, пробивает значительную брешь в бюджете. Работодатель, заботясь о персонале, может немного помочь пережившему потерю сотруднику в финансовом плане. При этом средства выплачиваются из фонда прибыли организации, эти траты имеют льготы при налогообложении.

Для этого в локальных нормативных актах организации должна быть прописана такая возможность и ее регламент. Для этого может быть создано специальное Положение или соответствующая информация должна содержаться в контракте трудовом или коллективном договоре. Обычно право на такую выплату имеет не только сотрудник, потерявший близкого, но и, наоборот, его родственники, если умер сам работник.

Первым документом, необходимым для начисления данного вида материальной помощи, является просьба работника, оформленная в виде заявления. Кроме самой просьбы о единоразовой финансовой поддержке, в тексте нужно указать:

  • ФИО руководителя (генерального директора);
  • все данные сотрудника (должность и ФИО);
  • степень родства с умершим (близкими родственниками, в связи со смертью которых выделяется финансовая помощь, являются братья и сестры, дети или родители работника);
  • можно указать сумму, о которой просят работодателя (она не может быть больше двухмесячного оклада);
  • список подтверждающих родство и смерть документов, прилагаемых к заявлению;
  • дата, роспись с расшифровкой.

ВНИМАНИЕ! Не имеет значения, указана ли в заявлении сумма помощи, в любом случае руководитель вписывает ее в Приказ, на основании которого она будет начислена.

Образец заявления на материальную помощь в связи со смертью родственника

Скачать пример заявления на материальную помощь в связи со смертью родственника .doc

Генеральному директору
ООО «Заратустра»
Никипелову Роману Олеговичу
от менеджера отдела снабжения
Ростовского Анатолия Петровича

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу оказать мне материальную помощь в связи со смертью близкого родственника – брата Ростовского Михаила Петровича.

К заявлению прилагаю:

  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о смерти Ростовского М.П.

20.06.2017 г. /Ростовский/ А.П.Ростовский

Заявление на материальную помощь к отпуску

Материальная помощь, выплачиваемая в связи с отпуском, может по-разному называться в локальных нормативных актах: отпускными, пособием, премией к отпуску, «оздоровительными» и др. Суть ее в налоговом плане зависит от того, как именно оформит эту единовременную выплату работодатель – как социальную или как трудовую.

Чаще всего такую выплату рассматривают просто как материальную помощь, сумма которой фиксирована для всех сотрудников, причем не важно, насколько они квалифицированы и насколько хорошо работали в доотпускной период.

Но можно и «привязать» сумму отпускной помощи и сам ее факт к результатам выполнения трудовой функции. В таком случае, порядок вычисления размера должен быть четко прописан в специальных локальных актах. Как правило, это процент от оклада, который выплачивается при отсутствии дисциплинарных нареканий.

Если выплаты к отпуску в обязательном порядке получают все сотрудники, каждому из них не обязательно писать заявления, но такая практика обычно принята в компаниях для подтверждения в бухгалтерии. Также стоит написать заявление, если речь идет не об очередном отпуске по графику, а об отдыхе в неучтенное время. Эту бумагу нужно подать заблаговременно, потому что выплату нужно осуществить до того, как начнется отпуск.

Форма заявления достаточно свободная, но она должна содержать такие обязательные компоненты:

  • ФИО директора;
  • персональные данные сотрудника;
  • даты начала и конца отпускного периода;
  • основание предоставления помощи (колдоговор, трудовой договор, Положение об отпускных и т.д.);
  • обычное завершение заявления – дата и подпись.

Образец заявления на материальную помощь к отпуску

Скачать пример заявления на материальную помощь к отпуску .doc

Генеральному директору
ООО «Галактон-Сервис»
Леонтовичу Константину Артемьевичу
от главного бухгалтера
Сергеевой Елены Станиславовны

ЗАЯВЛЕНИЕ

В связи с предстоящим уходом в отпуск с 6 по 19 августа 2016 года прошу выделить мне материальную помощь, которая выплачивается на основании коллективного договора.

01.08.2016 г. /Сергеева/ Е.С. Сергеева

Заявление на материальную помощь в связи с лечением, операцией

Работодатель, ценящий своих работников, по собственной воле или их просьбе может финансово помочь им в случае, если им необходимы средства на проведение лечения или производство операции.

Закон РФ не ограничивает размер компенсации потраченных на лечение средств, единственный лимит связан с суммой, не облагаемой налогами и взносами в социальные фонды – размер такой помощи не должен превышать 4 000 руб. в год на 1 человека. В любом случае, решение о разрешении выплаты, как и о сумме, принимает работодатель.

Поскольку эта помощь индивидуального характера, ее не включают в систему оплаты труда сотрудников. Ее платят из фонда прибыли или неиспользованных средств на расходы.

Для предоставления этой помощи необходимо заявление сотрудника. В нем, помимо обычных реквизитов – «шапки», названия документа, просьбы о выдаче материальной помощи – нужно указать событие, из-за которого сотруднику срочно требуются средства или компенсация трат. Пр этом не нужно вдаваться в подробности, описывая диагноз и траты, эти сведения предоставляются в приложенных к заявлению документах.

Решение о назначении выплаты или отказе остается за руководителем. В случае положительного решения издается приказ, и начисляются средства.

Образец заявления на материальную помощь в связи с лечением, операцией

Скачать пример заявления на материальную помощь в связи с лечением, операцией .doc

Генеральному директору
ООО «Физкультпривет»
Самоделкину Александру Ростиславовичу
от преподавателя секции шахмат
Ферзенко Леонида Алексеевича

ЗАЯВЛЕНИЕ

В связи с травмой, полученной в результате дорожно-транспортного происшествия, прошу оказать мне материальную помощь на предстоящее мне дорогостоящее лечение, включающее оперативное вмешательство.

К заявлению прилагаю следующие документы:

  • справка ГИБДД о совершившемся ДТП;
  • копия больничного листа;
  • рецепт, выписанный лечащим врачом;
  • кассовые чеки на приобретенные медикаменты;
  • договор на производство платного оперативного вмешательства;
  • выписка из медицинской карты.

25.06.2017 /Ферзенко/ Л.А. Ферзенко

Заявление на материальную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией

Работодатель имеет право оказывать материальную поддержку сотрудникам в любых жизненных перипетиях, хоть и не обязан этого делать. Его добрая воля должна найти отражение в локальной документации организации: закон разрешает определять параметры такой помощи самостоятельно, главное, не противоречить Трудовому и Налоговому Кодексу РФ. О чем следует помнить работодателю и сотруднику в связи с материальной поддержкой:

  • выплата помощи не может быть постоянной, эта выплата единовременного и индивидуального характера;
  • превышение суммы в 4000 руб. в год ведет к обязательному отчислению с нее процента в социальные фонды;
  • сумма к выплате устанавливается исключительно работодателем и не может быть оспорена.

Уведомить работодателя о жизненных трудностях, для преодоления которых нужна финансовая поддержка, следует в письменной форме. Заявление подается на имя руководителя организации. В нем нужно разъяснить причину просьбы о помощи, подкрепив ее документальными свидетельствами. Работодатель может и сам предложить сотруднику помощь, но заявление все же лучше написать.

Сумма рассчитывается в зависимости от понесенных на преодоление трудностей расходов (их, естественно, нужно подтвердить).

Трудной считается жизненная ситуация, в которой в результате малообеспеченности может нарушиться жизнедеятельность сотрудника или его семьи. К таким обстоятельствам закон относит:

  • появление на иждивении родственника старше 65 лет или достижение этого возраста самим сотрудником;
  • трудности в поиске трудоспособным членом семьи работы (присвоение ему статуса безработного);
  • наличие в семье маленьких (несовершеннолетних) детей или одного ребенка;
  • инвалидность одного из членов семьи.

Некоторые работодатели разрешают не расписывать трудности в заявлении, ограничивая заявителя обтекаемой формулировкой «в связи с тяжелым материальным положением».

Образец заявления на материальную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией

Скачать пример заявления на материальную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией .doc

Генеральному директору
ООО «Коловрат»
Евстигнееву Антону Леонидовичу
от завхоза Русинской Лилии Николаевны

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу оказать моей семье материальную помощь, необходимую для подготовки моих троих детей к началу учебного года.

К заявлению прилагаю:

  • справку о составе семьи;
  • удостоверение многодетной матери;
  • кассовые чеки на канцтовары и школьную форму.

18.08.2016 г. /Русинская/ Л.Н. Русинская

Заявление на материальную помощь в связи с рождением ребенка

Одно из самых счастливых, но и финансово затратных событий в семье сотрудника – это появление на свет долгожданного отпрыска. Разделить радость и в некотором размере затраты своего работника вправе заботливый работодатель.

Поводы для материальной поддержки, среди которых вполне может быть и рождение малыша, перечисляются в соответствующем локальном нормативном акте организации, например, колдоговоре. Даже если такой документ в компании не принят, закон не возбраняет сотруднику обратиться за денежной помощью к своему начальству, а работодателю – эту просьбу удовлетворить, как, впрочем, и отказать.

Обратиться к работодателю нужно, написав и подав заявление на его имя, где нужно указать повод для оказания помощи и обосновать его документально. Бланк заявление будет стандартным, принятым для данной компании. Главное, о чем следует помнить при подаче этого документа, это необходимость приложить к нему копию свидетельства о рождении чада, это станет документальным подтверждением данного факта для бухгалтерии и начальства.

ВАЖНО! Речь не идет о пособии, выплачиваемом при рождении ребенка в обязательном порядке. В дополнение к этой законодательно определенной выплате работодатель может начислить счастливому отцу или матери сумму сверх социальных гарантий.

Сумму определяет работодатель, но сотрудник может и указать определенную цифру в заявлении. Сотрудник получит ее на основании подписанного руководителем приказа.

Образец заявления на материальную помощь в связи с рождением ребенка

Скачать пример заявления на материальную помощь в связи с рождением ребенка .doc

Генеральному директору
ООО «Идеи вашего дома»
Сухомлинову Петру Дмитриевичу
от заместителя руководителя отдела рекламы
Заваруева Романа Александровича

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу выделить мне материальную помощь в связи с рождением 25 мая 2017 года в моей семье дочери Заваруевой Амелии Романовны.

К заявлению прилагаю копию свидетельства о рождении Заваруевой А.Р.

26.05.2017 г. /Заваруев/ Р.А. Заваруев

Актуально на: 3 июля 2019 г.

0

Нередко работодатели оказывают своим сотрудникам различную материальную помощь. Материальная помощь — это денежная выплата работнику компании, в связи с наступлением определенных событий.

Самые распространенные виды материальной помощи

К основным видам материальной помощи можно отнести:

  • материальную помощь при рождении ребенка;
  • материальную помощь в связи со смертью члена семьи или близкого родственника;
  • материальную помощь к отпуску.

Виды материальной помощи, предусмотренные у конкретного работодателя, а также порядок их выплаты может содержаться в коллективном договоре или ЛНА.

Служебная записка на оказание материальной помощи

Как правило, для получения материальной помощи работник пишет соответствующую служебную записку на имя руководителя организации. К записке работник, при необходимости, прикладывает копии документов, подтверждающих факт наступления события, в связи с которым просит об оказании ему материальной помощи, например, копию свидетельства о рождении ребенка или копию свидетельства о смерти родственника и копии документов, подтверждающих степень родства с умершим.

Если руководитель организации решил удовлетворить просьбу сотрудника на выплату ему материальной помощи, то необходимо издать приказ. Подробно о том, как составить такой приказ, вы можете прочесть в отдельной статье.

Служебная записка на материальную помощь: образец

Приведем образец служебной записки на материальную помощь:

Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу

Скачать

Налогообложение материальной помощи

О том, облагается ли материальная помощь НДФЛ и страховыми взносами, вы узнаете из нашей другой консультации.

Кроме того, следует помнить, что выплаченная работникам материальная помощь не учитывается ни в «прибыльных» расходах, ни в «упрощенных» (п. 23 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Понятие материальной помощи, ее общая характеристика и порядок оформления

Матпомощь представляет собой денежную выплату работнику организации, которая производится на основании решения, принятого руководством фирмы ввиду наступления события, с которым связывается необходимость выплаты. Исчерпывающего перечня таких событий ни ТК РФ, ни иные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, не содержат. Формально матпомощь может выплачиваться при наступлении у сотрудника любой ситуации, которую руководство организации связывает с необходимостью выплаты.

Как правило, положения о порядке и основаниях выплаты матпомощи закрепляются либо в локальных актах предприятия, либо в коллективном договоре. Однако это не означает, что при отсутствии локального регулирования работодатель не имеет права выплачивать матпомощь, поскольку произведение такого рода выплат — его прерогатива. В то же время обязанности выплачивать денежные суммы работникам, если регулирование порядка осуществления выплат в организации отсутствует, у работодателя нет.

Как оформить материальную помощь?

Порядок оформления и выплаты матпомощи трудящимся не закрепляется на законодательном уровне, однако, исходя из общих положений ТК РФ и иных актов в сфере регулирования трудовых правоотношений, можно прийти к выводу о том, что:

  • выплата может быть осуществлена на основании заявления работника, служебной записки непосредственного начальства служащего либо без таких документов, на основании волеизъявления руководства организации;
  • решение о произведении выплат принимает работодатель, т. е. необходим распорядительный акт, который выражает такую волю (приказ, распоряжение);
  • четкий порядок выплат может быть закреплен в локальной документации или коллективном договоре.

Внимание! Образец от «КонсультантПлюс»
Смотрите образец Положения о выплате материальной помощи работникам организации. Пробный доступ к К+ предоставляется бесплатно.

В каких случаях матпомощь может выплачиваться?

Выделяют следующие виды материальной помощи:

  • единовременная (разовая) или периодическая;
  • выраженная в денежной форме (рублях) либо в натуральной форме, в частности лекарствами, вещами и т. д.
  • связанная с определенными событиями в текущей деятельности служащего (например, выход в очередной оплачиваемый отпуск), с негативно характеризующимися событиями (например, болезнь родственника трудящегося) либо с позитивно характеризующимися обстоятельствами (например, рождением у сотрудника ребенка).

К основаниям для выплат можно отнести:

  • уход трудящегося на пенсию по возрасту;
  • рождение детей;
  • свадьбу работника;
  • заболевание сотрудника;
  • заболевание членов его семьи;
  • смерть родственника;
  • очередной оплачиваемый отпуск.

Поскольку порядок выплат может отличаться в различных организациях, а в каких-то фирмах и вовсе не закрепляется, далее рассмотрим наиболее типичные способы оформления матпомощи.

Как выплачивается матпомощь? Закрепление порядка выплаты в локальных актах организации

Ч. 2 ст. 5 ТК РФ закрепляет, что трудовые отношения могут быть урегулированы различными способами, в частности, посредством принятия коллективных договоров, соглашений либо локальных актов. Относительно порядка выплаты материальной помощи возможны следующие варианты:

  • принимается коллективный договор, регулирующий порядок выплат матпомощи;
  • утверждается локальный акт, в котором прописаны порядок и основания для выплат;
  • данный вопрос вообще игнорируется (что также не противоречит законодательству).

Порядок принятия локальных актов закреплен в ст. 8 ТК РФ. Право на их принятие работодателем установлено ч. 1 ст. 22 ТК РФ. В них могут закрепляться в том числе права и обязанности работодателя и трудящихся, что следует из положений ст. 20 ТК РФ.

Не исключается, что такие права и обязанности могут закрепляться и относительно необходимости выплаты работодателем и возможности получения работниками сумм матпомощи. При этом соблюдение принятого на предприятии локального акта обязательно для обеих сторон трудовых отношений.

Локальный акт — это распорядительный документ, оформляемый работодателем, поэтому при его принятии руководство фирмы, как правило, делает акцент на своих правах, но не обязанностях. Это и понятно, поскольку загонять себя в рамки, прописывая обязательства по выплате сумм матпомощи работодателям невыгодно. Гораздо выгоднее с точки зрения управленца оставить этот вопрос размытым, не закрепляя конкретных обязательств, но тем не менее оставляя возможность выплат на свое усмотрение.

В этом плане работники, желающие закрепить порядок выплаты матпомощи, добьются более эффективных результатов, если инициируют процедуру переговоров с целью принятия коллективного договора.

Закрепление порядка выплаты материальной помощи в коллективном договоре

В силу ст. 40 ТК РФ коллективный договор — это правовой акт, который регулирует различные отношения внутри фирмы. Он заключается между работниками и работодателем, через представителей, путем проведения коллективных переговоров (гл. 6 ТК РФ).

Ч. 1 ст. 41 ТК РФ, определяющая содержание и структуру коллективного договора, не исключает, что в таком документе могут закрепляться и обязанности работодателя по выплате матпомощи, порядок таких выплат.

Если, принимая локальный акт, работодатель действует самостоятельно (в некоторых случаях учитывается мнение профсоюза, в силу ч. 2 ст. 8 ТК РФ), то коллективный договор принимается путем активного обсуждения его содержания представителями обеих сторон трудовых отношений, что подразумевает, что в таком документе права работников на получение матпомощи будут отражены более детально. Кроме того, сотрудники могут самостоятельно инициировать процедуру проведения коллективных переговоров, а работодатель не вправе отказаться от участия в них.

В договоре целесообразно отразить детальный порядок и случаи выплаты матпомощи, что позволит урегулировать данные правоотношения.

Перечень документов, которые могут быть необходимы для оформления матпомощи работнику

Поскольку вопрос о выплате матпомощи не урегулирован на законодательном уровне, не закрепляется и обязательного пакета документов, которые требуется представить работнику с целью получения выплаты. В то же время коллективные договоры и локальные акты могут устанавливать такой перечень.

Поскольку матпомощь выплачивается ввиду наступления в жизни сотрудника различных событий, документы должны подтверждать факт их наступления. Основным документом является заявление либо служебная записка. На их основании инициируется процедура выдачи матпомощи.

Какие документы требуется предоставить дополнительно, зависит от ситуации:

  • Если сотрудник претендует на матпомощь в связи с рождением ребенка, следует представить свидетельство о рождении.
  • Если сотрудник заболел и ему необходимы деньги на лечение, потребуется заключение врача и/или врачебной комиссии, а также иные документы, подтверждающие факт наличия заболевания.
  • Если сотрудник уходит в отпуск и в связи с этим хочет получить матпомощь, доказательствами ухода в отпуск могут послужить график отпусков, приказ работодателя. Данные документы уже имеются у руководства, поэтому в такой ситуации целесообразно представить только заявление на выплату.
  • В случае если член семьи сотрудника умер, необходимо представить работодателю свидетельство о смерти либо судебное решение о признании члена семьи умершим.

Заявление о предоставлении матпомощи и его образец, служебная записка (служебка)

Для того чтобы работодатель узнал о том, что в жизни служащего произошло событие, которое может послужить основанием для выплаты матпомощи, сотруднику нужно уведомить его об этом. Уведомление производится на основании заявления.

Форма заявления законом не закреплена, однако может быть приведена в локальном акте или коллективном договоре. Требований к заявлению законодательство также не содержит.

Образец такого документа может выглядеть следующим образом:

Директору ООО «Ирис»

Петрову Т. Н.

От старшего менеджера

Карпова Т. Г.

Заявление

Прошу предоставить мне материальную помощь в размере 5000 руб. в связи с необходимостью покупки лекарств для лечения обнаруженного заболевания почек.

Приложение: копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2022 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2022 № 129571, выданного врачом Анисимовой Р. В.

12.07.2022 Карпов Т. Г.        /Карпов/

Заявление подается в 2 экземплярах. На одной копии ставится отметка о дате вручения и подпись лица, которому заявление передано, а вторая копия передается работодателю.

Второй способ уведомления работодателя о наступлении определенного события, связанного с необходимостью выплаты матпомощи, — служебная записка, составленная, например, непосредственным начальником сотрудника.

Образец служебной записки может выглядеть следующим образом:

Директору ООО «Ирис»

Петрову Т. Н.

От начальника отдела продаж

Игнатьева Т. В.

Служебная записка

Довожу до Вашего сведения, что у старшего менеджера Карпова Т. Г. 12.07.2022 родился ребенок — дочь, Карпова В. Т. Прошу рассмотреть возможность о выдаче Карпову Т. Г. материальной помощи в размере 5000 руб.

Игнатьев Т.В.            /Игнатьев/      12.07.2022

Возможно ли получение матпомощи без документов?

Получение матпомощи без документов возможно только в том случае, если решение принимается работодателем по его собственной инициативе. Если же инициатором прошения о перечислении сумм матпомощи является служащий, обязательным документом является заявление. В случае когда о выплате матпомощи сотруднику просит его непосредственный начальник, обязательным документом является служебная записка.

Решение о выдаче матпомощи может быть принято работодателем и без документов, доказывающих факт наступления того или иного события в жизни сотрудника. Их наличие по общему правилу необязательно (если иное не закреплено в локальном акте либо коллективном договоре). В то же время работодатель может отказать в выплате ввиду недоказанности наступления в жизни служащего события, которое приводится в качестве основания для выплаты матпомощи.

Образец приказа о предоставлении матпомощи

Выплата матпомощи производится на основании приказа работодателя. Его форма законодательно не закреплена. В то же время она может быть определена положениями локального акта или коллективного договора.

Приказ может быть оформлен по следующему образцу:

ООО «Ирис»

Москва

ПРИКАЗ

О выплате материальной помощи

12.07.2022                                                                                                               № 124-лс

В связи с заболеванием главного менеджера операционного отдела ООО «Ирис» Иракова Р. В., подтвержденным представленными им документами (копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2022 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2022 № 129571),

ПРИКАЗЫВАЮ:

Выплатить Иракову Р. В. материальную помощь в размере 5 000 руб.

Выплату матпомощи произвести вместе с выплатой очередной заработной платы за август 2022 года.

Основание: заявление Иракова Р. В. от 12.07.2022, копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2022 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2022 № 129571

Директор ООО «Ирис» Васильев О. В.      /Васильев/

Назначение платежа при выплате матпомощи

При перечислении сумм материальной помощи необходимо указать в платежном поручении назначение платежа. Кроме того, следует сослаться на сведения о приказе, на основании которого сумма выплачивается.

Например, графа «Назначение платежа» может быть заполнена следующим образом: материальная помощь Иванову А. А. в связи с рождением ребенка, выплаченная на основании приказа директора ООО «Ирис» от 12.07.2020 № 1.

Необходимость указания правильного назначения платежа связана в том числе с налогообложением. Некоторые виды матпомощи, в силу ст. 217 НК РФ, не облагаются налогом. Назначение платежа будет служить доказательством, что деньги потрачены именно на выплату матпомощи.

Важно! Подсказка от «КонсультантПлюс»
Виды материальной помощи, которые частично (в сумме вычета) или полностью освобождены от обложения НДФЛ, и основания такого освобождения приведены в ст. 217 НК РФ.
Полный перечень таких выплат, а также случаи и порядок уплаты НДФЛ с матпомощи см. в К+.

Итоги

Таким образом, ответ на вопрос, как оформить материальную помощь сотрудникам, может быть различным. Это связано с тем, что в зависимости от локальной документации, принятой в организации, порядок оформления выплат может варьироваться. В то же время во всех случаях выплата производится на основании приказа работодателя.

На работе можно получить выплату, которая не связана с трудом.

Это может быть финансовая помощь в связи с рождением ребенка, юбилеем, свадьбой, смертью близкого родственника или другим событием в жизни работника.

Работодатели не обязаны материально поддерживать сотрудников. Поэтому, прежде чем рассчитывать на выплату, узнайте, оказывает ли ваша компания материальную помощь. Если да, пишите заявление и ждите решения руководителя.

Расскажу, как выяснить, имеете ли вы право на материальную помощь, как написать заявление, чтобы вашу просьбу одобрили, как получить выплату и разобраться с налогами.

Что такое материальная помощь

Материальная помощь — это социальная выплата. Вы получаете деньги не за труд, а в связи с жизненными обстоятельствами — подробнее о них я расскажу ниже.

Получить матпомощь по месту работы можно, если работодатель предусмотрел такой вид поддержки. Некоторые компании оказывают помощь членам семьи работников и даже бывшим сотрудникам, но это бывает редко.

Кому положена. Так как работодатель не обязан оказывать материальную помощь сотрудникам, он сам решает, кому и как ее платить. Меры поддержки он может закрепить в локальном акте, если хочет четко обозначить, кому и когда он может выделить помощь.

Документ может называться, например, положением о материальной помощи. Но это не обязательно — работодатель может включить условия и размер выплат в правила внутреннего трудового распорядка, в положение об оплате труда или другой внутренний документ. Если с сотрудниками заключен коллективный договор, материальная помощь может быть разделом такого договора.

В документах о материальной помощи указывается, какие виды помощи выделяет работодатель, в каком размере и в каком порядке сотрудники ее получают.

Узнать, оказывает ли ваша компания матпомощь, можно у бухгалтера или кадровика. Обычно с такими документами знакомят при трудоустройстве, а если локальный акт принят позже — в момент принятия. Но с ними можно ознакомиться и в любой момент. Документ обязаны показать в течение трех рабочих дней после вашей письменной просьбы.

Кто выплачивает. Материальную помощь выплачивает работодатель — организация или индивидуальный предприниматель. В статье я подробно расскажу именно про этот вид поддержки.

Члены профсоюзных организаций также могут рассчитывать на помощь профсоюза, если в нем есть положение об оказании материальной помощи. Студентам и аспирантам помощь может оказать образовательное учреждение. А в чрезвычайных ситуациях можно получить материальную помощь из бюджета — об этом виде помощи тоже кратко расскажу.

Виды материальной помощи

Работодатели могут материально помогать сотрудникам в связи с любым значимым или финансово затратным событием в их жизни. А еще помощь могут оказывать периодически: например, к отпускам, круглым датам, профессиональным праздникам. Вот самые популярные виды материальной помощи.

При рождении ребенка. Материальную помощь работодатель может выплатить, когда получит документы — свидетельство о рождении либо документы об усыновлении или удочерении. По такому поводу часто выплачивают до 50 000 Р. Это связано с налоговыми льготами.

Материальная помощь до 50 000 Р на каждого ребенка не облагается НДФЛ и взносами, если ее выплатили родителю или усыновителю до того, как ребенку исполнился год.

При этом до 50 000 Р можно выплатить каждому родителю, даже если они работают в одной компании, и не облагать выплату налогами и взносами.

Из-за смерти члена семьи. Материальную помощь в связи со смертью члена семьи работодатель может выплатить в том размере, который предусмотрел в документах. Сумма может быть любой.

Обычно, чтобы получить выплату, сотрудник должен представить документы, которые подтверждают родство и смерть: например, свидетельство о браке или рождении и свидетельство о смерти.

При чрезвычайных ситуациях. ЧС — это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения общественно опасного заболевания, стихийного бедствия. Чрезвычайную ситуацию объявляют органы власти.

Если в регионе, городе или селе объявили чрезвычайную ситуацию, пострадавшие должны получить выплату из федерального бюджета. Размер материальной помощи в чрезвычайных ситуациях устанавливает государство. Оно же и выплачивает помощь.

Размер матпомощи в чрезвычайных ситуациях

За какой ущерб выплачивается Размер матпомощи
Общая выплата 10 000 Р на человека
За утрату имущества первой необходимости 50 000 Р на человека, если имущество утрачено частично
100 000 Р на человека — если полностью
За вред здоровью 200 000 Р на человека за легкий вред
400 000 Р на человека за вред средней тяжести или тяжкий
За гибель пострадавшего 1 000 000 Р за каждого погибшего, сумму разделят все члены семьи
пособие на погребение в сумме, которую установила местная администрация

За какой ущерб выплачивается

Размер матпомощи

Общая выплата

10 000 Р на человека

За утрату имущества первой необходимости

50 000 Р на человека, если имущество утрачено частично
100 000 Р на человека — если полностью

За вред здоровью

200 000 Р на человека за легкий вред
400 000 Р на человека за вред средней тяжести или тяжкий

За гибель пострадавшего

1 000 000 Р за каждого погибшего, сумму разделят все члены семьи
пособие на погребение в сумме, которую установила местная администрация

Помощь из бюджета люди получают только в результате чрезвычайной ситуации крупного масштаба. Помощь в происшествиях личного характера — если в квартире случился пожар, затопили соседи, человек попал в ДТП — оказывает работодатель, но только если хочет и может. Также работодатель может выплатить помощь и дополнительно к бюджетной, если работник пострадал или потерял имущество в результате ЧС.

По другим поводам. Еще работодатель может оказывать разовую матпомощь к свадьбе, дню рождения или юбилею. Деньги к отпускам и профессиональным праздникам обычно платят на постоянной основе. И это именно материальная помощь, а не премии. Но могут быть и разовые выплаты.

Как оформляют выплату матпомощи

Правила выплаты материальной помощи в компании лучше уточнить у бухгалтера и кадровика. Они скажут, какое заявление писать и какие документы к нему приложить.

Обычно работник пишет заявление и прикладывает подтверждающие документы. Руководитель рассматривает заявление и либо дает указание подготовить приказ о выплате, либо отказывает в просьбе. В некоторых случаях материальную помощь выдают по инициативе работодателя без заявления работника — например, к юбилею.

Заявление об оказании материальной помощи. В заявлении можно указать сумму, которую просите выдать. Если знаете реквизиты положения о матпомощи, сошлитесь на него. Это ускорит решение руководителя.

В отделе кадров или бухгалтерии попросите шаблон заявления о матпомощи. Если его нет, заявление можно составить в свободной форме: сформулируйте просьбу о выплате и назовите обстоятельства, из-за которых требуется помощь. Обязательно поставьте дату и подпись.

Образец заявления об оказании материальной помощи

Подтверждающие документы. Работник должен подтвердить документами, что имеет право на материальную помощь. Например, чтобы получить выплату в связи с рождением ребенка, к заявлению нужно приложить копию свидетельства о рождении.

Когда право на выплаты зависит от родства, то в документах работодателя будет указано, о каких членах семьи сотрудников идет речь. Например, в положении может быть такая формулировка: «Материальная помощь предоставляется работнику в связи со смертью члена семьи (супруга или супруги, родителей, братьев или сестер, детей)».

Если работодатель не указал степень родства в документах, скорее всего, он ориентируется на положения семейного кодекса. По закону к членам семьи относятся только супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные.

Документы, которые подтвердят степень родства

Документ Родство с каким членом семьи подтверждает
Свидетельство о рождении ребенка Ребенок
Свидетельство о браке Супруг, супруга
Свидетельство о рождении самого работника, документы, подтверждающие смену фамилии работника или его родителей Родители

Документ

Родство с каким членом семьи подтверждает

Свидетельство о рождении ребенка

Ребенок

Свидетельство о браке

Супруг, супруга

Свидетельство о рождении самого работника, документы, подтверждающие смену фамилии работника или его родителей

Родители

Чтобы получить материальную помощь на работе в связи с чрезвычайными происшествиями, скорее всего, придется представить справку из полиции или отделения МЧС.

Расходы на лечение, реабилитацию, лекарства подтверджают договорами и кассовыми чеками.

Приказ об оказании материальной помощи. Бухгалтер выплатит материальную помощь, когда получит приказ руководителя. В приказе будет наименование работодателя, ФИО работника, которому оказывается помощь, сумма и подпись руководителя. Также в приказе может быть указан срок и форма выплаты.

С приказом работника и бухгалтера знакомят под подпись. Так сотрудник узнает, что выплату одобрили, а бухгалтер увидит сумму и сроки выплаты.

Образец приказа об оказании материальной помощи

Как выплачивается матпомощь

Материальную помощь выплатят одним из способов, который использует работодатель: выдадут наличными в кассе, перечислят на зарплатную карту, сделают почтовый перевод. Чаще всего матпомощь выплачивают так же, как зарплату. В назначении платежа бухгалтер укажет реквизиты приказа о выплате.

Сроки выплаты. Деньги работнику выплатят в сроки, которые указаны в положении, коллективном договоре или в приказе о выделении матпомощи. Это может быть конкретная дата или определенный период — например, в течение двух недель со дня издания приказа. Обычно материальную помощь перечисляют в ближайший день выдачи зарплаты.

Как рассчитать размер материальной помощи

Бывает материальная помощь, которая полностью не облагается НДФЛ, а бывает та, которая не облагается НДФЛ в пределах установленных лимитов. Если материальная помощь не входит в перечень необлагаемых выплат или превышает лимит, работодатель удержит с нее НДФЛ — 13%.

Матпомощь, полностью не облагаемая НДФЛ. Не облагаются налогом такие виды материальной помощи:

  1. Выплата членам семьи умершего работника или бывшего работника, который вышел на пенсию.
  2. Выплата работнику или бывшему работнику в связи со смертью члена его семьи.
  3. Поддержка человека с инвалидностью от общественной организации.
  4. Финансовая помощь от вуза или колледжа.
  5. Выплата от профсоюза за счет членских взносов.
  6. Компенсация от государства или работодателя пострадавшим от террористических актов на территории РФ, стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, а также членам их семей.

Материальная помощь, частично освобождаемая от НДФЛ. Это все остальные виды матпомощи. Например, лимит выплат к юбилеям и профессиональным праздникам, который не облагается НДФЛ, — 4000 Р в год на одного человека.

В ООО «Весна» есть положение о материальной помощи, согласно которому к юбилеям работникам выделяют по 2000 Р, к профессиональному празднику — по 3000 Р.

В августе 2022 года Кириллу исполнилось 50 лет, ему начислили материальную помощь 2000 Р. С этой выплаты НДФЛ не удержали, так как это первая материальная помощь Кириллу в 2022 году и она меньше 4000 Р. Остаток необлагаемого лимита — 2000 Р.

А в сентябре всем работникам организации выделили матпомощь в связи с профессиональным праздником — по 3000 Р. С этой суммы бухгалтер удержал НДФЛ: (3000 Р − 2000 Р) × 13% = 130 Р.

На руки Кирилл получил: 3000 Р − 130 Р = 2870 Р.

Матпомощь, которая не облагается НДФЛ в пределах лимита

Вид материальной помощи Лимит, который не облагается НДФЛ
В связи с рождением, усыновлением, удочерением ребенка, установлением опеки 50 000 Р на каждого родителя за одного ребенка
По любым поводам, которые работодатель определил сам 4000 Р в год
Матпомощь людям с инвалидностью 10 000 Р в год

Вид материальной помощи

Лимит, который не облагается НДФЛ

В связи с рождением, усыновлением, удочерением ребенка, установлением опеки

50 000 Р на каждого родителя за одного ребенка

По любым поводам, которые работодатель определил сам

4000 Р в год

Матпомощь людям с инвалидностью

10 000 Р в год

Налогообложение материальной помощи

Когда работодатель принимает решение выплатить работнику деньги, ему важно понимать, что с налогами. Выплата материальной помощи не уменьшает налоги независимо от суммы. А страховыми взносами ее не облагают только в некоторых случаях. Поэтому, когда работодатель выплачивает матпомощь работнику, он может оказаться должен еще и бюджету.

Если работодатель отказывает в выплате материальной помощи, это может быть связано с тем, что у него нет денег, с которых уже уплачены налоги и которыми можно распоряжаться свободно.

Налог на прибыль. Работодатель на общей системе налогообложения не учитывает матпомощь в расходах при расчете налога на прибыль.

А работодатель на упрощенке не учитывает материальную помощь в расходах, так как она не входит в закрытый перечень расходов.

Страховые взносы. Материальная помощь, которую выплачивают в определенных обстоятельствах, не облагается страховыми взносами и взносами на травматизм.

Это, например, выплаты:

  1. в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, а также людям, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
  2. работнику в связи со смертью члена его семьи;
  3. родителям, усыновителям, опекунам, но не более 50 000 Р на каждого ребенка;
  4. работникам в сумме не более 4000 Р на одного работника за год.

Выплаты бывшим работникам и другим лицам, которые не являются работниками, в перечисленных ситуациях тоже не облагаются страховыми взносами.

В остальных случаях на материальную помощь начисляются взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Чтобы получить материальную помощь на работе

  1. Убедитесь, что работодатель оказывает такую поддержку, и выясните условия.
  2. Соберите документы, которые подтверждают обстоятельства, в связи с которыми вы просите материальную помощь.
  3. Напишите заявление и приложите к нему подтверждающие документы.
  4. Если все сделаете правильно, как предусмотрено в документах организации, руководитель рассмотрит вашу просьбу и, возможно, издаст приказ о выделении помощи.
  5. Вы можете просить оказать материальную помощь и тогда, когда она не предусмотрена документами компании. В этом случае руководитель может отказать, а может согласиться оказать помощь.

Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.

Что такое служебная записка

Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.

Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.

Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.



Бухгалтерия


Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам



Виды служебных записок

Можно выделить следующие разновидности служебных записок.

Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.



Электронная подпись




Заказать электронную подпись для работы с личным кабинетом на mos.ru


Получить через час



Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.

Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.

Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.

Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.  

На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной

Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».

Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».

Правила составления служебных записок

Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.



Персонал


Составить локальные акты по готовым шаблонам и подготовить всю кадровую отчетность



Важно

При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).

Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.

Как написать служебную записку

Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).

Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).

Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.

Важно

При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.



Диадок




Обменивайтесь подлинниками документов с сотрудниками через интернет


Входящие бесплатно



Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).

И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Внимание!

При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.

Образец служебной записки



Бухгалтерия


Бесплатно рассчитать зарплату и отпускные в веб‑сервисе



Бланки для скачивания

Срок хранения служебной записки

Время хранения «служебок» различается в зависимости от типа документа. Все сроки перечислены в Перечне, утвержденном приказом Росархива от 20.12.19 № 236. Для удобства использования мы свели их в таблицу.

Вид записки

Срок хранения

Номер статьи Перечня

Докладные записки по разработке проектов правил, инструкций, регламентов, стандартов, порядков, положений, классификаторов, рекомендаций, кодексов

До минования надобности

9

Докладные, служебные записки по выполнению поручений руководства организации

5 лет

17

Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам совещательных (коллегиальных), исполнительных органов организации, контрольных, ревизионных органов организации, совещаний у руководителя организации, собраний трудовых коллективов организации, общих собраний владельцев ценных бумаг, участников, пайщиков

Постоянно

18

Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам собраний структурных подразделений организации

5 лет

Докладные, служебные записки к проектам приказов, распоряжений

1 год

20

Докладные записки по разработке проектов уставов, положений

До минования надобности

35

Докладные, служебные записки структурных подразделений по основной (профильной) деятельности

5 лет

47

Докладные, служебные записки по подготовке и проведению заседаний коллегиальных органов организации, общих собраний. съездов, конгрессов, пленумов, конференций, «круглых столов», совещаний, торжественных приемов, встреч

3 года

48

Докладные записки о состоянии работы по рассмотрению обращений граждан

5 лет

153

Докладные, служебные записки об организации и результатах контроля исполнения документов

1 год после снятия с контроля

159

Докладные и служебные записки по использованию, обслуживанию и совершенствованию информационных систем и программного обеспечения

5 лет

186

Докладные записки о соблюдении финансовой дисциплины

5 лет

255

Докладные записки о формировании фондов организации и их расходовании

5 лет

256

Докладные записки о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности

5 лет

282

Докладные записки по первичным статистическим данным

3 года

336

Докладные, служебные записки о нарушении правил внутреннего трудового распорядка, служебного распорядка

1 год

382

Докладные, служебные записки о соблюдении дисциплины труда

3 года

383

Докладные записки о разрешении трудовых споров, в том числе коллективных, с участием посредника

1 год после принятия решения

390

Докладные записки о переводе работников на сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю

5 лет

392

Докладные записки о разработке норм выработки и расценок

1 год после утверждения разработанных норм

398

Докладные записки об обеспечении рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием

3 года, а при отсутствии других документов о вредных и опасных условиях труда —50/75 лет (в зависимости от даты создания записки)

427

Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о приеме, переводе, перемещении, ротации, совмещении, совместительстве, увольнении, оплате труда, аттестации, повышении квалификации, изменении анкетно-биографических данных, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения заработной платы

50 лет (для документов, созданных после 1 января 2003 года) или 75 лет (для документов, созданных раннее)

434

Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, не связанных с основной (профильной) деятельностью; о служебных проверках; о направлении работников в командировку

5 лет

Докладные записки о дисциплинарных взысканиях

3 года

Докладные записки, связанные с применением дисциплинарных взысканий

3 года

454

Докладные, служебные, объяснительные записки комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, урегулированию конфликта интересов

5 лет

469

Докладные записки о повышении квалификации, профессиональной переподготовке работников, о проведении независимой оценки квалификации

5 лет

491

Докладные и служебные записки о состоянии и проведении ремонтных, наладочных работ технических средств

5 лет

520

Докладные, служебные записки по вопросам охраны объектов культурного наследия, природоохранных зон

5 лет

535

Докладные записки о развитии средств связи и их эксплуатации

5 лет

564

Докладные, служебные записки о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, перевозке ценностей

5 лет

587

Докладные, служебные записки о выдаче, утрате удостоверений, пропусков, идентификационных карт

1 год

588

Докладные, служебные записки об обеспечении противопожарного, внутриобъектового, пропускного режимов организации

5 лет

611



Экстерн


Бесплатно заполнить и сдать СЗВ‑ТД через интернет



Непосредственное место хранения «служебок» внутри организации законодательно не регламентировано. Поэтому они могут находиться в различных подразделениях организации в зависимости от вида и содержания документа, а также от принятого в компании порядка документооборота.

Как подавать служебную записку в электронном виде

Сразу скажем, что возможность использования электронных «служебок» лучше прописать в локальном нормативном акте организации. А при их составлении можно применять те же правила ГОСТ Р 7.0.97-2016, которые учитываются при написании записок от руки. Единственное отличие будет касаться подписания документа.

Служебная записка не относится к тем документам, для которых законодательством установлен конкретный вид электронной подписи. А значит, можно использовать любую предусмотренную законом ЭП (письмо Минфина от 26.02.21 № 03-03-06/1/13409; см.  «Минфин: первичные документы можно заверить любым видом электронной подписи»).



Электронная подпись


Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час



В частности, ключом электронной подписи может быть сочетание идентификатора и пароля (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.14 № 13-0033/14).

Таким образом, при направлении служебной записки в электронном виде сетевое имя пользователя (системный логин и пароль) может выполнять функции простой электронной подписи. Использование такого документа для официальных целей (для предоставления по требованию проверяющих или в суд) допустимо в том случае, если при его сохранении можно увидеть, когда и кем он был подписан, а также не вносились ли в него корректировки после подписания. При этом правила определения лица, подписавшего документ простой электронной подписью, следует закрепить в локальном нормативном акте.

Если же данные о подписании служебной записки и ее неизменности можно увидеть только в программном обеспечении, то такой документ нельзя рассматривать как аналог составленному на бумаге. Использовать его в официальном документообороте не получится. Подобные «служебки» могут применяться только для внутренних нужд компании.

Тема материальной помощи рассмотрена на нашем сайте во всех аспектах. В данном материале рассказываем о ходатайстве (служебной записке) на материальную помощь и её оказание.

Что нужно знать

Обычно ходатайством в широком смысле слова принято называть прошение в вышестоящую или принимающую решения организацию. То есть, подавая ходатайство, мы о чем-то просим.

Если это ходатайство в суд, то данным документом ходатайствуем – т. е. просим о приобщении каких-то документов к материалам дела либо просим перенести заседание по уважительной причине и т. п.

В отношениях между работниками и их работодателями чаще используют иной вариант прошения – заявление или служебная записка. Однако и ходатайство тоже может иметь место.

Когда подают ходатайство о выделении матпомощи

Может возникнуть ситуация, когда сам работник не может написать заявление о выдаче ему материальной помощи.

Бывает, конечно, что работник просто не знает, как писать такое заявление. В этом случае ему стоит обратиться к своему непосредственному руководителю.

Также можно ознакомиться с публикацией «Как написать заявление на материальную помощь: образец», в которой мы подробно разобрали вопрос правильного написания заявления на матпомощь, а также приводим образцы заявлений.

Однако работник может находиться в такой ситуации, что у него даже нет возможности писать какие-то заявления. Например, он сам попал в больницу в критическом состоянии или умер. В таких случаях писать заявление работодателю от имени работника просто некому.

Но написать может непосредственный руководитель, знающий ситуацию. Здесь подойдет или служебная записка, или ходатайство. В ходатайстве руководитель просит за своего работника, чтобы ему оказали материальную поддержку в трудной для него или членов его семьи ситуации. В ходатайстве начальник может расписать все заслуги работника, описать подробно тяжесть ситуации.

За образец ходатайства о материальной помощи работнику можно взять всё то же заявление, только необходимо в нем просить не за себя, а за своего подчиненного.

В ходатайстве можно просить о выделении материальной помощи сразу нескольким работникам, пострадавшим, например, от чрезвычайной ситуации на рабочем месте или от стихийного бедствия.

Также в период начала пандемии коронавируса в 2020 году многие работники не могли вернуться из отпусков или с лечения из-за границы и вынуждены были оставаться какое-то время там. В этой ситуации начальники застрявших сотрудников могли письменно обратиться к директору с ходатайством о выделении материальной помощи, чтобы работники были обеспечены всем необходимым там, где они находятся, и вернуться домой.

В некоторых компаниях к заявлению работника о выплате матпомощи нужно дополнительно ходатайство от непосредственного начальника. В этом ходатайстве начальник либо просит и поддерживает своего работника, либо пишет директору, что не считает нужным выделить средства. Это может объясняться тем, что непосредственный руководитель более тесно общается со своим работником и знает его ситуацию лучше, чем директор компании.

Итоги

Ходатайство о матпомощи – это прошение за третье лицо. Например, своего подчиненного.

В качестве образца ходатайства о материальной помощи можно использовать примеры аналогичных заявлений для работников. Только пишут их от того, кто обращается с ходатайством, с просьбой о выплате получателю матпомощи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать служебную записку на изготовление печати
  • Как написать служебную записку на замену компьютера на более мощный
  • Как написать служебную записку на закупку товара образец
  • Как написать служебную записку на заключение договора
  • Как написать служебную записку на выдачу компьютера