Как написать служебную записку на возврат денежных средств

Актуально на: 2 сентября 2019 г.

0

Случается, что работнику приходится тратить собственные деньги для нужд организации, и работодатель должен возместить ему эти траты. Такое, к примеру, возможно, если работник оплачивал из собственных средств стоимость проезда к месту командировки и обратно (ст. 168 ТК РФ). В целях возмещения денег составляется служебная записка на компенсацию денежных средств.

Служебная записка на возврат денежных средств

Служебная записка на возмещение расходов пишется на имя руководителя организации работником, который потратил собственные средства. В служебной записке на возмещение денежных средств нужно указать, на какие цели работником были потрачены деньги, а также сумму, которую он просит возместить.

К записке следует приложить документы, подтверждающие понесенные работником расходы (например, распечатку электронного билета, распечатку с банковской карты и т.д.).

На служебной записке руководитель ставит визу, а затем служебная записка на возмещение расходов передается в бухгалтерию.

Служебная записка на возмещение денежных средств: образец

В качестве примера служебной записки на возмещение расходов приведем служебную записку о возмещении расходов на транспорт.

Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу

Скачать

Служебная записка для налоговых целей

Служебная записка на возмещение расходов потребуется компании в числе прочих документов для подтверждения обоснованности включения расходов в базу по налогу на прибыль или по налогу при УСН.

Кроме того, в большинстве случаев суммы, возмещаемые работодателем работнику, не являются доходом последнего, облагаемым НДФЛ и страховыми взносами. Поэтому такая записка нужна будет для подтверждения того, что суммы, уплаченные работником, потрачены на нужды организации.

Сколько времени нужно хранить служебную записку на возмещение денежных средств

Хранить записку нужно 5 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 400 Перечня, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Предприятие обязано возместить расходы сотруднику, если они потрачены на нужды организации, согласованы с руководством и документально подтверждены. Для инициирования процесса возврата составляется служебная записка на возмещение (возврат) денежных средств.

Служебная записка на возмещение денежных средств образец

Мы подготовили образец служебки, который вы прямо сейчас можете скачать и заполнить в соответствии с вашей ситуацией:

Если сомнения, в правильности заполнения, дочитайте статью до конца. Вперед…

Правовая сторона

Документ составляется по нескольким причинам:

  • аванс, выданный при отправлении сотрудника в командировку, не покрыл его фактические расходы;
  • была произведена закупка ТМЦ, а расчет произведен наличными или с карты работника.

Нередко такие расходы бывают при оформлении разрешительной документации, при получении лицензий, когда необходимо произвести канцелярские расходы, сделать ксерокопии, а сотрудник при этом находится в другом городе.

После возвращения из командировки сотрудник обращается к руководителю с просьбой возместить ему собственные средства, потраченные на нужды компании. При этом многие фирмы используют служебную записку для краткого разъяснения работником сложившейся ситуации.

Законодательство не дает прямого указания, что должен составляться именно такой документ. Предприятие вправе самостоятельно разработать форму и ввести его действие в учетную политику предприятия.

Кто и когда составляет

Служебную записку на возмещение (возврат) денежных средств пишет сотрудник, который произвел подобные траты. Если работника отправляют в командировку, то на него должен быть приказ.

На основании его бухгалтер осуществляет предварительный подсчет суточных, оплаты проезда и проживания. Нередко этих денег не хватает, так как заранее трудно определить, сколько будет стоить номер в гостинице, иногда пребывание в другом городе затягивается на несколько дней.

Вернувшись, сотрудник пишет служебную записку с просьбой возместить ему понесенные дополнительно расходы и прикладывает оправдательные документы. Все это передается руководителю компании, которые принимает решение по выплатам и отдает распоряжение в бухгалтерию.

В зависимости от принятого в организации документооборота, служебная записка передается:

  • лично;
  • через секретаря;
  • на корпоративную электронную почту.

Такая же процедура предусмотрена, если работник закупает ТМЦ и платит при этом свои деньги.

Правила составления и оформления

К служебной записке применяются те же правила, что и к любому первичному документу. В ней должны содержаться:

  • наименование компании;
  • название документа;
  • должность и ФИО составителя;
  • подпись;
  • дата;
  • суть обращения.

Эти требования содержатся в п.2 ст.9 402-ФЗ.

Поэтапное заполнение пунктов

  • Начинается заполнение служебной записки с «шапки», которая располагается в правом верхнем углу.
  • Далее идет описательная часть документа, в которой обозначается ситуация, приведшая к перерасходу средств и сумма, предъявляемая для возмещения.
  • В нижней части документа указывается дата написания с расшифровкой, и подпись составителя записки.

Служебная записка на возмещение денежных средств по авансовому отчету

Срок хранения документа определяет организация и закрепляет его в учетной политике.

                         ТРУДко, ИНФО

Бывает, что организация должна вернуть денежные средства, переведенные контрагенту. Причины могут быть разными. В этом случае компания должна отправить второй стороне письмо о возврате денег на расчетный счет. Разберемся, как его составить.

ФАЙЛЫ
Скачать образец письма о возврате денег на расчетный счет .doc

В каких ситуациях нужно отправлять такое письмо?

Можно назвать несколько ситуаций:

  1. Деньги были переведены по ошибке. Например, бухгалтер ошибся с суммой и перечислил больше, чем нужно. Или перевод по привычке был сделан компании, с которой организация уже не сотрудничает.
  2. Расторжение договора или изменение его условий.

К сведению! Если поступил некачественный товар, то оформляют претензию (письмо) на возврат товара, акт о выявленных недостатках и заполняют накладную по форме ТОРГ-2.

Письмо о возврате денег отправляют контрагенту, когда они уже списаны со счета и перечислены компании-получателю. Деньги, полученные ошибочно, организация обязана вернуть, поскольку тут имеет место неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).

Составляем письмо о возврате денег на расчетный счет

Документ составляют в произвольной форме, законодательно закрепленного бланка не существует. Распечатывать письмо рекомендуется на фирменном бланке компании, содержащем все данные о ней (название, ИНН, КПП, адрес и т. п.).

Какая информация должна быть в письме:

  1. Об организации. Автоматически ставится, если письмо будет на бланке компании.
  2. Кому адресовано письмо. Указывают должность и ФИО руководителя.
  3. Исходящий номер. Его присваивают всей корреспонденции, которую отправляет компания. Под таким номером письмо регистрируют в журнале исходящей корреспонденции.
  4. Дата написания.
  5. Наименование документа.
  6. Текст письма. Здесь объясняют, почему контрагент должен вернуть денежные средства (ошибка в сумме, расторжение договора и т.п.), когда и по какому платежному поручению они были переведены, в каком размере, по какому договору, на какой счет. Затем формулируют просьбу: вернуть денежные средства в течение определенного времени. Не забываем указывать сумму. Необходимо включить реквизиты, также можно приложить их к письму. Для указания на обязанность компании вернуть деньги желательно сослаться на законодательство (ст. 395 ГК РФ, ст. 1102 ГК РФ) и последующее обращение в суд.
  7. Приложения к письму. Это может быть копия платежного поручения, реквизиты для перевода денег, акт сверки взаиморасчетов.

Письмо заканчивается подписью руководителя компании. Количество экземпляров не ограничивается: можно составить несколько: для контрагента, руководителя, главного бухгалтера и т.д.

Акт сверки взаиморасчетов с поставщиком стоит приложить, поскольку он может внести ясность в расхождениях в учете.

К сведению! Для написания документа нужно использовать официально-деловой стиль, следует избегать разговорных и просторечных слов и выражений. Не должно быть орфографических и другого вида ошибок.

Образец письма о возврате денег на расчетный счет

Общество с ограниченной ответственностью «Мегатрон»
Адрес: 426008, г. Ижевск, ул. Сосновая, д. 123, оф. 3
ИНН 1823456785, КПП 1234567896, ОГРН 2233445566789, тел.: 8 (3412) 33-33-33

Генеральному директору
ООО «Фламинго»
Широбокову Ивану Ивановичу

Исх. № 123
«12» июля 2020 года

Письмо о возврате денег на расчетный счет

На Ваш расчетный счет были излишне перечислены денежные средства в размере 45000 (сорока пяти тысяч) руб. по платежному поручению № 345 от «10» июля 2020 года по договору подряда № 234 от «28» июня 2020 года. Причина — ошибка в расчетах.

Просим вернуть денежные средства в течение 7 (семи) календарных дней согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ. Реквизиты счета прилагаем.

Приложение:

  1. Акт сверки взаиморасчетов от «12» июля 2020 года.
  2. Платежное поручение № 345 от «10» июля 2020 года.
  3. Выписка банка о списании денежных средств от «12» июля 2020 года.
  4. Реквизиты счета.

Генеральный директор
ООО «Мегатрон»

Романов / Николай Ильич Романов

Как передать документ контрагенту

Чтобы получить подтверждение того, что письмо доставлено адресату, можно отправить его такими способами:

  1. По почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
  2. Лично или курьером. В этом случае надо иметь при себе два экземпляра письма. Один останется у адресата, а второй с проставленной отметкой о получении — у компании отправителя.

Важно получить подтверждение о вручении, поскольку оно может пригодиться в суде, если компания-получатель откажется возвращать денежные средства.

Внимание! Хранить письмо о возврате денег на расчетный счет необходимо 5 лет, как и любую деловую переписку.

Сроки возврата денег

Согласно законодательству ошибочные или излишне перечисленные платежи нужно возвращать в течение 7 дней с момента получения требования об этом (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Если имеет место незаконное удержание денег и уклонение от взыскания, то действует норма п. 1 ст. 395 ГК РФ: на сумму долга будут начисляться проценты.

Точно такая же практика по начислению процентов используется при расторжении договора поставки товаров. Норма прописана в ст. 487 ГК РФ.

Возврат денег от контрагента происходит при ошибочном перечислении, при невыполнении или некачественном выполнении условий договора. Рассказываем, как запросить возврат денежных средств и как отразить операцию в бухучете. 

В жизни хозяйствующего субъекта складываются ситуации, при которых необходимо вернуть суммы, ранее перечисленные поставщику. Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете и юридические нюансы при возвращении денег на расчетный счет.

Как получить деньги назад

Вот примеры причин возврата денежных средств:

  • излишнее перечисление суммы;
  • ошибочное перечисление;
  • расторжение или изменение условий договора.

Чтобы вернуть деньги при переплате или получить их назад, необходимо направить требование поставщику. Это может быть претензия на возврат денежных средств за товар в связи с отказом от товара или в связи с ошибкой при перечислении средств.

Как составить требование

Унифицированной формы такого письма не существует. Заявление составляется в свободной форме, на фирменном бланке.

Вот как правильно написать заявление на возврат денежных средств:

1. Укажите получателя и составителя заявления.

2. По тексту укажите:

  • банковские реквизиты, куда поступят денежные средства;
  • основания для перечисления;
  • реквизиты операции: договор, платежное поручение, сумма;
  • ожидаемый срок поступления денег;
  • подпись и расшифровку Ф.И.О. ответственного лица — руководителя организации.

3. Если заявление подписывает представитель, приложите копию доверенности.

Шаблон заявления

Шаблон заявления на возврат денег

Заявление на возврат аванса

Образец письма на возврат денежных средств от поставщика

Заявление при ошибочно перечисленной сумме

Заявление на возврат ошибочно перечисленной суммы

В целях устранения разногласий с поставщиком рекомендуем к письму приложить акт сверки расчетов.

Образец акта сверки

Акт сверки взаимных расчетов

При составлении требования и акта сверки обязательно сделайте ссылку на договор.

Если товар некачественный

Если покупатель выявил недостатки оплаченного товара, он направляет поставщику претензию и акт неполучения товара (или акт о выявленных недостатках), отказ от товара оформляет с помощью накладной. Брак, замеченный при приемке товара, оформляйте с помощью унифицированной формы ТОРГ-2.

Отражение операций в учете

Рассмотрим порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета со стороны всех участников сделки.

Ситуация

Поставщик

Покупатель

1

Излишне перечислен аванс

Дт 51 Кт 62 — поступил аванс

Дт 62 Кт 76,2 — по письму излишек переведен на счет 76.2 «Расчеты по претензиям»

Дт 76.2 Кт 51 — излишне полученная сумма отправлена покупателю

Дт 60 Кт 51 — перечислена предоплата

Дт 76.2 Кт 60 — отправлено письмо на возврат части платежа

Дт 51 Кт 76.2 — излишне перечисленная сумма поступила на счет

2

Ошибочное перечисление

Дт 51 Кт 76.2 — ошибочно полученная сумма

Дт 76.2 Кт 51—- отправлен возврат

Дт 76.2 Кт 51 — ошибочно перечисленная сумма.

Дт 51 Кт 76.2 — получен возврат

3

Расторжение или изменение условий договора

Дт 51 Кт 62 — поступила предоплата

Дт 62 Кт 76.2 — расторгли или изменили договор

Дт 76.2 Кт 51 — деньги вернули

Дт 60 Кт 51 — перечислен аванс

Дт 76.2 Кт 60 — договор изменили или расторгли

Дт 51 Кт 76.2 — деньги поступили на счет

Нюансы учета при УСНО

Нередко у поставщика возникают разногласия с налоговыми органами о налогообложении излишних поступлений. Дело в том, что налоговая база формируется по факту оплаты, т. е. на момент поступления денег возникает доход.

При ошибочном или излишнем перечислении платежей полученные суммы не учитываются при формировании налогооблагаемого дохода (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). До выяснения обстоятельств эти средства не попадают под определение доходов от реализации или внереализационных доходов (ст. 249, 250 НК РФ).

Сказанное выше не относится к авансам, возвращаемым вследствие расторжения или изменения условий договора. На момент поступления предоплаты у налогоплательщика возникает обязанность в увеличении дохода. При взыскании полученных от покупателей авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того периода, в котором возвращены денежные средства (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Срок возврата платежей

Ошибочно или излишне перечисленные платежи возвращаются в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (п. 2 ст. 314 ГК РФ).

В случаях неправомерного удержания денежных средств и уклонения от их взыскания на сумму долга начисляются проценты в соответствии с нормами, изложенными в п. 1 ст. 395 ГК РФ и п. 5 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении (информационное письмо ВАС РФ № 49 от 11.01.2000).

Аналогичные обращения по начислению процентов применяются при расторжении договора поставки товаров (п. 3-4 ст. 487 ГК РФ).

Чтобы избежать выплаты процентов за пользование чужими деньгами, обратите внимание на дату документа и не позднее семи дней исполните обязательства.

Иная юридическая ситуация складывается в случае возвращения аванса при расторжении или изменении договора подряда. Организация, получившая предоплату, приступила к выполнению работ. В этом случае подрядчик обязан доказать, что на момент получения уведомления о расторжении договора часть его уже выполнена. При выполнении этого условия подрядчик удерживает часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, и возмещает убытки, причиненные прекращением договора подряда (ст. 717 ГК РФ).

Хранение документации

Вся служебная переписка хранится не менее 5 лет, не являются исключением и письма на возвращение денег.

Если хозяйственная деятельность ведется активно и переписка объемная, используйте журнал регистрации входящих и исходящих писем, утвердив его форму в учетной политике и включив в должностные обязанности ответственного лица обязанность вести журнал учета корреспонденции.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Служебная записка о компенсации расходовЕсли работник потратил собственные денежные средства в интересах организации, то он вправе рассчитывать на возмещение затрат со стороны работодателя. Для реализации этой возможности составляется служебная записка о компенсации расходов.

Как правильно составить документ и что он должен содержать, рассмотрим в данной статье.

В каких случаях работнику положена компенсация расходов?

В ст. 188 ТК РФ закреплено право работника на компенсацию, если он использует личное имущество для осуществления профессиональных обязанностей.

В этом случае должно быть соблюдено два условия:

  1. Имущество используется в интересах работодателя.
  2. Работодатель согласен или поставлен в известность.

К имуществу относят инструменты, материалы, автотранспорт, оборудование, технические средства.

С целью информирования работников о видах затрат, которые подлежат возмещению, каждая организация разрабатывает и утверждает механизм компенсации расходов в форме приказа или положения.

К основным видам компенсаций относят:

  • Возмещение расходов по командировке. При необходимости срочной и неотложной поездки по рабочим вопросам, бухгалтерия не всегда успевает вовремя перечислить сумму командировочных. После возвращения сотрудника составляется служебная записка на компенсацию затрат, в том числе на проезд. Заявление гражданин обязан подкрепить чеками и проездными документами;

  • Возмещение личных средств, направленных на покупку товаров или оплату услуг для фирмы. Например, затраты при закупке канцтоваров, на почту. В этом случае к служебной записке прикладывают квитанцию, счет-фактуру, копию доверенности, подтверждающей правомочия работника на закупку;

  • Компенсация за использование личного автомобиля и имущества в служебных целях. В данном случае положено возмещение расходов на бензин и на ремонт автомобиля. Если работа носит удаленный характер и связана с осуществлением телефонных звонков, то работодатель обязан компенсировать расходы на телефон и на мобильную связь;

  • Возмещение расходов на проезд в регион проведения отпуска (для организаций из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям).

Важно! Компенсация расходов гарантируется, если работник предоставит пакет документов, подтверждающих их совершение, а также при наличии верно составленной служебной записки.

Процедура не подлежит налогообложению, а ее нарушение может грозить неприятностями в случае проверок контролирующих органов.

Что такое служебная записка о возмещении затрат?

Что такое служебная записка о возмещении затратЦель составления служебной записки – информировать руководство о событиях, возникновение которых требует принятия управленческих решений. Могут составляться на:

  1. Возврат денег. В обязательном порядке документ должен содержать банковские реквизиты для перечисления средств.
  2. На покрытие расходов. Оформляется согласно приказу, изданному в организации. Документ финансовой отчетности.
  3. На предоставление подотчетных денег. Например, для компенсации представительских расходов – на такси, на проживание в месте командирования.

Внимание! В каждом конкретном случае служебная записка оформляется по форме, утвержденной в организации. Может быть предусмотрен фирменный бланк.

Законодатели не обязывают работника заявлять о своих издержках именно в служебной записке. Это может быть простое письменное заявление.

Чтобы обращаться к руководству с докладной, работник должен быть наделен правом осуществлять финансовые расчеты от имени организации и в ее интересах с последующим возмещением. Для этого оформляется приказ, а сотрудникам выдаются доверенности.

Форма служебной записки не регламентирована законодателями, поэтому за образец следует брать нормативный документ, разработанный работодателем или составленный квалифицированным юристом.

Служебная записка должна быть написана с учетом требований:

  • изложение информации в деловом, официальном стиле;
  • сведения должны преподноситься кратко и четко;
  • не должно быть искажений в датах, ФИО, числовых данных;
  • обозначение конкретных требований с указанием суммы возмещения.

После направления документа руководителю, заявленная информация проверяется на достоверность. При подтверждении фактов, содержащихся в докладной, уполномоченное лицо ставит на ней отметку, дающую основания для выплаты необходимой суммы заявителю.

Содержание служебной записки

Таблица №1. Структура служебной записки.

Пункты документа Что содержат
Преамбула Кому адресована Сверху в правом углу прописывается наименование организации, фамилия, имя и отчество руководителя, к которому обращается работник.
От кого ФИО и должность лица, составившего прошение.
Основной текст Название документа На странице посередине прописывается фраза «Служебная записка» с указанием подвида: о компенсации расходов.
Номер и дата регистрации Могут быть указаны после названия или слева в углу страницы.
Цели, на которые потрачены деньги Подробно описываются обстоятельства совершения трат, например, на обучение или на медкомиссию, с указанием точных дат и сроков прибытия и отбытия.
Сумма возмещения Прописывается точная сумма, подлежащая компенсации, которая устанавливается в ходе переговоров или фиксируется в трудовом договоре/доп. соглашении к нему.
Заключение Данные работника Фамилия, имя и отчество с расшифровкой, должность и подпись заявителя.

Записку следует сопроводить документами, подтверждающими затраты (билеты, в том числе электронные, выписки с банковских карт, чеки, квитанции, договоры).

После визирования документ направляется в бухгалтерию для произведения расчетов и перечисления компенсации.

Основания отказа в компенсации расходов

Основания отказа в компенсации расходовВ некоторых случаях работник может получить отказ в компенсации затрат:

  • расходы были понесены без согласия или ведома работодателя;
  • документы, подтверждающие расходы оформлены ненадлежащим образом, сомнение вызывает их достоверность (отсутствие реквизитов, позволяющих доказать произведение расходов в интересах организации-работодателя, отсутствие подписи руководителя, их утверждающей);
  • приложенные к записке бумаги не доказывают факт совершения расходов в производственных целях;
  • условиями трудового договора не предусмотрена возможность производить выплаты работнику, понесшему издержки в служебных целях.

Таким образом, даже действие гражданина, направленное на извлечение пользы для организации, но в нарушение локальных актов, не обязывает руководство выплачивать компенсацию понесенных расходов.

Можно ли подать служебную записку в электронном виде?

Способ подходит организациям, практикующим обмен информацией с помощью электронной почты. Электронный документооборот сокращает время рассмотрения заявления, при этом форма служебной записки меняется не сильно.

Важно! При отправке записки через специальную программу для отправки сообщений адресата и отправителя прописывать необязательно, сведения подгружаются автоматически.

Обмен электронными документами предполагает:

  • использование электронной подписи как отправителя, так и получателя документа после его рассмотрения;
  • использование программ, позволяющих производить регистрацию деловых бумаг в учетном журнале;
  • использование корпоративной почты при отсутствии специального программного обеспечения.

Независимо от носителя служебная записка подлежит хранению в течение пяти лет.

Таким образом, обратиться со служебной запиской за компенсацией расходов может только лицо, наделенное правом совершать траты в интересах и по поручению работодателя. Документальное подтверждение фактов, содержащихся в заявление – также обязательное условие. В противном случае, в выплате последует отказ.

Образцы документов

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 11

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный

Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Автор статьи

Занимается трудовым и гражданским правом, где является экспертом с многолетним опытом. Практикующий юрист, разбирает разнообразные дела, от самых элементарных, до очень сложных. Знает ответы на многие вопросы в своей сфере. Помогает читателям разобраться в своих проблемах за минимальное время с минимальными трудозатратами. Окончила негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский новый юридический институт» (МНЮИ), специальность «Юриспруденция».

Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.

Что такое служебная записка

Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.

Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.

Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.



Бухгалтерия


Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам



Виды служебных записок

Можно выделить следующие разновидности служебных записок.

Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.



Электронная подпись




Заказать электронную подпись для работы с личным кабинетом на mos.ru


Получить через час



Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.

Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.

Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.

Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.  

На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной

Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».

Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».

Правила составления служебных записок

Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.



Персонал


Составить локальные акты по готовым шаблонам и подготовить всю кадровую отчетность



Важно

При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).

Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.

Как написать служебную записку

Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).

Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).

Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.

Важно

При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.



Диадок




Обменивайтесь подлинниками документов с сотрудниками через интернет


Входящие бесплатно



Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).

И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Внимание!

При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.

Образец служебной записки



Бухгалтерия


Бесплатно рассчитать зарплату и отпускные в веб‑сервисе



Бланки для скачивания

Срок хранения служебной записки

Время хранения «служебок» различается в зависимости от типа документа. Все сроки перечислены в Перечне, утвержденном приказом Росархива от 20.12.19 № 236. Для удобства использования мы свели их в таблицу.

Вид записки

Срок хранения

Номер статьи Перечня

Докладные записки по разработке проектов правил, инструкций, регламентов, стандартов, порядков, положений, классификаторов, рекомендаций, кодексов

До минования надобности

9

Докладные, служебные записки по выполнению поручений руководства организации

5 лет

17

Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам совещательных (коллегиальных), исполнительных органов организации, контрольных, ревизионных органов организации, совещаний у руководителя организации, собраний трудовых коллективов организации, общих собраний владельцев ценных бумаг, участников, пайщиков

Постоянно

18

Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам собраний структурных подразделений организации

5 лет

Докладные, служебные записки к проектам приказов, распоряжений

1 год

20

Докладные записки по разработке проектов уставов, положений

До минования надобности

35

Докладные, служебные записки структурных подразделений по основной (профильной) деятельности

5 лет

47

Докладные, служебные записки по подготовке и проведению заседаний коллегиальных органов организации, общих собраний. съездов, конгрессов, пленумов, конференций, «круглых столов», совещаний, торжественных приемов, встреч

3 года

48

Докладные записки о состоянии работы по рассмотрению обращений граждан

5 лет

153

Докладные, служебные записки об организации и результатах контроля исполнения документов

1 год после снятия с контроля

159

Докладные и служебные записки по использованию, обслуживанию и совершенствованию информационных систем и программного обеспечения

5 лет

186

Докладные записки о соблюдении финансовой дисциплины

5 лет

255

Докладные записки о формировании фондов организации и их расходовании

5 лет

256

Докладные записки о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности

5 лет

282

Докладные записки по первичным статистическим данным

3 года

336

Докладные, служебные записки о нарушении правил внутреннего трудового распорядка, служебного распорядка

1 год

382

Докладные, служебные записки о соблюдении дисциплины труда

3 года

383

Докладные записки о разрешении трудовых споров, в том числе коллективных, с участием посредника

1 год после принятия решения

390

Докладные записки о переводе работников на сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю

5 лет

392

Докладные записки о разработке норм выработки и расценок

1 год после утверждения разработанных норм

398

Докладные записки об обеспечении рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием

3 года, а при отсутствии других документов о вредных и опасных условиях труда —50/75 лет (в зависимости от даты создания записки)

427

Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о приеме, переводе, перемещении, ротации, совмещении, совместительстве, увольнении, оплате труда, аттестации, повышении квалификации, изменении анкетно-биографических данных, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения заработной платы

50 лет (для документов, созданных после 1 января 2003 года) или 75 лет (для документов, созданных раннее)

434

Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, не связанных с основной (профильной) деятельностью; о служебных проверках; о направлении работников в командировку

5 лет

Докладные записки о дисциплинарных взысканиях

3 года

Докладные записки, связанные с применением дисциплинарных взысканий

3 года

454

Докладные, служебные, объяснительные записки комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, урегулированию конфликта интересов

5 лет

469

Докладные записки о повышении квалификации, профессиональной переподготовке работников, о проведении независимой оценки квалификации

5 лет

491

Докладные и служебные записки о состоянии и проведении ремонтных, наладочных работ технических средств

5 лет

520

Докладные, служебные записки по вопросам охраны объектов культурного наследия, природоохранных зон

5 лет

535

Докладные записки о развитии средств связи и их эксплуатации

5 лет

564

Докладные, служебные записки о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, перевозке ценностей

5 лет

587

Докладные, служебные записки о выдаче, утрате удостоверений, пропусков, идентификационных карт

1 год

588

Докладные, служебные записки об обеспечении противопожарного, внутриобъектового, пропускного режимов организации

5 лет

611



Экстерн


Бесплатно заполнить и сдать СЗВ‑ТД через интернет



Непосредственное место хранения «служебок» внутри организации законодательно не регламентировано. Поэтому они могут находиться в различных подразделениях организации в зависимости от вида и содержания документа, а также от принятого в компании порядка документооборота.

Как подавать служебную записку в электронном виде

Сразу скажем, что возможность использования электронных «служебок» лучше прописать в локальном нормативном акте организации. А при их составлении можно применять те же правила ГОСТ Р 7.0.97-2016, которые учитываются при написании записок от руки. Единственное отличие будет касаться подписания документа.

Служебная записка не относится к тем документам, для которых законодательством установлен конкретный вид электронной подписи. А значит, можно использовать любую предусмотренную законом ЭП (письмо Минфина от 26.02.21 № 03-03-06/1/13409; см.  «Минфин: первичные документы можно заверить любым видом электронной подписи»).



Электронная подпись


Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час



В частности, ключом электронной подписи может быть сочетание идентификатора и пароля (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.14 № 13-0033/14).

Таким образом, при направлении служебной записки в электронном виде сетевое имя пользователя (системный логин и пароль) может выполнять функции простой электронной подписи. Использование такого документа для официальных целей (для предоставления по требованию проверяющих или в суд) допустимо в том случае, если при его сохранении можно увидеть, когда и кем он был подписан, а также не вносились ли в него корректировки после подписания. При этом правила определения лица, подписавшего документ простой электронной подписью, следует закрепить в локальном нормативном акте.

Если же данные о подписании служебной записки и ее неизменности можно увидеть только в программном обеспечении, то такой документ нельзя рассматривать как аналог составленному на бумаге. Использовать его в официальном документообороте не получится. Подобные «служебки» могут применяться только для внутренних нужд компании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать словосочетание родной край на древнепермском языке
  • Как написать словосочетание примеры
  • Как написать слово ястреб
  • Как написать слово январь на английском языке
  • Как написать слово ямочка