Как написать служебную записку об увольнении сотрудника

ТК РФ предоставляет работодателям механизм воздействия на недобросовестных работников – ​увольнение за виновные действия (или бездействие). Один из видов увольнения связан с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). На практике работодатели часто не рискуют расставаться с работниками по данной статье, так как сама процедура кажется им сложной и непонятной. Однако грамотные кадровики ее не боятся и используют с умом. Рассмотрим, как правильно уволить «по статье» и какие правила нужно соблюсти.

Правила увольнения «по статье»

Необходимость увольнения за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей (по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) обычно возникает на фоне конфликта работника и работодателя. А это может привести к тому, что руководитель, пытаясь побыстрее уволить работника, допускает ошибки, которые работник использует потом в суде.

Поэтому при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ необходимо соблюсти определенные правила (Схема 1).

Схема 1. Что необходимо учитывать при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Нельзя увольнять работника в спешке

Для увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ необходимо, чтобы работник совершил не одно, а несколько нарушений. Причем они должны быть все правильно задокументированы. За первый проступок к работнику применяется замечание или выговор, а уже за следующее нарушение работника можно уволить. Но увольнение только за два проступка является рискованным. Если работник успешно оспорит одно из дисциплинарных взысканий, то пропадет признак неоднократности, исчезнет основание для увольнения и суд восстановит сотрудника на работе (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 22.03.2016 по делу № 33-412/2016). Поэтому специалисты рекомендуют увольнять по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при наличии трех и более нарушений.

При этом не забывайте, что виды дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работнику, предусмотрены ст. 192 ТК РФ – это замечание, выговор и увольнение. Иных видов взысканий – предупреждение, строгий выговор, штраф и т.д. – не существует. А значит, и увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ после вынесения предупреждения или строгого выговора может быть работником вполне успешно оспорено.

Судебная практика

До увольнения к работнику за два проступка были применены взыскания в виде строгих выговоров. Суд восстановил сотрудника на работе и указал, что не допускается применение взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Таким образом, наложение на истца дисциплинарных взысканий, не указанных в ТК РФ, нельзя признать законным (апелляционное определение Московского городского суда от 12.07.2018 № 33-30837/2018).

Рискованной будет и ситуация, когда к работнику применяется замечание или выговор и следом увольнение по схожим нарушениям, совершенным в один период. У работника просто не будет времени на исправление. Суд укажет, что неоднократности в таком случае нет (см., например, определение Верховного Суда РФ от 24.07.2017 № 5-КГ17-96). По своей сути увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ подразумевает, что работник, совершив проступок, понес справедливое наказание, но не раскаялся в содеянном и повторно нарушил дисциплину труда, – тут уж остается его только уволить, ведь «вставать на правильный путь» он не собирается, что продемонстрировал своим поведением.

На практике встречаются и такие случаи, когда работодатель за один и тот же проступок сначала объявляет замечание или выговор, а потом за это же нарушение увольняет работника «по статье». Естественно, так делать нельзя.

Судебная практика

Работодатель объявил выговор работнику за непредставление журналов инструктажей с внеплановой записью о проведении инструктажей электромонтеров и в тот же день уволил его. Суд указал, что за один и тот же проступок на истца было наложено два дисциплинарных взыскания. При этом отклонил довод ответчика о том, что, несмотря на применение дисциплинарного взыскания (в виде выговора), требование о предоставлении журналов истцом до момента увольнения в этот же день исполнено не было (апелляционное определение Московского городского суда от 10.08.2018 № 33-34963/2018).

Мнение эксперта

Мария Смольянинова, главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Мария Смольянинова, главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Чтобы не наломать дров при оформлении увольнения и не составлять документы впопыхах, учитывая, что унифицированных форм для большинства из них нет, рекомендуем заранее запастись своими формами документов, которые могут в будущем понадобиться, – под конкретные ситуации:

  • актов об опоздании на работу, о невыполнении поручений, о непредоставлении письменных объяснений, об отказе от удостоверения своей подписью факта ознакомления с документами, о выдаче трудовой книжки и пр.;
  • служебных записок о привлечении к дисциплинарной ответственности;
  • требований о предоставлении письменных объяснений и т.п.

Во многих компаниях разработаны и внедрены специальные регламенты привлечения к дисциплинарной ответственности с подробно прописанными процедурами, с применением блок-схем, шаблонов документов и пр. Это, конечно, помогает оптимизировать трудозатраты по оформлению увольнений и при необходимости позволяет руководству вычислить, по вине кого из ответственных лиц кадрового и иного подразделения на практике допущены промахи в составлении документов, которые повлияли (или могли бы повлиять) на дальнейшее оспаривание увольнения. Однако наличие такого регламента может сыграть и против работодателя, если он нарушит им же установленные правила, а работник это использует как аргумент в свою пользу при рассмотрении в суде спора о восстановлении на работе. Поэтому лучше составить для себя краткую пошаговую инструкцию для увольнения по каждому из так называемых виновных оснований и актуализировать ее по мере поступления информации об изменениях действующих нормативных правовых актов (или при выявлении новых тенденций судебной практики по соответствующим группам споров, как это у нас часто сейчас бывает). Так, готовая пошаговая инструкция, как уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, у вас уже есть, достаточно просто распечатать текст статьи и держать его под рукой как памятку.

Тогда при поступлении от руководства указания уволить какого-либо нерадивого сотрудника «по статье» вы сможете оперативно оформить необходимую документацию и проконсультировать всех вовлеченных должностных лиц: кому какую служебную записку надо составить, в присутствии кого будет составляться акт о непредоставлении письменного объяснения и пр.

А помощь в составлении форм документов вам окажет эта статья – см. готовые образцы документов в Примерах 1–4, 7, 10 и др.

Проступок должен быть соразмерен наказанию

Список нарушений, за которые к работнику можно применить дисциплинарное взыскание, в том числе уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, приведен в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2). К таким проступкам относятся:

  • отсутствие на работе;
  • отказ от выполнения трудовых обязанностей;
  • отказ от прохождения медосмотра;
  • отказ от обучения по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации.

Причем данный перечень исчерпывающим не является. К подобным нарушениям можно отнести любое неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником без уважительных причин своих трудовых обязанностей.

Но в то же время нельзя уволить работника за незначительный проступок. Работодатель должен учесть тяжесть проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен. Если это сделано не будет, то может повлечь восстановление уволенного на работе. Надо понимать, что даже если работника неоднократно привлекали к ответственности в виде замечания или выговора, автоматически это не значит, что любое незначительное нарушение может стать причиной для его увольнения. Если работодатель соблюдает условия, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, только формально, суд сочтет увольнение в конкретной ситуации несправедливым и восстановит сотрудника на работе (см., например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2012 № 33-754/2012).

Не стоит упускать также оценку предшествующего поведения работника. Если он регулярно поощрялся за успехи в работе, имеет продолжительный стаж работы, то данные обстоятельства должны быть приняты во внимание при применении дисциплинарного взыскания. Немаловажно учесть и тот факт, устранил ли работник допущенные нарушения (апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2013 по делу № 11-12568).

Необходимо соблюсти процедуру увольнения

Увольнение «по статье» требует соблюдения определенной процедуры, нарушение которой (даже при наличии фактических причин для увольнения) является основанием для восстановления сотрудника на работе (апелляционное определение Московского городского суда от 08.09.2014 по делу № 33-18654/2014). Именно ее нарушения и боится большинство кадровиков, потому что обеспечить законность процедуры – их обязанность (и они первые, кого могут призвать к ответу, если что-то пойдет не так).

Добавим также, что процедура применения дисциплинарного взыскания формально позволяет применить к работнику взыскание даже без участия самого работника. Этим на практике пользуются недобросовестные работодатели. Как это происходит: работнику вменяется какое-то нарушение, запрашивается его письменное объяснение, составляется акт о том, что он якобы отказался его дать, издается приказ о применении взыскания и составляется акт об отказе работника ознакомиться с приказом под подпись. То есть по факту в такой ситуации ни в одном документе нет подписи сотрудника. Ее отсутствие объясняется как отказ работника ознакамливаться с документами, в подтверждение чего составляется акт с подписями свидетелей. Однако такие «схемы» часто раскрываются в суде, поэтому мы призываем ими не пользоваться для подтасовки фактов.

Судебная практика

Московский областной суд апелляционным определением от 29.01.2018 по делу № 33-1435/2018 восстановил уволенного сотрудника на работе. Тот утверждал, что не имел дисциплинарных взысканий. Предоставленные работодателем документы о применении взысканий в виде замечаний не были подписаны работником. В связи с этим суд исследовал доказательства непосредственно: заслушал показания свидетелей, подписи которых содержатся в каждом акте и уведомлении, явившихся основанием для издания приказов об объявлении замечаний. Суд отметил, что их показания противоречат друг другу в части указания конкретного места (помещения), в котором истцу в их присутствии предлагалось ознакомиться с уведомлениями о необходимости дать объяснения по фактам дисциплинарных проступков, актами о непредоставлении данных объяснений, приказами о применении взысканий. Так на основании несогласованности между собой показаний свидетелей суд признал применение замечаний неправомерным и, как следствие, восстановил истца на работе.

Пошаговая инструкция по увольнению за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей

Важно помнить, что при рассмотрении судебного дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка возлагается именно на работодателя. Поэтому при увольнении «по статье» у работодателя должны быть заранее сформированная четкая позиция и неопровержимые доказательства вины работника (апелляционное определение Смоленского областного суда от 24.02.2015 по делу № 33-631/2015, п. 34 Постановления Пленума ВС РФ № 2).

Приведем пошаговую инструкцию по увольнению (Схема 2).

Схема 2. Пошаговая инструкция увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

При обнаружении факта совершения дисциплинарного проступка необходимо его незамедлительно задокументировать. Чаще всего это делается актом (Пример 1). Затем начальник сотрудника пишет на имя руководителя организации служебную записку с просьбой принять соответствующие меры (Пример 2). Причем если у работника уже есть дисциплинарное взыскание, то в качестве меры воздействия к нарушителю может быть применено и увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Напомним, что дисциплинарное взыскание (выговор или замечание) не должно быть снятым досрочно или с течением времени (один год с даты издания приказа о применении взыскания). Естественно, его применение тоже должно соответствовать требованиям, установленным ст. 192–193 ТК РФ. Добавим также, что хотя составление таких документов, как служебная записка и акт, прямо не предусмотрено ТК РФ, работодатель должен заручится доказательствами нарушений со стороны работника, а акты и служебные записки на практике как раз к ним и относятся.

Пример 1. Акт о совершении дисциплинарного поступка (на примере опоздания на работу)

Пример 2. Служебная записка о совершении дисциплинарного проступка от непосредственного руководителя провинившегося работника

После надежной фиксации факта совершенного проступка нужно запросить у провинившегося работника объяснение. Если вы допускаете, что работник так просто его вам не предоставит, лучше составить требование в письменном виде (Пример 3). Позже в суде этот документ станет еще одним доказательством того, что работодатель уволил работника законно. Если работник отказывается дать письменное объяснение и расписаться в получении требования, то необходимо составить об этом акт (можно по аналогии использовать образец акта о непредоставлении письменного объяснения из Примера 4) или сделать отметку непосредственно на требовании (см. Пример 3).

Пример 3. Требование предоставить письменное объяснение

Пример 4. Акт о непредоставлении письменного объяснения

Работнику отводится 2 рабочих дня на дачу объяснений (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Отсчет начинается не со дня вручения требования под подпись (или составления акта об отказе удостоверить факт получения требования подписью), а со следующего рабочего дня. Например, требование работнику вручено 15.04.2019. Значит, объяснение он может дать до конца рабочего дня 17.04.2019. Даже если работник в день получения требования о даче объяснения сразу вполне четко и определенно отказался его предоставить, применять к нему взыскание в тот же день нельзя, нужно подождать полных два рабочих дня, так как работник может передумать и написать объяснительную. Норма ч. 1 ст. 192 ТК РФ однозначно предписывает, что акт составляется «если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено». То есть когда прошли два рабочих дня и объяснение не последовало, составляйте в конце второго рабочего дня или в третий рабочий день акт с подписями лиц, которые могут засвидетельствовать факт отсутствия объяснения, как показано в Примере 4.

И только после всех перечисленных выше действий можно:

  • оформить приказ об увольнении (Пример 5). В силу ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ с приказом работник должен быть ознакомлен под личную подпись. По требованию работника ему обязаны выдать надлежащим образом заверенную копию указанного приказа. В случае, когда приказ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под подпись, составляется акт и на приказе производится соответствующая запись (см. знак «!» в Примере 5);
  • внести запись в личную карточку. Не забудьте проверить оформление других необходимых записей в личной карточке сотрудника за все время его работы и получить «финальную подпись» работника в ней;
  • внести запись об увольнении в трудовую книжку и ознакомить со всеми внесенными в нее записями работника под подпись в книжке (см. знак «!» в Примере 6);
  • а также выдать трудовую книжку работнику на руки, оформив это необходимыми записями в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, и произвести с ним полный расчет.

Пример 5. Приказ об увольнении работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (по унифицированной форме № Т-82)

Пример 6. Запись в трудовой книжке об увольнении работника в связи с неоднократным неисполнением трудовых обязанностей

Мнение эксперта

Мария Смольянинова, главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Мария Смольянинова, главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Не секрет, что увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – конфликтная ситуация с работником. И оказавшись в ней, стоит быть заранее готовым к тому, что сотрудник откажется подписывать все оформляющие увольнение документы, надеясь в последующем использовать факты отсутствия своих подписей в документах. Этому можно и нужно противостоять. Как быть в ситуации, когда работник отказывается ставить свою подпись об ознакомлении с приказом об увольнении, уже сказано выше. Но что делать, если он также отказывается удостоверить своей подписью факт ознакомления со всеми записями, внесенными работодателем в его трудовую книжку, расписаться в личной карточке и книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них?

Во-первых, рекомендуем составить отдельный акт об отказе работника ставить свою подпись, перечислив в нем сразу все не подписанные им в последний рабочий день документы (Примере 7). Ведь, как правило, ознакомление с ними производится одномоментно.

Во-вторых, если в трудовой книжке при отказе работника ставить подпись никакие поясняющие это обстоятельство записи делать нельзя (придется ограничиться одним актом из Примера 7), то внести уточнение в личную карточку работника и книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них можно (см. Примеры 8 и 9).

Обратите внимание: не выдавать трудовую книжку работнику в день увольнения на основании того, что он отказывается удостоверить факт ее получения своей подписью в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, нельзя. Однако, чтобы дополнительно подстраховаться, работодателю стоит, наряду с актом, образец которого мы привели в Примере 7, также составить отдельный акт о выдаче трудовой книжки с указанием подписей тех же свидетелей данного факта (см. Пример 10). Это важно – чем больше бумаг вы составите, тем безнадежнее будут попытки работника взыскать компенсацию за время вынужденного прогула.

Пример 7. Акт, фиксирующий отказ работника удостоверить своей подписью факт ознакомления со всеми записями, внесенными работодателем в его трудовую книжку, расписаться в личной карточке и книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них за получение трудовой книжки на руки

Пример 8. Фрагмент личной карточки работника с записью о его отказе поставить свою подпись в ней при увольнении

Пример 9. Фрагмент книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них с записью об отказе работника поставить свою подпись в получении трудовой книжки на руки

Пример 10. Акт о выдаче трудовой книжки работнику на руки

В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, придется еще и направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте (см. Пример 11). Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

Пример 11. Уведомление работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте

Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.

Что такое служебная записка

Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.

Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.

Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.



Бухгалтерия


Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам



Виды служебных записок

Можно выделить следующие разновидности служебных записок.

Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.



Электронная подпись




Заказать электронную подпись для работы с личным кабинетом на mos.ru


Получить через час



Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.

Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.

Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.

Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.  

На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной

Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».

Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».

Правила составления служебных записок

Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.



Персонал


Составить локальные акты по готовым шаблонам и подготовить всю кадровую отчетность



Важно

При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).

Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.

Как написать служебную записку

Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).

Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).

Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.

Важно

При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.



Диадок




Обменивайтесь подлинниками документов с сотрудниками через интернет


Входящие бесплатно



Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).

И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Внимание!

При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.

Образец служебной записки



Бухгалтерия


Бесплатно рассчитать зарплату и отпускные в веб‑сервисе



Бланки для скачивания

Срок хранения служебной записки

Время хранения «служебок» различается в зависимости от типа документа. Все сроки перечислены в Перечне, утвержденном приказом Росархива от 20.12.19 № 236. Для удобства использования мы свели их в таблицу.

Вид записки

Срок хранения

Номер статьи Перечня

Докладные записки по разработке проектов правил, инструкций, регламентов, стандартов, порядков, положений, классификаторов, рекомендаций, кодексов

До минования надобности

9

Докладные, служебные записки по выполнению поручений руководства организации

5 лет

17

Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам совещательных (коллегиальных), исполнительных органов организации, контрольных, ревизионных органов организации, совещаний у руководителя организации, собраний трудовых коллективов организации, общих собраний владельцев ценных бумаг, участников, пайщиков

Постоянно

18

Докладные записки к протоколам, постановлениям, решениям, стенограммам собраний структурных подразделений организации

5 лет

Докладные, служебные записки к проектам приказов, распоряжений

1 год

20

Докладные записки по разработке проектов уставов, положений

До минования надобности

35

Докладные, служебные записки структурных подразделений по основной (профильной) деятельности

5 лет

47

Докладные, служебные записки по подготовке и проведению заседаний коллегиальных органов организации, общих собраний. съездов, конгрессов, пленумов, конференций, «круглых столов», совещаний, торжественных приемов, встреч

3 года

48

Докладные записки о состоянии работы по рассмотрению обращений граждан

5 лет

153

Докладные, служебные записки об организации и результатах контроля исполнения документов

1 год после снятия с контроля

159

Докладные и служебные записки по использованию, обслуживанию и совершенствованию информационных систем и программного обеспечения

5 лет

186

Докладные записки о соблюдении финансовой дисциплины

5 лет

255

Докладные записки о формировании фондов организации и их расходовании

5 лет

256

Докладные записки о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности

5 лет

282

Докладные записки по первичным статистическим данным

3 года

336

Докладные, служебные записки о нарушении правил внутреннего трудового распорядка, служебного распорядка

1 год

382

Докладные, служебные записки о соблюдении дисциплины труда

3 года

383

Докладные записки о разрешении трудовых споров, в том числе коллективных, с участием посредника

1 год после принятия решения

390

Докладные записки о переводе работников на сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю

5 лет

392

Докладные записки о разработке норм выработки и расценок

1 год после утверждения разработанных норм

398

Докладные записки об обеспечении рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием

3 года, а при отсутствии других документов о вредных и опасных условиях труда —50/75 лет (в зависимости от даты создания записки)

427

Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о приеме, переводе, перемещении, ротации, совмещении, совместительстве, увольнении, оплате труда, аттестации, повышении квалификации, изменении анкетно-биографических данных, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения заработной платы

50 лет (для документов, созданных после 1 января 2003 года) или 75 лет (для документов, созданных раннее)

434

Докладные записки к приказам, распоряжениям по личному составу о ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, не связанных с основной (профильной) деятельностью; о служебных проверках; о направлении работников в командировку

5 лет

Докладные записки о дисциплинарных взысканиях

3 года

Докладные записки, связанные с применением дисциплинарных взысканий

3 года

454

Докладные, служебные, объяснительные записки комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, урегулированию конфликта интересов

5 лет

469

Докладные записки о повышении квалификации, профессиональной переподготовке работников, о проведении независимой оценки квалификации

5 лет

491

Докладные и служебные записки о состоянии и проведении ремонтных, наладочных работ технических средств

5 лет

520

Докладные, служебные записки по вопросам охраны объектов культурного наследия, природоохранных зон

5 лет

535

Докладные записки о развитии средств связи и их эксплуатации

5 лет

564

Докладные, служебные записки о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, перевозке ценностей

5 лет

587

Докладные, служебные записки о выдаче, утрате удостоверений, пропусков, идентификационных карт

1 год

588

Докладные, служебные записки об обеспечении противопожарного, внутриобъектового, пропускного режимов организации

5 лет

611



Экстерн


Бесплатно заполнить и сдать СЗВ‑ТД через интернет



Непосредственное место хранения «служебок» внутри организации законодательно не регламентировано. Поэтому они могут находиться в различных подразделениях организации в зависимости от вида и содержания документа, а также от принятого в компании порядка документооборота.

Как подавать служебную записку в электронном виде

Сразу скажем, что возможность использования электронных «служебок» лучше прописать в локальном нормативном акте организации. А при их составлении можно применять те же правила ГОСТ Р 7.0.97-2016, которые учитываются при написании записок от руки. Единственное отличие будет касаться подписания документа.

Служебная записка не относится к тем документам, для которых законодательством установлен конкретный вид электронной подписи. А значит, можно использовать любую предусмотренную законом ЭП (письмо Минфина от 26.02.21 № 03-03-06/1/13409; см.  «Минфин: первичные документы можно заверить любым видом электронной подписи»).



Электронная подпись


Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час



В частности, ключом электронной подписи может быть сочетание идентификатора и пароля (письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.14 № 13-0033/14).

Таким образом, при направлении служебной записки в электронном виде сетевое имя пользователя (системный логин и пароль) может выполнять функции простой электронной подписи. Использование такого документа для официальных целей (для предоставления по требованию проверяющих или в суд) допустимо в том случае, если при его сохранении можно увидеть, когда и кем он был подписан, а также не вносились ли в него корректировки после подписания. При этом правила определения лица, подписавшего документ простой электронной подписью, следует закрепить в локальном нормативном акте.

Если же данные о подписании служебной записки и ее неизменности можно увидеть только в программном обеспечении, то такой документ нельзя рассматривать как аналог составленному на бумаге. Использовать его в официальном документообороте не получится. Подобные «служебки» могут применяться только для внутренних нужд компании.

Увольнение сотрудника с работы: образец и виды служебной запискиОфициальный документ, который уведомляет руководителя предприятия о нарушениях дисциплины труда сотрудником и служит основанием для привлечения его к наказанию вплоть до принудительного ухода с работы называется докладная или служебная записка на увольнение. Она оформляется не позднее двух дней с момента нарушения и должна быть подписана начальством. В ином случае документ не будет иметь юридической силы.

Содержание

  1. Основания для написания докладной
  2. Беспричинное отсутствие на работе
  3. Систематические опоздания
  4. Состояние алкогольного или наркотического опьянения
  5. Основные правила оформления документа

Основания для написания докладной

Основными причинами для написания служебной записки являются различные нарушения сотрудником трудовой дисциплины. Обычно они прописаны в трудовом договоре, который составляется во время приёма гражданина на работу, и подписывается как сотрудником, так и работодателем.

Следует отметить, что подпись работника, поставленная под трудовым договором, означает согласие со всеми пунктами документа. Доказать свою правоту в суде, если впоследствии возникнут спорные вопросы, практически невозможно.

Под нарушениями правил трудовой дисциплины подразумевается несоблюдение пунктов договора. Самыми распространёнными проступками считаются:

  • Основания для написания докладнойпрогул (отсутствие на работе без представления документов, подтверждающих уважительную причину);
  • опоздания (систематическое несвоевременное прибытие на место работы, от трёх и более раз за месяц);
  • присутствие сотрудника на работе в невменяемом состоянии (алкогольное или наркотическое опьянение).

Любое из этих нарушений может послужить поводом для написания докладной записки с уведомлением о привлечении работника к различного рода ответственности.

Представить такой документ на рассмотрение начальства имеет право вышестоящий сотрудник, который стал непосредственным свидетелем инцидента. При оформлении документа следует обязательно указать следующие сведения:

  • полное название организации или предприятия;
  • ФИО руководителя, которому представляется записка;
  • ФИО человека, который заявляет о нарушении трудовой дисциплины;
  • название;
  • дата;
  • подпись;
  • регистрационный номер.

Следует помнить, что документ не будет иметь силы, если его не зарегистрировать у секретаря предприятия.

Беспричинное отсутствие на работе

Если работник отсутствует на своём месте более четырёх часов подряд, то это нарушение называется прогулом. Это прямой повод для написания служебной записки вышестоящему начальству.

Докладная бумага составляется в деловом стиле и адресуется руководителю подразделения. Основная часть документа должна чётко описывать нарушение и заканчиваться просьбой о наказании. Это может быть выговор, если проступок был совершён впервые или увольнение (за регулярные прогулы).

Систематические опоздания

Систематические опоздания на работу

За систематические опоздания на работу без уважительной причины сотрудник может быть уволен. Но в отличие от прогула, прежде чем написать докладную, начальнику придётся доказать документально, что опоздания являются постоянными.

Для этого потребуется составить акт о том, во сколько работник приходил на службу каждую смену в течение месяца.

Доказательством может послужить электронный пропуск или свидетельские показания других сотрудников. Служебная записка на увольнение может быть составлена, если доказано три и более факта опоздания за месяц. К докладной должен быть приложен акт, в ином случае на работника может быть возложено только дисциплинарное взыскание в виде выговора, штрафа или лишения премии.

Состояние алкогольного или наркотического опьянения

Уволить сотрудника, который появился на рабочем месте в невменяемом состоянии, не так просто, как кажется на первый взгляд. Без медицинского обследования доказать, что состояние работника вызвано употреблением одурманивающих веществ, довольно трудно. Ведь человек мог просто принять спиртосодержащее лекарство (отсюда запах алкоголя), или его нетвёрдая походка может быть следствием скачка артериального давления.

В состоянии алкогольного или наркотического опьянения на работе

Основанием для направления на медицинское освидетельствование может послужить служебная записка. Но прежде чем её составить, начальник должен заручиться свидетельскими показаниями других сотрудников по факту неадекватного состояния работника. Основанием для оформления документа может послужить странное поведение сотрудника, а именно:

  • агрессивность;
  • неразборчивая речь;
  • плохая координация;
  • заторможенность;
  • запах алкоголя.

Отказ от добровольного медицинского освидетельствования также говорит не в пользу работника и служит основанием для написания докладной .

Основные правила оформления документа

Документ составляется в деловом формате. Недопустимы личные мнения, а также указание в нём непроверенных (недоказанных) фактов и событий. Образец служебной записки об увольнении сотрудника выглядит следующим образом:

Генеральному директору ЗАО «Лира»

Иванову И. И.

От мастера цеха

Петрова П. П.

Служебная записка

Основные правила оформления служебной записки

Довожу до вашего сведения, что рабочий цеха Сидоров Сергей Сергеевич (номер табеля 11111) отсутствует на рабочем месте с 1 апреля 2017 года. В связи с этим были приняты следующие меры:

  1. Оформлены соответствующие акты об отсутствии Сидорова на работе 1, 2, 3 апреля 2017 года.
  2. Отправлено уведомление по месту жительства 4. 04. 2017 г .
  3. Отправлены СМС сообщения по поводу разъяснения его отсутствия 4. 04. 2017 г .

Так как связаться с Сидоровым С. С. не представляется возможным, а подтверждение его отсутствия по уважительной причине не было предоставлено в положенный срок, прошу уволить его в соответствии с пунктом 6 статьи No 81 Трудового кодекса РФ, а именно с подпунктом «а» — отсутствие на рабочем месте более 4 часов (прогул).

Мастер цеха Петров П. П.

«6. 04. 2017»

Срок, в который нарушитель может представить документальные доказательства своей невиновности, составляет два дня после получения уведомления. Стоит также отметить, что докладная записка — это документ, информирующий начальство о нарушении работником трудовой дисциплины. Решение о наказании принимает уже руководитель, о чём должен быть составлен соответствующий акт.

Служебная записка – наиболее распространенная форма общения между сотрудниками внутри предприятий и организаций. Можно сказать, что это своего рода информационно-справочный документ, который призван облегчить взаимодействие сотрудников из разных подразделений друг с другом. Этот документ позволяет оперативно решать любые вопросы: хозяйственные, производственные, трудовые, правовые и т.д.

Примеры служебных записок:

Кто может писать служебную записку

Служебную записку может писать абсолютно любой работник предприятия, столкнувшийся с какой-либо проблемой. Адресатом записки также может быть каждый сотрудник организации, в том числе руководитель, начальник подразделения или же рядовой работник, при условии, что решение озвученного в записке вопроса входит именно в его компетенцию.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк служебной записки .docСкачать образец заполнения служебной записки .doc

Для чего нужна служебная записка

Важное значение служебной записки состоит в том, что она показывает, что работник предприятия видит, осознает и доводит до уполномоченных лиц возникшее затруднение, попутно законно перекладывая ответственность с себя на специалистов, которые обязаны заниматься решением той или иной задачи по долгу службы.

В случае возникновения спорных ситуаций, разногласий и конфликтов этот документ позволит быстро понять, кто виновен в каждом конкретном случае.

Цель служебной записки – уведомление какого-либо уполномоченного должностного лица о появившейся проблеме, а также просьба о ее устранении, внесение рациональных предложений и согласование совместных действий.

Еще одна немаловажная роль некоторых служебных записок заключается в том, что они являются документами первичного бухгалтерского учета. В частности, они служат обоснованием и документально подтверждают некоторые расходы, произведенные на нужды предприятия, например при закупке оборудования, затратах на рекламу, транспорт и т.д. В таких случаях служебные записки после их написания необходимо хранить также долго и тщательно, как любые другие первичные документы (на случай внезапной налоговой проверки).

Основные правила написания служебной записки

Законодательно закрепленного понятия «Служебная записка» не существует, поэтому и нет строго установленной формы по ее написанию. Каждый сотрудник может составлять ее в свободном виде или по шаблону, разработанному и утвержденному на предприятии. Писать документ можно как от руки, так и печатать на компьютере, но в обоих случаях он должен содержать «живую» подпись автора. Иногда руководители организаций требуют, чтобы служебные записки были написаны на фирменных бланках и обязательно заверялись подписями ответственных лиц. Обычно данный документ пишется в одном экземпляре, но при необходимости, можно сделать его копию.

Главное требование – в записке всегда должны содержаться сведения

  • о наименовании предприятия,
  • дате ее составления,
  • сотруднике, который пишет записку,
  • должностном лице, к которому она направляется.

Также в записке обязательно должна быть точно обозначена конкретная проблема и возможные пути ее решения.

Если служебную записку пишет рядовой сотрудник, то ее желательно заверить у руководителя подразделения, который таким образом свидетельствует о том, что с проблемой знаком и согласен с предлагаемыми вариантами по ее устранению.

После написания служебную записку необходимо зарегистрировать в журнале учета внутренних документов, чтобы ее следы не затерялись в потоке документооборота.

Инструкция по написанию служебной записки

Несмотря на то, что записка не имеет унифицированного образца, с точки зрения делопроизводства оформление вполне стандартно.

  1. В правом верхнем углу документа следует сначала обозначить адресата: кому она направляется (должность, полное наименование предприятия, фамилия, имя, отчество сотрудника). Затем аналогичным образом необходимо вписать сведения о сотруднике, который является автором записки.
  2. Далее, справа, следует вписать наименование документа, а также поставить дату его составления и номер по внутреннему документообороту. Здесь же надо указать населенный пункт, в котором зарегистрировано предприятие, сотрудник которого пишет записку.
  3. После этого следует коротко озаглавить документ (т.е. тезисно обозначить проблему, которой он посвящен).
  4. Вторая часть записки должна быть посвящена сути проблемы. Описывать ее нужно подробно, с указанием других должностных лиц, которые к ней причастны. Далее в записке необходимо предложить варианты решения возникшего вопроса.
  5. Образец служебной записки

  6. В заключение записка должна быть подписана автором (с обязательной расшифровкой подписи) и при необходимости передана для утверждения руководителю подразделения.

Общие понятия и общие требования к любой служебной записке. Резюме

Служебная записка – официальный документ, принятый во внутреннем документообороте компании. Правильное ее составление важно для настраивания успешной коммуникации. Получатель должен ясно понимать, что отправитель желает ему сказать. Для этого в документе нужно указать следующие пункты:

  • Точные цифры (к примеру, размер зарплаты, премии).
  • Даты (к примеру, дата отправки сотрудника в командировку).
  • Перечень оснований для мер, указанных в служебной записке.
  • Перечень материальных объектов, которые присутствуют в прошении отправителя.
  • Данные обо всех лицах, которые фигурируют в записке.

Начинается записка «шапкой», в которой прописываются данные о лицах, участвующих в коммуникации, наименование организации. Нужно также прописать информацию в компании. В завершении записки требуется указать дату, подпись и ее расшифровку.

В последнее время практикуются служебные записки, которые отправляются через электронную почту. Однако классическим вариантом является письменное составление.

Можно сказать, что составление таких записок — способ коммуникации между работниками одного уровня. К примеру, они могут отправляться от руководителя отдела генеральному директору. Обычно руководитель отдела просит за своих сотрудников. Если рядовые сотрудники составляют записку, она будет считаться докладной. От правильного составления служебной записки зависит, будут ли приняты просьбы отправителя. Получатель должен хорошо понимать, что у него просят и почему. Нужно прописывать всю официальную информацию, но делать это кратко и емко.

Заявление об увольнении по собственному желанию — на первый взгляд, вопрос несложный: законодательных изменений в этой области последние несколько лет не было, да и в работе кадровиков такая ситуация встречается неоднократно. Однако на практике возникает множество нюансов, которые зачастую ставят в тупик даже опытных специалистов. 

В нашем журнале на них отвечает Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия.Онлайн».

Прошу считать меня свободным…

Начнем с самого основного, что должно быть в заявлении, на основании которого с сотрудником будет расторгаться трудовой договор. А именно — с четко выраженного желания сотрудника прекратить трудовой договор с работодателем. Об этом могут свидетельствовать фразы: «уволить», «расторгнуть трудовой договор», «прекратить трудовые отношения» — именно они и должны содержаться в заявлении сотрудника.

Если же в документе присутствуют нейтральные выражения («прошу освободить меня от должности», «слагаю с себя полномочия», «прошу считать меня свободным» и т.п.), то издание приказа об увольнении на основании такого заявления может стать весьма рискованным делом. Ведь работник в дальнейшем может заявить, что хотел всего лишь взять отпуск/отгул или перевестись на другую должность.

Поэтому если сотрудник принес заявление с такими формулировками, попросите его переписать бумагу. Можно оформить это распоряжением руководителя, изданным на основании служебной записки кадрового работника. В ней работник кадровой службы доводит до сведения руководителя, что от работника получено заявление, в котором воля на увольнение выражена неявно. Руководитель, в свою очередь, издает распоряжение, где доводит до сведения сотрудника положения Трудового кодекса о порядке увольнения по собственному желанию и просит подтвердить, направлена ли воля сотрудника именно на увольнение. Данное распоряжение вручается под подпись.

kontur-personal

В программе Контур-Персонал вы можете использовать не только унифицированную форму Т-8 «Приказ об увольнении», но и расширенную форму Т-8 с учетом использованных дней отпуска.

Попробовать бесплатно

Две недели — срок или период?

Следующее «узкое место» в заявлении об увольнении по собственному желанию — это дата расторжения договора. Многие сотрудники не утруждают себя подсчетами и подают заявление вообще без указания даты увольнения, считая, что через две недели их уволят автоматически. Однако поступать так нельзя ни в коем случае. Объясним почему. Согласно ст. 80 ТК РФ работник, решивший уволиться, должен предупредить об этом работодателя не менее чем за две недели. Обратите внимание, законодатель говорит «не менее…», значит, речь идет лишь о минимальном сроке уведомления. Так что ничто не мешает сотруднику сообщить о своих намерениях и за три недели, и за месяц, и за два, и за полгода.

Вот и получается, что если в заявлении не указана дата увольнения, то такой документ принимать к исполнению нельзя. Выход тот же, что и в предыдущем случае: если устное внушение не помогает, кадровый работник готовит служебную записку на имя руководителя, а тот издает распоряжение с разъяснением порядка увольнения и просьбой уточнить дату.

Предлог не нужен

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание, связан с датой прекращения трудовых отношений. Согласно ст. 84.1 ТК РФ днем увольнения признается последний рабочий день сотрудника. Соответственно, именно этот день сотрудник и должен указать в своем заявлении в качестве даты увольнения.

И сделать это надо четко, чтобы избежать возможных недоразумений. Именно поэтому дату увольнения в заявлении принято указывать без каких-либо предлогов: «Прошу уволить меня 17 ноября 2016 года», а еще лучше: «Последним рабочим днем прошу считать 17 ноября 2016 года». А вот если в заявлении написано «Прошу уволить меня с 17 ноября 2016 года», то уже не ясно, планирует ли работник выходить на работу 17 ноября или нет.

Если получено «неправильное» заявление, алгоритм действий нам уже известен: устная просьба переписать, а если не помогает, то служебная записка и распоряжение руководителя.

Образец заявления об увольнении по собственному желанию

Увольнение без отработки

В завершение разговора о датах рассмотрим ситуацию, когда сотрудник подал заявление, в котором дата увольнения указана без учета двухнедельного срока уведомления, то есть работник просит уволить его до истечения этого срока.

В данной ситуации у работодателя появляется выбор действий. Он может согласиться и уволить сотрудника в тот день, когда тот просит, не дожидаясь истечения двух недель. Подобный вариант предусмотрен в ст. 80 ТК РФ, в которой сказано, что по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. В данном случае заявление сотрудника и изданный на его основании приказ как раз и подтвердят наличие подобного соглашения. Трудовой кодекс не оговаривает, что соглашение должно быть письменным или в виде отдельного документа.

Вторым возможным вариантом поведения в данном случае будет уведомление сотрудника о том, что его заявление подано с нарушением правил, установленных ст. 80 ТК РФ. Далее должно последовать предложение указать в заявлении дату с учетом положений о необходимости предупреждать работодателя не менее чем за две недели. При этом работодатель должен сообщить сотруднику, что первоначальное его заявление юридической силы не имеет и на его основании он уволен не будет.

Подпись — всему голова

У заявления об увольнении по собственному желанию обязательных реквизитов немного. И практически все они уже рассмотрены выше. Но не стоит забывать и о самом главном реквизите — подписи сотрудника. Очевидно, что она на заявлении обязательно должна быть. Без нее данный документ юридической силы не имеет.

Во избежание споров о том, сам работник подписывал заявление или его подпись подделали, рекомендуем взять за правило во всех кадровых документах предоставлять сотрудникам возможность не только проставить автограф, но и самостоятельно полностью расшифровать свою подпись (как это обычно делается в нотариальных документах: доверенностях, договорах и т.п.). Таким же образом лучше оформить и «увольнительное» заявление.

Визировать нужно полностью

И в заключение хотим дать еще один универсальный совет. Очень многие руководители любят визировать заявления сотрудников. Так вот, нужно учитывать, что в случае с заявлением об увольнении возможно завизировать только все заявление целиком.

Другими словами, при визировании руководитель не может делать какие-то оговорки или другим образом менять порядок увольнения, указанный работником в заявлении. В таком случае нарушается сам принцип увольнения «по собственному»: инициатива исходит уже не только от сотрудника, но частично и от работодателя. Поэтому все подобные изменения могут проводиться только по соглашению сторон, оформленному либо отдельным документом, либо новым, уточненным заявлением сотрудника.

Читайте также:

  • Если сотрудник написал заявление на увольнение
  • Если меняются условия трудового договора
  • Как расторгнуть трудовой договор с несовершеннолетним работником
  • Увольнение беременной сотрудницы: права и обязанности работодателя

Когда необходимо писать заявление на увольнение по собственному желанию

Право работника покинуть компанию, в которой он трудится, закреплено ст. 80 ТК РФ. При этом он должен сообщить об уходе работодателю в письменной форме. Как именно сообщить? Составить заявление, подтверждающее его намерение уволиться из организации.

О расторжении договора с главным бухгалтером см. статью «Увольнение главного бухгалтера по собственному желанию».

ВАЖНО! Простого устного обращения сотрудника к работодателю с просьбой расторгнуть трудовой договор недостаточно. Такое устное обращение (требование) не имеет юридической силы, следовательно, у работодателя не будет доказательства того, что сотрудник действительно хочет покинуть компанию. А значит, не будет оснований для увольнения сотрудника по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Написать и представить в организацию заявление на увольнение сотрудник должен не позднее чем за 2 недели до своего последнего рабочего дня. При этом отсчет указанных 2 недель начнется только на следующий день после того, как заявление на увольнение от сотрудника поступило в компанию.

Такой срок позволит работодателю найти нового работника на освободившееся место. 

При увольнении работника на испытательном сроке по собственному желанию срок отработки равен 3-м дням.

Увольнение по собственному желанию важно правильно оформить. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Какие даты увольнения указывать в заявлении и каковы сроки его подачи работодателю

Еще один важный реквизит заявления на увольнение — дата увольнения. Если работник и работодатель не имеют разногласий, то увольнение можно оформить и раньше окончания 2-недельного срока (ст. 80 ТК РФ). Так что если сотрудник хочет уйти с определенного числа, это тоже нужно указать в заявлении, например: «Прошу уволить меня по собственному желанию 11 февраля».

Рекомендуем не использовать в заявлении предлог «с», например, «уволить с 11 июня», т.к. согласно ТК день увольнения является последним рабочим днем сотрудника и должен быть оплачен. Работодатель же может посчитать, что с 11 июня работник больше не выйдет на работу и откажется оплачивать этот день. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Каждый сотрудник должен понимать: если он подал заявление на увольнение, но передумал, он почти всегда вправе отозвать его и вернуться обратно в фирму.

Подробнее о том, когда сотрудник может забрать свое заявление об уходе, а когда поступить так он не имеет права, см. статью «Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию».

Но как написать заявление на увольнение корректно?

Как правильно написать заявление на увольнение

В настоящее время типовой формы заявления на увольнение в РФ не существует, поэтому его можно составить в свободной форме. Но вместе с тем ряд требований необходимо соблюсти:

  • Во-первых, заявление на увольнение должно обязательно содержать подпись сотрудника. В противном случае оно не будет иметь юридической силы.
  • Во-вторых, работник должен четко понимать, что в заявлении должна быть указана однозначная формулировка, подтверждающая его желание покинуть компанию. Так что в заявлении на увольнение лучше прямо указать: «Прошу уволить с такой-то должности». Иначе может возникнуть неопределенность относительно того, является ли такое заявление достаточным основанием для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

ВНИМАНИЕ! Если работник сформулировал заявление расплывчато, суд впоследствии может прийти к выводу, что его решение покинуть фирму не было добровольным, более того, что к такому решению сотрудника принудил работодатель. И тогда суд может восстановить специалиста на работе даже несмотря на то, что он сам написал и подписал заявление (подп. «а» п. 22 постановления пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).

Кроме того, на практике у сотрудников часто возникает вопрос: как писать заявление на увольнение — вручную или на компьютере? Каких-либо положений и ограничений на этот счет ТК РФ не содержит. Значит, заявление на увольнение можно написать как от руки, так и оформить на компьютере. Единственное, что важно, — такое заявление должно доказывать добровольное желание и намерение сотрудника покинуть компанию, а значит, содержать необходимые указанные выше реквизиты и подпись увольняющегося.

ВАЖНО! Не будет нарушением и подача заявления на увольнение не лично в отдел кадров фирмы, а по почте (письмо Роструда РФ от 05.09.2006 № 1551-6). Можно ли направить заявление на увольнение по электронной почте, мы разбирались здесь.

Иногда сотрудники идут на хитрость: отдают в отдел кадров копию заявления на увольнение, а оригинал оставляют у себя. В данной ситуации работодателю важно помнить, что копия заявления на увольнение сотрудника — это не основание для увольнения. Если впоследствии работник, пытаясь восстановиться на прежнем месте, будет отрицать, что когда-либо составлял такое заявление, суд с высокой вероятностью встанет на его сторону (апелляционное определение Мособлсуда от 24.03.2014 по делу № 33-6364/2013).

На практике многие компании, чтобы исключить возможные неприятные для себя последствия, формируют внутренний универсальный образец заявления на увольнение по собственному желанию. И когда работник решает уйти, все, что от него требуется, — это просто распечатать и подписать такой образец, указав свои данные.

Какие документы должны быть выданы работнику при увольнении, смотрите в нашем материале.

Пример заявления на увольнение (образец)

Теперь, когда основные правила составления образца заявления на увольнение рассмотрены, покажем, как написать такое заявление, наглядно.

Скачать образец заявления на увольнение

У кого согласовывать заявление на увольнение

Итак, заявление написано, и у многих возникает вопрос: а нужно ли согласовывать свое увольнение с непосредственным начальником? Обратимся еще раз к ст. 80 ТК РФ: 

Исходя из формулировки, увольняющийся должен уведомить работодателя. Работодателем является директор (или лицо его заменяющее). Соответственно, согласовывать заявление с другими работниками фирмы закон вас не обязывает. 

Но во внутренних локальных нормативах (например, в положении об оплате труда или в трудовом договоре) работодателя может быть зафиксирован перечень сотрудников, с которыми необходимо согласовать увольнение. Поэтому если вы не хотите вступать в конфликт с работодателем, лучше все сделать по установленным в фирме правилам.

Если вы принципиально не хотите говорить об уходе кому-то из сотрудников, вы вправе передать:

  • заявление директору или в отдел кадров, попросив расписаться на вашем экземпляре;
  • по почте.

ВНИМАНИЕ! Не рекомендуем направлять скан заявления об увольнении по электронной почте. Работник должен подать заявление на бумаге в письменном виде. В данном случае работодатель вправе отказать в расторжении договора, и суд встанет на его сторону, поскольку электронная переписка не доказывает намерения работника уйти из организации (апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 29.03.2018 по делу № 33-1853/2018). О подобной истории мы рассказывали здесь. Допустимо принять заявление на увольнение в электронном виде в том случае, если оно подписано ЭЦП работника.

Если директор не хочет подписывать ваше заявление, т. к. оно не согласованно, можете напомнить ему о том, что принудительный труд в России запрещен (п. 2 ст. 37 Конституции РФ) и вы будете вынуждены обратиться в суд.  

Итоги

Составление заявления на увольнение — задача несложная, но вместе с тем требующая от сотрудника понимания некоторых базовых принципов и норм ТК РФ.

В частности, работник должен подать заявление на увольнение в письменном виде, в свободной форме, указав при этом четко обозначенное намерение покинуть организацию, проставив дату своего последнего рабочего дня и заверив заявление подписью. Заявление на увольнение можно написать как от руки, так и на компьютере.

Компании, в свою очередь, следует понимать, что для нее очень важно иметь оригинал заявления, подписанного сотрудником. В противном случае нельзя исключить вероятность признания судом такого увольнения незаконным. Лучше всего составить внутреннюю универсальную форму заявления, которую работнику останется только подписать и отнести в отдел кадров.

Скачать

  • Приложение 2

    Приложение 2

    33 Кб
    , 3447 загрузок

  • Приложение 3

    Приложение 3

    32 Кб
    , 2580 загрузок

  • Приложение 4

    Приложение 4

    32 Кб
    , 2570 загрузок

  • Приложение 5

    Приложение 5

    38 Кб
    , 2216 загрузок

  • Приложение 6

    Приложение 6

    57 Кб
    , 2248 загрузок

  • Приложение 7

    Приложение 7

    31 Кб
    , 3389 загрузок

В вопросах документации мелочей не бывает. Когда дело касается увольнения сотрудника, даже небольшая ошибка может стоить компании средств, времени и репутации. Как правильно расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя? Портал Rabota.ru предлагает вашему вниманию пошаговую инструкцию и шаблоны необходимых документов.

Ситуация, предшествующая увольнению: ваши действия

I. Неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, ст. 81, пункт 5 ТК РФ (при наличии мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со ст. 373 ТК РФ).

В соответствии со статьей 193 ТК РФ, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (замечание, выговор или увольнение). До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Если даже при неоднократном неисполнении трудовых обязанностей работник не имел дисциплинарных взысканий, он не может быть уволен по пункту 5 статьи 81 (Приложение 1).

Приложение № 1

Вид документа

Сроки оформления

Акт об отсутствии работника на рабочем месте Непосредственно в момент обнаружения.
Объяснение работника в письменной форме До применения дисциплинарного взыскания.
Акт об отказе объяснить причину прогула Непосредственно за отказом.
Приказ о дисциплинарном взыскании (увольнении) Дисциплинарное взыскание должно быть применено к работнику непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее 1 месяца со дня его обнаружения и 6 месяцев со дня совершения.

По результатам проверки финансово- хозяйственной деятельности или аудиторской проверки не позднее 2 лет со дня совершения.

Приказ объявляется работнику под расписку в течение 3 рабочих дней со дня его издания.

Акт об отказе подписать приказ о дисциплинарном взыскании Непосредственно за отказом.

Необходимые документы

1. Акт, подтверждающий факт совершения дисциплинарного проступка (опоздание, нарушение трудовой дисциплины) (Приложение 2).
2. Объяснительная записка сотрудника.
3. Приказы о применении к работнику дисциплинарного взыскания (за ранее совершенные проступки).

II. Прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня), статья 81, пункт 6, подпункт «а» ТК РФ.

Прогул квалифицируется как грубое нарушение трудовых обязанностей (см. также пункт III). В таком случае взыскание в виде увольнения можно применить даже в случае, если сотрудник совершил подобный проступок впервые.

Необходимые документы

1. Акты об отсутствии сотрудника на работе (Приложение 3).
2. Служебная записка руководителя самостоятельного структурного подразделения (менеджера).
3. Телеграммы сотруднику, с просьбой объяснения причин прогула (на место прописки и / или проживания).
4. Объяснительная записка сотрудника или Акт об отказе объяснений причины прогула (Приложение 4).

III. Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, статья 81, пункт 6, подпункт «б» ТК РФ (на основании ст. 76 ТК РФ, такого работника немедленно отстранить от работы).

Необходимые документы

1. Акт о появлении работника на работе в нетрезвом состоянии (Приложение 5).
2. Служебная записка руководителя самостоятельного структурного подразделения (менеджера). 
3. Объяснительная записка сотрудника.
4. Протокол медицинского освидетельствования.

IV. Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или иные товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, статья 81, пункт 7 ТК РФ.

Необходимые документы

1. Акт проверки денежных средств в операционной кассе (Приложение 6).
2. Служебная записка руководителя самостоятельного структурного подразделения (менеджера). 
3. Объяснительная записка сотрудника.

Если сотрудник отказался поставить свою подпись в приказе об увольнении в графе «С приказом ознакомлен», то для доказательства того, что сотрудник был ознакомлен с приказом, необходимо составить акт «Об отказе от подписи, свидетельствующей об ознакомлении с приказом» (Приложение 7).

Будьте внимательны: каждый документ должен быть оформлен в надлежащие сроки (см. Приложение 1).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать служебную записку на увеличение штата сотрудников
  • Как написать служебку на замещение на время больничного образец
  • Как написать служебную записку на увеличение премии
  • Как написать служебку на замену монитора компьютера
  • Как написать служебную записку на увеличение нормы расхода топлива