Как написать собственный трек

Как музыкант и композитор, я знаю, что цель каждого из нас в домашней студии — создавать убойные хиты, которые одинаково хорошо звучат как на радио и ТВ, так и в социальных сетях и других источниках.

У вас есть отличные идеи для будущих песен. Беда в том, что вы не знаете, как правильно перенести эти идеи из своей головы в реальный мир, превратить мысли в качественные треки. Чтобы решить эту проблему, я написал руководство «6 Steps To a Radio-Ready Song», в котором расскажу о 6 этапах, через которые должна пройти любая песня, чтобы звучать отлично.

Речь не будет идти о каких-то конкретных методиках: из этого гайда вы не узнаете, какие ручки на эквалайзере крутить и как сводить бас-бочку. Я собираюсь рассказать о том, как вести работу над качественной музыкой, не более того.

Даже если музыка никогда не попадет в радиоэфир, каждый музыкант хочет, чтобы его песни звучали не хуже, чем то, что он слышит у «больших дядей и тётей». После прочтения этого руководства вы поймете, как делать качественную музыку в своей домашней студии. Более того, я уверен, что мои советы мотивируют вас вернуться к работе и писать новые отличные песни.

Слова и мелодия

Как записать песню, написание песни

Качественные и хитовые песни начинаются задолго до посещения студии. Их отправная точка — хороший текст и яркая мелодия. Любой, даже самый крутой вокальный микрофон бесполезен, если текст скучный, а мелодия не запоминается.

Несмотря на очевидность этих слов, меня не перестает удивлять, как домашние музыканты игнорируют работу над текстом и мелодической составляющей композиции. Песня еще даже не придумана, а мучительные рассуждения об оборудовании и техниках звукозаписи уже вовсю идут.

Прежде чем думать о записи, вы должны написать отличную песню. Нельзя записать то, чего не существует.

Сложно сказать, что определяет хит — это очень субъективные вещи. Тем не менее, я верю, что хорошие песни отличает наличие нескольких ингредиентов.

Ингредиент №1. У каждой отличной песни есть запоминающаяся мелодия

Мелодия ведет песню вперед и делает ее запоминающейся. Именно с помощью мелодии трек «застревает» в голове слушателя. Если придуманная вами мелодическия линия слишком простая и блеклая, то она быстро забудется: через 2-3 песни слушатель уже и не вспомнит, что вы там записали. Сделайте все, чтобы мелодия была приставучей и хорошо запоминающейся.

Ингредиент №2. У каждой отличной песни есть запоминающийся текст

Слова неразрывно связаны с мелодией — через нее они попадают прямиком в мозг слушателя. Речь не идет о том, чтобы писать лирику с глубоким философским смыслом: достаточно одной реально хорошей строчки или фразы, которая запомнится людям. Совместив достойный текст с яркой мелодией вы обеспечите своей песне запоминаемость.

ВОПРОС ПО НАПИСАНИЮ ПЕСЕН

С чего вы начинаете работу над песней: со слов или с музыки? Я обычно начинаю с музыки, с вокальных мелодий — создаю их, не думая о тексте. Мне кажется, что начиная с музыки мы накладываем на себя приятные ограничения, которые делают лирику лучше и одновременно лаконичнее.

Ингредиент №3. В каждой отличной песне есть что-то необычное

Большинство песен следует проверенному сценарию: куплет, припев, куплет, припев, бридж, проигрыш, припев, концовка. Идти проторенным путем — нормально, в этом нет ничего плохого.

Тем не менее, в песне должен быть элемент, который удивит слушателя и произведет на него приятное впечатление. Это может быть неожиданный проигрыш, какой-то уникальный инструмент или звук в аранжировке, даже вокальный ход.

Слушателям нужно что-то такое, что заставит их подумать: «Вот это круто! Вот это необычно!»

Вне зависимости от вашего любимого стиля (EDM, рок, джаз, поп), вы должны написать яркую приставучую мелодию, достойный и запоминающийся текст и придумать хотя бы один необычный элемент для песни.

Это не просто. Хорошие новости в том, что все приходит с опытом: чем больше вы сочиняете, тем лучше становятся ваши песни, и тем проще вам придумывать клевые мелодии, тексты и элементы аранжировки.

Чтобы писать хорошие песни, не нужно быть гением от рождения. Вы можете стать таковым с течением времени. Песни обязательно станут лучше, просто убедитесь, что в них есть эти три секретных ингредиента.

Плохие новости в том, что написание песен — это упорный труд. Нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда к вам придет муза. К написанию песен нужно относиться как к работе — лучшие авторы именно так и делают.

Аранжировка и планирование

Как записать песню, аранжировка музыки

Этап работы над аранжировкой и планирования будущей песни — самый недооцененный среди всех. По какой-то причине музыканты не уделяют достаточного внимания этому пункту или вовсе забывают про него.

Этот этап — один из самых веселых и вместе с тем полезных процессов для будущей композиции. Во время планирования и работы над аранжировкой закладывается фундамент качественного трека, что дает песне больше шансов понравиться слушателю.

Когда мы говорим об аранжировке и планировании, то подразумеваем ряд решений касающихся инструментального наполнения музыки. Сюда же входят все процессы, связанные с выбором битов, лупов, используемых виртуальных инструментов.

Представьте, что ваша песня играет на радио. Какова вероятность того, что вы смените радиостанцию после прослушивания первого куплета и припева своего трека?

С точки зрения композиции, современные песни очень похожи между собой. Это вполне нормально. Не нормально другое: схожая по своему содержанию песня, в которой все части звучат одинаково. Зачастую после прослушивания первого куплета и припева мы имеем полное представление о том, что будет дальше. Так какой смысл слушать песню дальше, если все в ней известно заранее?

Аранжировки большинства радиохитов никогда не останавливаются на чем-то одном, постоянно предлагая слушателю новый опыт в рамках песни. Композиторы делают все, чтобы удержать внимания пользователя с первых секунд и до самого конца трека: убирают инструменты из музыкальной картины, вводят в нее новых участников и многими другими методами всячески развивают течение музыки по ходу песни.

Среди приемов, которые удерживают внимание слушателя, можно привести такие примеры:

  • Применение вокальных эффектов («голос из трубки», наложение дисторшна);
  • Добавление перкуссии (шейкер, бубен);
  • Введение синтезаторов, струнных, пэдов;
  • Появление второй (дублирующей) или третьей партии вокала;
  • Появление второй (измененной) партии гитары;
  • Использование замедления или смены темпа.

Помните, что в качественной музыке (с крутой аранжировкой) новые элементы не добавляются беспорядочно, а появляются в определенных, «стратегически важных» местах. Например, можно сделать два совершенно разных куплета, в одном из которых звучат все инструменты, а в другом — только вокал и гитары (клавишные, ударные) или бас и синтезаторы.

Цель аранжировки — аккуратно провести слушателя через музыкальное повествование, сделав его путешествие интересным и необычным.

Схожие по содержанию части песни не должны быть полной копией друг друга. Разбейте все инструменты на группы и дайте каждой из них «минуту славы»: в одном куплете пусть звучит только группа из синтезаторов, баса и вокала, в другом — из ударных и вокала. Если песня никак не развивается, то она быстро теряет интерес слушателей.

Создание аранжировки — это сложно. Я сам часто сталкиваюсь с тем, что хочу показать слушателю все и сразу: вот четыре разных партии гитары, а вот клевые вокальные гармонии, оригинальные сбивки и все-все-все остальное. Несмотря на это я должен мыслить более здраво и понимать, когда, где и какие элементы стоит использовать, чтобы вовремя удивить слушателя. Не нужно вываливать на людей все сразу, но не стоит затягивать с введением новых элементов — ожидание слушателя должно вознаграждаться.

Возьмите написанную песню и методично пройдитесь по всем ее частям. Спросите себя: «Что нового есть в этой части?», «Чем новая часть отличается от предыдущей?». Как только вы расскажете самому себе об отличиях всех составных элементов трека, и выделите все индивидуальные и интересные моменты в них, то будете готовы двигаться дальше.

Запись

Как записать песню, запись музыки

Итак, у нас есть отличная песня с запоминающейся мелодией, хорошим текстом, интересной и нескучной аранжировкой. Пришла пора записывать материал (ну наконец-то!)

Запись (или трекинг) — один из самых сложных этапов работы над песней. Трекинг превращает ваши идеи в реальность, и именно от качества записи зависит рождение хорошего трека.

По иронии судьбы, домашние музыканты во время записи начинают думать, что вся магия происходит на этапе сведения. Из-за этих мыслей появляется невнимательность и спешка, отношение к записи меняется («ой, это обычная фиксация того, как мы играем!»), а сам процесс проводится абы-как.

Я знаю, о чем говорю: ежемесячно я сталкиваюсь с сотнями музыкантов, которые хотят поскорее все записать и перейти к более важным вещам (сведению и мастерингу). Я и сам так часто думаю!

Тем не менее, если вы хотите создавать качественные песни, то запомните одну важную вещь:

Момент, на котором происходит вся магия — это запись.

Ни в коем случае не торопитесь, не делайте трекинг спустя рукава и не останавливайтесь на достигнутом.

У вас есть все необходимое оборудование. Прежде чем начинать процесс, запомните и постоянно держите в уме три простых правила, которые помогут вам добиться лучших результатов.

Правило №1. Расположение микрофонов — залог успеха

Не так важно, какой микрофон вы используете — важно, где вы установите микрофон в помещении. Разные варианты расположения очень сильно влияют на звук: приближение или отдаление микрофона от источника звука даже на пять-десять сантиметров радикально меняет картину.

Не идите простым путем («я поставлю микрофон строго напротив усилителя, и дело в шляпе!»). Вы ведь прекрасно представляете, как должен звучать инструмент, поэтому экспериментируйте и ищите оптимальное расположение микрофонов. Ведите поиск до тех пор, пока инструмент не зазвучит так, как вы видите звук инструмента в своей голове (или очень близко к этому).

Правило №2. Запись на максимально возможной громкости — большая ошибка

Запись на слишком высоких уровнях громкости и гейна — одна из самых распространенных ошибок, допускаемых музыкантами. Кто-то когда-то сказал музыкантам, что записывать надо на максимально возможном (до появления пиков, впритык к этому уровню) уровне громкости, и теперь все следуют этому ужасному моменту.

Чтобы инструменты звучали чисто и не растеряли своей музыкальности, уровень входящего сигнала должен быть в районе 50-75% от пикового значения. Если пики появляются на условной единице, поверните ручку громкости на отметку 0,5-0,75. Следование этому правилу сделает ваши записи чище, яснее и музыкальнее.

Правило №3. Вы должны думать как продюсер

Все мы знаем, что с известными группами в студии работает не только звукорежиссер, но и продюсер. Чем занимается этот человек? В отличие от российского понятия «человека при деньгах», продюсер в студии руководит записью и отвечает за то, как должна звучать песня. Продюсер рассказывает, какой звук должен получиться в итоге, и уже на основании этих слов звукорежиссер выбирает микрофоны и предусилители, и подыскивает им оптимальное место в пространстве.

В своей студии вы сидите на двух стульях сразу, выступая и в роли звукорежиссера, и в роли продюсера. Только от вас зависит, как в конечном итоге будет звучать песня. Определиться с её саундом вы должны до того, как нажмете на красную кнопку. Ваша задача — нарисовать звуковую картину песни и перенести ее на реальную запись.

Забудьте о вопросе «Хорошо ли звучат барабаны в миксе?». Спрашивайте себя: «Какой звук ударных я хочу получить?».

Существует методика, помогающая научиться думать как продюсер. Выберите 3 любимые песни своих любимых исполнителей и опишите их звучание прилагательными. Как вы опишете саунд ударных? Какой вокал в этих песнях? Что вам нравится или не нравится в этих записях и почему?

Если вы будете руководствоваться этими тремя истинами, то результат оправдает все ожидания. Получить отличный звук можно только думая как продюсер, найдя лучшее местоположение для микрофонов и ведя запись на нормальных уровнях громкости. Отличный звук вряд ли придет с первой попытки, но со временем вы будете получать его намного быстрее и проще. Помните, что все приходит с опытом.

Запись звука — это не наука, а искусство. Вы можете научиться этому и развить свои навыки.

Редактирование

Как записать песню, редактирование музыки

Я обожаю современную цифровую звукозапись за возможность легко поправить, отредактировать и улучшить свое (или чужое) исполнение. Это дает музыкантам еще один эффективный инструмент достижения лучших результатов в студии.

В до-цифровую эпоху редактирование записанного материала было настоящей болью. Звукорежиссеры брали бритву, нещадно резали пленку, а затем кропотливо склеивали ее в нужных местах. Сегодня все действия по подрезке, копированию, склейке, сдвигам, вставке и любой другой редактуре делаются в два клика и без ущерба качеству звука.

Цель этапа редактирования — навести порядок в записанном аудио, подтянуть и исправить все не понравившиеся моменты. Браться за правки нужно строго после того, как вы все запишете, но до того, как вы начнете сведение.

Несмотря на простоту процесса, редактирование — опасный процесс. Вы постоянно ходите по краю: грань между реальным улучшением и порчей тонка, вероятность перестараться и убить всю жизнь в записанном материале как никогда высока.

Когда дело доходит до редактирования, я разбиваю процесс на четыре шага. Такой подход позволяет обезопасить материал от излишних правок и превращения его в непонятную мертвую звуковую субстанцию.

Шаг 1. Работа с дублями

Во всех DAW есть возможность записи нескольких дублей одной и той же партии инструмента. К примеру, вы можете записать три разных дубля вокала, чтобы затем по кусочкам собрать из них один, но самый лучший вариант исполнения (куплет из первого дубля, припев — из второго, второй куплет — из третьего).

Прежде чем редактировать что-то, пройдитесь по всем дорожкам и всем имеющимся дублям. Выявите, какие части партии и в каком дубле звучат лучше, и определитесь, что и где вы будете использовать. Желательно выписать все на бумагу, чтобы не запутаться во время сбора конечных дублей.

Шаг 2. Правка вокала (автотюн)

Я работал как с хорошими, так и с плохими вокалистами, и могу сказать, что автотюном пользуются все. Вне зависимости от того, используете вы Melodyne или Auto-Tune, коррекция высоты звука — обычный студийный инструмент.

Пение в студийном окружении далеко от естественной среды вокалиста. Порой даже самые профессиональные и опытные певцы не могут настроиться должным образом и записать в студии идеальный дубль, хотя пели этот материал на концертах сотни раз, без каких-либо ошибок. Поэтому не мучайте себя и вокалиста в надежде записать идеальный дубль, а просто примите коррекцию питча как должное (это не значит, что вы должны всегда полагаться только на автотюн и не стараться петь вообще).

Корректоры питча — нормальная и естественная вещь, если пользоваться ими только в случае необходимости.

Шаг 3. Чистка лишних призвуков

После сборки дублей и правки вокала я берусь за чистку партий от всевозможных нежелательных призвуков. В случае с пением, это могут быть какие-либо придыхания, вздохи и звуки смыкания губ, появившиеся случайным образом во время записи (физиологию никто не отменял).

В случае с музыкальными инструментами речь идет о лишних случайных «хрюканьях» гитары, неприятных призвуках от касания струн, и других сигналов, неожиданно попавших в поле зрения микрофона. Я слышал десятки хороших песен, впечатление от которых моментально портилось из-за случайных вдохов вокалиста, которые звукорежиссер поленился устранить. Если бы авторы потратили чуть больше времени и устранили эти мелкие недочеты, то их песни звучали бы приятнее, выглядели бы более отполированными и профессиональными.

Одни звукорежиссеры считают, что нужно устранять все, даже едва заметные призвуки, другие предпочитают избавляться от звуков выборочно. Я придерживаюсь гибридного подхода без перегибов в одну из сторон. Порой небольшие неточности могут придать песне больше жизни и динамики, поэтому устраняйте только те недочеты, которые портят трек.

Недостаточная чистка сделает аудио слишком грязным, его будет неприятно слушать. В то же время избыточная чистка сделает звук слишком стерильным и безжизненным. Придерживайтесь золотой середины.

СОВЕТЫ ПО РЕДАКТИРОВАНИЮ

Когда вы работаете с мультитреком ударных, убедитесь, что сгруппировали все дорожки — так вы сможете двигать все треки одновременно и у вас не будет проблем с фазой и расхождений в игре.

Также не забывайте делать небольшие кроссфейды на каждом отредактированном отрезке, чтобы избежать щелчков и кликов.

Шаг 4. Квантование баса и ударных

Возможность редактирования записанного аудио часто приводит к неконтролируемому желанию поправить вообще все — музыканты маниакально начинают редактировать даже те партии, которым это не нужно. Не попадитесь в эту ловушку.

Править нужно только то, что требует правок.

После чистки гитар и вокала, я перехожу к квантованию баса и ударных, но делаю это без фанатизма, только в случаях явной необходимости. Не нужно двигать каждый удар по рабочему и каждую ноту, чтобы они четко совпадали с сеткой — правьте только явные расхождения и моменты из разряда «мимо кассы».

Главное правило, которое нужно усвоить при редактировании записанного материала звучит так: любая малейшая правка может иметь далеко идущие последствия. Иногда небольшая корректировка делает звучание намного лучше, но нередки и обратные случаи, когда небольшие правки тут и там портят песню. Все должно звучать естественно и аккуратно. Не лишайте песню жизни и правьте только явные недочеты.

Сведение

Как записать песню, сведение музыки

Звукозапись фиксирует музыку, редактирование — полирует. Сведение заставляет записанный материал вырваться из динамиков и предстать перед слушателем в самом лучшем свете.

Сведение — это такой момент работы, когда вы берете все обилие записанного материала и с помощью панорамирования, выставления уровней, эквализации, компрессии и работы с эффектами маскируете слабые стороны инструментов и подчеркиваете сильные.

Одни музыканты не придают сведению должного значения, другие — уделяют ему слишком много времени. Однако мудрый музыкант рассматривает сведение как важный, но довольно простой этап работы над песней.

На мой взгляд, сведение должно быть сделано таким образом, чтобы в дальнейшем (на последнем шестом этапе) вам оставалось вносить только мелкие «косметические» правки, связанные с громкостью и панорамой. Чтобы добиться такого результата стоит разбить на 5 основных фаз.

Фаза 1. Громкость и панорамирование

Одна из важнейших вещей, которые вы должны сделать — это зациклить песню и потратить на подстройку уровней громкости и панорамы столько времени, сколько потребуется. Работая только регуляторами, вы должны сделать так, чтобы ни один участник микса не тянул одеяло на себя и не лез вперед. У каждого инструмента должно быть свое, строгое место в миксе, а общая картина должна быть сбалансированной.

На этапе работы с уровнями и панорамой забудьте об эффектах. Ваша цель — сбалансированное звучание.

Хорошим подспорьем во время первой фазы станут техники интуитивного сведения или сведения Top Down Mixing. Делайте 10-минутные подходы к миксу и расставляйте инструменты ушами, а не глазами. Положитесь на свои чувства, чтобы найти такой баланс инструментов, который лучше всего продемонстрирует все плюсы песни.

Фаза 2. Эквализация

Эквалайзер — ваш лучший друг. Это самый полезный и мощный инструмент в достижении чистого и приятного звучания. Вырезайте все плохие частоты, подчеркивайте сильные стороны инструментов и освобождайте пространство для каждого участника микса.

Я предпочитаю субтрактивную эквалазацию и считаю, что эквалайзер — это скорее инструмент подрезки, чем усиления частот. Благодаря такому подходу можно получить более ясные и чистые миксы, в которых достаточно пространства для всех участников.

СОВЕТ ПО СВЕДЕНИЮ

Помните, что секрет сведения кроется в балансе. Если вы сосредоточитесь на достижении баланса между всеми дорожками и инструментами, то у вас не будет проблем со сведением.

Фаза 3. Компрессия

Компрессор — ваш лучший друг сразу после эквалайзера. Компрессия — это сложно, но вместе с тем возможности компрессоров очень широки. С их помощью можно не только управлять уровнем громкости инструментов, но и добавлять им «жира», «мяса» и энергии.

Чтобы упростить себе жизнь, смотрите на компрессор не как на сложный процессор обработки аудиосигнала, а как на простой автоматизированный фейдер громкости.

Фаза 4. Реверберация и дилэй

Как только у вас на руках окажется хорошо сбалансированный микс, прошедший чистку эквалайзером и улучшение компрессией, принимайтесь за эффекты окружения. Реверберация и дилэй заставляют звучать сухие треки более качественно и живо, легко и воздушно.

Излишняя обработка реверберацией и дилэем может испортить треки, сделать их звучание слишком замыленным. Чтобы обезопасить себя, воспринимайте реверберацию как «клей», который помещает все треки в единое пространство. В свою очередь на дилэй и эхо смотрите как очевидный эффект для оживления слишком «сухих» инструментов.

Фаза 5. Автоматизация

Автоматизация — это необязательный шаг во время сведения. Тем не менее с помощью автоматизации вы можете сделать песню более живой и получить дополнительный инструмент для привлечения внимания слушателей.

Благодаря возможностям современного программного обеспечения вы можете автоматически управлять настройками плагинов, инструментов и регуляторов в разных частях песни. Проявите фантазию: расставляйте акценты, выводите инструменты на передний план или аккуратно убирайте их из микса в определенные моменты, включайте и выключайте эффекты. В общем, делайте все, что может придать песне и миксу больше индивидуальности.

Благодаря сведению происходит оживление песни: в миксе появляются краски, жизнь и красота. Не стоит недооценивать это.

Чтобы понять, какой эффект песне дает сведение, сравните эти два фрагмента. Посмотрите, как простые операции украшают звучание композиции.

Мастеринг

Как записать песню, мастеринг музыки

Мы наконец-то достигли финишной прямой, заключительного этапа работы над качественной песней. Добро пожаловать в таинственный мир мастеринга!

Мастеринг — это последний шаг перед тем, как песня увидит свет. Начинающие музыканты зачастую путают мастеринг со сведением и думают, что именно мастеринг заставляет песню звучать круто. На деле мастеринг — это самый тонкий и едва заметный этап во всей работе над треком.

Изначально мастеринг представлял собой процесс подготовки аудиоматериала к записи на источник — виниловую пластинку, кассету или компакт-диск. В целом, это справедливо и по сей день, хотя постепенно звукорежиссеры во время мастеринга стали проводить дополнительную обработку аудио эквалайзером, компрессором, максимайзером и другими эффектами и процессорами.

Я не буду вдаваться в рассуждения о сложности мастеринга и рассказывать о том, что в музыкальной индустрии существуют студии и звукорежиссеры, специализирующиеся только на этой процедуре. Вместо этого я предлагаю вам простой и понятный чек-лист из двух шагов, объясняющий, что вы должны сделать с песней перед тем, как показать ее всему миру.

Шаг 1. Сравнение с профессиональным миксом (референс-трек)

После того, как вы свели песню, пришло время убедиться, что она звучит не хуже профессиональных записей. Процесс сравнения с референс-треком — одна из самых эффективных вещей, которую вы можете сделать для заключительного улучшения своей песни.

Возьмите профессиональный микс в том же стиле, импортируйте его в проект. Затем уменьшите громкость про-записи до аналогичного вашей работе уровня. Делая профессиональную запись громче и тише своего трека, вы сможете понять, чего не хватает саунду песни для достижения похожего, коммерческого, качественного звучания.

Порой небольшая пост-обработка эквалайзером на мастер-канале может внести существенные изменения в звучание всей песни. Это, в свою очередь, приблизит саунд вашего трека к профессиональной записи и сделает общую картину качественнее.

СОВЕТ ПО МАСТЕРИНГУ

Обработка при мастеринге (эквализация, стереорасширение) не должна выбивать микс за пределы пиковых значений (к лимитеру это не относится). Проблема человеческого восприятия в том, что более громкие звуки кажутся нам более качественными, но это обман. Всегда следите за показаниями системы мониторинга!

Шаг 2. Выведение громкости микса на коммерческий уровень

Теперь, когда ваш микс стал ближе к профессиональному примеру, пришло время вывести громкость на стандартный для индустрии уровень.

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда миксдаун проекта при прослушивании в машине или через аудиосистему звучит намного тише в сравнении с другими песнями или тем, что мы слышали в окне DAW.

Секрет успеха в вопросе итоговой громкости — лимитер. Чтобы обработать сигнал лимитером, вам не нужно дополнительное программное обеспечение для мастеринга, все средства уже есть в вашей DAW. Поместите лимитер на мастер-канал и доведите громкость до нужного уровня, или воспользуйтесь скоростной методикой из видео ниже.

Конечно, мастеринг — это более комплексная процедура. Тем не менее, в условиях домашней студии вам нужно сделать две основные вещи: сравнить свой трек с профессиональным миксом и воспользоваться лимитером для достижения коммерческих уровней громкости. Этого будет более чем достаточно для песен, которые вы выложите в Интернет.

Как записать песню: 6 этапов создания качественного трека

Время делать музыку

Вот и все. У вас на руках есть карта действий, которые необходимо совершить, чтобы получить качественную запись в своей домашней студии. Теперь вы знаете, что качественный трек начинается с написания хорошей песни и аранжировки, процесс записи — это момент, где происходит магия, а любые слабые места инструментов можно скрыть во время сведения.

У вас есть вся необходимая информация для того, чтобы создавать качественную музыку. Все, что вам осталось — начать этим заниматься! Единственный гарантированный способ создания качественной музыки — постоянное написание, запись, сведение и выпуск музыки. Добиться лучших результатов можно только через постоянную практику. Самое классное в этом то, что постоянная практика приносит вам удовольствие, ведь вы — музыкант.

Если вы любите музыку, поете или играете, наверняка вам приходила в голову идея — что если написать песню самому? Написание песен замечательно подходит для тех, кто ищет творческого самовыражения и чего-то вдохновляющего в жизни. Именно поэтому психологи рекомендуют всем людям заниматься творчеством — выражать себя, проявляться, отводить душу. А еще — песня это незабываемый подарок, например для любимого человека.

Сегодня поговорим о том, как же можно написать песню самому в домашних условиях, не имея музыкального образования, и не обладая абсолютно никаким опытом.

С чего же начать — и откуда брать вдохновение?

Если вы хоть раз в день слушаете музыку, напеваете себе что-то под нос или очень любите петь в машине — то любовь к музыке у вас уже есть! А вот вдохновение… откуда же его брать и почему вокруг этой темы так много сомнений?

На самом деле все очень просто. Вдохновение — это не что-то неуловимое и магическое. Оно посещает любого человека в течение дня несколько раз. Самое главное — не дать себе упустить идею и записать пришедшие в голову строки (или историю, эмоцию). Например, это может быть услышанная краем уха история из общественного транспорта, или приснившийся сон, прочитанная новость в газете, и часто — эмоциональное событие в вашей личной жизни. 

Например, песню «A day in the life» группы Beatles Джон Леннон написал после того, как узнал из газеты о гибели в автокатастрофе друга.

А известная баллада о любви Эда Ширана «Perfect» посвящена Шерри Сиборн — девушке Эда, с которой они были знакомы со школьных лет.

Структура песни — из каких частей она состоит?

Обычная поп песня строится по следующей форме:

1) Первый куплет

2) Пред-припев (не обязательно)

3) Припев

4) Второй куплет

3) Пред-припев (не обязательно)

4) Припев

5) Бридж (не обязательно)

5) Припев

Например, песня группы Bon Jovi «Livin on a prayer» (только начала частей):

1) Первый куплет:

Tommy used to work on the docks

Union’s been on strike …

2) Пре-припев

We’ve got to hold on to

What we’ve got …

3) Припев

We’re half way there

Livin’ on a prayer …

4) Второй куплет

Tommy’s got his six string in hock

He’s holding in what he used …

5) Пре-припев

We’ve got to hold on to

What we’ve got …

6) Припев

We’re half way there

Livin’ on a prayer …

7) Бридж

We’ve got to hold on ready or not

You live for the fight

When it’s all that you’ve got

8) Припев

We’re half way there

Livin’ on a prayer …

Но конечно же бывают и песни, состоящие только из куплетов и припевов — и даже просто из нескольких куплетов подряд)))

Как написать текст песни?

В первом куплете, как правило, артист задает тему, в общих чертах объясняет ситуацию или персонажа, о котором пойдет речь в песне. Хорошей идеей будет начать песню с вопроса — так вы точно сразу вовлечете слушателя и четко обозначите проблему.

К примеру в первом куплете песни о любви, артист, скорее всего немного расскажет о том, как он жил до этого, а далее о том, что с ним случилось и какие эмоции он испытывает теперь.

Возьмем песню Полины Гагариной «Обезоружена»

Всё пройдет, а ты останешься — и для этого есть миллион причин.

Мне одной теперь не справиться. Ты мне необходим.

Соединились наши орбиты. Мы видим мир, которого нет.

Что к тебе тянет, будто магнитом — ни для кого уже не секрет.

Первый куплет — это введение в историю.

Далее — первый припев. Главная задача сонграйтера — сделать припев запоминающимся. Часто в припеве есть «Хук» — короткая мелодическая, ритмическая или просто словесная зацепка, крючок. И конечно припев — это эмоциональная кульминация, обобщение всей песни в нескольких словах, главный смысл всей песни.

Я обезоружена, ведь ты очень нужен мне!

Ты очень нужен мне; нужен мне, нужен мне!

Легенда разрушена. Я обезоружена!

Ты очень нужен мне, нужен мне, нужен мне!

Бывает в припевах даже нет текста. Просто запоминающаяся, пропетая на одной гласной мелодия (например, в песне “Просвистела” группы ДДТ).

Второй куплет — это, как правило, объяснение вариантов решения проблемы, обозначенной в первом куплете. Если мы берем тему влюбленности, то одним из решений будет соединение двух влюбленных сердец и обещание быть вместе. Так и описано в тексте песни Гагариной.

Сердце, словно хрупкое стекло, ты пожалуйста его убереги.

Чтобы с нами не произошло, — от меня не беги.

Соединились наши орбиты. Мы видим мир, которого нет.

Что к тебе тянет, будто магнитом — это давно уже не секрет.

В бридже (если он есть) может быть эмоциональное подведение к последнему повторению припева, или мысли немного «в сторону». Но так же заменой бриджа может быть небольшой проигрыш, или припев, звучащий более тихо, как, например, в песне «Обезоружена». 

Последний припев — самая пиковая эмоциональная точка в песне. Именно поэтому на последнем припеве часто немного меняется мелодия, используются более высокие ноты, добавляются еще дорожки вокала и музыкальные инструменты.

Лайфхак: попробуйте в начале написать историю, затем по ее мотивам написать стих и наложить его на мелодию. Так делают очень многие опытные сонграйтеры.

Как придумать музыку — без таланта композитора?

Есть четыре способа сочинить приятную мелодию к своей песне, если вы не Игорь Крутой))

1. Первый — включить минус любой знаменитой песни и попробовать напеть под нее свою мелодию. Вы удивитесь, но очень многие песни написаны на одну и ту же гармонию (аккордовую последовательность). То есть на один и тот же минус можно спеть сразу несколько песен!

Например, на этом видео знаменитый британский музыкант Эд Ширан доказывает, что он может сыграть абсолютно любую песню в жанре поп, используя только четыре аккорда!

2. Второй способ подходит для тех, у кого есть музыкальный инструмент, например, гитара, фортепиано или укулеле. Вы можете играть цепочку аккордов на вашем инструменте, а затем на нее сочинить мелодию песни! Например, есть очень красивая гармония, состоящая из аккордов C (до мажор), G (соль мажор), Am (ля минор), F (фа мажор). На ней строится множество песен в рок и поп музыке, например, песня The Beatles «Let It Be».

Можно экспериментировать с аккордами, подбирать их по слуху, пробовать разные гармонии и искать ту, которая вам будет по душе и которая натолкнет вас на сочинение вашей мелодии.

Мелодию можно сочинять сразу со словами, а можно петь по слогам или даже на выдуманном языке — этот способ также очень распространен у сонграйтеров. После того, как у вас родилась мелодия, очень часто слова приходят сами.

3. Третий способ — написать песню уже на готовый бит (инструментал, который создают музыканты на продажу). Эти инструменталы стоят недорого и есть десятки сайтов, где их можно послушать, оплатить и скачать (подробнее — в нашей статье про Минусовки современных песен).

Это, пожалуй, один из самых распространенных современных способов сонграйтинга, он сильно сокращает время написания песни — и так работают многие звезды. Сочинив мелодию со словами на бит, вы уже получаете почти готовую песню, которую остается только записать на студии и выпустить!

4. И четвертый способ — найти музыкантов-единомышленников, с которыми вы сможете собраться в музыкальный коллектив и вместе творить аранжировки, мелодии и тексты.

Что делать с песней дальше?

Теперь пришло время решить, что делать дальше — оставить песню в акустическом варианте (исполнять под гитару, фортепиано), или создать полноценную аранжировку (минусовку). За аранжировкой вы можете обратиться к битмейкерам, композиторам и аранжировщикам — эти специалисты помогут вам сделать полноценный аккомпанемент к вашей песне. 

Песню, написанную под аккорды, вы уже можете исполнять своим близким, или даже выступать с ней, аккомпанируя себе, или в дуэте с кем-то.

После того, как вы сочинили песню, ее нужно подготовить к записи на студии — поработать над вокалом, сочинить вокальную аранжировку. В этом вам с удовольствием помогут педагоги нашей школы. Так же многие ученики школы сочиняют песни с нуля, выпускают синглы и успешно выступают со своими авторскими песнями!

Начните с пробного онлайн-урока >>>

Вы готовы начать писать песни, но не знаете, с чего начать? Научиться писать песни самостоятельно может быть нелегко, но это, конечно, не невозможно. Немного руководства и практики — и вы сможете превратить свои искры вдохновения в полностью законченные композиции.

Ниже мы расскажем о том, как написать песню за 5 простых шагов. Это пошаговое руководство по написанию песен проведет вас через процесс превращения ваших идей в самостоятельные композиции, и оно хорошо сочетается с
предыдущими постами о написании песен
.

Существует множество способов создания запоминающейся структуры песни, поэтому мы поделимся более индивидуальным подходом. Этот процесс написания песен является полностью настраиваемым и поможет вам построить свои собственные песни с нуля, независимо от того, начинаете ли вы с
аккордовой прогрессии
, текста припева или просто настроения вашей песни.

Мы поделимся некоторыми элементами создания собственной музыки, а также советами по написанию песен, чтобы вы могли создавать музыку, которая хорошо звучит и объединяет других. Научиться писать песни можно всего за несколько минут — давайте начнем!

как написать песню

1. Понять основные элементы песни

Для начала полезно понять основные элементы песни. Вообще говоря, эти элементы можно разделить на две группы: структурные и звуковые.

Вы уже интуитивно понимаете эти различные части. Вероятно, вы могли бы определить их, активно слушая свою любимую песню. Всякий раз, когда меняется настроение или происходит переход к другому разделу, вы слышите изменения в структуре песни. Учитывая это, вот словарь, который вам понадобится для классификации этих элементов.

Структурные элементы

Это части песни, которые собираются вместе, чтобы создать целое произведение. Каждый из этих элементов служит строительными блоками для общей структуры песни.

  • Стих:
    Стихи в песнях
    обычно занимают больше всего времени, и именно в них слушатель получает больше всего информации о говорящем/певце. В песнях, основанных на лирике, именно здесь певец рассказывает историю. Повторяющийся припев обычно окружает куплет. Стихи обычно не повторяются, но в них может использоваться та же мелодия, что и в другом стихе.
  • Припев: Это блестящие, повторяющиеся моменты в песне.
    Припев обычно является наиболее существенной частью
    мелодии песни, и он часто полностью повторяется с тем же
    кадансом
    и мелодией. Припевы включают в себя
    крючок,

    под которым понимается фраза или мелодия, призванная закрепиться в вашей голове. Припев, поддерживаемый куплетами, обычно короче и запоминается лучше.
  • Припев: Припев — это дополнительный повторяющийся мелодический раздел, который, что неудивительно, идет непосредственно перед припевом.
  • Мост:
    Мост
    — это раздел, который контрастирует с остальной частью произведения. Это может означать другую мелодическую структуру, разнообразный ритмический рисунок или и то, и другое. Мосты выделяются и могут помочь создать напряжение перед финальным припевом или возвращением к куплету.

Некоторые типичные структуры песен включают:


  1. КУПЛЕТ — ПРИПЕВ — КУПЛЕТ — ПРИПЕВ

  2. ВСТУПЛЕНИЕ — КУПЛЕТ — ПРИПЕВ — КУПЛЕТ — БРИДЖ — ПРИПЕВ

  3. КУПЛЕТ — ПРИПЕВ — БРИДЖ — ПРИПЕВ

Это все общие шаблоны, но не чувствуйте, что вы должны придерживаться их для достижения успеха. Просто помните, что каждый раздел должен добавлять слушателю какую-то ценность. Например, второй припев может показаться больше или длиннее первого, даже если эти части более или менее копируют друг друга.

Звуковые элементы

Это основные звуковые элементы, которые вам нужно будет учитывать в процессе работы над текстом.

  • Ритм:
    Ритм вашего трека
    придает композиции энергию и грув. Вы должны думать о ритме, когда определяете, как каждый раздел должен перетекать в следующий. Важно учитывать, как ритмически сочетаются различные мелодии и строчки куплетов, но также необходимо учитывать ритм каждого звукового элемента во всей песне.
  • Аккорды и басы: Аккорды и басы служат основой для вашей мелодии. Эти структурные элементы обычно в некоторой степени повторяются. Повторение позволяет мелодии выделиться на фоне аккордов или баса. Аккорды создаются с помощью нот в ключе вашей песни. Если вы не знаете,
    как создать сильную аккордовую прогрессию
    , вы можете найти видео или ресурсы в Интернете, или просто позаимствовать ее из ваших любимых песен.
  • Мелодия: Мелодия относится к строке нот, которая выделяется среди других структурных элементов. Мелодия может исходить как от вокала, так и от различных инструментов.

Помните, что в любой композиции нет ничего неизменного. Не все песни построены одинаково или в них представлены все важные элементы. Тем не менее, эти рекомендации могут быть полезны, когда вы только начинаете. Все они представляют собой
полезные инструменты для написания песен
и словарный запас, который вы можете использовать для передачи отличных лирических и мелодических идей другим музыкантам.

2. Найдите то, с чего можно начать

Теперь, когда вы поняли
основные элементы песни
, пора приступать. Лучший способ начать — сначала придумать один из звуковых элементов и отталкиваться от него. У вас есть мелодия в голове? Запишите ее на голосовые заметки. Больной бас? Отметьте его в
вашей DAW
. Отличный ритм? Запишите его и начните нанизывать на него. Поиск вдохновения должен быть плавным, игривым процессом.

Чаще всего я предпочитаю начинать с создания аккордовой прогрессии. Это часто самый простой способ вдохновиться и начать строить что-то на ее основе. Изучение основ теории музыки может быть невероятно полезным на вашем пути музыканта. Вы можете начать с поиска распространенных аккордовых прогрессий в Интернете или даже с использования MIDI-пакета аккордов.

Дальше импровизируйте сами с собой. Что вы можете добавить к проге, чтобы она на 10% приблизилась к звучанию полноценного трека? На этом этапе записывайте все, что приходит в голову, и сохраняйте это на потом.

Не существует единственно верного способа написать песню. Главное — создать основополагающий элемент, который вдохновляет настолько, что его можно построить на основе самого себя. Вот несколько примеров того, как можно построить песню с нуля.

Начните с идеи

Если вы прирожденный словесник,
возможно, имеет смысл начать с текста
. Некоторые авторы песен считают полезным провести мозговой штурм своих мыслей, чтобы определить тему для своей песни. Выбрав тему, вы можете позволить себе свободно писать о том, о чем идет речь.

Некоторым может быть полезно создать концепцию песни, задав вопрос. Например, «Что заставляет вас чувствовать себя дома лучше всего?», «Как вы относитесь к Х?», «Что вам не нравится в Х?» — все это может послужить
подсказкой для песен
.

Вы просто хотите найти что-то, что заставляет ваши идеи течь, будь то вопрос, мозговой штурм или спонтанное начало вдохновения. Использование эмоционального тона при написании песен может помочь вам быть более уязвимым по отношению к аудитории, что очень важно для привлечения преданных слушателей.

Отсюда начинайте формулировать свои идеи в виде последовательных строк, желательно с рифмой. Полный набор текстов может послужить опорой для мелодии, аккордов и остальной части трека. Ключевой концепцией является конкретизация одной части композиции, чтобы у вас был прочный фундамент, от которого можно отталкиваться. Создайте лирический лист для различных идей.

Для инструментальных песен или песен без текста может быть полезно провести мозговой штурм идей, которые вы хотите передать.

Допустим, вы создаете песню как часть партитуры для фильма — может быть полезно написать различные сигналы, эмоции и точки, в которых вы хотите переключить трек с одной звуковой идеи на другую. Независимо от того, есть ли в вашей песне текст или нет, небольшое предварительное планирование может принести много пользы.

Начните с инструмента

Хотя некоторые считают, что авторы песен — это только те, у кого есть гитара или фортепиано, вы можете практически построить песню на основе любого звука или инструмента. Постройте струну, ноты или мелодию и запишите ее с помощью нотной бумаги.

Для менее классического метода вы можете напевать ноты в приложении голосовых заметок вашего телефона. Экспериментируйте с различными комбинациями нот до тех пор, пока не появится определенная струна или две.

После того, как у вас появились мелодические идеи, вы можете начать подбирать к ним ритм или текст. Таким образом, один из элементов процесса естественным образом перетекает в другой.

Начните с ритма

Если вы более склонны к ритмике, начните с создания идей барабанов или ритмов. После того как вы создадите несколько идей, которые вас устроят, вы можете начать импровизировать на их основе, используя инструмент, звук или вокальную мелодию. В качестве альтернативы вы можете собрать воедино ритм и определить, какой текст имеет смысл в ритмической фразе.

Как видите, существует множество путей к успешному написанию песен. Все, что вам нужно сделать, это выбрать, с какого элемента вы хотели бы начать, и отталкиваться от этого.

как создать песню

3. Экспериментируйте с мелодией

После того как вы создали основу песни, пришло время
начать добавлять мелодии
. Вы можете обнаружить, что мелодические идеи приходят к вам сами собой. В качестве альтернативы вы можете
использовать шкалу для построения мелодических линий
. Создавайте различные мелодические фразы и записывайте их в DAW или в голосовые заметки, чтобы иметь возможность вернуться к ним позже.

Не зацикливайтесь на том, куда пойдут те или иные элементы (например, какая мелодия подойдет для припева, а какая для куплета). Если кажется, что кто-то естественно вписывается в ту или иную роль, это замечательно, но помните, что вы всегда можете доработать эти идеи позже.

Одно из упражнений, которое мне помогает, — это проигрывание аккордовой прогрессии по кругу и импровизация мелодий с использованием бессмысленных слов, таких как «da» или «la». Я записываю свои ноты в голосовые заметки, а затем добавляю к ним тексты песен.

Если вы не находите мелодии, которые хорошо сочетаются с вашим голосом или инструментом, вы всегда можете сделать шаг назад и скорректировать свое начальное звучание.

как написать хорошую песню

Совершенствование собственной мелодии

Если вы уже создали мелодии куплетов и припевов на предыдущем этапе, вы можете использовать этот раздел как время для доработки того, что вы уже создали. Одна из лучших вещей в написании песен заключается в том, что нет одного способа добраться до желаемого места назначения. Возьмите свои нечетко сформированные идеи песен и начните редактировать их с помощью тонкого слуха. Есть ли мелодия куплета, которая сияет над остальными? Не слишком ли длинная или слишком короткая мелодия припева? Начните думать об этих небольших изменениях, чтобы вы могли построить сильную структуру песни с помощью мелких деталей.

4. Написание текстов и создание структуры

После создания мелодий можно приступать к написанию
текстов
. Вы можете использовать эти тексты, чтобы они вписывались в мелодическую структуру, которую вы уже создали.

Проведите мозговой штурм различных тем, о которых вы хотели бы написать. Отсюда вы сможете придумать слова, которые вписываются во фразировку вашей мелодии. Также полезно рифмовать строки, чтобы придать песне больше плавности и связности.

К этому моменту вы должны быть в состоянии собрать воедино всю песню. Начните планировать, где будут находиться припев, куплет и бридж. Не стесняйтесь слушать некоторые из ваших любимых песен и ссылаться на их структуру. Совершенно нормально слушать поп-песни и следовать тому же формату, чтобы убедиться, что ваша песня хорошо организована.

Когда структура, текст и мелодия будут хорошо сочетаться друг с другом, вы можете начать репетировать эти части в сочетании друг с другом.

Построение вашей песни

Если вы обнаружили, что ваша песня не выстраивается естественным образом, вы можете использовать более распространенную структуру песни, например, паттерн ABAB. Эти паттерны работают за счет того, что определенные разделы повторяются в течение всего времени звучания песни. Каждый звуковой структурный элемент может соответствовать отдельной букве. Например, куплеты могут быть отнесены к букве А, припев — к букве В, а бридж — к АВС.

Обычная структура поп-песни
может быть такой: ABABCB. Если вы не уверены в том, как построить свою песню, вы можете найти дополнительные шаблоны в Интернете. Если ваша песня не соответствует традиционной структуре, не расстраивайтесь! Есть песни, ставшие хитами по шаблону, но есть и много успешных песен, которые не следуют определенной схеме.

Совершенствование вашей лирики

Для многих не составляет труда научиться писать песни, скорее понять, как написать отличную песню. Хотя создание чего-то «хорошего» является в некоторой степени субъективным, текст играет важную роль в структуре песни, поэтому вам захочется уделить этому дополнительное время, пока вы учитесь писать песни.

Подумайте о том, какие строчки текста могли бы привлечь вас как слушателя. Передает ли название вашей песни что-то родственное? Включено ли название песни в текст припева для лучшего запоминания? Хотя это может показаться незначительной деталью, не забывайте, что первым впечатлением слушателя от трека часто является название.

Поработайте также над структурой текстов куплетов и припевов. Многие авторы
хитовых песен
используют знакомые и близкие концепции, чтобы установить связь со своей аудиторией. Вся ваша песня должна рассказывать историю или рисовать картину для того, кто ее слушает.

Вы можете представить себе структуру песни как имеющую начало, середину и конец, подобно истории. Написание текстов на мотив различных мелодий может быть быстрым способом увидеть, что подходит, а что нет в общей структуре песни.

Хотя
важно создать запоминающийся крючок
, не используйте это как оправдание для пренебрежения песенной структурой остальной части вашего трека. Убедительный первый куплет может привлечь слушателя к неслышимому припеву. Сочинение музыки — это общение с другими людьми, поэтому убедитесь, что ваша песенная форма поддерживает это и доступна для широкого круга людей.

Добавление интереса

После того, как вы выработали основную аккордовую прогрессию, мелодию, текст и разделы, настало время добавить все дополнительные мелочи. Отрегулируйте текст, чтобы узнать, нет ли общих глаголов, которые можно заменить на более описательные слова действия.

Это отличное время для добавления новых звуков в вашу музыку, чтобы удержать слушателей на протяжении всего трека. Ваша основная идея должна оставаться более или менее неизменной на этом этапе, но все, что вы добавляете поверх уже существующей музыки, должно служить для того, чтобы подчеркнуть лучшие продающие моменты вашего трека.

Завершите свою песню

Первое впечатление важно, но не менее важно и хорошее завершение! Определите, как бы вы хотели закончить свой трек.

Для многих это означает использование одного большого финального
припева, который оставляет крючок
в голове слушателя.

Для других это может быть просто медленное, но верное угасание трека.

Подумайте о том, что имеет наибольший смысл для эмоционального и звукового восприятия трека. Какой особенный текст вы можете вставить в конец песни, который слушатель захочет пересмотреть? Что делает ваш трек воспроизводимым?

5. Уточните свой трек

Во время репетиции песни вы можете заметить, что некоторые слова нужно подправить, чтобы они гармонично сочетались с мелодией, или что одна часть звучит лучше рядом с другой. Не бойтесь редактировать и дорабатывать свой трек!

Это также может помочь отвлечься от работы и вернуться к ней на следующий день или неделю. Иногда, чтобы создать свою лучшую работу, вам нужен свежий взгляд со стороны.

К счастью, с практикой этот процесс со временем станет легче. Прежде всего, не забывайте, что не существует одного хорошего способа написать песню. Вместо этого определите процесс, который подчеркивает вашу продуктивность и креативность.

Не бойтесь перезапускать

Иногда заготовленная песня может послужить первоначальным вдохновением для вашей следующей песни. Ваша первая песня не обязательно должна быть идеальной. Просто помните, что если вам трудно превратить грубую идею в полностью сформированную песню, нет ничего плохого в том, чтобы начать заново.

Вы захотите взять за привычку дорабатывать как можно больше идей песен, но процесс создания песни неизбежно поможет вам отточить свои навыки как автора. Великие песни обычно рождаются в результате большой практики, поэтому не будьте слишком строги к себе, если вы обнаружите, что застряли на одной песне.

Получить обратную связь

Один из лучших способов усовершенствовать свою песню — получить обратную связь от тех, кому вы доверяете. Во многих случаях мы привыкаем к тому, как звучат наши песни, просто в силу того, что работаем над ними часами напролет в вакууме. Как только вы почувствуете, что создали песню, которой стоит поделиться, самое время узнать, что думают другие.

Получение критических отзывов может быть отрезвляющим процессом, особенно если вы к этому не привыкли, но помните, что конечная цель каждого — помочь вам улучшить вашу песню. Некоторые могут найти, что ваша песня звучит хорошо, в то время как другие могут предложить другую аккордовую прогрессию, текст припева и т.д.

Хорошая новость заключается в том, что вы сами решаете, прислушаться к чьему-то совету или нет. Я рекомендую обращаться за советом к известным авторам песен и музыкантам, а также к обычным слушателям. Это позволит вам получить более разнообразные советы, что даст вам наибольший потенциал для улучшения вашей песни.

Если у вас нет доступа к обратной связи лично, вы можете попросить об этом в Интернете. На Soundcloud, Reddit и т.д. есть места, где вы можете попросить отзыв на песню вашего приятеля. Такая практика поможет вам увидеть сильные и слабые стороны вашей собственной музыки, что, несомненно, поможет вам расти как артисту и автору песен.

Попробуйте, попробуйте еще раз

Некоторые песни пишутся без особых усилий, но чаще всего за хитовой песней скрываются часы работы и необработанный материал. Ваш первый набросок не всегда может дойти до окончательной формы песни, и это нормально.
Советы по написанию песен могут быть полезны
, но лучший учитель — это время, потраченное на участие в мире написания песен.

Начните писать регулярно, чтобы увидеть, как ваши навыки написания песен начинают развиваться. К счастью, у вас уже есть все необходимые инструменты для написания песен — вам просто нужно быть достаточно смелым, чтобы написать много-много песен, чтобы найти тот самый хит.

написание песен

Как написать песню Вопросы и ответы

Если вы все еще не знаете, как написать песню, вот набор часто задаваемых вопросов и ответов на них, которые помогут вам углубить свое понимание написания песен.

Каждый ли может написать песню?

Если коротко, то да! Любой человек может написать песню, если он хочет использовать свой творческий потенциал. Научиться этому не всегда легко, но написание песен — это такой же навык, как и любой другой, а значит, со временем его можно совершенствовать.

Помните, что первый набор песен, скорее всего, будет самым сложным, а со временем станет легче. С небольшой практикой написание собственной песни будет казаться второй натурой.

Трудно ли писать песни?

Процесс написания песен каждый раз может быть разным, что означает, что в одних случаях он может быть трудным, а в других — простым. 

Создание собственных песен, безусловно, требует практики, но если вы будете заниматься процессом написания песен более регулярно, то обнаружите, что вам становится все легче наткнуться на отличную песню. Научиться писать песни может быть сложно, но создать хорошую песню может быть легко при достаточной практике.

С чего начать песню?

Вы должны
начинать песню с того, что кажется
вам
наиболее естественным
в данный момент. Одна из лучших сторон написания песен заключается в том, что это плавный процесс — то есть вам не обязательно придерживаться одного метода, а не другого. Вы можете начать свою песню с написания текста или начать сессию с нескольких убийственных аккордовых прогрессий.

Иногда проще всего иметь в голове определенную структуру песни, чтобы заставить творческие соки течь. Просто знайте, что любой способ написания песен, который вы выбрали, является правильным, если только он заставляет вас писать!

Сколько в среднем длится песня?

В среднем, длина большинства песен составляет около 3 минут. Однако многие песни могут быть длиннее или короче в зависимости от послания, жанра и общей композиции.

Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, сколько длится песня, возможно, будет полезно сосредоточиться на том, чтобы слушатель оставался вовлеченным в течение всего времени звучания вашей композиции.

Можете ли вы быть певцом, не сочиняя песен?

Если сочинение песен не является вашей сильной стороной, не расстраивайтесь! Вам не обязательно быть автором песен, чтобы стать певцом.

На самом деле, многие известные певцы не полностью пишут свои песни. Во многих случаях песня пишется несколькими авторами, а исполняется одним певцом.

Как узнать, хороша ли песня, которую вы написали?

Музыка, как и любой вид искусства, субъективна, поэтому невозможно определить, хороша ли ваша песня на 100%.

Однако, если ваша песня запоминается или запоминается каким-то образом, слушатели, скорее всего, будут слушать ее регулярно или создадут эмоциональную связь с ней. Это должно лечь в основу написания песен, так как вы должны стремиться к созданию запоминающихся мелодий и запоминающихся текстов.

Является ли написание песен хорошей карьерой?

Написание песен может стать отличной карьерой для тех, кто готов приложить усилия. Как и в большинстве творческих отраслей, поиск вакансий в сфере написания песен, обеспечивающих стабильно высокую зарплату, может быть весьма конкурентным.

Хотя, если вы готовы оттачивать свое мастерство, вполне возможно, что вы получите должность студийного автора песен, регулярно помогая широкому кругу исполнителей.

написание песен

Сколько времени уходит на написание песни?

Время, необходимое для создания песни, сильно варьируется в зависимости от индивидуальной композиции. Это может быть несколько часов, а может занять несколько месяцев.

Важно не то, сколько времени у вас ушло на это. Продуктивнее сосредоточиться на том, закончили вы песню или нет. Вы можете обнаружить, что становитесь более эффективным автором песен, когда практикуетесь в сочинении.

Как проверить, является ли моя песня оригинальной?

Возможно, что вы непреднамеренно заимствовали идеи из других популярных песен, поэтому нелишним будет проверить оригинальность вашего текста через поисковую систему, например, Google. Если вы создаете собственные мелодии и тексты, ваша песня, скорее всего, будет признана оригинальной. Не используйте образцы других песен в своих композициях, если вы не получили разрешение от оригинального исполнителя.

Как начать писать музыку?

Написание музыки может показаться сложной задачей, но у вас должно получиться, если вы дадите себе шанс поиграть со своими звуковыми и творческими инстинктами. Вы можете начать писать песню на основе эмоций, мыслей или даже просто воображаемой ситуации.

Песни — это более или менее мелодичные истории, поэтому хорошей идеей может быть сначала написать текст, а потом уже добавлять ноты. Как только вы разберетесь с одной песней, написать вторую будет еще проще.

Что, если моя песня звучит как другая песня?

Часто песни похожи одна на другую. Если с вами такое случилось, вы всегда можете поменять пару нот в мелодии или попробовать исполнить песню в другом ключе, чтобы придать ей оригинальности. Также обратите внимание, что аккордовые прогрессии не могут быть защищены авторским правом, поэтому вы можете свободно использовать ту же прогрессию, что и в одном из ваших любимых треков.

Надеемся, что из этой статьи вы почерпнули для себя множество отличных способов написания музыки. Наслаждайтесь процессом творчества и начинайте писать!

Как быстрее написать свой собственный трек? Даю несколько практических советов.

Работайте сначала на длину композиции. Изначально накидав демо — 🟦 тут же допишите вокруг него пару дополнительных частей. Давайте для наглядности обозначать эти части цветными квадратами 🟥…🟦…🟧 ⠀

То есть, если вам пришла идея припева 🟦 и вы ее записали — сразу сделайте примерный вариант куплета/ прехоруса/ бриджа (вы ещё точно не знаете, что есть что, так что просто допишите то, что сгенерируете, сделайте детали конструктора) 🏗 = 🟥🟦🟥 ⠀ 🖥 Потом скопируйте то, что получилось и получите уже 1,5 — 2 минуты материала😎 ⠀

Далее так же сгенерируйте часть «С»🟧 используя сотни вариантов, близких вам или концепции трека итд. В конце, к примеру, пойдет двойной припев. 🟥🟦•🟥🟦•🟥🟧🟦•🟦 ⠀

На данном этапе вам не надо думать о построении гениальных последовательностей аккордов, о внезапных стопах, точках😕 Ваша главная задача — сделать 2-3 минуты демо-материала. Используйте микрофон. Можно любой, хоть от ноутбука.

Если у ВАс есть желание, можно взять вдохновение с треков отличной радиостанции — Хиты DFM доступны для всех желающих 24/7, теперь Вы можете не только расслабиться, но и подкопить своего вдохновения! 

Включаем наш демо-трек, ставим на запись и наговариваем, напеваем буквально все, что хотим воплотить в этом треке. На деле это выглядит так: «здесь бас тумм туммм», «здесь FX вуфффф, пыщ» ⠀

Почему важно чаще прибегать к этим способам🧐 ⠀

1. Выбирайте: После 1-2 часов работы у вас будет ЛИБО 30 секундная, пусть и вылизанная, но ни к чему не привязанная демка, с которой нечего делать 🤷🏻‍♂️ ЛИБО спустя то же время 2-3 минутный потенциальный трек с наметившейся концепцией. 😎 ⠀

2. Таким образом вы закладываете более целостный фундамент в вашу композицию за короткий период времени.🤓 ⠀

3. Получившийся фундамент освобождает ваш мозг 🧠 для новых творческих идей, так как вам больше не приходится держать в голове мысли «что ж там ещё дописать, чтоб длиннее было». Рождается больше идей. Вы думаете уже о нюансах, точках, стопах итд.💡 ⠀

4. Вы прокачиваете навык быстрого написания треков, т.е. повышаете свою продуктивность.⌚️💷 ⠀

5. Вы пишете больше музыки, 🧙🏻следовательно, повышаете шанс заявить о себе и своём творчестве🔝 ⠀

P. S. Напишите, пожалуйста, в комментах отзыв о данном посте, полезно ли, согласны или нет и почему)😉 


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Любому человеку под силу написать песню! Для этого потребуются лишь базовое умение играть на мелодическом музыкальном инструменте, например, на гитаре или фортепиано, и знание надлежащей методологии работы. А если вы умеете придумывать различные идейные задумки мелодий, сочинять песенную лирику и объединять все это воедино, то вполне можете считать себя автором песен. Возможно, что вскоре непостижимым для себя образом вы уже будете исполнять свою песню на сцене перед ревущей от восторга толпой поклонников!

  1. Изображение с названием Write a Song Step 1

    1

    Определитесь с жанром сочиняемой песни. Различные музыкальные жанры обладают определенными специфическими особенностями, которые при желании можно использовать в своей песне. Если вы стремитесь написать песню в русском народном стиле, возможно, вы захотите использовать в работе гармонь и строить мелодию и слова к ней под тему утраты и жизненных трудностей. Если вы хотите сочинять в стиле рока, можно, например, работать с электрогитарой и строить мощные аккорды и лирику на тему какого-нибудь восстания.[1]

  2. Изображение с названием Write a Song Step 2

    2

    Выберите темп и музыкальный размер, которые наилучшим образом подойдут для настроения и жанра сочиняемой мелодии. Более быстрые темпы и тактовые размеры лучше подходят для радостных или хаотичных песен, например, в стиле техно или панк-рока. Печальные или эмоциональные песни, например, в народном или в поп-стиле, обычно обладают более медленным темпом и тактовым размером. Если ваша песня не удовлетворяет предложенным вариантам, в качестве темпа можно выбрать для себя нечто среднее, что типично для классической рок-музыки.[2]

    • Например, песня в стиле панк-рока обычно должна обладать быстрым оживленным темпом и использовать размер 4/4 (он состоит из метрических долей, где одна доля представляет собой четвертную ноту длительностью в одну секунду, и таких долей в данном размере четыре).
    • Музыка в стиле регги зачастую основана на синкопированных ритмах, когда происходит смещение сильных и слабых долей мелодии от классически принятых положений, что позволяет придать музыке нетрадиционную атмосферу.[3]
    • Попробуйте поискать в сети, какие ритмы и музыкальные размеры присущи тому жанру музыки, в котором вы хотите работать.
  3. Изображение с названием Write a Song Step 3

    3

    Придумайте базовую мелодию на гитаре или фортепиано. Даже если вы не намереваетесь использовать эти инструменты в конечном варианте песни, они позволят вам легко экспериментировать на этапе создания мелодии. Начните с работы с обычными нотами, такими как до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Держите в уме предполагаемую тематику песни и расположите ноты в таком порядке, который мог бы передать необходимое настроение.[4]

  4. Изображение с названием Write a Song Step 4

    4

    Развейте мелодию, переложив ее в другие мажорные или минорные тональности. Используйте такую тональность исполнения мелодии, которая лучшим образом передаст настроение песни. Экспериментируйте с различными вариантами мелодии, пока не найдете то, что будет правильно звучать и интонировать. Мажорные тональности обычно считаются веселыми, радостными и энергичными. Минорные тональности чаще бывают меланхоличными и эмоциональными.

    • Например, тональность ре минор зачастую считается самой печальной.
    • До мажор — одна из самых радостных по звучанию тональностей.
    • В зависимости от выбранной для песни темы, можно также варьировать мажорные и минорные тональности, чтобы передать разнообразие чувств.
  5. Изображение с названием Write a Song Step 5

    5

    Берите уроки игры на гитаре, если вам нужна помощь в написании мелодий. Чтобы написать песню, не обязательно в совершенстве владеть игрой на гитаре, но знание основ будет отнюдь не лишним (например, вы должны знать, как играются отдельные ноты и берутся аккорды, а также каким образом можно экспериментировать с гитарным строем).[5]
    Можно обратиться за индивидуальными платными уроками игры на гитаре в ближайшую музыкальную школу или же проверить местные объявления, не дает ли кто такие уроки в частном порядке.

    • Также можно попробовать воспользоваться видеоуроками в сети, чтобы отточить уже имеющиеся у вас навыки.
    • Как только вы усвоите основы, начните экспериментировать с мелодиями вашей песни и используйте при этом свою гитару в качестве «помощницы» в развитии идей.
  6. Изображение с названием Write a Song Step 6

    6

    Прибегните к соавторству, если вам нужна помощь в написании музыки. Если вы можете хорошо себе представить составляющие элементы своей песни, но не знаете, как их реализовать, подумайте об обращении к музыкально одаренному другу, чтобы он принял участие в создании нотного текста. Ему можно будет объяснить задуманные вами тему, настрой и смысловое содержание будущей песни, а затем совместно поработать над воплощением замыслов непосредственно в музыке.[6]

    • Если вы не знаете никого, кто мог бы вам с этим помочь, подумайте о публикации объявления на сайтах объявлений и на форумах о том, что вы ищете напарника для совместной работы над песней в режиме онлайн.
  7. Изображение с названием Write a Song Step 7

    7

    Экспериментируйте с музыкальным программным обеспечением, чтобы создать музыку. Если вы не умеете играть на музыкальных инструментах, это не должно вам помешать заниматься сочинением песен! Многие люди пользуются такими программами, как Ableton, чтобы создавать собственную музыку (в особенности те, кто работает в жанре электронной музыки). В программе присутствуют сотни записанных звуков барабанов, басов, аккордов и мелодий, что позволяет пользователю легко управлять ими и комбинировать в бесконечное количество вариаций, чтобы создавать собственные песни.[7]

    • В этой программе можно экспериментировать со звуками синтезатора, эффектами гитары, фильтрами и самыми разнообразными другими опциями.
    • Можно дополнительно приобретать отдельные плагины с библиотеками новых звуков, чтобы добавить их к базовым звукам программы. Ваши возможности просто безграничны.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Halle Payne

    Halle Payne

    Руководитель походов

    Хэлли Пэйн ходит в пешие походы по Северной Калифорнии более 3 лет. Была руководителем походов в программе занятий на открытом воздухе Стэнфордского университета и Stanford Sierra Conference Center, а также вела занятия на открытом воздухе и преподавала принципы этичного поведения в условиях дикой природы.

    Halle Payne

    Halle Payne
    Руководитель походов

    Хэлли Пэйн, певица и автор песен, говорит: «Если вы только начинаете записывать музыку, GarageBand станет отличным вариантом. Если вы хотите микшировать и совершенствовать свои треки, как профессиональный звукорежиссер, можете перейти на платное программное обеспечение, такое как Logic или Pro-Tools. Именно эти программы используют в большинству студий звукозаписи».

  1. Изображение с названием Write a Song Step 8

    1

    Выберите название для своей песни. Возможно, эта рекомендация покажется странной, но один из самых простых способов задумать идейное наполнение песни — это придумать варианты ее потенциальных названий. Чтобы поискать подходящие цепкие или содержательные фразы, посмотрите различные телевизионные шоу, фильмы, почитайте книги, прислушайтесь к повседневным разговорам и запишите все, что вам понравится в блокнот или в телефон. Также можно подождать с заголовком до того момента, когда будут готовы музыка и слова песни. Ни один из подходов нельзя считать чем-то лучше или хуже другого, поэтому поступайте так, как вам будет удобнее.[8]

    • Возможно, будет полезно составить список вопросов, которые могут исходить из названия песни. Тогда в тексте песни (по ходу повествования) можно будет ответить на все эти вопросы.[9]
    • Допустим, что вы решили дать песне название «Отель „Сердцеед”». Задайте себе вопросы: «Что собой представляет этот отель? Что в нем происходит? Где он находится?» Например, Элвис в своей англоязычной песне похожей тематики Heartbreak Hotel ответил по тексту на все эти вопросы.[10]
  2. Изображение с названием Write a Song Step 9

    2

    Сочините цепкую фразу вашей песни. Цепкая фраза должна быть запоминающейся, чтобы она продолжала крутиться в голове снова и снова. Нередко такую фразу можно использовать в качестве названия песни. Обыграйте свои идеи в сочетании с мелодиями, чтобы подобрать оптимальный вариант. Если у вас уже готов список потенциальных названий для песни, поэкспериментируйте с ними, чтобы выяснить, есть ли среди них что-то действительно цепкое. Для этого попытайтесь напеть слова под имеющиеся у вас варианты мелодий.[11]

    • Например, цепкой фразой в песне Песняров «Косил Ясь конюшину» можно считать напев «Лалалалала-лала-ла-лалалалала-лала-ла».[12]
    • В песне Натали «О Боже, какой мужчина» цепкая фраза представлена припевом: «О Боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына. И я хочу от тебя дочку, и точка, и точка!» [13]
    • Цепкая фраза в песне Григория Лепса «Натали» соответствует названию.[14]

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Halle Payne

    Halle Payne

    Руководитель походов

    Хэлли Пэйн ходит в пешие походы по Северной Калифорнии более 3 лет. Была руководителем походов в программе занятий на открытом воздухе Стэнфордского университета и Stanford Sierra Conference Center, а также вела занятия на открытом воздухе и преподавала принципы этичного поведения в условиях дикой природы.

    Halle Payne

    Halle Payne
    Руководитель походов

    Хэлли Пэйн, певица и автор песен, говорит: «Цепкая фраза — это то, что заставляет нас напевать песню снова и снова. По большей части цепкие фразы — это вокальные мелодии, но на самом деле цеплять может и фанк басовая партия или призыв-ответ».

  3. Изображение с названием Write a Song Step 4

    3

    Постройте припев на основе цепкой фразы. Порой сама цепкая фраза целиком может стать вашим припевом. В других случаях она будет представлять собой часть припева (обычно начальную или заключительную). В любом случае припев должен иметь более обобщенный смысл, чем ваши куплеты. Используйте припев как способ резюмировать содержание песни без лишних подробностей.[15]

    • Например, в песне Дискотеки Аварии «Новогодняя» припев рассказывает об ожидании встречи Нового года и связанных с этим надеждах и разочарованиях, но не раскрывает, в чем заключаются эти моменты. [16]
  4. Изображение с названием Write a Song Step 5

    4

    Сочините куплет, который развивает тему, представленную припевом. Куплет должен давать мощное образное описание обобщенной припевом темы, включая в себя конкретные примеры.[17]

    • Так, в приведенном выше примере первый куплет песни «Новогодняя» от Дискотеки Аварии конкретизирует новогодние ожидания описанием ситуации с задержавшимся Дедом Морозом: «Привет, с Новым Годом! Приходит Новый Год к нам и можно свободно ожидать чего угодно. Только где носит того седого старика, который детям подарки достает из рюкзака. Эй, Дед Мороз, приходи, тебя заждались мы и песню твою меня заказывать достали. Покажись нам, не нервируй детей, мы крикнем: „Дед Мороз, э-ге-гей!”»[18]
  5. Изображение с названием Write a Song Step 6

    5

    Напишите еще пару куплетов по той же схеме, что и первый куплет. Когда будет готов первый куплет, последующие два куплета будет легко написать за относительно короткое время. В новых куплетах за основу нужно брать ту же мелодию и использовать тот же стихотворный стиль, которые были заложены в первом куплете, но при этом излагать новую информацию, развивая тему песни.[19]

  1. Изображение с названием Write a Song Step 7

    1

    Решите, будете ли вы использовать проигрыш в вашей песне. Проигрыш представляет собой вариацию припева, которая исполняется лишь один раз и представляет тему песни немного иным образом. Используйте проигрыш для того, чтобы приправить песню новым текстом, положенным на мелодию в иной или в той же тональности, но уже с другими аккордами.[20]

    • Проследите за тем, чтобы внутреннее содержание текста проигрыша было столь же обобщенным, что и текст основного припева. Не вводите в него новой конкретики.[21]
    • Также можно подумать об использовании проигрыша в качестве шанса для демонстрации инструментального соло, если вы хотите подчеркнуть свое мастерство владения конкретным инструментом.[22]
  2. Изображение с названием Write a Song Step 11

    2

    Утвердите финальную структуру песни. Самая распространенная на данный момент структура песни выглядит следующим образом: куплет, припев, куплет, припев, куплет, припев. Но можно поэкспериментировать с другими вариантами структуры, выбрав то, что лучшим образом подойдет для вашей песни. Возьмите уже готовые элементы песни и попробуйте переставить их местами, ввести повторы некоторых из них и так далее. Экспериментируйте, пока не будет получена самая оптимальная структура.[23]

    • Некоторые жанры используют специфичные для них структуры песен. Например, электронная танцевальная музыка чаще всего базируется на следующей структуре: вводный проигрыш, куплет, припев, замедление, куплет, припев, куплет, припев, проигрыш, припев, финальный проигрыш.[24]
  3. Изображение с названием Write a Song Step 15

    3

    Введите партии других инструментов, чтобы придать песне более насыщенное звучание. Закончив работу над основной мелодией и текстом, можно добавить партии для ударных инструментов, бас-гитары и клавишных инструментов, чтобы оживить и акцентировать мелодию. Другие инструменты должны быть задействованы в той же тональности и музыкальном размере, которые вы утвердили ранее.[25]

    • Если вы не знаете, как играть на других инструментах, попробуйте записать базовую мелодию на компьютер, а затем воспользоваться музыкальной программой, такой как Ableton или GarageBand, чтобы ввести в песню новые элементы.
  4. Изображение с названием Write a Song Step 16

    4

    Репетируйте исполнение песни до тех пор, пока не запомните ее. Начните с индивидуального исполнения отдельных частей песни, пока все их не выучите. Затем перейдите к полному воспроизведению всех частей в правильном порядке, пока не добьетесь гладких переходов от одного элемента к другому, когда вам для этого уже не придется мысленно напрягаться.[26]

  5. Изображение с названием Write Song Record

    5

    Выучив песню, запишите ее. Воспользуйтесь для этого телефоном, цифровым записывающим устройством, ноутбуком с соответствующей программой или видеокамерой. Как только запись будет готова, обязательно создайте для нее резервную копию или загрузите ее в облачное хранилище. Так вы никогда не забудете и не потеряете эту песню.[27]

Об этой статье

Эту страницу просматривали 326 294 раза.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать собственный компилятор
  • Как написать собственный игровой движок
  • Как написать собственный браузер
  • Как написать собственный антивирус
  • Как написать собственную программу