Как написать собственный учебник


Загрузить PDF


Загрузить PDF

С учетом растущих цен на учебники, возможно, вам захочется написать свой собственный учебник. Может быть, вы учитель и часто испытывали неудовольствие из-за дорогостоящих учебников, которые не отвечают потребностям ваших учеников. Или вы достигли высокого уровня знаний в какой-то области и хотели бы обобщить их в форме справочника. В последнее время издательский мир в части учебников стал более доступным для писателей и ученых. Немного практики и терпения — и вы научитесь ориентироваться в процессе написания и издания учебников.

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 1

    1

    Определитесь с темой и уровнем знаний аудитории. Важно определиться с этими двумя моментами одновременно, так как от них зависит все: от содержания книги до ее дизайна и рекламной стратегии.[1]

    • Пишите для знакомой аудитории. Если вы работали преподавателем математики в университете, то можете не знать, чем лучше всего привлечь учеников средней школы.
    • Если вы пишете для незнакомой аудитории, вам потребуется соавтор, которому данная аудитория хорошо известна.
    • После того как определитесь с дисциплиной, подумайте, в каких областях современного образования недостаточно хороших учебников. Сможет ли ваша книга заполнить пробелы на рынке?
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 2

    2

    Проведите маркетинговое исследование. Издание учебника — большое дело, намного большее, чем издание журнала или обычной книги. Вам нужно будет исследовать, какие аналогичные учебники уже есть на рынке и сколько они стоят.[2]

    • Четко определите свое уникальное торговое предложение. Это предложение определяет то, чем ваш учебник отличается от аналогичных. Что в нем есть такого, чего нет в других учебниках? Вам придется объяснить издателям и другим преподавателям (своим потенциальным покупателям), почему они должны воспользоваться именно вашей книгой, а не какой-либо другой.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 3

    3

    Поговорите с другими авторами учебников. Вам стоит найти коллег, которые уже издавали учебники, и пообщаться с ними. Пользовались ли они традиционным издательством или издавали книгу самостоятельно? Сколько времени у них ушло на написание и издание книги? Что они хотели бы знать заранее в самом начале работы над учебником?

  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 4

    4

    Пользуйтесь мобильными форматами. Многие учебники сегодня существуют в форме электронных книг. Одни вообще существуют только в электронном виде, другие издаются и на бумажном носителе. Вам следует подумать, как вы адаптируете свой учебник для цифровой аудитории.

    • Собираетесь ли вы создавать для своего учебника сайт, на котором студенты смогут найти практические вопросы для тестирования? Можете ли вы разработать увлекательные игры, чтобы помочь своей аудитории в учебном процессе (особенно это касается учеников младшего возраста). Обдумайте, будете ли вы разрабатывать эти дополнительные элементы к своему учебнику.
  5. Изображение с названием Write a Textbook Step 5

    5

    Приготовьтесь к долгому пути. Написание учебника может занять много времени. Иногда между началом работы и выходом книги из печати проходят целые годы. Готовы ли вы потратить столько времени?

    • Вы влюблены в свой предмет? Если вы увлечены материалом, о котором пишете, это поможет вам преодолеть многотрудный процесс издания учебника. Но если вы просто гонитесь за длинным рублем, вы вряд ли будете удовлетворены вознаграждением за потраченное время и труды над этим проектом.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 6

    1

    Разработайте общий план. Определитесь с общей идеей, какова будет структура книги. Вам могут помочь следующие вопросы:

    • Сколько глав будет в вашей книге? Как вы разделите конкретные темы на главы?
    • Будут ли главы независимыми друг от друга, или учащимся придется прочитать предыдущую главу, прежде чем перейти к следующей?
    • Собираетесь ли вы располагать главы в порядке возрастания сложности материала? Будут ли готовы учащиеся по окончании изучения вашего учебника перейти на следующий уровень знаний об этом предмете?
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 7

    2

    Определитесь, какой самый важный материал нужно обязательно включить в книгу. Разумеется, вы не сможете поместить в один учебник всю информацию о предмете. Поэтому вам придется расставить приоритеты и выбрать самое важное, что должно в него войти.

    • Каковы цели курса, для которого может быть использован учебник? Какие навыки должны быть сформированы у учащихся после прохождения этого курса? Что они должны знать, чтобы быть готовыми к изучению материала следующего класса или курса?
    • Насколько ваш учебник будет соответствовать требованиям стандартных тестов, которые учащиеся должны выполнять в течение учебного года? Постарайтесь найти примеры таких тестов — они помогут вам ответить на этот вопрос.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 8

    3

    Набросайте общий план каждой главы. Возможно, у вас будет искушение доводить каждую главу до совершенства, и только потом переходить к работе над следующей. Не стоит так делать, это замедлит вашу работу.

    • Вместо этого набросайте содержание всех глав учебника. Когда у вас будет черновой вариант всей книги, вы сможете лучше понять, как будут соотноситься отдельные главы, где вам нужно будет добавить материал, а где сократить.
    • Составьте расписание работы над учебником и придерживайтесь его. Если регулярная работа над учебником войдет у вас в привычку (например, с 15:00 до 17:00 по вторникам и четвергам), вы сможете последовательно выполнять значительную работу. Старайтесь избегать хаотических приступов объемной работы.[3]
    • Если вы сотрудничаете с издателем и вас поджимают сроки, не откладывайте работу на завтра. Найдите достаточно времени, чтобы выполнить задание. Определите цели на неделю, на месяц. Достигая их, вы будете планомерно приближаться к сроку сдачи материала.
  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 9

    4

    Позаботьтесь о привлекательном оригинал-макете, снабдите его полезными визуальными материалами. Вряд ли вам хочется усыпить своих учеников. Им, скорее всего, будет трудно перерабатывать большие куски текста. Страницу нужно зрительно разбивать иллюстрациями: рисунками, таблицами или другими графическими вставками.

    • Вы можете столкнуться с тем, что ваш графический редактор (типа Microsoft Word) не очень подходит для вставки визуальных материалов в текст. Вам следует перенести часть своих набросков в издательские программы типа Adobe InDesign. В этой программе вы сможете обрабатывать изображения наравне с текстом.[4]
    • Найдите время, чтобы познакомиться с программой InDesign и изучить ее основные принципы. Это пригодится, если вы захотите издавать книгу самостоятельно.
    • Если вы используете какие-либо графические материалы из внешних источников, получите разрешение использовать их в своей книге, иначе вас могут привлечь к ответственности за нарушение авторских прав.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 10

    1

    Наймите редактора. Вы можете найти редактора, который работает на издателя учебников, независимого редактор или коллегу, которые работает над похожей темой. В любом случае вам нужна еще хотя бы одна пара глаз, которая просмотрит ваш труд.

    • Редактор может помочь вам выявить лучший способ организации и подачи материала. Он также сможет помочь вам усовершенствовать грамматические структуры предложений и выбор слов.
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 11

    2

    Опубликуйте учебник в традиционном издательстве. Когда дойдет дело до публикации учебника, вы можете обратиться в традиционное издательство или издать его самостоятельно. Обращаясь в такое издательство, вы, как правило, получаете гонорар в виде фиксированной разовой выплаты либо процент от отпускной цены каждого экземпляра (обычно около 10 % для бумажных книг).

    • Посмотрите контактную информацию на издательских сайтах. Как правило, там содержится информация о том, как предложить книгу или связаться с издателем.
    • Для того чтобы получить одобрение в традиционном издательстве, нужно написать презентацию своей книги. Презентация книги обычно содержит название книги и краткое содержание каждой главы (1–2 абзаца). Постарайтесь четко передать содержание своей книги, а также объяснить, почему она так важна для вашей целевой аудитории учащихся.
    • Убедитесь, что книга соответствует специализации издательства. Продают ли они другие подобные книги? Если издательство специализируется на художественной литературе, оно не станет публиковать учебник, а если оно выпускает только учебники для средних школ, не стоит обращаться в него с книгой для технических вузов.
    • При сотрудничестве с традиционными издательствами вам придется также продать свое авторское право издателю. После подписания контракта с ними вы больше не будете иметь прав на свой материал.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 12

    3

    Издайте книгу самостоятельно. Чтобы опубликовать книгу в традиционном издательстве, подчас нужно победить в суровой конкурентной борьбе. Поэтому все больше авторов стараются издавать свои книги самостоятельно, и зачастую это приносит им более выгодные результаты.

    • Amazon.com недавно начало проект по изданию учебников. Если автор продает свою книгу через Amazon за 9,99 доллара или меньше, то он получает 70 % с продаж. Это намного больше тех 10 %, которые предлагают традиционные издательства.[5]
    • Вы также можете выставить свою книгу на продажу через iBooks’ в разделе «Учебники» или на личном интернет-сайте.
    • Если вы издаете книгу самостоятельно, вам не нужно составлять ее презентацию и, как правило, сохранить за собой авторские права на материал. Зато вам будет труднее распространить информацию о своей книге в школьной и университетской среде.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 13

    1

    Продвигайте свой учебник. Если вы публикуете книгу в традиционном издательстве, продвижение книги на рынок — как правило, его задача. Но если вы публикуете учебник самостоятельно, вам самим придется развернуть маркетинговую кампанию.

  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 14

    2

    Продавайте учебник своим ученикам. Если вы учитель или преподаватель, ваши ученики — самая очевидная клиентская база. Объясните им, почему вы создали этот учебник. Включите его в обязательную часть своих занятий.

    • Старайтесь удерживать цену на книгу намного ниже, чем на учебники, выпущенные традиционными издательствами. Вряд ли вам нужно, чтобы ученики и их родители сочли, что вы на них наживаетесь.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 15

    3

    Продавайте учебник своим коллегам. Если вы успешно использовали учебник на своих занятиях, поделитесь этим со своими коллегами, учителями и методистами. Предложите им ознакомиться с небольшими поурочными планами или рабочими листами, чтобы они могли почувствовать вкус книги, прежде чем купить ее.

  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 16

    4

    Продавайте книгу на профессиональных мероприятиях. Если среди ваших коллег проходит большая ежегодная конференция, вы можете договориться с организаторами и поставить прилавок, где будете продавать свой учебник заинтересованным коллегам.

    • Если в вашей среде есть популярные блогеры, собравшие широкую аудиторию, вы можете попросить их сделать обзор вашей книги для своих читателей.
  5. Изображение с названием Write a Textbook Step 17

    5

    Постарайтесь получить качественные отзывы. Вам нужно доказать, что другие учителя и исследователи одобрили вашу книгу. Это повысит доверие к вам как к автору, а также и ценность самого учебника.

    Реклама

Советы

  • Помните, что с годами, по мере изменения технологий, а также политической и исторической ситуации, ваш учебник может потребовать доработки. Нельзя допускать, чтобы ваша книга устарела — иначе она перестанет быть актуальной, и учиться по ней не будет большого смысла.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 19 306 раз.

Была ли эта статья полезной?


Download Article


Download Article

With the rising costs of textbooks today, you may be interested in writing your own textbook. Perhaps you are a teacher who has been frequently dissatisfied with overpriced textbooks that don’t meet your students’ needs. Or maybe you have significant expertise in an area of knowledge and would like to compile it in a handy resource. The world of textbook publishing has recently become more accessible to writers and scholars; with a bit of practice and patience, you can navigate the writing and publishing process.

  1. Image titled Write a Textbook Step 1

    1

    Decide on a subject and a grade level audience. It is important you consider these two things simultaneously as this will determine everything from the content included in the book to its layout design and presentation.[1]

    • Write for an audience that you already know. If you have worked as a college professor of mathematics, you might not know the best way to reach an audience of middle schoolers.
    • If you are writing for an audience that is unfamiliar to you, consider hiring a collaborator who is familiar with this demographic.
    • As you decide on a subject, consider which areas are underserved in modern education. Does your book fill a void in the market?
  2. Image titled Write a Textbook Step 2

    2

    Conduct market research. Textbook publishing is big business — far more so than traditional book or magazine publishers. You will need to research what comparable books exist on the market and how are they priced.[2]

    • Define your Unique Selling Point. The USP defines what makes your textbook special. What does it offer that no other textbook offers? You will need to explain to publishers and other teachers (who might become your customers) why they should pick your book over others.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Textbook Step 3

    3

    Talk to fellow authors. You should find colleagues who have also published textbooks and get feedback from them. Did they use a traditional publisher or did they self-publish? How long did it take them to complete their textbook? What did they wish they had known at the beginning of the writing process?

  4. Image titled Write a Textbook Step 4

    4

    Embrace mobile formats. Most textbooks now come in ebook form; some are only available in this format while others also have a corresponding hard copy. You should consider how you will adapt your textbook for a digital audience.

    • Will you include a corresponding web site for the textbook where students can find practice test questions? Could you design fun games to help educate your audience (especially younger students)? Consider adding in these additional elements for the textbook.
  5. Image titled Write a Textbook Step 5

    5

    Prepare for the long haul. Writing a textbook can take a very long time — sometimes, it will be years between the time you start to draft the book and the time it comes out into print. Are you prepared to invest this amount of time?

    • Are you passionate about your subject? If you are invested in the material you are writing on, then this will help you through the arduous task of publishing. If you just want to make a quick buck, you won’t find much return on your time and efforts toward the project.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 6

    1

    Design an outline. Come up with a rough idea for how you will structure the book. You can ask yourself some of the following questions to help you:

    • How many chapters will you include? How will you divide specific topics between the chapters?
    • Will the chapters be independent from each other, or will students need to read one before they can move on to the next?
    • Will you arrange the chapters in ascending order of difficulty? By the time the student finishes the textbook, will they be prepared to move onto the next grade level in the subject?
  2. Image titled Write a Textbook Step 7

    2

    Determine the most important material to include. It is likely you won’t be able to include every single piece of information relating to your subject in the book; rather, you will need to prioritize the most important content.

    • What are the goals of the course in which this textbook would be used? What skills should students leave the course having practiced? What should they know to prepare for the material in the next grade or class level?
    • How will your textbook correspond to standardized tests that students need to take during the school year? Consider finding examples of these tests to help guide your answer to this question.
  3. Image titled Write a Textbook Step 8

    3

    Draft each chapter. You might be tempted to work on each individual chapter until it’s perfect before you move on the next. Avoid this, as it will slow you down.

    • Instead, write a complete draft of each chapter in the book. Once you have a full draft of each chapter, you will be able to better understand how they all work together and where you need to add more material or cut down on the length.
    • Create a set writing schedule and then stick to it. If you make a regular habit of writing your textbook (say, from 3:00-5:00pm on Tuesdays and Thursdays), you will be able to consistently get significant work done. Avoid writing erratically in large chunks of time.[3]
    • If you are working under a publisher’s deadline, do not procrastinate. Give yourself plenty of time to complete the task at hand. Set weekly goals in the months leading up to your deadline.
  4. Image titled Write a Textbook Step 9

    4

    Incorporate helpful visuals into an engaging layout design. You don’t want to put your students to sleep. Huge blocks of text might be difficult for students to process. You will need to visually break up the page, often with pictures, tables or other graphics.

    • You might find your word processor program (like Microsoft Word) is not very useful for including visuals alongside text. You should consider putting part of your draft in a layout program like Adobe InDesign, where you can keep images alongside text.[4]
    • Give yourself some time to play around with InDesign and learn the basic principles of it. This will come in handy if you decide to self-publish the book.
    • For any outside images or graphics that you include, make sure that you have permission to include them in your book. You could be sued for copyright infringement if you don’t.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 10

    1

    Hire an editor. You might find an editor who works for a textbook publisher, an independent editor, or a colleague who works in a similar subject matter. But you need to have at least one other pair of eyes on your work.

    • The editor will be able to help you find the best way to organize and clarify your content. She will also be able to assist in sentence-level improvements in grammar and word choice.
  2. Image titled Write a Textbook Step 11

    2

    Publish with a traditional textbook press. When publishing a textbook you can either work with a traditional textbook press or you can self-publish. Traditional presses for textbooks include Pearson, McGraw-Hill, Cengage, W.W. Norton & Co., etc. If you work with one of these publishers, you will generally receive around 10% of the royalties for each book sold.

    • Look up the «Contact» information on the publisher’s web site. They will generally have guidelines for how to submit a book proposal or get in touch with an editor.
    • In order to get approved by a traditional press, you will need to provide the publisher with a book proposal. The book proposal will generally provide the title of the book and a 1-2 paragraph summary of each chapter. Make sure you clearly explain the content of your book and why it will be important for your target audience of students.
    • Make sure the book «fits» the publisher’s list of books. Do they sell other books similar to yours? If they do, this is a positive sign because they won’t have to spend extra money marketing a different item on their publishing list.
    • With traditional presses, you will also have to sell the copyright of your work to the publisher; you will no longer have rights over the material once you sign a contract with them.
  3. Image titled Write a Textbook Step 12

    3

    Self-publish your textbook. Because publishing with traditional presses can sometimes be a competitive process, more authors have turned to self-publishing — often with more profitable results.

    • Amazon.com recently entered the textbook publishing game. If authors sell their self-published textbook through Amazon for $9.99 or less, then the author will receive 70% of the royalties. This is a significantly higher rate than the 10% that is often offered by traditional presses.[5]
    • You could also make your textbook available for purchase through iBooks’ textbook platform or through a personal web site.
    • With self-publishing, you often don’t have to put together a book proposal and you can generally retain your rights to the material. However, it is harder to spread the word about your textbook to schools and universities.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 13

    1

    Market your textbook. If you publish with a traditional press, they will handle the marketing of your textbook. But if you are self-published, you will most likely have to devise a marketing strategy on your own.

  2. Image titled Write a Textbook Step 14

    2

    Sell to your students. If you are a teacher, your students are your most obvious customer base. Make your textbook a required part of your class and explain why you have created this textbook.

    • Try to keep your textbook at a significantly lower price than textbooks from a traditional publisher if you have self-published. You don’t want your students or their parents to believe you are taking advantage of them.
  3. Image titled Write a Textbook Step 15

    3

    Sell to your colleagues. If you have used your textbook successfully in your classroom, then share this with your fellow teachers and researchers. Offer to share small lesson plans or worksheets from the textbook so they can get a sense of the book before they buy it.

  4. Image titled Write a Textbook Step 16

    4

    Market it at professional events. If there is a major conference in your field that happens every year, speak to the organizers about having a booth where you can sell your book to interested colleagues.

    • If there are popular bloggers in your field who have a wide audience, you might also ask them to review your book as a resource for their readers.
  5. Image titled Write a Textbook Step 17

    5

    Get strong reviews. You want to be able to show that other teachers and researchers have endorsed this book. This will add to your credibility as an author and to the value of the textbook.

  6. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Keep in mind that your textbook will need to be adapted throughout the years as technology and political and historical landscapes change. You don’t want your book to become out-of-date or else it won’t be relevant.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a textbook, start by determining your subject, grade level audience, and how you want to structure your book. Next, identify the most important material, break that content into chapters, and write a first draft for each chapter. Avoid working on one chapter at a time until each one is perfect, since that will slow you down. Instead, revise your drafts after you get the content down on the page. Don’t forget to include pictures, tables, and other graphics to make your content more engaging! For tips on getting your textbook published, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 73,138 times.

Reader Success Stories

  • Charles Mutaangalwa

    Charles Mutaangalwa

    Feb 20, 2017

    «It is a nice article to read, especially for people who want to be text book authors, as it explains well the…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

With the rising costs of textbooks today, you may be interested in writing your own textbook. Perhaps you are a teacher who has been frequently dissatisfied with overpriced textbooks that don’t meet your students’ needs. Or maybe you have significant expertise in an area of knowledge and would like to compile it in a handy resource. The world of textbook publishing has recently become more accessible to writers and scholars; with a bit of practice and patience, you can navigate the writing and publishing process.

  1. Image titled Write a Textbook Step 1

    1

    Decide on a subject and a grade level audience. It is important you consider these two things simultaneously as this will determine everything from the content included in the book to its layout design and presentation.[1]

    • Write for an audience that you already know. If you have worked as a college professor of mathematics, you might not know the best way to reach an audience of middle schoolers.
    • If you are writing for an audience that is unfamiliar to you, consider hiring a collaborator who is familiar with this demographic.
    • As you decide on a subject, consider which areas are underserved in modern education. Does your book fill a void in the market?
  2. Image titled Write a Textbook Step 2

    2

    Conduct market research. Textbook publishing is big business — far more so than traditional book or magazine publishers. You will need to research what comparable books exist on the market and how are they priced.[2]

    • Define your Unique Selling Point. The USP defines what makes your textbook special. What does it offer that no other textbook offers? You will need to explain to publishers and other teachers (who might become your customers) why they should pick your book over others.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Textbook Step 3

    3

    Talk to fellow authors. You should find colleagues who have also published textbooks and get feedback from them. Did they use a traditional publisher or did they self-publish? How long did it take them to complete their textbook? What did they wish they had known at the beginning of the writing process?

  4. Image titled Write a Textbook Step 4

    4

    Embrace mobile formats. Most textbooks now come in ebook form; some are only available in this format while others also have a corresponding hard copy. You should consider how you will adapt your textbook for a digital audience.

    • Will you include a corresponding web site for the textbook where students can find practice test questions? Could you design fun games to help educate your audience (especially younger students)? Consider adding in these additional elements for the textbook.
  5. Image titled Write a Textbook Step 5

    5

    Prepare for the long haul. Writing a textbook can take a very long time — sometimes, it will be years between the time you start to draft the book and the time it comes out into print. Are you prepared to invest this amount of time?

    • Are you passionate about your subject? If you are invested in the material you are writing on, then this will help you through the arduous task of publishing. If you just want to make a quick buck, you won’t find much return on your time and efforts toward the project.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 6

    1

    Design an outline. Come up with a rough idea for how you will structure the book. You can ask yourself some of the following questions to help you:

    • How many chapters will you include? How will you divide specific topics between the chapters?
    • Will the chapters be independent from each other, or will students need to read one before they can move on to the next?
    • Will you arrange the chapters in ascending order of difficulty? By the time the student finishes the textbook, will they be prepared to move onto the next grade level in the subject?
  2. Image titled Write a Textbook Step 7

    2

    Determine the most important material to include. It is likely you won’t be able to include every single piece of information relating to your subject in the book; rather, you will need to prioritize the most important content.

    • What are the goals of the course in which this textbook would be used? What skills should students leave the course having practiced? What should they know to prepare for the material in the next grade or class level?
    • How will your textbook correspond to standardized tests that students need to take during the school year? Consider finding examples of these tests to help guide your answer to this question.
  3. Image titled Write a Textbook Step 8

    3

    Draft each chapter. You might be tempted to work on each individual chapter until it’s perfect before you move on the next. Avoid this, as it will slow you down.

    • Instead, write a complete draft of each chapter in the book. Once you have a full draft of each chapter, you will be able to better understand how they all work together and where you need to add more material or cut down on the length.
    • Create a set writing schedule and then stick to it. If you make a regular habit of writing your textbook (say, from 3:00-5:00pm on Tuesdays and Thursdays), you will be able to consistently get significant work done. Avoid writing erratically in large chunks of time.[3]
    • If you are working under a publisher’s deadline, do not procrastinate. Give yourself plenty of time to complete the task at hand. Set weekly goals in the months leading up to your deadline.
  4. Image titled Write a Textbook Step 9

    4

    Incorporate helpful visuals into an engaging layout design. You don’t want to put your students to sleep. Huge blocks of text might be difficult for students to process. You will need to visually break up the page, often with pictures, tables or other graphics.

    • You might find your word processor program (like Microsoft Word) is not very useful for including visuals alongside text. You should consider putting part of your draft in a layout program like Adobe InDesign, where you can keep images alongside text.[4]
    • Give yourself some time to play around with InDesign and learn the basic principles of it. This will come in handy if you decide to self-publish the book.
    • For any outside images or graphics that you include, make sure that you have permission to include them in your book. You could be sued for copyright infringement if you don’t.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 10

    1

    Hire an editor. You might find an editor who works for a textbook publisher, an independent editor, or a colleague who works in a similar subject matter. But you need to have at least one other pair of eyes on your work.

    • The editor will be able to help you find the best way to organize and clarify your content. She will also be able to assist in sentence-level improvements in grammar and word choice.
  2. Image titled Write a Textbook Step 11

    2

    Publish with a traditional textbook press. When publishing a textbook you can either work with a traditional textbook press or you can self-publish. Traditional presses for textbooks include Pearson, McGraw-Hill, Cengage, W.W. Norton & Co., etc. If you work with one of these publishers, you will generally receive around 10% of the royalties for each book sold.

    • Look up the «Contact» information on the publisher’s web site. They will generally have guidelines for how to submit a book proposal or get in touch with an editor.
    • In order to get approved by a traditional press, you will need to provide the publisher with a book proposal. The book proposal will generally provide the title of the book and a 1-2 paragraph summary of each chapter. Make sure you clearly explain the content of your book and why it will be important for your target audience of students.
    • Make sure the book «fits» the publisher’s list of books. Do they sell other books similar to yours? If they do, this is a positive sign because they won’t have to spend extra money marketing a different item on their publishing list.
    • With traditional presses, you will also have to sell the copyright of your work to the publisher; you will no longer have rights over the material once you sign a contract with them.
  3. Image titled Write a Textbook Step 12

    3

    Self-publish your textbook. Because publishing with traditional presses can sometimes be a competitive process, more authors have turned to self-publishing — often with more profitable results.

    • Amazon.com recently entered the textbook publishing game. If authors sell their self-published textbook through Amazon for $9.99 or less, then the author will receive 70% of the royalties. This is a significantly higher rate than the 10% that is often offered by traditional presses.[5]
    • You could also make your textbook available for purchase through iBooks’ textbook platform or through a personal web site.
    • With self-publishing, you often don’t have to put together a book proposal and you can generally retain your rights to the material. However, it is harder to spread the word about your textbook to schools and universities.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 13

    1

    Market your textbook. If you publish with a traditional press, they will handle the marketing of your textbook. But if you are self-published, you will most likely have to devise a marketing strategy on your own.

  2. Image titled Write a Textbook Step 14

    2

    Sell to your students. If you are a teacher, your students are your most obvious customer base. Make your textbook a required part of your class and explain why you have created this textbook.

    • Try to keep your textbook at a significantly lower price than textbooks from a traditional publisher if you have self-published. You don’t want your students or their parents to believe you are taking advantage of them.
  3. Image titled Write a Textbook Step 15

    3

    Sell to your colleagues. If you have used your textbook successfully in your classroom, then share this with your fellow teachers and researchers. Offer to share small lesson plans or worksheets from the textbook so they can get a sense of the book before they buy it.

  4. Image titled Write a Textbook Step 16

    4

    Market it at professional events. If there is a major conference in your field that happens every year, speak to the organizers about having a booth where you can sell your book to interested colleagues.

    • If there are popular bloggers in your field who have a wide audience, you might also ask them to review your book as a resource for their readers.
  5. Image titled Write a Textbook Step 17

    5

    Get strong reviews. You want to be able to show that other teachers and researchers have endorsed this book. This will add to your credibility as an author and to the value of the textbook.

  6. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Keep in mind that your textbook will need to be adapted throughout the years as technology and political and historical landscapes change. You don’t want your book to become out-of-date or else it won’t be relevant.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a textbook, start by determining your subject, grade level audience, and how you want to structure your book. Next, identify the most important material, break that content into chapters, and write a first draft for each chapter. Avoid working on one chapter at a time until each one is perfect, since that will slow you down. Instead, revise your drafts after you get the content down on the page. Don’t forget to include pictures, tables, and other graphics to make your content more engaging! For tips on getting your textbook published, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 73,138 times.

Reader Success Stories

  • Charles Mutaangalwa

    Charles Mutaangalwa

    Feb 20, 2017

    «It is a nice article to read, especially for people who want to be text book authors, as it explains well the…» more

Did this article help you?



Коллеги, так как я сейчас в процессе написания и создания целого УМК для изучения русского языка на элементарном уровне, меня уже  немного пугает мысль  о работе с издательством. 

Судя по отзывам моих коллег —   после того, как ваша книга выходит в печать, вы можете получить совершенно не то, что планировали, а может даже еще что похуже. 

На днях я нашла пост нашего коллеги Сергея Кондрашова (только коллега преподает китайский) и его рассказ о том, как он сам написал, оформил и напечатал книгу. Меня, конечно же, это очень заинтересовало. 



Если вы когда-либо задумывались о написании своего учебника, то, думаю, вам тоже будет очень интересно. 

Кто мы?

Наша компания называется «Лаоши́», мы обучаем китайскому языку: строим сеть школ китайского языка в России и Украине, преподаём китайский онлайн, а также разрабатываем учебные материалы.


Почему я решил написать учебник китайского языка

В России очень слабо проработана методика преподавания китайского языка. На своих курсах мы пробовали разные учебники. Но идеального не нашли: уроки слишком длинные, словарный запас неактуальный, некоторые хорошие книги нельзя купить в России. И почти все они имеют слабый дизайн.

Если коротко, то решение принималось так:

— Все учебники фиговые, давай новый напишем?

— Давай!

Было решено, что новый учебник будет отличаться продуманной методикой и структурой, современным набором слов, приятным дизайном. Называется он «Китайский с Лаоши. От нуля до HSK 2», это учебник для начинающих, рассчитанный на первые 8-10 месяцев обучения.


Почему без издательства?

Я искал информацию об издании книг — как, где, сколько стоит. Оказалось, что информации в интернете почти нет. Книжный рынок оказался закрытым и консервативным.

Пытался общаться с популярными издательствами. Суть их предложений была схожа — я создаю контент, за который мне платят около 150 тысяч рублей. Дизайн и вёрстку берёт на себя издательство и делает очередной заурядный учебник или самоучитель, которых в достатке на книжных полках. При этом к издательству переходят права на распространение книг. То есть даже для своих учеников мы должны были бы покупать книги оптом у издательства.

Отсюда вытекало две проблемы:

  • просто контент (тексты и упражнения) — это лишь половина работы. Важно правильно подавать его, структурировать, вовремя давать советы, подбирать правильные иллюстрации. Можно было договориться с издательством и самим разработать дизайн, сверстать и проиллюстрировать книгу, но тогда мы бы оказались в глубоком минусе.
  • как автор учебника я бы получил 150 тысяч рублей и небольшой процент с продаж. Учитывая то, что китайский язык не такой популярный, как книги, например, Донцовой, заработать не получилось бы. В статье о книге «Пиши. Сокращай» Максим Ильяхов пишет, что «авторы не зарабатывают».

Я же хочу делать качественный продукт и зарабатывать на этом. Поэтому решил пройти все этапы самостоятельно: написать контент, найти деньги, найти нужных исполнителей, типографию, научиться продавать учебники китайского языка.


Поиск дизайнера и верстальщика

Некоторые материалы к учебнику уже были готовы — я писал их для уроков к «Лаоши.ру». Поэтому решил в первую очередь найти дизайнера для учебника. Поискал по знакомым, сделал рассылку по базе подписчиков. Писали несколько десятков человек с одинаковыми вопросами — какой бюджет, что нужно делать. А я не знал, что нужно делать, и не знал, какой бюджет. Поэтому искал дальше.

Параллельно мне писал парень, который задавал вопросы по почте и по скайпу. Долго задавал, спрашивал, как мы ведём занятия в школе, по каким материалам преподаём сейчас, что есть по контенту и что в идеале хотелось бы получить. А потом прислал документ на несколько страниц, где он описал своё понимание задачи.

Такое я видел впервые — Алексей не просто понял и принял мои мысли, а развил идею, структурировал её. Так в команде «Лаоши» появился арт-директор и дизайнер. Лёша сам верстал первый учебник, потому что вёрстка была неразрывно связана с дизайном.


Поиск дизайна

В июне и июле 2016 года мы прорабатывали понимание задачи, строили планы и немного отдыхали после рабочего года. С августа включились в работу.

Сделали несколько версий дизайна и сверстали весь контент, который был на тот момент.

 Но мне не нравилось. В ноябре Лёша прилетел из Украины в Казань, чтобы месяц поработать вместе.

За месяц поисков проблема не решилась. Тогда мы решили поехать в новогоднее путешествие по Китаю. 26 декабря улетели и вернулись в конце января.

Сразу по приезде мы «нашли» то, что искали — идеальный для нас дизайн учебника. Так как Лёша занимался и дизайном и вёрсткой, дела шли довольно медленно.

Для нас дизайн — это не просто цвета и картинки, а в первую очередь, способ подачи материала, определённое воздействие на читателей. С помощью дизайна мы решили основные проблемы учебников китайского языка:

  • Скучная грамматика. Мы выделили её ярким желтым цветом, чётко структурировали, добавили поясняющие иллюстрации. Теперь грамматика воспринимается как что-то важное и простое. Протестировали — ученики листают от одного жёлтого разворота до другого, им стало интересно.

  • Чтение по транскрипции. Это проблема всех начинающих — легче читать по транскрипции, чем иероглифами. Чтобы побудить учеников читать правильно, мы совсем убрали в текстах транскрипцию. Но осталась проблема — новые слова читали тоже транскрипцией. Стандартный блок новых слов в учебниках состоит из трёх столбиков — слово иероглифами, транскрипция, перевод. Сделали перестановку — транскрипцию расположили третьим столбиком. Проблем решилась — теперь глаз цепляется за иероглифы и перевод, а транскрипция воспринимается как дополнительная информация.
    • Плохой дизайн. Обычные учебники воспринимаются как сотни страниц скучного текста. Сделав упор на качество издания и пользу для ученика, мы создали учебник, который побуждает и мотивирует изучать китайский язык.

Написание контента

Так как чёткого понимания конечного результата не было, много работы по контенту я делал в процессе вёрстки. Часто уже готовые уроки приходилось переделывать под дизайн. Иногда из-за замены слова в одном уроке приходилось переписывать 20-30 последующих текстов. Работа была не то чтобы слишком сложная, но очень объёмная.

Чтобы закончить быстрее, привлёк к контенту коллегу Наташу, она помогала формулировать грамматику и писать упражнения.


Иллюстрирование учебника

Трудозатратным и дорогим этапом оказалось иллюстрирование учебника.

Первый художник Костя долго работал с титульными картинками уроков, нарисовал форзац. Мы плохо понимали друг друга, поэтому иллюстрирование растянулось на несколько месяцев. С Костей мы расстались. 

Долго искали второго художника. Проблема в том, что рисовать красиво и качественно умеют многие. Но нарисовать более сотни иллюстраций в короткий срок может не каждый. Тогда мы нашли Александру, она смогла.

Она смогла даже больше — стала не просто художницей, а именно иллюстратором. Например, даём ей задачу: «Нужно проиллюстрировать заметку «С помощью союза 和 нельзя соединять глаголы»». И она выдаёт вот такую картинку:

Вторая партия иллюстраций заняла у нас чуть больше двух месяцев. Косте я заплатил 80 тысяч рублей, Саше около 100 тысяч.


Выбор типографии, бумаги и обложки, присвоение ISBN, УДК и ББК

С марта мы начали подыскивать типографию. Хотелось найти что-то поближе, идеально — в Казани, чтобы было проще с доставкой. Нашли типографию «Идел-Пресс» в Казани. На встрече я понял, что отдел продаж абсолютно некомпетентен. Ничего не объяснили, не показали примеры бумаги, а предложили в любом книжном посмотреть примеры книг, а потом просто сказать им толщину бумаги.

Стратегию поменяли — пошли в «Читай Город», выбрали самые лучшие книги с точки зрения качества печати и бумаги. Так вышли на типографию в Твери «Паретто-Принт». Там нам оперативно посчитали заказ, звонили, писали. Когда летом я приехал в типографию, мне предложили выбрать бумагу и обложку по каталогам.

Бумагу выбрали офсетную (не рассматривали глянец, потому что на нём сложно писать), 80 гр, самую белую и качественную. Обложку интегральную с софт-тач пленкой и УФ лаком. А также с жёлтой закладкой и жёлтым шитьём. Выбирали то, что нравится, внимание на стоимость не обращали. Присвоение ISBN типография взяла на себя, с этим проблем не было. Правда пришлось соблюсти закон и отправить 17 копий учебника в книжную палату. А коды УДК и ББК узнали в ближайшей библиотеке.


Редактура и корректура (это был АД)

Когда тексты были готовы, я дал их прочитать нескольким китайцам. Не со всеми правками я согласился. Дело в том, что учебник предназначен для начинающих. Когда у тебя в запасе 50 слов, приходится идти на компромисс. Поэтому тексты в учебнике корректные, но не всегда такие, какими бы их написали китайцы.

Русские тексты мы вычитывали и правили сами. Ошибок и описок было очень много. Перед печатью обратились к профессиональному корректору, выбрали компанию corrector.ru. За 12 тысяч рублей они взялись за работу. Ошибок нашли много, но ещё больше не нашли. Сначала я сам обнаружил несколько десятков ошибок.

Уже на цветопробах я увидел ещё ошибку, дизайнер нашёл ещё одну. Мы попросили у типографии день отстрочки, чтобы всё исправить. Вечером пять человек снова сели проверять ошибки и за ночь нашли более 120 ошибок, описок и недочётов! К сожалению, нашли не всё, кое-что обнаружили уже после печати. 


Печать в типографии

В конце июня мы отправили файл на подготовку к печати. Были замечания по цветам и по иллюстрациям, чуть больше недели пришлось исправлять ошибки и согласовывать детали.

6 июля окончательно сдали файл в типографию. По договору максимальный срок печати — 1 месяц, но нам обещали напечатать «в ближайшие несколько дней». В итоге тираж был готов только 15 августа.

За просрочку типография предложила нам 58 экземпляров сверх тиража бесплатно. Мы согласились. Типографии всегда печатают чуть больше книг, чем положено. Расчёт на то, что в случае брака будет чем заменить испорченные копии. В итоге книги часто остаются, это называется сверхтиражом.

Первоначальный расчёт стоимости тиража был такой:

  • 500 шт – 740,40 рублей за книгу
  • 1000 шт – 435,50 рублей за книгу
  • 2000 шт – 309,60 рублей за книгу
  • 3000 шт — 271,20 рублей за книгу

В нашем случае оптимальный по цене и количеству оказался тираж в 2000 книг. Общая стоимость тиража получилась 600 с небольшим тысяч рублей. До печати заплатили 60%, ещё 40% надо было заплатить после получения письма о готовности тиража.

Чтобы не тратить 10 дней на доставку, поехал в Тверь сам. Там нашёл «Газель», которая на следующее утро доставила книги в Казань. Пришлось разгрузить их в нашу казанскую квартиру, так как склада пока нет. Выгружали почти 2 тонны книг с друзьями, поднимали на седьмой этаж.

Книги были упакованы в пачках по пять штук. При распаковке обнаружили брак, поэтому пришлось всё распаковать, сортировать и упаковывать обратно. Итого оказалось 50 книг с сильным браком, за которые типография вернула деньги. Около 50 штук были с незначительными повреждениями. Их используем как тестовые образцы в своих школах. Брак составил 5% от тиража.


Запись аудио

В учебнике много текстов, слов и упражнений, которые нужно было озвучить. Для этого в Казани сняли студию, пригласили китайцев, сделали необходимые записи. На запись в студии ушло более 15 часов. А на обработку, нарезку и сборку звуков — более трёх недель моей ежедневной работы. Аудио собирал сам, так как доверить было некому.

Самый частый вопрос от покупателей учебника «А где диск?» У нас в команде до сих пор в ходу мем по этому поводу. Считаем, что CD-диски сильно устарели, поэтому все звуки выложили в интернет. Аудио можно скачать или слушать онлайн, есть даже плейлист во «ВКонтакте».


Предзаказы и продажи

Финансировали работу за счёт выручки от курсов китайского языка, иногда приходилось занимать деньги у близких. Ближе к печати даже взял кредит на 500 тысяч рублей.

Когда тираж был в типографии, мы подготовили на «Тильде» страничку и открыли предзаказ. За 1 месяц продали по предзаказам 146 книг. Кроме книг предлагали пакет: книгу + подписку на сервис «Лаоши.ру», а также оплату одного года обучения в школе «Лаоши» со скидкой почти 50%. Удалось собрать около 400 тысяч рублей. Спасибо каждому, кто поверил в нас!

Часть книг мы реализуем в школах «Лаоши». Но большую часть тиража нужно продавать самим. Для этого сделали на конструкторе простой интернет-магазин, настроили рекламу. В день продаём от двух до шести книг, но бывают дни затишья.

Параллельно боремся за то, чтобы попасть в книжные магазины. Нас разместила татарстанская сеть «Дом Книги», продаёмся в их магазинах «Книга Плюс». Ведём общение с Ozon и московской сетью «Республика». Обычно книжные сети работают с издательствами и оптовыми складами, которые поставляют им сотни наименований книг. И работать напрямую с издателем одной книги им не интересно. Так, заявку через форму обратной связи Ozon «скинул» на своего партнёра-оптовика, который уже третий месяц тянет с подписанием договора.

До «Читай-Города» и «Буквоеда» пока не получается достучаться. Они принадлежат компании «Эксмо», которую на рынке считают довольно неповоротливой.

Предлагаем учебники языковым школам напрямую, есть некоторые успехи. Но пока такие продажи не тянут даже на сотню книг. Одна из проблем в том, что языковым школам нужен не просто учебник для начинающих, а целый курс. Поэтому к учебнику мы выпустили прописидля тренировки иероглифов. Сейчас я работаю над вторым томом курса, а всего запланировал четыре учебника.

Важно, что у нас появились адепты, которые пишут, покупают, рекомендуют и ждут очередные издания «Лаоши». Среди них много учителей и репетиторов китайского языка. Сделали страничку, где собираем отзывы об учебнике. Так получилось, что они все положительные, поэтому выглядят, наверное, не совсем правдоподобно.


Общие затраты на учебник

  • 700 тысяч рублей — оплата за дизайн, вёрстку, иллюстрации, корректуру, помощь в написании контента;
  • 620 тысяч рублей — печать тиража;
  • 50 тысяч рублей — доставка, упаковка, стоимость коробок и конвертов для отправки.

146 книг продано по предзаказам, 150 книг продано в онлайне после получения тиража. И более 250 книг реализовано по школам Лаоши

Вся работа была сделана за один год.


Затраты на прописи

  • 45 тысяч рублей — иллюстрации;
  • 150 тысяч рублей — дизайн и вёрстка;
  • 230 тысяч рублей — тираж;
  • 15 тысяч рублей — доставка и упаковка.

Прописи делали два месяца. В них 136 страниц.

Уверен, что несмотря на высокие затраты и относительно низкую популярность китайского языка, через полгода вложения окупятся.

Ав от видео обзор учебника.


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

С полной уверенностью могу сказать, что это была одна из самых волнительных минут в моей жизни. Я стояла в магазине «Москва» на Тверской улице и разговаривала с работником зала.

– Так какую книгу вы ищете?

– «По-русски – легко!».

– Давайте посмотрим по базе. Так… Автор – Гуськова Екатерина? Всё верно?

Мой нервный смешок. 

– Да, именно так, – с трудом выдавила я.

– Пойдёмте в отдел русского языка как иностранного. Так… Вот, кажется, нашла. Смотрите!

 

Девушка указала на третью полку. По корешку книги я сразу признала ту, которую искала с таким небывалым внутренним трепетом. Предательски начали наворачиваться слезы. Не то чтобы я не видела и не держала в руках книгу раньше. Просто здесь, в магазине, это было совершенно по-другому: бесконечные полки классических и современных произведений художественной литературы, научно-популярных изданий, учебников, учебных материалов и… моё пособие.

Наверное, стоит сразу признаться: несмотря на название, процесс создания книги дался мне далеко не легко. Еще в первые годы работы в качестве преподавателя русского языка как иностранного я активно принялась составлять дополнительные учебные материалы. Дело в том, что с самого начала мне хотелось ориентировать свои занятия не на грамматику, а на темы общения, как это часто принято в зарубежных языковых курсах. Приходилось сочинять разнообразные задания, тщательно подбирать иллюстрации к текстам, делать тематические наборы флеш-карточек – иными словами, искать и придумывать то, что помогало бы моим ученикам с удовольствием переходить от порой скучных грамматических упражнений к активной языковой практике. Спустя некоторое время у меня уже хватало материала на целую книгу. Однако становиться автором я не спешила: уже тогда было ясно, что учебное пособие не есть результат механического сложения всех твоих творческих заготовок.

Хорошему автору, по моему глубокому убеждению, необходимо в первую очередь решить, зачем и для кого он пишет. Последнее представлялось мне самым сложным. Чтобы написать книгу, нужно было придумать, как убедительно и понятно донести свой методический подход коллегам, ведь именно в конечном счете именно преподавателям предстоит отбирать учебный материал и преподносить его учащимся на уроке. Я стала работать над первым вариантом рукописи, которую впоследствии принесла в издательство «Русский язык. Курсы». Будучи молодым преподавателем и уж тем более начинающим автором, я понимала, что мне необходима профессиональная помощь в подготовке книги к печати. Как же я была рада, когда узнала, что сотрудники издательства положительно оценили мои материалы и согласились их опубликовать. В течение года я вносила правки в текст под чутким руководством редактора, еще несколько месяцев ушло на разработку дизайна, подбор изображений и запись аудиоприложения, в котором я, как автор, принимала непосредственное участие. Потом три месяца книга версталась. Сейчас я с ужасом вспоминаю, сколько сил и времени ушло на «По-русски – легко!». Только работа в студии звукозаписи заняла целых три рабочих дня! Диалоги и монологи озвучивали я, мои друзья и коллеги. Мы все очень ответственно подходили к любой, даже самой незначительной мелочи. Интонации, темп, громкость – всё было важно. Очень долго решала, сохранить ли аутентичность нашей устной речи или же сделать более «учебное», адаптированное аудио. Отдельно следила за единообразием формулировок заданий, соответствием фотографий и рисунков текстам. А кроме этого продолжала давать уроки в университете и языковых школах. В какой-то момент я готова была опустить руки, мне казалось, что книга никогда не выйдет.

 

Спасла поддержка моих студентов и близких. «Когда уже можно будет купить вашу книгу?» – с неподдельным интересом спрашивали ученики. После таких вопросов я говорила себе, что просто не могу сдаться, не могу подвести их веру в меня. Сейчас прошло уже более года с того самого случая в магазине на Тверской. Стоило ли все это того? Безусловно! Трудно передать словами, сколько радости мне доставили отзывы коллег, сколько счастья мне принесли мои студенты, когда искренне поздравляли меня с выходом книги. Для меня нет ничего прекраснее, чем чувствовать свой вклад в любимое дело. Если вы любите свою профессию и хотите привнести что-то качественно новое в практику преподавания РКИ, то готовьтесь к тяжелой, а главное, кропотливой работе. Но знайте: в итоге вы получите признание коллег, творческое и профессиональное удовлетворение! Удачи!    

Другие статьи по теме

Вам понадобится:

  • Знания в определенной области
  • Достаточное количество свободного времени
  • Нацеленность на результат
  • Желание распространить свои знания

#1

Прежде всего вы должны определиться с целевой группой, которой будет адресовано ваше пособие. Будут ли это дети, подростки, молодые или взрослые люди – решать вам. В зависимости от этого вы должны соблюдать определенный стиль изложения (для детей – простой, доступный, для взрослых – более научный, сложный).

#2

Выберите тему. Структурируйте по ней все накопленные вами знания. Обратитесь к литературе, написанной по той же теме — может оказаться, что все уже написано, и вы будете повторяться.

#3

Не пренебрегайте интернетом, именно там вы можете узнать все, что актуально по вашей теме именно сейчас. Если вы способны ухватить это, то ваше пособие сможет оказаться чрезвычайно нужным и полезным.

#4

Для удобства хранения всей найденной вами информации распределяйте ее тематически. Если вы пользуетесь персональным компьютером, то создайте отдельные папки по каждой конкретной теме, куда будете складывать все нужные документы.

#5

«Накидайте» план будущего учебника. Составьте логическую схему перехода от одной части к другой.

#6

В конце каждой главы напишите проверочные вопросы и список использованной литературы.

#7

Продумайте иллюстративный материал: он помогает усваивать написанное.

#8

После того, как текст написан, приступайте к корректированию и редактированию. Исправляйте все орфографические и речевые ошибки, проверяйте связность отдельных абзацев и глав.

#9

Напишите подробное оглавление.

#10

Покажите текст работы человеку, который не знаком с данной темой: это может вам помочь исправить некоторые неточности и двусмысленности.

#11

После того как учебник написан, нужно заняться способами его распространения. Первый из них заключается в поиске докторов наук-рецензентов, которые напишут положительный отзыв о вашем пособии. Затем вы идете в какой-либо педагогический вуз и обращаетесь к составу нужной вам кафедры, она, в свою очередь, одобряет ваше пособие. Затем вам следует идти в Министерство образования и науки, чтобы вам поставили «гриф», после чего вашу книгу напечатают в издательстве.

#12

Другой способ: издать пособие за свой счет или за счет спонсоров в любом из издательств.

#13

В любом случае вы должны помнить, что от начала работы над пособием до его выхода в свет пройдет около года. Следует учитывать и затраты: они пойдут на представительские расходы и сам процесс написания учебника.

#14

Будьте уверены в своих силах — и ваш учебник оценят многие читатели!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать собственный троян
  • Как написать собственный трек
  • Как написать собственный сюжет
  • Как написать собственный сценарий
  • Как написать собственный мессенджер