Как написать сочинение анализ эпизода

Сочинение — анализ эпизода.

Эпизод
— это часть художественного произведения, обладающая относительной
самостоятельностью и законченностью.

Сочинение,
содержащее анализ эпизода, схематически можно представить следующим образом:

Вариант 1.

I. Вступление.

1.    
Место
эпизода в произведении, характер изображённого события, действующие лица.

2.    
Тезис-предположение
о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

II.     
Основная
часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

1. Краткая характеристика персонажей и события на момент
начала действия эпизода.

2. Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в
развитии действия).

3.Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в
момент кульминации и развязки действия.

4.    
Вывод о
выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях
персонажей.

5.     «Сцепления» эпизода с другими
эпизодами эпического произведения.

III.      
Заключение
о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного
смысла произведения.

Вариант 2.

1.    
О каком
эпизоде идёт речь, где и когда он происходит?

2.    
Какие
события предшествуют в тексте данному эпизоду?

3.    Какие действующие лица заняты
в этом эпизоде? Какую роль
играет  эпизод в раскрытии характеров героев?

4.     
Пересказ
эпизода. Художественные особенности.

5.     
Какие
события следуют после этого эпизода?

6.     
Какое
место занимает этот эпизод в структуре произведения в целом?

Вариант 3.

1.
Сведения об авторе и произведении, из которого взят эпизод:

а)  жанр;

б)  общая
тема произведения;

в)  своеобразие
стиля автора (дать дополнительно: сочетание эпического, лирического и
драматического).

2.     
Какое
место занимает в произведении:

а)  экспозиция,
финал, кульминация;

б) что
предшествует данному эпизоду, его эмоциональный фон. (Важен не сюжет, а
эмоциональное состояние героя).

3.     
Каковы
темы и сюжет эпизода:

а)  как
бы вы озаглавили эпизод? Выбирая заглавие, выйти на основную мысль эпизода;

б) какое
событие изображено в эпизоде? (Встреча, прощание, знакомство, острые
столкновения, решающий поворот в судьбе героя).

в)  как
эпизод раскрывает характер?

4.     
Композиция
эпизода:

а)  общий
план эпизода;

б)
какое событие развивается в данном эпизоде, умение видеть сцены в эпизоде;

в) какое
время охватывает эпизод.

5.
Лирический, драматический, познавательный – какой характер данного эпизода?

        
6.
Детали описания места действия.

а)  изменяется
ли место действия (локально или масштабно)?

б)  Время
и пространство в эпизоде.

7.     
Способы
повествования:

а)  от
чьего лица ведётся повествование;

б)  какое
место в нём занимает рассуждение;

в)  описание,
интерьер, пейзаж, внутренний монолог, диалог.

Всё
это дать в последовательности.

Ниже
приводятся пример, содержащий цепочку заданий, которые помогут обучающимся выработать
общие подходы к анализу эпизода, научат их обращать внимание на художественные
детали, при помощи которых писатель достигает полноты изображаемой картины,
определять значение эпизода для характеристики персонажей произведения,
раскрытия его идейного смысла.

Роль
эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1.       В каких известных вам произведениях
русской литературы есть эпизоды дуэли? Какова обычно их идейно-композиционная
роль? Сформулируйте тезис – предположение о своеобразии идейно-композиционной
роли дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2.       Какой фазе развития основного
конфликта романа соответствует эпизод дуэли между Базаровым н Павлом
Петровичем? В какой из глав романа она изображена?

3.       Как ведут себя персонажи в
сцене вызова? Какая художественная деталь использована в ней и с какой
художественной целью? Какие особенности характера и позиции каждого персонажа
отражены в их диалоге? Какова интонация авторских комментариев?

4.       В соответствии с литературной
традицией накануне дуэли герой обычно, подводя итоги прожитой жизни, размышлял,
взвешивал. Приведите примеры, подтверждающие это. Соответствует ли поведение
Базарова, характер его размышления этой традиции? Аргументируйте свои выводы.

5.       С чего начинает автор
описание утра поединка? В чём контраст между пейзажной зарисовкой, появлением
мужика с лошадьми и предстоящим событием?

6.       Отметьте приёмы, с помощью
которых автор придаёт иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли.

7.       Обмениваясь репликами,
участники дуэли произносят фразы на иностранных языках. Как это их
характеризует?

8.        Психологическое состояние
кого из героев изображает автор более подробно? Почему? Каков характер
переживаний героя?

9.       Охарактеризуйте поведение
персонажей в кульминационный момент дуэли. Каков эффект авторского комментария:
«Струйка крови потекла по его белым панталонам»?

10.   Какой характер придаёт развязке дуэли
обморок Павла Петровича и поведение «усовершенствованного» лакея?

11.   Каково психологическое состояние
героев после дуэли во время ожидания дрожек? Почему из авторского комментария
исчезает ирония? Какую роль в композиционном оформлении эпизода дуэли играет
второе появление мужика с лошадьми?

12.   Сделайте вывод о том, что изменилось
в поведении героев и их отношении друг к другу после дуэли, способствовала ли
она разрешению основного конфликта и почему? С каким чувством покидает Базаров
имение Кирсановых? Как приблизила дуэль сюжетную развязку романа? Как отъезд
Базарова и эпизод дуэли в целом отражают авторскую позицию в конфликте «отцов»
и «детей»?

Сочинение.

Роль эпизода дуэли в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Дуэли как способ
решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у
дворян. Поединок вошёл в литературу, с одной стороны, как часть дворянского
быта той эпохи, с другой — как приём, помогающий писателю обострить конфликт,
довести его до кульминации или до развязки. В романе «Отцы и дети» к моменту
дуэли кульминация во взаимоотношениях героев Базарова и Павла Петровича уже
позади (10 глава, спор за чаем). Роль эпизода дуэли в этом произведении —
показать дворянский обычай как пережиток. Дуэль, как и всё произведение,
направлена «против дворянства как передового класса».

Эпизод пропитан
авторской иронией от начала и до конца. Курьёзна уже сама причина дуэли, ведь
общепринятым было драться из-за «прекрасной дамы», или смывать кровью
нанесённое оскорбление. Здесь же Павел Петрович вызывает Базарова из-за того,
что подсмотрел невинный поцелуй своего врага и Фенечки, к которой, кстати,
Павел Петрович был неравнодушен. Она непонятно по какой причине напоминала ему
любимую прежде женщину. Это, несомненно, снижает образ Павла Петровича, придает
ему комический оттенок, ведь простолюдинка Фенечка не ровня загадочной княгине
Р.

Почему Базаров
принимает вызов? Он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль —
нелепость, ну, а с практической точки зрения — это дело другое». Согласившись
следовать устаревшему аристократическому обычаю, он тем самым разрушает
нигилистическую идею. На протяжении всего романа автор заставляет Базарова
нарушать заповеди нигилизма.

В завязке эпизода
Базаров — в безвыходном положении, ведь противник сделал вызов с тяжёлой
тростью в руках. При мысли о возможном оскорблении «вся его гордость так и
поднялась на дыбы». Нелепость и комичность этой сцены подчёркивает слова
Базарова: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Учёные собаки так
на задних лапах танцуют».

Приняв вызов,
Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком он даже
начинает письмо к отцу, но бросает его с мыслью: «Нет, я ещё долго на свете
маячить буду». Слово «маячить» отражает душевное состояние героя, который
переживает кризис после разрыва с Одинцовой.

Тургенев опять
отступает от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли
традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же
временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль.

Итак, наступило
«славное, свежее утро». Тургенев с большим мастерством рисует природу перед
поединком. Она не зависит от событий, происходящих вокруг, а остаётся неизменно
красивой. Этой картиной писатель ещё раз подчёркивает мысль о том, что всё
острополитическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы
страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы… говорят…
о вечном примирении и о жизни бесконечной…» — будет написано в финале романа.

И
в это прекрасное утро Базаров вместе с Петром отправляется к назначенному
месту. По пути они встречают мужика, появление которого ещё раз оттеняет
бессмысленность дуэли: «Вот этот тоже рано встал, да, по крайней мере, за
делом, а мы?»

Павел Петрович
пытается выполнить все правила и формальности поединка. Напротив, в каждом
действии Базарова просматривается ирония по поводу этих формальностей («Я шаги
буду отмеривать», потому что «ноги у меня длиннее»). Он с издёвкой относится ко
всем действиям и словам Павла Петровича. Когда тот предлагает «соблаговолить
выбрать» пистолеты, он отвечает: «Соблаговоляю!» Даже назначение Петра
секундантом — ещё один способ поиронизировать над Павлом Петровичем.

Кульминацией
этого эпизода является ранение Павла Петровича. И в эту «трагическую» минуту
автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки
крови на белых щёгольских панталонах — как «красиво»! Хотя ранение не серьёзно,
Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчёркивает его слабость. Комичным
выглядит побег секунданта: «Пётр! Поди сюда, Пётр! куда ты спрятался?»

Базаров же
проявляет свои лучшие качества, оказывая помощь своему бывшему врагу. «Теперь я
уже не дуэлист, а доктор», — произносит он, и в его словах чувствуется
облегчение от того, что он наконец избавился от навязанной ему роли «дуэлиста».

Сцену дуэли
обрамляет появление мужика с лошадью, важное не только в композиционном, но и в
идейном смысле, оно подчёркивает контраст между народом и обоими героями.

Эпизод дуэли
завершается отъездом главного героя. Становится понятно, что поединок так и не
разрешил конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и
детьми», а лишь формально примирил их. «Павел Петрович пожал ему руку», «но
Базаров остался холоден, как лёд». Он понимал, что Павлу Петровичу хотелось
«повеликодушничать».

Ведущие
герои Базаров и Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети» —
герои-антиподы, хотя между ними есть и нечто общее: оба самолюбивы,
категоричны, при этом они порядочны, искренны и по-своему привлекательны. Всё
это, как, впрочем, и пропасть, которая их разделяет, мы видим как в эпизоде
дуэли, так и в других эпизодах.

Вопросы
для обучения учащихся рецензии на сочинение – анализ эпизода:

1.    
Внимательно прочитайте предложенное вам
сочинение.

2.    
Ответьте на вопросы:


Придерживается ли автор сочинения плана анализа эпизода?


Соблюдается ли логическая последовательность в изложении мыслей?


Умело и уместно ли используются цитаты?


Есть ли в сочинении выводы и обобщения?

Сочинение – анализ эпизода

Анализ эпизода – метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Анализ эпизода – это сочинение-рассуж­дение, требующее особого внимания к тексту произведения. Сочинение – анализ эпизода актуально на сегодняшний день в связи с письменным эк­заменом по литературе в форме изложения. Данная форма письменного экзамена предполагает не только полное или сжатое изложение предложенно­го текста с сохранением авторского стиля, но и его анализ в виде ответа на проблемный вопрос.

В данном виде работы важно подчеркнуть роль эпи­зода в контексте всего произведения.

Анализ эпизода как один из видов школьного сочинения считается сложным по причине того, что при анализе эпизода необходимо:

1) определить основное содержание эпизода;

2) назвать персонажей данного эпизода;

3) определить взаимоотношения героев, охарактеризовать их поступки, чувства, настроения;

4) проследить и охарактеризовать авторскую позицию и логику развития авторской мысли в мотивировке поведения героев;

5) рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;

6)

отметить и охарактеризовать художественные средства, средства ху­дожественной выразительности в данном эпизоде;

7) показать роль данного эпизода в контексте всего произведения; пока­зать роль данного эпизода в раскрытии авторского замысла.

Сочинение – анализ эпизода предполагает и внимание к деталям, и синтез: выводы и обобщения.

Loading…

Сочинение – анализ эпизода

Как делать анализ эпизода

Анализ эпизода художественного произведения – это одна их форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы.

Как делать анализ эпизода

Вам понадобится

  • — литературное произведение;
  • — литературоведческий словарь.

Инструкция

Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.

Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.

Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.

Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.

Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.

Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.

Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.

Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

План сочинения – анализа эпизода.

  1. Вступление.

общая характеристика произведения (когда написано, какой теме посвящено, какие проблемы поднимаются, что хотел сказать автор)

переход к основной части (к эпизоду для анализа)

  1. Основная часть.

Анализ эпизода:

  • Какое место данный эпизод (сцена) занимает в произведении? Для чего нужен именно этот эпизод?
  • Какие черты характера героев раскрываются в данном эпизоде? (с опорой на текст)
  • Какие черты высмеиваются? (для сатирических произведений)
  • С помощью каких средств автор это делает? (речь, жесты, говорящие фамилии, портрет, описание обстановки, изобразительно-выразительные средства и др.)
  • Каково отношение автора и читателя к этому эпизоду, герою в эпизоде? (если возможно выразить)

переход к заключению (выводы по данному эпизоду)

  1. Заключение

Общие выводы (главное, чему учит произведение; встречаются ли в современной жизни подобные герои, недостатки, достоинства и т.п.)

Сочинение-анализ эпизода художественного
произведения

Я ИДУ НА УРОК

Надежда ИВКИНА,
г. Сельцо,
Брянская обл.


Сочинение-анализ эпизода
художественного произведения

В 9-м классе мы начинаем глубже
знакомиться с теорией и отрабатывать практику
написания сочинений разных типов. Среди них —
анализ эпизода художественного произведения.
Сочинение такого типа требует иной логики,
нежели творческие работы. В сочинении-анализе
эпизода нужно показать умение объяснять
микротекст художественного произведения, видеть
за отдельными сценами картины жизни,
взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и
характеров, определять, зачем введена та или иная
сцена автором.

Чтобы определить тему, идею, значение
произведения в целом, нужно научиться в малой
части видеть главное, большое, значимое.

Что такое эпизод в художественном тексте?
Каково лексическое значение этого слова? В
толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений
следующее: эпизод — это часть художественного
произведения, обладающая относительной
самостоятельностью и законченностью. Но,
подчеркнём, несмотря на свою самостоятельность и
завершённость, эпизод — это часть произведения,
в которой просматриваются основные черты
идейно-художественного своеобразия всего
произведения, это составная часть
художественного целого, органически связанная с
ним.

Можно ли в сочинении на подобную тему слово
“эпизод” заменять словом “сцена”? Будут ли эти
слова синонимами в контексте изучаемого типа
сочинения? Да, вновь сошлёмся на толковый словарь
С.И. Ожегова: сцена — это часть действия,
эпизод в пьесе, повести, романе.

Что же значит проанализировать сцену, эпизод
художественного текста? На уроках литературы и
русского языка отрабатываются орфографические и
пунктуационные навыки написания сложных планов
к сочинениям. Чтобы сэкономить время на данном
уроке, можно на уроке русского языка
систематизировать знания и умения о постановке
точки с запятой при перечислении. Нужная нам
запись была оформлена на одном из них на
развёрнутом тетрадном листе, разграфлённом на
три части: “Проанализировать эпизод — это
значит…”, “План сочинения-анализа эпизода”,
“Мои варианты”. В начале занятия обратимся к
этим записям, сделанным для себя каждым учеником
к уроку и учителем на доске.

Проанализировать эпизод — это значит:

— определить взаимоотношения персонажей до
этого эпизода произведения (это необходимо
сделать, так как действие в произведении
разворачивается непрерывно, и отношения
действующих лиц в каждый момент уже не таковы,
какими они были до того, как этот момент
наступил);

— уяснить, что даёт эта сцена для понимания
характеров действующих лиц, их душевного
состояния;

— показать, с помощью каких приёмов в данном
эпизоде раскрываются характеры;

— сделать вывод о выявленных по ходу анализа
сцены чертах характера, нравственных качествах,
идеалах, жизненных целях персонажей;

— определить, какова роль данного эпизода в
развитии действия и конфликта произведения в
целом;

— понять значение этой сцены в раскрытии
идейного содержания всего произведения.

Определив, что значит проанализировать эпизод
художественного произведения, можно выстроить
логику сочинения такого типа, то есть составить
общий план сочинения-анализа эпизода. Логика
построения плана такого сочинения уже заложена в
наших записях, сделанных к уроку. Исходя из
содержания этих рекомендаций, определим, что
может быть вступлением.

I. Место эпизода в композиции произведения,
характер изображённого события, действующие
лица. (Во вступлении даются краткие сведения о
произведении, его содержании, идейной
направленности.) Чтобы сочинение было
последовательным, логичным, чтобы содержание
последующей части было продолжением предыдущей,
нужно помнить о переходах — логических
“мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От
вступления к основной части. Как может быть
сформулирован первый пункт основной части плана?

II. Анализ эпизода как самостоятельного
фрагмента произведения.

1. Связь сцены с предыдущим развитием
действия.

(Второй пункт основной части плана опять будет
подсказан рекомендациями к анализу эпизода,
данными к уроку.)

2. Участие персонажей в изображаемых автором
событиях.

В этой части сочинения предполагается анализ
событий от начала эпизода через его самый
напряжённый момент к завершению действия в
рамках этой сцены, то есть логика содержания этой
части та же, что в произведении художественной
литературы — завязка, развитие действия,
кульминация, развязка. Значит, в этой части плана
нужно выделить подтемы (или микротемы, или
подпункты):

а) предпосылка борьбы, начало духовного
разлада, подступы к главной теме произведения,
возникающая напряжённость в отношениях
действующих лиц, “заявка на характеры”;

б) наивысшее напряжение в развитии действия,
критический, переломный момент сцены, раскрытие
характера во всей его глубине;

в) развязка событий эпизода: идея сцены,
позиция автора.

Следующие пункты плана формулируются на основе
рекомендаций к сочинению-анализу эпизода
художественного произведения.

3. Приёмы раскрытия характеров действующих
лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены
главные герои).

4. Выявленные в эпизоде черты характера,
нравственные качества, идеалы и жизненные цели
героев произведения.

5. Роль данной сцены в развитии действия и
конфликта, связь эпизода с последующим развитием
действия. (Здесь же можно определить,
обнаруживаются ли какие-то новые, ранее
неизвестные качества действующих лиц или
подтверждаются уже выявленные нами свойства
характера.)

III. Значение эпизода в раскрытии идейного
содержания всего произведения.

Обратим внимание на формулировки пунктов плана
II.5 и III. Не одно ли и то же это? Нет, определение
роли сцены художественного произведения
предполагает раскрытие характера и степени
“участия” её в развитии действия и конфликта
произведения в целом. Значение же эпизода
связано с тематикой и проблематикой
произведения.

Стоит оговориться, что составленный нами план
носит рекомендательный характер. На основе его
можно будет составить план к конкретно
предложенной теме, допускающей анализ эпизода.

Характерные ошибки в творческих работах такого
типа:

1. Часто анализ подменяется пересказом
сюжета; нужно учить соединять пересказ и
объяснение характеров, поступков героев
произведения.

2. Опускаются или примитивно описываются
приёмы, используемые автором для раскрытия
характеров действующих лиц; нужно учить
определять, как в эпизоде представлены герои,
связывать содержание повествования с формой его
выражения, анализ с творческой манерой (стилем)
писателя. Вспоминается универсальная формула,
выведенная М.Горьким в одном своём очерке: “Не
всегда важно, что говорят, но всегда важно, как
говорят”.

3. Многие учащиеся не знают, как оценить роль
эпизода, потому что не умеют устанавливать
смысловые связи эпизода с произведением в целом
или с его отдельными сценами.

4. Неумение определить значение эпизода в
связи с тематикой и проблематикой произведения
не даёт возможности выстроить логику сочинения.

Поэтому и важна работа по коллективному
составлению плана сочинения; ученик должен
понять, как развивается логика сочинения-анализа
эпизода, обозначить для себя последовательность
написания работы, композицию высказывания на
заданную тему. Учитель же, на наш взгляд, должен
сделать всё, чтобы ученик не догадался, что он
ведомый, нужно создать видимость, будто ученик
сам делает “открытия”. Тогда это станет его
логикой, а не навязанной, предложенной учителем
схемой.

Дома учащимся предлагается перечитать
записанные на уроке материалы, осмыслить их,
отредактировать общий план анализа эпизода —
работа со второй и третьей частями на двойном
листке, написать сочинение «Объяснение Онегина с
Татьяной в саду. (Анализ эпизода из четвёртой
главы романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)»,
опираясь на знания, полученные на уроках.

Принципы написания сочинения по эпизоду художественного произведения

Работа над любым письменным произведением, в том числе и сочинением, подчиняется строгим законам. Знание этих законов и умение оперировать ими является залогом того, насколько успешна окажется ваша работа.

Типы сочинений

Сочинения, в соответствии с особенностями своего написания, подразделяются на несколько типов. К этим основным типам могут быть сведены абсолютно любые темы, дающиеся на экзаменах или в процессе обучения. Этих типов всего 6.

1. Анализ текста

В этом типе сочинений предлагается проанализировать какую-то главу, сцену из произведения, либо конкретное стихотворение какого-то поэта. Например, «Ночь в Отрадном (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. II)»; «Анализ главы 5 (“Помещик“) из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова» и т. п.

2. Образы героев

К этому типу относятся сочинения, в которых требуется описать какого-либо героя (как правило, главного), например, «Образ Базарова», «Образ Андрея Болконского», «Образ Раскольникова» и т. п.

3. Группы лиц, сообщества

Здесь дается характеристика не отдельного персонажа, а группы лиц, объединенных каким-либо признаком (общность интересов, социальное положение), например, «“Народные заступники”: Яким Нагой и Ермил Гирин (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)», «Салон Анны Павловны Шерер (по роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)», «“Темное царство” в драме А. Н. Островского “Гроза”: Дикой и Кабаниха» и т. п.

4. Идейно-художественное своеобразие

В этом типе сочинений предметом изображения является некая общая характеристика творчества писателя или поэта. Как правило, в таких работах присутствуют слова «тема», «мотив» или другое обобщающее понятие. Эти сочинения обычно пишутся не по одному произведению, а по нескольким, в результате чего выявляются характерные черты творчества писателя или поэта. Например, «“Мысль народная” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”», «Петербург Ф. М. Достоевского», «“Пошлость пошлого человека” в изображении А. П. Чехова», «Судьба русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова» и т. п.

5. Литературоведческие темы

В данных темах обычно заявлена какая-либо частная проблема (касающаяся стилистики или иных особенностей произведения), выражающаяся в том, что в теме присутствует какой-либо литературоведческий термин. Например, «Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)», «Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”», «Роль ретроспектив в романе И. А. Гончарова “Обломов”», «Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (на примере романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)» и т. п.

6. Сравнительные темы (или комбинированные)

Особенностью данного типа сочинений является то, что, по существу, они состоят из двух (и более) сочинений предыдущих типов. Например, «Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского» (по роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)». Тема состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой сочинение по образу конкретного героя («Образ Пьера Безухова», «Образ Андрея Болконского»). Соответственно, в данном сочинении следует по той же схеме, что и в сочинении по образу какого-либо персонажа, дать характеристику Андрею Болконскому и Пьеру Безухову (естественно, в более кратком виде), а затем произвести сравнение, т. е. ответить на вопрос, содержащийся в теме. Другой пример. Тема «“Луч света в темном царстве” (по драме А. Н. Островского “Гроза”)» подразумевает, что в сочинении следует «скомбинировать» два «простых» сочинения — «Образ Катерины» (образ героя, т. е. тип сочинения 2) и «Темное царство» (группа лиц, сообщество, т. е. тип сочинения 3), а затем произвести их сравнение. Еще один пример: «Изображение “маленького человека” у Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского». В данном случае работа комбинируется из двух «простых» сочинений 4-го типа (идейно-художественное своеобразие). Еще одна тема — «Старые и новые хозяева вишневого сада (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)» — также состоит из двух «простых» сочинений (соответственно, «Старые хозяева вишневого сада» и «Новые хозяева вишневого сада», т. е. два сочинения типа 3 и их сравнение).

Порядок работы над сочинением

Сочинение по эпизоду художественного произведения относится к первому типу из перечисленных шести. Это один из наиболее простых видов сочинений, однако очень часто написание подобных работ вызывает затруднение, поскольку учащимся не совсем ясно, с каких позиций следует анализировать эпизод.

Данный тип тем может быть двух видов: а) анализируется какая-либо часть большого произведения (сцена, глава), б) анализируется целое произведение небольшого объема (стихотворение). В данном пособии рассматривается только пункт «а». Для тех, кто интересуется анализом стихотворений, можно порекомендовать книгу того же автора на эту тему (И. О. Родин «Сочинения для школьников и абитуриентов. Анализ лирического произведения», М. «АСТ» 2005).

Самым первым пунктом работы над любым сочинением (в том числе и по эпизоду) должно быть следующее: четко сформулировать вопрос, содержащийся в теме.

Применительно к данному типу сочинений вопрос формулируется при помощи следующей логической цепочки:

1. Главная идея всего произведения.

2. Значение данного эпизода в структуре целого произведения.

3. То, как и при помощи чего в данном эпизоде выражается главная идея (идеи, образы, характеры) всего произведения в целом.

Именно ответом на этот вопрос будет являться главная идея работы, то, что мы будем доказывать.

Например:

Тема: Приезд Раневской и Гаева в имение (анализ сцены из I действия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»).

Главная идея: Таким образом, сцена приезда Раневской и Гаева в имение играет важную роль в идейно-художественном осмыслении пьесы, так как в ней особенно ярко выражены несовместимость и взаимное непонимание людей, принадлежащих к разным социальным слоям общества. Именно в сцене приезда завязывается основной конфликт пьесы между людьми будущего (Лопахин) и прошлого (Раневская, Гаев), символизирующий смену исторических эпох. Кроме того, в сцене раскрывается внутренний мир Раневской и Гаева, живущих воспоминаниями о давно минувшем. Уже из сцены приезда Раневской и Гаева становится понятно, что у героев нет ни только настоящего, но и будущего, трагедия каждого из них состоит в том, что они не могут вырваться из плена своих воспоминаний о том, кем они были в прошлой жизни.

Или:

Тема: Татьяна Ларина в Москве (анализ седьмой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Главная идея: Итак, эпизод из пятой главы «Евгения Онегина» — Татьяна Ларина в Москве — имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.

Желательно, чтобы в вашей основной идее присутствовали фразы, или отдельные слова, имеющиеся в названии темы. Следует наглядно показать, что вы своим сочинением дали ответ на вопрос, содержащийся в ней. В данном случае это должен быть ответ на вопрос о содержании и значении эпизода.

После этого начинайте выстраивать цепочку доказательств, аргументов, которыми вы будете подкреплять главную идею.

Наша аналитическая часть будет состоять из краткого пересказа эпизода (здесь мы должны показать, насколько мы в состоянии выделять главные события и отличать их от второстепенных) и его анализа.

Однако помимо этого нам следует дать нашей работе соответствующее обрамление. Во-первых, мы должны связать эпизод с целым произведением, а для этого обозначить ту идею (образ, характер), раскрытию которых служит в произведении данный эпизод. Во-вторых, композиционно оформить наше сочинение — дать экспозицию (вступление) и заключение.

Итак, план сочинения по эпизоду художественного произведения (тип 1) будет таким:

Вступление (экспозиция) — несколько слов о произведении в целом, о его значении и идейном содержании.

Завязка — роль композиции данного произведения в раскрытии основной идеи, место указанной главы (сцены) в общей структуре произведения.

Развитие действия — а) краткое содержание эпизода; б) непосредственный анализ поступков героев, событий и т. д. в данной главе (сцене) применительно к идеям, которые своим произведением проповедует автор.

После этого формулируется ваша основная мысль о месте данной главы (сцены) в целом произведении (главная идея, она же кульминация, ответ на вопрос, содержащийся в теме).

Заключение — несколько слов о мастерстве писателя.

Заготовки

При написании сочинения по какому-либо автору мы оперируем определенным фактическим материалом. Материал этот конечен и его суть может быть отображена в некоем количестве текста (предложений, абзацев). Идейно-художественная интерпретация творчества какого-либо автора (и его произведений) также известна, в силу чего точно так же может быть сведена к определенному числу аргументов (высказанных в некотором количестве предложений, абзацев). Их число также конечно.

Нетрудно заметить, что одни и те же части композиции (завязка, экспозиция, заключение) могут быть применены для большого количества сочинений.

По существу, процесс написания многих частей сочинения может быть сведен к конструированию работы из готовых, заранее написанных заготовок. Это в первую очередь касается вступления, заключения, завязки. В книге даны примеры использования таких «заготовок». После изучения материала, учащийся вполне сможет самостоятельно попробовать создать такие универсальные отрезки текста.

Анализ эпизода

Анализ эпизода

Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением, при устном ответе, в сочинении и т.д. Но анализ эпизода – это еще и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных.

Необходимо:

· установить границы эпизода;

· определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;

· проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;

· рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;

· проследить логику развития авторской мысли;

· отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

· показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

Последняя из перечисленных задач является самой главной, так как при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.

Главная опасность – замена анализа (анализ — это метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы) пересказом эпизода!

Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова «роль»: «Роль первого сна Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Роль диалогов-споров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Но тема, естественно, может быть сформулирована по-другому. Для полного и достаточного раскрытия такой темы важно увидеть, что ее формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения.

Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше – и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез – то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.


Добавить комментарий

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать сочинение на тему зимний день
  • Как написать сочинение 9б3
  • Как написать сочинение на тему зимние забавы 2 класс
  • Как написать сочинение 3 класс конец зимы полдень
  • Как написать сочинение на тему зимнее утро