Слайд 1
Этапы работы над сочинением-описанием природы. 6 класс Выполнила: Малышева Надежда
Слайд 2
I . Подготовительный (рассредоточенный) этап 1. Изучение теоретических сведений об особенностях текстов описания природы. 2. Наблюдение над композиционными и языковыми особенностями текстов данного типа при изучении грамматического материала. 3. Изложение. 4. Сочинение по картине.
Слайд 3
1.Урок изучения теоретических сведений об особенностях текстов описания природы
Слайд 4
Сочинение-описание – это текст, в котором названы признаки предмета, человека, животного, явления. Оно отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста-описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем-либо. Можно использовать слова « как-будто », «как», «словно», «похож на». В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел автор сочинения, чтобы читатель испытывал те же чувства, что и тот, кто писал текст. При описании природы важно подчеркнуть такие признаки, как *размер *форма *цвет *вкус и запах 1.Урок изучения теоретических сведений об особенностях текстов описания природы Как писать сочинение-описание (план) Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д. Отдельные признаки и детали. Отношение автора текста к описываемому.
Слайд 5
1.Урок изучения теоретических сведений об особенностях текстов описания природы
Слайд 6
2. Наблюдение над композиционными и языковыми особенностями текстов данного типа при изучении грамматического материала .
Слайд 7
2. Наблюдение над композиционными и языковыми особенностями текстов данного типа при изучении грамматического материала .
Слайд 8
2. Наблюдение над композиционными и языковыми особенностями текстов данного типа при изучении грамматического материала .
Слайд 9
3. Изложение Выборочное изложение Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.
Слайд 10
4. Сочинение по картине
Слайд 11
4. Сочинение по картине 1. Постановка речевой задачи. Краткая вступительная беседа. 2. Самостоятельное рассматривание картины. 3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа. 4. Составление плана сочинения. 5. Устный рассказ по картине. 6. Сочинение.
Слайд 12
4.1 Краткая вступительная беседа Николай Петрович Крымов — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо. Николай Крымов — художник счастливой судьбы. Его талант оценили по достоинству уже во время пребывания в училище. Этюд «Крыши со снегом», написанный в 1906 году, впечатлил преподавателя А. Васнецова, брата известного художника. Он купил картину у молодого мастера, а через два года ее выкупила Третьяковская галерея. Крымову тогда было всего двадцать четыре года. С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали за город или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи. Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.
Слайд 13
4.2 Самостоятельное рассматривание картины
Слайд 14
4.3 «Чтение картины» Н.П. Крымов «Зимний вечер» Ваши первые впечатления о картине Что вы видите? Что изобразил автор? Что с первого взгляда привлекает в картине?
Слайд 15
4.3 «Чтение картины» С чего начинаем описывать природу? С названия времени года и местности, которые изображены на картине, местность (село, так как за деревьями виднеется церковь – это отличает село от деревни) Описываем время суток и признаки, по которым это понятно (длинные тени, розоватое небо) Мелкие детали картины, на которые обратили внимание Какие краски использовал художник
Слайд 16
4.3 «Чтение картины» Какое настроение возникает при рассматривании картины? Можно почувствовать лёгкий морозец, услышать как скрипит пушистый снег, увидеть как искрится снег в лучах заходящего солнца. Назовите те предметы, которые видим на картине. Мы видим идущих людей, вдали виднеются лошади, запряженные в сани, везущие сено, на макушках кустарников сидят птицы
Слайд 17
4.3 «Чтение картины» Как вы думаете, куда могут идти люди? Они могут возвращаться с работы домой Могут идти на вечернюю службу в церковь Как вы считаете, зима наступила давно или это только её самое начало? Зима наступила давно: много снега, на котором просматриваются хорошо протоптанные тропинки к домам. Недавно , возможно, была ветренная погода, так как на деревьях совсем нет снега. Снег пушистым одеялом покрывает только крыши домов
Слайд 18
4.3 «Чтение картины» -Какие цвета художник использовал для описания зимнего вечера? *Художник использовал в основном холодные цвета : голубой, серовато-голубой, серебристо-синий , лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Вместе с тем употребил и тёплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла».)
Слайд 19
4.3 «Чтение картины» Особенности построения картины. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняются картину жизнью, указывают на связь человека с природой .
Слайд 20
Примерный план сочинения Вступление Общие сведения Заключение План: I . Н.П.Крымов – замечательныйхудожник – пейзажист. II. Зима в изображении художника Н.П. Крымова: 1. Признаки наступления вечера: a)тени; б)снег; в) небо, воздух. 2. Особенности композиции пейзажа. 3. Цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера. III.Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?
Слайд 21
Словарно-семантическая, стилистическая, орфографическая работа Укажите условия выбора орфограмм: П.. йзаж , к.. ртина , из.. бражён , сум .. рки , иску( с,сс ) тво , жив.. пись , в..л.. колепный . Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный. Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине . Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий .)
Слайд 22
*Устный рассказ по картине *Написание варианта сочинения *Редактирование *Написание окончательного варианта сочинения
Слайд 23
Ⅱ. Основной этап Модель плана урока подготовки к сочинению 1.Мотивация деятельности учащихся. Постановка речевой задачи. 2.Работа с текстом (образцом или ученическим сочинением). 3.Сбор рабочих материалов. 4.Систематизация материалов. Составление плана. 5.Работа над языком сочинения. 6. Орфографическая и пунктуационная подготовка. 7 .Написание 1 варианта сочинения. 8 .Редактирование. 9 .Написание окончательного варианта сочинения.
Слайд 24
2.Работа с текстом (образцом) Тест читает учитель, начиная словами «все вокруг было матово-сиреневое» Ответьте на вопросы: * О каком времени суток идет речь в представленном отрывке? *С чем автор сравнивает свет от восходящего солнца? Какие художественные приемы при этом использует? * Как вы думаете, что именно описывает автор? *Какое у вас сложилось впечатление от текста? Какую картину нарисовали бы?
Слайд 25
Образец сочинения Зимний вечер Каждое время года прекрасно по-своему. Я, например, люблю бродить зимним тихим вечером по заснеженным улицам и любоваться природой, уснувшей до весны. Я выхожу на улицу. Дышится глубоко и свежо. Деревья покрыты шапками снега. На верхушках – снежные пирамиды . Солнце уже закатилось, и небо на горизонте нежно-розовое. Незаметно темнеет, и на улицах зажигаются фонари. От их света снег искрится маленькими огоньками. Я иду по вечерней улице и любуюсь зимним пейзажем. Жемчужинки-снежинки тихо падают мне на ладошки. По-моему, нет ничего интереснее, чем любоваться их причудливой формой. А снег все усиливается. И вот уже не искрящиеся капельки, а причудливые хлопья падают с неба. А подует ветерок – и серебряная пыль кружится в воздухе . Мне кажется, миллионы маленьких алмазов вьются под уличными фонарями. Поднимешь голову – и увидишь хрустальные сосульки необыкновенной формы. Во дворе слышится какой-то шум. Это ребятишки радуются выпавшему снегу. Несколько минут – и готова снежная баба с метлой в руке. Но мне пора возвращаться. Я получила необыкновенный заряд бодрости. Как будто матушка-зима вдохнула в меня новые силы.
Слайд 26
Беседа по тексту: *Как автор описывает снег, который покрыл деревья? Что он использует в речи? *С чем сравнивает снежинки? Как называется этот прием? *Как вы думаете, какие прилагательные можно подобрать при описании снега?неба ? *Какие цвета и оттенки вы бы использовали при описании вечернего неба? *С чем можно сравнить звук, который мы слышим, когда наступаем на снег? *С помощью каких слов, фраз можно выразить свое отношение к описываемому?
Слайд 27
Сочинение-описание – это текст, в котором названы признаки предмета, человека, животного, явления. Оно отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста-описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем-либо. Можно использовать слова « как-будто », «как», «словно», «похож на». В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел автор сочинения, чтобы читатель испытывал те же чувства, что и тот, кто писал текст. При описании природы важно подчеркнуть такие признаки, как *размер *форма *цвет *вкус и запах Как писать сочинение-описание (план) Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д. Отдельные признаки и детали. Отношение автора текста к описываемому.
Слайд 28
Написание варианта сочинения. Редактирование. Написание окончательного варианта сочинения.
Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…
Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.
Описать — значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
-
Сочинение-описание картины
-
Сочинение-описание помещения (интерьера)
-
Сочинение-описание природы
-
Сочинение-описание местности
-
Сочинение-описание внешности человека
-
Сочинение-описание животного
План:
1) Вводная часть
У каждого человека есть свое любимое время годы. Мое – осень.
2) Мне нравиться наблюдать как медленно, но прекрасно увядает природа. Листва на деревьях становится желтой, красной, оранжевой. Небо осенью какое-то особенное. Оно синее и низкое, и по нему часто плывут тяжелые темные облака.
3) Иногда, когда моросит дождь и дует пронизывающий ветер, я остро ощущаю тоску по лету. Но это чувство быстро сменяется удовольствием от чашки горячего чая, когда приходишь домой.
4) Не случайно Пушкин посвятил осени много прекрасных строк, ведь все мы знаем, как он любил это время года. И любил он именно осеннюю природу, буйство красок лесов и полей. И, пожалуй, лучше об осени и не скажешь, чем пушкинской строфой:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
5) Мое мнение такое: осень – чудесная пора! Именно осенью природа самая красивая, думаю, что многие согласятся со мной.
Сочинение-описание – это вид ученической работы, которая помогает оценить умение человека передать смысл увиденного. Мы расскажем, какими особенностями обладает такое задание, и как правильно его выполнить.
Что такое сочинение-описание?
Сочинение-описание – это описание предмета, человека, обстановки или какого-то явления с целью определения признаков, деталей и общей атмосферы окружающей среды. Таким способом автор передает настроение читателю и отражает конкретные идеи с помощью фокусировки на объекте.
Как написать сочинение
Чтобы написать качественное сочинение-описание на высокий балл, нужно соблюдать структуру текста, раскрыть поставленный вопрос или проблему и соответствовать требованиям оформления.
Разберемся, какие существуют правила для составления такого типа работы.
План сочинения-описания
- Введение – вступление вашей работы, с помощью которого читатель поймет, о чем идет речь в тексте; соотносится по размеру с заключением;
- Основная часть – идеи, описание и раскрытие главной темы; различается в зависимости от задач и объекта.
- Заключение – вывод и главная мысль вашего сочинения.
Виды сочинений-описаний
Существует несколько видов сочинения описания. Разберем каждый из них подробнее, чтобы понимать особенности и различия каждого.
Сочинение-описание картины
Такой вид сочинения часто задают написать в школе. Ученику предлагают подробно описать картину, отражая все детали и передавая идею художника. Чтобы успешно выполнить такое задание, необходимо уделить внимание обстановке, которую автор выполнил в своей работе.
В сочинении-описании картины необходимо помнить о главных моментах:
- Настроение картины;
- Микротемы;
- Выразительные средства художника.
Без этих пунктов работа будет краткой и неразвернутой. Чтобы избежать этого, учитывайте все детали и особенности. Передайте проблему картины и общее настроение, расскажите, какие цвета и приемы использовал художник. Все это поможет отразить смысл работы и выделить основные моменты.
План описания картины:
- Биография художника и краткая справка о нем;
- Справка о картине: жанр, год написания, период творчества, история и т.д.
- Описание картины:
- Сюжет работы;
- Изображение всех планов картины: передний и задний;
- Описание героев сюжета (если они есть);
- Детали и особенности картины;
- Цвета и краски работы.
- Композиционные и выразительные средства;
- Как средства выражают авторскую позицию/отношение к героям сюжета?;
- Ваши впечатления и мнение о картине;
Сочинение-описание портрета человека
В таком сочинении вам нужно составить образ человека: подробно описать его черты внешности человека и характер.
- Портрет – изображение какой-либо личности в исполнении художника;
- Личный – описание себя, своего характера, планов на будущее и т.д.;
- Другого человека – воссоздание по памяти образа вашего знакомого или известной личности.
План описания портрета человека:
- Введение;
- Общая характеристика/впечатление: общие внешние признаки, рост, телосложение и т.д.;
- Черты лица, детали и особенности, одежда, поза;
- Взгляд, мимика, манера поведения, походка;
- Заключение.
Сочинение-описание природы
Описание природы часто помогает передать особое настроение за счет обстановки окружающей среды. В таком сочинении нужно правильно замечать детали и указывать на них читателю.
- Введение;
- Общая характеристика окружающей среды: погода, местность, время дня;
- Описание окружающей среды: что находится вокруг, что происходит и т.д.
- Описание впечатления: чувства и эмоции в данной обстановке;
- Заключение.
Сочинение-описание интерьера
Иногда в сочинении-описании необходимо проанализировать интерьер и определенную обстановку. Разберемся, как соблюдать логику в подобных текстах.
Вступление вашего сочинения зависит от его конечной цели. Если вам необходимо максимально передать настроение, стоит выполнить небольшое описание экстерьера – внешней обстановки. Можно указать, где находится месторасположение описываемого интерьера, и как это влияет на общую обстановку.
Подробный разбор интерьера получится выполнить, если вы будете указывать на важные детали, цветоощущение и другие особенности.
План описания интерьера:
- Введение;
- Краткое описание экстерьера (если требуется);
- Описание интерьера:
- Помещение: размеры, освещение, общий план;
- Декор помещения: цвета, предметы быта, мебель, украшения и т.д;
- Обстановка и настроение интерьера: какие эмоции вызывает, ощущения за счет окружающей обстановки, что на это влияет и т.д.
- Заключение.
Советы по написанию
Мы собрали еще несколько советов, которые помогут выполнить сочинение-описание на отлично.
Описания природы у классиков
Часто с описанием природы возникают сложности из-за недостатка способов раскрытия темы. Если у вас недостаточно идей – обратитесь к литературным произведениям русских классиков. Вы легко найдете подходящее вам описание и сможете создать свой текст, используя новые средства выражения.
Пять чувств для описания
Чтобы изложение ваших мыслей не выглядело сухим и скучным, помните о пяти чувствах и используйте их для описания.
- Зрение;
- Слух;
- Обоняние;
- Осязание;
- Вкус.
Рассказывайте не только о том, что видите перед собой, но и о чувствах и запахах, чтобы максимально погрузить читателя в окружающую обстановку.
Логика повествования
Соблюдайте логику повествования своих мыслей и не перескакивайте с темы на тему. Чтобы не нарушать структуру в сочинении-описании, используйте переключения между планами:
- Деталь;
- Крупный план;
- Средний план (может быть несколько планов с разными объектами);
- Общий план;
- Дальний план.
Сокращение лирических отступлений
Большое количество лирических отступлений неприемлемо в таком типе работ, так как главной задачей этого сочинения является описание окружающей среды. Связывайте свои мысли и идеи с объектами, о которых пишете, чтобы не отдаляться от основной тематики.
Не хватает сил и времени на написание работы? Вы можете заказать сочинение на Студворк! Наши эксперты быстро выполнят работу по всем ваши требованиям. Вам нужно только оставить заявку и дождаться откликов.
Пример сочинения-описания
Русский язык
6 класс
Урок № 52
Описание природы. Сочинение – описание природы по личным наблюдениям
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Освоение понятия пейзаж.
- Анализ текстов описательного типа.
- Написание сочинения – описания природы на основе собственных наблюдений.
Тезаурус
Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.
Градация (от лат. gradation – постепенное повышение) – расположение слов (предложений, эпизодов) в порядке нарастания или ослабления действия или качества.
Жанр (от франц. – род, вид, тип, манера) – род произведений искусства, их распределение в соответствии с определёнными художественными особенностями, проявляющимися в содержании и форме.
Метафора (греч. metaphora – перенос) – один из тропов: употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства между явлениями.
Олицетворение – изобразительное средство языка: перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.
Пейзаж (от франц. pays страна, местность) ‒ изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении.
Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – слова, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской.
Сравнение – изобразительное средство языка: изображение явления путём сопоставления его с другим явлением.
Средства художественной изобразительности – особые приёмы употребления и сочетания слов: эпитет, сравнение, метафора и др.
Сюжет в произведении изобразительного искусства – предмет изображения. Сюжет — основа формы произведения.
Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.
Эпитет ‒ образное определение, указывающее на существенный признак предмета или явления. Чаще всего имеет переносный смысл.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 123; 191.
Дополнительная литература:
1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
2. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, что слово «пейзаж» – французского происхождения. Оно имеет несколько значений. Это может быть вид какой-нибудь местности или рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении. Мы посмотрим, как изображали природу в разных видах искусства: в литературе, живописи, определим, каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение (независимо от вида искусства) называется пейзажной зарисовкой.
Красоту различных вещей, окружающих нас, мы часто не замечаем, и только взгляд художника открывает их скрытую выразительность. Как же научиться видеть красоту вещей глазами художника?
Художник, смотрите, художник!
Пришёл и сидит на пеньке,
При нём голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки,
А прямо – огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке
Как чёрные тени стоят…
Художник, смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался – видно, не зря!
И кто-то в квартире двухсотой
Соседу в окно помахал:
«У нас тут такие красоты –
Художники ходят, слыхал?»
Так нам рассказывает о художнике поэт Марина Бородицкая.
Созерцая мир природы, художники изображали её и величественной, и пустынной. Человек иногда будто терялся в ней.
Безграничное многообразие природы способствовало возникновению различных видов пейзажного жанра. Это и сельский пейзаж, передающий поэзию деревенского быта, и городской пейзаж, передающий пространственный мир города, и архитектурный, изображающий памятники архитектуры в сочетании с окружающей средой. Выделяют ещё морской пейзаж (марина – от лат. marinus – морской), рассказывающий о красоте моря и морской стихии; индустриальный – изображающий морские порты и аэровокзалы, заводы и фабрики и др.; фантастический – с вымышленными видами.
Художник, рисуя, отображает на полотне своё отношение к природе, свои мысли, настроение. Чем богаче внутренний мир художника, тем содержательнее будет пейзаж.
Вы знаете, что художник, создавая полотна, использует многообразную палитру цветов. Он должен чувствовать цвет. Под чувством цвета понимается такое восприятие цвета, когда возникают образы, ассоциации, связанные с цветом, эмоции и чувство объёма. Основная функция цвета – создание настроения. Ещё одна – создание ощущения объёма на основе контраста тёплых и холодных цветов.
Основным средством передачи цвета, всей гаммы чувств в устной и письменной речи являются изобразительные средства языка. Самыми распространёнными изобразительными средствами являются тропы, смещающие внимание с основного значения слова на переносное. Тропы раскрывают эмоциональное отношение к изображаемому предмету. К основным тропам относятся сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.
Обратимся к репродукции картины Константина Юона «Зимнее солнце», написанной в 1916 году в подмосковной деревне Лигачёво.
На ней изображён солнечный морозный день, полный спокойствия и тишины. Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому времени года, как зима? Мы видим, что художник использует определённые краски: яркие, насыщенные, холодные, передавая звонкую тишину морозного дня.
На искрящийся снег ложатся тёмно-синие тени стройных деревьев. Сквозь широкие ветви сосны пробивается оранжевыми лучами мягкое зимнее солнце и тихо ложится на снег. Как на мягком ковре, стоят в снегу широколапые ели и сосны, своими изумрудными верхушками упираясь в холодное голубое небо, по которому барашками плывут белые облака. Художник запечатлел красоту и величие тихого зимнего дня.
А что же видели писатели? Обратимся к фрагменту повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий».
«Серебристо-чёрное небо сплошь осыпано августовскими звёздами. Раздвоенный рукав Млечного Пути висит над головой видением небесной реки.
Небо отражается в море так полно, так роскошно, что, лёжа на тёплой гальке, задрав голову, никак не поймёшь, где верх, а где низ. Будто висишь среди звёздной бездны.
По всем направлениям катятся, вспыхивая, падающие звёзды»
Что привлекает писателя в ночном небе? Оно всё усыпано звёздами. Их так много, что они похожи на реку. И лёжа у кромки моря, сложно определить, где земная гладь воды, а где – небесная.
Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор, чтобы показать красоту звёздного неба? Валентин Катаев использует эпитеты («серебристо-чёрный», «роскошно»), метафоры («небесной реки», «звёздная бездна», «катятся звёзды») и др. Что в этом отрывке в центре внимания писателя? В центре внимания писателя звёздное небо и море.
Природа представлена так, как видит её человек, который целиком поглощён каким-либо душевным состоянием и замечает вокруг лишь то, что созвучно с ним.
На основе проделанной работы можно определить порядок описания природы по личным наблюдениям.
- Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
- Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
- Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Определите вид художественно-изобразительного средства, использованного автором при описании утренней звезды (выделено курсивом).
Сначала можно подумать, что звёзды неподвижны. Но нет. Присмотришься – и видно, что весь небесный свод медленно поворачивается. Одни звёзды опускаются за дачи. Другие, новые, выходят из моря. Тёплый ветерок холодеет. Небо становится белее, прозрачнее. Море темнеет, утренняя звезда отражается в тёмной воде, как маленькая луна. (В. Катаев «Белеет парус одинокий»)
А) олицетворение;
Б) метафора;
В) сравнение.
Разбор задания: это сравнение, так как автор говорит о том, что отражение маленькой звезды похоже на отражение луны в море.
Правильный ответ: В
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите один правильный вариант ответа
Прочитайте фрагмент из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».
…Горизонт отсутствовал. Купальни как бы висели в молочном воздухе. Лишь извилистые и глянцевитые отражения свай покачивались на волне цвета бутылочного стекла.
Какое предложение должно быть первым.
Выберите нужный вариант:
А) В девятом часу утра ветер унёс последние капли.
Б) Море курилось парным туманом, сливаясь с ещё не расчищенным небом.
Разбор задания:
Первым должно быть следующее предложение: «Море курилось парным туманом, сливаясь с ещё не расчищенным небом», так как далее в тексте идёт описание морского пейзажа. Из первого предложения мы узнаём, что море сливалось с небом, а во втором автор уточняет, что горизонт отсутствовал.
Правильный ответ: Б.
1.
Беседа:
• Какие типы текста мы знаем?
• Чем отличается описание от других типов
текстов?
• Какой вопрос можно задать к тексту описанию?
• Как называется описание природы в
литературе?
2.
повествование
Типы
речи
рассуждение
описание
3.
Пейзаж в литературном
произведении –
это словесное описание
природы.
4.
Пейзаж
1) вид какой-нибудь местности;
2) рисунок, картина,
изображающая природу, а также
описание природы в
литературном произведении.
( По «Словарю русского языка» С.И.Ожегова )
5.
Пейзаж
зимний
Весенний
Летний
Осенний
природа леса
природа степей
река, озеро
море…
6.
Тропы
(слова в переносном значении)
метафора
эпитет
олицетворение
7.
Эпитет – это художественное
определение (какой?). Золотая
(какая?) листва
8.
У слова СНЕГ более 100 эпитетов!
блистающий
искрящийся
переливающийся
ослепительный
сверкающий
серебристый
нарядный
чистый
бездонный
глубокий
лёгкий
мохнатый
мягкий
пушистый
пышный
колючий
ноздреватый
хрустящий
веселый
печальный
и другие
9.
О каком времени года
написал Ф.И.Тютчев?
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
10.
Какие выразительные средства
использует поэт, чтобы
изобразить не красками, а словами
красоту родной природы?
(метафоры, эпитеты, сравнения)
11.
ЗИМА:
Согнулась под тяжестью снега, хрустальные
иголочки инея, укутались в тяжёлые
белоснежные шубы, зеркальная гладь
замёрзшего пруда, мохнатая белая шапка на
ёлке.
12.
План сочинения – описания
природы.
1.
2.
3.
4.
5.
Вводная часть.
Наблюдения.
Ощущения.
Авторитетное мнение.
Моё мнение.
13.
Вводная часть.
Я стою над обрывом…
Я сижу перед окном…
Я вышел прогуляться…
Ночью выпал первый снег…
Распустились первые нежные, клейкие
листочки…
• Вдруг набежала тяжёлая серая туча…
• Передо мной красуются золотые, багряные
осенние деревья…
14.
Наблюдения.
Наступила зима…
Пришла весна…
Всё вокруг изменилось…
Солнце светит ярко…
Ярко выделяются на фоне зелёной травы…
Искрится и переливается на весеннем солнце…
На землю опустилась мгла…
Тёмный лес вдруг озарился…
По нежно-голубому небу плывут лёгкие облака…
15.
Ощущения.
• Душа наполняется радостью…
• Пора кататься на лыжах, лепить снеговика…
• Хочется остановиться и внимательно
приглядеться…
• Как же прекрасна наша природа…
• Вдохнуть полной грудью…
• Не хочется уходить отсюда…
• Стою и любуюсь, забыв обо всём…
16.
Авторитетное мнение.
• Радостные ожидания и новые надежды наполняют
мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём!
Ф.И.Тютчев
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А.С.Пушкин
17.
Моё мнение.
Мне близко и понятно…
Испытываю похожие чувства…
Вызывает восторг…
Каждый год с нетерпением жду наступления
лета…
• Связано со счастливыми надеждами и
незабываемыми впечатлениями…
• Хочется поделиться с друзьями своей
радостью…
18.
Рубиновый глаз
Морозная
тишина.
Вечереет.
Темнеют кусты неодетого леса, будто
это сам лес собирает к ночи свои думы.
Через тьму кустов глядит солнце
рубиновым глазом, через кусты этот
красный глаз не больше человеческого.
(М.Пришвин.)
Про осень
1.Вводная часть
У каждого человека есть свое любимое время годы. Мое – осень.
2.Мне нравиться наблюдать как медленно, но прекрасно увядает природа. Листва на деревьях становится желтой, красной, оранжевой. Небо осенью какое-то особенное. Оно синее и низкое, и по нему часто плывут тяжелые темные облака.
3.Иногда, когда моросит дождь и дует пронизывающий ветер, я остро ощущаю тоску по лету. Но это чувство быстро сменяется удовольствием от чашки горячего чая, когда приходишь домой.
4. Не случайно Пушкин посвятил осени много прекрасных строк, ведь все мы знаем, как он любил это время года. И любил он именно осеннюю природу, буйство красок лесов и полей. И, пожалуй, лучше об осени и не скажешь, чем пушкинской строфой:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
5.Мое мнение такое: осень – чудесная пора! Именно осенью природа самая красивая, думаю, что многие согласятся со мной.