Как написать содержание исследовательской работы

Теперь представим образец оформления и требования к содержанию исследовательской работы (проекта), а также покажем пример и образец оформления оглавления исследовательской работы или проекта школьника с целью оказания помощи в грамотном оформлении работы.

Мы постараемся ответить на вопрос, как оформить содержание (оглавление) к исследовательской работе учащегося школы или даже воспитанника ДОУ (детского сада). Ведь по грамотно составленному содержанию исследовательского проекта можно легко понять насколько правильным было планирование и структурирование работы, сформулировал ли ребенок выводы и заключение.

Приведем в разделе структуру и пример содержания учебно-исследовательской работы, который относится и к оформлению содержания (оглавления) научно-исследовательской работы школьника или студента.

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов проекта, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта школьника.

Не старайтесь дописать что-то от себя в содержимом исследовательской работы, названия глав и параграфов проектной работы должны быть краткими и лаконичными, упорядоченными и иметь нумерацию, содержащую иерархию.

Оформление содержания исследовательской работы

При оформлении работы содержание исследовательского проекта помещается на втором листе и оформляется согласно приведенному нами примеру и образцу ниже.

Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

В Содержании исследовательской работы пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы в содержании проекта нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы «Введение«, «Заключение«, «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются!

Образец содержания исследовательской работы (проекта)

Простыми словами содержание оформляется строго по правилам, нумеруются и отмечаются разделы исследовательской работы, расположенные в тексте проекта, указываются страницы.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)
1. Подготовка к исследованию (например)……….5
        1.1 Исторические сведения……………………….5
        1.2 Сбор информации……………………………….7
        1.3 Проведение анкетирования…………………8
        1.4 Техника безопасности…………………………9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования(например)………….10
        2.1 Первый этап исследования………………..10
        2.2 Второй этап исследования…………………11
        2.3 Заключительный этап исследования…..12
Заключение……………………………………………………13

(Итоги исследовательской работы)
Список литературы………………………………………..14
Приложения…………………………………………………..15

Обращаем внимание, что Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями текста и нумерации.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу Содержание исследовательской работы:
<a href=»http://obuchonok.ru/soderjanie» target=»_blank»>Содержание исследовательской работы школьников</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/soderjanie]Содержание исследовательского проекта[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта.

«Содержание» помещается на втором листе.

Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

В Содержании исследовательской работы пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены(напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы «Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются.

Пример Содержания исследовательской работы:

Содержание

Введение……………………………………………………….3

(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)

1. Подготовка к исследованию(например)…………5

        1.1 Исторические сведения……………………….5

        1.2 Сбор информации ……………………………..7

        1.3 Проведение анкетирования………………..8

        1.4 Техника безопасности…………………………9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)

2. Проведение исследования(например)………….10

        2.1 Первый этап исследования………………..10

        2.2 Второй этап исследования…………………11

        2.3 Заключительный этап исследования…..12

Заключение…………………………………………………..13

(Итоги исследовательской работы)

Список литературы………………………………………..14

Приложения………………………………………………….15

Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями.

   Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно
соответствуют заголовкам в тексте проекта.

   «Содержание» помещается на втором листе.

   Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

  В Содержании исследовательской работы пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово
главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.

  При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков
вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

   Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и
рубрики которой они подчинены(напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

   Разделы «Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются.

   Пример Содержания исследовательской работы:

Содержание

Введение……………………………………………………….3

(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну
исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)

1. Подготовка к исследованию(например)…………5

        1.1 Исторические сведения……………………….5

        1.2 Сбор информации ……………………………..7

        1.3 Проведение анкетирования………………..8

        1.4 Техника безопасности…………………………9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)

2. Проведение исследования(например)………….10

        2.1 Первый этап исследования………………..10

        2.2 Второй этап исследования…………………11

        2.3 Заключительный этап исследования…..12

Заключение…………………………………………………..13

(Итоги исследовательской работы)

Список литературы………………………………………..14

Приложения………………………………………………….15

   Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями.



Рассмотрим правила оформления содержания в проектной, проектно-исследовательской работы

Содержание является второй страницей в любой школьной и студенческой проектной работе. Оформляется как автоматически с использованием возможностей WORD, так и самостоятельно, при самостоятельном создании содержания документа может применяться скрытая таблица (примеры создания обоих вариантов содержания приведены ниже).

Слово СОДЕРЖАНИЕ располагается по центру, записывается прописными буквами полужирным шрифтом.

Требования к заголовку содержания:

  • шрифт: Times New Roman;
  • размер: 14 pt;
  • выравнивание: по центру;
  • цвет текста (как и во всем документе): черный;
  • отступ: слева и справа: 0 см, первая строка отступ: 0 см;
  • интервал: перед и после: 0 пт, междустрочный интервал: 1,5 (полуторный);
  • дополнительно: выделяется полужирным, курсив и подчеркивание не применяются.

Оформление основного текста в содержании

Основной текст на странице представлен названиями всех структурных элементов проекта: введение, название глав, параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.

Требования к основному тексту содержания следующие:

  • шрифт: Times New Roman;
  • размер: 14 pt;
  • выравнивание: по левому краю;
  • цвет текста (как и во всем документе): черный;
  • интервал: перед и после: 0 пт, междустрочный интервал: 1,5 (полуторный);
  • дополнительно: курсив, полужирный и подчеркивание не применяются.

Текст набирается строчными буквами с первой прописной.

Названия параграфов начинаются с отступом от начала строки на 2 знака (0,5 см), пример оформления параграфов в содержании проектной работы приведен ниже.

Правильное оформление параграфов в содержании

Оформление параграфов в содержании

Названия пунктов начинаются с отступом в 4 знака от начала строки (1 см), пример оформления пунктов в содержании проекта указан ниже.

Правильное оформление пунктов в содержании

Оформление пунктов в содержании

Все структурные элементы, представленные в содержании, должны быть соединены отточием с порядковым номером страницы, на которой начинается соответствующий структурный элемент, нумерация страниц в содержании указывается справа: слова «страница», «стр.» не пишутся. Пример оформленного содержания приведен ниже.

Автоматическое создание содержания в проектной работе

Для формирования автоматического содержания перед началом редактирования всего документа (или сразу при написании проекта), необходимо указать, какой именно тест является заголовком главы, а какой параграфа, для этого в WORD существуют стили, которые и позволяют отделить просто текст от заголовков (остальные возможности использования стилей в данной статье затронуты не будут).

Для применения стиля к тексту следует выделить текст, например, заголовок «ВВЕДЕНИЕ», после того, как текст выделен, необходимо на вкладке «Главная» в разделе «Стили» выбрать стиль с названием «Заголовок 1» – первый уровень заголовков, к которым относятся:

  • введение;
  • главы;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

К параграфам необходимо применить стиль с названием «Заголовок 2», а к пунктам, соответственно, стиль, имеющий название «Заголовок 3».

Применение стилей к заголовкам

Применение стилей к заголовкам

После того как все заголовки в работе были выделены и отмечены соответствующими для них заголовками, необходимо открыть лист, на котором будет располагаться содержание проекта. Сверху листа должна располагаться надпись «СОДЕРЖАНИЕ» (требования к ней были указаны в начале статьи), после надписи пропускается 1 пустая строка. Далее для создания автоматического содержания на вкладке «Ссылки» требуется в разделе «Оглавление» нажать на кнопку «Оглавление», в выпадающем меню выбирается «Настраиваемое оглавление…».

Создание настраевоемого содержания

Создание настраевоемого содержания

В открывшемся окне необходимо применить следующие настройки:

  1. Показать номер страниц – включено (выбран соответствующий пункт).
  2. Номер страницы по правому краю – включено (выбран соответствующий пункт).
  3. Формат – «Из шаблона».
  4. Уровни:
    • если в работе только главы, то значение – 1;
    • если в работе главы и параграфы, то значение – 2;
    • если в работе главы, параграфы и пункты, то значение – 3.
  5. Гиперссылки вместо номеров страниц – выключено (снять выделение с соответствующего пункта).
  6. После применения всех настроек необходимо нажать на кнопку «ОК».

Ниже представлено, как должно выглядеть окно для формирования правильного содержания.

Окно с настройками для создания содержания

Окно с настройками для создания содержания

Если все было сделано правильно, то на странице содержания должны появиться все названия заголовков проектной работы с указанием начальной страницы. После этого необходимо отредактировать текст содержания в соответствии с требованиями, приведенными в начале статьи.

Положительной стороной такого подхода к созданию содержания в проектной работе является легкость обновления начальных страниц, заголовки в содержании всегда будут соответствовать заголовкам в тексте проекта, отточие формируется автоматически.

Создание содержания самостоятельно или с использованием скрытой таблицы

Чтобы создать содержание самостоятельно, можно скопировать заголовки всех структурных частей проектной работы, вставить их на лист с содержанием, затем указать, с каких страниц начинается каждый структурный элемент, при этом отточие необходимо создавать самому либо с использованием точек, либо с применением функции «Табуляция», в котором следует выбрать заполнитель в виде «…», указать позицию табуляции: 15 см. Пример содержания, созданного таким способом, представлен ниже. В примере используются 2 способа создания отточия, введение и первая глава – отточие сделано знаком «точка», вторая глава и далее отточие создано через функцию «Табуляция».

Пример созданного содержания копированием заголовков

Пример созданного содержания копированием заголовков

Еще одним распространенным способом создания содержания является применение скрытой таблицы, для форматирования содержания используется невидимая таблица. Создать таблицу можно во вкладке «Вставка», раздел «Таблица». Таблица создается из 3 столбцов, количество строк зависит от количества разделов в Вашем проекте, из расчета: 1 строка на 1 структурный элемент. Отточие при таком создании содержания либо не применяется, либо создается способами, описанными выше.

Создание таблицы для содержания

Создание таблицы для содержания

В созданной таблице, в тех строках, где будут расположены: введение, название глав, заключение, список использованных источников и приложения, необходимо сделать по 2 столбца, для этого 2 левых столбца одной строки (важно выделить именно 2 столбца одной строки) следует выделить, далее нажать правой кнопкой мыши на выделенной ячейке, в открывшемся меню выбираем «Объединить ячейки…», так необходимо проделать с каждой строкой, также можно использовать инструмент «Ластик», который стирает границы между ячейками таблицы, объединяя их.

Способы объеденения ячеек таблицы

Создание таблицы для содержания

После того, как все необходимые ячейки объединены, необходимо: первый вариант – уменьшить последний столбец до ширины в 1 см, для этого можно использовать линейку вверху листа, затем ползунок передвинуть вправо (пример приведен на картинке ниже), второй вариант – выделить столбец – в появившейся вкладе «Макет» в разделе «Размер ячейки» уменьшить ширину столбца до 1 см, далее необходимо выделить всю таблицу, в той же вкладе «Макет» раздел «Размер ячейки» нажать на кнопку «Автоподбор» и в выпадающем меню «Автоподбор по ширине окна». Также надо уменьшить ширину первого столбца до ширины 1-1,5 см.

Пример таблицы с объединенными ячйками

Пример таблицы с объединенными ячйками

После заполнения таблицы заголовками проектной работы, необходимо скрыть границы, для этого следует выделить всю таблицу, в появившейся вкладке «Конструктор» в разделе «Обрамление» требуется нажать на кнопку «Границы» и выбрать строку «Нет границ».

Как скрыть границы таблицы для содержания

Как скрыть границы таблицы для содержания

Ниже представлен пример созданного содержания с использованием скрытой таблицы.

Пример готового содержания созданного в таблице

Пример готового содержания созданного в таблице

Если описанное создание содержания с использованием скрытой таблицы показалось Вам сложным, то Вы можете скачать уже готовое содержание и заполнить его своими данными.

Скачать пример содержания в скрытой таблице с отточием

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

Скачать

Скачать пример содержания в скрытой таблице с без отточия

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

Скачать

Скачать пример таблицы для содержания

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

Скачать

После скачивания документа необходимо выделить весь текст, скопировать его к себе на страницу с содержанием, либо, если Вы сдаете работу в распечатанном виде, лист с содержанием можно заполнить и распечатать отдельно, но в таком случае следует быть внимательным с нумерацией страниц документа, все документы в примере имеют нумерацию «2» внизу страницы.

В вашей работе обязательно должно быть оглавление. Оно может называться и «оглавление» и «содержание» — названия равнозначны.

Содержание проектной или исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта.

«Содержание» помещается на втором листе.

Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

В Содержании исследовательской работы пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены(напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы «Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются.

Пример Содержания исследовательской работы:

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)

1. Подготовка к исследованию(например)……………………5

1.1 Исторические сведения…………………………………..5

1.2 Сбор информации …………………………………………7

1.3 Проведение анкетирования……………………………8

1.4 Техника безопасности……………………………………9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)

2. Проведение исследования(например)…………………….10

2.1 Первый этап исследования……………………………10

2.2 Второй этап исследования…………………………….11

2.3 Заключительный этап исследования…………….12

Заключение……………………………………………………………….13

(Итоги исследовательской работы)

Список литературы…………………………………………………….14

Приложения………………………………………………………………15

Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями.

Автособираемое оглавление

Для того, чтобы в текстовом редакторе Microsoft Word сделать автособираемое оглавление, необходимо выполнить следующие действия.

1. Все заголовки, которые должны попасть в оглавление должны быть выполнены стилем «Заголовок 1» (после составления содержания можно будет поменять стиль оформления)

Автономная некоммерческая организация

«Средняя
общеобразовательная школа

                                                                                         «Содружество»

Методические
указания  к написанию и оформлению исследовательской (проектной) работы

г.
Долгопрудный, 2020

Методические указания составила  И.А.
Кузьмина, кандидат биологических наук, учитель биологии АНО СОШ «Содружество»

Методические указания к написанию и
оформлению исследовательской работы рассмотрены и одобрены на заседании ШМО
естественноматематических наук 

АНО СОШ «Содружество»  «31»
августа 2020г.

Протокол № 1

© АНО СОШ «Содружество»

©  Кузьмина И.А.  Методические указания к написанию и оформлению исследовательской
(проектной) работы

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 4

        СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………. 5

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ…………………………………………………… 6

ОФОРМЛЕНИЕ СПРАВОЧНОГО АППАРАТА……………………………………………………………………… 9

Пример:…………………………………………………………………………………………………………………… 10

Оформление библиографического списка…………………………………………………………………… 10

Приложение 1.  Образец оглавления…………………………………………………………………………… 12

Приложение 2. Образец титульного листа……………………………………………………………………. 13

ВВЕДЕНИЕ

 Исследовательская работа является по сути  первым научным
начинанием школьника.   

Если работа является реферативной, она, тем не менее, уже
должна дать полное представление, насколько школьник умеет правильно поставить
вопрос, собрать литературный материал, нужный для его решения, осмыслить этот
материал и сделать обоснованные выводы.

Дисциплины школьного курса позволят включать и
использовать  в работе экспериментальные данные, данные анкетирования и прочее.

Исследовательская работа должна не только содержать все
нужные данные, но и преподносить их в виде, легкодоступном для усвоения. 

Умелое написание научной работы предполагает использование
определенных форм и стандартов, принятых в научной литературе. Соблюдение их
позволяет читателям с наименьшей затратой труда и времени находить нужное в
интересующей их статье, т. е. перерабатывать большое количество информации в
единицу времени. Ниже приводятся сведения о наиболее принятых формах изложения
полученных данных, оформление текста, иллюстративного материала и справочного
аппарата при написании исследовательской работы, если последняя носит характер
оригинального научного исследования. 

В начале учебного года (на втором уроке по предмету)
школьники получают темы исследовательских (проектных) работ от ведущего
учителя. Как только тема работы определена, необходимо начинать сбор материала.

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Исследовательская работа по предмету состоит из следующих
разделов: введения, описания использованных материалов и методик, обзора
литературы по рассматриваемому вопросу, выводов, библиографического указателя,
оглавления работы и, в некоторых случаях, приложений, заключающих в себе те или
иные справочные материалы, таблицы с данными, графики и прочее. Начинается
работа с титульного листа, на котором указываются фамилия и инициалы автора,
тема работы, научный руководитель и учреждение, в котором выполнено
исследование.

Заглавие должно иметь четкую формулировку, быть
кратким, но достаточно точно выражать содержание работы. 

Введение, как правило, должно быть небольшим (2-З
страницы). В нем необходимо ясно изложить цель, которая преследовалась данным
исследованием, его научное значение, актуальность и место в общей системе
знаний по данному вопросу. От приведения ссылок следует воздержаться. Если
Исследовательская работа делается на основе материала, собранного вне школьных
стен, то в конце введения указывается учреждение, в котором или при содействии
которого,собирался материал, место обработки последнего, лиц, помогавших в
сборе и обработке материала, консультировавших и направляющих ход работы.

Основная часть реферативной работы не должна
затрагивать вопросы, не имеющие прямого отношения к теме исследования. Удобно
ее строить по принципу постепенного сужения диапазона рассматриваемых вопросов.
Следует избегать приведения сведений по тем частным вопросам данной проблемы,
которые в работе не рассматриваются.

 На протяжении изложения работы необходимо вести четкую
линию предмета. Если изложение ведется по теме, которая не подразделяется по
ходу исследования на отдельные вопросы, разбор подобранных научных статей
удобно вести в хронологическом порядке. Он обеспечивает известную логическую
последовательность изложения, которой неопытному автору не всегда легко
добиться. 

Заключение или выводы представляют собой краткий
итог всей проделанной работы, поэтому пишутся особенно тщательно и должны быть
понятны без чтения основного текста. В заключении или выводах должны быть
отчетливо сформулированы смысл и сущность проведенной работы, их теоретическое
и практическое значение. Если работа по своему объему не велика, заканчивать ее
лучше выводами, а не заключением. Последнее более уместно в большой по объему
работе, однако и в этом случае вполне можно обойтись выводами. Иногда в больших
работах даются и заключение, и выводы, что совершенно излишне.

В заключении и в выводах не принято ссылаться на работы
других авторов, входить в полемику, делать ссылки на таблицы, рисунки и другие
иллюстративные материалы.
Текст заключения и выводов должен быть предельно
лаконичен, конспективен, информативен. Совершенно не допустимы в нем пустые
фразы, общеизвестные положения, расплывчатые формулировки. 

Каждый вывод излагается в пределах одного абзаца, даются
выводы в виде отдельных пунктов, нумеруемых по порядку арабскими цифрами. Число
выводов не должно быть очень малым (1 или большим (10—20), так как в этих
случаях они не выполняют своего назначения отразить все основные положения
работы и притом в краткой форме.

 Недопустимо употребление в
исследовательской работе (если это не литературная работа) «ненаучных» реплик,
утверждений, констатаций. Например: «Я потрясена  красотой осеннего парка…»

Так же не допускается в реферативных работах употребление
таких выражений, как «По нашим данным…», «Наши исследования на море…» и т.д.
Необходимо писать: «По данным таких-то исследователей…», « Такимито учеными
проводились исследования … были получены данные…». Если школьник проводил
собственные эксперименты, то в работе пишется «По нашим данным». Местоимение
«Я» необходимо стараться избегать.

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Под оформлением текста Исследовательской работы понимается
придание определенного вида расположению текста, его публикация, подбор
рисунков и составление подписей к ним, сведение цифровых материалов в таблицы,
оформление титульного листа, оформление библиографического материала, подшивка
листов в папки — скоросшиватели.

Оформление титульного листа производится по образцу,
приведенному ниже (Прил. 1). Вверху во всю строку печатается наименование
школы. Примерно в середине листа печатается название работы, выше — фамилия и
инициалы автора, ниже, отступя 5 — 6  строк, приводятся сведения о характере
работы (указывается предмет). Еще ниже пишется, кто является научным
руководителем работы, с указанием его ученой степени и звания. В нижней части
листа ставится название населенного пункта, в котором находится школа, и год
оформления работы.

Расположение текста во всех случаях должно
соответствовать общепринятым стандартам. Текст может быть набран на компьютере
и отпечатан на принтере   (шрифт 14, через 1,5 интервала). 

Со всех сторон оставляются чистые поля шириной слева — 30
мм, справа — 10 мм, сверху—20 мм, снизу—25 мм.
 

Все страницы исследовательской работы нумеруются
последовательно арабскими цифрами, расположенными обычно в верхней части
страниц над серединой текста. На титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел работы следует начинать с новой
страницы вне зависимости от того, какая часть предыдущего листа осталась
неиспользованной. 

Более мелкие подразделения текста, имеющие собственные
заглавия, следует начинать с новой страницы, если предыдущая использована более
чем наполовину. 

Заголовки располагаются посередине строки. Знаки
препинания после заголовков не ставятся. Чтобы отделить название подраздела от
текста предыдущего раздела (подраздела), если оно печатается не на новой
странице необходимо пропустить строчку. 

Рубрикация текста. Заключается в разделении текста
на ряд соподчиненных разделов теми или иными средствами. Как правило, весь
текст делится не менее чем на три раздела, раздел на 3 или более подраздела.
Недопустимо выведение в тексте одного единственного раздела или в разделе —
одного единственного подраздела. Названия разделов выделяются одинаковыми
средствами (например, строчными или подстрочными заглавиями, напечатанными тем
или иным шрифтом). То же относится и к выделению более мелких рубрик.
Нежелательно использование одних и тех же средств для выделения рубрик разного
значения (разделов, подразделов), недопустимо выделение рубрик одного значения
разными средствами.

Оформление рисунков заключается в нахождении места
для их размещения, нумерации, изготовлении надписей на них и подписей к ним. 

Рисунок 1 — Основные типы распределения особей в популяциях

В научных работах рисунками называются все иллюстрации,
выполненные с привлечением тех или иных средств изобразительного искусства. К
ним относятся диаграммы, графики, карты, фотографии, рисунки в узком смысле
слова. Все рисунки помещаются вблизи тех мест текста, где упоминаются впервые и
должны иметь сплошную нумерацию вне зависимости от нахождения их в тех или иных
разделах работы. Под каждым рисунком указывается номер. Надпись о том, что
данная иллюстрация представляет собой фотографию, график, карту и т. п., не
делается. После номера рисунка ставится тире и  пишется его название. Если
название рисунка  располагается более, чем на одной строке, межстрочное
расстояние сократить до значения «1». Расположение номера и названия рисунка –
посередине. На рисунке должны быть все подписи, позволяющие правильно понять
его содержание.  

Графики,  диаграммы, гистограммы не могут приводиться без
обозначения смысла и размера откладываемых на осях координат, без нумерации
кривых и без условных обозначений. Расшифровка последних дается в подписи к
рисунку (рис. 2). Точно так же в подпись к рисунку выносятся все условные
обозначения, даваемые на картах, схемах, диаграммах. 

 

Рисунок 2 — Содержание аммония   в воде коллекторов и
магистральном канале, ПДК = 0,5 мг/дм3

На рисунках в собственном смысле слова, фотографиях и
картах должны быть сведения о масштабе изображения, если знание размеров
объекта имеет значение для понимания работы.

На одном листе можно монтировать два или
несколько рисунков, если они невелики по размерам. Ссылки на рисунки в тексте
даются следующим образом: (рис. 2).

Оформление цифровых таблиц  сводится к правильному
выбору материалов, подлежащих табулированию, их расположению и обозначению. Не
имеет смысла сводить в таблицы небольшое количество цифрового материала (5 — 6
величин), который может быть дан непосредственно в тексте. Иногда и
сравнительно большое число цифр может быть дано в тексте без сведения их в таблицу,
в форме так называемых «выводов». 

Каждая таблица должна иметь свой номер (ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ
ТАБЛ.1). Нумерация таблиц делается сплошной для всей работы. 

Таблица 1 — Совместимость овощных культур с травами


п/п

Культуры

1

Баклажаны

2

Бобы

+

+

+

+

3

Виноград

+

+

4

Горох

5

Капуста

+

+

Названия таблиц должны быть достаточными
для понимания приводимого в них материала без обращения к основному тексту
работы. В тексте, где необходимо сослаться на таблицу пишут в конце предложения
(табл. 1)

Цитирование литературы проводится в пределах всей
работы по единой принятой схеме. Чаще всего ссылка на нужную работу делается в
следующей форме: «По данным А. И. Иванова (1997), температура…» или
«Установлено (Иванов, 1997), что температура….». Если делается ссылка
на работу, которая не читалась, а известна по изложению других авторов, то
каждый раз указывается источник, по которому она цитируется. Например, «По
данным А. И. Иванова, полученным в 1997 г. (цитируем по Петрову,

1998)…»

При цитировании работ иностранных авторов, упоминаемых
впервые, фамилия автора пишется по-русски, а в скобках дается ее написание на
иностранном языке, как оно приведено в оригинале работы. Например, «По данным
Смита (Smith, 1994)…» При последующих упоминаниях этого автора фамилия
пишется только в русской транскрипции.

ОФОРМЛЕНИЕ СПРАВОЧНОГО
АППАРАТА

К справочному аппарату, используемому в работах, относятся
библиографический указатель и оглавление.

Составление библиографического указателя cводится к
напечатанию всех библиографических данных о работах, упоминаемых в тексте. К
библиографическим данным относятся фамилия и инициалы автора, название работы,
журнал или другое периодическое издание, где опубликована работа, его номер,
год публикации, страницы, на которых изложена статья. Для книг указывается
место издания и наименование издательства. 

Иногда год публикации указывается в библиографическом
указателе сразу же после фамилии и инициалов автора. Название журнала обычно
дается в сокращенном виде.

Название работы никаким сокращениям не подвергается. При
составлении библиографического указателя все упоминаемые в тексте работы
располагаются в определенном порядке. Сначала идут работы русских авторов,
затем иностранных. Дальнейший порядок в расположении русских или иностранных
работ определяется по принципу алфавитной последовательности фамилий авторов.
Если указывается несколько работ одного и того же автора, то он приводятся в
хронологическом порядке — сначала более ранние, затем опубликованные позже.
Каждая работа печатается с новой строки. 

Пример:

Оформление библиографического списка

1. Монографическое описание:

Книга одного автора

Ручин А.Б.  Экология популяций и сообществ:
учебник для студ. высш. учеб.

заведений/ А.Б. Ручин. – М.: Издательский
центр «Академия», 2006. – 352 с.

Книга двух авторов

Дружинин В.В. Проблемы системологии
(проблемы теории сложных систем)/ В.В. Дружинин, Д.С. Конторов.- М.: Советское
радио, 1976.- 296 с.

Книга трех авторов

Моисеев П.А. Ихтиология / П.А. Моисеев,
Н.А. Азизова, И.И. Куранова. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 384
с.

Книга четырех авторов

Методические рекомендации по контролю за
состоянием рыбных запасов и оценке численности рыб / Е.М. Малкин, А.К.
Александров, В.М. Воронин, СВ. Полторацкий СВ. -М.: ВНИРО, 1981. — 15 с.

Книга пяти и более авторов

Гистология / Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина,
Б.В. Алешин и др. — М.: М цина, 1989. — 672 с.

Отдельный том многотомного издания

Атлас пресноводных рыб России. В 2 т.: Т.
2. /Под. ред. Ю.С. Решетник -М.: Наука, 2002.-253 с.

Автореферат диссертации

Никифоров-Никишин А.Л. Морфологические и
биохимические аберрации хрусталике глаза рыб под воздействием антропогенных
факторов: Автор» дис. на соискание уч. степени канд. биол. наук: 03.00.10/ А.Л.
Никифоров- Никишин; МГТА им. Тимирязева. -М., 2000.-25 с.

Диссертация

Никифоров-Никишин А.Л. Морфологические и
биохимические аберрации хрусталике глаза рыб под воздействием антропогенных
факторов: Дис. на соискание уч. степени канд. биол. наук: 03.00.10/ А.Л.
Никифоров- Никишин; МГТА им. Тимирязева. — М., 2000. — 143 с.

2. Аналитическое описание: Статья
из сборника

Руденко Г.П. Опыт определения численности
рыб, ихтиомассы и рыбопродуктивности плотвично-окуневого озера / Г.П. Руденко
// Известия ГосНИ ОРХ. — 1967. — Т. 64. — С. 19-38.

Статья из трудов,
сборника трудов

Хорошко Н.Н. Значение искусственных
нерестилищ в воспроизводстве осетровых / Н.Н. Хорошко, А.Д. Власенко // Науч.
тр. / ЦНИОРХ. — 1972. -Т.

4.-С. 30-40.

Статья из журнала

Мина М.Е. О разработке метода объективной
оценки структуры зон на отолитах рыб / М.Е. Мина // Вопросы ихтиологии. — 1965.
— Т. 5. — Вып. 4/37. -С. 732-735.

Составление оглавления производится так, как это
принято в книгах: с красной строки даются названия всех разделов и подразделов,
причем названия подразделов можно давать более мелким шрифтом. Против каждого
названия печатается страница, на которой начинается в тексте данный раздел. 

До защиты Исследовательская работа должна
быть подписана школьником  (после  раздела «Заключение» или «Выводы») и научным
руководителем (на титульном листе). Подпись научного руководителя является
допуском к защите в классе.

Приложение 1.  Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………….……………       3

Г л а в а I. Общая характеристика………………………………….…………       5

1.1.Систематическое
положение Castor fiber ………………………………………… 5 

                1.2.Ареал……………………………………………………………………………….
     6

1.3.Морфологические
особенности Castor fiber в связи с водным 

                образом жизни……………………………………………………                                       9

Г л а в а II. Состояние популяций Castor
fiber в Московской области……     14

2.1.
Плотность заселения угодий………………………………………………………..    18

2.3. Динамика
численности ……………………………………………………….…   20

2.4.
Структура популяций………………………………………………………….…  24

Заключение………….…………………………………………………………  30

Литература……………………………………………………………………..  32

Приложение 2. Образец титульного листа

Автономная некоммерческая организация

«Средняя
общеобразовательная школа

                                                                                         «Содружество»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА

на тему: 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОПУЛЯЦИЙ РЕЧНОГО БОБРА

(Castor fiber) В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа выполнена учеником 7 «А» класса Ивановым И.И.

 __________________________ Научный
руководитель работы  учитель биологии Петров В.А. __________________________

Долгопрудный, 201_

Авторы:

Бенку
З.А., 4МП10, zinaida.benku@gmail.com

Мешков
И.А., 4МЭО8, vnjm@rambler.ru

КЛУБ
МИРОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ПРИМЕРНЫЙ
ПЛАН И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ И
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Содержание

Титульный
лист исследовательской работы

Оформляется
титульный лист исследовательской работы
на листе формата А4 и является первой
страницей.

Поля:

  • левое
    поле листа — 30 мм

  • правое
    — 10 мм

  • верхнее
    и нижнее — по 30 мм

Междустрочный
интервал – полтора.

Титульный
лист не нумеруется.

В
верхнем поле титульного листа
исследовательской работы пишется полное
название учебного заведения/организации
(размер шрифта – 16 пт.).

Посередине
листа пишется без кавычек «Исследовательская
работа» (шрифт – 24 пт.)

На
следующей строке – заглавными буквами
указывается название исследовательской
работы без слова «тема», без кавычек
и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).

Название
не должно быть длинным, «стандартным
или избитым», а по возможности кратким,
интригующим. Название на титульном
листе должно соответствовать общему
содержанию проекта и заинтересовать
ознакомиться с работой.

Название,
если необходимо, может содержать
подзаголовок для более конкретного
представления темы проекта, но он должен
быть очень кратким и не превратиться
во второе заглавие работы.

В
правом нижнем углу титульного листа
указываются сведенья об авторе
исследовательской работы (фамилия, имя,
курс, факультет, группы), ниже — о
руководителе исследовательской работы
(пишут «Руководитель» и указывают его
фамилию, инициалы и должность. Если
руководителей исследовательского
проекта несколько, указываются все
через запятую.

Если
в вашей работе помогал консультант, то
его инициалы и фамилия помещается ниже
руководителя с указанием «Консультант».

В
самом низу титульного листа по центру
указывается место выполнения
исследовательской работы школьника:
Москва, на следующей строчке – год
выполнения работы – 2014 – без точки,
кавычек, слова «год» или «г»
(шрифт – 14 пт.).

Итак,
оформление титульного листа
исследовательской работы практически
стандартно:

  • полное
    наименование учебного заведения

  • название
    исследовательской работы

  • фамилия
    и имя студента, курс, факультет, группа

  • фамилия,
    инициалы, должность руководителя
    проекта

  • город
    или поселок

  • год
    выполнения работы

Оформление
титульной страницы — это первый шаг.

Содержание исследовательской работы

Содержание
исследовательской работы или Оглавление
включает название глав и параграфов,
которые точно соответствуют заголовкам
в тексте проекта.

«Содержание»
помещается на втором листе.

Все
главы в «Содержании» начинаются с
заглавной буквы.

В
Содержании пишутся названия глав и
параграфов с указанием номеров страниц,
с которых они начинаются. Последнее
слово главы или параграфа соединяется
с соответствующим ему номером страницы
многоточием.

При
оформлении заголовки ступеней одинакового
уровня необходимо располагать друг под
другом. Заголовки каждой последующей
ступени смещаются на пять знаков вправо.
Все они начинаются с заглавной буквы
без точки в конце.

Главы
и параграфы нумеруются по многоуровневой
системе, то есть обозначаются цифровыми
номерами, содержащими во всех ступенях
номер своей рубрики и рубрики которой
они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы
«Введение», «Заключение»,
«Список литературы» и «Приложения»
не нумеруются.

Пример
содержания исследовательской работы:

Содержание

Введение
… 3

(Во
введении обычно описывают: обоснование
выбора темы работы, объект и предмет
исследования, цель и задачи исследования,
гипотезу, методы исследования, новизну
исследовательской работы (при наличии),
теоретическую и практическую (при
наличии) значимость работы)

1.
Подготовка к исследованию(например)
… 5

1.1
Исторические сведения … 5

1.2
Сбор информации … 7

1.3
Проведение анкетирования … 8

1.4
Техника безопасности … 9

(Правила
техники безопасности описываются при
необходимости)

2.
Проведение исследования(например) …
10

2.1
Первый этап исследования … 10

2.2
Второй этап исследования … 11

2.3
Заключительный этап исследования … 12

Заключение
… 13

(Итоги
исследовательской работы)

Список
литературы … 14

Приложения
… 15

Введение исследовательской работы

Введение
— первый раздел проекта, располагается
на третьем листе после Содержания
исследовательской работы. В нем
раскрывается актуальность темы, цель
и задачи проекта, объект исследования
и гипотеза, которая формулируется при
наличии практической части в
исследовательской работе.

Обоснование
актуальности исследовательской работы
доказывает значимость, современность,
нужность результатов исследования.

Формулируется
Цель исследовательской работы – модель
желаемого конечного результата
исследования.

Также
важно указать конкретные задачи
исследовательской работы, которые
предстоит решить.

Во
Введении можно также указать степень
разработанности данной темы в литературе,
сформулировать планируемый результат
исследования.

Таким
образом, во Введении отражается:

  • Актуальность
    темы исследования

При
обосновании актуальности исследования
в разделе Введение исследовательской
работы необходимо решить, почему именно
эту проблему нужно в настоящее время
изучать.

Актуальность
исследования – это степень его важности
на данный момент и в данной ситуации
для решения определенной проблемы,
задачи или вопроса.

Актуальность
проблемы исследования — это востребованность
изучения и решения данной проблемы в
обществе.

Обоснование
актуальности исследования — это объяснение
необходимости изучения данной темы и
проведения исследования в процессе
общего познания.

Обоснование
актуальности темы исследования является
основным требованием к исследовательской
работе.

Актуальность
темы исследования обусловлена следующими
факторами:

  • восполнение
    каких-либо пробелов в науке;

  • дальнейшее
    развитие проблемы в современных
    условиях;

  • своя
    точка зрения в вопросе, по которому нет
    единого мнения;

  • обобщение
    накопленного опыта;

  • суммирование
    и продвижение знаний по основному
    вопросу;

  • постановка
    новых проблем с целью привлечения
    внимания общественности.

  • Актуальность
    исследовательской работы может состоять
    в необходимости получения новых данных,
    проверки совсем новых методов и т.п.

  • Часто
    в исследовательском проекте вместе со
    словом «актуальность» используют
    слово «новизна» исследования.

Примеры
обоснования актуальности темы
исследования:

1.
Актуальность: тема актуальна в связи с
высоким падением рождаемости в селе.
Раньше в нашем поселке был обычай иметь
много детей, неимение детей считалось
самым большим несчастьем и рассматривалось
как наказание.

2.
Трудно, очень трудно, даже на миг
представить, что теперь на пустынном
предгорье правого берега реки кипела
и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч
людей. Жизнь, полная опасностей,
превратностей судьбы, жизнь землепроходцев,
воинов, дипломатов, торговцев, учителей
и рабочих. Этот город сыграл в исторической
судьбе области прогрессивную роль.
Многое пришлось испытать и видеть нашему
городу, он знал славу взлета и горечь
падения.

Поэтому
исследование истории моего города, его
славной страницы в истории — актуальная
тема для изучения культурного наследия
и краеведения нашей области.

3.
СМС придумали в начале 90-х годов
специалисты одной английской компании.
В Англии СМС настолько популярны, что
для них появилось даже отдельное слово:
«texting» и глагол: «to text».
Популярность приводит к хорошим
заработкам. И за кажущейся дешевизной
СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто
эти услуги предлагает. СМС — индустрия
растет и растет. СМС можно посылать по
телефону, через сеть, через КПК. Стоит
ли удивляться, что количество СМС —
зависимых людей становится все больше.
А некоторые даже идут на рекорды. Так,
недавно в печати появилось сообщение,
что житель Индии отправил за месяц почти
двести тысяч СМС. В октябре прошлого
года доктор Марк Коллинс вдруг стал
известен всему миру. И все благодаря
невиданному расстройству – зависимости
от СМС. Поэтому изучение данной темы
актуально.

4.
Это крик души девочки – воспитанницы
детского дома. Каждый ребенок, оставшийся
без попечения родителей, оказавшийся
в трудной жизненной ситуации, как бы
тепло и уютно не было в детском доме,
мечтает о любящей, заботливой семье, о
будущем и верит, что мечта осуществится.
В нашей области проживает 4375 детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей. В настоящее время в
образовательных и социальных учреждениях
воспитывается 1012 детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
устроены в замещающие семьи 3363 ребенка.
На сегодняшний день одной из приоритетных
форм жизнеустройства детей-сирот
является устройство их в приемные семьи.
В сложившейся ситуации наряду с понятием
сирота, появляется и укрепляется понятие
социальный сирота. Социальный сирота
— это ребенок, который имеет биологических
родителей, но они по каким-то причинам
не занимаются воспитанием ребенка и не
заботятся о нем. Дети-сироты, дети,
оставшиеся, без попечения родителей и
не получившие положительного опыта
семейной жизни не могут создать здоровую
полноценную семью. Они часто повторяют
судьбу своих родителей, лишаясь
родительских прав, тем самым расширяя
поле социального сиротства.

Проблема
сиротства сегодня — это актуальнейшая
из проблем современной действительности
нашей страны.

5.
Актуальность моей исследовательской
работы заключается в том, что у всех
детей возникает проблема, когда надо
выучить большой объем информации. А
играть всем детям нравится, поэтому я
решила превратить скучное в интересное
и увлекательное.

6.
По статистическим данным в России
происходит резкое ухудшение здоровья
детей. 30-35% детей, поступающих в школу,
уже имеют хронические заболевания. За
годы обучения в школе в 5 раз возрастает
число детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Существует много факторов,
влияющих на такие нарушения здоровья.
Считается, что ученик начальных классов
не должен поднимать тяжести более 1/10
своего собственного веса.

Изучая
тему «Масса тела» я выполняла практическую
работу: измеряла массу разных тел, и
очень заинтересовалась, почему масса
такая разная. Учитель предложил мне
исследовать этот вопрос, проверить,
соответствуют ли рюкзаки, которые носят
наши одноклассники данным требованиям.

Так
как здоровье ребенка всегда имеет
большое значение и ценность для родителей
и общества в целом, моя исследовательская
работа актуальна.

7.
Я считаю, что исследований, посвященных
изучению диалектизмов как стилистического
средства, недостаточно. Специальных
исследований, посвященных изучению
диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева
нет. Поэтому, считаю свой исследовательский
проект актуальным.

8.
В зеленой зоне поселка с каждым годом
увеличивается число пораженных насекомыми
и их личинками деревьев. Есть необходимость
в сохранении, восстановлении и расширении
зеленого массива. Так как рыжие лесные
муравьи являются «санитарами» леса и
могут помочь его сохранению, проведение
моего исследования актуально.

  • Проблема,
    на решение которой направлено исследование

  • Объект
    и предмет исследования

После
актуальности проблемы исследования во
введении исследовательской работы
записывают объект и предмет исследования
участников.

Объект
исследования — это то, что будет взято
участниками для изучения и исследования.
Это не обязательно может быть какой-либо
неживой предмет или живое существо.
Объектом исследования может быть процесс
или явление действительности.

Обычно
название объекта исследования содержится
в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет
исследования — это особая проблема,
отдельные стороны объекта, его свойства
и особенности, которые, не выходя за
рамки исследуемого объекта, будут
исследованы в работе.

Обычно
название предмета исследования содержится
в ответе на вопрос: что изучается?

Примеры
объекта и предмета исследования
:

Объект
исследования:

Предмет
исследования:

магнит

свойства
магнитов

гора
Чатырдаг

легенды
и мифы о горе Чатырдаг

тригонометрические
уравнения и их системы

способы
отбора корней в тригонометрических
уравнениях и системах

учащиеся
и преподаватели школы

зависимость
от СМС

английские
предложения

способы
и причины расположения слов в английских
предложениях

семейно-родовые
обычаи

родинный
ритуал

социальные
сироты, находящиеся в реабилитационном
центре

процесс
социальной поддержки и защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей

глаз

свойства
и структура глаза как оптического
инструмента

микроклимат
учебных помещений

условия
микроклимата в учебных помещениях

магнитное
поле

магнитное
поле в школьных учебных кабинетах

Описание
объекта исследования:

Объект
исследования: стерилизованные и
профильтрованные яблочные соки в
асептической упаковке.

Предмет
исследования: содержание железа и меди
в стерилизованных и профильтрованных
яблочных соках.

Иногда
вместо словосочетания «Объекты
исследований» лучше подходит «Объекты
наблюдений»:

Объекты
наблюдений: два тюлененка, привезенные
в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет
исследования: адаптация тюленей к
условиям зоопарка.

  • Цель
    исследовательской работы

Грамотная
формулировка цели в проекте очень важна.

Цель
исследовательской работы — это желаемый
конечный результат, который планирует
достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель
описывается учащимся во Введении
исследовательской работы простыми
словами и одним-двумя предложениями!

Простая
схема составления цели исследовательской
работы (проекта):

1.
Выберите одно из слов типа:

изучить,
исследовать, выяснить, выявить, определить,
проанализировать, установить, показать,
проверить, привлечь к проблеме, обосновать,
обобщить, описать, узнать и др.

2.
Добавьте название объекта исследования

Примеры
полученных формулировок цели
исследовательской работы:

  • Исследовать
    названия улиц нашего села и
    продемонстрировать уличные
    достопримечательности.

  • Исследовать
    основные параметры микроклимата
    кабинетов школы.

  • Исследование
    содержания железа и меди в продуктах
    питания, употребляемых нами ежедневно.

  • Исследование
    истории и роли города в истории страны
    на ее восточных рубежах.

  • Исследовать
    и узнать легенды и мифы о горах,
    являющимися местом поклонения местного
    народа

  • Исследовать
    значение пластиковых бутылок в жизни
    человека и природы.

  • Изучить
    процесс выращивания кристаллов из соли
    и медного купороса

  • Изучить
    поведение детенышей серых балтийских
    тюленей в условиях вольерного содержания
    в зоопарке.

  • Изучить
    проблему социального сиротства и как
    в частности эти вопросы решаются в
    нашем районе.

  • Изучить
    пищевой рацион школьников –
    старшеклассников.

  • Изучить
    проблему появления социального
    сиротства.

  • Изучить
    влияние парной бани на оздоровление.

  • Изучить
    условия Центра социальной помощи семье
    и детям нашего города, где пребывают
    дети — социальные сироты.

  • Изучить
    жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения
    и деятельность.

  • Изучить
    особенности соли, её свойства, качества
    и применение.

  • Изучить
    различные способы отбора корней в
    тригонометрических уравнениях и
    системах.

  • Изучить
    силу трения и ее влияние на жизнь
    человека.

  • Изучить
    виды грибов и их значение в окружающей
    среде.

  • Изучить
    особенности повести «Башкирская
    русалка», связанные с ее фольклорной
    основой и с развивающимися в ней
    традициями натуральной школы.

  • Изучить
    такие экономические явления как инфляция
    и дефляция.

  • Изучить
    использование чисел в пословицах и
    поговорках.

  • Изучение
    рациона питания школьника.

  • Изучение
    характера поселений рыжего лесного
    муравья в нашем лесничестве и оценка
    экологического состояния леса.

  • Изучение
    пищевых добавок в продуктах питания и
    их влияние на здоровье человека.

  • Выявить
    влияние СМС-мании на психику человека.

  • Выявить
    влияние веса рюкзака школьника на
    состояние его здоровья.

  • Выявить
    условия, необходимые для произрастания
    спор плесневого гриба мукора.

  • Выявить
    закономерности явления …

  • Определить
    зависимость от СМС среди учащихся и
    учителей школы.

  • Определить
    фирму — производитель, выпускающую
    яблочные соки, соответствующие нормативам
    по содержанию железа и меди.

  • Определить
    сходство людей и птиц.

  • Определение
    причин нарушения осанки у детей-подростков.

  • Определить
    роль птиц в жизни людей.

  • Определение
    качества продуктов быстрого приготовления.

  • Определение
    продуктов, не содержащих вредных пищевых
    добавок и продуктов, содержащих вредные
    пищевые добавки.

  • Узнать
    тайну невидимок и почувствовать себя
    волшебницей.

  • Узнать,
    почему хамелеон считается необычным
    животным.

  • Узнать,
    что за птица напала на воробья, выявить
    особенности этой птицы.

  • Узнать,
    почему именно орёл изображён на гербе
    России.

  • Узнать,
    что такое Солнце и показать его значение
    в жизни человека.

  • Выяснить
    секреты создания мультипликационных
    фильмов.

  • Выяснить,
    какими свойствами обладают магниты и
    как их используют люди.

  • Проанализировать
    основные способы и механизмы решения
    проблем детей-сирот и детей, оставшихся
    без попечения родителей государством.

  • Проанализировать
    особенности использования диалектной
    лексики в повести В.П. Астафьева
    «Последний поклон».

  • Показать
    содержание нитратов и нитритов в
    продуктах питания.

  • Показать
    отражение исторических событий страны
    в творчестве моего прадедушки.

  • Привлечь
    внимание учащихся к проблеме сохранения
    здоровья глаз и хорошего зрения.

  • Привлечь
    к проблеме бездомных животных нашего
    города.

  • Доказать,
    что среди растений встречаются хищники.

  • Познакомиться
    с историей развития деревни, её жителями,
    традициями, т.к. с каждым годом становится
    все меньше жителей.

  • Проверить:
    мороженое — это польза или вред?

  • Прогнозирование
    вероятности заболевания при неправильном
    питании.

  • Обоснование
    оправданного употребления компьютерного
    сленга и выявление его распространения
    в речи современной молодёжи.

  • Обобщить
    материал по истории марок

  • Установить
    период распада …

  • Задачи
    исследовательской работы

После
формулировки цели проекта укажем
конкретные задачи, которые предстоит
решать в процессе исследования.

Задачи
исследовательской работы — это все
последовательные этапы теоретической
и экспериментальной работы участника
с начало до конца.

Чтобы
определить задачи исследовательской
работы, нужно последовательно отвечать
себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы
достичь цели исследования?»

Задачи
записываются во Введении исследовательской
работы сразу после цели.

Обычно
задачи творческого проекта перечисляются
и начинаются словами: выяснить, изучить,
провести, узнать, проанализировать,
исследовать, определить, рассмотреть,
найти, предложить, выявить, измерить,
сравнить, показать, собрать, сделать,
составить, обобщить, описать, установить,
разработать, познакомиться и т.п.

Примеры
задач исследовательской работы:

  • Выяснить
    историю создания и применения пластиковых
    бутылок

  • Выяснить
    значение исторических памятников,
    связанных с жизнью города

  • Выяснить
    историческую значимость людей города,
    которые оставили след в истории области

  • Выяснить,
    что такое магнит и магнитная сила

  • Выяснить,
    каким образом люди используют магниты
    в жизни.

  • Изучить
    химические свойства пластиковых бутылок

  • Изучить
    деятельность декабристов, как первых
    исследователей

  • Изучить
    историю родной деревни

  • Изучить
    историю создания мультипликации

  • Изучить
    процесс создания мультфильма

  • Изучить
    исторические сведения о соли

  • Изучить
    состав мороженого

  • Изучить
    заболеваемость по медицинским карточкам

  • Изучить
    проблему появления социального сиротства

  • Изучить
    способы поедания корма

  • Изучить
    молодёжный сленг как лингвистическое
    явление

  • Изучить
    требования к школьному рюкзаку

  • Изучить
    ассортимент школьных рюкзаков

  • Изучить
    упражнения для сохранения и улучшения
    зрения

  • Изучить
    биографию моего прадедушки

  • Изучить
    информацию об инфляции и дефляции из
    различных источников

  • Изучить
    последствия инфляции

  • Изучить
    литературные и научные издания

  • Изучить
    литературу о жизни пчёл

  • Изучить
    условия Центра социальной помощи семье
    и детям города

  • Изучить
    научно-методическую и справочную
    литературу по вопросу создания программ
    в среде программирования Borland Delphi.

  • Провести
    анкетирование учащихся класса

  • Провести
    опыты с солью

  • Провести
    эксперимент «Шпионская записка»

  • Провести
    наблюдения за двигательной активностью
    тюленей

  • Провести
    химический эксперимент по определению
    наличия и количества железа и меди в
    яблочных соках

  • Провести
    измерения основных параметров
    микроклимата кабинетов школы

  • Провести
    качественный анализ продуктов быстрого
    приготовления

  • Провести
    статистические исследования по выявлению
    количества учащихся и учителей
    использующих СМС

  • Провести
    оценку удельной активности распада
    Cs-137 ряда пищевых продуктов.

  • Узнать
    какие пчёлы бывают и чем они занимаются

  • Узнать
    значение соли в жизни человека

  • Узнать
    сколько лет фантику, и кто его придумал

  • Узнать
    где фантик можно использовать, когда
    конфета уже съедена

  • Узнать
    историю мороженого

  • Узнать
    виды мороженого

  • Узнать
    какими свойствами обладают магниты.

  • Проанализировать
    полученные результаты

  • Проанализировать
    творческое наследие А.С. Пушкина

  • Проанализировать
    экологическое состояние смешанного
    леса в зеленой зоне поселка

  • Проанализировать
    проблему экологической индикации почв

  • Проанализировать
    уровень инфляции в экономике Украины
    с 2005 года.

  • Проанализировать
    основные способы и механизмы решения
    проблем детей-сирот

  • Исследовать
    вес рюкзаков школьников

  • Исследовать
    экологическое состояние почвы на
    пришкольной территории

  • Исследовать
    плотность заселения леса муравьями

  • Исследовать
    распространение применения компьютерного
    сленга среди различных социальных
    групп с помощью интерактивных анкет и
    тестирующей программы, созданной в
    среде программирования Delphi.

  • Определить
    калорийность исследуемых продуктов
    питания.

  • Определить
    температурный режим наземной части
    гнезда рыжего муравья

  • Определить
    вес рюкзаков школьников

  • Определить
    художественную цель, которой
    руководствовался писатель

  • Определить
    наиболее рациональный способ отбора
    корней для каждого типа заданий.

  • Рассмотреть
    значение грибов в окружающей среде

  • Рассмотреть
    возможные дефекты зрения

  • Рассмотреть
    различные типы заданий, содержащие
    тригонометрические уравнения

  • Рассмотреть
    примеры решения систем уравнений, где
    необходимо выполнить отбор корней.

  • Найти
    информацию о соли

  • Найти
    информацию о пользе и вреде минеральной
    воды

  • Найти
    черты физиологического очерка в тексте

  • Найти
    полезное применение исследуемому
    предмету

  • Найти
    информацию о невидимках в научной,
    художественной литературе и интернете.

  • Предложить
    свои способы по улучшению состояния
    почвы

  • Предложить
    возможную замену продуктам быстрого
    приготовления

  • Предложить
    рекомендации по употреблению соков в
    асептической упаковке

  • Предложить
    биологические способы борьбы с
    вредителями леса для улучшения его
    состояния.

  • Выявить
    учащихся с нарушениями осанки

  • Выявить
    влияние различных компонентов пищи на
    функции органов человека

  • Выявить
    соки по системе рейтинга, наиболее
    употребляемые в нашей школе

  • Выявить
    причины, которые вызывают инфляционный
    процесс

  • Выявить
    процент учащихся в моей школе, имеющих
    различные заболевания глаз.

  • Измерить
    фоновый уровень гамма-излучения в жилых
    помещениях

  • Измерить
    плотность потока бета излучения от
    экранов работающих телевизоров и
    дисплеев компьютеров

  • Измерить
    основные параметры микроклимата
    кабинетов школы.

  • Сравнить
    данные анкетирования и медицинских
    карт

  • Сравнить
    полученные в результате наблюдений
    данные с литературными

  • Сравнить
    повесть с ее фольклорными источниками.

  • Показать
    роль деятелей, живших в нашем городе

  • Показать
    отношение общества к заслугам Карякина
    Д.И.

  • Собрать
    материал о различных видах грибов

  • Собрать
    легенды и мифы о …

  • Собрать
    материал о плесневом грибе мукоре,
    изучив литературные источники.

  • Сделать
    сравнительный анализ …

  • Сделать
    вывод по результатам работы.

  • Составить
    краткий словарь наиболее часто
    употребляемых слов молодежного
    компьютерного сленга

  • Составить
    методические рекомендации для решения
    уравнений.

  • Обобщить
    полученные результаты

  • Обобщить
    сведения об инфляции и дефляции.

  • Описать
    практический эксперимент

  • Описать
    аспекты влияния СМС на психику человека.

  • Установить
    основные причины ухудшения зрения.

  • Проследить
    литературные связи В. Даля с Башкирией.

  • Разработать
    план расселения рыжих лесных муравьев.

  • Согласовать
    план с лесничеством.

  • Получить
    новую информацию о горах.

  • Познакомиться
    с легендами о деревне.

  • Рассчитать
    суточный рацион учащихся.

  • Проработать
    детально химические методы качественного
    и количественного анализа железа и
    меди.

  • Гипотеза
    (предположение)

  • Основные
    этапы работы, организация

  • Методы
    исследования

Методы
исследования — это способы достижения
цели исследовательской работы.

Обоснование
методов исследования описывается в
разделе Введение в исследовательскую
работу учащихся. Часто в этом разделе
проводится простое перечисление методов
исследовательской работы.

В
обосновании методов проведения
исследования нужно указать:


методы исследования, которые использовались
в исследовательской работе;


желательно пояснить Ваш выбор методов
исследования, т.е. почему именно эти
методы лучше подойдут для достижения
цели.

На
каждом уровне работы исследователь
определяет используемые методы
исследования.

Виды
методов исследования

Методы
эмпирического уровня:

  • наблюдение

  • интервью

  • анкетирование

  • опрос

  • собеседование

  • тестирование

  • фотографирование

  • счет

  • измерение

  • сравнение

С
помощью этих методов исследования
изучаются конкретные явления, на основе
которых формируются гипотезы.

Методы
экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент

  • лабораторный
    опыт

  • анализ

  • моделирование

  • исторический

  • логический

  • синтез

  • индукция

  • дедукция

  • гипотетический

Эти
методы исследования помогают не только
собрать факты, но проверить их,
систематизировать, выявить неслучайные
зависимости и определить причины и
следствия.

Методы
теоретического уровня:

  • изучение
    и обобщение

  • абстрагирование

  • идеализация

  • формализация

  • анализ
    и синтез

  • индукция
    и дедукция

  • аксиоматика

Эти
методы исследования позволяют производить
логическое исследование собранных
фактов, вырабатывать понятия и суждения,
делать умозаключения и теоретические
обобщения.

Примеры
записи методов исследования

Пример
1.

Методы
исследования: наблюдение, интервью,
анализ статистики, изучение СМИ,
литературы.

Пример
2.

Методы
исследования:

1.
теоретический: теоретический анализ
литературных источников, газет;

2.
эмпирический: интервью, социологический
опрос-анкетирование.

Пример
3.

Методы
исследования: теоретический анализ и
обобщение научной литературы, периодических
изданий об истории города из архивов и
фондов музеев, библиотек, экскурсии в
окрестностях, где происходили исторические
события.

Пример
4.

Методы
исследования:

1.
библиографический анализ литературы
и материалов сети Internet;

2.
проведение замеров температуры;

3.
системный анализ;

4.
выделение и синтез главных компонентов.

Пример
5.

Методы
исследования:


изучение и анализ литературы;


опрос школьников;


проведение замеров массы рюкзака;


анализ полученных данных.

Пример
6.

Методы
исследования:

1)
Для начала мы составим вопросы и проведем
анкетирование. Затем, зная энергетическую
ценность пищевых продуктов, подсчитаем
количество белков, жиров и углеводов,
потребляемых каждым учеником.

2)
Результаты проведенного нами анкетирования
обработаем при помощи компьютерной
программы. Исходя из полученных данных,
можно будет пронаблюдать динамику
изменения доли риска заболеваний печени
и ЖКТ.

В
различных отраслях некоторые методы
исследования могут иметь свои особые
названия:

Пример
7.

Методы
исследования:

1.
Метод сканирования: наблюдения за
двигательной активностью тюленят путем
регистрации положения животных в
бассейне и на суше через равные промежутки
времени.

2.
Метод фиксации отдельных поведенческих
проявлений: наблюдения за контактами
животных с записью значками в таблицу.

3.
Метод фотографирования.

4.
Анализ полученных данных.

  • Научная
    новизна исследования

  • Теоретическая
    значимость работы

Описание
теоретической значимости (ценности)
результатов исследования должно
присутствовать во введении исследовательской
работы в случае, если результаты Вашего
исследования могут иметь дальнейшее
полезное теоретическое применение.

Теоретическая
значимость работы – это раскрытие
теоретического значения (применения)
исследовательской работы, описание
того, как могут применяться полученные
результаты.

Теоретическая
значимость исследовательской работы
означает ее нужность, и обычно отвечает
на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно
описание теоретической значимости
исследовательской работы можно начать
так: «Теоретическая значимость моей
исследовательской работы заключается
в том, что результаты исследования могут
быть использованы в … для…».

Желательно
прежде всего, сделать акцент на той
пользе, которую принесет ваша работа
школе.

Возможно
результаты исследовательской работы
обобщат собранную информацию, расскажут
людям что-то новое и интересное,
способствуют улучшению экологической
ситуации, улучшению отношения к животным
и природе и т.д.

Примеры
описания теоретической значимости
работы

Теоретическая
значимость моей исследовательской
работы заключается в том, что я на
основании изучения темы СМС-мания
выявила влияние СМС-мании на психику и
подняла этот вопрос в своей школе.

Теоретическая
значимость моей работы заключается в
том, что многие подростки и не только,
возможно обратят внимание на моё
исследование, и сделают выводы, подтверждая
их действиями. Работники сотовых связей
также должны задуматься, т.к. именно в
их силах обеспечить счастливое будущее
здоровым детям.

  • Практическая
    значимость работы

Описание
практической значимости (ценности)
результатов исследования должно
присутствовать во введении исследовательской
работы в случае, если результаты Вашего
исследования могут иметь полезное
практическое применение.

Практическая
значимость работы – раскрытие
практического значения (применения)
исследовательской работы, описание
того, как могут применяться полученные
результаты.

Практическая
значимость исследовательской работы
означает ее нужность, и обычно отвечает
на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно
описание практической значимости
исследовательской работы можно начать
так: «Практическая значимость моей
исследовательской работы заключается
в том, что результаты исследования могут
быть использованы в … для …».

Желательно
прежде всего, сделать акцент на той
пользе, которая принесет ваша работа
школе.

Возможно
полученные результаты принесут
экономическую выгоду, способствуют
улучшению экологической ситуации,
улучшению отношения к животным и природе,
помогут в изучении темы в школе и т.д.

Примеры
описания практической значимости работы

Практическая
значимость моей исследовательской
работы заключается в том, что работу
можно использовать в школьном курсе
«Обществознание».

Практическая
значимость моей исследовательской
работы заключается в том, что я на
основании изучения темы СМС-мания
разработала анкету для опроса респондентов.

Практическая
значимость моей работы: ее можно
использовать в школьном курсе «Этика
и психология семейном жизни».

Практическая
значимость работы состоит в том, что
она может быть использована школьниками
для повышения образовательного уровня
при изучении тем по биологии в 9-м классе.

Практическая
значимость работы состоит в том, что
она может быть использована школьниками
для повышения образовательного уровня,
учителем биологии и физики для объяснения
тем и проведения занимательного урока
охраны здоровья.

Моя
работа имеет практическую значимость,
потому что материалы исследования могут
быть использованы для подготовки к
уроку, для подготовки к экзаменам.

Практическая
значимость исследования заключается
в составлении рекомендаций по употреблению
определённых продуктов питания,
содержащих пищевые добавки.

  • Характеристика
    основных источников получения информации

Каждый
из перечисленных выше пунктов Введения
в исследовательскую работу описывается
с нового абзаца без нумерации и без
оформления в виде заголовка.

Желательно
выделить жирным, курсивным, подчеркнутым
шрифтом слова: актуальность работы,
предмет исследования, объект исследования,
цель исследования, задачи исследования
и т.п.

Раздел
Введение оформляется согласно правил
оформления исследовательской работы.
Объем раздела Введение — обычно 1-1,5
страницы.

Историческая
справка по проблеме исследовательской
работы

Основная
часть исследовательской работы

Поиск
необходимой информации, знаний для
проведения исследования.

Выбор
идей и вариантов, их обоснование и
анализ.

Выбор
материала, методов для проведения
исследования.

Подбор
оборудования и организация рабочего
места для исследования (если это опыт).

Описание
этапов проведения исследования.

Техника
безопасности при выполнении работ (если
это опыт).

Заключение

(краткие
выводы по результатам исследовательской
работы, оценка полноты решения поставленных
задач)

В
нем последовательно излагаются полученные
результаты, определяется их соотношение
с общей целью и конкретными задачами,
сформулированными во введении, дается
самооценка о проделанной работе. В
некоторых случаях можно указать пути
продолжения исследования темы, а также
конкретные задачи, которые предстоит
при этом решать.

Используемая
литература

После
заключения принято помещать список
литературы, использованной при выполнении
исследовательской работы. Каждый
включенный в него источник должен иметь
отражение в пояснительной записке. Не
следует включать в данный список работы,
которые фактически не были использованы.

Список
литературы или Список использованной
литературы в исследовательской работе
располагается в алфавитном порядке и
нумеруется.

Список
литературы исследовательского проекта
помещается на отдельном листе.

По
правилам Список использованной литературы
принято помещать после Заключения.

В
список включают все источники, на которые
имеются ссылки в тексте и которые
использовались для работы над
исследовательской работой. Источники
в списке нумеруются в порядке их
упоминания в тексте арабскими цифрами
без точки.

Сведения
об источниках должны включать: фамилию,
инициалы автора, название источника,
место издания, издательство, год издания,
количество страниц.

Фамилию
автора указывают в именительном падеже.
Наименование места издания необходимо
приводить полностью в именительном
падеже.

Для
статей указываются инициалы автора,
название статьи, название журнала, год
издания, номер страницы.

Удобным
является расположение литературы по
алфавиту.

Официальные
документы ставятся в начале списка
литературы в определенном порядке:
Конституции; Кодексы; Законы; Указы
Президента; Постановление Правительства;
другие нормативные акты (письма, приказы
и т. д.).

Литература
на иностранных языках ставится в конце
списка после литературы на русском
языке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать содержание для курсовой
  • Как написать содержание для индивидуального проекта
  • Как написать соглашение на раздел имущества
  • Как написать соглашение на прививку от руки
  • Как написать согласие супруга на продажу недвижимости