Как написать соль мажор на нотном стане

October 10 2007, 21:30

Category:

  • Музыка
  • Cancel

Музыка на бумаге. Мажорная гамма.

Немного теории для начала. Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон. Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

А теперь, наконец, мажорные гаммы как они есть.

До мажор
MajorScale(C)

Ре мажор
MajorScale(D)

Ми мажор
MajorScale(E)

Фа мажор
MajorScale(F)

Соль мажор
MajorScale(G)

Ля мажор
MajorScale(A)

Си мажор
MajorScale(B)

Ре-бемоль мажор
MajorScale(DFlat)

Ми-бемоль мажор
MajorScale(EFlat)

Фа-диез мажор
MajorScale(FSharp)

Ля-бемоль мажор
MajorScale(AFlat)

Си-бемоль мажор
MajorScale(BFlat)

Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие.

*Music within.*

На чтение 4 мин Просмотров 1.6к. Опубликовано 30.01.2023

Гамма соль мажор принадлежит соответствующей тональности и является очень популярной и несложной в построении. Знание позиций и табулатуры позволит любому музыканту свободно импровизировать в данной тональности. Для этого стоит подробно разобраться в строении гаммы соль мажор.

девушка и гитара

Содержание

  1. Состав и ступени гаммы соль мажор
  2. Как построить гамму соль мажор
  3. Устойчивые ступени гаммы соль мажор
  4. Параллельная гамма
  5. Аппликатуры гаммы соль мажор на грифе
  6. Упражнения с использованием гаммы соль мажор

Состав и ступени гаммы соль мажор

Основными ступенями любой гаммы являются 1, 3 и 5 или тоническое трезвучие. Гамма соль мажор имеет такие ноты главных ступеней — тоника, или 1 ступень в гамме соль мажор — Соль, 3 — Си, а 5 — Ре. Остальные являются побочными и требуют разрешения в устойчивые. К ним относят Ля, До, Ми и Фа — диез.

гамма соль мажор

Как построить гамму соль мажор

Все гаммы строятся по определенному принципу с учетом расстояния между ступенями.

Для мажорной гаммы расстояния между нотами следующие:

Тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон

В данной гамме используется только один знак альтерации — диез к ноте Фа.

Гармонический вид гаммы соль мажор отличается седьмой ступенью Ми-бемоль, которая заменяет Ми.

Хроматический тип строится путем повышения всех ступеней, кроме 3 и 6 при движении вверх.

соль мажор на гитаре

Устойчивые ступени гаммы соль мажор

В гамме соль мажор устойчивыми ступенями являются первая — соль (G), третья — Си (H) и пятая — Ре (D). Остальные же вне зависимости от положения требуют разрешения в одну из главных ступеней, каждая из которых называется неустойчивая ступень.

Параллельная гамма

Соль мажор имеет параллельную себе тональность — Ми — минор. Их звукоряд имеет сходные ноты и также одинаковую ноту Фа с диезом, но строение отличается.

ми минор

Аппликатуры гаммы соль мажор на грифе

Для гаммы соль мажор на гитаре имеется несколько позиций. Чтобы без труда найти все из них, необходимо хорошо изучить положение нот на грифе, а также начинать игру в медленном темпе с использованием метронома.

Первая позиция строится на 2 ладу, но играть ее также можно начинать с 3 из-за того, что тоника соль находится на 3 ладу. Такой бокс является основным и используется очень часто. Зная его наизусть, можно легко использовать данную позицию в импровизациях.

Вторая позиция смещается по грифу на 5 лад, туда, где находится тоника соль. Найдя эту главную ноту, можно без труда построить гамму.

Третья позиция располагается на 7-10 ладах.

Четвертая позиция является последней из используемых на акустических гитарах. Она располагается с 9 по 13 лад.

Пятая позиция играется на открытых струнах и является самой легкой из всех. В некоторых случаях в импровизации игра в данной позиции вносит в звучание новые краски и звучит уместно.

Также одним из механизмов исполнения гаммы на гитаре является игра по 3 ноты на каждой струне. Это имеет практическое применение и достаточно удобное перемещение по струнам.

В этом случае аппликатуры будут немного отличаться от стандартных положений.

Данные позиции также актуальны и помогут построить аккорды на гитаре в тональности соль мажор.

Упражнения с использованием гаммы соль мажор

Для того чтобы отработать позиции гаммы соль мажор на гитаре, необходимо выполнять некоторые упражнения:

  • первое исполняется на бас — струнах. Принцип следующий: пальцы сменяют друг друга. Сначала идут указательный и средний, а им на замену приходят безымянный или мизинец.
  • Второе также отрабатывается на басовых струнах с использованием мизинца и указательного пальцев.
  • Третье упражнение уже распространяется на все струны. Его принцип — обыграть звукоряд полностью с частичной сменой нот в нем.
  • Четвертое упражнение подразумевает игру через струну с глушением неиспользуемых струн.

Разучивание всех упражнений необходимо начинать только с медленного темпа и сохранять регулярный ритм на протяжении всей цепочки. Лучше всего использовать метроном. Со степенью освоения темп необходимо наращивать. Но не забывать о том, чтобы он был постоянным, а ноты звучали ровно и четко.

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли)  будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон — 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Тональность ре-мажор

В этой тональности, как видите, используются «чёрные» клавиши Фа # и До #

Клавиши пианино

Ми-мажор

 Тональность ми-мажор

Клавиши пианино

Ля-мажор

Тональность ля-мажор

Клавиши пианино

Си-мажор

 Тональность си-мажор

Клавиши пианино

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Интервалы пианино

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

 Интервалы сольфеджио

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми — Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # — Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это — один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы — прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок  под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Гамма Соль-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 14454
24.11.2020 08:19
Категория: Основы теории музыки

Содержание: [Скрыть]

    • 1.Состав и ступени гаммы соль-мажор
      • 1.1.Как построить гамму соль-мажор
      • 1.2.Устойчивые ступени гаммы соль-мажор
    • 2.Аппликатуры гаммы соль-мажор на грифе
      • 2.1.Пять позиций гаммы соль-мажор на грифе гитары
      • 2.2.Первая позиция
      • 2.3.Вторая позиция
      • 2.4.Третья позиция
      • 2.5.Четвертая позиция
      • 2.6.Пятая позиция

Гамма соль-мажор на гитаре

Если вы играете в стандартном строе, то очень часто будете пользоваться нотами из гаммы соль-мажор. Дело в том, что она является параллельной популярному ми-минору. Ноты в них абсолютно одинаковые, различия лишь в ступенях. В тональности Em можно играть в параллельном мажоре, что делает звучание очень интересным. Более подробно про теорию музыки и про гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы соль-мажор

Как построить гамму соль-мажор

Гамма соль-мажор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (соль-мажор). Одна ступень гаммы с диезом, это F# (Фа диез) — седьмая ступень. Все диатонические гаммы в мажоре строятся по следующей схеме:

тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Тональность и тоника гаммы соль-мажор (исходя из названия) — нота Соль (G). Построив гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

G-A-B-C-D-E-F#-G

Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа диез-Соль

Как уже было сказано выше, у соль-мажора есть параллельная гамма — ми-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Ми (D). Поэтому под песню в соль-мажоре можно весьма успешно играть в ми-миноре, что очень удобно в стандартном строе гитары.

Устойчивые ступени гаммы соль-мажор

Самыми устойчивыми ступенями диатонической гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это прима, терция и квинта — G (Соль) B (Си) D (Ре). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд соль-мажор (G). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если исключить вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Соль.

Аппликатуры гаммы соль-мажор на грифе

На грифе гитары гамму соль-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы соль-мажор.

Пять позиций гаммы соль-мажор на грифе гитары

Гамма соль-мажор на грифе

Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Соль (G). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Гамма соль-мажор 1 позиция

Табулатура соль-мажор 1 позиция

Вторая позиция

Гамма соль-мажор 2 позиция

Табулатура соль-мажор 2 позиция

Третья позиция

Гамма соль-мажор 3 позиция

Табулатура соль-мажор 3 позиция

Четвертая позиция

Гамма соль-мажор 4 позиция

Табулатура соль-мажор 4 позиция

Пятая позиция

Гамма соль-мажор 5 позиция

Табулатура соль-мажор 5 позиция

Аппликатурные правила в гаммах для фортепиано

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,— этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До мажор

do-mazhor

До минор

do-minor

До диез минор

do-diez-minor

 До-диез мажор = ре-бемоль мажор

re-bemol-mazhor

Ре мажор

re-mazhor

Ре минор

re-minor

Ре диез минор

re-diez-minor

Ми мажор

mi-mazhor

Ми минор

mi-minor

Ми бемоль мажор

mi-bemol-mazhor

Ми бемоль минор

mi-bemol-minor

Фа мажор

fa-mazhor

Фа минор

fa-minor

Фа диез мажор

fa-diez-mazhor

Фа диез минор

fa-diez-minor

Соль мажор

sol-mazhor

Соль минор

sol-minor

Соль бемоль мажор

sol-bemol-mazhor

Соль диез минор = ля бемоль минор

sol-diez-minor

Ля мажор

lya-mazhor

Ля минор

lya-minor

Ля бемоль мажор

lya-bemol-mazhor

Си мажор

si-mazhor

Си минор

si-minor

Си бемоль мажор

si-bemol-mazhor

Си бемоль минор

si-bemol-minor

Аппликатура взята из учебного пособия Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. (1980)

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

106 342

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать солодову петропавловск камчатский
  • Как написать соло на электрогитаре
  • Как написать соло на гитаре к аккордам
  • Как написать соло для гитары
  • Как написать солнышко на английском языке