Обучение в вузе направлено на передачу студентам фундаментальных знаний, необходимых для освоения определенной специализации. Задача преподавателей — сформировать квалифицированного мастера своего дела, способного самостоятельно принимать решения, выбирать различные подходы для выхода из ситуаций. Развитию способностей, навыков способствуют задания, которые студенту необходимо выполнять самостоятельно. Таким образом, происходит формирование самоконтроля, самоорганизации. Углубляясь в самостоятельный поиск ответов, студент запоминает больше информации, чем при прослушивании лекций.
Для чего нужна самостоятельная работа
Вид деятельности, предполагающий самостоятельное обучение студента, без непосредственного контакта с преподавателем, называется самостоятельной работой.
Самостоятельная работа увеличивает потенциал студента, учит работать с различными источниками информации, анализировать и выделять главное. Во время учебы в школе вся база предоставляется учителем. Поэтому часто ученик-выпускник теряется и не способен осваивать материал самостоятельно. Мало уметь пользоваться интернетом — нужно разделять поток информации на верную и ложную.
Школьник, у которого есть вопросы, обратится за помощью и разъяснением к учителю. Студент — начнет искать ответы, в первую очередь, самостоятельно, нарабатывая навыки самообразования.
Виды самостоятельных работ студентов
По дидактическим целям самостоятельные работы делятся на несколько видов.
- Учащимся предоставляется алгоритм действий, на основание которого они и выполняют определенные задания. Это может быть взаимодействие с конспектом или учебником.
- Развитие знаний и навыков, которые позволяют выполнять типовые задания. Студенты при этом анализируют полученные ранее знания и применяют их на практике. К такому виду относятся лабораторные, практические работы.
- Развитие знаний и навыков для выполнения нетипичных задач. Для выполнения заданий такого типа от студента требуется анализировать накопленные ранее знания, заниматься поиском новых решений на основе приобретенного опыта. К таким работам относятся курсовые, дипломные проекты.
- Мотивация для творческих поисков. Деятельность студентов при выполнении такого типа заданий имеет исследовательский характер. К таким самостоятельным заданиям можно отнести некоторые дипломные и научно-исследовательские проекты.
По виду деятельности самостоятельные работы делятся на два вида:
- координируемая преподавателем;
- индивидуальная.
По форме выполнения самостоятельные задания для студентов могут быть следующими:
- Конспектирование из нескольких источников.
- Написание реферата на заданную тему.
- Поисково-исследовательские задания. От студента может требоваться составление списка литературы по изучаемой теме, написание контрольных вопросов или тестов, создание спецкурса.
- На экономических или технических специальностях — выполнение определенных расчетов по заданным условиям.
- Творческие проекты. К ним может относиться составление сканвордов, стенгазет, презентаций, создание графиков или диаграмм, обыгрывание определенных сценариев.
- Подготовка семинаров.
- Подготовка научных докладов.
- Сбор и систематизация материалов по результатам прохождения практики.
- Подготовка и написание контрольных работ.
Как написать самостоятельную работу
Перед выполнением самостоятельного задания необходимо ознакомиться с требованиями к работе, выдвинутыми конкретным преподавателем. К таким исследованиям, как курсовые, дипломные, творческие проекты, чаще всего можно найти правила на кафедре. Рассмотрим критерии, которые необходимо соблюдать при написании распространенных видов заданий:
- реферат;
- эссе;
- презентация;
- тесты.
Реферат
Реферат должен содержать следующие элементы:
- Титульный лист, оформленный согласно ГОСТу.
- План содержит такие пункты: введение, основная часть, выводы, список литературы.
- Введение освещает актуальность темы реферата. Объем — не более 2-3 листов.
- Основная часть должна раскрывать тему реферата. Допустимо содержание иллюстраций, графиков. Объем основной части может составлять 4-7 страниц.
- Выводы.
- Список использованной литературы. Оформляется по государственным стандартам.
Общий объем реферата обычно не превышает 10 листов. Может потребоваться защита реферата (на усмотрение преподавателя). Обычно это означает озвучивание студентом основных положений реферата и ответы на вопросы лектора и аудитории.
Презентация
Презентация может быть как самостоятельным видом работы, так и идти в дополнение к дипломным или курсовым проектам. Строгого регламента по созданию такого вида работ нет, оценивается творческий подход студента. Презентация выполняется в программе Power Point, сдается для проверки на электронном носителе.
Слайды презентации должны обязательно содержать:
- актуальность;
- основную часть;
- выводы.
Допустимый объем данного вида работы — 30 слайдов. Временной промежуток — 10-15 минут. Презентация может содержать не только текстовый материал, но и графики, иллюстрации, аудиокомпоненты.
Эссе
Жанр эссе подразумевает написание сочинения в виде размышлений на определенную тему. Для студентов чаще всего эссе необходимо написать по прочитанному учебному пособию. Структура эссе идентична структуре реферата.
Требования к эссе:
- объем — не более 3 печатных страниц;
- при написании необходимо использовать 5-10 источников;
- грамотное изложение рассуждений в эссе;
- верное оформление библиографического списка.
Тесты
Составление тестовых заданий по пройденной теме — распространенный вид самостоятельной работы.
Требования к тестам:
- должны содержать 3-5 вариантов ответа;
- допускается только один правильный ответ;
- базироваться тесты должны на конкретной теме.
Варианты ответов не стоит делать легкими и предсказуемыми. Чем сложнее получатся тестовые задания, тем выше преподаватель оценит труд студента.
Как оформить
Оформление самостоятельных работ должно соответствовать установленным нормам. Требования могут отличаться в зависимости от вида работы. Основными правилами является использование шрифта Times New Roman, 12-14 кегль и полуторный междустрочный интервал.
Как оформить титульный лист самостоятельной работы
Нажмите на ссылку, чтобы увидеть образец оформления титульного листа:
- самостоятельной работы;
- реферата;
- контрольной работы.
Образец
Образец самостоятельной работы (эссе) — скачать.
Если возникнут трудности в выполнении самостоятельной работы, смело рассчитывайте на ФениксХелп — сервис быстрой и качественной помощи для студентов.
МЕББМ |
НУО |
|
МЕДИЦИНАЛЫҚ |
РОССИЙСКИЙ |
|
УНИВЕРСИТЕТІ |
МЕДИЦИНСКИЙ |
|
Психиатрия және наркология, курсымен |
Кафедра психиатрии, наркологии, неврологии |
Правила оформления срс и срсп Путеводитель для студентов
Составители:
Зав. уч. кафедры к.м.н., доц.
Асимова Т. А.
Лаборант кафедры: Сагадиев
А.
Алматы, 2013
Уважаемый студент!
Наша кафедра рада Вас приветствовать
на занятиях.
Желаем Вам дальнейших успехов в Вашей
практической деятельности!
С уважением, Администрация кафедры
Ознакомьтесь полностью с приведенными ниже рекомендациями для более успешного сотрудничества с нашей кафедрой
Профессия врача предусматривает не
только высокий уровень знаний в области
медицины, биологии и химии, но так же и
включает в себя прилежность, чистоплотность,
аккуратность и скрупулезность как в
получении знаний и применении их на
практике, так и в оформлении документации.
Грамотное и правильное ведение
медицинской документации обязательный
компонент Вашей профессиональной
компетентности.
Основной задачей врача, помимо врачебной
деятельности является непрерывное
самообразование. Политика современного
медицинского образования предусматривает
раннее привлечение будущих специалистов
к самостоятельной работе. С этой целью
в Вашу программу обучения введены:
-
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА – СРС– работа студентов с литературой
самостоятельно на дому, в библиотеке,
в интернет кафе и т. д., по окончании
которой составляется определенный вид
документа подтверждающий и подытоживающий
выполненную работу (вид документа
указан всиллабусев пункте2.8
Задания для самостоятельной работы
студентов,в таблице, в графе «Форма
выполнения») -
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С
ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ – СРСП – так же работа
студентов с литературой самостоятельно
на дому, в библиотеке, в интернет кафе
и т. д., по окончании которой составляется
определенный вид документа/отчета
подтверждающий и подытоживающий
выполненную работу (вид документа
указан в силлабусев пункте2.8
Задания для самостоятельной работы
студентовв таблице «Тематический
план СРСП» в графе «Контроль»), но в
отличие от СРС, при возникновении
каких-либо вопросов необходимо привлекать
преподавателя. Для выполнения СРСП не
обязательно находиться в пределах
университета. Для связи с преподавателем,
можно использовать сотовую связь либо
социальные сети в интернет (на кафедре
предусмотрена интернет-связь с
лаборантами кафедры). Телефон завуча
кафедры к.м.н., доц. Асимовой Т. А. находится
в силлабусе.
Для того чтобы правильно выполнить
работу, необходимо не только ознакомиться
с литературой, но и грамотно оформить
отчетный документ.
Учтите, что политика нашей кафедры предусматривает творческий подход к выполняемой работе и всячески поощряет это.
Перед выполнением СРС пожалуйста
ознакомьтесь с требованиями нашей
кафедры, предъявляемыми к выполненным
работам.
Помните! При несоответствии основным критериям, работа будет считаться невполненной.
То, как Вы будете
выполнять эти рекомендации, напрямую
отразит уровень Вашего интеллекта,
заинтересованность в учебе и прилежность
– т.е. неотъемлемые качества будущего
специалиста ВЫСОКОГО УРОВНЯ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Improve Article
Save Article
Improve Article
Save Article
A software requirements specification (SRS) is a description of a software system to be developed. In order to write a good SRS, some common practices have to be followed which are as follows :
Communication Practices or Principles :
- Listen to the speaker and concentrate on what is being said.
- Prepare before you meet, by searching, researching and understanding the problem.
- Someone should facilitate the meeting and should have an agenda.
- Face to Face communication is best but also have a document or presentation to focus on discussion.
- Strive for collaborations and decisions.
- Document all the decisions.
Planning Practices or Principles :
- Understand the scope of the project.
- Involve the customer in the planning activity.
- Recognize that planning is iterative and things will change.
- Estimation should be done based on only what you know.
- Consider the risk and it should be defined in the plan.
- Be realistic on how much can be done on each day.
- Define how you ensure quality can be achieved.
Construction Deployment Practices or Principles :
- Understand the problem you are trying to solve.
- Understand basic design principles and concepts.
- Pick a programming language that meets the need of the software to be built.
- Create a set of unit test cases that will be applied once the component you code is completed.
- Constraint your algorithm by structured programming practices.
- Understand the software architecture and create interfaces that are compatible with it.
- Keep conditional logic as simple as possible.
- Write a code that is self documenting.
Improve Article
Save Article
Improve Article
Save Article
A software requirements specification (SRS) is a description of a software system to be developed. In order to write a good SRS, some common practices have to be followed which are as follows :
Communication Practices or Principles :
- Listen to the speaker and concentrate on what is being said.
- Prepare before you meet, by searching, researching and understanding the problem.
- Someone should facilitate the meeting and should have an agenda.
- Face to Face communication is best but also have a document or presentation to focus on discussion.
- Strive for collaborations and decisions.
- Document all the decisions.
Planning Practices or Principles :
- Understand the scope of the project.
- Involve the customer in the planning activity.
- Recognize that planning is iterative and things will change.
- Estimation should be done based on only what you know.
- Consider the risk and it should be defined in the plan.
- Be realistic on how much can be done on each day.
- Define how you ensure quality can be achieved.
Construction Deployment Practices or Principles :
- Understand the problem you are trying to solve.
- Understand basic design principles and concepts.
- Pick a programming language that meets the need of the software to be built.
- Create a set of unit test cases that will be applied once the component you code is completed.
- Constraint your algorithm by structured programming practices.
- Understand the software architecture and create interfaces that are compatible with it.
- Keep conditional logic as simple as possible.
- Write a code that is self documenting.
Сообщение – это вид самостоятельной учебно-исследовательской
работы по подготовке небольшого по объёму устного выступления на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая
информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает
современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не
только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый
вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание
письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5
мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от
трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных
особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на
подготовку информационного сообщения – 1ч, максимальное количество баллов – 2.
Критерии оценки:
- актуальность
темы; - соответствие
содержания теме; - глубина
проработки материала; - грамотность
и полнота использования источников; - наличие
элементов наглядности.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составляет важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО).
Выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы направлено на достижение следующих целей:
- получение новых знаний, а также обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных на аудиторных занятиях знаний;
- формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, профессионального модуля;
- совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность работать в команде и брать на себя ответственность за работу всех членов команды, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям, перечисленным в ФГОС СПО.
Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу студентов (СРС) по учебной дисциплине (УД) или междисциплинарному курсу (МДК), определяется учебным планом и представляет собой разницу между максимальной и обязательной аудиторной учебной нагрузкой. На СРС по всем циклам образовательной программы, в соответствии с ФГОС СПО отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки. Во время прохождения практики СРС не предусмотрена.
В соответствии с ФГОС СПО (п.7.15) образовательная программа «должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям», «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение».
Методическое обеспечение внеаудиторной работы может представлять из себя – методические указания или рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Разница в формулировке названия методического обеспечения самостоятельной работы студентов — указания или рекомендации, состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, являются максимально конкретными и обязательными к выполнению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер. В данной статье используется название методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы — методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов.
Отсутствует современная нормативная база, регламентирующая планирование и организацию самостоятельной работы студентов в условиях действия ФГОС СПО. Однако имеется Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», основные положения которого не противоречат требованиям ФГОС СПО.
Преподаватель в процессе творческой деятельности должен самостоятельно подобрать виды СРС в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, выработать свои формы и методы контроля результатов выполнения работы, сформировать собственную систему руководства СРС [2].
Затраты времени на выполнение различных видов самостоятельной работы определяются преподавателями УД или МДК эмпирически, на основе собственного педагогического опыта [2].
Варианты видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, в соответствии с письмом [2], представлены в таблице.
Таблица – Виды СРС в соответствии с целью ее проведения
Цель СРС |
Виды СРС |
для овладения знаниями |
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и другое |
для закрепления и систематизации знаний |
работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и другое |
для формирования умений |
решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и другое |
При разработке видов заданий СРС рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен провести инструктаж по выполнению задания, который включает указание цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение УД/МДК [2].
СРС может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной СРС может осуществляться в пределах времени, отведенного на аудиторные занятия по УД или МДК, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта самостоятельной деятельности студента. В качестве форм и методов контроля СРС могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и другое [2].
Рекомендуемая авторами статьи структура методических рекомендаций по организации и выполнению СРС:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение. Введение отражает: цель выполнения СРС; результаты обучения, формируемые при выполнении видов СРС (знания, умения, практический опыт, компетенции); общую структуру методических рекомендаций; объем времени на выполнение СРС по УД/МДК и его распределение по отдельным разделам, темам, согласно учебного плана и рабочей программы УД/ПМ; используемые виды СРС по УД/МДК.
- Методические рекомендации для студентов по выполнению различных видов СРС и критерии оценивания результатов выполнения различных видов СРС.
- Перечень источников информации, рекомендуемых к использованию при выполнении СРС.
- Задания для самостоятельного выполнения по каждой теме УД/МДК с указанием временных затрат на их выполнение.
Алгоритм разработки методических рекомендаций по организации и выполнению СРС представлен на рисунке.
Рисунок – Алгоритм разработки методических рекомендаций по организации и выполнению СРС
Первый шаг – определение видов внеаудиторной СРС (виды СРС можно выбрать из вышеприведенной таблицы). Виды СРС определяются с учетом специфики дисциплины и требований к результатам обучения — умениям, знаниям, на основе которых при окончании обучения по профессиональным модулям формируются общие и профессиональные компетенции. Для обеспечения заинтересованности к выполнению СРС обучающихся, рекомендуется предусмотреть разнообразные виды СРС.
Второй шаг — разработка методических рекомендаций по выполнению каждого вида СРС и критериев оценивания качества выполнения работ. Методические рекомендации желательно сделать компактными, описывающими требования к содержанию работы и последовательность действий студентов (технологию) при выполнении вида самостоятельной работы.
В качестве примера приведены рекомендации по выполнению вида СРС — написание реферата, доклада.
Реферат — краткое изложение содержания исследовательской работы, обзора литературы по теме. Это самостоятельная исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения, собственные взгляды на нее. Оформление реферата должно быть выполнено в соответствии с требования ГОСТов.
Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему, не предполагает ее исследования в сравнении и анализе.
Методические рекомендации при работе над рефератом или докладом для студентов
- Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
- Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при подготовке реферата используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке образовательной организации или в любой другой библиотеке, также можно использовать Интернет ресурсы.
- Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.
- Разработайте план реферата или доклада исходя из имеющейся информации.
- Напишите содержание реферата или доклада в соответствии с планом.
- Подготовьте публичное выступление по материалам реферата или доклада и презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.
Желательная структура реферата:
- Титульный лист (1 страница)
- Содержание (1 страница)
- Введение — описание проблемы и доказательства её актуальности. Также, нужно написать почему выбрали именно эту тему. (1—2 страницы)
- Основная часть — обзор источников информации по теме реферата, ваши основные мысли (ваше понимание) о изучаемой проблеме или теме, которые основываются на анализе используемых источников информации. (7—15 страниц)
- Заключение — выводы по работе. Оно не должно быть большим, а должно быть четким и компактным. Выводы должны ссылаться на проведённую работу в основной части. (1—2 страницы)
- Список используемой литературы. (1 страница)
Приложения — дополнительный материал.
Показатели оценивания реферата/доклада:
— глубина проработки темы;
— свободное владение материалом по теме реферата;
— логичность и обоснованность представления и анализа информации;
— соответствие презентационного материала содержанию реферата и доклада.
Третий шаг — определить по каждой теме УД/МДК виды СРС и разработать конкретные задания. Например, если используется вид СРС – конспектирование учебника по заданной теме, то в задании на самостоятельную работу следует указать тему конспекта и используемые источники информации. Важно правильно распределить объем времени по теме/разделу (в соответствии с рабочей программой УД/МДК) на выполнение каждого вида СРС. Объем времени определяется эмпирическим путем с ориентацией временных затрат на выполнение самостоятельной работы студентом со средними способностями.
Четвертый шаг – сформировать список рекомендуемых источников информации, необходимых для выполнения СРС.
Пятый шаг – заполнение макета методических рекомендаций по организации и выполнению СРС, утвержденного в образовательной организации.
После окончания разработки методических рекомендаций необходимо продумать обращение к студентам перед выполнением СРС. Обращение должно быть кратким, вызывать интерес и создать мотивацию к выполнению СРС.
Прохождение внешней рецензии методических рекомендаций по организации и выполнению СРС у преподавателей смежных дисциплин (курсов) или у работодателя не является обязательным требованием ФГОС СПО и других нормативных документов.
В заключение важно отметить, что цель создания методического обеспечения СРС – эффективная организация данного вида учебной деятельности и формирование у студентов результатов обучения (умений и знаний), необходимых для формирования профессиональных и общих компетенций.
Список литературы:
- Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности
- Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО».