Федеральная служба судебных приставов (ФССП) на местах представлена отделами и районными отделами судебных приставов. Это низовые звенья системы исполнения судебных актов и обеспечения деятельности судов. В их компетенцию входит взыскание по месту регистрации должника, т.е. в каком-то одном районе или населенном пункте.
Таким способом ведется большинство исполнительных производств. Помимо ОСП и РОСП в России функционируют Межрайонные отделы судебных приставов. Эти субъекты правомочны вести исполнительные производства сразу в нескольких населенных пунктах.
Что представляет собой обращение в ФССП
Обращением называется любой письменный и электронный документ, содержащий какую-либо просьбу или требование. В ФССП чаще всего граждане направляют три вида обращений:
- заявление;
- жалоба;
- запрос.
Обращение может быть и устным. Ниже рассмотрим порядок составления и рассмотрения письменных и устных обращений в ФССП от граждан и организаций.
Как составить письменное обращение
Заявление, ходатайство или жалоба судебным приставам составляется по стандартным правилам официального документооборота. Бланк бумажного документа имеет «шапку», в которой указывают:
- ФИО, адрес и контактный телефон заявителя. Если от его имени выступает представитель, ниже пишут те же данные представителя.
- Название территориального подразделения ФССП и ФИО руководителя.
По центру бланка пишут название — жалоба, запрос, заявление и т.д. В содержании обращения кратко и лаконично указывают суть дела:
- Дату и номер исполнительного производства. Если реквизиты не известны — фамилию пристава. Если и фамилия не известна, ограничиваются названием отдела.
Например, можно начать со слов: «В производстве судебного исполнителя (ФИО) находится исполнительное производство о (название, например — о взыскании алиментов, об истребовании имущества и т.п.), возбужденное на основании исполнительного листа №____, выданного в «___»______ году). По существу дела сообщаю следующее».
- Далее переходят к сути документа. Если это жалоба, описывают, в чем состоит нарушение пристава, какие его действия или бездействие вы считаете незаконными, что просите предпринять, чтобы устранить нарушение. Если это заявление, опишите свою просьбу.
- Дата, подпись, опись приложенных документов. Когда к обращению прилагаются дополнительные документы, обязательно укажите их в описи. В противном случае, если что-то потеряется у приставов, вы потом не докажете, что эти бумаги были приложены. Не забывайте, что прилагать следует только копии документов.
Делать ссылки на нормы закона не обязательно. Главное, чтобы из содержания была ясна суть прошения. Поэтому в обращении крайне желательно выделить резолютивную часть, по-другому ее еще называют просительной. Это заключительная часть, где пишется сама просьба заявителя.
Например, «прошу снять запрет на выезд в связи с погашением задолженности» или «прошу признать действия судебного пристава незаконными». Если неправильно сформулировать резолютивную часть или не сформулировать ее вообще, обращение потеряет смысл, и скорее всего, вам откажут в его рассмотрении.
Бланк жалобы на пристава вы можете скачать на нашем сайте.
Несколько слов о Межрайонных отделах судебных приставов
В компетенцию МОСП входит ведение особых исполнительных производств. Особыми называют производства, имеющие большое социально-политическое или экономическое значение для интересов государства, а также производства, отличающиеся повышенной сложностью в плане принудительного исполнения.
Например, взыскание штрафа и налоговой задолженности в особо крупном размере с юридического лица, имеющего филиалы и представительства в нескольких регионах РФ, или взыскание зарплаты с предприятия в пользу нескольких сотен сотрудников и т.п.
МОСП существует в каждом регионе, за исключением Ненецкого автономного округа.
Межрайонные отделы осуществляют принудительное взыскание по общим правилам с учетом методических рекомендаций по созданию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений, утвержденных и.о. Главного судебного пристава РФ от 19.08.2015 года.
К основным функциям Межрайонного отдела судебных приставов относится:
- Исполнение судебных актов, входящих в компетенцию МОСП.
- Производство по административным нарушениям.
- Арест, учет хранение, оценка, реализация конфискованного имущества.
- Формирование и администрирование баз данных, необходимых для осуществления функций МОСП.
- Принятие мер для защиты информации, составляющей персональную или государственную тайну.
- Участие в судах и представление интересов РОСП и ОСП в государственных органах.
- Прием обращений от граждан и организаций.
Жалоба на бездействия судебного пристава-исполнителя
Порядок и особенности рассмотрения
Обращение к судебным приставам можно подать следующими способами:
- на сайте Госуслуг или официальном ресурсе ФССП;
- лично через канцелярию отдела;
- заказной почтой с уведомлением.
Допускается подача обращения по средством факсимильной связи. Отправка по факсу подходит не всем и не всегда. Для этого факс должен быть и у заявителя и в ОСП. Уточнить о его наличии нужно заранее.
Для электронной подачи потребуется электронная подпись и авторизация на Портале госуслуг.
При личной явке составляют два экземпляра обращения. Один передают в канцелярию, второй со штампом о принятии или распиской работник канцелярии возвращает заявителю. Иногда вместо штампа или расписки выдается специальный талон. В нем указывается регистрационный номер и дата, когда будет готов ответ.
Немотивированный отказ от принятия обращения в ФССП является незаконным
Даже если оно не соответствует каким-то параметрам (пропущен срок подачи, нарушена территориальность и т.п.), его обязаны принять и затем предоставить письменный отказ в рассмотрении с указанием причин. Просто так не принять заявление у вас не могут. Если это произошло, жалуйтесь в прокуратуру или в вышестоящий орган ФССП. Также в случае немотивированного отказа можно направить документы заказной почтой. Письмо канцелярия обязана принять в любом случае.
Что касается почтового отправления, то оно обязательно должно быть заказным с квитанцией и уведомлением. На квитанции указывается трек-номер. По нему на сайте Почты России вы сможете проследить путь своего письма и узнать дату получения адресатом. К тому же, если вы отправите простое письмо, при возникновении спора будет трудно установить дату, а иногда и сам факт отправки.
Также перед отправкой стоит разобраться в некоторых особенностях рассмотрения и регистрации:
- Заявления, поданные через интернет-приемную, регистрируются в течение 3 дней после подачи.
- Если вопрос обращения не связан с деятельностью судебных приставов, в течение 7 дней его направляют в орган, в чью компетенцию входит рассмотрение данного вопроса.
- ФССП не занимается обжалованием судебных постановлений, но нередко в адрес приставов поступают именно такие требования. Их не позднее, чем через 7 дней возвращают заявителю с разъяснением порядка обжалования постановлений судов.
- Обращения без указания имени, фамилии и адреса заявителя не рассматриваются. Однако, если в анонимном письме будет хотя бы косвенно указано на совершение или подготовку к совершению противоправных действий, его, несмотря на анонимность, направят в органы полиции.
- Если вы планируете обратиться к судебному приставу или руководству отдела в устном порядке, то предварительно нужно записаться на прием. Отметим, что телефонный звонок — довольно ненадежный вариант обращения, поскольку дозвониться в отделения ФССП иногда бывает сложно.
Когда имеет смысл подавать обращение
Конкретные ситуации закон не регламентирует. Вы имеете право письменно или устно обратиться к судебным приставам, когда считаете это необходимым. Однако существуют и такие ситуации, в которых без обращения не обойтись. Например:
- в случае явного нарушения прав должника;
- при необходимости получить какие-то документы или информацию, которой располагают только приставы.
Так, подавать жалобу необходимо, если:
- Вы выплатили присужденную задолженность, но запрет на выезд по-прежнему не снят или ваша фамилия по-прежнему остается в базе данных должников по исполнительным производствам.
- Пристав арестовал ваше имущество для дальнейшей реализации, в то время, как у вас имеется постоянный доход посредством которого можно рассчитаться с взыскателем.
- Фактические удержания с заработной платы превысили сумму, которую суд присудил к выплате.
- По вашему требованию пристав не предоставляет для ознакомления материалы исполнительного производства.
- Пристав не уведомил о возбуждении исполнительного производства, не направил копии соответствующего постановления иили не направил копии постановлений об осуществлении мер принудительного взыскания (ареста счетов, имущества и т.п.).
- ФССП отказывает в исправлении опечаток, ошибок в расчетах и устранении прочих недостатков исполнительного производства, могущих отрицательно сказаться на правах должника.
- Сотрудники Отдела судебных приставов требуют какой–либо оплаты, кроме исполнительского сбора, либо требуют оплатить исполнительский сбор в то время, как должник погасил задолженность по исполнительному документу в установленный срок.
Напомним, что исполнительский сбор — это денежный штраф, который должник обязан выплатить в пользу ФССП в случае неисполнения присужденного обязательства в срок, отведенный приставом для добровольного исполнения. Также исполнительский сбор придется платить, если должник в течение 24 часов не исполнил требование, подлежащее немедленному исполнению. 24 часа отсчитывают с того момента, когда пристав вручил соответствующее постановление.
Жалоба на постановление судебного пристава
Подать обращение в виде заявления имеет смысл, когда вам необходимо, чтобы пристав совершил какое-действие либо, когда вы сами хотите, что-то сообщить. В зависимости от ситуации заявления могут такими:
- об ознакомлении с материалами исполнительного производства;
- о приостановлении исполнительного производства в связи мобилизацией (в соответствии с п.2 ст.40 № 229-ФЗ, пристав обязан приостановить взыскание задолженности с гражданина, призванного для прохождения воинской службы);
- о приостановлении исполнительного производства в связи с тем, что должник утратил дееспособность и т.п.;
- о снятии запрета на выезд в связи с погашением задолженности и т.п.
Существует и такой вид обращений, как запрос. Его направляют тогда, когда необходимо получить какие-либо сведения, касающиеся исполнительного производства и непосредственно процесса исполнения. Например, запрос о предоставлении информации о том, на какой стадии находится исполнительное производство.
Запросы в общепринятом смысле редко подают физические лица, и в частности, должники. Чаще всего свои прошения они оформляют в виде заявлений. В основном запросы направляют юристы, адвокаты и должностные лица.
Что делать, если обращение потеряли и будет ли оно считаться поданным, если его не найдут
Если обращение зарегистрировано через канцелярию или интернет-приемную, оно в любом случае считается поданным. Главная ваша задача заключается в том, чтобы сохранить копию документа со штампом входящей корреспонденции или электронное уведомление о регистрации. Если вы уничтожите информацию, подтверждающую регистрацию документа, будет сложно доказать факт его подачи при утере по вине ОСП.
Вообще случаи потери входящей корреспонденции, о которых стало известно заявителю, считаются редким исключением. Даже если внутри учреждения по каким-то причинам зарегистрированное обращение «застрянет» на пути из канцелярии в кабинет пристава, вы об этом не узнаете. Работники отдела сами всё найдут и передадут в нужные руки так, чтобы не пропустить срок, отведенный на рассмотрение.
Если же вам станет известно о том, что обращение «потерялось», у вас на выбор есть три варианта:
- Требовать, чтобы ФССП рассмотрела поданное заявление, не взирая на сообщения работников канцелярии о его утере. Вы вправе заявить, что это внутренняя проблема отдела, и вас она не касается, а в случае пропуска срока, отведенного на рассмотрение, вы пожалуетесь в прокуратуру. Вполне возможно, что делопроизводители приложат усилия и найдут ваш документ.
- Подать новое обращение. Придется вновь тратить время на ожидание.
- Обратиться к вышестоящему руководству или в прокуратуру с жалобой на халатность работников канцелярии. Срок ее рассмотрения — 30 дней. Учтите это, если соберетесь жаловаться.
Для эффективного решения проблемы можно подать новое заявление в электронном виде (так оно точно не потеряется) одновременно с жалобой.
Вне зависимости от формы и требований любое обращение должно быть грамотно составлено. Нередки случаи, когда заявитель не уверен в своих силах и не знает, с чего начать написание документа. В такой ситуации лучше всего обратиться к юристу.
Бесплатная консультация по списанию долгов
Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты
Если у вас есть вопрос к судебному приставу, задать его можно несколькими способами: позвонить в центр информирования граждан, написать обращение в личном кабинете на Едином портале госуслуг или в «Интернет‑приемной» на официальном сайте ГУФССП России по г. Москве.
Получить справочную информацию можно, позвонив по телефону 8 (495) 665 72 84. Звонки принимаются в рабочие дни: с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, по пятницам с 9.00 до 16.45. Сотрудники ведомства внимательно выслушают вопрос и, разобравшись в сути, помогут гражданину с его дальнейшими действиями.
В функционал сотрудников ведомственной группы телефонного обслуживания входит предоставление должникам-физическим лицам информации справочного характера:
— данных о наличии либо отсутствии исполнительных производств;
— разъяснений порядка и способа оплаты задолженности;
— сведений о последствиях уклонения должников от добровольного и своевременного исполнения обязательств;
— вопросов записи на личный прием.
Также должностные лица окажут помощь гражданам, идентифицированным в качестве должников по исполнительным производствам.
Стороны исполнительного производства могут подать обращение онлайн через личный кабинет Единого портала государственных услуг.
Онлайн-сервис позволяет должникам и взыскателям направлять в службу судебных приставов различные заявления и ходатайства в электронной форме. Реализация такого взаимодействия позволяет исключить личное посещение подразделений судебных приставов.
Чтобы получить услугу, перейдите на портал Госуслуг в раздел «Ведомства» → «ФССП». Затем выберите услугу «Подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб в порядке подчиненности по исполнительному производству» (https://www.gosuslugi.ru/404402/1).
К примеру, с помощью портала Госуслуг должники могут проинформировать судебного пристава об оплате задолженности, сообщить ему информацию по исполнительному производству, написать заявление о причинах неисполнения требований судебного пристава. У взыскателей есть возможность подать заявление о наложении ограничений на должника, обращение об объявлении в розыск ребенка, должника и его имущества, отозвать исполнительный документ.
Кроме того, подать обращение судебному приставу можно через «Интернет‑приемную» (https://r77.fssp.gov.ru/ir/) на официальном сайте ГУФССП России по г. Москве. Для этого на главной странице нужно открыть раздел «Обращения» → «Интернет-приемная». Затем заполнить форму, в которой обязательно необходимо указать адрес электронной почты для получения обратной связи.Если у вас есть вопрос к судебному приставу, задать его можно несколькими способами: позвонить в центр информирования граждан, написать обращение в личном кабинете на Едином портале госуслуг или в «Интернет‑приемной» на официальном сайте ГУФССП России по г. Москве.
Получить справочную информацию можно, позвонив по телефону 8 (495) 665 72 84. Звонки принимаются в рабочие дни: с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, по пятницам с 9.00 до 16.45. Сотрудники ведомства внимательно выслушают вопрос и, разобравшись в сути, помогут гражданину с его дальнейшими действиями.
В функционал сотрудников ведомственной группы телефонного обслуживания входит предоставление должникам-физическим лицам информации справочного характера:
— данных о наличии либо отсутствии исполнительных производств;
— разъяснений порядка и способа оплаты задолженности;
— сведений о последствиях уклонения должников от добровольного и своевременного исполнения обязательств;
— вопросов записи на личный прием.
Также должностные лица окажут помощь гражданам, идентифицированным в качестве должников по исполнительным производствам.
Стороны исполнительного производства могут подать обращение онлайн через личный кабинет Единого портала государственных услуг.
Онлайн-сервис позволяет должникам и взыскателям направлять в службу судебных приставов различные заявления и ходатайства в электронной форме. Реализация такого взаимодействия позволяет исключить личное посещение подразделений судебных приставов.
Чтобы получить услугу, перейдите на портал Госуслуг в раздел «Ведомства» → «ФССП». Затем выберите услугу «Подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб в порядке подчиненности по исполнительному производству» (https://www.gosuslugi.ru/404402/1).
К примеру, с помощью портала Госуслуг должники могут проинформировать судебного пристава об оплате задолженности, сообщить ему информацию по исполнительному производству, написать заявление о причинах неисполнения требований судебного пристава. У взыскателей есть возможность подать заявление о наложении ограничений на должника, обращение об объявлении в розыск ребенка, должника и его имущества, отозвать исполнительный документ.
Кроме того, подать обращение судебному приставу можно через «Интернет‑приемную» (https://r77.fssp.gov.ru/ir/) на официальном сайте ГУФССП России по г. Москве. Для этого на главной странице нужно открыть раздел «Обращения» → «Интернет-приемная». Затем заполнить форму, в которой обязательно необходимо указать адрес электронной почты для получения обратной связи.
Судебный процесс сам по себе далеко не самое приятное мероприятие. А иногда его еще могут омрачить и халатность, злоупотребление полномочиями, безразличие судебного пристава. Если вы недовольны тем, как с вами обошелся судебный пристав, вы имеете право подать жалобу. Это не всегда означает, что вы добьетесь успеха, и решение будет в вашу пользу, но ваше мнение должно быть услышано и рассмотрено в любом случае.
На что жалуетесь?
Чтобы правильно подать жалобу на судебных работников, важно убедиться, что их действия на самом деле были незаконными. Зачастую, жалобы на судебных приставов поступают из-за следующего:
- Игнорирование своих обязанностей – безделье.
- Проявление неуважения, грубости, угрозы – нарушение этических норм.
- Игнорирование требований и интересов заявителя, приводящее к неэффективным действиям.
- Применение физической силы и нанесение вреда здоровью.
- Игнорирование законных требований должника.
- Незаконное проникновение в жилище должника.
- Нарушение закона при оценке имущества, изъятии, продаже или аресте.
- Незаконное взыскание сборов, если лицо погасило долги в срок.
- Неоправданный запрет о пересечении границ.
- Арест имущества без уведомления должника.
- Ответчику не было выделено срока на добровольное погашение задолженности.
Сами взыскатели обычно могут жаловаться на:
- Затягивание срока выполнения производства.
- Дружеские/приятельские отношения пристава с должником. В таком случае судебный пристав обязан брать самоотвод и отступить от дела. Если это не происходит – жалобы вполне ожидаемы.
- Скрытие должника из-за непроставленного запрета на пересечение границы.
- Бездействие после возбуждения производства – не происходит взыскание средств с должника (зарплата не удерживается, имущество не арестовано, счета в свободном доступе).
- Должник не разыскивается. Необходимо немедля подать жалобу на пристава в связи с бездействием.
- Снятие имущества из-под ареста.
Закон позволяет заявителю наблюдать за тем, как развиваются события в отношении его или ее ситуации. Но помимо документации, которую судебный пристав может предоставить в качестве отчета, вы можете использовать и другие инструменты для повышения эффективности его действий.
Если есть информация о должнике, ее можно отправить в ФССП — это поможет продвинуть дело. Вы можете также указать места, где нужно искать должника, если он уклоняется от уплаты долга.
По статистике, проявление такого интереса и предоставление необходимой информации судебным работникам способствует быстрому развитию и закрытию дела. Если служба отказывается помочь и не спешит принимать меры, взыскатель может подумать, куда можно обратиться за обжалованием судебного исполнителя.
Куда подать жалобу на пристава?
Обжаловать действия/бездействия приставов можно несколькими способами. Рассмотрим более подробно каждый из них.
-
Первый способ – это подать заявление главному приставу. Подача претензии происходит в порядке подчиненности и подлежит рассмотрению управомоченным должностным лицом ССП в десятидневный период со дня ее поступления. В случае удовлетворения жалобы управомоченное лицо обязано провести контроль на всех стадиях исполнения постановления. Далее решение должно быть приведено в исполнение в установленный срок и в полном объеме.
Оспорить вынесенное решение по делу возможно будет только в судебном порядке, обжалование в порядке подчиненности не предусмотрено.
Такой способ имеет свои недостатки:
- Исполнительное производство продолжается в случае подачи заявления в порядке подчиненности. Изначально в интересах должностных лиц ФССП продолжение производства без остановок – это объясняется нежеланием портить высокие статистические показатели оперативности исполнительных действий и наличии можно сказать страха перед претензиями взыскателей. Поэтому приставы будут обращаться к «слепым сторонам» закона, чтобы исполнительное производство продолжалось без неурядиц.
- Внушительные сроки рассмотрения заявления. На рассмотрение жалобы уходит в среднем 10 дней. В случае принятие жалобы еще столько же отводится приставу-исполнителю чтобы предотвратить обнаруженные нарушения, если только в постановлении не будет указан другой срок. С момента вынесения вердикта копия ответа направляется в течение 3 дней. Срок рассмотрения заявления и устранения нарушений в случае одобрения жалобы значительно растягивается из-за нерабочих выходных дней. В результате срок, в который могут устранить нарушения, может увеличиться до двух месяцев, то есть уже после осуществления мер принудительного исполнения. Это практически обесценивает и сводит на ноль оперативность устранения проблем и восстановление нарушенных прав податчика заявления.
-
Второй способ – отстаивать свои права в суде. По закону, все решения, вынесенные должностным лицом ССП, а также его бездействие по работе с исполнительным документом можно оспорить только в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.
Административный (внесудебный) порядок обжалования не является обязательным досудебным порядком урегулирования конфликта между исполнителем и гражданином, чьи интересы были нарушены, поэтому он не может препятствовать праву заинтересованного лица на обращение в суд. Внесудебный порядок рассмотрения жалобы является приоритетным из-за его оперативности, гибкости процедур.
Куда можно подать заявление на судебного исполнителя?
Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?
Существует несколько инстанций, в которые вы можете подать жалобу на судебного исполнителя. Это зависит от того, какое правонарушение было совершено и кто является правонарушителем. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы должностного лица, он может обратиться в следующие инстанции:
- Старший судебный пристав. В случае неудовлетворенности качеством исполнения служебных обязанностей конкретным работником, необходимо обратиться к его непосредственному начальнику, главному судебному приставу. В претензии необходимо детально изложить, что конкретно вас не устроило в работе исполнителя и какие права он нарушил в процессе производства. При наличии доказательства нарушений их нужно приложить к заявлению.
- Документы можно отправить заказным путем или отнести в канцелярию. Старший пристав рассмотрит жалобу в течение 10 дней. Больший эффект будет достигнут, если жалоба будет подана региональному руководителю службы или будет опубликована на официальном сайте ФССП. В этом случае дело будет находиться под контролем высшего руководства до полного завершения производства.
- Через Интернет. Через Интернет. Каждый при необходимостиможет оформить претензию вИнтернете. На официальном сайте ФССПвы найдетеобразец заявления на действия должностного лица в электронном виде. После заполнения рекомендуется распечатать документ и оставить несколько копий для себя. Когда придет ответ, его также стоит сохранить.
- Региональное Управление ССП. Если по какой-либо причине ваша жалоба не была рассмотрена, ее стоит отправить в вышестоящие инстанции. Управление возьмет под свой контроль проверку всех заявленных нарушений и когда старший судебный пристав завершит разбирательство, заявителю будет отправлено письмо с принятыми мерами.
- Прокуратура. Направление жалобы на судебного пристава-исполнителя в прокуратуру должно обязательно предшествовать рассмотрение жалобы по данному вопросу старшим судебным приставом. Лишь, сославшись на ранее принятое решение старшего судебного пристава по данному вопросу и не соглашаясь с ним, заявитель может рассчитывать на личное рассмотрение жалобы прокурором в любое время, после произошедшего нарушения.
Помимо основной информации, к жалобе нужно приложить копию обращения в Управление ССП.
На основании жалобы заявителя в срок не более 1 месяца должна быть проведена служебная проверка по факту нарушения прав гражданина в результате бездействия исполнителя. По итогу в отношении недобросовестного сотрудника принимаются карательные меры, а требования заявителя выполняются. Результаты проверки вам отправят в ответном письме. Большая часть поданных претензий удовлетворятся полностью или частично.
- Суд. Обратиться за признанием незаконности действий исполнителя можно в местный суд. Решение выносится менее чем за 10 дней, и чаще всего заявление податчика удовлетворяется. Затраты в ходе ведения делаССП берет на себя.
Иногда против судебных исполнителей выдвигаются обвинения в суде. Если заявителем является юридическое лицо, вы можете обратиться только в арбитражный суд.
У пострадавшей стороны есть 10 дней, чтобы своевременно подать иск. Однако бывают случаи, когда вовремя подать заявления на действия пристава не представляется возможным. В таком случае при составлении претензии нужно указать уважительные причины задержки и попросить рассмотреть дело. К уважительным причинам относятся:
- Серьезная болезнь. Необходимо подтверждение врача. Легкая форма ОРВИ не является удовлетворительной причиной.
- Деловая поездка. Необходимы заверенные документы с места работы.
- Адресат не был уведомлен по каким-либо причинам о проведении заседания по рассмотрению дела.
При подаче претензии необходимо учитывать юрисдикцию органов подачи. Бывают случаи, когда ходатайство об оспаривании заключении судебного пристава должно быть направлено только в арбитражный суд. Например, когда выдача исполнительного листа была произведена арбитражным судом; при выполнении требований компании или гражданина, которые ведет предпринимательскую деятельность, не регистрируя юридическое лицо.
Для юридически неподкованного человека обращение в суд дело нелегкое. Рекомендуется обратиться за услугами юриста или адвоката для правильного составления жалобы. Тем более, в случае положительного исхода дела, все расходы истца государство возьмет на себя.
Больше жалоб – больше шансов: стоит ли писать сразу в несколько инстанций?
Документ может быть направлен в несколько государственных учреждений одновременно. Своевременное обращение в соответствующие структуры позволит человеку добиться соблюдения своих прав.
По статистике, чем больше резонанс проблемы, тем больше шансов быть услышанным. В случае обнаружения проблемы она будет устранена в ближайшее время.
Как правильно оформить жалобу?
Если человек не согласен с действиями ФССП, у него есть возможность обжаловать незаконные действия. В то же время необходимо четко определить, на что исполнительные службы имеют право, а на что нет.
В случае нарушений необходимо правильно составить претензию и направить ее на рассмотрение в соответствующие государственные органы. Если все правила, включая сроки, соблюдены, ответ не заставит себя ждать.
Чтобы правильно подать жалобу на судебных приставов, не обязательно искать образец.
Заявление оформляется произвольно, достаточно следовать нескольким простым правилам:
- В заявлении должны быть указаны данные лица, против которого подается иск. Указывают имя и должность ответчика.
- Подавая жалобу на такое должностное лицо, стоит указать в мельчайших подробностях обстоятельства, при которых были нарушены права участников процесса.
- При подаче жалобы на судебного работника в прокуратуру необходимо предоставить письменные доказательства того, что противоправные действия действительно были совершены. Стоит также указать на нормативные акты, регулирующие незаконность этой деятельности.
- Предмет жалобы. Стоит указать, что вас не устраивает, например, грубое обращение должностных лиц.
- Фамилия, инициалы и место жительства лица, написавшего жалобу судебному исполнителю. Анонимные заявления не рассматриваются и результаты не сообщаются.
- Ваши требования (восстановить свои права, принятие конкретных мер наказания и т.п.).
- Физические лица могут не прикладывать к жалобе документы, подтверждающие нарушение закона. Но если они есть, это будет способствовать быстрому рассмотрению дела, без искажений и перекрученных фактов.
- Дата, подпись. Недописанные жалобы с отсутствием подписи не принимаются и тем более не рассматриваются.
Особо успешным считаются коллективные жалобы, т.к. отражают объективное мнение группы людей.
Что должна содержать жалоба?
Заявление об обжаловании бездействия судебного исполнителя можно направить в соответствующий орган несколькими способами:
- Лично.
- Через Интернет.
- По почте.
- Позвонить по номеру горячей линии ФССП, где вас проконсультируют по вопросу подачи заявления.
- Через представителя (при наличии документа, подтверждающего его полномочия).
Если человек решил подать жалобу самостоятельно, он должен сделать это в письменном виде.
Документ должен быть подготовлен в 2 экземплярах. Одна копия останется в органе власти, а другая будет возвращена заявителю. Лицо должно убедиться, что его копия заверена уведомлением о принятии. Если вместе с претензией отправляются дополнительные документы, необходимо заполнить приложение к описи.
Услуга описи предоставляемых документов доступна только в центральных почтовых отделениях.
Если человек отправляет жалобу по почте, она должна быть отправлена заказным письмом. Когда заявление будет получено, заявитель будет проинформирован об этом.
Стоит обратить внимание! Когда вы приняли решение отправить жалобу через Интернет, необходимо использовать стандартный шаблон. Удаленный доступ экономит время. Однако гарантия получения ответа на жалобу в этой ситуации ниже. Поэтому эксперты советуют выбирать другие способы подачи заявления.
Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?
Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.
Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.
Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.
Из-за чего в рассмотрении жалобы может быть отказано?
Рассмотрев вашу претензию, высшее руководство может сделать следующие выводы:
- Признать жалобу правомерной и приостановить действия исполнителя. Иногда судебного пристава привлекают к дисциплинарной или административной ответственности.
- Заявление признается не весомым, поскольку предоставленные доказательства либо недостаточны, либо ошибочны.
Закон не всегда на стороне жертвы. Если должностные лица, занимающиеся рассмотрением дела, решат, что жалоба на судебного исполнителя является клеветой, то в дальнейшем разбирательстве будет отказано.
Другими причинами, способствующими отказу, являются следующие ситуации:
- Неправильно составленное заявление на действия судебного исполнителя.
- Недовольство взысканием исполнительного сбора или наложением штрафа.
- Суд уже принял решение по делу с аналогичными обстоятельствами.
- Если потерпевшая сторона не соблюла сроки подачи жалобы.
- Сотрудник службы, совершивший правонарушение, не является сотрудником исполняющей службы.
- В письме была использована нецензурная лексика.
Если в рассмотрении заявления было отказано, выносится постановление не более чем через 3 дня после получения жалобы.
Получив отказ, попробуйте перенаправить жалобу в другие инстанции.
Помните, при защите своих прав все законные методы хороши.
Что входит в обязанности судебного пристава?
Чтобы подавать жалобу на действие или бездействие судебного пристава, прежде всего, нужно изучить что входит в его полномочия. Руководствуясь законом, выделяют следующие обязанности:
- Полное и правильное осуществление мер, указанных в исполнительном документе.
- Розыск должника, в том числе межгосударственный.
- Отыскивание имущества неплательщика.
- Ареста имущества и его изъятие.
- Арест счетов и финансов лица.
- Реализация изъятого имущества для погашения долгов.
- Предусмотренный судебным актом обыск ответчика.
- При обнаружения признаков преступления составлять заявление.
- Обработка личных данных.
- Обработка заявлений о ходатайстве.
- Предоставлять участникам исполнительного производства материалы их дела для ознакомления.
А что можно считать бездействием?
Отсутствие мер по ускорению выплат долга коллектору принимается как бездействие. Но игнорирование решение суда в течение 2 месяцев не означает, что судебный исполнитель ничего не сделал. Во-первых, вам нужно изучитьисторию исполнительного производства. Пристав можетсвязаться с подрядчиком, предоставить дополнительную информацию о должнике (контакты, адреса) и запросить информацию о проделанной работе.
Известить о принудительном взыскании судебный работник обязан течение 3 дней до непосредственного взыскания по решению суда. Если все правила соблюдены, а судебный исполнитель не начал розыск должника и не взыскал с него надлежащую сумму, заявитель может составить претензию.
Бездействие судебного исполнителя выражается следующим образом:
- Пристав не наведывается к должнику для описи его имущества.
-
Имущество не изымается и не передается на реализацию.
-
Исполнитель не занимается розыском должника.
-
Место работы неплательщика также неизвестно.
-
Принял деньги в счет погашения долга, но не передал взыскателю.
-
Должнику своевременно не было передано извещение о начале исполнительного производства.
Безделье также может выражаться в несовершени в установленный срок (2 месяца) всех необходимых мер для полного и своевременного исполнения предписанных в исполнительном листе мер.
На какие действия вы вправе подать жалобу?
Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:
- Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
-
Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.
-
Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.
-
Вымогательство и шантаж, требование взятки.
-
Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.
Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:
- Нарушение правил наложения ареста на имущество.
-
Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.
-
Несвоевременная оценка и реализация имущества.
-
Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.
-
Неэффективность розыска должника и его имущества.
-
Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.
В судебной практике известны случаи, когда приставы по ошибке производили взыскание с различных социальных выплат, например, с пенсии по случаю потери кормильца или пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей. Такие действия запрещены законодательством РФ.
Должнику в случае нарушения его права со стороны органов принудительного исполнения, необходимо вовремя предпринять грамотные действия для обжалования деятельности судебного пристава. Такие действия не влекут за собой процесса затягивания исполнительного производства, а представляют собой мероприятия по восстановлению нарушенных прав.
Кто может пожаловаться на пристава?
Подать заявление на обжалование нарушений своих прав и свобод могут следующие лица:
- Стороны исполнительного процесса: должник, взыскатель и т.д.
- Все физические и юридические лица: работодатели, сотрудники, компании, чьи права подверглись неправомерному нарушению.
Что будет после подачи жалобы?
Бывают случаи, когда судебный исполнитель уходит, не добившись прогресса. Тогда вы должны сами защищать свои права и отстаивать свои интересы, обратившись в вышестоящие инстанции.
Порядок действий судебного исполнителя может различаться в зависимости от государственного органа, в который обратилось лицо с заявлением.
- Суд. Суд может помочь восстановить нарушенные права. После получения жалобы суд созывает слушание. На этой встрече стороны высказывают свои мнения. На основании полученных данных государственный орган принимает решение.
- Управление ССП. Если человек уверен, что исполнитель судебного решения нарушил его права, необходимо начать восстановление справедливости с обращения в вышестоящие инстанции. Для этого вам необходимо посетить отделение ССП. Там же вы можете получить образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя.
- Если жалоба на судебных приставов подана в прокуратуру, образец можно получить во время визита в отделение государственного органа. Процедура расследования обстоятельств инцидента длится 30 дней. В течение этого времени он тщательно изучает все нюансы дела. Орган власти может:
-
Вынести предупреждение.
-
Предъявить свои требования в ходе судебного разбирательства.
-
Аннулировать решение, принятое подрядчиком.
Если должностное лицо признает, что заявление в прокуратуру на судебного пристава было обоснованным, принимается решение о восстановлении прав потерпевшего. Все последствия несправедливых действий судебного исполнителя будут устранены в течение 30 дней. Могут быть предприняты следующие меры:
- Частичная или полная отмена постановления, вынесенного ранее.
- Обязательство должностного лица принять новое законное решение.
- Признать действия (бездействия) пристава неправомерными и принять меры для устранения нарушений.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) судебных приставов, подлежит возмещению в полном объеме. Поскольку судебный пристав-исполнитель является федеральным служащим, вред возмещается за счет казны РФ. Таким образом, гражданскую ответственность несет не сам судебный пристав непосредственно, а ФССП России, являющаяся юридическим лицом и осуществляющая функции главного распорядителя средств федерального бюджета. Однако, позже суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда, могут быть взысканы полностью или в части с судебного пристава в рамках материальной ответственности.
Когда и как останавливается исполнительное производство?
Приостановить исполнительное производство главный пристав может в том случае, если в жалобе заявлены следующие нарушения:
- Произошло незаконное взыскание средств: с материнского капитала, минимальной зарплаты, с компенсаций, льгот и т.д.
- Взыскание на имущество и доходы, которые являются минимальным имуществом, необходимым для существования задолжавшего лица и его семьи.
- Гражданина не уведомили о начале исполнительного производства и принудительном взыскании имущества и не предоставили время на добровольное погашение долга.
- Лицо ошибочно было назначено должником по исполнительному производству (путаница может возникать с однофамильцами и лицами с одинаковыми личными данными).
Следует также учесть следующее:
- Такая жалоба должна содержать приложения в подтверждение доводов заявителя (исключением является последнее основание).
-
При подачи заявления податчику необходимо указать, что он требует остановки производства.
-
Срок, в который приостановится исполнительное производство, не превышает срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности.
Не рекомендуется подавать жалобы снова и снова, преследуя цель растянуть судебное производство. Сейчас можно найти более действенные решения, например, объявление о банкротстве.
Почему ФСПП может отказать в приеме жалобы?
Сотрудники службы приставов должны принимать исходящие от граждан жалобы. Но есть обстоятельства, при которых вам могут отказать:
- Если обжалуются исход оценки имущества оценщиком.
- При составлении ходатайства были допущены ошибки.
- Подошел к концу срок для подачи жалобы.
- Аналогичное ходатайство уже было принято.
Отказ в принятии жалобы можно также обжаловать, если вы уверены, что она была составлена верно, по форме. Обжаловать отказ можно в течение трех дней со дня поступления.
Как отозвать поданное ходатайство?
Судебные процессы – стресс для любого человека. И бывает, что поданная на эмоциях жалоба не соответствует действительности или наоборот, вопрос разрешился мирным путем. Отказаться от ходатайства имеет право любой гражданин до его судебного решения. Для этого нужно составить новое заявление.
Отзыв составляется в свободной форме, особых требований не имеется. В то же время, отказ должен быть четко и понятно сформулирован. Необходимо указать причины отзыва жалобы.
Суд должен ознакомиться с отказом от ходатайства и принять соответствующее решение о возврате.
Как должна выглядеть жалоба для подачи в прокуратуру?
Не все лица хотят разбираться с нарушениями в порядке подчиненности. Многие уверены, что правомерного наказания можно добиться только подав жалобу в суд или органы прокуратуры. Такой вывод нельзя назвать полностью верным, но в любом случае каждый гражданин имеет право обратиться в указанные инстанции.
Сотрудники прокуратуры обязательно отреагируют на поступающие жалобы и могут предпринять следующие действия:
- Разрешение жалобы.
-
Передача жалобы на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.
-
Жалоба остается неразрешенной.
-
Перенаправление жалобы в другие госорганы.
-
Приобщение к поданному ранее обращению.
Жалоба также может быть не рассмотрена и возвращена подавшему лицу. Это может произойти по таким причинам:
- Жалоба составлена неправильно.
-
Текст неразборчив.
-
Присутствуют нецензурные выражения, брань.
-
Суть жалобы не связана с законодательством России.
Проигнорировать правильно составленное заявление у сотрудников прокуратуры не выйдет.
Решение прокуратуры также не является окончательным и в случае неудовлетворения гражданин может обратиться в суд.
Как составить иск, чтобы его точно рассмотрели?
Жалоба должна быть четкой, емкой, чтобы было понятно, какие именно нарушения допустил судебный сотрудник. Общий вид иска должен содержать следующую информацию:
- Наименование места, куда подается иск.
- Личные данные подателя (для юридических лиц указать наименование организации и адрес).
- Реквизиты исполнительного производства.
- Данные сотрудника, который нарушил ваши права (обязательно указать занимаемую должность).
- Какие именно неправомерные действия и нарушения были совершены.
- Чего именно вы хотите добиться, ваши требования по восстановлению прав.
- При наличии доказательств нарушений их следует приложить к заявлению.
- Дата, подпись, перечисление приложенных документов.
Если ходатайство будет составлено правильно и соответствовать всем нормам, то отказать в рассмотрении заявления вам не смогут.
Какие требования вы можете запрашивать?
После указания причины жалобы и возникших нарушений в ходе дела необходимо выразить требования по решению проблемы, чтобы было понятно, какова цель вашей жалобы.
Вы можете потребовать признание неправомерности действий судебного сотрудника и обозначить меры, которые, по вашему мнению, нужно принять для устранения правонарушения. Предложенные меры должны быть в рамках закона и компетенции вышестоящих органов, которые будут принимать решение по делу.
Главный пристав может и сам определить необходимые меры, которые на его взгляд будут уместны (чаще всего дисциплинарные). Но если вы имеете четкие требования, то их необходимо указать. Вы можете потребовать, например, отстранить пристава, возместить ущерб (если он был причинен), окончить исполнительное производство и т.д.
Сколько стоит подать иск?
Госпошлина за подачу жалобы в суд о действии (бездействии) судебного пристава не предусмотрена – это абсолютно бесплатно. Подача административного иска производится безвозмездно.
Можно ли подать жалобу через Госуслуги?
Портал Госуслуги предусматривает в себе и такую функцию. Благодаря специальному сервису службы судебных приставов вы сможете подать жалобу онлайн, следуя следующей инструкции:
- Перейти на страницу сервиса и осуществить вход по логину и паролю.
- Выбирать графу «Подать заявление».
- Обозначить вид заявления.
- Откроется новая страница, на которой нужно выбрать «Личное посещение ФССП».
- Понадобиться указать, кем подается заявление: лично истцом или его доверенным лицом.
- Выбрать соответствующую категорию: должник или взыскатель.
- Заполнить форму с личной информацией и подать заявление.
Личный контакт с приставами не понадобится – решение по вашему обращению будет направлено в ваш личный кабинет Госуслуг.
Нужна ли помощь юриста для подачи жалобы?
Подача заявления на неправомерные действия судебных исполнителей только на первый взгляд может показаться легкой процедурой. На самом деле в законе имеется много пробелов и лазеек, которыми способны воспользоваться сотрудники ФССП для завершения дела в свою пользу. Поэтому помощь адвоката лишней точно не будет.
Поводами для обращения к услугам юриста могут стать:
- Отсутствие продвижения в исполнительном производстве.
- Некорректная оценка имущества при наложении ареста.
- Нарушение прав лица при аресте банковских счетов и финансовых поступлений.
- Необоснованный запрет на выезд из страны или на управление автомобилем.
- Когда должник не был извещен о начале судебного производства.
- Не был выделен срок на добровольное закрытие долгов.
При своевременном и правильном обжаловании нарушения можно пресечь. Правовая неосведомленность может значительно увеличить срок решения проблемы и усугубить внутренние переживания.
Какие обязанности берет на себя юрист?
- Сбор необходимых для дела документов.
- Помощь в правильном составлении заявления.
- Консультация о том, куда стоит обратиться и какие инстанции подходят для решения вашей проблемы.
- Подача заявления главному приставу, в прокуратуру, суд. Жалоба может подаваться на любого сотрудника и в несколько инстанций одновременно.
- Представительство ваших интересов в суде и ведение дела до положительного исхода.
До подачи жалобы юристы обычно рекомендуют предпринять такие меры:
- Собрать исчерпывающие доказательства действия или бездействий пристава, которые вы считаете неправомерными.
- Убедиться, что ваша жалоба является законной, то есть что нарушения пристава в самом деле нарушили закон.
- Правильно составить ходатайство в соответствии со всеми нормами. Образец заявления можно найти в свободном доступе в Интернете или же обратиться к юристу, который сам займется составлением заявления.
Услуги юриста могут быть необходимы для должников, так как их сторона изначально рассматривается как виновная и самостоятельно успеха добиться будет очень тяжело.
Кто занимается контролем приставов?
Факт соблюдения приставами законодательства контролирует прокуратура. Она же и проверит при обращении справедливость вашего заявления, а также полноту использования главных приставов своих полномочий по надзору за работой приставов.
ФССП России подвластна Министерству юстиции РФ.
Основные моменты, которые нужно учитывать при составлении претензии на пристава:
- Вы можете подать заявление на обжалование действий сотрудника в течение 10 дней со дня происшествия.
- Заявление может подаваться сразу в несколько инстанций.
- Правильно составленное заявление – залог успеха.
- На добровольное исполнение судебных требований дается 5 дней. После начинаются исполнительные действия.
- Вы можете обжаловать постановление, если посчитаете нужным.
- Прежде чем подавать заявление изучите права и обязанности пристава, чтобы не было оплошностей.
- Ходатайство можно отменить, написав новое заявление, но только если суд еще не принял его в рассмотрение.
- Производство не остановится, если иск признают необоснованным и не одобрят.
- Процесс обжалования лучше начинать с подачи жалобы на вышестоящего сотрудника — идти сразу в суд не обязательно.
- Чтобы быть уверенным в результате, лучше поручить дело опытному юристу, который представит ваши интересы. В этом случае необходимо приложить документы, подтверждающие его полномочии (доверенность) и копию документа, удостоверяющего личность.
- Лично подавать жалобу не обязательно – это можно сделать онлайн через Госуслуги или сайт ФССП.
Если вы столкнулись с неправомерными действиями пристава, хамством, затягиванием производства, несвоевременным выполнением обязанностей, то не игнорируйте нарушения, отстаивайте свои законные права.
Если у вас возникли проблемы с судебными приставами получить юридическую п?
Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя — что делать при бездействии пристава
Опубликовано: 30.10.2018
— Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя
— Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов
Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя
Исполнительное производство — всегда результат конфликта между должником и взыскателем, который не получилось разрешить в досудебном порядке. Поэтому естественно, что работа судебных приставов-исполнителей вызывает много жалоб: обычно, по мнению взыскателя, пристав работает слишком медленно или вообще бездействует, а по мнению должника – наоборот, слишком быстро и не всегда законно.
Обжалованию могут подлежать: постановление судебного пристава-исполнителя о начале производства, принудительное взыскание долгов до истечения сроков его добровольного погашения, взыскание исполнительного сбора, отказ в ознакомлении с материалами и другие действия, нарушающие законные права граждан. Но самые распространенные жалобы на приставов связаны с их незаконными, по мнению должника, действиями по аресту и изъятию имущества (денежных средств), либо, напротив, жалобы на бездействие судебных приставов-исполнителей, на беспричинное затягивание исполнительного производства.
Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов
По закону гражданин имеет право пожаловаться на действия/бездействие пристава в различные инстанции, в том числе обратиться в суд, но мы рекомендуем начинать с попытки досудебного урегулирования вопроса, для начала указав самому приставу на неправомерность его действий (бездействия). Если это не помогло, можно обращаться с жалобой:
>
1. К старшему судебному приставу — непосредственному начальнику пристава, нарушившего права заявителя;
2. К главному судебному приставу в территориальное управление ФССП;
3. В прокуратуру;
4. В суд общей юрисдикции (для физических лиц), либо арбитражный суд (для организаций), по месту исполнения судебным приставом своих обязанностей;
5. По телефону горячей линии ФССП.
Жалобу старшему (главному) судебному приставу можно подавать в канцелярию отдела службы судебных приставов (территориального управления ФССП):
⦁ лично или через представителя, по доверенности;
⦁ по почте (заказным письмом с описью вложения, в которой перечислены все прилагаемые к заявлению документы);
⦁ онлайн — на сайте ФССП необходимо выбрать пункт «Обращения», затем «Интернет-приемная», после чего откроется форма для подачи жалобы, которую необходимо заполнить.
Срок подачи такой жалобы — 10 дней. 10 дней начинают отсчитываться с момента, когда было совершено оспариваемое действие (или установлено бездействие) пристава, либо с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих законных прав. Этот срок может быть продлен при наличии уважительной причины (болезнь, командировка, позднее получение извещения).
Срок рассмотрения вашей жалобы — 10 дней. В результате чего вы получите письменный ответ.
Жалоба в прокуратуру или заявление в суд о признании действия (бездействия) пристава незаконным могут быть поданы и по истечении установленного 10-дневного срока обжалования. Но при этом к административному исковому заявлению в суд необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока по административному иску.
Стоит отметить, что подача жалобы в прокуратуру является наиболее действенным методом. Такие жалобы удовлетворяются в 90 % случаев. Плюсом является также то, что прокурор может потребовать выполнить определенные указания, установить срок для выполнения конкретных действий и при необходимости наказать пристава. Таким образом, обращаясь с жалобой в прокуратуру, вы за 30-дневный срок получите реальные действия (сдвиги) по исполнительному производству.
При подаче жалобы в суд вы получите решение суда о признании действия (бездействия) пристава незаконным и возложении на него обязанности по устранению нарушений. Суд не может дать конкретные указания приставу. Но, плюсом такого рода обращения является ваше право на возмещение морального вреда, причиненным незаконным действием (бездействием) пристава-исполнителя.
Административные дела об оспаривании действий (бездействия) пристава рассматриваются судом в 10-дневный срок со дня получения судом административного искового заявления. Однако, если дело сложное, председатель суда имеет право продлить этот срок до одного месяца.
Текст жалобы должен быть составлен по определенной форме в официально-деловом стиле. Документ не должен содержать грамматические ошибки, нецензурные выражения, оскорбления и излишне эмоциональную окраску. К жалобе следует приложить все необходимые и подтверждающие документы.
Образцы жалоб на бездействие судебных приставов
Скачать общую форму образца жалобы вы можете по ссылке: форма образца жалобы.rtf
Образец жалобы старшему судебному приставу
Образец жалобы прокурору
Образец жалобы в суд (исковое заявление)
На первой странице ЕПГУ в личном кабинете физического лица находится раздел «Судебная задолженность». При наличии долга в нём будут указаны количество задолженностей и их общий размер. Чтобы узнать всю информацию о задолженности, нужно перейти в раздел «Платежи». Это можно сделать как из верхнего меню, где присутствует соответствующий пункт, так и просто кликнув на сумму долга.
При переходе к полной информации о судебных долгах пользователь, по сути, попадает в личный кабинет должника или взыскателя — в зависимости от статуса пользователя. Здесь представлен перечень задолженностей, в котором по каждому долгу приводятся:
- номер исполнительного производства (ИП), дата его возбуждения и подразделение ФССП, в производстве которого находится ИП;
- текущая сумма долга и под ней кнопка «Оплатить» для перехода на страницу с функцией погашения задолженности.
Для перехода к информации о конкретной задолженности нужно кликнуть на интересующий долг из перечня. На открывшейся странице будет приведена краткая информация о долге, а также эта страница предоставляет доступ к двум важным функциям:
- Получения подробной информации о ходе интересующего исполнительного производства в хронологическом порядке, начиная со дня его возбуждения.
- Обращения в ФССП в порядке подчинённости, в том числе в территориальное подразделение приставов, в котором находится исполнительное производство.
Таким образом, сервис ЕПГУ по взаимодействию с приставами — это специальный раздел личного кабинета пользователя, предназначенный для получения исчерпывающей информации обо всех исполнительных производствах, которые возбуждены на основании судебных решений (приказов) или исполнительных листов. Кроме того, в этом же разделе представлен функционал для электронного взаимодействия с приставами, в частности, для направления и получения документов в рамках электронного документооборота.
Какие возможности предоставляет ЕПГУ для получения сведений о судебных задолженностях
Из личного кабинета должника или взыскателя посредством функции «Запросить подробную информацию о ходе ИП» можно узнать:
- Данные о должнике, взыскателе и приставе, который ведёт ИП.
- Все наложенные на должника ограничения.
- Сведения о текущем состоянии задолженности (первичную сумму долга, погашенную, оставшуюся сумму).
- Какие решения принимал и какие действия совершал пристав в рамках исполнительного производства.
- Какие запросы и куда направлял пристав. Например, запросы в банки о наличии счетов и денежных средств, запросы в Росреестр, в ГИБДД, ФНС, ПФР и другие органы и инстанции.
- Другие сведения.
Информация обновляется несколько раз в течение дня. Но представлена она будет по состоянию на вчерашний день. То есть, если вы запросили информацию 20 июня 2022 года, то система выдаст сведения по состоянию на 19 июня 2022 года. Полная информация выдаётся только должнику. Взыскателю будут недоступны сведения, составляющие какую-либо тайну. Например, он не сможет получить сведения о номерах банковских счетов должника, поскольку такие сведения — банковская тайна.
Как вести электронный документооборот с приставами через ЕПГУ
Для подготовки и направления обращений и документов в адрес СПИ необходимо воспользоваться функцией «Обратиться». Кнопка размещена на той же странице, на которой реализована функция запроса информации по ИП.
Для подготовки обращения необходимо:
- Кликнуть на «Обратиться» и перейти на страницу подготовки обращения.
- Проверить уже заполненные строки на наличие ошибок. Известные системе данные (например, ФИО, место рождения, жительства, данные паспорта, СНИЛС и другие) проставляются автоматически. Но их желательно проверить на наличие ошибок и при необходимости воспользоваться функцией «Изменить данные профиля».
- Указать, как подаётся обращение (лично или через представителя) и кто его подаёт (взыскатель или должник). Если обращение подаёт представитель, необходимо к обращению приложить доверенность (файл со скан-копией доверенности).
- Выбрать тип сообщения из всплывающего списка, а затем его конкретизировать согласно ещё одному всплывающему списку. Выбор ограничен этими списками — указать что-то другое не получится. Но есть универсальное решение: из первого списка выбрать «Хочу сообщить судебному приставу информацию по исполнительному производству», а из второго (уточняющего) — «Хочу направить заявление (ходатайство)». Так можно направить приставу любое заявление и ходатайство, приложив к нему необходимые документы.
- Указать дополнительную информацию об обращении: тему и описание. Несмотря на то, что в описании можно изложить текст самого заявления или ходатайства (в пределах 9000 знаков), в предложенной системой форме нет форматирования. Поэтому лучше все заявления, ходатайства, пояснения и т.д., а также документы прикладывать к обращению в виде файлов. Файлы легко загрузить с компьютера. Все допустимые форматы файлов перечислены под «Описанием».
- Указать номер ИП. Обычно он уже указан, но не помешает проверить, соответствует ли он действительному номеру.
- Указать региональное подразделение ФССП, а ниже — местное, в которое непосредственно направляется обращение.
После завершения подготовки обращения нужно выбрать «Подать заявление». После этого сразу же придёт ответ о получении и регистрации заявления в ФССП РФ.
Стандартный срок ответа на обращение, поданное через ЕПГУ, — 17 дней. Но обязательно нужно учитывать и процессуальные сроки, установленные законом об исполнительном производстве.
Отслеживать поступление обращения к приставу и ответ на обращение можно через функцию получения информации о ходе исполнительного производства. Если пристав вынесет решение (постановление), его направят в личный кабинет пользователя.
Что делать, если пристав отказал в удовлетворении заявления или ходатайства
В этом случае через функционал раздела подачи обращений можно направить жалобу вышестоящему приставу. Жалоба на решения, действия (бездействие) пристава направляется старшему приставу, а на решения последнего — главному приставу региона или в суд.
На обжалование решений пристава отводится всего 10 дней. Поэтому если вы не успеваете подготовиться к судебному оспариванию, лучше сначала подать жалобу через ЕПГУ главному приставу, а пока идёт рассмотрение, можно готовиться к судебному процессу. Но не исключено, что главный пристав встанет на вашу сторону, и обращаться в суд не придётся.
Есть ли другие варианты электронного взаимодействия с приставами
Такие варианты есть. Все они представлены на официальном сайте в виде электронных сервисов.
В первую очередь стоит отметить сервис «Интернет-приёмная». Он предназначен для подачи электронных обращений (заявлений, предложений, жалоб и благодарностей) в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 года, который регулирует порядок подачи и рассмотрения любых обращений граждан к органам власти.
В отличие от опции ЕПГУ, которая предназначена для использования только должниками, взыскателями и их представителями, через «Интернет-приёмную» может обратиться любой гражданин или организация. Более того, это единственный вариант направления электронных обращений в ФССП физическими и юридическими лицами, права и интересы которых нарушены решением, действиями или бездействием судебных приставов, но при этом они не являются ни должниками, ни взыскателями.
При подаче обращений через сервис «Интернет-приёмная» электронные заявления, жалобы, предложения и другие документы должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью (КЭП). Это позволяет идентифицировать автора и отправителя обращения. Иных вариантов просто нет, учитывая, что с 13 декабря 2020 года функция «Личный кабинет» на сайте ФССП была выведена из эксплуатации. Эту функцию заменила опция ЕПГУ для электронного взаимодействия приставов с участниками исполнительного производства, где автор обращения идентифицируется посредством подтверждённой учётной записи в ЕСИА. Остальным же лицам, а также должникам и взыскателям, которые не имеют подтверждённой учётной записи, оставили возможность направлять обращения через «Интернет-приёмную», но с обязательным подписанием документов КЭП.
Физические лица могут оформить квалифицированный сертификат ЭП в аккредитованном Минцифры удостоверяющем центре. Организации — в УЦ ФНС или у его доверенных лиц. Исключение — некоторые специфические категории юридических лиц, которые оформляют сертификат в иных удостоверяющих центрах, например в УЦ Банка России или УЦ Федерального казначейства.
Эта статья была полезной?
Подключиться
Чтобы подключиться к электронному документообороту, заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП