Как написать состав числа 9

Знание состава числа – одно из фундаментальных в математике. Оно используется в устном и письменном счёте, особенно выручает при сложении или вычитании с переходом через десяток. Поэтому в своих статьях мы уделяем внимание этой теме. И сегодня разберем состав числа 9.
Давайте подумаем, как можно получить число 9? Например, прибавить к 5 число 4. Или к 3 прибавить 6. С числами, которые в сумме дают 9, можно сочинить интересные для ребёнка ситуации и таким образом продемонстрировать, из чего состоит 9.

Не забывайте про наглядный пример. “Складывайте” игрушки, крышечки, фрукты, карандаши, счётные палочки – словом, всё, что привлекает внимание юного ученика 

Когда ребёнок правильно сосчитает общее количество предметов (помним, что их должно быть 9), начинайте записывать числовые выражения:

8 + 1 = 9;
7 + 2 = 9;
6 + 3 = 9;
5 + 4 = 9;
4 + 5 = 9;
3 + 6 = 9;
2 + 7 = 9;
1 + 8 = 9.

Порядка в детской записи может и не быть, но с Вашей помощью чадо его наведёт. И не просто в виде скучного примера. Наглядно представляют состав числа 9 “домики”. И мы расскажем, как их “строить”. 

Возьмите лист бумаги (лучше в клетку), ручку или карандаш. “Домик” математический, в отличие от домика земного, строится с крыши, а не с фундамента. “Крышей” у нас будет число 9. “Стенами” – числа, входящие в состав 9. 

Запишем число 9 в верхней части листа, по центру. Слева и справа начнём возводить “стены”. Вот таким образом: 

              9
       8            1
       7            2   
       6            3
       5            4
       4            5
       3            6
       2            7
       1            8

“Домик” числа 9 показывает, из каких чисел оно состоит. Сложив любую пару чисел, мы получим одну и ту же сумму, равную “крыше” нашей постройки.

Числовые “домики” можно красочно оформить и прикрепить над рабочим столом Вашего ребёнка. Или подготовить компактные карточки, которые станут верными помощниками ученика на уроках математики

Попробуйте решить несколько задач на тему “Состав числа 9”, используя “домик”.

  1. У Жени 7 машинок, а у Влада – на 2 машинки больше. Сколько машинок у Влада?
  2. У Тоси день рождения. В честь праздника родители купили 6 воздушных шаров, и ещё 3 шара купила бабушка. Теперь у Тоси столько шаров, сколько ей исполнилось лет. Сколько лет Тосе?
  3. Кот Марсик словил 5 рыбок. А кот Рыжик – на 1 рыбку меньше. Сколько всего рыбок словили оба кота?

Мир занимательных задач, волшебных домиков и прочных знаний создали для Вашего ребёнка педагоги WoM.

Записывайтесь на бесплатный урок! 

Цели:

  • сформировать представление о числе 9, его
    составе, способность к его записи, изображению на
    числовом отрезке, сложению и вычитанию в
    пределах 9;
  • закрепить взаимосвязь между частью и целым;
    уточнить названия компонентов сложения и
    вычитания, формировать способность к
    правильному использованию в речи;
  • тренировать мыслительные операции, речь,
    творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию положительной
    учебной мотивации, укреплению здоровья и
    развитию чувства взаимопомощи и взаимоподдержки
    в коллективе.

Оборудование:

  • учебники Л.Г.Петерсон Математика. 1 класс. Часть
    2., картинки (игрушки) Айболита, его “больных”
    зверей;
  • индивидуальные числовые отрезки, физическая
    карта, чайки;
  • четыре набора вырезанных цветков по 9 штук в
    каждом, четыре наборных полотна с
    математическими цифрами и знаками;
  • опора по составу числа 9, цифра 9;
  • релаксационная мелодия для физминутки; чертёж
    девятиугольника, похожего на контур
    африканского материка;
  • семь бабочек: красная, оранжевая, желтая,
    зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, буквы для
    слова “молодцы”.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности: Дети
работают стоя.

— Отгадайте загадку:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).

— Какое самое лучшее лекарство от любой
болезни?..

(Смех, улыбка и хорошее настроение).

— Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в
работе на уроке. Ведь сегодня мы

отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей.
Итак, в путь.

2. Актуализация знаний:

а) — Сосчитать расстояние до Африки нам
поможет… (Числовой отрезок).

У детей индивидуальные отрезки от 1 до 20.

  • Счет от 8 до 16; от 12 до 5;
  • Назовите последующее число 8, 14. На сколько
    последующее число больше предыдущего?
  • Назовите предыдущее число 11, 20. На сколько
    предыдущее число меньше последующего?
  • Какое число стоит справа от 11, слева от 14?
  • Какое число стоит между 8 и 10; 16 и 18?

б) – Установите закономерность и вы узнаете,
сколько гор – препятствий нам предстоит

пройти: (6 + 2 = 8 – гор)

— Какого варианта состава числа 8 нет в таблице?
(8 – это: 7 и 1).

3. Постановка проблемы: Дети садятся.

— У побережья Средиземного моря Айболит
встретил чаек. Они помогли ему перелететь через
море.

У детей индивидуальные карточки с равенствами:
7+1=8, 8-1=7, 8+1=9.

— Подберите нужное равенство к задаче:

Айболит поставил чайник, Приходите к нам на чай.
Пригласил он восемь чаек. Всех друзей-ка сосчитай! (8+1=9)

— Какое выражение выбрали? Почему? Почему здесь
надо складывать? (Ищем целое).

— Назовите целое и части. (9 – целое, 8 и 1 – части).

— Назовите тему урока… (Число и цифра 9). Учитель
открывает тему урока на доске.

— Чему мы должны научиться? (Узнать состав числа
9, научиться писать цифру 9…)

4. “Открытие” нового знания: Работа
ведется стоя.

а) состав числа 9:

— Расскажите все, что вы знаете о числе 9.

(Число 9 стоит в натуральном ряду чисел на
девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1
и меньше последующего числа 10 на 1. Чтобы получить
число 9, надо к 8 прибавить 1 или из 10 вычесть1.)

— Но не только… Вы узнаете полный состав числа 9,
если рассортируете все лекарственные цветы,
которые Айболит собрал у подножия горы
Килиманджаро.

Работа в группах: 4 группы.

Каждой команде раздается по 9 вырезанных
цветков и наборное полотно соответствующими
цифрами и знаками. См рисунок 1.

— Разбить все цветы на две группы и составить
выражения:

1 команде – по цвету; (2+7 или 7+2)
2 команде – по форме; (3+6 или 6+3)
3 команде – по размеру; (4+5 или 5+4)
4 команде – по количеству листиков на
стебле.
(1+8 или 8+1)

Рисунок 1.

— Как же получить число 9? Дети хором
проговаривают состав числа 9.

9 это:

1 и 8 или 8 и 1

2 и 7 или 7 и 2

3 и 6 или 6 и 3

4 и 5 или 5 и 4

б) – А чем число 9 отличается от цифры 9?

(Цифра 9 – это лишь знак для обозначения
количества, равного 9.)

— На что похожа цифра 9? Научимся правильно и
красиво писать её.

Цифра девять, иль девятка, —
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Учитель объясняет написание цифры, дети
прописывают в воздухе,

пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую
красивую цифру подчеркивают.

— Так сколько больных зверей Айболит вылечил в
первый день? (9)

5. Физминутка: под музыку

— Ой! От радости один мотылек не удержался и упал
вам на головку.

Погладьте его: осторожно, не спугните!

Затем он перебрался на лобик, скатился на носик,
перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот –
погладьте его и там. Добрался до животика, а потом
спрятался под пяточкой.

Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте,
чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора
возвращаться домой… Давайте отпустим его и
помашем вслед!

6. Первичное закрепление: Дети садятся.

С.18, №2 — закрепляется состав числа 9,
взаимосвязь между частью и целым; названия
компонентов сложения и вычитания.

1 столбик – хором;

2- 3 столбики – с комментированием;

4 столбик – самостоятельно.

— Из каких частей состоит число 9? По опоре ещё
раз проговорить состав числа 9.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой:

С.19, №3 – Сейчас вы узнаете кому из зверюшек в
первую очередь понадобилась помощь.

1-ый столбик — решают девочки;

2-ой столбик – мальчики.

(Морской котик, дельфин, ёжик – у девочек;
воробей, бабочка, щенок – у мальчиков.)

8. Повторение: Дети работают стоя.

— На что похожа эта замкнутая фигура? См рисунок
2.

(Варианты детей).

А еще на контур африканского материка.

— Как называется фигура? (Многоугольник или
девятиугольник.)

— Почему именно девятиугольник?

(Девять углов, говорим на уроке про число и
цифру 9.)

— Из чего состоит любой многоугольник? (Из
отрезков.)

— Найдите все многоугольники. Сколько их? (6)
Африка

Рисунок 2.

9. Итог урока. Рефлексия:

— Какую цифру вы научились писать на уроке?
Состав какого числа нам нужно запомнить?

Над доской – семь разноцветных бабочек по
порядку цветов радуги. См рисунок 3.

На каждой бабочке — буква:

Рисунок 3.

— Проследите глазками за бабочками в том
порядке, в котором я назову, соедините буквы и
прочитайте слово: зеленая бабочка, красная,
фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя.
Какое слово получилось? (Молодцы.)

— Так оценил вашу работу на уроке Айболит. Вы
согласны с его оценкой?

— А как вы оцените свою работу на уроке?

Дополнительная информация:

Очень часто в русских народных сказках
встречается выражение: “За тридевять земель, в
тридевятом царстве”, которое означает очень
дальнее расстояние. Тридевять — три раза по
девять (9 х 3) равно 27. А по некоторым источникам
расстояние от Земли до Луны равно 27 диаметрам
земного шара. Поэтому данное выражение
действительно означает “очень далеко”.

Математика, 1 класс

Урок 39. Состав числа 9. Вычитание вида 9 – □

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Состав числа 9.
  2. Вычитание вида 9 – □.

Глоссарий по теме

Чтобы вычесть из числа 9, нужно сначала вспомнить состав числа, записать пример-помощник и применить правило.

Ключевые слова

Вычитание, прием вычитания, состав числа.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. 2 ч. С.32

Мы узнаем о вычитания из числа 9. Научимся вычитать из числа 9. Сможем выполнять вычитание с основой на состав числа 9.

Основное содержание урока

Ил.

Рассмотрите рисунок. Составьте задачу по картинке. На роликах в парке катались 9 медвежат. Семь медвежат устали и решили вернуться домой. Сколько медвежат остались в парке? Как можно решить эту задачу? Из общего количества медвежат, которые катались в парке, вычесть количество медвежат, которые решили вернуться домой, т. е. девять минус семь. Как можно найти значение этого выражения. Можно вычесть по частям: девять минус четыре получается пять, из пяти вычесть три получается два.

Будем учиться вычитать по-другому: вспомним, что девять – это два и (пауза) семь. Запишем этот пример-помощник: 9 = 2 + 7. Как можно было по-другому справиться с этим примером? Мы знаем, что если из суммы вычесть слагаемое семь, то получим другое слагаемое — два, значит девять минус семь равно два.

Прочитайте равенство, используя слова «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Уменьшаемое-девять, вычитаемое-семь, разность-два. Что интересного заметили? В примере-помощнике число 9 – сумма, а в нашем примере 9 – уменьшаемое. В примере-помощнике число 7 – слагаемое, а в нашем примере 7 – вычитаемое. В примере-помощнике число 2 – слагаемое, а в нашем примере 2 – разность.

Как будете рассуждать при решении таких примеров? Сначала запишем пример-помощник, затем вспомним, что если из суммы вычесть слагаемое, то получится второе слагаемое. Что нужно хорошо знать, чтобы выполнять такие вычисления? Нужно хорошо знать состав числа, компоненты действия сложения и связь между ними и результатом.

.

Разбор тренировочных заданий

Составьте пару «пример»-«карточка»

Правильный ответ:

Подсказка: Обратите внимание на количество кружков.

Выделите цветом неверное равенство.

А) 9 = 5 +4

Б) 9 = 8 + 1

В) 9 – 5 = 4

Г) 9 – 8 = 2

Правильный ответ:

Г) 9 – 8 = 2

Подсказка: Вспомните состав числа 9.

Класс:1 «Г»

Учитель: Федорченко Евгения Дмитриевна.

Тема:
Число и цифра 9. Наглядная модель, состав числа 9.

Цели: 1) Сформировать представление о
числе 9, его составе, умение их записывать, умение определять место числа 9 на
числовом отрезке, складывать и вычитать в пределах 9.

2) Тренировать мыслительные операции,
речь, творческие способности учащихся.

Оборудование: Учебник Л.Г. Петерсон,
математика 1 класс, часть 2, демонстрационный материал, раздаточный материал,
домик для состава числа 9.

Ход урока:

I.  
Мотивационный момент.

Цель. Включение учащихся в учебную
деятельность личностно значимом уровне.

-Ребята скажите можно ли путешествовать не
выходя из класса? (Нет.)

— А я вам предлагаю отправиться в морское
путешествие не выходя из класса. Готовы? Хотите? (Да.)

— В путь.

II.
Актуализация знаний.

Цели: 1). Актуализировать способности к
соотношению количества предметов с графической моделью чисел 1-8 и цифрой.

2). Актуализировать вычислительные навыки
в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8,
к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом.

3). Актуализировать мыслительные операции
анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Организация учебной деятельности на этапе
2:

— С чего начинается путешествие? (С
повторения.)

1. Посчитайте до 20 и обратно.

2. Посчитайте от 7 до 14.

3. Посчитайте от 18 до 13.

4. Назовите соседей числа 7.

5. Назовите предыдущие число  для числа
17.

6. Назовите предыдущие число для числа 20.

7. Назовите число которое следует за
числом 13.

8. Назовите число которое следует за
числом 10.

— Как получить предыдущее число для числа
10? Какое число вы

получили ?(9)

-Мы готовы , можно отправляться в путь.

— Итак, для начала вам надо попасть в
порт. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я думаю, что вы
разгадаете все секреты и добьётесь успеха.

— А вот и дорога в порт.

— Посмотрите дорога в порт зашифрована.
Подберите ключи к шифру.

— Разгадайте запись. (Между числами 1 и 3
стоит многоточие. Оно обозначает пропуск числа, значит, надо назвать число,
которое при счёте стоит между 1 и 3. Это число 2. Оно состоит из двух единиц,
его графическая модель две точки.)

Пропущенные числа объясняются аналогично 
и соотносятся с графической моделью.

— Отлично ! Молодцы! Вот вы добрались до
ворот в порт.

Учитель открывает изображение ворот в порт
(Снимает лист бумаги).

— На Воротах кодовый замок.
Что бы добраться до
корабликов, надо открыть этот замок.
Для этого надо найти значение выражений.

Учитель «раскрывает» ворота. Открывается
изображение 4 кораблей.

— Ваша задача- правильно разместить
пассажиров в кораблях. В каждый может поместиться только 8 человек. Часть пассажиров
уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам.(8-это 7 и 1;
8 это- 2 и 6 и т.д.).

III.
Постановка проблемы.

Цель: Выявить место и причину затруднения.

— Вы продолжите путешествие на особом
корабле. Чем этот корабль отличается от предыдущих? (В предыдущих кораблях было
известно всё число пассажиров, а для этого корабля это число надо найти).

-Попробуйте определить число пассажиров
для этого корабля?

Какая цифра нам нужна?( Цифра 9, но мы не
изучали число и цифру 9).

— Какую цель мы поставили сегодня на
уроке? (изучить число 9).

-Вспомните , как вы изучали предыдущие
числа, и как будете изучать число 9? (Сначала определим место на числовом
отрезке, определимся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать
цифру 9, а потом откроем состав числа 9).

IV.
Открытие детьми нового знания.

Цели: 1). Реализовать построенный проект в
соответствии с планом.

2). Зафиксировать способы записи в состав
числа 9 на эталоне.

— Что вы знаете о числе 9? (Это число
стоит после 8, оно больше 8 на 1).

— Как получить число 9 на числовом
отрезке? (Нужно продлит имеющийся числовой отрезок на один единичный отрезок).

— Кто может показать цифру 9? Давайте
рассмотрим её. На какую цифру она похожа  своими элементами?( На цифру 6).

— Цифра 6 вниз головой

Стала цифрою другой.

Можете поверить-

Уж не шесть, а девять.

Давайте поучимся писать цифру 9.
Посмотрите на образец. Из каких элементов состоит цифра 9?( Из овала и закругления)

— Откуда начнем писать цифру 9? (Сверху)

Учитель показывает на доске образец
написания а проговаривает.

— Пишу цифру 9. Пишу сверху овал и вниз
–закругление.

Пропишите цифру 9 в учебнике –тетради на
странице 19, отступая каждый раз одну клеточку вправо. Подчеркните свою самую
красивую цифру.

— Как получить число 9? (Чтобы получить
число 9 , нужно к 8 прибавить 1).

— Почему вы так думаете? (Число 9 следует
за числом 8, а чтобы получить следующее число, надо к предыдущему прибавить 1).

— Как это записать выражением? (8+1)

— Покажите стрелочкой на числовом луче,
как вы получите число 9.

Ученик у доски отмечает цифру8 и от неё
рисует стрелку к цифре 9.

— Почему стрелка направлена вправо?(Потому
что число увеличивается, так как прибавили 1).

V.
Физкультминутка.

VI.
Работа с учебником- тетрадью.

— Продолжаем работу с числом и цифрой 9.
Выполните задание 1 на с.18.

-Рассмотрите рисунки и объясните, какое
задание нужно выполнить.(Сначала нужно посчитать количество предметов в группе,
затем найти нужную цифру и под ней нарисовать в клеточках нужное количество
кружочков ).

— Сначала нарисуй те под каждой цифрой
определенноё число кружочков. Сколько кружочков вы нарисуете под цифрой 7?(7
кружочков).Какая цифра стоит затем? (Цифра 8)

-Какая цифра стоит за цифрой 8? (Цифра 9).

— Сколько кружочков вы нарисуете под
цифрой 9?(9 кружков).

-С какой группой предметов вы соедините
цифру 9?(Цифру 9 мы соединим с цветами).

— Нарисуйте кружки под каждой цифрой и
соедините предметы с нужными цифрами.

-С числом 9 вы уже встретились на уроке,
цифру 9 уже писали, осталось изучить состав числа 9. Как мы будем состав числа
9? (С помощью математических бус.)

— Сколько бусинок мы выложим? (9 бусинок.)

— Как получить первый вариант состава
числа 9? (Нужно перевернуть одну бусинку.)

— Какой состав получится? (8+1=9.)

Ученики показывают разные варианты состава
числа 9 из двух меньших и записывают выражения в тетради.

— Назовите полученные варианты состава
числа 9.

Дети называют свои варианты, домик с
составом числа 9 вывешивается в центре доски.

— Повторим хором состав числа 9.

VII.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: 1.) Тренировать способность к
самоконтролю и самооценке.

2.) Проверить сформированность
представления о составе числа 9.

— Найдите №2 на странице 18 учебника.
Выполните это задание самостоятельно.

На работу отводится 3-4 минуты.

— Сравните свою запись с образцом.

Учитель открывает на доске образец.

— Если ошиблись, подчеркните место ошибки
зеленой ручкой.

— Кто исправил ошибку?

Дети поднимают руки.

— Молодцы! Вы очень внимательны!

— У кого верны выполнены задания?

— Сделайте вывод. (Мы всё хорошо усвоили.)

VIII. Включение в систему
знаний и повторение.

Цель: Сформировать способность к сложению
и вычитанию в пределах 9, к фиксированию движения по отрезку несколькими
одновременно выполняемыми шагами.

— где пригодятся нам знания о числе 9?
(При решении примеров и т.д.)

-Найдите №3 на стр.19. Что нужно сделать в
этом задании? (Найти значения выражений.)

— Что вам поможет? (Числовой отрезок.)

Учащиеся по цепочке выходят к доске и
выполняют задание с комментирование. Вариант комментирования:

— Удобнее к 8 прибавить 1, для этого на
числовом  отрезке делаем один шаг вправо от числа 8, получаем число 9, затем
делаем 5 шагов влево, получаем число 4.

Остальные выражения комментируются
аналогично.

— Молодцы! Вы хорошо потрудились, можно
отправлять в обратный путь. Для этого выполните задание №4 , стр.19.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

— Что у вас получилось? (Кораблик.)

IX.Историческая
справка.

Таинственную силу приписывали числу 9: в
одни времена –добрую, в другие- недобрую. «У девяти не будет пути», — говорили
в древности. Название картины И. Айвазовского «Девятый вал» напоминает о
грозных силах природы. В русских народных сказках  действие часто происходит «В
три девятом царстве», «за три девять земель» и так далее.

У древних греков за этим числом
установилась добрая слава . Так, жюри на Олимпийских и состояло из 9 судей. Вот
какое интересное число!

— А где вы встречались с числом или цифрой
9?

Выслушиваются ответы детей.

X.Рефлексия
учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) Организовать самооценку учащимися
собственной учебной деятельности на уроке;

2) Зафиксировать затруднения, которые остались
, и способы их преодоления.

-Какова была цель вашего путешествия ? (Мы
должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)

-Достигли ли вы цели? (Да)

-Чем воспользовались на уроке для
образования нового числа? (Числовым отрезком.)

— Оцените вашу работу на уроке. Если у вас
всё получилось, поднимите зелёный сигнал, если у вас были сомнения –жёлтый, а
если вам требуется помощь-красный.

— Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Знание состава числа — залог быстрого счета, устного и письменного. Если во время подготовки к школе состав числа до 10 не уложился у ребенка в голове, надо обязательно уделить этому время в первом классе, а потом не забывать о закреплении состава числа до 20 и далее — это сильно сократит время на вычисления.

Состав числа

Состав числа: объяснение и карточки

Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.

Я предлагаю действовать в таком порядке.

  1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
  2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например).
  3. Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
    7 + 1 = 8
    6 + 2 = 8
    5 + 3 = 8
    4 + 4 = 8

Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:

  • Раскладываем карточки по порядку.
  • Просим ребёнка все их назвать.
  • Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
  • Просим ребёнка их припомнить.
  • Открываем, проверяем, хвалим!

Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.

Состав числа: закрепление

А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.

Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».

(Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)

Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!

Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).

Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».

Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.

Устный счет быстро

Состав числа: примеры на вычитание

Теперь нас ждёт непростой момент — мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа.

Если мы помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: «Когда мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Это когда мы знаем сумму и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое.

Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»

Ребёнок отвечает:

7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8

«Молодец! А теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет получаться в ответе. Давай попробуем: называй любой пример на сложение с ответом 8!»

5 + 3 = 8

«Сейчас мы с тобой будем „прятать“ одно слагаемое, делать его неизвестным. Что у нас получится:

8 — 5 = ?

Правильно, 3! Второе слагаемое!

Давай попробуем ещё раз:

6 + 2 = 8

А сколько будет:

8 — 6 = ?

Правильно, 2 — второе слагаемое!».

На этом этапе я даю детям вот такие примеры:

6 + 2 =
2 + 6 =
8 — 2 =
8 — 6 =

5 + 3 =
3 + 5 =
8 — 3 =
8 — 5 =

Такая последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания. И опять же — всё направлено на запоминание. Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить. Припоминать — быстрее!

Момент связи сложения и вычитания очень важен для решения уравнений. Если ребёнок не улавливает эту связь, ему будет трудно решать уравнения.

Интересный подход.
Работаю с детьми с ЗПР,несколько приёмов очень подходят .Буду пробовать !!!!
Большое спасибо)

2017-11-26, Татьяна Дефектолог

Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.

Содержание

  • 1 Знакомство с цифрой и числом
  • 2 Поиск ассоциаций для облегчения понимания
  • 3 Простые задачи для числительного
  • 4 Для запоминания
    • 4.1 Поговорки и стихи
    • 4.2 Загадки и ребусы
    • 4.3 Прописи и раскраски
  • 5 Тренажеры для закрепления

Чтобы выучить число и цифру 9, для дошкольников разработаны специальные пособия и материалы. На их основе можно легко и быстро обучить ребенка выполнению простых арифметических действий.

Число 9 для дошкольников

Знакомство с цифрой и числом

Девятка — последняя цифра в ряду однозначных чисел. Знакомство с ней должно происходить тогда, когда предыдущие восемь уже изучены.

Перед переходом к изучению девятки необходимо повторить и закрепить пройденный материал, решить примеры на сложение и вычитание однозначных чисел.

Ребенок должен знать ответ на вопрос: чем отличается число от цифры и сколько цифр существует.

Урок проводится в интерактивной форме, при этом используются такие материалы:

  • развивающие игры;
  • ребусы;
  • загадки;
  • пословицы и поговорки;
  • тренажеры для развития мышления и пр.

Чтобы ребенку было комфортно заниматься и легче усваивать информацию, необходимо создать подходящую для обучения обстановку, исключив посторонние звуки (телевизор, телефон, планшет и пр.). Следует создать в комнате рабочую атмосферу. Нежелательно проводить занятие в детской комнате, где много игрушек и других элементов, отвлекающих внимание.

Лучше расположиться за столом в большой светлой комнате. По ходу занятия требуется делать небольшие перерывы, и заниматься в это время двигательной активностью. Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста быстро устает и высидеть долгое время в одном положении ему будет трудно.

В процессе занятия малыш должен освоить написание числа девять, научиться выполнять арифметические действия с ним, концентрировать внимание на объекте и самостоятельно выполнять задачи.

В качестве учебного материала можно использовать:

  • обучающее видео;
  • книги по математике для дошкольников;
  • интерактивные карты;
  • прописи, раскраски;
  • компьютерные игры.

Знакомство с цифрой и числом

Материал должен быть подан таким образом, чтобы заинтересовать ребенка. Это связано с тем, что дети не могут концентрировать внимание на том, что им неинтересно. Усидчивость и внимательность нужно развивать постепенно.

После проведенного урока ребенок должен:

  • знать состав и образование числа 9;
  • уметь соотносить количество предметов и объектов с числом;
  • уметь разбивать число на составляющие.

Поиск ассоциаций для облегчения понимания

Чтобы ребенку было легче выучить и запомнить девятку, нужно провести ряд ассоциаций со знакомыми предметами и явлениями. В этом помогут стихотворения и картинки с числом 9.

Следует обратить внимание ребенка на то, что 9 похожа на перевернутую шестерку.

Можно также провести параллель между девяткой и буквой Д. Таким образом, ребенок будет быстрее запоминать не только числа, но и буквы.

В качестве примеров того, на что похожа 9, можно привести:

  • запятую;
  • голову слона с хоботом;
  • половину кренделька;
  • клубок с ниткой;
  • рыбу, пойманную на крючок;
  • морского конька;
  • число 0 с хвостиком;
  • открытый замок;
  • ухо;
  • серьгу и т.п.

Благодаря ассоциативному мышлению процесс запоминания существенно облегчается.

Поиск ассоциаций для облегчения понимания

Простые задачи для числительного

Простые задачи для дошкольников помогут освоить новый материал:

  1. В будке было 6 щенят. Потом туда принесли еще 3 щенков. Сколько щенков находится в будке?
  2. На листе бумаги нарисованы маленькие домики. В некоторых из них есть числа, а в других нет. Нужно вернуть недостающие знаки в домики, записав их в нужное поле.
  3. Необходимо решить следующие примеры: 8+1, 5+4, 6+3, 7+2.
  4. У Светы в коробке было 3 карандаша. Женя дал ей 6 карандашей. Сколько карандашей стало в коробке у Светы?
  5. На дереве висело 9 спелых груш. 2 сорвал Максим, 3 забрала мама для пирога. Сколько груш осталось на дереве?
  6. Дети сорвали на грядке 8 красных помидоров и 1 зеленый. Сколько всего помидоров собрали дети?

Для запоминания

Информация лучше запоминается, если ее преподносить в виде ребусов, загадок, стихотворений и т.п. В таком случае у детей одновременно работают разные виды памяти: логическая, образная и др.

Поговорки и стихи

Стихи про девятку:

Номер 9 — это ведь

Перевернутая 6.

Сверху нарисуй кружок,

Внизу — дугу наискосок.

Начинай чертить с кружка

И не делай уголка.

У 9 нет углов:

Дужка, круг — и знак готов.

Цифра 9 — колобок?

Или же она — клубок?

Это змейка в травке спит

Хвост ее крючком лежит.

Цифра 9, или девятка,

Числовая акробатка:

Если на голову станет,

Цифрой 6 девятка станет.

Головастая девятка

Старше всех, и не загадка.

Чтобы цифры стали строем

От восьмерок и до троек.

Крупнее этой цифры нету.

9 шариков — планеты.

По вселенским всем законам

Живут в космосе бездонном

Возле солнечной звезды,

А на 3-ей — я и ты.

Шел котенок через мостик

Сел на мост и свесил хвостик:

«Мяу, так удобно здесь, ведь…»

Стал котенок цифрой девять.

К 9 без 10

Детям нужно спать идти.

Если же не лечь в кровать,

Носом будете клевать.

Рисунок цифры

Поговорки про девятку:

  1. 9 человек все равно, что 10.
  2. 9 мышей разом потянули — крышку с бочки стянули.
  3. Квас молодой, но разлит девятой водой.
  4. Уступив 1 раз, потом девять раз останешься в выигрыше.
  5. Девятый месяц помогает на свет родиться.
  6. 7 лет — беда, 9 лет — несчастье.
  7. Девятка — лучшая загадка.
  8. Сказка длится ровно 9 дней.
  9. До следующего лета ждать 9 месяцев.
  10. Если хочешь прожить 9 дней, то едой нужно запастись на 10.

Загадки и ребусы

Ребусы и загадки про девятку:

Отгадайте, ребятишки,

Что за цифра-акробат?

Если на голову встанет,

То на тройку меньше станет.

Наша цифра больше восьмерки,

Но пока еще не десятка.

Равна сумме 6 и 3.

Кто решит эту загадку?

Число 6 перевернулось,

Новой цифрой обернулось.

Ай, какая запятая

На столе лежит большая,

Ею можно даже мерить,

Так как это цифра …(9).

И возникла вдруг в тетрадке

6 на голове — … (9).

Я и цифра, и число,

Это знают все давно,

А еще я акробатка,

А зовусь я … (девятка).

Сколько в дюжине пиратов,

Если 3 ушли куда-то?

Сколько месяцев в году,

Если лето не в счету?

Жизней у бродячей кошки,

И в десятке мух без мошки?

Не ищи ответ нигде,

Ведь есть ответ у цифры …(9).

На грядке у Ани росли тюльпаны:

3 желтых, 2 белых, и 4 алых.

Сколько тюльпанов радовали Аню?

Загадки и ребусы

Прописи и раскраски

Прописи и раскраски не только помогут в освоении нового материала, но и станут для ребенка развлечением. С их помощью можно развить мелкую моторику рук, память и логическое мышление. Кроме того, картинки и другие визуальные объекты стимулируют развитие воображения, а также образной и словесно-логической памяти.

Рекомендуется использовать следующие материалы:

  1. «Умные листочки. Изучаем цифры от 0 до 10. На что похожи цифры».
  2. «Мишуткины прописи и раскраски. Играем и тренируем ручки к школе!». Для детей от 2 до 5 лет.
  3. Раскладной плакат «Лента цифр. Математика». 9 секций с письменными и печатными цифрами от 0 до 9.
  4. Прописи «Цифра за цифрой».
  5. «Дошкольный тренажер. Прописи, раскраски, обводки, стишки, загадки».
  6. «Математические прописи. Летние задания с наклейками». 150 наклеек.
  7. Прописи «Пишу цифры и считаю. Полная программа подготовки руки к письму». Разработано с учетом ФГОС дошкольного образования.
  8. Прописи «Многоразовые раскраски с развивающими задачами. Домашние животные».
  9. «Магические прозрачные страницы. Прописи по математике с крупными цифрами».
  10. Прописи «Рисуем по клеточкам (в Африке, в деревне, в лесу, в море)».

Тренажеры для закрепления

Для закрепления пройденного материала необходимо много тренироваться. Помогут в этом специальные тренажеры для усовершенствования навыков письма:

  1. Учебное пособие «Универсальный тренажер. Цифры и счет». С.В. Петренко.
  2. Тетрадь-тренажер «Пиши и стирай! Учу цифры». Издательство Clever.
  3. Материалы для развития детей. Числовой тренажер «Занимательные крутилки. Считаем от 1 до 10».
  4. Прозрачные прописи «Пишем цифры». В.А. Белых.
  5. Тренажер-раскраска «Поросенок». О.М. Носова.
  6. Комплексный тренажер «Математика». Н.А. Латышева.
  7. Карточки «Находим и узнаем цифры до 10. Закрепление цифр».
  8. «Счет в пределах 10. Решение упражнений». Авторские программы О. Лысенко.
  9. «Цифры и числа. Учимся считать». О. Земцова.
  10. «Тренажер математический». Школа для дошколят.

Эти материалы помогают изучать устный и письменный счет. Задания, которые в них даются, подойдут для детей дошкольного возраста, а также для тех, кто пошел в 1 класс. Таким образом, дети могут пройти подготовительный курс на дому перед поступлением в школу.

Если воспитатель или родитель хочет убедиться в качестве полученных знаний, можно пройти онлайн-тест или проверить ребенка самостоятельно.

Тема: ЧИСЛО 9. ЦИФРА 9. СОСТАВ ЧИСЛА 9

(1 класс)

Тип урока

Изучение нового материала

Педагогические цели

Сформировать представление о числе 9, способность к выполнению правильной записи цифры 9, понятие о составе числа 9.

Образовательные: актуализировать знания о взаимосвязи между частями и целым; развивать умения находить решение проблемы, ставить перед собой цели работы.

Воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации; воспитывать коммуникативные способности

Оборудование

Сказочный герой из мультсериала «Трям, здравствуйте!» Ежик; четверостишие к самоопределению, напечатанное на листе формата А4; 9 грибов с числами; картинки со снежинками по количеству 5, 6, 7 соответственно; наборы кружков для детей; карточка 8 + 1; демонстрационная карта с цифрой 9; демонстрационный числовой отрезок на доске и красный магнит; у детей числовые отрезки и красный карандаш; тема урока, напечатанная на листе формата А4; учебники; зеленый карандаш; демонстрационное табло с карточками 1, 8, 9 (по 4 карточки каждого вида)

Организационная структура урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД,
формирующиеся на данном этапе

1

2

3

4

I. Самоопределение к деятельности, мотивация

(1 мин)

– Здравствуйте! Подарите мне свои улыбки, улыбнитесь друг другу

Читают четверостишие:

Раз, два, три, четыре, пять!

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться

Будет получаться!

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя
с позицией школьника

II. Актуализация опорных знаний 

(4 мин)

– Наступила зима. Все лесные жители приготовились к долгой зиме: пополнили свои кладовые запасы.
На краю леса под сосной живет Ежик. Сегодня он решил навести порядок в кладовой. Поможем ему собрать рассыпавшиеся грибы. Каждый гриб имеет свое место.

– Посмотрите, на своем ли месте стоит каждый гриб. Почему?

– Поставьте правильно грибы.

– На что похож ряд грибов?

– Посчитайте, сколько грибов собрали.

– Ой! Посмотрите, еще один гриб затерялся. Куда же нам его поставить? Почему?

– Сколько всего грибов получилось?

– Нет, надо поменять местами.

Грибы пронумерованы, а числа должны идти строго по порядку.

– Ряд грибов похож на числовой ряд.

– Собрали 8 грибов.

– За восьмой гриб, он будет девятым.

– Получилось девять грибов

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. 

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач; проводят сравнение, классификацию изучаемых объектов.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес
к новому учебному материалу

Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Постановка учебной задачи через подводящий диалог 

(1 мин)

– С каким числом сегодня встретились?

– Какая цифра нам нужна для записи числа 9?

– С числом 9.

– Цифра 9

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи

IV. Определение темы урока, целеполагание (1 мин)

– Так чем будем заниматься на сегодняшнем уроке?

– Назовите тему урока.

Записывает тему урока на доске

– Изучать число 9 и учиться его писать.

– Число 9. Цифра 9

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Личностные: проявляют интерес
и положительное отношение к изучению математики

V. Освоение нового материала (поиск решения проблемы) (9 мин)

– Каким способом мы с Ежиком получили число 9? Давайте вместе сделаем вывод.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы считать.

Чтобы не было ошибки,

Нужно нам отрезок взять,

А отрезок не простой,

Он, конечно…

– На партах у вас числовые отрезки. Приготовьте красные карандаши.

– Обозначьте, с какого числа начнем двигаться.

– Влево или вправо?

– На сколько единиц?

– Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1.

– Числовой.

– С числа 8.

– Вправо.

– На одну.

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. 

Познавательные: проводят под руководством учителя классификацию изучаемых объектов; дополняют
и расширяют имеющиеся знания
и представления о числовом ряде.

Коммуникативные: проявляют интерес к общению; воспринимают

Продолжение табл.

1

2

3

4

– Проверьте, так ли у вас получилось. Поставьте красным карандашом плюс или минус в верхнем правом углу.

– Назовите получившееся число.

– На числовом отрезке определите место числа 9. Где оно находится?

– Значит, где будет стоять девятый гриб?

– Как получили число 9?

На доске делает запись: 8 + 1.

– Пока мы с вами помогали Ежику, пошел снег. Медленно на землю стали падать красивые, пушистые снежинки. Он решил выйти на улицу, порадоваться снежинкам, но все грибы не умещаются на полку.

На доске или экране появляется картинка, на которой изображен Ежик и падающие снежинки.

– Необходимо помочь Ежику! Как мы можем помочь?

– Возьмите помощников – желтые и зеленые кружочки. Положите слева столько кружков, сколько снежинок на картинке.

– Справа дополните до девяти.

– Сколько всего кружочков?

– На какие части разбили число 9?

Аналогично 6 и 3, 7 и 2.

– Как получили число 9?

– Девять.

– Число 9 находится справа от числа 8.

– Справа от восьмого гриба.

– К восьми прибавили единицу.

– Разложить по полкам на части.

Выкладывают слева 5 желтых кружочков.

Справа – 4 зеленых.

– Девять.

– На 5 и 4.

– Дополняли до девяти. Показывали

части числа девять: 5 и 4, 7 и 2, 6 и 3.

мнения одноклассников о математике; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения

Продолжение табл.

1

2

3

4

– Как обозначить результат? Мы умеем писать цифру 9? Чем будем заниматься?

– Что вы можете сказать об этой замечательной

цифре?

– Посмотрите какова: голова – одна нога.

Демонстрирует цифру.

– Откройте учебники, найдите цифру 9.

– Учимся писать цифру 9.

– Возьмите зеленый карандаш и подчеркните самую лучшую цифру 9.

Карточка с цифрой 9 вешается на гриб, пока дети пишут и оценивают себя.

– Выбежал Ежик на лесную полянку. Ух, бррр, холодно. Надо согреться, а для этого необходимо двигаться. Все вместе поможем Ежику

– Нет, не умеем. Будем учиться ее писать.

– Цифра 6 вниз головой

   Стала цифрою другой.

   Можете проверить –

   Уже не 6, а 9.

   Вот какая цифра есть –

   Перевернутое 6.

1. Пишут в воздухе.

2. Пишут пальчиком на ладони.

3. Пишут пальчиком на парте.

4. Пишут ручкой в воздухе.

5. Пишут в полоске-прописи.

Подчеркивают зеленым карандашом лучшую цифру

Физкультминутка

Организует выполнение упражнений.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим.

Мы присядем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

Выполняют упражнения

Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья

Продолжение табл. 

1

2

3

4

Сколько покажу кружочков,

Столько сделаем прыжочков.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

И присядем столько раз,

Сколько уточек у нас.

На носочки встанем,

Потолок достанем

И тихонько сядем

VI. Первичное закрепление (10 мин)

– Вернулся Ежик домой и после зимней прогулки заснул. И приснилось ему…

– Что же приснилось Ежику мы узнаем, открыв учебник. Приснились ему цветы, которые они летом вместе с Медвежонком собирали для Зайца.

Так что же приснилось Ежику? (Показывает картинку или слайд.) 

– Сколько цветов?

– Как записать этот результат?

– Найдите эту цифру в учебнике. Как с помощью графической модели мы покажем соответствующее количество предметов?

– Найдите цифру, похожую на цифру 9. Назовите.

– Какое количество предметов мы можем обозначить с помощью цифры 6?

– Ежику приснились цветы.

– Их девять.

– С помощью цифры 9.

– Изобразим девять красных кружков.

Изображают графическую модель.

– Это цифра 6.

– Шесть предметов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач; проводят сравнения.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: проявляют интерес
и положительное отношение к изучению математики

Продолжение табл. 

1

2

3

4

– Что же еще приснилось Ежику? Изобразите графическую модель.

– Во сне ему приснилось, что он поет самую любимую песню со своими друзьями «Облака, белокрылые лошадки…».

– Что же еще приснилось Ежику?

– Сколько облаков приснилось?

– Как записать этот результат?

– Найдите эту цифру. Выполните графическую модель. (Использует демонстрационное табло.)

Было 8 облаков, приплыло еще 1 облако. Сколько всего облаков?

На доске: 8 + 1 = 9.

– Как называется эта запись на доске?

– Как по-другому в математике называются части?

– Как называется целое?

Кто сможет составить второе числовое выражение? Почему?

– Покажите это с помощью рук.

– Что происходит с результатом?

Запишите числовое выражение в тетрадях в первый столбик.

– Составьте следующие числовые выражения.

– Рыбки.

– Ему приснились облака.

– Восемь.

– С помощью цифры восемь.

Изображают восемь кружков.

– Стало девять облаков.

– Числовое выражение.

– 1 слагаемое, 2 слагаемое.

– Результат суммы.

1 + 8 = 9. Части меняются местами.

Показывают части и как они меняются местами.

– Результат остается прежним.

С помощью рук показывают действия с частями и комментируют вслух.

Продолжение табл.

1

2

3

4

– Назовите компоненты действия вычитания.

– Вспомните, как мы выделяем части и целое. Выделите.

– Проснулся Ежик, а за окном зима. Нужно вставать и домашними делами заниматься. Поможем Ежику проснуться до конца, взбодриться

– 9 – 1 = 8;  9 – 8 = 1.

– Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

– Части подчеркиваем, целое обводим в кружок

Гимнастика для глаз

Звучит музыкальное сопровождение «Вот какой букет у нас»

Выполняют упражнения

VII. Самостоятельная работа (6 мин)

Задание учебника.

2-й столбик решают в парах и проверяют совместно.

3-й столбик делают самостоятельно и меняются учебниками для проверки друг у друга зелеными карандашами.

4-й столбик решают самостоятельно и проверяют по образцу на доске.

– После выполнения 4-го столбика нарисуйте соответствующий кружок: зеленый – все выполнил без ошибок, желтый – были затруднения, нашел ошибки и исправил самостоятельно, красный – не справился с заданием, было трудно

Самостоятельно выполняют задание, проводят проверку, оценивают свою деятельность

Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают выводы и обобщения

VIII. Повторение, включение в сис-

– К вечеру Ежик почувствовал себя плохо. Нужно срочно вызвать…

– Доктор Айболит пришел и предлагает задание, которое нужно выполнить Ежику. Но Ежик

– Врача.

– Ежику должны помочь друзья. Мы ему поможем.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Продолжение табл.

1

2

3

4

тему знаний 

(5 мин)

так слаб, ему так плохо. Кто же ему поможет? Вы как думаете?

Делит учащихся на варианты.

I вариант. Решает первый столбик числовых выражений.

II вариант. Решает второй столбик.

– Кто помогал решать первому варианту?

– Кто помогал решать второму варианту?

– Кто стоит по счету девятым?

– Где мы встречаем в жизни цифру 9? Где используем эту цифру?

– Кто из вас живет в 9-м доме?

– Кто родился 9 числа?

– В каком классе вы будете учиться, когда вам исполнится 9 лет?

– А какой праздник мы отмечаем 9 мая?

– Нам помогали Кит, Дельфин, Ежик.

– Воробей, Бабочка, Собачка.

– Бабочка.

– Подписываем открытки с днем рождения, указываем в адресе на конверте, находим и читаем в учебнике номер 9, задачу 9, вопрос 9, определяем этаж 9, какой высоты здание, жилой дом, маршрут троллейбуса, номер микрорайона, узнаем кнопку в лифте, на телефоне, дату в календаре…

Отвечают на вопросы

Познавательные: строят простейшие индуктивные рассуждения (на основе сравнений 2–3 объектов формулируют общий вывод о наличии
у них общих свойств).

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; понимают необходимость в общении правил вежливости

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности (3 мин)

– С каким числом работали сегодня на уроке?

– Как образовать число девять?

– Из каких частей состоит число девять?

– Всем ли легко справляться с составом числа девять?

– У всех ли получилось писать цифру 9?

– Так чем мы будем заниматься на следующем уроке?

– С числом 9.

– К 8 прибавить 1.

– Число девять состоит из частей:
5 и 4; 6 и 3; 7 и 2; 8 и 1; 1 и 8; 2 и 7;
3 и 6; 4 и 5.

Ответы учащихся.

– Продолжать писать цифру 9.

Регулятивные: обращаются к способу действия, оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют
в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.

Окончание табл.

1

2

3

4

– Кому мы сегодня помогли на уроке?

Показывает рукой на Ежика (на плакате написано стихотворение):

Раз, два, три, четыре, пять!

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться

Будет получаться!

– Вы сегодня успешно поработали, вы старались, у вас многое получилось. Я довольна вашей работой, молодцы!

– Мы сегодня помогли Ежику

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать состав вещества
  • Как написать соскучишься
  • Как написать сосина калькулятор
  • Как написать соседям чтобы не хлопали дверью
  • Как написать соседям чтобы не оставляли мусор