Как писать научную статью педагогу, воспитателю, учителю: пошаговая инструкция и советы
Содержание статьи
Выбрать тему научной статьи
Продумать структуру научной работы
Подобрать информативный заголовок
Собрать материал для работы
Представить собранный материал в виде структурированной статьи
В заключение. Краткая инструкция и советы по написанию статьи
Каждый педагог и воспитатель рано или поздно сталкиваются с необходимостью описать свой опыт и представить его в виде научной статьи. И это нужно не только для успешного прохождения аттестации, но и для участия в конкурсах, получения грантов, повышения своей квалификации за счет обмена опытом с другими преподавателями. Но как писать научную статью, если вы столкнулись с этим впервые? Предлагаем пошаговую инструкцию для педагогов, воспитателей и учителей, которая подойдет как тем, кто готовит такую работу впервые, так и тем, кто уже имеет опыт, но хотел бы улучшить свои навыки.
Выбрать тему научной статьи
Перед тем как писать научную статью для публикации, нужно выбрать тему. Вокруг этого будет строиться весь процесс написания, поэтому к вопросу стоит отнестись со всей серьезностью. Здесь нужно исходить из видов научных статей, которые бывают:
- научно-теоретическими — описывают результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска, объяснения некоторых явлений и их закономерностей;
- научно-практическими — строятся на основе проведенных экспериментов, исследований и реального опыта;
- обзорными — посвящаются анализу научных достижений в определенной области, в частности в сфере педагогики, за последние годы.
Педагогам и воспитателям больше подходят научно-практические статьи, хотя допускается писать как научно-теоретические, так и обзорные. Принципы подбора темы в каждом случае одинаковы. Она должна быть вам хорошо знакома и интересна. Не менее важна актуальность темы, ее соответствие тенденциям развития образования в регионе или в целом в стране, а также профессиональной деятельности педагога, который может быть логопедом, дефектологом, психологом, воспитателем и пр. Приведем несколько интересных примеров:
- Педагогическая диагностика как средство индивидуализации образовательного процесса.
- Развитие композиционных умений у детей дошкольного возраста в процессе создания аппликационных работ.
- Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации.
- Нарративный подход в обучении студента поколения Z в условиях цифровизации образования.
Продумать структуру научной работы
Следующий шаг в нашей инструкции, как правильно писать статьи для публикации, предполагает составление плана будущей работы. Нужно четко продумать, что и за чем будет следовать. Как минимум в статье должны быть введение (вступление), основная часть и выводы. Для публикации в некоторых изданиях дополнительно нужна аннотация, ключевые слова, список литературы. Нередко отдельными разделами являются «Материалы и методы», «Литературный обзор», «Обсуждение» и пр.
Перед тем как писать обзорную научную статью, нужно определиться, где вы будете публиковать работу, и исходить из требований к структуре и оформлению в конкретном журнале или издании.
Подобрать информативный заголовок
Сразу после выбора темы и составления плана статьи можно придумать информативный и цепляющий заголовок. Название необязательно будет окончательным. По завершению работы вы можете его подкорректировать, но так, чтобы сохранился общий смысл и заголовок полностью отражал суть статьи.
Собрать материал для работы
Основываясь на теме и структуре статьи, можно приступать к сбору материала. Важно, чтобы источники были как можно более новыми, иначе работа будет менее актуальной. Не стоит брать литературу, выпущенную более 5-7 лет назад. Источники для статей могут быть разными — от книг, журналов, патентов, диссертаций до электронных ресурсов вроде eLibrary и Google Scholar.
Педагогам достаточно написать статью на 5-6 страниц (в MS Word). Этого хватит для представления проблемы, способов решения, подведения итогов.
Представить собранный материал в виде структурированной статьи
Последний шаг в нашей инструкции, как написать статью учителю или воспитателю, — это структурирование собранной информации. Имея тему и план работы, информативный заголовок и материал, добытый из источников, остается только оформить все в соответствии с выбранной структурой.
Во вступлении не стоит рассказывать сразу обо всем — нужно «задать темп» и заинтересовать читателя, а раскрыть суть работы уже в основной части, где должна быть система рубрик, логически связанных между собой. При написании заключения главное не забыть проверить, чтобы оно не противоречило теме и вступлению статьи. Выводы обязательно вытекают из вводной части и не могут содержать тезисы, противоположные тому, что было сказано в начале.
Проверив научную статью, можно начать готовить ее к публикации. Именно после этого вашу работу можно включить в портфолио, и она получит возможность быть по достоинству оцененной научным сообществом. Если время поджимает, воспользуйтесь возможностью срочной публикации статьи за 1 день, которая позволит вам получить сертификат и выходные данные работы буквально за несколько часов, сразу после оплаты размещения материала.
В заключение. Краткая инструкция и советы по написанию статьи
Подводя итоги по нашей теме, можно обобщить весь материал и составить общую инструкцию, как написать статью воспитателю, учителю, педагогу:
- Выбрать подходящую тему для статьи, которая вам наиболее близка, где у вас есть большой опыт или различные исследования.
- Продумать четкую структуру статьи: заголовок, вступление, основную часть, заключение.
- Собрать материал, добавить результаты собственных исследований.
- Тезисно оформить основные мысли, подобрать к каждому тезису соответствующие примеры, факты, аргументы, добавить ссылки и цитаты источников.
- Окончательно сформировать итоговую версию статьи, обобщить материал и сделать выводы.
- Проверить работу на ошибки и подать материал в издание, которое предлагает опубликовать статью для аттестации педагога, учителя или воспитателя.
Если готовая статья будет обладать актуальностью и авторской новизной, нести научную и методическую ценность, то станет хорошим вкладом в ваше портфолио воспитателя или педагога и поможет достичь любой цели, будь то прохождение аттестации, победа в конкурсе или получение гранта.
Чтобы сделать материал еще лучше, стоит абстрагироваться от него, сделать перерыв и затем повторно изучить статью, представив, что ее писал другой человек. Интересно ли читать работу? Не вызывает ли какой-то факт сомнений? Нет ли тавтологии, жаргонизмов или неподтвержденных фактов? Остается исправить обнаруженные недочеты, и тогда научная статья полностью готова к публикации в выбранном вами издании.
Статья – небольшое исследование по определенной узкой теме.
Выделяют следующие виды научных статей:
- Научно-теоретические — статьи, описывающие результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей.
- Научно-практические — статьи, построенные на основе экспериментов и реального опыта.
- Обзорные — статьи, посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние годы.
Педагог обычно пишет научно-практическую статью, которая рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной тематики.
Самый ответственный момент – выбор темы для статьи. Любой исследовательский процесс – это процесс творческий. Поэтому тема должна быть для вас интересна и проработана. Она должна быть актуальной, соответствовать новым тенденциям развития образования в стране и регионе. Максимальная длина заголовка 10-12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.
Объем научной статьи составляет 8–10 страниц. Педагоги обычно пишут статьи объемом 5-6 страниц, поэтому выбранная тема должна быть узконаправленной, затрагивать конкретную проблему
Статья предполагает изложение собственных выводов, промежуточных или окончательных результатов своей педагогической деятельности. Она должна содержать анализ понятий, мнений ученых и собственные разработки, выводы, рекомендации. Для написания текста статьи используйте только специальную литературу, опираться надо на научные труды авторитетных ученых. Все заимствования оформляйте в форме цитат.
Структура научно-практической статьи:
заголовок статьи;
сведения об авторе (Ф.И.О., должность, место работы);
текст статьи (введение, основная часть, заключение), выводы, результаты);
список использованной литературы.
В начале статьи надо дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью выбрана данная тема, показать актуальность, новизну. Далее необходимо раскрыть теоретическую и практическую значимость работы и описать наиболее авторитетные и доступные для читателя публикации по рассматриваемой теме. Обзор литературы является основой статьи, его цель – изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Необходимо не просто перечислить название книг, а сделать их анализ, обобщить основные точки зрения на проблему. Затем необходимо дать основные понятия, обозначить проблемы, не решенные в предыдущих исследованиях, которые призвана решить данная статья.
Основная часть – самый обширный и важный раздел статьи. В ней педагог излагает свои рассуждения, описывает свою работу и обосновывает выбор используемых форм, методов и средств работы с детьми. Представленные в статье результаты можно сопоставить с работами ученых и практиков в этой области.
Третья часть небольшая. Она содержит выводы, рекомендации, значимость работы, заключение. Автором суммируются результаты осмысления темы, подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшей работы в этой области.
В конце статьи пишется список литературы. Он должен содержать все источники, использованные в статье.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ P 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».
Оформление статьи:
Ориентация листа книжная, формат А4, поля по 2,5 см по периметру страницы, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14пт, междустрочный интервал 1,25, выравнивание по ширине страницы, абзацный отступ 1 см (без использования клавиш «Tab» или «Пробел»), страницы не нумеруются, в тексте не должно быть разрывов страниц. Обязательно в тексте надо вставить ссылки на использованные литературные источники.
МОИ СТАТЬИ.
Как
написать научную статью?
Османова
Ирина Юсуповна
руководитель
научно-методической
и иновационной
работы
ОАНО
САФИНАТ
Если
вы никогда не писали научно-методических статей, помните: все когда-то
случается в первый раз.
После
того как вы определились с целью статьи, структурой и тезисами,
начните писать, не перечитывая текста (без возвратов)! Очень часто
«внутренний критик» не позволяет быстро справиться с задачей изложения основных
мыслей. В научно-методической статье следует разделить процессы смыслового
изложения и эмоционального восприятия текста. Перед написанием статьи решите,
что вам ясно относительно содержания различных частей статьи, а над чем вам
придется поразмыслить. Начните писать с
тех фрагментов, которые более просты для изложения. Так вы
не только сэкономите время, но и, возможно, по ходу написания проясните те его
части, которые казались неопределенными. Понимание вопроса часто углубляется по
мере его изложения .
Если
у вас есть детские работы или готовые примеры, то сначала структурируйте их в
определенной логике и последовательности, а затем напишите необходимые к ним
комментарии и выводы.
Рекомендуется
включать в статью схемы, таблицы, так как визуальная система более скоростная в
обработке информации. Читатели сначала обычно просматривают картинки и
выделенные фрагмента текста. Иногда на основе внешних впечатлений от знакомства
с ними принимают следующее решение: читать внимательно статью или нет.
Если
вы располагаете статистическими данными своей практической
деятельности, обязательно приведите их в заключительной части статьи, так как
для многих они являются убедительным свидетельством качества, глубины и
научности вашей деятельности! При написании статьи сразу используйте полезные
инструменты компьютера: проверку орфографии, синонимы, различные настройки
(интервал, шрифт, выравнивание и т.д.). Их лучше установить перед началом
написания статьи, чтобы не выполнять двойную работу потом.
Стратегия
написание статей, как и многие другие творческие стратегии, развиваются и
автоматизируются в процессе их реализации. Практика показывает, что если вы
приобрели опыт написания 3 – 4 статей, последующее создание научно-методических
текстов становится более простым и быстрым.
Критерии
написания научно-методической статьи
По
содержанию статьи:
·
Научность (касается исследования
и разработки чего-то нового, использования научных методов познания,
поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам
исследования и выводами).
·
Новизна и оригинальность (предлагается
новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения,
апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода,
технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).
·
Практичность (связана с переносом в
практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто
определяется по наличию в статье путей передачи опыта).
·
Методичность (связана с оптимизацией
структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего
определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).
·
Убедительность (определяется
достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических
результатов и логичностью их интерпретаций).
По
форме изложения:
· Логичность (определяется
очевидностью причинно-следственных связей, логичностью
переходов, взаимосвязанностью частей).
· Ясность (часто
определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих
примеров).
· Оригинальность (определяется
наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков).
· Полнота (определяется
присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и
завершенностью текста).
Требования
к оформлению
1. Шрифт
«Times New Roman», кегль – 12, для
заголовков – 14.
2. Интервал
между строками – 1.
3. Заголовки
выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю, эпиграфы выравниваются
по правому краю.
4. Выделяются
«К» только главные мысли и заголовки, фамилия и инициалы
автора статьи, а «К» — отступления от основного содержания, некоторые
примеры и примечания.
5. Выделения
должны быть оправданы: нельзя выделять очень много фрагментов текста!
6. Символы должны
быть в едином стиле — их не стоит часто менять!
7. Текст
должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны.
8. Автор
статьи указывается следующим образом: инициалы, затем фамилия, должность,
учреждение автора. Они располагаются наверху перед названием справа и выровнены
по правому краю.
9. Кавычки
оформляются знаком «……», а не “……..”.
10. Следите,
чтобы в конце предложений были точки (часто встречающаяся небрежность).
11. Допускаются только
черно-белые картинки, фотографии, таблицы. В случае графического
сопровождения, следует перевести все цветные
изображения в черно-белые.
12. Если
Вы решили сделать список, то обратите внимание на тонкости оформления:
— если
пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;»;
— если
же Вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится «.».
13. Использованная
литература оформляется в соответствии с установленными общими правилами и
указывается в конце статьи.
Структура
статьи
Обратите
внимание на то, что научно-методическая статья примерно имеет следующую
структуру:
·
Введение (раскрывается следующее: проблема в обучении, значимость
ее решения, существующие традиционные способы решения данной проблемы, идея
нового способа решения проблемы, цели эксперимента, методы и
т.д.).
·
Описание хода экспериментальной деятельности.
·
Описание методических приемов, находок, фрагментов урока (кратких
конспектов) и т.д.
·
Описание результатов деятельности учеников, учителя, эксперимента
в целом.
·
Выводы (относительно полученных результатов раскрывается
следующее: более широкое значение обучения, влияние на качество, возможность
применения в других областях знаний, влияние на личностное развитие, к чему
может привести продолжение исследования в этом направлении).
Примечание: не
все пункты, указанные в скобках, должны быть обязательно раскрыты.
Примерный
маршрут написания статьи
·
Напишите на отдельном листе главные достижения своей
экспериментальной деятельности (ЭД) с точки зрения развития личности,
организации учения, организации урока, качества обучения, развития личности,
вашего профессионального развития и т.д.
·
Определите, на решение какой главной педагогической
проблемы направлена ваша ЭД.
·
Определите, как эта проблема решалась вами, коллегами, различными
технологиями обучения. Какие традиционно рекомендации ее решения предлагают
методические пособия, учебники, руководство для учителя? Выпишите их на листе.
·
Обратитесь к имеющимся у вас методическим пособиям, учебникам,
книгам для учителя и т.д. Убедитесь, что вы верно определили
традиционные способы решения проблемы.
·
Сформулируйте, что нового вы включите в свою статью (идеи,
принципы, технологии, приемы, оригинальное описание личного опыта,
доказательство эффективности известного метода, уникальную форму представления
сравнительно новой идеи и т.д.).
·
Определите структурные части статьи: введение, основное
содержание, выводы.
·
Кратко запишите тезисы каждой части.
·
Начните писать, раскрывая каждую часть. Помните, что содержание,
язык статьи должны быть простыми и понятными. Если у вас возникают сложности в
написании, то возьмите готовую статью, которая вам понравилась. Затем мысленно
определите ее структурные части. Используйте все лучшее из этой статьи с точки
зрения языка и структуры ее написания. Можете легко переносить обороты и связки
в свой текст.
·
Подумайте, какое графическое сопровождение (рисунки, схемы,
таблицы) будут иллюстрировать главные мысли. Включите их в текст.
·
Посмотрите на созданный вами вариант статьи глазами своих коллег,
методистов, научного руководителя. Что бы им понравилось, а что — нет?
Определите, как ее можно улучшить. Помните, что важно в статье сказать что-то
новое и поделиться собственным опытом .
·
Еще раз прочитайте статью и отдельно проанализируйте логичность
смысловых переходов, выводов. Если нужно, то правьте их.
·
Отдельно оцените язык написания статьи. Если необходимо, то
замените повторы синонимами, добавьте метафорических фраз,
аналогий и цитат.
·
Еще раз прочитайте статью, определите ее главную мысль, придумайте
название.
·
Перечитайте еще раз выводы. Убедитесь, что каждый из них следует
из смысловых частей статьи. Проверьте логичность аргументов и их
доказательность. Ответьте на вопрос, как название статьи связано с выводами.
Если необходимо, скорректируйте название или выводы.
·
Проверьте оформление статьи (см. требования к оформлению).
·
Проверьте грамотность ее написания.
·
Передайте статью для публикации и ждите обратной связи.
Желаю удачи!
Консультация
«Как написать статью, заметку»
Умение логично и грамотно формулировать мысли в письменной форме – полезный навык. Человек, который им владеет, может писать интересные статьи для газет, журналов, сайтов, сборников.
В настоящее время каждый педагог сталкивается с необходимостью публикаций своего опыта в различных изданиях. Но, как показывает практика, многие затрудняется в оформлении мыслей в письменной форме.
Подготовка рукописи к публикации является важным этапом работы автора над материалом, так как он должен соответствовать определенным требованиям, таким как грамотное языковое оформление, точное использование понятийного аппарата (тезауруса), техническое оформление в соответствии с общепринятыми требованиями к набору текста.
Цель данной консультации – рассмотреть важнейшие моменты процесса оформления статей, осветить ключевые вопросы подготовки материалов к изданию.
Статья — один из жанров журналистики.
От прочих жанров статью отличают:
- общественно-полезная, актуальная тема;
- глубокий анализ явлений и фактов;
- высокий уровень обобщения;
- полнота, завершенность текста: прочитав его, читатель должен получить ответы на все возникшие вопросы.
Виды и стили статей
Чаще всего статьи бывают информационные (донести важную информацию, рассказать о неких событиях или явлениях) и проблемные (заострить определенную проблему, привлечь к ней внимание).
Что касается стилей, при помощи которых пишутся статьи, то их два: повествовательный – когда автор излагает факты в хронологическом порядке и описательный – когда рассказывается сначала о главном, а детали добавляются по мере раскрытия темы.
С чего начать работу над текстом? С идеи!
Далее создается план статьи. Это важный этап, он требуется, чтоб не забыть ничего из того, что следует донести до читателя. Работая над планом, помните, что статья имеет свою структуру и состоит из следующих фрагментов:
- заголовок;
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Заголовок
Хороший заголовок должен давать представление о теме и принуждать к прочтению статьи. Он обязан быть интересным, ярким, необычным, захватывающим, но в тоже время коротким и информативным. Неплохо, если название статьи изложено в виде вопроса: в этом случае читатель будет уверен, что получит исчерпывающий ответ на него. Часто удачный вариант заголовка приходит в голову после работы над текстом. Так вы сможете найти самое интересное в тексте, передать его суть и максимально заинтересовать читателя.
Вступление состоит, как правило, из нескольких предложений. В них кратко, по существу, описывается проблема, которую автор собирается разобрать, обосновывается ценность статьи для читателей.
Вступление может быть:
- основным (раскрывается доминирующая мысль статьи, ее главный посыл);
- эпизодическим (преподносится один из эпизодов темы, мотивирующий к прочтению текста);
- резонансным (в первый абзац выносится нечто интригующее, завлекательное);
- цитатным (роль вступления выполняет выдержка из чьей-либо речи).
Основная часть
После вступления, автор описывает проблему (событие, факт), анализирует ее и предлагает (если это требуется) варианты решения.
На этом отрезке работы важно следить, чтобы одно суждение вытекало из другого, а приведенные факты и выводы не противоречили друг другу.
Чтобы текст не выглядел скучным, его структурируют. Каждые несколько фраз, связанных смыслом, оформляют отдельным абзацем. А каждый аспект проблемы – отдельными главками.
Главки (разделы), на которые делится текст, желательно озаглавливать. Принцип тот же: заголовки разделов должны давать представление, о чем дальше пойдет речь, и подталкивать к прочтению.
Помните, создать интересное повествование – еще не значит завоевать читателя. Текст должен выглядеть презентабельно, комфортно для глаз. Именно поэтому необходима четкая его конструкция: небольшие абзацы, наличие разделов и подзаголовков.
Заключение должно быть таким же компактным и емким, как и вступление. В нем содержатся выводы, сделанные автором; резюме, которое касается всего изложенного.
В результате у вас получится связный текст, который будет легко читаться.
Жанры статей и их особенности
Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Если факты изложить сухо, то это будет один жанр, если писать эмоционально, то совершенно другой:
- информационные жанры передают факт. Информацию о событиях, людях или явлениях. Информация излагается сухо и кратко, эмоции автора или авторская оценка событий – недопустимы;
- аналитические жанры не просто сообщают факт, но и анализируют его, сравнивают, оценивают, обсуждают. Здесь необходимы рассуждения автора;
- художественно-публицистические жанры передают впечатление автора от факта. Необходимо писать эмоционально, излагая свои мысли и чувства.
Чем отличается статья от заметки?
В статье приводится анализ с выводами. В заметке — только отражение предметов и явлений.
Заметка – миниатюрное журналистское произведение, характеризующееся лаконичностью и максимальной информативностью. Представляет собой простейшую форму оперативного, как правило, написанного в «телеграфном» стиле текста. Заметка является наиболее подходящим жанром для передачи новостной информации. Существует универсальная модель подобного текста, применяемая журналистами по всему миру еще с начала XX века. Она состоит из пяти базовых вопросов: «что, где, когда, с кем, как?». Отвечая на них, можно без особого труда написать качественную заметку-хронику.
Советы по стилистике
Одна законченная мысль – одно предложение.
Предложения должны быть понятными, без излишних «украшений». Однако, не используйте только простые предложения: текст должен быть несложным, но и не примитивным.
Статья не должна быть построена на диалоге. Лучше передавать диалоги, как повествование от третьего лица.
Не перегружайте статью деталями: подробности должны помогать увидеть суть, а не отвлекать от нее, не отягощать текст. (Например, не указывайте точное время и место, если это не принципиально, и не несет необходимой для читателя дополнительной информации).
Нельзя допускать повторов.
- В одном предложении должно быть одной действие.
- Нельзя в одном предложении использовать два одинаковых слова. Более того, использовать даже два однокоренных слова.
- Так же нельзя употреблять в одном предложении несколько раз: местоимения (даже разные! — он, она, они, мы), числительные (тоже даже разные! — один, четверо, в три раза), причастия, деепричастия, названия фирм, имена, адреса … Даже два — причастный и деепричастный — оборота — это тоже много для одного предложения!
- Нельзя допускать повторов в одном тексте устойчивых словосочетаний, например, «молодая женщина».
Старайтесь не использовать глаголы разного времени.
Не увлекайтесь терминами.
Не употребляйте канцеляризмы.
Если используете малознакомую аббревиатуру слов, то она должна быть расшифрована.
От начала до конца в статье должна прослеживаться основная мысль. Каждое новое предложение должно быть своего рода продолжением предыдущего.
Когда статья написана
Перечитайте текст, исправьте стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки и… сделайте перерыв.
За время отдыха постарайтесь абстрагироваться от текста, представьте, что статью писал незнакомый человек. Интересно ли вам ее прочитать? Сделайте это «новыми глазами», прочтите статью вслух. Ничто не вызывает сомнений, все ли понятно? Нет ли жаргонизмов, тавтологии?..
Не спешите отправлять статью в редакцию. Утро вечера мудренее: быть может, завтра вы обнаружите недочет, незамеченный сегодня. Или вас осенит блестящая идея заголовка.