Введение — одна из самых важных частей в структуре курсовой работы. В нём студент обосновывает актуальность исследования, определяет объект и предмет, ставит цель и задачи, а также описывает степень изученности темы курсовой. Этот раздел показывает, насколько автор знаком с теоретическими основами, глубоко ли изучил научную литературу. Мы расскажем, как написать эту часть и приведём пример степени научной разработанности темы курсовой работы.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше лайфхаков, которые помогут подготовить любую учебную работу, студенты найдут в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы собрали выгодные предложения и крутые акции.
Как написать степень разработанности в курсовой работе
Чтобы понимать, о чём писать в этой части, разберёмся, что из себя представляет степень научной разработанности курсовой и для чего нужен этот раздел.
Что такое степень изученности темы в курсовой
В этом разделе студент формулирует основные подходы, которые сложились в научном мире при исследовании выбранной темы.
Степень научной разработанности темы курсовой работы показывает:
- Эволюцию взглядов исследователей на конкретную научную проблему.
- Знание автором существующих теоретических наработок в выбранной отрасли.
- Наличие определённых противоречий, которые позволяют говорить о новизне выбранной студентом проблемы.
В целом, это своеобразное обобщение выводов учёных, которые обращались к этой теме прежде.
Каких авторов указывать в характеристике степени изученности темы курсовой работы
Когда студент готовит раздел, посвящённый изученности темы, перед ним обычно встаёт проблема: сколько и каких учёных указать. Нельзя перечислить в нескольких абзацах весь список авторов использованной литературы, но и 3-4-х фамилий явно будет недостаточно.
Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 учёных, внёсших самый большой вклад в изучение затронутой проблемы. Перечислять их лучше в хронологическом порядке, начиная с основателей, которые начали разработку проблемы и постепенно переходя к современным учёным.
Не стоит указывать только отечественных или зарубежных учёных: соблюдайте разумный баланс.
Как оформить степень разработанности темы исследования в курсовой работе
У многих студентов возникают сложности с оформлением степени разработанности темы курсовой работы. Нельзя просто указать список исследователей, стоит использовать специальные обороты и клише, характерные для научного стиля:
- «значительный вклад в решение проблемы внесли …»;
- «основателями данного направления в науке считаются …»
- «затронутой теме были посвящены работы таких учёных как …»;
- «фундаментальные основы темы были заложены в следующих трудах …»;
- «в последние годы внимание проблеме уделяли такие учёные как …».
Не стоит забывать и про существующие пробелы: «до сих пор не решено противоречие между …», «существующие теории не учитывают актуальных тенденций, которые …».
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Типичные ошибки при написании научной разработанности курсовой работы
При подготовке данного раздела студентам стоит избегать следующих ошибок:
- Перечисление слишком малого (3-5) или слишком большого (более 15) количества авторов.
- Упоминание исследователей, которые не имеют прямого отношения к проблеме.
- Простое перечисление фамилий, без раскрытия теорий и подходов этих учёных.
- Указание авторов, чьи труды не использованы при написании работы.
- Игнорирование новых исследований в области.
Последняя ошибка является одной из самых распространённых. Её допускают многие студенты младших курсов, которые делают упор на исследования советского периода и не используют актуальные научные издания.
Степень изученности темы курсовой работы: пример
Чтобы студенту было проще написать данный раздел, приведём пример степени разработанности проблемы в курсовой по педагогике, посвящённой дуальной форме образования.
«Первопроходцами» в данном направления в педагогической науке считаются немецкие учёные Х. Грайнер, В. Грунер, Г. Кершенштайнер. Именно в Германии дуальная система образования получила наибольшее развитие, и данные исследователи сформулировали её методологические основы.
Впоследствии вопросами внедрения дуальной формы образования занимались У. Бек, Х. Беннер В. Кларин, Е. Терещенков, Я. Канакин. В их работах сформулированы педагогические условия, необходимые для реализации дуального подхода к обучению, а также выделены ключевые преимущества, которых он позволяет добиться: эффективного синтеза теоретической и практической подготовки, получения необходимого профессионального опыта, развития личностных компетенций учащихся.
Анализ научной литературы и нормативных документов в современном научно-образовательном пространстве свидетельствует об увеличении внимания учёных к вопросу дуальной формы современного образования. Современные отечественные учёные исследуют различные аспекты данного образовательного подхода. Так, О. Богомазова пишет о подготовленности выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности на производстве; И. Бойчевская говорит о значительной роли системы дуального образования в профессиональной подготовке молодёжи; В. Вьюнов считает дуальную форму профессионального образования одним из условий эффективного решения задач модернизации обучения; К. Пигарева исследует дуальную систему как одну из эффективных моделей кооперации обучения и производства, Л. Крымчак занимается вопросами социального партнёрства образования и производства.
Скачать образец можно по ссылке.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Если наш образец не помог вам понять, как писать степень изученности в курсовой работе, рекомендуем обратиться в студенческий сервис. Его эксперты помогут написать и правильно оформить любую часть реферата, курсовой, дипломной или диссертации.
Что такое степень разработанности в курсовой работе
Степень научной разработанности в курсовой работе — это раздел введения, в рамках которого указываются фамилии основных ученых, которые уже исследовали тему данной работы с кратким перечислением основных направлений их научного интереса.
Если актуальность исследования – это описание проблемы, то степень ее разработанности или изученности – это краткое изложение предшествующего опыта ее решения. Эти разделы весьма удачно дополняют друг друга. Поэтому отсутствие хотя бы одного из них делает введение куда менее содержательным и информативным. И, наоборот, грамотно и четко сформулированные актуальность и степень разработанности темы заметно усиливают положительное впечатление от работы.
В этом разделе студент формулирует основные подходы, которые сложились в научном мире при исследовании выбранной темы.
Степень научной разработанности темы курсовой работы показывает:
- Эволюцию взглядов исследователей на конкретную научную проблему.
- Знание автором существующих теоретических наработок в выбранной отрасли.
- Наличие определенных противоречий, которые позволяют говорить о новизне выбранной студентом проблемы.
В целом, это своеобразное обобщение выводов ученых, которые обращались к этой теме прежде.
Зачем нужно рассматривать степень изученности проблемы
Во-первых, для того чтобы помочь самому автору как бы собрать воедино все его понимание того, кто этой и смежными с ней проблемами занимался раньше, с помощью каких методов ее изучал или решал, какие применял научные теории и подходы, каких результатов при этом достиг и т.д. Это очень важно для того, чтобы найти свою нишу на каком-то исследовательском проблемном поле. Особенно это касается хорошо изученных вопросов, по которым написано уже достаточно много.
Во-вторых, для того, чтобы продемонстрировать аттестационной комиссии и всем присутствующим на защите знание и понимание автором всего того опыта, который уже был накоплен до него в данной области знаний или практической деятельности.
В-третьих, данный раздел просто знакомит всех читающих курсовую работу с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых построено это конкретное исследование. Конечно, такая цель более важна для кандидатских или докторских диссертаций, а также для научных книг и статей. Но и курсовые смотрятся куда выигрышнее, если читателя с первых же страниц подробно и обстоятельно посвящают в то, что уже сделано к этому моменту в регионе, в стране или в мире для решения рассматриваемой проблемы.
Каких авторов указывать в данном разделе
Когда студент готовит раздел, посвященный изученности темы, перед ним обычно встает проблема: сколько и каких ученых указать. Нельзя перечислить в нескольких абзацах всех авторов использованной литературы, но и 3-4-х фамилий явно будет недостаточно.
Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 ученых, внесших самый большой вклад в изучение затронутой проблемы. Перечислять их лучше в хронологическом порядке, начиная с основателей, которые начали разработку проблемы и постепенно переходя к современным учёным.
Не стоит указывать только отечественных или зарубежных ученых: соблюдайте разумный баланс.
Как определить и написать степень изученности в курсовой работе
Если есть необходимость более детального рассмотрения изученности тематики, то этому вопросу выделяется глава или раздел, тогда этот раздел приобретает вид библиографического или историографического. Важным моментом в этой ситуации выступает правильный выбор общей концепции освещения, которые могут быть следующими:
- Хронологическая концепция – когда рассмотрение происходит сквозь призму времени, в классическом варианте выделяют несколько периодов изучения темы (дореволюционный (встречается довольно редко), советский, современный).
- Географическая концепция – рассматривают по локализации исследований. Чаще всего в форме: отечественные исследователи и зарубежные, если есть необходимость, то зарубежных можно также разделить (например, европейский, азиатские, американские и т.д.)
- Проблемная концепция – рассмотрение происходит исходя из существующих парадигм относительно проблематики или направлений изысканий.
Как оформить степень изученности в курсовой работе
У многих студентов возникают сложности с оформлением степени разработанности темы курсовой работы. Нельзя просто указать список исследователей, следует использовать специальные обороты и клише, характерные для научного стиля:
- «Значительный вклад в решение проблемы внесли …»;
- «Основателями данного направления в науке считаются …»
- «Затронутой теме были посвящены работы таких учёных как …»;
- «Фундаментальные основы темы были заложены в следующих трудах …»;
- «В последние годы внимание проблеме уделяли такие учёные как …»»
- «Их работы содержат фундаментальные основы…»;
- «Их работы в значительной мере способствовали изучению…»;
- «В этих работах отражен характер….»;
- «Однако в трудах этих ученых не рассматриваются…»;
- «Эти работы не могут быть в чистом виде применены для решения…., так как …»;
- «В значительной части эти исследования охватывают только…, не учитывая…».
Типичные ошибки при описании степени исследования
При подготовке данного раздела студентам нужно избегать следующих ошибок:
- Перечисление слишком малого (3-5) или слишком большого (более 15) количества авторов.
- Упоминание исследователей, которые не имеют прямого отношения к проблеме.
- Простое перечисление фамилий, без раскрытия теорий и подходов этих учёных.
- Указание авторов, чьи труды не использованы при написании работы.
- Игнорирование новых исследований в области.
Последняя ошибка является одной из самых распространенных. Ее допускают многие студенты младших курсов, которые делают упор на исследованиях советского периода и не используют актуальные научные издания.
Примеры и образцы описания степени изученности темы работы
Рисунок 1. Образец оформления степени разработанности в курсовой работе
Рисунок 2. Пример степени научной разработанности
Рисунок 3. Пример степени научной разработанности
Ответы на вопросы
В чем ценность описания степени изученности проблемы в курсовой работе?
Степень научной разработанности знакомит всех читающих с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых построено это конкретное исследование.
Какое оптимальное количество авторов необходимо указывать в степени изученности?
Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 ученых.
Содержание
- Что такое «степень научной разработанности темы исследования»?
- Как определить и написать степень разработанности темы дипломной работы?
- Примеры написания степени разработанности темы исследования
Степень разработанности проблемы – это следующий сразу же за актуальностью исследования раздел введения дипломной работы, равно как и любых других ВКР, а также кандидатских и докторских диссертаций, многий научных статей и монографий. Название данного раздела может существенно варьировать («степень изученности темы», например), но смысл в целом сохраняется. Иногда такой пункт введения требуют даже в курсовых работах, рефератах или тезисах докладов на студенческих конференциях. В любом случае весьма логично после того, как мы раскрыли актуальность какой-то научной или практической проблемы, рассмотреть, кто и как до нас этот вопрос изучал или решал.
Что такое «степень научной разработанности темы исследования»?
Итак, степень изученности темы исследования в дипломной (да и не только в ней) – это раздел введения, призванный достичь сразу нескольких целей.
Во-первых, помочь самому автору как бы собрать воедино все его понимание того, кто этой и смежными с ней проблемами занимался раньше, с помощью каких методов ее изучал или решал, какие применял научные теории и подходы, каких результатов при этом достиг и т.д. Это очень важно для того, чтобы найти свою нишу на каком-то исследовательском проблемном поле. Особенно это касается хорошо изученных вопросов, по которым написано уже достаточно много.
Во-вторых, если это ВКР, продемонстрировать аттестационной комиссии и всем присутствующим на защите знание и понимание автором всего того опыта, который уже был накоплен до него в данной области знаний или практической деятельности. Эта цель не менее важна, чем предыдущая, поскольку члены комиссии не должны заподозрить, что выпускник в своем дипломе «изобретает велосипед», то есть рассматривает выбранную им тему с тех позиций, с которых она уже была кем-то рассмотрена, или приходит к выводам, которые кто-то до него уже получил. Поэтому в степени разработанности проблемы всех, кто когда-либо ею занимался, лучше перечислить «с запасом», упомянув даже смежные исследовательские области.
Наконец, в-третьих, данный раздел просто знакомит всех читающих дипломную работу с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых выстроено это конкретное исследование. Конечно, такая цель важна больше для кандидатских или докторских диссертаций, а также для научных книг и статей. Но и дипломные смотрятся куда выигрышнее, если читателя с первых же страниц подробно и обстоятельно посвящают в то, что уже сделано к этому моменту в регионе, в стране или в мире для решения рассматриваемой проблемы.
Как определить и написать степень разработанности темы дипломной работы?
Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас
Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят
Структура изложения информации в разделе «Степень изученности темы» может быть довольно разнообразной. Иногда требуют упоминать сначала зарубежных, а затем отечественных авторов и то же самое касается концепций, теорий, методов, подходов и проч. Иногда все это целесообразно изложить в хронологическом порядке. Причем в каких-то дипломных работах можно встретить рассмотрение вопроса еще с древних взглядов китайских или античных мыслителей, а в каких-то авторы ограничиваются только современным этапом. Где-то такое рассмотрение располагается в порядке от общего к частному (то есть сначала самые общие подходы, общенаучные, общефилософские даже, а в конце относящиеся непосредственно к теме, причем только к ней), а где-то можно увидеть группировку достижений в решении изучаемых вопросов просто по смежным предметным областям.
Как видим, логика построения данного раздела весьма вариативна. Главное только – чтобы она в работе была и, что не менее важно, была бы хорошо заметна даже неподготовленному читателю. Выбор конкретного формата изложения фактических данных о том, кто раньше уже рассматривал заявляемую в работе проблематику, сильно зависит от специальности, ВУЗа, конкретной кафедры, научных традиций в данной области знаний, а также индивидуальных требований научного руководителя. Нередки ситуации, когда на одной и той же кафедре научные руководители настолько по-разному требуют писать многие разделы введения, что на защите еще и спорят между собой о том, как правильнее это делать.
Примеры написания степени разработанности темы исследования
Далее приведем примеры формулировок степени изученности в дипломных работах для различных специальностей.
Пример 1. Специальность «Документоведение»
«В документоведении известны исследования, в которых работа с документами общества с ограниченной ответственностью (ООО) рассматривалась в юридическом аспекте (И.А. Косов, Б.С. Альбрехт, С.Д. Могилевский и др.) и в аспекте оформления кадровых документов (М.В. Кирсанова, А.В. Верховцев и др.). Особенности документирования организационно-распорядительных и информационно-справочных документов, функционирующих в частных фирмах, затрагивалась в работах Е.Ю. Кошелевой, Р.А. Гутгарц, Л.Р. Фионовой и др. При этом такая важная сфера жизни предприятия, как соблюдение трудовой дисциплины, в документоведческом аспекте исследователями не рассматривалась. Так, не была предметом специального рассмотрения процедура наложения дисциплинарного взыскания в ООО. Недостаточно изучены особенности применения внешних нормативных документов в деятельности ООО, создания документов локального значения, оформления документов и т.д. Все это определяет необходимость продолжать исследования в данном направлении».
Пример 2. Специальность «Маркетинг»
«Акцент на изучение маркетинга мест был сделан в работе Ф. Котлера, К. Асплунд, И. Рейна и Д. Хайдера. Различным аспектам маркетинга и брендинга территорий посвящены статьи С. Анхольта, П. Берга, Д. Брайтермана, И. Важениной, Д. Визгалова, С. Волкова, С. Дэвиса, К. Динни, М. Джиованарди, С. Зенкера, М. Каварациса, А. Лукарелли, А. Мазуренко, А. Панкрухина, Т. Поляковой, Д. Парментера, С. Пасквинелли, А. Раджагопала, Э. Стивенса, Д. Фролова, Л. Шаховской, Дж. Хоутона, Б. Якобсена и др. На развитие теории социально-экологических систем наибольшее влияние оказали труды нобелевского лауреата Э. Остром и ее коллег Дж. Андериеса, М. Янссена, а так же Дж. Камминга, А. Регми, К. Редмана, О. Цифдалоза, К. Фолка. Принципы маркетинга 3.0, включая экологическую ответственность компаний, описаны Ф. Котлером, Х. Картаджайей и А. Сетиаваном».
Пример 3. Специальность «Математика»
«За последние несколько десятилетий был опубликован ряд работ, посвященных получению аналогичных результатов на произвольных некомпактных римановых многообразиях. В частности, приводятся условия выполнения теорем типа Луивилля на некомпактных римановых многообразиях в терминах роста объема, выполнения изопериметрических неравенств, условий на кривизну и т.д. К числу одного из первых эффектных геометрических результатов относится известная теорема Ченга-Яу, которая утверждает, что если на многообразии объем геодезического шара растет не быстрее R-квадрат при R стремящимся к бесконечности, то многообразие имеет параболический тип. В ряде работ рассматривались аналогичные задачи для линейных эллиптических уравнений, более общих, чем уравнение Лапласа-Бельтрами. В частности, рассматривались различные классы решений стационарного уравнения Шредингера».
Пример 4. Специальность «Психология»
«Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского этапа развития личности (Д. Винникотт, А.И. Захаров, М. Кляйн, А.Е. Личко, К. Роджерс, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.). В отечественной психологии наблюдается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением работы психологической службы семьи, на сегодняшний день сохраняется недостаток методов диагностики детско-родительских отношений как со стороны родителей, так и со стороны детей».
Очевидно, что при всех различиях в специфике тех областей знаний, из которых взяты приведенные выше примеры, разделы «Степень разработанности» в них весьма похожи. Более того, в отличие от актуальности, здесь уже определить по фрагменту текста специальность очень просто, так как конкретики по сравнению с предыдущим разделом существенно больше.
В степени разработанности дипломной работы уже крайне необходимо указывать конкретные фамилии авторов, названия теорий и концепций, соблюдать строгий научный стиль изложения.
Отметим при этом, что в реально защищенных дипломных работах по самым разным специальностям до сих пор очень часто просто отсутствует данный раздел, несмотря на требования в методических рекомендациях.
Итак, если актуальность исследования – это описание проблемы, то степень ее разработанности или изученности – это краткое изложение предшествующего опыта ее решения. Эти разделы весьма удачно дополняют друг друга. Поэтому отсутствие хотя бы одного из них делает введение куда менее содержательным и информативным. И, наоборот, грамотно и четко сформулированные актуальность и степень разработанности темы заметно усиливают положительное впечатление от дипломной работы.
БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости
Одним из важнейших элементов вводной части любого исследования является обоснование степени его научной разработанности. Данный критерий отражает место ВКР среди иных научных публикаций, показывает, кто и как изучал вопрос ранее (до Вас).
Степень научной разработанности помогает автору провести анализ ранее выдвинутых теорий, выявить их достоинства и недостатки, а затем обосновать собственную гипотезу. В то же время эта часть введения ВКР позволяет продемонстрировать уровень научных познаний, развитие кругозора автора исследования.
Как показывается степень научной разработанности проекта?
Обычно студенты и аспиранты рассматривают этот аспект в нескольких предложениях. Особый упор делается на тех трудах и авторах, который привнесли особый вклад в развитие науки и материалы которых стали основой исследования.
Отразить данный критерий можно с помощью:
- Перечисления авторов, которые исследовали данную тему ранее (это могут быть как «классики», так и «современники»);
- Рассмотрения постулатов, которые были ранее выставлены и изучены, выявления преимуществ и недостатков в них, что авторы изучили и не учли;
- Пометки главной мысли и определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть в работе.
Каких авторов следует указывать в вводной части?
Перечисление полного списка использованной литературы во введении не спасет ни один труд, а лишь усугубит ситуацию. Автору важно определить те труды, на которые он полагался. Основных работ окажется не более 5-7, а все остальные будут играть вспомогательную роль, так или иначе дополняли исследование, направляли в нужное русло.
Порой достаточно подтвердить степень научной разработанности перечислением автора или работ, имеющих широкую распространенность и большую известность в научных кругах.
Будет неплохо, если в качестве подтверждения степени научной разработанности будут указаны работы ученых кафедры, членов Диссовета. Такой ход не следует считать «подхалимством». Он продемонстрирует то, что Вы достаточно хорошо познакомились с трудами современных ученых, а значит, хорошо владеете актуальной, достоверной и обоснованной информацией.
Как указать авторов и их работы?
В большинстве случаев степень научной разработанности и изученности представляет собой краткий перечень научных работ и их создателей. Самый простой способ перечислить их в алфавитном порядке (первыми указываются фамилия и инициалы авторов).
В методических рекомендациях и ГОСТах нет конкретных указаний относительно оформления данной части введения. Поэтому в целом порядок перечисления ученых и их исследований не столь важен. В курсовых и дипломных работах это аспект рассматривается очень сжато, поэтому простое перечисление здесь уместно.
В диссертациях степень научной разработанности может занять несколько абзацев, поэтому в них приемлется более детальный анализ основных трудов. Сначала можно указать наиболее значимые для рассматриваемой области, науки или направления фамилии ученых, а затем привести примеры ярких научных исследований, которые повлекли реформы и изменили ситуацию, решили проблему (даже частично). Важно, чтобы в работе нашли отражение не только представители старых теорий, но и современные ученые и их гипотезы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как оформить степень научной разработанности в тексте?
Чтобы продемонстрировать актуальность и необходимость очередного изучения темы, достаточно подчеркнуть, что ранее она изучалась определенными учеными (авторитетами и не только), но в ней не были учтены некоторые факторы. Обосновать такое положение в тексте можно с помощью распространенных клише:
— В последнее время (годы) данной проблеме уделяли внимание…
— Существенный вклад в развитие науки (отрасли, области, теории, для решения проблемы и пр.) внесли такие ученые, как…
— Решению поставленной проблемы способствовали…
— Проблеме (по теме) были посвящены следующие труды…
Автору предстоит дать краткую характеристику изученным трудам. Сделать это можно следующим образом:
— Их работы способствовали изучению…
— В этих трудах содержатся фундаментальные основы…
— В данных исследованиях отражен характер…
Важно указать именно тот факт, что именно проблема (а не тема в общем) неоднократно исследовалась в научных кругах, но не была полностью изучена или решена. Такой подход обоснует не только степень разработанности вопроса, но и необходимость его дальнейшего рассмотрения, решения, исходя из современных методов и возможностей.
Определить недостатки прошлых теорий можно так:
— Однако теории не учитывают…
— В значительной степени труды указанных ученых охватывают лишь…, но не принимают во внимание…
Самые распространенные ошибки при описании степени научной изученности
- Были приведены труды, которые не имеют прямого отношения к поставленной проблеме.
- Не были рассмотрены основополагающие моменты проблемы в указанных трудах, а вопрос о ее решении затронут лишь поверхностно.
- Не указана степень решения проблемы старыми теориями, дано лишь перечисление трудов без указания их значимости и эффективности.
- Автор не обозначил роль своей гипотезы в развитии науки и решении проблемы.
Степень разработанности проблемы
Важным элементом введения в диссертацию является степень научной проработанности темы, либо, иначе говоря, степень разработанности проблемы.
Этот раздел несёт в себе важное значение – он характеризует научный кругозор соискателя, а также чётко обозначает, кто занимался подобными исследованиями в данном или аналогичном научном направлении раньше.
Показывается, какие работы имели место быть, какие вопросы были рассмотрены, а какие так и остались неизученными. Также именно за счёт степени разработанности проблемы определяется место данного диссертационного исследования в той или иной области знаний.
Форма
Степень научной проработанности темы/разработанности проблемы – это, по сути, краткий перечень пробелов и ключевых недоработок в сфере, которая исследуется. Именно их и должна компенсировать диссертация с её задачами исследований.
Чтобы отобразить степень научной проработанности темы, необходимо во введении:
- перечислить тех авторов, которые имели прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу;
- охарактеризовать вопросы, которые были уже рассмотрены этими авторами;
- обозначить вопросы, что только ещё требуют рассмотрения (по мнению соискателя).
Каких авторов включить?
Необязательно включать в список всех известных исследователей, которые только занимались данным вопросом. Достаточно привести лишь наиболее известных. Если список всё равно выходит более объёмным, чем хотелось бы, то достаточно указать лишь их часть, после чего добавить приписку «и др.». Также неплохо включить в перечень учёных кафедры, к которой прикреплён соискатель, а также членов диссертационного совета, на котором диссертация будет защищаться.
Как группировать авторов?
Для удобства список упоминаемых авторов составляется в алфавитном порядке. Зарубежные учёные, которые исследовали данную проблему, как правило, обособляются.
Если в диссертации рассматриваются сразу несколько направлений исследования, то по этим же направлениям необходимо сгруппировать авторов, приписав, какие вопросы они рассматривали и какие пробелы так и не были исправлены.
Вообще, как правило, степень научной проработанности разделяется на два или три подраздела, где сначала упоминаются учёные, что ранее занимались подобного рода исследованиями, а потом уже более современные учёные.
Типовые фразы
Когда описывается степень разработанности проблемы, то в той части, где перечисляются исследователи, применяются следующий фразы, либо аналогичные им:
- В последние годы проблеме/тематике… уделяли внимание…
- Важный/существенный вклад в изучение/исследование проблемы… внесли…
- Проблемам повышения продуктивности/эффективности… посвящены работы/труды таких авторов …
Определенное влияние на решение проблемы… оказали такие авторы…
Когда описывается краткая характеристика проделанных работ, применимы такие фразы, либо аналогичные им:
- Их работы в немалой/существенной/значительной мере способствовали изучению/исследованию…
- Их работы содержат фундаментальные основы…
- В этих/данных/рассматриваемых работах отражен характер…
Наконец, фразы, применяемые в разделе описания пробелов, могут быть примерно таковыми:
- Однако в трудах/работах этих ученых не рассматриваются…
- В значительной/наибольшей части эти исследования охватывают только/лишь…, не учитывая/не принимая во внимание/не рассматривая…
Данные работы не могут быть в чистом/текущем виде применены для решения…, так как …
Примеры изложения степени научной разработанности проблемы
Степень разработанности по специальности 03.02.08 «Экология»
Степень разработанности по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Диссертация разрабатывается и оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.11-2011 в котором указывается, что введение к научному труду должно содержать актуальность выбранной темы, степень научной разработанности темы, цели и задачи выполнения исследования, значимость представленной работы, перечень положений, выносимых на защиту. Дополнительно можно указать описание и примеры методов, которые применялись соискателем ученой степени для выполнения задач исследования и степень достоверности указанной в работе информации.
Степень научной разработанности проблемы – это список проблем в исследуемой области, потребность восполнения которых и определяет круг задач исследований соискателя. В данном разделе автор диссертационного труда проводит краткий анализ иных научных работ, связанных с выбранной темой собственного исследования.
Цель раздела исследования
При подготовке к написанию работы соискатель ученого звания или степени обязан изучить большое количество информации по заданной проблеме с целью:
- выявления ученых, работавших с данной тематикой ранее;
- демонстрации практической и теоретической базы, на основе которой проведено изучение темы;
- анализа и систематизации информации;
- выявления нерешенных вопросов в выбранной области;
- обоснования и предложения путей решения проблемных аспектов.
Дополнительно степень научной разработанности позволяет определить место диссертации в определенной научной области.
Выявление уровня научной разработанности
Для более полного выявления степени научной разработанности темы рекомендуется изучить:
- классические труды по выбранной отрасли науки;
- публикации современных ученых;
- монографии;
- диссертации;
- статьи.
В качестве основных критериев определения разработанности темы исследования можно использовать:
- тему диссертации, что позволяет выявить уровень и количество проведенных ранее исследований;
- прогноз, составленный на результатах, полученных ранее;
- достоверность полученных итогов.
Определение поля исследования и выявление результатов
Для определения поля предстоящей работы необходимо:
- составить список вопросов, которые подлежат изучению и позволяют рассмотреть предмет внимания с разных сторон, учитывая все возможные точки зрения иных специалистов;
- определить возможные пути решения, допустимые методы проведения исследований, их надежность и достоверность.
Проверка подлинности полученных результатов
Чтобы удостовериться в подлинности полученных результатов соискателю ученой степени при подготовке к диссертации рекомендуется изучить статьи, монографии не только российских специалистов, но и зарубежных ученых. Важно сформировать собственную позицию по рассматриваемой тематике и впоследствии сравнить свои выводы с итогами предшественников.
Основными критериями уровня знаний признаются:
- противоречивые результаты;
- неполные знания, выявленные при поверхностном изучении вопроса;
- иные сведения, способные подтвердить собственные выводы.
Правила написания и оформление степени разработанности
Степень проработанности выбранной тематики должна содержать:
- перечень авторов, работы которых непосредственно касаются заданной темы и изучены соискателем при подготовке;
- краткую характеристику вопросов, изученных иными авторами научных работ;
- перечень проблем, требующих дополнительного решения и рассмотренных соискателем в предложенном труде.
При составлении списка ученых важно придерживаться следующих правил:
- Все фамилии требуется расположить в алфавитном порядке.
- В перечень рекомендуется включать только тех личностей, которые внесли весомый вклад в науку. А также ученых, работающих в данный момент времени и работавших ранее на кафедре или в учебном заведении соискателя, входящих или входивших ранее в состав диссертационного совета.
- Если проблема, затронутая диссертацией, рассмотрена впервые, то во введении следует указать на выявление данного аспекта.
- Сформировать список ученых можно по группам. В отдельные группы выделяются:
- специалисты более раннего периода;
- современные авторы научных статей;
- зарубежные ученые.
- В отдельные группы также выделяются авторы, изучавшие разные темы, если в диссертации разбирается несколько спорных вопросов.
Если при изучении исследований выявлены неточности, отсутствие обоснования или выводов, неполное рассмотрение вопроса, то это также указывается в разделе степени проработки темы сразу после списка авторов.
Фразы-клише, рекомендуемые для описания степени разработанности
При описании степени научной проработанности темы рекомендуется использовать следующие фразы-клише:
- Проблемам повышения эффективности (описание направления) посвящены труды специалистов (ФИО);
- Существенный вклад в изучение проблемы (описание темы диссертации) внесли (ФИО);
- В последние годы изучению проблемы (описание рассмотренного вопроса) уделяли внимание (ФИО);
- Определенное внимание на решение проблемы (подробное описание проблемы) оказали (ФИО).
Для более полного описания характеристики, применяются следующие фразы:
- Их работы содержат фундаментальные основы (перечень и подробное описание);
- Их работы в значительной мере способствовали изучение (описание вопросов, поставленных для разработки диссертации);
- В этих работах отражен характер (подробное описание проведенных исследований).
При описании степени научной проработанности темы в части характеристики пробелов обычно используются следующие фразы:
- Однако в этих трудах ученых не рассматриваются (описание выявленных пробелов);
- Эти работы не могут быть в чистом виде применены для решения (основной вопрос диссертации), так как (обоснование или перечень выявленных недостатков);
- В значительной части эти исследования охватывают только (подробное описание основного вопроса, решенного автором), не учитывая (перечень проблем, решенных соискателем в собственном научном труде).
Степень изученности и научной
разработанности темы представляет
собой краткий обзор и обобщенный анализ
известных научных достижений в выбранной
области. В нем приводятся все значимые
публикации, имеющие отношение к теме
исследования, отмечается, какие вопросы
раскрыты на текущий момент по проблеме
исследования, и что осталось нераскрытым,
определяется общее направление
собственного исследования автора
работы. Основу обзора должны составлять
статьи научных журналов и научные
монографии, в том числе на иностранном
языке. Учебники и учебные пособия следует
использовать для определения основных
терминов и понятий. Описание степени
изученности и научной проработанности
заканчивается результирующим выводом
о том, что именно данная тема ещё не
раскрыта или раскрыта частично и не
получила должного освещения в специальной
литературе, поэтому нуждается в дальнейшей
разработке. Таким образом, определяется
место собственного исследования в
конкретной области знаний.
Основные информационные блоки и
последовательность их изложения при
обосновании актуальности темы и описании
степени её изученности и научной
разработанности приведены на рисунке
4.1.
При обосновании актуальности и описании
степени изученности и научной
разработанности темы рекомендуется
использовать типовые лексико-синтаксические
конструкции, приведенные в Приложении
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при обосновании актуальности темы
исследования:
-
Обоснование
актуальности не связано с темой
исследования. -
Не употребляется
сам термин «актуальность». -
Не используются
ключевые слова. -
Анализ ситуации
в выбранной области не подкреплен
конкретными фактами, статистическими
данными, тенденциями, известными
результатами научных и практических
достижений. -
Отсутствует
формулировка проблемы. -
Не изложены
малоизученные вопросы в науке и/или
решении прикладных задач, которые
определяет проблему исследования.
Рисунок 4.1 –
Основные информационные блоки и
последовательность их изложения при
обосновании актуальности темы и описании
степени её изученности и научной
разработанности
Типовые ошибки,
допускаемые студентами при описании
степени изученности и научной
разработанности темы исследования:
-
Представленный
краткий обзор и анализ известных научных
достижений в выбранной области не имеет
непосредственного отношения к заявленной
теме. -
Основополагающие
научно-прикладные работы выбранной
области не рассмотрены. -
В приведенном
описании дается только перечень
литературных источников. Анализ
раскрытых и нераскрытых вопросов по
проблеме исследования отсутствует. -
Собственное место
в проведении исследований не обозначено.
5 Объект и предмет исследования
В каждом научном исследовании должны
быть четко определены объект и предмет
исследования.
Объект исследования– это процесс
или явление, порождающее проблемную
ситуацию и выбранное для изучения. Это
та часть практики или научного знания,
с которой работает исследователь.
Предмет исследования– целостная
составляющая объекта исследования,
определенный аспект его рассмотрения,
одна или несколько сторон, та точка
зрения, с которой исследователь познает
целостный объект, выделяя при этом
наиболее существенные свойства, признаки,
отношения, характеризующие объект
исследования. Предмет исследования
часто включается в формулировку темы
работы.
Объект и предмет исследования как
категории научного познания соотносятся
между собой как общее и частное. В объекте
выделяется та часть, которая служит
предметом исследования. Например, если
объектом исследования является
проект внедрения, то предметом исследования
могут быть его ключевые факторы успеха.
Следует отметить, что то, что выступает
предметом в одних исследованиях, в
других может рассматриваться как объект.
Например, в одних исследованиях объектом
исследования может быть предприятие,
а предметом – информационная система
предприятия. В других исследованиях
объектом исследования может являться
информационная система предприятия, а
предметом исследования – одна из её
подсистем.
Формулировки объекта и предмета
исследования обычно начинаются словами:
«Объектом (предметом) исследования
настоящей работы является…».
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании объекта исследования:
Объект исследования не соответствует
теме работы.
Границы объекта исследования поставлены
слишком узко, не позволяют провести
полноценное исследование обозначенной
проблематики.
Типовые ошибки, допускаемые студентами
при описании предмета исследования:
-
Предмет исследования
не соответствует объекту исследования. -
Предмет исследования
выходит за границы объекта исследования. -
Границы предмета
исследования слишком масштабны, требуют
проведения исследования силами проектной
группы. -
Предмет исследования
не конкретизирует научную проблему.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #