Как написать страшный текст


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Вы любите читать страшные истории, от которых мурашки бегут по коже? Или вас пугают рассказы, держащие вас в состоянии тревоги? Написание ужастика (как и любой другой истории) подразумевает разработку сюжета, места действия и персонажей. Но страшные истории также держат читателя в состоянии тревоги на протяжении всего сюжета вплоть до пугающей или ужасной кульминации. Найдите вдохновение в реальной жизни, опираясь на ваши собственные страхи, и напишите историю, которая запросто напугает вас.

  1. Изображение с названием Write a Scary Story Step 1

    1

    Составьте список того, что вы боитесь больше всего. Это лучший способ придумать сюжет страшной истории. Сюжет — это ряд основных событий произведения, которые обуславливают характеры персонажей, место действия и развитие истории.[1]
    Например, вы боитесь потерять членов семьи, одиночества, насилия, клоунов, демонов или даже белок. Перенесите ваши страхи на бумагу, чтобы они передались читателям.[2]
    Пишите рассказ, который будет страшен лично вам.

    • Страх перед неизвестным — это лучшая основа любой страшной истории. Люди боятся того, что они не знают.[3]

    Ответ специалиста

    Пользователь wikiHow спрашивает: «Каковы элементы страшной истории?»

    Кристофер Тейлор — преподаватель английского языка в Муниципальном колледже Остина в Техасе. Получил ученую степень PhD по английской литературе и медиевистике в Техасском университете в Остине в 2014 году.

    Christopher Taylor, PhD

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Отвечает Кристофер Тейлор, преподаватель английского языка: «Как и большинство произведений, страшная история должна включать в себя четко обозначенные обстоятельства действия, протагониста, антагониста, нарастание действия, кульминацию, спад действия и развязку. Кроме того, в хорошем ужастике также есть мотивация, напряжение, неопределенность, предчувствия и общая атмосфера страха и/или ужаса».

  2. Изображение с названием Write a Scary Story Step 2

    2

    К вашим страхам добавьте элемент «что если». Подумайте о различных сценариях, в которых вы можете испытать некоторые из ваших самых больших страхов. Подумайте также о том, как бы вы отреагировали, если бы оказались в ловушке или были бы вынуждены противостоять вашим страхам. Составьте список вопросов, начинающихся с «что если». [4]

    • Например, если вы боитесь оказаться в застрявшем лифте, спросите себя: «Что если я застрял в лифте с мертвым человеком?» Или: «Что если застрявший лифт — это дверь в потусторонний мир?»
  3. Изображение с названием Write a Scary Story Step 3

    3

    Создайте атмосферу страха. Ограничьте область перемещения главного персонажа, чтобы он был вынужден смотреть своим страхам в глаза и искать выход из положения. Подумайте о том, какие замкнутые или ограниченные пространства пугают вас больше всего, например, погреб, гроб, заброшенный город.

  4. Изображение с названием Write a Scary Story Step 4

    4

    Возьмите обычную ситуацию и превратите ее в нечто ужасное. Например, подумайте о прогулке в парке, приготовлении обеда или пребывании в гостях у друзей. Затем добавьте в эти ситуации страшный или странный элемент. Например, во время прогулки вам попадается отрубленное человеческое ухо, во время резки фруктов они превращаются в человеческие пальцы или щупальцы.

    • Или добавьте неожиданный элемент, например вампира, который любит сладости, а не кровь, или пусть главный герой застрянет в мусорном контейнере, а не в гробу.
  5. Изображение с названием Write a Scary Story Step 5

    5

    Ищите сюжет истории в новостях. Для этого читайте местные газеты или статьи в интернете. Возможно, в вашем районе произошла кража со взломом, очень похожая на кражи в других районах города. Используйте газетные статьи для создания сюжета.[5]

    • Для создания сюжета вам могут пригодиться ваши заметки. Например, при написании страшной истории о том, как вы останавливались в странном отеле. Или о вечеринке, на которой что-то произошло, или о вашем друге, который начал необычно вести себя по отношению к вам.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Scary Story Step 6

    1

    Создайте персонажей истории. Сделайте так, чтобы читатель отождествлял себя с главным героем. Если читатель отождествляет себя с главным героем, то он будет сопереживать и волноваться за ваш персонаж.[6]
    Вам нужен по крайней мере один главный герой и (в зависимости от вашего рассказа) следующие персонажи:

    • злодей;
    • второстепенные персонажи (член семьи, лучший друг, любимый человек и так далее);
    • эпизодические персонажи (почтовый служащий, работник бензоколонки и так далее).
  2. Изображение с названием Write a Scary Story Step 7

    2

    Продумайте конкретные детали для каждого персонажа. Создавая персонажи, определите кто они, что они делают и какова их мотивация. Наделите персонажи определенными чертами характера. Создайте список для каждого персонажа, который будет включать следующую информацию (и обращайтесь к этому списку в процессе написания истории):[7]

    • имя, возраст, рост, вес, цвет глаз, цвет волос и так далее;
    • черты характера;
    • симпатии и антипатии;
    • история семьи;
    • лучший друг и злейший враг;
    • пять предметов, без которых персонажи никогда не выходят из дома.
  3. Изображение с названием Write a Scary Story Step 8

    3

    Четко определите риски для персонажа. Это то, что он может потерять или лишиться при принятии того или иного решения. Если ваши читатели не знают, чем рискует главный герой, они не будут бояться, что он чего-то лишится. И хорошая история ужасов основана на том, что страхи главного героя передаются читателям.

    • Обозначьте, что произойдет, если персонаж не достигнет желаемого. Риски для персонажа или последствия от неудовлетворения желаний — это факторы, поддерживающие развитие сюжета в страшной истории. Риски для персонажа также держат читателя в напряжении и поддерживают его интерес к произведению.
  4. Изображение с названием Write a Scary Story Step 9

    4

    Злодей должен быть не совсем «стандартным». Он должен отклоняться от общепринятых норм. Например, подумайте о Дракуле. Его зубы не похожи на зубы обычного человека, потому что верхние клыки Дракулы намного больше и острее клыков обычного человека.[8]

  5. Изображение с названием Write a Scary Story Step 10

    5

    Усложните жизнь вашему персонажу. Все страшные истории основаны на страхе и трагедии и на способности персонажа преодолеть свои страхи. Рассказы, в которых с хорошими людьми происходит что-то хорошее, не будут страшными. На самом деле история, в которой плохие вещи случаются с хорошими людьми, является не только более реалистичной, но и держит читателя в большем напряжении. Пусть с вашим персонажем случится что-то плохое или ужасное.[9]

    • Несоответствие между тем, что должно произойти с героем с точки зрения читателя, и тем, что происходит с персонажем на самом деле, будет подпитывать интерес читателя к вашей истории.
  6. Изображение с названием Write a Scary Story Step 11

    6

    Пусть ваши персонажи совершают ошибки или принимают неверные решения, при этом считая, что делают все правильно.[10]

    • Не переусердствуйте с такими ошибками или неправильными решениями. Они должны казались оправданными, а не просто глупыми или невероятными. Привлекательная молодая няня, увидев убийцу в маске, бежит не к телефону, чтобы вызвать полицию, а наружу в дремучий темный лес — это неправдоподобный и глупый поступок главного героя с точки зрения читателя.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Scary Story Step 12

    1

    Создайте фабулу после того, как вы придумали сюжет, место действия и персонажей. Для этого вы можете использовать пирамиду Фрейтэга. В нее входят вледующие ключевые элементы:[11]

    • Вступление. Описание персонажей и места действия.
    • Завязка. Столкновение персонажа с проблемами.
    • Развитие сюжета. Персонаж пытается разрешить возникшие проблемы, но сталкивается с препятствиями.
    • Кульминация. Описание самого тревожного момента истории.
    • Увядание сюжета. Описание событий после кульминации.
    • Развязка. Персонаж справляется или не справляется с главной проблемой.
    • Эпилог. Описание дальнейшей судьбы персонажей.
  2. Изображение с названием Write a Scary Story Step 13

    2

    Показывайте, а не рассказывайте историю. Хороший страшный рассказ включает детальные описания чувств персонажей, чтобы читателю было легче представить себя на месте главного героя. Если же вы будете описывать ситуацию и чувства героев кратко и поверхностно, читатель будет менее заинтригован.[12]

    • Например, рассмотрим следующие два способа описания одной сцены:
      • Я была слишком напугана и не могла открыть глаза, слыша приближающиеся шаги.
      • Я укуталась в одеяло и начала тихо скулить. У меня перехватило дыхание, а желудок сжался от страха. Я не хотела смотреть. Независимо от того, насколько близко были эти шаркающие шаги, я не хотела смотреть. Я не хотела, я… не…»[13]
    • Во втором примере переживания персонажа описаны более детально, чтобы читатель лучше прочувствовал обстановку.
  3. Изображение с названием Write a Scary Story Step 14

    3

    По мере развития сюжета делайте историю более напряженной. Для создания хорошего страшного рассказа необходимо, чтобы читатель сопереживал персонажу, поэтому нужно увеличивать уровень опасности и тревоги.[14]

    • Намекните читателю на разгадку тайны истории и возможную кульминацию, введя небольшие подсказки или детали, например, этикетки на бутылках, которые впоследствии пригодятся главному герою; звук или голос в комнате, который позже будет свидетельствовать о чем-то сверхъестественном.
    • Держите читателя в напряжении, чередуя страшные и спокойные моменты. Пусть главный герой успокоится и почувствует себя в безопасности. Затем усильте напряжение, поместив героя в самую жуткую ситуацию.
  4. Изображение с названием Write a Scary Story Step 15

    4

    При написании рассказа используйте технику «предсказания». Эта техника заключается в том, что вы вводите в рассказ подсказки, которые позволяют читателю «предсказывать» дальнейшее развитие сюжета.[15]
    Но читатель должен быть в состоянии «разглядеть» такие подсказки. Эта техника также держит читателя в напряжении, потому что он обеспокоен тем, что плохие последствия наступят раньше, чем герой выберется из сложившейся ситуации.

  5. Изображение с названием Write a Scary Story Step 16

    5

    Не употребляйте определенные слова. Описывайте происходящее такими словами, которые вызовут у читателя эмоции, а не будут навязывать ему определенные чувства. Например, лучше не употреблять следующие слова: [16]

    • испуганный, пугливый;
    • ужасный, страшный;
    • страх, ужас;
    • боящийся;
    • напуганный.
  6. Изображение с названием Write a Scary Story Step 17

    6

    Избегайте клише. Как и любой жанр, истории ужасов имеют свой собственный набор штампов и клише, поэтому избегайте их, если вы хотите написать уникальное и интересное произведение.[17]
    Клише включают всем известные персонажи, например, невменяемого клоуна на чердаке, или избитые фразы, такие как «Беги!» и «Не оглядывайся!».

  7. Изображение с названием Write a Scary Story Step 18

    7

    Не перестарайтесь с количеством крови и насилия. Помните, что чрезмерное количество запекшейся крови и насилия скорее вызовут у читателя отвращение, чем напугают его. Если в вашем рассказе будут постоянно появляться лужи крови, читателю станет скучно. Конечно, некоторое количество крови весьма уместно для описания сцены или персонажа. Используйте кровь или насилие в рассказе с умом, то есть так, чтобы испугать читателя, а не вызвать отвращение или скуку.[18]

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Scary Story Step 19

    1

    Увеличивайте риски для героя вплоть до кульминации. Поместите его в ситуацию, с которой он вряд ли справится. Завалите его множеством незначительных проблем. Нагнетайте обстановку вплоть до кульминации, чтобы читатель осознал, что персонаж находится в серьезной опасности.[19]

  2. Изображение с названием Write a Scary Story Step 20

    2

    Позвольте главному герою понять, как выбраться из сложившейся ситуации. Такое решение должно основываться на деталях, вносимых вами по ходу повествования, и не должно быть спонтанным или кажущимся случайным.[20]

  3. Изображение с названием Write a Scary Story Step 21

    3

    Напишите кульминацию. Кульминация — это переломный момент в повествовании.[21]
    В кульминации страшной истории главному герою угрожает опасность (его физическому, психологическому, эмоциональному или духовному здоровью).[22]

    • В рассказе Эдгара По кульминация имеет место в самом конце истории. По описывает, как с приходом полицейских внутренняя борьба главного героя все нарастает и нарастает, а внешне персонаж остается абсолютно спокойным. В самом конце рассказа под давлением внутренней вины герой сознается в убийстве и показывает полицейским труп старика.
  4. Изображение с названием Write a Scary Story Step 22

    4

    Создайте неожиданную развязку, которая может вознести или похоронить все произведение. Неожиданная развязка — это то, чего читатель не ждет, например, перевоплощение главного героя из положительного персонажа в злодея.[23]
    ,[24]

  5. Изображение с названием Write a Scary Story Step 23

    5

    Решите, как вы хотите закончить историю. В заключительной части рассказа раскрываются все секреты и тайны. Но зачастую это не так в страшных историях — лучше, чтобы читателя не покидало чувство неопределенности. Разве убийцу поймали? Действительно ли существует призрак? Но такая неопределенность не должна смущать читателя.

    • Хотя нужно оставить читателя в некотором неведении, не оставляйте все тайны нераскрытыми — так читатель может вообще не понять концовку истории.
    • Подумайте, сделать ли окончание истории неожиданным или предсказуемым. В хорошем страшном рассказе развязка наступает в самом конце повествования. Рассказ Эдгара По держит читателя в напряжении до самого конца, потому что развязка описывается в последнем абзаце произведения.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Scary Story Step 24

    1

    Перечитайте историю. Прочитайте черновик вашей истории (про себя или вслух) и сосредоточьтесь на повышении интриги. Обратите внимание на те моменты истории, которые недостаточно интересные или интригующие. Сократите длинные абзацы или перепишите их так, чтобы они содействовали поддержанию напряженной атмосферы.[25]

    • Иногда рассказ пишется так, что читатель знает развязку заранее. Но читатель все равно готов прочитать произведение полностью, потому что концовка может быть интересной и захватывающей. Читатель сопереживает герою, поэтому ему хочется проследить за ходом развития истории.
  2. Изображение с названием Write a Scary Story Step 25

    2

    Проверьте рассказ на наличие в нем орфографических и грамматических ошибок. Таким образом, ваш читатель сможет сосредоточиться на самой истории, и его не будут отвлекать опечатки или неуместные знаки препинания.

    • Лучше распечатать рассказ и внимательно проверить его.
  3. Изображение с названием Write a Scary Story Step 26

    3

    Дайте почитать ваш рассказ другим людям. Так вы узнаете, что они думают о вашей истории. Попросите людей прокомментировать следующие вопросы:[26]

    • Персонажи. Персонажи правдоподобны? Ситуация, в которую они попадают, реалистична?
    • Повествование. История имеет смысл? Ход событий изложен в правильном порядке?
    • Язык и грамматика. Рассказ легко читается? Есть лишние предложения, неправильно подобранные слова и так далее?
    • Диалоги. Диалоги между персонажами реалистичны? Диалогов слишком много или мало?
    • Темп. История развивается в хорошем темпе? Вам становится скучно в каких-то местах? Или в каких-то местах действие разворачивается слишком быстро?
    • Сюжет. Сюжет имеет смысл? Цели персонажей имеют смысл?
  4. Изображение с названием Write a Scary Story Step 27

    4

    Внесите изменения в рассказ. Помните, что это ваша история. Она полна ваших собственных идей, поэтому вы не обязаны включать в нее идеи других людей. Иногда человек, критикующий произведение другого человека, пытается привнести свои взгляды в историю. Если идеи других людей хороши, включите их в рассказ. Но если вы думаете, что такие идеи не имеют смысла для вашей истории, откажитесь от них.

    Реклама

Советы

  • Прочитайте несколько разных страшных историй, начиная с классики жанра и заканчивая современными произведениями. Например, прочитайте следующие произведения:
    • Уильям Уаймарк Джейкобс, «Обезьянья лапка». Рассказ XVIII века о трех ужасных желаниях, исполненных лапкой мистической обезьяны.
    • Эдгар По, «Сердце-обличитель». Психологическая история ужасов об убийстве и преследовании.[27]
    • Любой страшный рассказ Стивена Кинга. Он написал более 200 страшных рассказов и использует различные методы, чтобы пугать своих читателей. Рекомендуется ознакомиться со следующими его произведениями: «Палец» и «Дети кукурузы».
    • Современная писательница Джойс Кэрол Оутс написала известную психологическую историю ужасов под названием «Куда ты идешь, где ты была?».[28]

Реклама

Предупреждения

  • Если вы проводите исследования для вашей страшной истории (чтобы сделать ее более реалистичной), делайте это тщательно и с умом.[29]

Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 45 921 раз.

Была ли эта статья полезной?


Download Article


Download Article

  • Planning
  • |

  • Drafting
  • |

  • Polishing
  • |

  • Video
  • |

  • Q&A

As a genre, psychological horror is designed to terrify you, without all the typical blood and gore you might find in classic horror stories. Psychological horror focuses on the inner conflict of your main character, rather than on an external monster or creature.[1]
You can create your own psychological horror story by coming up with a compelling story idea, and by focusing on creating a mood of terror and foreboding in the story. You should then take the time to polish your psychological horror story so it is as terrifying and disturbing as possible.

  1. Image titled Make a Horror Film Step 8

    1

    Brainstorm story ideas. To write a good psychological horror story, you need to dig deep and write about something that you find terrifying or disturbing. Ask yourself, What scares me the most? What moment or moments in my life made me feel disturbed or unsettled? You may then end up using your most terrifying thoughts or experiences as inspiration for your story.[2]

    • For example, maybe you have an intense fear of losing your grip on reality and hurting someone close to you. You may then use this fear as inspiration for your story about a character who loses their sense of reality and spirals out of control.
  2. Image titled Survive a Hurricane Step 13

    2

    Create a compelling main character. Your horror story will be much stronger if you have a main character that seems unique and compelling. Your main character should also be flawed and have a distinct personality on the page. Having a compelling main character will keep your reader engaged.[3]

    • Your main character may have an internal flaw, like a struggle with self-esteem or jealous around others. The character may also have difficulty with an external flaw, like a physical ailment or a physical trait they find unattractive.
    • For example, your main character may be a young girl who is struggling with puberty. She may struggle to make friends in high school and relate to other girls her age because she is seen as a freak or a weirdo. She may have a preference for disturbing stories of the insane and the mad.

    Advertisement

  3. Image titled Make a Horror Film Step 15

    3

    Determine the psychological element of your story. Your story should focus on horror that is psychological, rather than gory or bloody. Though there can still be blood in your horror story, of course. You may include psychological elements like madness, mania, mental illness, or a personal life crisis that leads to a psychic break. You may then gift your main character with one of these psychological elements and write about their experiences dealing with a disturbed psyche.[4]

    • For example, perhaps your main character is triggered by an intense moment with a bully at school. She may then start to lose her sense of reality. She may make choices or decisions that she would not make otherwise if she were not in a disturbed state of mind.
  4. Image titled Be a Spy at School Step 10

    4

    Read examples of psychological horror. To get a better sense of the genre, you may read popular examples of psychological horror. You may look for these texts online or at your local library. You may read several examples, including:[5]

    • House of Leaves by Mark Z. Danielewski.
    • We Have Always Lived in the Castle by Shirley Jackson.
    • It by Stephen King.
    • The Yellow Wallpaper by Charlotte Perkins Gilman.
    • Rebecca by Daphne du Maurier.
  5. Advertisement

  1. Image titled Make a Horror Film Step 3

    1

    Create a mood of terror and foreboding. Psychological horror focuses more on the inner workings of your main character rather than external forces like a monster or creature in the woods. To keep your story engaging, you should try to create an unsettling atmosphere or mood. Add in elements to your story that create a sense of foreboding, where the reader feels something bad or twisted is waiting just around the corner.[6]

    • You can create a terrifying atmosphere by including details that feel slightly off or unsettling to the reader. Twist what seems normal into something disturbing and surreal. Add a dash of horror to even the most everyday experiences and events.
    • For example, you may add a strange twist to your main character’s day at high school where her experiences seem a little unsettling or off. Maybe she opens her locker to find a pile of someone else’s hair or perhaps she looks out the window in class to see a girl who looks just like her across the street.
  2. Image titled Avoid Sharks While Surfing Step 14

    2

    Let bad things happen to your characters. A big element in horror stories is that bad things happen to good people, often over and over again. You should be willing to let bad or evil things happen to your characters, especially your main character, in your story. This will add to the stakes of the story and make the reader sympathize with your main character.[7]

    • You may try to set up your character to experience terror or horror in their life in degrees, starting with a small thing that goes bad and working up to a larger thing that goes terribly wrong. You may also have other characters around your main character experience bad things, creating a general sense of drama in your story.
    • For example, you may have a main character who makes poor decisions due to her disturbed state of mind. She may become violent or lash out at others, leading to bad things happening to those closest to her.
  3. Image titled Make a Horror Film Step 11

    3

    Include sensory details. You should do your best to avoid cliches in your writing and come up with unique details and descriptions. One way to do this is to focus on the five senses in every scene or moment of your story, describing how something feels, sounds, tastes, smells, and looks to your characters. Using sensory details in your writing can also make the more disturbing moments of your psychological horror story come alive and feel real to your reader.[8]

    • For example, you may describe a character’s experience of a manic episode as “feeling like the world was split in two and I was on the side of darkness and confusion.”
    • You may also try to describe the way blood smells or tastes, rather than lean on familiar descriptions of blood as “crimson red” or “scarlet.” You may describe blood as “bitter and metallic” or “wet, red rivets that pooled around my sneakers.”
  4. Image titled Make a Horror Film Step 9

    4

    Avoid common horror cliches. You should try to avoid falling into common cliches as you write, especially when you are writing horror. Psychological horror is full of common cliches, or situations that have become so familiar they lose all meaning. A house that is alive, a woman on the verge of a nervous breakdown or a family with a deep, dark secret in the attic are all familiar story lines in horror that have been done before. You should try to avoid cliche scenarios and descriptions, striving instead for a story that feels specific and unique to your point of view.
    [9]

    • One way to avoid these cliches is to take a situation that is familiar and making it personal to you and your perspective as a writer. Maybe you add a twist to a cliche story line, such as a family with a deep, dark secret that is revealed at the very beginning of the story, leaving the characters to deal with the aftermath in the present. Or perhaps you make your «woman on the verge of a nervous breakdown» specific to your experience of anxiety or a friend’s experience of trauma so the story feels more specific and nuanced.
  5. Image titled Make a Horror Film Step 16

    5

    Build up to an unsettling ending. Your horror story should include an ending that feels disturbing or slightly off. You may include a twist in your ending or build up to an intense image that leaves the reader unsettled. Having a strong, disturbing ending can leave your reader perfectly creeped out, an ideal landing point for your horror story.[10]

    • You may decide to make a plot outline for your story to help you build up to a disturbing ending. You can use a plot diagram or the snowflake method to create the plot outline.
    • For example, you may have a main character who does not realize she had a psychic break until the very end of the story. The big, unsettling twist may be that your main character finally realizes that all of her visions were made up in her head.
  6. Advertisement

  1. Image titled Make Writing a Will Easy Step 31

    1

    Read your first draft out loud. Once you have a first draft, you should polish it so it becomes stronger. Read your first draft out loud from beginning to end. Listen to how each sentence flows into one another. Notice if there are certain passages that are confusing or unclear. Pay attention to any moments in the story that feel disturbing to you.[11]

    • You may underline or mark any sections that need to be reworked or revised. You may also highlight any sentences that seem to work for you, as you can then try to figure out how other areas can work just as well.
  2. Image titled Make Writing a Will Easy Step 28

    2

    Share your first draft with others. You should find one or two sympathetic readers to look over your first draft. You may read the story out loud to them or give them a copy that they can then read on their own. You may then ask your readers for feedback on your story.[12]

    • Be willing to accept constructive feedback from others. Getting your story critiqued by attentive readers can make it that much stronger.
  3. Image titled Make a Horror Film Step 13

    3

    Revise your draft. Once you have received feedback on your story, you should take the time to revise it. You may work sentence by sentence or work on passages that need the most work first, followed by passages that need a medium or minimal amount of revising.[13]

    • Once you have revised your story, you may show it to your readers again to determine if you are that much closer to a finished draft.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I come up with a good intro for my psychological story?

    Community Answer

    Normally, horror stories will start one of two ways: either something bad happens to a minor character, and it somehow leads to the main character(s) being dragged into the ordeal; or the main character(s) are introduced first, and then small things start going wrong. This usually continues until they decide to do something about it. I would pick one of those ideas for inspiration!

  • Question

    How do I add tension in the story?

    Community Answer

    Silences. Your story doesn’t have to be a perpetual state of «stuff happening.» Isolation would be taking this to the extreme, but just letting things simmer and getting into the head of a POV character if you have one really adds to the gravity of the situation.

  • Question

    Is it necessary to give a title to a story?

    Kewlio04

    Kewlio04

    Community Answer

    Not necessarily, and definitely not at the beginning of the writing process. If you’re still writing a story, you don’t need a title yet, but looking into one after you’re done writing it would be helpful. That being said, you can pick a title at anytime during the writing process!

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 70,399 times.

Did this article help you?


Download Article


Download Article

  • Planning
  • |

  • Drafting
  • |

  • Polishing
  • |

  • Video
  • |

  • Q&A

As a genre, psychological horror is designed to terrify you, without all the typical blood and gore you might find in classic horror stories. Psychological horror focuses on the inner conflict of your main character, rather than on an external monster or creature.[1]
You can create your own psychological horror story by coming up with a compelling story idea, and by focusing on creating a mood of terror and foreboding in the story. You should then take the time to polish your psychological horror story so it is as terrifying and disturbing as possible.

  1. Image titled Make a Horror Film Step 8

    1

    Brainstorm story ideas. To write a good psychological horror story, you need to dig deep and write about something that you find terrifying or disturbing. Ask yourself, What scares me the most? What moment or moments in my life made me feel disturbed or unsettled? You may then end up using your most terrifying thoughts or experiences as inspiration for your story.[2]

    • For example, maybe you have an intense fear of losing your grip on reality and hurting someone close to you. You may then use this fear as inspiration for your story about a character who loses their sense of reality and spirals out of control.
  2. Image titled Survive a Hurricane Step 13

    2

    Create a compelling main character. Your horror story will be much stronger if you have a main character that seems unique and compelling. Your main character should also be flawed and have a distinct personality on the page. Having a compelling main character will keep your reader engaged.[3]

    • Your main character may have an internal flaw, like a struggle with self-esteem or jealous around others. The character may also have difficulty with an external flaw, like a physical ailment or a physical trait they find unattractive.
    • For example, your main character may be a young girl who is struggling with puberty. She may struggle to make friends in high school and relate to other girls her age because she is seen as a freak or a weirdo. She may have a preference for disturbing stories of the insane and the mad.

    Advertisement

  3. Image titled Make a Horror Film Step 15

    3

    Determine the psychological element of your story. Your story should focus on horror that is psychological, rather than gory or bloody. Though there can still be blood in your horror story, of course. You may include psychological elements like madness, mania, mental illness, or a personal life crisis that leads to a psychic break. You may then gift your main character with one of these psychological elements and write about their experiences dealing with a disturbed psyche.[4]

    • For example, perhaps your main character is triggered by an intense moment with a bully at school. She may then start to lose her sense of reality. She may make choices or decisions that she would not make otherwise if she were not in a disturbed state of mind.
  4. Image titled Be a Spy at School Step 10

    4

    Read examples of psychological horror. To get a better sense of the genre, you may read popular examples of psychological horror. You may look for these texts online or at your local library. You may read several examples, including:[5]

    • House of Leaves by Mark Z. Danielewski.
    • We Have Always Lived in the Castle by Shirley Jackson.
    • It by Stephen King.
    • The Yellow Wallpaper by Charlotte Perkins Gilman.
    • Rebecca by Daphne du Maurier.
  5. Advertisement

  1. Image titled Make a Horror Film Step 3

    1

    Create a mood of terror and foreboding. Psychological horror focuses more on the inner workings of your main character rather than external forces like a monster or creature in the woods. To keep your story engaging, you should try to create an unsettling atmosphere or mood. Add in elements to your story that create a sense of foreboding, where the reader feels something bad or twisted is waiting just around the corner.[6]

    • You can create a terrifying atmosphere by including details that feel slightly off or unsettling to the reader. Twist what seems normal into something disturbing and surreal. Add a dash of horror to even the most everyday experiences and events.
    • For example, you may add a strange twist to your main character’s day at high school where her experiences seem a little unsettling or off. Maybe she opens her locker to find a pile of someone else’s hair or perhaps she looks out the window in class to see a girl who looks just like her across the street.
  2. Image titled Avoid Sharks While Surfing Step 14

    2

    Let bad things happen to your characters. A big element in horror stories is that bad things happen to good people, often over and over again. You should be willing to let bad or evil things happen to your characters, especially your main character, in your story. This will add to the stakes of the story and make the reader sympathize with your main character.[7]

    • You may try to set up your character to experience terror or horror in their life in degrees, starting with a small thing that goes bad and working up to a larger thing that goes terribly wrong. You may also have other characters around your main character experience bad things, creating a general sense of drama in your story.
    • For example, you may have a main character who makes poor decisions due to her disturbed state of mind. She may become violent or lash out at others, leading to bad things happening to those closest to her.
  3. Image titled Make a Horror Film Step 11

    3

    Include sensory details. You should do your best to avoid cliches in your writing and come up with unique details and descriptions. One way to do this is to focus on the five senses in every scene or moment of your story, describing how something feels, sounds, tastes, smells, and looks to your characters. Using sensory details in your writing can also make the more disturbing moments of your psychological horror story come alive and feel real to your reader.[8]

    • For example, you may describe a character’s experience of a manic episode as “feeling like the world was split in two and I was on the side of darkness and confusion.”
    • You may also try to describe the way blood smells or tastes, rather than lean on familiar descriptions of blood as “crimson red” or “scarlet.” You may describe blood as “bitter and metallic” or “wet, red rivets that pooled around my sneakers.”
  4. Image titled Make a Horror Film Step 9

    4

    Avoid common horror cliches. You should try to avoid falling into common cliches as you write, especially when you are writing horror. Psychological horror is full of common cliches, or situations that have become so familiar they lose all meaning. A house that is alive, a woman on the verge of a nervous breakdown or a family with a deep, dark secret in the attic are all familiar story lines in horror that have been done before. You should try to avoid cliche scenarios and descriptions, striving instead for a story that feels specific and unique to your point of view.
    [9]

    • One way to avoid these cliches is to take a situation that is familiar and making it personal to you and your perspective as a writer. Maybe you add a twist to a cliche story line, such as a family with a deep, dark secret that is revealed at the very beginning of the story, leaving the characters to deal with the aftermath in the present. Or perhaps you make your «woman on the verge of a nervous breakdown» specific to your experience of anxiety or a friend’s experience of trauma so the story feels more specific and nuanced.
  5. Image titled Make a Horror Film Step 16

    5

    Build up to an unsettling ending. Your horror story should include an ending that feels disturbing or slightly off. You may include a twist in your ending or build up to an intense image that leaves the reader unsettled. Having a strong, disturbing ending can leave your reader perfectly creeped out, an ideal landing point for your horror story.[10]

    • You may decide to make a plot outline for your story to help you build up to a disturbing ending. You can use a plot diagram or the snowflake method to create the plot outline.
    • For example, you may have a main character who does not realize she had a psychic break until the very end of the story. The big, unsettling twist may be that your main character finally realizes that all of her visions were made up in her head.
  6. Advertisement

  1. Image titled Make Writing a Will Easy Step 31

    1

    Read your first draft out loud. Once you have a first draft, you should polish it so it becomes stronger. Read your first draft out loud from beginning to end. Listen to how each sentence flows into one another. Notice if there are certain passages that are confusing or unclear. Pay attention to any moments in the story that feel disturbing to you.[11]

    • You may underline or mark any sections that need to be reworked or revised. You may also highlight any sentences that seem to work for you, as you can then try to figure out how other areas can work just as well.
  2. Image titled Make Writing a Will Easy Step 28

    2

    Share your first draft with others. You should find one or two sympathetic readers to look over your first draft. You may read the story out loud to them or give them a copy that they can then read on their own. You may then ask your readers for feedback on your story.[12]

    • Be willing to accept constructive feedback from others. Getting your story critiqued by attentive readers can make it that much stronger.
  3. Image titled Make a Horror Film Step 13

    3

    Revise your draft. Once you have received feedback on your story, you should take the time to revise it. You may work sentence by sentence or work on passages that need the most work first, followed by passages that need a medium or minimal amount of revising.[13]

    • Once you have revised your story, you may show it to your readers again to determine if you are that much closer to a finished draft.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I come up with a good intro for my psychological story?

    Community Answer

    Normally, horror stories will start one of two ways: either something bad happens to a minor character, and it somehow leads to the main character(s) being dragged into the ordeal; or the main character(s) are introduced first, and then small things start going wrong. This usually continues until they decide to do something about it. I would pick one of those ideas for inspiration!

  • Question

    How do I add tension in the story?

    Community Answer

    Silences. Your story doesn’t have to be a perpetual state of «stuff happening.» Isolation would be taking this to the extreme, but just letting things simmer and getting into the head of a POV character if you have one really adds to the gravity of the situation.

  • Question

    Is it necessary to give a title to a story?

    Kewlio04

    Kewlio04

    Community Answer

    Not necessarily, and definitely not at the beginning of the writing process. If you’re still writing a story, you don’t need a title yet, but looking into one after you’re done writing it would be helpful. That being said, you can pick a title at anytime during the writing process!

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 70,399 times.

Did this article help you?

Как написать идеальный хоррор, даже если до этого вы не писали ничего сложнее эссе в старших классах? О, это очень просто. Надо лишь следовать советам классиков, вроде Кинга, Лавкрафта или Клайва Баркера. Читайте гайд Отвратительных мужиков, с помощью которого вы сможете набросать гениальный душераздирающий рассказ за одну бессонную ночь. 

Чему нас может научить Говард Лавкрафт?
К черту условности, пусть любой бомж будет знатоком «Некрономикона»

Самая лучшая и самая недооцененная черта произведений Лавкрафта — это не атмосфера иррационального ужаса и не безжалостность холодной Вселенной, а восхитительная непосредственность Говарда. Великий автор плевать хотел на условности, особенно социальные. 

Какой-нибудь вывалившийся из подворотни бомж может выдать нечто в духе: «Потаенная звезда Офир ниспустила свои лучи, пробуждая в наших мозгах отделы, дремавшие со времен создания нечестивых кодексов Хаммурапи. Хеттские теурги предрекали это еще во времена «Махабхараты». О, горе нам, не послушавшимся гностических советов Гермеса Трисмегиста!». И это не какой-то спившийся маг или философ, это просто Алкаш Который Все Знает. Почему? Потому что Лавкрафту захотелось ввести вас в курс дела без всяких там прелюдий. И это великолепно и смешно одновременно. 

Чему нас может научить Клайв Баркер?
Суйте везде побольше гениталий

Клайв Баркер с годами начинает напоминать Шило из «Кровостока».

Клайва Баркера, автора «Восставшего из Ада» и «Книг Крови», называют Лавкрафтом нашего времени. Понятное дело, имеется в виду уровень влияния и мастерства, но сложно найти двух более непохожих друг на друга создателей хорроров. Говард никогда не касался сексуальных тем и вообще обходил плотское стороной. Баркер обожает вставлять в ужасы грязный секс и гениталии. Лавкрафт сторонился наркотиков, Баркер не слезал с них, кажется, никогда.

Типичная история в духе Клайва: главный герой  убегает от омерзительной дьявольской твари и прячется от нее за стеной. Тварь, конечно же, находит героя: сначала из-за угла показывается ее слюнявая морда, а затем (внезапно!) ее огромный эрегированный фаллос. Теперь мы в еще большем замешательстве и напряжении: то есть быть сожранным мерзким монстром — это еще не самое худшее?

Чему нас может научить Адам Нэвилл?
Лепите героев с ваших друзей. И добавляйте хэви-метал!

Адам Невилл хвастается своим новым монстром перед друзьями.

Адам Нэвилл, автор «Ритуала» (по нему сняли неплохой фильм) — современный мастер ужаса. И у него нередко прослеживается забавная схема: для того, чтобы читатели больше сопереживали героям, он, судя по всему, пишет их с собственных друзей. Дружба мужиков за 30, которая проходит проверку потусторонним ужасом — это забавный и очень действенный фон для погружения. Еще Нэвилл, случается, вводит в повествование металюг и вообще упоминание метала как жанра. Просто потому что любит его. 

Хотите сделать хоррор-рассказ в духе Адама Нэвилла? Берите за основу ваших друзей, опишите их эгоистичными болванами (когда-нибудь они это оценят, но не сразу) и столкните с неведомой хтонью и культистами. Добавьте немного хэви-метала. Все первые беседы между главными героями должны проходить в пабе за пинтами пива. Основа для произведения готова!

Чему нас может научить Дэн Симмонс?
Пусть все герои будут полярниками, альпинистами или хотя бы океанографами

Дэн Симмонс — маститый фантаст, автор величественного «Гипериона». Однако с выходом сериала «Террор» по его одноименной книге его теперь больше знают как автора душераздирающих и при этом умно́ написанных хорроров. 

Чтобы писать как Симмонс, возьмите у него на вооружение самое главное правило: пусть главные герои будут прославленными полярниками (как в том же «Терроре») или альпинистами (как в «Мерзости»). Киньте их в практически невыносимые условия, когда сама природа пытается перемолоть человека своими ледяными челюстями. А потом, когда напряжение и так почти на пределе, добавьте неведомую ужасающую тварь, которая начинает преследовать героев. 

Чтобы было забавнее, первую треть книги долго и усердно описывайте жизнь, нравы, снаряжение, тактику выживания и исследовательские амбиции персонажей. А как только читатель захочет забросить книгу («так, ё-моё, я же хоррор купил, верните мне деньги!»), вверните ада. Главный секрет — не опаздывать с вворачиванием, а то все будут вспоминать ваше произведение словами: «А, да книга про океанографов. Забросил ее на описании самодельного весла из моха на 200-й странице».

Чему нас может научить Эдгар Аллан По?
Покажите читателю, кто тут самый умный

Эдгар Аллан По, конечно, был гением. Его отличал невероятный талант и поэтическая сила. Но гением он был чудовищно увлекающимся. Иногда возникает ощущение, что писал он, совершенно позабыв про читателя. Особенно это видно по его хоррор-рассказам. Часть из них выглядит как ваш типичный сон с похмелья: все сумбурно и жутко; кто-то, кажется, умер (а может и нет). В конце оказывается, что главный герой сошел с ума (или нет). В середине рассказ взрывается заметкой, которую вообще, кажется, писали не для вас:

«Заключение a posteriori должно было бы указать френологии, как на одно из прирожденных и первичных начал человеческих действий, на нечто парадоксальное, что мы можем назвать извращенностью, за недостатком наименования более определительного. В том смысле, как я его понимаю, это, в действительности, mobile, лишенное мотива, мотив не мотивированный. Повинуясь его подсказываниям, мы поступаем без постижимой цели; или, если это представляется противоречием в терминах, мы можем изменить теорему и сказать следующим образом: повинуясь его подсказываниям, мы поступаем так, а не иначе, именно потому, что рассудок не велит нам этого делать».

— Это, кстати, реальный отрывок из рассказа «Демон извращенности».

В итоге вы ничего не понимаете и ложитесь на бок, чтобы унять начавшуюся мигрень: «Эдгар, ну за что?». В этом весь гений По.

Чему нас может научить Mark Z. Danielewski?
Ужасайте всех своим постмодернизмом

рецензия дом листьев марк данилевский обзор отвратительные мужики disgusting men

Марк Данилевский — автор книги «Дом листьев», обласканной богемной публикой, злоупотреблящей психоделиками. Формально это хоррор, но на деле — извращенная ультра-постмодернистская игра, от которой даже Славой Жижек подавился бы кокаином.

Для начала берете избитый сюжет. Например, про семью, которая переехала в Жуткий Дом, Где что-то Не в Порядке. Потом добавляете сюжет в сюжете: пусть это будет книга (а лучше монография!) слепого автора, который делает ее на основе документалки, которая снята по книге мемуаров агротехника из Теннеси. А главный герой получает этот текст по пейджеру. Затем угорите по верстке: пусть все гласные будут цветными, а согласные — зачеркнуты, и все это будет написано вертикально: сверху вниз.

Отлично, половина работы сделана! Теперь вставьте в книгу 90 фейковых интервью. Пускай о смерти главного героя мы узнаем из слов Джонни Деппа на шоу Леттермана. Середину истории просто вырываем, нарочито оставив обрывки страниц. Вместо концовки небрежно набросайте формулу рассчета упругости бетона. Вот и все. Вы гениальны! Вы только что создали лучший хоррор XXI века. И я даже почти не утрирую, «Дом Листьев» — вот примерно такая книга.

Чему нас может научить Стивен Кинг?
Пусть весь ужас происходит в одном городке. С одними и теми же персонажами

тест мастурбация цитаты о мастурбации отвратительные мужики disgusting men

Король ужасов Стивен Кинг известен не только своей феноменальной работоспособностью, но и тем, что старается не заморачиваться по поводу поисков места действия для своего очередного романа. 

Обычно весь ужас происходит в Дерри, в Касл-Роке, либо в штате Мэн, где эти выдуманные городки расположены. Если представить себе все то, что когда-либо происходило в этом филиале Ада на Земле, невольно задашься вопросом: какого черта там еще хоть кто-то живет. На этой территории в разное время бесновались злобные клоуны, маньяки, инопланетяне, путешественники во времени, сумасшедшие и прочие негодяи. Однако для фанатов Кинга это все еще одно из самых крутых и любимых мест, куда хочется возвращаться снова и снова.

Точно также Кинг не любит заморачиваться с персонажами. Нет, в книгах они чаще всего не повторяются, но у большинства из них уж очень схожие типажи. Писатель в творческих муках, алкоголик в завязке, религиозный мракобес, дуболомные гопники и прочее, и прочее. Каждого из них Кинг довольно подробно расписывает, поэтому в книгах они не кажутся такими уж клишированными. А вот в экранизациях отсутствие внутренних монологов и долгих описаний зачастую дает о себе знать — в них персонажи чаще всего выглядят, словно их придумал ленивый школьник, а не всемирно признанный Король ужасов.

+++


Если вдуматься, жанр ужасов не имеет никакого смысла. Мы просто сидим и смотрим на листы бумаги с какими-то словами на них, представляя себе монстров, про которых мы точно знаем, что мы их выдумали… И все это, тем не менее, пугает нас настолько, что мы спим с включенным светом? Серьезно?

Написать действительно страшный ужастик — нелегкое дело. Если вы только начинаете работать в этом жанре (или же просто любите рассказывать истории у костра), вам могут понадобиться указания, как превратить слегка страшноватую историю в источник жутких ночных кошмаров. Вот несколько советов от мастеров ужаса, чтобы вы тоже могли устрашить любого встречного. Их собрало издание Bustle, а мы перевели.

Конечно, к хоррору применимо большинство общих писательских советов. Много читайте. Старайтесь писать каждый день. Пишите истории, которые имеют значение лично для вас, и подпитывайте их реальными эмоциями. Но жанр ужасов ставит перед автором особые задачи. К примеру, как понять, что делает историю страшной? Как выудить это страшное и добавить его в ваш рассказ? Действительно ли клоуны как герои хоррора устарели?

Творческий процесс у каждого автора индивидуален, и у всех нас свои глубокие, темные страхи. Но эти советы по написанию хоррора могут помочь вам найти ваш собственный способ добавить немного страшного в этот мир.

1. Есть три вида страха

Когда вы придумываете новую историю, то есть всего три вещи, которые действительно пугают людей. По крайней мере, если верить Стивену Кингу: 

«Есть три вида ужаса. Первый — Отвратительное: вид отсеченной головы, что катится вниз по лестнице, или когда свет гаснет, и что-то зеленое и склизкое плюхается на твою руку. Второй — Ужас: что-то противоестественное, пауки размером с медведей, проснувшийся и шатающийся мертвец, или нечто с клешнями хватает тебя за руку в темноте. И, наконец, последний и наихудший — Страх, когда ты приходишь домой и замечаешь, что все, что составляло твой мир, было унесено прочь и заменено точной копией. И когда выключается свет, ты чувствуешь что-то позади тебя, ты слышишь это, ты чувствуешь его дыхание у твоего уха, но когда ты оборачиваешься, то там ничего нет…»

2. Используйте свой собственный страх

Ширли Джексон верила, что писать необходимо всегда — записывая любые мелкие моменты из жизни и куски диалогов для позднейшего использования, «как экономная хозяйка, которая осторожно собирает все остатки, все стручки фасоли и холодный бекон — чтобы затем подать их всех вместе в великолепном кассероле». Особое внимание она обращала на вещи, которые ее пугали: «Я всегда любила использовать свой страх, понимать его природу и заставлять его работать; я запоминала ситуации, когда я была испугана, и затем применяла их в своих текстах».

3. Глазами рассказчика

Роберт Лоуренс Стайн пугал целое поколение детей при помощи очень простого правила: читатель вставал на место рассказчика. Если мы видим страшную ситуацию глазами героя, то мы будто сами оказываемся в страшной ситуации (кроме того, универсальное зло — куклы-чревовещатели). Как-то Стайн рассказал AdWeek:

«Нет никакой единой формулы. Я думаю, что нужно создавать очень близкую точку зрения. Нужно смотреть глазами самого рассказчика. Все события, все запахи, все звуки — все должно идти через него; тогда ваш читатель начинает идентифицировать себя с этим героем, и именно это действительно пугает».

4. Не пытайтесь быть «легальными»

Всегда будут литературные снобы, которые скажут, что хоррор, как и вся жанровая проза, не так важен или «легален», как «настоящая» проза — о мужчинах среднего возраста, изменяющих своим женам. Тананарив Дью призывает перестать переживать о необходимости быть «легальным» автором и просто писать то, что вам кажется правильнее всего, даже если для этого нужны призраки:

«…Мне много раз вдалбливали в голову на курсах по литературному мастерству, что не стоит ожидать, что ты станешь уважаемым автором, если ты будешь писать коммерческую или жанровую прозу. «Легальность» всегда была для меня важна… Однако в конце концов я решила послать все это к черту. Я не собиралась быть новой Тони Моррисон или Джойс Кэрол Оутс, я хотела быть собой и писать о людях, которых я знаю…»

5. Относитесь к вашей «чепухе» серьезно

Сходным образом вам нужно относиться к вашим призракам и гоблинам со всей серьезностью, поскольку даже глупейший из злых клоунов все еще олицетворяет человеческий страх перед неизвестным. Рэй Брэдбери считал, что письмо прежде всего должно приносить удовольствие и что писателям нужно избирательно прислушиваться к критике:

«Я никогда не слушал тех, кто критиковал мой вкус в космических путешествиях, клоунах или гориллах. Когда это происходит, я собираю своих динозавров и ухожу из комнаты».

6. Идти туда, где боль

Энн Райс как-то дала по-настоящему страшный совет авторам хоррора: идти туда, где боль. Писать о том, что ты никак не можешь преодолеть, потому что именно там скрывается настоящий ужас:

«Писатели пишут о том, чем они одержимы. Ты сбрасываешь эти карты. Я потеряла мать, когда мне было 14. Моя дочь умерла в 6 лет. Я потеряла свою веру как католик. Когда я пишу, тьма всегда рядом. Я иду туда, где боль».

7. Самое страшное — это потеря контроля

Для Клайва Баркера ужас рождается из осознания, что ты потерял контроль. Лучшие мастера хоррора не гонятся за кровью и шоком и вместо этого напоминают свои читателям, что наша повседневная жизнь и так всегда на краю обращения в хаос:

«Хоррор традиционно имеет дело с табу. Он говорит о смерти, сумасшествии и преодолении моральных и физических границ. Он поднимает мертвых и убивает младенцев в детских кроватках; он создает монстров из домашних животных и просит нашего сочувствия к психопатам. И, наконец, он показывает нам, что тот контроль над вещами, который мы себе мним, — иллюзорный, и что на самом деле мы в любой момент можем оказаться в хаосе и забвении».

8. Просто начните писать, а редактируйте потом

Автор хоррора и поэт Линда Аддисон предлагает приглушить вашего внутреннего редактора на время написания первого черновика и позволить всему ужасному и странному в вашем подсознании течь напрямую на страницы или экран:

«Помните, что даже когда вы не покрываете словами страницу или экран компьютера, вы пишете. Жить и есть писать. Все, что мы делаем, питает нашу творческую энергию, даже в самых, казалось бы, неподходящих для этого случаях. Не редактируйте, пока вы пишете первый черновик, просто дайте ему свободно литься. Мне самой часто сложно соблюдать это правило, потому что я знаю, какого качества своего письма я хочу достичь, — но я также знаю, что важно писать от начала до конца и что редактор не сможет помочь мне с этим».

9. Рассказывайте вашу собственную историю

Пишите в вашей собственной вселенной, а не в чьей-то. Создавайте ваших собственных монстров. Именно это делает Нил Гейман. Вот, к примеру, что он сказал в интервью в подкасте «Nerdist»:

«Рассказывайте вашу историю. Не пытайтесь рассказать историю, которую могут рассказать другие люди. Потому что, естественно, неопытные авторы начинают с голосов других людей — ведь ты столько лет читал других людей… Но так скоро, как вы только можете, переходите к рассказыванию историй, которые можете рассказать только вы — потому что всегда будут лучшие писатели, чем ты, более умные писатели, чем ты… но только ты есть тот, кто ты есть».

10. Сохраняйте элементы реальности (ну или около того)

Романы Хелен Ойейеми смешивают реализм с магией и хоррором — однако для нее это не значит, что ее миры нереалистичны. Пока вы описываете настоящие эмоции, вы можете не переживать о том, чтобы строго придерживаться реальности: 

«Я стремлюсь следовать прежде всего эмоциональному реализму, а не известным нам законам времени и пространства, и в таком случае неизбежно начинают происходить странные вещи. Что, я думаю, может быть очень увлекательным».

Сюжет увлекательной книги ужасов вызывает у читателя бурный эмоциональный отклик: страх, мурашки по коже, холодок по спине. Знакомые ощущения? Все составляющие книги в жанре ужасов (персонажи, сюжет) помогают создать ощущение опасности. Многим таким произведениям свойственен вселяющий тревогу, леденящий душу тон. А пролог, написанный от первого лица, усиливает эмоциональную связь с читателем, заставляя его с беспокойством ждать, что же случится дальше. В этой статье расскажем о характерных чертах жанра хоррор, его видах.

Приятного чтения!

В чем особенность жанра хоррор

Литература в жанре хоррор (от англ. «horror») призвана пробуждать у читателя дурные предчувствия, страх, беспокойство. Но, несмотря на мрачность ужасов, некоторые авторы прибегают к использованию черного юмора. В ходе идут каламбуры и игра слов (как, например, в «Исчезновении мистера Б.» Клайва Баркера).

Оригинальное определение жанра хоррора дал Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти»

«… произведение ужасов, под своими клыками и страшным париком, на самом деле так же консервативно, как иллинойский республиканец в полосатом костюме-тройке; главная цель его — подкрепить норму, показав, какие ужасные вещи случаются с людьми, ее нарушившими. В большинстве произведений ужасов мы находим моральный кодекс такой строгий, что заставил бы улыбнуться пуританина».

Традиционные персонажи книг – вампиры, оборотни – пришли из смежных жанров (мистики, фэнтези). Вместе с тем ужасные истории практически всегда населены монстрами из другой реальности. Люди же здесь – как правило, сломленные личности, одержимые противоречиями и утратившие контроль над происходящим.

В ужасах прослеживается влияние графических романов. Талантливо сделанные иллюстрации к произведениям значительно усиливают пугающий эффект. К примеру, изображения Габриэля Родригеса к серии комиксов «Ключи Локков» соперничают с увлекательным текстом Джо Хилла в борьбе за превосходство в создании тревожного настроения.

Виды хоррора

Четкой классификации «ужасных историй» не существует. Вместе с тем историки хоррора предпочитают выделять указанные ниже разновидности жанра в качестве основных.

Психологический

Пример произведения в жанре психологического хоррора – «Молчание ягнят» Томаса Харриса. Это одно из самых культовых произведений 20 века. Сенсационная экранизация книги с Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом получила пять премий «Оскар».

The Washington Post

«Это настоящий учебник по искусству создания напряженного сюжета, абсолютный шедевр, который плавно стремится к своей кульминации… Харрис, наверное, лучший на сегодняшний день автор, работающий в этом жанре».

Готический роман

Родоначальником готического романа считают Хораса Уолпола. Именно он написал книгу «Замок Отранто». Единственный наследник древнего княжеского рода гибнет в самом начале повествования, накануне собственной свадьбы. Эта трагедия заставляет отца жениха вспомнить о древнем пророчестве. Мужчина решает жениться на невесте сына и избавиться от нынешней супруги. Он опасается, что в противном случае его род лишится власти.

В книге присутствует довольно много фантастических, сверхъестественных элементов. Это было крайне необычно для того времени. Авторы художественной литературы 18 века тяготели к реализму. Под влиянием книги Уолпола в 1796 году появился «Итальянец», написанный в жанре хоррора.

Настоящий расцвет готического романа пришелся на начало XIX века. К слову, именно в этот период появилась книга «Франкенштейн, или Современный Прометей». Дебютный роман английской писательницы называют одним из шедевров романтической готики. Трагический сюжет, придуманный Мэри Шелли, стал основой для различных философских и художественных интерпретаций.

Научно-фантастический

В научно-фантастическом хорроре «Летящие сквозь ночь» Джорджа Мартина группа ученых отправляется вдогонку за существами, целенаправленно пересекающими всю вселенную. По дороге один из них вдруг начинает чувствовать вокруг необъяснимую враждебность. Ситуация осложняется тем, что капитан корабля никогда не показывается перед пассажирами вживую. Все общение происходит с использованием радиосвязи и голограмм. К концу полета разлитая в воздухе напряженность достигает максимального накала. Она почти ощущается физически.

Кто такой капитан? Какую опасность предвидит телепат? Героям романа предстоит решить как эти, так и многие другие сложные загадки.

Постапокалиптический

К произведениям в жанре постапокалиптического хоррора относится «Перерождение» Джастина Кронина. По сюжету двенадцать приговоренных к смерти преступников были помилованы взамен на участие в тайном эксперименте «Ной». Он проводился под контролем правительства. Бывшим заключенным привили таинственный вирус, усиливающий интеллектуальные и физические способности человека. Но дальнейшие события оказались поистине ужасающими. Дюжине бывших преступников удалось стать практически бессмертными. Они поработили почти все население планеты. Но на территории США пока еще осталось несколько деревушек, жители которых пытаются противостоять могуществу Дюжины. Среди них есть шестилетняя Эми, которая обладает странной властью над вирусом. Горстка непокорившихся и маленький ребенок… На что способны деревенские жители  в борьбе против дюжины сверхлюдей?

Сюрреалистический

Сюрреалистический хоррор требует от автора отличных знаний о квазиреальности, богатого воображения. Книга «Волшебная лавка» – одно из самых загадочных произведений Герберта Уэллса. Зарубежный фантаст также известен как автор романов «Человек-невидимка», «Война миров». Волшебная лавка, описанная Уэллсом, открывает свои двери не каждому. Это место удивительных метаморфоз, таинственных превращений, происходящих с человеком в детстве. Такие загадочные события оставляют воспоминания на всю жизнь.

Основные советы по написанию хоррора

Много советов о том, как сочинить страшную историю, было дано писателем Р. Л. Стайном. Его порой называют «детским Стивеном Кингом».

Придумайте название

По мнению Р. Л. Стайна, работу над рукописью нужно начинать с названия. В таком случае в голову писателя наверняка придет несколько интересных идей, которые затем получится связать в единый сюжет.

Напишите окончание художественного текста

«Детский Стивен Кинг» советует тщательно продумать концовку ужасной истории в начале творческого процесса. Если писатель будет заранее знать, какими будут последние строки рукописи, ему будет гораздо легче держать читателей в напряжении.

Продумайте сюжет страшной истории

При продумывании сюжета для хоррора не забывайте чередовать сцены. Если за героями постоянно гонится то страшный оборотень, то призраки в кандалах, читатели могут потерять интерес к истории. Сцены ужасов должны быть приправой, а не основным блюдом. Щедро добавляйте в текст эмоции главных героев, их диалоги, забавные шутки.

Продумайте образ главного героя

Постарайтесь, чтобы читатель отождествлял себя с главным героем книги. Для этого детально опишите этого персонажа. Важно упомянуть о его возрасте, роде занятий, семейном положении. В описание главного героя стоит добавить и уникальные детали: отличительные черты внешности (шрам, оригинальная прическа), определенные черты характера, характерные детали образа (ювелирные изделия, необычная одежда, трость и т. д.). Если читатель будет отождествлять себя с персонажем книги, это будет подпитывать интерес к вашей истории.

Прием постоянного присутствия невидимой опасности

Главный враг автору, решившего придумать увлекательную мистическую историю, – очевидность. Как только обнаружится причина загадочных происшествий, сюжет сразу же потеряет свою напряженность. Опасность не должна приобретать четкие очертания. 

Для создания гнетущей атмосферы необходимо, чтобы читатели не догадывались, откуда исходит угроза. Опасность должна выглядеть чем-то неведомым и таинственным, затаившимся в шелесте листьев, нарушающем тишину безлунной ночи, или отражении зеркала в кромешной тьме.

Используйте клиффхэнгеры

Подобный художественный прием предусматривает, что протагонист сталкивается со сложной дилеммой. Затем повествование обрывается автором на самом интересном месте. Это происходит, как раз в тот момент, когда читатель с большой заинтересованностью ждет дальнейшего развития событий.

Отличие хоррора от мистики и триллеров

Авторы произведений в жанре триллера поддерживают атмосферу неопределенности, постоянной угрозы. Читатель вплоть до конца книги не догадывается, как повернется история в следующую минуту. Триллер нередко  «скрещивается» с хоррором, детективом. Порой встречаются и более неожиданные комбинации.

В произведениях мистического жанра присутствуют паранормальные элементы. Это могут быть как сверхъестественные способности, которые присущи ограниченному кругу лиц, так и потусторонние силы.

Где находить идеи и вдохновение для страшных историй

Идеи для страшных историй можно черпать в статьях из местных газет. Возможно, в вашем городе произошло жестокое преступление, при прочтении деталей которого кровь стынет в жилах.

Перед тем как приступить к написанию хоррор-рассказа, можно составить список того, что вы боитесь больше всего на свете. Это весьма действенный способ придумать сюжет страшной истории. К примеру, вы боитесь насилия, одиночества, приходите в ужас от одной мысли о разлуке с близкими. Перенесите свои страхи на бумагу, чтобы ваши эмоции передались читателям.

Если вы хотите написать книгу ужасов, интересную широкой аудитории, активно изучайте творчество классиков этого жанра. Отмечайте удачные стилистические приемы, оригинальные решения. Особенное внимание стоит уделить использованию автором клиффхэнгеров, нагнетающих напряжение.

Примеры хоррора в произведениях известных авторов

Роман «Звонок» был впервые опубликован в 1991 году. По мотивам книги Кодзи Судзуки снято несколько известных фильмов. По сюжету романа в руках журналиста Асакавы Казуюки оказывается видеокассета, ставшая причиной смерти четырех людей. Мужчине предстоит за неделю разгадать мистическую формулу спасения. В противном случае журналиста и его близких ждет гибель.

Главная героиня книги  «Ребенок Розмари» Айры Левин больше всего на свете мечтает о малыше. Супружеская пара находит прекрасную квартиру в старинном доме, Гай находит отличную работу. Но впоследствии женщина с ужасом осознает, что за подарки судьбы придется дорого заплатить. Розмари уверена, что ее супруг пожертвовал душой их еще неродившегося ребенка ради отличной карьеры. Женщина уже не сомневается в том, что эксцентричная пожилая чета, жившая по соседству, находится в услужении у дьявола… Главная героиня со временем понимает, что то, что она приняла за благоприятное стечение обстоятельств, в реальности оказалось настоящим сатанинским заговором. Теперь у Розмари лишь одна задача – спасти себя и будущего малыша от слуг дьявола, которые мечтают о воцарении Антихриста. Живой язык автора способствует полному погружению в жутковатую атмосферу книги. А финальные страницы романа заставляют читателя понервничать: что же выберет главная героиня? Любовь или здравый смысл?

Питера Страуба называют мастером современного интеллектуального хоррора. «История с привидениями» – одно из лучших произведений автора. Главные герои книги каждую неделю собираются, чтобы рассказывать друг другу страшные истории о призраках. Но любой вымысел способен обернуться настоящим кошмаром, из которого нет выхода.

Желающим написать захватывающую страшную историю в жанре «выживальческого ужаса», стоит прочесть «Птичий короб» Джоша Маллермана. По сюжету книги человечество перестало существовать. Горстка выживших притаилась в заброшенных домах с наглухо заколоченными окнами, боясь выйти наружу. Мать-одиночка с двумя детьми все же решилась выйти из своего укрытия. Мэлани хочется бежать в безопасное место, где, судя по слухам, еще есть люди. Женщине предстоит тяжелое испытание: двадцать миль вниз по реке в ненадежной лодке с завязанными глазами. Ведь неподалеку обитает нечто ужасное, что ни в коем случае нельзя разглядывать. Лишь один взгляд на это существо грозит безумием и гибелью. Поэтому Мэлани приходится полагаться лишь на острых слух ее малышей, научившихся различать звуки в темноте душных тесных комнат.

Многие авторы произведений в жанре хоррор активно пользуются таким литературным приемом, как открытый финал. Это заставляет читателя додумывать историю. Следовательно, он непременно захочет еще раз перечитать книгу и переосмыслить ее содержание.

Авторы произведений в жанре хоррор пытаются черпать вдохновение из самых сокровенных человеческих страхов. Писатели стараются шокировать, напугать, ошеломить свою аудиторию.
Важная роль в хорроре отводится тому, чтобы держать читателей в постоянном напряжении. При этом под маской неведомой опасности могут скрываться как необычные демонические существа или вампиры, так и хладнокровные серийные убийцы.


История жанра

Мрачные тексты, призванные шокировать или напугать читателя, существовали уже много веков назад. Драматурги Древнего Рима и Греции активно исследовали темы одержимости, смерти, веры в злых духов.
Как отдельное направление литературы хоррор оформился в 18−19 веках. В те времена особой популярностью пользовались готические романы. Их появление во многом обусловлено существованием средневековой инквизиции с последовавшей за ней одержимостью темными силами, загадочной властью колдовства.
Родоначальником готического романа принято считать Хораса (также иногда пишут Горация) Уолпола. Именно он в 1764 году написал произведение «Замок Отранто». В самом начале повествования единственному наследнику древнего княжеского рода было суждено погибнуть накануне свадьбы. После того как случилась трагедия, отец жениха вспомнил о древнем пророчестве. Поэтому он решил избавиться от своей нынешней жены и жениться на невесте сына. Мужчина был убежден, что в противном случае его род, оставшийся без наследника, лишится власти.
В произведении «Замок Отранто» присутствовало довольно много сверхъестественных, фантастических элементов. В прежние времена это считалось крайне необычным. Ведь писатели середины 18 века тяготели к реализму.
Произведение Хораса Уолпола оказало большое влияние на следующее поколение авторов. В 1796 году появился роман «Итальянец» в жанре хоррора. Годом позднее было выпущено произведение «Монах».
Настоящий расцвет готического романа пришёлся на начало 19 века. В этот период появились произведения «Вампир», «Франкенштейн, или Современный Прометей».
В 1897 году была опубликована книга «Дракула». Автору произведения, Брэму Стокеру, удалось обессмертить образ вампира как одного из самых популярных литературных персонажей.
В 20−30 годы 20 века отмечается стремительный рост популярности художественных текстов в жанре хоррор в США. Это обусловлено повышенным интересом читателей к бульварным журналам. В подобных печатных изданиях были опубликованы первые произведения Кларка Эштона Смита, Роберта Говарда. Именно благодаря бульварным журналам широкая общественность узнала и о хоррор-рассказах Филлипса Лавкрафта.
В 50-х годах 20 века вновь начали издаваться преимущественно произведения крупной формы. В это время появились такие культовые книги, как «Призрак дома на холме», «Я — легенда».


Хоррор в России

На Руси первые пробы пера в жанре хоррор появились ещё в 14 веке. Но такие авторские задумки носили единичный характер. Сюжеты для хоррора активно придумывали классики русской литературы. К ужастикам можно отнести произведения «Пиковая дама», «Вий», «Портрет».
В 20 веке хоррор на долгое время пропал из творчества советских писателей. Этот жанр вновь стал востребованным уже после развала Советского Союза.
В начале двухтысячных годов отмечается значительный рост популярности хоррора. В данный период образуется русское литературное общество «Тьма». Творчество членов общества периодически публиковались в серии «Самая страшная книга».


Виды хоррора

У ужастиков нет четкой классификации. При этом историки хоррора предпочитают выделять перечисленные ниже разновидности популярного жанра в качестве основных.

Психологический

Создатели хорроров используют разнообразные идеи. Порой в художественных текстах делается акцент на ментальных и эмоциональных страхах, сомнениях литературного героя в собственной адекватности.
Примеры произведений, которые написаны в жанре психологического хоррора:

  • «Все, что мы помним» Элеонор Гилл;
  • «Молчание ягнят» Томаса Харриса.

В качестве примера психологического хоррора стоит привести и произведение «Девочка, которая любила Тома Гордона» Стивена Кинга. Оно вошло в список бестселлеров по версии Publishers Weekly (за 1999 год).
Автором книги «Девочка, которая любила Тома Гордона» практически не используются мистические детали. Действие (как и во многих других произведениях Стивена Кинга) начинается в родном штате читателя Мэн.
У автора явно получилось мастерски написать ужасную историю. По сюжету девятилетняя девочка заблудилась в лесу. Чем дольше главная героиня книги искала дорогу назад, тем глубже она удалялась в лесную чащу. Жажда и голод девочки постепенно усиливались.
Надежда на спасение, напротив, неумолимо таяла с каждым часом. Небольшое облегчение девочке приносили мысленные беседы с легендарным спортсменом Томом Гордоном. Таким образом Триша пыталась отвлечься от дурных мыслей, забыть о собственном отчаянии, страхе.

Научно-фантастический

В таких художественных текстах присутствуют научно-фантастические элементы. Примеры подобных произведений: «Летящие в ночи» Джорджа Мартина, «Человек-невидимка» Герберта Уэллса.

Готический роман

В произведениях этого жанра органично соединяются элементы хоррора и романтизма. Пример готического романа — книга «Женщина в черном» Сьюзан Хилл. Произведение послужило источником вдохновения для создания многих постановок лондонского Вест-Энда.
Согласно сюжету, над бескрайними соляными болотами одиноко возвышался особняк Ил-Марш. Однажды молодой стряпчий Артур Киддс оказался в этих местах, приехав на похороны хозяйки дома. Ему нужно было привести в порядок бумаги последней представительницы старинного рода.
В церкви на поминальной службе, во время погребения Артур Киддс невольно обратил внимание на ничем не примечательную женщину в черном. Но все окружающие отрицали, что видели незнакомку.
Идеей для сюжета стал авторский замысел о появлении в маленьком английском городке таинственного призрака. По этой истории была снята кинокартина, которая также получила название «Женщина в черном» (сценарий фильма ужасов написал Найджел Найл). В 2012 году зрители смогли увидеть еще одну экранизацию литературного произведения (с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли).
Книга «Женщина в черном» была адаптирована в театральную пьесу Стивена Маллатратта. Она стала второй по продолжительности в истории Вест-Энда (уступив лидерство лишь «Мышеловке»).

Постапокалиптический

К постапокалиптическому хоррору относятся самые разнообразные сюжеты. Авторы некоторых произведений решили сделать акцент на монстрах, которые таились во мраке погибшего мира. Примеры произведений подобного жанра:

  • «Перерождение» Джастина Кронина;
  • «Монумент 14» Эмми Лейбурн.

Сюрреалистический

Произведения, написанные в этом жанре, встречаются довольно редко. Сюрреалистический хоррор требует от автора богатого воображения, отличных знаний о квазиреальности.
Говоря об этом жанре, стоит упомянуть книгу Герберта Уэллса «Волшебная лавка». Это одно из самых загадочных и парадоксальных произведений зарубежного фантаста. Герберт Уэллс известен также как автор романов «Война миров», «Человек-невидимка». Отличительная особенность книги «Волшебная лавка» — талантливые иллюстрации художника с мировым именем Кирилла Челушкина.


Основные советы по написанию хоррора

Ниже приведено несколько советов для начинающих авторов. Многие из них были даны известным писателем Р. Л. Стайном, специализирующимся на жанре ужасов. Его автора порой называют «детским Стивеном Кингом».

В первую очередь придумайте название
Многие авторы, решившие написать историю ужасов, сначала придумывают основную идею художественного текста. Лишь потом писатели пытаются придумать название литературному произведению.
«Детский Стивен Кинг» советует поступать иначе. Если начинать работу над рукописью с названия, в голову автора наверняка придёт несколько дельных мыслей, которые впоследствии удастся связать в единый сюжет.

Напишите окончание рассказа
По мнению Р. Л. Стайна, первым делом нужно тщательно продумать концовку истории. Ведь если автор заранее будет знать, каковы будут последние строки текста, ему будет гораздо легче держать читателей в напряжении и умело водить их за нос.

Продумайте сюжет страшной истории
Если вы хотите придумать мистическую историю с оригинальным, увлекательным сюжетом:

  • введите в повествование ложного героя;
  • добавьте отвлекающие сюжетные линии.

Зацепите внимание читателей с первых строк
Написать идеальный хоррор — значит, завладеть вниманием читателей с самого начала художественного текста. Первая глава книги должна шокировать аудиторию. Следовательно, первые же строчки книги должны создавать нужное впечатление.

Продумайте образ главного героя
Чтобы написать страшную историю, которая способна произвести сильное впечатление на читателей, стоит немного разбираться в основах сценарного мастерства. Очень познавательна в этом плане работа Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство сюжета, структуры и героя». Она поможет разобраться с тем, какие изменения должны происходить в характере главного героя в ходе повествования.
Способ построения арки уместен в триллерах, боевиках, хорроре. Согласно ему, главный герой в некоторых случаях остается самим собой. А вот мир вокруг него претерпевает значительные изменения.

Добавляйте неожиданные сюжетные повороты
Неожиданные повороты сюжета в середине повествования — отличный способ захватить внимание читателей так, что оно не ослабнет до самого конца книги. У автора вряд ли получится написать увлекательную книгу в жанре ужасов и развести широкую аудиторию на эмоции, если заранее понятно, откуда выскочит маньяк или монстр.

Прием постоянного присутствия невидимой опасности
Главный враг автора, решившего написать идеальный хоррор (объемную книгу или рассказ) — очевидность. Опасность не должна приобретать четкие очертания. Если причина возникновения загадочных явлений обнаружится, сюжет сразу же потеряет свою напряженность.
Для создания настораживающей атмосферы необходимо, чтобы читатели не догадывались, откуда исходит опасность. Она должна выглядеть чем-то неведомым, затаившимся в отражении зеркала в полной темноте, шелесте листьев, нарушающем тишину безлунной ночи.

Используйте клиффхэнгеры
При помощи подобных художественных приемов написать рассказ в жанре хоррор будет гораздо проще. Клиффехэнгеры предусматривают, что протагонист сталкивается со сложной дилеммой. Впоследствии повествование обрывается автором на самом интересном месте (как раз в тот момент, когда читатель с большой заинтересованностью ожидает, что произойдёт дальше).

Отличие хоррора от мистики и триллеров
Мистика — это, прежде всего, инструмент, который позволяет ввести в повествование паранормальные элементы. К их числу стоит отнести: потусторонние силы, сверхъестественные способности, присущие ограниченному кругу лиц.
При создании произведений в жанре триллера автору книги нужно поддерживать атмосферу постоянной угрозы, неопределенности. Читатель вплоть до самого конца повествования не знает, как повернется история в следующую секунду. Триллер нередко скрещивается с детективом или хоррором. Но порой имеют место и более неожиданные комбинации.

Где находить идеи и вдохновения для страшных историй
Если ваша основная цель на ближайшее время — написать книгу ужасов, активно изучайте произведения классиков этого жанра. При этом стоит отмечать оригинальные решения, удачные стилистические приемы. Отдельное внимание следует уделить использованию клиффхэнгеров, неожиданных поворотов сюжета, нагнетающих напряжение.

Примеры хоррора в произведениях известных авторов
Некоторые авторы художественных текстов предпочитают придумать страшилку в духе «выживальческого ужаса». В таком случае на литературного персонажа открыта жестокая охота. И герою приходиться пытаться выжить в очень сложных обстоятельствах. Если вы хотите писать хоррор такого плана, книги «Птичий короб» Джоша Маллермана, «Отряд» Ника Каттера, помогут лучше разобраться в особенностях «выживальческого ужаса».
В заключение следует отметить, что бывают произведения в жанре хоррор с пародийным или комедийным оттенком. К таким художественным текстам принадлежат: «Гордость, предупреждение и зомби» Сэта Грэм-Смита, «В финале Джон умрет» Дэвида Вонга.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать страшилки
  • Как написать строчную букву на айфоне
  • Как написать строчкой ниже
  • Как написать страус
  • Как написать стратегию развития продукта

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии