Как написать структуру текста

Структура текста

С каждым днем в Сети появляются миллионы страниц текста. Сотни тысяч людей описывают события и явления, пишут новости и практические руководства, берут интервью, создают посты в блогах и сочиняют рассказы. Список можно продолжать до бесконечности, однако объединяет всех этих людей одно – все они создают текст с определенной структурой. У одних структура воспринимается легко читателями, а у других – сложнее. Сегодня мы рассмотрим, какие виды структуры материала бывают, а также ответим на главный вопрос: как написать текст, чтобы его было удобно читать и воспринимать.

Разновидности структуры текста

Структура текста может варьироваться в зависимости от задач и определяется автором индивидуально. Одни авторы выбирают правильную структуру, другие – не совсем. Как результат, одни тексты читаются легко: дословно или по диагонали, а другие – путают читателя и погружают его сознание в хаос непонимания.

Для наглядности, давайте разделим структуру текста на несколько частей. В большинстве случаев текст просто обязан иметь:

  1. Привлекающий внимание заголовок
  2. Основную часть, разделенную на абзацы

Разделение на абзацы, использование подзаголовков и списков служит для улучшения читабельности текста, подробнее о которой Вы можете прочитать в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста».

Основная часть может иметь свою внутреннюю структуру, в зависимости от выполняемых материалом задач.

Типы внутренней структуры:

1. Логическая (последовательная) структура

Логическая структура характерна для практических руководств, описаний, статей и так далее. Особенность такой структуры: каждый последующий абзац вытекает из предыдущего или связан с ним, прямо или косвенно. Это очень удобно для создания текстов, в которых приводится анализ чего-либо с последующими выводами.

К примеру, в этой статье предыдущий абзац описывает, где используется логическая структура, а этот – дает пример ее использования. Следующий абзац будет рассказывать о другом типе структуры, логически дополняя двух своих предшественников.

2. Пирамидальная структура

Пирамидальная структура наиболее характерна для новостей и пресс-релизов. В ее основу заложен принцип «перевернутой пирамиды», который требует размещение основной информации в самом начале материала и последующее ее раскрытие далее по тексту в деталях.

Пирамидальная структура позволяет пользователю сразу узнать, о чем статья и, при необходимости, узнать больше подробностей. При этом если пользователь прервет чтение, основная мысль до него все равно будет донесена.

3. FAQ-структура

FAQ-структура наиболее характерна для интервью или страниц с наиболее часто задаваемыми вопросами. Каждый абзац такой структуры представляет собой пару вопрос/ответ. Иногда в начале текста присутствует содержание со ссылками, чтобы пользователю было удобнее найти ответ на интересующий его вопрос.

4. Коммерческая структура

Рекламные и продающие тексты решают задачу продажи и продвижения. Они предполагают вызов ответной реакции пользователя: заказе услуги, покупке товара, звонке, регистрации и т.д. Для достижения желаемого результата, большинство коммерческих текстов создается на основе маркетинговой модели AIDA.

Эта модель имеет четыре ступени, исходя из которых и формируется структура материала. При этом стоит отметить, что не всегда структура может быть логичной. В данном контексте главное – это конечный результат, а не эстетика и последовательность.

5. Комбинированная структура

Комбинированная структура текстов наиболее характерна для блогов. Например, если блогер вначале описывает какое-либо событие, используя пирамидальную структуру, а затем делает анализ этого события и делится собственными мыслями, структурируя материал последовательно.

В случае с использованием комбинированной структуры стоит быть особенно внимательным, чтобы не получить анализ вперемешку с новостью. В противном случае получится хаотичная структура.

6. Хаотичная структура

Хаотичная структура не используется в текстах и, как правило, является результатом неумелых манипуляций автора с информацией. Внешне это напоминает текстовый винегрет: элементы различных типов структур, объединенные вместе и перемешанные случайным образом: аналитика с коммерческой жилкой, новости с ответами на вопросы и т.д.

Хаотичная структура путает пользователей и мешает им полноценно воспринимать информацию. Впрочем, иногда авторы прибегают именно к этому типу для дезориентации читателей. Задачей такого подхода может быть саботаж, дискредитация и т.д.

Структура абзацев

Как уже было написано выше, текст, для удобства восприятия, делится на абзацы. Абзацы, в свою очередь, также могут иметь собственную структуру, в зависимости от структуры текста и быть представлены в виде:

  • Вопроса/ответа
  • Одиночных предложений
  • Пласта текста
  • Списка
  • Цитаты

При этом, главное правило абзаца: он должен заключать в себе мысль и иметь смысл, даже будучи обособленных от других предложений.

Примеры правильных абзацев:

Копирайтинг – искусство создавать продающие и рекламные тексты. SEO-копирайтинг – производная копирайтинга, ориентированная не только на пользователя, но и на поисковые системы.

Любой предприниматель заинтересован в продвижении своих товаров и услуг. Чем выше отдача от рекламы, тем больше денег он готов в нее вкладывать.

Примеры некорректных абзацев:

Которая всегда была при нем. Неизвестно, какие у нее возможности, но одно можно сказать точно: без дополнительных финансовых вложений она не сможет полноценно раскрыть свой потенциал.

Даже оказывая на него максимальное воздействие. В итоге эта женщина просто погубит его.

Во втором случае абзацы не являются самостоятельными смысловыми единицами и мешают читателю воспринимать текст при чтении «по диагонали».

Выводы

Структура текста, во многом, определяет его дальнейший успех. В каждом индивидуальном случае структура выбирается исходя из задач, которые ставятся перед материалом. Главное – чтобы читатель имел возможность получать необходимую ему информацию максимально доступно, и при этом не утомлялся и не терялся. В таком случае, он будет благодарен Вам, как автору, и Ваши труды окупятся сполна.

#статьи

  • 15 июн 2022

  • 0

Как написать текст на любую тему с нуля: инструкция для начинающих авторов

Где брать информацию? Почему нужно изучать целевую аудиторию? Как придумать заголовок? Советы, приёмы и лайфхаки.

Кадр: фильм «Гений» (2016)

Дарья Чепурнова

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Часть маркетинга многих компаний — информационные тексты. К ним относят статьи в блог, обзоры, интервью и другие типы текстов. Как писать их так, чтобы они получались интересными и достоверными? Ведь бывает непонятно, с чего начать, о чём стоит рассказать и что вообще не нужно читателю.

Мы подготовили инструкцию, как написать текст на любую тему. Она подойдёт тем, кто начинает работать с контентом: маркетологам, предпринимателям, начинающим копирайтерам и редакторам. Разбираемся:

  • где искать информацию для текста;
  • зачем и как изучать целевую аудиторию;
  • как подобрать для текста правильную структуру;
  • как написать заголовок;
  • каким должно быть содержание;
  • как написать лид и заключение;
  • как и когда редактировать текст;
  • что ещё важно знать о хорошем тексте.

Советы в этой статье больше подходят для тех, кто пишет информационные тексты. Подробнее о создании продающих текстов можно почитать здесь.

Информация нужна для любого текста. В обзорах дают технические характеристики, в статьях в блог — описания сервисов, кейсов или явлений.

Факты стоит брать в проверенных источниках. Это не первые ссылки в топе поисковой выдачи. Даже если статья на первом месте, это не значит, что в ней нет ошибок. Лучше перепроверять все данные в первоисточниках:

  • на официальном сайте производителя товара;
  • в официальных FAQ и руководствах по продукту;
  • в статистике на сайте «Росстата»;
  • в публикациях с результатами независимых исследованиях и опросов;
  • у авторитетных экспертов;
  • в видео с конференций, вебинаров, саммитов.

Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

Технические детали лучше проверять тестами. Если пишете обзор «Яндекс.Метрики», загляните в справку «Яндекса» и зарегистрируйтесь в сервисе. Инструкции в статьях из топа могли устареть: не проверите их в «Метрике» — обманете читателя.

Бывает, что даже в авторитетных источниках мнения расходятся. Один эксперт советует тёплые полы для частного дома, другой категорически против них. Тогда в тексте можно привести мнения обоих экспертов с их доводами за и против — пусть читатель решает сам.

На изучение информации может уйти больше времени, чем на написание текста. Это нормальная практика — так создают качественный и достоверный контент.

Обычно авторам говорят, где будет размещён текст, зачем он нужен и кто его читатель. Если нет — спросите о целевой аудитории текста. Это нужно, чтобы сделать его интересным и полезным.

Вот утрированный пример, как это работает. Допустим, нужно написать текст про создание сайта. Вы думаете, что читатели разбираются в теме, и используете без объяснений термины CMS, «корневая папка», ЧПУ. Вас читают те, кто столкнулся с вопросом впервые, — они не понимают, о чём вы пишете. Скорее всего, люди закроют текст и уйдут туда, где это объяснят.

Обратная ситуация. В начале текста вы рассказываете, что такое CMS, где находится корневая папка, зачем нужен ЧПУ. А вас читают те, кто давно знаком с созданием сайтов, — люди хотят узнать, как создать ресурс со сложными анимациями. Им будет скучно читать азы, и с большой вероятностью они тоже уйдут.

Поэтому перед написанием текста нужно узнать как можно больше о целевой аудитории:

  • понимает ли читатель базовые вещи;
  • нужно ли объяснять ему термины;
  • к какой подаче материалов он привык.

Попросите портрет среднестатистического читателя и ориентируйтесь на него.

Если данных нет, составьте портрет сами. Подумайте, кому интересна тема материала: где работают эти люди, что они знают о теме, чего хотят от текста. Подробнее про анализ целевой аудитории можно почитать здесь.

Структура текста должна быть такой, чтобы читатель получил ответ на все свои вопросы по теме статьи. Найти эти вопросы можно разными способами: например, в «Вордстате» и в сообществах целевой аудитории.

«Вордстат» — сервис подбора ключевых слов от «Яндекса». Он помогает оценить интерес пользователей к какой-то теме. Введите в него главное ключевое слово — тему статьи — и посмотрите в левом столбце, что ищут с этим словосочетанием. Сохраните подходящие запросы: это вопросы, на которые нужно дать ответ в материале.

«Вордстат» подсказывает темы: читателей интересует, какие виды наружной рекламы бывают, сколько она стоит и где её производят
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»

В правом столбце можно найти дополнительные идеи — похожие запросы, которые помогут лучше раскрыть тему.

Например, в статье о создании группы во «ВКонтакте» людям интересно будет прочитать про оформление, настройки и виды сообществ
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»

Сообщества с целевой аудиторией — группы в социальных сетях, чаты в Telegram и форумы. Любые места, где общаются ваши потенциальные читатели.

Найдите там обсуждения по теме: например, введите в поисковую систему ключевое слово и добавьте к нему «форум». Зайдите на несколько сайтов и почитайте, чем интересуется целевая аудитория.

Некоторые популярные запросы можно увидеть в выдаче — на первом сайте обсуждают породы и кроссы свиней, их кормление и содержание 
Скриншот: «Яндекс»

Выберите частые вопросы пользователей и составьте из них план материала с темой и подзаголовками, в которых вы будете отвечать на запросы читателей.

Пример того, как может выглядеть структура текста
Скриншот: Skillbox Media

Можно сразу коротко описать, о чём будете рассказывать в каждом модуле. Тогда у вас получится не структура, а тезисный план текста. По нему легче работать: не придётся потом думать, какую информацию добавлять, а какую — нет.

Заголовок «продаёт» содержание текста. От него зависит, откроет ли читатель статью и не уйдёт ли на первых секундах. Поэтому нужно делать заголовок интересным.

Обычно в заголовке рассказывают о том, что будет в тексте. Выносят туда самое важное: говорят, что внутри материала будет инструкция со скриншотами или что в нём есть ответы на самые популярные вопросы.

Примеры заголовков информационных статей
Скриншот: Skillbox Media

В Сети много рекомендаций и приёмов для создания заголовков. Вот самые распространённые из них:

Используйте цифры. Считается, что цифры привлекают больше внимания, а ещё дают читателю представление об объёме материала. Распространены формулировки «X советов, как …». Например: «X советов, как оптимизировать рекламную кампанию».

Пообещайте выгоду. Выгода — то, что человек получит, если прочитает статью. Это может быть новый или очень простой способ решить проблему: «Узнайте, как создать чат-бота и не тратить время на однотипные ответы» или «Как выучить испанский без репетитора: топ приложений для смартфона».

Вызовите любопытство. Для этого можно использовать метафоры, вопросы, интересные факты. Например, «Советская теория, которую изучают по всему миру» или «Инструмент, о котором должен знать каждый менеджер». Главное не использовать кликбейт: это разочарует пользователей.

Есть ещё много других приёмов — можно задавать вопросы, использовать сравнения и интересные факты. Все эти приёмы можно сочетать друг с другом.

Лайфхак. Напишите несколько вариантов заголовков, а потом выберите лучший. Так можно получить интересный заголовок, который мотивирует читателя открыть статью.

Хорошее содержание отвечает на все вопросы, которые могут возникнуть у читателя. Например, если пишете текст про бетонную стяжку в бане, нужно рассказать о выборе цемента и песка, подготовке покрытия, нюансах заливки. А если про сервис сквозной аналитики — зачем он нужен, сколько стоит, какие функции в нём есть и как с ними работать.

Сделать текст содержательным поможет составленный вами тезисный план. Последовательно раскрывайте каждый тезис так, чтобы после чтения текста не оставалось вопросов.

Чтобы читателю было легче воспринимать большой объём информации, структурируйте текст. Это поможет быстро найти нужную часть повествования и даже при беглом просмотре заметить полезные мысли. Для структурирования используйте:

Подзаголовки второго уровня. Чрезмерную вложенность с подзаголовками второго, третьего и четвёртого уровня создавать не стоит — в такой структуре сложнее разобраться. Лучше, если подзаголовки последовательно раскрывают тему статьи, а не заставляют вспоминать, о чём сейчас речь.

Нумерованные и маркированные списки. Нумерованные списки обычно используют для обозначения порядка действий. В маркированных перечисляют равнозначные элементы — варианты действий, инструменты маркетинга, виды комплектаций.

Форматирование. Жирным, курсивом, цветной заливкой и другими способами обычно выделяют важные мысли. Читатель заметит их, даже если будет бегло изучать текст.

В остальном ориентируйтесь на редакционную политику ресурса, для которого пишете.

Редакционная политика — свод правил создания контента. В ней есть требования к содержанию и оформлению текстов — они разные у каждого сайта.

Часть редполитики блога TexTerra
Скриншот: TexTerra

Если редполитики нет, ориентируйтесь на базовые правила создания хорошего текста. О них мы расскажем ниже.

Лайфхак. Если даже с тезисным планом вы не знаете, с чего начать текст, напишите: «Короче» — и дальше рассказывайте о теме так, как рассказывали бы другу. Это помогает преодолеть «страх чистого листа».

Условно все тексты состоят из лида, модулей и заключения.

Лид, или введение, — первые несколько абзацев текста. Лид, как и заголовок, «продаёт» текст. Поэтому нужно сделать его интересным.

Есть много способов заинтересовать читателя лидом. Вот некоторые из них:

  • рассказать о проблеме, которую читатель сможет решить благодаря тексту;
  • подтвердить популярность темы, сославшись на исследования или опросы;
  • рассказать о результате, который читатель получит, если применит советы из статьи;
  • вынести в лид интересный факт.

Подробнее о других способах написать введение можно почитать здесь.

К введению можно добавить оглавление. Это покажет читателю ценность текста — так он сразу поймёт, о чём пойдёт речь и что он узнает.

Пример введения с оглавлением
Скриншот: Skillbox Media

Введение, как и заголовок, не обязательно создавать до написания текста. Можно сделать это после — когда вы уже создадите контент и точно будете знать, о чём идёт речь в статье и какой она получилась.

Заключение — последние абзацы текста. Некоторые авторы делают заключение для каждого текста, другие обходятся без него. Оба варианта допустимы: нет единого стандарта, который обязывал бы делать заключение.

Если хочется как-то подытожить вышесказанное, можно сделать заключение:

Одним абзацем. Например, после рассказа о профессии повара можно рассказать, какие ещё профессии есть в сфере общественного питания. Или вынести главную мысль: не готовы целый день стоять на ногах — лучше найдите другое занятие.

Отдельным модулем. Если информацию из большого материала сложно усвоить за один раз, то в блоке после него коротко перечисляют основные мысли. А в больших инструкциях и руководствах  выносят в отдельный модуль список действий.

Если не можете придумать, о чём рассказать в заключении, сделайте текст без него. Или пригласите пользователей прокомментировать статью, сделать репост или почитать другие материалы на сайте.

Во время написания текста можно опечататься, не расшифровать важный термин, недописать абзац или предложение. Редактура нужна, чтобы устранить эти ошибки, — она делает текст качественнее.

Перечитайте материал после того, как его написали. Он должен быть понятным и лёгким для восприятия. Поставьте себя на место читателя и задайте себе вопросы: мне всё понятно? не нужно возвращаться к предыдущему модулю, потому что чего-то не понял? не запинаюсь ли я при чтении?

Если что-то не так, перепишите предложение или абзац. Иногда в процессе редактуры нужно переделывать структуру, иногда нужно сделать два-три подхода к исправлениям. Это нормально — прорабатывая таким образом текст, вы делаете его лучше.

Заметить свои ошибки бывает сложно — вот несколько советов, как проверять текст:

  • Дайте тексту отлежаться. Если редактировать текст сразу после написания, глаз замыливается — можно не заметить даже грубых ошибок и опечаток. Лучше вернуться к тексту через несколько часов, в идеале — через несколько дней.
  • Прочитайте текст вслух. Это поможет найти нелогичные места и длинные предложения, которые сложно понять. Если одного вдоха не хватает на то, чтобы прочитать предложение полностью, — скорее всего, читателю будет сложно воспринять его. Лучше его сократить — разбить на несколько или убрать лишнее.
  • Измените шрифт и кегль. Пока вы пишете текст, глаза «привыкают» к шрифту и кеглю. Если изменить их перед проверкой, текст будет восприниматься по-другому и увидеть ошибки будет легче.

Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

Если вы работаете в паре с редактором или корректором, он может найти ошибки при проверке и указать на них. Если нет — проверьте текст несколько раз, чтобы точно ничего не упустить.

Делайте небольшие абзацы. Желательно, чтобы их длина не превышала 5–7 строк. Для этого руководствуйтесь правилом: один абзац — одна мысль. Так читателям будет легче воспринимать текст.

Согласовывайте заголовки. Желательно, чтобы они были в одном времени: «Зарегистрируйтесь» и «Создайте», а не «Регистрируемся» и «Создайте». Это позволит понять суть даже при беглом чтении. Это же правило используйте для элементов списка.

Пишите простым языком. Без сложных метафор и редких словосочетаний, значение которых придётся уточнять в поисковых системах. Пишите так, чтобы ваш текст можно было легко прочитать вслух без запинки.

Избегайте канцеляризмов. Это обороты, характерные для официальных документов и деловой переписки. В обычном тексте они не нужны, потому что усложняют восприятие. Вместо «осуществляют деятельность по разработке сайтов» можно написать просто «разрабатывают сайты».

Не лейте «воду». «Водой» называют информацию, которая не относится к теме текста и не усиливает его. Например, «водой» будет история возникновения рецепта борща в тексте с заголовком «3 рецепта борща».

  • Подборка из 8 популярных форматов контента: чем они различаются и как с ними работать
  • Статья о контент-плане в соцсетях: как его составить и как он помогает придумывать темы публикаций
  • Руководство: как написать кейс, если вы никогда этого не делали
  • Подборка: 22 признака хорошего рекламного поста в социальных сетях
  • Статья: 7 советов копирайтерам, которые хотят развиваться

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Копирайтинг от А до Я 2.0
Узнать больше

логичность и структура текстаМы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.

Содержание

  1. План текста
  2. Структура
  3. Связность текста
  4. Проверочный тест

Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.

План текста

В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.

1

Первый тип плана – диалектический

Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.

2

Второй тип плана – аналитический

Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.

3

Третий тип плана – исторический

Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.

4

Последний тип плана – тематический

Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.

Структура текста

Структура текста

Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.

Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.

Введение

Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.

Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».

Основная часть

В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.

Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.

Заключение

Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.

Названия и заголовки

Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая.

Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.

Связность текста

Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.

1. Порядок слов в предложении

В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.

2. Простые и сложные предложения

Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.

3. Слова и обороты связи

Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.

Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.

Противопоставление

Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза

Причина и следствие

Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине

Цель

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы

Перечисление

Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов

Условие

Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда

Дополнение

Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…

Пример

В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию

Выделение

Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути

Сравнение

Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

3 Стили текста5 Словарный запас →

Экспертный контент в маркетинге

  • Начало

  • Как структура влияет на понимание текста

  • Как помогает правильная структура

  • 7 приемов сделать текст логичнее

  • Резюме

Проблемы со структурой текста отражают проблемы с мышлением автора. Как он мыслит, так и пишет. Но это работает и в обратную сторону: научившись ясно и понятно излагать мысли в тексте, мы учимся яснее мыслить.

За год я читаю и даю обратную связь по текстам пары сотен людей. Это студенты курсов, сотрудники моего агентства, кандидаты на вакансию контент-маркетолога. Я их подбираю, когда строю отдел контент-маркетинга для своих заказчиков. Есть у меня такая услуга.

Эта пара сотен людей пишет тексты в качестве домашнего задания или тестового. И в половине из них есть проблемы со структурой.

Как структура влияет на понимание текста

Хороший текст — это текст, который легко запомнить и пересказать, прочитав один раз. В таком тексте есть скелет — структура, на которую автор наложил фактуру — мясо текста.

Даже просто пробежавшись глазами по подзаголовкам, читатель сможет понять:

  1. О чем текст;
  2. Будет ли статья понятна и полезна;
  3. Стоит ли тратить свое время на чтение.

Сразу видно, что это плохой текст. Автор выплеснул поток сознания без какой-то логики и структуры. Скорее всего он сам не до конца понимает, что хочет сказать и чего ждет от читателя.

Так бывает, когда автор берет мысли из головы или факты из брифа (то самое мясо), и начинает лепить из них текст, как ему муза подскажет. Проблема в том, что читателю муза на ухо не шепчет, и разобраться в мыслях автора ему будет сложно. Гораздо проще закрыть страницу и пойти дальше.

Как помогает правильная структура

1. Облегчает нагрузку на мозг читателя.

Все любят с горочки кататься, но мало кто — саночки возить. Так и читатель не любит тратить энергию на переваривание текста. Если мозгу тяжело, читатель уйдет, даже если контент супер-полезный. А если легко — дочитает до конца.

Снизить нагрузку помогают:

  • единообразие в структуре,
  • повторяющийся ритм подзаголовок/абзац/пробел,
  • порядок в навигации: в любом месте статьи понятно, где ты находишься.

2. Позволяет сделать транзитивные подзаголовки

Это заголовок, который передает суть, квинтэссенцию абзаца одной фразой. Он помогает читателю понять, о чем текст и стоит ли его читать.

Например: Яблоко ред чиф переехало в Крым и повысило удовлетворенность жизнью на 58%.

3. Работает на SEO

Поисковые системы выше ранжируют сайт, если на нем соблюдена вложенность заголовков Н1, Н2, Н3.

4. Показывает дыры в логике повествования

Когда у вас кирпич текста, вы не сможете понять, в какой его части проблема. Если вы пишете по структуре, то вам придется написать подзаголовок, а значит:

  • Решить, про что этот абзац, и какая мысль в нем — главная.
  • Добавить логическую связь, переход от одного абзаца к другому.

В отличие от потока сознания, структурированный текст легко пересказать. Это верный признак хорошего, понятного и убедительного текста.

7 приемов сделать текст логичнее

  1. Ставьте новый подзаголовок каждые 400-500 знаков

Так вы прочитаете подзаголовки, увидите структуру текста, сможете найти нелогичные переходы и исправить их. Если вы не можете придумать подзаголовок для абзаца, значит в нем нет главной мысли. Абзац надо перенести или удалить.

А еще это поможет читателю ориентироваться в тексте: он сможет сразу перейти к интересующим его тезисам.

2. Делайте заголовки единообразным

Если подзаголовок не похож на предыдущие, возможно, есть пробел в логике. Абзац надо перенести или удалить.

Онлайн-курс «Экспертный контент в маркетинге»
Старт 31 января 2023

3. Оформляйте перечисления списком.

Это визуально разгрузит текст, его станет легче «переварить». Если в перечислении встречается одно и тоже слово, выносите его за скобки. Так читателю их легче воспринимать, они не утомляют мозг и делают текст понятнее.

4. Перечисляйте однородные вещи, а не красный, зеленый, круглый, мокрый

Чтобы понять, почему вы поставили в один ряд разные вещи, нужно будет напрячься. Читатель устанет и уйдет, не дочитав.

5. Пишите тексты в Google Docs и сразу используйте форматирование.

На полях слева вы увидите структуру документа и заметите, если с ней что-то не так.

6. Вам не обязательно сразу давать название каждому абзацу.

Если вы еще набираете фактуру, отформатируйте как Н2 слово «Подзаголовок». Так вы на этапе фундамента текста заложите правильную структуру.

7. Проверяйте уровни вложенности: у H3 всегда есть материнский Н2.

Если вы пытаетесь по какой-то причине «перепрыгнуть» на уровень ниже, помните, скорее всего читатель не поймет такой структуры.

H1 Как за два года увеличить количество лидов в 10 раз, сократив долю рекламных расходов

H2 Какую задачу нам поставили
H2 Какие ошибки мы вскрыли

H3 Кампании неправильно сгруппированы
H3 Неполное семантическое ядро
H3 Нет УТП в заголовках

Резюме

  1. Пишите тексты с ясной и логичной структурой. Они будут понятны читателю, и он захочет дочитать их до конца. Чужой поток сознания никому не интересен.
  2. Структурировать текст — не талант, а навык, который приходит с практикой. Чтобы стать хорошим копирайтером, его надо тренировать. Решайте логические задачки — это тоже помогает. Например, такие.
  3. Навести порядок в тексте можно с помощью моего чек-лист по редактуре текста. Его отдает чат-бот.

Хотите подписаться на рассылку об экспертном контенте?

Хитрости, чек-листы, инструкции.

Зачем тексту скелет и как он выглядит

Как выглядит скелет текстаПриветствую читателей блога! Тема статьи – правильная структура текста: что это такое, для чего нужно и как ее создавать.

Чем плох неструктурированный текст? Его сложно и читать, и понимать. Автор вначале описывает одно, потом резко, без какой-либо логической связки перескакивает на другое. Потом снова возвращается к первому. В итоге читатель теряет нить повествования. Конечно, если напрячься, то можно понять, о чем речь. Но фокус в том, что наше подсознание отказывается воспринимать такую писанину и придется вчитываться, вдумываться в смысл. У людей просто нет времени и желания на расшифровку непонятного текста.

Структура текста – логическая упорядоченность информации

Ее можно образно назвать скелетом текста. Когда мы составляем план статьи, то вначале намечаем себе ключевые моменты: о чем хотим рассказать и в какой последовательности. Это и есть наш скелет и на него мы потом нарастим мясо – подробности, выводы, мнения экспертов и т.д.

Структура, если говорить просто – это правильное разбиение текста на логические блоки. Но это только поверхностное определение. Нужно еще правильно выделять абзацы – не прихватить лишнего с другого логического блока. Грамотно делить текст на предложения и связывать предложения между собой внутри абзаца. И обязательно придерживаться одного времени внутри логического блока: то есть все, что вы описываете в абзаце, должно происходить в одно и то же время.


Узнайте, где и сколько зарабатывают рерайтеры, на бесплатном интенсиве «Как рерайтеру выйти с нуля на ежемесячный доход 50000-100000 рублей»


Вот основные требования. Но начинающие авторы не знакомы с этими правилами и часто допускают ошибки. Давайте подробно разберем пример из интернета:

Пример неправильной структуры текста

Первое предложение выпадает из общей картины:

  1. По времени. Это прошедшее время. А весь остальной текст написан в настоящем.
  2. По смыслу. Начали с истории, которая берет начало в 1999 году, а потом перескочили на окна, знание толка, производство. Между предложениями нет логических связок. В конце вообще уехали на задачи и пожелания клиентов.

И это, обратите внимание, только первый абзац! А в тексте их три.


Скачайте бесплатно комплект авторских чек-листов по рерайтингу, которые помогут вам  осваивать тонкости профессии


Как структурировать текст

Всю информацию рассортируем по разным абзацам, потому что здесь нет единой канвы, все предложения из разных опер.

Если первое предложение – истоки компании, то логично продолжать про компанию: история началась тогда-то с таких-то событий. И коротко описать, что, например, это был небольшой цех по изготовлению столярки. Со временем стал расширяться, когда возник спрос и на рынок пришли стеклопакеты. Это в порядке бреда, но уловите суть. Коль начали с истории, то надо ее рассказать. И закончить абзац можно предложением, что занимаемся этим уже 15 лет.

Следующий абзац: за эти годы накопили опыт, оснастили производство оборудованием, контроль качества и отсюда – отличная продукция. И завершить фразой о том, что мы знаем толк. Резюмировать все сказанное. Вот вам логическая связка двух абзацев. Их можно объединить в один блок под условным подзаголовком «Коротко о нас» и поместить ближе к середине или концу текста.

Следующий абзац – обращение к покупателям: хотите то или это – все что угодно за ваши деньги. Этот блок можно дополнить выводами и сделать его завершающим.

Вот как можно было структурировать этот текст.

Создать скелет информационной статьи можно, опираясь на эти ключевые точки:

  • Какую продукцию делает компания
  • Потребительские качества, преимущества, выгоды (можно добавить цены)
  • Опыт — почему компании можно доверять (история — как начиналось и как стало)
  • Особенности технологии, которые обеспечивают качество
  • Выводы и предложение выбрать товар.

Сюда добавляем заголовок и вводный абзац, который кратко анонсирует суть статьи – и готово!

Вывод

Теперь Вы знаете, что такое структура текста, как соблюдать логику в повествовании и почему неструктурированный текст – это плохо. Если все это пока не слишком понятно, приходите в Школу начинающего рерайтера. Там получите навыки работы с текстом и освоите много тонкостей.

Наш пример – это не жесткий шаблон. В каждом отдельном случае ключевые моменты будут свои. Ваша задача – связать их логически правильно подобранными деталями, чтобы каждый последующий блок закономерно вытекал из предыдущего или был связан с ним по смыслу. Ну и соблюдать логическую последовательность внутри абзацев по принципу разобранного примера. Если есть мысли – комментируйте, вопросы тоже задавайте в комментариях. Отвечу на все.

Ваша Инна Копичникова

Урок 2. Структура статьи

Здравствуйте, дорогие друзья!

В этом уроке мы поговорим о структуре статьи. Дело в том, что умение создавать хорошую структуру — один из главных навыков любого пишущего человека. Если копирайтер не научился грамотно располагать свои мысли, то уже неважно, насколько он владеет темой и знает правила орфографии — его статьи будут сложными для восприятия. Итак, приступим.

Структура статьи — это последовательность, в которой мы излагаем информацию. Например, если мы пишем статью «Как кормить хомячков», то структуру можно сделать такой:

  1. Введение
  2. Сухой корм
  3. Влажный корм
  4. Витамины и добавки
  5. Вода для хомячков
  6. Заключение

Структура есть в любом тексте, однако она может быть как удачной, так и неудачной. Когда в статье нет подзаголовков и деления на абзацы, а мысли изложены хаотично, то читатель ее вряд ли осилит. В статье с хорошей структурой все разложено по полочкам, а текст выглядит привлекательным для чтения.

Хорошая структура работает исключительно на раскрытие заявленной темы. Если статья посвящена кормлению хомячков, то в ней не нужно рассказывать про питание шиншилл и морских свинок. А если мы пишем про пляжный отдых в Египте, то абзац про историю пирамид будет совсем не к месту.

Структура зависит от темы и задач, которые мы решаем. Однако у любой статьи должны быть введение, основная часть и заключение.

Введение

Задача введения — вызывать у людей интерес и убедить их прочитать нашу статью. Добиться этого можно по-разному: рассказать о содержании, заинтриговать или показать, что статья решает проблему читателя.

Основная часть

Задача основной части — раскрыть тему. Здесь нет ничего сложного: мы просто отвечаем на вопросы, которые могли бы возникнуть у читателя. Например, если мы пишем статью про курорт Геленджик, то он наверняка у нас спросит:

  • А какие там пляжи?
  • А где там жить? А сколько стоит номер?
  • А где в Геленджике можно поесть?
  • А чем еще заняться, кроме купания?
  • А что там с транспортом?

Подробные ответы на эти вопросы и станут структурой для нашей основной части.

Весь текст статьи разбивается на абзацы, по принципу «один абзац — одна мысль». Если абзац посвящен проживанию на курорте, то в нем не следует писать ни о чем другом. Оптимальный размер абзаца 3-4 строки.

Если же тема требует нескольких абзацев (скажем, про гостиницы, коттеджи и частные дома), то их можно обособить подходящим подзаголовком. В нашем примере это «Проживание в Геленджике». Чтобы текст легко читался, подзаголовки должны стоять через каждые 2–5 абзацев.

Заключение

Задача заключения — помочь читателю сделать вывод из нашей статьи. Для этого есть четыре приема:

  • Подвести итоги и резюмировать содержание;
  • Рассказать, как лучше воспользоваться всей этой информацией;
  • Дать напоследок несколько советов;
  • Призвать к какому-нибудь действию (например: «Ешьте больше витаминов!»).

Также в самом конце можно вежливо попрощаться с читателем.

Научиться создавать хорошую структуру совсем несложно, главное — постоянно практиковаться. Отличное упражнение — это анализировать чужие тексты. Возьмите статью, которая вам больше всего понравилась, а потом попробуйте разобраться, как она устроена.

Всем добра!

Предыдущий урок — Как написать первую статью
Следующий урок — Заголовки и подзаголовки

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Отправить

Оценить статью

Загрузка…

Всем привет, на связи Юлия! Тема этой пятницы – структура текста.

Правильно продуманная структура текста позволит вашему читателю быстро в нем сориентироваться, найти нужную информацию, поблагодарить вас за то, что всё ясно-понятно.

Что за структура и зачем она нужна

Представьте себе текст, где автор пишет сначала первое, потом второе, потом снова первое, третье и опять второе. Что-то повторяется, что-то не раскрыто, еще и написано сплошной “простыней”. Долго мы будем пробираться сквозь дебри авторского сознания? От силы одну-две минуты. Потому что наш мозг – ленивый.

Перед тем как писать текст, нужно примерно прикинуть: о чем расскажем, как расскажем, как заинтересуем. То есть определиться, какой будет главная мысль. Если статья о выборе чего-то – то нужно грамотно преподнести информацию, которая поможет выбрать. Если статья продающая – продумать, чем будем завлекать. Если информационная – продумать, что именно будет самым важным и интересным. Так мы создаем костяк статьи. А далее с помощью описанных ниже приемов улучшаем восприятие текста.

Как структурировать текст: приемы

Наверное, вы уже читали о том, что когда мы открываем текст, то прочитываем сначала первый-второй абзац, потом первую строчку следующего, потом первую строчку следующего и т. д. Наш взгляд вырисовывает букву F:

Так мы ищем сразу нужное для себя. Поэтому нужно заинтересовать читателя в начале и не отпускать до самого конца.

Цепляющее введение

Начало статьи, наполненное “водой” и очевидной информацией, сразу сигнализирует, что все плохо. Пусть это будет 2-3 предложения, но цепляющие, интересные, без всяких “в наше время”, “в современном мире”, “ни для кого не секрет”. Точно направленные на вашу целевую аудиторию, предугадывающие ее боль и проблемы.

Например, одну свою статью я начала так, предполагая, что те, кто пишут “5-ти этажный”, заинтересуются:

Предлагаю сегодня прокачать знания о буквенных наращениях после цифр. То и дело встречаю в текстах: 12-ти этажный, в 2-х случаях, 2019-ый год, 5-ти человек… Это все неправильно и иногда смешно, а почему — рассказываю.

Заголовки – это обязательно

Позволят “просканировать” ваш текст и остановиться сразу на нужной части. Заголовки всегда читают. А значит, их можно эффективно использовать: поместить туда интересную информацию, заставляющую на ней остановиться. Но главное – не нарушать их иерархию.

Не заставляйте блуждать

Если что-то вспомнилось по ходу написания, не нужно делать нелогичные переходы с “кстати” или “а вот в давние времена…” Каждая мысль должна быть на своем месте. Мозгу неудобно переключаться на что-то, а потом возвращаться к предыдущему повествованию. Так же как неудобно, когда в тексте идёт отсылка к написанному выше (“в самом начале статьи мы сказали что-то, вернитесь и перечитайте”).

Можно писать все, пока пишется, чтобы ничего не забыть и не прерываться. Но потом нужно обязательно пройтись по тексту и перенести блоки на свои места, по логике и смыслу, иногда отделить новыми подзаголовками, иногда просто оформить как цитату.

Абзацы – это не так просто

Есть универсальное правило: одна мысль – один абзац. Он не должен быть огромным, чтобы не перегружать информацией. Но и делать абзац из одного предложения тоже не стоит. Оптимальная длина – 5 строк. Но все 5 строк не должно занимать одно длииииииинное сложное предложение.

Главное:

  • новая мысль начинается с нового абзаца;
  • новая мысль должна логически продолжать предыдущую;
  • если мысли между двумя абзацами никак не связаны, то это уже новая глава, которая отделяется подзаголовком;
  • описание в абзаце должно происходить в одном времени. Например, нельзя говорить об истории и предпосылках, а потом сразу переходить к сегодняшним дням. Например:
Неправильно Лучше
Наша фирма была основана еще в 1998 году и пережила несколько кризисов, но смогла устоять. Мы начинали с одного небольшого офиса на окраине Нижневартовска. Производим качественную мебель и доставляем по всей России. Наша фирма была основана еще в 1998 году и пережила несколько кризисов, но смогла устоять. Мы начинали с одного небольшого офиса на окраине Нижневартовска.

Сейчас наши филиалы есть в 15 городах страны. Производим качественную мебель и доставляем по всей России.

Списки. Маркированный и нумерованный

Я люблю списки и любое перечисление стараюсь оформить именно так. Они намного облегчают восприятие информации, их охотнее читают. Особенно хороши, если нужно перечислить преимущества товара, ассортимент – то, чего много.

Маркированный список – это обычный список перечисления с маркерами, точками. В перечне элементы не упорядочены между собой. От их перестановки местами смысл не поменяется.

Например. Для приготовления яблочного пирога понадобятся продукты:

  • яйца – 3 шт.;
  • мука – 1 ст.;
  • сахар – 1 ст.;
  • кефир – 1 ст.;
  • яблоки – 2 шт.

Нумерованный список уместно использовать, если вы перечисляете этапы чего-то. Если элементы поменять местами, нарушится смысл.

Например. Как приготовить яблочный пирог.

  1. Взбейте яйца с сахаром.
  2. Влейте кефир.
  3. Добавьте муку и взбейте миксером на средней скорости.
  4. Очистите яблоки.
  5. Выложите их на дно формы и залейте тестом.

Больше информации по оформлению списков и пунктуации в них – в этой статье.

Иллюстрации – не только картинки

Примеры иллюстраций вы видите в каждой моей статье.

  • Можно разбавлять статью картинками, видео, если они хорошо подходят по смыслу и помогают объяснить читателю, о чем вы говорите.
  • Можно вставлять таблицы, схемы, приводить сравнения, как, например, я сделала в прошлой статье о числах в тексте.
  • Можно найти образцы заполнения анкет, документов, если, например, вы пишете о получении визы, о пересечении границы и необходимых документах.

Словом, все то, что помогает вам лучше пояснить свои мысли, – это и есть иллюстрации. Даже если это просто текст, сравнение “хорошо” и “плохо”.

Выделения в тексте

Еще один вариант структурирования – выделение жирным, курсивом, цитатами важной информации. Я понимаю, что не каждый человек прочитает все слова в моей статье – поэтому выделяю жирным то, на чем хочу сделать акцент. А если читатель захочет, то прочитает абзац внимательнее, как делаете сейчас вы.

Равные отступы

Между абзацами не нужно ставить несколько пустых строк. Редактор их всегда удаляет. Зачем заставлять читателя больше времени крутить колесико мышки?

Расстояние между абзацами должно быть в одну пустую строку, и так по всему тексту.

Выводы в конце статьи

Какой бы интересной ни получилась ваша статья, всю полностью ее вряд ли прочтут. Пролистают, прочитают заголовки, обратят внимание на выделения и картинки. И глянут последний абзац.

В последнем абзаце нужно подытожить и еще раз кратко перечислить, о чем же была статья. Если вы писали продающий текст, то последним абзацем можно и нужно окончательно убедить человека совершить целевое действие. Последний абзац – это мощь. Закройте читателю “гештальт”, и пусть он уйдет удовлетворенным тем, что нашел в вашей статье ответ на свой вопрос. Все, к чему вы подводили его, нужно красиво подытожить.

Что будет, если пренебречь структурой

А вот какую иллюстрацию я нашла, чтобы показать, что такое “плохо”. Это статья по моему запросу “как выбрать манго”.

Что здесь не так?

  • Ни одного заголовка – нужно самому понимать, о чем текст, где в нем то, что нужно.
  • В абзацах несвязанная информация, которую я не спрашивала. Это и есть “поток сознания” автора, хаос.
  • Список нумерованный, первый его элемент – скорее, то, что должно было быть в абзаце, но не в списке. А можно было оформить цитатой, например: “Справка: в пищу употребляются и зрелые, и незрелые плоды – они одинаково полезны”.
  • Разные отступы между абзацами.

Если вам было лень читать, краткие итоги здесь

Любой текст обязательно нужно грамотно структурировать. Продумайте вашу статью, логическую взаимосвязь абзацев, заголовков. Создайте костяк (главную мысль), который далее будет обрастать подробностями, советами, фактами.

Используйте для этого заголовки, абзацы, списки, выделение шрифтом, иллюстрации. Не заставляйте читателя “прыгать” по статье и перечитывать то, что было написано где-то выше.

Все эти приемы есть в статье, которую вы сейчас читаете. Так я постаралась наглядно и сразу показать, как важно грамотное структурирование.

А если в тексте нет структуры – это полная халтура! Согласны? Вы всегда продумываете структуру, или начинаете писать, а потом она вырисовывается сама собой?

Как и зачем структурировать статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать структуру приложения
  • Как написать структуру отдела
  • Как написать структуру книги
  • Как написать структуру дипломной работы
  • Как написать стрелкову гиркину

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии