В сочинении ЕГЭ очень важно правильно написать своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
Этим фрагментом завершается основная часть сочинения, в нем выпускник должен не только выразить свое отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с ним), но и обосновать его.
Из материалов этой статьи вы узнаете, как выразить собственное отношение к позиции автора, что служит обоснованием, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке собственного мнения и многое другое.
Содержание статьи
- 1 Выражение своего отношения к позиции автора
- 2 Типовые конструкции выражения своего отношения к позиции автора
- 3 Структура обоснования
- 4 Что может быть аргументами обоснования?
- 4.1 Факты
- 4.2 Иллюстрации
- 4.3 Опыт
- 4.4 Обращение к авторитетным мнениям
- 4.5 Цитаты из авторитетных источников
- 4.6 Обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.).
- 4.7 Обращение к логике (индукция, дедукция)
- 4.8 Обращение к читательскому опыту
- 5 Способы обоснования
- 5.1 Доказательство
- 5.2 Опровержение
- 5.3 Подтверждение
- 5.4 Объяснение
- 5.5 Интерпретация
- 5.6 Определение
- 5.7 Оправдание
Выражение своего отношения к позиции автора
При написании своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста выпускник должен показать умение выражать свое отношение к мнению других людей, продемонстрировать способность понимать содержание предложенного текста и его посыл.
Существуют всего два варианта выражения своего отношения к позиции других людей:
- согласие;
- несогласие (полное или частичное).
Выпускник может согласиться с позицией автора по проблеме исходного текста, а может частично или полностью не согласиться.
Ученик свободен в своем выборе, при этом нужно учитывать, что в предлагаемых на экзамене текстах, как правило, описывают достаточно явные и очевидные истины, например:
- Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что люди самоотверженно защищали свою Отчизну;
- Человек, переживший беды, начинает по-настоящему ценить свою жизнь;
- Любовь способна творить чудеса: она придаёт людям силы, вселяет в них желание жить, исцеляет их;
- Детство — самая счастливая пора в жизни человека и другие.
С подобными утверждениями трудно не согласиться.
Составители экзаменационных материалов выбирают тексты, в которых затрагиваются актуальные для общества проблемы и общечеловеческие ценности.
Высказывая собственное мнение, выпускник должен помнить о том, что ему нужно обосновать именно своё отношение, то есть аргументировать его в сочинении.
Важно!
Свое отношение к позиции автора обязательно должно соответствовать сформулированной в сочинении проблеме исходного текста!
И его необходимо правильно выразить.
Сделать это можно с помощью различных типовых конструкций.
Типовые конструкции выражения своего отношения к позиции автора
Типовые конструкции — это речевые клише, устойчивые выражения, для которых характерны определенный постоянный состав слов и их порядок.
Выпускник может воспроизводить в сочинении те или иные готовые обороты речи целиком или частично, для того чтобы быстро и точно передать нужную информацию.
При этом важно выбирать из предлагаемых конструкций только те, которые наиболее точно передают мысль выпускника.
Для выражения своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста можно воспользоваться следующими типовыми конструкциями.
Формулы согласия с позицией автора:
— Я согласен с автором данного текста в том, что…;
— Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…;
— Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…;
— Моя позиция совпадает с позицией автора:…;
— Мне близка позиция автора. Я считаю, что …;
— Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…;
— Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя…), и я тоже считаю, что….
Если выпускник не согласен с позицией автора, полностью или частично, то он может использовать следующие формулы несогласия (полного или частичного):
— Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…;
— Мне кажется, автор не прав. По моему мнению, … ;
— Соглашусь с автором частично. Считаю, что … ;
— В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что … Постараюсь обосновать свою точку зрения.;
— Текст писателя … произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, … , но с другой стороны, … .
Своё отношение выпускник может выразить при помощи вводных конструкций или деепричастных оборотов в сочетании с безличными предложениями:
— Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, полагаю),…;
— Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…;
— Размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить…;
— Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…
В данной части сочинения выпускник должен не просто выразить свое отношение к позиции автора, но и обосновать его.
Структура обоснования
Обосновать — это значит подтвердить своё мнение убедительными доказательствами; привести аргументы (факты, объяснения, примеры) для подтверждения своего мнения по позиции автора.
Обоснованное, то есть аргументированное мнение выпускника представляет собой текст-рассуждение.
Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальный балл за обоснованное выражение своего отношения к позиции автора по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.
Правильное обоснование своего отношения к позиции автора по сформулированной проблеме текста состоит из 3 элементов:
- Тезис (отношение выпускника к позиции автора по сформулированной проблеме; желательно написать не только свое согласие или несогласие, но и свою точку зрения на проблему исходного текста);
- Аргументация (обоснование своего мнения с примером);
- Вывод (итог рассуждений по своему отношению к позиции автора и обоснованию своего отношения).
Свое мнение можно обосновать следующим образом:
- Подтвердить тезис (привести аргументы «за»).
- Опровергнуть тезис (привести аргументы «против»: доказать тезис, опровергая противоположный).
Подтверждающие тезисы используют гораздо чаще в силу того, что выпускники в большинстве случаев соглашаются с мнениями авторов исходных текстов, так как общечеловеческие ценности являются нравственными ориентирами, на которых основывается общество.
Например:
Я согласен с позицией В.П. Астафьева. Хотя со времён Великой Отечественной войны прошло более семидесяти лет, многие помнят военные годы, как трагическое время, заставившее изменить взгляды и на жизнь.
В данном образце выражения своего отношения к позиции автора дан пример, в котором выпускник соглашается с позицией автора по проблеме исходного текста и подтверждает сформулированный им тезис.
Опровергнуть тезис ученик должен, когда он полностью или частично не согласен с позицией автора.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Составители экзаменационных материалов нередко предлагают для анализа тексты с неоднозначным содержанием, когда могут быть высказаны различные точки зрения по проблеме предложенного текста, либо выпускник может иметь свою, отличную от автора исходного текста, позицию по сформулированной проблеме экзаменационного текста.
В таком случае выпускнику следует корректно, в соответствии с этическими нормами, высказать своё отношение к позиции автора и обосновать его.
Например:
В целом доводы Б.Л. Васильева текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что на войне осознаётся ценность человеческой жизни. Постараюсь обосновать свою точку зрения.
Для обоснования своего отношения к позиции автора хорошо подходят примеры из истории нашей страны, личного и читательского опыта выпускника.
Также можно использовать и другие подходящие аргументы.
Что может быть аргументами обоснования?
Аргументы обоснования — веские, неопровержимые доводы, которые выпускник приводит в сочинении для подкрепления своей точки зрения.
Обосновать свою точку зрения по поводу позиции автора на сформулированную проблему – это значит привести ряд аргументов, примеров, подтверждающих мнение выпускника.
Ученик может приводить аргументы из художественной литературы, либо использовать другие суждения по рассматриваемой проблеме, дополняя свой или чужой опыт наглядными примерами.
Для обоснования своего мнения используют следующие аргументы:
- факты (события, результаты, имевшие место в действительности);
- иллюстрации (наглядно-описательная форма);
- опыт (знание жизни, основанное на том, что пережил и испытал человек/общество);
- обращение к авторитетным мнениям;
- цитаты из авторитетных источников;
- обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);
- обращение к логике (индукция, дедукция);
- обращение к читательскому опыту.
Примеры использования данных аргументов для обоснования своего отношения к позиции автора по исходному тексту представлены ниже.
Факты
Выпускник в доказательство своих мыслей может привести различные реальные события и явления, действительно произошедшие в жизни.
Например:
Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что многие солдаты и офицеры в коротких передышках между сражениями вспоминают родной дом и своих близких и понимают, что в следующем бою они могут запросто погибнуть. Но решимость отдать свою жизнь за то, чтобы дети спокойно росли под мирным небом в свободной от врагов стране, вселяла в них мужество и стойкость. В истории Великой Отечественной войны можно найти множество примеров, когда солдаты, накрывая собой мины и гранаты, умирали, спасая жизнь товарищей по оружию.
Иллюстрации
В этом случае выпускник может использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе или в жизни) или предположительный пример, то есть размышление о том, что могло бы произойти при определенных условиях.
Например:
С позицией автора трудно не согласиться. Любой человек будет стараться помогать близким тогда, когда им трудно. В жизни можно найти большое количество примеров того, что семья ради здоровья одного из ее членов жертвует всем: временем, деньгами, жильем. Когда я был маленьким и заболел желтухой, все члены моей семьи после моей болезни сели на диету и ели только то, что разрешалось мне.
Опыт
Автор сочинения в аргументации своего мнения может использовать как личный, конкретный опыт, так и общечеловеческий, исторический, если он помогает ему доказать свою точку зрения.
Например:
Я совершенно согласен с позицией автора, так как сам живу в селе и вижу, как в последние годы многие жители села уехали в областной центр... .
Обращение к авторитетным мнениям
В доказательство правильности своей точки зрения выпускник может сослаться на мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей.
Например:
Моя позиция совпадает с позицией автора: быть благодарным очень трудно, гораздо проще что-то хорошее для других делать самому. В связи с этим мне вспоминаются слова учёного, историка Василия Ключевского: «Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть благодарным — подлость».
Цитаты из авторитетных источников
Можно использовать в качестве цитат не только высказывания известных людей по проблеме исходного текста, но и строки художественных произведений.
Главное — написать эти цитаты без ошибок.
Например:
Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания.
Именно о такой любви писал в своём стихотворении Константин Симонов:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.).
Выпускник в своем сочинении может показать свои теоретические знания в области различных наук, связанные с темой и проблемой текста, а также умение оперировать научными терминами.
Например:
Мне близка позиция автора. Как и К.Г.Паустовский, я считаю, что именно такие события, как первый полёт человека в космос, являют собой смену эпох в жизни человечества… . На космических станциях проводятся уникальные эксперименты в области биологии, биомедицины, физики и других наук, и следовательно, нас ожидают новые открытия, которые, возможно, станут новой вехой истории.
Обращение к логике (индукция, дедукция)
Благодаря логике выпускник может давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.
Например:
Я согласен с позицией автора. Только любимое дело способно сделать человека счастливым. Я думаю, что если бы любимый труд не приносил таких ярких эмоций, какие испытывал герой рассказа А.П.Чехова, то не совершились бы многие открытия и наука оставалась бы на прежнем уровне.
Обращение к читательскому опыту
Это могут быть примеры не только из художественной, но и научной, публицистической литературы.
Главное, чтобы пример гармонично встраивался в рассуждение выпускника и подтверждал его мысли, которые он данным примером обосновывает.
Например:
Я разделяю позицию автора и тоже считаю: личность учителя имеет большое значение в жизни его воспитанников. В доказательство своей правоты хочу рассказать о героине рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», который оставил в моей памяти неизгладимые впечатления.
Используя подобные аргументы для обоснования своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста, выпускник делает своё сочинение убедительным и заслуживающим максимального балла.
Способы обоснования
Обоснование своего мнения в сочинении ЕГЭ – это подтверждение логичности отношения выпускника к позиции автора экзаменационного текста, приведение убедительных аргументов и доводов, помогающих понять позицию ученика.
Существуют следующие способы обоснования:
- Доказательство;
- Опровержение;
- Подтверждение;
- Объяснение;
- Интерпретация;
- Определение;
- Оправдание.
Выбор того или иного способа обоснования зависит от содержания исходного текста и личного опыта выпускника, который на основании последнего выбирает аргументы для выражения своего мнения.
Ниже приведены примеры различных способов обоснования точки зрения выпускника (его отношения к позиции автора анализируемого текста).
Доказательство
При использовании этого способа выпускник доказывает свою точку зрения, используя свой жизненный (в том числе читательский) опыт.
Например:
Я полностью согласен с автором: гражданская война – это братоубийственная война, жестокая и несправедливая по своей сущности. Конфронтация между разными частями одного народа уничтожает такие понятия, как доброта, милосердие, честь, совесть. Война разделяет граждан одной страны на непримиримых противников. Очень точно это описано в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон», в котором изобличена тонкая грань, разделившая на красных и белых не только жителей одной станицы, но и семьи казаков. Бывшие друзья становятся непримиримыми врагами, разваливаются семьи, а в душах людей поселяются опустошение, отчаяние, неверие в справедливость. А ведь этим людям еще предстоит жить в одной стране, поднимать её из руин.
Опровержение
Данный способ обоснования используют, при полном или частичном несогласии с позицией автора исходного текста.
В таких случаях строят рассуждение, приводя аргументы «против» позиции автора.
Например:
Текст Л.Ф.Воронковой произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, автор права, когда показывает, как двуличие отца Жени проявляется в том, что он говорит людям не то, что думает на самом деле, но с другой стороны, понятно и его желание лучшей судьбы для своей дочери. Всем родителям хочется, чтобы ребёнок вырос красивым, образованным, уважаемым всеми человеком. И многие, действительно, полагают, что уважения заслуживают лишь такие профессии, как врач, учитель, юрист. Я же считаю, что любая профессия почётна, если работать добросовестно, вкладывать в свой труд все силы и душу. Думаю, что и Женин отец это тоже понимает, поэтому он и не давит на дочь, а дает ей еще время подумать.
Подтверждение
При помощи данного способа выпускник может приводить в сочинении определённые факты, подтверждающие согласие с позицией автора.
Например:
С позицией автора трудно не согласиться. Дети не проявляют надлежащего уважения своим родителям, очень часто стесняются обнаружить свои чувства и проявление любви. Подтверждение этому есть в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Объяснение
Объяснение является симбиозом доказательств и подтверждений, которые в совокупности подробно обосновывают отношение выпускника к позиции автора по проблеме исходного текста.
Например:
Мне близка позиция автора. Я считаю, что, какой бы вид искусства мы сегодня ни вспомнили: литературу, музыку, живопись, — практически в каждом найдем тех представителей, которые воспевали родную природу... .
Интерпретация
Интерпретация – это понимание, трактовка, раскрытие смысла текста, требующего интеллектуальных усилий.
Выбирать данный вид обоснования лучше всего при написании сочинения по тексту художественного стиля, где очень трудно определить проблему текста и позицию автора .
Например:
Я полностью поддерживаю точку зрения писателя. Я считаю, что главным в человеке является его душа, его внутренний мир и такие человеческие качества, как честь, совесть, милосердие, доброта.
Определение
Определение как вид обоснования представляет собой понятия, раскрывающие, разъясняющие содержание исходного текста.
Например:
С данной позицией я совершенно согласен. Ничто так не делает нас лучше, как общение с природой… Природа — это то, что позволяет нам понять самих себя, осознать свое место в мире и ощутить настоящую любовь к Родине.
Оправдание
Используя данный вид обоснования, выпускник может привести примеры, свидетельствующие о возможности понять и простить ошибки какого-либо человека, подобные описанным в исходном тексте.
Например:
Я согласен с позицией автора и считаю, что в процессе взросления ребенок по-другому начинает воспринимать своих родителей… В подростковом возрасте мы вдруг начинаем видеть недостатки своих родителей, вследствие чего начинаем стыдиться их поведения, внешнего вида и прочее.
Важно!
В первую очередь выпускник должен выразить своё собственное мнение к позиции автора исходного текста: согласен он или не согласен с ним, сформулировать свой тезис, и только после этого обосновать своё отношение к позиции автора.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Обосновывать нужно своё собственное мнение, которое выражено выпускником, а не позицию автора и не проблему текста.
Объём своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста: 5-7 предложений.
Оценку нравственной позиции выпускника проверяющий эксперт не дает, так что мнение автора сочинения, если оно никого не оскорбляет, имеет право на существование.
На чтение 7 мин Просмотров 17к.
Обновлено 16 июля, 2020
Дорогие друзья, пишем свое отношение к позиции автора ЕГЭ по русскому языку. В этой статье мы расскажем, как написать о своем отношении к мнению автора. Этот фрагмент завершает основную часть сочинения, находясь перед заключением. Выпускник должен не только выразить согласие или несогласие с мнением автора текста, но и обосновать его. Этот элемент сочинения представляет собой логически выстроенное рассуждение, выделенное в отдельный абзац. Поэтому к его написанию нужно отнестись серьезно. Да, этот критерий может принести всего один балл, что кажется каплей в море в общей сумме баллов. Но стоит представить, что кто-то обошел вас на один балл и имеет преимущество при поступлении. Поэтому, дорогие выпускники, не разбрасывайтесь баллами, а ищите возможность увеличить их любыми способами.
Итак, выясним особенности написания собственного мнения по проблеме текста.
Содержание
- Что такое собственное мнение в сочинении?
- Варианты выражения собственного мнения
- Согласие
- Несогласие
- Частичное согласие
- Структура собственной позиции
- Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?
- Общеизвестные факты
- Жизненный опыт
- Литературные произведения
- Фильмы
- Научные данные
- Народная мудрость
- Логические рассуждения
- Мнения авторитетных людей
- Выразим собственное мнение вместе
Что такое собственное мнение в сочинении?
Собственное мнение — это ваша точка зрения на ту мысль, которую выразил автор текста. В этой части сочинения нужно не просто написать свои мысли, а связать их с проблемой и авторской позицией. Согласно критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку нужно не просто выразить свое мнение, но и обосновать его. Обосновать свою точку зрения — значит привести другие, подтверждающие или опровергающие предложенную точку зрения доводы.
Варианты выражения собственного мнения
В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.
Согласие
Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины:
- Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
- Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
- Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
- Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
- Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
- Выбор жизненного пути — ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.
Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:
- С автором трудно не согласиться.
- Я поддерживаю автора в этом вопросе.
- Я согласен с мыслью автора.
Несогласие
Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:
- Я считаю, что автор не прав.
- Мое мнение отличается от мнения автора.
- Я думаю по-другому.
Частичное согласие
Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее:
- Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
- Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.
Структура собственной позиции
Собственное мнение в сочинении выступает как его отдельный элемент, имеющий свою структуру. Соглашаясь с автором или опровергая его, вы рассуждаете над обозначенной в первом абзаце проблемой. Поэтому и похоже оно на мини-рассуждение, включающее такие части: тезис, аргумент, вывод.
- Тезисом будет утверждение или опровержение авторской позиции, т.е. первое предложение. Здесь достаточно даже того, что вы выразите согласие или несогласие формально. Это уже и будет тезис.
- Аргумент — это доказательство ваших взглядов. Я согласен, потому что… Достаточно привести один пример, но он должен быть весомым, ясным и убедительным. Не стоит сильно углубляться в рассуждение и писать целую страницу по обозначенной трчке зрения. Излагайте мысли кратко, четко, конкретно.
- Вывод — последнее предложение абзаца, в котором обобщается сказанное в подтверждение собственного мнения. Просто подведите итог того случая, о котором говорите, или заключите тем, как характеризует человека такой поступок. Здесь нужно говорить о каждой конкретной ситуации, общие шаблоны неуместны.
Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?
Несколько лет назад в качестве обоснования своей позиции можно было использовать только литературные источники. Но изменения в ЕГЭ дали простор фантазии школьников: примеры могут быть взяты не только из литературы. С одной стороны, это облегчило жизнь выпускникам. С другой возникли новые вопросы: что же писать, о чем говорить? На самом деле, использовать в качестве аргументации можно абсолютно любые сведения.
Общеизвестные факты
Просто расскажите о реальных событиях, произошедших в жизни. Рассуждая над проблемой сохранения памяти приведите пример того, как многие семьи участвуют в акции «Бессмертный полк», где рядом со взрослыми шагают и малыши. На их лицах читается гордость за своих предков. Родители привили им это чувство, рассказав о судьбе прадедушки. Так в семьях хранится память о событиях той войны.
Жизненный опыт
Можно сказать о том, что вы были в похожей ситуации, что вы когда-то пережили такое же. Например, автор считает, что нельзя оставлять стариков одних, они нуждаются в заботе близких. Расскажите о своей бабушке, о том, как вы помогаете ей, как звоните, навещаете ее.
Литературные произведения
В литературе есть аргументы на все случаи жизни. Если ваш читательский опыт позволяет, лучше использовать именно литературные аргументы. Например, в подтверждение позиции автора о важности служения Родине можно привести рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов остался верен своей Родине даже в той ситуации, когда на кону стояла его жизнь.
Фильмы
У каждого из нас есть любимые кинокартины. Они также могут служить основой для рассуждения. Например, о важности самовоспитания неустанной работы над собой, повествует Фильм «Лед», героине которого пришлось научиться ходить заново.
Научные данные
Если в тексте, к примеру, затрагивается экологическая проблема, прекрасно подойдут научные исследования в этой области. Например, рассказать об исследованиях качества воздуха на нашей планете и его результатах.
Народная мудрость
Веками народ передавал из поколения в поколение свой опыт и знания. И нам есть чему поучиться у предков. Говоря о роли чтения в жизни человека, можно прибегнуть к пословицам о его пользе, о силе и мудрости книги.
Логические рассуждения
Если же вы прекрасно разбираетесь в рассматриваемой проблеме, предложите свои размышления относительно нее. В подтверждение точки зрения о том, что добро должно жить в каждом из нас, поразмышляйте над тем, каким бы был мир, полный злобы.
Мнения авторитетных людей
Вспомните известную фразу ученого, писателя, философа, которая имеет отношение к рассматриваемой проблеме. Можно даже прибегнуть к цитированию. Здесь важно быть осторожным: если дословный текст не сохранился в голове, лучше используйте косвенную речь, чтобы избежать фактических ошибок. Рассуждая о человечности, можно прокомментировать фразу А. П. Чехова: «Берегите в себе человека».
Выразим собственное мнение вместе
Допустим, автор текста считает, что талант нельзя купить за деньги или продать. Это дар, данный человеку Богом. Какие можно привести примеры?
- В поэме А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» не обладающий талантом Сальери всю жизнь завидовал наделенному музыкальным талантом Моцарту. Зависть толкнула его на преступление. Но это не сделало его гением, талант великого Моцарта не перешел к его убийце.
- В фильме «Домашняя работа» подросток Джордж, обладающий талантом к рисованию, не знает, как правильно развить в себе способности. Его музой становится Салли, благодаря которой Джордж понимает, что рисование — это его призвание.
- Знаменитый художник Левитан превосходно изображал пейзажи. Его работы нельзя повторить, ведь они все индивидуальны. Миллионы людей восторгаются его неподдельным талантом.
Мы надеемся, что этот подробный разбор поможет вам избавиться от непонимания и неуверенности. Если же какой-то момент так и остался непонятным, напишите нам. Мы обязательно поможем разобраться.
Отражение позиции автора исходного текста.
Другие части курса:
Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.
Что такое позиция автора?
Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Автор и рассказчик
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда…
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
Нет. Это не я.
— Кто тогда?
— Не знаю… Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза…
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен…
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор… (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Типовые конструкции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
Советы
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
Другие части курса:
Дорогие друзья, пишем свое отношение к позиции автора ЕГЭ по русскому языку. В этой статье мы расскажем, как написать о своем отношении к мнению автора. Этот фрагмент завершает основную часть сочинения, находясь перед заключением. Выпускник должен не только выразить согласие или несогласие с мнением автора текста, но и обосновать его. Этот элемент сочинения представляет собой логически выстроенное рассуждение, выделенное в отдельный абзац. Поэтому к его написанию нужно отнестись серьезно. Да, этот критерий может принести всего один балл, что кажется каплей в море в общей сумме баллов. Но стоит представить, что кто-то обошел вас на один балл и имеет преимущество при поступлении. Поэтому, дорогие выпускники, не разбрасывайтесь баллами, а ищите возможность увеличить их любыми способами.
Итак, выясним особенности написания собственного мнения по проблеме текста.
Варианты выражения собственного мнения
В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.
Согласие
Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины:
- Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
- Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
- Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
- Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
- Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
- Выбор жизненного пути – ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.
Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:
- С автором трудно не согласиться.
- Я поддерживаю автора в этом вопросе.
- Я согласен с мыслью автора.
Несогласие
Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:
- Я считаю, что автор не прав.
- Мое мнение отличается от мнения автора.
- Я думаю по-другому.
Частичное согласие
Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее:
- Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
- Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.
Выражение своего отношения к позиции автора
При написании своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста выпускник должен показать умение выражать свое отношение к мнению других людей, продемонстрировать способность понимать содержание предложенного текста и его посыл.
Существуют всего два варианта выражения своего отношения к позиции других людей:
- согласие;
- несогласие (полное или частичное).
Выпускник может согласиться с позицией автора по проблеме исходного текста, а может частично или полностью не согласиться.
Ученик свободен в своем выборе, при этом нужно учитывать, что в предлагаемых на экзамене текстах, как правило, описывают достаточно явные и очевидные истины, например:
- Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что люди самоотверженно защищали свою Отчизну;
- Человек, переживший беды, начинает по-настоящему ценить свою жизнь;
- Любовь способна творить чудеса: она придаёт людям силы, вселяет в них желание жить, исцеляет их;
- Детство — самая счастливая пора в жизни человека и другие.
С подобными утверждениями трудно не согласиться.
Составители экзаменационных материалов выбирают тексты, в которых затрагиваются актуальные для общества проблемы и общечеловеческие ценности.
Высказывая собственное мнение, выпускник должен помнить о том, что ему нужно обосновать именно своё отношение, то есть аргументировать его в сочинении.
Важно!
Свое отношение к позиции автора обязательно должно соответствовать сформулированной в сочинении проблеме исходного текста!
И его необходимо правильно выразить.
Сделать это можно с помощью различных типовых конструкций.
Структура собственной позиции
Собственное мнение в сочинении выступает как его отдельный элемент, имеющий свою структуру. Соглашаясь с автором или опровергая его, вы рассуждаете над обозначенной в первом абзаце проблемой. Поэтому и похоже оно на мини-рассуждение, включающее такие части: тезис, аргумент, вывод.
- Тезисом будет утверждение или опровержение авторской позиции, т.е. первое предложение. Здесь достаточно даже того, что вы выразите согласие или несогласие формально. Это уже и будет тезис.
- Аргумент – это доказательство ваших взглядов. Я согласен, потому что… Достаточно привести один пример, но он должен быть весомым, ясным и убедительным. Не стоит сильно углубляться в рассуждение и писать целую страницу по обозначенной трчке зрения. Излагайте мысли кратко, четко, конкретно.
- Вывод – последнее предложение абзаца, в котором обобщается сказанное в подтверждение собственного мнения. Просто подведите итог того случая, о котором говорите, или заключите тем, как характеризует человека такой поступок. Здесь нужно говорить о каждой конкретной ситуации, общие шаблоны неуместны.
Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?
Несколько лет назад в качестве обоснования своей позиции можно было использовать только литературные источники. Но изменения в ЕГЭ дали простор фантазии школьников: примеры могут быть взяты не только из литературы. С одной стороны, это облегчило жизнь выпускникам. С другой возникли новые вопросы: что же писать, о чем говорить? На самом деле, использовать в качестве аргументации можно абсолютно любые сведения.
Общеизвестные факты
Просто расскажите о реальных событиях, произошедших в жизни. Рассуждая над проблемой сохранения памяти приведите пример того, как многие семьи участвуют в акции “Бессмертный полк”, где рядом со взрослыми шагают и малыши. На их лицах читается гордость за своих предков. Родители привили им это чувство, рассказав о судьбе прадедушки. Так в семьях хранится память о событиях той войны.
Жизненный опыт
Можно сказать о том, что вы были в похожей ситуации, что вы когда-то пережили такое же. Например, автор считает, что нельзя оставлять стариков одних, они нуждаются в заботе близких. Расскажите о своей бабушке, о том, как вы помогаете ей, как звоните, навещаете ее.
Литературные произведения
В литературе есть аргументы на все случаи жизни. Если ваш читательский опыт позволяет, лучше использовать именно литературные аргументы. Например, в подтверждение позиции автора о важности служения Родине можно привести рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”. Андрей Соколов остался верен своей Родине даже в той ситуации, когда на кону стояла его жизнь.
Фильмы
У каждого из нас есть любимые кинокартины. Они также могут служить основой для рассуждения. Например, о важности самовоспитания неустанной работы над собой, повествует Фильм “Лед”, героине которого пришлось научиться ходить заново.
Научные данные
Если в тексте, к примеру, затрагивается экологическая проблема, прекрасно подойдут научные исследования в этой области. Например, рассказать об исследованиях качества воздуха на нашей планете и его результатах.
Народная мудрость
Веками народ передавал из поколения в поколение свой опыт и знания. И нам есть чему поучиться у предков. Говоря о роли чтения в жизни человека, можно прибегнуть к пословицам о его пользе, о силе и мудрости книги.
Логические рассуждения
Если же вы прекрасно разбираетесь в рассматриваемой проблеме, предложите свои размышления относительно нее. В подтверждение точки зрения о том, что добро должно жить в каждом из нас, поразмышляйте над тем, каким бы был мир, полный злобы.
Мнения авторитетных людей
Вспомните известную фразу ученого, писателя, философа, которая имеет отношение к рассматриваемой проблеме. Можно даже прибегнуть к цитированию. Здесь важно быть осторожным: если дословный текст не сохранился в голове, лучше используйте косвенную речь, чтобы избежать фактических ошибок. Рассуждая о человечности, можно прокомментировать фразу А. П. Чехова: “Берегите в себе человека”.
Выразим собственное мнение вместе
Допустим, автор текста считает, что талант нельзя купить за деньги или продать. Это дар, данный человеку Богом. Какие можно привести примеры?
- В поэме А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” не обладающий талантом Сальери всю жизнь завидовал наделенному музыкальным талантом Моцарту. Зависть толкнула его на преступление. Но это не сделало его гением, талант великого Моцарта не перешел к его убийце.
- В фильме “Домашняя работа” подросток Джордж, обладающий талантом к рисованию, не знает, как правильно развить в себе способности. Его музой становится Салли, благодаря которой Джордж понимает, что рисование – это его призвание.
- Знаменитый художник Левитан превосходно изображал пейзажи. Его работы нельзя повторить, ведь они все индивидуальны. Миллионы людей восторгаются его неподдельным талантом.
Мы надеемся, что этот подробный разбор поможет вам избавиться от непонимания и неуверенности. Если же какой-то момент так и остался непонятным, напишите нам. Мы обязательно поможем разобраться.
Шаблон сочинения к ЕГЭ по русскому языку
Шаблон сочинения по русскому языку (ЕГЭ)
К-1
(Проблема формулируется вопросом, можно двумя)
К-2 Данную проблему автор раскрывает на примере
(взаимоотношений кого с кем, воспоминаний о том-то, размышлений о чем-то и т.д
.) Писатель понимает, что… Увидеть это помогает композиционный(е) прием(ы)
(заглавие текста, «говорящая» фамилия персонажа, противопоставление, иносказание и ) ,
при помощи которого(ых) автору удалось подчеркнуть главное
…(напр. Воспитание начинается с рождения,)
К-3 Позиция автора ясна и понятна:… Он считает, что…
К-4 С мнением автора я согласен(на), потому что…… Доказать это поможет
(напр. Роман-эпопея
К-
1 Прочитанный мною текст составлен по материалам периодической печати. В нем поднимается проблема взаимоотношений между людьми. Какими оно должны быть?
К-2 Эта проблема раскрывается на примере
размышления о причинах конфликтов и разногласий не только между людьми , но и странами
. Автор понимает, что
в основе
всегда
лежит отсутствие взаимопонимания и уступчивости.
Увидеть это помогает композиционный прием:
вопрос, похожий на риторический, и ответ, единственно правильный.
Такой прием помогает автору подчеркнуть главное
:не стоит держать зло на людей, обидевших тебя.
К-3 Позиция автора ясна и понятна
. Люди должны уметь прощать друг друга, чтобы научиться наслаждаться любовью близких и дарить друг другу радость.
К-4 С мнением автора я согласен, потому что
современный человек, действительно, разучился уступать, считая это уязвлением своей гордости.
Разобраться в правоте авторской позиции поможет
роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин- офицер, который сначала был дружен с Гриневым. Насколько были крепки их отношения помогает понять любовь героев к Маше Мироновой. Уязвленное самолюбие и злоба Швабрина приводят бывших товарищей к дуэли, в которой он проявляет еще и подлость. Не простив Гринева, Швабрин становится трусом и предателем.
Другим примером может послужить трагедия, которая произошла в 90 –е годы: развал СССР. С тех пор некоторые бывшие братские республики не прекратили копить злобу, строят козни. Зачем? Затем, что не хотят жить в радости.
История показывает, что злоба к добру не приводит. Она приводит к войне и саморазрушению.
К-
1 Прочитанный мною текст составлен по материалам периодической печати. В нем поднимается проблема милосердия. Что такое непрощение? В чем опасность его?
К-2 Эта проблема раскрывается на примере размышления
о причинах, которые не позволяют человеку простить другого.
Автор понимает, что
в основе лежат оскорбления и унижения, которые претерпел человек
. Увидеть это помогают композиционные приемы
: вопрос, похожий на риторический, и единственно правильный ответ , обилие рядов однородных членов
— все подчеркивает главное
: негативные мысли разрушают человека , он даже может заболеть.
К-3 Позиция автора ясна и понятна.
Люди, не умеющие прощать , становятся агрессивными и злобными. Непрощение может стать причиной обмана, оскорбления, предательства и даже преступления.
К-4 С мнением автора я согласен, потому что
современный человек , действительно, очерствев душой, разучился быть милосердным
. Разобраться в правоте авторской позиции поможет
роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главному герою Петру Гриневу встречается на жизненном пути Пугачев. Он, руководитель восстания, несколько раз проявляет милость к Петру, врагу своему: первый раз по просьбе Савельича, второй раз из уважения к честности и правдивости Гринева. Что является основой такого решения?. Умение слушать, понимать и сопоставлять слова и поступки.
Другим примером милосердия могут послужить реальные события, которые происходили в годы ВОВ и происходят сейчас на Украине: с поля боя выносят раненых солдат противоборствующей стороны и лечат. Что движет людьми? Прощение. Они простили раненому всю злобу, с которой он пошел воевать против них, а потому сохранили собственную душу.
Примеры милосердия встречаются не только в мирной, но и в военной жизни. Именно милосердие может и должно стать основным принципом во взаимоотношениях людей.
Шаблон сочинения по русскому языку (ЕГЭ)
К-1
(Проблема формулируется вопросом
). Эта проблема является главной в тексте (ФИ автора)
К-2 Вопрос (
сформулировать проблему другими словами
) никого не может оставить равнодушным, потому что в какой-то степени касается каждого из нас. Писатель
(публицист
) рассуждает над(…) не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение ощущается в эмоциональной манере письма
(пример
), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Проблему(
Назвать
) раскрывает на примере (
воспоминаний, диалога, повествования о том…, монолога, описания картин природы, рассуждения).
К-3 Автор убеждает нас в том, что….
К-4 С мнением автора невозможно не согласиться, потому что…
Шаблон сочинения по русскому языку (ЕГЭ)
К-1
(Проблема формулируется вопросом
). Эта проблема является главной в тексте (ФИ автора)
К-2 Вопрос (
сформулировать проблему другими словами
) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель
(публицист
) рассуждает над(…) не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение ощущается в эмоциональной манере письма
(пример
), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Проблему(
Назвать
) раскрывает на примере (
воспоминаний, диалога, повествования о том…, монолога, описания картин природы, рассуждения).
К-3 Автор убеждает нас в том, что….
К-4 С мнением автора невозможно не согласиться, потому что…
Шаблон сочинения по русскому языку (ЕГЭ)
К-1
(Проблема формулируется вопросом
). Эта проблема является главной в тексте (ФИ автора)
К-2 Вопрос (
сформулировать проблему другими словами
) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель
(публицист
) рассуждает над(…) не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение ощущается в эмоциональной манере письма
(пример
), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Проблему(
Назвать
) раскрывает на примере (
воспоминаний, диалога, повествования о том…, монолога, описания картин природы, рассуждения).
К-3 Автор убеждает нас в том, что….
К-4 С мнением автора невозможно не согласиться, потому что…
Обновлено: 03.03.2023
В предыдущих статьях мы уже разобрались, что такое авторская позиция. А в одном из последних материалов даже поговорили о правилах написания позиции автора. Следующий структурный элемент сочинения — собственная позиция. Если вы разобрались с предыдущими материалами, то усвоите этот шаг невероятно просто. Если по уже прочитанным материалам есть вопросы, то не стесняйтесь задавать их через специальную форму или в группе в ВКонтакте.
Аналог позиции автора
Научились писать позицию автора — будете выглядеть как человечки на картинке выше. Еще не научились — не беда. Почитайте предыдущие материалы или сразу эту статью. Будет непонятно — обратитесь к архиву.
Что такое собственная позиция?
Собственная позиция — мнение ученика, пишущего сочинение, по проблеме исходного текста. Не по любой проблеме из тех, что есть в тексте, а именно по той, которую выбрали вы. Ваши мысли, эмоции, чувства.
Мнение ученика может не совпадать с мнением автора. Это как минимум нормально, а иногда оппозиционная точка зрения даже приветствуется. Мнение автора далеко не всегда авторитетно, не всегда автор прав. Не бойтесь писать свои мысли. Но всегда думайте о том, что именно свою позицию вам нужно будет аргументировать в дальнейшем. Поэтому не стоит писать о своих уж очень радикальных взглядах, потому что могут возникнуть проблемы с аргументами.
Как написать свою позицию?
Пишем по аналогии с позицией автора. Выражаем свое мнение с помощью фраз-клише или другими способами. Стараемся обойтись без заумных и занудных фраз. Достаточно 1-3 предложений. Донесли мысль — останавливаемся, иначе времени не хватит. Собственная и авторская позиции требуют минимальных временных затрат.
Не хотите снова заглядывать в шаблон для сочинения? Продублируем его часть для удобства здесь, приведя примеры основных фраз-клише:
Мне близка позиция автора. Я считаю, что .
Мне кажется, автор не прав. По моему мнению, .
Я считаю, что .
Соглашусь с автором частично. Считаю, что .
Приведем пример
Мне близка позиция автора. Как и . я считаю, что нужно помнить о героях войны. Эти люди подарили нам жизнь, позволили быть независимыми. Каждый, кто приближал победу, достоин уважения, каким бы малым не был его вклад в общее дело.
Дорогие друзья, пишем свое отношение к позиции автора ЕГЭ по русскому языку. В этой статье мы расскажем, как написать о своем отношении к мнению автора. Этот фрагмент завершает основную часть сочинения, находясь перед заключением. Выпускник должен не только выразить согласие или несогласие с мнением автора текста, но и обосновать его. Этот элемент сочинения представляет собой логически выстроенное рассуждение, выделенное в отдельный абзац. Поэтому к его написанию нужно отнестись серьезно. Да, этот критерий может принести всего один балл, что кажется каплей в море в общей сумме баллов. Но стоит представить, что кто-то обошел вас на один балл и имеет преимущество при поступлении. Поэтому, дорогие выпускники, не разбрасывайтесь баллами, а ищите возможность увеличить их любыми способами.
Итак, выясним особенности написания собственного мнения по проблеме текста.
Что такое собственное мнение в сочинении?
Собственное мнение — это ваша точка зрения на ту мысль, которую выразил автор текста. В этой части сочинения нужно не просто написать свои мысли, а связать их с проблемой и авторской позицией. Согласно критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку нужно не просто выразить свое мнение, но и обосновать его. Обосновать свою точку зрения — значит привести другие, подтверждающие или опровергающие предложенную точку зрения доводы.
Варианты выражения собственного мнения
В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.
Согласие
Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины:
- Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
- Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
- Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
- Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
- Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
- Выбор жизненного пути — ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.
Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:
- С автором трудно не согласиться.
- Я поддерживаю автора в этом вопросе.
- Я согласен с мыслью автора.
Несогласие
Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:
- Я считаю, что автор не прав.
- Мое мнение отличается от мнения автора.
- Я думаю по-другому.
Частичное согласие
Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее:
- Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
- Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.
Структура собственной позиции
Собственное мнение в сочинении выступает как его отдельный элемент, имеющий свою структуру. Соглашаясь с автором или опровергая его, вы рассуждаете над обозначенной в первом абзаце проблемой. Поэтому и похоже оно на мини-рассуждение, включающее такие части: тезис, аргумент, вывод.
- Тезисом будет утверждение или опровержение авторской позиции, т.е. первое предложение. Здесь достаточно даже того, что вы выразите согласие или несогласие формально. Это уже и будет тезис.
- Аргумент — это доказательство ваших взглядов. Я согласен, потому что… Достаточно привести один пример, но он должен быть весомым, ясным и убедительным. Не стоит сильно углубляться в рассуждение и писать целую страницу по обозначенной трчке зрения. Излагайте мысли кратко, четко, конкретно.
- Вывод — последнее предложение абзаца, в котором обобщается сказанное в подтверждение собственного мнения. Просто подведите итог того случая, о котором говорите, или заключите тем, как характеризует человека такой поступок. Здесь нужно говорить о каждой конкретной ситуации, общие шаблоны неуместны.
Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?
Несколько лет назад в качестве обоснования своей позиции можно было использовать только литературные источники. Но изменения в ЕГЭ дали простор фантазии школьников: примеры могут быть взяты не только из литературы. С одной стороны, это облегчило жизнь выпускникам. С другой возникли новые вопросы: что же писать, о чем говорить? На самом деле, использовать в качестве аргументации можно абсолютно любые сведения.
Общеизвестные факты
Жизненный опыт
Можно сказать о том, что вы были в похожей ситуации, что вы когда-то пережили такое же. Например, автор считает, что нельзя оставлять стариков одних, они нуждаются в заботе близких. Расскажите о своей бабушке, о том, как вы помогаете ей, как звоните, навещаете ее.
Литературные произведения
Фильмы
Научные данные
Если в тексте, к примеру, затрагивается экологическая проблема, прекрасно подойдут научные исследования в этой области. Например, рассказать об исследованиях качества воздуха на нашей планете и его результатах.
Народная мудрость
Веками народ передавал из поколения в поколение свой опыт и знания. И нам есть чему поучиться у предков. Говоря о роли чтения в жизни человека, можно прибегнуть к пословицам о его пользе, о силе и мудрости книги.
Логические рассуждения
Если же вы прекрасно разбираетесь в рассматриваемой проблеме, предложите свои размышления относительно нее. В подтверждение точки зрения о том, что добро должно жить в каждом из нас, поразмышляйте над тем, каким бы был мир, полный злобы.
Мнения авторитетных людей
Выразим собственное мнение вместе
Допустим, автор текста считает, что талант нельзя купить за деньги или продать. Это дар, данный человеку Богом. Какие можно привести примеры?
Мы надеемся, что этот подробный разбор поможет вам избавиться от непонимания и неуверенности. Если же какой-то момент так и остался непонятным, напишите нам. Мы обязательно поможем разобраться.
2. Одной из любимых тем Афанасия Фета была тема назначения поэта и поэзии. Поэт для Фета — это не просто человек, способный рифмовать слова и сладкозвучно петь о красоте мира ради собственной выгоды. Поэт, подобно орлу, возносится к облакам, обозревая оттуда землю. Только поднявшись над повседневностью, утверждает Фет, можно ощутить истинную свободу, без которой невозможно творить настоящему поэту.
Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.
Заботливо храня твою свободу.
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.
Приоритет чести, высокая нравственная требовательность – важнейшие черты личности
Проблема выбора человеком своего жизненного пути
Каждому человеку важно наиболее полно реализовать себя, свои способности
Наташа Ростова. Обладала многими талантами. Искала свой идеал. По-настоящему стала счастлива, выйдя замуж за Пьера. Она стала хорошей женой и матерью. Составив счастье своего мужа, она выполнила свое предназначение.
Пьеру Безухову, пришлось вынести не одно испытание, прежде чем прийти к своему истинному жизненному предназначению. Заслуга Пьера в том, что, несмотря на свой робкий от природы характер, он сумел-таки побороть в себе страх и нерешительность, научился управлять своей судьбой и судьбой близких, вверенных ему людей. Пьер не боится начать все заново, не боится совершать ошибки, все, что он делает, он делает от чистого сердца, от любви и от веры в лучшее. В переломные этапы Пьер ведет себя как настоящий герой, он не боится смерти и искренне готов пожертвовать своей жизнью ради спасения всего человечества.
Проблема самопожертвования, героизма
Подвиг Александра Матросова
Подвиг Гагарина и Королева
Важность чтения для каждого человека, проблема отношения к книге
Настоящий читатель – это тот, кто способен чувствовать книгу, сопереживать героям произведения, понимать автора.
Сама Татьяна любила французские романы. Она переживала все вместе с героями романов, которые читала. Это повлияло на взгляды Татьяны, ее характер, отношение к жизни.
Проблема истинного и ложного патриотизма
Отношение человека к Родине
Проблема малой Родины
Очень часто, особенно в минуты большого эмоционального напряжения, понятие Родина для человека сужается, родина – это тот единственный, дорогой сердцу уголок земли, где человек родился или вырос, то место, с которым связаны лучшие воспоминания
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для 11 класса «Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация»
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос.
Аргументация собственного мнения на ЕГЭ
Аргументы из художественных произведений.
Средства морфологии при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему в 9 классе
В таблице приводятся случаи использования средств морфологии в зависимости от их функций в речи при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.
Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме.
Обучение аргументации собственной позиции в сочинении по русскому языку
Научить школьников работать над сочинением — рассуждением части С, подобрать аргументы для обоснования своего мнения, оформить эти аргументы, «достучаться» до каждого ученика — эти задачи поможе.
Методическая разработка по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (продолжение) : авторская позиция и аргументация собственного мнения
Данная презентация рассмаривает вопросы по авторской позиции и аргументации собственной, являясь продолжением предыдущих уроков.
Презентация «Аргументация собственного мнения»
Эта презентация поможет учителю в подготовке учащихся к написанию сочинения -рассуждения по русскому языку.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Аргументация собственной позиции Составила :учитель русского языка и литературы Семёнова В.Ф. МБОУ гимназия с. Месягутово Дуванского района РБ
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Обратите внимание! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Оценочные слова, передающие впечатление от прочитанного Помните: без оценочных слов ваша позиция не считается сформулированной с удовольствием прочитал. нельзя остаться равнодушным. к сожалению. к немалому удивлению, узнал, что. убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя разделяя негодование автора, хочу сказать, что… оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что. интересно то, как автор. и т.п.
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что. Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что. Автор, несомненно, прав, утверждая, что. но я убежден, что его мнение о. вызовет читательскую дискуссию, так как. Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что. По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что. Автор справедливо осуждает. однако я не могу согласиться с тем, что,… Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: . Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что. Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что. Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что. Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что. Вызывает сомнение тезис о том, что. Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.
Строение текста- рассуждения Тезис (положение, которое надо доказать) Аргументация (доказательство, доводы) Вывод (общий итог) Рассуждение
Как выстроить аргументацию? Тезис Аргумент 2 (иллюстрации) Вывод Тезис (ваша позиция) Аргумент 1 (иллюстрации)
Требования к тезису: Тезис должен нуждаться в доказательстве Тезис должен быть ясным и точным Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства
Требования к аргументации:
Виды аргументов А р г у м е н т ы Рациональные (логические) Иллюстративные Ссылки на авторитет -реальные факты -статистика -законы природы -положения официальных документов -конкретные примеры из жизни примеры из художественных произведений -предположительные примеры мнения выдающихся людей -цитаты из авторитетных источников -мнение очевидцев -общественное мнение
Аргументы, оцениваемые 2 баллами примеры из публицистической литературы примеры из научной (научно- популярной) литературы примеры из художественной литературы
Аргументы, оцениваемые 1 баллом собственные наблюдения и выводы пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения) примеры из кинофильмов предположи-тельные примеры примеры из жизни ссылки на авторитет
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.). *достаточно привести такой пример. это можно доказать следующим образом. *подтверждением сказанному может служить следующий аргумент… *стоит обратиться к… *свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.). данную мысль можно обосновать еще одним (примером фактом, аргументом и т.п.). *приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы. *ведь… докажем важность данной проблемы с помощью… 1. С помощью слов и словосочетаний:
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? во-первых. во-вторых. в-третьих. (Обратите внимание: в этом случае должен быть вывод!) например; допустим; по свидетельствам кого-либо; предположим; по утверждению кого-либо. 2. С помощью вводных слов и словосочетаний
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? Так как; потому что; оттого что; ибо; благодаря тому что; в связи с тем что; в результате того что; поскольку и т. д. 3.С помощью придаточной части СПП (придаточное причины), используя союзы
Читайте также:
- Как человека можно распознать по обществу в котором он вращается сочинение рассуждение
- Сказка про белочек сочинение
- Сочинение на тему поведение животных
- Есть только два способа прожить жизнь первый будто чудес не существует сочинение
- Сочинение три пальмы разрушительная роль человека экология
- Главная
- Виды разборов в русском языке
- Первый — последний
- ЕГЭ. История. Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов. Михайловский дворец.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
Как написать позицию автора?
Позиция автора по проблеме, поднятой в тексте, пишется после аргументов.
О позиции вы уже думали, когда в самом начале записывали тему и основную мысль произведения.
Позиция автора – это его понимание проблемы, то, ради чего он написал текст, что хотел донести до читателя, это ответ на проблему, поднятую им.
Как написать позицию автора? Рекомендации.
- Внимательно ещё раз прочитайте проблему, которую вы определили в тексте.
- Если во вступлении вы не написали вопросы, то передайте содержание проблемы в виде вопроса (вопросов).
- Абзац, в котором содержится позиция автора, состоит из двух частей: что автор считает по поднятой проблеме и к чему призывает, к чему стремится, какие чувства хочет вызвать в читателях.
- В позиции автора уместно описать его предполагаемые чувства (о них можно судит по самому тексту), например. автора тревожит…, автор не понимает, как можно…, автор переживает… и т.д.
- Клише, которые можно использовать в начале абзаца: легко понять позицию автора, позиция автора понятна, точка зрения автора по проблеме понятна и др.
Запомните!
После того, как вы написали второй аргумент, больше о конкретном материале текста вы не пишете! Всё, анализ закончился.
Позицию автора необходимо высказать именно по проблеме, то есть обобщённо. Не следует снова приводить примеры из текста, давать оценку поведению героям и т.д. Это всё уже было!
Пример.
Позицию автора по поднятой проблеме легко понять. Он уверен, что экологическая проблема является важной в наше время, ведь от её решения зависит завит судьба человечества, его настоящее и будущее. Он стремится к тому, чтобы читатели задумались над этим, поняли, что от вклада каждого зависит судьба цивилизации, что нужно проявлять активную жизненную позицию, а не равнодушно созерцать, как гибнет природа.
Обратите внимание!
Тексты для анализа можно разделить на два типа:
- публицистический,
- отрывки из художественных произведений.
В публицистических произведениях легко определить позицию автора. В них он чётко выделяет её, часто в конце текста.
А как быть с отрывками из художественных произведений?
В произведениях автор использует различные способы выказывания своей позиции.
- Часто лирический герой выражает взгляды автора (Пётр Гринёв в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина»);
- Помогают автору выразить позицию и лирические отступления («Мёртвые души» Н.В. Гоголя»).
- Через описание внешности героя, его речь, его действия можно понять, как автор относится к герою: в одних случаях он восхищается ими, в других -резко осуждает (например, отношение к Наташе Ростовой и Элен Курагиной в «Войне и мире» Л.Н. Толстого).
Задача выпускника — понять, какие способы и средства использует автор для выражения своей позиции, и высказать её.
Пример.
(По отрывку из «Маленького принца»)
Автор открыто не выказывает своего понимания проблемы, так как текст художественный. Однако по поведению героев, по их диалогу легко понять, что он осуждает бесцельность действий, ненужность деятельности, которая не приводит к положительным результатам, не служит во благо и самого человека, и общества в целом. Любые действия должны иметь чёткую цель, и цель эта должна быть благородной, приводить к позитивным изменениям в жизни.
Обратите внимание:
В позиции автора не описаны действия героев, не даны их диалоги – обо всём написано уже в аргументах!
Позиция, повторяю, должна быть обобщённой.
Это не вывод по тексту, а вывод именно по поставленной проблеме!
Таковы рекомендации по написанию позиции автора.
А как выказать свою позицию по проблеме?
Об этом – в следующей статье.
Материал к заданию № 27 ЗДЕСЬ.
Собственное мнение в сочинении ЕГЭ по русскому языку
- 21.11.2018
Рассматриваем детально и по пунктам что такое собственное мнение, как его формулировать — К4. Отвечаем на самые популярные вопросы:
- Как соотносится обоснование и аргументация?
- Как обосновать собственное мнение?
- Какой может быть аргументация (обоснование?)
- Что может служить обоснованием?
- Можно ли приводить литературный аргумент?
- Какие виды обоснования существуют?
Дополнительно:
- Примеры для собственного мнения
- План и структура сочинения на ЕГЭ по русскому
- Всё что надо знать про сочинение
Чем отличается обоснование от аргумента?
Обоснование – это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.
Как обосновать собственное мнение?
- Подтвердить тезис (привести аргументы «за»)
- Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы «против»): доказать тезис, опровергая противоположный).
Что может служить обоснованием?
- факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);
- иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;
- опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);
- обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов);
- цитаты из авторитетных источников;
- обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);
- обращение к логике (индукция, дедукция).
Можно ли приводить литературный аргумент?
«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете».
«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию. получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому
будьте очень осторожны с приведённой аргументацией» (И.П.Цыбулько)
Виды обоснования:
- Доказательство
- Опровержение
- Подтверждение
- Объяснение
- Интерпретация
- Определение
Оправдание
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.