Чем заняться в длинные летние каникулы? Написать наконец собственный гениальный фанфик, конечно! А как это сделать правильно, рассказываем ниже.
5 мая 2022
Фанфик, или просто фик — единственный и ужасно приятный способ исследовать «а что, если…» оригинального сюжета. Только так ты, утирая слезы радости, можешь чудесным образом возродить несправедливо рано умерших и соединить тех, кто, как тебе кажется, идеально подошел бы друг другу. И вообще, на сто восемьдесят градусов развернуть ход событий, будучи сама себе режиссером в любимой вселенной.
Так, а что, если?.. Почему не попробовать прямо сейчас? А если ты вдруг думаешь — «да какой из меня писатель?» — брось эту ересь и открывай Word. А пока он загружается, можешь минутку-другую проглядеть пошаговую инструкцию к тому, как написать свой фанфик-бестселлер.
Читай, вникай, действуй!
1. Выбери историю, которая требует продолжения
На этом этапе стоит честно себе признаться, насколько хорошо ты знаешь авторский материал. И, если есть пробелы, сделать небольшой рисерч, освежить информацию в голове — ведь писать нужно только о том, в чем действительно разбираешься.
Note: если ты вдруг поняла, что мир, скажем, «Голодных игр» тебе знаком с натяжкой и рисерч может затянуться, выбери альтернативную реальность и сама придумай все детали — такой ход вполне приемлем
2. Выбери главных и второстепенных героев
Чем больше героев, тем больше простора для фантазии, однако и сложностей больше. Каждого героя нужно выписать красочно и детально, чтобы твоему читателю было интересно следить за развитием сюжета.
3. Придумай название
Как корабль назовешь… Заголовок должен быть емким и ярким — тогда и тебе будет, от чего оттолкнуться, и читателя будет чем зацепить.
«Игра престолов», «Властелин колец», «Дивергент», «Голодные игры», «Гарри Поттер», «Сумерки»
4. Напиши саммери
Когда размещаешь фик на сайте, не забудь про эту маленькую деталь — заинтригуй читателя в паре предложений, чтобы он не смог оторваться и сразу захотел читать дальше. Для первой пробы опиши в нескольких предложениях сюжет.
Так у читателя сложится впечатление о стиле письма и содержании фика, а у тебя будет краткий план твоего же текста. Это поможет в дальнейшем не расплыться мыслью по древу, так сказать, и не уйти от оригинальной задумки.
5. Следи за развитием характеров персонажей
С самых первых глав развивай характеры постепенно. Следи за тем, какие слова и действия лучше охарактеризуют твоих героев, что им можно делать, а что будет идти вразрез с их личностными особенностями… Это может показаться сложным, поэтому начни с детальной прорисовки каждого персонажа — на отдельном листе запиши его положительные и отрицательные качества, привычки, предпочтения.
Пусть действия твоего героя определят его характер — вор украдет, детектив начнет расследование, министр напишет закон… Таким образом не придется пускаться в пространные описания характера персонажа — ключевые моменты истории сами будут его описывать.
Note: в чрезвычайных обстоятельствах ты можешь позволить твоему персонажу удивить и себя, и читателя
«Флэш», «Человек-паук», «Звездные войны»
6. Нон-стоп экшну — бой!
Не нужно взрывать мозг своего читателя десятком кульминаций сразу. Пусть у тебя будет активное действие: битвы, схватки, коллизии всех сортов, споры, пылкие сцены любовных признаний, атаки динозавров и тому подобное. Но! Не все вместе на одной странице! Развивай действие постепенно, с подъемами и спадами, так твой текст будет легче воспринимать.
7. Визуализируй
Мечтай и фантазируй наяву. Визуализируй развитие событий, внешний вид, ситуации, в которые попадают герои, проговаривай про себя диалоги и монологи. Представляй все, что хочешь поместить в свой фик, а затем записывай — хотя бы на клочке бумаги. Чтобы гениальный поворот, скажем, третьей главы, не ушел, пока ты наконец доберешься до компа.
8. Перечитывай написанное
Отложи компьютер. Освежись. Погуляй с собакой, прими душ, попей чаю с сушками. В общем, отключи мозг. А после вернись к написанному, перечитай, обдумай. Полезно и для грамотности (тебе ведь не нужно, чтобы какой-нибудь умник потом писал вредные комменты насчет твоих опечаток), и для целостности текста, и для того, чтобы понять, о чем писать дальше.
9. Не дай забыть об оригинале
Интерес к фику тем выше, чем больше в нем от оригинального произведения. Придумала своих героев? Поместила действие в новую вселенную? Совсем отошла от канона? Прекрасно! Но оставь хотя бы что-то, какую-то связь с оригиналом, который так вдохновлял тебя в самом начале — и читатель твой!
10. НИКОГДА не удаляй написанное
Это очень важно. Даже если стало тяжело. Даже если то, что ты написала, стало казаться глупым и инфантильным. Даже если муза перестала посещать тебя. Это временно. Сделай передышку. Отвлекись. Начни писать что-то еще или просто перестань писать на какое-то время. Все вернется. И ты должна быть к этому готова — документ Word ведь много места не занимает, просто не нажимай delete!
Note: но если вдруг нажала, не кори себя — всегда можно начать с чистого листа
Я не оставляю свою больную идею сделать фанфик раздел на ЛитКульте. И как раз наткнулась на интересную статью «как писать фанфики»! между прочим это не только весело, но и полезно….например, можно зарботать деньги)))) читаем Новости на ЛитКульте!
Сначала, нужно придумать идею для фанфика. Нужно, чтобы идея (или сюжет) была интересной и оригинальной. К примеру, для начала, возьмем сказку про Красную шапочку (если ты пишешь по каким нибудь сказкам или аниме/манге, фильму или книге, то это действительно фанфик, а если придумываешь свою историю, то это ориджинал).
Идея такова: «А что если красная шапочка на самом деле бывалая, опытная охотница? Да еще и волк не так прост! Операция по захвату волка началась. Но сдаться ли наш волчара так просто к ногам красной шапочки, или это девочка будет побеждена?»
Идея ясна? Отлично, идем дальше.
Название. Вот чего я не люблю, так это придумывать имя фанфику. И не надо так смеяться, это действительно очень кропотливо и сложно. Название — это лицо фанфика, также как и шапка (о ней чуть позже). Оно должно быть оригинальным, зазывающим, интересным и притягательным. И конечно же, название напрямую должно быть связанным с фанфиком. Должно описывать фанфик в нескольких словах. Должно олицетворять фанфик. Ну, придумывать такие названия я все равно не умею, и назову просто: «Кто кого?». Есть также система двойных имен. К примеру: «Кто кого? Или охота.» Да, да. Кто-то не ленится и придумывает двойные названия. Также, названия, для крутости, пишут на разных языках. Переводят через онлайн переводчик в интернете, скажем, на французский — и дело в шляпе. Название круто, и чтобы посмотреть на фанфик с крутым названием стоют в очередь, как в советское время за колбасой.
Название, также, можно менять. Но делать это не советую. К примеру, фанфик месяц стоял под названием «Брат», и фанфик уже начинает многим людям, и тут — бац! — автор меняет название на «Сестра» и никто фанфик не читает. Обидно, да? Но еще больше обидно тому, кто в Яндексе* ищет «Брата» а находится какая-то «Сестра»!
Яндекс* — скрытая реклама, да.
Ну, название мы придумали. И что дальше?! А дальше, нужно придумать шапку. Нет, не одежду, а описание, жанры, предупреждение, статус, фендом и тому подобная фигня для фанфика.
Вот пример написания офрмления фанфика — шапки (звездочками помечены обязательные пункты):
- Название*:
- Автор*:
- Фандом*:
- Переводчик:
- Бета/Гамма:
- Персонажи/ Пейринг*:
- Жанр*:
- Предупреждение:
- Тип/вид:
- Рейтинг*:
- Размер*:
- Содержание:
- Статус*:
- Дисклеймеры*:
- Размещение*:
- От автора:
- От беты/гаммы:
Название — думаю, вы знаете, что должно быть в этой графе — имя вашего творения.
Автор — имя или ник создателя.
Фандом — здесь указывается произведение, по которому был написан фанфик. В том случае, если это оригинальное произведение, в этой графе следует просто указать «Ориджинал».
(Ориджинал — это фанфик, не принадлежащий ни к одному фандому. Автор создает свой собственный сюжет со своими собственными персонажами).
Переводчик — имя или ник переводчика — графа используется только для переводных фанфиков.
Бета/Гамма — имена или ники людей, редактировавших или помогавших редактировать текст автора. При этом Бета редактирует ошибки орфографические, пунктуационные, и т. д.,
а Гамма редактирует ошибки в сценарии. Да, да. Они делают это задаром. Еще остались такие люди (мну плачет от счастья).
Персонажи/Пейринг — сначала указываются все действующие
лица, а после составляются пары.
Жанр — пометка об общем «настроении» фанфика.
Предупреждение (вид фанфика) — предупреждения о содержании фанфика, если есть возможность возникновения по какой-либо причине неприятия у читателей (OOC, AU, нецензурная лексика и тому подобное).
Тип/вид — пометка о характере любовной линии в сюжете.
Рейтинг — неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фан-арта пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги основаны на шкале американской киноассоциации. Система рейтингов и критерии их использования в разных сообществах могут несколько отличаться. Обычно используется следующая шкала (по возрастающей):
G (General) — фанфики, которые можно читать кому угодно.
PG (Parental Guidance) — можно читать с родительского разрешения детям до двенадцати лет.
PG-13 — могут читать с родительского разрешения дети старше тринадцати лет.
R (Restricted) — фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.
NC-17 (No Children) — нельзя читать детям. Графическое описание секса и/или насилия, различные перверсии. Эквивалентен обозначению Х в кино.
Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 — они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.
Размер — насколько продолжительно ваше произведение:
Макси (Max) — большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
Миди (Midi) — средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
Мини (Min) — маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
Драббл (Drabble) — отрывок. Короткая история в одну сценку, обязательно включающая в себя некоторый, хотя бы минимальный экшн. Классический драббл имеет неожиданный конец.
Виньетка (Vignette) — небольшая история, зарисовка, построенная на основе одномоментного впечатления, какой-либо мысли или описания ситуации или персонажа..
Фанфиклет (Ficlet) — Короткий рассказ, не являющийся полноценным миником по содержанию, а являющийся его частью, главой. От драббла отличается тем, что нет обязательного условия одной сценки.
Содержание — краткое описание фанфика, аннотация.
Статус — закончен или в процессе.
Дисклеймеры — предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей. Также в дисклеймере могут быть предупреждения о содержании самого фанфика, но обычно они выносится в отдельный раздел.
Размещение — здесь автор указывает, можно ли размещать его фанфик на других
ресурсах. Если ДА, то на каких условиях (Например: только с разрешения
автора).
От автора — здесь автор обращается к читателям. Просьбы, заметки, благодарность и т. д.
От беты/гаммы — тоже самое, только от беты и/или гаммы.
Подробный разбор
Вы не знаете, что конкретно писать в определенных графах?
Что же, тогда устроим экскурсию!
Ведь нужно как следует изучить все тонкости, чтобы стать воистину хорошим фикрайтером.
Те, кто еще не в курсе, о чем я, читаем ниже.
Виды фанфиков
Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:
По наличию в сюжете любовной линии:
Джен (от англ. general audience) — любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.
Гет (от «гетеросексуальный») — любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
Слэш, или слеш (от англ. slash — значок косой черты) — фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе «пейринг».
Фем-слэш (англ. fem-slash) — фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.
По соответствию реалиям мира оригинала:
AU (от англ. Alternative Universal) — есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.
OOC (от англ. Out Of Character) — есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
По способу создания:
Обычный фанфик (не имеет специального жаргонизма).
Round robin и смежная с ним «ролевка» — фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
Сонгфик (англ. song-fic) — фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объем произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
Кроссовер (англ. crossover) — фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
По соответствию общему определению:
Собственно фанфик (не имеет специального жаргонизма).
RPF (англ. real person fiction) — героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости. Хотя RPF не подходит под строгое определение фанфика (используются не вымышленные персонажи), но по всем остальным признакам им является. Один из наиболее спорных с точки зрения морали и законности видов фанфикшена.
RPS (англ. real person slash) — описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
Профанфик (англ. profic) — профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance», «Star Wars», «Warhammer», или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг. Как и RPF, не отвечает строгому определению «фанфика», но-де-факто им является.
Филк (Filk) — фанфик в виде песни.
По наличию персонажей, придуманных автором фанфика:
Фанфик только с персонажами исходного произведения (не имеет специального жаргонизма).
OC (от англ. Original Character), «Оригинальный персонаж» — с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
OFC (от англ. Original Female Character), «Оригинальный женский персонаж». Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
OMC (от англ. Original Male Character), «Оригинальный мужской персонаж». Часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
Вписка (англ. Self-insertation) — так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
Мэри Сью (англ. Mary Sue), иногда Мэрисья или Машка — оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Явление свойственно не только фанфикам, хотя определение появилось для героинь именно фанфикшена (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри Сью). Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным OFC.
Марти Стью, он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий — Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) — мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью (последние в слэш-фиках).
Жанры фанфиков
Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену. Слово «жанр» в таком случае используется несколько вольно, имеется в виду общее «настроение» фанфика и некоторые сюжетные характеристики. Деление весьма условно.
Жанры
Экшен или Экшн (Action) — фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
Юмор (Humour) — юмористический фанфик.
Пародия (Parody) — пародия на оригинальное произведение.
Дарк или Даркфик (Dark, Darkfic) — рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
Deathfic — фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
POV (Point of view) — точка зрения, повествование от первого лица одного из героев.
Смарм (Smarm) — фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
Ангст (Angst) — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
Романтика (Romance) — фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
Драма (Drama) — история с печальным финалом.
Флафф (Fluff) — это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
Hurt/comfort — фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.
Established Relationship (ER) — установившиеся отношения между героями.
PWP (Porn without Plot — дословно: порнография без сюжета; или «Plot, what Plot?» — дословно: Сюжет? Какой сюжет?) — бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:
Ваниль (Vanilla) — фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
Грейпфрут (Grapefruit) — обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
Домашняя дисциплина (Domestic discipline) — фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
Занавесочная история (Curtain story) — рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
Кинк (Kink) — от английского «странность, ненормальность, отклонение» и сквик (Squick) — происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Имеют близкие значения — пометка о том, что-то в фанфике может шокировать читателя.
Лимон (Lemon) — насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17.
UST (Unresolved Sexual Tension) — герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.
Серии фанфиков
Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена.
Дилогия (Ambilogy) — серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
Трилогия (Trilogy of novels) — серия из трёх фанфиков.
Сиквел (Sequel) — продолжение фанфика/рассказа и т. п.
Приквел — описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.
Итак, думаю теперь мы с вами разобрались со всеми вопросами.
Теперь оформление фанфика ни у кого не вызовет затруднений, я в этом уверена! Удачи вам, друзья!
Далее, пишете фанфик на компьютере и проверяете ошибки (или нанимаете бету). Выставляете на сайтах. И — вуа-ля! — фанфик готов!
Про шапку и жанры нагло стырено с сайта — http://fanfics.info/news/shapka_fanfika/2011-08-06-29
Сама статья взята вот от сюда: http://rupor.sampo.ru/topic/59719/
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Фанфик — это литературное произведение, которое опирается на ситуации или героев существующего произведения и считается данью автора оригинальной работе. Если вы поклонник определенной вымышленной вселенной, вы можете написать что-нибудь о ее героях самостоятельно, расширив существующую историю или изменив ее. Хотя читателей такой литературы не так много, и это довольно специфическая аудитория, люди, которые прочитают ваши работы, скорее всего, точно так же увлечены этой темой, как и вы. Фанфик — это отличный способ выразить свою любовь к чему-либо, и возможности такой формы самовыражения не ограничены.
-
1
Решите, на основании какого материала вы будете работать. Фанфик всегда имеет в своей основе существующую работу. Авторы просто расширяют эту историю или каким-то образом видоизменяют ее. Для этого можно использовать самые разные источники. Существуют фанфики на основе книг, фильмов, сериалов, видеоигр и многих других произведений. Выберите вымышленный мир, который вам нравится. Очень часто фанфики создают на базе «Звездных войн», «Гарри Поттера» и популярных аниме.
- Выбор вымышленной вселенной будет определять историю и то, как она будет разворачиваться. От типа вселенной также зависит стиль работы. Однако стоит отметить, что ваши возможности как писателя ничем не ограничены. Вы можете делать с исходным материалом все, что захотите, даже если это означает превращение его во что-то совершенно другое.
-
2
Почитайте материал о вымышленном мире. Большинство фанфиков основывается на научной фантастике или фэнтези (к примеру, на «Гарри Поттере» или «Звездном пути»). Такие произведения очень хорошо брать за основу, поскольку в них присутствуют огромные вселенные с безграничным количеством возможностей для развития истории. Почитайте информацию о выбранной вами вселенной в интернете. Даже если вы планируете нарушать устоявшиеся каноны, всегда полезно знать, в чем эти каноны заключаются.
-
3
Почитайте фанфики. Основные идеи у вас будут иметь в основе исходный материал, но вам все равно стоит узнать, что делали с этим материалом другие люди. На сайтах вроде ficbook.net можно найти работы по разным источникам.[1]
Почитайте самые разные истории и, что еще важнее, изучите то, как люди используют и адаптируют первоисточники.- Возможно, у вас сложится удручающее впечатления, что большинство фанфиков — литература довольно посредственного качества. Быть частью этого сообщества — значит уметь признавать, что не все обладают достаточным писательским мастерством. Бо́льшую часть фанфиков пишут любители, и многое из написанного, по правде говоря, не заслуживает прочтения. Чтобы найти что-то стоящее, придется запастись терпением.
Реклама
-
1
Определите масштаб. Поскольку фанфики разнообразны и не ограничены никакими рамками, вам следует придумать для себя определенные правила, прежде чем приступить к работе. Вы хотите написать длинный или короткий рассказ? Существуют фанфики длиной в книгу, но бо́льшая часть — это просто короткие рассказы. Споры о том, каким должен быть объем фанфика в идеале, продолжаются до сих пор.[2]
Обычно тем или иным темам больше подходит определенный объем и стиль. Помните, что длина вашей работы определится лишь тогда, когда вы сядете писать, но всегда полезно иметь план наготове.- Самые короткие фанфики называются драбблами. [3]
Их объем обычно не превышает 50–100 слов. Рассказать историю таким количеством слов крайне сложно, поэтому, чтобы не терять лишнее время, попробуйте написать что-нибудь в этом жанре, чтобы понять, подходит ли вам такая работа. - Флафф — это любовный жанр фанфиков, описывающий ничем не омраченные отношения между персонажами. Это короткие тексты (менее 1000 слов), в которых речь идет об обыденных вещах в жизни героя.
- Более сложные работы состоят из сотен тысяч слов. Обычно таким фанфикам уделяют больше внимания — если, конечно, в них присутствует сюжет, оправдывающий такую длину.
- Фанфики могут существовать не только в форме повествования и не только в прозе. Можно написать стихи или составить таблицу с перечислением того, что чувствует герой в какой-либо сцене.
- Самые короткие фанфики называются драбблами. [3]
-
2
Продумайте альтернативные версии развития событий в оригинальной работе. Фанфик основывается на предположениях. Не имеет значения, пишете ли вы продолжение или меняете историю, все будет основываться на вашем первом предположении. Что если главный герой умрет (или не умрет) в определенный момент? Что произойдет после того, как закончатся финальные титры? Вы можете задавать себе эти вопросы на этапе планирования фанфика.
- Если вам сложно зацепиться за что-то, более детально изучите исходный материал. Можно также больше погрузиться в фанфики. Порой вдохновение приходит, когда вы видите, что другие люди делали с тем же материалом.
- Иногда авторы сами вписывают себя в историю и взаимодействуют с героями. Такой герой называется аватаром.[4]
-
3
Подумайте о том, чтобы написать смешанный фанфик. Смешанный фанфик основывается на персонажах из разных вселенных. Как и в химии, при смешении возможности становятся неограниченными. Существует довольно мало качественных фанфиков этого типа, поскольку объединить несколько миров в один — непростая задача. Однако талантливый автор может найти в этом для себя много интересного.[5]
- Например, можно взять героев «Звездных войн» и поместить их во вселенную «Звездного пути».
- Попробуйте написать смешанный фанфик, если не можете выбрать между двумя вселенными.
-
4
Решите, в какой степени вы будете придерживаться оригинала. Поскольку фанфики бывают самые разные, следует понять, что будете делать именно вы. В одних рассказах исходный источник изменяется до неузнаваемости, в других авторы стараются создать что-то похожее на оригинал. Как правило, что бы вы ни выбрали, вам следует сохранить хотя бы дух оригинальной работы.[6]
- Учитывайте каноны. Если говорить простыми словами, канон предписывает, что может, а чего не может быть в вымышленном мире. К примеру, Хана Соло из «Звездных войн» можно описать как безрассудного авантюриста, но сказать, что он любит сериал «Друзья» из 90-х, нельзя, так как это противоречит канону.
-
5
Начните с плана. Хороший план станет правильным стартом для вашей работы. Вам может казаться, что фанфик — это весело, а план — скучно, но если вы будете знать, что вам следует делать, вам будет проще работать и добиться хорошего результата. Многие произведения строятся по одной и той же схеме, которую можно разбить на несколько этапов:
- Завязка. В завязке должна подробно описываться ситуация, в которой будут действовать герои, а также должно быть понятно, что заставляет героев действовать и какие у них мотивы.
- Конфликт. Случается что-то, что подталкивает героя к действию. Нередко этой движущей силой становится антагонист — противник главного героя (но не всегда). На протяжении оставшейся части истории главный герой будет стараться все вернуть к прежнему состоянию.
- Середина. В середине истории разворачиваются основные события в жизни героя. Становятся известны все важные подробности, отношения между персонажами формируются и укрепляются, ставки повышаются.
- Низшая точка. До развязки наступает момент, когда герой находится в крайне неудачной ситуации, и кажется, что все потеряно. Вы наверняка можете вспомнить не один фильм, где такое случается.
- Развязка. Максимальная точка напряжения, в результате которой герой берет верх над противником. Обычно этот момент наступает вскоре после низшей точки и набирает силу ближе к концу. Иногда есть и завершающий эпизод, где показаны события после финального конфликта.
-
6
Сделайте сюжет более четким. Теперь, когда у вас есть план, вы можете отталкиваться от визуальной схемы. Подумайте, насколько хорошим получился сюжет. Прежде чем сядете за работу, пересмотрите свои наброски и подумайте, можете ли вы расширить или сократить какую-либо часть. Оригинальность нередко проявляется при процессе редактирования, когда вы удаляете то, что не соответствует вашему видению. Помните, что сюжет — это, пожалуй, самая важная вещь в фанфике. Даже если вы не обладаете блестящими навыками писателя, вы сможете привлечь внимание читателя увлекательным сюжетом.
Реклама
-
1
Введите действие как можно раньше. Считайте, что человек, который читает вашу работу, знает об этой вселенной столько же, сколько и вы. Избыточные пояснения и описания в начале утомят читателя. Лучше начать с действия, поскольку оно сразу заинтересует аудиторию.[7]
- В случае с фанфиками описания могут быть полезны, но нередко писатели злоупотребляют ими.[8]
Описания должны быть краткими и уместными.
- В случае с фанфиками описания могут быть полезны, но нередко писатели злоупотребляют ими.[8]
-
2
Обращайтесь к оригинальному материалу. Если в какой-то момент вы потеряете вдохновение или замедлитесь, вернитесь к исходному материалу и пересмотрите либо перечитайте его. Если вы хотите придерживаться правил своей вселенной, вам в любом случае нужно будет делать это, однако к оригиналу также следует обращаться в тех случаях, когда вам нужно что-то переделать. Фанфик должен быть пропитан любовью к исходному материалу и таланту автора, поэтому заведите привычку возвращаться к оригиналу.
- Вы сможете лучше понимать, соответствует ли ваша работа (или противоречит ли она) настроению оригинала, если будете перечитывать или пересматривать исходный материал. Учитывая, что вы работаете над собственными фанфиком, вы сможете заметить в оригинале мельчайшие подробности.
-
3
Не изменяйте своих героев слишком сильно. Ситуации и история могут свободно меняться, однако читателям не понравится, если вы будете делать то же самое со своими героями. Герой — это не только визуальный образ. В большинстве случаев вы будете чувствовать, что будет уместнее, поэтому если хотите, чтобы кто-то сделал что-то, чего не сделал бы ваш герой, используйте для этого другого персонажа.[9]
Помните, что это отличается от намеренного переосмысления характера героев.- Примером резкой смены образа героя может служить так называемая зеркальная вселенная. Источником вдохновения для этого служит эпизод об альтернативной реальности в «Звездном пути». Можно написать фанфик, где действие происходит в зеркальной вселенной, и все герои представляют собой негативное отражение оригинальных персонажей. Добавить герою усы или бородку, чтобы сделать его образ более коварным, может быть забавно, но это необязательно.
-
4
Пишите ежедневно. Вдохновение будет посещать вас лишь в том случае, если вы будете уделять время своему труду ежедневно. Вам нужно будет постоянно думать о своей работе. Выделяйте время на работу с текстом каждый день и придерживайтесь этого расписания. Можно делать это в обеденный перерыв или после работы. Если регулярная работа над текстом войдет у вас в привычку, вы сможете быстро создать свою собственную историю и гордиться ею.
- Многим писателям нравится слушать музыку, которая подходит под настроение повествования. Например, если вы пишете фанфик по «Звездным войнам», попробуйте включить музыку Джона Уильямса — она настроит вас на нужный лад.
- Большинство фанфиков по объему не превышают 1000 слов, однако рекомендуется писать что-то подлиннее. Более длинные истории позволяют лучше узнать героев, проанализировать основные темы и ситуации.
-
5
Отредактируйте свою работу. Правка — важный этап любого литературного труда. Если вы хотите, чтобы к вашей работе отнеслись серьезно, вам придется заняться правкой. Перечитайте написанное и подумайте, что вы можете сделать, чтобы улучшить текст. Удалите то, что не имеет значения, и добавьте необходимые подробности.
- Покажите свою работу на черновом этапе другу— его мнение поможет вам выделить самое важное до того, как вы начнете править текст. Возможно, он сможет указать вам на конкретные вещи, которые нужно доработать.
-
6
Пишите последовательно. У вас будет возможность научиться чему-то новому в процессе написания фанфика. Возможно, вам удастся отточить свои навыки. Однако помните, что читателю важно, чтобы работа казалась последовательной во всем, что касается настроения и качества в целом. Если вам кажется, что к концу ваш стиль изменился, перечитайте то, что написали раньше, и отредактируйте эти фрагменты.
Реклама
-
1
Разместите свою работу на специальном сайте. У фанфиков довольно много почитателей. Существуют специальные сообщества, где вы можете размещать свой материал. Одним из самых популярных считается Ficbook.[10]
. На сайте представлены самые разные категории, жанры и смешанные фанфики, и ваша работа наверняка подойдет к одной из существующих категорий. Заведите учетную запись и выясните, в какой раздел попадет ваш труд.- Есть и другие сайты. Рекомендуется размещать свои тексты на разных сайтах, чтобы их прочитало как можно больше людей.
- Существуют также сайты, которые специализируются на фанфиках, основанных на определенных источниках. Например, можете посетить сайт, посвященный фанфикам о Гарри Поттере.
-
2
Отправьте свою работу издателю. Как правило, фанфики не пишут для извлечения финансовой выгоды. Авторские права не дают другим писателям зарабатывать на интеллектуальной собственности авторов оригиналов. Тем не менее, все больше издателей присматриваются к фанфикам.[11]
Выбор издательства будет ограничен, поскольку не у всех есть соответствующее разрешение на публикацию таких текстов, однако если вашу работу примут, ее, возможно, превратят в продолжение оригинального произведения, если она не противоречит его канонам.- Если вы хотите зарабатывать фанфиками деньги, лучше убрать из текста все оригинальные имена и названия и заменить их своими. Существуют примеры оригинальных работ, которые изначально создавались как фанфики — к примеру, «50 оттенков серого» Э. Л. Джеймс или «Сага о Форкосиганах» Лоис Макмастер Буджолд.
- Если вы пишете фанфик по книге, которая уже перешла в разряд общественного достояния, и не используете другого исходного материала, ее можно будет опубликовать без изменения имен.
-
3
Познакомьтесь с другими авторами фанфиков. Если вы серьезно относитесь к своей работе, пообщайтесь с другими авторами фанфиков. Для этого подходят сайты, где размещено много работ. Вам не только дадут полезные советы, но и помогут в продвижении вашего текста, если он понравится другим.[12]
Если вы выскажете свое мнение о чей-то работе, высока вероятность того, что вы также получите отзыв о своем труде.- Конечно же, лучше всего спрашивать мнения людей, которые любят тот же исходный материал, что и вы.
Реклама
Советы
- В случае с фанфиками вам будет очень полезно прочитать работы Джозефа Кэмпбелла. Если дух героя сохраняется в большинстве работ, становится гораздо проще сравнивать свою историю с оригинальным материалом.[13]
- Если вы переживаете из-за авторских прав, добавьте к тексту дисклеймер.
- Отзывы — это хорошо, но не все из них стоит принимать за чистую монету. Есть люди, которые будут вас критиковать, как бы вы ни старались. Не опускайте руки из-за подобных вещей!
- Хотите написать что-нибудь оригинальное? Подумайте о создании альтернативной вселенной. Здесь можно изменять личностей, описывать альтернативные варианты развития событий, вносить изменения в отношения героев и так далее.
- Создать оригинального персонажа вполне допустимо. Главное, чтобы он вписывался в историю.
- Возможно, в самом начале идеи так и будут вас переполнять. Можете записывать их, но сосредоточьтесь на создании одного фанфика. Помните — качество превыше количества.
- Даже если вы не хотите сами писать фанфики, попробуйте почитать их — это увлекательно.
- Если вы пишете фанфик только для себя, можете не придерживаться никаких правил.
- Фанфик не ограничивается прозой. Можно написать стихотворение от лица героя.
- Некоторым нравится придумывать продолжение истории на ходу, но чтобы вдохновение никогда не покидало вас, а люди не теряли интерес, пишите все заранее и выкладывайте по частям.
Реклама
Предупреждения
- Фанфик является нелицензируемым видом деятельности, поэтому заработать на этом нельзя. Если вы хотите зарабатывать своим писательским трудом деньги, вам следует писать свои собственные оригинальные работы.
- Фанфик должен соответствовать основным требованиям к повествованию. Это означает, что текст должен быть последовательным и что вам следует уделить внимание орфографии и грамматике.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 84 366 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как Кинг я вряд ли
напишу :D Но я и не про
книги, а про обычные ориджиналы.
Читать вам это не обязательно и я бы не сказал, что
желательно. Хотите – читайте, не хотите – не читайте, потому что я не
гарантирую пользу от дальнейших советов.
Ладно, теперь по списку.
1) Прежде, чем начать писать ориджинал, автор должен
решить, автор он или читатель. Авторов-читателей не бывает, потому что «чукча
не читатель, чукча – писатель». Если вы занимаетесь и тем, и другим, это скорее
пойдет во вред, чем на пользу. Поэтому решим сразу:
Если вы решили быть автором, то:
а) Вы больше не читаете произведения своих «коллег» в
интернете. Никогда, никаких, вообще никаких. Нельзя совершенствоваться,
находясь на одном и том же уровне все время.
б) Таким образом, у вас остается больше времени,
во-первых, на собственное творчество (а читатели одобрят), а во-вторых, на
чтение классики. Не Войны и мира, а вообще, чего-то интересного из тех жанров,
которые вы любите. Стивен Кинг, Джон Кинг, Терри Пратчетт, Поппи Брайт, неважно,
главное, не «яойчегг-тян» на каком-то форуме. Повторяю, если вы действительно
хотите быть автором и чего-то добиться, занимайтесь только этим, не думайте,
что стоит только накропать что-то, и все сразу вас признают и полюбят.
2) Начиная писать ориджинал, определяйтесь ТОЛЬКО С
ТЕМОЙ. Не нужен четкий сюжет. Чтобы начать, нужен толчок, потому что если вы
продумаете все до последней детали (даже просто первый эпизод), сев за
клавиатуру, вы сдуетесь и будете мучиться. То есть, вы едете в автобусе,
слушаете музыку в наушниках и вдруг думаете: «Еб твою мать, какая сегодня
хреновая погода, обожаю такую». И все, останавливаетесь на этом, приходите
домой, садитесь за компьютер и начинаете в духе: «жил-был Джек, он любил
дождливую погоду, особенно, когда сидел в автобусе на месте возле окна». Все,
персонаж готов, настроение задано, место действия – пожалуйста. Из банальной
сцены можно развить, что угодно – триллер, драму, роман, детектив.
3) По возможности не начинайте ориджинал с диалога. Как
это часто бывает у меня :DDD
Но тут тоже вопрос в том, какой это диалог, имеет ли он
отношение к персонажам, персонажи ли разговаривают или безличная массовка. Если
это диалог, то он должен быть от персонажа, о котором не пойдет речь. Он
закончит говорить и пропадет со сцены. Или будет очень-очень второстепенным,
вроде учителя в школе ГГ(главного героя, ок?) или мужика, который чуть не сбил
его на машине. Или соседа.
Потому что если вы начинаете ориджинал с диалога главных
героев, на вас обязательно наедут в духе «А где, блядь, вступление? Вы пишете
не по правилам!» А так будет возможность сказать «ЭТО И ЕСТЬ ВСТУПЛЕНИЕ».
4) Совет, который мне когда-то дал умный человек. Тогда я
думал, что человек ни разу не прав, но позднее понял, что это я был идиотом.
Ориджиналы лучше писать от третьего лица (он, она, они),
а не от первого (я, мы). Почему? Потому что так получится много плюсов, а
минусы уйдут.
Минусы повествования от 1-го лица:
а) Имеется точка зрения только одного персонажа, которого
автор заведомо ассоциирует с собой.
У меня, если честно, сразу создается впечатление, что
писала не особо образованная баба, вроде Стефани Майер, накропавшая свои
Сумерки (сейчас прошу прощения у всех фанатов Сумерек за их задетые сумеречные
чувства) на кухонном столе от скуки.
б) Опять же, читатель сразу понимает, что за лицом
главного героя скрывается автор. И это не всегда приятно, точнее, почти всегда
НЕПРИЯТНО. Такое чувство, что человек рассказывает тебе грязные подробности
своей жизни, а в реальности мы такое выслушивать не любим, если не извращенцы,
конечно.
Или чувство, что читаешь чей-то личный дневник.
в) Из предыдущего вытекает еще один минус повествования
от 1-го лица. Сцены сексуального содержания. НИКОГДА, господи, боже, НИКОГДА не
пишите сцены секса от первого лица. Сам делал эту ошибку, пока полностью не
перешел на повествование от 3-го лица.
Потому что это выглядит не так, будто персонаж что-то
любит/не любит в сексе, а сам автор. И опять начинается какая-то неприязнь. Я
не понимал этого до тех пор, пока не прочитал ИЗДАННУЮ печатную книгу,
написанную в форме «я пошла-покурила-раздвинула ноги-потрахалась». Меня
тошнило, честно.
г) Еще один минус 1-го лица – описания. Они обязаны быть в ориджинале, как и в любом
литературном произведении, а при описании от первого лица невозможно адекватно
описать окружающий мир.
От имени «я» нельзя написать «плинтус был
темно-коричневый», потому что нормальный человек как-то не задумывается о таких
вещах. Есть, конечно, вероятность, что отдельно взятые личности повышенной
задумчивости рассматривают природу вокруг, но это скучно.
Описания нужны не для того, чтобы читатель ДОСКОНАЛЬНО
изучил обстановку. Они должны состоять из мелких деталей внешнего вида.
Читатель – не дебил, у него с воображением все в порядке, если он любит читать
и умеет это делать. Он сам представит себе такую комнату или улицу, какая ему
понравится. Не надо расписывать всю расстановку мебели вплоть до расстояний в
сантиметрах.
От первого же лица это невозможно. Вы либо ничего
нормального не опишете из-за предвзятости Главного Героя, либо ударитесь в
описания слишком сильно, натурализм происходящего теряется.
Плюсы повествования от 3-го лица:
а) Читателя не тошнит от автора.
б) Каждый персонаж (а их может быть намного больше, чем в
варианте с повествованием от 1-го лица) имеет собственную личность, и читателю
намного интереснее угадывать, в ком из них скрывается автор. Или, может, он
вообще стоит за кадром, как режиссер.
в) Можно в любой момент обратиться к 1-му лицу,
вклинившись в мысли любого персонажа и вывернув их наизнанку, позволяя читателю
залезть в голову героя. Так у читателя создается впечатление, что он знает
что-то, чего не знает персонаж. Если сначала вы «вывернули» одного, а потом –
другого, читатель злорадно потирает руки и вытирает слюни, потому что персонажи
ясны, как божий день, но между собой договориться не могут. То есть, не только
у вас, автора, появляется чувство, будто вы Бог (ну, или Сатана, зависит от
того, что вы с героями вытворяете), но и у читателя. Он чувствует себя, будто
играет в Sims, Ghost Master, Singles или еще какой-нибудь симулятор. Я
перечислил три симулятора, потому что первый (все знают) – повседневность,
второй – ужасы, третий – эротика (ну, вы поняли намек :D)
А еще у читателя появляется желание посмеяться над
героями, и это плюс. Он считает себя умнее персонажа, и это приятнее, чем
читать Мэри Сьюшное хвастовство автора в первом лице (все же знают, что такое
Мэри Сью, да?)
г) Текста получается больше. То есть, не все сводится к
тупым размышлениям главного героя, как в 1 лице, не все состоит сплошь только
из его впечатлений и реакций. В третьем лице может пойти дождь, может стемнеть,
наступить четверг, начаться уикенд.
Вы же понимаете, что вы, проснувшись утром, не говорите
себе мысленно «О, четверг наступил»? Если да, то ничего страшного, это лечится.
Но если говорить о самом ориджинале, то создается
впечатление, что персонаж разговаривает с читателем.
«Представляешь (это слово пропущено в контексте истории),
наступил четверг, и я пошел покурить…»
То есть, чувство, что ВСЕ УЖЕ ПРОИЗОШЛО. Не знаю, как вы,
а я не люблю, когда история в книге начинается с конца. Сначала кусок из
финала, а потом всю книгу читаешь рассказ из прошлого, и в конце снова
повторяется кусок из пролога, а только потом финал. Меня это бесит. Да и любого
читателя, думаю, бесит. Ведь все любят реалити-шоу (я не про Дом2 сейчас), все
любят подглядывать за чужой жизнью :D
Это круче, чем просто выслушать историю. Хочется «увидеть» все собственными
глазами, чтобы впечатления были, как от подглядывания, чтобы переживать с
персонажем одновременно, а не читать дальше, гадая, что же случилось потом, чем
все закончится.
Это еще и к тому совет, что…
д) В повествовании от третьего лица не обязательно
придумывать сюжет наперед. Вообще, я же пишу советы для авторов, поэтому все мы
знаем, как теряется интерес к писательству посреди произведения. Не нужно
продумывать сюжет сразу и до конца, потому что вы уже знаете финал, написание
превращается в пытку, а в голову лезут НОВЫЕ ИДЕИ, о, как это ужасно в такие
моменты. В написании от первого лица лучше продумать сюжет идеально,
безупречно, иначе выйдет полный бред.
Вы же понимаете, что от третьего писать не только удобнее, если судить
логически, но выгоднее? Сам не замечаешь, как через полчаса написал уже пять
страниц.
Как бы вы ни закончили историю, написанную от третьего
лица, она будет выглядеть так, как будто «так и было задумано». Если у вас не
совсем больная психика, и не совсем отсутствует логика. Выкрутиться и вывернуть
все «по-правильному» можно в любой момент.
5) Побольше
деталей мимики и жестов. Автор должен в жизни наблюдать за людьми так же много,
как и художник, рисующий людей. Только
художник изучает в этот момент анатомию в действии, запоминает образ для
воспроизведения на рисунке, а автор изучает эмоции и реакции, различные черты
лица людей, как они изменяются в улыбке, в гримасе, в радости, в гневе, в
тоске.
Это нужно для того, чтобы не углубляться в описание
внешности. Обычно, когда автор начинает описывать внешность, он увлекается, и
получается такой кусок сплошной внешности, ресницы, брови, ноздри, губы,
волосы, пальцы, рехнуться можно, у читателя голова раскалывается, на какой хрен
ему все это знать? Он хочет экшн или, хотя бы, чувства.
Если же автор описывает мимику персонажей, ему не нужно
четко описывать внешность. Здесь все так же, как с описанием обстановки,
природы и помещений. У читателя все отлично с воображением, и если вы пишете
постоянно «ухмыльнулся, усмехнулся, огрызнулся, хмыкнул, фыркнул, передернулся,
скривил губы», читатель понимает характер персонажа (вы же поняли сейчас?) и
сам придумывает наиболее ассоциируемое с этим характером лицо. Можно просто
обозначить стиль героя. Одежду можно описать подробно, но не вплоть до каждого
шнурочка, заколочки. Одежда помогает создать образ еще четче, и в итоге у
читателя складывается впечатление, что он знаком с этим человеком, он не
придуман, а настоящий.
*для просмотра полной версии статьи скачивайте файл-архив, ссылка под названием*
Если вы пропустили большой материал об истории возникновения фанфиков, то советуем начать с него — это отличная статья, чтобы погрузиться в контекст. Но если вы уже немного в теме, то можете остаться здесь и влиться в новую волну фактов об этом жанре. На этот раз Анастасия Плинер расскажет, почему вообще люди пишут эти фанатские истории, какие есть сайты для их публикаций, а главное — даст советы, как (и зачем) самому начать писать фанфики.
В большом взрослом интернете графомания по-прежнему считается нехорошим делом. Если ты освещаешь в своём фейсбуке общественные события или даёшь полезные рекомендации в инстаграме — ещё куда ни шло. А вот посягать на художественную литературу разрешается лишь тем, кого больше ни в какое другое хобби не взяли, и то из жалости. Усугубить это плачевное положение можно только одним способом: вляпаться в чужой выдуманный мир и писать фанфики.
В англоязычной культуре выделяют два способа фанатеть по чему-либо: кураторский, когда ты наслаждаешься сбором артефактов и информации (например, коллекционируешь световые мечи или на спор называешь всех предков Сириуса Блэка до седьмого колена), и трансформационный, когда у тебя с произведением глубокая эмоциональная связь. То есть ты скорее проведёшь психологический анализ страданий Ванды из нового сериала Marvel, нежели перечислишь все косяки относительно сюжета комиксов. Фанфикшн относится как раз ко второму способу, и это одна из причин, почему далеко не все фанаты его жалуют.
Издание Vox в 2016-м опубликовало статью «Почему фанфикшн нас ужасает», где сослалось на блогера Дэвина Фараси. Он сравнил современных «трансформационных» фанатов с Энни Уилкс из кинговского «Мизери»: мол, они настолько прикипают к своему видению персонажей и сюжета, что потом преследуют не подчинившегося им автора по всему интернету, угрожая смертью. Помимо агрессии, Vox описал ещё несколько предубеждений против фикрайтеров: они оторваны от реальной жизни (ложь), фанфики заменяют им порнографию (ложь), а поэтому глубоко аморальны (тоже весьма сомнительно).
Где читать фанфики
Казалось бы, именно поэтому фанфикшн редко мелькает в лентах рекомендаций, и, если не фокусироваться на нём специально, может действительно показаться, что это крайне маргинальная сфера, не представленная в популярных соцсетях. На самом деле, всё проще. Если мы хотим найти фанфики в интернете, важно помнить, что у этого непритязательного занятия есть одно важное техническое требование: возможность размещать большие объёмы текстов. Поэтому самыми популярными площадками для фанфикшн-комьюнити были и остаются блогерские платформы.
История возникновения фанфиков: от «Дон Кихота» до Гарри Поттера
Придумывать новую жизнь существующим персонажам — не ноу-хау российских школьниц, а важный пласт культуры.
2х2.медиаАнастасия Плинер
На данный момент лучше всего фанфики на английском и нескольких других языках представлены на Tumblr и в ЖЖ: в первом случае — в основном в формате авторских блогов, а во втором — в виде сообществ и фестов (что это такое, расскажу чуть ниже).
Русскому фанфикшну в этом плане не повезло. 15 лет назад, когда ваша покорная слуга только открывала для себя этот дивный новый мир, главным его пристанищем был сервис Дайри.ру. Так продолжалось примерно до середины прошлого десятилетия, после чего некогда одиозный Дайри стал вымирать, и теперь многие сообщества представляют собой памятник ушедшей эпохи. После него для фанфиков так и не нашлось уютной неспециализированной соцсети: часть авторов приютил VK, часть интегрировалась в англоязычную среду, а остальные переехали на специально созданный сайт — Фикбук.
Фикбук был создан в 2009 году (по другим источникам — в 2007-м), и до сих пор это самая крупная русскоязычная площадка для фэндомных писателей. Если верить главной странице, то сейчас там насчитывается более 25000 фэндомов, среди которых как классика (вроде Гарри Поттера или «Звёздных войн»), так и весьма специфические: компьютерные программы, антропоморфные города или жизнь режиссёров российского немого кино.
Одно из правил Фикбука — строго русскоязычные тексты. Сайт определяет свою миссию как «дать возможность авторам поделиться с миром результатами своего творчества», из-за чего он плотно оброс коммерческими инструментами: улучшенным аккаунтом без рекламы с расширенной статистикой, виртуальными подарками для любимых авторов, возможностью вывода фанфика на главную с пометкой «ждёт критики». Фикбук изо всех сил создает атмосферу комьюнити и стимулирует читателей писать и комментировать, раздавая за это награды. Те, кому наград не досталось, могут пробить себе дорогу в рейтингах инвестициями в монеты — виртуальную валюту Фикбука. За монеты можно вывести фанфик в топ, подарить награду любимому автору или приобрести улучшенный аккаунт без рекламы и с кастомизацией аватара.
За Фикбуком закрепилась репутация неразборчивого ресурса, который даёт «голос» даже самым косноязычным. Особенно поспособствовала этому группа «Шыдевры Фикбука», которая собирает скрины самых диких речевых оборотов, опубликованных на сайте. Группа появилась в 2012 году в VK, и теперь практически не уступает в популярности неповторимому оригиналу. Среди отзывов на Фикбук также часто встречаются жалобы на публикуемое «чтопопало» наряду с претензиями к коммерческой раскрутке и большому количеству слэша, зато в числе достоинств отмечают удобную навигацию, широкий спектр жанров, идей и возможность выразить себя творческому человеку.
Другой ресурс, на котором регулярно публикуют русскоязычный фанфикш — это Wattpad. Основная функция Wattpad — публиковать начинающих авторов оригинальных произведений и помогать им раскрутиться за счёт конкурсов, но и для фанатских произведений запретов нет. Однако этот сайт имеет два существенных недостатка для публикации фанфиков. Во-первых, поиск только по названию, потому что все фанфики падают в один большой жанр «фанфик». Во-вторых, Wattpad — среда совершенно не фэндомная, и большая часть читателей ищет там новые произведения, а не фантазии на мотив уже существующих.
Ещё один литературный гигант, специализирующийся именно на фанфикшне — Archive of Our Own или попросту Ao3. Это сайт с совершенно другими идеологией и целями. Он был создан в 2008 году инициативной командой «Организация Трансформационных Работ» (The Organization for Transformative Works, OWT), которой также принадлежит авторство проектов Fanlore и Fanhackers, а также сборника научных работ о фанфикшне. Заодно OWT занимается правовой поддержкой фанатского творчества в США и спасением архивов фанфикшна, которые расположены на уже не поддерживаемых серверах.
Ao3 — огромная библиотека фанфикшна на более чем двадцати языках с мощным поисковым инструментом. По сути поиск на Ao3 работает так же, как на Фикбуке: нужно выбрать фэндом, жанр, направленность и специальные метки (например, Tony Stark Has a Heart для работ, в которых гений-миллиардер показан чутким и любящим персонажем). Также можно отделить законченные работы от незаконченных, указать максимальное/минимальное количество слов и наличие/отсутствие предупреждений (например, о смерти главного героя).
В отличие от Фикбука, Ao3 — проект абсолютно некоммерческий и существует на пожертвования, однако русскоязычная аудитория на нём представлена меньше. На момент написания этого абзаца сайт содержал 134719 русскоязычных фанфиков. Для сравнения — на Фикбуке только по фэндому «Гарри Поттера» опубликовано 105584 работы. Однако Ao3 точно можно назвать главным ресурсом для публикации фанфикшна в мире: в 2013 году он вошёл в 50 лучших сайтов по версии Time, а в 2019-м получил премию Хьюго в номинации «Лучшее нехудожественное произведение».
Что ещё есть, кроме фанфиков?
Помимо стандартной схемы «написал-прочитал» существуют иные форматы обмена творчеством: эвордсы (awards) и фесты (этимология названия здесь та же, что у Октоберфеста). Эвордсы — это стандартные конкурсы, где авторы сами заявляют свои работы, а победитель в каждой категории определяется голосованием. Англоязычное сообщество до сих пор проводит такие мероприятия, но даже там фесты — создание произведений по специальной заявке/заданию — куда популярнее.
Фесты бывают двух видов: командные, где нужно создавать контент сообща, ориентируясь на задание организаторов, и индивидуальные, где одни участники оставляют анонимные заявки, а другие выполняют их. Самый известный в Рунете командный, да и вообще, фест Фандомная битва проводится дважды в году с 2011-го. Он посвящён не только фанфикшену, но и фанатскому творчеству в принципе: артам, видеоклипам и другим формам самовыражения. По правилам каждая команда представляет конкретный фэндом и создаёт произведение на заданную организаторами тему. Все работы публикуются анонимно, а лучшая выбирается голосованием. В итоге побеждает команда, работы которой победили в самом большом количестве номинаций.
Индивидуальные фесты организованы проще, и часто проводятся ежемесячно. Как правило, первая половина месяца отводится под заявки, а вторая на их исполнение, хотя чаще всего никто не запрещает исполнить понравившуюся заявку сразу же или через три года. Обычно всё публикуется анонимно, но после очередного «тура» не возбраняется «деанон», когда автор заявки и автор исполнения появляются под своими никами.
А кто пишет все эти фанфики?
И здесь у вас может возникнуть резонный вопрос: а кто вообще эти люди, которые пишут фанфики? В уже упомянутой статье Vox встречаются противоречивые предубеждения относительно жанра слэш. И, поскольку весь фанфикшн зачастую ошибочно приравнивается к слэшу, это представление распространяется на всё фанатское творчество.
Обратимся к данным: пользовательница Ao3 centreoftheselights в 2013 году начала серию исследований половозрастного распределения любителей фанфикшна (первая статья, вторая и третья), которое показало, что большинство заинтересованных фанфикшном — гетеросексуальные женщины в возрасте от 19 до 29 лет. Никаких других численных данных нет (неоплачиваемое исследование столь же неоплачиваемой деятельности — не самое плодотворное занятие). Поэтому мы не знаем ни о среднем уровне достатка или образования, ни о самых распространённых профессиях создателей, а вернее будет сказать, создательниц фанфиков.
Образ юной девушки-фанатки, балансирующей между выдуманным и реальным миром, впервые появился в «большой литературе» в 2013 году, когда была опубликована книга Fangirl писательницы Рейнбоу Рауэлл. Эту книгу можно назвать «рассказом от первого лица», потому что сама Рауэлл когда-то тоже начинала с фанфиков по Гарри Поттеру. The New York Times назвала эту книгу одним из самых достойных произведений для подростков 2013 года, и, хотя отмечают, что фанатская культура в ней прописана не достаточно подробно, отзывы скорее положительные. А вот что касается фильма Slash, снятого в 2016 году с той же самой целью — показать жизнь типичного фаната фанфикшна — то его разгромили в пух и прах, в частности, за то, что он представляет «типичными фанатами» тех, кто в реальности представлен в этой среде очень мало — взрослых мужчин.
Подобное распределение характерно и для русскоязычной среды, здесь исключений нет. Однако плодовитость и популярность автора совсем не зависит от пола и возраста. Большинство произведений, которые поразили моё воображение, были написаны людьми, которых я знала лишь по нику и аватарке.
Вот ещё одно доказательство того, что фанфикшн чрезвычайно демократичен. Единственный ценный ресурс, который он требует, — это время, и единственный навык, который для него нужен, — умение складывать слова в истории так, чтобы захватывало дух. У меня нет универсальных рецептов того, как написать хороший фанфик, но есть несколько рекомендаций, с чего начать, если после всего вышеизложенного вам страсть как захотелось присоединиться к комьюнити.
Совет 1. Пишите о том, что волнует именно вас
Почему-то принято считать, что фанфики без рейтинговых сцен никому не нужны и не найдут отзыва у пользователя. И что необходим лихо закрученный сюжет, а истории в альтернативных декорациях маленьких кофеен никому не интересны (вы не поверите, но в фанфикшне действительно существует троп Coffee Shop AU).
На самом деле, можно описать в фанфике свой опыт борьбы с депрессией, или посмеяться над своими детскими страхами, или выразить своё недовольство устройством общества, не отступая от битв с драконами или межгалактических путешествий. Такие фанфики как раз выглядят «живыми», а фанфик — это всё же общение человека с человеком.
Совет 2. Забудьте всё, чему вас учили на уроках литературы
Нельзя два предложения подряд называть персонажа по имени, используйте синонимы. Предложение без эпитетов говорит о скудости речи. Сложноподчинённые предложения — вершина литературного мастерства
Из-за того, что во «внешнем интернете» за фанфиками закрепилась репутация низкопробной литературы, авторы иногда слишком гонятся за мифическим «качеством», ориентируясь на единственные критерии, которые им когда-либо озвучивали учителя литературы. И забывают, что эти требования нужны, чтобы показать, что ученик освоил правила, а вовсе не для красивого текста. Может, в 2021 году такое советовать уже не комильфо, но всё же я скажу: фанфик нужно писать таким, каким его хотелось бы прочесть лично вам, потому что вероятность, что его однажды включат в школьную программу, крайне мала (что вовсе не должно мешать вам писать фанфики по Достоевскому).
Совет 3. Вам нужен бета-ридер
Или попросту человек, который будет читать ваш сырой текст, выковыривать опечатки и указывать на места, где герой дважды снял с себя шляпу. Беты и авторы часто находят друг друга в фан-чатах Discord или группах VK, а на Фикбуке есть даже целая биржа бет. Но если вы хотите писать фанфики долго и счастливо, то имейте в виду: настоящая бета — это как напарник из полицейских сериалов, готовый прикрыть вашу спину от пуль. В том смысле, что куда приятнее, если автора и бету связывают дружеские отношения, общие вкусы и представления о фаноне (что такое фанон, я уже писала в предыдущей статье). Без беты писать фанфики, разумеется, можно. Но лучше с бетой.
Совет 4. Будьте осторожны с терминологией
Да, фанфикшн — это просто, пока мы не дойдём до систематизации. Перед написанием своей работы желательно запомнить, что ангст — это когда всем грустно и страшно, юст — когда два персонажа друг друга хотят, но что-то их останавливает, а fix-it — когда фанфик исправляет что-то очень плохое, случившееся в каноне (например, смерть основного персонажа). Неплохо бы знать, чем занавесочная история отличается от слоубёрна, как расшифровываются ООС, AU и OTP, и уже потом гадать, что значит Дамбигад или почему всем нужны обнимашки.
Совет 5. Не позволяйте предыдущему совету вас отпугнуть
Несмотря на огромное количество странных слов и аббревиатур, субкультура вполне лояльна к тем, кто употребляет их неправильно. Как уже говорилось, самое важное здесь — не знание правил, а любовь к фэндому и готовность делиться своими фантазиями. Скорее уж вас съедят за неправильный пейринг или трагическое несовпадение в фаноне.
Совет 6. Бесконечное разнообразие в бесконечных комбинациях
Если это существует, об этом есть фанфик. Очень похоже на правило 34, правда? Фанфики пишут обо всём. Или вы что, считаете, что несовместимы Маленькие Пони и квантовая механика? Или Ланнистеры и коронавирус? Ваша тема вряд ли окажется слишком непопулярной или узко направленной. Фанфики можно писать обо всём, и на любую неожиданную комбинацию найдётся читатель, который уже лет пять ждал именно этого.
Ваша фантазия не ограничена законами физики, желаниями инвесторов, отточенностью навыка или мнением ребят с района. Как я уже говорила раньше, фанфикшн — самый демократичный вид фанатского творчества.
Как написать ориджинал? В смысле не хотеть написать, а написать?
5 апреля 2018
20 комментариев из 23
открываете ворд. и тукаете по клаве — там буковки выскакивают. если натукать много буковок, смысл которых будет понятен ещё кому-то, кроме вас, и родит в голове читателей стройную картинку жизни или приключений какого-то придуманного вами человека, — то получится оридж |
Sorting_Hat |
|
так ориджинал писать ещё и проще — сами обоснуй пишете, характеры свои и т.д. |
Sorting_Hat |
Скампада |