Как написать свою сказку сказкотерапия

Мастер
класс для педагогов «Сказкотерапия. Сочиняем дидактическую сказку».

Цель:
Создание дидактической сказки.

Задачи:

·       
Познакомить педагогов с методом
сказкотерапии;

·       
Видами сказок;

·       
Создать дидактическую сказку

Дополнительные
материалы:
Карандаши, ручки, бумага, проектор ,
музыкальное сопровождение.


Этапы проведения: Приветствие (настройка на работу);

Основной
этап (практика);

Заключительный
этап (рефлексия).

Приветствие:
Добрый день, уважаемые коллеги, тема
нашего сегодняшнего мастер класса «Сказкотерапия. Сочиняем дидактическую
сказку».
Что такое сказкотерапия и почему этот метод наиболее эффективен для реализации
воспитания и обучения.

Но
перед началом работы, я предлагаю небольшое упражнение на релаксацию, для того,
чтобы настроиться на нужный рабочий лад!

(Звучит
спокойная музыка, с помощью проектора на экран транслируются фотографии дикой
природы под звуки природы).

Давайте
закроем глаза и  представим, что мы находимся на природе, мы чувствуем, как
ветер ласкает наше лицо, звуки природы, помогают нам расслабиться…
Небо над нами голубое и чистое, мы чувствуем как тепло разливается по всему
телу, тревога и напряжение покидают наше тело. Мы видим животное перед собой.
Какое это животное? Попробуем повторить за ним движения. Что это животное
пытается нам сказать, показать?
Возвращаемся назад! Раз.. Два… Три… Открываем глаза.

Основной
этап.
Все мы в детстве, а кто-то и сейчас
любили сказки. Сказка-уникальный инструмент, с помощью которого можно
транслировать и закреплять знания и навыки.

Сказкотерапия — это направление практической психологии,
метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования,
коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и
психотерапевтической помощи и др. (согласно официальному определению понятия
сказкотерапии на википедии)

Сказки бывают разные:

1. Дидактические сказки, помогают усвоению новых
знаний, умений и навыков. Отличить такую сказку можно по заданиям, которые используются
в конце для закрепления новой информации или на протяжении всей сказки.
Психологическая сказка- история, цель которой влиять на личностное развитие с
помощью метафор и ярких сказочных образов.
2. Психокоррекционная сказка-сказка, которая поможет поменять негативные
установки для слушателя, В таких сказках показывают 2 способа разрешения
проблемы: эффективный и неэффективный.
3. Психотерапевтическая сказка-не стоит её, пожалуй, путать с
психокоррекционной, хотя, на первый взгляд они могут быть довольно похожи. Они
затрагивают глубинные проблемы слушателя и проработать их. Травмы, обиды, и
другие психологические проблемы, основная задача сказки-оказание поддержки и
эмоциональной помощи.
4. Медитативная сказка- сказка-аэропорт перед вылетом к медитации, у таких
сказок может не быть сюжета , а повествование складывается исходя из чувств и
внутренних ощущений.

Сегодня мы попробуем составить дидактическую
сказку.

1.           
Для начала мы
создадим образ места где будут происходить наши сказочные события. Я предлагаю
2 способа по желанию: можно нарисовать или просто описать.

2.           
Придумываем
проблемную ситуацию, которую наш герой должен будет решить. Какой урок он
должен будет усвоить.

3.           
Придумываем
образ героя. Нужно постараться приблизить образ героя характеристиками к образу
клиента, который приходит к нам с запросом. В нашем случае это ребенок, который
обладает теми или иными характеристиками. При работе в группе, можно предложить
детям создать-нарисовать аватары своих героев.

4.           
Помещаем
героя в проблемную ситуацию.

5.           
Находим выход
из проблемной ситуации.

Важно
понимать причину, которая привела к проблеме.

Возможные
причины:

·             
Привлечение
внимания;

·             
Переживание
травматических событий;

·             
Высокая
тревожность или наличие страхов.

·             
Проживание
чувства обиды.

Итд.

Начнем
сочинение нашей дидактической сказки. Перед вами листы бумаги, карандаши и
фломастеры.

Создаем образ
места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера, например:
детский сад, комната, парк итд.

Постарайтесь
придавать значительное внимание деталям.
(педагоги рисуют под  релаксационную музыку)

Отлично!
Локация дла сказки готова.
Придумаем образ героя. Можно проговорить вслух его основные качества и
характеристики. Внимание внешним деталям тоже важно уделить, чтобы
поспособствовать созданию проекции на героя.
Также создадим героя помощника (Герой помощник это дополнительный персонаж,
помогающий главному герою проходить испытание.

В некоторых
случаях можно создавать образ злодея, который может ассоциировать негативные
качества главного героя и быть инициатором проблемной ситуации.

Мы можем
рисовать детали нашей сказки, а можем просто прописывать.
Создаем проблемную ситуацию.

Находим
решение, придавая действию противоположное действие.

Разберем на
примере сказки «конёк-горбунок»

Локация
сказки, сказочное королевство.

Главный герой
Иван-дурак.

Герой
помощник Конёк-горбунок.

Трудности, с
которыми встречается герой (непринятие в обществе-отвергнут семьей и другие
испытания)

Решение
проблемы: принятие себя, вера в себя, дружба, преодоление страхов.

Начнем
сочинение нашей дидактической сказки. Перед вами листы бумаги, карандаши и
фломастеры.

Создаем образ
места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера,
например: детский сад, комната, парк итд.

Постарайтесь
придавать значительное внимание деталям.
(педагоги рисуют под  релаксационную музыку).

Разбор
получившихся сказок.

Заключительный
этап:

Заполнение
анкеты-опросника «Впечатления от мастер-класса»,
рефлексия.

Спасибо за
внимание!

Психологи давно сошлись во мнении, что подсознание может влиять на нашу жизнь как в хорошую, так и в плохую сторону. Однако есть способы не только направить это влияние в мирное русло, но и добиться с его помощью решения любой возникшей проблемы. Один из инструментов в достижении этой цели – сказки. Нет, их не надо слушать перед сном. Их надо писать, причем самим. И правильно написанная сказка имеет все шансы сбыться в реальной жизни. Что же для этого нужно?

Помните, как в детстве мы сочиняли сказки, прямо на ходу выдумывая волшебные сюжеты? Но вырастая, многие из нас позабыли о волшебстве по причине разных жизненных испытаний. И все равно в душе каждой женщины живет внутренняя сказочница. Когда все идет четко, красиво и так, как вы хотите, значит, ваша внутренняя сказочница в порядке. Но если вы живете скучно, без малейшей яркости и радости, то ваша сказочница уснула крепким сном.

Чтобы написать сказку, которая по вашему желанию воплотится в реальную жизнь, без помощи внутренней сказочницы не обойтись. Разбудить ее или наладить с ней контакт поможет медитация.

Итак, примите удобную позу сидя. Закройте глаза. Сделайте глубокий спокойный вдох и медленный выдох. Отпустите все свои мысли. По всему телу пустите волну расслабления. Ощутите радость и счастье, покой и безмятежность.

Представьте, что перед вашим взором проплывают разноцветные облака. Они рассеиваются, и вы видите пряничный домик, увитый плющом и розами, или средневековый замок с остроконечными башнями, а может, что-то другое. Рассмотрите внимательнее, что окружает это жилище. Дивный сад с фруктовыми деревьями, цветами и дорожками из голубых камушков или парк с аккуратно постриженными кустами, изысканными клумбами и диковинными фонтанами? Какие птицы поют в ветвях деревьев, какие бабочки садятся на цветы? Заметьте все это. Вдохните аромат, наполняющий воздух.

Смело ступайте по дорожке, потому что вас уже давно здесь ждут! Навстречу идет ваша внутренняя сказочница. Какая она: маленькая фея с крыльями или красивая дама в остроконечной шляпе? Рассмотрите ее. Поздоровайтесь, спросите ее имя, услышьте ответ. Ваша внутренняя сказочница приглашает вас осмотреть ее дом и окрестности. Идите, любуйтесь, наслаждайтесь!

На тенистой террасе накрыт чайный стол. Вы вместе пьете ароматный чай. Ваша внутренняя сказочница достает из потайного ящичка хрустальный флакончик с золотистой жидкостью. Это напиток вдохновения. Она наливает вам в чай несколько капель, чтобы отныне вы свободно могли творить, мечтать, воображать.

За легким разговором не замечаете времени. Но все-таки понимаете, что вам пора возвращаться. На прощание ваша собеседница сообщает, как вы можете связаться с ней в любое удобное для вас время. Возможно, нужно произнести какие-то волшебные слова, например, «раз-два-три-четыре-пять, сказочку иду писать», или три раза хлопнуть в ладоши. А может сделать что-то еще. Услышьте и запомните слова или ритуал – то, что приведет вас в состояние творчества.

Вы благодарите и тепло прощаетесь с хозяйкой чудесного места, еще раз вдыхаете полной грудью аромат, разлитый в воздухе, и открываете глаза.  Теперь у вас есть волшебные слова или какое-то действие, чтобы настроиться на сказочный лад. Произнесите их или исполните волшебный ритуал, а потом приступайте к делу.

Прежде чем начать писать сказку, надо четко понимать, что вы хотите получить в итоге. Допустим, вас уволили и теперь вы не можете устроиться на работу. Вы хотите найти работу по той же специальности или в планах получить дополнительную профессию, а потом уже найти новое место? Или пора монетизировать ваше хобби? А может вы устали работать и мечтаете, чтобы о вас заботился мужчина? Это три совершенно разные сказки.

С теми же мужчинами тоже возможны ситуации, которые хочется исправить. К примеру, с мужем все разладилось – смотрит на сторону, вас не замечает, словом, ушла любовь. Хотите вернуть гармонию в отношения с мужем – это одна сказка. А если его измены не можете простить и хотите расстаться, чтобы начать новую жизнь с кем-то другим, то сказка, понятно, будет уже другая. Вот только месть ему или его любовнице в сказку тащить не стоит. Одно из правил – никогда не желать в сказке зла другим, чтобы это не вернулось вам. 

Если у вас есть проблемы со здоровьем, сказка поможет их решить. Только «здоровье» в целом – тема для одного сюжета не подъемная. Надо выбрать что-то поконкретнее. Отдельно написать сказку про желудочно-кишечный тракт, если вас беспокоит эта сфера, или про кровеносные сосуды, если это ваше больное место. Про любой орган или систему придется писать отдельную сказку.

К подсознанию нужен тонкий подход. Если писать сказку про деньги, называя их прямо «деньгами», то это вряд ли сработает. Подсознанию подавай метафору, ему нужны образы. К тому же, для каждого это что-то свое. Деньги для кого-то – вода, убегающая между пальцев, а для кого-то – энергия, дающая силу.

В качестве образа работы подойдет сказочное веретено с золотой нитью, которой можно выкладывать узоры судьбы. Или волшебное перо, способное выписывает новую красивую жизнь. Работа в интернете в сказке может быть связана с волшебной паутиной. К решению квартирного вопроса применим образ гнездышка для птички или норки для мышки, или дупла для белочки.

Лебединая или голубиная пара – образ гармоничных супружеских отношений, счастливого замужества. Братья Мир и Лад – уже готовые образы для сказки о семейном примирении. Собственный бизнес можно представить в виде мельничного колеса или чего-то другого крутящегося, что быстрее придет вам на ум и будет принято душой.

Что касается болезней, то тут образы связаны с функциями органов и систем, которые беспокоят и просятся в сказку. Желудочно-кишечный тракт – железная дорога, привозящая необходимые грузы в сказочное королевство и увозящая отходы. Легкие – насос, снабжающий некую страну воздухом. Вены – берега рек. Позвоночник – башня. Нервная система – провода.

Рассмотрим один из возможных сценариев. Напишем сказку-путешествие. Начало пусть будет традиционным – «жила-была героиня». А героиня — это автор сказки! Она может быть представлена в каком вам угодно образе – просто женщина или королева, мастерица-рукодельница или волшебница. Мышка, рыбка, белочка, львица, волчица – кто вам больше по душе. Или звездочка, травинка, перышко, камешек – все в ваших руках.

Опишите, кто она, чем занимается, как живет, в чем ее ценности, что у нее есть, чего не хватает и какие последствия приносит отсутствие чего-либо в ее жизни. Описывая все это, вы уже ставите проблему. Дальше героиня ищет пути ее решения.

Следуйте за своим воображением! Сказка пишет себя сама. Возможно, героине пригодится совет, услышанный от какого-то помощника или прочитанный в волшебной книге, который по нашему сценарию связан с дорогой. Может быть, в совете даже описан маршрут и призывы к действию – найти, увидеть, взять, использовать, завоевать что-то волшебное, что поможет в решении проблемы.

Героиня может сразу отправиться в путь, а возможно ей надо будет обдумать полученный совет и собраться в дорогу. Позвольте ей взять с собой, к примеру, три предмета, которые могут пригодиться в дороге. В пути возможны встречи с какими-то волшебными существами. Помогая им, героиня получает подарки или помощников, а все это пригодится в битве с врагом. 

Мы подошли к кульминации. Героиня встречает врага, выясняет его намерения и оценивает свои силы. В битве применяет подарки, привлекает помощников или использует те предметы, что взяла с собой в дорогу. Разумеется, героиня побеждает. Ведь это вы, и это ваша сказка, и пишете ее вы сами! Но все-таки битву лучше выиграть по-женски.

К примеру, дошли вы до места на реке, которая в вашей сказке символизирует денежный поток, где сидит Змей Горыныч, перекрывший своим огромным телом русло. Сказочный герой обычно достает меч-кладенец или лук-самострел и разит им врага. А «по-женски» будет не убить его, а превратить во что-то милое и доброе с помощью того же поцелуя в щечку каждой из трех голов. Или послать прямо из сердца горячий луч любви, который растворит оболочку Змея Горыныча, а под ней он окажется прекрасным принцем.

Еще одно правило – всегда прописывать в сказке хороший конец. Что получает героиня в результате победы, как ее изменил весь этот опыт: какой она была и какой стала? И не жалейте подробностей, когда речь зайдет об исполнении ее желания! В окончании истории уместны пир на весь мир, веселье и благодарности помощникам. И нужен посыл в будущее. Например, «с тех пор и навсегда вода в реке больше не убывала, а наоборот прибывала» — так можно закончить сказку, где Змей Горыныч перекрывал русло.

Подпись к сказке напишите примерно так: «Эта сказка принадлежит мне, Ф.И.О., и будет исполнена в отношении меня». И уже в самом конце добавьте финальную фразу: «Пусть то, что написано, или что-то лучшее гармонично войдет в мою жизнь и принесет счастье мне и всем, кого это касается».

Полностью написанную сказку сохраните на бумаге или в компьютере. Не запрещается распечатать текст и повесить на стену, прочитать друзьям и близким. Но после «отпустите» сказку, «забудьте» о ней. Сказки начинают сбываться и в самый короткий срок, и через несколько месяцев.

Начиная писать, вы запускаете определенный процесс. Не ленитесь, не бросайте сказку на полпути. Дайте процессу завершиться!

Написав сказку, не удивляйтесь тому, что сценарий волшебно работает в жизни. Так будет продолжаться до прописанного вами финала.

Раз вы на этом сайте, значит, тоже верите в целительную силу сказки. Думаю, я порадую вас, если сообщу, что вы можете самостоятельно придумывать терапевтические сказки для своих деток и тем самым помогать им преодолевать различные страхи и проблемы.

Как написать терапевтическую сказку

Для этого нужно совсем немногое: желание помочь своему чаду, терпение, немного фантазии и советы из этой статьи. Кстати, о том, как правильно применять сказкотерапию в повседневной жизни, я писала в предыдущей статье. Приятного и продуктивного вам чтения!

Инструкция для родителей по созданию терапевтических сказок:

  1. Определите тему сказки и проблему, которую планируете решить с помощью сказочной истории. К примеру, ваш малыш боится темноты, значит, необходимо придумать сказку о том, как какой-то герой очень боялся темноты и в конце концов победил свой страх. Ведь однажды случилось что-то, что заставило его пересмотреть свое отношение к темноте и т.д…
  2. Определите главного героя и других сказочных персонажей для вашей истории. Вы можете выбрать любимых героев вашего ребенка или придумать собственных. Обязательно наделите их определенными чертами/волшебными свойствами в рамках вашей сказки, а также можете придумать главному герою смешное и необычное имя.
  3. В самом начале сказки опишите все «симптомы» и проблемы страха, которые испытывает ваш ребенок. То есть вы проводите ассоциацию между главным героем и вашим ребенком. Допустим, ваш малыш боится темноты. Значит, необходимо написать примерно следующее: «Жил-был на свете маленький мальчик, который очень боялся темноты. Он все время думал, что кто-то следит за ним и может сказать «бу» в любой момент. Ему казалось, что кто-то ходит по потолку и шевелит занавесками…» и так далее. Думаю, смысл вы поняли.
  4. Напишите поучительную сказку о том, как выбранный главный герой смог решить такую же проблему, которая присуща вашему ребенку. Важно при этом иметь в виду, что в истории не должно быть жестокости и необратимого эффекта. К примеру, если герой жадный и проглатывает все, что ему дают, то он не должен от этого лопнуть и умереть. В истории должно произойти что-то, что поможет герою измениться и решить проблему. Терапевтические сказки как раз и отличаются от других видов прозы тем, что в них ВСЕГДА главный герой решает определенную проблему, но никак не умирает, уходит от нее и так далее.
  5. После написания сказки прочтите ее своему ребенку. Кроме прочтения очень рекомендую обсудить прочитанное. Важно задать ребенку вопросы и узнать, понял ли он, как победить тот или иной страх или проблему. Кроме того, если ваш ребенок любит рисовать, вы можете предложить ему нарисовать только что услышанную сказочную историю.
  6. Для закрепления терапевтического эффекта рекомендуется несколько раз прочитать эту сказку, а также время от времени напоминать ребенку о решении проблемы, если вы видите, что страх еще не прошел. К примеру, если ребенок продолжает бояться темноты, вы ему говорите примерно следующее: «Помнишь, как в такой-то сказке такой-то герой победил свой страх? Вот и ты попробуй сделать то-то и то-то. А я тебе могу сейчас еще раз прочитать эту сказку».

Ну что, дорогие мои, получилось ли у вас с помощью моей инструкции самостоятельно написать терапевтическую сказку для своего ребенка? Если да или что-то не получилось, сообщите мне в комментариях под этим материалом, буду рада обратной связи от вас. Если статья вам понравилась, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях. До новых встреч на сайте «Сказочка Онлайн»!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать свою прошивку под андроид
  • Как написать свою прошивку для телефона
  • Как написать свою прогу
  • Как написать свою программу на телефоне
  • Как написать свою программу на python