Как написать связанный текст

«Связный
текст на уроках русского языка»
.

План

      
I.           
Введение. Художественный текст как
средство интеграции уроков русского языка и литературы.

   
II.           
Текст на уроках русского языка.

1.     Требование,
которым должны отвечать тексты как дидактический материал урока.

2.     Принципы
отбора предложений как дидактического материала урока.

3.     О
месте и методической  необходимости работы над текстом на уроках русского
языка.

4.     Методы
и приемы работы над текстом на уроке.

5.     Текст
на уроках русского языка

а)  Изучение
раздела «Лексика» в 5 классе.

б) Изучение
раздела «Лексика» в 6 классе

в)  Повторение
и обобщение знаний учащихся по лексике в 9    классе.

 III.           
Заключение. Эффективность использования
текстов на уроках русского языка.

IV.           
Библиография.

  
V.           
 

       I.           
Введение. Художественный текст как
средства интеграции уроков русского языка и литературы.

     Одно из направлений интегрирования
уроков русского языка и литературы — использование на первых уроках в качестве
дидактического материала текстов различных стилей. По стилевой принадлежности
различают тексты разговорного стиля, научного, официально-делового,
публицистического, художественного. Использование всех этих стилистических
разновидностей на уроках русского языка необходимо. И вот почему.

1.    
    Человек в разных жизненных и речевых
ситуаций соприкасается не только с разговорным стилем, но и с научным,
официально-деловым, публицистическим, художественным. В зависимости от задач и
условий общения он должен уметь строить свои устные и письменные высказывания в
соответствующем стиле. Следовательно, на уроках русского языка должны
использоваться тексты всех стилей.

2.    
    Задача школы – научить своих питомцев
владеть всеми средствами родного языка, поэтому  преподавание русского языка
должно  вестись на материале текстов всех стилей, чтобы ученики получили
представление о стилистическом  разнообразие  и  богатстве  нашего языка.

3.    
     Использование текстов того или
другого стиля способствует более успешному решению тех или других задач
изучения родного языка. Например, публицистические тексты помогают углубить 
связь уроков русского языка с жизнью, научные – дисциплинируют мысль детей,
развивают их логическое мышление! А художественные тексты помогают утолить
«информационный голод», художественная литература, художественные тексты
являются эффективным средством развития образного мышления. Однако реально это
только в том случае, если тексты, используемые на уроках русского языка,
отвечают определенным требованиям.

                                                                                                      
II.           
Текст на уроках русского языка.

1.    
    Требования, которым должны отвечать
тексты как дидактический материал урока.

а)    
    На уроках русского языка текст – средство
обучения русскому языку детей и подростков, а у каждого  возраста – свой
уровень знаний и возможностей. Текст должен быть доступен пониманию детей
определённого возраста, не требовать дополнительных пространных пояснений, которые
могут увести класс в сторону от основных целей.

б)        Текст
на уроках русского языка – средство обучения русскому языку; следовательно, источником
его должна быть русская литература, произведения, написанные на русском языке,
а не переводные. «Текст (в отличие от языка как системы средств) никогда не
может быть переведён до конца, ибо нет потенциального единения».[1]

в)         Грамотное
использование художественного текста на уроке предполагает  бережное отношение
к нему. Нельзя в тексте бесцеремонно сокращать предложения, исключать из него
слова, потому что «они не на изученные правила» А между тем с нарушением этого,
казалось бы, само собой разумеющегося требования мы встречаемся на многих
страницах пособий, адресованных учителю.

   
В образцовом художественном произведении каждое слово на своём месте, нередко
оно выстрадано писателем, найдено им в результате долгих и мучительных поисков,
и заменять в художественном произведении одни слова другими или вообще их
«сокращать», переделывать — значит проявлять неуважение к писательскому труду,
притуплять художественный вкус детей, их чутьё к языку.

   
Учитель должен стремиться к тому, чтобы художественные произведения или отрывки
из них звучали на уроках русского языка без изменений и искажений, в отдельных
случаях можно использовать монтаж художественного текста, но при сохранении в
нём единства содержания и стиля.

   
Бережное отношение учителя к художественному тексту — залог успеха в воспитании
высокой языковой культуры учащихся.

г)         Текст
на уроке русского языка используется в учебных целях, поэтому он должен быть
достаточно насыщен изучаемыми явлениями языка, изучаемыми орфограммами,
пунктограммами.

д)        Одним
из важнейших условий успешности работы на уроках русского языка является
комплексное решение задач обучения этому сложнейшему школьному предмету: на
каждом уроке должно быть овладение лингвистической  теорией, формирование на ее
основе  орфографических и пунктуационных навыков, развитие речи. Текст,
используемый в качестве дидактического материала, должен заключать в себе
наибольшие возможности для комплексного решения задач обучения русскому языку.

е)         Художественные
тексты для занятий по языку могут быть как прозаическими,  так и стихотворными.
Правда, в истории методики было немало возражений против использования на
уроках русского языка стихотворных текстов, «перлов высокой поэзии», прелесть
которой якобы «блекнет от  прикосновения грамматического анализа, как цветок,
сорванный в целях ботанического изучения». [2]
Такую  точку зрения встречаем в работах В.Я. Стрюнина,             Л.И. Поливанова,
К.П. Шульгина, Е.И. Тихеевой. Но мы знаем, что стихотворные тексты широко
использовали и рекомендовали  для уроков Ф.И. Буслаев, Н.Г.Чернышевский, К.Д. Ушинский,           
 И.И. Срезневский.

   
В современной методике использование стихотворных текстов на уроках русского
языка  считается целесообразным, но следует помнить, что анализ  их не должен
быть измельченным, назойливым.

  
 В некоторых случаях при наборе языкового материала для урока целесообразно
отдать предпочтение именно стихотворному тексту, а не прозаическому.

Например,
обратимся к сборнику стихов Овсея Дриза. В сборнике стихов есть такая миниатюра: 

        Кто чем сверкает.

     Сверкает яркий луч

                                                        
  Росой,

                                                        
  Карась –

   Боками гладкими,

                                                        
  Мудрец – умом,

                                                        
  Лицо – красой,

                                                          
А трус –

 Босыми пятками.

   
Это прекрасная  иллюстрация к известному пунктуационному  правилу: в неполном
предложении при отсутствии сказуемого ставиться тире. В крошечном стихотворении
– четыре примера на изучаемое правило. Вряд ли  найдется такой же текст такого
же  объема и также «густо» насыщенный необходимыми конструкциями, как это
стихотворение. Выучить такое стихотворение легко. Несомненно, стихотворные
тексты удобнее, чем прозаические для письма по памяти или самодиктантов.

ж)       И
прозаические, и стихотворные тексты должны пробуждать в детях добрые чувства,
формировать высокие нравственные качества. Воспитательная ценность урока
русского языка во многом зависит от того, какой текст используется на нём в
качестве дидактического материала

з)   
Желательно, чтобы тексты, звучащие на уроке, представляли собою образцы всех
основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания,
рассуждения; ученики будут обращаться к ним при подготовке сочинений таких же
типов.

    
В методике под словом текст понимается не только основной  материал  какого-
либо сочинения, документа, но и относительно  законченный фрагмент из него,
сложное синтаксическое целое, даже отдельные  предложения, понятные вне
контекста, поэтому необходимо сказать о принципах отбора предложений как
дидактического материала урока.

2.     Принципы
отбора предложений как дидактического материала урока.

а)     автосемантичность
(то  есть предложения должны быть понятными вне контекста);

б)    единство
темы;

в)
единство стиля и формы.                                                             

    Предложения  при
записи нумеруются; в старших классах указываются их авторы. Примеры правильной
подборки предложений к уроку будут приведены далее.

    О том, что текст
должен быть первоклассным, писали все выдающиеся методисты. А.Д. Алферов в
книге «Родной язык в средней школе». «Изучать наших лучших писателей  со
стороны языка – это значит не только усваивать их выражения, их строй речи, а
отдавать себе отчёт, от чего их выражения так говорящи, что могло руководить
ими в создании той или иной формы»[3].

       В заключение
данной части работы хочется подчеркнуть: на уроках русского языка должны
использоваться не любые тексты, а первоклассные, образцовые, обладающие высоким
речеразвивающим потенциалом.

3.    
О месте и методической  необходимости
работы над текстом

на
уроках русского языка.

Когда
уместна  работа над текстом на уроках русского языка?

   
Решение этого вопроса зависит от характера программного материала и от стадии
его изучения.

   
Если грамматические  категории, а также орфографические и пунктуационные
правила, изучения которых предстоит на данном этапе, в какой-то степени уже
знакомы учащимся и не затрудняют их, то работа над связным текстом  возможна и
во время объяснения нового материала.

   
Как правило, в это время наблюдений и выводов используются отдельные слова и
предложения, потому что их можно расположить в таком порядке, который облегчит
восприятие и запоминание материала. Когда внимание надо сосредоточить на изучаемых
грамматических категориях или правилах правописания при первичном закреплении
только что объясненного материала, тоже уместна работа  над отдельными словами
и предложениями.

   
Составляя тематические и поурочные планы, учитель должен помнить, что разбор  и
конструирование отдельных слов и предложений не самоцель; работа над отдельными
словами и предложениями – это подготовка к тому, чтобы ученики  «видели» и
правильно употребляли изучаемые категории в связной речи. Поэтому на следующих
этапах закрепления, а также обобщения изученного материала связный текст не
только уместен, но и необходим.

   
Понятно, что систематическая последовательная работа над текстом на уроках
русского языка  возможна при условии, что в распоряжении учителя такие тексты
есть.

   
В действующих учебниках русского языка их явно недостаточно.

   
Например, по теме «Лексика» в учебнике Т.А. Ладыженской  и другие для 5 класса
из 47 упражнений на материале связных текстов только 13, в   учебнике  М.Т.Баранова
и других для 6 классов из 44 упражнений на материале связного текста 21. В
«Сборнике задач и упражнений», входящем в комплекс В.В.Бабайцевой,  из 140
упражнений на материале художественных текстов только 37.

  
Цель данной работы — подобрать и методически прокомментировать такие художественные
тексты, использование которых будет эффективным при изучении и повторение
Лексики в школе.

 
 Работа написана на основе изучения соответствующей лингвистической,
психалого-педагогической, методической и учебной  литературы, а также теоретического
осмысления своего опыта, опыта коллег учителей-словесников и анализа уроков.

4.    
Методы и приемы работы над текстом на
уроках русского языка.

1)        Устные
иллюстрации – чтение учителем или заранее подготовившимися учениками
(желательно наизусть, иногда на музыкальном фоне) таких текстов, в которых употреблены
изучаемые единицы языка, грамматические категории, конструкции, формы.

2)         Письмо
по памяти «…Заученные и объясненные как следует  пятнадцать небольших  легких
стихотворений дадут детям к двенадцатому году весьма сносные правописания». Так 
говорил К.Д Ушинский о высокой эффективности письма по памяти[4].

   
Для того, чтобы  не перезагружать учащихся, целесообразно давать для заучивания
наизусть по литературе такие произведения или отрывки из них, которые
впоследствии можно будет использовать и для грамматических занятий.

   
При подборе текстового материала для заучивания наизусть и письма по памяти надо
учитывать, какие темы изучены, какими  орфографическими и пунктуационными
навыками ученики уже владеют: нет смысла давать для этого вида работ такие
тексты, в которых дети вынуждены только механически заполнять знаки препинания,
не умея объяснить их.

   
Каждое произведение или  отрывок,  предназначенный для письма по памяти, предварительно
разбирается  как со стороны орфографии и пунктуации, так и композиции его;
внимание учащихся обращается на последовательность в изображении событий,
поступков людей, в описании картин природы;  то, что  ученики учат наизусть,
всегда должно быть  для  них  образцом стройной  выразительной и точной речи.

    
Такой  вид работы настойчиво рекомендовал

 Ф.И.
Буслаев, К.Д. Ушинский и другие крупные методисты.

3)        Зрительный
диктант.

   
Подбирается небольшой, обычно стихотворный, легко запоминающийся текст.

Текст
записывается на доске до урока; в ходе анализа учащиеся запоминают его, а затем
пишут по памяти.

 
  Этот вид работы легко вписывается в контекст любого урока, занимает мало
времени и обогащает речь детей классическими образцами конструкций, оборотов,
выразительных средств; способствует развитию их внимания и памяти.

 
   Название и кратко охарактеризованные здесь виды работы особенно эффективны
при изучении и повторении лексики — самого интересного, по мнению учащихся,
раздела школьной программы по русскому языку  

5.     Текст
на уроках русского языка по теме «Лексика».

а)     изучение
раздела «Лексика» в5-6 классах

Для
удобства примем следующий порядок изложения материала:

1)    изучаемая
тема;

2)    вид
работы;

3)    текст;

4)    лингво-методический
комментарий к тексту.

Тема. Лексическое значение слова.

 Творческое списывание.

   
Задание. Озаглавьте текст. Определите, какого он стиля? Спишите, укажите у
выделенных слов их лексические и грамматические значения.

   
После сн…гопада вдруг безоблачное голубое небо над нетронутой б…лизной. И снега
так воздушно л…гки, что их не назовешь сугробами. Снега искрятся, блёстки разбегаются при каждом
повороте г…ловы. С…неватые от солнца тени д…ревьев ярки, как на экране.
Сверкание солнца.  Голубизна. Воздушная пышность снегов.   Нарядный —
«подарочный»- денек.

                                                         
(По Г.Е Николаевой)       

   
Данный текст обогащает словарный запас школьников, закрепляет знания о
лексическом и грамматическом значениях слов. Сугробами — (мн.ч., твор.п., м.р.)
Н.ф. сугроб – наметённая  ветром  большая куча снегу.                                                                                  
 Искрятся (наст. вр., 3 л., мн.ч.) Н.ф. искриться – сверкать блестками, искрами.
Синеватые ( мн.ч., им.п.) Н.ф. синеватый — имеющий оттенок синего цвета.

Письмо по памяти.

   
Задание. Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно.

Уточните
значения этих слов с помощью словаря.

       Закат налился темной кровью,

                                           
 и потемнела бирюза.

    Сначала было предгрозовье,

потом как грянула гроза!

( А. Прокофьев)

   
Запишите текст по памяти. Объясните постановку знаков препинания в первом
предложении.                                                                                                                           Данный
текст закрепляет у школьников навык работы с толковым словарём.

   
Бирюза, — Ы., ж. непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зеленого
цвета.

 
  Поэт называет бирюзой небо, потому что оно до грозы было таким же голубым,
как бирюза.

Предгрозовье,
— я, ср. (книжн.) Время перед грозой.

Тема. Многозначные слова.

Выборочный
диктант с грамматико-лексическим заданием.

 
Задание. Выберите из текста стихотворения словосочетания глагол ставить + сущ.;
указать в каком значении употреблен глагол ставить в каждом  из словосочетаний (или
предложений, если иметь в виду  текст  стихотворения)

Обо всем.

Пять рабочих ставят дом,

                   
                         ставит опыт агроном

(он растит такую рожь –

с головой в неё уйдешь).

Ставит счетчики монтер,

ставит фильмы режиссёр.

   (Снял он сказку «Колобок»,

                                            
чтобы ты увидеть мог!)

                                            
Мама ставит пироги

                                            
(подойди и помоги).

                                            
А диагноз ставит врач:

             «Просто насморк. Спи, не
плачь!»

                                            
Если кончился рассказ,

  ставить точку в самый раз.

( Г. Демыкина).

Образец выполнения:

Ставить
дом – строить;

Ставить
опыт – проводить (эксперимент);

Ставить
фильмы – снимать (фильм);

Ставить
пироги – замесить (тесто);

Ставить
диагноз – определить (болезнь);

Ставить
точку – закончить (предложение).

Данный
текст способствует развитию мышления и речи детей.

Тема. Прямое и переносное значение слов.

Письмо по памяти.

   
Задание. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите слова, употребленные в
переносном значении. Запишите стихотворение по памяти.     

Что делают часы?

    Говорят: часы стоят,

       Говорят: часы спешат,

   Говорят: часы идут,

     Но немного отстают.

                      Мы смотрели с Мишкой
вместе,

       А часы висят на месте.

(В. Орлов).

   
Слова могут употребляться в речи в прямом и переносном
значении.                                                                             
                                                     

   
В данном тексте слова стоят, спешат, идут, отстают (о часах) употреблены в
переносном значении.      

Диктант с грамматическим заданием.


Озаглавьте текст.


Подчеркните прилагательные, употреблённые в переносном значении.


Пользуясь словарем, объясните значение слов лазоревый, коралловый, сапфировый.

    
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел
побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное.
Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных
берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

( И.Э Грабарь.)

   
Текст способствует предупреждению нежелательного стереотипа в употреблении слов
(небо голубое; березы белые ; тени серые  и чёрные; снег белый и т.д.),
развивает речь учащихся.

   
Лазоревый,  -ая, -ое. Употребляется в народной и поэтической речи. То же, что и
лазурный. Лазоревое небо. Лазоревые глаза.

Коралловый,
-ая, -ое.

 1. 
Возникший или сделанный из кораллов. Коралловый остров.

 2.
 Ярко – красный, цвета коралла. Коралловые губы.

Сапфировый,
-ая, -ое.

1.Сделанный
из драгоценного камня – сапфира.

2. Синий или зелёный, цвета сапфира.
Сапфировый блеск снега.                                               Тема.
Омонимы.

Письмо по памяти.

  
Задание. Найдите в данных стихах омонимы. Что они обозначают?

1)   
Потеряла Алёнушка ключ.

     На опушке искала – не видно.

       Вдруг журчащий увидела ключ.

           
Да не этот ей нужен, как видно.

(
Я. Козловский.)

                                   
2)  Суслик выскочил из норки

  
               и спросил у рыжей норки:


Где вы были?


У лисички.

   
— Что вы ели там?


Лисички.

(
Я. Козловский.)

3)На
виду честного люда

Трусит
с горки съехать Люда

                                  
А у Сани, а у Сани

                                 
С горки сами мчатся сани.

(
Я. Козловский.)

 
    В данных текстах учащиеся находят слова, одинаковые по звучанию и написанию,
но разные по лексическому значению (ключ, норка, лисичка)

    
Ключ,1 – а, м.р.

1.
Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть
на ключ.

2.
Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода
чего – нибудь. Гаечный ключ.

3.
перен. То, что служит для разгадки, понимания чего – нибудь. Ключ к шифру.

4.
Знак в начале нотной строки, определяющий значение нот (спец.) Скрипичный ключ.

 Ключ,2
– а, м.р. Бъющий из земли источник, родник. Вода бъёт ключом.

 Норка,
1
– и, ж.р. Хищный пушной зверёк из семейства куниц с коричневой
блестящей шерстью.

 Норка,2
– и, ж.р. Углубление под землёй с выходом наружу, вырытое животным и служащее
ему жилищем.

 Лисичка,1
– и, ж.р. Хищное млекопитающее из семейства собачьих с длинным пушистым
хвостом.

 Лисичка,2
– и, ж.р. Съедобный гриб желтого цвета.

 Люд,
— а, м.р., собир. (устар.)  Люди, группа людей, объединённых общностью условий
жизни.

 Люда,
— ы, ж.р. Женское имя Людмила.

 Сани,
— ей. Зимняя повозка на двух полозьях.

 Саня,
— и. Мужское имя Александр.

Тема. Синонимы.

Мини – сочинение.

   
Задание. Представьте себе, что наконец – то сбылась какая- то ваша заветная
мечта, вы спешите домой или к друзьям поделиться своей радостью. Расскажите об
этом, употребляя глаголы – синонимы в порядке нарастания силы действия,
например: радоваться, ликовать, бежать, мчаться, нестись, лететь.

    
Текст способствует развитию речи школьников, закреплению темы «Синонимы»

    
Вот пример текста, составленный учеником.

                                           
Велосипед.

Получить в подарок
велосипед было моей давней мечтой.

 Когда в субботу
после уроков я шел домой, соседка тётя Маша спросила меня: «Алёша, не именинник
ли ты сегодня? Только сейчас твой папа вернулся из магазина с красивым
велосипедом ». Я обрадовался и побежал домой. Действительно, у порога меня ждал
новенький  велик. Я ликовал! Это был замечательный подарок!

     Уже вечером я
носился на своём велосипеде наперегонки с ребятами.

Тема.
Антонимы

Зрительный
диктант.

Задание.
Прочитайте стихотворение. На каком лексическом приеме оно построено?

                                       
— Что мудрым делает юнца?

                                      
 — Горе.

                                       
— Что делает мальчишкой мудреца?

                                        
— Радость.               

(Р.Гамзатов.)                                            

 Подчеркните
антонимы.

В
данном тексте учащиеся  выделяют антонимические пары:

юнец
– мудрец, горе – радость.

Это
текстовые антонимы.

Творческое списывание.

Задание.
Спишите текст, вставляя по смыслу пропущенные антонимы.       

    Погода очень
изменчива. Потоки теплого и  _______ (холодного) воздуха перемещаются с места
на место, дует ветер. Ветер бывает ________ (тёплый) и холодный, сухой, и
________ (влажный). Влажный ветер приносит осадки.

   Наблюдая за
погодой, люди научились предсказывать её изменения. Например, когда подует
ветер с севера, обычно становится холоднее. Ветер стал дуть с ____ (юга) –
можно ждать потепления.

 Текст
способствует развитию мышления и речи учащихся. Дети учатся подбирать к
исходным словам антонимичные пары: теплый – холодный, сухой – влажный, север –
юг.

6 класс.

Тема. Профессиональная лексика.

Устная
работа с текстом с последующим заданием.

Задание.
Прочитайте, выпишите слова профессиональной лексики, обратившись к словарям,
объясните их значение.

      Изобретение
книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не
пощадили многих казавшихся современникам непревзойдёнными изобретений, основные
же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжении веков.

     Конечно,
современные ротационные машины несравнимы с первопечатными станками
Иоганна Гутенберга, который напоминал пресс для отжимки винограда. Но основы
книгопечатания – пунсон и матрица, подвижные литеры,
печатная форма и книжный блок – сохранились.

    Книга есть и
будет основной духовной жизни народа. Чёрные оттиски букв на белой бумаге,
листы, собранные в книгу, — лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий
источник новых идей.

                                                                                                
( Е. Лихтенштейн. )

Образец ответа.

Ротационные машины.

Ротационный,
— ая, — ое. (спец.). Вращающийся  (о печатной машине); ротационное печатание
книг.

Пунсон,
— а, м.р. Типогр.  Вырезанное из стали выпуклое изображение буквы или знака, с
помощью которого выдавливают матрицу.

Матрица,
-ы, ж.р. 1.Металлическая форма, в которой делаются углубления для отливки типографских
букв. 2.Типографская форма из картона, в которой выдавлена обратная копия
набора страницы книги; служит для отливки металлической  страницы, с которой
печатается книга. Сделать матрицы.

Литера,
-ы, ж.р. Спец. 1.Буква. 2.Брусочек с выпуклым изображением буквы в типографском
наборе. Отлить литеру.

                                    
Тема. Заимствованные слова.

                                      
Творческое списывание.

Задание.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Среди них есть заимствованные слова.
Подчеркните их (Проверьте свой ответ по толковому словарю).

                             
Русские императоры и календарь.

  
Некоторые месяцы к…лендарного года древн…е римляне называли именами богов и
императоров. В честь полково…ца и  государственного де…теля. Древнего Рима Юлия
Цезаря, при котором была пров…дена первая р…форма к…лендаря, сед…мому месяцу
дали имя юлиус. В…сьмой месяц был назван в честь первого римского имп…ратора
Октавиана. Сенат присвоил ему звание августус, что значит «великий», и месяц
получил название августус. Названия этих месяцев попали в греческий язык, а из
него их заимствовали наши пре…ки  в  форм… июль, август.

 
  Данный текст позволяет расширить кругозор школьников. Они узнают, что многие
слова, часто употребляемые в повседневной речи, оказывается,

 заимствованы
 из  других языков; император (из латинского); календарь (из латинского);  август
(из греческого);  июль (из греческого).  

9 класс.

    
Тема. Многозначность и учёт многозначности слова в контексте.

Изложение.

 Многозначное
слово в каждом из своих значений по-разному сочетается с другими словами.
Например, когда глагол идти используется в прямом значении, то естественно
указать направление или способ движения: иду домой, в магазин; идём пешком,
быстро, медленно и т.п. Если же говорят о часах, то указывают не направление, а
характер действия: часы идут хорошо, плохо (нельзя сказать часы идут домой). В
значении «быть к лицу» этот глагол должен иметь обязательное дополнение в
дательном падеже без предлога (кому идёт): Платье Вам идёт. В значении
«расходоваться» глагол употребляется с дополнениями в винительном падеже с
предлогом на : На костюм идёт три метра ткани.

 
Словообразовательные связи у многозначного слова также различны: разным
значениям соответствуют производные. Если речь идёт о глухом человеке, то этот
физический недостаток называют глухотой, если же говорят о глухом согласном,
употребляют другое название свойства – глухость. Прилагательному глухой в
значениях, которые проявляются в сочетаниях глухая стена, глухой лес, не может
соответствовать ни то ни другое существительное: не говорят глухота стены,
глухость леса (но говорят лесная глушь).

  
(«Энциклопедия  для  детей».Том 10. «Языкознание. Русский  язык».)

                                      
Беседа по вопросам.

1.    
Сколько тезисов в этом тексте?

Как
они связаны по смыслу и структурно?

2.    
Какими примерами доказывается
справедливость этого тезиса?

А
второго?

Озаглавьте
текст.

Напишите
изложение.

Текст
развивает речь учащихся, закрепляет и углубляет знания школьников о
многозначных словах.

                                   
Тема. Синонимы.

                       
Творческое списывание.

Задание.
1. Запомните с первого чтения и запишите по памяти синонимический ряд со
словами коричневый.

    
Коричневый, кофейный, шоколадный, каштановый, карий.

         2. В следующем
отрывке поставьте на месте точек слова из того синонимического ряда, который вы
записали.

В зале нас встретил юноша
лет семнадцати,   … глаза его смотрели приветливо. Волнистые … волосы были
аккуратно причесаны. Белая  с широким отложным воротником рубашка подчеркивала
красоту его … загара. Тщательно отутюженные …  брюки гармонично сочетались с
легкими … цвета туфлями.

                   
Образец выполнения.

В зале нас встретил юноша
лет семнадцати. Карие глаза его смотрели приветливо. Волнистые каштановые
волосы были аккуратно причесаны. Белая с широким отложным воротником рубашка
подчеркивала красоту его шоколадного загара. Тщательно отутюженные коричневые
брюки гармонично сочетались с легкими кофейного цвета туфлями.

Устная
работа с текстом с последующим

лексическим
заданием.

Задание. Прочитайте
первую строфу стихотворения Н. Рубцова «Букет».

Составьте предложения,
синонимичные:

1)   
первому;

 2) третьему.

                 
Я буду долго

                 
Гнать велосипед.

                 
В глухих лугах его остановлю.

                 
Нарву цветов

                 
И подарю букет

                 
Той девушке, которую люблю.

Текст
развивает речь учащегося, углубляет знание по лексике по синтаксическим
синонимам.

                       
Образец выполнения.

1.     Я
буду долго мчаться на велосипеде.

2.     Нарву
цветов и подарю букет любимой девушке.

                       
Зрительный диктант.

Задание.
Укажите стилистическую окрашенность синонимов в следующем тексте.

                              
           Горизонты.

Уста
и губы — суть их не одна.

                                        
И очи – вовсе не гляделки!

                                        
Одним доступна глубина,

Другим
… — глубокие тарелки.

(А.
Марков).

Данный
текст закрепляет у учащихся навыки употребления синонимичных слов в различных
стилях речи.

                                             
Образец ответа.

Уста,
очи – книжный стиль.

Губы,
гляделки – разговорный стиль

              
Диктант с последующим лексическим заданием.

Задание.
1) объяснить все значения слова «земля»;

               
2) выписать из текста глаголы – синонимы.

Земля
– кормилица.

  Родной землёй мы
называем тот край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами и
песками. Русской землёй издревле именуют мою большую родину, хотя пашен на ней
в десяток раз меньше, чем лесов. И планету свою люди числят Землёй, несмотря на
то, что две трети её поверхности залито водами. Наверное, всё это потому, что
хлеб наш насущный даёт нам земля – тоненький почвенный слой, ничем не
знаменитый дар, накопленный природой за долгие тысячелетия. Землёй – матушкой,
землёй – кормилицей приравнены друг к другу, объединены несчётные человеческие
судьбы и поколения, миллиарды людей связывали, связывают и будут ещё столетия
связывать с землёй свои начала и концы.

                                                                                                   
(В. Чивилихин.)

                                          
Образец выполнения.

1.    
Родная земля – тот край, где родился;

Русская
земля – Россия;

Земля
– планета;

Земля
– почвенный слой.

2.    
Глаголы  синонимы: называть, именовать,
числить, приравнивать, связывать.

             
                         Заключение.

           
Систематическая работа над связным текстом:

1)   
дает большие возможности слить в единый
процесс обучение и воспитание;

2)   
помогает изжить элементы формализма в
обучении языку;

3)   
развивает логическое  и образное мышление
учащихся;

4)   
формирует их способность распределять
внимание, то есть направлять его одновременно на несколько видов деятельности;

5)   
создает возможность правильно сочетать на
уроке произвольное и непроизвольное внимание;

6)   
расширяет кругозор  учащихся;

7)   
способствует развитию их связной речи, то
есть более успешному решению основной задачи изучения русского языка в школе.

                                     
Библиография.

1.    
Алферов, А.Д. Родной язык в средней школе./
А.Д.Алфёров.- М., 1999.-308 с.

2.    
Бабайцева, В.В.  Русский язык для 5-9
классов./В.В.Бабайцева. — М.,2009. –355 с.

3.    
Бахтин, М.М. Проблема в тексте: в кн.:
Эстетика словесного творчества./М.М.Бахтин.- М., 1996.-411с.

4.    
Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках
русского языка./Л.И.Величко.- М., 1993.-
246 c.

5.    
Виноградов, В.В. Русский язык./
В.В.Виноградов.- М.,1972.- 9-45
c.

6.    
Гамзатов, Р.Г. О любви я пою: Лирика./Р.Г.Гамзатов.-
М., 1998.- 512с.

7.    
Голуб, И.Б. Путешествие по стране слов./И.Б.Голуб.-
М., 1992.- 400с.

8.    
Купалова, А.Ю. Русский язык: Практика:
Сборник задач и упражнений для   5 класса общеобразовательного учебного
заведения./А.Ю.Купалова.- М., 2009.-175с.

9.    
Купалова, А.Ю. Текст на занятиях родным
языком (сборник упражнений)./А.Ю.Купалова.- М., 2009.-183с.

10.
 Никитина, Е.И. Связный текст на уроках
русского языка./ Е.И. Никитина.- М.,1966.- 328с.

11.
 Никитина, Е.И. Уроки русского языка в 5
классе: Книга для учителя./Е.И.Никитина. — М., 1992.- 272с.

12.
 Никитина, Е.И. Уроки русского языка в 8
классе: Книга для учителя./Е.И.Никитина,- М., 1980.-278с.

13.
 Никитина, Е.И. Русская речь: учебное
пособие по развитию связной речи для 5-7 классов./Е.И.Никитина.- М.,2009.-304
с.

14.
 Никитина, Е.И. Уроки развития речи: К
учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 5 класс./Е.И.Никитина.- М., 1999.-83с.

15.
 Петровский, А.В. Психология/А.В.Петровский.-
М.,1992.- 512с.

16.
 Пришвин, М.М. Дорога к другу./М.М.Пришвин.-
М., 1978- 175с.

17.
 Разумовская, М.М. Русский язык./М.М.Разумовская.-
М.,2009. – 219с.

18.
 Ушинский, К.Д. Избранные педагогические
сочинения в 2 – х томах /К.Д.Ушинский. — М., 1954.

19.
 Фридман, Л.М.Психологический справочник
учителя./Л.М.Фридман.- М.,1997.- 228с.

20.
 Чернышев, В.И. Избранные труды. Обучение
русскому правописанию./В.И.Чернышев.-  М., 1970.- 2т.

21.
 Чуковский,К.И. От двух до пяти./К.И.Чуковский
—  М., 1994.- 400с.

22.
 Шкатов, Л.А. Подумай и ответь: Занимательные
задачи по русскому языку/Л.А.Шкатов.- М., 1999.- 96с.

связность текста

Тексты окружают нас повсюду (это заговор!!). Журнальная статья, инструкция к новому фотоаппарату, уличный знак, реклама на билборде – это все тексты. Да-да, текст – это не обязательно «Война и мир»))

А главное качество текста – это его связность. Зачем
она нужна?

Средства связности текста не дают ему распасться
на отдельные предложения и слова. Они связывают все элементы текста в единое
целое, а тексты получаются более насыщенными и
плотными.

Похоже на какую-то сложную лингвистику? Не
пугайтесь)) Во-первых, все не так страшно. Связный текст — как кирпичная кладка, в которой каждый кирпичик на своем месте, и они все держатся вместе с помощью цемента (и украшены граффити))).

Во-вторых, без понимания законов текста и средств
связности не получится писать грамотные и качественные тексты. И личные письма,
и смски, и экзаменационные эссе – все эти виды письменных текстов следуют тем
же законам, что и большие формы.

Кроме того, без понимания законов текста не
получится читать и правильно интерпретировать статьи из журналов и газет, книги и блоги.

 

Как достигается связность текста (cohesion)?

Средства связности текста
(cohesive devices) представлены в огромном количестве! Можно зайти со стороны
лексики, а можно со стороны грамматики. А лучше с обеих))

Лексические средства связности текста

Повторы слов

Да, мы всячески
боремся с повторами и учимся перефразировать там, где это уместно. Но полностью
отказаться от них невозможно. Нет ничего страшного в том, чтобы то тут, тот там
использовать одно и то же слово (желательно подальше друг от друга). Повторы,
если их дозировать, служат как раз-таки связности текста.

Обратите
внимание, что в предыдущем абзаце я употребила слово «повтор» дважды, на
приличном удалении, что помогает читателю не терять нить повествования. В этом
и есть суть связности текста.

Синонимы

Когда
повторяться ну никак нельзя, на помощь приходят синонимы. Близкие по смыслу
слова и выражения доносят ту же мысль, но при этом в глазах не рябит от
повторов.

Заметьте,
первое предложение абзаца заканчивается словом «синонимы», а следующее начинается
с «близкие по смыслу слова». Тут как раз тот случай, когда повторяться нельзя,
слишком уж очевидно.

Тематическое поле

Все слова и
выражения, которые логично встретить в определенной теме, тоже способствуют
связности. Ну, например, в кулинарном рецепте вполне уместны такие слова, как:

кастрюля, специи, духовка, нож, пластиковые окна, на большом огне, довести до кипения

И если вдруг в
тексте встретятся «пластиковые окна», возникнет как минимум когнитивный
диссонанс.

Замена слов на one/ones

Когда
невозможны ни прямые повторы, ни синонимов, можно заменить слово на one. 
Например, так:

Ни повтор
(Which T-shirt do you like best? -The blue T-shirt.), ни синоним (какой тут
вообще может быть синоним?) здесь не будет уместен.

Эллипсис (пропуск) слов

Можно и
полностью опустить слово, если его легко восстановить из контекста, как здесь:

Во втором
предложении не хватает I, но никакого недопонимания не возникает. Мозг сразу же
протягивает ниточку к началу высказывания, где фигурировал некий я, который
видел фильм. Это происходит настолько стремительно и автоматически, что мы даже
не замечаем всех этих процессов.

Грамматические средства связности текста

Местоимения

Самый очевидный
прием — местоимения всех мастей – доступен с самых ранних уровней изучения
языка. Да-да, это те самые they-their-them-theirs, которые так часто путаются в
голове и воспринимаются сущим наказанием)

Я
предупреждала, что это уровень elementary)) Ну и текст, признаться, утрированно
простой. Но суть в том, что все эти местоимения (their, they, them) отсылают вас
прямиком к началу. И без слова parents совершенно непонятно, о
ком идет речь. Это и есть связность текста.

Артикли

Все уже знают,
что артикль ‘a’ используется при первом упоминании чего-либо, а ‘the’ при
последующем. В русском языке артиклей нет, потому сложно постичь их великий
смысл, и, наверное, этот способ достижения связности не так очевиден.

У любого
носителя языка сразу возникнут вопросы. Какие такие tickets? Я должен знать, но
почему-то не в курсе? ‘The’ подразумевает, что собеседнику уже известно, о
каких билетах идет речь. То есть, получается, артикли связывают новую
информацию с уже известной.

Замена грамматической структуры (Substitution)

Вместо

лучше сказать

Эллипсис

Там, где по
контексту можно понять, о чем идет речь, можно смело опускать повторяющиеся
структуры:

Союзы (Linking devices)

Еще один
очевидный способ сделать высказывание или текст связным — всевозможные
although, however, because и иже с ними. То, что называется linking devices. Даже
банальные and и but – связывают текст не хуже цемента. Если взять такое
предложение:

On the other, you might get injured if you haven’t warmed up

без
предшествующего

On the one hand, jogging is a good exercise. On the other, you might get injured if you haven’t warmed up…

совершенно
непонятно, с чем оно противоречит. Тут еще и лексический эллипсис  (on the
other hand) вмешивается и даже  больше сбивает с толку. А зачем он
вмешивается – уже можете ответить?)) Да-да, чтобы избежать повтора слова hand.
Молодцы, можно взять с полки пирожок!

Linking devices
– широчайшая тема. Есть linking devices для выражения контраста, противоречия,
причинно-следственных связей, выражения для нумерации/перечисления аргументов списком
и так далее.

Это далеко не все средства связности текста, их
несколько больше, но для начала хватит и этого))

Пример подробного разбора текста и средств связности здесь.

А вот вам в качестве тренировки небольшой отрывок. Найдете в нем средства связности текста?

Writing good texts isn’t easy. On the other hand, it isn’t as difficult as you might imagine.

First thing you need to do is identify your audience. Think about what they want to know rather than what you want to say.

Once you know who your readers are, think about the goal you want to achieve with your text. Do you want to entertain your audience? Or ask for a favor? Or encourage them to take action? Keep the goal in mind and adapt your writing to their needs and wants.

You might also want to jot down the key ideas you want to get across. If you don’t, you might end up rambling around and confusing your readers. That’s not something they will appreciate…

Нашли средства связности? Отпишитесь в комментариях, обсудим!

Автор: Дарья Масловская

Слова-связки в русском языке

Понятие связки

Связка — часть речи, которая выражает дополнительные синтаксические отношения между главными членами предложений. В русской грамматике эту функцию выполняют разные части речи. Их выделяют в список:

  • это — местоимение в застывшей форме;
  • суть — застывшая форма существительного;
  • есть — глагол «быть» в застывшей форме (настоящее время, 3-е лицо, единственное или множественное число);
  • называться, означать, значить, являться — спрягаемые формы глаголов.

Примеры: «Лучший отдых для меня — это чтение книг», «Если он обратился ко мне, значит, есть надежда на примирение».

Слова-связки в русском языке

Словесной связкой в русском языке и литературе может выступать служебный глагол «быть», употребляемый в прошлом и будущем времени. В настоящем времени слово не используется, из-за чего возникает нулевая конструкция:

  1. Севастополь — город федерального значения.
  2. Тертый корень имбиря — лекарство от простуды.

В приведенных примерах связка опущена (подразумевается, но не пишется и не произносится). Однако не стоит путать временную форму глагола, образуемую от спрягаемой формы «быть» и связку, выражаемую им же. Для понимания отличий можно обратиться к строкам:

  1. Я буду долго гнать велосипед (глагол «гнать» употреблен в будущем времени).
  2. Я буду любой пирог (связка-глагол).
  3. Ира была беззаботной девочкой (глагол применен в прошедшем времени).
  4. Ира — моя племянница (нулевая связка).

Виды и примеры

Многие связки в предложениях лишены четкой временной привязки. Слова «речь» и «суть» имеют свою стилистическую окраску и употребляются в произведениях книжного, публицистического и делового уровня: «Путь есть скорость, умноженная на время». При этом связку «суть» чаще можно найти в устаревших литературных источниках: «Муж и жена суть одно». Некоторые связки способны передавать значение времени: «Моя собака являлась чистокровным представителем породы хаски», «Было время, когда любить означало боготворить и преклоняться». В русском языке также существуют связки, которые передают следующие значения:

Слова связки в письменной речи

  • местоименное, местоименно-наречное: таков, вот;
  • идентификации, отождествления: это не что иное, как; это и есть; это то же самое, что;
  • союзное: будто, точно, как, ровно;
  • указательное: вот это, вот таков;
  • сопоставительное: все равно, что (как);
  • толковательное: это называется/означает/значит.

Значение и использование

Служебное формообразование (связку) можно встретить в узком кругу двусоставных предложений. Она является той частью речи, изъятие которой не меняет смысл и структуру фраз. Однако умелое применение в устной и письменной речи делает поток взаимосвязанных слов плавным, помогает сцеплять одну мысль или идею с другой.

Связки могут употребляться в начале и конце предложений, направляя читателей и раскрывая логику развития мысли. Однако избыточное применение лексем может запутать и отвлечь от главного. Пример использования (в скобках показаны связующие слова, благодаря которым текст не выглядит сухим): «Вечер — (это) время для отдыха, спокойных игр и хобби, (хотя) некоторые люди после 18:00 еще работают, (а) многие общаются с друзьями, домочадцами, готовятся ко сну».

Значение и использование слов связки

Лингвисты любят сопоставлять подобные слова с локтевыми суставами в теле человека. Их работа в здоровом организме незаметна, при этом руки перемещаются плавно и делают необходимые движения. Также и в текстах умело подобранные слова помогут читателю двигаться вперед, логично и точно передадут главную информацию. При этом их никто не заметит, но все оценят.

Формирование предложений

При самостоятельном построении фраз, абзацев и текстов следует руководствоваться логикой и обычной манерой разговора. При малых переходах может потребоваться лишь одно слово (например, однако). Если нужно не только связывать и подводить итоги, но и направлять читателя дальше, тогда следует составить дополнительный абзац со связками.

Используя поворотные слова (наречия, предлоги, союзы в виде букв и местоимения), автор завершает предыдущую тему и переводит рассказ на новую. Лексем, которые выступают в связующей роли, в русском языке более 400. Наиболее распространенные из них:

Формирование предложений

  • добавки: и, также, другой, кроме того, первый, второй, третий, во-первых, или, слишком;
  • для обозначения причинно-следственной связи: поэтому, на счет, в результате чего, таким образом, учитывая;
  • взаимозаменяемые для уточнения: то есть, другими словами, иначе говоря;
  • для сравнения: аналогично, хотя, несмотря, еще, в то время как;
  • одинаковые по смыслу для заключения: наконец, в итоге;
  • для контраста: наоборот, напротив, несмотря, или, в отличие от;
  • для акцентирования: да, нет, без сомнения, действительно, несомненно;
  • для позиционирования в пространстве: выше, вне, напротив, где, неподалеку;
  • иллюстративные: подробно, специально, другими словами, в частности;
  • цели: с учетом этого, поэтому;
  • характеристика: почти, часто, вероятно, обычно;
  • для обозначения времени: наконец, ранее, после, сейчас, немедленно, одновременно;
  • для подведения итогов: в результате, в резюме, обобщая.

Оформление деловых текстов

Понимание того, как связываются слова в предложении, позволяет правильно оформлять квалификационные работы, вести деловую переписку. Композиция официальных писем состоит из вводной, основной и заключительной частей. Все речевые действия автора можно разделить на просьбы, сообщения, подтверждения. Аспектирование каждой просьбы или информационного абзаца позволяет адресату отреагировать так, как ждет от него автор.

В первой части делового письма приводится информация о фактах, которые уже произошли. Во второй части описываются предполагаемые или желаемые события. Весь текст представляет собой последовательность событий, оформленных в виде абзацев.

Оформление деловых текстов

С учетом контекста и речевой ситуации в теле письма можно использовать выражения со связками «в целях», «во избежание». Связать аспекты в нем помогают конструкции:

  • во-первых или прежде всего;
  • во-вторых (затем);
  • в третьих (в заключение);
  • переходя к следующему;
  • учитывая вышеизложенное;
  • в связи с необходимостью вернуться к вопросу.

При работе с текстом квалификационной работы, реферата, курсового проекта также используются глаголы-клише: дать понятие, выработать навыки, раскрыть сущность, разработать, перечислить виды, объяснить назначение.

В качестве связующих речевых конструкций в начале абзацев уместны фразы:

  • в самом деле;
  • в то время как;
  • если мы сопоставим;
  • говоря о;
  • как показано в одной из;
  • начнем с того, что;
  • лучшим примером;
  • отсюда следует;
  • очевидно;
  • особо следует выделить;
  • первоначально.

Употребление подобных слов и словосочетаний в лаконичном стиле позволит создать связный текст и раскрыть главную мысль автора. Реферативное изложение требует выводов, для оформления которых используются конструкции «в целом», «на мой взгляд», «приходится признать, что».

Самостоятельная разминка

Зная, для чего используются слова-связки и как их правильно использовать в предложениях, можно научиться писать грамотные и логически последовательные тексты. Помогут в этом упражнения для самостоятельной работы.

Задача 1. Определить значение, которое передают связки:

Самостоятельная разминка

  1. Спорт — вот естественный способ снять стресс.
  2. Мой пирог для мужа не то же самое, что пирог свекрови.
  3. Жизнь, будто сладкий сон.
  4. Вот каково это — подхватить простуду.
  5. Расслабиться на водном матрасе — это все равно, что побывать в невесомости.
  6. Он не позвонил в середине дня — значит, обиделся.

Ответы: 1— местоименное, 2 — идентификации, 3 — союзное, 4 — указательное, 5 — сопоставительное, 6 — толковательное.

Задача 2. Используя соединение помощью связок, составить текст на любимую тему.

Например: «Великая стена Слоуна — это сверхскопление галактик, образующих галактическую нить. Она простирается более чем на один миллиард световых лет и является третьей по размерам гигантской структурой во Вселенной. Изучить объект далекого космоса, открытый в 2003 году, землянам мешает расстояние. Однако уже известно, что в составе сверхскопления есть объекты разного возраста. Наблюдение за ним сулит немало открытий. Надежды возлагаются на телескоп „Джеймс Уэбб“, который будет запущен на околоземную орбиту в 2021 году».

Задача 3. Вспомнить и записать известные слова связки указательного, толковательного, местоименного значения. Дополнить список лексемами для аспектирования, уточнения, обозначения времени, контраста.

Связки между подлежащим и сказуемым, а также частями сложных предложений облегчают понимание текста. Их правильное применение позволит обогатить повседневную речь и успешно вести деловую переписку.

Связь между предложениями в текстеТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Оглавление:

  • Способы связи предложений в тексте
  • Цепная связь
  • Параллельная связь
  • Сочетание разных способов связи
  • Средства связи предложений в тексте
  • Лексические средства
  • Морфологические средства
  • Синтаксические средства
  • Видео: Средства связи предложений в тексте

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Это интересно: приставки в русском языке.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Цепная связь между предложениями в текстеЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Это интересно: заимствованные слова в русском языке.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

  • Цепная связь предложений в текстеЛексический или синтаксический повтор, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «На ветке березы сидела стайка воробьев. Увидев нас, воробьи встревоженно зачирикали».
  • Синонимические замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется подходящим по смыслу синоним. Например: «Мы насобирали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
  • Местоименные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоименными наречиями. Например: «Олег учится в шестом классе. Он увлекается водными лыжами, шахматами и коллекционированием марок».

Это интересно: слова исключения в правилах русского языка.

Параллельная связь

Параллельная связь между предложениями в текстеПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Связь между предложениями Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Это интересно: предложения с обращением, примеры в русском языке.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

  • Разные варианты связи между предложениями в текстеНельзя путать средства связи между отдельными предложениями со связями между частями сложного предложения.
  • Между собой могут быть связаны не только соседние, но и удаленные друг от друга предложения.
  • Все эти типы связи необязательно должны встречаться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, от литературного и авторского стиля. Существительные с не слитно вы найдете ответ по ссылке.

Видео: Средства связи предложений в тексте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать свой софт для майнкрафт
  • Как написать свой винлокер
  • Как написать свой блокчейн
  • Как написать свист на бумаге
  • Как написать самоанализ воспитательной работы