Как написать сюиту

  • 12 мая, 2020
  • Теория музыки

Сюита- (фр. suite- ряд, последовательность) представляет циклическое произведение, состоящее из самостоятельных, контрастирующих по характеру и темпу частей танцевального или жанрового характера.

В отличие от сонатного цикла, чередование частей в сюите не имеет строгого порядка, а их количество не регламентировано. Они более самостоятельны, часто пишутся в одной тональности.

Существует несколько типов сюит:

  • Старинная (барочная) сюита- сформировалась в середине 17 века. Ее основу составляли танцы- аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Примеры старинной сюиты можно увидеть в творчесвте композиторов разных национальных школ: Баха, Генделя, Куперена, Рамо и др.
Бах. Французская сюита до минор.
  • Сюита в эпоху венского классицизма (18 век) уступает свои позиции сонате и симфонии. Свойства сюиты, но в обновленном виде, встречаются в произведениях венских классиков под названиями дивертисмент, серенада, кассация. Сюиты переняли черты симфонии: в них снижена роль танцевальных жанров, уменьшено количество частей,не сохраняется единая тональность, часто вводится сонатное allegro.

Моцарт. Дивертисмент си-бемоль мажор ( 6 частей: 1. Аллегро. 2. Тема с вариациями. 3. Менуэт. 4. Адажио. 5.Менуэт. 6.Анданте- Аллегро (allegro molto))

  • Сюита 19-20 век значительно отличается от старинной сюиты. В ней сказывается воздействие программного симфонизма, появившегося и развившегося в 19 веке. Сюита утрачивает свою исключительную танцевальную сущность. Части могут иметь программные названия, вводятся новые танцы, главная тональность сохраняется только в крайних частях (а иногда не сохраняется вообще), остальные части могут излагаться в иных тональностях.

Бородин. «Маленькая сюита» (7 частей: 1. «В монастыре» до-диез минор. 2. Интермеццо фа мажор. 3. Мазурка до мажор. 4. Мазурка ре-бемоль мажор. 5. «Грезы» ре-бемоль мажор. 6.Серенада ре-бемоль мажор. 7. Ноктюрн соль-бемоль мажор)

Шуман. «Карнавал» (любой из номеров) – цикл инструментальных миниатюр с чертами сюитности.

Сонатно-симфонический цикл (ССЦ)

Сонатно-симфонический цикл- это форма, состоящая из нескольких контрастных по содержанию, темпу и жанру частей (от двух до пяти), одна из которых написана в сонатной форме (обычно первая). Классический ССЦ включает, как правило, четыре (иногда три или две)  части.

Отличия ССЦ от сюиты:
  • Первая часть ССЦ написана в форме сонатного allegro, в классической сюите таких частей не было.
  • В сюите присутствует принцип контраста. В ССЦ между частями есть образные, тональные, мотивные связи ( исключением являются Английские сюиты и партиты Баха)
Строение ССЦ:
1 часть. Сонатная форма.

ЭКСПОЗИЦИЯ

  1. Вступление (подготавливает тему главной партии)
  2. Главная партия (ГП)- написана в основной тональности
  3. Связующий раздел (Связ.раздел)- соединяет главную и побочную партии.
  4. Побочная партия (ПП)- имеет контрастный характер по отношению к ГП. Если ГП написана в мажорной тональности, то ПП проводится в тональности доминанты, если ГП-в миноре, то ПП- в тональности параллельного мажора.
  5. Заключительный раздел- итог.

РАЗРАБОТКА

Для разработки характерна неустойчивость и различные изменения темы: вычленение, секвенцирование, имитационное развитие темы и др.

РЕПРИЗА

Главное изменение заключается в том, что и ГП и ПП проводятся в основной тональности. Если нет образных контрастов в ГП и ПП, то Связ.раздела нет.

КОДА -итог всей первой части.

2 часть.

Медленная. Создает контраст с первой частью. Имеет статичный, созерцательный, размышляющий характер.

3 часть.

Менуэт. «Рудимент» танцевальной сюиты. В дальнейшем Бетховен заменил менуэт на скерцо. Подвижная часть, написанная в сложной трехчастной форме с трио.

4 часть.

Финал. Быстрая часть. Может быть написана в абсолютно разных формах. У классицистов это часто форма рондо или рондо-соната, т.к. задача финала- обощить образно и по смыслу. Часть отличается многообразностью, где рефрен является доминирующим образом.

Моцарт. Симфония №40 соль минор ( по частям)

Если сравнивать симфонию с деятельностью человека, то ее строение можно описать следующим образом:

1 часть.- Человек-деятельный

2 часть- Человек-размышляющий

3 часть- Человек-играющий

4 часть- Человек-общественный

Описание [править]

Для
сюиты характерны картинная
изобразительность, тесная связь с
песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту
отличают бо́льшая самостоятельность
частей, не такая строгость, закономерность
их соотношения.

Термин
«сюита» был введён во второй половине XVII
века французскими
композиторами. Вначале танцевальная
сюита состояла из двух танцев, паваны и гальярды.
Павана — это медленный торжественный
танец, название которого произошло от
слова Павлин. Танцоры изображают плавные
движения, гордо поворачивают головы и
кланяются, такие движения напоминают
павлина. Очень красивы были костюмы у
танцоров, но у мужчины обязательно
должны были быть плащ и шпага. Гальярда —
это весёлый быстрый танец. Некоторые
движения танца имеют смешные названия:
«журавлиный шаг» и мн. др. Несмотря на
то, что танцы разные по характеру, они
звучат в одной тональности.

Последовательность частей сюиты [править]

В
конце XVII века в
Германии сложилась точная последовательность
частей:

  • 1. Allemande —
    четырехдольный танец в спокойно-умеренном
    движении, серьёзного характера.
    Изложение его часто
    бывает полифоническим. Аллеманда как
    танец известна с начала XVI века. Претерпев
    эволюцию, она продержалась в качестве
    основной части сюиты почти до конца
    XVIII века;

  • 2. Courante —
    оживленный танец в трехдольном размере.
    Наибольшей популярности куранта достигла
    во второй половине XVII века во Франции;

  • 3. Sarabande — сарабанда очень
    медленный танец. Впоследствии сарабанду
    стали исполнять во время траурных
    церемоний, при торжественных погребениях.
    Танец скорбно-сосредоточенного
    характера и медленного движения.
    Трехдольная метрика имеет в нем
    склонность к удлинению второй доли;

  • 4. Gigue — жига —
    самый быстрый старинный танец.
    Трехдольный размер жиги нередко
    переходит в триольность. Часто
    исполняется в фугированном,
    полифоническом стиле;

Сюиты
XVII—XVIII
веков были
танцевальными; оркестровые нетанцевальные
сюиты появились в XIX
веке (известнейшие —
«Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова,
«Картинки
с выставки» М. П. Мусоргского).

О композиции и содержании французской сюиты и. С. Баха №2, до минор.

Это
вторая из шести французских сюит. Эта
французская сюита (ряд, цикл,
последовательность) для клавира (клавесина,
клавикорда, чембало, фортепиано) состоит
из 6 самостоятельных пьес. В нее входят
аллеманда, куранта, сарабанда, ария,
менуэт и жига.

Подобные
сюиты известны с 15 века, но вначале они
писались для лютни. Их прообразом
послужили серии танцев для различных
инструментов, сопровождавших придворные
процессии и церемонии.

Аллеманда
(немецкий танец) открывала празднества
при дворах владетельных сеньоров.
Прибывших на бал гостей представляли
по титулам и фамилиям. Гости обменивались
приветствиями с хозяевами и друг с
другом, склоняясь в реверансах. Хозяин
с хозяйкой проводили гостей через все
комнаты дворца. Под звуки аллеманды
гости шли парами, удивляясь изысканному
и богатому убранству комнат. Для того,
чтобы приготовиться к танцу и вступить
в него вовремя, в аллеманде имелся
затакт. Размер аллеманды 4/4, неспешный
темп, равномерный ритм четвертями в
басу соответствовали этому немецкому
танцу-шествию.

За
аллемандой шла куранта (франко-итальянский
танец). Темп ее был быстрее, размер 3/4,
оживленное движение восьмыми. Это был
сольно-парный танец с круговым вращением
танцевальной пары. Фигуры танца могли
свободно варьироваться. Куранта была
контрастна  аллеманде и составляла
с ней пару.

Сарабанда
(возникла в Испании) — священный обрядовый
танец-шествие вокруг тела умершего.
Обряд состоит из прощания с усопшим и
его погребения. Движение по кругу
отразилось в кругообразном строении
сарабанды с периодическим возвращением
к исходной мелодической формуле. Размер
сарабанды 3-х дольный, для нее характерен
медленный темп, ритм с остановками на
вторых долях тактов. Остановки
подчеркивали скорбную сосредоточенность,
как бы «затрудненность» движения,
вызванную горестными чувствами.

Ария
— здесь пьеса певучего характера.

Менуэт
-мелкий шаг (старинный французский
танец). Движения танцующих пар
сопровождались поклонами, приветствиями
и реверансами между самими танцующими,
а также по отношению к окружающим
зрителям. Размер 3/4.

Жига
— шутливое французское название старинной
скрипки (gigue — окорок), — это танец скрипача,
сольный или парный. Темп быстрый.
Характерна скрипичная фактура изложения.
Размеры могли быть разные.

Наличие
в сюите французских танцев — куранты,
менуэта и жиги — позволило назвать ее
французской.

Ко
времени И.С. Баха сюита уже утратила
свое прямое, прикладное назначение —
сопровождать придворные церемонии.
Однако традиция писать сюиты осталась.
Бах перенял эту традицию от своего
предшественника — немецкого композитора
Фробергера. У Фробергера основу сюиты
составляли 4 танца: аллеманда, куранта,
сарабанда и жига. Номера вставные между
сарабандой и жигой могли быть разными.

Баховская
сюита до минор состоит из тех же основных
танцев, что и у Фробергера — аллеманды,
куранты, сарабанды и жиги. Вставные
номера, которые обычно в сюитах называются
интермеццо, — здесь ария и менуэт.
Содержание сюиты оказывается очень
сложным и богатым. Во-первых, Бах
сохраняет фигуры танцев, во-вторых, в
ткань основных танцев, кроме риторических
фигур, вплетены религиозные мотивы-символы,
связанные с Богочеловеком Иисусом
Христом, которые привносят в характер
танцев драматизм, сакральность и
жизненность. Музыка основных танцев
словно наполнена возвышенным духом.
В-третьих, характер пьес обобщается
благодаря приближению к другим обобщенным
жанрам.

В 
ткань аллеманды Бах вплетает фигуры
восхождения-воскресения, мотивы
свершившейся крестной муки, паузы,
символизирующие скорбные вздохи,
фригийский мотив нисхождения (оплакивания)
в басу,секундовые вздохи, мотив вращения
(чаши страданий). Аллеманда по характеру
перекликается с баховскими adagio, носящими
образ созерцания чего-то прекрасного.
Форма ее — промежуточная между старинной
2-х частной и сонатной.

Куранта
сочетает признаки французской и
итальянской разновидностей танца. Это
образ безостановочного движения жизни,
какого-то действия. В нее вплетены
фригийский мотив нисхождения
(оплакивания), фигуры креста, секстовые
восклицания, движения по уменьшенному
септаккорду (имеющему значение «аккорда
ужаса» еще со времен итальянской
оперы), трели, символизирующие дрожание
голоса, страх, фигуры нисхождения —
умирания. Куранта по характеру
перекликается с некоторыми баховскими
allegro из концертов. Форма старинная 2-х
частная.

Сарабанда
отходит от типичной ритмоформулы и
сохраняет остановки на вторых долях
тактов только кое-где. В ней больше
всего священных мотивов-символов. Это
символы умирания (положения во гроб),
восклицания, постижения воли Господней,
мотивы креста, грехопадения (ход вниз
на уменьшенную септиму), вращение —
символ чаши страданий. Сарабанда также
приобретает обобщенный характер, больше
всех пьес пропитываясь особенной
внутренней сосредоточенностью, скорбной
лирикой чувств. Она становится центром
сюиты из-за глубины и силы заложенных
в ней скорбных чувств. Форма старинная
2-х частная с признаками 3-х частной.

Следующая
после сарабанды ария рассеивает
напряженность предыдущих частей. По
характеру она напоминает всем известную
си-минорную «Шутку». Темп достаточно
оживленный, 2-хголосная фактура прозрачная
и легкая.

За
арией следует менуэт, в котором сохранены
типичные мелодические фигуры,
соответствующие фигурам танца — поклонам,
приветствиям и реверансам.  Размер
3/4. Мелодические фразы с ровным ритмическим
рисунком восьмыми заканчиваются
типичными басовыми «приседаниями».
В мелодии выделяется выразительная
секстовая фигура восклицания. Используется
мотив, типичный для менуэтов — группетто.
Религиозных мотивов-символов в менуэте
нет.

Следующая
за менуэтом жига в размере 3/8 в очень
быстром темпе, в остром пунктирном
ритме, в полифонической 2-хголосной
фактуре своей «четкостью» как бы
подводит черту, заканчивая вереницу
пьес. В начале темы содержится мотив,
очерчивающий движение по квартсекстаккорду
— религиозный символ жертвенности.
Форма старинная 2-х частная. I часть
строится как экспозиция фуги. II часть
построена на обращении основной темы.

Таким
образом, в сюите до минор, №2 Бах как
бы  возродил дух придворной жизни с
ее церемониями. В сюите слышна не только
танцевальная музыка, но и человеческие
состояния -созерцание прекрасного,
оживленное движение, глубокая скорбь,
галантная шутка, искреннее грубоватое
веселье.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сюи́та (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом. Сюиты обычно пишутся в мажорных тональностях.

Другое значение термина «сюита» — музыкально-хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, например, «балетная сюита». Примеры сюит: «Картинки с выставки».

Описание

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость, закономерность их соотношения.

Термин «сюита» был введён во второй половине XVII века французскими композиторами. Вначале танцевальная сюита состояла из двух танцев, паваны и гальярды. Павана — это медленный торжественный танец, название которого произошло от слова Павлин. Танцоры изображают плавные движения, гордо поворачивают головы и кланяются, такие движения напоминают павлина. Очень красивы были костюмы у танцоров, но у мужчины обязательно должны были быть плащ и шпага. Гальярда — это весёлый быстрый танец. Некоторые движения танца имеют смешные названия: «журавлиный шаг» и мн. др. Несмотря на то, что танцы разные по характеру, они звучат в одной тональности.

Последовательность частей сюиты

В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей:

  • 1. Allemande — четырехдольный танец в спокойно-умеренном движении, серьёзного характера. Изложение его часто бывает полифоническим. Аллеманда как танец известна с начала XVI века. Претерпев эволюцию, она продержалась в качестве основной части сюиты почти до конца XVIII века;
  • 2. Courante — оживленный танец в трехдольном размере. Наибольшей популярности куранта достигла во второй половине XVII века во Франции;
  • 3. Sarabande — сарабанда очень медленный танец. Впоследствии сарабанду стали исполнять во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Танец скорбно-сосредоточенного характера и медленного движения. Трехдольная метрика имеет в нем склонность к удлинению второй доли;
  • 4. Gigue — жига — самый быстрый старинный танец. Трехдольный размер жиги нередко переходит в триольность. Часто исполняется в фугированном, полифоническом стиле;

Сюиты XVII—XVIII веков были танцевальными; оркестровые нетанцевальные сюиты появились в XIX веке (известнейшие — «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского).

 Просмотр этого шаблона Музыкальные формы
Вокальные формы Куплетная форма • Запевно-припевная форма Couperin tic toc choc autograph.jpeg
Простые формы Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма
Сложные формы Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната
Циклические формы Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория
Полифонические формы Канон • Фуга
Специфические формы европейского
Средневековья и Возрождения
Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал
Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка
Специфические формы эпохи романтизма Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма
Формы музыкального театра Опера • Оперетта • Балет
Музыка  • Теория музыки

Благодаря появлению новых музыкальных инструментов, стали развиваться инструментальные музыкальные жанры. И, прежде всего, это были танцевальные жанры. Люди много времени проводили на балах. Танцы по характеру были разные – веселые, подвижные, спокойные, торжественные и т.д. Благодаря разнохарактерным танцам, появился крупный музыкальный жанр – сюита.

Сюита – многочастное музыкальное произведение, в котором части построены по принципу контраста(если первая часть медленная, то вторая – быстрая, третья – медленная и т.д.).

Сюита 16 века

В сюиту 16 века входило всего 2 танца. Первый танец назывался Павана.

По одной из версий этот танец придумали в городе Падуе (Италия).

Павана – это торжественный медленный танец.

Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.

Второй танец в сюите назывался Гальярда.

Гальярда — старинный танец итальянского происхождения. По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в 16 веке её стали танцевать и при дворе.

Т. о. сюита в 16 веке состояла всего из двух танцев. В таком виде сюита просуществовала до 17 века.

Сюита 17 века

В 17 веке стали модными другие танцы и сюиты стали не двухчастные, а четырехчастные. Первый танец – аллеманда, неторопливый изящный танец.

Второй танец – куранта, подвижный танец.

Третий танец – сарабанда, самый медленный танец.

Четвертый танец – жига, быстрый активный танец.

Сюита 18 века

Вершиной развития жанра сюита стал 18 век. В 18 веке 2 немецких композитора – И.С. Бах и Гендель особенно прославились в жанре сюита. Одна из особенностей сюиты 18 века – вставные пьесы нетанцевального характера между частями.
Таким примером может служить знаменитая «Шутка» Баха. Это не отдельное произведение, а часть одной из сюит Баха. Как раз это пример вставной пьесы нетанцевального характера.

Еще один пример – «Пассакалия» Генделя. Произведение, которое стало очень популярным. Существует множество переложений «Пассакалии».

Именно в 18 веке произошли самые большие изменения в строении сюиты. Количество частей в сюитах увеличилось, но не ограничивалось определенным количеством танцев, как в 16 веке – 2 части, или в 17 веке – 4 части.

Особенности сюиты 18 века

  • Сохраняются танцы 17 века: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
  • Перед аллемандой, т. е. самой первой частью становится вступление, его называют: прелюдия, увертюра, фантазия.
  • Вставляют народные танцы: менуэт (спокойный), бурре (подвижный), гавот (сдержанный), плонез (торжественный).
  • Вводятся пьесы нетанцевального характера (к таким относятся «Пассакалия» Генделя и «Шутка» Баха).
  • Т. о. количество частей не ограничивается, но принцип контрастности сохраняется.

Сюита 19 века

Сюита по-прежнему состоит из контрастных частей, но танцевальность теперь не является обязательным признаком сюиты.

Теперь под сюиты не танцуют, их слушают. Итак, вот какие виды сюит появились в 19 веке:

  1. Сюиты к театральным постановкам. Примером такой сюиты может служить музыка Э.Грига «Пер Гюнт». Музыку Эдвард Григ написал к спектаклю норвежского писателя Г. Ибсена «Пер Гюнт». За год спектакль был поставлен 36 раз, успех был ошеломительным. А уже позже музыкальная сюита «Пер Гюнт» стала существовать отдельно от спектакля. Вспомните один из самых известных фрагментов сюиты >>https://shkolnaiapora.ru/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3
  2. Сюиты к балетам, операм, кинофильмам. В качестве примера приведу балет Р. Щедрина «Кармен-сюита». Оперу «Кармен» написал композитором Ж. Бизе, а Щедрин позаимствовал музыку оперы, инструментовал заново и получилось новое произведение, состоящее из контрастных номеров. Посмотрите фрагмент этого балета.
  3. Сюита 19 века может представлять собой цикл разнохарактерных пьес. Все пьесы (части) такого цикла объеденены одним названием. Например, цикл пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки». Послушайте одну из пьес этого цикла под названием «Баба-Яга».https://shkolnaiapora.ru/wp-content/uploads/2020/12/М.-П.-Мусоргский-Избушка-на-курьих-ножках-Баба-Яга-из-цикла-Картинки-с-выставки.mp3
  4. Отличительной особенностью сюиты 19 века является введение современных (на тот момент) танцев. Например, в 19 веке был популярный танец Кейк-уок, и французский композитор К. Дебюсси ввел его в сюиту.


Что такое сюита, история сюиты

СюитаМузыка. Этот ценнейший вид искусства не случайно сравнивают с состоянием души, поскольку одна мелодия может вызвать щемящую печаль, а другая одарит радостью и приливом сил. Музыка окружала человека всегда: изначально он слышал её в пении птиц и даже в звуке ветра, а затем сам начал создавать музыкальные инструменты и сочинять различные мотивы. Впоследствии была изобретена нотная запись и появились первые композиторы, которые для выражения своих творческих идей постоянно совершенствовали различные музыкальные формы. Так возник удивительный жанр «сюиты», который и спустя пять столетий пленяет сегодняшних слушателей своей образной многоликостью и непредсказуемостью.

Историю сюиты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое сюита

Сюита. Исторически сложилось так, что данный жанровый термин представляет одну из разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. А кроме того этим словом, в переводе с французского обозначающего «последовательность», называют произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, но объединённых единой художественной мыслью.

Что такое сюита

В настоящее время сюиты подразделяются на такие виды:

Танцевальная «старинная сюита». Изначально её основу составляла определённая последовательность, объединённых одной тональностью и написанных в простейших музыкальных формах, контрастных по характеру популярных танцев эпохи барокко: аллеманды, куранты, сарабанды, жиги. Впоследствии совершенствуясь, цикл обогатился не только другими танцевальными композициями, но пьесами иных инструментальных жанров. Одной из разновидностей «сюиты» является «партита». Самые известные на сегодняшний день «старинные сюиты» и «партиты» принадлежат перу великого Иоганна Себастьяна Баха.

Камерная «романтическая сюита». Данная циклическая форма не ограничивается определёнными рамками и представляет собой цикл разнохарактерных самостоятельных композиций, как правило, программного содержания. Данный вид «сюит», для которого характерна картинная изобразительность, а также связь с народным творчеством, наиболее ярко представлен в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана.

Концертная «оркестровая сюита». Это циклическое симфоническое произведение, включающее в себя несколько самостоятельных частей и, как правило, имеющее программное содержание. Большую популярность получили «оркестровые сюиты», составленные из музыки к драматическим спектаклям, операм, балетам и кинофильмам.

Популярные сюиты

Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада». Эта неповторимая по своей красоте симфоническая сюита, состоящая из четырёх законченных отдельных эпизодов, объединённых лейтмотивами, рисует завораживающую картину загадочного мира Востока. В музыке, используя чарующие ритмы и тончайшие нюансы, композитор настолько колоритно отображает звездную арабскую ночь, прелестную рассказчицу Шехеразаду, грозного султана Шахриара и бесстрашного морского путешественника Синдбада, что сюита до сих пор остаётся одним из самых популярных произведений классической музыки.

Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»

Г. Свиридов «Метель». Эта сюита состоит из девяти восхитительных композиций, обладающих удивительной изобразительностью. Композитор посредством музыкальных звуков талантливо проиллюстрировал не только картины русской природы и образный мир России времён Пушкина, но и ярко отобразил характер и силу загадочной русской души, которую невозможно сокрушить.

Георгий Свиридов «Метель»

А. Шнитке «Гоголь-сюита». Это выдающееся произведение, создано композитором на основе музыки, написанной к спектаклю «Ревизская сказка» в основу которой легло нескольких произведений Николая Васильевича Гоголя. Талантливое новаторство Шнитке – полистилистика, в данном сочинении проявилось в полном объёме.

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита»

Р. Шуман «Карнавал». Двадцать две разнохарактерные пьесы, неразрывно связанные внутренним единством, ярко рисуют праздничную атмосферу, наполненную разными карнавальными персонажами. Этот сюитный цикл контрастных миниатюр, основанных на четырёх звуках, по глубине своего замысла и смелости воплощения музыкального материала и в нынешнее время не перестаёт восхищать слушателей и удерживать их внимание на протяжении всей композиции.

Р. Шуман «Карнавал»

И.С. Бах. «Французская сюита» №2 до минор. Данное произведение вводит слушателя в атмосферу церемониальной придворной жизни. В сюите через танцевальную музыку композитор передаёт различные эмоциональные состояния человека: от радости до глубокой скорби. Цикл включает в себя шесть разнохарактерных танцев, написанных в одной тональности. Помимо четырёх обязательных для «старинных сюит» композиций: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги, композитор дополнил её вставными номерами: арией и менуэтом.

История сюиты

История «сюиты», как самостоятельного инструментального жанра, берёт своё начало в далёкую эпоху Возрождения, и необходимо заметить, что её появление связано с развивающимся в тот период искусством хореографии. В те переходные времена происходило заметное расслоение общества, которое ощутимо проявлялось не только в материальном положении, но и в культуре поведении и уровне образования. Данное различие стало проявляться и в танцах, ранее не имевших классовой разницы, но затем разделившихся на традиционные, то есть рождённые в народе и придворные постановочные, позволявшие богачам продемонстрировать свой высокий статус. Постепенно зарождалась хореография, которая помогала дамам и кавалерам овладевать умением изящно и благородно двигаться.

Во Франции в XVI веке на празднествах и балах было заведено парно сочетать какой-либо величественный танец, к примеру, «павану» или «пассамеццо» и более подвижную «гальярду» или «сальтареллу». Поскольку искусство танца всегда неразрывно связано с музыкой, назначение которой в данном случае было лишь практическим, композиторы, конечно же, создавали к ним музыку. Для подобных двухчастных последовательностей медленного и быстрого и танцев, сочинялся похожий мелодический материал, который затем ритмически преобразовывался, например плавная «павана» писалась в двухдольном размере, а оживлённая «гальярда» — в трёхдольном.

Во второй половине XVI века француз  Эстьенн дю Тертр опубликовал такой парный танец и впервые назвал его «сюитой». Немного позднее к «паване» и «гильярде» композиторы стали добавлять третий, а затем и четвёртый танец, тем самым превращая цикл в четырёхчастный. В начале следующего столетия это музыкальное новшество проникло в Германию, Италию и Англию. Однако в тех странах композиторы изначально не сковывали себя строгими рамками, а потому включали и свободно варьировали в «сюите», самые разнообразные национальные танцевальные композиции, которые они творчески перерабатывали.

Необходимо отметить в то же время танцевальный цикл постепенно утрачивал своё бытовое назначение и перерождался в инструментальное произведение для музицирования. Интенсивно развиваясь, «сюита» к середине XVII века была окончательно смоделирована в творчестве немецкого композитора Иоганна Фробергера. Его четырёхчастный цикл, впоследствии признанный классическим, был сформирован из контрастных по характеру, ритму и темпу танцев: алеманды, куранты, сарабанды и жиги, следующих друг за другом в определённом порядке. Эти пьесы объединяло лишь то, что все они были написаны в одной тональности.

Иоганн Фробергер

Вся композиция начиналась с «Алеманды» — четырехдольного танца в умеренном темпе, часто излагаемого в полифоническом стиле. Следующий танец – подвижная трёхдольная « Куранта», за ней – трёхдольная скорбная «Сарабанда» и завершался цикл трёхдольной фугированной стремительной «Жигой». Со временем композиторы, развивая форму сюиты, стали включать в цикл и другие танцы, например, менуэт, пассакалью, гавот, чакону, экосез, ригодон и буре, а помимо того даже пьесы, которые к танцевальному искусству никакого отношения не имели: прелюдию, арию, токкату. В связи с такой авторской творческой импровизацией число номеров в цикле перестало регламентироваться, например, у французского композитора Франсуа Куперена в одной из сюит их более двадцати. К тому же если ранее сюиты предусматривались для исполнения лишь на одном инструменте: клавесине, лютне, виолончели, скрипке, флейты, то впоследствии, под воздействием театральной музыки они стали сочиняться для оркестра.

Одни из ранних, дошедших до нас оркестровых сюит, принадлежат перу немецкого композитора эпохи барокко Георгу Муффату, которые он создал, находясь под впечатлениями от произведений француза Жана-Батиста Люлли. Всё это говорит о том, что в то время «сюита», которую также именовали «Suite de danses», «Ordre» и «Partita», набирая всё большую популярность, продолжала интенсивно развиваться, и каждый композитор по своему подходил к составу входящих в неё номеров.  Англичанин Генри Пёрселл частенько начинал свои «сюиты» с прелюдии, а француз Люлли с увертюры.  Все ранние достижения в жанре «сюиты» воспринял и подытожил великий Иоганн Себастьян Бах. В его творчестве «сюита» достигла небывалого расцвета и подлинной вершины своего развития. Композитор, создавая многочисленные сюиты для клавира, скрипки, виолончели и различных инструментальных ансамблей, переосмыслил жанр, наполнил его глубоким и проникновенным чувством. Не отступая от прежних основ объединения танцевальных композиций, он видоизменил строй цикла и усовершенствовал его так, что поднял «сюиту» на уровень высочайшего искусства. Нельзя оставить без внимания, что весомый вклад в развитие «сюиты» то же самое время внёс немецкий, английский композитор Георг Фридрих Гендель. Его «сюиты» в нынешнее время так же знамениты, как и «сюиты» Баха.

Иоганн Себастьян Бах

Со второй половины XVIII века для «сюиты» наступают печальные времена, так как композиторы всё своё внимание стали уделять таким жанрам, как соната и симфония. Термин как таковой практически перестал употребляться, а структура жанра нашла себе место в серенадах, дивертисментах и кассациях.

Возрождение «сюиты» приходиться на первую половину XIX века. Эта цикличная форма вновь привлекает внимание композиторов, при этом наполняется новым содержанием, которое нередко бывает программным. Части в романтических «сюитах», количество которых свободно варьировалось, не имели обязательный танцевальный характер и не были связаны одной тональностью. Яркими образцами таких произведений являются «сюиты» Роберта Шумана, среди которых особое внимание необходимо уделить «Карнавалу», «Бабочкам», «Фантастическим пьесам» и «Детским сценам».

Роберт Шуман

Во второй половине XIX века термин «сюита» вновь становиться весьма востребованным. Даже в балетных спектаклях так стали называть последовательность контрастных, но связанных одной тематикой танцевальных номеров. Это слово всё чаще стало появляться на титульных листах симфонических произведений композиторов. Жорж Бизе из своей музыки, сочинённой к драме А. Доде «Арлезианка» составил две оркестровые сюиты, а затем, следуя его примеру, Эдвард Григ создал два музыкальных цикла под названием «Пер Гюнт». После этого композиторы стали уделять данному жанру особое внимание. В творческом арсенале Петра Ильича Чайковского появились три не программные симфонические сюиты, а чуть позже «Моцертиана» и сюита из музыки балета «Щелкунчик». Среди наиболее известных «сюит», написанных в тот период особо стоит отметить «Шехеразаду» Римского-Корсакова, созданную по мотивам восточных сказок, «Чешскую сюиту» Дворжака, музыкальный материал которой основан на народно – танцевальных традициях, знаменитый «Карнавал животных» Сен-Санса и «Восемь русских народных песен для оркестра» Лядова.

В XX веке композиторы тоже с увлечением работали в жанре «сюиты». Были созданы такие выдающиеся произведения, как балетные сюиты «Жар-птица» и «Петрушка» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта», «Золушка» Сергея Прокофьева, «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Немного позднее композиторы стали составлять сюиты из музыки к кинофильмам. Так появились сюиты Георгия Свиридова «Метель» и «Время, вперёд!», а также «Гамлет» Дмитрия Шостаковича.

Вспоминая сюиты созданные в XX веке нельзя оставить без внимания «Гоголь-сюиту» и «Сюиту в старинном стиле» Альфреда Шнитке, а кроме того выдающуюся «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, основанную на темах оперы Жоржа Бизе.

Ж. Бизе – Р. Щедрин балет «Кармен-сюита»

Интересные факты

  • Биографы Иоганна Себастьяна Баха утверждают, что композитор создавал свои «сюиты», которые в нынешнее время признаются музыкальными шедеврами, для развития технических исполнительских навыков, а также для правильного осмысления стилей и жанров, характерных для того времени.
  • «Карнавал» — эта романтическая фортепианная сюита, принадлежащая перу Роберта Шумана, рисует яркие образы гостей весёлого празднества. Однако спустя несколько лет после создания произведения, тема карнавала композитору вновь напомнила о себе, но при трагических обстоятельствах. После попытки самоубийства, когда рыбаки ночью вытащили Шумана из холодной воды Рейна, его ошалевшего провели через толпу в карнавальных масках, которая двигалась навстречу. После этого он попал в психиатрическую больницу, где и закончил свой короткий жизненный путь.
  • Римский-Корсаков первым из композиторов обратился к знаменным восточным сказкам «1000 и 1 ночь», которые на русский язык были переведены ещё во второй половине XVIII века. Николая Андреевича привлёк этот сюжет, несмотря на то, что многих творческих людей шокировала чрезмерная откровенность и жестокость, которая находила себе место в некоторых эпизодах. В 1910 году хореограф Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты «Шехеразада» поставил балет, премьера которого состоялась в парижском Гранд-опера в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Французы были покорены как музыкой, так и хореографией спектакля.
  • Сюиту «Картинки с выставки» русский композитор Модест Петрович Мусоргский написал для фортепиано, однако на сегодняшний день существует более девятнадцати оркестровок данного цикла, самой популярная из которых принадлежит французу Морису Равелю.
  • Драма Альфонса Доде «Арлезианка» особого успеха у зрителей не имела, но они ходили на спектакль, чтобы послушать музыку Жоржа Бизе. Всё это натолкнуло композитора на мысль о создание сюиты, ставшей единственным произведением, которое при его жизни завоевало большую любовь слушателей.
  • В 1964 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Метель», снятый режиссёром Владимиром Басовым по повести Александра Сергеевича Пушкина. Чарующая музыка, написанная к киноленте Георгием Свиридовым, в короткий срок достигла небывалой популярности, однако только через десять лет композитор перередактировав музыкальные иллюстрации составил из них сюиту, которая зажила независимой от фильма счастливой концертной жизнью.
  • «Кармен-сюита» — это балет, который Родион Щедрин, виртуозно обработав музыку Жоржа Бизе из оперы «Кармен» и драматического спектакля «Арлезианка», создал всего в двадцатидневный срок для своей любимой жены – выдающейся балерины Майи Плесецкой.
  • Альфред Шнитке поначалу свою «Сюиту в старинном стиле» расценивал как откровенную стилизацию и поэтому он не только не разрешал ставить на нотах своё имя, но и никогда не выходил на сцену даже после весьма успешного исполнения этого произведения.

Прошло пять веков, но среди большого многообразия музыкальных жанров сюита не ушла в прошлое, а до сих пор остаётся одной из самых популярных музыкальных форм. Претерпев немалые изменения, она в нынешнее время перед слушателями предстаёт во всём изобилии своих вариантов. Сюита — это вереница удивительных композиций, которую можно сравнить со сборников увлекательных рассказов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сюита

Сюита, как и симфония, — циклическое произведение, то есть, состоящее из нескольких разнохарактерных частей. Однако свойственная симфонии концепционность, наличие единого драматургического стержня, объединяющего музыкальные образы в строгой системе последовательного развития, для сюиты необязательны и неспецифичны.

Части сюиты не столь тесно связаны между собой, более обособленны. Тем не менее их соединение не является случайным, а всегда подчинено какому-либо принципу. Принципы же эти могут отличаться.

Сюита Генделя, Баха и Рамо

Сюита сформировалась в XVIXVII веках как цикл распространенных в то время танцевальных пьес. Если первоначально она предназначалась для домашнего музицирования, то с течением времени образовала особый музыкальный жанр, которому посвящали свои силы великие Гендель и Бах. В их творчестве окончательно сложилась форма клавирной сюиты.

Сюита Генделя, Баха и РамоОба композитора нередко включали в сюиты пьесы, непосредственно не связанные с музыкальным бытом (прелюдия, фуга, токката, чакона и другие). Параллельно их современниками, французскими клавесинистами Купереном и Рамо, разрабатывался иной тип сюиты, состоящей из характеристических пьес («Вязальщицы», «Сестра Моника», «Горячность», «Застенчивость», «Нежные жалобы»).

В XVIII веке создавались и чисто развлекательные сюиты. Они предназначались для исполнения под открытым небом, во время праздников, торжеств. Такие циклы писал, в частности, Гендель. Его «Музыка на воде» продолжает жить на концертной эстраде и в наши дни. От этих сюит ведут происхождение разнообразные дивертисменты, серенады и ноктюрны, получившие распространение в эпоху Гайдна и Моцарта.

XIX век. Возрождение жанра

С выдвижением симфонии сюита на время утратила свою роль. Ее возродили к жизни композиторы второй половины XIX века, увидевшие в этом жанре новые возможности для осуществления целей программной музыки.

Не связанная определенными принципами структуры (в отличие от симфонии), сюита позволяет строить цикл в зависимости от требований программы и одновременно (в силу ее многочастности) раскрывать широкий круг образов.

Шахерезада Римского-Корсакова

Композитором, поднявшим значение жанры сюиты, был Шуман, которому принадлежат знаменитые фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Крейслериана» и другие.

Видное место заняла сюита и в симфонической музыке второй половины XIX – первой половины XX века. Возникли разнообразные типы сюитных циклов. Некоторые из них были объединены литературным сюжетом («Антар» Римского-Корсакова по мотивам сказки Сенкевича, приближающийся к симфонии). В других случаях литературная канва стала поводом для создания самостоятельных живописных картин («Шахерезада» Римского-Корсакова). Зачастую объединительным принципом служил национальный колорит:

  • «Неаполитанские сцены» Массне;
  • «Алжирская сюита» Сен Санса;
  • «Норвежские танцы» Грига;
  • «Кавказские эскизы» Спендиарова.

Как правило, такие сюиты носят жанрово-пейзажный характер.

Существуют сюиты «смешанного» типа, состоящие из жанровых эпизодов, танцевальных сцен, лирических, скерцозных пьес, и т.п. Такого рода сюиты создавали, в частности, Чайковский и Бородин.

Множество сюит возникло на основе театральных работ. Таково происхождение двух сюит Бизе «Арлезианка», сюит Грига «Пер Гюнт». Стало традицией составлять сюиты из музыки к балетам. В концертную жизнь вошла музыка «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика» Чайковского, «Раймонды» Глазунова, «Ромео и Джульетты», «Золушки» Прокофьева, «Гаянэ» Хачатуряна.

XX век. Расширение сюжетности сюиты

Наметившееся в XX веке сближение между балетом и симфоническими жанрами ввело в оркестровый репертуар ряд произведений, которые включают всю (или почти всю) музыку балета.

Это относится в первую очередь к сюитам из балетов «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского, «Скифская сюита», «На Днепре» Прокофьева.

Таким образом, можно сделать вывод, что типов сюит столько, сколько поводов для их создания. Это и сфера музыкального быта (танец, марш, песня), и безграничная, не поддающаяся строгой классификации область программной сюжетики, музыкальный и драматический театры, кино.

Все виды сюит тесно связаны между собой, взаимодействуют, и грань между провести довольно трудно. Если добавить, что сюиты встречаются не только в профессиональной музыке, но и в фольклоре многих народов, то сюитность предстанет как один из наиболее древних и универсальных принципов композиции музыкальных произведений.

Римский-Корсаков, Шехеразада, дирижер Валерий Гергиев

Эдвард Григ / Edvard Grieg »Peer Gynt Suite»

Георг Фридрих Гендель Музыка на воде Соната №1 До минор Adagio.G. F. Handel Suite № 1 C minor

франц. suite, букв. — ряд, последовательность

Одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки.
Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между
собой частей, объединённых общим художественным замыслом. Части С., как
правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же
время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством
и др. способами. Гл. принцип формообразования С. — создание единого
композиц. целого на основе чередования контрастных частей —
отличает С. от таких циклич. форм, как соната и симфония с их идеей
роста и становления. Сравнительно с сонатой и симфонией С.
свойственны бульшая самостоятельность частей, не столь строгая
упорядоченность структуры цикла (количество частей, их характер,
порядок, соотношение друг с другом могут быть различными в самых
широких пределах), тенденция к сохранению во всех или неск. частях
единой тональности, а также более непосредств. связь с жанрами
танца, песни и др.

Противоположность С. и сонаты особенно чётко выявилась к сер. 18
в., когда С. достигла своего расцвета, а сонатный цикл окончательно
сложился. Однако эта противоположность не абсолютна. Соната и С.
возникли почти одновременно, и их пути, особенно на раннем этапе,
временами пересекались. Так, С. оказала заметное влияние на сонату,
особенно в области тематиама. Результатом этого влияния было также
включение менуэта в сонатный цикл и проникновение танц. ритмов и
образов в финальное рондо.

Корни С. уходят в древнюю традицию сопоставления медленного
танца-шествия (чётного размера) и живого, прыжкового танца (обычно
нечётного, 3-дольного размера), к-рое было известно в вост. странах
уже в глубокой древности. Более поздними прообразами С. являются
ср.-век. арабская nauba (крупная муз. форма, включающая несколько
тематически связанных разнохарактерных частей), а также
многочастные формы, широко распространённые у народов Ближнего
Востока и Ср. Азии. Во Франции в 16 в. возникла традиция соединения
в танц. С. разл. родов бранлей — размеренных, торжеств.
танцев-шествий и более быстрых. Однако подлинное рождение С. в
зап.-европ. музыке связывают с появлением в сер. 16 в. пары танцев
— паваны (величественный, плавный танец на 2/4) и гальярды
(подвижный танец с прыжками в размере 3/4). Эта пара образует, по
словам Б. В. Асафьева, «едва ли не первое прочное звено в истории
сюиты». Печатные издания нач. 16 в., такие, как табулатуры Петруччи
(1507-08), «Intobalatura de lento» M. Кастильонеса (1536),
табулатуры П. Борроно и Г. Горцианиса в Италии, лютневые сб-ки П.
Аттеньяна (1530-47) во Франции, содержат не только паваны и
гальярды, но и др. родственные парные образования (бас-данс —
турдион, бранль- сальтарелла, пассамеццо — сальтарелла и др.).

К каждой паре танцев иногда присоединялся третий танец, также
3-дольный, но ещё более оживлённый, — вольта или пива (piva).

Уже самый ранний известный пример контрастного сопоставления паваны
и гальярды, датируемый 1530, даёт образец построения этих танцев на
сходном, но метроритмически преобразованном мелодич. материале.
Вскоре этот принцип становится определяющим для всех танц. серий.
Иногда для упрощения записи заключительный, производный танец не
выписывался: исполнителю предоставлялась возможность, сохраняя
мелодич. рисунок и гармонию первого танца, самому преобразовать
двухдольный размер в трёхдольный.

К нач. 17 в. в творчестве И. Гро (30 паван и гальярд, опубл. в 1604
в Дрездене), англ. вёрджиналистов У. Бёрда, Дж. Булла, О. Гиббонса
(сб. «Parthenia», 1611) намечается тенденция к отходу от прикладной
трактовки танца. Процесс перерождения бытового танца в «пьесу для
слушания» окончательно завершается к сер. 17 в.

Классич. тип старинной танц. С. утвердил австр. комп. И. Я.
Фробергер, установивший в своих С. для клавесина строгую
последовательность танц. частей: за умеренно медленной аллемандой
(4/4) следовали быстрая или умеренно быстрая куранта (3/4) и
медленная сарабанда (3/4). Позднее Фробергер ввёл четвёртый танец —
стремительную жигу, к-рая вскоре закрепилась как обязательная
заключит. часть.

Многочисл. С. кон. 17 — нач. 18 вв. для клавесина, оркестра или
лютни, построенные на основе этих 4 частей, включают также менуэт,
гавот, бурре, паспье, полонез, к-рые, как правило, вставлялись
между сарабандой и жигой, а также «дубли» («дубль» — орнаментальная
вариация на одну из частей С.). Аллеманде обычно предшествовали
соната, симфония, токката, прелюдия, увертюра; из нетанцевальных
частей встречались также ария, рондо, каприччо и др. Все части
писались, как правило, в одной тональности. Как исключение в ранних
сонатах da camera А. Корелли, к-рые по существу являются С.,
встречаются медленные танцы, написанные в тональности, отличающейся
от основной. В мажорной или минорной тональности ближайшей степени
родства выдержаны отд. части в сюитах Г. Ф. Генделя, 2-й менуэт из
4-й английской С. и 2-й гавот из С. под назв. «Французская
увертюра» (BWV 831) И. С. Баха; в ряде сюит Баха (английские сюиты
NoNo 1, 2, 3 и др.) встречаются части в одноимённой мажорной или
минорной тональности.

Самый термин «С.» впервые появился во Франции в 16 в. в связи с
сопоставлением разных бранлей, в 17-18 вв. он проник также в Англию
и Германию, но долгое время применялся в разл. значениях. Так,
иногда С. называли отдельные части сюитного цикла. Наряду с этим в
Англии группа танцев называлась lessons (Г. Пёрселл), в Италии —
balletto или (позднее) sonata da camera (А. Корелли, А. Стеффани),
в Германии — Partie (И. Кунау) или партита (Д. Букстехуде, И. С.
Бах), во Франции — ordre (P. Куперен) и др. Нередко С. вообще не
носили особого названия, а обо- значались просто как «Пьесы для
клавесина», «Застольная музыка» и т. п.

Многообразие названий, обозначавших по существу один и тот же жанр,
определялось нац. особенностями развития С. в кон. 17 — сер. 18 вв.
Так, франц. С. отличалась большей свободой построения (от 5 танцев
у Ж. Б. Люлли в орк. С. e-moll до 23 в одной из клавесинных сюит Ф.
Куперена), а также включением в танц. серии психологич., жанровых и
пейзажных зарисовок (27 клавесинных сюит Ф. Куперена включают 230
разнохарактерных пьес). Франц. композиторы Ж. Ш. Шамбоньер, Л.
Куперен, Н. А. Лебег, Ж. д’Англебер, Л. Маршан, Ф. Куперен, Ж. Ф.
Рамо ввели в С. и новые для неё типы танцев: мюзет, ригодон,
чакона, пассакалья, лур и др. В С. вводились и нетанцевальные
части, особенно разл. роды арий. Люлли впервые ввёл в С. в качестве
вступит. части увертюру. Позднее это нововведение было воспринято
нем. композиторами И. К. Ф. Фишером, И. З. Куссером, Г. Ф.
Телеманом и И. С. Бахом. Г. Пёрселл часто открывал свои С.
прелюдией; эту традицию воспринял и Бах в своих англ. С. (в его
франц. С. прелюдий нет). Помимо оркестровых и клавесинных С. во
Франции были распространены С. для лютни. Из итал. композиторов
важный вклад в развитие С. внёс Д. Фрескобальди, разрабатывавший
вариационную С.

Нем. композиторы творчески соединили франц. и итал. влияния.
«Библейские истории» Кунау для клавесина и оркестровая «Музыка на
воде» Генделя своей программностью сближаются с франц. С. Влиянием
итал. вариац. техники отмечена сюита Букстехуде на тему хорала «Auf
meinen lieben Gott», где аллеманда с дублем, сарабанда, куранта и
жига являются вариациями на одну тему, мелодич. рисунок и гармония
к-рой сохраняются во всех частях. Г. Ф. Гендель ввёл в С. фугу, что
свидетельствует о тенденции к расшатыванию устоев старинной С. и
сближении её с церк. сонатой (из 8 сюит Генделя для клавесина,
опубликованных в Лондоне в 1720, 5 содержат фугу).

Особенности итал., франц. и нем. С. объединил И. С. Бах, возведший
жанр С. на высшую ступень развития. В сюитах Баха (6 англ. и 6
франц., 6 партит, «Французская увертюра» для клавира, 4 оркестровые
С., названные увертюрами, партиты для скрипки соло, С. для
виолончели соло) завершается процесс освобождения танц. пьесы от
связи с её бытовым первоисточником. В танц. частях своих сюит Бах
сохраняет лишь типические для данного танца формы движения и
нек-рые особенности ритмич. рисунка; на этой основе он создаёт
пьесы, заключающие в себе глубокое лирико-драм. содержание. В
каждом типе С. у Баха выдержан свой план построения цикла; так,
англ. С. и С. для виолончели всегда начинаются с прелюдии, между
сарабандой и жигой в них всегда стоят 2 сходных танца и т. д. В
баховские увертюры неизменно входит фуга.

Во 2-й пол. 18 в., в эпоху венского классицизма, С. утрачивает
прежнее значение. Ведущими муз. жанрами становятся соната и
симфония, а С. продолжает существовать в виде кассаций, серенад и
дивертисментов. Произв. Й. Гайдна и В. А. Моцарта, носящие эти
названия, в большинстве своём являются С., только известная
«Маленькая ночная серенада» Моцарта написана в форме симфонии. Из
соч. Л. Бетховена близки к С. 2 «серенады», одна для струн. трио
(ор. 8, 1797), другая для флейты, скрипки и альта (ор. 25, 1802). В
целом С. венских классиков приближаются к сонате и симфонии,
жанрово-танц. начало выступает в них менее ярко. Напр.,
«Хаффнеровская» орк. серенада Moцарта, написанная в 1782, состоит
из 8 частей, из к-рых в танц. форме выдержаны только 3 менуэта.

Большое разнообразие типов построения С. в 19 в. связано с
развитием программного симфонизма. Подступами к жанру программной
С. явились циклы фп. миниатюр Р. Шумана — «Карнавал» (1835),
«Фантастические пьесы» (1837), «Детские сцены» (1838) и др. Яркие
образцы программной оркестровой С. — «Антар» и «Шехеразада»
Римского-Корсакова. Черты программности свойственны фп. циклу
«Картинки с выставки» Мусоргского, «Маленькой сюите» для фп.
Бородина, «Маленькой сюите» для фп. и С. «Детские игры» для
оркестра Ж. Бизе. 3 оркестровые сюиты П. И. Чайковского в основном
состоят из характеристич. пьес, не связанных с танц. жанрами; они
включают новую танц. Форму — вальс (2-я и 3-я С.). К ним можно
причислить и его же «Серенаду» для струн. оркестра, к-рая «стоит на
полпути между сюитой и симфонией, но ближе к сюите» (Б. В.
Асафьев). Части С. этого времени пишутся в разл. тональностях, но
последняя часть, как правило, возвращает тональность первой.

В сер. 19 в. появляются С., составленные из музыки к театр.
постановкам, к балетам, операм: Э. Грига из музыки к драме Г.
Ибсена «Пер Гюнт», Ж. Бизе из музыки к драме А. Доде «Арлезианка»,
П. И. Чайковского из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», Н.
А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане».

В 19 в. продолжает существовать и разновидность С., связанная с
нар.-танц. традициями. Она представлена «Алжирской сюитой»
Сен-Санса, «Чешской сюитой» Дворжака. Своеобразное творч.
преломление старинных танц. жанров дано в «Бергамасской сюите»
Дебюсси (менуэт и паспье), в «Могиле Куперена» Равеля (форлана,
ригодон и менуэт).

В 20 в. были созданы балетные сюиты И. Ф. Стравинского
(«Жар-птица», 1910; «Петрушка», 1911), С. С. Прокофьева («Шут»,
1922; «Блудный сын», 1929; «На Днепре», 1933; «Ромео и Джульетта»,
1936-46; «Золушка», 1946), А. И. Хачатуряна (С. из балета «Гаянэ»),
«Провансальская сюита» для оркестра Д. Мийо, «Маленькая сюита» для
фп. Ж. Орика, С. композиторов новой венской школы — А. Шёнберга (С.
для фп. ор. 25) и А. Берга («Лирическая сюита» для струн.
квартета), — характеризующиеся применением додекафонной техники. На
фольклорных источниках основаны «Танцевальная сюита» и 2 С. для
оркестра Б. Бартока, «Маленькая сюита» для оркестра Лютославского.
В сер. 20 в. появляется новый вид С., составленной из музыки к
кинофильмам («Поручик Киже» Прокофьева, «Гамлет» Шостаковича).
Нек-рые вок. циклы иногда называют вокальными С. (вок. С. «Шесть
стихотворений М. Цветаевой» Шостаковича), встречаются и хоровые С.

Термин «С.» обозначает также муз.-хореографич. композицию,
состоящую из неск. танцев. Такие С. нередко включаются в балетные
спектакли; напр., 3-я картина «Лебединого озера» Чайковского
составлена из последования традиц. нац. танцев. Иногда такая
вставная С. называется дивертисментом (последняя картина «Спящей
красавицы» и большая часть 2-го акта «Щелкунчика» Чайковского).

Литература: Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Инструментальное
творчество Чайковского, П., 1922; его же, Музыкальная форма как
процесс, кн. 1-2, М.-Л., 1930-47, Л., 1971; Яворский Б., Сюиты Баха
для клавира, М.-Л., 1947; Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960;
Ефименкова В., Танцевальные жанры…, М., 1962; Попова Т., Сюита,
М., 1963.

И. Э. Манукян

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать сюжет книги фэнтези
  • Как написать сюжет к видеоролику
  • Как написать сюжет для фильма
  • Как написать сюжет для ролевой
  • Как написать сюжет для клипа