Написание рассказа или крупной формы — как и почти любое дело — это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично — но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.
Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.
Например, вот пишет Александр Прокопович, главный редактор Астрель СПб. И вот. И вот. (Кстати, вообще интересный блог — рекомендую!)
В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.
[Эту статью можно также найти на YouTube — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]
Шаг 1. Идея и тема
Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить — есть, над чем поразмыслить.
Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:
Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.
Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.
Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет — право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:
- Финал, вплоть до сцены, ради которой произведение пишется,
- Основной конфликт и персонажи, а нем участвующие,
- Общая линия развития конфликта: было так, стало иначе, и этим мы хотим сказать то-то и то-то.
Впрочем, это уже следующий шаг.
Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета
Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать — т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.
Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:
- Экспозиция. Описывает обстановку, в которой происходят события, и персонажа, с которым все происходит.
- Завязка. Вот он, конфликт. Происходит событие, которое начинает осложнять герою жизнь, заставляет задаваться вопросами… это еще не глобальная проблема, но уже первый звоночек.
- Развитие. То, что было всего лишь звоночком, начинает разворачиваться в большую проблему, напряжение нарастает, несмотря на действия героя.
- Кульминация. Проблема приобретает пугающие масштабы, ценой неимоверных усилий герой ее решает.
- Развязка. Показывает, как герой решает проблему, какой стала обстановка после разрешения конфликта.
Пункты этого списка — состояния, ключевые вехи — события, которые отделяют одно состояние от другого.
Над чем нужно задуматься на этом этапе?
Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее — но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь — после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.
Шаг 3. Собственно, составляем план
Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно. Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов — элементы текста, а не части.
Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» — трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти — да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.
Неявных частей в сюжете действительно три.
Первый акт. От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа — так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой — и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.
Второй акт. От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу — в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета — развитие.
Третий акт. От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия — но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.
Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.
Теперь, когда мы это уяснили — у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то — служат лишь развитию конфликта.
Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых — важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе — это уже практически готовый сюжет.
Шаг 4. Детализация плана
Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы — но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно — объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.
Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:
- Что можно сделать после этого события, чтобы еще больше усложнить жизнь героя?
- У меня есть остросюжетное событие, что может создать к нему предпосылки? У меня уже есть для героя проблема, но как в нее бросить героя?
Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».
Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе — нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология — две вещи, которые не повредили ни одному писателю).
Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев — просто из принципа «показывать, а не рассказывать».
Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй — распишете вторую, подойдете к третьей — третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста — и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.
Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:
Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.
Эпизод 2
Начинается с того что…
Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле — иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.
Преимущества планирования
- Планируя произведение заранее, вы первым делом планируете его финал (Шаг 1. Идея и тема). Таким образом, вы не забредете «не в ту степь», знание финала позволяет не «вихлять» из стороны в сторону, а методично к нему идти.
- Детальное планирование эпизодов хотя бы на одну часть вперед дает четкий путь, как провести текст из состояния А в состояние Б, уменьшается риск того, что появятся ненужные, неработающие на сюжет эпизоды.
- Какие бы идеи не возникли непосредственно в процессе написания, их легко внести в план и посмотреть, как тот изменится, появление новых идей не вносит раздрай в структуру сюжета.
- Письмо становится более прогнозируемым, в каждый момент времени вы понимаете, сколько работы проделано и сколько еще осталось.
Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.
Удачи вам в творчестве!
Хотите что-то дополнить, оспорить или поделиться опытом? Милости прошу в комментарии!
Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.
Перейдем к теории:
1. Экспозиция
Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.
2. Завязка
Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.
3. Развитие событий.
В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.
Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.
4. Кульминация
Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.
Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.
5. Поворот сюжета
Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.
6. Развязка
После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.
7. Эпилог
Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.
Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.
ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.
Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:
1. Собрались. (экспозиция)
2. Выпили. (завязка)
3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)
4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)
5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)
6. Нам п*зда (развязка)
7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)
Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».
Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.
Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:
— На обоях
— На сложенный в азиатской манере бумаге
— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)
Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:
— Записать сон и сделать его сном персонажа
— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)
— Еще пример диалога с мыслями героев
— Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)
— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит
Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.
Подведу итог:
Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»
Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).
Многие люди, а если говорить честно, то все, кто хоть раз оставался один на один с задачей написания объемного текста, сталкивался с трудностями, связанными со структурированием текста и его планированием. Ну и меня не минула чаша сия.
Находясь на границе перед написанием очередного романа, рассказа или статьи, я всегда задаюсь вопросом, а о чем именно я буду писать все эти 5, 50, 250, 500 страниц? Вроде бы идея — вот она, а когда подбираешься к непосредственной реализации внезапно осознаешь, что находишься перед бездной, зловеще зияющей пустотой. И совершенно не знаешь, как прокинуть мостик от одного ее края к другому, как спланировать состав текста, как построить слияния хитросплетений судеб героев.
Пришлось немного поизучать опыт других писателей и составить некий дайджест способов того, как принято планировать произведения. Разумеется, дайджест будет пропущен через мое собственное понимание вопроса. Более того, для проверки почерпнутых из глубин интернетов знаний я написал первый рассказ из целой череды рассказов воспользовавшись одним из методов. И не просто написал, а проверил методику планирования произведения. Более того, саму методику планирования я попробовал скрестить со Story Grid, методом, позволяющим анализировать текст и находить в нем «узкие» места.
В чем сложность при работе без плана?
Написать роман без четкого и понятного плана это то же самое, что построить автомобиль без чертежей. Вроде бы понимаешь, что должно получиться в результате, но обилие деталей и технологических операций банально вводит в ступор. Я сказал романа? В действительности не только романа, но и любого другого произведения объемом более нескольких страниц.
Когда я приступаю к работе над книгой или другим произведением, у меня уже есть концепция. Я знаю, что я хочу сказать, но совершенно не понимаю, как выразить свои мысли в понятной читателю и непротиворечивой форме. И сразу же стараюсь прикинуть что, как и где я напишу. Другими словами, я пытаюсь, так или иначе, набросать план моего произведения. Чтобы понимать где и что у меня будет располагаться.
Если же писать без плана, то может статься так, что повествование уйдет совершенно в другую сторону, нежели изначально думал писатель. И произойдет сие непринужденно естественным образом. Иногда даже обнаружив отклонение от магистрали первоначальной идеи исправить его уже нельзя, поскольку придется переписывать вообще практически все с самого начала, иначе проявятся логические несоответствия.
Traditional Story Arc (Taken from Devian Art)
А в некоторых случаях ситуация становится еще хуже. Я бы даже сказал, что ситуация приобретает все характеристики катастрофы. Начиная писать произведение без плана, автор может сильно увлечься и слишком размашисто раскидать клюкву во введении, затянув его до середины произведения. И подобное — вовсе не редкость, даже в коммерческой литературе сплошь и рядом встречаешь занудные и затянутые вступления при вроде бы адекватной идее.
Ниже я проанализирую различные варианты планирования, дабы дать общее понимание того, как вообще можно планировать произведения, а благодарный читатель, он же будущий писатель, постарается понять и разобраться в предлагаемых вариантах.
Итак…
Контролирующая идея… Это наше все!
Прежде чем браться за планирование, а тем более за написание произведения, стоит как следует и крепко подумать, что же на самом деле есть ваша контролирующая идея. Ее нужно сформулировать в краткой форме. Напомню, что контролирующая идея — стержень всего произведения, вокруг нее крутится весь сюжет и происходят все действия персонажей.
Обычно контролирующая идея выражается в виде короткой, но емкой фразы или же одного предложения. Редко, но вполне допустимо, когда идея выражена несколькими предложениями. Конечно, если автор последователь Канта или другого философа, упражняющегося в написании никому не понятных словес, то в качестве идеи может выступать небольшой абзац текста или даже страница.
Для лучшего понимания, того, что такое контролирующая идея, можно привести несколько примеров. Например, «Сколько веревочки не виться, а конец все равно есть» подойдет для романа с адюльтером или про мелких преступников, «Наркотики — разрушают твою жизнь» отличная идея для романа про опускающегося на дно интернет-наркомана, «Большие деньги и власть развращают почище водки» подойдет для рассказа про начало 90, когда пути-дорожки друзей расходятся, кто-то подается в бизнес, а кто-то увлекается утренним ботлхантингом.
Запишите свою контролирующую идею и держите ее постоянно перед глазами, когда работаете над произведением. И при любых сюжетно важных событиях сверяйтесь с ней, это поможет выдержать сюжет в едином ключе от начала и до конца.
Стиль написания
Помимо контролирующей идеи важно выбрать и придерживаться единого стиля в написании текста. Зачастую и я лично наблюдал подобное в изданных книгах, писатели постепенно утрачивают изначальный настрой в стиле текста. Например, начало ведется в ироничном ключе, а концовка — чистейшей воды хоррор. Разумеется, стилевые метаморфозы могут быть заложены автором изначально, как мастерски проделал Анатолий Кузнецов в своем «Бабьем яре». А вот у других… В качестве отличного образчика того, как меняется стиль изложения, можно ознакомиться с некоторыми романами Минаева. По мере прочтения очевидно, что некоторые его книги писались длительное время и с существенными перерывами, во время которых сам писатель менялся, а следом менялось и его отношение к героям и рассказываемой истории.
Рекомендация: фиксировать стиль написания при обдумывании контролирующей идеи, а затем периодически сверяться с выбранной моделью по мере продвижения по истории. Подробнее о стилях можно прочитать в моем разборе Story Grid.
Структура
Но ведь в хорошей истории важны не только стиль и идея, но и то как эта идея раскрывается писателем. Кстати, под магическое действие структуры произведения, больше чем художественные, подпадает деловая или научная проза. Взять хотя б презентацию. В очень сжатом формате зачастую с иллюстрациями и на десятке слайдов, лектор должен провести своих слушателей через целый мир. А сделать он это может только логично структурировав все свое творчество целиком. Ведь писатель идет от мысли к слову, а читатель (слушатель) вынужден идти от слова к мысли. И малейшее отклонение от генеральной линии может привести к недопониманию, иногда катастрофическому.
Из каких составных частей состоит произведение, какие логические кирпичики лучше применять для построения текста, я опять же вывел в обзоре Story Grid. Автор в любом случае является творцом своего произведения и волен сам выбирать как форму, так и ее наполнение. Но именно на этом этапе мы подобрались вплотную к тому, как можно планировать развитие «действия» в своем произведении.
Я недаром поставил слово «действия» в кавычки. Ведь под действиями подразумевается именно история, история, излагаемая рассказчиком слушателю. И рассказчик волен либо вообще отказаться от структуры, раскидав связанные события по всему повествованию, либо же отдаться на волю провидения и писать, писать, писать полагаясь лишь на свою интуицию и некий опыт. В первом случае читатель заскучает, будучи не в силах собрать все кирпичики Lego в единую модель, а во втором, он умрет от скуки смертной, следуя пространным рассуждениям незадачливого импровизатора, потерявшего собственную путеводную нить. Такие методы вполне уместны, но прибегать к ним стоит лишь только профессионалам своего дела, только тем, кто знает в совершенстве, какие правила они нарушают.
А мы же проследуем далее, в увлекательный и чарующий вычурной простотой мир планирования произведения.
Объем и глубина планирования
Перед началом планирования следует понять на какую глубину следует проводить это самое планирование. Если произведение небольшого формата, например, рассказ, то запланировать можно сразу все произведение. А вот в случае романа формата «Война и мир», с многочисленными сиквелами, проработать сразу же в мелких деталях все что будет происходить на сотнях, а может быть, и тысячах страницах зачастую просто не представляется возможным.
В таком случае можно накидать в общих чертах все произведение, а первую его часть уже проработать более детально. И вот так, продвинувшись к окончанию одной части, приступать к планированию следующей.
Вехи
Кстати, о крупнозернистом представлении структуры или сюжета. Все повороты и важные части можно отобразить в виде каких-то ключевых событий или, в случае нехудожественной литературы, выводах. По-другому, все ключевые моменты можно назвать назвать вехами.
Получив структуры из вех, можно приступать к детализированию каждой из них, постепенно «наращивая» на костный скелет мясцо. Но не думайте, что, создав план в самом начале, он останется неизменным на протяжении всего процесса написания. Зачастую получается так, что план постепенно изменяется, по мере того как писатель продвигается в своем процессе написания. Иногда в голову приходят удачные мысли, а часто просто ниспадает озарение и, взглянув на структуру, решаешь пойти немного другим путем.
Планирование на основе фактов (событий, мест, персонажей) карточками
Самый простой способ спланировать произведение — остановиться на крупнозернистом плане из вех. В этом случае в плане отсутствует детализация до мелких подробностей, типа вспомогательных или поддерживающих событий, указаний на описание местностей, персонажей и прочего. Вместо этого автор использует визуальное представление, состоящее из множества карточек.
Планирование в виде карточек
На карточках могут быть отображены (или просто написаны) сами ключевые события, персонажи с их характеристиками, фотографии мест или же любая другая информация. По мере продвижения вперед, автор может убирать карточки, когда они не нужны.
Если писатель работает за столом, то перед ним, может располагаться стена, на которой и удобно разместить визуальные подсказки. На компьютеризированном уровне можно воспользоваться продуктом типа Scrivener, в котором реализована самая настоящая пробковая доска для многочисленных карточек.
Карточки можно не только бессмысленно лепить на пробковую доску в хаотичном порядке, их можно группировать по мере развития истории или же вообще протянуть вдоль всей кривой повествования, наглядно демонстрируя появление тех или иных персонажей, событий или же просто сцен.
Из-за своей простоты и неограниченности форматом, метод планирования с карточками, пожалуй, самый гибкий из всех возможных методов, за исключением, пожалуй, полного отсутствия планирования.
Планирование в виде сетевой диаграммы
Применение Mind-Mapping (картирование памяти) техники для планирования выступлений перед публикой — успешно практикуется, так как не дает забыть основные тезисы в напряженной обстановке. Но ту же самую методику можно применять и для планирования произведения.
Правда, метод Mind Map не совсем подходит для планирования произведения, так как создавался он совсем для другого. Основной проблемой в классическом Mind Map я считаю невозможность построения сетевых диаграмм, а не только карт памяти. А если говорить о программных продуктах, то проблема с ограничениями по «горизонтальным» связям и наличию на одной диаграмме сразу нескольких корневых точек, отлично решена в продукте как Scapple.
В теории метод картирования памяти или карт памяти может применяться как вспомогательный инструмент, для краткого описания сложных понятий или же специфических доменов знаний. А вот планирование крупного произведения исключительно при помощи Mind Mapping мне видится не таким уж и удобным. Проверено на себе.
Используем сам документ в качестве плана
Еще одним способом по планированию, не требующим каких-либо специальных инструментов или навыков, я могу назвать использование самого текстового процессора. Разбиваем наш будущий текст на главы, в каждой главе прописываем краткое ее содержание. Прямо по тексту. По мере того как написание текста продвигается вперед, можно удалять части или предложения текста, относящегося к плану.
Вариант планирования в MS Word. Для сцен и глав используются специальные стили. В «заголовке» сохранено краткое содержание, дата, конфликт, изменение ценности, место. В отдельном документу расписываются места, предметы и контролирующая идея.
Метод весьма прост, но после написания всего произведения автор остается, по сути, без плана. И уже не сможет провести ревизию текста опираясь на его краткое структурированное содержание. Опять же, проверено на себе.
Детальное планирование в виде таблицы
Один из наиболее популярных способов планирования, и в той же мере эффективный способ — применение электронных таблиц. Метод с таблицами до боли в подушечках пальцев похож на метод проверки Story Grid и его появление на свет можно отметить как естественную потребность контроля над текстом у авторов.
Применение табличного способа планирования просто и гибко одновременно. Для начала заводится обычная таблица в обычном редакторе электронных таблиц, например, Excel. Каждая строчка есть не что иное, как элемент текста, к примеру, сцена, глава, последовательность или аналогичный элемент. Глубина планирования может выбираться автором произвольно, от крупнозернистой и до самой что ни на есть подробной.
Детальное планирование в таблице
Обыкновенно применяются такие столбцы, как номер главы, место действия, время действия и длительность, краткое описание того, что происходит в этой конкретной части истории, действующие лица на сцене и вне ее. При наличии желания автора контролировать изменение ценностей в своей истории он может прописать туда же и их, а затем попытаться промоделировать их изменение в зависимости от происходящих событий.
Ко всему прочему, я бы порекомендовал добавить еще и объем указанной части в словах или символах. В таком случае у автора появляется инструмент по контролю за объемом своего текста и отдельных его частей. Кстати, хорошим тоном является детализации до уровня сцен или глав, когда сцена равна одной главе. Большая подробность будет избыточной.
Крупнозернистое планирование крупных произведений
Когда дело доходит до действительно крупных форм, то от мастерства писателя держать весь сюжет под контролем, зависит успех всего предприятия. Представляете себе, как можно запланировать книги о Гарри Поттере или же «Игру престолов»? Если кто не помнит, то в таких произведениях присутствует множество сил с различными интересами. И часто они конфликтуют друг с другом. Таким образом не одному герою противостоит один злодей, а множеству героев противопоставлено множество антигероев. Что создает дополнительные трудности по контролю всех взаимодействий. Что же делать?
В таком случае применяется тоже таблица, но несколько иного толка, чем в предыдущем абзаце. Для описания взаимодействий между различными группировками или для контроля над сложными переплетениями отношений лучше всего применить двухуровневое планирование, когда на нижнем уровне для каждого из эпизодов применяется один из методов планирования приведенных выше, а для верхнего уровня, уровня крупных форм, можно использовать следующее анонимное изобретение.
Детальный план романа «Catch-22»
Создается таблица, где каждая строка есть отражение крупного элемента истории, например, эпизода или акта. В качестве столбцов можно использовать, разумеется, номер, а еще временную привязку событий эпизода. Конечно, в каждой строке должно быть краткое описание того, что вообще происходит в этой части текста. А дальше, в остальных столбцах указываем основные противоборствующие силы. В конкретных ячейках заполняем то, как, по каким причинам и с кем произошли конфликты этой силы.
Однако, хочу сразу предупредить, что таблица с крупнозернистым планированием для крупных произведений не очень хорошо работает с менее форматными текстами. Если у вас всего несколько героев, то нет никакого смысла строить такую таблицу и прописывать каждого из героев в отдельный столбец. Они отлично уживутся и с обычной таблицей для детального планирования, а вы не проделаете излишнюю работу. Кстати, я встречал подобные упражнения и могу представить какие мучения испытывал автор, когда пытался впихнуть своих героев и их взаимодействие между собой в столь изощренный инструмент.
Применяем планирование на практике
Самое лучшее закрепление теории — проверка ее практикой. В моем случае, дабы попрактиковаться в планировании и последующем написании художественного произведения по заранее намеченному плану, я решил реализовать в виде небольшого рассказа одну из своих идей. В плане идей их много у меня. После того как идея уже готова к тому, чтобы превратиться в нечто большее, я начинаю собирать материал. Определяюсь с местом действия, подбираю фактуры. Все это с успехом заносится в OneNote. Процесс подготовки материалов может занимать несколько месяцев, пока сама идея доваривается в собственном соку.
Но вот на стадии превращении идеи в некую художественную форму неминуемо возникают муки творчества, поскольку просто не ведаешь, как какую-то короткую мысль, историю, записанную в одном абзаце, превратить в текст объемом хотя бы в тысяч десять слов. И пожалуй, именно это планирование и есть самая сложная часть работы. Сложная с точки зрения интеллектуальных затрат, понятное дело.
Не буду раскрывать весь сюжет рассказа «История Натальи Веревочкиной», но в нем молодая девушка ввязалась в странную авантюру по защите окружающей среды. Куда приведет ее чрезмерно ретивая борьба за чистоту воздуха, почвы и вод узнает пытливый читатель. Но в этом рассказе нас интересует не сам сюжет и не то, что из-за травмы он была написан целиком и полностью всего тремя пальцами по вечерам, а то, как он был запланирован.
Первоначально, я сформулировал контролирующую идею рассказа, попробовал осмыслить ее под разными углами. Затем определился с жанром, с лицом повествования и с очень кратким содержанием. Все это позволило определить требования к будущему строению (этажность, расположение на участке). Поскольку я планировал написать рассказ, т. е. относительно небольшую форму, то я решил ограничить всю историю объемом от 8 до 10 тысяч слов. Уже на этом этапе мне было понятно, что в рассказе будет 4 акта, а каждая глава будет одной сценой.
План рассказа «История Натальи Веревочкиной»
Для рассказа, из-за небольшого количества действующих сил, да и небольшого объема, я решил использовать обычную табличную структуру планирования. Каждая строка равняется одной сцене и соответственно одной главе. Напомню, что для того, чтобы сцены выглядели более-менее живо, герои в них должны принимать какие-то решения или совершать действия, которые подталкивают историю к следующей части. Ну а общее напряжение, по обыкновению, должно постепенно нарастать.
В виде столбцов я использовал:
• Обозначение части произведения: начало, середина или конец.
• Номер акта.
• Номер главы.
• Объем акта.
• Номер сцены.
• Место действия.
• Событие.
• Тип события: побуждающее происшествие, прогрессирующее происшествие, кризис, кульминация и разрешение. Как таковые я не использовал поддерживающие сцены, поэтому их и нет в перечислении.
• Плановый размер сцены в словах.
• Фактический размер сцены в словах.
• Изменение ценности героев в основной сюжетной линии (Storyline A).
• Изменение ценности героев во второстепенной сюжетной линии (Storyline B).
• Обязательные условности для сюжета.
Последние три столбца, как показала практика, по крайней мере для рассказа, не информативны и большого смысла в них нет. Да, по задумке каждый из главных героев тянул сразу по две линии, например, героиня внешне хотела бороться за природу, а внутренне испытывала романтическую симпатию к другому герою. Но рамки рассказа и без отдельного вычленения отлично отображают изменения, происходящие с героями.
В процессе написания, некоторые плановые прогнозы пришлось пересмотреть. Иногда объем уходил за изначально отведенные рамки. Например, прибытие на прибытие в Сан-Франциско я отвел сперва всего 50 слов. Идея была в рамках «ну прилетели и прилетели, что с того», но в реальности оказалось, что и дома «там красивые», да и героям есть о чем поговорить.
Вообще, превышение или недобор объема не так критичны, если вы не пишите журнальную или газетную статью. Если есть небольшие колебания на них можно закрыть глаза. А вот суммарные отклонения на 500 или 1000 слов уже должны вызывать определенное воздействие. Ведь глава, затянутая в два или три раза, может вызвать отторжение у читателя, а слишком скомканные события вызовут ощущение подделки и недолива после отстоя пены.
Что еще? Рассказ — уникальный жанр. Написать рассказ порой сложнее романа, в ограниченных по объему рамках бывает архисложно полностью и понятно изложить мысль. На помощь тут приходят события, происходящие вне сцены. Вместо того чтобы нудно и детально описывать путешествие жителя большого мегаполиса из дома на работу в метро, можно просто оставить весь этот процесс за скобками. Либо вообще выкинув его из текста, лишь только упомянув, дескать «Артем ненавидел метро, каждая поездка давалась ему с огромным трудом. Вечная духота, давка, неприятные запахи и нестерпимый шум вызывали у него искреннее и натуральное отторжение. И последняя поездка не стала исключением. Доехав до офиса, молодой человек чувствовал себя как губка пропитанная лимонным соком и как следует отжатая над мойкой полной посуды со вчерашней вечерники». Вот так все приключения Артема в подземке остались за скобками, а читатель может самостоятельно додумать, почему же именно персонажу стало так плохо в метро.
Кстати, для планирования вовсе не обязательно использовать какое-либо специализированное программное обеспечение. Многие писатели, в том числе и знаменитые, вполне обходятся листочками бумаги. Кстати, ознакомиться с неплохой коллекцией планов к известным произведениям можно на странице Daily Mail, где репортеру было до чертиков интересно, как же велась работа грандами над своими шедеврами.
В статье использованы графические материалы с сайтов:
- This Itch Of Writing: The Blog
- Школа писательского мастерства
- Adam Blumer. Meaningfil Suspense
- Daily Mail Online
Писательница и блоггер К.М. Уэйланд (или Уиланд? Уилэнд?.. да простят меня переводчики и поправят) предлагает следующие 7 шагов, которые помогут вам взять сырую идею и сделать из нее конфетку.
Подходить к созданию плана произведения стоит с пониманием, что он не только не стеснит вас, а наоборот — поможет найти увлекательные и оригинальные решения, до которых иначе додуматься было бы почти нереально. План — это карта местности. С ее помощью вы сможете проложить кратчайший маршрут… или вдоволь попетлять, заглянув во все интересные места и собрав коллекцию магнитиков на холодильник.
Кроме того, план поможет избежать сюжетных тупиков, а значит сэкономит кучу времени. Не говоря уже о деньгах за лечение депрессии, алкоголизма и кофеиновой зависимости (а они рано или поздно настигают каждую творческую личность, которая пренебрегает предварителным планированием). На то, чтобы переделать черновик романа, могут уйти месяцы, переделка плана же займет… несколько минут? час? Зависит от вашей скорости печати.
Убедила? Тогда за работу!
1. Определитесь с замыслом
Замысел — это то, о чем вы хотите написать, выраженное самым общим образом в нескольких предложениях. «Давным-давно в одной далекой галактике юноша спас девушку» — это многообещающе, но как замысел не прокатит. Нужны подробности. А именно:
- Протагонист: кто главный герой?
- Ситуация: чем он интересен? Каково его состояние на момент начала истории? А каким он будет в конце?
- Цель главного героя: чего он хочет в начале, на что готов пойти? Что изменится к концу?
- Антагонист: как и почему кто-то станет мешать главному герою?
- Трагедия: какие неприятности вы готовы наслать на главного героя?
- Конфликт: что станет делать главный герой, когда столкнется с неприятностями? И почему ему придется справляться с ними на протяжении целого романа?
Например: парнишке с фермы, Люку Скайуокеру (протагонист), не сидится на месте (ситуация) — он хочет уехать из дома и стать космическим пилотом, как его отец (цель). Люк отправляется на поиски пропавших дроидов, и в это время нехорошие личности убивают его дядю и тетю (трагедия). Теперь Люк должен вернуть дроидов владелице и не дать Империи (антагонист) полностью подчинить себе галактику (конфликт).
2. Сделайте наброски нужных эпизодов
Теперь, когда у вас есть замысел, займемся поисками гениальных идей для его воплощения. Запишите все, что успели придумать к этому моменту. В голове у вас наверняка вертится несколько эпизодов, диалогов, сцен — вот их и запишите. Даже если не знаете, как они стыкуются вместе, что было до, что будет после, о чем вообще речь и т.д. Главная цель на данном этапе — собрать как можно больше информации об истории. Что с ней делать, решим после.
Сделали? Отлично. Отложите на минуту ручку/клавиатуру и окиньте получившийся список орлиным взором. Написанное, наверное, вызывает кучу вопросов. Запишите их. Да-да, если чего-то не знаете, если какие-то детали эпизода не ясны — делайте пометку и записывайте вопрос. Лучше заранее пересчитать все дыры в сюжете и понять, в каких направлениях предстоит думать дальше.
Теперь пройдемся по каждому вопросу в отдельности. Есть какие-нибудь идеи? Даже несколько? Записываем. Неважно, если идея бредовая — на ее могилке еще может распуститься орхидея гениальности. Перебираем варианты решения в поисках наименее предсказуемого для читателя. Рвите шаблоны, переворачивайте с ног на голову стереотипы, удивляйте самих себя. Большинство из придуманного вы, возможно, так и не напишите, поэтому дайте волю воображению. Сочиняйте, задавайте новые вопросы, ищите неожиданные ответы — говорите сами с собой, не опасаясь, что вас услышат санитары.
3. Познакомьтесь со своими персонажами
Настало время поближе взглянуть на всех тех забавных человечков (или не человечков), над которыми вы так весело издевались во втором пункте. Чтобы все их трепыхания выглядели логично и обоснованно, неплохо бы узнать о героях побольше.
Возьмем, к примеру, протагониста. Что он делал до того, как попал в ваш роман? Начните с трагедии. Не могли ли какие-то события в прошлом вашего протагониста послужить причиной? Почему он реагирует на трагедию именно так? Возможно, какие-то неразрешенные проблемы из прошлого еще усложнят ему жизнь и повлияют на развитие конфликта?
После того, как вы определитесь с биографией своего героя в общих чертах, проведите с ним интервью. Задавайте вопросы и позвольте персонажу ответить на них: своим голосом, исходя из своего мировоззрения и понимания ситуации. Если вы вдруг знаете английский, то, возможно, этот опросник вам поможет: 365 вопросов для вашего персонажа.
4. Исследуйте обстановку
Неважно, происходит действие у вас на заднем дворе или на планете Шелезяка, приступая к написанию романа, вы должны хорошо представлять себе его географию.
Не пытайтесь чересчур упростить себе жизнь. Не стоит выбирать места только потому, что они вам знакомы или нравятся. Обстановка должна работать на сюжет. Если вы можете с легкостью перенести действие в другое место, то, возможно, стоит поискать альтернативные локации. Найдите то место, которое обогатит вашу историю и позволит лучше раскрыться персонажам.
Основываясь на имеющемся списке эпизодов, составьте список необходимых локаций. Можно ли некоторые выкинуть или объединить, ничего при этом не потеряв? Вероятно, так и стоит поступить. Но решать вам.
Кстати, то же самое касается ненужных персонажей.
5. Напишите план
Очень надеюсь, что к этому моменту вы уже готовы взяться за написание плана целиком. В пункте 2 вы думали о том, что должно произойти, пункт 3 дал представление о действующих лицах, в 4 пункте вы определились с обстановкой — настало время все это объединить.
Идите по порядку, эпизод за эпизодом, пытаясь собрать имеющиеся сцены в некое целое. Это ваша основная задача — придать хаосу осмысленность и структуру. План может включать лишь краткое описание (Саша и Маша встретились в кафе), может быть подробным (Саша тупил за чашкой чая, в это время Маша решила попробовать ирландский кофе, но перепачкалась в сливках; Саша это заметил, рассмеялся, Маша обиделась, Саша предложил оплатить ее заказ и т.д.) или очень подробным (Смеркалось. В середине января в уездном городе N. Александр зашел в кафе, которое давно рекомендовал ему Миша…).
Сосредоточьтесь на ключевых для каждой сцены моментах. Продумайте, с чьей точки зрения будет вестись повествование. Каковы цели задействованных в эпизоде персонажей, чего они хотят? Что может усилить конфликт? Как можно ярче продемонстрировать основную идею? Как это повлияет на последующие эпизоды?
В итоге у вас должна получиться непрерывная последовательность. Обращайте внимание на возможные нелогичности, провисы, «рояли». Если что-то не клеится и вы чувствуете, что забуксовали, попробуйте перейти к следующей известной вам сцене и потихоньку отмотать назад. Например, вам нужно, чтобы персонажи оказались в пункте А, но вы не знаете, как это сделать. Начните с пункта А. Что происходит? Почему происходит именно это? Попробуйте, вдруг получится по последствиям опознать причину.
6. Напишите сокращенный план
Для удобства и быстрого поиска попробуйте написать сокращенный план, эпизодник. Просто перечислите основные точки сюжета, не вдаваясь в подробности. Это может быть полезно по нескольким причинам.
Во-первых, эпизодник поможет взглянуть на историю под новым углом. Из-за обилия деталей в основном плане вы что-то упустили или забыли? Самое время это исправить. Во-вторых, эпизодник облегчает решение глобальных задач. Вам нужно понять, сколько прошло времени? Оценить количество глав и частей книги? Увидеть, как соотносятся получившийся план и первоначальный замысел? Доказана ли основная идея? Эпизодник вам поможет.
7. Напишите роман
План готов. Теперь можно заняться черновиком. Каждый раз, приступая к работе, сверяйтесь с планом: обращайте внимание на сцену, которую вам предстоит написать, и на ту, что следует за ней. Держите в голове все проблемные места, попробуйте найти решения еще до того, как начнете писать.
А когда (заметьте, не «если», а «когда») вы поймете, что существуют иные, более удачные решения, что первоначальный план можно улучшить, — просто сделайте это. Не раздумывая. Потому что план — это не рельсы, а вы — не трамвай. План — это всего лишь карта. И вы вольны в любой момент свернуть с проторенной тропы и отправиться в джунгли на поиски приключений.
Если же после всего вы по-прежнему считаете, что план вам не нужен — у меня для вас есть замечательная статья про зверобой. Так, на всякий случай.
Источник: Джахонтис
Шаг 2
Переходите к содержанию
Совет 1. Как составить план сюжета
Определившись с сюжетом книги, необходимо составить план написания. В написании книги план, некий прообраз содержания, настолько же важен, насколько важна карта для путешественника. Чтобы дойти в назначенный пункт, не потеряв последние силы, и вообще прийти. Многие начинающие авторы, найдя тему книги, исследовав ее, найдя основу для сюжета, просто погибают под грузом неопределенности: «С чего начать? А если мне не хватит поворотов сюжета, чтобы было интересно? А если читатель не поверит? Что делать после этого события герою?» Опишите кратко, о чем книга. Основные тезисы. Выделите ключевые повороты сюжета и главные характеристики персонажей. Определитесь с канвой, хронологией событий, от чьего лица будет идти повествование, кто будет действующими лицами. Где и когда будут разворачиваться события.
План нужен вам также и для того, чтобы выделить сильные стороны сюжета, и строить интересный диалог с читателем. Когда у вас есть понимание зерна, до которого нужно добраться, вы сможете превзойти ожидания читателя. Заставите его думать и переживать, поддерживая интерес и динамичность повествования.
Например, в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого финал превзошел все ожидания. Лишь в самом начале сцена погибшего под колесами крестьянина делает нам намек.
Эмиль Золя в романе «Доктор Паскаль» скрупулезно дает читателю информацию о целом клане героев книги, лишь затем, чтобы стало понятно, кем приходятся друг другу главные герои романа, что важно для понимания книги и задает нужный тон переживаниям. Невозможно представить, чтобы такое переплетение сюжета получилось в процессе импровизации. Это результат планирования повествования, попадание в заданные цели.
Попробуйте обозначить уже окончательные сюжетные решения в виде заключительных пунктов, и ведя от них линию в обратном направлении, вам удастся найти менее значимые, но необходимые предшествующие сюжетные повороты, соединить в определенной последовательности прообразы глав.
Для любителей цифровых средств подойдет составление Mind-карты (программа FreeMind, приложение Mindly и их аналоги)
Многие из нас уверены, что надо быть гением или по-настоящему талантливым, чтобы чего-то добиться. Но это не так. Талант и творческое начало есть у каждого из нас. Требуется время и усилия, чтобы развить свои способности, реализовать свой потенциал.
Находясь в любом месте, в любое время старайтесь записывать свои мысли, идеи и вопросы, вдруг приходящие вам в голову. Помещайте на бумагу от руки или в электронную заметку диалоги, которые вы ведете внутри себя. Делайте зарисовки, схемы, записывайте слова и обрывки фраз, словом все, что занимает ваше сознание. Тем более если вы не можете сосредоточиться, отключиться от этих мыслей или уснуть.
Иногда вам будет казаться, что это бессвязная сумятица. Или у вас бред… Скорее всего, большую часть записанного даже нельзя отнести к теме вашей книги, если вы уже с ней определились. Или вообще к реальности. Но вам не нужно анализировать, улучшать или оценивать, даже читать необязательно. Вам нужно дать вашему творчеству выход. Освободить сознание, упорядочить мысли. Плюс ко всему, постоянно занимаясь написанием, вы как раз и тренируете свой слог и стиль выражения. Пока вы не ставите перед собой осознанной цели, а просто начинаете писать изо дня в день.
Идеи, небольшие отрывки и нюансы к вам могут приходить в хаотичном порядке. Владимир Набоков писал отрывки текста на небольших карточках, потом складывал из этих фрагментов главы.
Носите такие карточки всегда с собой, и в любой позволяющей ситуации тасуйте их, складывайте в полные картины, определяйте пробелы и усиливайте важные по смыслу места.
Это похоже на тренировку движений танца, главное в этом процессе овладеть своим телом, научиться двигаться плавно, чувствовать ритм. Никто не ждет от начинающего танцора, что он, запомнив порядок движений, сможет танцевать на уровне профи. Задача новичка – получить опыт, развить свой потенциал, набить руку. Для этого необходимо регулярно заниматься без результата, ради самого процесса. Тем более, что в этом вы найдете удовольствие и вдохновение, чтобы совершенствоваться дальше!
Совет 3. Совершенствуйте мастерство короткого рассказа
В какой-то момент вы можете оказаться в ситуации, когда уже не знаете, о чем сейчас написать, тогда переходите на следующий уровень: тренируйтесь в жанре короткого рассказа, описывая что-то из реальности или, наоборот, вашей фантазии. Находясь в любом месте, лишь обладая временем и возможностью записать, найдите для себя некий объект, человека, здание, группу людей или что угодно, и опишите то, что вы видите или слышите на самом деле, или только в своей фантазии, решать вам.
Например:
Вы сидите на автобусной остановке. К вам присоединился очень богато одетый молодой человек. Он повернул голову к вам и спросил… (продолжите)
Огромный город вдруг остался без источников питания. Фонари на улицах и лампочки в домах погасли. На какое-то мгновение все звуки стихли, как если бы… (продолжите)
Вы проснулись, открыли глаза, опишите то, что видите.
Вы держите в руках новый блокнот, опишите, как он выглядит, какие чувства вызывает?
Только представьте, что вы каждый день, потратив всего 15 минут на фрирайтинг, за месяц наделите себя способностью кратко, ярко и емко описывать свои мысли!
Н.В. Гоголь советовал: «А вы всё-таки пишите… возьмите хорошенькое пёрышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «Мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки…»
Совет 4. Писать – это переписывать
Никакая рукопись не является готовой, если после написания автор не прочел ее вслух и не переписал больше 70% своего первоначального текста. Писательское мастерство требует многочисленных переписываний и упорядочивания, чтобы увязать с основной канвой, отшлифовать и довести до вашего личного уровня совершенства. Может быть поэтому Л.Н. Толстой написал роман «Война и мир» в четырех томах, а не в двух, например. Писатель не пишет, а переписывает написанное. С той долей фанатизма, которую может себе позволить!
Здесь вам поможет привычка писать отрывками, потому что переписать небольшой отрывок легче, нежели переписывать всю главу в связи с изменением предыдущей.
Главное на этом этапе – побороть страх испортить написанное. Вы проработали материал книги, нашли время и силы написать, а теперь от вас нужно сделать, кажется больше, чем вы можете. Наиболее любимые вами отрывки и выражения, безусловно, без необходимости переписывать не нужно. Нужно, чтобы написанное отвечало составленному вами плану. Было понятно и приятно читать. Чтобы были выдержаны логические связи, и текст воспринимался читателем легко и интересно. Свежий взгляд и мнение со стороны могут вам помочь определиться со спорными моментами.
Совет 5. Как лучше выражать свои мысли
Наш мозг лучше воспринимает информацию в виде образов. Поэтому, все, что можно облечь не в слова, а в формулы, фото и иллюстрацию, лучше так и подать.
Одновременно в памяти наш мозг может удержать не больше 7 (плюс-минус 2) единиц информации. Не перегружайте читателя. Везде, где можно выражаться кратко и по делу, лучше так и сделать. Сноски, цитирование и разбивание на абзацы помогут легче воспринимать разную по смыслу информацию.
Используйте иногда метафоры, гиперболы, оксюмороны, метонимии, сравнения и другие средства нашего родного, по-настоящему богатого русского языка. Пишите, как говорите, а потом правьте по правилам грамматики, так вы не лишите текст своего уникального стиля.
Начинающие авторы злоупотребляют прилагательными и лишними связками. Также избегайте канцелярита. Нора Галь писала: «…Канцелярит – мертвечина. Он проникает и в художественную литературу, и в быт, в устную речь. Даже в детскую. Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. Много лет так читали лекции, писали учебники, даже буквари». Например, «он находился в состоянии возмущения» вместо «он возмущен», «было принято решение» вместо «решили». Избегайте заменять глаголы деепричастиями и существительными. Уменьшайте цепочки существительных. Избегайте длинных предложений и запутанных фраз. Лучше поставить точку там, где ставите двоеточие «:» или точку с запятой «;»
Чтобы достучаться до читателя, используйте редкие слова и выражения. Откажитесь от американизмов, постарайтесь найти русскоязычные синонимы.
Вспомним пирамиду Минто: главная мысль – это обобщение идей и аргументов, сгруппированных логически по принципу дедукции и индукции (по времени, структуре и признаку).
И главное правило: соблюдайте правила русского языка и выбирайте стилистику, облегчающую понимание и восприятие текста. Здесь пригодится помощь профессионального редактора, ведь через многократное число прочтений и переписываний глаз замыливается, свои ошибки трудно разглядеть.
Ниже приведены практичные советы по стилистике от Ольги Соломатиной, профессионального журналиста и медиатренера:
- Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
- Страдательный залог должен быть избегаем.
- Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
- Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
- Что касается незаконченных предложений…
- Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
- Предложение из одного слова? Плохо.
- И не начинайте предложение с союза.
- НИКОГДА не выделяйте слова прописными буквами.
- Провиряй по словарю напесание слов.
- Метафора — это гвоздь в ботинке, и лучше ее выполоть.
- Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
- Ненужная аналогия в тексте — как шуба, заправленная в трусы.
- Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
- Кому нужны риторические вопросы?
- Маленькое замечание о повторах, которые иногда встречаются в статьях, которые появляются в изданиях, которые и так переполнены цитатами, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которой мы и хотели сделать это замечание.
- Сюсюканье — фу. Оставь его лялечкам.
- Позаботься о благозвучии фразы, у тебя ж опыта больше.
- Небезинтересно было бы взымать штраф с безалаберных за неверное написание гласных после приставок.
- Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
- Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
- У слова «нет» нету форм словоизменения.
- Коллеги обращения надо как-то выделять.
- Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
- Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведется изложение, автор этих строк не рекомендует.
- Заканчивать предложение местоимением — дурной стиль, не для этого оно.
- Если неполные конструкции — плохо.
- Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берется».
- Числительные до 10 включительно лучше писать прописью.
- Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
- Сдержанность изложения — всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
- Будьте более или менее конкретны.
- Слов порядок речи стиля не меняет?
- Литнет
- Литературные блоги
- Планирование сюжета книги: делимся опытом
Планирование сюжета книги: делимся опытом
Назрел весьма злободневный для писателя вопрос: кто каким образом строит сюжет?
Слышала про метод «снежинки» — нужно описать книгу одним предложением, затем развить его до абзаца, затем разбить на части и описать каждую часть одним предложением, затем, снова, развить их в полноценные абзацы, затем так же с главами… Попробовала сама. Скажу честно — не получилось.Слишком сложно сразу продумать все, даже если постоянно возвращаться в начало и все редактировать.
Некоторые авторы советуют в деталях еще и характеры героев прописывать. Вот тут начинается самое веселое — герои имеют свойство меняться =) Иногда пометишь для себя «наглый тиран» — а он в книге таким милашкой получается…
Мой основной способ — краткие наброски возможных сцен в двух-трех предлолжениях. Если герой что-то делает, обязательно отметить — почему. Из этих сцен в итоге и формируется основная линия, причем часть готовых вкусных отрывков могут пропасть зря — сюжет тоже не статичен. А позже, когда с основой становится все понятно, можно добавить и второстепенные линии.
Ну а если сцен набралось много, получается, как на фотографии: выписать все на стикеры и сидеть складывать пасьянс, мучаясь головной болью от того, что хронологие местами не сходится =)
Кто еще какими способами пользуется? Делимся опытом!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Несмотря на то что некоторые писатели предпочитают развивать сюжет по мере работы над произведением, все же лучше составить план заранее, чтобы лучше понять свою историю. План послужит ориентиром при описании обстановки, персонажей и основных событий. Он также может сыграть на руку, если вы зайдете в тупик в процессе работы и захотите разобраться, в каком направлении двигаться дальше.
-
1
Определите участки в графике сюжета. Одним из наиболее традиционных способов структурирования истории является треугольный график, также известный как пирамида Фрейтага. Пирамида Фрейтага разбита на шесть частей: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падающее действие и развязка. График выглядит как треугольник или пирамида, где в нижней части треугольника находится экспозиция, за которой следует нарастание завязки и развития действия. Вершина треугольника — это кульминация истории, а после нее идет нисходящий наклон падающего действия и выравнивание треугольника (развязка).[1]
[2]
- Подобный вид сюжетного графика часто используется при работе над романами, чтобы структурировать действие истории. Это полезный способ убедиться, что в работе собраны все необходимые элементы. Многие читатели положительно реагируют на текст, построенный на основе сюжетного графика с подъемом и падением.
- Можно нарисовать собственный график и непосредственно на нем подписать каждую часть или каждую точку сюжета. Зачастую полезно иметь визуальный ориентир в качестве проводника по истории.
-
2
Придумайте сильную экспозицию. Несмотря на то что во многих романах экспозиция подгоняется под завязку, будет нелишним написать экспозицию еще на этапе планирования. Это поможет вам определить главного героя, а также темы или ключевые моменты в истории.[3]
- Экспозиция должна погружать в обстановку, а также включать в себя информацию о главном герое и знакомить читателей с его конфликтом. Это может быть несколько строк, посвященных данным элементам, или фактическая сцена, где главный герой разговаривает с другими персонажами и перемещается в обстановке.
- Например, экспозиция книги «Гарри Поттер и Философский камень» (первая книга из безумно популярной серии про Гарри Поттера от писательницы Джоан Роулинг) посвящена знакомству читателя с главным героем — Гарри Поттером. Она также рассказывает читателю о мире маглов и мире волшебников в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс.
-
3
Определите завязку. Завязкой будет событие, которое изменит ход жизни главного героя. Оно должно застать главного героя врасплох и быть сопряженным с риском. Зачастую завязка начинается сразу после знакомства читателя с экспозицией.[4]
[5]
- Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» завязка наступает в тот момент, когда Гарри посещает великан Хагрид и сообщает, что Гарри — волшебник и что его приняли в Хогвартс. Эта информация меняет жизнь Гарри и его путь развития как персонажа. Он оставляет свою несчастливую жизнь у Дурслей в мире маглов и отправляется в Хогвартс вместе с Хагридом. Этот эпизод запускает цепь событий в жизни Гарри.
-
4
Придумайте развитие действия. Развитие действия, или восходящий наклон от завязки к кульминации, зачастую является самой длинной частью романа или рассказа. В этой части вы будете развивать своих персонажей, исследовать их отношения друг к другу и расписывать все важные события, которые позволят вам добраться до кульминации. Развитие действия должно становиться все более напряженным по мере приближения к кульминации.[6]
- Зачастую данная часть состоит из серии событий, поэтому можно кратко обрисовать каждое событие в графике. Убедитесь, что события становятся более напряженными и захватывающими по мере приближения к кульминации.
- Например, ряд событий в книге «Гарри Поттер и философской камень» можно было бы обрисовать следующим образом:
- Гарри вместе с Хагридом ходит по магазинам в Косом переулке, чтобы приобрести волшебные принадлежности, включая волшебную палочку.
- Гарри покидает дом Дурслей и садится на поезд до Хогвартса на платформе 9¾. Потом он знакомится с тремя главными персонажами серии: Роном Уизли, Гермионой Грейнджер и своим заклятым врагом Драко Малфоем.
- Гарри получает мантию-невидимку.
- Гарри узнает о Философском камне и делится этой информацией с Роном и Гермионой.
-
5
Напишите кульминацию истории. Кульминация истории — это высшая точка, которая должна ощущаться как самый важный момент для главного героя. Это может быть серьезная неудача или вызов, с которым ему приходится иметь дело, или важное решение, которое он должен принять. Часто кульминацией является внешнее событие, которое главный герой должен пережить, чтобы добраться до падающего действия и развязки.[7]
- Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» кульминация истории наступает, когда Гарри понимает, что готовится заговор с целью украсть философский камень. Потом Гарри объединяется с Роном и Гермионой, чтобы попытаться защитить камень.
-
6
Определите падающее действие. Как правило, падающее действие является самой насыщенной частью истории, где события развиваются с огромной скоростью, чтобы достичь развязки. Читатель должен находиться в напряжении на протяжении всего падающего действия, чтобы узнать, как главный герой разберется с кульминацией истории.[8]
- Падение действия может происходить в течение нескольких глав, особенно в случае крупной кульминации. Оно может ощущаться как быстро развивающееся путешествие, которое приводит персонажей к развязке истории.
- Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» Гарри должен принять ряд жизненно важных решений, чтобы философский камень не попал в плохие руки. Этот квест разбросан на несколько глав, в которых Гарри должен преодолеть несколько препятствий, чтобы достичь своей цели.
-
7
Придумайте развязку истории. Развязку иногда называют заключением, так как она происходит в самом конце романа. Она должна дать читателю понять, добился ли главный герой успеха и получил ли желаемое, или же потерпел неудачу. Зачастую развязка также показывает, как главный герой изменился на протяжении книги. Это может быть постепенное изменение физических, моральных, психологических или всех вышеперечисленных аспектов. В конце романа главный герой должен смотреть на свой мир другими глазами (не так, как в начале).[9]
- Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» развязка происходит, когда Гарри противостоит профессору Квирреллу в последней комнате, где находится философский камень. Вскоре выясняется, что Квиррелл одержим лордом Волан-де-Мортом, и Гарри борется с Волан-де-Мортом за камень. Гарри теряет сознание во время борьбы и приходит в себя в школьной больнице, окруженный друзьями. Дамблдор говорит Гарри, что он выжил благодаря силе любви своей матери. Потом камень уничтожают, Волан-де-Морт снова пропадает, а Гарри возвращается к Дурслям на летние каникулы.
-
8
Попробуйте поменять местами части графика. На этапе написания первого черновика стоит начинать со стандартного графика сюжета, однако в последующих черновиках можно внести корректировки и попробовать поменять местами некоторые части. Например, можно сразу начать с завязки, а потом перейти к экспозиции или переместить кульминацию так, чтобы она появилась в самом конце истории, а не во второй половине. Игра с графиком поможет сделать историю более уникальной и динамичной.[10]
- Имейте в виду, что не все истории имеют счастливый конец. На самом деле многие величайшие романы заканчиваются трагически. Рассматривайте развязку как способ исследовать изменения в главном герое (даже если они невелики), вместо того, чтобы давать ему именно то, что он хотел. Порой развязка, которая заканчивается неудачей, может показаться интереснее, чем развязка, которая венчается успехом.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».
Что делает наш специалист: «Я все планирую визуально: записываю точки сюжета на стикерах, а потом расклеиваю их на стене. Потом я перемещаю их и играю с их порядком, пока все не окажется на своем месте».
Реклама
-
1
Напишите краткое содержание в одно предложение. Метод снежинки преимущественно используется для структурирования романов, но он так же полезен и для коротких рассказов. Этот метод позволяет поэтапно проработать сюжет истории и структурировать необходимые сцены в электронной таблице. Для этого придумайте краткое содержание истории длиной в одно предложение. Оно должно представить читателю вашу историю и подчеркнуть общий смысл.[11]
- Описание должно быть коротким и простым, без пространных описаний и непонятных терминов. Попробуйте уложиться в 15 слов или меньше и сосредоточьтесь на том, чтобы связать основную тему с действиями персонажа.
- Например: «Кажущийся идеальным брак рушится, когда жена исчезает».
-
2
Напишите краткое содержание длиной в один абзац. После того как вы придумаете краткое содержание в одно предложение, расширьте его до полного абзаца, который описывает обстановку, основные события, кульминацию и окончание истории. Можно использовать структуру «три бедствия плюс окончание», где в истории происходят три плохие вещи, которые приводят к кульминации. Смысл заключается в том, что положение главного героя ухудшается, пока он не достигнет кульминации, а потом окончания или развязки.[12]
- Абзац должен состоять из пяти предложений. Одно предложение будет описывать обстановку. По одному предложению будет отведено каждому из трех бедствий. И одно, заключительное предложение, будет описывать концовку.
- Например: «Ник и Эми имеют, казалось бы, идеальный брак и со стороны выглядят счастливым. Но однажды ночью Эми исчезает при загадочных обстоятельствах, что вызывает подозрения о совершении преступления. Вскоре Ника обвиняют в ее убийстве, и он должен защищать себя в суде. Ник узнает, что Эми инсценировала собственное убийство и все еще жива, но она полна решимости засадить его за решетку. Ник противостоит Эми, и они ссорятся, но в итоге Эми шантажирует Ника, чтобы он остался в браке».
-
3
Напишите краткую характеристику персонажей. Как только вы разберетесь с кратким содержанием, сосредоточьтесь на том, чтобы оживить персонажей. Придумайте сюжетную линию для каждого главного героя, отмечая важные характеристики (имя, мотивация, цель, конфликт и финальное прозрение). Сюжетная линия каждого персонажа должна быть длиной примерно в один абзац.[13]
- Краткая характеристика персонажа необязательно должна быть идеальной или отшлифованной. Скорее всего, вы вернетесь назад и подправите ее позже или отклонитесь от нее, когда начнете прописывать сцены романа. Однако это как минимум поможет вам лучше понять своих героев и то, как они вписываются в историю.
- Например: «Ник — тридцатипятилетний репортер, которого уволили с работы после десятилетней карьеры в этой сфере. Он женат на Эми уже десять лет и считает ее своим счастливом билетом в жизни, идеальной супругой и партнером. Ему тяжело дается отсутствие работы, особенно потому, что Эми происходит из богатой семьи и недавно унаследовала большую сумму денег. Он считает, что ему нужно быть кормильцем в семье, и его пугает финансовая независимость Эми и ее успех в карьере. Когда Эми исчезает, он испытывает противоречивые чувства, так как к необходимости найти ее примешивается неудовлетворенность в браке. В конце концов он понимает, что Эми подставила его и пытается засадить его за решетку с помощью своего исчезновения».
-
4
Составьте таблицу сцен. После того, как вы придумаете краткие характеристики для каждого главного героя, а также напишете краткое содержание в один абзац, попробуйте расширить его сценами с помощью персонажей. Список сцен поможет вам лучше понять общий сюжет истории.
- Чтобы упорядочить сцены и упростить себе задачу, используйте программу для работы с электронными таблицами. В зависимости от длины истории, сцен может быть как 50, так и более 100. Создайте два столбца в электронной таблице: один для главного персонажа в сцене, а другой — для краткого пояснения происходящего. Потом перечислите сцены одну за другой, используя краткое содержание в качестве ориентира.
- Например: «Ник обнаруживает, что Эми пропала. Главный персонаж: Ник. Что происходит: Ник возвращается домой после ночной смены в баре и видит, что входная дверь выбита пинком. Он также находит лужу крови в коридоре и следы борьбы в гостиной (перевернутые стулья и царапины на стенах). Он обыскивает остальную часть дома, но не находит никаких следов Эми».
- Продолжайте создавать сцены в соответствии с кратким содержанием. Так у вас появится план сюжета и список сцен под него. Это облегчит последующее объединение сцен и формирование целостной истории.
Реклама
-
1
Разделите план на три акта. Чтобы создать план сюжета для текста, который вы изучаете в школе или университете, разделите этот план на три акта. С помощью такой структуры можно разбить большинство романов и книг.[14]
- Используйте документ word или лист бумаги для создания трех отдельных разделов, озаглавленных как «Акт 1», «Акт 2» и «Акт 3».
- Как правило, план сюжета занимает от одной до двух страниц, в зависимости от длины книги. Стремитесь к краткости и сосредоточьтесь на ключевых моментах.
-
2
Напишите краткое содержание начальной сцены и завязки. Начните «Акт 1» с описания вступительной сцены книги. Зачастую она знакомит с персонажами и обстановкой. Как правило, в ней присутствует и главный герой. Краткое содержание должно быть примерно на 100–150 слов. Обратите внимание на ключевые детали вступительной сцены, включая имена персонажей, любые физические характеристики или личностные качества, а также обстановку.[15]
- В план «Акта 1» также должна входить завязка, которая толкает персонажа на поиски или ставит перед ним задачу. Завязка также может привести к основному конфликту в романе.
- Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» завязка начинается, когда Аттикус соглашается защищать чернокожего человека по имени Том Робинсон, который обвиняется в изнасиловании белой женщины.
-
3
Опишите основную проблему или конфликт. Заключительная часть «Акта 1» будет посвящена основной проблеме или конфликту в романе. Это самое большое препятствие, с которым придется столкнуться главному герою. Проблема или конфликт поднимет ставки в истории и заставит главного героя принять решение или действовать определенным образом. Как правило, именно завязка приводит к основной проблеме или конфликту.[16]
- Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» основной конфликт возникает в завязке, поскольку решение Аттикуса защищать Тома Робинсона приводит к тому, что другие дети и члены сообщества проявляют жестокое отношение к Джему и Скаут.
-
4
Напишите краткое содержание главной катастрофы или кульминации. «Акт 2» обычно выстраивается до самой большой катастрофы или кульминации романа. Катастрофа или кульминация зачастую происходит примерно на ¾ пути в книге или на 75% пути в истории. Возможно, вы отметите несколько небольших инцидентов, которые происходят в развитии действия, ведущем к кульминации.[17]
- Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» развитие действия происходит, когда начинается суд над Томом Робинсоном, а потом оно разыгрывается на протяжении нескольких глав. Несмотря на то что Том Робинсон был оправдан по всем пунктам обвинения, отец белой женщины, Боб Юэлл, все еще пытается отомстить Аттикусу. Кульминация романа наступает, когда Юэлл нападает на Джема и Скаут. К счастью, Джем и Скаут спасает Бу Рэдли.
-
5
Опишите развязку или заключение. Заключительный акт романа, «Акт 3», будет содержать развязку истории. Она обозначает конец пути главного героя. Как правило, он обретает новое понимание или осознание по сравнению с началом романа.[18]
- Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» главная героиня, Скаут, осознает, что она заблуждалась в суждениях о Бу Рэдли, и начинает сопереживать Бу как человеку. Она также принимает совет своего отца, Аттикуса, демонстрировать к окружающим сопереживание и понимание, а не ненависть или предубеждение.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 9305 раз.