Любите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.
«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.
1
Собирайте идеи
Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.
Где еще брать темы для шуток
- Шутите над тем, что сами считаете смешным. Ваши шутки должны быть эмоциональными. Вы сами должны смеяться с них. Искренне и по-настоящему. Поэтому не делайте упор на коммерчески выгодные темы. Смейтесь над тем, над чем хочется.
- Шутите над собой. Самонасмешка – это, пожалуй, самый эффективный способ быстро установить связь с аудиторией. Смейтесь над собой, и вас будут воспринимать не заносчивым снобом, а своим веселым парнем. Это даст слушателям позитивную установку на все ваше выступление.
- Выбирайте распространенные и известные темы. Если ваши шутки будут слишком специфическими, вы рискуете остаться непонятым и услышать эту зловещую тишину.
- Смотрите других комиков. Это не значит, что вы будете заниматься плагиатом. Ищите интересные темы, углубляйтесь, шутите над самими стендаперами или манерой их выступления. Учиться у лучших не зазорно – помните об этом.
2
Пишите шутки
Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.
Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».
Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.
Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.
3
Создайте монолог
Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.
Вот как может выглядеть схема такого выступления:
- Сложности с общественным транспортом;
- Работа и тупой босс;
- Вечер пятницы;
- Ночь пятницы.
Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.
4
Репетиция
Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.
Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?
Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.
Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.
5
Выступление
Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.
Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.
Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.
Полезная литература по теме
- Библия Комедии — Джуди Картер: книга научит структуре стендап-шуток и даст понять, что стендап — это не дар небес, а ремесло, которое можно освоить.
- Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу — Грег Дин: эта книга проведет вас по всем этапам создания стендап-шоу – от идеи до подготовки выступления и репетиций.
- Джон Мэкс «Как быть смешным»: не совсем о стендапе, но о шутках. Как их придумывать, как рассказывать и вообще как развивать чувство юмора.
- The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not — John Vorhaus: книга о психологии стендаперства. В ней вы узнаете о психологических трюках, которые помогают мотивировать, настраивать себя на рабочий лад и заряжать других людей.
Вы хорошо понимаете шутки, но ни разу не придумывали свои собственные… Вы смотрите выступления Stand-up комиков, но никогда не выступали сами на большой сцене… А теперь задумайтесь: чем вы хуже всех тех людей, которые умело шутят и становятся профессиональными стендаперами? Что мешает вам стать по крайней мере не хуже, а может, даже и лучше известных КВН-щиков и юмористов. Предлагают вам узнать, как писать стендап шутки и шаг за шагом приближаться к стендап комедии.
Знаете, я на собственном опыте и на опыте своих учеников убедился, что развить чувство юмора и научиться писать шутки может каждый. Главное — хорошо знать основы и теорию, а также очень много практиковаться. У меня есть также для вас 10 советов, как развить чувство юмора. Жмите и читайте.
Основы стендапа или с чего начать новичкам
Stand-up comedy, стендап или стэндап — это форма юмористического выступления, которая характеризуется минималистичностью. Стендапер взаимодействует только с аудиторией, поэтому в его выступлении не должно быть ничего лишнего. Дух внутренней свободы — это одна из важных характеристик стендапа, а значит, вам нужно научиться говорить честно с аудиторий и при этом шутить над актуальными проблемами.
В жанре Stand-up не должно быть ничего наигранного. О чем я говорю? О закадровом смехе, о фразе «Мотор» и тысячах дублях, о правилах и длительности шуток, которые должны вписываться расписание: телепередача/реклама. Все это убивает настоящее взаимодействие с аудиторией. Вспомните первый состав «Камеди Клаб» и их выступления и сравните с шоу, которое есть сейчас. Искренность и свобода — это то, что нужно сейчас людям и то, что они ждут от стендап-комиков.
В Америке на живые выступления комиков приходят тысячи людей, а в каждом большом городе уже открыт комедийный клуб. Стендап постепенно вливается в страны бывшего СССР, поэтому у вас есть возможность стать первым и даже лучшем стендапером в своем городе.
Если изучить выступления знаменитых стендап-комиков, то можно прийти к следующей схеме:
- Одна тема, включающая несколько подтем.
- Выступление сопровождается движениями, шутками, даже небольшими отступлениями от тем.
- Переход между подтемами осуществляется постепенно, посредством шутки.
- Оптимальная концентрация шуток 4-6 в минуту.
Очень важно правильно выбрать тему для стендапа. Так как вы будете взаимодействовать с живой аудиторией, тема должна быть жизненной и актуальной.
Основы стендапа и темы для шуток
Я решил сделать небольшую подборку тем для стендапа:
- Бытовые ситуации.
- Религия.
- Политика.
- Отношения между мужчиной и женщиной.
- Работа.
Помните, что публика готова выслушать проблемы, ваши наблюдения и случаи из жизни. Аудитория должна узнать себя в ваших шутках и только тогда вы сможете добиться хорошего результата. А результат у юмористов измеряется смехом и реакцией аудиторией на выступление.
Как написать первую шутку для стендапа
Для начала вам необходимо узнать структуру шутки. Любая простая шутка состоит из установки и кульминации, а на языке юмористов это звучит как setup-punchline. При написании шутки для стендапа важно правильно использовать эту схему. С помощью сетапа у вас есть возможность создать одну картину в воображении аудитории, а с помощью панчлайна — разрушить первую картину или поменять смысл. Эффект неожиданности вызовет у слушателя удивление и смех.
Давайте рассмотрим эту структуру на примере шутки Джулии Суини:
Врач сказал мне, что у меня рак и мне придется удалить матку. Почему врачи вечно удаляют нужные части тела? Почему не бывает рака жира. «Джулия, у тебя рак жира и нам придется весь его удалить».
Где здесь сетап или установка? Попробуйте догадаться сами. Сетап находится вначале: « Врач сказал мне, что у меня рак и мне придется удалить матку. Почему врачи вечно удаляют нужные части тела?». Смешная часть или панчлайн: Почему не бывает рака жира. «Джулия, у тебя рак жира и нам придется весь его удалить». Вы тоже не ожидали, что ненужной частью тела Джулия посчитает жир. А может, вы бы тоже не отказались от рака жира. Неожиданный переход вызывает удивление и смех.
Эта женщина-ждун не отказалась бы от рака жира
Больше примеров вы можете найти в статье: Базовая структура шутки
Чтобы научиться писать шутки, вам не нужно пользоваться генератором панчлайном. Если вы будете учиться писать шутки постоянно, то уже в скором будущем сможете придумывать их на ходу. При этом помните, что важно не только научиться писать шутки, но и правильно их преподносить. Шутки, сказанные без эмоций, будут звучать литературно и не вызовут смех.
Секрет успешной шутки в хорошо подобранном материале
Чтобы быстро научиться шутить и писать для стендапа, я вам рекомендую:
Делайте записи. Не думайте, что у вас должна получиться идеальная запись. Пишите все, что приходит вам в голову. Чтобы потом не запутаться в хаотичных записях, отмечайте их хэштегом для облегчения поиска. Не пытайтесь записывать только то, что по-настоящему смешное. Пишите все подряд, а уже потом разберетесь, как использовать материал. Не читайте записи, как минимум 30 дней, ведь чтобы посмотреть на все свежим взглядом, должно пройти время.
Шутите над тем, что вы сами считаете смешным. Не спешите экспериментировать и придумывать какие-то особенные темы для стендап-выступлений. У вас есть любимый стендапер? Напишите сценарий на подобную тему, которая рассмешила вас самих. Знаете почему вас рассмешила какая-то тема? Потому что вы в шутке узнали себя, а раз узнали себя, значит, вам тоже есть о чем рассказать, но уже в своем стиле. Не копируйте комиков, так вы уничтожите искренность и все свое стендап-выступление.
Практикуйтесь. Предлагаю вам запомнить одно правило цифр: чем больше шутите и пытаетесь написать шутку, тем больше шансов у вас довести этот навык до автоматизма. Давайте это правило представим на примерах: чем больше раз вы стреляете в тире, тем больше шансов у вас попасть в цель; чем больше раз вы знакомитесь с девушкой, тем больше шансов у вас пойти с ней на свидание; чем больше собеседований вы пройдете, тем больше вероятность, что вас возьмут на работу.
Учитесь. Вы можете перечитать десятки книг, пересмотреть сотни выступлений стендап-комиков и так и не понять, в чем секрет успешной шутки. Я учился у лучших американских учителей и готов поделиться с вами всеми ценными знаниями. После онлайн-тренингов вы освоите эффективные техники написания шуток, сможете писать материалы для юмористов или выступать сами. Хочу помочь вам шаг за шагом приближаться к искусству стендап-комедии и развить хорошее чувство юмора.
Я знаю, что за стендапом — будущее, поэтому вам нужно уже сейчас научиться писать шутки и готовиться к своим первым выступлениям. Вы можете записаться на индивидуальные занятия и получить за несколько уроков знания, которые помогут вам начать карьеру юмориста. Не забудьте также оставить заявку на бесплатный вебинар «ДНК Юмора». Долго не думайте, иначе кто-то другой пойдет смешить мир!
Download Article
Download Article
If your family and friends have told you that you are a funny person, you may have considered trying stand-up comedy. If you’re interested, writing stand-up is definitely something you can learn to do! We’ve put together this article to provide you with answers to some of the most common questions people have about writing jokes.
-
1
Get personal. Stand-up comedy is often more funny when the jokes are about personal issues, feelings, or opinions. Think of yourself as the main character in your act and use real life, personal experiences to help you come up with topics for your jokes.[1]
- Think about things you love, things you dislike, and things that annoy you.
- For example, if you have a love of Renaissance festivals, think about whether you always wear a costume that gets you funny looks in public or if there are certain «types» of people who attend the festivals that you could describe in a funny way.
- If you dislike subway rides, describe how annoying the subway is – people sitting too close, a couple making out in the corner, the one guy who always has his music playing without headphones.
-
2
Build on a story. If you’ve already got a funny story you like to tell, use it for the base of your jokes. Build on it by telling jokes or other stories that are related.[2]
- For example, if you have a really funny story about going to a theme park, use that as your base story. Then write other jokes related to theme parks – they could be about the food, waiting in line, or dealing with kids.
Advertisement
-
3
Use the news as inspiration. Look for news stories that strike you as particularly ridiculous or funny or outrageous. Then make it personal using the following formula: «X happened in the news. If I did that/if that happened to me…» and fill in the rest.[3]
- Not everything that comes out of this exercise will be funny, but you’ll occasionally get some good stuff!
- For example, if you see a news story about politicians behaving badly, you could use that. You could start the joke by saying something like: «Senator Smith just spent $100,000 on a private plane for his wife. If I spent $100,000 on a private plane I’d have a plane but no wife.»
Advertisement
-
1
Record your thoughts on the go. Carry a small notebook with you (or download a notes app to your smartphone) and take note of what you find funny. You might want to write down something someone says, or something that happens to you or someone else. It can be great material for a joke.[4]
- For example, if you see someone pushing a grocery cart into a store and almost trip and it makes you laugh, pull out your notebook and write down everything about the scene that made it funny, such as how the person looked and how they reacted to almost tripping.
- You can also record yourself saying jokes into your smartphone’s voice recorder.
- Review everything you record at least once a week to retrieve your ideas.
-
2
Write down everything you can think of about a certain topic. Don’t try to force yourself to be funny, just write down whatever comes to mind. Set a timer for 5 or 10 minutes and write until the timer goes off.[5]
- For example, choose the topic of travelling and write down as many funny thoughts, feelings, and stories you have about trips you’ve been on or travelling in general.
-
3
Draft a few jokes based on your brainstorming. In your free-writing, you might have written down funny words, weird stories you forgot about, or even questions. All of these things can be the good foundation for jokes. Pick 1 or 2 things you like best and write out a joke based on them – your first draft should be about 250 words.[6]
- For example, if you wrote down a bunch of funny thoughts about travelling, pick 1-2 of the funniest ideas and expand them into full length jokes with a beginning, a middle, and an end. Make sure the jokes have obvious punchlines to get people laughing.
- You might start a joke by saying something like: “So I was on a plane to Mexico last week, and the lady next to me fell asleep and started to…”
Advertisement
-
1
Revise jokes to make them short enough to fit together in a routine. Once you’ve got some individual jokes drafted, cut them from 250 words to 100, then to 50, then to 25. This forces you to get to the nugget of what’s funny in your jokes. It also helps you get rid of unnecessary context or buildup, which can distract your audience.[7]
- Comedian Jerry Seinfeld recommends compressing shorter jokes together because it helps the laughter build up. When people don’t have time to stop laughing between jokes, the laughter in the room just keeps getting bigger and bigger.
-
2
Come up with more similarly-themed jokes to fill in your routine script. Think about the topics your current jokes are about and then think of more funny emotions and images related to those topics. Write additional jokes around these ideas to fill in your comedy routine script.[8]
- For example, if you already have a couple of jokes about waiting in the lobby of the dentist’s office, try to imagine what it looks like there and how it makes you feel to come up with a few more jokes that fit into your set.
- You could say something like: “By the way, what’s with every dentist’s office having a fish tank? How did that get started? Fish don’t even have teeth!”
-
3
Assemble your jokes into a logical sequence. Put similar jokes one after the other. Create connections between different jokes to string them together in a way that makes sense.[9]
- For example if you have 4-5 jokes about portable toilets, say those one after another, then lead into your story about a weird experience you had in an airport bathroom by saying something like: “Speaking of toilets, this one time I was in an airport bathroom and…” From there, you can move onto some more airport jokes or jokes about other public places.
Advertisement
-
1
Tell 2-4 jokes in the first minute. Start with your second-best joke and from there continue to tell a few more of your shorter jokes. Unless you’re a really well-known comic, the audience is going to be waiting to be impressed by you. To grab their attention and impress them right away, start your second-best joke. It’s quick and easy and will make your audience laugh right away.[10]
- The more laughs you can get at the beginning of your set, the better your set can turn out. It’s also a chance to establish your tone – are your jokes sarcastic, or self-deprecating? Do you deliver in a monotone or with a lot of energy? Let your audience get to know you as soon as possible.
-
2
Try to keep your jokes under 45 seconds for the next 3 minutes. This keeps your audience engaged. If you have a great joke that’s over 45 seconds long, make sure it’s written to have a couple of punchlines along the way. That keeps your audience laughing and sets them up for the big punchline at the end.[11]
- The most important thing for the middle part of your set is that it flows. This is where having jokes in a logical order with good transitions between them is really helpful.
-
3
End with your best joke in the last minute. You used your second best joke to open your set to get the audience laughing quickly, so now end your set with your best joke. You want to leave the audience laughing, and ending with your best joke will make your set more memorable.[12]
- When you’re actually delivering your set in real life, don’t forget to repeat your name and thank the audience before you walk off stage.
- You can also end by bringing back a punchline from earlier. For example, if you had a joke at the beginning of your set about spending Christmas with your mother-in-law, you can say something like: “And that’s why I’ll never go to my mother-in-law’s for Christmas again!”
Advertisement
-
1
Practice jokes in front of small audiences. This is a great way for amateur comedians to get a feel for what works and what doesn’t work. Gather a few friends or family members together or go to a small open mic night and deliver a set to your audience. Watch carefully how people react to each joke.[13]
- A good thing about practicing in front of people you know before you move onto comedy events is that you can ask them for feedback, too.
-
2
Move on from jokes that don’t work. If you tell a joke that bombs – no one laughs and the audience is just staring at you (or worse yet, they boo) – shake it off and move on. If you get too caught up in one joke failing, the rest of your jokes might also fail because you’re delivering them with the same energy or personality. Every comic bombs from time to time – it’s okay![14]
- As you perform your comedy more, you start to learn when a joke isn’t going to work in real time by watching your audience’s reactions. Then, you can cut the joke short or modify it to try and get a laugh. This is called “editing on the fly.”
-
3
Work on shaping your comedic persona. Creating a unique comedic persona, or style, for yourself makes it easier to write jokes. Try to determine what your style is and focus your joke writing on writing from this point of view.[15]
- For instance, maybe you’re a shy, self-deprecating type of guy, or perhaps you’re a self-confident girl who doesn’t take you-know-what from anyone.
- If you decide your persona is going to be making fun of yourself, you can start jokes with things like: “So the other day I confirmed what I’ve known for a while now – I’m really bad at sports.”
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 81,763 times.
Did this article help you?
Get all the best how-tos!
Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter
Subscribe
You’re all set!
Download Article
Download Article
If your family and friends have told you that you are a funny person, you may have considered trying stand-up comedy. If you’re interested, writing stand-up is definitely something you can learn to do! We’ve put together this article to provide you with answers to some of the most common questions people have about writing jokes.
-
1
Get personal. Stand-up comedy is often more funny when the jokes are about personal issues, feelings, or opinions. Think of yourself as the main character in your act and use real life, personal experiences to help you come up with topics for your jokes.[1]
- Think about things you love, things you dislike, and things that annoy you.
- For example, if you have a love of Renaissance festivals, think about whether you always wear a costume that gets you funny looks in public or if there are certain «types» of people who attend the festivals that you could describe in a funny way.
- If you dislike subway rides, describe how annoying the subway is – people sitting too close, a couple making out in the corner, the one guy who always has his music playing without headphones.
-
2
Build on a story. If you’ve already got a funny story you like to tell, use it for the base of your jokes. Build on it by telling jokes or other stories that are related.[2]
- For example, if you have a really funny story about going to a theme park, use that as your base story. Then write other jokes related to theme parks – they could be about the food, waiting in line, or dealing with kids.
Advertisement
-
3
Use the news as inspiration. Look for news stories that strike you as particularly ridiculous or funny or outrageous. Then make it personal using the following formula: «X happened in the news. If I did that/if that happened to me…» and fill in the rest.[3]
- Not everything that comes out of this exercise will be funny, but you’ll occasionally get some good stuff!
- For example, if you see a news story about politicians behaving badly, you could use that. You could start the joke by saying something like: «Senator Smith just spent $100,000 on a private plane for his wife. If I spent $100,000 on a private plane I’d have a plane but no wife.»
Advertisement
-
1
Record your thoughts on the go. Carry a small notebook with you (or download a notes app to your smartphone) and take note of what you find funny. You might want to write down something someone says, or something that happens to you or someone else. It can be great material for a joke.[4]
- For example, if you see someone pushing a grocery cart into a store and almost trip and it makes you laugh, pull out your notebook and write down everything about the scene that made it funny, such as how the person looked and how they reacted to almost tripping.
- You can also record yourself saying jokes into your smartphone’s voice recorder.
- Review everything you record at least once a week to retrieve your ideas.
-
2
Write down everything you can think of about a certain topic. Don’t try to force yourself to be funny, just write down whatever comes to mind. Set a timer for 5 or 10 minutes and write until the timer goes off.[5]
- For example, choose the topic of travelling and write down as many funny thoughts, feelings, and stories you have about trips you’ve been on or travelling in general.
-
3
Draft a few jokes based on your brainstorming. In your free-writing, you might have written down funny words, weird stories you forgot about, or even questions. All of these things can be the good foundation for jokes. Pick 1 or 2 things you like best and write out a joke based on them – your first draft should be about 250 words.[6]
- For example, if you wrote down a bunch of funny thoughts about travelling, pick 1-2 of the funniest ideas and expand them into full length jokes with a beginning, a middle, and an end. Make sure the jokes have obvious punchlines to get people laughing.
- You might start a joke by saying something like: “So I was on a plane to Mexico last week, and the lady next to me fell asleep and started to…”
Advertisement
-
1
Revise jokes to make them short enough to fit together in a routine. Once you’ve got some individual jokes drafted, cut them from 250 words to 100, then to 50, then to 25. This forces you to get to the nugget of what’s funny in your jokes. It also helps you get rid of unnecessary context or buildup, which can distract your audience.[7]
- Comedian Jerry Seinfeld recommends compressing shorter jokes together because it helps the laughter build up. When people don’t have time to stop laughing between jokes, the laughter in the room just keeps getting bigger and bigger.
-
2
Come up with more similarly-themed jokes to fill in your routine script. Think about the topics your current jokes are about and then think of more funny emotions and images related to those topics. Write additional jokes around these ideas to fill in your comedy routine script.[8]
- For example, if you already have a couple of jokes about waiting in the lobby of the dentist’s office, try to imagine what it looks like there and how it makes you feel to come up with a few more jokes that fit into your set.
- You could say something like: “By the way, what’s with every dentist’s office having a fish tank? How did that get started? Fish don’t even have teeth!”
-
3
Assemble your jokes into a logical sequence. Put similar jokes one after the other. Create connections between different jokes to string them together in a way that makes sense.[9]
- For example if you have 4-5 jokes about portable toilets, say those one after another, then lead into your story about a weird experience you had in an airport bathroom by saying something like: “Speaking of toilets, this one time I was in an airport bathroom and…” From there, you can move onto some more airport jokes or jokes about other public places.
Advertisement
-
1
Tell 2-4 jokes in the first minute. Start with your second-best joke and from there continue to tell a few more of your shorter jokes. Unless you’re a really well-known comic, the audience is going to be waiting to be impressed by you. To grab their attention and impress them right away, start your second-best joke. It’s quick and easy and will make your audience laugh right away.[10]
- The more laughs you can get at the beginning of your set, the better your set can turn out. It’s also a chance to establish your tone – are your jokes sarcastic, or self-deprecating? Do you deliver in a monotone or with a lot of energy? Let your audience get to know you as soon as possible.
-
2
Try to keep your jokes under 45 seconds for the next 3 minutes. This keeps your audience engaged. If you have a great joke that’s over 45 seconds long, make sure it’s written to have a couple of punchlines along the way. That keeps your audience laughing and sets them up for the big punchline at the end.[11]
- The most important thing for the middle part of your set is that it flows. This is where having jokes in a logical order with good transitions between them is really helpful.
-
3
End with your best joke in the last minute. You used your second best joke to open your set to get the audience laughing quickly, so now end your set with your best joke. You want to leave the audience laughing, and ending with your best joke will make your set more memorable.[12]
- When you’re actually delivering your set in real life, don’t forget to repeat your name and thank the audience before you walk off stage.
- You can also end by bringing back a punchline from earlier. For example, if you had a joke at the beginning of your set about spending Christmas with your mother-in-law, you can say something like: “And that’s why I’ll never go to my mother-in-law’s for Christmas again!”
Advertisement
-
1
Practice jokes in front of small audiences. This is a great way for amateur comedians to get a feel for what works and what doesn’t work. Gather a few friends or family members together or go to a small open mic night and deliver a set to your audience. Watch carefully how people react to each joke.[13]
- A good thing about practicing in front of people you know before you move onto comedy events is that you can ask them for feedback, too.
-
2
Move on from jokes that don’t work. If you tell a joke that bombs – no one laughs and the audience is just staring at you (or worse yet, they boo) – shake it off and move on. If you get too caught up in one joke failing, the rest of your jokes might also fail because you’re delivering them with the same energy or personality. Every comic bombs from time to time – it’s okay![14]
- As you perform your comedy more, you start to learn when a joke isn’t going to work in real time by watching your audience’s reactions. Then, you can cut the joke short or modify it to try and get a laugh. This is called “editing on the fly.”
-
3
Work on shaping your comedic persona. Creating a unique comedic persona, or style, for yourself makes it easier to write jokes. Try to determine what your style is and focus your joke writing on writing from this point of view.[15]
- For instance, maybe you’re a shy, self-deprecating type of guy, or perhaps you’re a self-confident girl who doesn’t take you-know-what from anyone.
- If you decide your persona is going to be making fun of yourself, you can start jokes with things like: “So the other day I confirmed what I’ve known for a while now – I’m really bad at sports.”
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 81,763 times.
Did this article help you?
Get all the best how-tos!
Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter
Subscribe
You’re all set!
Простая и понятная схема от Грега Дина, автора книги «Шаг за шагом к стендап-комедии».
В прошлом материале на эту тему мы говорили о том, помогут ли книги о стендапе начать писать шутки и стать комиком. В конце мы обещали рассказать подробнее о способах написания шуток. В итоге остановились на методике, описанной в книге «Шаг за шагом к стендап-комедии» Грега Дина. Постарались описать ее максимально кратко и удобно.
Схема настолько проста, что поможет вам понять, как работает шутка и придумать ее самостоятельно.
1. Структура шутки
- Сетап (установка) — первая, несмешная часть шутки.
- Панчлайн (добивка) — часть, которая вызывает смех.
- Соединитель (связующее звено) — то, что соединяет обе части вместе.
2. Сетап
Сетап рассказывает первую историю, создает контекст. Начало шутки может быть любым. Мы взяли пример из книги Грега Дина:
Этим утром я встал и пробежал 5 миль
В этой истории нет ничего особенного или смешного. Нужна вторая часть. Но как ее придумать?
Между тем, что мы слышим, и как понимаем сказанное, обычно есть разница. Человек начинает историю: «Этим утром я встал и пробежал 5 миль».
А вот как мы интерпретируем сказанное:
Человек встал пораньше, провел беговую тренировку на улице, пробежав 5 миль. Наверное, он дисциплинированный и целеустремленный
В сетапе намного меньше информации, но воображение хочет дорисовать подробную картинку — так устроен наш мозг. Конкретные догадки индивидуальны, но что-то будет настолько логичным или стереотипным, что об этом подумает большинство.
Задача автора:
- Предугадать, как, скорее всего, домыслят его сетап.
- Найти ключевое предположение (то, о чем подумают все).
3. Связующее звено
Связующее звено помогает сделать предположение.
Можно задать себе вопрос: почему, читая сетап, я предположил именно это?
- Ключевое предположение — человек бежит, потому что тренируется.
- Связующее звено — причина, по которой человек бежит.
Предположение может быть не одно, но автору нужно найти ключевое.
4. Панчлайн
Теперь нужен панчлайн — вторая история, которая вызовет смех. За счет чего? Ключевое предположение (причина бега) окажется неверным. Зритель испытает удивление из-за разрушения ожиданий.
Какими еще могут быть причины для бега?
- Опаздывал куда-то.
- Бежал за кем-то или чем-то.
- Убегал от чего-то страшного.
- Ловил преступника.
Снова возьмем пример из книги. Грег Дин в числе возможных продолжений истории предлагает следующую:
Аккумулятор в моей машине сел, и когда я пытался завести ее с толкача, она покатилась с горы, а я бежал за ней
В этот момент зритель/читатель понимает, что его изначальное предположение было неверным. Сама история уже становится достаточно забавной, потому что герой поступил глупо и с ним произошла неприятность.
Можно оставить историю такой, но можно превратить вторую часть в настоящий панчлайн. Здесь есть, что улучшить.
5. Оптимизация шутки
На примере сетапа мы знаем, что мозг дорисовывает картинку, если оставить пространство для воображения.
Чем короче и изящней формулировка, тем ярче реакция человека, который понимает, что его обманули.
Чтобы улучшить шутку, нужно:
- Сократить панчлайн до минимума.
- Добиться лучшей формулировки.
- Постараться передвинуть кульминацию в самый конец.
Вот что получилось у Грега Дина в книге:
Никогда не заводите машину с толкача, если вы один на склоне
Удалось опустить детали о том, что аккумулятор сел и пришлось бежать за машиной. Все это дорисует мозг зрителя/читателя. Если после панчлайна зрителю снова понадобится секунда-другая на осмысление и выстраивание предположения — эффект будет сильнее.
Итоговая шутка:
Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Никогда не заводите свою машину с толкача, если вы один на склоне
Да, это не самая смешная шутка, но она приведена для примера.
Итоговая схема:
Еще примеры
Для наглядности приведем еще несколько примеров шуток из книги.
У сетапа с бегуном была еще одна добивка (но первая нам нравится больше):
Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Вы поступили бы так же, если бы повернулись с утра и увидели, какого монстра я подцепил прошлой ночью в баре
Вот пример другой шутки:
Моя жена сбежала с моим лучшим другом…
Как же я скучаю по нему
Еще один пример:
Мой дедушка умер тихо-смирно, во сне. Но дети в автобусе, который он вел, кричали
А вы сможете написать шутку по этой схеме?
В течение последних десяти лет стендап обрел обширную популярность в России — запущены многочисленные проекты, в которых выступают как профессиональные комики, так и новички. Порой попасть на стендап можно, зайдя в ближайший бар: там в атмосфере угрюмой неловкости будут проверять свои шутки будущие звезды сцены. А часто стендап даже ближе, чем вы думаете: на рабочем совещании, на первом свидании, везде, где нужно рассказать о себе и неплохо бы сделать это смешно. Мы пообщались с преподавателями Школы стендапа ЦИМермана и участниками «StandUp ЦИМермана» Амбарцумом Симонянцем и Виталием Щанниковым и узнали, как написать смешной материал для стендапа.
Амбарцум Симонянц
Актер, стендап-комик, участник «StandUp ЦИМермана», преподаватель Школы стендапа ЦИМермана
Виталий Щанников
Актер, стендап-комик, участник «StandUp ЦИМермана», преподаватель Школы стендапа ЦИМермана
С чего начинается стендап
Стендап — это вид комедии, в котором комик общается напрямую с залом, рассказывая шутки или истории. Стендап не обязательно подразумевает линейный сторителлинг, когда комик рассказывает одну большую смешную историю, это может быть несколько забавных эпизодов и шуток. Но в основе всего — каждой истории и каждой шутки — лежит парадокс. Именно от него зависит, будет ли слышен смех в конце тоннеля.
Парадокс в комедии — это ситуация нестыковки, когда ожидание и реальность не совпадают или когда сосуществуют две абсолютно несовместимые вещи. Именно несовпадение вызывает реакцию смеха. По этому же принципу строятся мемы, когда авторы подсвечивают парадоксы и тем самым вызывают у зрителя реакцию «До чего же жизненно!». Например: «Бабушка в детстве говорила, что детям нужны домашние животные, но когда мы с братом завели вшей, она в тот же день залила их уксусом».
Как и где искать парадокс?
«Первое, что нужно знать, — это что парадоксы окружают нас всегда и везде. Наша жизнь — это один большой парадокс, особенно жизнь в России. Она часто вызывает много вопросов, которые не поддаются логическому объяснению. Главное — научиться подмечать такие моменты и фиксировать их, например, в заметки телефона, а затем подсвечивать их в комедийном ключе», — отвечает Амбарцум Симонянц.
Важной составляющей стендапа также являются истории. Особенно ценятся истории провалов, серьезных или дурацких, но таких, с которыми может столкнуться любой человек. Это может быть история о том, как к стирающемуся белому белью случайно попал красный носок или как вы перепутали чаты и мем про ужасного босса ушел в диалог с начальством.
«Все самое глупое, что происходит с вами, становится отличным поводом для шуток. Этот закон по-другому звучит как „Публика любит неудачников“. В тот момент, когда комик начинает рассказывать о своих провалах, он становится ближе к зрителю, это уже не коуч на TED Talks, а скорее друг, с которым вы рассказываете друг другу смешные истории.
Например, одна учащаяся нашей школы стендапа рассказывала о том, что она работает кладовщиком на предприятии и 15 лет живет с бывшим мужем, потому что она хороший кладовщик и знает, что на производстве все может пригодиться», — объясняет Виталий Щанников.
В стендап-комедии распространено множество техник и приемов, которые позволяют конструировать емкие и хлесткие шутки, подсвечивать парадоксы и делать их еще смешнее. Вот несколько приемов, которые можно использовать:
Трехходовка
Этот прием позволяет углубить и подчеркнуть парадокс, лежащий в основе шутки. В шутке с использованием трехходовки, как правило, происходит перечисление трех объектов, которые можно в контексте поместить в одну группу, но третий объект очень сильно выбивается, и именно из-за этого зритель смеется. Например: «Мы сразу поняли, что это любовь: у нас совпали ценности, планы на будущее и детские травмы».
Десятый ответ на вопрос
Вы наверняка слышали шутки в формате «вопрос — ответ». Например: «Когда стоит заводить своих детей? — Когда от вас перестают сбегать чужие». Это довольно кропотливый формат, но он часто стоит потраченных усилий. Для отработки такой шутки запишите вопрос — первую часть шутки — и затем дайте к нему 10 ответов в комедийном ключе.
Сравнение
В этом приеме смешной эффект достигается за счет сравнения двух вещей, между которыми на первый взгляд мало общего. Сравнение становится связующей ниточкой, а иногда и самим парадоксом. Например: «У меня настолько высокий рост, что даже мама не помнит, как выглядит мое лицо».
Приемов гораздо больше, опытные комики часто сочетают их между собой, но иногда только правильно сконструированных шуток недостаточно.
Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.
Как сделать так, чтобы люди смеялись?
Порой бывает, что шутки кажутся смешными ровно до тех пор, пока они не озвучены. С этим сталкиваются как новички, так и профессионалы, и от молчания слушателей не застрахован никто. И в этот момент начинается период, когда свободное творчество сменяется кропотливой, ювелирной работой по корректировке шуток, использованию новых приемов и слов, потому что если шутка не будет улучшена, то она просто не будет никому нужна.
«У стендапа в целом довольно гибкие правила, и непреложных законов там мало. Мы советуем своим ученикам строить повествование по принципу от частного к общему, чтобы они начинали шутить о чем-то близком и знакомом им, постепенно цепляя темы, актуальные для всех.
В целом работа комика заключается в том, чтобы находить компромисс между тем, что смешно только ему, и тем, что считает смешным аудитория. Если человек не захочет искать этот компромисс, то он может стать так называемым альтернативным комиком — это когда над его шутками смеется пара друзей, ну и мама гордится. В целом комик все равно должен находиться в поиске баланса, но найти его без практики невозможно. А практика — это периодические выступления на различных площадках и на открытых микрофонах. К сожалению, другого способа узнать, что будет смешно, кроме как выступить перед публикой, не существует», — объясняет Амбарцум Симонянц.
Регулярные выступления позволяют не только отшлифовать материал до идеального состояния. Они также тренируют навык публичных выступлений и общения с аудиторией, который впоследствии может пригодиться и на других публичных выступлениях, например на деловых презентациях, бизнес-конференциях или встрече с друзьями.
Stand Up. Мурманск
7 шагов к первому выступлению в Stand Up
Для тех, кто пробует себя в жанре стендап впервые.
С помощью рекомендаций этой статьи вы сможете легко написать свой первый текст и выйти с ним на сцену. Примеры, которые вы найдете дальше — «учебные шутки», — ориентиры, следуя которым вы сможете сделать свои первые шаги в стендапе.
В дальнейшем, когда вы начнёте ориентироваться в своих шутках, что-то понимать и чувствовать как юмор работает или не работает, вы сможете, по своему желанию, отходить от шаблонов и делать свою комедию. А пока никак не получается, попробуйте так. Можете и по-своему, главное попробуйте.
1. Набросайте список тем, на которые вы бы хотели порассуждать
В стендапе принято строить выступление вокруг того, что непосредственно касается вас или того, с чем вы сталкиваетесь регулярно.
Вы можете рассказать о том, что произошло с вами вчера или в детстве. Вы можете вспомнить реальную историю, приукрасить ее или выдумать полностью новую. Вы можете рассказать о каком-то событии или явлении, которое непосредственно вас и не касается, но у вас есть мнение и на этот счет.
Моя работа в такси
Отношения с девушками
Мой отец
Кинотеатры
Домашние животные
… (список ваших тем и событий)
2. Напишите к каждой теме одно или несколько предложений
На каждую тему придумайте одно или несколько предложений (ваших умозаключений), которые будут являться вводными в ваше рассуждение. Либо опишите в 1-2 предложениях случай, который произошел с вами на эту тему, а потом сделайте умозаключение.
Важно, чтобы было понятно ваше отношение к тому, что вы говорите.
Я работаю таксистом и меня раздражают люди, которые садятся в машину с пятитысячной купюрой.
Я не понимаю парней, которые покупают всегда розы и всегда три штуки.
Мне никогда не было страшно, когда отец говорил мне «неси ремень».
Подозрительно, но контроллеры на входе в кинозал, независимо от фильма, всегда желают вам приятного просмотра.
У меня дома живет 3 бульдога и мне непросто с ними управляться.
… (список ваших умозаключений).
Выполнив задания из первых двух пунктов, вы существенно упростите себе задачу. Вы теперь гораздо ближе к попытке пошутить, чем на начальном этапе, где у вас был пустой лист.
Важно: потратьте на это 30-60 минут, прежде чем сказать, что у вас не вышло; не давайте оценок и не думайте как вы будете смотреться с этой шуткой на сцене.
Дайте своему мозгу придумать что-то комичное. Найдите нестандартное описание этой ситуации, придумайте забавное продолжение истории или перенесите описываемое событие в другое место или время. Просто напишите что-то в продолжение выбранной темы. Продолжайте описывать свое истинное или вымышленное отношение к тому, о чем говорите.
Не бойтесь, что не получится. Скорее всего сразу и не получится! Но из 10 попыток 1-2 скорее всего будут смешными или хотя бы забавными. Если так — начало положено.
В качестве эксперимента, мы раздали варианты из пункта 2 нашим комикам и предложили им «добить» их на свой вкус. В итоге в первый вариант было «набросано» больше всего интересных идей и шуток, поэтому этот блок, в качестве примера, и будем дальше рассматривать.
Я работаю таксистом и меня раздражают люди, которые садятся в машину с пятитысячной купюрой.
Хвастаются что у них есть 5 тысяч, а сами говорят, что 190 через весь город — дорого. Лучше бы пятитысячная купюра садилась в машину одна.
Надо сказать, меня раздражают все люди, которые садятся ко мне в машину. Просто зачем они садятся в машину и гордо так говорят: «А у меня 5 тысяч»? Я же не отвечаю им: «А у меня Митсубиси». Хотя у меня конечно Рено, ну так ведь и у них может оказаться билет банка приколов.
4. Продолжайте в том же духе
Повторите процесс обдумывания и создания шутки позже.
Важно понимать, что, даже при грубой оценке, 5-10% того, что вы напишете, будет реально смешно. Иначе говоря, если вы напишете 30 минут текста, там наверняка будет 3 «разрывных» минуты, поэтому сосредоточьтесь на создании большего количества материала, чем нужно для выступления.
В процессе работы вы заметите, что выстаивая предложения вокруг выбранной темы, вы начнете писать несколько шуток в одну и ту же тему, начнете находить в ней ответвления в стороны, создавать новые умозаключения и «добивать» их. Именно это сделал один из наших комиков и получилось следующее.
Я работаю таксистом и меня раздражают люди, которые садятся в машину с пятитысячной купюрой.
… Хотя у меня конечно Рено, ну так ведь и у них может оказаться билет банка приколов. Ну на самом деле эта машина не моя, я беру ее в аренду. Я вообще не так много зарабатываю, у меня даже нет навигатора. Я его имитирую. Я просто отворачиваюсь от пассажира, меняю голос на женский и говорю: «Через 300 метров поверните направо».
В ваших первоначальных текстах, скорее всего, будет очень много «воды», а именно слов, которые будут его захламлять.
Убедитесь, что в вашем тексте отсутствуют лишние персонажи и обстоятельства, которые никак не влияют на шутку. Задайтесь вопросом «А что здесь лишнее?», постарайтесь максимально избавиться от всего ненужного.
Я работаю таксистом, в основном по вечерам. Раньше я ходил в море, а сейчас работы нет, а жена и двое детей. Поэтому пошел в такси. И меня раздражают люди, которые садятся в машину с пятитысячной купюрой.
Хвастаются что у них есть 5 тысяч, а сами говорят, что 190 через весь город — дорого. А что я тогда заработаю? Даже бизнес-ланч не купишь. Лучше бы пятитысячная купюра садилась в машину одна…
Соберите получившиеся несколько блоков в одно выступление на 3 минуты. На начальном этапе вам лучше научиться писать коротко и смешно, чем размусоливать две шутки на 10 минут.
И еще совет, не пытайтесь сильно связывать блоки переходами, иногда достаточно одного предложения, иногда можно вообще никак не связывать.
И не пишите в конце умных мыслей, морали выступления и прочего. Поблагодарите зрителя, этого достаточно.
Я работаю таксистом и меня раздражают люди, которые садятся в машину с пятитысячной купюрой Ну на самом деле эта машина не моя, я беру ее в аренду. Я вообще не так много зарабатываю, у меня даже нет навигатора. Я его имитирую. Я просто отворачиваюсь, меняю голос на женский и говорю: «Через 300 метров поверните направо».
Я много работаю, но и дома отдыхать не получается. У меня дома живет 3 бульдога и мне непросто с ними управляться. Французский постоянно слюнявит одежду, английский очень громко храпит, а жена орет и просит их троих накормить. Но если честно, крики на меня не действуют. Мне никогда не было страшно, когда отец кричал мне «неси ремень»…
Самое важное, ради чего все это и затевалось — выступление! Только выйдя на сцену и рассказав написанное, вы сможете понять, что же получилось смешно, что нужно доработать, а что можно выкинуть навсегда.
Основная ошибка начинающих комиков (и даже некоторых «опытных») — в день выступления сказать: «Пожалуй, я пока не готов, я подготовлюсь еще».
Какой бы текст у вас не получился, вы пришли, чтобы попробовать. И нет другого способа проверить, смешные ваши шутки или нет. Так что пробуйте. У вас получится!
Не забудьте записаться на выступление заранее
Создание материала для выступления в жанре Stand Up — процесс довольно индивидуальный. Нельзя придумать единый механизм, подходящий каждому.
Но для старта, для того, чтобы «дойти до сцены» и иметь «что рассказать» — описанная выше схема вполне себе рабочая.
Не ждите подходящего момента.
Просто начинайте подготовку прямо сейчас.
И вперед, на сцену!
Дмитрий Амелькин