Как написать текст для вебинара

сценарий

Презентация подготовлена? Отлично! Аудиовизуальный материал подобран? Тоже хорошо. Качественное оборудование и платформа для вебинаров есть. Но чего-то не хватает… да, это сценарий.

Необходимо зацепить зрителя приветственной речью, не дать ему заскучать в середине вебинара и грамотно завершить онлайн-встречу. Нет, танцы с бубном здесь не помогут. Пригодится грамотный сценарий вебинара, без которого не обходится ни одна успешная онлайн-встреча.

Содержание

  • Сценарий для вебинара
    • Сценарий вебинара
      • Что из себя представляет сценарий онлайн-мероприятия?
    • Вступление
      • Сообщение для тех, у кого не возникло сложностей:
      • Примечания к вступлению
    • Основная часть: презентации, выступления
    • Вопросы и ответы включайте в сценарий вебинара
      • Если ведущий не знает ответа на вопрос:
      • Примечания к основной части
      • Окончание онлайн-мероприятия
      • Примечания к заключительной части
    • Общие советы
      • А что с вопросами в чате?
    • Можно ли ограничиться лишь набросками сценария?

Сценарий для вебинара

Мы предлагаем для примера шаблон, который можно адаптировать как для модератора и одного спикера, так и для группы выступающих.

Но что, если нет не только сценария вебинара, но и даже самой идеи или темы онлайн-мероприятия? Советуем ознакомиться с материалом:

Там подробно описываются принципы подбора хорошей темы для вебинара, шаги, необходимые для ее раскрытия, и многое другое.

К слову, мы советуем проводить любые онлайн-мероприятия с помощником. Особенно в начале знакомства с вебинарами. Договоритесь, кто займется непосредственно выступлением, а кто будет вести переписку с участниками, включит презентацию или видео в определенный момент.

Как найти тему для онлайн-курса и наконец-то начать работу над ним? Личный опыт и дельные советы.

Вернемся к сценарию вебинара.

Сценарий вебинара

Что из себя представляет сценарий онлайн-мероприятия?

Это заранее подготовленный план, который включает в себя приветственные слова, выступления всех спикеров, завершающую речь. Проще говоря, это все то, что будет происходить в самом вебинаре.

Сценарий необходимо четко структурировать, разделив его на части:

  • вступление;
  • основные тезисы, ключевые выступления;
  • заключительную часть.

Продумайте возможность возникновения внештатных ситуаций (споров, неполадок в оборудовании и прочего). А также распишите себе примерный план действий при этих форс-мажорах.

Итак, приблизительный план готов. Заходим в вебинарную комнату MyOwnConference (или на другую удобную вам платформу, но куда удобнее нашего сервиса?!). Нажимаем кнопку записи, а затем — «Говорить».

Вступление

Модератор: Добрый день! Спасибо всем за то, что вы нашли время и пришли на сегодняшний вебинар. Меня зовут [имя модератора] и я [должность] в [название компании]. Организация, которую представляю [название], является сегодня главным поставщиком [каких услуг].

Теперь попрошу вас ответить на вопрос, чтобы мы могли понять, хорошо ли нас видно и слышно.

Опрос

Запустите опрос.

Добавьте в сценарий дополнительное время и подготовьте реплику на тот случай, если возникнут технические неполадки.

Пример сообщения для участников, которые написали, что у них возникли технические проблемы:

Если у вас возникли технические проблемы, стоит ответить на несколько основных вопросов:

  • Стабильно ли ваше интернет-соединение? Какая у вас скорость подключения? Для комфортного участия она должна быть не меньше 4 Мб/сек.
  • Правильно ли подключены ваши наушники? Вы отрегулировали громкость в вебинарной комнате, на компьютере и колонках?
  • Убедитесь, что в фоновом режиме не работают другие программы, которые могут блокировать просмотр вебинара: Skype, Viber, Teams и т. д.

Если у вас по-прежнему возникают технические проблемы, пожалуйста, сообщите о них в техподдержку сервиса вебинаров, чтобы решить ее как можно быстрее.

Сообщение для тех, у кого не возникло сложностей:

Замечательно. Сегодня мы представляем «[название]», о котором нам расскажет [спикер].

А пока мы не начали, поговорим о способах общения с нами на вебинаре. Если во время презентации у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, задавайте их с помощью кнопки «Задать вопрос».

задать опрос

Покажите ее на слайде.

Мы будем отвечать на ваши вопросы во время коротких перерывов между блоками презентаций и выступлений, а в конце (или середине) вебинара оставим время для ответов.

После нашего онлайн-мероприятия вы получите на свою электронную почту всю информацию, озвученную сегодня. Также будет отправлена ссылка на запись этого вебинара, которая будет доступна в течение 3 дней.

А сейчас мы можем начинать! Наш сегодняшний спикер [детали / биография спикера, чтобы подчеркнуть опыт и статус в сфере деятельности].

Слайд с фотографией и короткие факты о выступающем.

Примечания к вступлению

Данная речь модератора имеет рекомендательный характер. Вы можете изменять ее в зависимости от обстоятельств, целей и направленности онлайн-мероприятия. Важно понимать, что сценарий вебинара — гибкий инструмент. Так как в ходе таких встреч зачастую происходят непредвиденные обстоятельства, к которым нужно быть всегда готовым.

Основная часть: презентации, выступления

Спикер: Спасибо, [Модератор]! Здравствуйте участники вебинара! Здорово сегодня поговорить со всеми вами о …

Спикеру, в ходе своей речи и демонстрации презентации, необходимо каждые 10-15 минут делать небольшие паузы, чтобы поговорить с участниками вебинара, спросить или ответить на их вопросы.

Спикер: И сегодня на этом, пожалуй, все. Сейчас у нас будет немного времени, чтобы ответить на ваши вопросы.

Вопросы и ответы включайте в сценарий вебинара

Модератор: Спасибо, [Спикер]! У нас уже есть несколько вопросов. Напоминаю, что задавать их нужно, нажимая на специальную кнопку.

Озвучьте вопросы. Если у вас несколько спикеров, предлагайте им отвечать по очереди.

Если ведущий не знает ответа на вопрос:

Признаю, что вопрос очень интригующий. Я не уверен на 100% в ответе, поэтому хотел бы немного изучить эту тему, прежде чем объяснять ее. Пожалуйста, оставьте свой адрес электронной почты в личном сообщении, и я буду рад ответить на этот вопрос позже.

Модератор: Похоже, мы смогли на все ответить. [Спикер], есть ли еще что-то, о чем бы вы хотели упомянуть?

Спикер: Нет, кажется ничего важного мы не упустили! Спасибо всем…

Примечания к основной части

В ключевых выступлениях не забудьте указать примерный таймлайн докладов ваших спикеров.

Модератор может также включаться в дискуссию. Тем самым регулировать общее настроение: взбадривать аудиторию, если лекция перегружена сухой информацией. Или не давать разгореться неконтролируемому спору в случае обсуждения острой темы.

Количество спикеров, а также время на обсуждения, регламентируется модератором в зависимости от заявленной длительности вебинара.

Окончание онлайн-мероприятия

Модератор: Отлично! Спасибо вам. Дорогие участники, несколько важных объявлений…

Время на объявления и основной призыв к действию.

Еще раз благодарю всех за участие в сегодняшнем вебинаре.

Слайд с благодарностью и контактной информацией.

Конец.

Примечания к заключительной части

Мы рекомендуем включать конкретный призыв к какому-либо действию. Подкрепить свое предложение вы можете с помощью специальных кнопок Call to Action.

Кнопка продаж

Хорошим завершением онлайн-встречи может быть и удачная шутка. Часто можно увидеть то, как модератор задает аудитории риторический вопрос. Сценарий вебинара может включать в себя и обратную связь.

5 действенных способов сбора и оценки отзывов участников онлайн-мероприятия

О том, как завлечь еще больше клиентов – кнопки продаж MyOwnConference.

Общие советы

А что с вопросами в чате?

Можно выключать чат на время выступления спикера, чтобы все сосредоточились на речи специалиста. Все вопросы участники могут задать лично, вписывая их в специальном окне. А модератор или спикер отберут лучшие комментарии и озвучат их позже. Благодаря этому будет легче удерживать весь рабочий процесс под контролем.

С другой стороны, в чате участники вебинара смогут вступить друг с другом в дискуссию, вызванную словами спикера. Это добавит интерактивности происходящему. Затем можно попробовать обсудить данную дискуссию. Которая, возможно, будет также нести свою ценность для всех участников онлайн-мероприятия.

Можно ли ограничиться лишь набросками сценария?

Некоторые модераторы так и поступают. Они оставляют только приблизительный план с четким таймлайном. Но для такого подхода необходим опыт ведения онлайн-мероприятий. А также полная уверенность в спикерах, оборудовании и собственной информации, подготовленной для аудитории.

Обязательно прочитайте наш пост: Как подготовить стоящий материал для вебинара.

Надеемся, что теперь у вас появились идеи, как написать сценарий вебинара. Больше подсказок о том, как подготовить и провести вебинар, вы найдете в наших предыдущих публикациях.

Если вы хотите иметь доступ ко многим полезным функциям для проведения интерактивного вебинара, бесплатно протестируйте платформу вебинаров MyOwnConference.

Какие основные шаги нужно выполнить при написании сценария вебинара?

Основные шаги при написании сценария вебинара включают в себя определение темы и целевой аудитории, создание общей структуры и плана презентации, разработку детального описания каждого раздела, подготовку необходимых графических элементов и визуальных материалов, а также проверку и редактирование конечного варианта.

Как определить тему и целевую аудиторию вебинара?

При определении темы и целевой аудитории вебинара следует учитывать интересы и потребности целевой аудитории, а также актуальные темы в данной области. Необходимо также определить основную цель вебинара и формат его проведения, чтобы адаптировать контент под нужды участников.

Как структурировать сценарий вебинара?

Сценарий вебинара следует структурировать по определенной последовательности: введение, основная часть с презентацией материала, практические примеры, ответы на вопросы участников и заключение. Важно также планировать время на каждую часть и убедиться, что все необходимые темы будут затронуты.

Платформа для проведения вебинаров MyOwnConference

Блог сервиса вебинаров MyOwnConference. Пишем о проведении вебинаров, дистанционном образовании, онлайн-конференциях.

Когда я смотрел онлайн-трансляции два года назад, мне казалось, что спикеры — это особенные люди. Они уверенно выглядят, чётко излагают мысли, без раздумий отвечают на вопросы. Тогда я думал, что сам никогда не смогу выступать перед кем-то через интернет. Сейчас у меня на счету два десятка вебинаров и я уверен, что любой человек может научиться проводить их. 

Я вёл трансляции для компании, в которой работаю, был спикером на обучающих вебинарах, запускал вместе со своей женой продающие интенсивы по заработку на рукоделии. Оказалось, что само онлайн-выступление — только верхушка айсберга, а настоящая работа — это подготовка к нему. Я составил пошаговую схему, по которой можно подготовиться к вебинару любого типа и хочу поделиться ей с вами. Эта статья — про то, как продумать контент трансляции, подготовиться к ней психологически и хорошо её провести.


Вебинар — это публичное выступление через интернет. Как и у любого выступления, у вебинара есть одна или несколько целей:

  • продать товар или услугу;
  • обучить слушателей чему-то;
  • рассказать о новой версии IT-продукта;
  • создать спикеру имидж эксперта.

Прежде всего определите, какой результат вы хотите получить от своего выступления. От этого зависит и длительность трансляции, и то, о чём вы будете на ней говорить. Сформулируйте конечную цель и запишите её.

Предположим, Анна готовит бесплатный вебинар, чтобы продать участникам ваш курс по похудению. Тогда цель может выглядеть так:

«Показать себя экспертом в похудении. Получить десять заявок на покупку платного курса».


Для наглядности я показал в табличке, как длительность эфира зависит от его цели:

Цель Длительность
Продать товар или услугу 1,5–2 часа
Дать обучающую информацию 1-1,5 часа
Анонсировать продукт/фичу 20–40 минут

Если вебинар продающий — сначала нужно вызвать у участников доверие и симпатию: это называется «прогреть аудиторию». Обычно на «прогрев» уходит час–полтора чистого времени: меньше — неэффективно. Потом нужно описать преимущества продукта и сформировать у участников потребность в нём. В итоге получается, что нормальная длительность продающего вебинара — полтора–два часа.

Обучающий вебинар должен быть короче — не дольше полутора часов. Информацию студентам нужно подавать лаконично, поэтому в нём не должно быть воды. По опыту скажу, что уже через час трансляции люди начинают уставать. Лучше провести два часовых обучающих вебинара, чем растянуть один на два часа.

Отдельный тип вебинаров — анонсы IT-продуктов. Например, разработчики выпустили новую версию программы и компания хочет рассказать о ней клиентам. Спикер на таких трансляциях объясняет, какие функции появились в продукте, как ими пользоваться и какая от них выгода клиентам. Подходящая длительность таких эфиров — от двадцати до сорока минут. При необходимости можно провести несколько таких эфиров в разные дни.

Общее правило для всех онлайн-выступлений — не дать участникам устать. Какой бы ни была тема вебинара, участники не смогут сохранять концентрацию больше двух часов подряд.

В примере с Анной трансляция должна идти около двух часов. Ей нужно расположить к себе участников, стать специалистом в их глазах, вдохновить их и продать им платный курс — за один час тут никак не уложиться.


Любой вебинар состоит из приветствия, контентной (содержательной) части и ответов на вопросы. Продающая часть, если она необходима, идёт перед ответами на вопросы.

Для контентной части нужно написать план. Он отвечает на три вопроса: о чём вы будете говорить, в какой последовательности и о чём вы не будете говорить. Ответ на третий вопрос нужен, чтобы уложиться в отведённое на трансляцию время. Не нужно рассказывать участникам всё, что вы знаете по теме — достаточно только той информации, которая решает задачу вебинара.

Структурировать информацию на ходу, прямо во время выступления очень сложно. Поэтому нужно разложить информацию по полочкам ещё до вебинара — не только для участников, но и для самого себя. Если план не написать, во время трансляции вы рискуете запинаться, перескакивать с одной мысли на другую и в итоге запутать слушателей.

Заранее определитесь, когда вы будете отвечать на вопросы: по ходу трансляции или в конце. Отметьте это в плане. На обучающих вебинарах можно отвечать на вопросы после каждого блока информации — так вы убедитесь, что участникам всё понятно. На продающих вебинарах отвечать на вопросы лучше уже после описания вашего товара или услуги. Если прерывать продающую часть, эффект от неё будет хуже.

Подготовьте несколько вопросов для самих участников — пусть они пишут ответы в чат. Это не обязательно, но желательно — так трансляция будет более «живой». Вебинар, на котором спикер ведёт монолог и не общается с аудиторией, может быть скучным для них. Нормальная частота вопросов участникам — два–три раза в час.

Если вебинар будет идти полтора–два часа, лучше запланировать паузу после первого часа. Зрители успеют налить себе чай, а вы сможете отключить камеру с микрофоном, перевести дух и дать голосовым связкам отдохнуть. Иногда это критически важно: у меня был случай, когда связки устали и в горле начало щекотать, а объявить перерыв я постеснялся. В итоге мне пришлось делать небольшие паузы после каждого предложения и из-за этого я чувствовал себя неловко.

План вебинара Анны может быть таким:

  • Рассмотреть мифы про похудение.
  • Описать основной принцип похудения.
  • Рассказать, о белках, жирах и углеводах. Не описывать их функции.
  • Рассказать, какие продукты вредны при похудении, а какие полезны. Не рассказывать про их гликемический индекс.
  • Пауза (десять минут).
  • Объяснить важность физической нагрузки для похудения. Не приводить примеры упражнений.
  • Объяснить, что привычка важнее силы воли. Не рассказывать про роль дофамина в формировании привычек.
  • Рассказать, как всё это можно внедрить в жизнь на платном курсе и как это будет эффективно.

Когда я готовлюсь к трансляции, часто мне недостаточно одного плана. Я сажусь и пишу полный текст вебинара, предложение за предложением. Обычно это занимает от одного до трёх часов.

Уметь сформулировать свои мысли и лаконично их высказать — это отдельный навык. Он не зависит от того, насколько хорошо вы разбираетесь в теме выступления. Даже наоборот: чем очевиднее для вас какие-то мысли, тем сложнее их объяснять другим людям. Текст решает эту проблему — когда вы его пишете, вы структурируете информацию у себя в голове.

Есть много спикеров, которые не пишут тексты для своих выступлений. Может быть, со временем вы станете одним из них, но для первого вебинара я настоятельно рекомендую вам написать текст. Как минимум, это придаст вам уверенности. А ещё текст вебинара — это отличный черновик на случай, если вы захотите написать экспертную статью.


Презентация в широком смысле — это всё, что спикер показывает участникам во время вебинара: и демонстрация экрана, и слайды с текстом. Это нужно для того, чтобы информацию было легче воспринимать. Если на экране будет только сам спикер, зрители будут концентрироваться на его лице, а не на его словах.

В начале вебинара нужно показать два слайда: с темой вебинара и с информацией о спикере. В конце — слайд с кратким резюме того, о чём вы рассказывали на трансляции. В контентной части вы можете показывать только слайды или чередовать их с демонстрацией экрана, если это нужно.

По моим ощущениям, нормальное количество слайдов в расчёте на час презентации — от пятнадцати до двадцати пяти. Если слайдов больше — участники не успевают воспринимать информацию, если меньше — начинают отвлекаться. Смена слайда раз в несколько минут помогает удержать их внимание.

Вот несколько рекомендаций по оформлению слайдов:

  • один слайд должен отражать одну конкретную мысль;
  • текст на слайде должен быть максимально лаконичным;
  • если вебинар будет идти днём — используйте в слайдах светлый фон и тёмный шрифт, если вечером — тёмный фон и светлый шрифт. Так глаза участников будут меньше уставать.

Анна будет вести эфир около двух часов. Значит, у неё в презентации должно быть примерно тридцать-пятьдесят слайдов.

В плане вебинара у Анны семь смысловых пунктов. В среднем получается по четыре-семь слайдов на каждый пункт — это вполне нормально.


Я рекомендую прогонять вслух каждый вебинар по несколько раз — лично для меня это самый важный этап подготовки. Чем сложнее тема и чем больше вы волнуетесь — тем больше должно быть репетиций. Например, если я готовлю короткий эфир, мне достаточно проговорить его вслух два или три раза, а долгий ответственный вебинар я могу предварительно прогонять по шесть–семь раз.

Начинающие спикеры боятся одних и тех же вещей — запнуться, забыть слова, неуверенно выглядеть. Кто-то даже стесняется звука своего голоса, когда первый раз говорит перед камерой. Единственный способ побороть этот страх — несколько раз с выражением проговорить свой текст вслух. Конечно, лёгкое волнение перед трансляцией будет всегда, но от панического страха репетиции точно избавят. Если вы чётко знаете, что и в какой момент говорить, каким тоном и с каким выражением лица — вы будете чувствовать себя уверенно.

Ещё репетиции нужны для того, чтобы подготовиться физически. Без тренировки тяжело отчётливо говорить вслух один–два часа подряд. Голосовые связки перенапрягаются и начинают болеть, во рту пересыхает, в горле першит, дыхание сбивается. Поэтому важно начать репетировать по разу в день за неделю до вебинара — горло и связки привыкнут к нагрузке и вам будет комфортно.

Признаюсь: повторять текст вслух надоедает. На втором–третьем круге кажется, что вы уже всё выучили наизусть и тратите время впустую. На самом деле, мозг просто ленится и хочет сэкономить для вас энергию. Отдохните и продолжайте прогонять выступление — вы удивитесь, как с каждым разом будет расти качество вашей речи.

Лучше всего репетировать там же, где будет проходить трансляция — в том же помещении, за тем же столом, на том же компьютере. Тогда к моменту проведения вебинара обстановка уже будет привычной.

  • Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
  • Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса ?

  • Плотно перекусите за два часа до вебинара. Если поесть раньше, к середине трансляции вы уже проголодаетесь. А если поесть позже — мокрота, которая выделяется в горле после еды, будет мешать вам и может сделать голос хриплым. Спикера, который часто делает «кхм-кхм», не очень приятно слушать.
  • За полчаса до начала сядьте за компьютер, на котором будете проводить трансляцию. Положите перед собой распечатанный план выступления и текст, если вы его писали.
  • Убедитесь, что во время эфира в помещение никто не зайдёт и не помешает вам; можно даже закрыть дверь на ключ. Единственное исключение — технический специалист. Если вы сами ещё не умеете настраивать и перезапускать трансляцию, ему лучше сидеть за соседним столом на случай сбоев.
  • Выключите телефон, чтобы не отвлекаться на звонки и сообщения. Если телефон нужен вам, чтобы читать чат вебинара — отключите на нём звук и уведомления от социальных сетей.
  • За пятнадцать–двадцать минут до начала эфира начните пить маленькими глотками тёплую воду или чай — это разогреет голосовые связки. Кофе пить не нужно: оно только усилит сухость во рту.
  • За пять–десять минут до старта покривляйтесь, чтобы размять мышцы лица — улыбайтесь, хмурьтесь, скальтесь, вытягивайте губы. Потом несколько раз повторите вслух приветствие. Это поможет заранее «настроить» голос и мимику.

Участники любого вебинара по умолчанию смотрят на вас как на эксперта и доверяют вам. Сам факт того, что вы спикер, уже повышает ваш статус в глазах слушателей. Пусть эта мысль придаст вам уверенности.

Вы имеете полное право на ошибку: сказать что-то не так, сбиться, забыть слова в нужный момент. Это неприятно, но объективно этом нет ничего страшного. Скорее всего, на своём первом вебинаре вы действительно запнётесь два–три раза — заранее отнеситесь к этому спокойно.


  • Самый волнительный момент лично для меня — когда я только начинаю трансляцию и приветствую участников. Через две–три минуты становится легче, а через десять–пятнадцать минут я уже чувствую себя «в своей тарелке». Скорее всего, у вас будет так же.
  • После приветствия попросите участников поставить в чат «плюсики», если вас хорошо видно и слышно. Этот банальный, на первый взгляд, шаг на самом деле очень важный. Если его пропустить, на середине трансляции может оказаться, что микрофон не работает и всё это время вас никто не слышал.
  • Не бойтесь подглядывать в план или текст вебинара — это никак не уменьшает вашу экспертность в теме. А если вдруг вы запнулись — улыбнитесь, кратко извинитесь перед зрителями и спокойно продолжайте. Люди воспринимают это адекватно.
  • Время от времени делайте глоток тёплой воды или чая — не ждите, пока у вас пересохнет в горле. Не переживайте, если у вас от волнения подрагивает рука с кружкой — на камеру этого не будет видно.
  • Жестикулируйте и делайте выразительное лицо — так вам самим будет легче говорить и трансляция будет более живой. Нельзя сидеть неподвижно с застывшей мимикой, иначе участники вебинара заскучают. Представьте, что вы говорите в помещении перед живой аудиторией: смотрите как бы сквозь камеру, на воображаемых зрителей. Так проще не зацикливаться на веб-камере и не сбиваться от этого.

Выступать онлайн — это не врождённый талант, а навык, который нужно развивать. Для любого вебинара, особенно первого, нужна серьёзная подготовка. Она занимает в разы больше времени, чем сама трансляция: нужно продумать план, составить текст и презентацию, несколько раз отрепетировать, морально настроиться.

Многие стесняются или боятся рассказывать что-то на камеру другим людям. Если вы решили быть спикером на онлайн-трансляции — это уже достижение. Нужно просто выделить время и честно подготовиться по всем шагам — тогда у вас не будет проблем даже с первым вебинаром.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

Добавлено в закладки: 0

подготовка вебинараОчень важно подготовить материал для вебинара так, чтобы слушатель не остался разочарованным и не усомнился в том, что вся предлагаемая информация – крайне полезна и способна решить его проблемы. Текст должен быть представлен слушателям вебинара в доступной форме, изложен простым языком и нести в себе полезную информацию. Последний пункт особенно важен для того, чтобы вебинар стоил тех денег, которые люди за него заплатят. Не стоит халтурить – это будет видно, и все усилия, потраченные на привлечение слушателей, будут сведены на «нет» бессодержательным текстом.

Структура вебинара

структура вебинараДаже тем, кто знает очень много по своей теме, бывает сложно структурировать материал. Возникает желание рассказать всё – от начала до конца в произвольной форме. Но нужно всё-таки произвести работу над имеющимся материалом, чтобы его было легче воспринимать. Структурирование материала для вебинара можно выполнить, прибегнув к помощи особой науки – информационной архитектуры. В её основе лежит идея группировки данных по одинаковым признакам. Поскольку некоторые вещи можно отнести к разным группам, перед информационным архитектором стоит задача – создание системы организации материала – таксонометрии. Именно благодаря ей любые факты можно будет легко систематизировать.

Материал для текста

подготовка материала для вебинараПервое, что нужно сделать – определить категории для имеющегося материала. Они могут быть такими: история темы, теория вопроса, важные личности и их достижения, разнообразные методики, интересные факты, литература по теме или сайты, связанные с данным вопросом, а также многое другое.

Затем следует собрать всё, что есть по тематике вебинара. Это могут быть книги или файлы из Интернета, а также аудио- и видеозаписи. Для каждого факта нужно найти своё место в иерархической системе – это хоть и ключевая, но важная особенности создания вебинара.

Чтобы легче было отбирать материал, нужно всё время держать в голове название вебинара и стараться не выходить за рамки главной темы. Можно воспользоваться способом, к которому прибегают веб-мастера, создавая сайты: уточнить формулировку с помощью сервиса подбора ключевых слов. Один из таких сервисов – wordstat.yandex. Например, тема вебинара звучит следующим образом: «Как связать купальник», то сервис предложит более точные формулировки, которые люди хотят найти: «Как самой связать купальник» или «Как самой связать сексуальный купальник». После уточнения темы будет понятно и основное направление, в котором нужно провести вебинар, чтобы люди захотели его слушать. Всё лишнее нужно отсеять, оставив только необходимую информацию.

Если целью является обучение методике, к примеру, новому способу запоминания иностранных слов, нужно будет говорить только о нём. Для того чтобы создать качественную презентацию продукта, не нужно рассказывать ни о чём ином – следует сосредоточиться только на основных характеристиках и пользе продукта. Другими словами, необходимо постараться обойтись в тексте без «воды». Недопустимо использовать непроверенные или сомнительные факты. Вместо этого нужно продумать деталь, которая будет отличать этот вебинар от других. Это может быть как стиль изложения информации, так и авторская методика, либо что-то иное.

Если тема вебинара очень обширна, можно сказать об имеющихся нюансах в самом начале или показать на слайде, либо сделать схему, из которой слушателям станет понятно, насколько обширна эта тема. Далее следует указать на ту область, которая будет подробно рассмотрена. В этом случае не возникнет большого соблазна перескакивать с одной темы на другую. Если по-прежнему остаётся много материала, его можно разделить на отдельные, более узкие темы. Создавая текст для бесплатного вебинара или промо-части к платному, можно затронуть лишь основы темы, а нюансы не рассматривать.

Составление плана

Приведённый ниже план – универсальный. Его можно использовать для вебинара любой тематики.

  1. Основная проблема и причины её появления.
  2. Самые распространённые методы решения и их результат.
  3. Личный пример использования традиционных методов. К чему всё это привело.
  4. Уникальная разработка автора вебинара по данной проблеме.
  5. Порядок действий в соответствии с авторской методикой и необходимые ресурсы.
  6. То, о чём необходимо предупредить слушателей: ограничения, особенности и др.
  7. Конкретика: примеры, реальные истории, бизнес-кейсы и прочее.
  8. Как другие люди применяют всё это на практике, каких успехов они при этом достигли.

Полностью текст вебинара писать необязательно – можно ограничиться тезисами. Если тема знакома, не составит труда рассказать о ней по заготовкам. Если в вебинаре планируется включать видео, нужно заранее создать презентацию. Сколько секунд демонстрировать каждый слайд зависит только от содержания.

Создавая не одиночный вебинар, а курс онлайн-уроков, стоит продумать домашнее задание. Это поможет слушателям относиться более ответственно и с нетерпением ожидать выхода следующей части.

Пример создания вебинара

Если тема звучит как «Создание цветущего сада в комнате с «северными» окнами», начать стоит с рассказа о том, как можно вырастить цветущие растения в подобном помещении. Чтобы визуализировать слова, желательно предоставить слайды, на которых будут отражены лучшие варианты размещения растений.

Самый распространённый способ: покупка только тех растений, которые нетребовательны к солнечному свету. Традиционное решение проблемы – установка лампы дневного света. Затем можно рассказать о собственном методе, например, об использовании подсвечиваемых подставок.

Для того чтобы убедить слушателей, следует упомянуть о том, что привело к этой мысли. Затем нужно максимально подробно рассказать, как сеять семена, как ухаживать за подросшими растениями, что делать для того, чтобы растения дольше и обильнее цвели.

Не нужно забывать и о проблемах, которые могут возникнуть во время реализации задумки. В итоге можно показать фото собственного окна с растениями, устроенного по новой методике. Желательно также привести примеры людей, которые уже воспользовались подобным методом. Это могут быть соседи или знакомые.

И, наконец, по окончании вебинара, все его слушатели могут получить небольшой бонус – схему изготовления подставки.

Всем привет! Я Ольга Васильева — маркетолог, наставник экспертов и продюсеров. Подписывайся на мой Телеграм-канал, где я делюсь информацией, как запустить свое наставничество с нуля, как искать клиентов без команды, бюджета и технических заморочек.

Напомню, что для написания любых офферов, анонсов и текстов нужно хорошо знать свою аудиторию.

Ниже рассмотрим общую структуру анонса вебинара и пункты, которые обязательно должны быть в вашем анонсе:

Пример заголовка одного из моих эфиров, которые я проводила в своем Телеграм-канале

2. Организационная информация. Где, когда и во сколько состоится эфир и как на него попасть.

Пример организационной информации в анонсе эфира

3. Что будет на эфире? 3-5 ключевых тезиса с информацией о том, что вы планируете рассказать на вашей встрече.

Пример тезисов «Что будет на эфире?»

5. Почему 100% нужно быть на эфире. Веская причина, почему вашей аудитории нельзя пропускать эту встречу. Например, я поделюсь своим опытом, шаблонами и скриптами и расскажу, какие я совершила ошибки в запуске и вы получите пошаговый план запуска своего наставничества с 0 до 1 000 000 рублей. Здесь я подвожу общий итог, какой общий результат будет у аудитории от посещения эфира.

6. Триггеры, которые дополнительно усиливают ваш оффер и говорят о том, что ни в коем случае нельзя пропускать эту встречу. Например, ограничение по местам, по времени, живой эфир, проведу в первый/последний раз, записи не будет и т.д.

Пример использования триггера, почему встречу пропускать нельзя.

7. Призыв к действию. Целевое действие, которое нужно совершить ,чтобы попасть на эфир: зарегистрироваться, подписаться на канал, поставить напоминание в календарь и т.д.

Также в анонс эфира можно добавить пункт «Кому будет полезен эфир», если этого нет в заголовке. Если в заголовке написано: Как эксперту запустить свое наставничество с 0 до 1 000 000 рублей без охватов и бюджета, дальше можно не писать для кого ваш эфир. Но если в заголовке это не обозначено, то можно дать пояснение ниже.

Пример пункта «Кому будет полезен эфир»

Например, эта встреча будет полезна экспертам, продюсерам и предпринимателям, которые хотят запустить свой премиум-продукт и узнать как продавать на высокие чеки.

Есть 8 правил написания продающих анонсов мероприятий:

1. Пишите словами вашей целевой аудитории, а не формулировками из вашей головы. Для этого вам надо знать, какими словами выражаются ваши клиенты, когда говорят о болях и проблематиках.

2. В тезисах «Что будет на эфире» должны заключаться смыслы, которые вы взяли из исследования вашей целевой аудитории. Это актуальные вопросы, на которые хотели бы получить ответ ваши клиенты.

Например, как привлекать клиентов; как обеспечить стабильный поток заявок из Телеграм; какие воронки сейчас работают; как закрывать 7 из 10 клиентов на встречу и продавать на высокие чеки.

3. Тезисы важно писать на языке результата, а не процесса.

Например, как закрыть 7 из 10 клиентов; как запустить свое наставничество с нуля до 1 000 000 рублей.

4. Добавлять конкретные цифры и писать на языке фактов без воды.

Например, 5 простых связок в Телеграм, которые приводят к вам целевых клиентов; как сделать прогрев в Телеграм, внедрив который вы заработаете 1 000 000 рублей за 1 неделю; как запустить наставничество с 0 до 1 000 000 рублей без бюджета, охватов и целевой аудитории.

5. Соблюдать общий ритм в тезисах. Если вы начинаете писать тезисы «Что будет на эфире» со слова Как, то продолжайте соблюдать такой же ритм. Объем тезисов тоже должен примерно совпадать.

Например:

  • как запустить наставничество с нуля без бюджетов и охватов,
  • как привлекать клиентов и продавать на высокие чеки,
  • как создать продукт, который точно будет продаваться.

6. Наличие в анонсе интриги, которую вы раскроете на эфире. Это может быть секретный ингредиент или технология, эксклюзивный уникальный опыт, специальное предложение, супер-бонус или инструкция, который получат только участники эфира.

7. Использование триггеров.

Например, триггер жадности: стоимость участия в эфире 5 000 рублей, но только сегодня и только сейчас есть возможность принять участие бесплатно.

Или триггер ажиотажа: много желающих попасть на эфир, а количество мест в вебинарной комнате ограничено, поэтому регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы точно занять свое место.

8. Использовать пруфы, социальные доказательства, подтверждающие ваши результаты и опыт в данном вопросе. В описание себя можно добавить свои кейсы и цифры.

Например:

  • участники моих программ делают запуски своих премиум-продуктов с нуля до 2,2 млн рублей
  • мое наставничество за пол года прошло более 60 человек
  • средний заработок моих учеников, которые используют инструменты, о которых я буду говорить на эфире, около 300 000 рублей
  • я расскажу как лично я запустила свое наставничество с нуля, без бюджета, аудитории и охватов с 0 до 1 000 000 рублей, поделюсь своим опытом, дам готовые шаблоны и т.д.

Примеры анонсов моих эфиров:

В этой статье мы рассмотрели, как писать анонс эфира, который заинтересует вашу целевую аудиторию.

Если вы хотите раскрыть свою экспертность, реализовать свой потенциал и выйти на доход от 300 000 рублей до 1 000 000 в месяц через запуск премиум-продуктов консалтинга и наставничества, переходите по ссылке.

Итак, Вы решили подготовить вебинар. Теперь перед вами встал вопрос: а что для этого нужно? Как подобрать и правильно структурировать материал, какие инструменты для этого понадобятся? Иногда тьюторы стараются вложить в программу все свои знания и опыт. Однако нельзя забывать, что у каждого онлайн мероприятия должна быть одна главная цель. Давайте разберем поэтапный процесс создания и систематизации контента для вебинара.

P.S. Полную запись мастер-класса вы можете посмотреть здесь

Как правильно подготовить вебинар — основные правила

Подготовка вебинара всегда начинается с выбора темы. От нее зависит насколько вы заинтересуете аудиторию и сколько слушателей соберите на своем мероприятии. А потому есть смысл подробно рассмотреть этот пункт.

SЕО название

Чтобы о вебинаре узнало как можно больше людей, нужно подумать о SЕО составляющей заголовка. Правильно подобранное название для вебинара, с популярными ключевыми словами внутри, резко повысит выдачу сайтов с информацией о вебинаре в поисковике. Для этого нужно уточнить, как формулируют люди проблему, решение которой вы предлагаете, в сервисах по подбору ключевых слов, например – на wordstat.yandex.ru. Наберите на указанной странице в окне поиска разные вариации вашей темы. Вы увидите, какая формулировка окажется более популярной. Ее и берите на вооружение.

Тип заголовка

Разобравшись с ключевыми словами в названии, давайте ознакомимся с типами его оформления. Их условно можно свести в три группы:

  • Заголовки-вопросы Читая такой заголовок, человек подсознательно пытается ответить на поставленный вопрос, а потому просматривает последующий текст.
  • Обещание выгоды за выполнение конкретных шагов. Такой заголовок звучит очень солидно, ведь в утвердительной форме гарантирует результат. Например: «5 шагов к успеху вашего вебинара». В подобной формулировке старайтесь использовать нечетные числа.
  • Пугающие и шокирующие заголовки. Страх заставляет действовать, это известная формула. А потому такие заголовки дадут результат. Но не забывайте опираться на специфику своей целевой аудитории. Напугайте и предложите избавление от страха на вебинаре.

Правила хорошего заголовка

Существуют нерушимые правила написания заголовков, которые помогут вам привлечь внимание читателей:

  • Название должно быть емким и информативным. Важно, чтобы взглянув на заголовок, человек сразу понял суть проблемы и определил для себя, важно ли ее решение.
  • Лучше всего бросаются в глаза первые и последние три слова. Не все любят читать. Это касается не только длинных текстов, но и заголовков. А потому название из 6 слов считается оптимальным.
  • Используйте цифры – они хорошо запоминаются. Например: «5 важных причин выбрать портал eTutorium».
  • Разбейте заголовок. Если название выходит достаточно большим, попробуйте разделить его на две части – каждая в отдельности читается и запоминается легче.
  • Используйте качественные прилагательные. Например: «легкий, важный, особый». Они достаточно четкие в своем значении и состоят в среднем из 6 символов.
  • Обращайтесь к читателю. Вы достигаете большего внимания, если заголовок как бы говорит с читателем напрямую.

Необходимо подготовить материалы

Подбор контента

Определившись с темой вебинара, переходите к основной части контента. Важно уделить этому элементу особое внимание, ведь он поможет вам привлечь максимум людей. А если поданная информация окажется некачественной и неактуальной, то все усилия будут потрачены даром.

Способы подачи материала

Можно выделить несколько главных схем построения структуры вебинара. Они помогут сориентироваться в том, какой материал лучше всего подходит для целей конкретного мероприятия. Это упростит процесс подготовки контента.

  • Обзорный вебинар. Используется для поверхностного рассмотрения тематики вебинара, без глубоко анализа. В данном случае вам потребуется только общая информация и ее обобщение.
  • Глубокий анализ. На таком вебинаре вы рассматриваете узкоспециальные вопросы, раскрываете секреты для профессионалов. Здесь важно подобрать материал, который позволяет глубоко проникнуть в суть заявленной темы.
  • Пошаговая стратегия. Вы даете слушателям конкретный план действий, своего рода чек-лист, для получения необходимого результата.
  • Вопросы-ответы. Вебинар строится по принципу пресс-конференции, где слушатели задают вопросы по теме, а тьютор старается дать максимально полные ответы, которые можно подготовить заранее.

Сбор информации по теме

Приступая к сбору материала, у вас уже должна быть четко сформулирована тема и выстроен примерный план того, что в будущем превратится в вебинар. Это позволит точно понимать, какой материал нужен. Можно использовать ваши собственные знания, навыки, наработки, опыт. Или же прибегнуть к поиску информации в интернете. На самом деле, лучше комбинировать оба метода, это позволит создать цельный текст, в котором раскроются все актуальные и востребованные для целевой аудитории вопросы.

Собирая информацию в сети не бойтесь играть со словами в поиске – иногда нужная информация находится по запросам, которые напрямую не связаны с вашей темой. Выбирайте только самое нужное и отсеивайте все лишнее. Чем меньше «воды», тем выше интерес аудитории. Старайтесь выделиться из общей массы спикеров, предоставив свою уникальную методику или презентовав продукт новым интересным способом. Это позволит запомниться и привлечь слушателей на ваши другие мероприятия. Главная задача – упорядочить всю информацию, которую вы соберете согласно составленной схеме, и правильно ее преподнести по ходу вебинара.

Подготовка сопутствующих материалов

Чтобы лучше донести информацию до аудитории, желательно задействовать дополнительные материалы. Они наглядно иллюстрируют все сказанное, что в свою очередь дает возможность поддерживать интерес слушателей на протяжении всего вебинара.

Инструменты для подачи материала на вебинаре

Интеллект-карта

Когда вы определились с типом вашего вебинара, нужно структурировать его и подобрать к каждому разделу материал. Один из самых эффективных способов создания четкой системы онлайн-семинара – нарисовать интеллект-карту, благодаря которой у вас перед глазами будет полная структура вебинара. Ее отличие от обычного «построчного» плана заключается в том, что держа перед глазами схематичный план, вы задействуете творческую часть вашего мозга, что очень помогает в подготовке контента. Для составления интеллект-карт существует целый ряд популярных решений. Вы можете просто создать схему от руки на бумаге или же воспользоваться специальным софтом в интернете.

Презентация

Инфографика, таблицы, картинки и схемы, которые вы заготовите, нужно оформить в цельную презентацию. Есть важные правила, которых следует придерживаться при создании презентации:

  • Сделайте слайд-заставку, который будет показываться до начала вебинара. Разместите на нем название онлайн-семинара и информацию о ведущем.
  • Создайте финальный слайд, на котором поместите всю контактную информацию и ссылки на ваши ресурсы. Не забудьте продублировать их в общий чат, чтобы слушатели могли по ним перейти.
  • Рисунки, фотографии, диаграммы должны дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.
  • Важно использовать в стилевом оформлении презентации не более трех цветов.
  • Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле и не отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.
  • Слайды должны содержать только самую важную информацию.
  • При создании презентации не стоит использовать анимацию – с ней могут возникнуть проблемы на площадке вебинаров.

Вам также будет интересно!
Совсем недавно в Академии eTutorium прошел мастер-класс на тему «Дизайн презентаций для НЕдизайнеров: как слайды помогут Вам усилить эффект на вебинаре». Екатерина Лежнева вместе со слушателями разобрали самые распространенные ошибки в презентациях, проанализировали принципы дизайна хорошего слайда, а также пошагово проработали реальные презентации участников.
Посмотреть мастер-класс

Видео и аудио

Подготовка видео и аудиоматериалов так же займет немало времени. Но важно понимать, что люди собрались послушать именно вас, а потому длительность видеоролика не должна превышать одной минуты, а громкость аудиофайла – не заглушать ведущего.

Для монтажа обычно используются программы – Adobe Premiere или Sony Vegas. Освоить их особого труда не составит. Убедитесь, что полученный в итоге файл сохранен в формате, который поддерживает ваша площадка вебинаров.


Подготовка вебинара – это трудоемкий процесс, а работа с контентом – его основная часть. Однако не стоит пугаться, по ходу этой работы вы сможете еще лучше разобраться в вашей теме, узнать много интересных фактов и освоить особые навыки, которые значительно упростят работу над последующими онлайн-семинарами. Не забывайте, что качественный контент – это залог хорошего вебинара,
а потому не жалейте времени на его создание.

Елена Демищенко

Верю, что с помощью качественного контента можно обогнать конкурентов, завоевать доверие читателя и превратить его в благодарного клиента.

Автор: Елена Демищенко
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.

За 12 лет опыта анализа продающих выступлений я вывел грустную закономерность: большинство спикеров не знают, о чем рассказать на вебинаре, и первое, куда они бегут- перечитывать чужой контент, пусть даже самый авторитетный.

Я являюсь противником такого подхода к подготовке выступления по следующим причинам:

Во-первых, в таком случае вы рассказываете о чужом опыте, детали и тонкости которого вам не известны, и потому вы недостаточно компетентны в данном вопросе.

Во-вторых, вы неуважительно относитесь к своей публике, которая пришла послушать именно вас и познакомиться с вашими идеями, знаниями и точкой зрения.

В-третьих, вы показываете не собственный профессионализм, а чужой.

В-четвертых, вы не демонстрируете, что являетесь сильной личностью, которая может довести человека до реального результата.

Я убежден, что если вы позиционируете себя в качестве профессионала, то вам есть, чем поделиться с аудиторией. В выступлении лучше опираться на личный опыт, даже если этот опыт не слишком обширный.

Я уверен, что в любом случае вам есть, о чем рассказать, и вы спокойно сможете подготовить интересный, а главное собственный контент, который, несомненно, будет полезен вашей аудитории.

Как собрать контент: пошаговая инструкция

Шаг 1. Распишите детально алгоритм работы, соблюдение которого поможет человеку добиться результата

Как показывает практика, большинство людей хотят получить проверенную детальную формулу, которая приведет их к желаемому результату, чтобы не думать над ней самостоятельно. Если вы хотите максимально привлечь внимание, используйте в своей презентации слова «алгоритм», «метод», «формула». Описав важнейшие аспекты и шаги, вы уже сможете собрать первую часть контента.

Шаг 2. Задайте себе вопрос: какие ошибки я могу сделать на каждом шаге?

Думая над ответом, вы вспомните множество ошибок, которые вы уже когда-то успели совершить, но давно забыли об этом. Так происходит потому, что в процессе работы вы просто обходите их стороной. Участнику вашего выступления еще только предстоит совершить эти ошибки, при условии, если он будет работать самостоятельно, а не с вами.

Шаг 3. Задайте себе вопрос: какие фишки я использую на каждом этапе, чтобы улучшить результат или ускорить процесс его достижения?

К примеру, я люблю проводить опросы. Это простая, но очень эффективная фишка, которую я использую в процессе подготовки к выступлению. С помощью опроса я выбираю самую актуальную тему для выступлений с позиции моей целевой аудитории.

Шаг 4. Задайте себе вопрос: какие техники и инструменты я использую, чтобы достичь результата?Уверен, что в работе вы пользуетесь различными приемами, возможно заимствованными. Я советую рассказывать об этом, если вы действительно когда-то использовали их и знаете, какой результат они приносят.

Плюсы подготовки выступления по алгоритму

Благодаря такой подготовке контента:

♦ тратится гораздо меньше времени на подготовку, чем обычно;

♦ у спикера есть осознание, что он обладает достаточным опытом, которым можно и нужно делиться;

♦ есть возможность продемонстрировать публике свою экспертность.

Используйте мои советы на практике, и вы заметите, что люди начнут с большим удовольствием вновь и вновь приходить на ваши выступления и покупать ваши знания, услуги и продукты.

Легких вам дорогих продаж!

Алексей Милованов, эксперт № 1 увеличения конверсии продаж на выступлениях и вебинарах

Успех и результативность вебинара начинаются с вопроса – для чего он проводится? Аудитория может аплодировать спикеру, но эффективность все равно оценивается в продажах. 

Глобально назначение вебинара можно представить всего двумя целями – научить и продать. Важно формулировать задачи именно в этом ключе, потому что цель «привлечь клиентов» или «показать эффективность курса» не определяет никакой конкретной пользы ни для автора вебинара, ни для аудитории.

Цели и структура вебинара

Если речь идет не об обучающем вебинаре, который сам уже является конечным продуктом, например, в рамках учебного курса или марафона, то цели вебинара почти всегда включают продажу. 

Для определения целей выступления хорошо адаптируется модель SMART – цель должна быть конкретизированной, измеримой в цифрах, достижимой, соответствовать общей стратегии и миссии, иметь временные рамки.

Важно помнить, что цель – продажа не обязательно подразумевает покупку продукта. Современный клиент пресыщен прямой рекламой, поэтому даже релевантное предложение, отвечающее потребностям клиента, может восприниматься предвзято и требует «дожатия» дополнительной пользой и бонусами. Часто необходимый результат – это целевое действие, которое должно перевести клиента на следующий уровень воронки продаж: подписка, регистрация на следующий вебинар, приобретение демо-продукта.

Важно: постановка целей нужна не только для того, чтобы получить целевое действие, но и для того, чтобы оценить эффективность своей работы, качество контента, провести работу над ошибками. 

Верный способ завалить вебинар – это пытаться выступать экспромтом. Чем точнее прописана структура, тем увереннее и спокойнее будет взаимодействие с аудиторией.

Человек может удерживать внимание, не утомляясь в течение 40–50 минут, именно столько времени должен длиться учебный вебинар-занятие. Если вебинар среди прочих имеет цель – продажу, то его время может быть увеличено до 1,5 часов, чтобы, помимо контентной части, включить «прогрев» аудитории и продающую часть.

К сведению. Устойчивая фаза внимания длится не более 20 минут, по истечению которых желательно переключаться между информационными модулями или делать паузы на взаимодействие с аудиторией.

Классическая структура вебинара состоит из четырех частей:

  • вводная часть – приветствие, представление (звания, должности, достижения), выявление и формирование потребностей («боль – усиление боли»), программа вебинара; 
  • контент – полезная часть состоит из информационных модулей с заранее размеченными паузами на общение с аудиторией (2–3 раза в час);
  • продающая часть – кроме презентации продукта, включает отстройку от конкурентов и ценный оффер, который актуален только определенное время;
  • ответы на вопросы – завершающая часть, длится 15–20 минут при условии, что предполагаемые вопросы и ответы спикер продумал заранее.

Внешняя и техническая подготовка

Подготовка к вебинару начинается за 7–10 дней до назначенной даты – если начать раньше, то велика вероятность, что многие успеют о нем забыть, если позже – не соберется достаточная аудитория. 

С того же момента, как анонсирован вебинар, выбрана платформа, размещены ссылки и промопосты, можно приступать к подготовке оборудования, плана, контента, визуального оформления.

Заранее перед вебинаром надо проверить:

  • качество передаваемого изображения;
  • наушники (в том числе запасные), микрофон, выход в Интернет;
  • рабочее место – ровный, однотонный фон за спиной спикера, отсутствие лишних предметов;
  • освещение – несколько источников света, отсутствие лишних теней на фоне или лице спикера;
  • одежда – монохромная гамма без ярких и мелких принтов, сочетающаяся с фоном или цветами в интерьере;
  • возможные помехи и форс-мажоры – звонки, курьеры, внезапные посетители, домашние животные;
  • презентация – сохраните файл в нескольких форматах и сделайте копии на случай, если презентация зависнет;
  • флипчарт – доска для записей может быть альтернативой презентации и обычно хорошо воспринимается аудиторией, потому что создает движение в кадре, помогает структурировать контент и переключать внимание зрителей.

Важно: на час выступления обычно приходится 15–20 слайдов презентации – каждый слайд должен содержать одну законченную мысль в максимально лаконичной форме без мелкого текста. 

Внутренний настрой спикера

Даже очень полезный контент и продукт не смогут удержать аудиторию, если в кадре на протяжении двух часов будет монотонная «говорящая голова». Бодрые и эффективные вебинары – это не особый талант, а подготовка, уверенность и опыт спикера. И если опыта пока недостаточно, то подготовка и спокойное внутреннее состояние в ваших руках. 

  1. Составьте ментальную карту вебинара. Mind map, карта связей или интеллект-карта – это графический метод представления концепций, идей, мыслей и знаний, который поможет во время выступления уверенно ориентироваться в материале, возвращать мысль после запинок и пауз, удерживать внимание зрителей в нужном русле. Карту можно составить от руки или с помощью онлайн-сервисов.
  2. Напишите текст вебинара. Это не значит, что его надо читать во время выступления. Написание текста поможет точно рассчитать время на каждый блок, выявить слабые места и пробелы в знаниях, чтобы затем не подбирать слова и выражения во время выступления.
  3. Порепетируйте вебинар. Прочитайте текст не менее 5–7 раз, отмечайте удачные фразы и выписывайте их в ментальную карту, вычеркивайте плохие конструкции, выделяйте интонационные акценты, ускорения и замедления темпа. При первых 2–3 чтениях это покажется бесполезным, но потом обязательно найдутся участки, которые требуют корректировки.
  4. Генеральный прогон за 1–2 суток до вебинара. Подготовьте рабочее место к вебинару, установите оборудование, сядьте за стол и еще раз отрепетируйте с опорой на карту или план, запишите выступление на видео. Просмотрите запись: обращайте внимание на положение в кадре, дикцию, свет, жестикуляцию, мимику и эмоциональность.
  5. Упражнения для дикции и голосовых связок. За 15–20 минут прочитайте несколько скороговорок – они подготовят артикуляцию к долгому говорению, глубоко зевните, чтобы расслабить мышцы гортани, сделайте несколько глубоких вдохов и на выдохе протяжно, без усилий издавайте гласные звуки (Ааа, Ооо, Ууу).
  6. Сделайте дыхательное упражнение. Даже если вы хорошо подготовились и отлично владеете материалом, публичное выступление все равно будет вызывать стресс. Чтобы сбросить лишнее напряжение, сделайте короткий глубокой вдох на 2 счета и медленный выдох на 8, повторите дыхательный цикл 10–12 раз.
  7. Приготовьте стакан воды. 1,5 часа выступления – это серьезное испытание для связок и артикуляционного аппарата. Питье поможет расслабить мышцы и избежать першения из-за сухости в горле.

Важно:запинки, оговорки и паузы – это нормальное явление даже для опытных спикеров, и аудитория обычно воспринимает их лояльно. Будьте готовы к тому, что запинок не избежать, постарайтесь заранее принять этот факт спокойно, но подготовьте способы, которые помогут вам вернуться к мысли и возобновить речь.

10 советов для проведения продающего вебинара

  1. Разогрев в вводной части. Раскачивайте аудиторию любыми вопросами – про города, из которых слушатели, тему вебинара, опыт в рассматриваемой области. Задача – задать тон взаимодействия, вовлечь в обсуждение, сконцентрировать внимание аудитории.
  2. Доверие и экспертность. В самом начале вебинара расскажите аудитории о своих знания, опыте и достижениях, но не затягивайте. Цель – показать слушателям, почему вам можно доверять. В зависимости от темы и целей вебинара выберите стиль из коучингового метода «Четыре тона голоса» – Волшебник, Друг, Воин, Мудрец.
  3. Исследование потребностей. Используйте открытые вопросы, чтобы слушатели озвучили в комментариях, чего ожидают от вебинара, какие проблемы и трудности хотят решить. Обращайтесь к комментаторам по имени или никнейму, зачитывайте ответы, задавайте уточняющие вопросы.
  4. Сторителлинг. Рассказывайте продающие истории. Сторителлинг – один из самых эффективных инструментов продаж, который располагает слушателей и обходит защитные барьеры недоверия. Расскажите о том, что вдохновило на создание продукта, какую конкретную проблему однажды удалось решить с его помощью, историю одного из первых пользователей продукта.
  5. Интерактивы. В контентной части отметьте заранее перерывы на взаимодействие. Чередуйте вопросы – открытые, на которые слушатели отвечают +/- или по пятибальной шкале, и закрытые с развернутыми ответами. Введите элементы геймификации – устраивайте мозговой штурм и самым активным комментаторам присваивайте баллы, победители в конце получают бонусы или особые условия на покупку продукта.
  6. Итоги после каждого блока. Завершая информационный модуль или переходя на следующий этап, резюмируйте сказанное, вписывайте это в структуру вебинара, задавайте вопросы и напоминайте аудитории дальнейший ход работы.
  7. Живой кадр. Любое движение в кадре оживляет аудиторию, переключает внимание, не дает утомляться. Жестикулируйте, сопровождайте свои слова и интонации движением рук и корпуса, но избегайте жестов-паразитов: почесывание головы, поглаживание волос, прикосновения к носу – они сильно бросаются в глаза зрителям. Если позволяет тема вебинара, показывайте наглядный материал, делайте зарисовки на флип-чарте.
  8. Управление речью. Меняйте темп – ускоряйтесь в начале контентной части, замедляйтесь на итогах. Выделяйте интонациями смысловые блоки, делайте паузы. Показывайте голосом эмоции, не скрывайте свое личное отношения к тому, о чем рассказываете аудитории.
  9. «Три кита». В продающей части перед презентацией продукта и оффером используйте технику «Три кита» или «Три шага». Метод может быть выделен в отдельный модуль – после завершения контентной полезной части дается концентрированная информация в формулировке «Для решения вашей проблемы надо сделать три шага», после чего перечисляются шаги и дается краткое обоснование каждого из них. «Три шага» должны объяснять, как поэтапно решить проблему и как в этом помогает ваш продукт.
  10. Оффер. Презентация продукта – необходимый, но не самый главный этап продающей части. Продавайте по принципу ODC – Offer (релевантное предложение), Deadline (ограниченный срок действия предложения), Call to action (призыв к действию).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать текст для буклета
  • Как написать текст для бита
  • Как написать текст для авито
  • Как написать текст диссертации
  • Как написать текст вычеркнутый